Якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), возраст которого составляет более 5 тысяч лет. Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов. Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах. Поэтому, в Якутии это не просто инструмент, а настоящий символ национальной культуры народа Саха. Местные умельцы через века пронесли секреты изготовления звучных, колоритных варганов. Несмотря на малый размер, он позволяет извлекать завораживающие звучания, имитирующие звуки природы.

Хомус — музыкальный инструмент

Существует несколько разновидностей хомуса — якутского музыкального инструмента. В древние времена якутский варган изготавливали из древесины или кости, а прототипом являлось дерево, разбитое молнией. При порывах ветра оно издавало загадочные звуки. В старину такое дерево считалось священным и его щепки бережно хранились.

Сегодня, традиционный якутский хомус делают из железа. Он имеет подковообразную форму, состоит из ободка и двух суживающихся «щек». С середины ободка начинается стальной язычок, проходящий между «щеками». Там, где заканчиваются «щеки», язычок загибается, образуя колено и загнутый кончик. Этой вибрирующей пластинкой и создается необычный трещащий звук. Музыкальный инструмент хомус может иметь от одного до четырех язычков. Одноязычковый варган играет на одной ноте. Вибрация язычка создается за счет дыхания и артикуляции. Не менее важен ритм – он зависит от техники и мастерства играющего.

Мистичность якутского хомуса заключается в том, что для игры на нем требуется полное сосредоточение. Только в этом случае достигается гармония звучания, и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом. Варган также используется для самосозерцания: когда частота вибраций воздуха совпадает с вибрациями тела человека, достигается полное единение с ним.

Якутский хомус является шаманским инструментом. В своих ритуалах шаманы использовали в основном инструменты с низким, раскатистым звучанием. Считалось, что звук якутского музыкального инструмента хомуса соткан из космических вибраций и является инструментом, связывающим человека с верхним миром. Варган нередко украшался национальным орнаментом. Некоторые сакральные значения узоров на якутском хомусе до сих пор не разгаданы.

Не секрет, что многие из вас хотели бы узнать, как играть на хомусе. Игра на хомусе – это всегда импровизация, отражающая внутреннее состояние играющего. Тем не менее, необходимо освоить базовые навыки, чтобы издаваемые звуки варгана сливались в стройную мелодию.

Держать правильно якутский хомус не так уж и сложно, как покажется на первый взгляд. Одной рукой его нужно взять за кольцо, плотно прижать наружные щечки к зубам. Язычок должен свободно проходить между зубами, не касаясь их. Звуки извлекаются колебаниями язычка: для этого по его загнутому кончику бьют указательным пальцем.

Базовые приемы ударов о язычок

Для этого нужно вращать расслабленной кистью, задевая согнутым указательным пальцем язычок спереди. Необходимо контролировать силу и темп удара в зависимости от ритма. Можно ударять пальцем о язычок и при обратном движении кисти – получится обратный удар.

Дыхательная техника при игре на хомусе

Дыхание играет важную роль в формировании мелодии. Если медленно и осторожно вдыхать воздух в себя, звучание варгана удлинится. Выдох не влияет на звук, но, в сочетании с правильным вдохом, увеличивает силу колебания язычка. Дополнительные возможности дает использование диафрагмы. Если с ее помощью «качать» воздух, можно получить более сильный и глубокий звук.

Управление музыкой

Звук можно изменять с помощью органов речи: вибрацией языка, движениями губ. Так, если обхватить губами корпус, звук усилится.

Игра на якутском хомусе доступна всем. Главное — это понять, как играть на хомусе, систематически тренироваться, проявлять упорство и иметь огромное желание овладеть варганом.

Звук якутского хомуса по тембру и звучанию во многом созвучна с национальной манерой пения. Ведь горловое пение, часто встречаемое среди народов Сибири, имеет много общего с игрой на якутском хомусе. Особого внимания заслуживает вплетение в музыку речи, когда хомусист как бы поет сквозь варган. Слившийся с варганом хомусист сам становится на время музыкальным инструментом.

