Еще при жизни Гаршина среди русской интеллигенции стало распространенным понятие «человек гаршинского склада». Что же включает в себя это понятие? Прежде всего, то светлое и привлекательное, что видели знавшие Всеволода Михайловича Гаршина (1855—1888) современники и что угадывали читатели, воссоздавая образ автора по его рассказам. Красота внутреннего облика сочеталась у него с внешней красотой.

Гаршину были чужды и аскетизм, и унылый морализм. В периоды душевного и физического здоровья он остро чувствовал радости жизни, любил общество людей, любил природу, зверей, растения, знал радость простого физического труда. Жажда жизни, умение чувствовать и понимать все прекрасное в ней была одной из причин того обостренного неприятия зла и уродства, которое выражалось у Гаршина в глубокой грусти и почти физическом страдании.

Эта глубокая грусть о несовершенстве мира и людей и умение проникаться чужой болью, чужим страданием, как своим, была второй чертой «человека гаршинского типа».

После трагической гибели Гаршина, чтобы почтить его память и создать фонд для сооружения ему памятника, было решено выпустить сборник памяти писателя. На просьбу А. Н. Плещеева написать рассказ в этот сборник Чехов ответил 15 сентября 1888 г.: «...таких людей, как покойный Гаршин, я люблю всей душой и считаю своим долгом публично расписываться в симпатии к ним...». Чехов сообщил, что у него есть тема для рассказа, героем которого будет «молодой человек гаршинской закваски, недюжинный, честный и глубоко чуткий».

В рассказе «Припадок» этот герой характеризовался так: «Есть таланты писательские, сценические, художнические, у него же особый талант — человеческий. Он обладает тонким, великолепнымчутьем к боли вообще. Как хороший актер отражает в себе чужие движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет; около больного он сам становится больным и стонет; если видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним...».

Таким же качеством наделены и многие герои рассказов Гаршина, что почувствовал не только такой проницательный читатель, как Чехов, но и многие другие.

Мало найдется писателей, чьи произведения были бы так единодушно встречены критикой, признавшей большой талант автора. По справедливому утверждению В. Г. Короленко, именно «живое трепетание чуткой совести и мысли делало рассказы Гаршина такими близкими его поколению». Он же хорошо определил и то, что связывало Гаршина с эпохой, с судьбами его современников: «Время, последовавшее непосредственно за внешней освободительной войной, было временем так называемого „большого процесса“ и репрессий, которыми правительство ответило на идеалистически наивный порыв молодежи „в народ“. В гражданскую жизнь страны властно врывалась всесторонняя реакция, и среди передовой молодежи росло настроение, которое вскоре выразилось рядом террористических покушений.

Гаршину это настроение было органически чуждо. Как Алексей Толстой, он мог сказать о себе, что он „двух станов не боец“. Но и случайным гостем в них он тоже не был. Кто прочитал его „Художников“, кто ознакомился с мотивами его добровольчества во время войны (речь идет о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., — Б. А.), — для того не может быть сомнений, что Гаршин глубоко разделял тогдашнее народническое настроение».

Наследие Гаршина невелико, но прежде всего обращает на себя внимание тематическое и стилистическое разнообразие его произведений.

Гаршин заново ввел в литературу жанр аллегории, придав ей черты лирико-философской новеллы («Attalea princeps», 1879; «То, чего не было», 1882; «Красный цветок», 1883).

Среди его произведений есть и привычные для его современников рассказы с реалистически точными зарисовками быта, где движение сюжета не играет определяющей роли и финал становится «открытым» («Денщик и офицер», 1880; «Из воспоминаний рядового Иванова», 1882). Герой подобных рассказов не столько личность, сколько тип. Подобные произведения, напоминающие социально-бытовой очерк, занимали большое место в творчестве Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского и Короленко.

