Урок ИЗО по ФГОС

ФГОС регламентирует основные образовательные процессы и этапы обучения в общеобразовательной школе. Будучи важным элементом системы обучения, предмет изобразительное искусство подчиняется требованиям федерального образовательного стандарта.

Целью уроков изобразительного искусства в школе можно назвать формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры, развитие творческого потенциала школьников как фактора необходимого для поступательного развития и становления учащихся как личностей.

Будучи наделенным системой учебно-воспитательных задач, зависящих от возрастной группы учащихся, урок изобразительного искусства в школе бывает четырех типов: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы, об искусстве.

Рисунок 1. Задачи уроков изобразительного исскуства

Согласно нормам ФГОС, уроки ИЗО проводятся с первого по шестой класс. Длительность курса составляет 213 учебных часов.

Рисунок 2. Распределение учебных часов

Если смотреть в разрезе "по годам обучения", то уроки изобразительного искусства распределяются таким образом, что наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры

Доминирование рисования с натуры на уроках ИЗО обусловлено следующими факторами:

  1. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка.
  2. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изображение предметов средствами светотеневого рисунка, но и обучение элементам живописи.

Так как рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей, то становится очевидным что, рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок.

Изучив внимательно требования к урокам изобразительного искусства в школе, было установлено, что помимо рисования с натуры в общую школьную программу включено следующее:

  1. задания на составление узоров,
  2. оформлению альбомов,
  3. задания по декоративному оформлению помещений.

Такие задания направлены на развитие творческих способностей учащихся и привлечения их к общественно полезной работе.

Задача декоративного рисования состоит в том, чтобы школьники могли ознакомиться с ключевыми принципами декоративно-прикладного искусства.

На уроке изобразительного искусства (ИЗО) в школе при обучении навыкам декоративного рисования дети познают составление узоров, законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа, народов братских республик и других народов.

Рисунок 3. Правила оформления декоративных узоров

На уроках изобразительного искусства в школе в рамках занятий тематическим рисованием дети получают следующие навыки:

  1. изображение различных сюжетов из окружающей жизни,
  2. иллюстрирование литературных произведений,
  3. творческие сочинения картин на разнообразные темы,
  4. изображения на темы, придуманные самими детьми,

На уроке ИЗО посредством рисунка-композиции дети выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Отдельно нужно упомянуть специальные беседы об изобразительном искусстве. Они организуются преимущественно во внеклассное время. Во время бесед учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов. Кроме этого учащиеся узнают, какими средствами и художники добивались идейной глубины, эмоциональной выразительности своих картин.

Подготовка учителя к уроку ИЗО

Является одним из важных аспектов нашедших своё отражение во ФГОС. Готовность учителя к уроку наряду, со специальной подготовкой выражающейся в основах рисунка, живописи, ДПИ, знании теории и истории ИЗО, определяется следующими факторами:

  1. Четкая ориентация в целях и задачах обучения ИЗО;
  2. Владение современными и актуальными методами составления план-конспектов уроков изобразительного и искусства;
  3. Владение навыками преподавания ИЗО, способствующими усвоению культуры, обеспечениют овладения знаниями.

Подготовка учителя к уроку ИЗО – ключевой элемент преподавания данной дисциплины в условиях современной школы. Она должна полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству преподавания изобразительного искусства.

Подготовка учителя к уроку включает в себя использование различных программ, пособий, методической литературы, изучение инновационных методик, тематический план к изучению каждой темы по предмету, поурочное планирование, т.е. составление плана или план – конспекта урока.

В соответствии с ФГОС второго поколения в процессе подготовке к уроку ИЗО, современный учитель обязан учитывать ряд важных аспектов без которых урок не может считаться качественным. Учитель ИЗО должен понимать, что современный урок отличается от традиционного урока и требует иной подход к подаче материала.

Рисунок 4. Типы урока

Современный урок – урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Отдельно нужно уделить внимание процедуре планирования урока. Для этого необходимо следующее:

  1. Определение темы урока.
  2. Определение дидактической цели урока на определенную тему.
  3. Определение типа урока;
  4. Продумывание структуры урока.
  5. Обеспеченность урока.
  6. Отбор содержания учебного материала.
  7. Выбор методов обучения.
  8. Выбор форм организации педагогической деятельности.
  9. Оценка знаний, умений и навыков.
  10. Рефлексия урока.

Требования к уроку ИЗО

В настоящее время ФГОС озвучивает широкий спектр требований к уроку ИЗО . К их числу можно отнести как использование новейших достижений науки, так и построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. Кроме этого, от учителя ИЗО требуется реализация всех дидактических принципов и обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов. Огромную роль играют и межпредметные связи и связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся. Важны также мотивация и активация всех сфер личности учащихся в процессе обучения на уроке изобразительного искусства.