Для якутов игра на хомусе – глубоко личное, камерное действо. Якутские шаманы использовали его для лечения людей и изгнания злых духов. Также этот инструмент нередко сопровождал любовные признания, когда через него выказывались самые сокровенные чувства. Особенно популярен был якутский хомус у женщин – существовал даже особый жанр хомусных песен. После революции интерес к инструменту ослаб, его даже запрещали из-за ассоциаций с шаманизмом, но в последнее время эта народная традиция возрождается. Нередко мастера проводят обучение, где всем желающим рассказывают, как играть на якутском хомусе.

Музей хомуса

Находится единственный в мире музей хомуса. В нем собрано более 2 тысяч экспонатов, рассказывающем об этом удивительном инструменте.

Среди них индийские, монгольские, тувинские хомусы и многие другие национальные инструменты. бережно хранит духовное наследие различных народов. В нем проходят конференции, лекции, встречи, экскурсии, направленные на сохранение и развитие инструмента.

Видео о хомусе

Посмотрите видео и убедитесь, как красиво звучит якутский хомус в современном исполнении мастера хомуса — Ольги Подлужной. Ритмичная игра на якутском хомусе просто завораживает человека:

Фотографии якутских хомусов

Анна Саввинова
Презентация «Якутские музыкальные инструменты»

У древних якутов было развито музыкальное искусство , доказательством этого являются научные исследования многих ученых. По их гипотезе, у якутов с древних времен имеются 14 разных видов музыкальных инструментов : шумовые, струнные, варганные и. т. д. Кырыымпа (кырыыппа) Кыллаах кырыымпа (или кылыах) – самый распространенный струнный музыкальный инструмент . Изготавливают ее из лиственницы, ели и осины. По своей сути Кырыымпа отличается от других инструментов особенной музыкальностью . Дьа5а

Дьа5а – самый звонкий шумовой инструмент . Ее изготавливают из осины, вокруг вставляют маленькие бубенчики внутри которых вкладывают разные бусинки, для создания шумового эффекта. КУПСУУР

Купсуур (Кюпсюр) – ударный музыкальный инструмент ,

подобный барабану. Изготавливают из хорошей лиственницы, выковыривают внутренний слой. Верхнюю ударную часть закрывают специально выделанной коровьей шкурой. БЫЛААЙАХ

Былаайах (Былаях) – палочка для кюпсюря. Изготавливают из осины, ударяющую часть закрывают из коровьей шкуры не удаляя мех. АЙААН

Айаан – музыкальный инструмент подобный трубе и горну. Изготавливают из осины. Вдыхая воздух издают звуки, например голоса животных.

Публикации по теме:

Всем известно, что дети любят все новое и яркое. Яркие и звонкие инструменты необходимы в работе музыкального руководителя. Руководствуясь.

Компьютерная игра «Музыкальные инструменты» Игра апробирована на детях старшего возраста и средней группы. Удобно заниматься как индивидуально, так и группой (просто отвечать хором).

Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Мастер-класс по созданию лэпбука "Музыкальные инструменты". Итак, начинаем наш мастер-класс по созданию лепбука "Музыкальные инструменты".

Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.

Мини - музей "Русские народные музыкальные инструменты" (проектная деятельность, как основной метод развития музейной педагогики в ДОУ).

Когда-то инструмент встречался среди русского народа и на Поволжье во 2 - 10 веках. Но обычай был практически утерян. Сегодня существуют мастера, которые возрождают традиционный русский варган.

Варган – является самым древним язычковым музыкальным инструментом. Он встречается в культурах большинства народов мира. Играют на нем прижимая к зубам или к губам и изменяя артикуляцию рта и дыхания. Ротовая полос служит в таком случае резонатором, и даёт возможность менять тембр инструмента. Новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, глоточные, гортанные, языковые, губные способы извлечения звука. Обычно варган делается из металла, дерева или кости. В России варганы широко распространены в Якутии, Туве и на Алтае.

Варганы бывают двух типов:

  1. Пластинчатый. Представляет собой тонкую, узкую пластину. Язычок вырезывается в её середине.
  2. Дугообразный. Обычно выковывается из железа. Представляет собой прут, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. На территории России наиболее распространены именно дугообразные варганы.

