Жанры живописи появлялись, набирали популярность, угасали, возникали новые, внутри существующих стали выделять подвиды. Процесс этот не прекратится, пока существует человек и пытается запечатлеть окружающий его мир, будь то природа, здания или другие люди.

Ранее (до 19 в.) существовало деление жанров живописи на так называемые «высокие» жанры (фр. grand genre) и «низкие» жанры (фр. petit genre). Такое деление возникло в 17 в. и основывалось на том, какой предмет и сюжет были изображены. В связи с этим к высоким жанрам относили: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический, а к низким — портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм.

Деление на жанры довольно условно, т.к. на картине одновременно могут присутствовать элементы двух и более жанров.

Анималистика, или анималистический жанр

Анималистика, или анималистический жанр (от лат. animal — животное) – жанр, в котором основным мотивом выступает изображение животного. Можно сказать, что это один из наиболее древних жанров, т.к. рисунки и фигуры птиц и зверей присутствовали в жизни уже первобытных людей. Например, на широко известной картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» природа изображена самими художником, а медведи – совершенно другим, как раз специализирующемся на изображении животных.


И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Как подвид можно выделить Иппический жанр (от греч. hippos — лошадь) – жанр, в котором центром картины выступает изображение лошади.


Н.Е. Сверчков «Лошадь в конюшне»
Портрет

Портрет (от фр. слова portrait) – картина, на которой центральным является изображение человека или группы людей. Портрет передает не только внешнее сходство, но также отражает внутренний мир и транслирует чувства художника по отношению к человеку, чей портрет он пишет.

И.Е. Репин Портрет НиколаяII

Жанр портрета подразделяется на индивидуальный (изображение одного человека), групповой (изображение нескольких человек), по характеру изображения — на парадный , когда человек изображен в полный рост на заметном архитектурном или пейзажном фоне и камерный , когда человек изображен по грудь или по пояс на нейтральном фоне. Группа портретов, объединенных по какому-либо признаку, образует ансамбль, или портретную галерею. Примером могут выступать портреты членов царской семьи.

Отдельно выделяется автопортрет , на котором художник изображает себя.

К. Брюллов Автопортрет

Портрет является одним из древнейших жанров – первые портреты (скульптурные) присутствовали уже в древнем Египте. Такой портрет выступал как часть культа о загробной жизни и являлся «двойником» человека.

Пейзаж

Пейзаж (от фр. paysage — страна, местность) – жанр, в котором центральным является изображение природы – реки, леса, поля, море, горы. В пейзаже главным моментом является, конечно, сюжет, но не менее важно передать движение, жизнь окружающей природы. С одной стороны, природа прекрасна, вызывает восхищение, а с другой – довольно сложно отразить это на картине.


К. Моне «Поле маков у Аржантёя»

Подвидом пейзажа является морской пейзаж, или марина (от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus – морской) – изображение морской баталии, моря или других событий, разворачивающихся на море. Яркий представитель маринистов – К.А. Айвазовский. Примечательно, что многие детали этой картины художник писал по памяти.


И.И. Айвазовский «Девятый вал»

Однако зачастую художники стремятся и море рисовать с натуры, например, У.Тернер для написания картины «Метель. Пароход у входа в гавань подает сигнал бедствия, попав в мелководье», провел 4 часа привязанным на капитанском мостике корабля, плывшего в шторм.

У. Тернер «Метель. Пароход у входа в гавань подает сигнал бедствия, попав в мелководье»

Водную стихию изображают также и на речном пейзаже.

Отдельно выделяют городской пейзаж , в котором главным предметом изображения выступают городские улицы и здания. Разновидностью городского пейзажа является Ведута – изображение городского пейзажа в виде панорамы, где непременно выдержаны масштаб и пропорции.

А. Каналетто «Площадь Сан-Марко»

Различают и другие виды пейзажа – сельский, индустриальный и архитектурный . В архитектурной живописи основной темой выступает изображение архитектурного ландшафта, т.е. здания, сооружения; включает в себя изображение интерьеров (внутреннего убранства помещений). Иногда Интерьер (от фр. intérieur — внутренний) выделяют как отдельный жанр. В архитектурной живописи выделяют еще один жанр — Каприччо (от итал. capriccio, каприз, прихоть) — архитектурный пейзаж-фантазия.

Натюрморт

Натюрморт (от франц. nature morte – мертвая природа) – жанр, посвящённый изображению неодушевленных предметов, которые помещены в общую среду и образуют группу. Натюрморт появился в 15-16 вв., однако как отдельный жанр сформировался в 17 в.

Несмотря на то что слово «натюрморт» переводится как мертвая природа, на картинах букеты цветов, фрукты, рыба, дичь, посуда, — все выглядит «как живое», т.е. как настоящее. С момента своего появления и по сей день натюрморт является важным жанром в живописи.

К. Моне «Ваза с цветами»

Как отдельный подвид можно выделить Ванитас (от лат. Vanitas — суета, тщеславие) — жанр живописи, в котором центральное место на картине занимает человеческий череп, изображение которого призвано напоминать о суете и бренности человеческой жизни.

На картине Ф. де Шампаня представлены три символа бренности бытия — Жизнь, Смерть, Время через образы тюльпана, черепа, песочных часов.

