Задачи:

  • обучающая – научить формам приветствия представителей разных эпох (Др.Греция, Др. Рим; Средневековье; Королевский);
  • развивающая – развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления;
  • воспитывающая – воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.

Оборудование: элементы костюмов, реквизит; мультимедийный проектор, ноутбук; презентация к уроку; маски; фото-тест; кроссворд «ТЕАТРОМАНИЯ».

Методы и формы:

  • словесный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • обсуждение итогов занятия;
  • беседа эвристического обучения;
  • опрос фронтальный.

Конспект занятия

I этап. Организационный момент. (1 мин).

ЦЕЛЬ: Настроить студийцев на восприятие нового материала.

Учитель:

Приветствие студийцев.

Мы продолжаем с вами погружение в мир театра. Начать занятие я бы хотела с эпиграфа.

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!” В.Г. Белинский

Игра «Подлиза».

II этап. Актуализация знаний учащихся. Мотивирующее начало (2 мин.)

ЦЕЛЬ: Сообщение темы, цели и задач занятия. Замотивировать студийцев в получении новых знаний; расширении своего кругозора.

III этап. Повторение пройденного материала. (10 мин.)

  • Подготовить голосо-речевой аппарат студийца к работе.
  • Повторить пройденный материал.
  • Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием
  • телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций
  • (радость, удивление, интерес, гордость и др.) Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.

(Ответы детей)

Под руководством педагога проводятся массажи.

Гигиенический массаж. Цель массажа: разогреть мышцы лица, шеи.

Вибрационный массаж. Цель массажа: разбудить резонаторы.

Учитель: Какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосо-речевого аппарата? (ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные упражнения, голосо-речевые упражнения).

Выполнение упражнений актерского тренинга.

  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Пятачок, улыбочка», «Рыбка», «Вкусная конфета», «Дотянись до неба».
  • Дыхательная гимнастика. Упражнения «Кукушка», «Комарик», «Со скакалкой я скачу».
  • Дикционные упражнения. Проговаривание скороговорок. Игра «Кидаем мячи»
  • Голосо-речевые упражнения. «Высотка», «Орган».

Учитель. Каждый из вас знает, что для артиста очень важно уметь перевоплощаться. Какие виды перевоплощения вам известны? (Внутреннее и внешнее).

Задание: Подготовить пантомимический этюд на тему «Лепим снеговика». Этюд выполняется индивидуально каждым. Ваш снеговик должен оказаться на вашем месте на сцене, хотя катать комы снега вы можете по всей сцене. В процессе работы у меня могут возникнуть вопросы. 20 сек. На обдумывание мизансцен.

Показ этюда.

Учитель:

Отвечаем на вопросы кроссворда и фото-теста.

Слайд «Кроссворд»

Слайды «Фототест»

IV этап. Изучение нового материала (10 мин)

ЦЕЛЬ: Познакомить студийцев с историей возникновения масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении цвета в маске. На примере комедии дель арте показать значение маски в создании образов.

Учитель: Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр. Маска – это неотъемлемый атрибут театральных представлений, карнавальных шествий, которые проходят в Бразилии и Венеции. Посмотрите, какими они были и какими стали сейчас.

Слайд «Древние маски»

Слайд «Маски народов мира»

Слайд «Венецианские маски»

Студийцы смотрят демонстрационный материал.

«Маски» – от латинского «личина», в глубокой древности применялись в обрядах, связанных с трудовой деятельностью людей. Например, перед началом посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли ритуальные танцы, надевая при этом маски. А также в праздники урожая, в праздники поклонения животным, считая этих животных покровителями (животные-тотемы), использовали ритуальные маски с чертами животных – например у африканских народов.

Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например отпугивания колдунов, посвящения в вожди.

Итак, маски бывают слайд карнавальные, ритуальные, комические, трагические.

В Европе трагические и комические маски применялись давно, еще в античном театре, зародившемся в Древней Греции.

Слайд «Маски комедия-трагедия»

Маски в Древней Греции делали из глины, надевали как шлем.

Слайд «Глиняные маски»

У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. Посмотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.

Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей). Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.

Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей). На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.

Слайд «Древняя Русь. Маски.»

Что же такое маска? Дадим определение.

Слайд «Маска – определение»

Италия – родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.

Слайд «Комедия дель арте»

Слайд «Арлекин»

Кто ответит, как полностью звучит название этого жанра? (Ответы детей) Наш коллектив носит имя одного из героев этой комедии. Но в этой комедии он назывался Арлекин. Душой спектакля были «слуги» - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор и многие другие герои.