Когда-то инструмент встречался среди русского народа и на Поволжье во 2 — 10 веках. Но обычай был практически утерян. Сегодня существуют мастера, которые возрождают традиционный русский варган. Тем не менее, несмотря на эти попытки, нет ни одной реконструкции найденных при раскопках образцов древнего русского инструмента. В летописях конечно упоминается о варгане как о военном музыкальном инструменте. Но быть может это несколько иной по конструкции варган, более пригодный для военной музыки, нежели тот, о котором говорится выше.

Стоит отметить, что практически во всех странах варган изобретался независимо, благодаря чему в каждой стране инструмент обладает набором неповторимых характеристик. Неизменным же остаётся только принцип извлечения звука. Варган имеет необычное, металлическое звучание, приятное уху. Оно успокаивает и настраивает на размышления. Конечно, Важно тембр и оттенки звука зависят не только от самого инструмента, но и от исполнителя. В руках разных людей варган всегда звучит по-разному. В России на Алтае под звуки варгана сочетают с горловое пение. Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Именно это его свойство используют в шаманских трансовых практиках.

Потенциал инструмента до сих пор не перестает удивлять своим многообразием и красочностью. Чтобы играть на варгане не требуется специального музыкального образования. Научиться извлекать из него звук просто, а совершенствоваться в навыке можно всю жизнь. В России игру на варгане возрождают как в кругу профессионалов, так и в кругу любителей.

Одним из древнейших музыкальных инструментов, который прошел через века и не изменил свой внешний вид, является варган. Предлагаем вам познакомиться поближе с этим самозвучащим язычковым инструментом. Разные народы давали ему всевозможные названия. На Алтае его называли камузом, в Якутии - хосусом, в Башкирии - кубызом, в Германии - маультроммелем. Украинцы и белорусы звали его просто дрымбой, японцы - миккури, филлипинцы - кубингом, индийцы - морчангом. Музыкальный инструмент варанг считается народным во многих странах, только имеет отличия по материалу, форме и технологии изготовления. У каждого отдельного инструмента свои неповторимые характеристики.

Варган - музыкальный инструмент северных народов

Название древнейшего язычкового инструмента произошло от старославянского слова "варги", что означает "уста". Само название говорит о принципе извлечения звука. Ротовая полость служит естественным резонатором звука. Тон и тембр этого маленького инструмента помогают изменить положение языка.

Ниже вы можете наблюдать фото музыкального инструмента варгана (хомуса). Появился он в глубокой древности на разных континентах. Существует мнение, что для его создания идеей послужил обычный охотничий лук. Как он срабатывал? Один конец лука ставили на землю, а в другой упирались зубами. Затем дергали за тетиву, чтобы извлечь звук.

Особенно популярным стал это инструмент у якутов, тувинцев, чукчей. эскимосов, бурятов, алтайцев, башкиров. Немного меньше варган был распространен в Поволжье.

Сегодня основным центром, где изготовляются и используются хомусы, является Якутия. Для местных жителей не просто музыкальный инструмент - варган, а средство выражения эмоций, настроений и чувств звуками. Некоторые умудряются во время игры на варгане произносить слова, используя "говорящее" исполнение. В наше время возрастает интерес к русской языческой культуре, поэтому появляются новые мастера, создающие аутентичные инструменты.

Два типа варганов

Чтобы вы имели больше представления о музыкальном инструменте варгане, ознакомьтесь с его основными двумя типами:

  1. Варган пластинчатый . Это узкая, тонкая деревянная, бамбуковая, костяная или металлическая пластинка и язычок. Он расположен в середине этой пластинки.
  2. Варган дуговой (дугообразный). Сделан из металлического прута, к которому крепится стальной язычок, имеющий на конце крючок.

Самые известные виды инструмента

Варган считается нестандартным инструментом, каждый имеет свое звучание. Для игры на нем используются не только привычные для всех семь нот, но и различные обертоны, призвуки, глубины. Самые известные виды этого инструмента:

  • достаточно высокое звучание имеет алтайский варган Поткина, этот интструмент совсем небольшого размера и сделан из желтого металла;
  • басовое и мощное звучание у хакасских варганов Валгутова, они темные (вороненые);
  • звонким звучанием характеризуются русские варганы Нуреева, их изготовляют из нержавеющей стали;
  • тонким звенящим звуком отличаются вьетнамские инструменты.

