1884

Зинаида Евгениевна Лансере-Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в имении отца «Нескучное», Белгородского уезда Курской губернии (ныне — село Нескучное Харьковской области, Украина).

Отец — скульптор Евгений Александрович Лансере (1848-1886), мать - художник Екатерина Николаевна Лансере (1850-1933), урожденная Бенуа.

Зинаида младшая в семье, у нее два брата: Евгений (1875-1946) и Николай (1879-1942) и три сестры: Софья (1880-1964), Екатерина (1882-1921) и Мария (1883-1962).

1886

Отец умирает в Нескучном. Семья Лансере переезжает в Петербург, в дом деда - Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898), академика архитектуры. Летние месяцы семья проводит близ Петербурга и в Финляндии.

1898

Ребенком каждое лето проводит в Нескучном.

1900

Окончила Коломенскую женскую гимназию в Петербурге.

1901

Поступила в Художественную школу княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в Петербурге, однако проучилась в ней всего 25 дней - до закрытия школы.

1902

С сентября по май 1903 поездка с матерью и сестрами для лечения в Италию (остров Капри, Рим). Около двух месяцев провела в Риме.

1903

Летом работала в Нескучном над портретами крестьян («Типы Курской губернии»). С осени до 1905 занималась в мастерской О.Э. Браза в Петербурге. Начала копировать произведения старых мастеров в Эрмитаже.

1905

9 сентября вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова (1880-1919), в то время — студента Института путей сообщения в Петербурге. С ноября по март 1906 жила с матерью (с декабря - и с мужем) в Париже. Занималась рисунком и акварелью в Академии де ла Гранд Шомьер, куда поступила по совету А.Н. Бенуа. Вернувшись в Россию, жила в Петербурге и Нескучном.

1906

Рождение сына Евгения (1906-1990).

1907

Рождение сына Александра (1907-1999).

1908

В Нескучном создан ряд значительных пейзажей — «Зеленя осенью», «Нескучное. Пахота», виды цветущего фруктового сада.

1909

Написаны: картина «За туалетом», «Портрет Е. М. Эйгеля» и темпера «Молодуха».

1910

Созданы портреты О. К. Лансере, М. Н. Бенуа, Н. Г. и Г. И. Чулковых. Впервые участвовала в художественной выставке — «Выставке современных русских женских портретов» в редакции журнала «Аполлон», показав ранние работы: «Автопортрет» (1905) и «Портрет моей няни» (1908). Первые упоминания о ней в печати: во вступительной статье Г. К. Лукомского к каталогу «Выставка современных женских портретов» (СПб., 1910) и А.Н. Бенуа (Художественные письма. Выставка женских портретов // «Речь», 1910, 24 января). Участвовала в VII-й выставке картин Союза русских художников в Петербурге, на которой показала тринадцать работ, в т.ч. картину «За туалетом». А.Н. Бенуа положительно оценил ее работы (Художественные письма. Выставка «Союза» // «Речь», 1910, 13 марта). Три из них — «За туалетом», «Зеленя осенью», «Крестьянка» (ныне: «Молодуха (Мария Жегулина)») — куплены Третьяковской галереей.

1911

Весной поездка в Крым (Ялта, Гурзуф). Созданы картины «Купальщица», «Пьеро», «Этюд девушки», «Портрет Е. К. Лансере», пейзаж «Перед грозой». Участвовала в выставке «Мир искусства» в Москве (портреты Н. Г. и Г. И. Чулковых). Избрана членом объединения «Мир искусства».

1912

Рождение дочери Татьяны (1912-1988). Создан «Портрет Е. Н. Лансере, матери художницы». Участвовала в выставке «Мир искусства» в Петербурге («Портрет Н. Г. Чулковой», «Пьеро», «Купальщица», «Этюд девушки»). Русский музей приобрел на выставке картины «Купальщица» и «Этюд девушки (Автопортрет)». С осени 1912 по осень 1913 жила в Царском Селе (с короткими выездами в Крым и Нескучное). Писала пейзажи, работала над двумя одноименными картинами «Баня» (1912 и 1913).

1913

Поездка в Крым (Симеиз). Рождение дочери Екатерины. Созданы портреты Б. А. Серебрякова и Е. Е. Зеленковой. Участвовала в выставках «Мир искусства» в Петербурге («Портрет Е. Н. Лансере», «Баня», «Портрет Е. Е. Зеленковой») и Москве («Баня», «Портрет Е. Е. Зеленковой», этюды Крыма и Царского Села).