В ряде гаршинских рассказов реальные конкретные образы приобретают символическое значение, а эпическое начало органично сочетается с лирическим. Рассказы такого типа займут большое место в творчестве Чехова, Короленко, Бунина.

Чтобы выявить причины социального неустройства мира, Гаршин то прибегает к изображению исключительных случаев («Медведи», 1883) или рисует героев сложной, запутанной душевной жизни («Ночь», 1880), как это позднее будет делать Л. Андреев, то, наоборот, в привычном, рядовом, «нестрашном» эпизоде видит страшную сущность сложившихся социальных отношений («Художники», 1879; «Денщик и офицер», 1880), что роднит его с Г. Успенским, Чеховым, Короленко.

Некоторые рассказы Гаршина совмещают в себе романтические и реалистические тенденции, в них объединены жанровые признаки аллегории и социального очерка, лирической прозы и социально-психологического исследования.

Современники не всегда умели понять его стремление найти свой путь в искусстве, о котором он писал так: «Бог с ним, с этим реализмом, натурализмом, протоколизмом и прочим. Это теперь в расцвете или, вернее, в зрелости, и плод внутри уже начинает гнить. Я ни в каком случае не хочу дожевывать жвачку последних пятидесяти-сорока лет, и пусть лучше разобью себе лоб в попытках создать себе что-нибудь новое, чем идти в хвосте школы, которая из всех школ, по моему мнению, имела меньше всего вероятия утвердиться на долгие годы. Ибо она-то и представляет чистое „искусство для искусства“ не в философском смысле этого слова, а в скверном. Для нее нет ни правды (в смысле справедливости), ни добра, ни красоты, для нее есть только интересное и неинтересное, „заковыристое и незаковыристое“».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Прочитав интересные факты из жизни Гаршина, многие захотят еще раз или впервые перелистать его произведения. Такие материалы указывают на однозначную неординарность и талант молодого автора, который так рано ушёл из жизни.

  1. В детстве Всеволод вырос на рассказах о геройском отстаивании Севастополя . О Крымской войне он много слышал от сослуживцев отца, которые часто приходили в гости.
  2. Крайне нервный мальчик был потрясен уходом матери к другому мужчине . Новым избранником родительницы Всеволода стал член тайного общества и друг Герцена - П.В. Завадский. Через некоторое время в Петербург переехал и будущий писатель.

  3. Гаршин с младых лет впитывал самые современные на тот момент демократические идеи . Этому способствовал занимавшийся в Питере его воспитанием П.В. Завадский. К примеру, настольной книгой только начинавшего читать Всеволода стала одна из книг, изданная в «Современнике».

  4. Произведение Гаршина стало основой для сценария первого советского детского фильма . На следующий год после Октябрьской революции кино сняли по его книге «Сигнал».

  5. Настоящее признание в СССР Гаршин получил уже после Великой Отечественной Войны . Через десять лет после её окончания были напечатаны марки с его портретом.

  6. Писатель вошёл в отечественную школьную программу . Его сказочные произведения «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе» изучают в четвёртом классе средних общеобразовательных учреждений.

  7. Существуют и мультипликационные экранизации произведений писателя . Первой была поставлена в шестьдесят пятом году прошлого столетия его сказка о лягушке-зазнайке под названием «Лягушка-путешественница».

  8. Гаршин позировал для знаменитой картины Репина «Иван Грозный убивает своего сына» . Вообще, писатель очень любил живопись и поддерживал передвижников, публикуя материалы об их творчестве.

  9. Сам Гаршин был очень впечатлён картиной с Иваном Грозным . По признанию публициста и драматурга Демчинского, который работал в то время со Всеволодом, тот признался ему, что увидев впервые работу Репина, не смог заснуть целую ночь. Но это не мешало писателю каждый раз использовать возможность для того, чтобы еще раз увидеть картину, поэтому при каждом удобном случае он заходил на выставку.

