/ / / Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи (по пьесе Островского «Гроза»)

Действие драмы Островского происходит в придуманном городе Калинове на берегу Волги, где царит традиционный уклад жизни. В городе прекрасная природа, но между жителями этой местности царит черствость и невежество, злоба, пьянство и разврат. И самое страшное, что люди к этому привыкли. У них был такой способ жизни, и если к ним попадал нормальный человек, то он долго не мог там пробыть. Как и в каждом литературном произведении, в пьесе Островского «Гроза» есть положительные и отрицательные герои. К отрицательным, в первую очередь, относятся свекровь главной героини Катерины - Марфа Игнатьевна Кабанова и дядюшка Бориса, любимого человека Катерины, Савел Прокофьевич Дикой.

В пьесе этих героев редко называют по имени отчеству, их больше зовут и . Общее в этих персонажей то, что они оба жестокие и бессердечные люди, а объединяет их любовь к деньгам. Отношения людей, по их мировоззрению, держатся только на богатстве. Они, как хотят, издеваются над своими домашними, заставляя их жить в постоянном страхе.

Дикой поставил себя выше всех окружающих, а они его боятся и даже не пытаются противиться этому. Он проявляет вседозволенность, потому что в Калинине нет никого, кто мог бы ему противостоять. Дикой убежден в своей безнаказанности и считает себя хозяином жизни.

Кабаниха прикрывает неуважительное поведение маской добродетели. Она человек сильный и властный, ее мало интересуют эмоции и чувства. Как человек старой формации Кабанова интересуется земными делами и интересами. Ее требования заключаются в беспрекословном выполнении порядка и чина.

Дикого, так же как и Кабанову, можно считать представителями некоторой части купеческого сословия, которые вели себя неподобающим образом. Таких людей нельзя назвать благочестивыми. Но нельзя сказать, что русское купечество XIX века было прототипом Кабанихи и Дикого. В этой же драме Островский показывает, что отец Бориса был братом Дикого, но воспитываясь в одной и той же семье, отличался от купца Дикого. Женат отец Бориса был на девушке дворянского происхождения, и у него была совсем другая жизнь, чем у его деспотичного брата.

Кабанова тоже показана как типичный представитель купечества. Будучи главой семейства, матерью Тихона, Варвары и свекровью Катерины, она постоянно своим поведением изводит своих самих близких людей. Может она по-своему и любила своих детей, но разве нормальная мать может так себя вести? Наверное, нет. В драме есть описание рассказа Катерины о детстве. Родители Катерины тоже были из купеческого сословия, но мать Катерины была чуткой, доброй и отзывчивой женщиной. Она очень любила и заботилась о своей дочери.

Островский взял сюжет для своей пьесы из реальной жизни, но городу было дано вымышленное название Калинов. Много приволжских городов считали, что пьеса «Гроза» написана по событиям, которые произошли именно в их городе. Сейчас почему-то считают, что это город Кострома.