1914

Создана картина «За обедом». Летом поездка в Швейцарию и Италию (Милан, Венеция, Падуя, Флоренция) через Берлин, Лейпциг и Мюнхен. В начале Второй мировой войны рисовала солдат на вокзалах и в госпиталях. С конца июля в Нескучном работала над картиной «Жатва». Создан ее первый вариант, позже уничтоженный автором (сохранились фрагменты — «Крестьяне. Обед», «Две крестьянские девушки»).

1915

Окончила картину «Жатва». Участвовала в выставке этюдов, эскизов и рисунков «Мир искусства» в Петрограде (девять работ, в т.ч. «Баня», 1912). Созданы «Портрет Е. Е. Лансере в папахе» и «Портрет Б. А. Серебрякова» (рисунок). Работала над эскизами панно для зала ресторана Казанского вокзала в Москве: «Турция», «Индия», «Сиам», «Япония (Одалиска)» (1915-1916).

1916

Участвовала в выставке «Мир искусства» в Петрограде (оба варианта картины «Жатва (Крестьянки в поле)»). Работала над эскизами, этюдами и рисунками к картинам «Беление холста», «Диана и Актеон», «Купание».

1917

Выдвинута на соискание звания академика Академии художеств. Избрание не состоялось в связи с началом революционных событий. С. Р. Эрнст закончил монографию о Серебряковой (издана в 1922). В собрание Третьяковской галереи поступил «Портрет Б. А. Серебрякова» (рисунок). Делала эскизы композиции «Стрижка овец». Создан холст «Спящая крестьянка». Завершена картина «Беление холста». В. Дмитриев опубликовал в журнале «Аполлон» (№8-10) статью «Художницы», в которой писал и о Серебряковой. Из-за начавшейся революции семья не смогла вовремя выехать в Петроград, в декабре, опасаясь разбойных нападений, она переехала в г. Змиев.

1918

Участвовала в выставке «Русский пейзаж» в Петрограде (10 работ). Попеременно жила в Харькове и Нескучном (до ноября 1919).

1919

В марте от сыпного тифа умер муж. В Нескучном написан портрет «Мальчики в матросских тельняшках». Участвовала в Первой выставке искусств Харьковского Совета рабочих депутатов в Харькове. Нескучное разграблено и сожжено.

1920

Жила в Харькове. С января работала в Археологическом музее при университете. Выполняла зарисовки археологических находок. Создала портреты сотрудников музея (Е. И. Финогеновой, Г. И. Тесленко, В. М. Дукельского), холсты «На террасе в Харькове» и «Карточный домик».

В декабре возвращается в Петроград. Поселилась с детьми и матерью на Лахтинской улице, т.к. квартира на 1-й линии Васильевского острова была занята. Участвовала в выставке картин художников — членов Дома искусств в Петрограде.

1921

Поселилась с детьми и матерью в доме деда Н. Л. Бенуа. Служила в мастерских наглядных пособий отдела народного образования. Общество Поощрения Художеств подарило Русскому музею ее работы: «Перед грозой (Село Нескучное)», «Портрет Е. Н. Лансере, матери художницы», «Нищий (Лукьян из села Веселое)», «Крестьянская девушка Поля». Созданы «Автопортрет в красном», «Катя у кухонного стола», «Автопортрет с дочерьми», «Портрет С. Р. Эрнста», «Вид на Петропавловскую крепость». Писала заказные портреты. Создала серию рисунков и портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета (1921-1924).

1922

Участвовала в выставке «Мир искусства» (18 картин) в Петрограде. В. Воинов отметил их в обзоре «Письма из Петербурга. Выставка «Мир искусства» (Среди коллекционеров, 1922, № 7-8). Издательство «Аквилон» выпустило книгу С. Р. Эрнста «З. Е. Серебрякова». Созданы «Автопортрет (в белой кофточке)», портреты А. А. Черкесовой-Бенуа с сыном, А. А. Ахматовой, Е. И. Золотаревского, Д. Д. Бушена, Г. М. Баланчивадзе (Дж. Баланчина), балерин Л. А. Ивановой и А. Л. Даниловой.

1923

Созданы картины «На кухне», «Тата с овощами», «Селедка и лимон», «Балетная уборная. Снежинки», «Портреты балерины Е. Н. Гейденрейх».

1924

Участвует в выставке картин группы художников «Мир искусства» (11 работ) в Ленинграде. Созданы «Автопортрет с кистью», «Балетная уборная (Балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро»)», портреты М. А. Тройницкой, Таты в танцевальном костюме, балерин Е. Н. Гейденрейх и В. К. Ивановой. Участвовала в передвижной выставке русского искусства в США и Канаде. 24 августа отъезд во Францию. До конца своих дней проживет в Париже. Созданы портреты А. К. Бенуа и С. Н. Гальперн-Андрониковой. Ее картины экспонировались на выставке «Крестьянин в русской живописи. XVIII-XX вв.» в Третьяковской галерее.

