Принадлежал вице-адмиралу Змаевичу. При нём у берега реки находился деревянный Комедиантский дом, простоявший всего несколько лет. Для Змаевича здесь также были возведены два глинобитных строения. После Змаевича этой землёй владел английский купец Д. Гарнер, живший в деревянном доме на каменном полуподвале.

Императрица Анна Иоанновна в 1730-х годах отдала территорию лейб-медику Х. Паульсену. При докторе здесь располагался деревянный двухэтажный усадебный дом, регулярный сад и аптекарский огород. К Мье выходила индивидуальная пристань, тогда как набережные реки полноценно ещё не были обустроены. К Большой Конюшенной улицы выходили одноэтажные служебные постройки. В 1747 году в этой усадьбе родился будущий архитектор Г. Х. Паульсен. В 1760-х годах он работал учеником архитектора Юрия Матвеевича Фельтена , с которым вероятно состоял в родстве (Фельтен был женат на Анне Паульсен).

15 мая 1773 года у вдовы и сына Паульсена участок купил архитектор Ю. М. Фельтен. Вместо деревянного дома в 1777 году он построил здесь трёхэтажный каменный особняк с флигелями, обрамляющими двор-курдонер. Главный фасад здания был снабжён портиком-лоджией. Семья Фельтена жила здесь до 1784 года, когда зодчий, ставший директором Академии художеств, переехал на служебную академическую квартиру. Свой особняк он продал за 500 000 рублей.

Следующими владельцами усадьбы были Неплюевы, Нарышкины, норвежский предприниматель Ф. Бух. В начале XIX века участок был выкуплен казной. О времени покупки участка казной у краеведов существуют разные мнения. В книге "Дворцовая площадь" историк Бузинов называет временем смены владельца 1808 год, тогда как краевед Б. М. Кириков в книге "Улица Большая Конюшенная" - 1810 год. Г. Зуев в книге "Течёт река Мойка" называет 1806 год временем покупки особняка в казну, а 1808 - время передачи его Александром I для нужд Придворной певческой капеллы. В любом случае, сразу после этого начались работы по реконструкции здания под руководством архитектора Л. Руска . В 1830-х годах Л. И. Шарлеманем к основному зданию был пристроен концертный зал. Боковые флигели были надстроены в 1834 году по проекту П. Л. Виллерса. К этому времени участок был застроен каменными зданиями и со стороны Большой Конюшенной улицы. Двор занимал обширный сад.

С 1796 года до своей смерти в 1825 году капеллу возглавлял Дмитрий Степанович Бортнянский. Жил он неподалёку, в доме №9 на Миллионной улице . В эти же годы в капелле служил певчим полковник Андрей Фёдорович Петров. Женат он был на Ксении Григорьевне, которую оставил вдовой, когда ей было 26 лет. С этого началась история одной из покровительниц Петербурга святой Ксении Блаженной.

После Бортнянского Придворной певческой капеллой управлял Фёдор Петрович Львов (двоюродный брат архитектора Н. А. Львова). В 1837 году его сменил сын Алексей Фёдорович Львов, автор музыки к гимну "Боже, царя храни". В 1837-1839 годах капельмейстером здесь служил композитор М. И. Глинка. В это время он жил здесь в одном из флигелей со стороны Мойки. Позже руководителями и преподавателями в капелле были М. А. Балакирев, А. К. Лядов, А. С. Аренский и Н. А. Римский-Корсаков.

В 1887-1889 годах проходила реконструкция всего комплекса зданий капеллы. Свои проекты на эту работу представляли архитекторы Н. В. Султанов, В. А. Шретер , Л. Н. Бенуа . Принят был проект последнего, который сохранил П-образный фасад главного здания. По проекту Бенуа перед главным входом была установлена ограда, к концертному залу пристроен царский павильон, изменена отделка фасадов. Их художественное оформление выполнили лепщик И. П. Дылев и слесарный мастер Е. А. Веберг. В центральной части фасада помещены памятные доски с именами музыкантов, чья деятельность была связана с капеллой. В концертном зале был размещён орган из Голландской церкви . Внутренняя территория участка была застроена жилыми домами. Архитектор вспоминал:

"Дворовые фасады боковых флигелей, по-моему, вышли хорошо, фасад же концертного зала - несколько куцый. Парапеты получились какими-то программно академическими. Царский павильон недурен, но сложен. Внутри, особенно вестибюль и лестница - удались. Я считаю, что они, а также круглое фойе - из удачных моих отделок" [Цит. по: 2, с. 156].

