Сегодня мы с вами поговорим о сюжете. Сюжет сериала имеет некоторые особенности и устроен немножко не так, как сюжет полнометражного фильма.

Итак, первую сюжетную модель, которая используется в сериалах, можно условно назвать «Путь героя». Герой находится в точке «А», у него есть цель, он к ней движется от серии к серии, и в конце концов оказывается в точке «Б». Такие сериалы называют «горизонтальными» или «линейными». Как правило, это мини-сериалы – от 4 до 8 серий. Реже – 16 серий. Ограничение в объеме возникает из-за того, что довольно сложно рассказывать одну длинную историю про одного персонажа, который движется к одной цели.

На пути героя к цели приходится громоздить все новые и новые препятствия, а прогрессия усложнений не может быть бесконечной. Рано или поздно препятствия становятся неправдоподобно сложными.

Например, с сериалом «Родина» это сработало и отлично. Фактически после третьего сезона – это совершенно другой сериал с новым героем, у которого новая цель.

В большинстве горизонтальных сериалов цель героя выражена очень ярко – например в сериале «Во все тяжкие» мистеру Уайту нужно обеспечить свою семью прежде чем рак убьет его.

Второй вариант построения сюжета – когда герой не проходит путь. В этом случае его целью является не результат, а процесс. Например, в большей части полицейских процедуралов цель героя – «быть хорошим копом», хорошо делать свою работу. Иногда эта цель подкреплена неким личным мотивом – «быть хорошим копом потому, что напарника героя убили бандиты». Или «быть хорошим копом, чтобы найти убийц своих родителей». Какой именно личный мотив – не так важно. Важнее то, что цель героя не достижима. Это некое состояние, которое он должен постоянно поддерживать непрерывными усилиями.

Например, сериал про Джеймса Бонда, который, хотя и является не телевизионным, а экранным, но с точки зрения структуры построен по принципу телевизионного. В чем его цель? Хорошо делать свою работу. Меняется ли что-то в его жизни оттого, что он справился с очередным суперзлодеем? Нет. В каждом новом фильме цикл борьбы со злом перезапускается. Герой побеждает злодея, но в следующей серии зло снова тут как тут – в лице следующего злодея.

Это так называемые «вертикальные» сериалы. Одна серия – одна законченная история. Каждая история герметична, события из одной серии никогда не упоминаются в другой.

Третий вариант построения сюжета – смешанный, вертикально-горизонтальный. У героя есть некая глобальная либо личная цель и при этом он старается по мере сил выполнять какие-то повседневные задачи. Иногда эти задачи связаны с глобальной целью, иногда нет. Например, в сериале «Срочное уведомление» агента ФБР увольняют и для того, чтобы узнать причину увольнения, он должен разгадать ряд загадок. Одна серия – одна загадка.

Фокс Малдер в «Секретных материалах» ищет свою пропавшую сестру. И в каждой серии расследует одно таинственное происшествие.

В сериале «Кости» героиня в каждой серии расследует одно преступление, но на протяжении всего сериала она пытается узнать тайну смерти ее родителей.

Наконец, четвертый вариант построения сюжета в сериале пока не имеет некоего общего названия, но имеет довольно много ярких представителей. Мистер Роберт Макки называет это «мини-сюжет», что, на мой взгляд, не совсем точно. Может быть, более правильно называть это «прозаической структурой». Или «ослабленной структурой». Так или иначе, мы может найти нечто общее в таких сериалах, как «Безумцы», «Оливия Киттеридж», «Оранжевый – это новый черный», «Девчонки», и других шедеврах кабельных каналов.

Давайте попробуем понять, что общего в этих сериалах. Прежде всего, пассивный главный герой. Его цель неясна, непонятно, что он должен сделать для того, чтобы ее достичь, и он не очень-то торопится предпринимать какие-то действия для того, чтобы достичь этой цели. Очень часто это герой рефлексирующий, мучительно пытающийся разобраться в себе. Герой совершает поступки не для того, чтобы продвинуться к какой-то цели, а для того, чтобы разобраться в своем отношении к этим поступкам.

