пастушеский - жанровая разновидность новоевропейской литературы и искусства, связанная с идиллическим мировосприятием. Появилась в XIV-XVII вв. Обычно воспроизводит милую беззаботную пастушескую жизнь, идиллические сцены сельского быта или природы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАСТОРАЛЬ

(лат. Pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность в изобразительном искусстве, литературе, музыке, в которой изображается сельский пейзаж или жизнь пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского быта. Особенно широкое распространение пастораль получила в художественной культуре Западной Европы XIV–XVIII вв. Ее истоками являются идиллии Феокрита и буколики Вергилия. Первые пасторали были созданы итальянски-ми поэтами эпохи Возрождения. Однако, Петрарка в от-личие от Феокрита и Вергилия, прославляя безмятежную природу, искал в ней успокоения от собственного одиночества, сомнений и страхов. Жанр возрожденческого пасторального романа создал Боккаччо. Его герой пас-тух Амето («Амето, или Комедия флорентийских нимф») преображается под влиянием любви к семи прекрасным нимфам. В «Пастушьем календаре» английского поэта XVI в. Э. Спенсера пастухи и крестьяне ведут беседы и споры о различных нравственных проблемах. Они ничем не напоминают реальных поселян своего времени, а похожи на Спенсера и его друзей. Поворот к классицизму знаменует драматическая пастораль в стихах «Пасту-шеские сцены» французского поэта О. Ракана, восхваля-ющего уединение, простоту нравов и радостей селян. Пасторали немецкого поэта-классициста М. Опица («Стихи похвальные поселянскому житию», «Пастораль о нимфе Герцинии») воспевали не только сельское уединение, но и труд как источник жизни и ее благополучия. Пасторали получили большое распространение в придворном театре XVII–XVIII вв. Пасторальные комедии-балеты создавал Мольер («Мелисерта», «Комическая пас-тораль»). Их исполнение сопровождалось музыкой, пением, сценическими эффектами. Позднее пастораль во-шла в состав оперно-балетных спектаклей и придворных дивертисментов, явившись предшественницей оперы.

