Приступая к рассказу о строении инструмента орган, следует начинать с самого очевидного.

Под пультом органа подразумевают средства управления, которые включают в себя все многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали.

Итак, к игровым устройствам относятся мануалы и педали.

К тембровым – переключатели регистров. Кроме них, пульт органа состоит из: динамических переключателей – швеллеров, самых разных ножных переключателей и клавиш включения копул, которые переносят регистры одного мануала на другой.

Большинство органов снабжаются копулами для переключения регистров на главный мануал. Также, при помощи специальных рычажков, органист может переключать различные комбинации из банка регистровых комбинаций.

Кроме того, перед пультом устанавливается скамья, на которой сидит музыкант, и рядом же располагается выключатель органа.

Пример копулы органа

Но обо всем по порядку:

  • Копула. Механизм, который может регистры одного мануала переносить на другой мануал, или педальную клавиатуру. Это актуально, когда надо перенести регистры звучания более слабых мануалов к более сильным, или вывести регистры звучания на основной мануал. Включаются копулы специальными ножными рычагами с фиксаторами или же при помощи специальных кнопок.
  • Швеллер. Это устройство, при помощи которого можно регулировать громкость каждого отдельно взятого мануала. При этом регулируются створки жалюзи в ящике, через который проходят трубы именно этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций. Подобное устройство доступно лишь в электрических органах, то есть в органах с электрической трактурой. Здесь бы сделать предположение, что орган с электрической трактурой чем-то родственен допотопным синтезаторам, но духовой орган сам по себе слишком неоднозначный инструмент, чтобы можно было с легкостью допустить подобную оплошность.
  • Готовые регистровые комбинации. В отличие от банка памяти регистровых комбинаций, которые отдаленно напоминают пресеты современных цифровых процессоров обработки звука, готовые регистровые комбинации относятся к органам с пневматической регистровой трактурой. Но суть одна и та же: они дают возможность задействовать готовые настройки.
  • Тутти. А вот это устройство включает мануалы и все регистры. Вот такой вот выключатель.

Мануал

Клавиатура, иначе говоря. Вот только в органе есть клавиши для игры ногами – педали, поэтому правильней говорить все-таки именно мануал.

Обычно в органе от двух до четырех мануалов, но иногда встречаются экземпляры с одним мануалом, и даже такие монстры, которые насчитывают целых семь мануалов. Название мануала зависит от расположения труб, которыми он управляет. Кроме того, каждому мануалу присваивается свой собственный набор регистров.

В главном мануале обычно располагаются самые громкие регистры. Его также еще называют Hauptwerk. Он может располагаться как ближе всего к исполнителю, так и во втором ряду.

  • Oberwerk – чуть потише. Его трубы расположены под трубами главного мануала.
  • Rückpositiv – совершенно уникальная клавиатура. Она управляет теми трубами, которые расположены отдельно от всех остальных. Так, например, если органист сидит к инструменту лицом, то они будут располагаться сзади.
  • Hinterwerk – этот мануал управляет трубами, которые расположены в задней части органа.
  • Brustwerk. А вот трубы этого мануала расположены либо прямо над самим пультом, либо с обеих сторон.
  • Solowerk. Как можно судить из самого названия, трубы этого мануала оснащаются большим количеством сольных регистров.

Кроме того, могут встречаться и другие мануалы, но те, что перечислены выше, используются наиболее часто.

В семнадцатом веке у органов появился своеобразный регулятор громкости – ящик, через который проходили трубы с створками жалюзи. Мануал, который управлял этими трубами, назывался Schwellwerk и размещался на более высоком уровне.

Педали

Изначально у органов не было педальной клавиатуры. Она появилась примерно в шестнадцатом столетии. Есть версия, что ее придумал брабантский органист по имени Луи Ван Вальбеке.

Сейчас бывают самые разные педальные клавиатуры в зависимости от конструкции органа. Есть как на пять, так и на тридцать две педали, есть органы и вовсе без педальной клавиатуры. Их называют портативами.

Обычно педали управляют наиболее басовитыми трубами, для которых пишется отдельный нотный стан, под двойной партитурой, которая пишется для мануалов. Их диапазон на две, а то и на три октавы ниже остальных нот, поэтому большой орган может иметь диапазон в девять с половиной октав.

