Максим Горький сыграл значительную роль в развитии русской литературы начала 20-го века. Рассказ «Макар Чудра» был написан в ранний период творчества писателя. В нем автор раскрывает перед нами романтический мир легенд, сказок, вдохновенных иносказаний.

Герои рассказы - люди отчаянные и прекрасные. Они горды и чрезвычайно свободолюбивы.

Главным героем рассказа является Макар Чудра – старый мудрый цыган. Для него главное в жизни - это личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы: «…Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нём? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».

Макар рассуждает о жизни человека и свободе:

«Жизнь? Иные люди? …– Эге! А тебе что до того? Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».

Он считает, что человек без личной свободы становится рабом: « он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать?».

Старый цыган думает что любовь и свобода несовместимы. Любовь ослабляет человека, заставляет его покориться любимому. Он рассказывает легенду о любви Лойко и Радды. Макар восхищается смелостью, стойкостью и свободолюбием своих героев. Он считает, что их поступок был единственно верным.

Также в рассказе присутствует образ слушателя. У него нет реплик, и практически нет его описания. Тем не менее, через его образ легко передается авторская позиция.

Практически полноценным участником рассказа является природа. С помощью описания её красоты автор предает чувства и мысли персонажей.

Героями легенды являются Лойко Зобар и красавица Радда. Лойко – молодой, удалой и гордый цыган. Он был смелым и сильным, никого и ничего не боялся: «Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла – это уж как раз!»

Больше всего Лойко дорожил своей свободой. Нигде долго не задерживался. «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!» Но повстречав Радду, Лойко «потерял голову».

Радда – молодая цыганка такой красоты, что никто не мог перед ней устоять. Она была настолько горда, что даже любовь к Лойко не смогла сломить её. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».

И Радда и Лойко смотрят на свою любовь как на цепь, которая их сковывает. Они отказывается от любви и выбирают смерть ради абсолютной свободы.

Главные герои рассказа Горького «Макар Чудра», характеристика с цитатами


Максим Горький сыграл значительную роль в развитии русской литературы начала 20-го века. Рассказ «Макар Чудра» был написан в ранний период творчества писателя. В нем автор раскрывает перед нами романтический мир легенд, сказок, вдохновенных иносказаний.

Герои рассказы - люди отчаянные и прекрасные. Они горды и чрезвычайно свободолюбивы.

Главным героем рассказа является Макар Чудра – старый мудрый цыган. Для него главное в жизни - это личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы: «…Так нужно жить: иди, иди – и всё тут. Долго не стой на одном месте – чего в нём? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».

Макар рассуждает о жизни человека и свободе:

«Жизнь? Иные люди? …– Эге! А тебе что до того? Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».

Он считает, что человек без личной свободы становится рабом: « он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать?».

Старый цыган думает что любовь и свобода несовместимы. Любовь ослабляет человека, заставляет его покориться любимому. Он рассказывает легенду о любви Лойко и Радды. Макар восхищается смелостью, стойкостью и свободолюбием своих героев. Он считает, что их поступок был единственно верным.

Также в рассказе присутствует образ слушателя. У него нет реплик, и практически нет его описания. Тем не менее, через его образ легко передается авторская позиция.

Практически полноценным участником рассказа является природа. С помощью описания её красоты автор предает чувства и мысли персонажей.

Героями легенды являются Лойко Зобар и красавица Радда. Лойко – молодой, удалой и гордый цыган. Он был смелым и сильным, никого и ничего не боялся: «Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла – это уж как раз!»

Больше всего Лойко дорожил своей свободой. Нигде долго не задерживался. «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!» Но повстречав Радду, Лойко «потерял голову».

Радда – молодая цыганка такой красоты, что никто не мог перед ней устоять. Она была настолько горда, что даже любовь к Лойко не смогла сломить её. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».

И Радда и Лойко смотрят на свою любовь как на цепь, которая их сковывает. Они отказывается от любви и выбирают смерть ради абсолютной свободы.