Пастораль

Пастораль

ПАСТОРАЛЬ. - Термин «пастораль» (от латинского pastoralis - «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию всех времен и народов. В узком смысле под П. понимается определенная конкретно-историческая разновидность пастушеской поэзии (XVI-XVII вв.). Только в этом последнем значении мы и рассматриваем здесь П.
П. XVI-XVII вв. при всем разнообразии родовой принадлежности отдельных произведений этого жанра (существует П. эпическая, лирическая и драматическая) обладает устойчивой тематикой и идеологической направленностью. Для нее специфично: изображение блаженной жизни пастухов и пастушек; противопоставление беспечной жизни пастухов шумной и суетной жизни горожан, знающих нужду, горе и всякие социальные бедствия; полное отсутствие отражения реальной деревенской жизни XVI-XVII в.; наделение героев П. психикой, манерами и яз. придворной знати.
Все перечисленные идейно-тематические компоненты П. свидетельствуют об ее отмежевании от буржуазно-городской культуры, об отталкивании от становящегося капитализма. Она появляется и расцветает в Италии в эпоху нарастания капиталистических отношений, к-рое явилось следствием грандиозного хозяйственного кризиса первой трети XVI века, обусловленного «революцией мирового рынка» (Маркс). Аналогичные причины вызывают также расцвет П. в других странах. В Англии и во Франции той же эпохи, не переживавших экономического упадка и укрепления феодальных отношений, П. культивировалась в наиболее реакционных кругах феодального дворянства. В целом П. является жанром феодальной реакции, к-рый получает наиболее полное развитие в системе стиля Барокко (см.), реализуя его основные художественно-идеологические принципы.
Но хотя П. и является по существу идеологическим орудием феодальной аристократии эпохи разложения Ренессанса, однако в ней можно найти немало отзвуков отрицаемой ею ренессансной культуры. Объясняется это двойственностью и противоречивостью сознания феодальной знати XVI-XVII вв., воспитанной уже в новых условиях растущего капитализма. Отсюда - присущий П. гедонизм, индивидуализм, культ земных связей, склонность к детальному психологич. анализу. Отсюда же - своеобразный «языческий» колорит П., переполненной мифологич. образами и античными реминисценциями.
Все отмеченные гуманистические элементы подчиняются однако реакционной социально-политической установке П. Преодоление гуманистических традиций осуществляется в П. эпохи Барокко, когда барочная П. вырождается в чисто придворный и салонный жанр.
Родиной П. является Италия, где она вырастает на основе длительной и богатой традиции гуманистической эклоги (см.). Создателем итальянской П. в собственном смысле был неаполитанец Саннадзаро (см.), автор знаменитого романа «Аркадия» (1504), канонизировавший итальянскую П. во всех ее идейно-тематических компонентах.
Громадный успех «Аркадии» породил в Италии целую литературу эклог, писавшихся терцинами в форме диалога (Ариосто, Триссино, Аламанни и др.). Рядом с ними расцветает лирико-эпическая пасторальная поэма («Ninfa Tiberina» Мольцы), стансы Тансилло (1574) и идиллический сонет (Толомеи и др.). Но самое широкое распространение получила драматическая П., развившаяся из диалогизированной эклоги. Пасторальная драма принимает форму то трагедии («Жертва» - «Sacrificia» - Беккари (Beccari A., 1554)), то комедии («Аретуза» - «Aretusa» - Лоллио (Lollio А., 1563)), то пытается возродить античный жанр сатировой драмы («Эгле» - «Egle», 1545 - Джиральди (Giraldi G.)).
Последняя и знаменитейшая ренессансная П. - «Аминта» (Aminta) Tacco (1573) - возвращается вспять, к традициям античной эклоги, порывая с тенденцией к усложнению сюжетной схемы П. Тассо сосредоточивает внимание на утонченном анализе чувств своих героев, воспроизводящих фигуры феррарских аристократов. Сентиментальный идеализм, изящная меланхолия, пронизывающая их речи, резко противополагаясь грубой чувственности буржуазного Ренессанса, уже свидетельствует о совершающемся изменении стилевой системы П. Однако классическая простота, прозрачная ясность слога и непревзойденная гармония стиха Tacco все же заставляют рассматривать его «Аминту» еще в системе ренессансного стиля.
Второй шедевр итальянской драматической П. «Верный пастух» - «Pastor fido», 1590 - Гварини (Guarini) уже вводит нас в круг явлений, типичных для драмы Барокко. Простоте фабулы «Аминты» противостоит запутанная интрига «Верного пастуха», который является уже почти настоящей барочной трагикомедией, сочетающей приемы трагедии и комедии, развертывающей действие по двум параллельным сюжетным линиям, вносящей в словесную ткань элементы орнаментации, расточительной образности, гипертрофии эффектов. От «Верного пастуха» протягивается цепь к основному жанру раннего Барокко - пасторально-мифологической опере, создаваемой Ринуччини (Rinuccini («Дафна» - «La Dafne» - 1594, изд. в 1600)) и в начале XVII в. вытесняющей все прочие «серьезные» драматические жанры.
За пределами Италии П. впервые утверждается в Испании, где находит питательную почву в придворно-аристократическом обществе этой застойно-феодальной монархии («Диана» - «Diana», 1558 - Монтемайора (Montemayor), см.).
Меньшее распространение получает П. в экономически передовой, быстро капитализирующейся Англии («Аркадия» Сиднея, 1580). Наиболее устойчивы традиции П. в английских «масках» (см.).
Во Франции пастораль культивируется также в кругах высшей феодальной аристократии, настроенной оппозиционно к крепнущему абсолютизму (роман Оноре д’Юрфе «Астрея» (D’Urfe H., L’Astree..., 1610-1625)). Громадное распространение получает во Франции пасторальная драма (в первой трети XVII века). Только классицизм кладет этому конец. Пасторальному же роману наносит смертельный удар буржуазный реалист Сорель (Sorel) в своем «Экстравагантном пастушке» (Le berger extravagant, 1627-1628), к-рый явился для П. тем же, чем «Дон-Кихот» был для рыцарского романа.
Наибольшим распространением в XVII в. пользуется П. в экономически отсталой, политически раздробленной, феодализированной Германии. Под непосредственным влиянием пасторальных романов возникают среди немецкой знати сообщества типа «Академии истинных любовников» (1624) и «Пегницких пастухов» или «Цветного ордена» (1644). Большую дань пасторали отдал также Опиц.
Расцвет П. во всех странах Европы завершается в XVII в. В XVIII в. находим только эпигонов этого жанра среди аристократических поэтов Рококо (см.), использующих пасторальную тематику для отмежевания от идей и установок буржуазно-просветительной литературы. Но поскольку пастушеские маски являлись в XVIII в. совершенно застывшими и условными, пользование ими не всегда означало солидаризацию с реакционно-аристократическими тенденциями П. (см. «Итальянская литература»). Совершенно условно также использование тематики П. молодым Гёте («Капризы влюбленного» - «Die Launen des Verliebten» - 1768). Однако по мере укрепления самосознания восходящей буржуазии отмирает постепенно даже такая чисто условная пасторальная тематика, противоречащая реалистическим тенденциям литературы XVIII века.
В России пасторальная поэзия получила распространение в дворянской литературе XVIII века, гл. обр. у сентименталистов и их предшественников.
Фальшивое идиллическое изображение деревни и счастливой жизни на лоне природы занимает весьма большое место в творчестве писателей этого лагеря, начиная с Сумарокова (Майков, Богданович, Карамзин и др.). Однако как самостоятельный жанр П. не выделяется. Примером русской П. (помимо идиллий и эклог, см.) может служить пастушеская повесть в трех песнях графа С. П. Салтыкова «Нина». Довольно широко была распространена в XVIII в. переводная П. (переводы Мерзлякова, Воейкова и др.). Приближалась к так наз. драматической П. и комическая опера XVIII в., зачастую обращавшаяся к пасторальным мотивам («Деревенский праздник» В. Майкова, «Анюта» Попова, «Мельник» Аблесимова и др.). Пасторальную поэзию в более широком смысле найдем и в произведениях первой четверти XIX века у писателей того же лагеря. По мере роста капиталистических отношений, диференциации дворянской литературы и перестройки консервативных дворянских писателей пастораль постепенно сходит на-нет.Библиография:
Кирпичников А. И., Греческие романы в новой литературе, Харьков, 1876; Тикнор, История испанской литературы, перев. Н. И. Стороженко, т. II, М., 1886; Гаспари А., История итальянской литературы, перев. К. Д. Бальмонта, т. II, М., 1897; Корш В. и Кирпичников А., Всеобщая история литературы, т. III, СПБ, 1888; Эйхенгольц М., Предисловие к переводу «Аминты» Tacco, Москва, 1921; Овэтт А., Итальянская литература, перев. С. И. Соболевского, М., 1922; Bonafous N., etudes sur l’Astree, P., 1846; Windscheid K., Die englische Hirtendichtung von 1579 bis 1625, Hdlb., 1895; Marsan J., La pastorale dramatique en France, P., 1905; Olschki L., Guarinis «Pastor Fido» in Deutschland, Lpz., 1908; Carrara E., La poesia pastorale, Milano, 1909; Toffanin G., La fine dell umanesimo, Torino, 1920; Cysarz H., Deutsche Barockdichtung, Lpz., 1924.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Пастора́ль

(франц. pastorale, от лат. pastoralis – пастушеский), произведение европейской литературы 14–18 вв., в котором изображается идиллическая жизнь пастухов на лоне природы. Пастораль, восходящая в первую очередь к античной буколике , включает в себя идиллию , эклогу и пасторальный роман. Появление пасторали связано либо с мечтой автора о мирной и спокойной жизни («Пастораль о нимфе Герцинии» создана М. Опицом в разгар Тридцатилетней войны, в 1630 г.), либо с фрондёрскими взглядами писателя (в романе О. д’Юрфе «Астрея» (1607-27) действительности противопоставлен идеальный галантный мир). Пасторальные мотивы присутствуют в произведениях рококо . В рус. поэзии пасторали писали Феофан Прокопович, А. Д. Кантемир , В. К. Тредиаковский , А. П. Сумароков .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Пастораль

ПАСТОРАЛЬ , или как прежде называли, буколики - собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков и проч. К П. относятся и деревенские идиллии (см. это слово).