Регистры

Регистры – это ряд труб одинакового тембра, которые представляют собой, по сути, отдельный инструмент. Для переключения регистров предусмотрены рукоятки, или переключатели (для органов с электрическим управлением), которые расположены на пульте органа либо над мануалом, либо рядом, по бокам.

Суть управления регистрами такова: если все регистры выключить, то орган при нажатии клавиши звучать не будет.

Название регистра соотносится с названием самой большой его трубы, и каждая рукоятка относится к своему регистру.

Есть как лабиальные , так и язычковые регистры. Первые относятся к управлению трубами без язычков, это регистры открытых флейт, также есть регистры закрытых флейт, принципалы, регистры призвуков, которые, по сути, и формируют окраску звучания (микстуры и аликвоты). В них каждая нота имеет несколько более слабых обертоновых призвуков.

А вот язычковые регистры, как видно из самого их названия, управляют трубами с язычками. Они могут быть объединены в звучании с лабиальными трубами.

Выбор регистра предусмотрен в нотном стане, он пишется над тем местом, где должен быть применен тот или иной регистр. Но дело усложняется тем, что в разные времена и даже просто в разных странах регистры органов резко отличались друг от друга. Поэтому регистровка органной партии редко когда подробно уточняется. Обычно точно указывается лишь мануал, величина труб и наличие или отсутствие язычков. Все остальные нюансы звука отдаются на рассмотрение исполнителя.

Трубы

Как и следовало ожидать, звучание труб находится в строгой зависимости от их размера. Причем единственные трубы, которые звучат именно так, как и написано в нотном стане, – это восьмифутовые трубы. Меньшие трубы звучат соответственно выше, а большие – ниже, чем написано в нотном стане.

Самые крупные трубы, которые встречаются далеко не во всех, а лишь в самых крупных органах мира, имеют размер 64-фута. Они звучат на три октавы ниже того, что записано в нотном стане. Поэтому, когда при игре в этом регистре органист задействует педали, издается уже инфразвук.

Чтобы настроить небольшие лабиальные (то есть те, что без язычка), используют штимгорн. Это стержень, на одном конце которого имеется конус, а на другом – чашка, с помощью которых расширяют или сужают раструб труб органа, чем добиваются изменения высоты звука.

А вот чтобы изменить высоту звука больших труб, обычно вырезают дополнительные лоскуты металла, которые изгибаются наподобие язычков и таким образом изменяют тон звучания органа.

Кроме того, некоторые трубы могут быть чисто декоративными. В таком случае они называются «слепыми». Они не звучат, а имеют исключительно эстетическое значение.

Трактура есть и у рояля. Там это механизм передачи усилия удара пальцев от поверхности клавиши непосредственно к струне. У органа играет ту же роль и является основным механизмом управления органом.

Кроме того, что у органа есть трактура, управляющая клапанами труб (она еще называется игровой трактурой), у него есть также регистровая трактура, которая позволяет включать и выключать целые регистры.

Музыкальный инструмент: Орган

Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен, поэтому путешествие по нему весьма познавательное и в то же время увлекательное занятие. Инструменты отличаются друг от друга по форме, размерам, устройству и способу звукоизвлечения и, в результате, подразделяются на различные семейства: струнные, духовые, ударные и клавишные. Каждое из этих семейств, в свою очередь, распадается на разные виды, например, скрипка, виолончель и контрабас, относятся к разряду струнно - смычковых инструментов, а гитара, мандолина и балалайка являются струнно - щипковыми. Валторна, труба и тромбон причисляются к медным духовым инструментам, а фагот, кларнет и гобой – к деревянным духовым. Каждый музыкальный инструмент уникален и в музыкальной культуре занимает своё определённое место, вот например, орган - символ красоты и таинственности. Он не относится к разряду очень популярных инструментов, так как научиться играть на нём может далеко не каждый даже профессиональный музыкант, но заслуживает особого внимания. Кто хоть раз услышит орган «живьем» в концертном зале, то получит впечатление на всю жизнь, звучание его завораживает и никого не оставляет равнодушным. Создается ощущение, что музыка изливается с поднебесья и что это творение кого-то свыше. Даже внешний вид инструмента, который является неповторимым, вызывает ощущение неудержимого восторга, поэтому недаром орган называют «королем музыкальных инструментов».

