Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

ФОТО Getty Images

Пытаясь заглянуть в будущее и представить себя лет через 10-20-30, мы постоянно совершаем одну и ту же ошибку. Нам кажется, что мы не изменимся. Нет-нет, мы прекрасно понимаем, что станем старше и утратим проворство. Быть может, наберем вес, хотя и постараемся этого не сделать. Поседеем – и будем гордиться сединами или тщательно их закрашивать. Но все это перемены внешние. Как и другие изменения, которые мы себе рисуем: картины достигнутых в карьере успехов или идиллической жизни на пенсии в домике у моря, взрослые дети… Однако на эту будущую жизнь мы смотрим сегодняшними глазами, забывая о главном: мы изменимся не только внешне, но и внутренне. И кто знает, насколько важны для нас, будущих, окажутся успехи в карьере, возможность жить у моря и даже отношения с детьми.

Наши ценности – то, во что мы верим и к чему стремимся – меняются с возрастом. В очередной раз и весьма наглядно эту истину доказала международная группа психологов. Они провели исследование 1 на впечатляющей выборке, включавшей 36 тысяч жителей Бразилии в возрасте от 12 до 65 лет. Мужчин и женщин в ней было примерно поровну, поскольку исследователи хотели заодно выяснить, по-разному ли меняются ценности в зависимости не только от возраста, но и от пола человека.

Мальчишки до седых волос

Ученые создали специальную методику опроса под названием «Анализ базовых ценностей». 18 основных понятий, отнесенных к базовым ценностям, были распределены на 6 групп. К ценностям эмоционального возбуждения были отнесены удовольствие, эмоции и сексуальность. В число ценностей социального роста вошли власть, престиж и успех. Привязанность, чувство принадлежности и поддержки составили ценности взаимоотношений. Нормативные ценности были представлены готовностью исполнять предписания, верностью традициям и религиозностью. Способность ценить красоту, знания и развитие психологи обозначили как ценности актуализации. И, наконец, базовые ценности существования были представлены здоровьем, стабильностью и возможностью выживания. Затем все участники масштабного исследования оценили важность каждого из представленных понятий лично для себя.

Обработка результатов показала, что различные группы ценностей ощутимо приобретают или теряют важность в зависимости от возраста. Так, ценности эмоционального возбуждения, как легко догадаться, выше всего ценят подростки. В дальнейшем их важность неуклонно снижалась, достигая минимальных значений у самых возрастных участников. Забегая вперед, нужно сказать, что лишь в этой категории была выявлена серьезная разница между мужчинами и женщинами. Их отношение к прочим ценностям с течением жизни менялось более-менее одинаково. Но вот эмоциональное возбуждение даже самые пожилые мужчины посчитали намного более важным, чем их ровесницы. Вероятно, этот результат может служить научным подтверждением расхожей мысли о том, что в душе мужчины до глубокой старости живет мальчишка.

Когда семья важнее карьеры

Любопытной оказалась динамика категории социального роста. Власть, престиж и успех представлялись одинаково важными людям совсем молодым и тем, кто перешагнул рубеж середины жизни. И неожиданно теряли важность для 30-40-летних. Психологи объясняют результат тем, что в этом возрасте на первый план обычно выходят интересы семьи и воспитания детей. К социальному и карьерному же успеху мы в наибольшей мере стремимся либо раньше – еще не успев обзавестись семьей, либо позже – когда дети уже понемногу встают на ноги и начинают самостоятельную жизнь.

Наименьшие изменения с течением жизни претерпевают ценности взаимоотношений. Их важность снижается, но не слишком значительно. И это едва ли удивляет или требует объяснений: привязанность и поддержка необходимы всем и абсолютно в любом возрасте. А вот нормативные ценности продемонстрировали самый высокий среди всех категорий рост. Чем старше были участники исследования, тем больше они ценили религиозность и верность традициям. Исследователи предполагают, что приверженность этим ценностям помогает пожилым людям наполнять свою жизнь смыслом. (Интересно, кстати, что пожилые женщины оказались несколько более активными сторонниками религии и традиций, чем пожилые мужчины.)