Исторический жанр

Исторический жанр – жанр, в котором на картинах изображены важные события и социально значимые явления прошлого или настоящего. Примечательно, что картина может быть посвящена не только реально происходившим событиям, но и событиям из мифологии или например, описанным в Библии. Данный жанр очень важен для истории как для истории отдельных народов и государств, так и человечества в целом. На картинах исторический жанр бывает неотделим от других видов жанров – портрета, пейзажа, батального жанра.

И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» К. Брюллов «Последний день Помпеи»
Батальный жанр

Батальный жанр (от франц. bataille — битва) - жанр, в котором на картинах которого изображают кульминацию сражения, военные действия, миг победы, сцены из военной жизни. Для батальной живописи характерно изображение на картине большого количества людей.


А.А. Дейнека «Оборона Севастополя»
Религиозный жанр

Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). По тематике относится к религиозной и иконопись, отличие их состоит в том, что картины религиозного содержания не участвуют в проводимых богослужениях, а для иконы это является главным предназначением. Иконопись в переводе с греч. означает «молитвенный образ». Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т.к. призван не отображать реальность, а передать идею божьего начала, в котором художники ищут идеал. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий.

А. Рублев «Троица»

Как переходный этап от иконописи к портрету выделяется Парсуна (искаж. от лат. persona — личность, особа).

Парсуна Ивана Грозного. Автор неизвестен
Бытовой жанр

На картинах изображаются сцены повседневной жизни. Зачастую художник пишет о тех моментах жизни, современником которых он является. Отличительные черты этого жанра – реалистичность картин и незамысловатость сюжета. Картина может отражать обычаи, традиции, строй обыденной жизни того или иного народа.

К бытовой живописи относятся такие знаменитые картины как «Бурлаки на Волге» И. Репина, «Тройка» В. Перова, «Неравный брак» В. Пукирева.

И. Репин «Бурлаки на Волге»
Былинно-мифологический жанр

Былинно-мифологический жанр. Слово миф происходит от греч. «mythos», что значит предание. На картинах изображаются события легенд, былин, преданий, древнегреческих мифов, древних сказаний, сюжеты произведений фольклора.


П. Веронезе «Аполлон и Марсий»
Аллегорический жанр

Аллегорический жанр (от греч. allegoria — иносказание). Картины пишутся так, что они имеют скрытый смысл. Идеи и понятия невещественные, невидимые глазу (власть, добро, зло, любовь), передаются через образы животных, людей, иных живых существ с такими присущими им характеристиками, которые обладают символизмом, уже закрепленным в сознании людей, и помогают понять общий смысл произведения.


Л. Джордано «Любовь и пороки обезоруживают правосудие»
Пастораль (от фр. pastorale — пастушеский, сельский)

Жанр живописи, воспевающий и поэтизирующий простую и мирную сельскую жизнь.

Ф. Буше «Осенняя пастораль»
Карикатура (от итал.caricare — преувеличивать)

Жанр, в котором при создании изображения сознательно применяется комический эффект путем преувеличения и заострения черт, манеры поведения, одежды и пр. Цель карикатуры – оскорбить, в отличие, например, от шаржа (от фр. charge), целью которого является просто подшутить. Близко с термином «карикатура» связаны такие понятия как лубок, гротеск.

Ню (от фр. nu — нагой, раздетый)

Жанр, на картинах которого изображают обнаженное человеческое тело, чаще всего – женское.


Тициан Вечеллио «Венера Урбинская»
Обманка, или тромплёй (от фр. trompe-l’œil — обман зрения)

Жанр, характерные черты которого — особые приемы, создающие обман зрения и позволяющие стереть грань между реальностью и изображением, т.е. обманчивое впечатление того, что объект трех мерен, тогда как он двухмерный. Иногда обманку выделяют как подвид натюрморта, однако иногда изображают в этом жанре и людей.

Пер Боррель дель Касо «Убегая от критики»

Для полноты восприятия обманок желательно рассматривать их в оригинале, т.к. репродукция неспособна передать полностью тот эффект, который изобрази художник.

Якопо де Барбери «Куропатка и железные перчатки»
Сюжетно-тематическая картина

Смешение традиционных жанров живописи (бытового, исторического, батального, пейзажа и др.). По-другому этот жанр называют фигурной композицией, ее характерные черты: главную роль играет человек, наличие действия и общественно-значимой идеи, обязательно показаны взаимоотношения (конфликт интересов/характеров) и психологические акценты.


В. Суриков «Боярыня Морозова»

Слово «живопись» произошло от русских слов «живой» и «писать», получается словосочетание «живое письмо». Живопись как означает изображение реального мира, нарисованного при помощи подручных материалов (карандашей, красок, пластилина и др.) на плоских поверхностях. Можно сказать, что проекция реального мира через призму воображения художника - это и

Виды живописи

Данный пестрит разнообразием типов и приемов изображения реальности, которые зависят не только от техники исполнения работы художника и используемых материалов, но и от содержания и смыслового посыла творчества. Для того чтобы передать чувства, эмоции и мысли, художник в первую очередь пользуется правилами игры с цветом и светом: соотношение цветовых оттенков и игры бликов и теней. Благодаря этому секрету картины получаются действительно живыми.