Из каких материалов изготовляют варганы?

Для производства необычного инструмента используют металл, дерево, кость или другие экзотические материалы. Материал и технология изготовления влияют на звучание маленькой "свирели", ее надежность и долговечность. Самым распространенным считается металл. Для его обработки нужен сложный процесс. Прикрепленный к основанию язычок делит варган пополам. С помощью него и создается магия звука.

Как можно описать звучание этого инструмента? Оно успокаивающее, бархатное, приятное уху, настраивающее на раздумия. Каждый исполнитель дает инструменту свой тембр, диапазон и оттенки звука. Часто звуки и призвуки варгана сочетают с

Немного об истории инструмента

История варгана уходит вглубь веков. Первым появился пластинчатый инструмент. Его изготавливали из подручных материалов. Кто-то предпочитал дерево, кто-то - кость. Постепенно стали появляться металлические изделия. Чтобы усилить звучание, к инструменту добавили металлическую рамку - дугу. От этого и произошли дугообразные варганы.

Игрой на этом инструменте занимались в основном русские женщины. Вплоть до 30-х годов прошлого века сохранялись богатые традиции игры на варгане. Во время правления Сталина их отменили, считая вредным пережитком прошлого. Старшие люди все равно передали свое умение потомкам.

Игрой на варгане увлекались также и в европейских странах. Этим инструментом пользовались молодые люди, чтобы привлечь внимание прелестных девушек. Экзотическое звучание варгана завоевало внимание светских салонов в эпоху романтизма. Больше всего инструментов создавали в Австрии.

В конце XIX века игра на варгане потеряла популярность, некоторые виды инструмента вообще исчезли со сцены. Это было связано с тем, что на основе варгана немецким мастером Бушманом была сконструирована первая губная гармошка. Потом появились баян и аккордеон. Успех у новых инструментов был большой, а про варган забыли.

В 60-70-е прошлого столетия стали возрождать этнические культуры и развивать эзотеризм. Якутский исполнитель опять возродил интерес к хомусу. Инструментом снова настолько заинтересовались, что в 1984 году провели фестиваль варгана на международном уровне. Он прошел в США. Сегодня норвежцы, американцы, австрийцы, русские активно развивают искусство игры на этом инструменте и создают целые общества любителей. Варганная музыка стала пронизывать многие музыкальные стили. Современные музыканты прекрасно импровизируют, экспериментируют с обертоновым и авангардным направлением. Этот примитивный по устройству инструмент довольно сложный в игре, многие его стороны еще не раскрыты до конца. Это дает возможность назвать его инструментом XXI столетия.

Детали и размер варгана

Этот инструмент бывает разных размеров, все зависит от пропорций кисти и рта. От размера зависит удобство игры и звук. Музыканту должно быть удобно держать раму и ударять по язычку. У маленьких варганов высокое звучание и небольшая длительность колебаний язычка. У большого инструмента звучание продолжительное и басовитое. Миниатюрные девушки выбирают небольшое приспособление, крупным мужчинам удобнее играть на большом варгане.

От размера зависит удобство прижимания дек к зубам и губам. Жесткость язычка также может быть различных пределов. Легче управлять варганами с мягким язычком, от них нет отдачи на зубы и кости головы. Звук получается хоть и тихий, но нежный и плавный. Они подходят для неторопливых мелодий, медитаций и релаксаций. Жесткий язычок придает яркости и четкости звучанию. На таком инструменте исполняют ритмичные композиции, подвижные мелодии. Он позволяет создать даже очень быстрое звучание.

Длина язычка также влияет на игру. Звук может быть медленным, неторопливым, медитативным у варганов с длинным язычком. Короткий язычок придает мелодии нотки веселья, подвижности, легкости. На нем лучше исполнять народные наигрыши и бодрые танцы.