V этап. Практическая работа (13 мин.)

ЦЕЛЬ: Научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи.

Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.

Учитель: Внимание на экран.

Слайд «Древний грек»

Перед вами предстанут представители различных эпох. Это житель Др. Греции. Страны, ставшей родиной первых костюмированных представлений. Страны загадочных мифов и выдающихся ученых. Именно из Древней Греции пришли к нам многие театральные понятия. Например, сцена, котурны, трагедия, комедия. А сейчас внимательно посмотрите на одежду др. грека. На нем хитон, на ногах сандалии, в некоторых случаях край одежды закреплялся на плече, в некоторых случаях ее приходилось придерживать рукой. Перед вами представитель средневековья, рыцарь.

Слайд «Рыцарь»

Как выглядит одежда рыцаря?

Ответы детей.(тяжелая, массивная, доспехи из металла, на лице своеобразная маска для устрашения противника и защиты лица - шлем).

Слайд «Королева»

И, наконец, опишите, как одета королева? (Ответы детей)

Учитель: А сейчас мы поднимемся на сцену и научимся формам приветствия принятым в те далекие времена. Атрибуты берем в соответствии со временем.

Показ педагогом 1 вида приветствия: Др. Греция, Др. Рим;

Инструктаж педагога по выполнению практического задания.

Учитель:

Придерживая край одежды левой рукой на счет раз шаг правой ногой вперед, два – левую ногу приставить, три – правая рука с прижатыми пальцами поднимается вверх, мы должны показать открытую ладонь. На счет четыре – поклон головы, пять – голову поднять, шесть – правую руку опустить. Повторный показ со словами со счета три «Я вас вижу, и я вас приветствую».

Выполнение студийцами данного вида приветствия.

Средние века. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

Королевский поклон. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Маска откровения». Оформление чудо-дерева.

Список использованных интернет-ресурсов:

  1. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/MASKA.html
  2. http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200102803
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Маска
  4. http://www.znaikak.ru/maskatheater.html
  5. http://bse.sci-lib.com/article074127.html

Список использованной литературы:

  1. С. В. Гиппиус Актерский тренинг. Гимнастика чувств, Прайм-Еврознак, 2007 г.

Наверное, нет в мире ни одного театра, где бы в холле в виде барельефа или в какой-нибудь другой форме не была бы изображена главная эмблема театра - маски. Театральные символы комедии и трагедии - выражение сути этого зрелищного заведения.

Древнегреческие музы

За ответом на вопрос о том, почему так произошло, надо отправиться к истокам европейской цивилизации - культуре Древней Греции, в которой еще до нашей эры появились сама драматургия, ее основные ветви - трагедия и комедия, их музы-покровительницы (соответственно Мельпомена и Талия) и символы подмостков, оставшиеся на века - маски. Театральные атрибуты, превратившиеся со временем в эмблему. Началось все, как обычно, с древнегреческих мифов. Девять дочерей Зевса и Мнемосины (титаниды, дочери Урана и Геи), олицетворявшей память, стали музами-покровительницами науки и искусства. Каждая из них имела свой образ, соответствующий той сфере, которую она опекала и курировала.

Родом из незапамятных времен

Мельпомена и Талия, покровительницы театрального действа, издревле изображались женщинами, держащими в руках маски. Театральные символы постепенно зажили своей самостоятельной жизнью и стали олицетворять собой сцену. Но происхождение этих атрибутов уходит в глубокую древность. К примеру, Аристотель, воспитатель Александра Македонского, живший в IV веке до нашей эры, свидетельствует, что даже в его дни история применения масок на театральной арене терялась в незапамятной глубине времен. И это неудивительно. Ведь в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах. Народа собиралось множество, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять маски. Ярко нарисованные, выражающие радость или гнев, они вместо рта имели рупор, усиливающий звук.

Многообразие масок

Старинное действо невозможно представить себе без маски. Театральные атрибуты были необходимым и главным условием проведения спектакля. И конечно же, их было множество - существовали мужские и женские маски, героев и негодяев, стариков, молодых людей и детей, богов и других существ высшего порядка. Маски изображали горе и радость. Постепенно, с появлением театральных зданий со сценой и определенной акустикой, надобность в маске отпадает, но, прослужив театрализованным постановкам тысячелетия, она остается символом этого вида искусства. Две маски - комедии и трагедии - олицетворяют собой театр вообще и, кроме того, символизируют его древность. Рты у обеих открыты, хотя средств, усиливающих звук, там нет. У Талии, символа комедии, углы рта приподняты, у Мельпомены скорбно опущены. Каждому человеку известны театральные маски. Рисунки, приведенные ниже, показывают самые распространенные изображения дуэта.

