Классические произведения всегда считаются лучшими публикациями для чтения. Они не только проверены годами, но и поднимают сложные, жизненно важные вопросы, которые актуальны в любые времена. В классической литературе мы находим самих себя, она заставляет нас задуматься о своем характере, образе мыслей, поведении и мышлении.

Именно таким образчиком классической литературы и является “Обыкновенная история” Гончарова, краткому содержанию которой и будет посвящена наша статья. Что это за произведение? В чем его суть и смысл? Какова психологическая проблема “Обыкновенной истории” Гончарова? Давайте узнаем.

Но перед тем, как лучше узнать произведение, давайте познакомимся с его автором.

И. А. Гончаров

Создатель “Обыкновенной истории” - Иван Александрович Гончаров - родился в 1812 году, в семье именитых и богатых купцов. С раннего детства мальчик вел беззаботную пресыщенную жизнь - погреба и амбары были переполнены всевозможной провизией и сластями, в сундуках складывались золотые, хозяевам прислуживала дворня.

В семь лет Ваня потерял отца. Его опекуном и воспитателем стал крестный Трегубов, добрый и просвещенный человек, моряк по профессии. Вначале он обучал ребенка сам, затем отдал его в училище в Москве.

Восемь лет обучения помогли Ивану стать более зрелым и осведомленным, он пристрастился к чтению, сам захотел писать. Его идеалами становятся Пушкин и Карамзин, именно на них будущий писатель хочет равняться, именно им стремится подражать.

В девятнадцать лет молодой Иван Гончаров поступает в столичный университет на факультет словесности. Здесь он знакомится с Белинским, Аксаковым, Лермонтовым, Тургеневым. Такие талантливые, глубокомыслящие друзья и товарищи оставляют неизгладимый след в открытой душе юноши.

Он много размышляет о смысле жизни и вечных ценностях, литературе и искусстве, жизни народа и нравах дворянства.

Окончив университет, молодой Иван Гончаров получает хорошую государственную должность, однако продолжает вращаться в литературных кругах Петербурга. Здесь он близко сходится с живописцем Николаем Майковым и его писательницей-супругой. У них знакомится с представителями культурной жизни столицы - поэтами, художниками, музыкантами…

Продолжая трудиться на государственном поприще, занимая ответственные должности и важные посты, Иван Александрович начинает писать. Его первым произведением становится “Обыкновенная история”, последующими - знаменитые до сих пор “Обломов” и “Обрыв”.

Чем примечательна первая книга Гончарова “Обыкновенная история”?

Как писалось произведение

История создания “Обыкновенной истории” Гончарова охватывает довольно продолжительный период времени. Вообще он творил очень медленно и не спеша, детально обдумывая каждый росчерк и каждую мысль, стараясь постигнуть не только глубину характеров своих героев, но и историческое время, в которое жил и которое описывал.

“Обыкновенная история” Гончарова (краткое содержание ее будет подано чуть ниже) была задумана автором еще в 1944 году. Последующие два года он трудился над своим творением, как всегда сосредоточенно отрабатывая каждое предложение, анализируя каждую ситуацию и каждую реплику героя.

Несколько раз писатель дорабатывал свое произведение. В 1945 году, после прочтения набросков в семье Майковых, он внес некоторые изменения в рукопись, прислушавшись к дельным советам хозяина дома. Затем он корректировал сочинение непосредственно перед его изданием.

История издания

Как был напечатан роман Гончарова “Обыкновенная история”? Вначале рукопись была доверена автором литературному меценату Языкову, однако тот счел произведение малозначительным и тривиальным и не захотел его показывать знаменитому критику Виссариону Белинскому.

Если бы не Николай Некрасов, который забрал рукопись у Языкова и показал Виссариону Григорьевичу, мир, возможно, не увидел бы произведение напечатанным.

Роман пришелся критику по вкусу. Он увидел в нем современное и актуальное веяние, а также тонкий психологизм и художественный реализм. В 1947 году произведение было куплено у Гончарова (за двести рублей за каждый лист) и напечатано в журнале “Современник”.

Каков же сюжет “Обыкновенной истории” Гончарова, так заинтересовавшей знаменитых литераторов того времени?

Начало повествования

Краткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова следует начать с описания отъезда молодого небогатого помещика Александра Федоровича, единственного сына добросердечной барыни Анны Павловны. Саша - симпатичный двадцатилетний романтик, только что окончивший университет. Он горит желанием послужить Отечеству, найти свою дорогу в жизни и пройти по ней рука об руку с нежной и доброй девушкой. Александр Федорович имеет много талантов, пишет стихи, он ожидает, что в Петербурге его ждет счастье и любовь.

В родной деревне молодой человек оставляет влюбленную в него соседскую барышню Соню, девушку искреннюю и чистую. Та дарит ему на память локон и обещает ждать.

Чтобы проститься с Сашей, приезжает его друг Александр Поспелов, специально проскакавший ради этого более ста пятидесяти километров. Молодые люди с теплотой вспоминают свои задушевные беседы о любви, верности и служении отечеству.

