Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и в орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала. Наряду с художественно-эстетическими сторонами в орнаменте довольно выпукло проявляются особенности быта, хозяйственной деятельности и идеологии народа, та историческая среда, которая в различные эпохи вносила в него различные напластования. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой, начало которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии. Однако в отдельных его проявлениях ощущаются и весьма древние корни, уходящие к отдаленной скотоводческой культуре кочевых предков казанских татар.

Узор на конце полотенца. Тамбур. Вторая половина XIX в. Коллекция НМ РТ. Узор на намазлыке. Фрагмент. Тамбур. Середина XIX в. Коллекция НМ РТ.

Эти корни связаны с типичными для кочевой культуры видами искусства, в которых разработка орнамента исходила в своей основе из техники аппликации и мозаики по коже и шерсти, тамбурной вышивки, войлоковаляния и др. Оказанные виды техники орнаментации, сохранившиеся до сегодняшнего дня в народном творчестве, способствовали развитию криволинейных мотивов, узоров и в целом своеобразного стиля, оказавшего значительное влияние на более поздний орнамент, связанный с другими видами техники орнаментации (резьба по камню, дереву, некоторые виды ювелирной техники и др.).

Устойчивость орнамента, связанного с бытом, традициями и обычаями народа, привела к своеобразному сосуществованию орнамента двух типов - древнего скотоводческого и земледельческого, давших начало развитию ряда производных узоров. Различные исторические напластования обусловили многообразие и сложность орнамента, который в процессе своего длительного развития уже в первой половине XVI в. имел ярко выраженные стилевые признаки, связанные с художественными традициями волжско-камских булгар и золотоордынских татар.

Сравнительно-историческое изучение показывает, что при наличии в татарском орнаменте ряда общетюркских элементов в нем имеется и весьма архаическая группа, обнаруживающая связь с орнаментом древнего горно-алтайского искусства первого тысячелетия до н.э. Широко распространена большая группа орнаментов средневекового периода (начиная с булгарских времен), родственная орнаменту народов огузо-печенежского происхождения, что указывает на древнюю этногенетическую связь татарского народа с огузо-печенежской группой тюркоязычных народов. В то же время в орнаменте татар имеются элементы, обнаруживающие родственность с орнаментом племен и народов кипчакской языковой группы.

Несомненно, что сложные исторические условия формирования культуры и искусства народа предопределили наличие в татарском орнаменте элементов орнамента других племен и народностей, сыгравших определенную роль в культуре и этногенезе казанских татар. Поэтому изучение татарского орнамента требует использования материалов по народному искусству ряда других народов. К сожалению, искусствоведческая и этнографическая литература в области народного изобразительного искусства и особенно орнамента тюркоязычных народов Востока и финно-угорских народов Малочисленны материалы и по орнаменту волжско-камских булгар, от которых сохранились в основном произведения городских ремесленников-профессионалов (ювелиров, резчиков по кости, камню). Надо отметить, что в своих исследованиях мне приходится сравнивать народный орнамент казанских татар с орнаментом городских изделий волжско-камских булгар. Это вполне допустимо, так как творчество ремесленников-профессионалов в период средневековья тесно переплеталось с народным творчеством и отражало его художественные традиции и концепции.

Внимание к татарскому орнаменту вызывается не только проблемами, связанными с их научным характером и представляющими определенный интерес для искусствоведов, этнографов, историков, но и практическими задачами творческого освоения богатейшего орнаментального наследия народа художниками, архитекторами, мастерами художественной промышленности.

Реалистическая основа восприятия действительности, отраженная в народном орнаменте, придает произведениям татарских мастеров и мастериц особенно большую художественную и познавательную ценность. Реализм татарского орнамента базируется на его глубокой взаимосвязи с природой и бытом народа, с теми техническими приемами узоротворчества, которые определяли органичность узора с материалом и назначением бытового изделия.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры. Множество изображений потрясающей красоты дошло до нас еще из глубины веков. У каждого народа присутствует свой неповторимый почерк, зависящий от многих факторов. Свою роль играет культура, местоположение на планете и индивидуальные особенности каждого мастера. Нельзя не радоваться тому, что эти национальные орнаменты и узоры - искусство, добравшееся до наших дней, и не исчезнувшее до сих пор.