Тогда же Бенуа был возведён дом №11 по Большой Конюшенной улице. В нём жили певчие и преподаватели капеллы. Среди них был и помощник управляющего Сергей Михайлович Ляпунов (композитор, диржёр, биограф М. А. Балакирева). В 1889-1893 годах здесь жил композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, исполняющий тогда обязанности помощника управляющего капеллой. Семья Николая Андреевича композитора отмечала новоселье в квартире №66 на третьем этаже осенью 1889 года. У него в гостях часто бывали А. К. Глазунов, А. К. Лядов, П. И. Чайковский, В. В. Стасов.

На парадном фасаде Придворной певческой капеллы в 1892 году была укреплена памятная доска с фамилиями известных музыкантов. В 1890-х годах помещения дома №11 занимали редакции журналов "Зодчий" и "Неделя строителя". В начале ХХ века смотрителями домов капеллы были гражданские инженеры В. В. Чаплин, Б. Ф. Гуслистый, архитектор-художник А. С. Пронин. Все они жили в доме №11 по Большой Конюшенной улице.

В феврале 1918 года бывшая Придворная певческая капелла перешла в руки новой советской власти. Вместо обычных 3-4 выступлений в год тогда она дала около 50 концертов. Концертный зал капеллы часто использовался для проведения литературных вечеров. В 1920-х годах здесь читали свои произведения В. Маяковский, С. Есенин, К. Чуковский, О. Мандельштам и другие. Мандельштам выступал в зале Ленинградской хоровой капеллы после возвращения из ссылки в марте 1933 года.

Во время блокады Ленинграда здание капеллы сильно пострадало от бомбёжек. При реставрации здания в 1947 году был разобран царский павильон.

Незадолго до смерти в послевоенные годы здесь выступил Александр Николаевич Вертинский. Руководителями капеллы в советский период были М. Г. Климов, А. В. Свешников, Г. А. Дмириевский. С 1974 года её возглавляет В. А. Чернушенко.

Дворы между домом №11 по Большой Конюшенной улице и домом №20 по набережной Мойки давно служили пешеходным маршрутом. В 1999-2000 годах согласно программе "Дворы Капеллы" по проекту К. А. Шарлыгиной и А. Б. Петрова была проведена полная реконструкция дворовой территории. Пешеходная зона получила художественное оформление, воссоздан царский павильон. Во дворе со стороны улицы открыто летнее кафе.

    - (см. Капелла имени М. И. Глинки). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Придворная Певческая Капелла - Придворная Певческая Капелла, см. Капелла имени М. И. Глинки … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    См. Ленинградская академическая капелла им. М. И. Глинки … Большая советская энциклопедия

    См. Ленинградская академическая капелла … Музыкальная энциклопедия

    См. Санкт Петербургская академическая капелла … Энциклопедический словарь

    Капелла придворная певческая - – это хор певчих в дворцовых церквах Царского дома. Скудные сведения не дают в точности установить подробно начало и первоначальный период ее существования. Но установлено, что начало свое Кап. придв. певч. берет от государевых певчих дьяков … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА, ПРИДВОРНАЯ - См. Капелла … Музыкальный словарь Римана

    Здание Капеллы в 2004 Государственная академическая капелла Санкт Петербурга концертная организация Санкт Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр и имеющая свой… … Википедия

    Здание Капеллы в 2004 Государственная академическая капелла Санкт Петербурга концертная организация Санкт Петербурга, включающая старейший профессиональный хоровой коллектив России (основан в XV в.) и симфонический оркестр и имеющая свой… … Википедия

Капелла придворная певческая , хор для пения в дворцовых церквах царского дома, унаследовал свой современный строй от государевых певчих дьяков. – История капеллы чрезвычайно скудна фактами вследствие отсутствия специальных исследований. Известно, что в 1713 г. хор государевых певчих дьяков был переведен из Москвы в Петербург и в царствование Петра вел. был пополняем посредством вызова певчих синодального и др. архиерейских хоров, доходя обыкновенно до 40 человек. По смерти Петра вел. певчие его были распущены, и в придворном хоре, как он стал теперь называться, осталось всего лишь 15 человек. В царствование имп. Анны Иоанновны хор стал увеличиваться и ко второй половине столетия, по свидетельству Штелина, капелла состояла из 15 дискантов, 13 альтов, 13 теноров и 12 басов, не считая „младших воспитанников». С этого времени начинается известность капеллы, как образцового певческого учреждения, и на это именно время падает служба в уставщиках капеллы (– должность уставщика была равносильна позднейшей директорской должности –) М. Ф. Полторацкого, который, будучи еще придворным певчим, обратил на себя внимание отличным голосом и искусным пением и для усовершенствования был посылаем заграницу.