Рисунок 5. Дидактические принципы

На уроке изобразительного искусства особый акцент необходимо делать на на развитие эмоциональной отзывчивости, развитие художественно творческих способностей учащихся, чтобы в последствии они были эмоционально богатыми и открытыми к миру прекрасного.

К числу требований к уроку ИЗО по ФГОС второго поколения относится и наличие .

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Рисунок 6. Структура технологической карты

Одним из важнейших требований к уроку ИЗО является адекватно сформулированная цель урока. Характер цели представлен на рисунке ниже. Кроме того, формулировка цели урока должна быть четкой и лаконичной.

Рисунок 7. Характеристика цели урока ИЗО

От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Соблюдение определенных норм при проведении занятий по изобразительному искусству является необходимым элементом успешной педагогической деятельности в школе. Требования к уроку ИЗО особенно строги по отношению к его структуре. Согласно ФГОС, структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам и включает в себя следующее:

  1. организационный момент,
  2. проверка домашнего задания,
  3. объяснение нового материала,
  4. самостоятельная работа учащихся,
  5. закрепление пройденного материала,
  6. подведение итогов.

Одним из ключевых требований к уроку ИЗО является разнообразие и регулярная смена деятельности. Другими словами, уроки изобразительного искусства не должны быть однообразными. Так как возможный перечень деятельности на уроках ИЗО достаточно широк, то однообразия избежать очень легко. Так, на уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком, и живописью, а на занятиях декоративным рисованием они составляют узоры, изучают шрифты, создают декоративные композиции, знакомятся с элементами художественного конструирования. Если говорить об уроках- беседах, то на них дети узнают новое об искусстве.

Организация урока ИЗО требует строгого внимания к времени. Его обычно катастрофически не хватает. Мастерство учителя проявляется в том, что за положенное на урок время удается сделать все что было запланировано.

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы:

1. Организационный этап урока . Он включает в себя следующее:

  1. установление в классе должной дисциплины,
  2. регистрация отсутствующих в классном журнале,
  3. настрой на учебную работу.

Важным требованием к уроку ИЗО является высокий уровень подготовки рабочего места учителя. Все необходимые материалы должны быть принесены и установлены заранее в нужном порядке.

Кроме того, учителю необходимо приучить детей заранее готовиться к уроку, раскладывать рисовальные принадлежности в определенном порядке, а после работы убирать и хранить в специальном месте.

Если на предыдущем уроке учащимся было дано задание на дом, его нужно проверить, указать классу на типичные ошибки и объяснить, как эти ошибки выправить.

2. Сообщение нового материала . Учитель объясняет цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнять задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Чтобы убедиться в том, что ученики понимают его, учитель в процессе объяснения задает классу вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся . После объяснения нового материала дети приступают к выполнению рисунка. Учитель внимательно следит за ходом работы. Пока дети рисуют, педагог обходит класс, делает замечания, некоторым дает дополнительные пояснения, а иногда, если это требуется, сам исправляет рисунок ученика.

Отдельно необходимо обратить внимание на такие аспекты, как возрастные особенности рисования учащихся. К примеру, дети младшего возраста рисуют быстро. Высокая скорость создания рисунка обусловлена тем, что дети еще не привыкли анализировать результаты своих действий. В итоге, работа выполняется, основываясь на первом впечатлении и совершенно бессистемно. В таких случаях учить должен особое внимание уделить методической последовательности построения изображения. Учащиеся младших классов намечают изображение не легкими, едва заметными линиями, а четкими толстыми линиями, которые нельзя стереть резинкой. Для преодоления этого, учитель должен словесно и наглядно показать и разъяснить зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии.

Методика работы со старшеклассниками становится более гибкой и индивидуальной, так как здесь трудно заранее предусмотреть результаты действий отдельных учащихся. Для повышения интереса учащихся старших классов рекомендуется использование ИКТ и иных педагогических инноваций.

4. Подведение итогов работы и завершение урока . К концу работы учитель выбирает наиболее удачные, а также слабые рисунки и показывает их всему классу, разъясняя, в чем их достоинства и недостатки.

Итак, основными требованиями к уроку ИЗО является следующее:

  1. использование новейших достижений науки
  2. построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса
  3. реализация всех дидактических принципов
  4. обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом их интересов
  5. межпредметные связи
  6. связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся
  7. мотивация и активация всех сфер личности
  8. логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности, связь с жизнью, личным опытом учащихся
  9. формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, приемов мышления и деятельности
  10. формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
Общие требования к уроку изобразительного искусства конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

Очень хорошо данные виды требований были описаны и представлены И.П. Подласым. По его мнению, к дидактическим требованиям относятся следующее:

  1. четкое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  3. внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
  4. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
  5. творческих подходов к формированию структуры урока;
  6. сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся;
  7. обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
  8. научный расчет и мастерство проведения урока .