Из-за пассивности героя на первый план часто выходят второстепенные персонажи. Это тоже нужно учитывать. Второй план в таком сериале должен быть детально проработан.

В такой истории зачастую нет ярко выраженного внешнего конфликта, зато сюжетным двигателем может стать конфликт внутренний. Герою нужно разобраться в себе, в своих целях, ценностях, понять, что за силы разрывают его изнутри.

При выборе любой из четырех сюжетных моделей очень важно хорошо продумать систему персонажей. Она должна давать возможность для максимального количества конфликтов и временных союзов между персонажами. Если у вас есть персонажи – сюжет появится. А вот если у вас есть сюжет, но нет персонажей – вы не сможете рассказать историю.

У вас есть свое мнение? Напишите его в комментариях.

Ваш
Молчанов

ЗЫ. Сценарий сериала будем писать зимой. Не пропустите! А начинаем мы по традиции с "Базового сценарного онлайн-курса". Набор идёт.

Это что такое - лирический сюжет? Какие его особенности? Какими характерными чертами он обладает? Как развивается лирический сюжет?

Общая информация

Лирический сюжет в литературе - это жизнь персонажей в пространственно-временном измерении в широком смысле. Или, проще говоря, - цепь событий, что были воссозданы в произведении. При этом, когда происходит изменение обстановки, то персонаж перемещается через грань семантического поля, что связано с когнитивными трансформациями.

Особенностью лирики является сохранение субъективного синкретизма, а сюжет отображает процесс познавательной деятельности творца-автора. При этом соединяется субъектная сфера, образовывающая организацию и единый пространственно-временной континуум. Лирический сюжет выявляет авторские интенции, на основании которых оформляется картина окружающего мира, что воплощается в художественном тексте.

Как эта точка зрения формировалась?

Первоначально лирический сюжет произведения привлёк внимание Гегеля. Он особое внимание уделял действию и событию. Первое, с точки зрения философа, является динамическим единством происходящего. Гегель обосновал сюжет как эстетическую категорию. При этом событие он рассматривал не как обычное происшествие, а в роли действия, что осуществляется с особой целью, исполнение которой намечено.

Дальнейшее развитие эта точка зрения нашла в трудах Тамарченко, Бахтина и ряда других. При этом особенное внимание уделялось "целевой" природе концепции. Системно сюжет изучался Шкловским, Томашевским, Тыняновым, Выготским. Именно представителям российского литературоведения удалось сформировать простейшее построение фабулы, которая известна многим: завязка - кульминация - развязка.

Наибольшую результативность в этом деле проявил Томашевский. Хотя не следует обходить вниманием и Тынянова, который определил сюжет как связи словесной динамики. Такое мировоззрение получило распространение благодаря формальному противопоставлению жизненного материала и влияния, с помощью которого он превращается в произведение художественного текста.

Огранённый алмаз

При исследовании архаичного материала внимание уделялось не расположенности событий, а семантике традиционных элементов (таких как функция и мотив). Было выведено, что сюжет с временной точки зрения является организующим центром событий. Влияние оказывает и используемый тип героя. Так, в эпосе наблюдаются испытания и процесс становления, в драме есть трагические и комические развития ситуаций.

Тип сюжета может быть классифицирован, зависимо от универсальной что доминирует в нём. Она может быть кумулятивной или циклической. При этом структура зависит от жанра. Это актуально для всех художественных произведений, хотя в случае с лирикой есть определённые

Так, лирический сюжет и его движение зависит от пространственно-временного континуума и субъекта как структурных составляющих всей линии и отдельного события, которое возникает на её определённой части. Кстати, довольно длительное время относительно неё работала установка, которую сформировал в своих трудах Гегель. Он думал, что в лирике от субъекта зависит форма и содержание.

Философ считал, что единство создаёт не внешний повод, а способ восприятия предмета и субъективное внутреннее движение души. Поэтому лирика зависела от личных качеств своего творца.