Звук

Звук органа – это мощная эмоционально воздействующая многоголосная фактура, которая вызывает восторг и воодушевление. Она потрясает, подчиняет воображение и способна довести до экстаза. Звуковые возможности инструмента очень велики, в голосовой палитре органа можно найти очень разнообразные краски, ведь орган способен имитировать не только звуки многих музыкальных инструментов, но и пение птиц, шум деревьев, рокот камнепада, даже звон рождественских колокольчиков.

Орган обладает необычайной динамической гибкостью: на нем возможно исполнение и нежнейшего пианиссимо, и оглушительного фортиссимо. Кроме этого, звуковой частотный диапазон инструмента находится в пределах, захватывающих области инфра и ультразвука.

Фото :



Интересные факты

  • Орган является единственным музыкальным инструментом, который имеет постоянную прописку.
  • Органист – так называется музыкант, играющий на органе.
  • Концертный зал в г. Атлантик-Сити (США) славится тем, что его главный орган считается самым большим в мире (455 регистра, 7 мануалов, 33112 труб).
  • Второе место принадлежит органу Ванамейкера (Филадельфия США). Он весит около 300 тонн, имеет 451 регистр, 6 мануалов и 30067 труб.
  • Следующим по величине является орган собора Святого Стефана, который находится в немецком городе Пассау (229 регистров, 5 мануалов, 17774 трубы).
  • Инструмент, предшественник современного органа, был популярен уже в первом столетии нашей эры, в эпоху правления императора Нерона. Его изображение встречается на монетах того времени.
  • Во время Второй мировой войны немецкие солдаты советские реактивные системы залпового огня БМ-13, известные у нас в народе под названием «Катюша», из-за устрашающего звука называли «органом Сталина».
  • Одним из древнейших частично сохранившихся образцов является орган, производство которого датируется XIV веком. Инструмент в данное время является экспонатом Национального исторического музея г. Стокгольма (Швеция).
  • В XIII веке небольшие органы, имеющие название позитив, активно применялись в походных условиях. Выдающийся режиссер С. Эйзенштейн в своем фильме «Александр Невский» для более реального изображения вражеского стана - лагеря ливонских рыцарей,использовал подобный инструмент в сцене во время служения епископом мессы.
  • Единственный в своем роде орган, в котором использовались трубы изготовленные из бамбука, был установлен в 1822 году на Филлипинах, в г. Лас-Пиньяс в церкви Святого Иосифа.
  • Наиболее престижными Международными конкурсами органистов в настоящее время являются: конкурс имени М. Чюрлёниса, (Вильнюс, Литва); конкурс имени А. Гедике (Москва, Россия); конкурс имени


КСИЛОФОН

Динь-динь, тон-тон,
Ксило-ксило-ксило-фон.
Ксилофон на шкаф забрался,
Он фламинго испугался.
– Ты, фламинго, погоди!
Клювом сильно не стучи,
Лучше палочку возьми.
И услышишь нежный звон.
Просто чудо – ксилофон.
«Ксилофон» в переводе с греческого означает поющее дерево. Первый ксилофон появился, возможно, тогда, когда первобытный человек ударил палкой по сухому дереву и услышал необычный звук. В настоящее время подобные простейшие ксилофоны находят в Африке, Азии и Южной Америке. В Европу его завезли странствующие музыканты.
Ксилофон состоит из большого количества деревянных брусочков, издающих при ударе звуки разной высоты. Бруски изготавливают из клена, ольхи, ореха, иногда из палисандра. Располагают их на плетеном жгуте из соломы, рогожи или резины. Конструкция обычно устанавливается на столе, иногда под брусочками закрепляют резонаторы – полые металлические цилиндры. Звук ксилофона отрывистый, суховатый и щелкающий. Извлекается он с помощью «козьих ножек» – деревянных палочек с утолщениями на концах, похожих на ложки.
Иногда вместо деревянных брусочков используют металлические. Это металлофон или вибрафон. У него все пластинки расположены на одном уровне, в то время как на ксилофоне бруски, соответствующие черным клавишам фортепиано, слегка приподняты. Вибрафон – сложная конструкция. Размещается он на специальном трехрамном столике-стенде, перемещаемом на четырех колесиках. Появился в США в начале XX в. Благодаря своему характерному тембру и большим виртуозным возможностям вибрафон широко используется в музыке. А вот если к металлофону приделать клавишный механизм наподобие фортепиано, то получится инструмент челеста. Изготовил его мастер Огюст Мюстер в 1886 г. Играть на челесте удобнее, чем палочками на металлофоне. А звук такой же нежный и звонкий. Во время своего визита в Париж челесту услышал П. И. Чайковский и был так очарован ее волшебным звучанием, что ввел партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» и балет «Щелкунчик».
Впервые в оркестре ксилофон использовал Фердинанд Кауэр в середине XIX в. в произведении «Семь вариаций». Одно из самых известных сочинений, в которых задействован ксилофон, – симфоническая поэма Сен-Санса «Пляска смерти». Русский композитор Римский-Корсаков в «Сказке о царе Салтане» поручил ксилофону песенку «Во саду ли, в огороде» для изображения белки, грызущей золотые орешки.