В 1742 г. во время торжеств по случаю коронования императрицы Елизаветы Петровны в Москве была поставлена опера Метастазио „Милосердие Тита», и для исполнения хоров в ней по приказанию императрицы были приглашены певчие придворного хора, для которых итальянские слова оперного либретто были переписаны в партии русскими буквами. С этого времени придворная капелла должна была участвовать во всех придворных оперных спектаклях, где нужен был юр. Есть, впрочем, известия, что еще в 1737 г. придворный хор участвовал в исполнении оперы Арайя „Аlbia а о“. Развитие театральных зрелищ при дворе и в столице, а равно и подчинение придворного певческого хора итальянцам – капельмейстерам и композиторам, не могли не отозваться на капелле с одной стороны весьма благоприятно – усовершенствованием ее вокально-певческого искусства, с другой – имевшим печальные последствия привнесением в богослужебное церковное пение характера итальянской оперной музыки. И сами композиторы – итальянцы, служившие при русском дворе, стали писать музыку на слова священных песней, и таким образом светский стиль быстро распространялся по церковным хорам всей России. Цоппис, Галуппи и Сарти в царствование имп. Екатерины II были главными представителями такого направления. Талантливые малолетние певчие придворной капеллы Березовский и Бортнянский были учениками этих композиторов (первый – Цопписа, второй – Галуппи) и по мысли своих учителей для завершения своего музыкального образования путешествовали в Италию – тогдашнюю законодательницу в области вокальной музыкн. Бортнянскому суждено было по возвращении в капеллу занять место капельмейстера придворного хора, а с 1796 г. сначала директора вокальной музыки, потом управляющего придворною певческою капеллой (до конца жизни, 1825 г.), и довести как вокальную часть, так и официальное положение капеллы до блестящего состояния. В 1817 г. Бортнянским были введены новые штаты капеллы и улучшено материальное положение певчих. В то же время Бортнянский выхлопотал разрешение прекратить участие придворной капеллы в театральных представлениях, а своими сочинениями содействовал отвлечению внимания от эффектных, но мало отвечавших цели, церковных сочинений Сарти, Галуппи и т. п. Бортнянскому, как директору капеллы, тогда единственного компетентного музыкального учреждения, было предоставлено Высочайшею властию право одобрять к печати и, с согласия Св. Синода, к употреблению при богослужении вновь составляемые духовно-музыкальные сочинения. При следующем директоре, Ф. И. Львове, капелла, в остальном жившая еще отблеском славы Бортнянского, приступает к изданию различных нотных сочинений, и главным образом т. наз. „обихода придворного пения“, вышедшего тогда еще под названием „Круга простого церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого“, и только для двух голосов – тенора и баса, а затем сочинений Бортнянского, прот. Турчанинова, Березовского, Галуппи и др. Это издательство положило начало существования нотного склада при капелле.

При следующем директоре А. Ф. Львове (1837–1861 г.) капелла, в замен далеко неполного и только для двух голосов изложенного „круга», издает под редакцией Львова полный обиход нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого, на 4 голоса, в составлении которого принимали участие главным образом учителя пения И. М. Воротников и Г. Я. Ломакин. Вновь изданный обиход упрочил всеобщую известность и употребительность придворного напева, а вместе с тем поднял и авторитет капеллы, ставшей при Львове, благодаря обиходу и цензурным правам капеллы, вершительницею судеб церковного пения во всей России. Кроме обихода, являются в таком же переложении: – октоих знаменного роспева, сокращенный ирмологий знаменного роспева, а также греческого роспева: воскресные и праздничные ирмосы, ирмосы четыредесятницы и страстной седмицы, воскресные утренние антифоны и утреня. – Пение капеллы при Львове вновь было доведено до значительного совершенства; слава ее проникла и за пределы России: бывший в Спб. в 50-х годах Берлиоз ставит пение капеллы на недосягаемую высоту. Ежегодные концерты капеллы всегда привлекали большое количество посетителей, чему отчасти способствовала известность самого Львова, как композитора.