Но со временем в художественном мире получил распространение субъект-объектный подход. Как они объединялись? Субъектная организация взаимодействовала с объективными реалиями действительности, что преобразовывалось автором в художественную форму. К периоду становления такого подхода относят золотой и серебряный век литературы, то есть - до начала 20 века.

Изменения

Чтобы вышерассмотренная точка зрения была модифицирована, понадобилось множество исследований в области литературоведения, философии и психологии. Новое видение было оформлено в концепции Бахтина, который субъективность трактовал как возможность "со-бытия сознаний". Базируясь на ней, в 21 веке вывели "генетический код" лирики - субъектный синкретизм. Сейчас признано, что все элементы, которые вовлекаются в формирование сюжета, обладают своими особенностями. Из-за этого усложнятся общее описание и характеристика лирики.

Дополняем картину мира

Традиционно лирику, исходя из её специфической событийности, считали бесфабульной (или же бессюжетной). В качестве примера можно привести Жирмунского, который называет её несюжетным жанром. Хотя им всё же признаётся, что есть отличительная черта, воплощенная в слове. Рассуждения Жирмунского частично пересекаются с мыслями Томашевского, который особенное внимание уделяет смысловой единице. В роли таковой для него выступало слово. Одновременно внимание уделялось и художественно-ценному звуковому комплексу, акцент делался на его проявлениях в стихах.

Особенность видения Томашевского в том, что он рассматривает не причинное сцепление событий, а развертывание словесной темы. Эта особенность лирического сюжета в несколько иной трактовке будет рассмотрена Бахтиным. Томашевский выделял три части любого произведения:

  1. Введение темы.
  2. Её развитие.
  3. Замыкание стихотворения.

Существующие точки зрения

В 17-х годах прошлого столетия активно обсуждалась литературоведами проблема лирического сюжета. Независимо от своих позиций участники дискуссии достигли единения в одном - необходимости исходить из субъект-объектных отношений. В остальных вопросах выдвигались разные толкования. Так, некоторые были склонны рассматривать сюжет как движение эмоций, что соединяют отдельные элементы текста.

При этом одновременно можно наблюдать сложность, глубину, эмоциональную насыщенность, лаконизм и величайшую краткость, когда используется информационно-повествовательный материал по минимуму. В то же время лирика показывает истину через личные переживания действительности.

О структуре

По мнению многих исследователей, развитие лирического сюжета подчиняется иерархическим отношениям. Под этим понимается положение, когда духовно-эмоциональным и структурным центром стихотворения становится герой произведения. При этом он может соблюдать анонимность, а его образ дорисовывается движением лирического сюжета.

В качестве основы, что несёт на себе всю конструкцию, признаётся эмпирический элемент, отображающий живую действительность. Некоторые не соглашаются с этим. И считают, что и лирическое "Я", и эмпирический элемент всего лишь являются формами авторского сознания. И в качестве альтернативы предлагается понятие переживания события. В таком случае строится система изобразительно-выразительных средств рассказа.

Рассмотрим пример

И в качестве объекта для изучения выберем великого творца 19 века, подарившего жемчужины художественных произведений - Александра Сергеевича Пушкина. Он обладал интересным стилем письма: писал о вещах, что волнуют множество людей - смысл жизни, дружба, тирания, любовь.

И современного читателя его произведения волнуют и заставляют переживать вместе с лирическим героем. А он встречается во всех его творениях. Лирический сюжет Пушкина создаёт сложного и многогранного героя. Он патриотичен, свободолюбив, протестует против деспотизма и тирании. Герой верит, что восторжествует справедливость. Убедиться в этом можно, ознакомившись с его мировоззрением. Он любит, близок к природе, рассуждает о смысле. Перед нами раскрывается субъект с положительными личными качествами.