  10. Одна из лучших работа Репина в портретном жанре – это образ Всеволода Гаршина . По признанию большинства специалистов, художнику не только удалась сама работа, примечательным является и лицо позировавшего ему писателя с всегда поражавшим воображение особым выражением ласково-печальных глаз.

  11. Он был очень милосердным человеком. После покушения народовольца Млодецкого на одного из наиболее приближенных к императору генералов, он лично ходил к потерпевшему, чтоб упросить помиловать преступника . По его словам только милосердие сможет утихомирить террористические проявления, как со стороны революционеров, так и со стороны властей.

  12. Гаршин был психически нездоровым человеком . Это проявлялось в редких, но глубоких приступах депрессии, один из которых закончился его трагическим самоубийством. Он бросился в пролёт лестницы собственного дома.

  13. Первый же рассказ Гаршина получил самые хвалебные рецензии . Попавший в госпиталь Всеволод пишет произведение «Четыре дня», что сравнивается немного немало с батальными картинами Верещагина и «Севастопольскими рассказами» Льва Николаевича Толстого.

  14. Современники сравнивали его с Гамлетом . Неподдельно трагическое восприятие реальности с огромным количество несправедливости и несовершенства человеческой природы было особым даром, напоминавшим знаменитого шекспировского героя.

  15. Всеволода Гаршина высоко ценил Чехов . Когда Всеволод трагически погиб, то именно Антон Павлович одним из первых откликнулся на предложение друзей умершего об издании сборника памяти. Там Чехов признаётся в искренней симпатии к Гаршину, сильно сожалеет о столь раннем уходе. Весьма уважительно о Гаршине отзывался и Тургенев.

Творения Всеволода Михайловича Гаршина смело можно поставить в один ряд с произведениями крупнейших мастеров русской психологической прозы - Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова. Увы, писателю не дано было прожить долгую жизнь, биография В. М. Гаршина обрывается на цифре 33. Писатель родился в феврале 1855 года, а умер в марте 1888. Смерть его оказалась такой же фатальной и трагической, как все мироощущение, выразившееся в коротких и пронзительных рассказах. Остро чувствуя неизбывность зла в мире, писатель создал удивительные по глубине психологического рисунка произведения, пережил их сердцем и разумом и не смог защититься от чудовищной дисгармонии, царящей в социальной и нравственной жизни людей. Наследственность, особый склад характера, пережитая в детском возрасте драма, острое чувство личной вины и ответственности за несправедливости, творящиеся в действительности, - все подвело к безумию, точку в котором, бросившись в лестничный пролет, поставил сам В. М. Гаршин.

Краткая биография писателя. Детские впечатления

Он родился в Украине, в Екатеринославской губернии, в имении с милым названием Приятная Долина. Отец будущего писателя был офицером, участником Мама отличалась прогрессивными взглядами, владела несколькими языками, много читала и, несомненно, сумела внушить сыну нигилистические настроения, свойственные шестидесятникам 19-го века. Женщина дерзко порвала с семьей, страстно увлекшись революционером Завадским, который жил в семье на правах воспитателя старших детей. Безусловно, событие это «ножом» пронзило маленькое сердце пятилетнего Всеволода. Отчасти из-за этого не лишена мрачных красок биография В. М. Гаршина. Мать, конфликтовавшая с отцом за право воспитывать сына, увезла его в Петербург и определила в гимназию. Спустя десять лет Гаршин поступил в Горный институт, но не получил диплома, поскольку учеба была прервана русско-турецкой войной 1877 года.

Опыт войны

Студент в первый же день записался добровольцем и в одном из первых сражений бесстрашно ринулся в атаку, получив нетяжелое ранение в ногу. Гаршин получил чин офицера, но на поле боя не возвратился. Впечатлительного юношу потрясли картины войны, он не мог смириться с тем, что люди слепо и безжалостно истребляют друг друга. Не вернулся он и в институт, где начал обучаться горному делу: молодого человека властно влекла к себе литература. Некоторое время он посещал вольнослушателем лекции на филологическом факультете Петербургского университета, а потом начал писать рассказы. Антивоенные настроения и пережитый шок вылились в произведения, которые мгновенно сделали начинающего писателя знаменитым и желанным во многих редакциях того времени.