С 1837 г. начинается деятельность капеллы по обучению церковному пению и регентскому делу сначала певчих различных полков, а потом и других лиц, приведшая в 1848 г. к первому положению о регентском классе, получившем определенный характер постоянного музыкально-учебного заведения только с 1884 г.

В 1839 г. при капелле учреждается инструментальный класс, для спавших с голоса певчих, неофициально существовавший еще со времен Бортнянского, с перерывом между 1845 и 1856 гг. Класс этот существует и до настоящего времени.

С 1861 по 1883 г., в директорство Н. И. Бахметева, капелла продолжала существовать на тех же основаниях и шла в том же направлении, как при Львове. За весь этот период наиболее крупными фактами в истории капеллы являются: 1) Изменение в способе пополнения хора малолетними певчими. До сих пор набор певчих производился посредством реквизиции лучших голосов из архиерейских и др. хоров южной России, при чем капелла обыкновенно получала певцов более или менее уже опытных в церковном пении. Теперь же капелла стала набирать мальчиков вне архиерейских и др. хоров, приняв обязанность первоначального обучения пению на себя. 2) Под руководством Бахметева был вновь переиздан обиход придворного напева с значительными изменениями сравнительно с обиходом Львова, внесшими более правильности и звучности гармонии; однако некоторые гласовые мелодии в обиходе Бахметева потеряли свою характерность и, приближаясь иногда к речитативу, удаляли гласовое пение от его подлинника. Тем не менее бахметевский обиход пользуется распространенностью и остается образцовым до настоящего времени. 3) Цензурные полномочия капеллы, переходившие со времен Бортнянского от одного директора к другому, ко времени Бахметева представлялись неограниченными: только на этом основании последний начал дело по поводу литургии, составленной Чайковским, не бывшей на рассмотрении директора капеллы и напечатанной без его разрешения. Однако по разъяснению Правит. Сената права директора капеллы простираются лишь на то, чтобы одобрять или не одобрять к исполнению дух.-музыкальные сочинения в церквах, и не касаются тех, которые к тому не предназначаются. Результаты процесса не могли не отразиться неблагоприятно на положении капеллы.

Собственные духовные сочинения Бахметева, не смотря на свою эффектность и хоровую звучность, не могли содействовать упрочению авторитета капеллы, так как иногда чрезмерно усиливали ту слащавость и „пряность“, начало которых было положено еще сочинениями Львова. С 1883 по 1895 г. капелла жила иной жизнию. Во главе ее был поставлен начальник, которому подчинялись управляющий и его помощник. Граф С. Д. Шереметев, назначенный на должность начальника, пригласил известных деятелей национального направления в русской музыке: М. А. Балакирева на пост управляющего и Н. А. Римского – Корсакова – помощником управляющего. Музыкально-художественное значение капеллы постепенно развивалось и именно в направлении, характерном для приведенных имен. В это время капеллою была сделана попытка издать первую простую, но вместе с тем художественную гармонизацию древних церковных напевов; к сожалению, попытка остановилась после выпуска в свет „Пения при всенощном бдении древних распевов“. Тогда же были изданы капеллою сочинения и переложения Римского-Корсакова.

После 1895 г. должность управляющего занимали – до 1901 г. А. С. Аренский, а с 1901 до 1903 г. – С. В. Смоленский, по уходе которого капелла управляется начальником – гр. А. Д. Шереметевым и помощником Н. С. Кленовским.

А. Преображенский

Жизнь Милия Алексеевича Балакирева (21.12.1836 - 16 .05.1910) - известного композитора, пианиста, дирижера, главы творческого объединения русских композиторов, названного В. В. Стасовым «Могучей кучкой», была богата событиями. Годы учебы в Нижнем Новгороде и Казани, переезд в Санкт-Петербург и блестящие выступления здесь в качестве концертирующего пианиста, встречи с М. И. Глинкой, организация Бесплатной музыкальной школы, создание сообщества музыкантов, явивших миру новое направление в музыкальном искусстве, и многое другое.

Одна из «страниц» его биографии была связана с Придворной певческой капеллой .

По словам Н. А. Римского-Корсакова, назначение Милия Алексеевича управляющим Капеллы, а его самого - помощником управляющего, было «неожиданным» . Причем изначально в тексте рукописи «Летопись моей музыкальной жизни», хранящейся ныне в Российской национальной библиотеке, было записано: «Таинственная нить такого назначения». Позже, карандашом на правом поле листа Николай Андреевич вставил слово «неожиданного», тем самым обратив особое внимание на непредвиденность события.