Любой народ за время своего существования использовал различные орнаменты и узоры

Тенденция держать дома посуду с народной росписью, украшать интерьер орнаментами и узорами, с каждым днем больше входит в моду. Даже если не быть художником, можно приобрести трафареты или распечатать их. Затем уже готовые шаблоны использовать так, подскажет внутренний голос.

Народные мастерские, в которых можно заказать такие трафареты или пригласить художника, обычно существуют в глубинке. Но и в столице можно при желании можно найти мастеров, которые могут нанести как простой орнамент или узор, так и более сложный. Украсить, к примеру, комнату ребенка такой росписью – большая радость для детей.

Есть орнаменты геометрические, не несущие никакого подтекста. Есть такие, которые содержат в себе какие-то значения и символы.

Русский орнамент: трафареты, которые легко сделать самому

Русский орнамент, например, на вышивке, известен каждому. Народные наряды в своей жизни видел хотя бы один раз каждый. Вот такая красота выходит из-под рук мастеров. И это еще не самые сложные варианты. Ничего не скажешь - искусство и есть искусство. А Русь на таланты была богата всегда.



Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще. И стоит для начала брать русский орнамент. Если не удастся приобрести трафареты, можно изготовить их самим. Вот такие сможет сделать любой, нужно только проявить усидчивость и терпение.

Если принято решение заняться искусством орнамента, начинать нужно с трафаретов, которые попроще





После того как станут получаться простые узоры, можно переключиться на более сложные

Галерея: орнаменты и узоры (25 фото)





















Бурятские узоры: песня степи

Бурятский орнамент, как и росписи всех монголоязычных представителей, в основе своей состоит из немудреных геометрических фигур:

  • ломаных линий;
  • зигзагов;
  • кругов;
  • ромбов;
  • других фигур.

Если рука хоть немного натренирована на самых простых рисунках, можно взяться за бурятский орнамент и монгольские рисунки. Вот некоторые из них. В них легко разглядеть и буддийские мотивы и башкирский стиль.




Якутский орнамент

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой. Особенно трудно отвести взгляд от работ, выполненных золотом. Помня про якутское золото, удивительно было бы не увидеть его в народном творчестве.

Вроде бы, ничего сложного, а смотрится волшебно.

Якутские произведения искусства узора поражают своей красотой

Как и в любом виде искусства, присутствуют и орнаменты попроще. Из геометрических фигур якутский народ очень любит использовать круги.





Татарский узор: шаблоны великого народа

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах. Особенно это видно в национальной одежде (головных уборах, обуви с разноцветной мозаикой).

Украшение жилья коврами потрясающей красоты - одна из главных изюминок татарской нации. Любое жилье, будто сельское или городское, всегда было заполнено коврами, которые по красоте превосходили персидские. У татар всегда преобладали яркие цветочные мотивы.

Вышитые цветы можно увидеть не только на одежде, но и на предметах быта. Полотенца, наволочки, скатерти, фартуки, коврики для молитвы.

Про головные платки говорить можно говорить очень долго. В каждом доме по целому сундуку заполнено такими платками. Будничные, праздничные, свадебные - для каждого события есть свой платок, и для каждого платка - свой особенный узор. Вот такая красота - татарский и башкирский вышитый платок, что глаз не оторвать

Татарские и башкирские умельцы специализировались на ярких орнаментах и узорах


Самым распространенным было искусство орнамента в резном деревянном зодчестве. Затем уже шла вышивка, узор на обуви и ковры. Очень малое место занимала у татарского народа тканевая аппликация. Но зато, в этой аппликации, что интересно, явно проглядывались восточные и греческие мотивы.




Самым популярным был и остается растительный орнамент. Трилистник, гвоздика, тюльпан, георгины, пионы и хризантемы – все это пользуется большой популярностью у татарских мастериц.

????????????????????????????