Пронесенные сквозь века

Вообще, роль масок в жизни человека очень высока. Они никогда не уходили из употребления совсем, даже когда их запрещали законом (Французская революция). Всегда существовали ритуальные, карнавальные маски. О них можно говорить очень долго, если вспомнить Венецию. В наше время протестные демонстрации во всех странах мира редко обходятся без масок, олицетворяющих того или иного политического деятеля. Маска стала символом скрытности. Что породило множество выражений с этим словом, подразумевающих тайну, неискренность, загадку. Масок бесконечно много. Особое место среди общего количества занимают разнообразные театральные маски. Рисунки некоторых можно увидеть ниже.

Золото высшей пробы

Особое место закрепилось за золотой маской. Золото всегда символизировало высшую степень чего-либо, будь то медаль или железнодорожный костыль.

Это символ успешного окончания чего-то большого и жизненно важного. Неудивительно, что наряду с золотой венецианской маской, олицетворяющей высшую степень успеха в обществе, появилась и театральная золотая маска, символизирующая вершину актерского и режиссерского мастерства. В 1994 году российский храм Мельпомены обзавелся своим театральным фестивалем довольно высокой пробы, так как основателями были Министерство культуры Российской Федерации и Правительство Москвы, а с 2002 года Сбербанк России становится генеральным спонсором ежегодного фестиваля «Золотая маска». Президентом ассоциации с одноименным названием долгие годы является Георгий Тараторкин. Фестивалю предшествует жесткий и профессиональный отбор спектаклей, проводимый в течение всего года экспертными советами, в которые входят именитые и заслуженные хореографы, дирижеры, режиссеры и актеры.

Признание коллег

Всероссийский фестиваль проходит весной и заканчивается красочной красивой церемонией вручения премии, символом которой является изображение золотой маски, которое разработал и собственноручно изготовил первый экземпляр художник Олег Шейнцис.

Театральная премия «Золотая маска» предусматривается в нескольких номинациях. У нее высокий знак качества: Михаил Ульянов сказал, что награду вручают профессионалы профессионалам. Ее нельзя получить за деньги или «по знакомству». У нее высокий статус - Национальная театральная премия, учредителем которой является такая серьезная организация, как Союз театральных деятелей. У премии нет денежного эквивалента, главное ее достоинство - признание таланта и достижений коллегами.

Детские маски

У детей есть свои увлечения и награды, существующие параллельно со взрослым миром - детские театры, праздничные красочные карнавалы, школьные спектакли. Для всего этого часто требуются детские театральные маски. И тут уж есть где разгуляться фантазии: сказки, анимационные фильмы - все к услугам детей. Можно изготовить маску Ильи Муромца или Шрека, любого животного, в том числе и сказочного, или Барби-Мушкетерки. Тем более что эскизы масок на любой вкус доступны всем.

Где и когда впервые стали делать и использовать маски, сказать трудно. Рассматривая изображения древних археологических раскопок, можно прийти к выводу, что маски надевали на лица усопших. Золотую маску обнаружили археологи в захоронении египетского фараона.

Считалось, что маска предохраняет умершего от злых духов. Маска была атрибутом ритуальных действий, ее делали из кожи, коры дерева, материи.

С развитием театра и его дифференциации грим принимает форму маски в античные времена. Маска греческого театра отличалась от обрядовой или маски восточного театра. Греческая маска изображает человеческое лицо в обобщенных чертах, она не несет индивидуального характера. Есть упоминания о том, что маски были изобретены скульптором Фесписом. Во временя драматурга Эсхила появились цветные маски, так как было введено окрашивание. Маски надевали на голову наподобие шлема. Сначала маски делали из дерева и луба, позднее - из гипса.

Так как в театрах Древней Греции и Рима зрительные залы были огромны, сцена располагалась далеко от зрителей, то и в масках делали приспособление для усиления голоса актера. Внутренняя часть маски около рта выкладывалась серебром и медью и имела вид воронки. С развитием театрального производства маски стали делать из воска, кожи, загипсованного льна, полотна. Иногда маски были сдвоенные, строенные, это давало возможность небольшому количеству актеров играть несколько ролей, быстро преображаться. Стали делать портретные театральные маски, котрые чертами лица были похожи на знаменитых людей: царей, полководцев. Это обижало, поэтому со временем портретная маска была запрещена. Полумаски использовали редко. Позднее стали к маскам прикреплять парики, сделанные из пакли, веревок. Голова в своем размере сильно увеличилась. В средневековом театре маски надевали актеры, изображавшие чертей, вельзевула, дьявола.