Тёмное царство в драме Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха.
Имя Александра Николаевича Островского - одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А.И. Гончаров, приветствуя Островского в день тридцатипятилетия его литературной деятельности, сказал: "Вы совершили все, что подобает совершить великому
таланту. ...После Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться "Театр Островского". На реалистических традициях драматургии Островского воспитывались многие поколения русских авторов. Но особо велика заслуга Островского в том, что значение его творчества далеко выходит за пределы только театрального влияния. Его пьесы - это, прежде всего талантливые литературные произведения, которые оказали огромное воздействие на развитие русской литературы. Тематика пьес Островского очень разнообразна. Островский пришел в русскую литературу в шестидесятые годы XIX века, в годы освободительной борьбы, в годы, когда передовые люди боролись против всяких форм насилия над личностью, боролись за независимость человека, за его человеческое достоинство, за право человека распоряжаться своей судьбой. В эти годы Островский пишет пьесы о русской интеллигенции, о новом, зарождающемся в России классе буржуазии, создает много пьес о купечестве. Островского очень часто называли Колумбом Замоскворечья.
Вместе с произведениями Островского в русскую литературу вошел термин "самодурство". Это не было новое слово, изобретенное писателем, но Островский вложил в это слово особое значение. Самодур Островского - это хозяин жизни, это тот, кому подчинено все и вся, это тот, кто может безнаказанно издеваться над людьми, не считаясь с их человеческим достоинством, это тот, кто властен сделать все что захочет. До Островского самодурство считали признаком дурного характера, но Островский впервые в своих произведениях совершенно четко и ясно сказал, что самодурство "основано на широкой мошне", что оно держится на деньгах, которые дают право хозяйничать и командовать. В 1859 г. Островский создал одно из ярких своих произведений, драму "Гроза". Пьеса "Гроза" была откликом на те вопросы, которые волновали передовых людей России 60-х годов и, главным образом на вопрос о положении женщин в обществе, в семье. В пьесе "Гроза" главная героиня гибнет, и первое впечатление может сложиться такое, что погибла она оттого, что не смогла отстоять право на любовь. Но когда мы анализируем события, которые разворачиваются на сцене, то совершенно ясно видим, что причина гибели Катерины - ее столкновение с "темным царством" самодуров, которые душат все живое вокруг себя, В пьесе "Гроза" мир самодуров представлен двумя фигурами. Это Савел Прокофьевич Дикой, богатый купец города Калинова, и Марфа Игнатьевна Кабанова, купеческая вдова.
Дикой - главная фигура в Калинове. Он груб и очень богат, перед ним дрожат все. Когда Дикой идет по городу, не только люди, но и собаки разбегаются подальше от него. Ему ничего не стоит обругать человека, оскорбить его. Домашние его тоже избегают встреч с ним, особенно когда Дикой чем-нибудь сильно раздражен. Дикой очень богат:
половину города он держит в кулаке, заставляет работать на себя, а когда приходит время платить, то деньги платит он очень неохотно. Дикой или совсем не платит тем, кто на него работал, или обсчитывает их, недоплачивает обещанной платы. "Что же тут особенного, - объясняет он городничему, - я им по копейке недодам, а у меня целое состояние складывается". Власти поддерживают Дикого, потому что он "свой" человек, он опора городничего и полицмейстера: им не выгодно ссориться с Диким. Угодить Дикому невозможно. Кудряш говорит, что у него (Дикого) вся жизнь на ругательстве основана. Самая главная черта Дикого - грубость. Груб он со всеми: и со своими рабочими, и с каждым прохожим в городе, груб и в своей семье. Дикой бахвалится своей властью: никто не может перечить ему. Когда Кулигин обращается к нему с просьбой, чтобы тот дал денег на установление в городе солнечных часов, то Дикой кричит: "Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, расположен ли я тебя слушать, дурака, или нет. Так прямо с рылом и лезешь разговаривать". Дикой делает все, что ему вздумается, потому что он знает, что раздавить человека при его деньгах ему ничего не стоит. "Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слушать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь?.. Так знай, что червяк, захочу - раздавлю". Основной смысл жизни Дикого - обогащение.
Он не в силах справиться с собой, когда нужно расплачиваться с рабочими. Сам он говорит, что у него "сердце такое". "Я отдам, отдам, а обругаю. Потому всю внутреннюю разжигать станет... и в те поры ни за что обругаю человека". Дикой невежественен и суеверен. Гроза в его понимании - это проявление какой-то сверхъестественной силы. В речи его много просторечий: "аль", "что ль", "пропади пропадом" и т.п., но больше всего в ней ругательств: "проклятый дармоед", "разбойник" и др.
Другим ярким представителем мира "темного царства" выступает в пьесе Кабаниха. Кабаниха - защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев "темного царства". Ей же кажется, что дети стали выходить из повиновения родителей. От своих детей и Катерины она требует выполнения всех старинных обрядов, мешающих проявлению всех искренних чувств. Сама она заставляет кланяться в ноги. Кричит на Катерину: "Что на шее-то виснешь! Не с любовником. Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!" Она возмущена тем, что Катерина "не воет", проводив мужа. Кабаниха чувствует, что настает конец старине, она постоянно жалуется на неисполнительность молодежи, на ее неумение жить, хотя в ее доме все подчиняются ей. Кабаниха ненавидит все новое, верит всем нелепым выдумкам. Кабаниха не занята торговой деятельностью, как Дикой, и поэтому арена ее деятельности - семья. Она не считается с интересами и склонностями своих детей; на каждом шагу оскорбляет их своими подозрениями и упреками. По ее убеждению, основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению Кабанихи, ведет к крушению старых порядков. Кабаниха - ревнительница и защитница нравственных принципов домостроя. Ее "сердце-вещун" чувствует, что приходят новые времена, и поэтому она преследует в своих домашних любое проявление инакомыслия.
Между Диким и Кабанихой очень много общего. Их объединяет деспотизм, суеверие, невежество, бессердечие. Но Дикой и Кабаниха не повторяют друг друга, а дополняют. Кабаниха хитрее Дикого. Дикой не прикрывает своего самодурства. Кабаниха же прячется за бога, которому она якобы служит. Кабаниха страшнее его и вреднее. Авторитет ее признан всеми, даже Дикой говорит ей: "Ты одна во всем городе умеешь меня разговорить". Кабаниха никогда не ругается, не употребляет бранных слов, но каким издевательством веет от ее "ласковых" слов: "Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слыхала, я бы с тобой, мой милый, тогда и не так заговорила". Образ Кабанихи типичен. Она защитница духовной тьмы, кабальных социально-экономических отношений, в которых решающую роль играют деньги. Она душит все живое вокруг себя. Она сделала своего сына нравственным калекой, уродом, боящимся встать на защиту своих семейных интересов. Она привела Катерину к гибели, заставила Варвару убежать из дома. Жить возле нее совершенно невозможно.
Рисуя образы этих героев, Островский совершенно ясно показывает, что жизнь в провинциальной России отстала и жестока, что правят этой жизнью люди, которым нет дела до человеческого достоинства и внутренних устремлений других. Таков суровый приговор самодурам русской жизни, звучащий в драме "Гроза".