У язычка есть колено и кольцо. Большое колено незаменимо при медленной игре, заставляет звучать инструмент низко. Маленькое колено лучше для быстрой игры. Для мягкости и точности лучше по нему стучать пальцами. Важно знать, что вибрации от язычка переходят на раму инструмента и кости музыканта.

В качестве металла для изготовления варганов используется сталь, латунь, медь. Кроме них встречаются инструменты их дерева, оргстекла, камня, китового уса, кости. Более приятные по ощущениям деревянные приспособления, они дают меньшую отдачу на зубы. Звучание кованых варганов яркое и богатое. Медные инструменты придают мелодиям бархатистость.

Как играть на варгане?

Как на данном чудо-инструменте создать звук? Это сочетание вибраций язычка, корпуса варгана, костей головы и рта. Чтобы сыграть конкретную мелодию, нужно знать определенные технические моменты. Ведь во время игры вы слышите не сам варган. Многим интересно узнать, как играть на музыкальном инструменте варгане. Сначала прикладывают его к зубам, затем легонько стучат по язычку, после чего резонанс идет по костям черепа. Звучать начинает тело. Музыкант в процессе игры меняет артикуляцию, управляет диафрагмой, сокращает гортань, изменяет дыхание. Все это влияет на звучание инструмента. Для того чтобы создать красивую мелодию, достаточно месяц потренироваться по 15-20 минут в день.

Использование варганов шаманами

Северные народы издавна считали священными оленя, огонь, бубен и варган. Бубном чаще пользовались мужчины, а варганом - женщины. Древние шаманы считали, что они с помощью этих приспособлений входят в транс, изменяют состояние сознания. Шаманы входили в разные миры, чтобы преобразовать реальность. Кроме игры на музыкальных инструментах ими использовались и другие техники. Шаманские камлания не обходились без варгана и бубна. С помощью инструмента шаманы призывали духов-защитников и общались с ними.

Мировоззрения шаманов были идентичны в разных уголках мира. Встречались они не только в Сибири и Африке, но и в Северной и Южной Америке, Австралии. Поэтому мы смело можем назвать варган музыкальным инструментом шаманов, с помощью которого они путешествовали в поисках силы и информации.

Туркменский металлический варган

Трудно понять секрет популярности человеку, который не держал в руках туркменский музыкальный инструмент - варган (металлический). Мир меняется, когда этот инструмент заводит свою песню, наполняясь настроением хозяина. Каждый вздох отдает россыпь звуков, сплетающихся в удивительную мелодию. Туркменский варган становится продолжением играющего, их души сливаются. Поклонникам этого инструмента трудно оторваться от его мелодичности звучания и легкости исполнения.

Существует несколько моделей туркменского варгана - одни звучат низкими бархатными мелодиями, другие щебечут нежными голосами. Он очень подходит для сольных партий, где исполнитель следует своему вдохновению, создает неповторимые музыкальные образы. Этот инструмент прекрасно снимает стресс, настраивает на позитивную волну, наполняет душу гармонией.

Чукотский инструмент

Многие любители стараются купить чукотский музыкальный инструмент - варган. Еще в древности ему приписывали магические силы. Чукотские шаманы музыкальными вибрациями узнавали будущее и вызывали духов. Ценится варган (музыкальный инструмент чукчей) высоко, а мастера, его создающие, считаются людьми высшего порядка. Профессиональные секреты изготовления инструмента строго охраняются. Приспособление удобно в использовании, а его форма отдаленно напоминает ключ.

Уникальная находка археологов

Недавно в алтайских горах ученым удалось найти язычковый музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Находку считают самой древней в Евразии подобного рода. Ученые относят инструмент к скифо-сарматскому периоду (I тысячелетие до нашей эры). Варган нашли во время раскопок возле реки Катуни. Эта находка является этнографической чертой обитателей южной Сибири.

Варганы в магазинах музыкальных инструментов в Перми

В предгорьях Западного Урала расположен крупный промышленный и торговый центр - Пермь. В нем живет более полумиллиона жителей. В этом городе многие увлекаются игрой на варгане. Здесь есть несколько магазинов, где можно приобрести алтайские варганы (хомусы). Их приобретают для профессиональной игры, а также для хобби, удовольствия. Многие обращаются за приобретением в интернет-магазины, где можно получить консультацию профессионального менеджера.