Встреча с дядей

В столице Адуев приезжает к своему родному дяде по отцу, Петру Ивановичу, влиятельному чиновнику и зажиточному фабриканту. Однако тот поначалу даже не хочет принять племянника. Однако вспомнив, как добра была к нему Анна Павловна, Адуев-старший встречается с молодым человеком, но ведет себя сдержанно и холодно.

Саше непонятна бесчувственность дяди, ему не по себе от городской церемонности и безразличия. Гуляя по Петербургу, юноша разочаровывается в столице. Ему не хватает девственной природы, бескрайних просторов, добродушия и приветливости знакомых.

Между тем Петр Иванович собирается учить племянника уму-разуму. Он запрещает ему проявлять свои искренние чувства и эмоции, велит забыть Сонюшку и даже выкидывает ее подарки. Дядя находит Александру хорошо оплачиваемую, но нудную работу, и побуждает молодого человека забросить поэзию и литературу, как занятие малоприбыльное и глупое.

Спустя два года

Что происходит с главными героями “Обыкновенной истории” Гончарова через этот небольшой промежуток времени?

Александр стал более городским и важным. Он продолжает работать в одном из государственных департаментов, дополнительно переводит статьи и время от времени пишет стихи или рассказы.

Оказывается, молодой человек влюблен в юную девушку Надю, которая отвечает ему нежностью и взаимностью. Однако дядя осуждает их романтические отношения, утверждая, что для брака любовь не нужна.

Любовь и предательство

Целые вечера проводит влюбленный на даче у своей возлюбленной. Наденька воспитывается одной матерью, растет изнеженной и ветреной барышней. Она просит у Александра год, чтобы проверить свои чувства и воссоединиться вместе в счастливом браке.

И вот тогда, когда назначенное время приближается, на горизонте юной барышни появляется другой человек - утонченный, богатый, именитый граф Новинский. Надя увлекается им и мало уделяет внимания Адуеву.

Тот, терзаемый ревностью, ведет себя вызывающе и по отношению к возлюбленной, и по отношению к счастливому сопернику. Со временем девушка отказывает Александру.

Для него это стало тяжелым ударом. Он бесшумно рыдает и тоскует по своему утраченному счастью. Дядя не понимает чувств юноши и, видя, что тот хочет вызвать графа на поединок, советует ему отомстить другим, более изощренным образом. Лишь тетя - молодая жена Адуева-старшего жалеет Сашу в его неразделенной любви.

Прошло двенадцать месяцев

Александр по-прежнему страдает от Надиного отказа. Он теряет смысл в жизни, теряет веру в людей, ему кажется, что его окружают беспринципные злые невежды. Находя радость в сочинительстве, молодой человек целыми днями пишет повесть, но Петр Иванович критикует ее и доказывает племяннику, что ее никто не будет публиковать. Так и есть. Журнал отказывает печатать произведение, и молодой Адуев разочаровывается в своем таланте и своих способностях.

Лизавета Александровна, жена Адуева-старшего, страдает от его холодности и отчужденности. Ей тягостно, что муж заботится о ее комфорте, забывая при этом о ее сердце и чувствах.

Красавица-вдовушка

Юлия Тафаева - молодая женщина, рано овдовевшая, становится причиной беспокойства Петра Ивановича о своем компаньоне. Тот влюбился в девушку и тратит на нее все деньги. Поэтому дядя просит Александра поиграть с вдовой в любовь, чтобы отвлечь ее от своего партнера.

Адуев-младший сомневается в своем успехе, но приударяет за красивой вдовой. Сам того не замечая, он влюбляется в опытную женщину и, как оказывается, взаимно.

Молодые люди очень схожи. Они оба хотят нежности, бурных проявлений любви, всепоглощающей страсти. В своих чувствах они ищут уединения и желают принадлежать друг другу безраздельно.

Но такое зависимое состояние, омраченное постоянной ревностью и неудержимостью возлюбленной, надоедают Александру. Он теряет к Юлии интерес, а та настаивает на женитьбе.

Дядя помогает молодым людям объясниться и освобождает племянника от докучающих ему отношений.

Депрессия главного героя

Разрыв с Тафаевой не делает молодого мужчину счастливым. Он испытывает огромные сомнения - что-то не так пошло в его жизни. Он раскаивается, что приехал в Петербург, что бросил живописную деревенскую природу и милую Сонюшку.

Однако такое переосмысливание жизни не побуждает главного героя к действиям. Он опускается все ниже и ниже, вяло работает, общается с неприглядной компанией, не посещает дядю.

Петр Иванович старается расшевелить племянника, он взывает к его честолюбию и напоминает о карьере. Затем пытается пробудить в нем прежние романтические порывы, но тот оледенел душой и разочаровался во всем.

В скором времени молодой человек увольняется со службы и уезжает из Петербурга к себе домой, полностью опустошенным и уставшим душой и телом.

Но это еще не конец

Мать очень рада видеть сына, однако она обеспокоена его внешним видом и физическим состоянием.