Большое влияние на лирического героя Пушкина оказала его дружба с декабристами. В его знаменитой оде "Вольность" так и хлещет жажда справедливости и порывы к свободе. В ней продвигается идея, что управлять страной должен просвещенный правитель, человек, который понимает, какая ответственность лежит на нём. Хотя Пушкин уделял внимание и более знакомым и обыденным для широкого круга людей чувствам. Давайте рассмотрим одно из таких его произведений.

"Зимнее утро"

Было написано не в самом лучшем душевном состоянии. Тогда жизнь Пушкина была полной одиночества и печали. Но несмотря на это, лирический сюжет "Зимнее утро" воспевает красу русской зимы. В этом стихотворении прекрасно раскрыто волшебство природы. Без преувеличений, это произведение является одним из наилучших представителей жанра пейзажной лирики. Даже одно его название звучит романтично. От него возникает в воображении прекрасная картина русской природы, деревья в их ослепительном снежном убранстве, манящие своим холодным спокойствием.

Структурно "Зимнее утро" состоит из пяти строф, каждая из них является шестистишием. В первой передаётся восхищение русской морозной зимой. Лирический герой нежно призывает проснуться свою возлюбленную. Во второй строфе вспоминается вчерашний вечер, полный негодования и буйства стихии. Такой контраст позволяет лирическому герою ещё сильнее восхититься замечательной погодой. Затем читатель переносится в теплую уютную комнату, где весело трещат в печи поленья, и можно не бояться стужи и холода. И напоследок перед нами вновь восстают замечательные зимние пейзажи.

Создание произведения искусства

В стихотворении "Зимнее утро" нам встречается яркий образ прекрасного зимнего морозного утра: небо, солнце, лед, речка, иней, ель . Также Пушкин удачно использует глаголы, которые придают тексту динамику жизни: явись, проснись, чернеет, зеленеет .

А какие словосочетания! Чудесный день, прозрачный лес, великолепные ковры, веселый треск, янтарный блеск, милый друг - все эти положительные эпитеты будят в душе читателя радостные эмоции и хорошее настроение (как нам и завещал Дмитрий Анатольевич). И одновременно для описания вечернего ненастья Пушкиным используются слова с негативной окраской: тучи мрачные, на мутном небе . Для вьюги он применяет олицетворение, что придаёт ей свойства, характерные для человека: злилась, носилась .

Есть в "Зимнем утре" и своеобразная синтаксическая структура языка. Первоначально автор использует повествовательные предложения, которые спокойно читаются. Потом сюжет меняется, он становится взволнованным. Появляются восклицательные предложения. Возникают вопросы, один из которых является риторическим.

Также Пушкиным при создании широко используются обращения: друг прелестный, красавица . Кроме них есть в стихотворении и прямая речь, а также вводные слова. Всё это создаёт у читателя ощущение, словно он причастен к описываемым событиям. Перед нами встает лирический герой, который является поэтичным, умеющим разглядеть красоты и любящим природу родной земли. Радостный и бодрый тон придаёт читателям ощущение чего-то праздничного и светлого.

Заключение

Вот мы и рассмотрели, что такое лирический сюжет. Причем, заметьте, с двух разных точек зрения. Первоначально нам разобраться в этом помогало литературоведение. Затем мы перешли к одному из самых прекрасных образцов лирики, узнали, в каких условиях он создавался, чем примечателен, а также рассмотрели малозаметные, но одновременно очень важные моменты, без которых "Зимнее утро" не было бы признанным стихотворением великого гения. Что ж, возможно, среди читателей найдётся кто-то, кто возьмёт на вооружение эти подходы. Тогда и появление нового Пушкина - не за горами.

Данную тему уже поднимала на другом сайте - там она не вызвала интереса. Возможно, такая же картина будет и тут. Но вдруг все-таки получится конструктивный разговор…

Для начала выложу краткую характеристику.

Сюжет концентрический (центростремительный)

тип сюжета, выделяемый на основе принципа развития действия, связи эпизодов, от особенностей завязки и развязки. В С.к. между эпизодами четко просматривается причинно-следственная связь, легко выделяются завязка и развязка. Если сюжет одновременно является многолинейным, то между сюжетными линиями также четко прослеживается причинно-следственная связь, она же мотивирует включение новой линии в произведение.