Форма П. может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах) и поэмы, и сценические произведения, и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дал греческий поэт Феокрит (Сиракузы, 3-й век до нашей эры). В его изображении простая жизнь дана без всяких прикрас, со всеми лишениями, как спутниками бедности и тяжелого труда. В том же роде писали греческие поэты II-го века до нашей эры Бион (которого переводили Батюшков и Фет) и Мосх (его стихотворение «Земля и море» переведено Пушкиным). У римлян славились «буколики» Виргилия (I-й век до нашей эры). Здесь уже проявляется стремление противопоставить городской жизни простую и близкую к природе жизнь. Кроме того, Виргилий ставил себе целью прославление Августа и потому поместил в своих «буколиках» много намеков на современную ему политическую жизнь. Поэтому при всей поэтической прелести у Виргилия нет той простоты и естественности, как у Феокрита.

Другое заглавие «буколик» у Виргилия - эклоги (как их и назвал Мерзляков в своем переводе «Эклоги Виргилия» 1807 г.). По буквальному значению слова, эклога - выбор, и первоначально у греков этим именем назывались изборники стихотворений. Попытки теоретиков литературы старого времени выделить признаки эклоги в отличие от других видов П. ни к чему не привели: эклоги и буколики, - термины устаревшие и неупотребительные в новой литературе.

В 1-м веке нашей эры софист и философ Дион Хризостом написал повесть из жизни охотников, в которой показывал, что деревенские бедняки лучше и счастливее богатых граждан. Под влиянием этой повести Лонг (в 4-м веке) написал знаменитый пастушеский роман «Дафнис и Хлоя», вызвавший многочисленные подражания; а имена его героев употреблялись в поэзии, как нарицательные, вплоть до новой литературы 19 века. Затем в эпоху раннего Возрождения появляется «Амето» Боккаччио (1340 г.) - полудрама, полуроман, в которой выведены пастух, охотники, античные божества (нимфы, дриады) и вместе с тем сказывается влияние Данте в том аллегорически-христианском элементе, с каким изображена идеальная любовь Амето. Особенно же сильное влияние на пасторальную литературу оказал роман Саннацаро «Аркадия» (1541 г.). Автор повествует от своего имени. Именно, под влиянием несчастной любви, он удалился в Аркадию, где поселился в прекрасной долине. Сюда сходились окрестные пастухи для игр и празднеств, описание которых и составляет содержание романа. Все здесь искусственно и не является изображением действительной пастушеской жизни. Однако, успех «Аркадии» был огромный; о нем свидетельствуют и более полусотни изданий ее в Италии, и переводы ее на многие европейские языки. В Италии под влиянием «Аркадии» были написаны пасторали в драматической форме: «Аминта» Торквато Тассо (1583 г. Есть русский перевод М. Столярова и М. Эйхенгольца 1921) и „Pastor Fido“ Гварини (1590). В Испании под влиянием «Аркадии» написан знаменитый пастушеский роман «Влюбленная Диана» Монгемайора (следы этого романа находят в пьесах Шекспира «Два веронца» и «Сон в летнюю ночь»). Оба эти произведения оказали влияние на поэму Сиднея (англ.) «Аркадия» (1580 г.), ставшую любимейшей книгой того времени. Авторами английских пастушеских романов являются еще Грин и Лодж. Шекспир знал пастушеский роман и заимствовал оттуда эпизод Глостера и его сыновей в «Короле Лире». Судьбу Памелы, героини романа Сиднея, воспроизвел Ричардсон (18 век) в своем знаменитом романе «Памела». Наконец, в первой четверти 17 века появился лучший из пастушеских французских романов - «Астрея» Оноро д"Юрфе, написанный, главным образом, под влиянием испанского романа «Диана». Успех этого романа не имел себе подобного, а имя главного героя Селадона сделалось нарицательным. В 17 веке пастушеский роман во Франции уступает место героическому, а затем психологическому и бытовому, а пасторали пишутся более в форме сценических представлений. В 18-м веке большой славой пользовались П. швейцарско-немецкого поэта Гесснера, а во Франции к П. принадлежат некоторые стихотворения Андре Шенье, сумевшего воссоздать дух древних П. У немцев наиболее замечательны пасторальные стихотворения Гебеля.

В русской литературе 18 века П. писали Костров, Богданович, Сумароков и другие, дававшие им название «эклоги». В 19 веке произведения этого рода давали Княжнин, а позднее Вл. Панаев (на которого Пушкин написал эпиграмму «Русскому Гесснеру»). Далее уже обладающая значительными художественными достоинствами П. «Рыбаки» Гнедича. К П. относятся превосходные и до нашего времени популярные переводы Жуковского из Гебеля: Овсяный кисель, Летний вечер, Утренняя звезда и др. П. еще у Дельвига, позднее у Майкова («Рыбная ловля», «Сенокос» и др.). У Кольцова элемент П. становится моментом народной песни.

Славились в свое время пасторальные сочинения французской писательницы Дезульер, переведенные Мерзляковым: «Эклоги г-жи Дезульер».

Особое место занимает поэзия земледельческого труда. Образец ее дал Виргилий в лучшем своем произведении «Георгики » (см.).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Пастораль" в других словарях:

    пастораль - и, ж. pastorale f., нем. Pastoral <лат. pastoralis пастушеский. Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской или пастушеской жизни. БАС 1. После сего <обеда> играли на большом театре в замке Италианскую… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (фр. pastorale, от лат. pastoralis пастушеский.). Музыкальное сочинение, изображающее прелести природы или пастушеской жизни, характера идиллического. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАСТОРАЛЬ 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

ПАСТОРАЛЬ - термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства XIV-XVIII веков, связанным с пастушеской тематикой.