Со временем Александр свежеет и хорошеет. Природа и нежные воспоминания восстанавливают его силы. Он живет спокойной жизнью, но продолжает мечтать о Петербурге. Через полтора года мужчина пишет тете, что хочет вернуться в столицу и начать новую жизнь. Он понимает, что вел себя глупо, и хочет исправиться.

Конец произведения

Прошло четыре года после вторичного возвращения Адуева в Петербург. Многое изменилось в семействе его дяди. Достигнув небывалых высот и богатства, Петр Иванович, наконец, понимает, что все это - была мишура, сейчас для него главное - здоровье любимой жены, которая медленно угасает от его холодности и замкнутости. Однако Лизавета Александровна уже потеряла радость в жизни и ей безразличны запоздалые чувства мужа.

Совсем по-иному сложилась жизнь Александра. Мать его умерла, а он наконец нашел себя - стал уверенным и довольным, получил хорошую должность и завидный чин. Он собирается жениться на малознакомой девушке с хорошим приданном, которую не любит и даже не уважает. Адуев старший рад за племянника и впервые в жизни обнимает его.

На этом заканчивается краткое содержание “Обыкновенной истории” Гончарова.

Проблематика романа

Как видим, писатель поднял в своем произведении серьезные психологические вопросы, относящиеся к потаенным душевным порывам и изменчивости человеческого сердца. Анализ “Обыкновенной истории” Гончарова показывает нам, как влияние общества и собственное мировоззрение может кардинально изменить человека, заставить его переступить через себя и свои убеждения, забыть собственные порывы и чаяния.

Приспособившись к окружающей его системе, Адуев превратился из доброго мечтательного человека в жадного карьериста и беспринципного эгоиста. Под конец произведения он даже меняется с дядюшкой местами, так как тот становится более семейным и добродетельным, беспокоясь о здоровье любимой супруги.

Об этом свидетельствует и характеристика героев “Обыкновенной истории” Гончарова.

Образы произведения

Если раньше юный Саша предстает перед читателями привлекательным внешне и внутренне, которому невольно симпатизируешь и сочувствуешь, то со временем, переживая разочарования и находясь под влиянием богатого дяди, он превращается в обычного себялюбца, карьериста и притворщика.

Серьезный анализ “Обыкновенной истории” Гончарова приводит читателя к мысли, что в бедах молодого человека, его трагедии и унынии, виноваты не другие, а он сам. Он, который бросил невинную, влюбленную в него Соню и свободную жизнь в деревне, и отправился покорять столицу. Он, который шел на поводу своей слабости, зациклившись на неразделенной любви и собственных чувствах.

Разве плохо быть богатым? Разве плохо иметь высокооплачиваемую должность? Конечно, нет! Это все очень хорошо, если человек остается самим собой, если его сердце чисто, а совесть спокойна. Если он творит добро и думает о чувствах других.

Писатели двумя способами исследуют жизнь – умственным, начинающимся с размышлений о явлениях жизни, и художническим, суть которого – постижение тех же явлений не умом (или, вернее, не только умом), а всей своей человеческой сущностью, или как принято говорить, интуитивно.

Интеллектуальное познание жизни приводит автора к логическому изложению изученного им материала, художническое – к выражению сущности тех же явлений через систему художественных образов. Писатель-беллетрист как бы дает картину жизни, но не просто копию с нее, а преображенную в новую художественную реальность, отчего явления, заинтересовавшие автора и освещенные ярким светом его гения или таланта, предстают перед нами особо зримыми, а иногда и зримыми насквозь.

Предполагается, что истинный писатель дает нам жизнь только в виде художественного ее изображения. Но на деле таких «чистых» авторов не так много, а может быть, и не бывает совсем. Чаще всего писатель является и художником и мыслителем.

Иван Александрович Гончаров издавна считается одним из самых объективных русских писателей, то есть писателем, в произведениях которого личные симпатии или антипатии не выставляются в качестве мерила тех или иных жизненных ценностей. Он дает художественные картины жизни объективно, как бы «добру и злу внимая равнодушно», предоставляя читателю самому, своим собственным умом вершить суд и выносить приговор.

Именно в романе «Обыкновенная история» Гончаров устами сотрудника журнала излагает эту мысль в самом ее чистом виде: «…писатель тогда только, во-первых, напишет дельно, когда не будет находиться под влиянием личного увлечения и пристрастия. Он должен обозревать покойным и светлым взглядом жизнь и людей вообще, – иначе выразит только свое я , до которого никому нет дела». А в статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров замечает: «…я о себе прежде скажу, что принадлежу к последней категории, то есть увлекаюсь больше всего (как это заметил обо мне Белинский) „своею способностью рисовать“.

И в своем первом романе Гончаров нарисовал картину русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века. Разумеется, Гончаров не мог дать полной картины жизни и деревни и Петербурга, как вообще ни один автор не может этого сделать, потому что жизнь всегда многообразнее любого ее изображения. Посмотрим, получилась ли изображаемая картина объективной, как этого желал автор, или какие-то побочные соображения сделали эту картину субъективной.