Дальнейшее развитие маска получила в итальянской “комедии дель арте” в эпоху Ренессанса, возникшей в середине XYI века.

Маски “комедии дель арте” были органично связаны с жанром импровизации, буфонным стилем, специфическими особенностями представления. Маски были более удобны, не закрывали все лицо, можно было наблюдать мимику актера. Маски надевали четыре основных персонажа “комедии дель арте”: Доктор, Панталоне, дзани (двое слуг). Маска Панталоне была темно-коричневого цвета, с сильно завитыми усами и с преувеличенных размеров бородой. У Доктора была странная маска, закрывавшая только лоб и нос. Предполагали, что это произошло от того, что изначально он закрывала большое родимое пятно на коже лица. Бригелла - смуглая маска, как бы загорелая кожа жителя Бергамо. Арлекин - лицо закрыто черной маской с круглой бородкой. В XYII веке маски “комедии дель арте” теряют свою остроту, теряют связь с реальными событиями, становятся условными театральными атрибутами. Маска перестает быть принципиальными приемом оформления лица актера.

Маска в современном мире приобрела новое звучание, ее надевают на Венецианском карнавале. В Венеции принято устраивать пышные, богатые, красочные карнавалы, используя костюмы и маски. Первые упоминания о карнавале и Венеции относятся к XI веку. Венецианская республика была богата, она давала в долг деньги под большие проценты королевским особам. Венеция вела торговлю со странами Востока, богатства текли рекой. В 1296 году было устроено празднество, которое было узаконено властями в честь укрепления положения купцов. Карнавал стали проводить ежегодно.

На карнавалы в Венецию любили приезжать знатные особы, они скрывали под маской свое лицо. Традиционными были маски “комедии дель арте”: Коломбины, Пульчинелло, Арлекино, а также знатных особ прошлого, например, Казановы. Самой распространенной маской была “баута”, она имела глаза (прорези) миндалевидной формы, а по цвету была белая.

В Италии в прошлые века было принято дамам, выходя на улицу, надевать бархатные маски, они прикреплялись к деревянным длинным ручкам. Подобные маски носили и в Испании, Англии. Маска стала непременным атрибутом как плащ или шпага во времена мушкетеров в Европе.

Под масками скрывали свои лица королевские особы и разбойники. В Венеции в 1467 году был издан строгий указ, котрый запрещал мужчинам проникать к послушницам монастырей, скрывая свое лицо под маской.

Современные карнавальные маски изящны и красивы, их специально готовят заранее художники, расписывая золотыми и серебряными красками. Дополняют маски шапочки, цветные банты из фольги и блестящей материи, парики из пакли, лент, кружева.

Маска носит на карнавале развлекательный характер. Венецианские маски стоят дорого, так как являются настоящими произведениями искусства.

Принято, что на веселых новогодних балах также надевают маски, но они менее сложны и сделаны из картона. Это изображения животных, кукол, клоунов, петрушек.

Маска прошла многовековой путь развития, но не потеряла своего назначения скрывать лицо ее обладателя.

Тема: ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ

Цель занятия: Знакомство с историей возникновения и использования театральных масок

Задачи:

    узнать историю возникновения масок,

    из каких материалов делают маски,

    узнать о роли художника в создании масок.

    научиться делать маски

Ход занятия:

Разминка 1) Артикуляционная гимнастика (традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики). Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы

Статистические упражнения

Упражнение «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз

Упражнение «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Динамические упражнения

Упражнение «Вкусное варенье».

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение «Качели».

Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд»

Описание упражнения:

Произнесите поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Старайтесь чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании.

Дикционное упражнение , упражнение на силу голоса на основе скороговорки: «Бык тупогуб».

Описание упражнения:

Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке.

Бык тупогуб

Тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

«Маски театральные,

Маски карнавальные,

Надеваешь маску,

Попадаешь в сказку.»

Педагог рассказывает, рассказ сопровождается показом слайдов с изображением различных масок.

«С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Поэтому маска пришла к нам из глубокой древности. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнамент и узоры.

На родине театра - в Древней Греции - во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни.

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле.