Самоубийство

Душевный недуг писателя развивался параллельно его творчеству и общественной деятельности. Он лечился в психиатрической клинике. Но вскоре после этого (биография В. М. Гаршина упоминает это светлое событие) его жизнь была озарена любовью. Брак с начинающим медиком Надеждой Золотиловой писатель расценивал как лучшие годы своей жизни. К 1887 году болезнь писателя усугубилась тем, что он вынужден был оставить службу. В марте 1888 года Гаршин собирался на Кавказ. Уже были упакованы вещи и назначено время. После терзающей бессонницей ночи Всеволод Михайлович вдруг вышел на лестничную площадку, спустился на один пролет ниже и с высоты четырех этажей кинулся вниз. Литературные образы самоубийства, которые жгли душу в его новеллах, воплотились страшно и непоправимо. Писателя отвезли в больницу с тяжелыми травмами, а через шесть дней он скончался. Сообщение о В. М. Гаршине, о его трагической гибели, произвело большое общественное волнение.

Проститься с писателем на «Литераторские мостки» Волковского кладбища в Петербурге (теперь здесь музей-некрополь) собрались люди самых разных слоев и сословий. Поэт Плещеев написал лирический некролог, в котором выразил острую боль, что Гаршина - человека большой чистой души - нет больше среди живых. Литературное наследие прозаика по-прежнему тревожит души читателей и выступает предметом исследований филологов.

Творчество В. М. Гаршина. Антимилитаристская тема

Живейший интерес к внутреннему миру человека, окруженного немилосердной действительностью, - центральная тема в сочинениях Гаршина. искренности и сопереживания в прозе автора, несомненно, питается из источника великой русской литературы, которая со времен книги «Житие протопопа Аввакума» демонстрирует глубокий интерес к «диалектике души».

Гаршин-рассказчик впервые предстал пред читающей публикой с произведением «Четыре дня». Столько пролежал солдат с перебитыми ногами на поле боя, пока его не отыскали однополчане. Рассказ ведется от первого лица и напоминает поток сознания человека, изможденного болью, голодом, страхом и одиночеством. Он слышит стоны, но с ужасом понимает, что это стонет он сам. Вблизи него разлагается труп убитого ним противника. Взирая на эту картину, герой ужасается лицу, на котором лопнула кожа, страшно оголился оскал черепа, - лицу войны! Подобным антивоенным пафосом дышат другие рассказы: «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова».

Жажда гармонии

С предельной откровенностью предстает пред читателем героиня рассказа «Происшествие», зарабатывающая на жизнь своим телом. Повествование построено в той же манере исповеди, беспощадного самоанализа, свойственного Гаршину. Женщина, встретившая свою «опору», человека, невольно поставившего ее на путь выбора между «нахальной нарумяненной кокоткой» и «законной женой и… благородной родительницей», пытается изменить свою судьбу. Такое осмысление темы блудницы в русской литературе 19-го столетия встречается, пожалуй, впервые. В рассказе «Художники» Гаршин с новой силой воплотил идею Гоголя, свято верившего, что эмоциональный шок, произведенный искусством, может изменить людей к лучшему. В новелле «Встреча» автор показывает, как циничное убеждение в том, что для достижения благополучия все средства хороши, овладевает умами, казалось бы, лучших представителей поколения.

Счастье - в жертвенном поступке

Рассказ «Красный цветок» - особое событие, которым отмечена творческая биография В. М. Гаршина. Он повествует о безумце, уверенном в том, что «кровавый» цветок в больничном саду вместил в себя всю неправду и жестокость мира, и миссия героя заключается в том, чтобы уничтожить его. Совершив поступок, герой умирает, и его мертвое посветлевшее лицо выражает «горделивое счастье». По мнению писателя, человек не в силах победить мировое зло, но высокая честь тем людям, которые не могут мириться с этим и готовы, чтобы одолеть его, жертвовать своей жизнью.