Некоторых привлекает модель с необычным дизайном, где рама выполнена из оргстекла. Такой инструмент современный и стильный. Варганы продаются в оригинальных деревянных или пластиковых футлярах, которые сохраняют их при транспортировке.

Стоимость инструмента

Те, кто освоил довольно сложную технику игры на варгане, считают, что он должен быть в каждой семье. Может ли любой покупатель со средним достатком приобрести себе этот чудесный инструмент? Самый доступный варган стоит 600-700 рублей. Более сложные модели, с интересными призвуками, стоят от 1500 рублей и выше. В продаже есть инструменты, инкрустированные драгоценными камнями. Их упаковывают в авторские стальные чехлы уникальной формы. Естественно, цена за такую работу высокая.

В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт, мировозрение. Хотя, у народа саха музыкальный инструментарий не был так богат и популярен, как устное народное и песенное творчество, все же один инструмент – хомус в настоящее время более чем известен во всем мире и считается одним из национальных брендов Якутии и здесь был основан Музей и Центр хомуса народов мира. К древним самобытным инструментам относятся кырыымпа, дүҥүр и несколько видов ударных инструментов.

Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых концов с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком.
Кырыымпа – одно-, двух-, трех- или четырехструнный смычковый инструмент. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания. Композитор, исследователь музыкальной культуры якутов М.Н. Жирков пишет, что у якутов кылыһах-кырыымпа (кылысах-кырыымпа) существовала издревле. По мнению мастера-исследователя А.И.Чахова, традиционно инструмент должен покоиться на коленях исполнителя, а звук извлекается щипком или смычком (чаачар). Кырымпист, сидя держит инструмент на коленях, пальцами нажимает струны, иногда не доводя нажим до грифа, извлекая флажолетные звуки. Со временем исполнители освоили иные способы игры: с опорой на грудную клетку или держат вертикально на коленях. Предпочтение игры со смычком привело к укреплению в народной среде кырыымпы, а манера игры щипком дала основу для реконструкции инструментов таҥсыр и кылыhах. Игрой на кырыымпе сопровождали песни и танцы (осуохай) во время ысыаха и песни из эпоса олонхо. В настоящее время известны несколько разновидностей кыллаах-кырыымпы: кырыымпа-хоппо, кырыымпа-сэргэ, кырыымпа-кытыйа, кырыымпа-тойук.
Дүҥүр (дюнгюр) - (род шаманского бубна) – ритуальный атрибут шамана. ударный инструмент. Исследователи относят бубен к наиболее ранним типам музыкального инструментария. Шаманский бубен – «По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка - кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый конь, на котором он перемещается по трехмерному миру". Якутский бубен состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют «былаайах» - деревянной лопаточкой, покрытой шкурой.
Видное место в развитии якутского инструментария, как и в целом музыкальной культуры, занимает многогранная деятельность основоположника профессионального якутского музыкального искусства Марка Николаевича Жиркова. В результате музыкально-этнографических исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал и дал описание 14 разных видов инструментов: якутский хомус и эвенкийский, эвенский хомус – варган; свирель или флейта; якутская тальниковая или деревянная дудка; ветряная сирена для сбора скота; якутский бубен; «улахан чардаат күпсүр» – большой кюпсюр, «дьөлөккөй күпсүр» – выдолбленный кюпсюр; поколотка с металлическими струнами и побрякушками; или тыал дуораанньык-резонирующий бубен или ветряной бубен; табыки различных вариантов; разнообразные щоркунцовые инструменты: хобо; звенящие атрибуты и побрякушки одежды и бубна шамана; щипково-струнно-ударный «Мааковский дүҥүр»; кырыымпа. Дальнейшее развитие якутского музыкального инструментария он видел в реконструкции самобытных якутских инструментов, в обогащение якутского музыкального инструментария за счет инструментов родственных азиатских народов и организация оркестра. Свою мечту М.Н. Жирков выразил в словах: "Наш народ должен иметь замечательную инструментальную музыку. Путь к этой культуре предстоит начать с создания якутского национального оркестра".