Чтобы добиться такого эффекта, нужно умело пользоваться красочными материалами. Поэтому живопись, виды которой зависят от техники рисования и типов краски, может использовать акварель, масло, темперу, пастель, гуашь, воск, акрил и прочее. Все зависит от желания художника.

В изобразительном искусстве существуют такие основные виды живописи:

1. Монументальная живопись. От самого названия такого типа искусства веет тем, что жить творение будет многие века. Данный вид подразумевает под собой симбиоз архитектуры и изобразительного искусства. Монументальную живопись чаще всего можно увидеть в религиозных храмах: это расписанные стены, своды, арки и потолки. Когда рисунок и само здание становятся одним целым, такие произведения имеют глубокий смысл и несут в себе глобальную культурную ценность. Фрески больше и чаще подпадают под этот вид живописи. Они, как правило, выполняются не только при помощи красок, но и керамической плитки, стекла, цветных камней, ракушечника и т.д.

2. Станковая живопись. Виды подобного изобразительного искусства очень распространены и доступны любому художнику. Чтобы живопись считалась станковой, творцу потребуется холст (мольберт) и рамка под него. Таким образом, картина будет носить независимый характер, и нет разницы, где и в каком архитектурном строении она находится.

3. Виды и формы выражения творчества безграничны, и доказательством может послужить этот тип искусства. существует не одну тысячу лет: это украшения для дома, роспись посуды, создание сувениров, роспись тканей, мебели и пр. Суть творчества заключается в том, чтобы предмет и рисунок на нем стали одним целым. Дурным вкусом считается, когда художник на предмете изображает совершенно неподходящий рисунок.

4. подразумевает под собой изобразительное оформление для театральных спектаклей, а также кино. Этот вид искусства позволяет зрителю более точно понять и принять образ пьесы, спектакля или фильма.

Жанры живописи

В теории искусства немаловажным считается и выделение жанров живописи, каждому из которых присущи свои особенности:

Портрет.

Натюрморт.

Иконопись.

Анимализм.

История.

Это основные которые существуют на протяжении долгих времен в истории искусства. Но прогресс не стоит на месте. С каждым годом список жанров растет и увеличивается. Так, появились абстракция и фэнтези, минимализм и др.

Великий деятель, ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил: "Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат". И с ним нельзя не согласиться. Настоящее искусство поистине воспринимаешь всесторонне. Мы и видим, и созерцаем, и слышим, и в душе храним понравившиеся нам произведения искусства. А мировые шедевры остаются в нашей памяти на долгие годы.

Жанры и виды живописи

Рисуя картину, мастер выполняет ее в определенном состоянии, особом характере. Произведение не получится полноценным, достойным любви и внимания, если на нем будут изображены лишь форма и цвет. Художник обязан наделить предметы душой, людей - харизмой, искрой, может быть, тайной, природу - своеобразными чувствами, а события - настоящими переживаниями. И в этом творцу помогают жанры и виды живописи. Они позволяют правильно передать настроение эпохи, события, факта, лучше уловить главную мысль, образ, пейзаж.

Среди основных можно назвать такие, как:

  • Исторический - изображение фактов, моментов истории разных стран и эпох.
  • Батальный - передает сцены сражений.
  • Бытовой - сюжеты повседневной жизни.
  • Пейзаж - это картины живой природы. Различают морской, горный, фантастический, лирический, сельский, городской, космический пейзажи.
  • Натюрморт - иллюстрирует неодушевленные предметы: кухонную утварь, оружие, овощи, фрукты, растения и т. д.
  • Портрет - это изображение человека, группы людей. Нередко художники любят писать автопортреты или холсты с изображением своих возлюбленных.
  • Анималистический - картины о животных.

Отдельно можно выделить еще сюжетно-тематический жанр и отнести сюда произведения, предметом которых являются мифы, сказания, былины, а также картины бытового содержания.

Виды живописи также подразумевают под собой отдельные Они помогают художнику достичь совершенства при создании полотна, подсказывают ему, в каком направлении двигаться и работать. Существуют следующие варианты:

- Панорама - изображение местности в широкомасштабном формате, общий вид.

- Диорама - изогнутое полукругом изображение сражений, зрелищных событий.

- Миниатюра - рукописи, портреты.

- Монументально-декоративная живопись - роспись на стенах, панно, плафонах и т. д.

- Иконопись - картины на религиозную тематику.

- Декорационная живопись - создание художественных декораций в кино и театре.

- Станковая живопись - другими словами, картины.

- Декоративная роспись повседневных предметов жизни.

Как правило, каждый мастер изобразительного искусства выбирает для себя один какой-то жанр и вид живописи, который наиболее близок ему по духу, и преимущественно работает только в нем. Например, Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Гайвазян) трудился в стиле морского пейзажа. Таких художников еще называют маринистами (от "марина", что в переводе с латинского означает "морская").

Техники

Живопись - это некая манера исполнения сюжета, его ощущение сквозь мир красок и мазков. И конечно, такое воспроизведение невозможно осуществить без использования определенных техник, шаблонов и правил. Само понятие "техника" в изобразительном искусстве можно определить как свод приемов, норм и практических знаний, с помощью которых автор наиболее точно, близко к реальности передает идею и сюжет картины.

От того, какой род материалов, тип полотна будет взят для создания произведения, зависит и выбор техники написания картины. Иногда художник может индивидуально подойти к своей работе, воспользоваться смешением разных стилей и направлений. Такой авторский подход позволяет создавать поистине уникальные произведения искусства - мировые шедевры.

