Анна Маравская
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща»

Образовательная область : Речевое развитие

Вид деятельности : Занятие

Тема : Рассматривание картины И . Левитана «Берёзовая роща »

Описание события/мероприятия/занятия :

Воспитатель предлагает детям взять бумажные бинокли и рассмотреть картину .

Скажите, что вы увидели на картине с помощью бинокля ? Ответы детей

Дети, а кто из вас знает название леса, где растут одни березы?

Правильно, березовый лес или березовая роща . В березовой роще много света, воздух там чист.

А чем отличается береза от других деревьев? Правильно, береза – дерево с белой корой.

Зачем нам на планете деревья?

Деревья приносят пользу всей нашей планете, поддерживают запас кислорода, очищают воздух. Не стоит ломать веточки у деревьев, срывать с деревьев листочки. Будем ухаживать за деревьями, и сажать новые.

А сейчас я прочитаю вам стихотворение А. Прокофьев “Люблю берёзку русскую”

Люблю берёзку русскую ,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую .

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся, - но не ломится.

Подумайте, какое время года изображено на картине и почему ?

Какими красками художник изобразил картину ?

А сейчас встанем и отдохнём? (физминутка)

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками .)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

К нам в гости пришёл волшебник ушко, что вы услышали вместе с ним?

К нам пришёл ещё волшебник носик, какие ароматы вы почувствовали?

Молодцы нам помогли волшебники, а теперь давайте попробуем рассказать о том , что мы узнали про картину ?

Дети рассказывают свои рассказы , воспитатель поправляет и дополняет.

Мы с вами как будто побывали в берёзовой роще : услышали много интересного, увидели много удивительного, даже почувствовали, как пахнет роща . Художник смог создать чудесный образ родной милой всем нам природы. "Березовая роща " поднимает настроение, вселяет оптимизм. Неудивительно, что эта картина любима нашими соотечественниками многие десятилетия. На этом мы будем заканчивать наше занятие , но на прогулке ещё раз полюбуемся красотой берёзки .

Тип занятия (мероприятия, события) Интегрированное

Время реализации занятия 20мин

Цели занятия ) (образовательные, развивающие , воспитательные) Образовательные :

1. Способствовать обогащению словаря.

2. Познакомить с творчеством И. И. Левитана картина «Березовая роща »

Развивающая :

Развивать умение описывать картину .

Воспитательная :

Воспитывать доброжелательность при оценке рассказов сверстн других детей.

Формировать культуру общения с природой.

Планируемые результаты

Интерес к предстоящей деятельности.

Умение говорить полными предложениями.

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения.

Предпосылки УУД /целевые ориентиры :

Способствовать развитию связной монологической формы речи .

Расширение знаний и представлений о творчестве Левитана .

Пополнение словаря.

Ресурсы, оборудование и материалы :

Репродукция картины .

Список учебной и дополнительной литературы :Чтение произведений про русскую природу.

Дидактическое обеспечение (занятия ) : Использование ИКТ, художественное слово.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» Пр. сод. : Учить детей рассматривать пейзажную картину, отвечать на вопросы.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Едем на лошадке» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Едем на лошадке». Е. Батурина Заучивание стихотворения «Лошадка».

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе. Тема. Рассматривание картины «Собака со щенятами». Цель: Учить детей рассматривать картину. Задачи: Образовательные: Учить отвечать на вопросы воспитателя и составлять короткий рассказ вместе.

Конспект занятия по развитию речи на тему: Рассматривание картины «Коза с козлятами». Программные задачи: помочь детям понять содержание.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка» Задачи: 1) формировать умение рассматривать сюжетную картину; 2) формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и описание картины И. И Шишкина» Рожь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» Конспект занятия по развитию речи Рассматривание.

«Берёзовая роща» (1885-1889) считается одним из наиболее значительных «импрессионистских» шедевров Левитана.