История создания произведения Горького «Макар Чудра»

Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в тифлисской газете «Кавказ» от 12 сентября 1892 года. Впервые автор подписался псевдонимом Максим Горький. Этим рассказом начинается романтический период в творчестве писателя. К романтическим произведениям М. Горького можно отнести также: рассказ «Старуха Изергиль», «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», поэму «Девушка и смерть» и другие произведения писателя.
В одном из писем к А.П. Чехову Горький писал: «Право же, — настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, — жизнь прикрасится, то есть люди заживут быстрее, ярче».
Название рассказа связано с именем главного героя. Макар Чудра — старый цыган, вдумчивый философ, знающий суть жизни, табор которого странствует по югу России.

Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения

Цикл романтических произведений М. Горького сразу привлек к себе внимание критиков и читателей прекрасным литературным языком, актуальностью темы, интересной композицией (включение в повествование легенд и сказок). Для романтических произведений характерно противопоставление героя и действительности. Так построен и рассказ «Макар Чудра», жанровой особенностью которого является «рассказ в рассказе». Макар Чудра выступает не только в роли главного героя, но и в роли рассказчика. Такой художественный прием придает повествованию большую поэтичность и своеобразие, помогает в большей степени раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика. Действие рассказа разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной ночи. Это атмосфера свободы. Рассказчик отводит себе роль мудрого созерцателя жизни. Макар Чудра — скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность.

Тема романтических произведений писателя — стремление к свободе. О воле и свободе рассказывает и «Макар Чудра». В основу произведения положена поэтическая история любви Лойко и Рад-ды, рассказанная Макаром Чудрой. Герои красивой легенды не могут сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Страсть к свободе определяет их помыслы и поступки. В результате оба погибают.
Идея
В небольшом по объему рассказе заложены идеи свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения Макара Чудры о жизни свидетельствуют о философском складе ума старого цыгана: «Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому...». Макар Чудра говорит о стремлении к внутренней свободе, свободе без ограничений, так как только свободный человек может быть счастлив. Поэтому старый мудрый цыган советует собеседнику идти своим путем, чтобы не «загинуть даром». Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть, так считают герои этого рассказа. Именно этим продиктованы поступки Лойко и Радды. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы нашло отражение в рассказе «Макар Чудра».

Характер конфликта

Для старого цыгана самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Его стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую рассказывает Макар Чудра . Молодые и красивые Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Основные герои

В рассказе одним из основных героев является старый цыган Макар Чудра. Мудрость цыгана раскрывается через переданную им легенду о влюбленных Лойко и Радде. Он считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любимому человеку. Макар рассуждает о человеке и свободе: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, и все тут!» По его мнению, человек, рожденный рабом, не способен совершить подвиг. Макар восхищается Лойко и Раддой. Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу. Как настоящий философ, он понимает: невозможно человека научить чему-нибудь, если он сам не захочет учиться, поскольку «всякий сам учится». Вопросом на вопрос отвечает он своему собеседнику: «А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь».
Рядом с Макаром присутствует образ слушателя, от лица которого ведется повествование. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его видение мира вносит в рассказ романтическое начало, радость, дерзновенность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; ...окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море...».
Анализ произведения показывает, что романтическое начало заключено в героях красивой легенды — молодых цыганах, с молоком матери впитавших дух вольной жизни. Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго — поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко — любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.

Сюжет и композиция произведения

Путник встречает на берегу моря старого цыгана Макара Чудру. В разговоре о свободе, смысле жизни Макар Чудра рассказывает красивую легенду о любви молодой цыганской пары. Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе превыше всего на свете. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.
Особенностью композиции этого рассказа является его построение по принципу «рассказ в рассказе»: автор в уста главного героя вкладывает романтическую легенду. Она помогает глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.
Другой особенностью композиции этого рассказа является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но в нем легко угадывается сам автор.