В ли-те-ра-ту-ре пас-то-раль-ная то-пи-ка (смотреть То-пос) вос-хо-дит к ан-тич-ной бу-ко-ли-ке; не-по-средственная пред-ше-ст-вен-ни-ца Пастораль - пас-ту-рель XII-XIII веков. Из-на-чаль-но за-ло-жен-ная в бу-ко-ли-ке воз-мож-ность вы-ра-же-ния смыс-ла, пре-вы-шаю-ще-го её не-по-сред-ст-вен-ное те-ма-тич. со-дер-жа-ние (уже для Фео-кри-та зна-чи-мо про-ти-во-пос-тав-ле-ние при-ро-ды и куль-ту-ры; ещё оче-вид-нее тен-ден-ция к ино-ска-за-тель-но-сти у Вер-ги-лия, эк-ло-ги ко-то-ро-го ока-за-ли ре-шаю-щее воз-дей-ст-вие на фор-ми-ро-ва-ние пас-то-раль-но-го ка-но-на), ста-но-вит-ся од-ной из наи-бо-лее ха-рак-тер-ных при-мет пасторали. Ис-пол-не-на на-мё-ков и ал-ле-го-рий пастораль эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния: «Этот род со-чи-не-ния, - пи-сал Ф. Пет-рар-ка, объ-яс-няя пер-вую эк-ло-гу сво-их "Бу-ко-ли-че-ских пе-сен", - не-воз-мож-но по-нять без разъ-яс-не-ний са-мо-го со-чи-ни-те-ля» (Пет-рар-ка Ф. Эс-те-ти-че-ские фраг-мен-ты. М., 1982 год. С. 109). Ус-лов-ность пас-то-раль-но-го то-по-са до-сти-га-ет сво-ей куль-ми-на-ции в литературе XVII века с её под-чёрк-ну-то про-ти-во-стоя-щи-ми «гру-бой» ре-аль-но-сти ари-сто-кра-ти-че-ски-утон-чён-ны-ми пас-ту-ха-ми в кам-зо-лах и пас-туш-ка-ми в кру-же-вах. Сви-де-тель-ст-во кри-зи-са пасторали - по-ле-ми-ка о пер-спек-ти-вах раз-ви-тия жан-ра, раз-вер-нув-шая-ся во 2-й половине XVII - 1-й половине XVIII веков (сре-ди уча-ст-ни-ков - Р. Ра-пен, Б. Фон-те-нель, И. К. Гот-шед). Про-бле-му ре-шил С. Гес-нер : даль-ней-шей судь-бой литературы, свя-зан-ной с пас-то-раль-ной то-пи-кой, и её бо-лее рас-про-стра-нён-ным обо-зна-че-ни-ем ста-но-вит-ся идил-лия.

Основные жан-ро-вые фор-мы пасторали - эк-ло-га, дра-ма, ро-ман, а так-же эле-гия и по-эма. Од-ним из пер-вых к на-сле-дию ан-тич-ной бу-ко-ли-ки об-ра-тил-ся Дан-те, за-тем - Ф. Пет-рар-ка и Дж. Бок-кач-чо, сле-до-вав-шие в сво-их латинских эк-ло-гах Вер-ги-лию, но зна-чи-тель-но уг-лу-бив-шие ино-ска-за-тель-ность жан-ра. В Ис-па-нии к пас-то-раль-ной эк-ло-ге об-ра-ща-лись Х. дель Эн-си-на и Г. де ла Ве-га, в Пор-ту-га-лии - Л. ди Ка-мо-энс, во Фран-ции - К. Ма-ро, П. де Рон-сар и Р. Бел-ло. Англ. пас-то-раль-ная эк-ло-га пред-став-ле-на «Пас-ту-ше-ским ка-лен-да-рём» Э. Спен-се-ра (1579), «Пас-то-ра-ля-ми» А. Фи-лип-са (1706), А. По-упа (1709) и другие.

Осо-бое ме-сто в ис-то-рии пас-то-раль-ной эк-ло-ги за-ни-ма-ет её хри-сти-ан-ская раз-новид-ность, имею-щая свои ис-то-ки как в 4-й эк-ло-ге Вер-ги-лия, где, во-пре-ки пас-то-раль-ной тра-ди-ции, зо-ло-той век по-ме-щён не в про-шлое, а в бу-ду-щее и свя-зан с ро-ж-де-ни-ем див-но-го ре-бён-ка, так и в пас-то-раль-ных мо-ти-вах еван-гель-ских по-ве-ст-во-ва-ний о ро-ж-де-нии Хри-ста и прит-че о доб-ром пас-ты-ре. Пас-то-раль-но-эмб-ле-ма-ти-чен и жерт-вен-ный об-раз Агн-ца Бо-жия, кро-вью сво-ей ис-ку-паю-ще-го гре-хи че-ло-ве-че-ст-ва. Са-мой рас-про-стра-нён-ной фор-мой хри-сти-ан-ской пасторали ста-но-вит-ся ро-ж-де-ст-вен-ская эк-ло-га. На-мёк на пас-то-раль-ную ин-тер-пре-та-цию Ро-ж-де-ст-ва со-дер-жит-ся в на-пи-сан-ной на латинском язы-ке 11-й эк-ло-ге Бок-кач-чо, од-на-ко пер-вой пол-но-цен-ной раз-ра-бот-кой те-мы и об-раз-цом для под-ра-жа-ний яви-лась латинская эк-ло-га «Ро-ж-де-ние Хри-ста» Ф. Пат-ри-ци (1460). Ав-тор 114 латинских эк-лог на сю-же-ты Вет-хо-го и Но-во-го За-ве-та - ни-дерландский по-эт Р. Об-ри-зи-ус (около 1540 - около 1584/1594 годов). В Анг-лии к хри-сти-ан-ской эк-ло-ге об-ра-щал-ся Дж. Миль-тон; в Гер-мании - Ф. Шпее (1591-1635), ав-тор «Эк-ло-ги, в ко-то-рой пас-ту-хи ра-но ут-ром сла-вят Гос-по-да», «Пас-ту-ше-ской пес-ни о Хри-сте и вос-кре-се-нии Хри-ста»; во Фран-ции «Свя-щен-ные эк-ло-ги» соз-дал Р. Ра-пен (1659).