Здесь же, в «Летописи» он перечислил имена людей, в чьих руках, по представлениям автора, находилась «таинственная нить», которая привела к значительному повышению социального статуса Балакирева. Следы некоторых «узелков», связующих «нить», обнаруживаются в рукописных фондах Российской национальной библиотеки.

Милий Алексеевич служил управляющим Придворной певческой капеллы более 10 лет. В «Формулярном списке о службе Управляющаго Придворною Капеллою Статскаго Советника Милия Алексеевича Балакирева» указано: «По высочайшему повелению, объявленному господином Министром Императорского Двора в предписании от 3 февраля 1883 года за № 240 определен управляющим Придворною Капеллою третьяго февраля тысяча восемьсот восемьдесят третьего года» . А после записи от 17 апреля 1894 г. о награждении его Орденом Св. Станислава 2-й степени читаем: «Высочайшим приказом по Гражданскому ведомству от 20-го Декабря 1894 г. за № 5 от службы, согласно прошению по болезни, уволен с двадцатого Декабря 1894» .

Назначение М. А. Балакирева в столь значимое в Российской империи государственное учреждение должно было иметь очень серьезные основания. Придворная певческая капелла являлась в то время не только центром духовной музыки России. Основанный в 1479 г. по указу великого князя Ивана III хор государевых певчих дьяков, с которого началась история Капеллы, более 400 лет оставался «государевым». И хотя названия его менялись («Придворный певческий хор» или «Певчие Дома его величества» — «Капелия придворных певчих» или «Придворная капелия» — «Придворная певческая капелла» - «Придворная певческая капелла Двора Его Величества»), - все они отражали зависимость деятельности Капеллы от идеологических установок и художественного вкуса первого лица государства.

Период времени, на который приходится служба М. А. Балакирева в Капелле, относится к правлению Александра III. Император вступил на престол 2 марта 1881 г., коронация же его состоялась 15 мая 1883 г. За месяц до этого события Балакирев приступил к своим обязанностям. Празднования по случаю коронации проходили в Москве, где императорскую чету, прибывающую из Санкт-Петербурга, встречали с большой торжественностью.

В Российской национальной библиотеке хранится акварель неизвестного художника «Въезд императора Александра III на Красную площадь».

Здесь мы видим и триумфальные ворота с вензелем императора и императрицы, сооруженные специально к церемонии коронации, и большое скопление народа на площади, приветствующего Александра Александровича и Марию Федоровну. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что эта акварель в действительности отражает события, происходившие 10 мая 1883 г. В тот день, в соответствии с описаниями современников, император въезжал в Москву верхом, а не в пролетке. Возможно, именно это стало причиной появления в нижней части картины карандашной записи: «на лошади». Кроме того, тем же почерком рядом записана дата: «12 мая 1893 г.», отстоящая от коронационных торжеств на 10 лет. Возможно, художник изобразил приезд императорской четы в Москву на празднования десятилетия, прошедшего со дня коронации.

Что же касается событий, происходивших в Москве в 1883 г., то туда в полном составе, включая управляющего — М. А. Балакирева и его помощника — Н. А. Римского-Корсакова, выехала и Придворная певческая капелла. «Облеченные в мундиры придворного ведомства , - вспоминал Римский-Корсаков в своей «Летописи», - мы присутствовали на коронации в Успенском соборе, стоя на клиросах: Балакирев на правом, я на левом. <…> Обряд совершался торжественно…» .

Последующая деятельность Капеллы напрямую зависела от мировоззрения и интересов Александра III. Характеристику этого представителя царствующей династии наиболее емко сформулировал И. С. Тургенев: «Он только русский. Он любит и покровительствует только русскому искусству, русской музыке, русской литературе, русской археологии <...>. По той же причине он и ревностный православный; его благочестие искренне и непритворно» . Н. Ф. Финдейзен заметил в своих Дневниках, что «Александр III возвысил русских музыкантов и признавал в них художников, а не бродяг» . По словам С. Д. Шереметева, Александр III любил «русскую былину и русскую песню, древнее церковное пение и иконографию, рукописные лицевые изображения и древнее наше зодчество, потому что пламенно любил Россию…» .