Этот небольшой по размерам (50 на 29 см) пейзаж занял у Левитана целых четыре года, кочуя вместе с ним от одной важной пространственно-биографической вехи к другой. Он начал «Берёзовую рощу» в 1885-м в подмосковной усадьбе Бабкино на Истре, где в тесной компании семейства Чеховых и их друзей Киселевых Левитан провёл три плодотворных и нескучных лета, а заканчивал спустя четыре года уже в Плёсе – городе на Волге (почти случайно «открытом» Левитаном и его подругой Софьей Кувшинниковой по время речного путешествия), который станет целой эпохой в левитановской живописи.

«Берёзовая роща» звучит нечастым в меланхолической живописи Левитана мажорным аккордом. Всё здесь, в этом благодатном уголке молодого березняка, сияет, переливается и излучает бодрость. Легко поддаться искушению провести прямую биографическую параллель: еще недавно художник был нищ и одинок и вот к 1885-86 годам всё, наконец, чудесным образом переменилось. Левитан заработал неплохие деньги за декорации в Частной опере Саввы Мамонтова и вместе с Чеховым гостит в Бабкино, среди людей близких по восприятию мира, ценящих искусство и благожелательных к Левитану. Он много работает, но много и дурачится, чуть не каждый день изображает в потешных спектаклях то бедуина, то подсудимого купца, обвинённого в винокурении и тайной безнравственности, и, кажется, так много не хохотал за всю свою жизнь. Так, может, поэтому «Берёзовая роща» тоже смеётся и ликует? И да, и нет. Конечно, психологически все было гораздо извилистее и сложнее, и временами Левитан опять впадал в привычную меланхолию, сообщая Чехову: «Ничего, кроме тоски в кубе» . Во всяком случае, закончить «Берёзовую рощу» в Бабкино Левитану так и не удалось. Чего-то всё равно недоставало. Какой-то «малости», без которой, как утверждал хорошо знакомый Левитану Федор Шаляпин, «нет искусства».

«Самый факт возможности работы над пейзажем, таким небольшим, в течение нескольких лет, с перерывами, снова возвращениями к этой теме и сохранением при такой длительной работе непосредственности ощущения и такой пленительной свежести самой живописи меня просто поверг в изумление, – признавался художник Борис Иогансон , – и до сих пор я не перестаю изумляться этому совершенству, этому бриллианту даже в творчестве Левитана» .

Ученик Левитана Борис Липкин утверждал, что для автора «Берёзовой рощи» это была излюбленная практика – оставлять картину «на дозревание», возвращаясь к ней через время. Липкин так передаёт запомнившиеся ему слова художника: «Окончить картину иногда очень трудно, – говорил Левитан. – Иногда боишься испортить одним мазком. Вот и стоят они, "дозревают", повёрнутые к стене... Чтобы закончить, иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь» .

Завершить «Берёзовую рощу» Левитан смог лишь оказавшись в Плёсе – городе, который художник прославит и который навсегда останется связанным с именем Левитана. Этот волжский городок стоит на холмах, покрытых белоствольными берёзовыми рощами. Одна из них, которая приглянулась Левитану, располагалась на окраине Плёса, недалеко от кладбищенской церкви. Здесь Левитан мог подолгу наблюдать игру солнечных бликов на берёзовых стволах, листве, молодой траве. В передаче вибрации цвета и световоздушной среды Левитан приближается к технике импрессионистов. Сродни их находкам и композиционное решение «Берёзовой рощи»: деревья у Левитана обрезаются краем холста. Подобный приём любим импрессионистами: это способствует «включённости» зрителя в происходящее на картине, создаёт эффект присутствия и ощущение спонтанности.

Помимо очевидных параллелей с импрессионистами (их работы Левитан увидит воочию чуть позже, когда побывает в Европе, и останется не то чтобы равнодушен – но воспримет в общем без особого восторга), «Берёзовая роща» вызывает почти обязательные ассоциации с еще тремя именами: Архип Куинджи, Камиль Коро и Антон Чехов.