Оттого-то так и печальна Кабанова, оттого-то так и бешен Дикой: они до последнего момента не хотели укоротить своих широких замашек и теперь находятся в положении богатого купца накануне банкротства. Всё у него по-прежнему, и праздник он задает сегодня, и мильонный оборот порешил поутру, и кредит еще не подорван; но уже ходят какие-то темные слухи, что у него нет наличного капитала, что его аферы ненадежны, и завтра несколько кредиторов намерены предъявить свои требования; денег нет, отсрочки не будет, и все здание шарлатанского призрака богатства будет завтра опрокинуто. Дело плохо... Разумеется, в подобных случаях купец устремляет всю свою заботу на то, чтобы надуть своих кредиторов и заставить их верить в его богатство: так точно Кабановы и Дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжалась вера в их силу. Поправить свои дела они уж и не рассчитывают; но они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; и вот почему они так упорны, так высокомерны, так грозны даже в последние минуты, которых уже немного осталось им, как они сами чувствуют. Чем менее чувствуют они действительной силы, чем сильнее поражает их влияние свободного, здравого смысла, доказывающее им, что они лишены всякой разумной опоры, тем наглее и безумнее отрицают они всякие требования разума, ставя себя и свой произвол на их место. Наивность, с которой Дикой говорит Кулигину: «хочу считать тебя мошенником, так и считаю; и дела мне нет до того, что ты честный человек, и отчета, никому не даю, почему так думаю», — эта наивность не могла бы высказываться во всей своей самодурной нелепости, если бы Кулигин не вызвал ее скромным запросом: «да за что же вы обижаете честного человека?..»