Идея создания оркестра начала претворяться в жизнь вначале 60-х гг., когда директор ДНТ ЯАССР Г.Г.Сыромятников съездил в Среднюю Азию для изучения способов изготовления и реконструкции якутских инструментов с целью создания оркестра. В результате в 1962 г. на фабрике музыкальных инструментов г. Москвы под руководством мастера-конструктора П.А. Шошина были изготовлены 4 комплекта оркестра якутских народных инструментов, состоявших из 24 инструментов струнно – смычковых (семейство кырыымпы-сэргэ), струнно-щипковых (кытыйа - таҥсыр, чороон - кылыһах) и ударно-шумовых (дүҥүр, иирэр дьаҕа) групп. Щипковые инструменты были изготовлены по образцу конструкции инструментов русского оркестра и имели разновидности: прима, альт, бас.
Знаменательным событием культурной жизни республики стало создание 31 марта 1963 г. в Якутском музыкальном училище оркестра якутских народных инструментов (рук. Н.А. Наумов). В его состав, как и в других оркестрах народов России, был введен баян. Уже в апреле оркестр принял участие в г. Хабаровске на научно-практической конференции по фольклору и развитию музыкального исполнительства народов Сибири и Дальнего Востока. Специально для этого оркестра Г. Комраковым была написана "Якутская увертюра". В 1964 г. оркестр с успехом выступил в Иркутске, Хабаровске, в Москве. Оркестр из Сунтарского района, сопровождавший известный танцевальный ансамбль Сергея Зверева - Кыыл Уола, с большим успехом выступил на Всероссийском смотре художественной самодеятельности в городе Москве и в Иркутске. Популярностью среди молодежи пользовался участник республиканских смотров и фестивалей студенческий оркестр народных инструментов (рук. Семенов П.П.) ансамбля "Сергеляхские огни", который выезжал на гастроли в Москву и Тувинскую АССР.
В 1967 г. бурятские мастера под руководством известного конструктора-изготовителя музыкальных инструментов Б.Д. Дугарова используя материалы М.Н.Жиркова и отдельные экземпляры существующих якутских струнно-щипковых и смычковых инструментов, внеся много от бурятского инструментария, создали вариант якутского оркестра. У щипковых инструментов верхняя дека была сделана из кожи, что не подходило для нашего климата. Некоторые конструктивные недостатки инструментов оказались неудобны для исполнителей. «Шошинские» и «Дугаровские» комплекты якутских национальных инструментов не получили широкого распространения и одобрения населения республики в связи с недостаточной спецификой национального звучания. Но в развитии якутского инструментария они сыграли в целом положительную роль, доказав, что оркестр якутских инструментов можно создать. Эти эксперименты подтолкнули многих местных мастеров на изготовление различных музыкальных инструментов.
Огромную роль в развитии и реконструкции якутского инструментария сыграли мастера – изготовители И.Д. Избеков-Уустаах, создал дьаҕа и күпсүр; А.И. Чахов, изготовивший варианты кылыһах кырыымпы – сэргэ, хоппо, кытыйа, автор наименований инструментов таҥсыр и кылыһах и давший описание технологии изготовления духовых инструментов айаан и ойдуо, автор книги «Саха былыргы инструменнара» и статьей. Основоположники республиканской мастерской по изготовлению национальных инструментов с. Бердигестях Горного улуса В.А. и М.В. Мохначевские создали однострунный тойук-кырыымпу, мас-хобо, хабардьа, шумовые инструменты бадьаайах, сиксиир, реконструировали духовые инструменты айаан и ойдуо, усовершенствовали күпсүр, таҥсыр, кылыһах и хоппо-кырыымпа. Большой вклад внес П.