У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. По-смотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей.) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей.) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.
Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей.) Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.
Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей.) На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.
Что же такое маска? Дадим определение.
Маска - это специальная накладка на лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды и т.п.), с вырезами для глаз, а также человек с такой накладкой.
Италия - родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.
Кто ответит, как полностью звучит название этого жанра? (Ответы детей.) Наш коллектив носит имя одного из героев этой комедии. Но в этой комедии он назывался Арлекин. Душой спектакля были «слуги» - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин, острая на язык Сервет- та, не лишенный злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор и многие другие герои.

Общеизвестный символ театрального искусства - смеющаяся и плачущая маски.

В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах.

В большинстве европейских стран актёры не надевают масок на сцене, но сценический облик актёра в образе конкретного героя, как и в древние времена, определяет художник. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру.

А чем сейчас заменили маски? (гримом).

Как называется художник накладывающий на актёров грим?(гримёр).

Анализ образцов масок (маски-герои)

Давайте внимательно рассмотрим различные маски, узнаем, из каких материалов они делаются, какой формы, размера бывают, каких героев могут показывать, как мы понимаем, маска какого героя перед нами.

Каждая группа получила фотографию одной маски и должна описать её по схеме-помощнице».

Проверим, как вы справились с заданием и объединим полученные вами знания. Каждая группа расскажет об увиденном по плану.

Сделаем выводы: Маски изготавливают из различных материалов, формой они повторяют лицо или морду героя, которого изображают, маски могут быть разных цветов и оформляются разными деталями, которые придают им схожесть с героями, которых они изображают.

Дети в группах рассматривают маски, анализируют, записывают выводы в схему.

1) Материал

2) Форма

3) Цвет

4) Герой

5) Что помогает понять, какой это герой?

Представители каждой группы описывают маску по плану (схема-помощница)

Физкультминутка

«Ветер дует нам в лицо…..

»Дети встают и повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.

Планирование выполнения работы

Мы подробно рассмотрели различные маски, проанализировали их, теперь сможем спланировать свою работу.

На ваших столах лежат конверты.

Достаньте листочки с названием героев сказок. Ваша задача отгадать для какой сказки вы будете делать маски.

СКАЗКИ: «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Колобок»

два участника группы выходят к доске и выбирают нужные маски, остальные из предложений собирают сюжет сказки.

Договоритесь, кто какую маску будет делать.

Изготовление маски по плану.

    Правильно расположите маску на листе белого картона.

    Обведите маску простым карандашом.

    Изображаем основные детали: глаза, рот.

    Разукрасить маску. Подождать пока высохнет.

    Вырезать маску, отверстие для глаз. Сделать отверстия для тесьмы. Завязать тесьму

Повторение техники безопасности

В нашей работе пригодятся ножницы, давайте вспомним правила безопасной работы с ними.

Группы работают с выданными карточками.

РЕФЛЕКСИЯ

Дети выбирают маску с настроением «веселая маска»-занятие понравилось, «грустная маска» - занятие не понравилось.

Конференция «Малая Академия»

История театральной маски

Выполнила:

Кузовлева Евангелина Сергеевна

ученица 5 «Г» класса

Руководители:

Бахир Елена Юрьевна

Вальчук Марина Константиновна

Санкт – Петербург

2014 год

    Введение. С. 3.

    Исторические формы театральной маски:

Театральная маска в древней Греции. С. 4.

Понимание маски в итальянском театре комедии дель арте. С. 8.

Традиционная маска в японском театре Но. С. 9.

С. 11.

    Заключение:

Функции театральной маски в процессе исторического развития театра

- «Маска» как разновидность и способ актёрской игры в современном

спектакле. С. 12.

    Список использованной литературы

    Приложения

1. Введение.

Цель работы - исследовать историю появления театральной маски

Задачи исследования - подобрать и проанализировать литературу по истории возникновения театральной маски и ее роли в спектаклях.

Сегодня, когда мы идём в театр, то редко можем увидеть на сцене актёра в маске. В современном понимании она чаще связана с представлением о маскараде или карнавале. Но так было далеко не всегда. Актёр не появлялся без неё на театральных подмостках на протяжении столетий. Она играла огромную роль в спектакле: обогащала исполнительское мастерство актёра и его способность воздействовать на зрителя, позволяла ему добиваться принципиально иного уровня выразительности, преображала театральное действие в таинственный, возвышенный ритуал или привносила в представление условность, символизм, карикатурность.