Драматическим содержанием романа является та своеобразная дуэль, которую ведут два главных ее персонажа: молодой человек Александр Адуев и его дядя Петр Иваныч. Дуэль увлекательная, динамичная, в которой успех выпадает на долю то одной, то другой стороны. Поединок за право прожить жизнь согласно своим идеалам. А идеалы у дяди и племянника прямо противоположные.

Юный Александр является в Петербург прямо из теплых материнских объятий, с ног до головы одетый в доспехи высоких и благородных душевных порывов, является в столицу не из праздного любопытства, а с тем, чтобы вступить в решительный бой со всем бездушным, расчетливым, гнусным. «Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности», – восклицает этот наивный идеалист. И на бой он вызвал не кого-нибудь, а весь мир зла. Этакий маленький доморощенный донкихотик! И ведь тоже начитавшийся и наслушавшийся всяческих благородных бредней.

Тонкая ирония Гончарова, с какой он описывает в начале романа своего юного героя – его отъезд из дома, клятвы в вечной любви Сонечке и другу своему Поспелову, первые его робкие шаги в Петербурге, – именно этот весьма насмешливый взгляд Гончарова на своего юного героя делает образ Адуева-младшего милым нашему сердцу, но уже заранее предопределяет исход борьбы племянника и дяди. К истинным героям, способным на великие подвиги, авторы не относятся с иронией.

А вот и противная сторона: столичный житель, владелец стекольного и фарфорового завода, чиновкник особых поручений, человек трезвого ума и практического смысла, тридцатидевятилетний Петр Иваныч Адуев – второй герой романа. Гончаров наделяет его и юмором, и даже сарказмом, но сам не относится к этому своему детищу с иронией, что заставляет нас предполагать: вот он, истинный герой романа, вот тот, на кого автор предлагает нам взять равнение.

Два этих характера, заинтересовавшие Гончаров, были ярчайшими типа своего времени. Родоначальником первого явился Владимир Ленский, второго – сам Евгений Онегин, хотя и в сильно преображенном виде. Замечу здесь в скобках, что и холодность Онегина, его опытность терпят точно такой же крах, как и опытность и значение жизни Петра Иваныча Адуева.

Еще смутно ощущая цельность своего романа, Гончаров пишет: «…в встрече мягкого, избалованного ленью и барством, мечтателя-племянника с практическим дядей – выразился намек на мотив, который едва только начал разыгрываться в самом бойком центре – в Петербурге. Мотив этот – слабое мерцание сознания необходимости труда, настоящего, не рутинного, а живого дела в борьбе со всероссийским застоем».

Гончарову очень хочется взять себе в образец именно этого человека «живого дела», и не только себе, но и предложить его вниманию читателя именно в качестве образца.

С каким блеском написаны диалоги дядюшки и племянника! Как спокойно, уверенно, безапеляционно разбивает дядя своего горячего, но не вооруженного страшным оружием логики и опыта племянника! И каждая критическая фраза убийственна, неотразима. Неотразима оттого, что он говорит правду. Тяжелую, иногда даже обидную и беспощадную, но именно правду.

Вот он высмеивает «вещественные знаки… невещественных отношений» – колечко и локон, подаренные Сонечкой при прощании уезжающему в столицу любимому Сашеньке. «И это ты вез за тысячу пятьсот верст?.. Лучше бы ты привез еще мешок сушеной малины», – советует дядя и швыряет в окно бесценные для Александра символы вечной любви. Александру кажутся дикими и холодными слова дяди и его поступки. Может ли он забыть свою Сонечку? Никогда!..

Увы, прав оказался дядя. Прошло совсем немного времени, и Александр влюбляется в Наденьку Любецкую, влюбляется со всем пылом молодости, со свойственной его натуре страстностью, безотчетно, бездумно!.. Сонечка забыта совершенно. Он даже не только ни разу не вспомнит ее, но и забудет ее имя. Любовь к Наденьке заполнит Александра целиком!.. Конца не будет его лучезарному счастью. Какое тут может быть дело, о котором твердит дядя, какая работа, когда он, можно сказать, денно и нощно пропадает за городом у Любецких! Ах, уж этот дядя, у него на уме только дело. Бесчувственный!.. Как у него язык поворачивается говорить, что Наденька, его Наденька, это божество, это совершенство, может его надуть. «Она обманет! Этот ангел, эта олицетворенная искренность…» – восклицает юный Александр. «А все-таки женщина, и, вероятно, обманет», – отвечает дядя. Ох, эти трезвые, беспощадные ум и опыт. Тяжело!.. Но правда: Наденька обманула. Она влюбилась в графа, и Александр получает отставку. Вся жизнь сразу же окрасилась в черный цвет. А дядя твердит: я же предупреждал тебя!..