1925

Поездка в Лондон. Работала над заказными портретами (Юсуповых и др.). В Париж приехал сын Александр. Мать и сын жили в Версале, где она писала парк. Созданы портреты А. Я. Белобородова, Г. Л. Гиршман, сына Александра.

1926

Поездки в Лондон и Бретань. Писала пейзажи Бретани и Версаля, пастельные портреты рыбаков и крестьян («Старый рыбак» и др.). Созданы портреты И. С. Рахманиновой-Волконской, К. А. Сомова, С. С. Прокофьева, Э. А. Купера. Ее работы экспонировались на передвижной выставке советского искусства по Китаю и Японии (Харбин, Токио, Аомори).

1927

Поездка в Берлин. Писала заказные портреты. Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже (52 произведения; портреты, ню, пейзажи, типы бретонских рыбаков). Участвовала в выставке группы художников «Мир искусства» в Париже (Галерея Бернхейма Младшего). Приезжавший в командировку во Францию Е.Е. Лансере снял для нее мастерскую, первую ее мастерскую в Париже. Поездка на юг Франции (Марсель, Кассис).

1928

Писала заказные портреты. В Париж приехала дочь Екатерина. Участвовала в ретроспективе «Старое и новое русское искусство» (13 работ; пейзажи, портреты, натюрморты) на Международной выставке в Брюсселе. Летом в Брюгге писала портреты семьи барона Ж.-А. де Броуэра. Работала в Кассисе. Участвовала в выставке русских художников в Париже (Галерея М. С. Лесника).

В декабре 1928 - январе 1929 поездка в Марокко (Марракеш) на средства барона Ж.-А. де Броуэра. Создала более 130 работ: портреты и жанровые сцены, пейзажи (в т.ч. «Марокканка в белом», «Марракеш. Фигуры в дверях», «Марракеш. Стены и башни города», «Марракеш. Вид на горы Атлас с террас», «Освещенная солнцем», «Солдат-сенегалец», «Мальчик-музыкант»). Персональная выставка (совместно с В. В. Лебедевым) в Выборгском доме культуры в Ленинграде. Экспонировалось 100 работ. Вышли каталог со вступительной статьей Вс. Воинова («Выставка картин З. Е. Серебряковой». Л., 1929) и брошюра Н. Э. Радлова «З. Е.Серебрякова. К выставке Ленинградского областного совета профессиональных союзов» (Л., 1929).

1929

Работала над портретами и пейзажами. Персональная выставка в галерее Бернхейма-Младшего (марокканские работы). Персональная выставка в галерее В. О. Гиршмана в Париже (французские работы). Поездка на юг Франции (Ницца, Кастеллан).

1930

Исполняла заказные портреты, писала пейзажи, виды Люксембургского сада. Участвовала в выставке русской живописи и графики в Берлине и выставке группы художников «Мир искусства» в Белграде. Поездка на юг Франции (Сен-Тропе, Коллиур, Монреже). Созданы «Коллиур. Катя на террасе», «Порт в Коллиуре», «Коллиур. Мостик с козами», «Коллиур. Улочка с аркой». Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже.

1931

Исполняла заказные портреты. Летом — поездка на юг Франции (Ницца, Ментона). Участвовала в выставке мужского и женского портрета и в выставке детского портрета, устроенных Французским объединением деятелей искусства в Париже (Дом артистов). Персональные выставки (совместно с Д. Д. Бушеном) в Антверпене (галерея Брескот, 27 работ) и в Брюсселе (Маленькая галерея, 26 работ).

1932

В феврале-марте поездка в Марокко (Фес, Сефру, Марракеш) на средства Ж.-А. Броуэра и А. Лебефа, во время которой создано более 200 произведений: среди них — «Марокканец в синем», «Марокканка в розовом платье», «Марокканец в зеленом», «Верблюды», «Задумчивый человек в голубом». Летом поездка в Италию (Флоренция, Ассизи). Участвовала в выставках «Русское искусство» в Париже (галерея Ренессанс) и «Русская живопись двух последних столетий» в Риге. Участвовала в выставках «Детские лица и сцены» в галерее Б. Вайль в Париже и русской живописи в Риге. Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже (63 работы, из них 43 — марокканские картины).

1933

Поездка в Савойю (Аннеси, Ментон-Сен-Бернар). Писала пейзажи. Смерть матери (Е. Н.Лансере) в Ленинграде.