ОРГАН

Орган – самый большой музыкальный инструмент, уникальное человеческое творение. В мире нет двух одинаковых органов.
Гигантский орган обладает множеством различных тембров. Это достигается за счет использования сотен металлических труб разного размера, через которые продувают воздух, и трубы начинают гудеть, или «петь». Причем орган позволяет тянуть звук сколь угодно долго с постоянной громкостью.
Трубы расположены горизонтально и вертикально, некоторые подвешены на крюках. В современных органах их число доходит до 30 тысяч! Самые большие трубы имеют высоту свыше 10 м, а самые маленькие – 1 см.
Система управления органом называется кафедрой. Это сложный механизм, которым управляет органист. У органа несколько (от 2 до 7) ручных клавиатур (мануалов), состоящих из клавиш, как на фортепиано. Раньше на органе играли не пальцами, а ударяли кулаками. Есть еще ножная клавиатура или просто педаль, имеющая до 32 клавиш.
Обычно исполнителю помогают один или два ассистента. Они переключают регистры, сочетание которых порождает новый тембр, не похожий на исходный. Орган может заменить целый оркестр, потому что его диапазон превышает диапазон всех инструментов оркестра.
Орган известен с глубокой древности. Создателем органа считается греческий механик Ктесибий, живший в Александрии в 296–228 гг. до н. э. Он изобрел водяной орган – гидравлос.
Сейчас чаще всего орган используется на богослужениях. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения. Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Самый большой орган в мире находится в американском городе Филадельфия, в универмаге «Маккейз». Его вес составляет 287 т.
Музыку для органа писали многие композиторы, но раскрыл его возможности как виртуоз-исполнитель и создал непревзойденные по глубине произведения как гений-композитор Иоганн Себастьян Бах.
В России органному искусству значительное внимание уделял Михаил Иванович Глинка.
Самостоятельно освоить игру на органе практически невозможно. Это требует большого музыкантского опыта. Обучение на органе начинается в училищах, при наличии навыков игры на фортепиано. Но хорошо овладеть игрой на этом инструменте возможно, продолжив обучение в консерватории.
ЗАГАДКА
Инструмент тот с давних пор
Украшал собой собор.
Украшает и играет,
Весь оркестр заменяет
(Орган)


СКРИПКА

Принято считать, что первый струнно-смычковый инструмент изобрел индийский (по другой версии – цейлонский) царь Равана, живший примерно пять тысяч лет назад. Вероятно, поэтому дальний предок скрипки назывался раванастрон. Он состоял из пустого цилиндра, сделанного из тутового дерева, одна сторона которого была обтянута кожей широкочешуйчатого водного удава. Струны делались из кишок газели, а смычок, изогнутый дугой, – из бамбукового дерева. Раванастрон сохранился и до настоящего времени у странствующих буддийских монахов.
На профессиональной сцене скрипка появилась в конце XV в., а ее «изобретателем» был итальянец из Болоньи Гаспар Дуифопруггар. Самая древняя скрипка, изготовленная им в 1510 г. для короля Франца I, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Своим теперешним видом и, конечно, звучанием скрипка обязана скрипичных дел мастерам итальянцам Амати, Страдивари и Гварнери. Высоко ценятся также скрипки мастера Маджини. Их скрипки, сделанные из хорошо высушенных и покрытых лаком пластинок клена и ели, запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, изготовленных этими мастерами, и поныне играют лучшие скрипачи мира. Страдивари сконструировал до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы. Она имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов.
Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Скрипка – самый распространенный солирующий инструмент в оркестре. Сильно расширил возможности скрипки итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини. Впоследствии появилось много других скрипачей, но никто не смог превзойти его. Замечательные произведения для скрипки создали Вивальди, Бах, Моцарт, Бетховен, Брамс, Чайковский и др.
Выдающимся русским скрипачом считается Ойстрах, или, как его называли, «царь Давид».
Существует инструмент, внешне очень похожий на скрипку, но немного большего размера. Это альт.
ЗАГАДКА
В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется?
(Скрипка)

Орган – уникальный музыкальный инструмент, имеющий давнюю историю. Про орган можно говорить только в превосходных степенях: самый большой по размеру, самый мощный по силе звука, с самым широким диапазоном звучания и огромным богатством тембров. Именно поэтому его называют «королем музыкальных инструментов».