Александр терпит крах решительно по всем статьям – в любви, в дружбе, в порывах к творчеству, в работе. Всё, решительно всё, чему учили его учителя и книги, все оказалось вздором и с легким хрустом разлеталось под железной поступью трезвого рассудка и практического дела. В самой напряженной сцене романа, когда Александр доведен до отчаяния, запил, опустился, воля его атрофирована, интерес к жизни исчез полностью, дядя последний лепет оправдания племянника парирует: «Чего я требовал от тебя – не я все это выдумал». «Кто же? – спросила Лизавета Александровна (жена Петра Иваныча – В.Р.). – Век».

Вот где открылась главная мотивировка поведения Петра Иваныча Адуева. Веление века! Век требовал! «Посмотри-ка, – взывает он, – на нынешнюю молодежь: что за молодцы! Как все кипит умственною деятельностью, энергией, как ловко и легко расправляются они со всем этим вздором, что на вашем старом языке называется треволнениями, страданиями… и черт знает что еще!»

В 1846 году Гончаров закончил свой первый роман и, как он вспоминал позже, «с ужасным волнением» передал его на суд В. Г. Белинского, который чрезвычайно высоко оценил новое произведение и посвятил ему ряд хвалебных страниц в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Роман был опубликован в «Современнике» и произвёл в столице настоящий фурор.

Действие романа охватывает собою около четырнадцати лет, начиная с 1830-го и завершая 1843-м годом. Этот достаточно протяженный временной захват жизни позволил писателю воссоздать широкую картину действительности 30-х и 40-х годов, показав самые различные социальные слои столицы и провинции: чиновничество, мещанство, буржуазию, светский мир, патриархальных деревенских помещиков. Основным конфликтом произведения стало столкновение юноши-романтика с человеком буржуазного склада, «сшибка» тем более острая, что роман передаёт единоборство племянника и дяди.

Построение романа «Обыкновенная история» Гончарова (он состоит из двух частей, в каждой из которых по шесть глав, и эпилога) передаёт чёткий ритм, последовательность и методичность свершения обыкновенной истории — превращения Адуева-младшего в подобие Адуева-старшего. Уроки последнего пошли Александру на пользу. Эпилог сообщает о женитьбе племянника без любви, но с неукоснительным расчётом: его ожидает 500 душ и 30 тысяч рублей приданого. «Арифметический здравый смысл» одержал верх и не подвёл. В композиции заметна реализация закона симметрии и контраста, обе части скреплены единой интригой, придающей роману редкую стройность, и общим выразительным конфликтом. Книга написана ясным, чистым и гибким языком, усиливающим цельность произведения, несмотря на различие речевых характеристик племянника и дяди.

Общественное и литературное значение произведения Гончарова огромно. Оно наносило двойной удар: по романтизму, провинциальной мечтательности, оторванной от жизни, и бездушному буржуазному делячеству, забывающему о человеке. (Каждое из этих свойств и устремлений, как показал автор, имеет свои изъяны и очевидную ущербность.) Оно обозначило ведущие тенденции тогдашней жизни, нарисовало образ «героя времени», воссоздало правдивые картины действительности, утвердило реализм в жизни и искусстве, выявило основной метод автора — «реализм объективного отношения к герою» (Белинский), внесло вклад в развитие социально-психологического романа. Л. Н. Толстой назвал эту книгу «прелестью». Он писал: «Вот где учиться жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».

Произведение «Обыкновенная история» Гончарова отличается исключительной злободневностью. Оно заставляет читателя наших дней задумываться над тем, «как жить». Именно так озаглавил свою статью об этом романе драматург Виктор Розов. Любопытно, что, впервые прочитав этот роман, писатель сразу же решил сделать из него пьесу и поставить её на сцене. Замысел этот был осуществлен в театре «Современник». Это стало не случайным и вполне знаменательным. В. С. Розов писал: «... роман этот современен. Лично для меня именно эта-то его современность и была самым главным. Именно оттого мне и захотелось перевести его в пьесу». В конечном счете, роман И. А. Гончарова и пьеса В. С. Розова стали произведениями о любви к человеку и о преданности высоким духовным идеалам, которые являются высшими ценностями в нашей жизни.

Появлению в печати первого романа Гончарова предшествовало несколько небольших опытов в стихах и прозе. На страницах рукописного альманаха "Лунные ночи", издававшегося кружком Майковых, публикуются четыре его стихотворения (впоследствии это стихи Сашеньки Адуева из "Обыкновенной истории"), повести "Лихая болесть" (1838) и "Счастливая ошибка" (1839). В этих ранних произведениях чувствуется влияние прозы Пушкина. Так, в "Счастливой ошибке", напоминающей по жанру светскую повесть, пылкие страсти романтических персонажей уже имеют психологическую мотивировку. Очерк "Иван Саввич Поджабрин" – единственное раннее произведение молодого писателя, опубликованное при жизни Гончарова в "Современнике" в 1848 г. Это типичный исследующий нравы физиологический очерк, в котором заметны черты гоголевского стиля: повествование в нем ориентировано на сказовую манеру, достаточно большое место занимают лирические отступления, а Иван Саввич и его слуга Авдей созданы, несомненно, под влиянием "Ревизора".