Левитан и Куинджи: такие разные «Берёзовые рощи»

За четыре года до начала работы Левитана над «Берёзовой рощей», в 1881-м году, пейзажист-новатор Архип Куинджи выставил картину с таким же названием . И выбор мотива, и сам горизонтальный, слегка вытянутый формат обеих «Берёзовых рощ» сходны. В остальном же они разительно различны. Куинджи стремится к драматическим эффектам, сильным контрастам, а свет у него имеет величественную, непостижимую, космическую природу. Левитан в своей «Берёзовой роще» лиричнее и психологичнее. Куинджи работает с рациональной симметрией (ручей делит композицию пополам), Левитан при выборе ракурса добивается естественно-природной асимметрии. Куинджи работал по памяти – Левитан не мог завершить работу, не сверившись с природой.

Левитан и Коро: «бывают странные сближенья»

Создание работы на тему, с которой уже успел прославиться Куинджи, не было для Левитана сознательной полемикой или преднамеренным творческим соперничеством: по складу характера Левитан вряд ли принадлежал к соревновательным натурам, да и Куинджи не был его кумиром. А вот у кого он действительно многому учился и кого почёл бы за честь наследовать в своём творчестве – так это Камиля Коро . Этого французского пейзажиста, близкого к барбизонцам, называли «поэтом рассвета» и «певцом деревьев» , т.е. всего того, что составляет существо левитановской «Берёзовой рощи». Молодой Левитан картинами Коро просто бредил. Во Франции как раз вышла первая монография о Коро авторства Руже Милле и Левитан, чтобы иметь возможность её прочитать, самостоятельно учил французский язык. Коро, как никто, умел передавать мимолётные настроения природы, трепетание листвы, едва уловимое движение воздуха и градации цвета. В самом деле, если мы посмотрим на то, как вибрирует листва в кронах деревьев с картины Коро «Орфей, ведущий Эвридику из преисподней» или на любом из его видов Виль д`Авре , то увидим, что трепетание зелени берёз у Левитана, его мелкие трепетные мазки здесь сродни методу Коро.

Чеховские параллели в «Берёзовой роще» Левитана

Чехову адресовано проникновенное признание Левитана, написанное им по время работы над «Берёзовой рощей»: «Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник» . А чеховские герои потом будут рассуждать: «Какие красивые деревья и какая, в сущности, должна быть возле них красивая жизнь» . «Обрезанность» композиции «Берёзовой рощи» близка к творческому методу самого Чехова, утверждавшего, что когда рассказ уже написан, чтобы сделать его лучше, необходимо отбросить начало и конец. Впрочем, важнее «технических» моментов сходства для Левитана была эмоциональная поддержка, которую ему давала дружба с Чеховым. В «бабкинский» период Чехов писал их общему с Левитаном знакомому, архитектору Фёдору Шехтелю: «В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать… Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан…» .

Конспект ОД Образовательной область "Речевое развитие". Тема: Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март"

Автор: Филичева Любовь Леонидовна Воспитатель МБДОУ " Детский сад №45" г. Заволжье Нижегородская область.
Цель: развивать художественное восприятие детей в процессе рассматривания новой картины.
Задачи:
- показать детям пробуждение природы весной, своеобразную её красоту, выраженную в живописи;
- способствовать восприятию содержания художественного произведения: его характера, настроения, выразительных средств живописи (композиции, колорита).
- содействовать формированию представления о пейзаже, как жанре живописи;
- обеспечить развитие воображения с помощью приёма «вхождение в картину»;
-способствовать формированию у детей умения подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для определения состояния природы на картине;
- содействовать формированию умения самостоятельно описывать содержание, колорит и настроение картины, придерживаться при этом структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание;
- способствовать развитию выразительности движений при передаче настроения;
-обеспечить развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения русских композиторов- классиков;
-поощрять самостоятельность, активность детей при рассматривании и описании картины.