Чем дорожит старость

Ценности актуализации тоже набирают важность – но примерно до середины жизни. Затем их график выходит на плато, превращаясь в почти ровную линию, и дальнейший рост, хотя и имеется, не очень заметен. Причина, полагают исследователи, состоит в том, что к середине жизни большинство людей оказываются слишком поглощены вопросами скорее практическими. Говоря условно, отправиться в музей или библиотеку за не имеющими сиюминутной практической пользы красотой и знаниями – роскошь, позволительная лишь для тех, кому не нужно спешить в другие места и по делам более насущным.

И, наконец, очень красноречива динамика отношения к базовым ценностям существования. Они имеют огромную важность в подростковом возрасте и в молодости. Затем их важность заметно снижается. Понимая ценность здоровья и жизни, мы в то же время начинаем ясно осознавать, что сохранить их в неприкосновенности, увы, невозможно, – объясняют психологи. Но ближе к старости эта ценность вновь возрастает: приближаясь к последней черте, мы начинаем больше дорожить тем, что нам отпущено.

Стоит оговориться, что исследование не претендует на универсальность. Выявленные им закономерности могут в значительной мере объясняться спецификой культуры и образа жизни Бразилии. И не исключено, что в других странах и результаты оказались бы другими. И все же динамику изменения отношения к тем или иным базовым ценностям с течением жизни полезно иметь в виду, планируя свое будущее.

1 V. Gouveia et al. «Patterns of Value Change During the Life Span. Some Evidence From a Functional Approach to Values». Онлайн-публикация на сайте журнала Personality and Social Psychology Bulletin от 17 июля 2015 года.

Я отвечу про характер, поскольку больше про это знаю. Да. Такое бывает. В результате психотерапии, тренингов и духовных практик характер человека может меняться.

Как правило, под характером понимают совокупность поведенческих черт и особенностей, позволяющая предсказывать поведение человека (). Например, если при прочих равных человек предпочтет пообщаться с другими людьми, чем остаться в одиночестве, можно говорить об общительности как черте характера. В отличие от темперамента, который связан с особенностями работы нервной системы и телесной организацией, характер легче меняется. Новые способы поведения, поддержанные средой, закрепляются и появляются новые черты характера. Ранее замкнутый человек, получивший опыт интересного и полезного общения, будет чаще вступать в общении и становиться более общительным.

Есть данные о том, как психологические практики меняют характер человека и его поведение. Например, практики осознанности и ежедневные медитации помимо развития собственно осознанности способствуют увеличению зрелости личности, развитию способности опираться на себя, увеличивают готовность к взаимопомощи (Campanella F., Crescentini C., Urgesi C., Fabbro F. Mindfulness-oriented meditation improves self-related character scales in healthy individuals. Comprehensive psychiatry. 2014 Jul;55(5):1269-78). Тренинг, основанный на медитации сострадания, помогает людям, склонным чрезмерно стыдить себя и обесценивать результаты своей работы, перестать постоянно критиковать себя и от этого тревожиться (Hooria Jazaieri, Kelly McGonigal, Thupten Jinpa, James R. Doty, James J. Gross, Philippe R. Goldin. A randomized controlled trial of compassion cultivation training: Effects on mindfulness, affect, and emotion and Emotion 38, June 2013). Психоаналитики утверждают, что в результате длительного психоанализа клиенты личностно меняются. У них повышается устойчивость к фрустрации, отношение к собственной агрессии и способность справляться с агрессией других, нормализуется самооценка, развивается возможность к реализации взаимных близких отношений, меняется уровень личностной организации (Alexander Wilczek, Jacques P. Barber, Petter Gustavsson, Marie Asberg, Karolinska Institutet, Robert M Weinryb. Change After Long-Term Psychoanalytic Psychotherapy. Journal of the American Psychoanalytic Association 52(4):1163-84 · February 2004).

При этом важно помнить об основном тезисе теории парадоксального изменения А. Бейссера: «Изменение происходит тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле – быть полностью вовлеченным в настоящее. Отвергая роль агента по изменениям, мы делаем так, что значимое изменение может произойти» (Бейссер А. Парадоксальная теория изменений // Журнал практического психолога (специальный выпуск: Восточно-Европейский Гештальт Институт). - 2003. - N.3. - С.95-100). То есть работа над собой важна, но она не приведет к изменениям, пока человек не будет понимать, над чем он работает: кто он и какой он уже сегодня.