Глядя на эти произведения народного промысла, хочется, чтобы в доме был хотя бы один такой узор, радующий глаз

Геометрические узоры в интерьере: тренд сезона

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года. Строгость, стройность, аристократическая эстетичность - все это восхищает и используется в работе дизайнеров все чаще.

Геометрический стиль пришел в дома в разных видах:

  • как мебель
  • как аксессуары
  • как узоры и орнаменты.

Такие идеи воплощают сегодня дизайнеры в оформлении квартиры и офиса.

Геометрические решения в оформлении интерьера - самая модная тенденция года





Просто и красиво. И это становится девизом модных современных дизайнеров и стремящиеся к гармонии заказчиков такого интерьера.

Восточные узоры: в гости к сказке

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность. Чаще они используются для росписи тканей, шелка, больших полотен. Восточный орнамент основан на ритме и построении элементов, на абстракции и стилизации реальных вещей. Корни этого искусства уходят в культуру Персии и Месопотамии. Каждый из узоров что-то символизирует. К примеру, обычная розетка - символ вселенского круговорота. Выполненная в форме цветка, она имела множество разновидностей. Это только один из немногих расшифрованных символов. Что скрывают в себе другие узоры, может остаться вечной тайной.

Восточные узоры сегодня снова набирают популярность




Самые частые мотивы восточных узоров - это растительный мотив, волшебные птицы и Мировое древо. В последнем соединяется масса символов наравне с реальными деталями. Восточный узор имеет еще одну особенность. Это ковровое заполнение. На поверхности узора сложно найти незанятое место. Линии, листочки, шишечки, колоски, травинки - ими заполнено все пространство. В частности это прием применяется в архитектуре, изготовлении декоративной посуды и одежды.

Узоры для детей: творим вместе с малышами

Развивать способности ребенка при помощи обучения его искусству узоров и орнаментов - способ, дающий отличные результаты. Попробуйте для начала сделать легкий растительный узор. Ниже приведена пошаговая инструкция, по которой сделать все очень просто.

Порядок работы следующий:

Разграфить выделенную область на восемь одинаковых участков. Провести горизонтальные линии и приступить к выполнению орнамента.

Выполнить следующий набросок.

Добавьте какие-то небольшие детали на свое усмотрение.

Уже ненужные линии, по которым делался набросок, необходимо стереть ластиком.






Сколько интересного и полезного материала!!! Это сколько же перелопачено литературы и информации. чтобы нам все это предоставить в пользование. Кладезь просто. Для меня это такая находка! Спасибо большое. Всем удачи в творчестве.


Странно, но только сейчас, я стала по-настоящему воспринимать национальные узоры и орнаменты. Вот, например, татарский орнамент. Всю жизнь прожила в Казани, по национальности татарка, а все народное как-то проходило мимо меня...

Все началось с предложения одного книжного издательства об иллюстрировании Корана (подарочный экземпляр), но только с татарским орнаментом. Сначала я подумала, что быстро с этим справлюсь, материала по восточным мотивам у меня много. Сделала эскизы, показала заказчикам, им понравилось, но они сказали, что с такими орнаментами, какие предложила я, они могли бы заказать Коран и в Арабских Эмиратах.

Вот здесь я и поняла «легкость» своего отношения к работе! И пошла в Ленинскую библиотеку! Обложилась книгами по татарскому орнаменту, историческими очерками о создании народных ремесел, благо у татарского народа их много! Одна кожаная мозаика чего стоит! А вышивка золотом на народном костюме, а вышивка на полотенцах!

Вот так, напитавшись настоящим, чем-то чистым, и правильным, я почувствовала в себе такой эмоциональный подъем! Что мне хочется творить и творить! Теперь я просто влюбилась в тему, и мне очень хочется показать всем красоту национальных узоров!

1. Здесь татарский орнамент создан по мотивам орнаментов кожаной мозаики, часто используемый в изготовлении национальных сапожек.

2. Татарские кожаные сапожки. Есть конечно красивее, но зато они лично мои.

3. В продолжение темы узоров из кожаной мозаики - отдельные фрагменты орнаментов, воспроизведенные мною на плитке 10х10 см.