В техническом отношении выделяют несколько вариантов живописи. Рассмотрим их детальнее.

Живопись древних времен

История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. В это время картины не отличаются живостью сюжетов, буйством красок, но своеобразная эмоция в них была. И сюжеты тех лет отчетливо информируют нас о существовании жизни в далеком прошлом. Линии предельно просты, тематика предсказуема, направления однозначны.

В античные времена содержание рисунков становится более разнообразным, чаще изображают животных, разные вещи, делают целые жизнеописания на всю стену, особенно если картинки создаются для фараонов, в которую тогда очень верили. Примерно еще через две тысячи лет настенные росписи начинают приобретать краски.

Древняя живопись, в частности, древнерусская, хорошо передана и сохранена в старых иконах. Они являются святыней и лучшим примером, передающим красоту искусства от Бога. Цвет у них уникален, а назначение - совершенно. Такая живопись передает нереальность бытия, образов и поселяет в человеке мысль о божественном начале, о существовании идеального искусства, на которое надо равняться.

Развитие живописи не проходило бесследно. За долгое время человечеству удалось накопить настоящие реликвии и духовное наследие многих столетий.

Акварель

Акварельная живопись отличается яркостью красок, чистотой цвета и прозрачностью нанесения на бумагу. Да, именно на бумажной поверхности лучше всего работать в этой технике изобразительного искусства. Рисунок быстро высыхает и в результате приобретает более светлую и матовую текстуру.

Акварель не позволяет достигнуть интересных отливов при использовании темных, однотонных оттенков, но прекрасно моделирует цвет, если слои накладывать один на другой. В этом случае получается найти совершенно новые, необычные варианты, которые трудно получить другими художественными приемами.

Трудности работы с акварелью

Сложность работы в такой технике, как акварельная живопись, состоит в том, что она не прощает ошибок, не допускает импровизации с кардинальными изменениями. Если вам не понравился нанесенный тон или вы получили совершенно не тот цвет, который хотели, то исправить это вряд ли удастся. Любые попытки (вымывание водой, выскабливание, смешение с другими цветами) могут привести как к получению более интересного оттенка, так и к полному загрязнению картины.

Изменение месторасположения фигуры, предмета, всяческое улучшение композиции в этой технике по сути невозможно сделать. Но благодаря быстрому высыханию красок на живопись идеально подходит для нанесения эскизов. А в плане изображения растений, портретов, городских пейзажей может соперничать с работами, выполненными маслом.

Масло

Каждая из технических разновидностей живописи отличается своей спецификой. Это касается как манеры исполнения, так и художественной передачи образа. Масляная живопись - это одна из самых любимых техник многих художников. Работать в ней сложно, поскольку она требует определенного уровня знаний и опыта: начиная от подготовки необходимых предметов, материалов до заключительного этапа - покрытия получившейся картины защитным слоем лака.

Весь процесс письма маслом достаточно трудоемкий. Независимо от того, какую вы основу выбрали: полотно, картон или оргалит (древесноволокнистая плита), сначала ее необходимо покрыть грунтом. Он позволит хорошо ложиться и держаться краске, не выделяться из нее маслу. Также придаст фону нужную фактуру и цвет. Видов и рецептов различных грунтов очень много. И каждый художник предпочитает свой, определенный, к которому привык и который считает оптимальным вариантом.

Как уже говорилось выше, работа проходит в несколько этапов, и завершающим является покрытие картины лаковыми веществами. Это делается для того, чтобы уберечь полотно от влаги, появления трещин (сеточки) и других механических повреждений. Масляная живопись не терпит работы на бумаге, но благодаря целой технологии нанесения красок позволяет сохранить художественные произведения в целости и сохранности на века.

Изобразительное искусство Китая

Особое внимание хочется уделить эпохе китайской живописи, поскольку она имеет особую страничку в истории Восточное направление живописи развивалось на протяжении более чем шести тысяч лет. Его становление было тесно связано с другими ремеслами, социальными изменениями и условиями, происходящими в жизни людей. Например, после введения буддизма в Китае большое значение приобрели религиозные фрески. Во времена (960-1127 гг.) популярными становятся картины исторического характера, рассказывающие в том числе и о повседневной жизни. Пейзажная живопись зарекомендовала себя как самостоятельное направление уже в IV веке н. э. Изображения природы создавались в сине-зеленых красках и китайскими чернилами. А в девятом веке художники все чаще стали писать картины, на которых изображали цветы, птиц, фрукты, насекомых, рыб, воплощая в них свои идеалы и характер эпохи.

Особенности китайской живописи

Традиционная китайская живопись отличается особым стилем, а также используемыми материалами для рисования, что, в свою очередь, оказывает влияние на методы и формы восточного искусства. Во-первых, китайские живописцы используют для создания картин специальную кисть. Она похожа на акварельную и имеет особо острый кончик. Такой инструмент позволяет создавать утонченные работы, а, как известно, стиль каллиграфии до сих пор широко применяется в Китае. Во-вторых, в качестве красок везде используются чернила - китайская тушь (бывает, что вкупе с другими цветами, но и как самостоятельная краска тоже применяется). Это происходит уже в течение двух тысяч лет. Также стоит отметить, что до появления бумаги рисовали в Китае на шелке. Сегодня современные мастера художественного дела выполняют свои работы как на бумажной основе, так и на шелковой поверхности.