И.П. Подласый обозначил систему воспитательных требования к уроку, которые включают в себя:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей;
  2. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы;
  3. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств;
  4. внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

Развивающие требования к уроку отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Развивающие требования к уроку

Немаловажным элементом работы учителя над подготовкой урока изобразительного искусства в школе является составление план-конспекта. Структура план-конспекта регламентирована нормами ФГОС.

Структура план-конспекта ИЗО

При составлении плана-конспекта урока ИЗО, следует придерживаться определенной формы и структуры. В нем должно быть отражено все что представлено на рисунке 9.

Рисунок 9. Структура план-конспекта урока изобразительного искусства

Теперь обратимся к тому, что должен включать в себя план-конспект урока ИЗО .

1. Прежде всего, необходимо определиться с видом урока. В самом начале составления план-конспекта урока, нужно указать какому виду занятий он будет посвящен:

  1. рисованию с натуры (рисунку или живописи),
  2. декоративному рисованию,
  3. тематическому рисованию,
  4. беседе об искусстве.

2. Затем определяемся с формулировкой темы урока ИЗО. Здесь мы указываем содержание учебной работы. Например, по рисованию с натуры – "Рисунок гипсовой вазы", по живописи – "Натюрморт из предметов быта", по декоративному рисованию – "Составление узора в круге", по тематическому рисованию – "Осень в лесу", по беседам об искусстве – "Виды и жанры изобразительного искусства".

3. После формулировки темы урока, необходимо написать лаконично и четко цель занятия и его задачи.

4. Следующим шагом составления план-конспекта урока ИЗО является перечень оборудования. Например: две гипсовые вазы, два натурных столика и т.д. В конспекте можно наметить и схему расположения натурных постановок в классе.

5. Использование классной доски. Классная доска входит в оборудование урока, но специфика нашей работы требует особой методики ее использования. Поэтому данный вопрос мы выделяем особо. Учителю нужно продумать, как рациональнее использовать классную доску, как композиционно разместить на ее плоскости дидактический материал.

6. Каждый учитель должен предварительно составить план и систематизировать ход урока ИЗО. Содержание урока должно быть представлено в виде методической записки включающей в себя следующее:

  1. какой материал будет освещен на уроке,
  2. в какой последовательности он будет изложен и как распределится учебное время.

Литература

  1. Волявко Н.Н. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся // URL: http://festival.1september.ru/articles/630119/
  2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов – М.: ВЛАДОС, 2014

Сивакова Наталья Анатольевна
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 11 г. Нижнеудинск"
Краткое описание работы: Линии имеют свои характеристики, они бывают тонкими, толстыми, волнистыми, стремительными, ломаными, легкими и воздушными. uЛинию, проведенную по линейке, называют «чертежной», чаще всего она прямая и тонкая. Рисунки, выполненные простой линией, принято называть линейными, они передают силуэт и контур изображаемого объекта.

Изобразительное искусство, или рисование преподается в школах России в 1-7 классах. На нашем сайте материалы по ИЗО представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное планирование Мастер-классы Дидактические материалы Презентации для уроков

Лучшие презентации по ИЗО для учителей на сайте Конспектека

Зачастую на уроках в школе информация подается чересчур «сухо», отчего у детей возникают трудности с пониманием, запоминанием и, в целом, с мотивацией к обучению. Разнообразить учебный процесс, сделать его не просто информативным, но и интересным, наглядным и запоминающимся помогут презентации по ИЗО .

Портал Конспектека был создан с целью помощи учителям. Он представляет собой базу знаний, методическую копилку, которая постоянно пополняется за счет широкого круга наших коллег со всех уголков страны и ближнего зарубежья. У нас вы найдете красочные и профессионально составленные презентации к урокам ИЗО, выполненные в соответствии с новейшими образовательными стандартами, закрепленными во ФГОС. Все презентации с нашего сайта можно бесплатно скачать и использовать в своей педагогической практике. Если у вас имеются свои уникальные наработки и дидактические материалы, мы также с удовольствием опубликуем их на страницах нашего портала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Изобразительное искусство в начальной школе

1. Цель и задачи изобразительного искусства как учебного предмета в начальных классах

Предмет «Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования. Он призван решать специфические задачи, связанные с передачей фундаментальных ценностей, выработанных человечеством, с целью эмоционально-духовного, эстетически-нравственного развития личности, формированием ее творческого потенциала.

В связи с этим изобразительное творчество учащихся в совокупности с другими формами художественной деятельности является существенным фактором выявления и утверждения индивидуальности школьника, его способностей, ведущих к самоидентификации и выработке собственного взгляда на мир. На этой основе школьники учатся творчески преобразовывать окружающую действительность и мир собственной личности.