Основой мировоззрения правящего императора была идеология монархической государственности и русской национальной самобытности. Приверженность Александра Александровича этим идеалам обусловила перемены, происходившие в разных сферах российской жизни, в том числе и в духовной музыке.

«Распутывая» «таинственную нить», которая привела Балакирева в Придворную певческую капеллу, Римский-Корсаков называет имена Т. И. Филиппова, К. П. Победоносцева и С. Д. Шереметева. Далее к этим персонам он прибавляет В. К. Саблера, Д. Ф. Самарина , М. Н. Каткова. Их всех Николай Андреевич называет «древними устоями самодержавия и православия» . Несмотря на некоторую иронию, присутствующую в высказывании музыканта, оно в целом соответствует действительности. Названные Римским-Корсаковым лица не являлись абсолютными единомышленниками, а подчас становились антагонистами, но объединяло их национальное самосознание, любовь к отечеству и приверженность к его историческим корням.

Почти у каждого из перечисленных деятелей с приходом к власти Александра III изменился социальный статус и/или общественное положение. Государственный контролер Тертий Иванович Филиппов в 1881 г. стал сенатором — членом высшего государственного органа, подчиненного императору. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев (1827-1907), воспитатель великого князя Александра Александровича, после его восшествия на престол, — самым высокопоставленным человеком в управлении государством, сохранив свое влияние на бывшего воспитанника.

Владимир Карлович Саблер (1845-1929), служивший до этого времени в Государственной канцелярии, с 1881 г. получил должность юрисконсульта Синода, а в 1882 г. чин действительного статского советника. Балакиреву по делам Капеллы приходилось встречаться с Саблером, который в 1892 г. был назначен товарищем обер-прокурора, виделись они и позже, о чем, в частности, свидетельствует письмо Владимира Карловича, назначающего Балакиреву встречу в Синоде.

С вступлением на престол Александра III более высокий статус приобретают и другие фигуры, перечисленные Н. А. Римским-Корсаковым. Издатель, публицист, редактор газеты «Московские ведомости» Михаил Никифорович Катков (1818-1887), сформулировавший принцип государственной национальности как основы единства страны, человек, которого называли создателем русской политической печати, в 1882 г. получил чин статского советника, несмотря на то, что не состоял на государственной службе. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев (1844-1918), принадлежавший к свите императорской семьи, личный друг императора Александра, в 1881 г. был повышен в офицерском чине (стал флигель-адьютантом) и назначен на должность начальника Придворной певческой капеллы.

Придворная певческая капелла - первое профессиональное музыкальное учреждение в России .

"Капелией придворных певчих" или "придворной Капелией" хор стали называть во времена царствования Елизаветы Петровны. Это слепок с названия вокально-инструментальных коллективов, служивших при европейских дворах. Несколько позже, в году при Екатерине II , за ним закрепилось название "Придворная певческая Капелла".

При Екатерине II в Россию для руководства итальянской оперой были приглашены итальянские композиторы - Джузеппе Сарти и Бальтасере Галуппи , которые стали сочинять также произведения духовной музыки для православной церкви на славянские тексты в итальянском стиле. Обучение "итальянскому" пению заняло прочные позиции в Певческой Капелле. Мастерство придворных певчих, соединяющих традиционную церковную и итальянскую манеру пения, восхищала многих, особенно иностранцев.

В дальнейшем с историей Придворной Певческой Капеллы, в значительной степени определившей ее творческую судьбу, связана деятельность Дмитрия Бортнянского . Руководя Капеллой с по годы, он смог создать хор, ставший славой и гордостью отечественной музыкальной культуры.

Высокие традиции Певческой Капеллы, заложенные Бортнянским, были успешно продолжены впоследствии А.Ф. Львовым , М.И.Глинкой , проработавшим несколько лет капельмейстером хора и хормейстером Г.Я.Ломакиным .

При Н.И.Бахметеве по сути завершилось создание Придворной Певческой Капеллы, которая имела в своем составе большой хор, участвовавший в церковных службах, открытых концертах и оперных спектаклях, музыкальную школу, регентские курсы, оркестр и небольшой концертный зал.

В году переименована в Петроградскую хоровую Академию, а в году - в Ленинградскую Государственную Академическую Капеллу (позднее - имени Глинки).

Руководители

  • Бортнянский Дмитрий Степанович (1796 - 1825)
  • Львов Федор Петрович (1826 - 1836)
  • Львов Алексей Федорович (1837 - 1861)
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png