Это далеко не все технические возможности живописи. Кроме вышеупомянутых, существует еще множество других (гуашь, пастель, темпера, фреска, акрил, воск, живопись на стекле, фарфоре и т. д.), в том числе есть авторские варианты художественного искусства.

Эпохи живописи

Как и любой вид искусства, живопись имеет свою историю становления. И прежде всего, она характеризуется разными этапами развития, многогранными стилями, интересными направлениями. Не последнюю роль здесь играют эпохи живописи. Каждая из них затрагивает не просто кусочек жизни народа и не только время каких-то исторических событий, а целую жизнь! Среди наиболее известных периодов в искусстве живописи можно выделить: эпохи Возрождения и Просвещения, творчество художников-импрессионистов, модерн, сюрреализм и многие-многие другие. Говоря иначе, живопись - это наглядная иллюстрация определенной эпохи, картина жизни, миросозерцание глазами художника.

Понятие "живопись" дословно означает "писать жизнь", изображать реальность живо, виртуозно, убедительно. Передавать на своем полотне не только каждую деталь, любую мелочь, мгновение, но и настроение, эмоции, колорит того или иного времени, стиль и жанр всего произведения художественного искусства.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

1. ВИДЫ ЖИВОПИСИ

2. ЖИВОПИСЬ И ЕЕ ЖАНРЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, -- объясняет Даль, -- изображать верно и живо кистью или словами, пером». Для рисующего изображать верно означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно передать их удавалось графическими средствами -- линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись -- один из видов изобразительного искусства.

Цвет -- главное изобразительное и выразительное средство в живописи -- обладает тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в целое все характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно.

Живопись, как и графика, пользуется светлыми и темными линиями, мазками и пятнами, но в отличие от нее эти линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет источника света через блики и ярко освещенные поверхности, лепят объемную форму предметным (локальным) цветом и цветом, отраженным средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают фактуру и материальность предметов.

Задача живописи -- не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Поэтому правдивое художественное обобщение явлений жизни представляет собой основу основ реалистической живописи.

1. ВИДЫ ЖИВОПИСИ

Монументальная живопись -- это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.

Декоративная живопись применяется для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.

Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.

Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.

Станковая живопись , выполняемая на станке -- мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю -- словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.

По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.

Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.

Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.

Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна в условиях закрытого помещения.

Восковая живопись (энкаустика) применялась еще художниками Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н. э.). Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.

Мозаичная живопись , или мозаика, собирается из отдельных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д. Витражная живопись -- произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.

2. ЖИВОПИСЬ И ЕЕ ЖАНРЫ

Жанры живописи (фр. genre -- род, вид) -- исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие "жанр" появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в XV-XV вв. и завершилось в основном в XVII веке, когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие "высоких" и "низких" жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета.

К "высокому" жанру относили исторический и мифологический жанры, к "низким" -- портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до XIX века. Так, в XVII веке в Голландии в живописи ведущими стали именно "низкие" жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к "низкому" жанру портрета, к таковому не относился.

Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например, мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (например, сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

Жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей, называют портретом . Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, -- передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. В особую группу выделяется автопортрет -- изображение художником самого себя.

Портрет -- один из древнейших жанров изобразительного искусства, первоначально он имел культовое назначение, отождествлялся с душой умершего. В античном мире портрет развивался более в скульптуре, а также в живописных портретах -- файюмских портретах I - III вв. В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках, иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц. Поздняя готика и Возрождение -- это бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни.

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и персонажам, называется историческим жанром . Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до XIX в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами.

Исторический жанр переплетается с другими -- бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром.

Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев, в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов.

В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах. Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в XVII - XVIII вв. его рассматривали как "высокий" жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты).

Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений.

Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов, называется мифологическим жанром (от греч. mythos -- предание). Мифологический жанр соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом. В XVII в. -- нач. XIX века в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью, или создают праздничное зрелище. С XIX -XX вв. стали популярны темы германских, кельтских, индийских, славянских мифов.

Батальным жанром (от фр. bataille -- битва) называют жанр живописи, являющийся частью исторического, мифологического жанра и специализирующийся на изображении битв, военных подвигов, боевых действий, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы. Батальный жанр может включать элементы других жанров -- бытового, портретного, пейзажного, анималистического, натюрморта.

Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называют бытовым жанром . Обращение к жизни и нравам людей встречаются уже в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление светского станкового искусства. Его основные черты начали оформляться в XIV - XV вв. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции. В XVI веке в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился. Одним из его основателей был Иероним Босх.

На развитие бытового жанра в Европе очень большое влияние оказало творчество Питера Брейгеля: он переходит к чистому бытовому жанру, показывает, что обыденная жизнь может являться объектом изучения и источником красоты. XVII век можно назвать веком бытового жанра во всех живописных школах Европы.