П.Семенов – энтузиаст, пропагандист якутского музыкального фольклора, руководитель Верхневилюйской экспериментальной мастерской по производству якутских музыкальных инструментов, автор статей о якутских музыкальных инструментах. Неоценим также вклад пропагандистов, энтузиастов, народных мастеров Л.Н.Турнина, П.И.Деляева, И.М.Неустроева, П.Е.Слепцова, С.И.Гоголев-Амынньыкы Уус, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус и др. Появление реконструированных инструментов послужило основой для создания ансамблей и оркестров. Среди первых пропагандистов якутских инструментов выделяется семейный ансамбль исполнителей и мастеров – изготовителей Михайловых из Таттинского района. В 1972 году оркестр народных инструментов с.Верхневилюйск (мастера Т.И. Дойдуков, Д.И. Кузьмин) успешно выступил и стал лауреатом фестиваля народов Сибири в Иркутске. В 1975 г. на Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества одним из лучших стал оркестр с. Бердигестях Горного улуса (мастер В.А. Мохначевский). В 1976 г. на зональном смотре Всесоюзного фестиваля в г. Магадане они получили звание лауреата СССР и РСФСР. Оркестр якутских национальных инструментов Якутского музыкального училища под руководством Н.И. Кисленко превратился в один из крупных коллективов республики, подняв исполнительство на якутских инструментах на высокий уровень. В 1982 году он успешно выступил в Днях литературы и искусства Якутии в Москве и Ульяновске. В 1985 г. коллектив дал девять самостоятельных концертов с артистами театра оперы и балета в Монголии. Для этого оркестра специально были написаны композитором В.Ксенофонтовым сюита из 4 частей "Ысыах", «Оленьи скачки» А.Моргусова.
Особый вклад в изучении и развитии якутского инструментария внесли композиторы Г.А. Григорян, Н.С.Берестов, музыковеды - Г.Г.Алексеева, Э.Е. Алексеев, Н.Н.Николаева, Ю.И.Шейкин, А.П.Решетникова, деятели культуры – Н.И.Бойлохов, И.Е.Алексеев, С.С.Шишигин, П.П.Оготоев, преподаватели отделения народных инструментов ЯМУ – Р.П.Борисов, А.В.Каженкина и др.
В настоящее время в республике действуют и плодотворно работают ансамбли и оркестры при Детских школ искусств: оркестр национальных инструментов "Кылыһах" с. Бердигестях, с. Верхневилюйск (рук. Н.Н.Хобусаров), г. Вилюйска (рук. М.А.Тоноева), этнофольклорный ансамбль с. Техтюр Мегино-Кангаласского улуса (рук. В.В.Кузьмин), оркестр национальных инструментов фольклорного ансамбля «Сандал» с. Хатассы (рук. Семенова А.Т.), фольклорный ансамбль «Сэргэ» с. Татты (рук. Д.А.Попова). Высокое исполнительское искусство на якутских музыкальных инструментах демонстрируют участники и лауреаты многих международных фольклорных конкурсов - фестивалей, известные во всем мире этно-группы "Айархаан" (рук. А.М.Дегтярева) и "Көй дуораан" (рук. К. и Г. Хатылаевы). Огромную работу по сохранению и развитию якутских инструментов ведут также Музей хомуса народов мира (директор Н.С.Шишигин) и Музей музыки и фольклора народов Якутии (директор А.П.Решетникова), Международный центр варганной музыки (президент И.Е.Алексеев). Научно-исследовательской работой по якутскому инструментарию под руководством Ю.И.Шейкина плотно занимаются аспирантки АГИИК В.Е.Дьяконова, М.И.Шамаева. Неоценима также роль мастерских по изготовлению якутских инструментов с. Бердигестях (мастер Т.Т.Дьячковский), «Аартык» Таттинского улуса (рук. А.П. Лопатин) и мастеров Р.Г.Чемчоева, И.И.Готовцева, А.Е.Мандарова, И.К.Колодезникова, М.Н.Мальцева, П.Ф.Осипова, Н.Е.Орлова, П.М.Борисова и др. С этого года с целью развития якутского инструментария при МКиДР РС(Я) начала работу экспертная комиссия (руководитель С.П.Григорьев).

Анна Томская, артистка оркестра НТТ РС(Я),
преподаватель ЯМК (У) им.М.Н.Жиркова, член СТД РФ
отличник культуры РС(Я)

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png