Тра-ди-ция пас-то-раль-ной эле-гии-пла-ча об умер-шем вос-хо-дит к 1-й идил-лии Фео-кри-та, с её пес-ней о смер-ти ми-фич. пас-ту-ше-ско-го бо-же-ст-ва Даф-ни-са, а так-же к «Пла-чу об Адо-ни-се» Био-на (II век до нашей эры), ано-ним-но-му «Пла-чу о Био-не» и 5-й эк-ло-ге Вер-ги-лия. Дань жан-ру в Ита-лии от-дал Б. Кас-тиль-о-не, во Фран-ции - К. Ма-ро, в Анг-лии - Э. Спен-сер, Дж. Миль-тон, Дж. Гей, П. Б. Шел-ли.

Пас-то-раль-ная дра-ма за-ро-ди-лась в Ита-лии: «Ска-за-ние об Ор-фее» А. По-ли-циа-но (1480), «Эг-ле» Дж. Чин-тио (1545), «Жерт-во-при-но-ше-ние» А. де Бе-ка-ри (1554), «Амин-та» Т. Тас-со (1573), «Вер-ный пас-тух» Дж. Б. Гва-ри-ни (1580-1583). Во Фран-ции к пас-то-раль-ной дра-ме об-ра-ща-лись О. де Ра-кан («Пас-ту-ше-ские сце-ны», 1625 год); в Анг-лии - Дж. Ли-ли («Га-ла-тея», 1584 год), Дж. Флет-чер («Вер-ная пас-туш-ка», 1606 год). Зна-чительное ме-сто пас-то-раль-ные мо-ти-вы за-ни-ма-ют в англ. при-двор-ной пье-се (мас-ке), а так-же в дра-ма-тур-гии У. Шек-спи-ра («Два ве-рон-ца», «Бес-плод-ные уси-лия люб-ви», обе 1594 год; «Как вам это по-нра-вит-ся», 1599-1600 годы).

Пас-то-раль-ный ро-ман, вос-хо-дя-щий к ро-ма-ну Лон-га «Даф-нис и Хлоя» II-III веков) и пред-вос-хи-щён-ный про-зи-мет-ри-че-ской (со-че-таю-щей сти-хи и про-зу) пасторали «Аме-то» (создана в 1341-1342 годы) Бок-кач-чо (ав-то-ра так-же пас-то-раль-ной по-эмы «Фье-зо-лан-ские ним-фы», 1344-1346 годы), рас-цве-та-ет в твор-че-ст-ве Я. Сан-над-за-ро («Ар-ка-дия», 1504 год). В Ис-па-нии пас-то-раль-ный ро-ман соз-да-ют Х. де Мон-те-май-ор («Диа-на», 1558-1559 годы), М. де Сер-ван-тес («Га-ла-тея», 1585 год) и Ло-пе Ф. де Ве-га Кар-пьо («Ар-ка-дия», 1598 год); во Фран-ции - О.д’Юрфе («Ас-т-рея», 1607-1618 годы); па-ро-дию на пас-то-раль-ный ро-ман пи-шет Ш. Со-рель («Су-ма-сброд-ный пас-тух», 1627-1628 годы). Са-мый зна-чи-тель-ный англ. пас-то-раль-ный ро-ман - «Ар-ка-дия» («Ста-рая Ар-ка-дия», около 1580 года; «Но-вая Ар-ка-дия», 1590) Ф. Си-д-ни. Немецкий пас-то-раль-ный ро-ман пред-став-лен ано-ним-ны-ми «Аме-ной и Аман-дом» (1632) и «Ле-о-ри-ан-дром и Пе-ре-ли-ной» (1642), а так-же «Ад-риа-ти-че-ской Ро-зе-мун-дой» Ф. фон Це-зе-на (1645).

В Рос-сии пастораль раз-ви-ва-лась в фор-ме эк-ло-ги и пред-став-ле-на в твор-че-ст-ве А. П. Су-ма-ро-ко-ва (сборник «Ек-ло-ги», 1774 год), а так-же М.М. Хе-ра-ско-ва, А.А. Ржев-ско-го, И.Ф. Бо-гда-но-ви-ча, В.В. Кап-ни-ста.

В му-зы-ке пас-то-раль-ная те-ма-ти-ка куль-ти-ви-ро-ва-лась в итальянской и английской мад-ри-га-ле XVI века, в ран-ней опе-ре (с са-мых пер-вых об-раз-цов). Из-люб-лен-ные сю-же-ты пас-то-раль-ных опер - ми-фы о Даф-не (итальянские ком-по-зи-то-ры Я. Пе-ри, М. да Галь-я-но и другие), об Ор-фее и Эв-ри-ди-ке (Пе-ри, Дж. Кач-чи-ни, К. Мон-те-вер-ди, К. В. Глюк). Во французском музыкальном те-ат-ре в конце XVII века сфор-ми-ро-вал-ся жанр ге-ро-ической пасторали, близ-кий му-зы-каль-ной тра-ге-дии, но мень-ших мас-шта-бов, в 3 ак-тах (вме-сто обыч-ных 5) с про-ло-гом («Му-ки и ра-до-сти люб-ви» Р. Кам-бе-ра, «Ацис и Га-ла-тея» Ж. Б. Люл-ли и другие). Оп-ре-де-ле-ние «ге-рои-че-ский» в названии жан-ра ука-зы-ва-ет не на ге-рои-ку как тип об-раз-но-сти, а на дра-ма-тическую дей-ст-вен-ность пасторали и на ми-фо-ло-гических ге-ро-ев в ка-че-ст-ве главных пер-сона-жей. Об-раз-цы французской пасторали в XVIII веке: «Улов-ки Аму-ра» А. К. Де-ту-ша (1726), «Диа-на и Эн-ди-ми-он» Ф. Ко-ле-на де Бла-мо-на (1731), «За-ис» (1748) и «На-ис» (1749) Ж.Ф. Ра-мо, «Ти-фон и Ав-ро-ра» Ж. Ж. де Мон-дон-ви-ля (1753). Опе-ры-пас-то-ра-ли пи-са-ли так-же Г.Ф. Ген-дель («Ацис и Га-ла-тея», 1732 год), В.А. Мо-царт («Царь-пас-тух», 1775 год) и другие. Сти-ли-за-ция пасторали в XIX веке - ин-тер-ме-дия «Ис-крен-ность пас-туш-ки» (эк-ло-га П.М. Ка-ра-ба-но-ва, пер-во-на-чаль-ное название «Серд-ца при-об-ре-та-ют-ся ис-крен-но-стью», 1786 год) в опе-ре «Пи-ко-вая да-ма» П.И. Чай-ков-ско-го. Пас-то-раль-ные мо-ти-вы воз-ро-ди-лись в музыкальном искусстве XX века (опе-ра «Даф-на» Р. Штрау-са, ба-лет «Даф-нис и Хлоя» М. Ра-ве-ля, и другие).