Сюжет хроникальный (центробежный)

сюжет с отсутствием ярко выраженной завязки, с преобладанием временных мотивировок в развитии действия. Но в С.х. могут включаться эпизоды, иногда довольно обширные, в которых события связаны причинно-следственной связью, т.е. в С.х. нередко включаются различные концентрические сюжеты. Противопоставлен концентрическому сюжету.

Принципы связи событий в хроникальных и концентрических сюжетах существенно различаются, следовательно, различаются и их возможности в изображении действительности, поступков и поведения людей. Критерий разграничения этих типов сюжета - характер связи между событиями.

В хроникальных сюжетах связь между событиями - временная, то есть события сменяют друг друга во времени, следуя одно за другим. «Формулу» сюжетов этого типа можно представить так:

а, затем b, затем с… затем х (или: а + b + с +… + х),

где а, b, с, х - события, из которых складывается хроникальный сюжет.

Действие в хроникальных сюжетах не отличается цельностью, строгой логической мотивированностью: ведь в сюжетах-хрониках не развертывается какой-либо один центральный конфликт. Они представляют собой обозрение событий и фактов, которые могут быть внешне не связаны между собой. Объединяет эти события только то, что все они выстраиваются в одну цепь с точки зрения протекания во времени. Хроникальные сюжеты многоконфликтны: конфликты возникают и гаснут, одни конфликты приходят на смену другим.

Нередко для того, чтобы подчеркнуть хроникальный принцип расположения событий в произведениях, писатели называли их «историями», «хрониками» или - в соответствии с давней русской литературной традицией - «повестями».

В концентрических сюжетах преобладают причинно-следственные связи между событиями, то есть каждое событие является причиной следующего за ним и следствием предыдущего. Такие сюжеты отличаются от хроникальных единством действия: писатель исследует какую-либо одну конфликтную ситуацию. Все события в сюжете как бы стягиваются в один узел, подчиняясь логике основного конфликта.

«Формулу» сюжета этого типа можно представить таким образом:

а, следовательно, b, следовательно, с… следовательно, х

(a -> b -> c ->… -> x),

где а, b, с, х - события, из которых складывается концентрический сюжет.

Все части произведения основаны на ясно выраженных конфликтах. Однако хронологические связи между ними могут быть нарушены. В концентрическом сюжете на первый план выдвигается какая-то одна жизненная ситуация, произведение строится на одной событийной линии.

А теперь вопросы:

Что, на Ваш взгляд, недопустимо в том или ином сюжете?

Какой из них для чего лучше подходит?

Почему в фантастике/фэнтези преобладают произведения с концентрическим сюжетом, а про хроникальный тип забывают и критики и авторы?

Какие преимущества и недостатки у каждого из типов?

В общем, предлагаю обсудить эту тему.

Три разновидности сюжета :

  1. Концентрический – все события разворачиваются вокруг одного конфликта, все подчинено причинно-следственным отношениям. (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»)
  2. Хроникальный – сюжет с преобладающей временной соотнесенностью между событиями. (Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»)
  3. Многолинейный – насчитывает несколько событийных линий, время от времени пересекающихся друг с другом. (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Компоненты сюжета :

1) Экспозиция – элемент сюжета, в котором изображается жизнь персонажа перед завязкой и развитием конфликта, или обрисовывается культурно-исторические или социально-психологические факты, а также даются сведения о месте и времени предстоящего действия. Чаще всего дается в начале произведения и передается либо в словах автора (эпические произвед.), либо в нарочито информативных диалогах героев (драма). Существует так называемая «задержанная экспозиция» (детектив) Не путать с предысторией – изображением детства героя и т.д.

2) Завязка – события, нарушающие равновесие исходной ситуации, выявляющие в ней противоречия, которые порождают конфликт и приводят в движение сюжетное действие. Может быть подготовлена и мотивирована в экспозиции произведения, но может быть и внезапной, придающей сюжетному действию незавершенность и остроту.