Уже к началу 1840-х гг. определяются творческие позиции Гончарова, его безусловный интерес к русской действительности, к тому, что "отстоялось", но не ушло в прошлое, и к тому новому, что пробивало себе дорогу в жизнь.

Роман "Обыкновенная история" был первым русским произведением, в котором исследовались формы общественного прогресса в России. Новаторство Гончарова заключалось в том, что в судьбе отдельного человека он попытался увидеть проявление общественных закономерностей. В романе перед нами обыкновенная история превращения юного романтика Александра Адуева в представителя новой буржуазной формации. Уже в первом опыте романа происходит выработка определенных сюжетнокомпозиционных принципов строения конфликта, которые впоследствии будут использованы Гончаровым и в других его произведениях.

Внешне сюжет "Обыкновенной истории" имеет ярко выраженный хронологический характер. Гончаров обстоятельно и неторопливо ведет рассказ о жизни Адуевых в Грачах, создавая в воображении читателя образ милой сердцу автора дворянской провинции. В начале романа Сашенька Адуев увлечен Пушкиным, сам пишет стихи, прислушиваясь к тому, что происходит в его сердце и душе. Александр экзальтирован, умен, уверен, что он – существо исключительное, которому должно принадлежать не последнее место в жизни. Всем ходом романа Гончаров развенчивает романтические идеалы Адуева. Что касается социальных разоблачений романтизма, то они нигде в романе не декларируются прямо. К убеждению в том, что историческое время романтизма прошло, Гончаров приводит читателя всем ходом романных событий.

Повествование в романе начинается с изложения истории Евсея и Аграфены – крепостных Адуевых, обыкновенной истории помещичьего произвола, рассказанной буднично-спокойным тоном. Отправляя сына в Петербург, Анна Павловна сосредоточена только на своих переживаниях, и ей дела нет до чувств Евсея и Аграфены, которых она разлучает надолго. Впрочем, как говорит автор, обращаясь к читателю, она и сына своего "не приготовила на борьбу с тем, что ожидало его и ожидает всякого впереди". Гончаров раскрывает мир провинциального дворянства, живущего совершенно в другом измерении, в трех письмах, привезенных племянником дяде. С каждым из них связан один из мотивов движения сюжета, который будет реализован в романе. Так, в письме Заезжалова упоминается Костяков – "прекрасный человек – душа нараспашку и балагур такой", общение с которым составит одну из "эпох" развития младшего Адуева. Письмо тетки также представляет собой своеобразное предварение одного из сюжетных поворотов романа. Пылкая восторженность воспоминаний Марьи Горбатовой о желтом цветке и ленточке как символе нежных чувств к Петру Ивановичу сменяется вполне разумной просьбой об английской шерсти для вышивки. Это письмо – своеобразный "конспект" образа будущего Сашеньки, к которому герой придет в финале. В завершающей письмо матери фразе "Не оставьте его, любезный деверек, вашими советами и возьмите на свое попечение; передаю его вам с рук на руки" "запрограммирован" важнейший принцип построения системы образов произведения. Роль наставника Сашеньки переходит к дяде, однако его философия жизни так же мало воспринимается молодым Адуевым на веру, как и слова матери. Одной из функций образа дяди в романе становится развенчание романтических идеалов племянника.

Судьба Петра Ивановича – наглядный пример благотворности отказа от романтических иллюзий. Этот герой не отрицает действительность и не противопоставляет себя ей, он признает необходимость активного включения в жизнь, приобщения к суровым трудовым будням. Герой романа, появившегося в печати в 1846 г., стал художественным обобщением явления, которое еще только "прорезывалось" в русской действительности, но не ускользнуло от внимательного Гончарова. Суровую школу трудовых будней прошли многие современники писателя: и Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, и Салтыков, преодолевшие социальный романтизм, но не потерявшие веру в идеал. Что же касается образа старшего Адуева, то Гончаров показывает, какой страшной нравственной катастрофой может обернуться для человека стремление оценивать все окружающее с позиций практической пользы.

Оценка романтического как важнейшего качества личности далеко не однозначна. Гончаров показывает, что "освобождение" человека от идеалов юности и связанных с ними воспоминаний о любви, дружбе, семейных привязанностях разрушает личность, происходит незаметно и имеет необратимый характер. Постепенно читатель начинает понимать, что с Петром Ивановичем Адуевым уже произошла обыкновенная история приобщения к прозе жизни, когда под влиянием обстоятельств человек освобождается от романтических идеалов добра и становится таким, как все. Именно этот путь и проходит Александр Адуев, постепенно разочаровываясь в дружбе, любви, службе, родственных чувствах. Однако конец романа – выгодная женитьба Александра и заем денег у дяди – это еще не финал произведения. Финал – грустное размышление о судьбе Петра Ивановича, преуспевшего на почве реального практицизма. Глубина нравственной катастрофы, которая уже постигла общество с утратой им веры в романтизм, раскрывается именно в этой жизненной истории. Роман заканчивается благополучно для младшего, но трагически для старшего: последний болен скукой и однообразием заполнившей его монотонной жизни-погони за место под солнцем, состоянием, чином. Это все вполне практические вещи, они приносят доход, дают положение в обществе – но ради чего? И только страшная догадка о том, что болезнь Елизаветы Александровны – это результат ее преданного служения ему, служения, убившего в ней живую душу, заставляет Петра Ивановича задуматься над смыслом прожитой жизни.