История театральной маски насчитывает более двух тысяч лет - первые из масок, о которых существуют достоверные сведения, использовали в древнегреческом театре за несколько столетий до нашей эры. Актёры пользовались театральными масками по всему миру, поэтому неудивительно, что существует их великое множество и они могут разительно отличаться друг от друга. Удивляет скорее то, что порой маски, которые появились в самое разное время и в самых разных местах земли, оказываются чем-то похожи.

В этой работе я использовала, в первую очередь, работы по истории театра, в которых представлена реконструкция театрального спектакля Древней Греции, средневековой Италии и Японии, чтобы сравнить основные разновидности театральной маски, её назначение и художественные возможности в театральных спектаклях разных эпох и стран, увидеть - как они выглядели, зачем актёры прибегали к их помощи, какие преимущества могла дать маска и какие трудности создавала? А также понять значение, которое может иметь маска в современном спектакле, чем она может помочь современному актёру и зрителю. Ведь с отказом от использования маски в современном театре осталось в прошлом и богатство её выразительных возможностей и понимание о том, что маска может обогатить спектакль, облагородить, помочь создать на сцене театр условный, поэтический.

В своей работе я хочу рассмотреть основные разновидности театральной маски, чтобы показать, какое важное значение она имела для создания особой атмосферы представления и как может помогать актёру сейчас - донести до зрителя возвышенное содержание, обогатить актёрскую выразительность, его способность к преображению.

Я думаю, что знакомство с историей театральной маски - один из примеров возможного плодотворного сотрудничества с традицией, обращение к богатому опыту которой всегда становится источником свежего взгляда и новых открытый в современной нам жизни. Мы увидим, что история театральной маски - захватывающее и увлекательное путешествие, с множеством удивительных открытий и тайн, которые навсегда останутся неразгаданными.

2. Исторические формы театральной маски.

Театральная маска в древней Греции.

Много интересных, неожиданных фактов, некоторые из которых современному человеку могут показаться курьёзными, связано с маской актёра древнегреческого и древнеримского театра.

Спектакли в древней Греции играли несколько раз в год и это было событие сродни всенародному празднику или Олимпийским играм. «Закрывались в дни представлений суды, прерывалась работа народных собраний и других правительственных учреждений, замирала торговая и промышленная жизнь, и все граждане в особо приподнятом, праздничном настроении дружно шли в театр» .

Между актёрами и драматургами устраивали состязания и выбирали победителей .

Театры древней Греции были огромны - амфитеатры под открытым небом могли вмещать десятки тысяч зрителей, например театр Диониса в Афинах - 17 000, а театр города Мегалополя - 44 000 . Мимику актёра большинству зрителей разглядеть было бы невозможно, поэтому он выступал в маске, которая делала «черты лица» персонажа заметнее. «Маска актёра была из дерева или ещё чаще из полотна» . « Античные маски делали из лубка и загипсованного полотна, а впоследствии из кожи и воска » .

Древние авторы указывали, что строение маски кроме этого усиливало звучание звука голоса, что тоже было очень важной задачей для гигантских греческих театров. Для этого специальным образом разрабатывали и конструкцию сцены. « Как в Греции, так и в Риме играли в масках, имеющих особую форму рта, в виде воронки – рупора. Это приспособление усиливало голос актера и давало возможность слышать его речь многим тысячам зрителей амфитеатра /.../ Рот маски обыкновенно обрамлялся металлом, а иногда вся маска внутри выкладывалась медью или серебром для усиления резонанса » .

Маска актёра надевалась на голову актёра как шлем - вместе с причёской, и уже была заранее загримирована. «Судя по описанию древних, маски отличались друг от друга также и различием в цвете лица и волос. К одним были прикреплены навсегда бороды; маски царей были снабжены диадемой. Маски молодых женщин отличались ещё особенно сложными причёсками» .

«Для таких комедий как «Птицы», «Облака» или «Осы», маски хора носили фантастический характер» . «Аристофан заставлял хор своих песен появляться то в виде облаков, то в виде птиц, то лягушек /.../ и у нас есть определённые свидетельства, что хор из «Облаков» вызывал смех зрителей своими безобразными масками с громадными носами» . С другой стороны, «стремились достигать портретного сходства там, где выводились на сцену действительные лица» .

Актёру оставалось надеть за сценой нужную маску и он был готов к выходу на сцену. А перемен масок требовалось много. Дело в том, что в древнегреческом спектакле первоначально участовал один актёр, который вёл «диалог» с хором: драматург сам был единственным актёром своей пьесы, «отвечавшим» своими репликами на песни хора» . Он по очереди представлял разных персонажей, которые говорили, например с народом. Часто он изображал вестника, который рассказывал пространные истории о происшедших вне сцены событиях, вместо того, чтобы позволить зрителю увидеть их своими глазами на сцене, как это привычно для нас.