6. Татарский узор на плитке 10х10 см.

7. Врата. Роспись по сусальному золоту, работа оформлена в багет.

8. Зеркало «Татарский узор». Вдохновением для росписи этого зеркала послужила увиденная мной вышитая скатерть 1884 года, в Национальном музее РТ. Скатерть конечно фантастически красива! Вышивка!

9. Мечеть Кул-Шариф в обрамлении татарского орнамента.25х35 см

Национальные сувениры очень востребованы. Убедилась в этом, когда на территории музея-заповедника "Казанский кремль", в главной мечети Кул-Шариф проходила моя персональная выставка "Восточные мотивы в росписи на керамической плитке". Интерес был очень большой, благо, кураторы выставки постоянно продлевали ее, за что им отдельное спасибо. Ведь поток туристов с весны до осени просто огромен. И я рада, что мои работы "вписались" в общий колорит сувенирной продукции и что можно предложить что-то еще, кроме классического набора - чак-чака и тюбетеек.

Мои новые работы, представленные на очередной персональной выставке в мечети Кул Шариф "Переливы узоров" татарский орнамент, в 2013 году.

Зеркало "Татарское окошечко" , выполнено по мотивам домовой резьбы в татарских деревнях.

Зеркало "Татарские переливы"

Панно из плитки " Татарская песня". Надглазурная роспись, обжиг 830 С. 50 х 50 см

Панно из плитки "Татарский узор" 40 х 40 см. Надглазурная роспись, обжиг 830


Набор тарелок с татарским орнаментом

Елена Моторина

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры по ознакомлению с татарским орнаментом детей среднего дошкольного возраста. Игры подобраны в соответствии с новыми требованиями к уголку «Туган ирем Татарстан » .

Дидактическая игра «Найди пару» (домино)

Цель игры :

Учить детей находить одинаковые картинки и соединять их в цепочки. Закреплять название элементов татарского орнамента .

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать интерес к искусству татарского народа .

Правила игры :

Домино – увлекательная настольная игра, в которой используются пластинки. Эта пластинка разделена на две части, набор домино включает 28 пластинок.

Игра рассчитана для 2-4 игроков. Пластинки перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки в «резерве» на середине. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, то он идет в «резерв» и берет карточки, пока не найдет нужную. Если карточек больше нет в «резерве» игрок пропускает ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена.

Дидактическая игра «Составь узор на салфетке»

Цель игры :

Учить детей составлять татарский национальный узор или орнамент на салфетке .

Развивать умение составлять красивые композиции. Обогатить словарь детей , названиями . Развивать мелкую моторику, зрительно-моторные координации.

Воспитывать интерес к истории татарского народа и его традициям

Правила игры :

В игре используются «салфетки» белого, желтого и красного цвета, элементы татарского орнамента - тюльпаны , колокольчики, листики.

1 вариант. Каждый игрок берет по одной «салфетке» и выбирая элементы татарского орнамента выкладывает на ней узор.

2 вариант. Игроку дается «салфетка» с уже выложенным на ней узором. Ему необходимо выложить такой же узор на своей «салфетке» .

Дидактическая игра «Найди и назови»

Цель игры :

Учить детей находить и называть элементы татарского орнамента : тюльпан, колокольчик, лист, составлять из них пары. Обогащать словарь детей , названиями татарского национального орнамента .

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес к искусству татарского народа .

Правила игры :

В игре используются большие, разделенные на две части, и маленькие карточки. Каждый игрок берет по 1-2 большой карточки. Маленькие карточки перемешиваются.

1вариант Ведущий показывает по одной маленькой карточке, называя татарский элемент , который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, еще раз назвать его и положить на вторую пустую часть большой карточки.

2 вариант Ведущий показывает по одной маленькой карточке, не называя татарский элемент , который на ней изображен. Игроки должны найти этот элемент на своей большой карточке, назвать его и положить на вторую пустую часть карточки.