Всех сочинений Всеволода Гаршина - очерков и новелл - набралось на один только том, но потрясение, которое его проза произвела в сердцах вдумчивых читателей, невероятно велико.

Известный представитель русской прозы Всеволод Михайлович Гаршин был рожден 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии (в наше время это Донецкая область, Украина). Его отец был офицером.

В возрасте пяти лет Гаршин стал свидетелем семейной драмы, которая в итоге сказалась на его здоровье и значительно повлияла на мироощущение и становление характера. Его мать была влюблена в воспитателя старших детей Завадского П.В., который к тому же был организатором секретного политического общества. Вскоре из-за любви к нему она бросила детей и мужа. Отец Гаршина отреагировал на это, пожаловавшись в полицию. В скором времени Завадский был арестован и сослан в Петрозаводск. Несмотря на это, мать перебралась в Петербург, для того чтобы чаще видеться с любимым. А маленький Всеволод, в свою очередь, превратился в предмет родительских раздоров.

До 1864 года Гаршин проживал с отцом, через какое-то время мать увезла его в Петербург и отдала учиться в гимназию. После ее окончания в 1874 году будущий прозаик поступает в Горный институт. Здесь он осознает, что литература увлекает его больше, чем наука, и вскоре начинает писать очерки и статьи по искусствоведению.

В день, когда в 1877 году Россия начала войну с Турцией, Гаршин добровольно записывается в ряды действующей армии. Во время одного из своих первых сражений он был ранен в ногу. И хотя рана была не серьезной, в дальнейших боях Гаршин участия не принимал.

После окончания войны, будучи в статусе офицера в отставке, он некоторое время был вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета, а вскоре всецело отдал себя литературной деятельности.

Совсем скоро писатель стал известным, а его рассказы о войне «Четыре дня», «Трус» и «Из воспоминаний рядового Иванова» пользовались наибольшей популярностью.

С наступлением 80-х годов у Гаршина все чаще начал проявляться психический недуг, который мучил его еще с юношеских времен. Скорее всего, это обострение было связано с казнью Млодецкого - революционера, которого Гаршин всячески пытался оправдать перед властями. В харьковской психиатрической лечебнице прошли следующие два года его жизни.

В 1883 году прозаик принял решение жениться на Н. М. Золотиловой, которая была слушательницей женских курсов по медицине. Именно в это, счастливое для Гаршина время, выходит в свет один из его лучших рассказов «Красный цветок».

Через 4 года издается последнее произведение Всеволода Михайловича - сказка для детей «Лягушка-путешественница». Совсем скоро писателя охватывает один из привычных для него депрессивных приступов и уже 24 марта 1888 года во время очередного припадка он кончает жизнь самоубийством, бросаясь в лестничный пролет. Похоронили Гаршина в Петербурге.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Гаршина Всеволода Михайловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

(1855-1888) русский писатель

Еще при жизни, имя Всеволода Михайловича Гаршина среди русской интеллигенции, стало распространенным понятие «человек гаршинского склада». Что же оно в себя включало? Прежде всего то светлое и привлекательное, что видели знавшие писателя современники и что угадывали читатели, воссоздавая образ автора по его рассказам. Красота внутреннего облика сочеталась у него с внешней красотой. Гаршину были чужды и аскетизм, и унылый морализм. В период душевного и физического здоровья он остро чувствовал радость жизни, любил общество, природу, знал радость простого физического труда.

Жажда жизни, умение чувствовать и понимать все прекрасное в ней было одной из причин того обостренного неприятия зла и уродства, которое выражалось у Гаршина в глубокой грусти и в почти физическом страдании. Эта глубокая грусть о несовершенстве мира и людей, умение проникнуться чужой болью, чужим страданием, как своим, была второй чертой «человека гаршинского склада».