1934

Участвовала в выставке портрета, устроенной Французским объединением деятелей искусства в Париже. Поездки в Овернь (Эстен) и Бретань (Пон-л’Аббе, Лескониль), писала пейзажи («Городок Пон-л’Аббе. Порт», «Бретань. Лескониль») и портреты («Хозяйка бистро Пон-л’Аббе», «Молодая бретонка», «Портрет молодого рыбака»). Работала над натюрмортами, писала скульптуру в Лувре. Работала над эскизами панно для холла в усадьбе «Мануар дю Реле» барона Ж.-А. Броуэра в Помрейле близ Монса (Бельгия). Переезд в мастерскую на Монмартре.

1935

Участвовала в выставке «Русское искусство XVIII — XX столетий» в Праге. Поездка в Бретань. Писала скульптуру в Лувре, натюрморты из овощей и фруктов («Рыбы на зелени»).

1936

Работала над панно для холла в усадьбе «Мануар дю Реле» барона Ж.-А.Броуэра в Помрейле близ Монса (совместно с сыном Александром, исполнившим четыре географических карты). Писала скульптуры Ж. Пилона и А. Куазво в Лувре.

1937

Поездки на юг Франции (Кастеллан) и в Бретань (Конкарно). Писала скульптуру в Лувре. В ГРМ поступила картина «Баня» (1913).

1938

Персональная выставка в галерее Ж. Шарпантье в Париже (40 работ; портреты, пейзажи, ню, натюрморты, рисунки луврских скульптур). Поездки в Англию, на Корсику (Кальви), в Савойю (Экс-ле-Бен), Италию (Сан-Джиминьяно). Перенесла тяжелую операцию на глазах. Написан «Портрет А. А. Черкесовой-Бенуа».

1939

Поездки в Англию (Лондон), Швейцарию (Женева, Адельбоден), Бретань (Треберден). Писала пейзажи и портреты («Портрет графини Р. Зубовой»). Переезд в дом на улице Кампань-Премьер (Campagne Premiere) в районе Монпарнас.

1940

Писала портреты и этюды обнаженной натуры. Писала портреты, пейзажи Парижа, скульптуру в саду Тюильри и этюды обнаженной натуры. Немецкие войска заняли Париж. Прекратились связи художницы с родственниками за рубежом.

1941

Участвовала в выставке «Осеннего салона» в Париже. Портреты С. Иванова, Б. Поповой.

1942

Перенесла тяжелую операцию. В Саратове умер в тюрьме ее брат Н. Е. Лансере. Работала над портретами, натюрмортами и пейзажами.

1945

В августе поездка на юго-запад Франции, на курорт Сали-де-Беарн.

1946

Писала портреты, пейзажи Парижа. Русский музей в Ленинграде приобрел у Е. Б. Серебрякова картину «Баня» (1912). В Москве умер брат Е. Е. Лансере. Возобновилась переписка с детьми и родственниками в СССР, прерванная Второй мировой войной. Ее картины экспонировались на выставке портретов русских художников XVIII-XX вв. в Москве.

1947

Летом поездка в Англию. Зинаида становится членом «Синдиката французских художников». Написан «Портрет С. М. Драгомировой-Лукомской».

1948

Летом поездка в Англию. Написан «Натюрморт с яблоками и круглым хлебом».

1949

Работала над заказными портретами в Бургундии (Эпири) и Оверни (Ламот). Летом поездка в Англию.

1950

Поездка на юго-запад Франции (Сали-де-Беарн). Писала животных, натюрморты с цветами.

1951

Писала пейзажи и этюды. Поездки в Англию и Швейцарию (Женева, Бельвю).

1952

Созданы картины «Александр в карнавальном костюме» и «Натюрморт с кувшином».

1953

Поездка в Англию.

1954

Персональная выставка (совместно с Александром и Екатериной) в ее мастерской на улице Кампань-Премьер. Написаны портреты Элен де Руа, княгини Жан де Мерод. Летом поездка в Швейцарию (Женева).

1955

Летом поездка в Швейцарию (Женева). Третьяковская галерея приобрела холст «За обедом». В Нью-Йорке вышел первый том книги А. Н. Бенуа «Жизнь художника», в которой он писал и о Серебряковой.

1956

Писала натюрморты с деревенским хлебом, с морскими ракушками. Созданы портреты М. Е. Калачевой, сестры художницы, и графа П. С. Зубова.

1957

Поездка в Португалию (Кашкайш).

1958

Летом поездка в Англию.