Дикой хочет, видите, с первого же раза оборвать всякую попытку требовать от него отчета, хочет показать, что он выше не только отчетности, но и обыкновенной логики человеческой. Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого. И ведь в большей части случаев так, действительно, и выходит, — потому что его претензии бывают противны здравому смыслу. Отсюда и развивается в нем вечное недовольство и раздражительность. Он сам объясняет свое положение, когда говорит о том, как ему тяжело деньги выдавать. «Что ты мне прикажешь делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдать — отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную разжигает, да и только... Ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Отдача денег, как факт материальный и наглядный, даже в сознании самого Дикого пробуждает некоторое размышление: он сознает, как он нелеп, и сваливает вину на то, «что сердце у него такое»! В других случаях он даже и не сознает хорошенько своей нелепости; но по сущности своего характера непременно должен при всяком торжестве здравого смысла чувствовать такое же раздражение, как и тогда, когда приходится необходимость выдавать деньги. Ему тяжело расплачиваться вот почему: по естественному эгоизму он желает, чтобы ему было хорошо; все окружающее его убеждает, что это хорошее достается деньгами; отсюда прямая привязанность к деньгам. Но тут его развитие останавливается, эгоизм его остается в пределах отдельной личности и знать не хочет ее отношений к обществу, к своим ближним. Ему надо побольше денег, — это он знает, и потому желал бы их только получать, а не отдавать. Когда же, по естественному ходу дел, доходит до отдачи, то он сердится и ругается: он принимает это как несчастие, наказание, вроде пожара, наводнения, штрафа, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие. Так и во всем: по желанию себе добра, он хочет простора, независимости; но знать не хочет закона, определяющего приобретение и пользование всякими правами в обществе. Он только хочет больше, как можно больше прав для себя; когда же нужно признать их и за другими, он считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему. Даже когда он и знает, что уж непременно надо уступить, и уступит потом, а все-таки прежде постарается напакостить. «Я отдать — отдам, а обругаю!» И надо полагать, что чем значительнее выдача денег и чем настоятельнее необходимость ее, тем сильнее ругается Дикой... Из этого следует, что, во-первых, ругательство и все бешенство его хотя и неприятны, но не особенно страшны, и кто, убоявшись их, отступился бы от денег и подумал, что их уж и получить нельзя, тот поступил бы очень глупо; во-вторых, что напрасно было бы надеяться на исправление Дикого посредством каких-нибудь вразумлений: привычка дурить уж в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла. Ясно, что его никакие разумные убеждения не остановят до тех пор, пока с ними не соединяется осязательная для него внешняя сила: Кулигина он ругает, не внимая никаким резонам; а когда его самого однажды на перевозе, на Волге, гусар обругал, так он с гусаром не посмел связаться, а опять-таки выместил свою обиду дома: две недели после этого все прятались от него по чердакам да по чуланам...

Добролюбов Н.А. "Луч света в темном царстве"

Читайте также другие темы анализа драмы "Гроза":

Добролюбов Н.А. "Луч света в темном царстве"

  • Дикой. Характеристика

По оценке И. А. Гончарова, А. Н. Островский «ли-тературе принес в дар целую библиотеку художест-венных произведений, для сцены создавал свой осо-бый мир». Удивителен мир произведений Островско-го. Он создал характеры крупные и цельные, умел подчеркнуть в них комические или драматические свойства, обратить внимание читателя на достоинства или пороки своих героев.

Особого внимания заслуживают герои пьесы «Гро-за» — Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе Калинове. Красноречивые характери-стики дают ему герои пьесы. «Ему везде место. Боится, что ль, он кого!» — говорит о нем Кудряш. Дикой, на самом деле, ничего, кроме собственной воли, не признает. Ему нет дела до мыслей и чувств других лю-дей. Обругать, унизить, оскорбить для Савела Прокофьевича ничего не стоит. С окружающими он ведет себя так, будто «с цепи сорвался», и без этого он «ды-шать не может». «...Ты червяк,— говорит он Кулиги-ну. — Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

Власть Дикого тем сильнее, чем слабее, безвольнее человек. Так Кудряш, например, умеет противосто-ять Дикому. «...Он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,— говорит Кудряш о своих взаимоотношениях с куп-цом. Иной человек племянник Дикого, Борис. «Дос-тался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит»,— замечают окружающие. Дикого не смущает то, что Борис — сирота и что ближе дяди у него нет ни-кого. Купец осознает, что судьба племянника в его ру-ках, и пользуется этим. «Загнан, забит...»,— с горе-чью говорит Борис. Не менее жесток купец и к своим работникам: «У нас никто и пикнуть не смей о жало-ванье, изругает на чем свет стоит». На чужом рабском труде и обмане делает бессовестный Дикой свое со-стояние: «...недоплачу я им по какой-нибудь копей-ке... а у меня из этого тысячи составляются...». Впро-чем, иногда на Дикого находит прозрение, и он осоз-нает, что перегибает палку: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу».

Дикой — деспот и тиран в своей семье, на него «свои-то никак угодить не могут», «когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!».