Художественное своеобразие

В романтических произведениях Горький обращается к романтической поэтике. В первую очередь это касается жанра. Легенды и сказки становятся излюбленным жанром писателя в этот период творчества.
Многообразна палитра изобразительных средств, которые использовал писатель в рассказе. «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение героев: «...улыбка — это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «... сказала, точно снегом в нас кинула», «Он был похож на старый дуб, обожженный молнией...», «... зашатался, как сломанное дерево» и т.д. Особенностью рассказа является необычная форма диалога Макара Чудры и повествователя. В нем слышится только один голос — голос главного героя, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и ответных репликах его собеседника: «Учиться и учить, говоришь ты?» Такая своеобразная форма фраз служит автору для того, чтобы сделать свое присутствие в рассказе менее заметным.
Горький большое внимание уделяет речи своих героев. Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: «Эге! Было, сокол...», «Вон он какой был, сокол!..», «Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно видоизменяет некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» — вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь...», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила...», «На всю степь гаркнул Лойко...».
Автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще в природе Горький любит все сильное, порывистое, беспредельное: беспредельную ширь моря и степи, бездонное синее небо, то игривые, то сердитые волны, вихрь, грозу с ее раскатистым грохотом, с ее сверкающим блеском.
Характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Значение произведения

Роль М. Горького в литературе XX в. трудно переоценить. Его сразу заметили Л.Н.Толстой и А.П.Чехов, В.Г.Короленко, одарив молодого автора своим дружеским расположением. Значение художника-новатора было признано новым поколением писателей, широкой читательской массой, критикой. Произведения Горького всегда находились в центре полемики между сторонниками разных эстетических направлений. Горького любили люди, чьи имена внесены в священный список создателей русской культуры.
Истоки романтических произведений будто ясны. Отсутствующее в реальности воспето в легендах. Не совсем так В них писатель вовсе не отказался от главной для себя сферы наблюдений — за противоречивой человеческой душой. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Мотив этот усилен от лица сказителей, которых слушает автор: цыгана Макара Чудры, бессарабки Изергиль, старика татарина, передающего сказание «Хан и его сын», крымского чабана, поющего «Песню о Соколе».
Романтический герой впервые задуман как спаситель людей от их же слабости, никчемности, сонного прозябания. О Зобаре сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься». Вот почему возникают образы-символы «огненного сердца», полета, битвы. Величавые сами по себе, они еще укрупнены «участием матери-природы». Она украшает мир голубыми искрами в память о Данко. Реальное море внимает «львиному реву» легендарных волн, несущих призыв Сокола.
Встреча с небывалой гармонией чувств и деяний зовет к постижению сущего в каких-то новых измерениях. Таково подлинное влияние легендарного героя на личность. Об этом нужно помнить и не подменять содержание романтических произведений Горького однозначным призывом к социальному протесту. В образах Данко, Сокола, как и в гордых возлюбленных, молодой Изергиль, воплощены духовный порыв, жажда красоты.
Горького больше волновали раздумья, каков есть и каким должен стать человек, чем тот реальный путь, который лежит к будущему. Грядущее рисовалось полным преодолением исконных духовных противоречий. «Верю, — писал Горький И.Е. Репину в 1899 г., — в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа <...>. Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной...» Жизненные явления воспринимались с высоты общечеловеческих идеалов. Потому, видимо, Горький сказал в том же письме: «...я вижу, что никуда не принадлежу пока, ни к какой из наших «партий». Рад этому, ибо — это свобода».
(По книге ЛА. Смирновой «Русская литература конца XIX — начала XX века», М.: Просвещение, 1993)