3) Конфликт – принцип противоречия, столкновения. Общий на протяжении всего произведения. Коллизия – конкретное столкновение, которое становится содержимым конкретной сцены, эпизода, акта. Конфликт может строиться из множества коллизий. Может эволюционировать на протяжении всего сюжета.

4) Перипетия – резкий поворот сюжета, вызванный неожиданными обстоятельствами. Внезапная перемена в судьбе героя, стремительный переход от одной ситуации к другой (от счастья к смертельной опасности, от неизвестности к прозрению). Придает сюжету остроту и занимательность, характерна для произведений с ярко выраженной интригой.

5) Интрига – особое построение сюжета, когда персонажи преодолевают разного рода препятствия и конфликтные ситуации. Представляет собой последовательность перипетий, неожиданных событий, необычных положений и обстоятельств, нарушающих мерное течение действия и придающих сюжету динамизм, остроту и занимательность. Развитие интриги всегда сопровождается столкновением интересов, запутанностью отношений между персонажами, игрой случая и разного рода недоразумениями. Quid pro quo. Неотъемлемое свойство многих жанров и жанровых разновидностей (новелла, комедия положений, мелодрама, детектив, авантюрный роман).

6) Кульминация – момент наивысшего напряжения сюжетного действия, после которого оно неуклонно движется к развязке. Может быть решающим столкновением, переломным событием в судьбе или же событием, максимально полно раскрывающим характеры героев и конфликтную ситуацию. Свойственна произведениям с концентрическим сюжетом.

7) Развязка – разрешение конфликта, исход событий в произведении. Дается в конце, когда внешние события играют важную роль, может переносится в середину или начало повествования. Бывает трагичной или благополучной, неожиданной или мотивированной всем ходом повествования, правдоподобной или нарочито условной или искусственной, а может быть представлена открытым финалом.

14. Мотив: происхождение и значение термина. Типология мотивов.

Мотив – минимальный содержательно значимый компонент литературного произведения, получивший словесно-образное воплощение в тексте, повторяющийся либо в различных произведениях, либо в пределах творчества писателя, либо в контексте жанровой традиции или литературного направления, либо в масштабах национальной литературной традиции.

Фабула – совокупность связных и динамических мотивов.

Мотивы бывают :

1) Свободные – можно легко убрать из контекста, не повредив его.

2) Динамические – изменяют ситуацию (причинно-следственные связи, на них строится фабула)

3) Статические – не изменяют ситуацию (на них может строиться сюжет)

4) Связные – если их убрать, нарушится причинно-следственная связь в произведении.

Мотивировка – система приемов, которая позволяет оправдать введение отдельных мотивов и комплексов.

1) Композиционная

2) Реалистическая

3) Художественная

Лейтмотив – ведущий, повторяющийся мотив.

15. Психологизм и его виды. Психологический анализ. Внутренний монолог, «поток сознания».

Психологизм – система приемов и средств, направленных на раскрытие внутреннего мира персонажа.

Внутренний психологизм :

1) внутренний монолог – непосредственная фиксация и воспроизведение мыслей героя, в большей или меньшей степени имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи.

2) поток сознания – способ повествования, имитирующий работу человеческого сознания и подсознания; регистрация разнородных появлений психики;

3) анализ и самоанализ – прием, при котором сложные душевные переживания раскладываются на элементы и тем самым объясняются читателю.

Косвенный психологизм – передача внутреннего мира героя через внешние признаки: поведение, речь, портрет, сон(подсознательные образы), мимику, одежду, детали пейзажа.

Суммарный :

Точка зрения - композиционный приём, организующий повествование и определяющий положение субъекта в пространстве по отношению к объектам изображения, предмету оценки, адресату речи. Последовательный обзор и подвижная точка зрения.

Остранение (ввел Шкловский) – художественный принцип изображения любого действия или предмета, как впервые увиденного, как выпавшего из привычного контекста или представленного в новой перспективе.