Не уступает Дикому и Кабаниха, богатая калиновская купчиха. Кабаниха — ханжа, она все делает «под видом благочестия». Внешне она очень набожна. Од-нако, как замечает Кулигин, Кабаниха «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Главный объект ее тирании — собственный сын Тихон. Будучи взрос-лым, женатым человеком, он полностью находится во власти матери, не имеет собственного мнения, боится перечить ей. Кабаниха «выстраивает» его отношения с женой, она руководит каждым его поступком, каж-дым словом. Полное повиновение — все, что хочет она видеть в своем сыне. Властолюбивая Кабаниха не за-мечает того, что под ее гнетом вырос человек трусли-вый, жалкий, безвольный, безответственный. Вы-рвавшись на некоторое время из-под надзора матери, он захлебывается свободой и пьет, потому что по-дру-гому свободу он использовать не умеет. «...Из вашей воли ни на шаг»,— твердит он матери, а «сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

Кабаниха ревнует сына к снохе, постоянно попре-кает его Катериной, «поедом ест». «Уж я вижу, что я вам помеха»,— пилит она Тихона. Кабаниха считает, что жена мужа должна бояться, именно бояться, а не любить и не уважать. По ее мнению, правильные от-ношения строятся именно на подавлении одного чело-века другим, на унижении, на несвободе. Показатель-на в этом отношении сцена прощания Катерины с му-жем, когда все слова Тихона, обращенные к жене,— лишь повтор наущений Кабанихи.

Если страдает от Кабанихи с детства задавленный ею Тихон, то жизнь такой мечтательной, поэтичной и цельной натуры, как Катерина, в доме купчихи и во-все становится невыносимой. «Здесь что вышла за-муж, что схоронили — все равно»,— рассуждает об этом Борис.

Постоянное давление заставляет приспосабливать-ся дочь Кабанихи, Варвару. «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»,— рассуждает она.

Давая оценку образам «хозяев жизни», Н. Добро-любов показывает Дикого и Кабаниху самодурами, с их «постоянной подозрительностью, щипетильностью и придирчивостью». По мнению критика, «Гро-за» — самое решительное произведение Островско-го» в этой пьесе «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены... до самых трагических по-следствий...».

Пьеса «Гроза» Александра Островского представляет яркую картину крепостного общества конца XVIII века. Драматург вводит нас в мир русского приволжского города Калинова, живущего уж который век одной и той же патриархальной размеренной жизнью. Это - мир мещан и купцов. Так ли он хорош? Много ли светлого в русском патриархальном добуржуазном обществе?

На ком держится «темное царство»?

Лишенная позитивного вектора развития городская община времен разложения крепостного права социально больна до такой степени, что Николай Добролюбов именует ее «темным царством».. Он же, назвав Островского «знатоком русской жизни», фактически подтверждает представленную драматургом типичность образов. Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза» действительно получают прямую выгоду от страданий окружающих и всячески поддерживают удушающую, антисоциальную атмосферу в обществе. Смысл сохраняемого ими «темного царства» - очевиден: трансформация людских страданий в их личное богатство, в капитал купцов - мироедов. Оба вышеупомянутых отрицательных образа в русской литературе считаются классическими. Они раскрыты автором с огромной художественной силой. Темой нашей статьи является типаж купца Савелия Прокофьича Дикого. К сожалению, многие критики подчеркивают его примитивность. По нашему мнению, это неверно. В частности, заслуживает внимание то, что Савел Прокофьич - одновременно является и властелином, и жертвой уездного «темного царства».

Специфика образа купца Дикого

Образ Дикого в пьесе «Гроза» типичен для российского общества. Это человек, «сделавший» огромное состояние, поднявшись из самых низов. Автор не дает нам прямого комментария по этому поводу, однако вдумчивый читатель обнаружит это. По психотипу купца. Поясним нашу версию. В народе когда-то бытовала пословица «Нет хуже пана за своего Ивана». Образ Дикого в пьесе «Гроза» - четкая иллюстрация справедливости этой мысли. Савел Прокофьевич, даже став главным магнатом города Калинова, не может остановиться в своей инерции эдакого киборга по зарабатыванию денег любыми путями.

Синдром Савела Прокофьича

Наша задача - понять образ Дикого в пьесе «Гроза» . Представьте себе, что вы - актер, «входящий в эту роль». Как это сделать кратчайшим путем? Что вам посоветовать? Допустим, вы хронически лишены милосердия. Представим: причинив человеку страдания и даже разорив его, вы не испытываете никаких моральных угрызнений. «Входя в образ», притворитесь, что вам неведомо чувство ответственности перед обществом… Вы ощутили это?