В исследованиях творчества Гончарова отмечалось, что своеобразие конфликта романа – в столкновении двух форм жизни, представленных в диалогах дяди и племянника, и что диалог является конструктивной основой романа. Но это не совсем так, поскольку характер Адуева младшего меняется вовсе не под влиянием убеждений дяди, а под влиянием обстоятельств, воплощенных в перипетиях романа (писание стихов, увлечение Наденькой, разочарование в дружбе, встреча с Костиковым, отъезд в деревню и т.д.). "Чуждые" герою обстоятельства конкретизирует образ Петербурга, данный во второй главе романа на фоне воспоминаний "провинциального эгоиста" Адуева о покое сельской жизни. Перелом в герое происходит во время встречи его с Медным Всадником. Адуев обращается к этому символу власти "не с горьким упреком в душе, как бедный Евгений, а с восторженной думой". Этот эпизод имеет ярко выраженный полемический характер: герой Гончарова "спорит" с пушкинским героем, будучи уверен в том, что сможет преодолеть обстоятельства и не подчиниться им.

Диалог играет существенную функцию в прояснении авторской точки зрения, которая не тождественна ни позиции дяди, ни позиции племянника. Она проявляется в диалоге-споре, который идет, не прекращаясь, практически до конца романа. Это спор о творчестве как об особом состоянии духа. Тема творчества впервые появляется в письме молодого Адуева к Поспелову, в котором герой характеризует дядюшку как человека "толпы", всегда и во всем одинаково спокойного, и завершает свой разбор нравственных качеств Петра Ивановича словами: "...я думаю, он не читал даже Пушкина". Серьезный вывод о том, что прозябанье "без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви" может погубить человека, окажется пророческим: прибавивший к пушкинским строчкам прозаическое ("И без волос") дядюшка, сам того не подозревая, выносит приговор себе. Романтические стихи Сашеньки, которые он уничтожил своей критикой, с позиций Петра Ивановича – выражение нежелания "тянуть лямку" ежедневного труда, а его реплику "писатели как другие" можно рассматривать как убеждение героя в том, что непрофессиональное занятие литературой – баловство и проявление барской лени. Сталкивая позиции своих героев, Гончаров сам ведет спор с невидимым противником, ведь стихи Адуева младшего – это стихи молодого Гончарова, которые он никогда не публиковал, видимо, чувствуя, что это не его род творчества. Однако факт включения их в текст романа очень показателен. Конечно, они слабы в художественном отношении и могут показаться пародией на романтическую мечтательность, но лирический пафос стихов вызван не только желанием Гончарова разоблачить идеализм: романтизм Сашеньки направлен на критику обезличивания человека бюрократической действительностью Петербурга и па критику нравственного рабства женщины.

Тема поэта и толпы – одна из сквозных тем романа – проявляется своеобразно. Ее развернутая интерпретация молодым Адуевым дается в главе IV, раскрывающей состояние героя, достигшего апогея счастья в любви. Мечты о Наденьке и мечты о поэтической славе сливаются воедино, однако этот восторженный монолог автор сопровождает собственным комментарием. Из него читатель узнает о комедии, двух повестях, очерке, о "путешествии куда-то", созданных Сашенькой, но не принятых в журнал, знакомится с сюжетом повести из американской жизни, которая была с восторгом прослушана Наденькой, но не принята к печати. Неудачи воспринимаются Адуевым в духе романтического конфликта поэта и толпы, он осознает себя человеком, способным "творить особый мир" без труда, легко и свободно. И только в финале монолога обозначена позиция автора-повествователя, сомневающегося в успехе такого рода творчества.

Диалог как важнейший содержательный элемент жанровой формы романа Гончарова оказывается формой выражения авторской точки зрения и в других романах, где возрастет его диалектический характер. Задача писателя заключалась в стремлении обозначить свою позицию, не настаивая на ней как на единственно достоверной. Этим, по-видимому, можно объяснить "нелепости" художественной структуры, противоречивость характеров героев "Обломова" и "Обрыва", в которой упрекали автора и Дружинин, и Добролюбов, и многие другие. Гончаров в силу особенностей характера, темперамента, мировоззрения не мог и не хотел выписывать непродуманные и не выстраданные личным опытом рецепты исправления поврежденных нравов. Как и его молодой герой Адуев, он брался за изящную прозу тогда, когда "сердце будет биться ровнее, мысли придут в порядок".