В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера, мыслительная деятельность, интуиция и др.

Исходя из специфики учебного предмета, основной целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

Для решения данной цели ставятся следующие задачи:

Постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;

Развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;

Духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;

Формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;

Развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;

Создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;

Ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;

Формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности.

2.Требования к содержанию и методам преподавания

Основные требования к содержанию и методам преподавания изобразительного искусства в школе основаны на следующих принципах:

Органичном сочетании и единстве учебно-воспитательного процесса: нравственно-духовное, эстетическое и художественное воспитание должно осуществляться в комплексе с систематическим усвоением учащимися художественных знаний и освоением практических навыков художественной деятельности;

Освоении учащимися изобразительных навыков и технических приемов, которые является не самоцелью, а средством или инструментарием для художественного познания и создания художественного образа;

Учете возрастных особенностей учащихся, сочетании индивидуальных и коллективных форм работы;

Формировании представлений об изобразительном искусстве, его видах и жанрах, понятиях и терминах, овладении техниками и материалами, образной системой;

Формировании стержневых представлений об изобразительном искусстве, которое происходит во взаимосвязи со всеми видами художественной деятельности: эстетическим освоением окружающего мира, восприятием искусства, теоретическим знанием, творческо-практической деятельностью;

Применении разнообразия видов работы и художественных материалов;

Взаимосвязи разных видов искусств (полихудожественности) - изобразительного искусства, музыки, литературы, кино и др., с помощью которых создается ассоциативно-образная атмосфера, необходимая для оптимального развития художественного мышления учащихся. С этой целью на уроке определенное время отводится просмотру репродукций, слушанию музыки, литературных произведений, просмотру фрагментов

изобразительный искусство учебный начальный

3. Структура программы и виды занятий

Системообразующим началом программы и ее смысловым стержнем является дифференциация всего учебного материала по трем содержательным компонентам, которые охватывают всю программу с I по 4классы. К ним относятся:

- «Эстетическое восприятие действительности»;

- «Восприятие искусства»;

- «Практическая деятельность».

Эстетическое восприятие действительности как составная часть художественной деятельности имеет в программе относительно самостоятельную систему учебных задач.

Задачей данного содержательного компонента программы является также развитие у школьников зрительной культуры, визуального восприятия, наблюдательности.

Содержательный компонент «Восприятие искусства» способствует освоению предмета на искусствоведческом уровне. Его задачей является формирование ключевых ориентиров восприятия произведений изобразительного искусства, расширение художественного кругозора учащихся, изучение теоретических основ изобразительного искусства, освоение его языка, системы выразительных средств.

В результате освоения содержания данного раздела программы учащиеся получают представление о роли искусства в жизни человека и общества, основах национального и мирового искусства, особенностях различных видов и жанров изобразительного искусства, их взаимосвязи.

На уроках изобразительного искусства учащиеся рисуют и лепят с натуры, по памяти, по представлению, конструируют, выполняют работы в различных художественных техника.

Практическая художественно-творческая деятельность включает в себя:

Изображение на плоскости (использование разных художественных материалов и техник (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, тушь; аппликация, коллаж, монотипия);

Лепку из пластилина и работу со скульптурными материалами (глина, солёное тесто);

Декоративно-прикладную деятельность и дизайн (художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства).

Изображение на плоскости включает рисование с натуры, по памяти, по представлению после непосредственных наблюдений или по воображению, работу на тему по заданию учителя, а также наброски, прикладную графику, аппликацию, коллаж, монотипию и т.п.

Лепка (скульптура) имеет особое значение в начальной школе, где двигательно-осязательный компонент играет доминирующую роль в развитии изобразительной деятельности детей.

Декоративно-прикладная деятельность включает элементы изображения на плоскости, художественного конструирования и проектирования, работу с природными материалами (листья, цветы, травы и т.п.), что способствует развитию у школьников представлений о связи разных видов художественной деятельности.

Содержание практической деятельности предполагает решение четырех основных групп учебных задач: 1) композиция; 2) цвет и освещение; 3) форма, пропорции, конструкция; 4) пространство и объем. Освоение данных групп учебных задач, лежащих в основе изобразительной грамотности, должно быть подчинено сознательному решению художественного образа в соответствии с возрастными возможностями учащихся.

Главное в работе по композиции в начальных классах - освоение всей поверхности листа бумаги и заполнение его изображением, а в лепке и декоративной работе - создание цельной формы. Учащиеся учатся отбирать для композиции объекты изображения, отвечающие замыслу, и рисовать их крупно.