3 вариант Игрокам предлагается найти на маленьких карточках все элементы тюльпана (колокольчика, листика, назвать этот элемент и положить их на вторую пустую часть большой карточки.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

г. Анжеро-Судженск

Татарский народный орнамент в вышивке

Работа на XV Областную конференцию

«Живи, Кузнецкая земля!»

ул. Чередниченко, 7-1,

Загорнова Арина Андреевна,

ул. Социалистическая,1-3

обучающиеся 7 «А» класса МОУ «СОШ № 20»

г. Анжеро-Судженска

Руководитель:

Августан Ирина Алексеевна,

учитель технологии высшей

Введение

В нашем городе проживают люди различных национальностей: украинцы, немцы, белорусы, русские и в том числе татары, население которых в городе составляет более пяти тысяч. Настоящая история татар в Сибири начинается только со времен великого Чингиз-хана, который возглавлял этот народ в начале 13 столетия после Рождества Христова. Декоративно-прикладное творчество татар очень разнообразно и своими корнями уходит в глубокое историческое прошлое. Поэтому нам стало интересно узнать самим и познакомить молодое поколение нашего города с одним из видов декоративно-прикладного искусства татарского народа – вышивкой.

Татарский народный орнамент в вышивке представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Орнамент татарского народа складывался в результате длительного процесса его исторического развития и широкого взаимообщения с соседними и дальними народами. Сложные условия этнического формирования народа обусловили общность многих видов его искусства с искусством соседних народов, а также с искусством народов Востока. Каждая эпоха в жизни народа накладывала определенный отпечаток на его изобразительное искусство, орнамент, его стиль.

Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. Наряду с художественно-этническими сторонами в орнаменте довольно ярко проявляются особенности быта, хозяйственной деятельности и идеологии народа, та историческая среда, которая в различные эпохи вносила в него различные напластования. По своему характеру татарский орнамент глубоко связан с древней земледельческой культурой. Начало, которой было положено еще задолго до образования Волжской Булгарии. Однако в отдельных его проявлениях ощущаются и весьма древние корни, уходящие к отдаленной скотоводческой культуре кочевых предков казанских татар.

В современных условиях, девушки мало занимаются декоративным творчеством. У молодого поколения возникают другие интересы, но всегда нужно помнить об истории не только своего народа, но и тех, кто живет рядом с нами, истории, которая базируется на глубокой взаимосвязи с природой и бытом народа.

Цель: Выполнение татарского народного орнамента на салфетке.

Задачи:

1.Изучить литературу по татарскому народному орнаменту в вышивке.

2. Ознакомиться с вышитыми изделиями в городском музее.

3. Вышить салфетки с татарским орнаментом.