В XVIII в. во Франции жанровая живопись связана с изображением галантных сцен, "пасторалей", становится изысканной и грациозной, ироничной. Произведения бытового жанра разнообразны: они показывали тепло домашнего быта и экзотику дальних стран, сентиментальные переживания и романтические страсти. Бытовой жанр, ориентированный на показ крестьянского быта и жизни горожанина, ярко развивался в русской живописи XIX в.: например, в произведениях А.Г.Венецианова, П.А.Федотова, В.Г.Перова, И.Е.Репина.

Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage). Различают сельский, городской пейзаж, архитектурный, индустриальный, морской (марина) и речной пейзаж.

В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов, в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения. С XVI в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж. В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы.

Жанр изобразительного искусства, который показывает предметы обихода, труда, творчества, цветы, плоды, битую дичь, выловленную рыбу, размещенные в реальной бытовой среде, называется натюрмортом (фр. nature morte -- мертвая натура). Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть т. н. "обманкой", которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари «Куропатка со стрелой и перчатками». Уже в XVI веке натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, "ванитас" с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света.

Жанр изобразительного искусства, показывающий животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal -- животное). Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение обобщим вышесказанное:

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.

По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Историческая живопись - это изображения тех или иных исторических моментов, а также деятелей общественной жизни прошлого.

Батальная живопись ставит своей целью запечатлеть битвы, сражения и войны. Мифологическая живопись изображает события, описанные в мифах, былинах и легендах.

Бытовая (жанровая) живопись - это изображение сцен действительной жизни, ее реалий и атрибутов.

Пейзажная (ландшафтная) живопись - это изображение естественной природы или какой-либо местности.

Портретная живопись - художественное изображение человека. Специфическим типом портрета является автопортрет.

Натюрморт - это изображение различных неодушевленных предметов, например, плодов, цветов, предметов обихода, утвари, размещенных в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Батракова СП Художник XX в. и язык живописи. М., 1996.

2. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985

3. Западное искусство XX века. Классическое наследие и современность. М, 1992.

4. История зарубежного искусства. М., Изобразительное искусство, 1984

5. История мирового искусства. 3-е издание, Издательство «Академия», М., 1998.

6. От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

7. Поляков В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX в. М., 1993.

8. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. -- М.: Эксмо, 2007.

9. Современное западное искусство. XX век: проблемы и тенденции. М., 1982.

10. Суздалев П. О жанрах живописи. // Творчество, 2004, № 2, 3. С. 45-49.

Подобные документы

    Общая характеристика, классификация и виды пейзажа как одного из актуальных жанров видов искусства. Выявление особенностей, взаимосвязей пейзажного жанра в живописи, фотографии, кино и телевидении. История появления фотоискусства на рубеже ХIХ-ХХ веков.

    реферат , добавлен 26.01.2014

    Понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Корейская живопись периода королевства Когурё. Виды изобразительного искусства и архитектура Силла. Выдающиеся художники и их творения. Особенности содержания корейской народной живописи.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    Система классификации искусства на группы пространственных (пластических), временных (динамических), синтетических (зрелищных) видов. Историческое развитие, особенности и приемы использования художественных материалов в графике, скульптуре и живописи.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    Изучение представителей итальянской школы живописи. Характеристика особенностей основных видов изобразительного искусства: станковой и прикладной графики, скульптуры, архитектуры и фотографии. Исследование техники и приемов работы с масляными красками.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Зарождение и развитие в XVII веке голландского искусства. Изучение творчества крупнейших мастеров голландской и нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Исследование специфических черт таких жанров как бытовой жанр, портрет, пейзаж и натюрморт.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2014

    Натюрморт как один из жанров изобразительного искусства, знакомство с умениями и навыками живописного выполнения. Особенности использования жидких акриловых красок. Знакомство с задачами живописи. Анализ напряженно-аскетического искусства Византии.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2013

    Характеристика интерьерной живописи, которая существует и как самостоятельный жанр искусства, и как фон в произведениях, где изображаются исторические, бытовые события. Анализ особенностей интерьера в картинах мастеров живописи К. Брюллова, И. Репина.

    контрольная работа , добавлен 26.08.2011

    Характерные признаки древнеримского искусства. Исторические корни римской культуры. Римский стиль живописи. Основные направления и разновидность древнеримской живописи: фаюмские портреты, монументальная живопись, живопись этрусков.

Суть живописного искусства

Древнейшие наскальные изображения, по утверждению ученых, были сделаны около 40 тысяч лет назад. Художественные галереи доисторического времени - это пещеры со стенами, расписанными с помощью естественных красителей - глины, древесного угля, мела и т. д. Такие «музеи» найдены в Европе, Азии, Америке, Австралии.

Рисунки древних художников обладают всеми признаками настоящих произведений изобразительного искусства. В них чувствуется острый взгляд наблюдателя, твердая рука рисовальщика, выразительность цветовых сочетаний. Жанры живописи, созданной немыслимое число лет назад, будут актуальны в течение всей человеческой истории, они значимы и теперь: изображения человека и животных, сцены мира и войны...

Суть изобразительного искусства также неизменна долгие века: создание визуальных образов, отражающих впечатление человека-творца от предметного мира и явлений духовного порядка, художественная летопись исторических событий разного масштаба, игра фантазии и воображения, основанная на труде и таланте. Художниками для решения таких задач за долгое время выработаны различные стили и жанры живописи. Количество их велико, а признаки определяются творчеством конкретных мастеров.