В ин-ст-ру-мен-таль-ной му-зы-ке пас-то-раль-ность про-яви-лась в цик-ле кон-цер-тов «Вре-ме-на го-да» А. Ви-валь-ди, и другие. Пье-сы с названием «Пастораль» для кла-ве-си-на, ор-га-на, скрип-ки соз-да-ва-ли Д. Скар-лат-ти, Ф. Ку-пе-рен, Дж. Фре-ско-баль-ди, И.С. Бах. Основные чер-ты ин-ст-ру-мен-таль-ной пасторали: плав-ное дви-же-ние ме-ло-дии, за-час-тую па-рал-лель-ны-ми тер-ция-ми, ритм си-ци-лиа-ны, бур-дон в со-про-во-ж-де-нии. В сим-фо-нической му-зы-ке пасторали встре-ча-ет-ся как отдельная часть цик-лических про-из-ве-де-ния (например, «Сце-на в по-лях» из «Фан-та-сти-че-ской сим-фо-нии» Г. Бер-лио-за), а так-же как це-лый сим-фо-нический цикл (6-я («Пас-то-раль-ная») сим-фо-ния Л. ван Бет-хо-ве-на).

В изо-бра-зи-тель-ном ис-кус-ст-ве пастораль - раз-но-вид-ность жан-ро-вой сце-ны, изо-бра-же-ние мир-ной сель-ской жиз-ни на фо-не иде-аль-но-го ланд-шаф-та. Бу-ко-лические мо-ти-вы при-сут-ст-ву-ют в эл-ли-ни-сти-че-ско-римском искусстве: Вит-ру-вий ука-зы-вал на ус-то-яв-ший-ся обы-чай в оп-ре-де-лён-ном мес-те жи-ли-ща изо-бра-жать «ро-щи, cтада и пас-ту-хов». Встре-ча-ют-ся они так-же в эл-ли-ни-стических рель-е-фах и на-стен-ной жи-во-пи-си Древ-не-го Ри-ма . В 1-й тре-ти XVI века под влия-ни-ем литературы в ве-не-ци-ан-ском искусстве воз-ро-ж-да-ет-ся ин-те-рес к пас-то-раль-ной те-ма-ти-ке. Про-ис-хо-дит рас-ши-ре-ние те-ма-тического ре-пер-туа-ра пасторали: на-ря-ду с тра-диционными об-раз-ами пас-ту-хов (кар-ти-ны Я. Паль-мы Стар-ше-го, Дж. Са-воль-до и других), пас-то-раль-ный ха-рак-тер при-об-ре-та-ют сце-ны с ним-фа-ми, фав-на-ми и са-ти-ра-ми, ми-фо-ло-гические и литературные сю-же-ты (ано-ним-ные гра-вю-ры к «Гип-не-ро-то-ма-хии По-ли-фи-ла», 1499 год), жан-ро-вые сце-ны («Гро-за» Джорд-жо-не, около 1506-1507 годов, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция; «Ас-т-ро-лог» итал. гра-вё-ра Дж. Кам-пань-о-лы, 1509 год; «Сель-ский кон-церт» Джорд-жо-не или Ти-циа-на, Лувр, Па-риж) и ал-ле-го-рии. Всех их объ-е-ди-ня-ет мо-тив слия-ния че-ло-ве-ка с при-ро-дой и идеа-ли-зи-рованный об-раз этой мир-ной, при-ят-ной при-ро-ды. Пас-то-раль-ным ду-хом про-ник-ну-ты и ре-лигиозные сце-ны ве-не-ци-ан-ских ху-дож-ни-ков это-го вре-ме-ни (Я. Бас-са-но и Ф. Бас-са-но Млад-ший и другие).

В даль-ней-шем пас-то-раль-ные мо-ти-вы объ-е-ди-ня-ют-ся с те-мой зо-ло-то-го ве-ка, эле-гическими мо-ти-ва-ми ут-ра-чен-но-го рая, мо-ло-до-сти, люб-ви, жиз-ни, сбли-жаю-щи-ми пастораль с ва-ни-тас (кар-ти-ны «Et in Arcadia ego» Гвер-чи-но (1622 год, Национальная га-ле-рея ста-ро-го искусства, Рим) и Н. Пус-се-на (1637-1638, Лувр)). Влия-ние пас-то-раль-но-го пей-за-жа чув-ст-ву-ет-ся в ви-дах Кам-па-нии К. Лор-ре-на, сце-нах народных празд-неств у фламанских ху-дож-ни-ков (Д. Те-нир-са Млад-ше-го и П.П. Ру-бен-са). В голландской жи-во-пи-си оно ощу-ти-мо в итальянских пей-за-жах Н. Бер-хе-ма, в кар-ти-нах Я.А. Бак-ке-ра и К. Кас-те-лейн-са.