Характер является приобретенным свойством человека, в отличие от темперамента - врожденного и неизменного свойства. Да, с течением жизни, под влиянием внешних факторов, событий, взросления, потрясений, изменения мировоззрения и многих других единиц, вовсе не обязательно это должны быть целенаправленные тренинги, семинары и прочее, характер может видоизменяться, но, отмечу, лишь видоизменяться, в корне же -нет.
Выделяют 4 основные группы черт характера, такие как: отношение человека к окружающим(общительность, чуткость, замкнутость, уважение), отношение к труду(трудолюбие, склонность к творчеству, лень, отношение к самому себе (самокритичность, скромность, эгоцентризм), отношение человека к вещам(аккуратность, педантизм, неряшливость). Не стоит быть человеком большого ума, дабы проследить у себя метаморфозы в тех или иных качествах и спроецировать в общем, что все это вполне может менять свою силу и направление в ходе жизни, под влиянием собственных усилий или же в силу изменения отношения к окружающему миру.

Да, да и ещё раз да.
Чем чаще по определённому синапсу в мозге проходит сигнал, тем сильнее в дальнейшем этот синапс будет передавать сигнал -> этот сигнал будет иметь больше влияния на нервную деятельность. То есть когда мы думаем одни и те же мысли, или ощущаем одни и те же сенсорные стимулы, мы знакомимся с ними всё глубже и они приобретают всё больший вес в нашей системе ценностей, и, можно сказать, на всё большее время захватывают "прямой эфир" нашего мышления. Это ощущается как запоминание, обучение, ознакомление с чем-либо, привыкание к чему-либо.
Если же стимуляция синапса постепенно уменьшается (мысль реже думается, или информация определённого рода не поступает с органов чувств), то синапс начинает проводить сигнал слабее. И мы постепенно "забываем", "отвыкаем", "отвлекаемся" от мысли или образа.
Так вот. Постоянно думая о том, кем ты хочешь стать, и размышляя над тем, как бы поступил такой человек в какой-то ситуации, с которой ты столкнулся, и пытаясь действовать как он, ты заставляешь работать те синапсы, которые у тебя развиты слабо. Они начнут усиливаться, и мышление будет разрастаться всё сильнее именно в этой сфере, к которой ты хочешь приблизиться. Ты станешь по поведению и мыслям приближаться к тому, кем хотел стать. Поначалу будет тяжело, но чем дальше, тем проще. А синапсы, отвечавшие за старые привычки, будут неизбежно получать меньшую долю стимуляции, и постепенно станут не более выраженными, чем это необходимо для жизни вообще. И перестанут вызывать фрустрацию своей непреодолимостью.
Так можно изменить себя. Почти всё, кроме самого глубинного - сознания, "Я".
Такой процесс изменения может иметь место как задуманный самим человеком, или же спонтанный - в случае изменения среды обитания человека, компании, работы, хобби, или при постоянном приёме наркотиков или некоторых лекарств

Характер - скорее нет. Умение владеть собой, контролировать эмоции - скорее да. Ценности, если это действительно была серьезная работа над собой - да. Чаще всего это вектор от жажды соответствия чьим-то ожиданиям ("я должна быть хорошей, красивой, доброй, должна нравиться людям") к принятию себя и формированию личных целей ("я могу быть тем-то и такой-то, но я делаю это для себя, мне быть такой комфортнее, и я такая - это нормально. Я хочу в жизни вот этого _для себя_, а не потому что этого ждут от меня другие. Или не ждут. И вот такие-то вещи нужно делать как-то так - не ради оценки, а потому что это правильно.")

В результате распада СССР у некоторых людей сформировались новые взгляды, коренным образом поменялась система ценностей. Точно так же многие россияне по-новому взглянули на систему ценностей в последнее время, особенно из-за кризиса вокруг украинских событий.

Все люди разные, поэтому единой, стандартной системы ценностей у всего общества нет и быть не может. Тем не менее результаты социологических опросов, проводимых среди различных групп населения, позволяют сделать определенные выводы.