Причём особенно интересно, что в течение спектакля одного и того же персонажа могли изображать разные актёры. В древнегреческом спектакле актёры не только говорили, но и пели, как в современной опере. Самые трудные и ответственные «арии» и тексты для декламации «вложенные в уста разных действующих лиц, которых из-за этого нельзя было одновременно выводить на сцену» исполнял главный актёр - который обладал лучшими актёрскими данными и мастерством, наиболее сильным и выразительным голосом. Второй и третий актёр, по сути, помогали ему. Иногда, когда на сцене должны были присутствовать несколько персонажей, в маске мог выйти и «статист» - исполнитель из хора, который не произносил текста, а просто присутствовал на сцене как один из действующих лиц-слушателей.

Для главных героев спектакля могло быть заготовлено две или три маски, которые изображали его, например, в радости и горе. Текст пьесы составлялся так, что все перемены в судьбе персонажа происходили за сценой, так, чтобы он мог выйти и поменять маску на нужную.

Сохранились свидетельства о том, что существовали и маски, на которых правая половина лица изображала одну эмоцию, а левая - другую. С помощью этой маски актёр будто бы мог играть, поворачиваясь к зрительному залу в профиль нужной стороной. Однако исследователи древних свидетельств, сохранившихся до наших дней, которые восстанавливали облик древнегреческого спектакля отмечали, что если такие маски и использовали, то, вероятно, редко.

Ещё одна любопытная особенность: в древней Греции и древнем Риме, как и в других странах по всему миру вплоть до эпохи Возрождения, в театральных спектаклях не разрешалось участвовать женщинам . Во всяком случае, в «серьёзных» представлениях: актрисы выступали только в «низких жанрах» - пантомиме, были танцовщицами, акробатками, участницами бродячих трупп. В древности и в средние века на театральных сценах и европейских стран, и стран Востока героинь изображали мужчины. Лучшие актёры умели искусно изображать женский голос и движения. В этих условиях маска женщины была очень и очень кстати. Римский поэт Ювенал писал: «Поверить легко, что не маска актёра, Женщина там говорит» .

Возможно, что в более поздний период существования древнегреческого театра исполнители «маску надевали только в том случае, когда им нужно было придать своему лицу характерные черты, так что она к тому времени стала служить совершенно тем же целям, ради которых и теперь актёры прибегают к сложному гриму», например в ролях стариков .

Театр и спектакль древнего Рима многое позаимстовали у греческого театра, в том числе и маску. Император «Нерон сам выступал в трагедии, приказывая, чтобы маски богов и богинь, каких он представлял, были схожи с его собствнным лицом или с лицом его супруги» .

Понимание маски в итальянском театре комедии дель арте.

Ещё одна из самых ярких страниц истории театральной маски - итальянский театр комедии дель арте (La commedia dell " arte ). И это совершенно иной, особенный взгляд на маску в театральном спектакле. Недаром, в истории театрального искусства театр комедии дель арте называют также театром масок .

Расцвет его пришёлся на XVI - XVII века. Это был первый в Европе профессиональный театр: название так буквально и переводилось - слово «комедия» означало «театр», «арте» - «ремесло», «профессия». Это был театр бродячих актёрских трупп, которые путешествовали по всей Италии и даже соседним странам. Поэтому существовало много похожих персонажей-«масок» с разными именами, которые изображали типичных для того времени жителей Италии - Венецианский купец, учёный, которого называли Доктор, Капитан испанской армии, пара влюблённых, двое похожих на шутов слуг - один из которых обычно - более хитрый и находчивый, а другой - простоватый.

Здесь маской называли образ, характер каждого конкретного персонажа, который выступал в разных спектаклях неизменным. «Маска - это образ актёра, который он принимает раз навсегда /.../ совершенно исключается возможность, чтобы актёр сегодня играл Панталоне, завтра Арлекина или даже Доктора /.../ там нет ролей. Есть роль. Одна роль, которую актёр играет во всех пьесах» .

Считается, что актёры комедии дель арте много импровизировали во время спектакля, что возможно именно в том случае, когда актёр накрепко сживался с одним-единственным своим персонажем и мог с успехом изображать его в различных ситуациях. Каждый актёр мог по-своему изображать своего персонажа, но играл только его одного, причём, порой, годами - в одном облике, с одними и теми же особенностями характера, привычками, индивидуальными чёрточками поведения.