Монументальная и станковая живопись

Сила художественного воздействия живописного произведения зависит от факторов, очень часто не находящих четкого определения. Размер картины - один из самых условных критериев при оценке масштаба произведения изобразительного искусства. Акварель размером с открытку может рассказать о мире больше, чем многометровые панно с тысячами персонажей.

Деление живописи на монументальную и станковую не говорит о величии решаемых художником творческих задач, оно больше определяет способ экспозиции. Фрески на стенах дворцов и соборов, росписи огромных залов занимают важное место в творчестве титанов Возрождения - потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело, монументален во всех смыслах. Но кто скажет, что портрет флорентийки по имени Мона Лиза, написанный на тополиной доске размером 70 х 53 см, менее значим для мирового искусства?

Картины, созданные на отдельных полотнах, листах, досках, обладающие «мобильностью», принято называть произведениями станковой живописи. Монументальная живопись всегда связана с архитектурой, с дизайном интерьеров, поэтому, чтобы вживую посмотреть фреску Леонардо «Тайная вечеря» на стене трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, придется ехать в Милан.

Основные жанры живописи

Каждая новая историческая эпоха рождает типические видимые образы, появляются мастера с уникальным способом их отображения, поэтому количество «измов» в истории искусств огромно.

Чуть меньшим числом определяются жанры живописи - разделение произведений изобразительного творчества в зависимости от темы, заинтересовавшей художника-живописца. Пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная или фигуративная живопись, абстракция - это важнейшие жанровые направления изобразительного искусства.

Жизнь жанров

Всё находится в четкой связи с периодом истории, и жанры тоже - они рождаются, смешиваются, изменяются или исчезают. К примеру, только специалисты знают такие жанры живописи 18 века, как ведута, россика или более ранний ванитас. На деле же это просто разновидности пейзажа, портрета и натюрморта.

Ведута (итал. veduta - "вид") - родившийся в Венеции вид городского пейзажа с подробной деталировкой; ярчайший мастер-ведутист - Каналетто (1697-1768). Россикой называют портреты, созданные приехавшими в Петербург западноевропейскими живописцами.

Ванитас - аллегорический натюрморт (франц. nature morte - "мертвая природа"), в центре которого обязательно присутствует изображение человеческого черепа. Такое название произошло от латинского слова vanitas, означающего тщеславие, суету.

Часто тематика живописных произведений носит обособленный национальный характер. Например, хуа-няо («изображения цветов и птиц») и его стилистические направления: мо-чжу («бамбук, нарисованный тушью») и мо-мэй («цветущая слива, нарисованная тушью») - все это жанры китайской живописи, имеющие мировое значение. Их лучшие образцы могут восхитить любого зрителя виртуозной точностью рисунка и особой духовностью, но родиться они могли только в атмосфере древней культуры Поднебесной.

Пейзаж

В переводе с французского pays - это страна, местность. Отсюда происходит название одного из самых популярных живописных жанров - пейзажа. Хотя первые попытки передать окружающую природу находят среди образцов наскальной росписи, а мастера Японии и Китая достигли немыслимых высот в изображении неба, воды, растений задолго до нашей эры, классический пейзаж можно считать относительно молодым жанром.

Это связано с технологическими тонкостями. Возможность выходить с этюдником и красками в тюбиках на пленэр - писать натуру при естественном свете - оказала влияние на все жанры живописи. С примерами невиданного расцвета пейзажа можно столкнуться при изучении творчества импрессионистов. Именно картина восхода солнца на реке близ Гавра, написанная Клодом Моне (1840-1926), - «Impression»(«Впечатление») - дала название течению в живописи, в корне изменившему взгляд на цели и средства искусства.

Но и более поздняя история хранит имена великих пейзажистов. Если на иконах и картинах Средневековья природа - это схематичный и плоский фон для главного изображения, то начиная с раннего Возрождения пейзаж - активное средство разговора со зрителем. Джорджоне («Гроза»), Тициан («Бегство в Египет»), Эль Греко («Вид Толедо») - в картинах этих мастеров виды природы становятся главным содержанием полотна, а в пейзажах Питера Брейгеля - старшего (1525-1569) осмысление места человека в окружающем мире достигает космического масштаба.

В русской живописи шедевры мастеров пейзажа общеизвестны. «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, «Над вечным покоем» И. И. Левитана, «Лунная ночь на Днепре» А. И. Куинджи, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова и многие другие картины - не просто красивые виды или различные погодные состояния. Подобно музыке, они могут вызывать у зрителя новые мысли, сильные эмоции и чувства, приводить к высоким обобщениям и истинам.

Разновидности пейзажа: городской, маринистика

Городской пейзаж (ведута, позднее - индустриальный) - это жанры живописи с примерами активных приверженцев и среди художников, и среди любителей этого направления в искусстве. Как можно не восторгаться «Видом города Делфта» Яна Вермеера (1632-1675)?!

Водная стихия всегда завораживала человека, тем более художника. Марины, то есть разновидности картин, где главной темой является море, стали обособляться от обычных пейзажей с начала XVII века в Голландии. Сначала это были просто «портреты кораблей», но затем море само стало главным объектом, увлекавшим и реалистов, и романтиков. Оно стало дополнять другие жанры живописи. С примерами использования морской темы можно встретиться, разглядывая религиозные и мифологические полотна Рембрандта, голландских баталистов, Делакруа и импрессионистов. Великим мастером-маринистом был англичанин Уильям Тёрнер (1775-1851).