Большинство опрошенных россиян к наиболее значимым жизненным ценностям относят хорошее здоровье, благополучие в семейной жизни, материальную обеспеченность, достижение успеха, возможность сделать карьеру. Весьма важными, хоть и менее значимыми ценностями для некоторых граждан России, являются: личная безопасность, а также безопасность родных, близких, благополучное состояние окружающей среды, возможность свободного перемещения по странам мира, свободного общения и обсуждения любых тем (в том числе в интернете).

Какие ценности изменились за последнее время

Некоторые россияне вплоть до недавнего времени были высокого мнения о западном образе жизни, считая его образцом для подражания. Немало молодых граждан России (старшеклассников, студентов) мечтали жить в США, Канаде или одной из стран Западной Европы. Однако из-за событий, происходящих на Украине, и реакции Запада на них, настроение большинства россиян коренным образом изменилось. Вера в так называемые «западные ценности» - свободу слова, независимость прессы, права человека и т.п. оказалась сильно подорванной.

Кроме того, россияне испытали прилив патриотизма из-за возвращения Крыма в состав России, а также вследствие твердой позиции России на мировой арене, не уступающей нажиму Запада. Если еще сравнительно недавно патриотизм не входил в число приоритетов у граждан России, особенно молодых, теперь он прочно занял место в ряду наиболее важных базовых ценностей.

По сравнению с безумными девяностыми существенно снизился культ денег, успеха любой ценой, «сильной личности», добивающейся намеченной цели даже с использованием недостойных средств. Кроме того, проведенные опросы показывают, что стал менее популярным институт гражданского брака. Люди, хотя и по-прежнему признают его право на существование, считают более предпочтительными официальные брачные отношения.

Доступ в ценностный диапазон мироздания.

Расширение картины мироздания, раскрытие поля возможностей, создание проявленных творений – всё это происходит, рождается одномоментно.

Есть точки, в которых совершаются переходы и происходит усиление возможностей слияния с пространствами совершенства. Сегодня один из таких дней, который может активировать и начать новый, более совершенный виток сознательной реальности, если выберете и шагнёте в ЭТО.

ЭТО не касается тех человеческих предпочтений, которые делят на «хорошее и плохое», совершают выборы «боль или радость», «чёрное или белое».

ЭТО гармоничное течение и равновесие в более высоких сферах сотворения, доступ к которым негласно всегда существует, но может перейти и в сознательное русло.

ЭТО другие акценты течения гармонии, где не существует разницы и человеческих аспектов.

Соприкасаясь с данными мерностями в такое время сознательно, вы способны переключаться из того, что знали, кем были, как привыкли себя ощущать и с чем идентифицировать, в другое, более развёрнутое состояние. Можно сказать, что ЭТО возвышенное, расширенное пространство мироздания, в котором есть проявленность сотворения.

Каждый из вас может думать, что он что-то знает, достиг, постиг в этой жизни (это может быть, действительно, так). В сравнении же с тем, что несёте в своём потенциале, это совсем немного, возможно даже, мельчайшая капля. Но любая капля частоты, которая складывается из осознаний и достижений, важна – она разбавляет всё остальное.

Иногда вы увлекаетесь тем, что идёте за чьим-то зовом. Вам кажется, что это ваш собственный зов, и берёте одну из иллюзий и начинаете играть ею в большем или меньшем аспекте, ключе. Тогда это становится частью вашего пространства. Когда берёте всё из этого, оно растворяется и исчезает.

Всё, что появляется в вашем поле зрения, заслуживает вашего внимания – особенно то, что хотите отторгать, от чего хотите отказаться. За тем внешним, что привлекает или отталкивает, лежит другое – то, что является частью вас самих, к чему стремитесь.

Когда стремитесь к чему-то, как вам кажется, «светлому» и отталкиваетесь от чего-то «тёмного», может оказываться так, что, отталкиваясь от «тёмного», отталкиваетесь от того света, который стоит за ним. Просто «тёмное» - это тот буфер, как микроэкзамен, который важно пройти, чтобы достичь того, к чему стремишься.

Микроэкзамены – это проверка на степень зрелости, на прочность – её всегда устраивает Мироздание. Это способ показать, что тебе нужно, что это имеет для тебя ценность.