Согласитесь, страшный, разрушительный образ Дикого в пьесе «Гроза» - типичен и нередко встречается и в нашем обществе, только в других ипостасях… В своем стремительном и непрерывном обогащении он имеет одно странное преимущество перед другими людьми - он не терзаем совестью. Савел Прокофьич агрессивно расширяет свое жизненное пространство, останавливаясь лишь перед двумя факторами: перед Силой и перед Властью. Рассмотрим вышепредставленную сжатую характеристику подробней…

Немилосердие купца Дикого

Как мы уже упоминали, образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» - даже не типаж человека, идущего на сделку с совестью (у Савела Прокофьича она попросту отсутствует). Его моральные принципы - весьма расплывчаты, а следование обрядам православной церкви скорее напоминает сделку с Богом по отпущению грехов, чем искреннее желание - гармонизировать себя и свои отношения с обществом и с семьей.

Ежедневно его супруга молит посетителей: не гневить его. Ведь Дикой в ярости не контролирует себя, даже домашние от него прячутся по чердакам да чуланам.

Рефлекторная ярость

Манипулировать человеком через страх - таково его комфортное состояние, о чем он стесняется открыто сказать. (Вслух же он говорит: «Сердце у меня такое!») Образ Дикого из пьесы «Гроза» - опасный типаж человека, получающего материальную выгоду, во время пребывания в состоянии неадекватном, граничащем с шизофренией.

Именно в состоянии измененного яростью сознания он творит вещи, которые зачастую не может объяснить потом. Вспомним хотя бы его повествование куме Марфе Кабановой о несчастном мужичонке-просителе, которого едва не «пришиб до смерти».

Привлекает внимание тот эпизод, когда рассказывает о своей неконтролируемой ярости Дикой в пьесе Островского «Гроза». Характеристика, данная им самому себе - лукава. Все - объяснимо: припадки бешенства его - изначально корыстны, они приносят ему деньги. Ведь когда он недоплачивает униженным криком нанятым людям за работу, то в его пользу работает принцип: «сэкономленные деньги - заработанные деньги!» Ежедневные припадки гарантируют ежедневную дополнительную прибыль.

Опасность психического расстройства

Беспокоит же его другое. Лишенный всякой духовности, образ Дикова в пьесе «Гроза», попадает в своеобразный замкнутый круг, напоминающий толкиеновское лживое кольцо всевластия. Он понимает, что выработанный им десятилетиями рефлекс «инициация бешенства - получение выгоды» может сыграть с ним злую шутку: окончательно свести с ума и погубить. Именно об этом он высказывает тревогу своей куме - купчихе Кабанихе. Савел Прокофьич уже сам не замечает, когда в нем срабатывает механизм, включающий безумие…

Почему образ Дикого представлен эпизодически?

Человек, терроризирующий город… Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза» намеренно раскрыт Островским несистемно. По ходу действия он лишь трижды появляется перед взглядом зрителя спектакля. И это понятно. Довольно рискованно даже классику обличать своих современников - сильных мира сего.

Какие черты, не раскрытые автором, могут быть присущи Савелу Прокофьичу? Подобную характеристику большинство взрослых читателей без труда могут домыслить сами. Предоставим только две ключевые мысли к этому рассуждению. Типичным ли у современных властьимущих является наличие психотипа главного купца города Калинов? Обладает ли реальными правами в суде современный среднестатистический житель?...

Вывод

Это, конечно, печальная правда, но перед нами в масс-медиа ежедневно мелькает сонм современных бессовестных купцов Диких, апологетов неоверсии крепостного права. Это - современные феодалы, благоденствующие посреди целых слоев общества (по меткому выражению Пелевина, работающих «за еду»).

Итак, какие черты могут дополнить осовремененный образ Дикого в пьесе Островского «Гроза»? Такую практику, между прочим, демонстрируют театры Израиля, где на «ура» идет осовремененная версия гоголевского «Ревизора». Давайте «включим фантазию. Что может в современном обществе помогать типажу Дикого «подняв муть в воде», эффективней зарабатывать деньги и насаждать свое «эго»?

Ответим кратко. Талант по разжиганию ненависти между людьми и представителями разных национальностей. Отсутствие моральных тормозов при санкционировании убийства (или убийств). Желание загребать жар чужими руками, используя, как инструмент, свои деньги.

Заканчивая наши рассуждения, отметим, что подобная социопатия действительно отравляет гармонию общества, превращая отношения в нем в «темное царство».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png