Прародителем современного органа считают флейту Пана, которая впервые появилась в Древней Греции. Существует сказание, что бог дикой природы, пастушества и скотоводства Пан придумал себе новый музыкальный инструмент, соединив несколько тростниковых трубочек разного размера, чтобы извлекать чудесную музыку, развлекаясь с веселыми нимфами в роскошных долинах и рощах. Чтобы успешно играть на таком инструменте, требовались большие физические усилия и хорошая дыхательная система. Поэтому для облегчения работы музыкантам во ІІ веке до нашей эры, грек Ктесибий, изобрел водяной орган или гидравлос, который считается прототипом современного органа.

Развитие органа

Орган постоянно усовершенствовался и в ХІ веке его стали строить по всей Европе. Наибольшего расцвета органостроение достигло в XVII-XVIII веках в Германии, где музыкальные произведения для органа создавали, такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах и Дитрих Букстехуде, непревзойденные мастера органной музыки.

Органы отличались не только по красоте и разнообразию звучания, но и по архитектуре и декору — каждый из музыкальных инструментов обладал индивидуальностью, создавался под конкретные задачи, гармонично вписывался во внутреннюю среду помещения.
Для органа подходит только такое помещение, которое обладает отменной акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится.

Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия и устремлять свои помыслы к Богу. Поэтому в католических церквях и соборах повсеместно стояли органы, лучшие композиторы писали духовную музыку и собственноручно играли на органе, например, Иоганн Себастьян Бах.

В России орган относился к светским инструментам, так как традиционно в православных храмах было запрещено звучание музыки во время богослужения.

Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Орган может имитировать игру других инструментов, поэтому его нередко приравнивают к симфоническому оркестру. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров.

Звучание органа нельзя сравнить ни с каким другим музыкальным инструментом и даже симфоническим оркестром. Его мощные, торжественные, неземные звуки действуют на душу человека мгновенно, глубоко и ошеломляющее, кажется, что сердце вот-вот разорвется от божественной красоты музыки, небо разверзнется и откроются, до этого момента непостижимые, тайны бытия.

ОРГАН, клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов. Огромный современный орган состоит как бы из трех и более органов, причем исполнитель может управлять одновременно всеми. Каждый из органов, входящих в состав такого «большого органа», имеет свои регистры (наборы труб) и свою клавиатуру (мануал). Трубы, выстроенные в ряды, располагаются во внутренних помещениях (камерах) органа; часть труб может быть видна, но в принципе все трубы скрыты за фасадом (проспектом), состоящим частично из декоративных труб. Органист сидит за т.н. шпильтишем (кафедрой), перед ним – клавиатуры (мануалы) органа, расположенные террасами одна над другой, а под ногами – педальная клавиатура.

Каждый из органов, входящих в «большой орган», имеет свое назначение и название; среди наиболее распространенных – «главный» (нем. Hauptwerk), «верхний», или «оберверк» (нем. Oberwerk), «рюкпозитив» (Rückpositiv), а также набор педальных регистров. «Главный» орган – самый большой и содержащий основные регистры инструмента. «Рюкпозитив» подобен «главному», но меньше и звучит мягче, а также содержит некоторые особые солирующие регистры. «Верхний» орган добавляет в ансамбль новые солирующие и звукоподражательные тембры; с педалью связаны трубы, издающие низкие звуки для усиления басовых партий.

Трубы некоторых из названных органов, особенно «верхнего» и «рюкпозитива», помещаются внутри полузакрытых жалюзи-камер, которые могут закрываться или открываться с помощью т.н. швеллера, в результате чего создаются эффекты crescendo и diminuendo, недоступные на органе без этого механизма.

В современных органах воздух нагнетается в трубы с помощью электромотора; через деревянные воздухопроводы воздух из мехов поступает в виндлады – систему деревянных ящиков с отверстиями в верхней крышке. В этих отверстиях укреплены своими «ножками» органные трубы. Из виндлад воздух под давлением поступает в ту или иную трубу.