В работе с цветом в I-IV классах ставится задача видеть цвет многообразно, различать и составлять нужные оттенки. В начальных классах следует отдать предпочтение гуаши перед акварелью, так как гуашь дает большую свободу в работе и позволяет вносить исправления. В работе над формой важно учить чувствовать образный характер формы, стремиться к последовательному образному усложнению при ее отображении. Для выработки навыков анализа формы и последующего ее воплощения в художественном образе большое значение имеют занятия лепкой, декоративно-прикладной деятельностью, конструированием, где учащиеся активно работают с объемной формой.

Обучение передаче пространства на бумаге начинается с I класса, в основном в работе по наблюдению и на заданные темы. Главное внимание в работе с младшими школьниками уделяется формированию у них понятий об изломе плоскостей и границе излома: границе пола и стены, видимой границе земли и неба, а также умению правильно разместить предметы на поверхности пола и земли.

При планировании времени на данный вид работы нужно учитывать, что виды художественной деятельности на уроках могут сочетаться и занимать часть урока: восприятие - с практической работой, лепка - с рисованием.

Методы работы с учащимися по искусству на уроке желательно разнообразить. Это может быть беседа, рассказ, дискуссия, просмотр мультимедийной презентации,. Огромную роль играют уроки, построенные по законам художественной драматургии, формы внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искусству..

Особое внимание должно быть обращено на художественно одаренных детей, для которых вырабатывается своя система обучения, учитывающая их способности.

Уроки изобразительного искусства должны быть оснащены необходимыми пособиями и средствами наглядности с применением современных технических средств.

Эффективность учебного процесса находится в прямой зависимости от уровня развития у учащихся практических умений и навыков.

Ведущие умения формируются комплексно во всех видах художественной деятельности. Освоение каждого вида требует формирования частных умений и навыков: живописных, графических, пластических, декоративных, конструктивных, восприятия произведений искусства, освоение их языка, выразительных средств и т. п.

Литература:

1Волкова, И.Г. Изобразительное искусство 1 - 5 классы. Примерное календарно-тематическое планирование / И.Г. Волкова, В.Н. Данилов - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008.

2Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004.

3Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - Минск: Народная асвета, 1992.

4Изобразительное искусство 1-4 классы: учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. - Минск: НМУ НИО, 2008.

5Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007.

6.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н.М. Сокольникова. - 2-е изд. - М.: Академия, 2002 искусства).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Академическая система художественного образования в XVI-XII веках. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства.

    шпаргалка , добавлен 29.10.2013

    Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада, в начальной школе, в средних и старших классах. Структура занятий, учебная, развивающая и воспитательная цели, оборудование и наглядные пособия, последовательность изложения учебного материала.

    конспект урока , добавлен 10.09.2010

    Методы художественной педагогики. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на уроках музыки в программах Кабалевского Д.Б. и Критской Е.Д. Разработка конспектов уроков музыкальных занятий в 5 классе по теме "Музыка и изобразительное искусство".

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Основные характеристики школьных стандартов нового поколения. Универсальные учебные действия в современной начальной школе. Практическая значимость формирования личностных универсальных учебных действий у школьников средствами изобразительного искусства.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2016

    Развитие творческого воображения при иллюстрировании сюжетов литературных произведений. Значение и специфика преподавания устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Методика, приемы и техники создания иллюстраций.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Характеристика дизайна как особой формы проектной деятельности. Содержание и структура профессиональной компетенции будущих дизайнеров. Виды и художественные средства изобразительного искусства. Разработка учебной программы по дисциплине "Рисунок".

    диссертация , добавлен 17.02.2013

    Психолого-педагогические основы развития речи. Целесообразность использования уроков развития речи на материалах изобразительного искусства в начальной школе. Апробация методики по формированию коммуникативной полноценности речи на основе ИЗО занятий.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2011

    Компьютерное обучение в начальных классах. Использование компьютера на уроках рисования. Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов младших школьников на уроках рисования. Программы "Графический редактор для младших школьников".

    дипломная работа , добавлен 03.11.2002

    Понятие творческих способностей. Особенности развития творческих способностей у младших школьников. Использование игровых технологий в работе с детьми младшего школьного возраста. Игровая технология на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2012

    История развития керамических промыслов, особенности работы с глиной и пластилином, народные глиняные игрушки. Значение занятий лепкой на уроках изобразительного искусства, технология выполнения работ из глины. Занятия лепкой в детском саду и школе.

Урок рисования для младших школьников. Снегири.

Автор : Хатипова Гульнара Кабировна преподаватель.
Место работы: МОУДОД ДХШ№2

Конспект урока по рисованию.