Всеволод Гаршин родился в имении своей бабушки по матери, которое называлось Приятная Долина и было расположено в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, Его ранние годы прошли в маленьком городке Старобельске. Отец Гаршина, Михаил Егорович, был офицером. Человек гуманный, мягкий, он имел репутацию доброго и справедливого командира. Правда, в быту он не лишен был некоторых странностей и не сумел наладить своей семейной жизни. Мать Всеволода Гаршина, Екатерина Степановна, увлеклась воспитателем своих сыновей П. Завадским и оставила мужа, Но он сумел отомстить ей и своему сопернику. По его доносу П. Завадский, участник харьковского революционного кружка, был арестован и сослан. Несколько раз производились обыски и у Екатерины Степановны. Обстановка в доме была очень тяжелой. «Некоторые сцены, - вспоминал впоследствии Гаршин, - оставили во мне неизгладимое воспоминание и, может быть, следы на характере. Преобладающее на моей физиономии печальное выражение, вероятно, получило свое начало в ту эпоху».

Ему шел тогда пятый год. Мать со старшими сыновьями уехала в Петербург, а Всеволод остался в деревне с отцом. Много позже, в рассказе «Ночь», он написал об этом времени несколько автобиографических строк, которых никогда не могла простить ему мать. В них он с любовью обращался к памяти отца, писал о том, что ему хочется перенестись в детство и приласкаться к этому забитому человеку.

Летом 1863 года мать увезла в Петербург и Всеволода. Из уединенной, тихой обстановки мальчик попал в совсем не богатую, но шумную, никогда не пустовавшую петербургскую квартиру: Екатерина Степановна любила людей и умела собрать их вокруг себя. Всеволод Гаршин поступил в гимназию. Мать вскоре уехала в Харьков, оставив его сначала на попечение старших братьев, а потом, после гимназического пансиона, в семье знакомых.

В гимназии Всеволод Гаршин провел десять лет, из них он два года проболел (уже тогда у него начинают проявляться симптомы душевного заболевания) и один раз остался в том же классе еще на один год.

Будучи гимназистом, Всеволод Гаршин начал писать фельетоны, стихотворения, публиковался в гимназических изданиях. В последний год пребывания подростка в гимназии она была преобразована в реальное училище, а окончившие реальное училище, по законам того времени, могли учиться дальше только по инженерной специальности. Гаршин увлекался естественными науками и хотел поступать в Медико-хирургическую академию, но новое постановление лишило его этой возможности. В 1874 году он стал студентом Горного института.

Это было время невиданной до тех пор в России общественной активности студенческой молодежи. Почти все высшие учебные заведения были охвачены революционным брожением, которое жестоко подавлялось. И тем не менее молодые люди активно боролись за свои права и чутко реагировали на все важнейшие общественные и политические проблемы.

Всеволод Михайлович Гаршин был в стороне от этих событий, для него это был период мучительных поисков своего пути в жизни. В ноябре 1874 года, вскоре после волнений в Горном институте, в связи с чем двести студентов были исключены и полтораста сосланы по этапу, Всеволод писал матери: «С одной стороны, власть, хватающая и ссылающая, смотрящая на тебя как на скотину, а не на человека, с другой - общество, занятое своими делами, относящееся с презрением, почти с ненавистью... Куда идти, что делать? Подлые ходят на задних лапах, глупые лезут гурьбой в нечаевцы и т.д. до Сибири, умные молчат и мучаются. Им хуже всех. Страдания извне и изнутри. Скверно, дорогая моя мама, на душе».

Однако творческая работа Гаршина в студенческие годы становится более интенсивной. Он пишет стихи, а в 1876 году впервые в печати появляется его очерк «Подлинная история Энского земского собрания». В нем была нарисована едкая сатирическая картина нравов земских либералов.