В жи-во-пи-си французского ро-ко-ко пастораль транс-фор-ми-ро-ва-лась в жанр «га-лант-ных празд-неств» («f ̂etes galantes»), пред-став-ляю-щий изы-скан-ное об-ще-ст-во на при-ро-де: кар-ти-ны А. Ват-то, Ж.Б. Па-те-ра, Н. Лан-кре, Ф. Бу-ше, Ж.О. Фра-го-на-ра и другие; ил-лю-ст-ра-ции к пас-то-раль-ной литературе А. и Ш. А. Куа-пе-лей; так-же фар-фо-ро-вые ста-ту-эт-ки пас-туш-ков Май-сен-ской (И.И. Кенд-лер) и Севр-ской (Э. М. Фаль-ко-не) ма-ну-фак-тур . Пас-то-раль-ные мо-ти-вы в той или иной фор-ме (ино-гда в иро-ническом пе-ре-ос-мыс-ле-нии) при-сут-ст-ву-ют во мно-гих сти-лях и на-прав-ле-ни-ях искусства XIX-XX веков, от сен-ти-мен-та-лиз-ма и ро-ман-тиз-ма до на-ших дней.

Пас-то-раль-ная (бу-ко-ли-че-ская) те-ма рас-кры-ва-ет-ся и в са-до-во-пар-ко-вой ар-хи-тек-ту-ре конца XVIII века («Де-рев-ня» Ма-рии-Ан-туа-нет-ты в Вер-саль-ском пар-ке (1783-1786 годы, архитектор Р. Мик, художник Ю. Ро-бер), Берё-зо-вый до-мик в Гат-чи-не (1780-е годы), «Мо-лоч-ня» императрицы Ма-рии Фё-до-ров-ны в Пав-лов-ском пар-ке (1782 год, по про-ек-ту Ч. Ка-ме-ро-на)).

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова пастораль

пастораль в словаре кроссвордиста

пастораль

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

пастораль

пасторали, ж. (от латин. pastoralis - пастушеский).

    произведение (преимущ. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (истор. лит.).

    Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

пастораль

И, ж. В европейском искусстве 14-18 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.

прил. пасторальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

пастораль

    Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни.

    Соответствующий жанр в литературе и искусстве.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

пастораль

ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis - пастушеский)

    жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием (также Буколика, Идиллия).

    Опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.

    Вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

Пастораль

(франц. pastorate, от лат. pastoralis ≈ пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре:

    античная буколика , посвящена жизни пастухов (например, «Дафнис и Хлоя» Лонга);

    вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием; возник в литературе Раннего Возрождения («Амето», 1341, «Фьезоланские нимфы», 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16≈17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо ≈ Италия; Х. де Монтемайор ≈ Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер ≈ Англия; О. д"Юрфе ≈ Франция), а в России ≈ в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, П. восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность П. также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. П.≈ характерный жанр аристократического барокко ; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев.

    Жанровые формы П. многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы «Сказание об Орфее» Полициано (1480) развивается драматическая П., принятая особенно в 16≈17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).

    В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни. П. зародилась под влиянием литературной П., пользовалась популярностью в 17≈18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер ≈ К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере «Пиковая дама» П. И. Чайковский воссоздал П. «Искренность пастушки». Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной П. характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо , создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные П. писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические П. представляют собой части циклического сочинения или целые циклы («Пасторальная симфония» Л. Бетховена).

    Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ. ст. М. Эйхенгольца, М.≈ Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.≈ Л., 1934; Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.).

    И. В. Шталь (П. в литературе).

Википедия

Пастораль

Пастора́ль - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Пасторалью может называться:

  • Пасторальная музыка, к которой могут относиться как большие, так и малые произведения, посвящённая изображению природы или сельской жизни. Для музыкальной пасторали характерны размеры /, /, плавное спокойное движение мелодии, зачастую удваиваемое в терцию. Примеры пасторалей имеются в творчестве Антонио Вивальди, Доменико Скарлатти, Франсуа Куперена, Иоганна Себастьяна Баха и других композиторов. Известна также « Пасторальная симфония » Бетховена.
  • Опера, пантомима , балет , показывающие идеализированные картины сельской жизни. Пасторальные оперы писали Кристоф Виллибальд Глюк, Вольфганг Амадей Моцарт, Жан Батист Люлли, Жан Филипп Рамо.
  • Буколическая поэзия античности, посвящённая изображению жизни пастухов. Синонимы - эклога и идиллия .
  • Вид европейской литературы, копирующий буколическое мировоззрение.

Пастораль (мультфильм)

«Пастораль» - короткометражный мультфильм, выпущенный в 1998 году киностудией Беларусьфильм.

Пастораль (альбом)

Пастораль - сборник серии с песнями группы Чиж & Co , выпущенный в 2001 году Real Records . Является частью серии «Главные песни». На пластинке кроме хитов группы присутствует новая композиция - Пастораль , название которой и послужило названию сборника. Песня также будет издана с другим сведением на сольной работе "Чижа" того же года.

Пастораль (значения)

Пастораль :

  • Пастораль - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
  • Пастораль - сборник серии с песнями группы Чиж & Co, выпущенный в 2001 году.
  • Пастораль - короткометражный мультфильм, выпущенный в 1998 году киностудией Беларусьфильм.
  • Пастораль 1943 - нидерландский кинофильм 1978 года режиссёра Вима Верстаппена.

Примеры употребления слова пастораль в литературе.

Изобретенная Феокритом в его идиллиях, усовершенствованная Вергилием в стихотворениях, называемых эклогами или буколиками, пастораль , в сущности, является обменом реплик между двумя или более персонажами на лоне природы с обычным обращением к неувядаемой теме любви.

И не потому ли после смерти Фуке Ла Ривьер был оставлен в тюрьме, что ему были известны какие-то тайны скончавшегося министра и Эсташа Доже?

В театре Бургонского Отеля, премьером в котором был в то время известнейший актер Бельроз, играли трагедии, трагикомедии, пасторали и фарсы, причем виднейшим драматургом Отеля считался Жан де Ротру, большой любитель испанских драматургических образцов.

Баттиста Мантовано, итальянский гуманист, автор латинских эклог, и Клеман Маро, сравнительно недавно прославлявший в пасторалях своих высоких французских покровителей, - все они были внимательно изучены Спенсером, и каждый из них нашел отклик в его поэме.

Ткань простыней, прикрывающих края раны грудной клетки, была пропитана кровью и он погрузил правую руку в рану, придерживая что-то, а левая, с зажатым в пальцах иглодержателем, застыла высоко над столом, медленно раскачиваясь не в такт звучащей Пасторали из Концерта Баха в фа миноре.