Точка зрения

Это интересно

В сентябре 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» появилось первое печатное произведение Горького — «Макар Чудра». Этому рассказу суждено было открыть все собрания сочинений Максима Горького и стать, по словам И. Груздева, «рубежом в русской литературе». Из истории создания этого произведения известно, что оно было написано на Кавказе, в квартире Калюжного, в период, когда молодой Алексей Максимович вел активную пропаганду среди тифлисских рабочих. Хотя Горький и рассматривал это произведение как свой первый неуверенный шаг на пути литератора, но всегда подчеркивал, что началом «литературного бытия» своего считает создание «Макара Чудры».
О раннем творчестве М. Горького имеется солидная литература, однако самостоятельность и оригинальность горьковского литературного дебюта явно недооценивается исследователями. Обычно о рассказе «Макар Чудра» говорится скороговоркой, попутно, только как о первом печатном слове художника. Конкретный историко-литературный анализ «Макара Чудры», сопоставление его с произведениями 80-90-х гг., рисующими народную жизнь, заставляют думать, что это не простая проба пера, а голос будущего буревестника революции. Уже в первом своем произведении М. Горький выводит людей из народа, продолжая и развивая лучшие традиции прогрессивной русской литературы. В рассказе «Макар Чудра» он также прибегает к историческим параллелям, к воскрешению забытых народнической беллетристикой подлинных героических подвигов, к воспеванию сильных и смелых духом.
Макар Чудра вспоминает о своем старом друге солдате Даниле, герое венгерской революции 1848 года, который «с Кошутом воевал вместе». По рассказу Чудры перед нами вырисовывается неподкупный и смелый человек, бросивший в лицо всесильного пана дерзкие, полные ненависти и презрения и вместе с тем собственного достоинства слова в ответ на предложение помещика продать ему красавицу Радду: «Это только паны продают всё, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую». В основу рассказа положена легенда о смелых и сильных людях. Легенда передается через уста бывалого свидетеля-рассказчика в форме дружеской беседы с самими писателями. Действие рассказа переносится на юг, на берег моря; и мгла холодной осенней ночи, которая окружала героев, не так беспросветна. Она порою от костра «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море».
Макар Чудра прожил интересную жизнь: «А я, вот смотри,— говорит он собеседнику,— в пятьдесят восемь лет столько видел, что коли написать всё это на бумаге, так в тысячу таких торб, как у тебя, не положишь. А ну-ка, скажи, в каких краях я не был? И не скажешь. Ты и не знаешь таких краев, где я бывал». «...Эге, сколько я знаю!» — восклицает старый цыган. Слова Макара — не пустое хвастовство, он действительно много знает. Макар хотя и чувствует красоту и прелесть жизни, но сам скептически относится к труду. Идеалы его неопределенны и противоречивы. Он лишь настоятельно советует Горькому не останавливаться на одном месте: «иди, иди — и всё тут»; «как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, так и ты бегай от дум про жизнь, чтобы не разлюбить ее». Не обладая ясным сознанием, он не знает, не видит выхода для человека-раба: «...Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать? Только удавиться, коли поумнеет немного». Макар не видит выхода для человека-раба, но он твердо знает одно — рабства не должно быть, ибо рабство — бич жизни. Он не верит в силы раба, но он верит в силу свободы. О великой силе свободной личности и повествует он в своей легенде о красавице Радде и Лойко Зобаре. Не разделит ни с кем своего счастья Лойко Зобар, и не уступит своей воли, своей свободы красавица Радда. Сильные, смелые, красивые, гордые, они сеют вокруг себя радость и наслаждаются ею, ценя выше всего свободу, выше любви, выше самой жизни, ибо жизнь без свободы — не жизнь, а рабство. Не жалеет Макар и красок, чтобы обрисовать своих героев. Уж если усы у Лойко, то непременно до плеч, «очи, как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце, ей богу!»— божится старый Чудра. Хорош Лойко Зобар, но еще лучше красавица Радда. Старый цыган даже не знает слов, которые могли бы описать красоту ее. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает»,— уверяет Макар. Радда — смелый и гордый человек. Бессильным и смешным оказался перед Раддой всесильный пан. Старый магнат бросает к ногам красавицы деньги, готов на всё за один поцелуй, но гордая девушка не удостоила его даже взглядом. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?» — ответила Радда на все домогания пана и тем вывела его из игры. Вольна была Радда в любви и счастлива. Но не о любви ее главная печаль, и не в любви ее счастье. Она говорит Лойко Зобару: «Видала я молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил — моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно-то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, мало, Лойко. Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». И она гибнет счастливая, смелая, гордая и непобедимая.
Анализ произведения показывает, что цыгане в рассказе активны и деятельны. Сам Макар — непосредственный участник событий. Он в восхищении от своих героев, готов следовать за ними, как и другие в таборе. Ему импонируют сильные, смелые люди, способные не ждать счастья из чужих рук, а бороться за него.
(По статье И.К. Кузьмичева «Рождение Буревестника»
(«Макар Чудра» М. Горького)