Поскольку каждая труба в состоянии воспроизвести звук одной высоты и одного тембра, для стандартного мануала объемом в пять октав необходим набор как минимум из 61 трубы. Вообще же в органе может быть от нескольких сотен до многих тысяч труб. Группа труб, производящих звуки одного тембра, называется регистром. Когда органист включает регистр на шпильтише (с помощью кнопки или рычага, расположенного сбоку от мануалов или над ними), открывается доступ воздуха ко всем трубам данного регистра. Таким образом исполнитель может выбрать любой нужный ему регистр или любую комбинацию регистров.

Существуют различные типы труб, создающих многообразие звуковых эффектов. Трубы изготавливаются из жести, свинца , меди и разных сплавов (преимущественно свинца и олова), в некоторых случаях применяется и дерево . Длина труб может быть от 9,8 м до 2,54 см и меньше; диаметр варьируется в зависимости от высоты и тембра звука. Трубы органа разделяются на две группы по способу звукоизвлечения (лабиальные и язычковые) и на четыре группы по тембрам. В лабиальных трубах звук образуется в результате удара воздушной струи о нижнюю и верхнюю губу «ротика» (лабиума) – разреза в нижней части трубы; в язычковых трубах источником звука является вибрирующий под напором воздушной струи металлический язычок. Основные семейства регистров (тембров) – принципалы, флейты , гамбы и язычковые. Принципалы – фундамент всего органного звучания; флейтовые регистры звучат спокойней, мягче и до некоторой степени напоминают по тембру оркестровые флейты; гамбы (струнные) пронзительнее и острее, чем флейты; тембр язычковых – металлический, имитирующий тембры оркестровых духовых инструментов. Некоторые органы, особенно театральные, имеют также ударные тембры, например, имитирующие тарелки и барабан . Наконец, многие регистры строятся так, что их трубы дают не основной звук, а его транспозицию на октаву выше или ниже, а в случае т.н. микстур и аликвот – даже не один звук, а также обертоны к основному тону (аликвоты воспроизводят один обертон, микстуры – до семи обертонов).

Орган – древний инструмент. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и флейта Пана. В 3 в. до н.э. появился водяной орган – гидравлос; его изобретение приписывается мастеру Ктесибию из Александрии. Гидравлос был мощным инструментом, в котором необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось столбом воды. Гидравлос использовался греками и римлянами на ипподромах, в цирках, а также для сопровождения языческих мистерий. Звук гидравлоса был необычайно сильным и пронзительным. В первые века христианства водяной насос был заменен воздушными мехами, что позволило увеличить размеры труб и их количество в органе.

Уже в середине 5 в. органы строились в испанских церквах, но, поскольку инструмент по-прежнему звучал очень громко, его использовали только в дни больших праздников. К 11 в. большие органы строились повсюду в Европе; необычайными размерами был известен, в частности, орган, построенный в 980 в Уинчестере (Англия). Постепенно клавиши заменили неуклюжие большие «пластины»; диапазон инструмента стал шире, регистры – разнообразнее. В это же время вошли в широкое употребление маленький переносной орган – портатив и миниатюрный стационарный орган – позитив.

17–18 вв. – «золотой век» органостроения и органного исполнительства. Органы этого времени отличались красотой и разнообразием звучания; исключительная тембровая ясность, прозрачность делала их превосходным инструментами для исполнения полифонической музыки. Почти все великие органные композиторы писали для «барочного органа», который имел большее распространение, нежели органы предшествующих и последующих периодов. Романтизм 19 в., с его стремлением к экспрессивному оркестровому звучанию оказал сомнительное влияние на органостроение и органную музыку; мастера пытались создать инструменты, являющие собой «оркестр для одного исполнителя», в результате же дело свелось к слабой имитации оркестра. Вместе с тем в 19 и 20 вв. в органе появилось много новых тембров, а также были сделаны существенные усовершенствования в конструкции инструмента. Тенденция к созданию все более крупных органов достигла кульминации в огромном, насчитывающем 33 112 трубы, органе в Атлантик-Сити (шт. Нью-Джерси). Этот инструмент имеет две кафедры, причем на одной из них – семь клавиатур. Несмотря на это, в 20 в. органисты и органостроители осознали необходимость возвращения к более простым и удобным типам инструмента.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png