Цель: формирование способности видеть красоту реальной действительности путём наблюдения; развитие зрительной наблюдательности и изобразительной фантазии.
Задачи:
Образовательные: научить изображать снегиря;
знакомить с жанром анималистики;
передача в рисунках красоты линий, форм, окраски,их цветовой гармонии; определение пропорций.
Развивающие: научить видеть красоту птиц,
развивать у детей потребность в творчестве.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус; бережное отношение к природе, воспитать умения видеть, понимать и замечать прекрасное в повседневной жизни, красоту природы;
формирование эстетических чувств;
формирование аккуратности в процессе работы.
Зрительный ряд: слайдовая презентация «Снегири», репродукции с изображением снегирей, образец работы, сделанный учителем, поэтапное изображение снегиря.

Материалы и принадлежности: гуашь, альбом, баночки для воды, кисточки, палитра, простой карандаш, резинка, цветной картон формата А4.

Литературный ряд: - стихи, (см. в конспекте «Ход урока»); - пословицы

Музыкальный ряд: голоса разных птиц.
План урока:
1.Оргмомент – 2мин.
2.Сообщение темы – 20 мин.
3.самостоятельная работа – 50 мин.
4.Подведение итогов – 10 мин.
5.Домашнее задание – 5мин.
Ход урока:
I.Оргмомент:
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает.
Правильно зимой. Зимой в природе происходят разные изменения.
Какие изменения происходят в природе?
(Деревья сбрасывают свою листву, некоторые животные впадают в спячку, выпадает снег, приходят морозы).
Зимой к нам заглядывают гости…Кто?
(Птицы).
Узнаем, если нам помогут ребята. У некоторых на партах лежат буквы, возьмите их и выйдите к доске. Буквы перепутались, что ж за слово? Отгадаем его, если найдём ответ на загадку:
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь)
Правильно, это снегирь. Именно его мы сегодня будем рисовать на уроке.
Тема нашего сегодняшнего урока «Снегири».

Ближайший родственник снегиря- воробей. Живёт снегирь в хвойных таёжных лесах. На зиму значительная часть птиц перебирается к югу, именно поэтому мы можем его видеть в наших садах и лесах.
Длина тела (около 18 см, весит около 35 г.)
Какого цвета оперение?
Верх головы, крылья и хвост чёрные.
Задняя часть шеи и спина светло-серые.
Надхвостье и подхвостье чисто-белые.
Нижняя часть тела красная.
Вот парочка птиц - это снегири. Самец и самочка.


Как вы думаете кто из них – кто?
(У самки красный цвет замещён буровато-серым.)
Представьте себе 100- 150 лет назад в России была традиция обучать снегирей пению. Птенцов, вынимали из гнезд, выкармливали и обучали различным мелодиям. Обученные птицы были довольно дороги, но радости от такого питомца – тоже немало. Сейчас традиция обучения снегирей пению, а также секреты этого мастерства утеряны. Может быть, это и к лучшему. Птицы должны жить на воле, а не в клетке. У русского народа есть много пословиц, поговорок, загадок посвящённых этой птице. Например по старинной солдатской примете снегирь поет к победе.
У вас на парте в конверте лежит пословица, разрезанная на части, составьте её и объясните её смысл. КРАСНА ПТИЦА ОПЕРЕНЬЕМ, А ЧЕЛОВЕК – УМЕНЬЕМ . Если птицу расхваливают за её красоту. То человека судят по его делам, умениям. И вы сегодня увеличите свои умения, научившись рисовать птиц.
Снегиря очень любят в России. В подмосковье находится единственный в мире «Музей снегиря». В нем собраны все виды снегирей, картины, скульптуры и другие произведения искусства посвященные снегирю. Туда приходят люди посмотреть на птиц, и узнать об их жизни.
Художники очень любят изображать снегиря. Посмотрите на картины где изображена эта птица.



А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных?
Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами.)Потому что «animal» - по – английски «животное».) А жанр - анималистическим.
Как вы думаете, на что художники обращают внимание при рисовании птиц?
Прежде чем рисовать птицу, нужно обратить внимание на её внешний вид. Это:
1) размер самой птицы и ее туловища; кто это? (Пингвин- это птица ребята!)
2)длинные или короткие ноги; Посмотрите как отличаются ноги у цапли и снегиря
3)длинная или короткая шея; По сравнению с лебедем шея снегиря почти не видна
4)форма, размер хвоста и крыльев; Это тоже самец. Видите, они выделяются не только окраской, но и шикарным хвостом.
5) форма клюва, лапок и когтей;
6) вид оперения и его окраска;
Я предлагаю каждому из вас выполнить рисунок снегиря. Посмотрите на мою работу здесь показано как нужно правильно, построить птицу. Основа туловища любой птицы – это овал (яйцо), голова – окружность, крылья – треугольник, хвост – трапеция. После построения всех геометрических форм нужно плавно соединить по построенным линиям. Построив снегиря в карандаше нужно его выполнить в цвете. Верх головы, крылья и хвост чёрные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела красная.
Последовательность выполнения работы:
1. Выбрать формат
2. Наметить размер снегиря.
3. Нарисовать детали птицы.
4. Выполнить в цвете.
Ваша работа должна получиться - найти характер снегиря, аккуратно выполнена.