Голубков ММ. Максим Горький. — М., 1997.
Овчаренко А.И. Максим Горький и литературные искания 20 столетия. — М., 1978.
О творчестве Горького. Сборник статей под ред. И.К. Кузьмичева. — Горький: Горьковское книжное издательство, 1956.
Смирнова Л А Русская литература конца XIX — начала XX века. — М.: Просвещение, 1993.
Стечкин НЯ. Максим Горький, его творчество и значение в истории русской словесности и в жизни русского общества. — СПб., 1997.

1. Тема свободы в произведениях Горького.
2. Образы влюбленных.
3. Трагический финал рассказа.

Великому русскому писателю М. Горькому довелось жить и творить на рубеже XIX—XX веков. Особенности эпохи не могли не наложить своего отпечатка на его мировоззрение. В то время менялось все в общество, нарастали жесточайшие социальные противоречия. Горький в своем творчестве обращается к ряду важнейших вопросов, с давних пор волновавших людей. Одним из таких вопросов является проблема свободы. В ранних рассказах Горький обращает на эту тему особое внимание. Ранние произведение Горького являются романтическими. Писатель заметно идеализирует своих героев. Они совсем не похожи на реальных людей. В рассказе «Макар Чудра» тема свободы тесно переплетается с темой любви. Сам писатель не скрывает своего убеждения: «Свобода для человека — главнее всего на свете». Писатель воспевает свободу на примере любви двух незаурядных людей Лайко Зобара и Радды. Эти люди на редкость свободолюбивы, искренни. «Никогда я никого не любила, Лайко, а тебя люблю. А еще я люблю волю. Волю-то, Лайко, я люблю больше, чем тебя» — это слова Радды. Любовь для нее на втором месте, а на первом — стремление к свободе. Драматический финал произведения заставляет задуматься о том, что, с одной стороны, свобода нужна человеку, но с другой стороны, она может оказаться очень опасной. Рассказ «Макар Чудра» не может не оставить у читателя чувства некоторого разочарования. Идеализированные герой-влюбленные не так уж прекрасны, как кажутся в начале.

Поэтическая история любви, которая лежит в основе рассказа, не может не привлекать. Безусловно, яркие и независимые характеры героев, их стремление к свободе не могут не вызывать восхищения. Однако при более внимательном прочтении кажется, что влюбленные как бы бессильны перед своими страстями — как любовной страстью, так и страстью к свободе. Бессилие становится сродни беспомощности, это и приводит Зобара и Радду к смерти.

Писатель использует прием «рассказа в рассказе». Он использует такие детали, которые подготавливают читателя к должному восприятию. Холодная осенняя ночь, дует с моря сильный влажный ветер, ярко горит костер, поет молодая цыганка, а старый цыган рассказывает захватывающую историю. Обстановка способствует тому, чтобы читатель воспринимал рассказ как легенду или сказку, настолько не похожи главные герои на простых людей, к которым мы привыкли. Не случайно главными героями автор делает цыган, жизнь которых кажется нам загадочной и непонятной. Гордая девушка и не менее гордый парень. Зобар выглядит не только гордым, но и жестоким. Ведь это он убивает свою любимую. Впрочем, все предопределено. Молодые цыгане с детства росли в атмосфере свободы. Они предстают перед нами как поэтические натуры, для характеристики писатель использует удивительные изысканные сравнения. Красоту Радды «можно было бы на скрипке сыграть». Девушка кажется неземным созданием, настолько красива и гармонична она. Немудрено, что Зобар так ее любит, он говорит: «сердце бы вырвал из груди и отдал тебе, лишь бы тебе от этого хорошо было».