Для анализа пьесы необходим список действующих лиц, причем с авторскими ремарками-комментариями. Приведем его здесь полностью, что поможет войти в мир «Вишневого сада»; действие происходит в имении Любови Андреевны Раневской. Итак, действующие лица пьесы:

Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга.

Проблема жанра . Жанровая природа «Вишневого сада» всегда вызывала споры. Сам Чехов назвал ее комедией — «комедией в четырех действиях» (хотя и комедией особого типа). К.С. Станиславский считал ее трагедией. М. Горький назвал «лирической комедией». Нередко пьесу определяют как «трагикомедию», «ироническую трагикомедию». Вопрос о жанре очень важен для понимания произведения: он определяет код прочтения пьесы и характеров. Что значит увидеть в пьесе трагикомическое начало? Это значит «в известной степени согласиться с их [героев. — В. К.] незаурядностью, счесть их искренне и истинно страдающими, увидеть в каждом из персонажей достаточно сильный характер. Но какие же могут быть сильные характеры у “безвольных”, “ноющих”, “хныкающих”, “разуверившихся” героев?»

Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Автор отказал персонажам «Вишневого сада» в праве на драму: они представлялись ему неспособными на глубокие чувства. К.С. Станиславский же в свое время (в 1904 году) поставил трагедию, с чем Чехов не был согласен. В пьесе есть приемы балагана, фокусы (Шарлотта Ивановна), удары палкой по голове, после патетических монологов следуют фарсовые сценки, затем опять появляется лирическая нота... В «Вишневом саде» немало смешного: смешон Епиходов, смешны напыщенные речи Гаева («многоуважаемый шкаф»), смешны, неуместны реплики и ответы невпопад, комические ситуации, возникающие из-за непонимания персонажами друг друга. Пьеса Чехова и смешна, и печальна, и даже трагична одновременно. В ней много плачущих, но это не драматические рыдания, и даже не слезы, а только настроение лиц. Чехов подчеркивает, что грусть его героев часто легковесна, что в их слезах скрывается обычная для слабых и нервных людей слезливость. Сочетание комического и серьезного — отличительная черта чеховской поэтики, начиная с первых лет его творчества.

Внешний сюжет и внешний конфликт. Внешний сюжет «Вишневого сада» — смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. На первый взгляд, в пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие и расстановку социальных сил в России того времени: Россия старая, дворянская (Раневская и Гаев), набирающие силы предприниматели (Лопахин), Россия молодая, будущая (Петя и Аня). Казалось бы, столкновение этих сил и должно породить главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни — на продаже вишневого сада, назначенной на 22 августа. Однако свидетелем самой продажи сада зритель не становится: кульминационное, казалось бы, событие остается за рамками сцены. Социальный конфликт в пьесе не является актуальным, не социальное положение действующих лиц главное. Лопахин — этот «хищник»-предприниматель — изображен не без симпатии (как и большинство персонажей пьесы), и владельцы усадьбы ему не сопротивляются. Более того, имение как бы само собой оказывается в его руках, против его желания. Казалось бы, в третьем действии судьба вишневого сада решена, его купил Лопахин. Более того, развязка внешнего сюжета даже оптимистична: «Гаев (весело). В самом деле, теперь все хорошо. До продажи вишневого сада мы все волновались, страдали, а потом, когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже... Я банковский служащий, теперь я финансист... желтого в середину, и ты, Люба, как-никак, выглядишь лучше, это несомненно». Но пьеса не кончается, автор пишет четвертое действие, в котором вроде бы ничего нового не происходит. Но мотив сада здесь звучит снова. В начале пьесы сад, которому грозит опасность, притягивает к себе всю семью, собравшуюся после пятилетней разлуки. Но спасти его не дано никому, его больше нет, и в четвертом действии все вновь разъезжаются. Гибель сада привела к распаду семьи, разбросала, развела по городам и весям всех бывших обитателей имения. Наступает тишина — завершается пьеса, смолкает мотив сада. Таков внешний сюжет пьесы.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png