В 1840-х гг. конфликт личности и общества виделся Гончарову развивающимся сразу в нескольких направлениях, двум из которых он дает оценку в "Обыкновенной истории", а два других намечает как возможные: приобщение героя к жизни петербургского мелкого чиновничества и мещанства (Костяков) – этот конфликт частично уже явлен в "Медном всаднике" (в судьбе Евгения) – и погружение в физический и нравственный сон, от которого отрезвился Адуев. Мещанство и сон – промежуточные стадии эволюции героя, которые в художественной структуре "Обломова" реализуются в полной мере, разовьются в самостоятельные сюжетные линии.

Тема, идеи и образы "Обломова" и "Обрыва" скрыто уже существовали в художественном мире "Обыкновенной истории", своим чередом шла размеренная жизнь Гончарова-чиновника. Волею судьбы и собственной волей ему суждено было пережить то, о чем мечтал и грезил подростком.

Элементы сатиры в «Обыкновенной истории». Несмотря на отмеченную критикой особенность Гончарова , как объективного художника, он любил вносить в свои произведения элемент сатирический. И в каждом из крупных его произведений встречается этот элемент сатиры. Так, в первом своем романе «Обыкновенная история» автор не ограничивается объективным воспроизведением картин жизни городской и деревенской и их типов, но сопоставляет две фигуры, каждая из которых оттеняет несколько комический характер другой, причем в обрисовке их автор дает заметить свое несколько саркастическое отношение к ним.

Обыкновенная история. Фильм. Часть 1

В первой половине романа чувствуется легкая насмешка автора над сентиментализмом и «прекраснодушием» молодого Адуева. Экзальтированный юноша, носящийся со своей исключительной, поэтической фигурой, воспитанный на ленивом деревенском приволье, приезжает в Петербург. Юноше мерещатся всюду раскрытые для него объятия, признание его гения, славы и фимиам известности; он говорит высоким слогом и пишет сентиментальные стихи и повести. Вся трезвость и сухая деловитость столичного города воплощается для молодого романтика в его дядюшке, старшем Адуеве. Почтенный чиновник своей аккуратностью, трезвостью взглядов и деловитостью оттеняет нелепую восторженность своего племянника, над которой подсмеивается автор.

Комизм столкновения деревенского романтика с трезвой столичной действительностью подчеркивается воспоминанием о патриархальных отношениях в деревне, о заботах маменьки напитать и удобно устроить сынка. Но трезвый чиновник не является идеалом автора; во второй половине романа весь устой этого положительного человека рушится. Он, проповедовавший племяннику необходимость выслужиться, жениться на богатой и т. д., видит, что сам, достигнув всех внешних благ, потерял в погоне за ними истинное, духовное счастье. Исполняющий же в конце концов заветы дядюшки, молодой Адуев, бросивший свои выспренные идеалы, обзаведшийся брюшком и богатой невестой и носящий с большим достоинством орден, рисуется в довольно комическом виде.

Таким образом, оба типа, и восторженный романтик, и сухой практик, послужили автору объектом для воспроизведения художественно-сатирического.

Бытовые картины. Молодой Адуев. Но эти две фигуры нарисованы на фоне широких эпических картин жизни. Автор дал почувствовать тихую безмятежность деревенской жизни, на лоне которой вырос и воспитался молодой мечтатель Адуев; детально описывается обстановка деревенской жизни, причем детали не нагромождаются хаотически, но дают в общем стройную и полную картину деревенского быта. Точно так же и в городе, следя за разнообразными переживаниями своего героя, автор спокойно и беспристрастно изображает фигуры и облики окружающих его людей, описывая увлечения и разочарования молодого Адуева. Разочаровывается же он во всем: и в своих литературных мечтах, и в любви, и в людях. Ищет утешения в кутежах и, наконец, решается возвратиться в деревню, прощаясь со столицей в пышном риторическом монологе. – «Прощай, – обращается к городу разочарованный мечтатель, – великолепная гробница глубоких, сильных, нежных и теплых движений души».

Обыкновенная история. Фильм. Часть 2

Саркастическое отношение автора к молодому герою и его романтическим мечтам оправдывается во второй половине романа, показывающей, что поэзия и мечтательность не были основными свойствами его натуры, но оказались заимствованными внешним образом из модных литературных течений современности. Погрузившись снова в деревенский покой и бестревожную ленивую жизнь, молодой Адуев возвращается в город уже совершенно преображенным. Он растерял свою мечтательность и, восторженность, приобрел взамен трезвый и практический взгляд на вещи, устроился и зажил, как все, подчинившись обычной житейской мудрости.

Общий вывод романа «Обыкновенная история» можно признать пессимистическим. Поэзия и высокие увлечения оказываются чем-то наносным, внешним, не выдерживающим противодействия житейской практичности; но и последняя не дает прочного устоя человеческой жизни, ибо добывание внешних благ происходит за счет самого главного: счастья и душевного удовлетворения в жизни.

Но Гончаров не навязывает никаких выводов читателю: как беспристрастный художник, он описал то, что есть, то, что видел вокруг себя в жизни. Его задачей было дать читателям изображение полное, стройное и правдивое. Оба типа – фразера-мечтателя и сухого бюрократа – резко бросались тогда в глаза, и художник метко их изобразил.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png