Горький создает живые гармоничные образы. Их гармония проявляется прежде всего в том, что Зобар и Радда действуют импульсивно, выполняя все, что хочется прежде всего им самим. Они очень свободолюбивы, и любое действие, ими выполненное, об этом свидетельствует. Радда равнодушна к богатству, она не уходит с богатым человеком, который предлагает ей много золота. Это противоречит ее стремлению к свободе. А Зобар крадет коня, которого охраняет полк солдат. Это не стремление к личному обогащению, а желание в очередной раз ощутить себя свободным и счастливым.

Радда и Зобар никогда не переступают через себя, что можно считать данью их вольнолюбивой натуре.

Девушка и юноша столь гармоничны. Но когда они влюбляются друг в друга, гармоничного союза не происходит. Они не способны на компромисс, превыше всего ставят свои и только свои желания. Зобар убивает свою любимую. Автор не оправдывает своего героя, несмотря на то, что понимает его. Читатель так же может понять Зобара. Однако его поступок противоречит общечеловеческой гуманности. Мужчина убивает свою любимую... Это преступление, и иной оценки событий быть не может. Можно сказать, что Радда не оставила Зобару иного выхода. Ее собственные поступки в очередной раз свидетельствуют о том, что для девушки превыше всего была свобода. Жизнь Зобара без любимой была недолгой. Отец Радды убивает его, так что Зобар получил по заслугам. Последние слова умирающей девушки: «Я знала, что ты так сделаешь!» То есть, она перед смертью оправдывает своего любимого. Ведь Зобар не предал своих идеаов, не разочаровал Радду. В рассказе «Макар Чудра» нет ничего обыденного. Образы героев лишены фальши, налета повседневности. Они оторваны от реальной действительности, в сущности, для них нет ничего особенно важного и ценного. Даже свою жизнь Зобар и Радда не ценят, с готовностью расстаются с ней. Значит, стремление к свободе и любовь к ней далеко не всегда бывает позитивно, напротив, в большинстве случаев разрушительно. Горький-романтик, идеализируя своих героев, именно об этом предупреждает нас.

«Макар Чудра» — первый рассказ Максима Горького, поэтому в нём проявилась вся искренность молодого художника, его романтическая натура. Рассказ написан по впечатлениям странствий будущего писателя по Бессарабии, его знакомства с вольной бродячей жизнью цыган, яркими характерами, духом свободы, свойственным просторам тех мест. Несомненна зависимость горьковского рассказа от поэмы Пушкина «Цыганы» (1824). Но «Макар Чудра» вовсе не повторение пушкинского произведения в новых образах в другое историческое время. Для Горького поэма Пушкина стала источником вдохновения, послужила примером развития сюжетной ситуации, создания образов.

Горький использует в рассказе традиционную схему взаимодействия героев. Героев четверо. Прежде всего это слушатель и автор-повествователь рассказа, то есть этот образ одновременно находится «в» рассказываемой истории и «вне» её. Второй важной фигурой выступает рассказчик — старый цыган Макар Чудра. Заметим, что и у Пушкина цыган-старик иногда проявляется в этом качестве, но не в тех случаях, когда в поэме происходят непосредственные события. И наконец, стержень романтической истории — любовь двух ярких натур: молодого цыгана, воплотившего саму удаль и свободу, Лойко Зобара и прекрасной цыганки Радды, в образе которой соединились вся земная красота и неукротимая воля. Таким образом, читатель узнаёт необыкновенную историю-легенду о любви и свободе из рассказа старого цыгана, которую, в свою очередь, пересказывает автор-повествователь. Получается, что история проходит словно три «фильтра»: личный опыт её непосредственных участников, оценка и рассуждение цыгана и художественное переосмысление автора-повествователя.