О ценности в этом мире.

Они сейчас сужены до ценностей в различных направлениях. Особенно проявлена ценность материальных благ. Как бы ни был человек в индивидуальном сознании отключен от данной ценности, он, в любом случае, будет зависим, запитан на эту ценность. Почему? Потому что это та узкая составляющая большого целого, которая проводит в ценностный диапазон Мироздания.

Очень часто многие люди совершают ошибку, будучи подталкиваемы теориями о том, что для них что-либо не нужно или не важно. Отключаясь от чего бы то ни было, в данный момент – от ценностной составляющей, которая в каких-то аспектах гипертрофирована и выражена искажённо, но в других является проводником в глубинную ценность того, что является связью с Мирозданием.

Есть ценности Мироздания. Они находятся как бы в сердцевине шара, сферы. На перифирии находится точка материальных ценнностей. Многие люди западают на эту точку и остаются в её ареоле, не сдвигаясь дальше. Другие немного больше охватывают, захватывая ещё ценность семьи, ценность памяти, знаний, навыков и умений.

Ценность Мироздания гораздо больше – это ценность постижения того, что стоит за гранью расшифровывания, возможностью расшифровывания в слова и фразы данного состояния.

Как только возникает возмущение чем-то или кем-то, происходит отдаление от ценности Мироздания. Именно возмущение отбрасывает от себя самого и от своей ценности.

Ценность свою можно ощутить как ценность всех окружающих и всего окружающего вокруг. Ценность к себе является тем, что показывает: человек, который рядом с тобой, ценен для тебя или нет. Если ты теряешь уважение к нему, если теряешь видение значимого в нём, это знак данному существу о том, что оно улетучивается, отделяется от своей глубинной ценности, теряет связь с Мирозданием.

В такие моменты растёт ценность материального, ценность обладания чем-то и своей собственной устойчивости, и происходит подмена. Эта подмена может стать чреватой, когда займёт внутреннее пространство, которое ей не принадлежит. Подмене сначала принадлежит только одна часть, одна точка, но постепенно, когда человек обесценивает то, что приходит из других или от другого, отбрасывает, обесценивает, отказывается, на место обесценивания становится другое – то, чем он обладает в плотном мире.

Так человек обкладывает кирпичик за кирпичиком себя в своём поле, в своём пространстве статичностью и устойчивостью. Ему кажется, что сила его растёт, но эта сила в какой-то момент начинает быть его грузом, потому что этот груз нужно кормить своей собственной энергией жизненной силы.

Именно так многое устроено в социальном мире ныне для того, чтобы люди испытывали перегрузки, болезни, чтобы укорачивался срок их жизни.

Каждый может повлиять на данную ситуацию очень просто: когда он может видеть в другом человеке ценность, когда он может то, что было статичными кирпичиками, превращать в течение, и таким образом соединять свою связь с ценностью Мироздания.

Что значит ценность Мироздания?

Это ядро своей соединённости с Общим. Когда его достигаешь, происходит постижение слияния со всеобщим, целостным Сознанием. Тогда у тебя происходит обратный процесс, когда целостное Сознание – та ценность Мироздания, начинает питать тебя и течёт, заполняет все те микроёмкости ценности, которые есть в твоём поле: в твоём бессознательном, в твоём сознании, в твоих многих уровнях.

Оно заполняет те пустоты, которые были образованы в детстве, в предыдущих воплощениях, образованы там, где ты не можешь восстановить свою связь с самим собой, где не можешь воспользоваться своим знанием и своими навыками, где не работает то, что, по твоим ощущениям, должно работать.

Тогда включаются совершенно другие законы, когда не нужно принудительно выстраивать автоматические цепочки. Ты начинаешь просто направлять своё внимание, и в том направлении течёт ценностный поток. А так как он соотносится с Мирозданием, и в нём самом – та самая ценность, формирующее зерно, тогда всё скапливается, структурируется, формируется и сотворяется.

Раньше мы говорили о поле эфира. Сейчас это поле эфира также продлевается, но из более ёмкого состояния – из Мироздания, из состояния задействования своей сердцевины, своего ценностного наполнителя.