У многих персонажей комедии дель арте маска для лица, сделанная «из картона или клеёнки» была обязательным элементом в костюме. Это старый венецианский купец Панталоне, учёный или философ под общим названием Доктор, хорошо известный всем Арлекин и другие слуги - каждый со своим характером - Бригелла, Ковиелло, Пульчинелла, которых объединяет общее название - дзани. «Маски - обычный атрибут комических персонажей, да и то не всех. Иногда маску заменяет густо набеленное лицо, или огромные очки, или приклееный нос» .

Для других персонажей «маской» стал весь их облик - костюм, речь, манера поведения. Например, пара влюблённых выделялась роскошными, модными костюмами, говорила на правильном литературном языке, демонстрировала утончённые манеры. Но и это был раз навсегда придуманный образ: «каждый актёр и каждая актриса были постоянными типами. В разных спектаклях они выступали со своим постоянным именем» .

Традиционная маска в японском театре Но.

Японский театр Но - древнее театральное искусство с богатой историей и многовековыми традициями. Как и в древнегреческом театре, здесь связаны воедино музыка, танец, пение. «Исполнение этих пьес - на наш взгляд - очень близко по своему характеру к нашей опере, так как актёры на сцене большей частью поют или говорят мелодическим речитативом; с оперой же сближает Но и наличие хора и оркестра. С другой стороны, спектакль Но во многом приближается к нашему балету, так как движения актёров основаны на танце, а местами переходят в самый настоящий танец, являющийся к тому же центральным местом и всей роли, и всего спектакля в целом» . Для эстетики театра Но, так же как и для эстетики древнегреческого спектакля, характерна возвышенная поэзия, а не правдоподобие.

В театре Но в маске выступает только главный персонаж и сопровождающий его актёр, если это роль женщины. Маска помогает актёру создать особый образ: «она придаёт облику актёра загадочную привлекательность, харизматичность, превращает его фигуру как бы в задрапированную прекрасными одеждами скульптуру» .

Маски выполняются из специальной древесины исключительно потомственными мастерами, которые передают своё мастерство из поколения в поколение. Об удивительном мастерстве их исполнения свидетельствует то, что многие маски театра Но выставляются как произведения искусства в музеях и галереях.

Старинная маска актёра театра Но производит удивительный эффект - благодаря тонкому мастерству актёра она словно оживает: «С помощью регулирования освещённости маски путём поворота головы актёру удаётся придать ей эффект оживления: он может наклонить её плоскостью лица вверх и придать выражение радости; наклонить её плоскостью вниз обращая в тень, и предать выражение грусти; быстро двигать головой из стороны в сторону показывая сильные эмоции» .

Неудивительно, что «как и другие вещи в средневековой Японии, маска (наряду с зеркалом, амулетом, мечом) наделялась магическими свойствами; актёр и сейчас продолжает относиться к маске как священному предмету: в актёрской уборной всегда имеется свой алтарь со старинными масками» .

Грим как разновидность театральной маски в японском театре Кабуки.

Грим как замену маски использовали в самые разные времена по всему миру, включая Грецию. «Сами древние рассказывали, что первоначально маску заменяло обмазывание лица винным суслом или покрывание его листьями растений» .

Интересный и хорошо известный вариант такой «маски» мы можем рассмотреть в японском театре Кабуки. Это намного более молодое искусство, чем театр Но - его история «всего» около двухсот лет.

Яркая особенность театра Кабуки - стремление к подлинности на сцене предметов и костюмов, но откровенная условность в работе «слуг сцены» и грима актёра. «Все вещи, точно также как и костюмы - не бутафория, не имитация, а подлинные, и притом высококачественные вещи» . Но «к вещам на сцене Кабуки приставлены особые прислужники, характерный атрибут условного театра: эти условно- «невидимые» люди (они одеты и замаскированы во всё чёрное) выполняют во время действия обязанности сценических слуг, помогают актёрам при игре с вещами, подают им предметы, освобождают их от лишних движений» .

Особый условный грим, также как и всё действие в спектакле Кабуки - освещённая временем традиция. В ней отразилось «стремление сохранять и воспроизводить театральный облик великих актёров», которые «изобрели» тот или иной вариант сочетания цветов и рисунка грима для каждого вида роли, например, благородного рыцаря, крестьянина, храброго героя или несчастного героя. Также в гриме актёров театра Кабуки заметно «влияние сценических масок старого театра Но»

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png