III.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся приступают к выполнению задания. В процессе практической работы учитель помогает ученикам.

IV.Подведение итогов:
15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. В этом году суровая зима. Птицам страшнее голод, чем холод. Мы можем им помочь.
А как нам расскажут ребята.
МОРОЗЫ
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших всех снегирей, воробьёв и синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.
Е. Благинина
Отлично каждый запомнит, что вы пообещали птицам.
Итак, чему вы научились сегодня на уроке?
Что нового узнали сегодня?
Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!

V.Домашнее задание:
Рассказать родителям и друзьям о том, что вы узнали на уроке. Принести материал для следующего урока.
Спасибо за урок!

Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.

Цель данных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

  1. Сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  2. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.
  3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Я работаю в сельской школе учителем рисования в начальных классах по программе “Изобразительное искусство и художественный труд” , разработанной под руководством народного художника России, академика Б.М.Неменского. Вот уже десять лет собираю и применяю в своей работе с детьми нетрадиционные техники, стараясь сделать урок необычным, более запоминающимся.

Например, в первом классе, на уроке по теме “Мастер изображения учит видеть”, дети работают акварелью или гуашью, изображая сказочный лес. На этом уроке я применяю технику “Печатка”, что помогает сделать урок волшебным.

Из картофеля вырезаются разные формы: треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и …выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно (в зависимости от наполняемости класса), так как печаток немного и ими пользуются все. (Приложение № 1)

Техника “Притирание” также дает неожиданные результаты. Только тут нам для выполнения задания понадобятся цветные карандаши. На урок необходимо принести любые металлические предметы: скрепки, монетки, проволоку, вилки и т.д. Это очень интригует ребят. Они задают вопрос: зачем на уроке рисования нужны все эти предметы, и как они нам помогут в работе? А все очень просто. Накрываем предмет листом альбомной бумаги (например, монету), придавливаем и мокрым цветным карандашом выводим изображение на поверхность. Где можно применить это изображение, дети фантазируют сами. (Приложение №2)

На уроке по теме “Изображать можно пятном” применяем черно-белую технику “Монотипия”. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше тушь или гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Свернем лист пополам, хорошо прогладим, раскроем и дадим просохнуть. Задание: внимательно посмотрите, на что похоже ваше пятно и дорисуйте его! (Приложение № 3)

На уроке “Узоры на крыльях” возможно использование цветной техникой “Монотипия”. Все изображения сначала из-за симметрии похожи на бабочек. На кисточку берем небольшое количество краски (лучше гуашь), и стряхиваем на чистый лист бумаги несколько капель. Так можно делать несколько раз, но желательно другим цветом. Сложите лист пополам или под углом и хорошо прогладьте. Раскроем лист – и о чудо, там уже готовая бабочка, вам только нужно дорисовать узоры на крыльях. (Приложение № 4)

Во втором классе на уроке “Наши друзья – птицы” так же можно использовать уже знакомую вам технику “печать со стекла”. Только теперь вам придется изобразить на куске стекла фрагмент дерева: несколько веток и листья. Так же сделать оттиск, дать ему высохнуть и приступать к рисованию птиц. (Приложение № 6)

На уроке “Сказочная птица” возможно использоваие нетрадиционную технику “Ниткография”. Для работы мы берём обычные нитки, гуашь. Небольшие куски ниток опускаем в гуашь (так как объем крышечки от гуаши небольшой, нитка сворачивается произвольно), кладём их на чистый лист бумаги. Лист сварачиваем, сильно прижимаем рукой а ниточку вытягиваем за кончик. Очень интересные работы получаются, когда нитки выкрашены в разные цвета. (Приложение № 7)

Нетрадиционную технику “Рисование по фольге” можно применить на уроке по теме “Обитатели подводного мира”. Рисунок наносится гуашью с добавлением клея ПВА. Цвет фольги подбираем по замыслу: голубую, синюю, фиолетовую, зеленую и т.д. Для изображения подводного животного, необходимо сделать рисунок, а потом “передавить” его на фольгу и разукрасить. (Приложение № 8)

Урок во втором классе на тему “Кружевные узоры” можно выполнить в технике “Граттаж”. Непростым в выполнении этого задания, будет то, что необходимо выполнить предварительную работу. Старшеклассникам даётся задание приготовить листы для работы второклассников. Лист бумаги натирается воском. Гуашь смешивается с тушью или мылом, и в несколько приемов, лист закрашивается. Самым интересным является то, что рисовать узор необходимо сразу и исправить уже ничего нельзя. После такой работы ребята становятся более уверенными.