Пастораль с ее описанием вкушающих, танцующих, флиртующих пастухов то и дело отходит от своей сентиментальной и романтической основной темы и вступает на путь живого натурализма с некоторой долей комического.

Он видел Трагедию, обращавшую на себя внимание суровым величием осанки, Сатиру, хмуро притаившуюся в гримасе зависти и недовольства, Элегию, выражавшую свою тоску в похоронной гримасе, Пастораль , дремавшую с томной миной, Оду, отличавшуюся безумным взором, и Эпиграмму, прищурившуюся с дерзкой насмешкой.

Мы находим у него аристократическую пастораль и бюргерский фарс, кровавую трагедию и комедию буржуазных нравов, пьесу-хронику и романтическую трагикомедию, но все эти жанры предстают у него обогащенными и возвышенными благодаря своему гуманистическому содержанию.

Автору многое здесь дорого и знакомо с детства, однако его собственный духовный кругозор и жизненный опыт намного богаче, и он взирает на эту пастораль , в которой сотня правдивых деталей, придающих ей видимость достоверности, с доброй снисходительной усмешкой.

Это семейный роман, но только представленный в виде пасторали и на пасторальном фоне, потому что и вокруг все дышит благополучием и покоем.

В то же время, в отличие от классицистской пасторали , Голдсмиту удалось в своей поэме, быть может, впервые изобразить жизнь деревни и сельский пейзаж не с помощью одних только примелькавшихся общих примет - ручей, хижина и пр.

Среди них - духовные пасторали , библейские картины, лирико-эпические поэмы, драматические сцены, приближающиеся к ораториям, произведения молитвенно-созерцательного характера.

И если кому-то такая картина казалась мирной деревенской пасторалью , то уж конечно не людям, которые там жили, - для них это был символ прозябания, знак проклятия вечной нищеты.

Даже когда Сидней пытается порой, в отличие от других авторов гуманистических пасторалей , подчеркнуть изящество основных образов с помощью комических фигур крестьян - Дамета, его жены и дочери, прием не достигает цели, ибо Сидней не умеет изображать такого рода фигуры ни реалистически, ни юмористически.

А главное, я терпеть не могу пасторалей и шиллеровщины, я уж вам говорил, - ну, это-то и было всему причиною.

Что такое пастораль? Наиболее яркие примеры пасторали?

  1. Если мне не изменяет память, то это муз. произведение хiv-xvii в Европе про пастухов и пастушек. Идильный сельский образ.
  2. Пастораль пастораль или пастушеская поэзия так наз. особый вид поэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки.
    Пастораль (pastorale франц. и итал. , пастушеский, сельский) в музыке так называются сочинения мирного, идиллического характера. Сюда относятся, напр. :
    а) пасторальная музыка небольшая пьеска преимущественно в 6/8, 9/8;
    b) пастушеская веселая песня (pastorello);
    с) танец, похожий на musette или siciliano, но только в более медленном темпе;
    d) небольшая опера, пантомима или балет, где главными действующими лицами являются пастухи или пастушки; наконец,
    е) симфония, в которой изображается сельская жизнь, природа, напр. шестая (пасторальная) симфония Бетховена.
  3. Пастораль (от лат. pastoralis - пастушеский) .
    Поэзия.
    Пастораль, или как прежде называли, буколики собственно пастушеская поэзия, зародившаяся в Сицилии, а затем, особенно по словоупотреблению нового времени, вообще деревенская сельская поэзия, изображающая картины также из мирной жизни земледельцев, рыбаков. К пасторали относятся и деревенские идиллии. Форма пасторали может быть как драматической, так и повествовательной, а также смешанной. Сюда входят и небольшие стихотворения (часто в диалогах) и поэмы, и сценические произведения, и романы. Древнейшие и лучшие образцы пасторальной поэзии дали греческий поэт Феокрит, Бион и Мосх. У римлян славились буколики Виргилия. Лонг написал знаменитый пастушеский роман Дафнис и Хлоя, вызвавший многочисленные подражания; а имена его героев употреблялись в поэзии, как нарицательные, вплоть до новой литературы 19 века. Затем в эпоху раннего Возрождения появляется Амето Боккаччио. Особенно же сильное влияние на пасторальную литературу оказал роман Саннацаро Аркадия. Успех Аркадии был огромный; о нем свидетельствуют и более полусотни изданий ее в Италии, и переводы ее на многие европейские языки.
    В русской литературе 18 века пасторали писали Костров, Богданович, Сумароков и другие, дававшие им название эклоги. Позже Дельвиг и Майков. К пасторали относятся превосходные и до нашего времени популярные переводы Жуковского из Гебеля.
    http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-5612.htm
    Театр.
    Пастораль - жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в западно-европейских странах. Истоки пасторали в эклоге - литературном жанре сельской поэзии античности (Феокрит, Вергилий) и раннего Возрождения (Петрарка, Боккаччо) . Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней идиллически изображалась условная сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных чувствами, манерами и языком придворных аристократов. В Италии среди первых пастушеских драм - "Эгле" Джиральди Чинтио (1545), "Аретуза" Лоллио (1563), Вначале пастораль исполняли придворные-любители. Несколько позднее в пасторали стали принимать участие профессиональные актеры. Спектакли сопровождались музыкой, пением. Итальянские художники (С. Серлио и др.) создали для постановок пасторали нарядную несменяемую пейзажную декорацию.
    Музыка.
    Небольшая опера, пантомима, балет (или их отдельная сцена) , написанные на идиллический сюжет из сельской жизни. Первые пасторали возникли в 14-15 вв. и явились предшественниками оперы ("Сказание о Робэне и Марион"). Среди французских авторов пасторали в 17-18 вв. - Ж. Б. Люлли, Н. Дезед, А. Детуш и др. В 18-19 вв. в жанре пасторали создавались оперы ("Король-пастух" Моцарта, 1775), балеты ("Сильвия" Делиба, 1876).
    Иногда термином пастораль называется симфонический эпизод в музыкальном произведении рисующий картину природы (пастораль в музыке Ж. Бизе к драме "Арлезианка" Доде) .
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png