Предварительная работа:

Прогулки с детьми ранней весной в парк, на участке детского сада;
- наблюдение явлений, характерных для наступления весны;
- беседа о весне;
-рассматривание репродукций художников- пейзажистов: И. Шишкин, И.И. Левитана;
- чтение художественной литературы: И. Соколов- Микитов «Весна в лесу», Н. Сладков «весенние ручьи», «Весенние радости», Н. Павлова « Весна»;
-чтение стихов о весне: С. Маршак «Весенняя песенка», А.Н. Плещеев
«Весна», С. Дрожжин «Весной», Ф.И. Тютчев «Весна», И. Токмакова
«Весна».
- пение песен о весне;
-знакомство с различными жанрами пейзажной живописи: природным, городским, морским;
-знакомство с творчеством И.И. Левитана, рассматривание картины «Золотая осень».
Материал: Репродукция картины И. Левитана «Март», указка, мольберт, аудиозапись П.И. Чайковский « Времена года. Март», Г. Свиридова «Метель».

1.Введение в образовательную деятельность.

Дети вместе с воспитателем входят в группу (звучит тихая классическая музыка).
Воспитатель: Ребята, наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время года прекрасно по –своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна.
Это время называется...
Дети: Весна.

2. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества. Поэту пишут стихи, композиторы- музыку, а художники пишут картины.
- Сегодня мы с вами поговорит о творчестве русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
- Мы с вами немного знакомы с его творчеством. Что вы знаете о нём?
Дети Исаак Ильич Левитан очень любил природу, все увиденное изображал в своих картинах.
Воспитатель: Вспомните, как называется произведение, на котором изображала природа?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: А кто вспомнит, с какой картиной этого художника мы уже знакомились?
Дети: «Золотая осень»

3. Выполнение действий.

Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим еще одну картинку, на которой также изображен пейзаж. Посмотрите на картину.
Догадайтесь, какому времени года посвящена эта книга.
Дети: Весне.
Воспитатель: Какой период весны изображен?
Дети: Начало весны.
Воспитатель: Как вы догадались, что это начало весны?
Дети: Снег тает, он не такой чистый, белый, как зимой.
Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева «Уж тает снег».

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Зацветут скоро соловьи
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

Воспитатель: Что вы видите на картине?
Дети: Дом, дорога к дому, лошадь с санями.
Воспитатель: Что вы видите вдали?
Дети: Опушку леса, лес.
Воспитатель: Как вы думаете, кто живет в доме, изображенном на картине?
Дети: Семья.
Воспитатель: О чем хотел рассказать художник? Чем он любовался?
Дети: О природе весной, ее пробуждении, любовался природой.
Воспитатель: какой день изображал художник на своей картине?
Дети: Солнечный, ясный день.
Воспитатель: Как вы догадались, ведь на картине не изображено солнце.
Дети: На картине мы видим голубое небо, тени.
Воспитатель: Правильно, небо голубое, значит день ясный, а тени на снегу бывают только в солнечную погоду.
-Одним ли цветом изобразил художник небо в вышине, ближе.
Дети: Небо в вышине художник изобразил тёмно- синим цветом, ближе к нам- голубым.
Воспитатель: Давайте посмотрим на снег. Какими красками пользовался художник, когда рисовал снег?
Дети: Серой и белой краской.
Воспитатель: Молодцы, внимательно все рассмотрели.
- А сейчас поиграем в игру «Собери палитру художника».
- Какие краски использовал художник, когда писал картину?
Дети: Коричневый, серый, белый, голубой, жёлтый.
Воспитатель: Что написано голубым, тёмно- синим цветом?
Дети: Небо.
Воспитатель: Коричневым...
Дети: Дорога к дому, дом, лошадь.
Воспитатель: белым…
Дети: Пятна снега.
Воспитатель: Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?
Дети: недалеко от дома.
Воспитатель: Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Дети: Чувство радости.
Воспитатель: Да, ребята, картина вызывает чувство радости, вдохновения, что пришла долгожданная весна, природа пробуждается от зимнего сна.
- Ребята, природа не только вдохновляла художников, но и композиторов, которые написали музыкальные произведения.
- Послушайте и скажите, какое из этих музыкальных произведений по характеру и настроению подойдёт для картины.
Звучат два отрывка музыкальных произведений.
Дети: Второе музыкальное произведение больше подходит к картине.
Звучит музыка.
Воспитатель: дует лёгкий тёплый ветерок, солнечные лучи обогревают землю, стены дома.
- Раскроем ладошки, подставим их яркому, мартовскому солнцу. Чувствуете, как стало тепло.
А теперь представьте себе, что мы очутились на этой опушке леса, но не в начале весны, а зимой. Что бы вы здесь увидели?
Дети: Кругом снег, деревья в снегу…
Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте, что вы на этом же самом месте, но в конце весны. Что бы вы увидели и услышали здесь?
Дети: На деревьях появились первые зелёные листочки, зеленеет трава, слышно пение птиц.
Воспитатель: Что бы вы стали делать, если бы попали в картину?
Дети: Подошли бы к дому, зашли в дом, прошлись по опушке леса.
Воспитатель: Любуясь красотой весенней природы, поэты создают образ весны в стихах. Кто хочет рассказать о весне?
Чтение детьми стихов о весне.
Весна.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами.

Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.

И. Токмакова

Весна (отрывок)
Зима недаром злится,
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Ф.И. Тютчев

Воспитатель: Ребята, И. Левитан назвал картину «Март». А как бы вы назвали эту картину?
Дети: «Пришла весна», «Ранняя весна».
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать мой рассказ, который я сочинила, любуясь картиной И.И. Левитана.
- Перед вами картина И.И. Левитана «Март». Художник в своём произведении изобразил раннюю весну- пробуждение природы от зимнего сна.
- Мы видим на переднем плане дом, около дома стоит лошадь с повозкой. Художник изобразил окраину села, а может быть тихую улочку небольшого городка, выходящего к лесу.
- На втором плане мы видим опушку леса и лес, в глубине которого ещё есть снег. Воздух чист и свеж. Ярко светит весеннее солнышко. Темнеет рыхлый снег, слышна звонкая капель.
На верхушке дерева около дома виден скворечник, ждущий своих пернатых жильцов. Всё говорит о том, что «весна в окно стучится и гонит зиму прочь».
- Картина вызывает чувство радости, нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и лёгкости картины, от ожидания тепла.

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми 5-6 лет по картине И. И.. Левитана «Березовая роща»

Цель: Познакомить с творчествоИ.И. Левитана.Картина «Березовая роща»

Материал и оборудование: текст стихотворения А Прокофьева «Русская берёзка», репродукция картины «Березовая роща», запись «Звуки леса».

Логика образовательной деятельности

Воспитатель выставляет на мольберт репродукцию картины И. И. Левитана «Березовая роща»и зачитывает детям стихотворение А Прокофьева «Русская берёзка».

Воспитатель рассказывает детям, что многие русские художники любили рисовать природу (такие картины называют – пейзаж). Художники выбирали очень красивые или чем-то им памятные места. Они сами любовались природой и поделились с нами своей радостью, нарисовав красивые картины.

Сегодня я хочу познакомить вас, ребята, с картиной И. И. Левитана «Березовая роща» Давайте мы послушаем композицию «Звуки леса» и внимательно посмотрим на картину.

Ребята! Как вы думаете, что изображено на картине?

Почему Левитан так назвал свою картину – «Берёзовая роща»?

Как вы считаете какое время года? (как вы об этом догадались?)

- Что вы чувствуете, ощущаете, глядя на репродукцию?

Какое настроение на ваш взгляд хотел передать художник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного НОД по ознакомлению детей с формированием целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: Беседа о творчестве И.И.Левитана.

Программное содержание: Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины. Закрепить умение самостоятельно выражать эстет...

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Соловьева Марина Анатольевна
Воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек» г.о. Химки, мкр. Сходня, 2016 г.

Конспект ИООД по ознакомлению с пейзажной живописью в подготовительной к школе группе.
«Знакомство художником-пейзажистом И.И. Левитаном.
Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Программное содержание:
Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё.
Учить детей внимательно рассматривать репродукцию картины и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности.
Обратить внимание на цвет и цветосочетания как средство передачи осенних явлений, эмоционального отношения художника к изображаемому.
Закрепить представления детей о том, что изображение деревьев, луга, поля, т. е. изображение природы, называется пейзажем.
Обогатить и активизировать словарь детей; ввести в него эмоционально – оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения.
Поощрять высказывания детей.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Активизация словаря: пейзажная живопись, березовая роща, золотая осень, холодные и теплые тона.
Подготовительная работа:
Разучивание и чтение стихов, пение песен об осени, рассматривание иллюстраций на тему: осенней природы, наблюдение природных явлений на прогулке.

Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам принесла потрет знаменитого русского художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана (Выставляет портрет).
Исаак Ильич Левитан рано остался сиротой. Его детство было столь безрадостным, что он не любил даже вспоминать свои детские годы. Когда он учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил все красивое. К себе, к своей творческой работе он относился строго, никогда не удовлетворялся достигнутым; ему всегда казалось, что можно сделать лучше, удачнее. Случалось так, что он уничтожал не только этюды, но и свои картины, будучи недоволен ими. Левитан оставил нам богатое художественное наследие: многие его картины, этюды и рисунки находятся в Третьяковской галерее, Русском музее в Санкт-Петербурге и других музеях страны. Современники называли Левитана поэтом русской природы.
Воспитатель читает детям стихотворение И. Бунина:
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной!
Воспитатель: Ах, как дивно сказал об осени поэт! А художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень. Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Художник назвал свою картину «Золотая осень». Давайте полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, её написал композитор Петр Ильич Чайковский. («Осенняя песнь» из цикла «Времена года»).
Дети слушают музыку и рассматривают картину.
Воспитатель: Радостно или грустно звучала эта музыка? Дети: Грустно.
Воспитатель: Да, в музыке слышится светлая, лёгкая печаль. Мелодия звучала нежно и светло. Вот так композитор чувствовал золотую осень. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень. Как он смог выразить свои чувства красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски грустные? (ответы детей) Да, радость художник передал тёплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но, в то же время и лёгкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.
А вот как поэт А. С. Пушкин сказал об этом времени года:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса
Вот такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. Как художник может рассказать о золотой осени? Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку. А с помощью красок он может передать время года (зиму, лето, осень, весну, своё настроение (радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину).
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите, в левой части картины, близко к нам, на переднем плане художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?
Дети: Березки.
Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?
Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва ещё есть - золотая, желтая, оранжевая.
Воспитатель: А ещё дальше, на дальнем плане, видна группа берёзок. Такую группу березок называют «берёзовая роща». Художник нарисовал чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев - ведь деревья далеко, поэтому он расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано? Дети: Речка.
Воспитатель: Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. А дальше, на излучине речки стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Справа от неё хоровод зелено – коричневых деревьев. А что изобразил художник на дальнем плане, там, где начинается небо? Да, там, на горе мы видим зелёную пашню, несколько домиков, а дальше – стена берёзок и лес. А какого цвета небо?
Дети: Небо голубое, с лёгкими белыми облаками.
Воспитатель: Чего больше на картине – неба или земли? (ответы детей) Да, художнику очень понравились красоты земли, осенней природы, поэтому земли он нарисовал больше и выбрал прямоугольный формат картины. А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Да, мы видим тени от деревьев, значит солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы жёлто – оранжевым светом! Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Сегодня мы послушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника И. И. Левитана «Золотая осень». Нам было радостно и немножко грустно. Мы вспомнили золотую осень, которую видели на прогулке. Музыка, картина и стихи подарили нам эти воспоминания, эту радость и лёгкую грусть. А сейчас вы, дети, попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Возьмите краски и приступайте к работе.
Самостоятельная художественная деятельность детей.
Воспитатель: Дети, полюбуйтесь своими рисунками, расскажите, какими изобразительными средствами удалось передать красоту золотой осени. Мне было так приятно на вас смотреть во время работы. Если бы вы видели себя! Знаете, какими вы были красивыми! У каждого из вас в глазах горело по волшебной искорке! Знаете почему? Когда вы творили Красоту, вы делали и не только для себя, но и для других. Вашими рисунками мы украсим группу, пусть ими полюбуются ваши мамы и папы.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png