На уроке “Четвероногий герой” для выражения характера изображаемых животных используем технику “Тампонирование”. Для выполнения этой техники из кусочка бумаги необходимо сделать тампон. Опустив его в краску нанести на приготовленную бумагу продуманный рисунок. С помощью тампона можно нарисовать небо, траву (ближе – дальше), листья деревьев, животных. (Приложение № 9)

Тему “Человек и его украшения” можно разнообразить, если применить при выполнении украшения одежды бисер (на клей), макаронные изделия, цветную бумагу, перья, кусочки ткани и шерстяных ниток, бусинок. Работы получаются яркими и интересными.

Урок “Поле цветов” я предлагаю выполнить в технике “Обрывной аппликации”. Аппликация выполняется как обычно, только все лепестки цветов и листья выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук. Клеится только кончик обрывка. (Приложение № 10)

В третьем классе на уроке “Красота букетов из Жостово” можно выполнить коллективную работу в технике “Мятая бумага”. Из кусочков цветной или выкрашенной в необходимый цвет бумаги вырезаем лепесток цветка. Вырезанную деталь сильно сминаем, разворачиваем и собираем при помощи клея в нужный вам цветок. Собранные цветы располагаем в виде узора на черном фоне. (Приложение № 11)

На уроке “Мамин платок” применима техника холодного батика. Для выполнения работы вам понадобится небольшой кусочек накрахмаленной ткани. У ребят очень сильная мотивация, они расписывают платок для своей мамы. Работа ведется гуашью с добавлением клея ПВА.

К уроку “Букет цветов” необходимо собрать и высушить цветы и листья, интересные по форме и цвету и выполнить коллективную работу в технике “Флористика”. Соприкосновение с природой подарит учащимся новые впечатления и чувства, что положительно влияет на эмоциональную деятельность детей, а коллективная деятельность над созданием творческой работы закрепит доброжелательное отношение в классе.

Урок на тему “Натюрморт” можно провести при помощи “Лоскутной техники”. Можно сделать любой натюрморт, вырезая из ткани необходимого вам цвета и фактуры задуманные предметы быта, посуду и цветы. Попробуйте и вы! Уверяю вас, и вы и дети получите огромное удовольствие.

“Портрет друга” можно разнообразить, если выполнить “Картину из полос бумаги”. Для этого необходимо на листе бумаги карандашом нарисовать портрет. Приготовить из бумаги ленты по 1 см шириной на всю длину листа. Карандашные линии промазать клеем “Момент” и быстро поставить на линию бумагу, немного придерживая для сцепки. После приклеивания всех полос, портрет можно аккуратно разукрасить, стараясь не пачкать вертикально стоящие полосы бумаги. (Приложение № 12)

Урок на тему “Музеи народного декоративного искусства” можно провести при помощи “Коллажа”. Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему: “Дымковская игрушка”, “Русская матрешка”, “Гжель”, “Хохлома” и т.д. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом. (Приложение № 13)

В 4 классе урок по теме “Пейзаж родной земли” можно предложить детям выполнить в любой, изученной ими ранее нетрадиционной технике на выбор: это может быть “Ниткография”, “Обрывная аппликация”, “Флористика”, “Гратаж”. Можно вспомнить и “Печать со стекла”, но теперь на стекло нанести зеленую траву, небо, а пустые белые места, которые останутся на небе, будут облаками. Деревья и все необходимое для задуманного пейзажа они дорисуют позже, когда высохнет бумага. Можно применить технику “Коллажа” и даже выполнить “Картину из полос бумаги”. А если кто-то выполнит пейзаж при помощи аппликации из ткани или макаронных изделий, то выставка работ в конце урока заменит любой музей “Нетрадиционных техник”.

На уроке в 4 классе, рисуя портрет русской красавицы, мы обращаем внимание на её головной убор. Если во втором классе мы применяли аппликацию из бисера как украшение народного костюма, то, выполняя задание по данной теме, можно особое внимание учащихся обратить на цветовое сочетание или узор, выполненный из бисера в технике аппликация. Головной убор, выполненный таким приемом, смотрится богато украшенным, как настоящим.

Тему “Образ художественной культуры Средней Азии” можно раскрыть через изображение города в пустыне с помощью свечки или восковых мелков. Нарисовать необходимо только город вдалеке, и после этого закрасить весь лист желтым цветом. Вы увидите, как проявится город на вашем листе, и будет похож на мираж в пустыне.

Таким образом, нетрадиционные техники помогают сделать урок эмоционально богаче, развивает у учащихся воображение и фантазию, чего так не хватает нашей молодежи. Такие работы вызывают огромный интерес не только на уроках ИЗО, но и становясь призерами на районных и краевых и всероссийских выставках и конкурсах.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png