Никогда не изменял морской теме И. К. Айвазовский (1817-1900), ставший величайшим художником-поэтом моря. «Девятый вал», «Черное море» и еще более 6 тысяч полотен до сих пор являются непревзойденными образцами марин.

Портрет

Изображение внешнего облика конкретного, существовавшего или существующего человека, а через внешность - выражение его внутреннего содержания - именно так можно определить суть одного из важнейших живописных жанров. Эта суть оставалась, хотя менялась мода, появлялись новые стили живописи и уходили в прошлое устаревшие, ибо главным оставалась индивидуальность, уникальность личности. При этом портретный жанр не имеет железных рамок, может быть элементом сюжетных и фигуративных картин и имеет много жанровых подвидов.

Портрет великого человека - исторический жанр в живописи. "Как это?", - спросит читатель. Герой, имеющий внешнее и внутреннее сходство с конкретной личностью, наделяется окружением, соответствующим «высокому» жанру. Другими подвидами портретного направления называют костюмированный (мифологический, аллегорический), типический, семейный, групповой портрет.

Один из величайших шедевров, за три с половиной века не раскрывший до конца своих загадок, - «Ночной дозор» Рембрандта. Эта картина - групповой портрет отряда военной милиции, где каждый персонаж имеет конкретное имя и характер. Они вступают во взаимодействие, рождающее историю, которая будоражит любого, кто начнет всматриваться в лица людей XVII века.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1608-1669) известен и как автор многочисленных автопортретов, по которым можно проследить судьбу художника, полную трагических ударов и кратких счастливых периодов. Во многих из них можно усмотреть бытовой жанр в живописи, если придавать значение нарочито простому окружению и одежде. Но гений мастера наполняет автопортреты космическим по объему содержанием. Эта жанровая разновидность полна примерами величайших взлетов мастерства и таланта, ведь кто лучше автора знает портретируемого в этом случае?

Натюрморт

Еще один из самых востребованных жанров - выражение индивидуального и общественного понимания мира через изображение его предметного наполнения. Для настоящего художника до мелочей важен выбор компонентов натюрморта - отсюда начинается увлекательный рассказ, дополняемый чисто художественными средствами: композицией, рисунком, цветом и т. д. Стилевое своеобразие выражается в жанре натюрморта особенно явно: здесь предполагается тщательно продуманная работа над неподвижной натурой с выбранным освещением и т. д.

Начинавший свою историю как составная часть религиозных и жанровых композиций, натюрморт быстро стал самоценным жанром. Нидерландский натюрморт (steel-life - «тихая жизнь») - особая страница истории искусства. Роскошные композиции из цветов и снеди или аскетические аллегории интеллектуального характера, «обманки»... Да, у голландского натюрморта XVII века есть устоявшиеся подвиды.

Шедевры этого жанра можно обнаружить в творчестве художников всех значимых стилей и направлений. Среди них - академические декоративные полотна И. Ф. Хруцкого (1810-1885), глубокие и многозначные постановки Сезанна (1839-1906) и импрессионистов, «Подсолнухи» Ван Гога и изобильная «Московская снедь» И. И. Машкова (1881-1944) из «Бубнового валета», фигуративные поиски кубистов и банки консервированного супа Энди Уорхола.

Высокий и низкий роды живописи

В период классицизма деление на высокий и низкий жанр в живописи было закреплено французской Академией изящных искусств. В иерархии, которой постепенно стали придерживаться все ведущие художественные академии, главным объявлялся исторический жанр - Grand genre. К нему относились не только изображения битв и других событий прошлого, но и картины на аллегорические и литературные сюжеты, а также мифологический жанр живописи. Именно такие темы считались достойными для настоящих мастеров изобразительного искусства.

К petit genre - «низкому жанру» - относились (по нисходящей): портрет, бытовой жанр в живописи, пейзаж, марины, изображения животных (анималистика) и натюрморт.

Старые и новые жанры

Полотна на историческую тему, в основном с изображением военных баталий, многофигурные композиции на религиозные и мифологические сюжеты были итогом обучения во многих художественных академиях вплоть до конца XIX века. Такие картины, как «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова (1799-1852), были событием мирового масштаба, они поражали размахом замысла и мастерством воплощения.

Против академического деления на жанры выступали те, кто открыл новые горизонты, - импрессионисты. Именно они создали полотна, на которых сюжеты из обычной жизни, сцены труда и досуга людей простых горожан и крестьян приобретали значение объекта высокого искусства.

Позднее появились мастера, которым для выражения своих идей не требовались сюжеты или даже предметы реального мира, и картины художников-абстракционистов, не содержащие материальных объектов или даже ссылок на них, можно отнести к отдельному жанровому виду.

Стилевое и жанровое многообразие

Настоящий художник всегда ищет свою манеру, своё лицо, свою палитру. Часто, чтобы определить стили живописи, искусствоведам приходится изобретать новые термины. Но корректное применение этих понятий и правильная жанровая классификация не могут перевесить новизны и оригинальности художественного дарования, значения уникального вклада каждого художника в мировую культуру, в развитие осмысления мира с помощью зрительных образов.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png