Это Знание и способность воспринимать это Знание не для всех, потому что оно переложено на слова и достаточно непросто для восприятия человеческим осознанием. Помимо слов существует и энергия, которая течет в определённое время открытого портала.

Если нет восприятия на понятийном уровне, но есть внутренний отзыв того, что «что-то в этом есть» для вас, что «есть какое-то зерно», и вы можете допустить существование чего-то, что сейчас не расшифровываемо, непонятно или недоступно, тогда просто позволяете этому непознанному, но ценному, которое наполняет Мироздание, активироваться, встроиться и создать вашу собственную связь. Именно связь индивидуального, которая когда-то отделилась и вышла в выборы дуальности, со всеобщим Единым, которое готово, желает и жаждет проявлять себя через индивидуальное наиболее совершенным способом.

Этот наиболее совершенный способ может быть дарован вам.

В то же время не существует ни одного момента, который вы прожили напрасно. Не существует ни одного момента ваших взаимодействий, выборов, ваших ситуаций, которые были, есть или будут несовершенны и менее для вас подходящи.

То, что есть – это бо́льшая степень осознавания или разумности индивидуального существа. Проявляя разумность, вы перещёлкиваете и создаёте бо́льшую способность включения себя в общие процессы Мироздания. Вы не просто течёте, как былинка в потоке воды, а способны участвовать, способны своим сознанием взаимодействовать и передавать свои желания и восприятия, а также слышать желания, восприятия, возможности и ценности окружающего мира и участвовать.

Ещё раз: ценность всегда проистекает из ценности. Вы видите ценность того, кто с вами, того, что вокруг вас. Видя эту ценность, вы соединяетесь, сливаетесь, перетекаете и создаёте возможность.

Мир бесконечно многообразен.

В мире существует множество слоёв и подмиров, которые содержат в себе разные формы жизни, разные степени ситуации.

Многие из вас, оказываясь в каких-то, казалось бы, иллюзорных ситуациях, просто ныряют в определённые миры. В этих мирах через иллюзию (через мечту, фантазию, представление) проживают себя другим. Это может быть неведомо, в силу того, что в данном воплощении для них это не раскрыто.

Есть те, в ком есть бо́льшая способность к расширению, растяжению. Это те, кому это надо. Другие в ме́ньшей степени способны к растяжению. Они следуют чётко своему направлению и задачам. Всё это просто разные спектры жизни, разные спектры восприятия.

Вы можете не разочаровываться и не обижаться на тех, кто не воспринимает вас такими, какие вы есть, кто не способен услышать ваши ценности, кто не способен воспринять тот мир, который для вас является реальностью. Просто подарите ему возможность видения его, этого существа, ценным – тем и с тем, какой он есть.

Так начнёте приближаться больше и больше к своим ценностям.

Что же касается материальных ценностей – это тот самый первый шаг на пути к себе, к своим высшим ценностям, к которому можно относиться с почтением и вниманием, понимая, что это не то, на чём нужно останавливаться и фокусироваться, прикрепляясь к этому, но то, что даёт тебе возможность проводимости и следования дальше, чтобы раскрыть себя больше.

Состояние благодарности к ценностям любого плана также открывает возможности дальнейшего движения в пути.

Часто катаклизмы с ценностями материального мира могут быть тем, что человек очень прикрепляется и дорожит ими. Он начинает переводить ценности материального мира из инструмента в цели и достижения, и тогда сами по себе эти ценности, их сознание пытается встряхнуть человеческое существо для того, чтобы оно заняло верную, правильную позицию.

Здесь отсутствует гордость за то, что у тебя больше накоплено материальных ценностей. Они не принадлежат тебе. Они даны тебе как инструмент, чтобы ты был способен правильно их распределять в том диапазоне и в тех окружениях, которые находятся с тобой, а не для того, чтобы подминать, прятать и скапливать для себя.

Когда кто-то скапливает и пытается удерживать, видя всех остальных и мир как угрозу, то другие планы и другие уровни его начинают разрушаться, потому что он наступает на ценностный пласт себя самого в высшем диапазоне.

Напрямую человек не связывает привязанность к материальным ценностям и р

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png