В те же годы, Всеволод Гаршин сближается с группой молодых художников. Горячее и заинтересованное отношение к вопросам искусства побудило его написать ряд статей о живописи, в которых он размышлял о сути деятельности художника, о назначении искусства. Одним из сильнейших художественных впечатлений тех лет была выставка картин русского живописца-баталиста Василия Васильевича Верещагина . Гаршин был потрясен изображением военных сцен. А вскоре ему самому пришлось принять участие в том, что вызвало у него такой ужас и отвращение.

В апреле 1877 года Россия объявила войну Турции, и Всеволод Гаршин идет добровольцем в действующую армию. «Я не могу, - пишет он матери, - прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули». Его зачислили рядовым в пехотный полк. Здесь, на войне, он глубоко постиг характер простого русского человека, его героизм и самоотверженное служение идеалам братства. На войне Гаршину еще нагляднее открылись социальные противоречия русской действительности.

В сражении под Аясларом, он был ранен в ногу, долго лечился и по выздоровлении вышел в отставку. Так выглядела с внешней стороны короткая военная карьера Гаршина. Но ее внутренний результат был куда значительнее. Война и вызванные ею впечатления, стали одной из главных тем творчества Гаршина. Еще находясь в армии, он начинает писать рассказ «Четыре дня», заканчивает его в Харькове во время выздоровления и посылает в журнал «Отечественные записки». Рассказ имел потрясающий успех и сразу же сделал имя его автора широко известным.

Год спустя Всеволод Гаршин публикует новый рассказ под названием «Очень коротенький роман». Здесь, как и в других произведениях писателя, звучат те же мотивы: боль о человеке, скорбь о безысходности этой боли, бесконечное сострадание. Уже в первых рассказах Гаршина проявилось присущее его творчеству обостренное чувство человечности, раскрылась та особенность его таланта, которая была отмечена Чеховым. В его новелле «Припадок» о студенте Васильеве, прообразом которого послужил Гаршин, мы читаем: «Есть таланты писательские, сценические, художнические, у него же особый талант - человеческий. Он обладает тонким, великолепным чутьем к боли вообще. Как хороший актер отражает в себе чужие движения и голос, так Васильев умеет отражать в своей душе чужую боль. Увидев слезы, он плачет; около больного он сам становится больным и стонет; если он видит насилие, то ему кажется, что насилие совершается над ним...» Это свойство таланта Гаршина и заставило его обратиться к одной из самых острых социальных тем - проституции.

Рассказ «Происшествие», появившийся в печати в 1878 году, был не первым в русской литературе, где отражалась эта проблема. Писатели уже создали определенную традицию в подходе к этой «общественной язве». Всеволод Гаршин в целом остается в русле той же традиции. Однако его героиня - не типичное порождение своей среды, она много выше ее. Судьба этой женщины - трагедия человека незаурядного, который оказался в более чем заурядных обстоятельствах. В сущности, как показывает Гаршин и как думает сама героиня, нет большой разницы между проституцией и многими браками, которые заключаются не по любви.

Всеволод Михайлович Гаршин не дает своим героям возможности исправлять ошибки и быть счастливыми. Он предъявляет к ним самые максимальные требования. К Гаршину применимы слова Г. Успенского о писательском труде: «Хочу терзать и мучить читателя потому, что эта решимость даст мне со временем право говорить о насущнейших и величайших муках, переживаемых этим самым читателем...» Но Гаршин и сам мучился не меньше, о чем говорит его собственное признание: «Писатель страдает за всех, о ком пишет».

Многие свои произведения он публиковал в журнале «Отечественные записки», во главе которых в те годы стоял М.Е. Салтыков-Щедрин . Гаршин не всегда разделял его идеи, но тем не менее ощущал свою духовную близость к этому журналу, на страницах которого правдиво и честно освещались проблемы современной общественной жизни.