Орнамент - своеобразный почерк народа

Вышивка - один из древнейших и популярных видов женского изобразительного искусства. По мнению профессора Н.Воробьева, этот вид искусства был связан с затворничеством женщин, которые редко выходили из дому и свой досуг использовали для рукоделия. Вышивать умели молодые и старые женщины всех социальных прослоек города и деревни. Мастерицы долгими зимними вечерами создавали нарядные и жизнерадостные узоры с применением разнообразных мотивов и цветочных сочетаний. В отличие от русских, украинцев, мари и других народов татары не применяли вышивку в одежде, но украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и оконные занавески, намазлыки (коврики для молитв)(Приложение 1). Расшивалась и обувь – сапожки (ичиги), туфли (Приложение 2), а также головные уборы – калфаки, калфачки, эрпеки (головные покрывала), тюбитейки. В фондах городского музея имеются два женских головных убора - калфаки. Один расшит жемчугом по синему бархату (АКМ о.ф. № 15868, ВТ № 446). Передала его Биктимирова Назифа. Калфак расшивала еще ее мама в начале 20 века. Второй калфак расшит жемчугом по коричневому бархату (АКМ о.ф. № 3187, ВТ № 1090). Принадлежал он Гарифьяновой Зульфии, 1897 г.р., репрессированные из Башкирии в 1931 году. Передала его, ее внучка Позднеева Земфира (Приложение 3). Для изготовления мужских и женских головных уборов использовался вельвет и бархат. В украшениях головных уборов применялся цветной и белый бисер, а также поддельный жемчуг. Расшивка бисером и поддельным жемчугом велась как по контуру, так и в заполнении узоров. Наиболее богато расшитые калфаки, тюбитейки украшались витыми металлическими спиралями, золотой бахрамой, кистями, блестками. Узоры, используемые в тамбурной и золотошвейной вышивках, отличаются большим разнообразием мотивов и обилием их вариаций. Узоры имеют четкость и контурность. Тамбурные узоры в вышивках татар оказали значительное влияние на орнамент башкир, чувашей, удмуртов и узбеков. В женских платьях иногда расшивались оборки. Большая часть этих вещей связана с оформлением интерьера. Обстановка и убранство татарского дома имело ряд особенностей. Дом не принято было делить на комнаты, а также загружать лишней мебелью, поэтому появились искусно вышитые занавески и пологи. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий трудолюбие и мастерство невесты, жив и сейчас в некоторых сельских местностях. Традиции народной вышивки сохраняются на селе также в связи с праздником сабантуй - молодые снохи дарят свои изделия победителям спортивных состязаний.
Вышивка делалась обычно на ярком насыщенном материале - зеленом, желтом, фиолетовом, бордо. Вышивали крученым шелком, позолоченным или посеребряным шнуром, бисером, жемчугом. Большое значение уделялось орнаменту, который состоял из геометрических и растительных мотивов. В композиции цветущего сада, создаваемого мастерицами, можно было узнать красные маки и желтоглазые ромашки, тюльпаны и анютины глазки. Особой красотой славились казанские полотенца, вышитые тамбуром серебряно-золотой нитью по белому шелку.
Широко распространено было также и узорное ткачество, также связанное с бытом и носившее характер домашнего ремесла. Орнамент обнаруживает сходство со среднеазиатскими и азербайджанскими ковровыми изделиями, тогда как цветовая структура (преобладание красного и различных его оттенков) не имеет аналогий.
Орнамент вышивок XIX-XX вв. в своей основе состоит из растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Все эти типы орнаментов берут свое начало в культуре отдаленных предков татар. Особенностью древнего орнамента является криволинейная трактовка узоров и мотивов, "исходящая в своей основе из техники аппликации, тамбура, мозаики". Большой удельный вес в татарской вышивке растительного орнамента, видимо, нужно объяснять древностью и популярностью тамбура. Влияние технического начала на характер орнамента подтверждают счетные и строчевые вышивки, в которых, наоборот, господствует геометрический орнамент, а узоры растительного, зооморфного происхождения сильно геометризованы. Такой рисунок мы увидели на полотенцах, хранящихся в музее (Приложение 4). В совершенствовании и закреплении цветочно-растительных мотивов в качестве традиционных для татарской народной вышивки сыграли свою роль исторические культурно-экономические взаимосвязи с народами Востока, Передней и Малой Азии. В татарском искусстве XIX-XX вв. растительный орнамент менее всего связан с древней символикой божественных сил природы, а обусловлен чисто художественными задачами отражения, прославления богатства, гармонии и красоты вечно живого растительного мира. Наблюдая природу, вдохновляемая ею, мастерица все же довольно редко воспроизводила реальные формы. Хотя, если сравнить вышивку с другими видами татарского народно-прикладного искусства, она выделяется наиболее реалистичной трактовкой цветочно-растительных мотивов. Как ни различны растительные орнаменты в вышивках других поволжских народов, до конца XIX века среди них почти не найти воспроизведений конкретных видов растений, тогда как в татарской это можно порою определить "с ботанической точностью". И тем не менее, растительные узоры и в татарской вышивке, как правило, собирательные образы. Более того, на одной ветке, на одном стебле фантазия художницы объединяет совершенно различные цветы, плоды и листья (с подобным сталкиваемся в композициях букетов). Но самое условное, обобщенное воспроизведение растительных образов, использование форм, которых никогда не знала реальная природа, не мешает впечатлению жизненности вышитых картин цветущих садов, пестрого разнотравья степей, лесов, полей.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png