Конфликт в рассказе «Макар Чудра» можно представить в двух ракурсах. Прежде всего, он продолжает пушкинскую тему в «Цыганах». Однако если у Пушкина романтическая поэма воплощает идеи, выходящие за пределы этого литературного направления, то Горький, напротив, утверждает романтический идеал вопреки реальности. Именно поэтому любовный конфликт в поэме Пушкина, в котором участвуют русский изгнанник Алеко, цыганка Земфира и молодой цыган, у Горького заменён на конфликт двух цыган, между которыми нет никакой преграды, кроме воли, которой они дорожат больше жизни. Следовательно, конфликт в рассказе Горького носит не реалистический характер, как у Пушкина, а романтический.

Почему же Горький назвал рассказ «Макар Чудра», ведь он всего лишь рассказчик? Думается, что роль старого цыгана очень важна в произведении и не сводится лишь к функции рассказчика. Макар Чудра служит выразителем идей рассказа с позиции человека, находящегося вне социальной жизни, вне гнёта морали и обязательств. Благодаря идейному назначению этого образа сюжетная роль Макара Чудры вырастает до роли мудрого учителя, выражающего сокровенные мысли молодого писателя.

Романтический дух ранних произведений Горького оказался востребованным в российском обществе того времени, которое нуждалось в голосе, утверждающем свободу, любовь, достоинство человека. Очень характерным изобразительным приёмом раннего Горького стало то, что он расширял традиционные возможности прозы за счёт привлечения других видов искусства, например живописи и графики. Таково, например, описание героя: «Вот из темноты вырезался конь, а на нём человек сидит и играет, подъезжая к нам». Глагол «вырезался» сродни красочному эпитету, и необходим он Горькому, чтобы отчётливо и зримо выделить главный образ своего раннего творчества — гордого и свободного человека.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016

Чехов высоко ценил рассказы Горького «На плотах» и «В степи»: они были созвучны творчеству Чехова и его современников строгим, грустным и милосердным отношением к миру и человеку обыденной жизни. Новизна позиции Горького проявилась, однако, в новом подходе к человеку. Ему мало было сказать о том, как скверно живут люди. Ему мало было и того, чтобы научить читателя жалеть и любить униженных и угнетенных. Во всех сферах жизни Горький начал искать тех, кто способен на подвиг.

Гимном вольности и любви прозвучало полулегендарное сказание «бывалого человека» Макара Чудры о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде, дочери славного солдата Данилы. Красавица Радда, любя, улыбалась как царица. Лойко был подобен горному орлу. Их любовь горела ярким, испепеляющим пламенем. Но в хмурой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы «подчиниться сжимавшей их тесноте». Подобная сверканию молнии, их любовь не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей, готовых либо продать, либо купить то, что они называли любовью. Такой любви Радда и Лойко — оба — предпочли гибель. Трудно поверить в то, что в основе легенды об их любви, об их упоении волей и об их бесстрашной смерти, лежит быль. Горький нарисовал настолько необычные характеры, так сильно чувствующие души, что читателю чудятся герои богатырских размеров: они захотели любви-воли, которую можно увидеть во сне или о которой можно услышать в сказке.

Атмосферу романтической сказки поддерживает ей соответствующее описание природы: порывы холодного ветра, суровость бескрайней степи, плеск набегавшей на берег морской волны, яркое пламя костра, раздвигавшее мглу осенней ночи. Романтический колорит усиливается рассказом об удалой разбойной жизни Зобара, который не боялся самого сатаны с его свитой. А еще более — намеками на демоническую природу образа Радды: Макар Чудра попеременно называет ее то «чертовой девкой», то «проклятой Раддой», то «дьявольской девкой». Однако, несмотря на, казалось бы, зловещие эпитеты и сравнения, общий тон рассказа-легенды — волшебно-сказочный, высокоромантический.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png