Между тем душевное состояние писателя ухудшалось, на него все чаще и чаще находили приступы тоски. Зимой 1880 года он пишет рассказ «Ночь», в котором выражает настроения и чувства многих своих современников.

К началу 80-х годов Всеволод Михайлович Гаршин становится одним из самых популярных русских писателей. Молодое поколение считает его властителем дум. После каждого студенческого вечера, если там присутствовал Гаршин, его неизбежно качали на руках. Когда он появлялся в театре или на публичной лекции, по залу пробегал одобрительный шепот. Портреты писателя можно было обнаружить в альбомах студентов, курсисток и гимназистов старших классов.

Всеволод Гаршин писал трудно и медленно. Но каждый его рассказ оставлял неизгладимый след в сознании читателей. Между тем его личная и творческая жизнь уже находилась на грани жесточайшего кризиса, который объяснялся как внешними, так и внутренними причинами.

Общественная ситуация в стране оставалась тяжелой, продолжались волнения среди молодежи, бастовали рабочие. В 1880 году главным начальником Верховной распорядительной комиссии был назначен граф М. Лорис-Меликов. Через несколько дней после назначения в него стрелял народоволец И. Млодецкий. Граф остался жив, а Млодецкого арестовали и приговорили к смертной казни. Гаршин был потрясен и покушением, и приговором. Он пишет письмо Лорис-Меликову с просьбой «простить» Млодецкого и сам относит его. Гаршин пришел в дом Лорис-Меликова глубокой ночью, его не хотели пускать, потом обыскали, но в конце концов граф все-таки принял его.

Точных данных о содержании их беседы нет. Известно только, что Лорис-Меликов обещал Гаршину пересмотреть дело и не сдержал слова. Млодецкий был повешен, после чего Гаршин окончательно потерял душевное равновесие и покой. Он уехал в Москву, потом помчался в Рыбинск, затем опять вернулся в Москву, побывал в Туле, в Ясной Поляне у Л.Н. Толстого, с которым говорил о переустройстве жизни, о спасении людей от несправедливости и зла, направился в Харьков, но не доехал туда. Близкие, встревоженные исчезновением Гаршина, нашли его в Орловской губернии, где писатель находился уже в полубезумном состоянии. Тяжелое психическое заболевание Гаршина заставило родных поместить его сначала в харьковскую больницу для душевнобольных, а затем в петербургскую частную лечебницу. Состояние больного несколько улучшилось, и он поселился в имении дяди, где начал поправляться.

Жизнь Всеволода Гаршина последних лет небогата внешними событиями. Литературная работа не давала достаточных средств к существованию, и писатель был вынужден служить.

Обаяние его личности было так велико, что он легко находил себе друзей. Одним из них был замечательный русский художник Илья Репин , написавший с Всеволода Гаршина сына Ивана Грозного для своей знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван». Репин говорил, что его всегда поражала печать обреченности на лице Гаршина. И он не ошибался.

Душевная болезнь снова атаковала писателя, он погружается в депрессию, испытывает непреодолимую тоску. 19 марта 1888 года Гаршин бросился в пролет лестницы, а через несколько дней, 24 марта, скончался. Смерть его стала общественным событием, хоронить писателя пришли тысячи людей.

Судьба Всеволода Михайловича Гаршина олицетворяла, казалось, судьбу целого поколения. После его трагической гибели, чтобы почтить память писателя и создать фонд для сооружения ему памятника, было решено выпустить сборник его памяти. На просьбу А.Н. Плещеева написать рассказ в этот сборник Антон Павлович Чехов ответил: «...Таких людей, как покойный Гаршин, я люблю всей душой и считаю своим долгом расписываться в симпатии к ним». Чехов сообщил, что у него есть тема для рассказа, героем которого будет «молодой человек гаршинской закваски, недюжинный, честный и глубоко чуткий».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png