1960

В Париже ее посетила дочь Татьяна, с которой она встретилась впервые через тридцать шесть лет. Татьяна высказала идею устройства персональной выставки художницы в СССР. Участвовала в выставке «Семья Бенуа» в Лондоне (три пейзажа).

1961

Создан «Портрет С. М. Лифаря».

1962

Тремя работами (портреты С. М. Лифаря, И. Шовире и М. Бельмондо) участвовала в вечере в пользу русских инвалидов Первой мировой войны, устроенном Лифарем. Ее картины экспонировались на выставке картин и рисунков художников начала XX в. из собрания Ф. Ф. Нотгафта в Ленинграде. Поездка во дворец Лафит-Ротшильд близ Бордо.

1964

Вместе с Александром, Екатериной и приехавшей в Париж Татьяной отбирала работы для выставки в СССР. В Москве вышли книги «Очерки по истории русского портрета конца XIX — начала XX века» с главой И. М. Шмидта о Серебряковой и «Русская жанровая живопись XIX — начала XX века» со статьей В. А. Прыткова «Жанровая живопись 1900-1917 годов».

1965

Персональная выставка в Москве (выставочный зал Союза Художников СССР), сопровождавшаяся каталогом со вступительной статьей А.Н. Савинова. Она вызвала поток публикаций-откликов в журналах и газетах: В. П. Лапшина («Искусство»), К. С. Кравченко («Художник»), А. Н. Савинова («Огонек»), Т. Б.Серебряковой («Москва»), Е. Я. Дороша («Театр»), Д. А. Шмаринова («Советская культура») и др. Затем выставка состоялась в Киеве (КГМРИ).

1966

Персональная выставка в Ленинграде (ГРМ). После нее Русский музей приобрел 21 работу. В Новосибирске открылась выставка ее работ из собрания Л. М. Розенфельда. Сын Евгений навестил ее в Париже.

1967

В начале года Евгений и Татьяна навестили мать в Париже. Она исполнила их портреты. Скончалась в Париже 19 сентября, погребена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Биография составлена Павлом Павлиновым, экспертом Фонда Зинаиды Серебряковой.

Оригинал взят у aldusku в Синий экспресс творчества Зинаиды Серебряковой

Вчера успел прыгнуть в последний вагон уходящего поезда ретроспективной выставки Зинаиды Серебряковой, который пронеся по Инженерному корпусу Третьяковской галереи. За окном мелькали этапы творческой жизни великой художницы от юношеских рисунков, выполненных в усадьбе в Нескучном, до величественных панно для бельгийской виллы Мануар дю Реле в Помрейле. С учетом огромного пути билет на экспресс стоил недорого - 600 руб. Внимательные кондуктора не давали отдыхающим запечатлеть прекрасный миг на фото.

Жаль, что фотосъёмка была запрещена. К выставке был выпущен прекрасный альбом-каталог (обязателен к приобретению!) и предлагалось еще 4, но … типографские краски не могут передать весь колорит Серебряковой. Например, каноническая работа - «За туалетом. Автопортрет» 1909 , рассматривать которую я начал еще в глубоком детстве на почтовой марке, оказалось очень светлой, просто святящиеся белизной январского инея (а вовсе не грязно серо-белового цвета тающего мартовского снега с пейзажов Левитана). С удивлением обнаружил, что практически все репродукции усекают картину - обрезается рамка зеркала (приносящий эффект картины в картине), и единственный элемент, который отражается и даёт понимание, что мы видим лишь отражение художницы, - подсвечник (оставляют лишь его отражение).

Открытием для меня стало насколько удивителен и разнообразен мир художницы. Пейзажи от яркой малороссийской глубинки до тёмно-серого Парижа, портреты от харьковского крестьянина до марокканской одалиски. И конечно же, портреты людей, окружающих Зинаиду Евгеньевну, для нас - великих деятелей культуры. Интересно наблюдать, трансформацию творчества и личности художницы. Вначале, ведя закрытый образ жизни в усадьбе Нескучном - автопортреты, с момента женитьбы добавляются портреты мужа, детей. А потом … революция, смерть мужа, расставание с детьми, чужбина - болезненно расширили круг творческих интересов художницы.

Наша героиня из сверхталантливой семьи Бенуа-Лансере. Единственный нехудожник из этой семьи её муж - Борис Анатольевич Серебряков, он же и её двоюродный брат, который выбрал судьбу железнодорожника. Он рано умер, в 1919 году в Харькове от тифа. А она оставила детей и уехала в Париж. Очень много написано о страданиях художницы на чужбине и болезненном разрыве с детьми. По моему мнению, это был сознательный и достаточно эгоистичный выбор. Характер Зинаиды Евгеньевны был не сахар, чего стоит то, как она обливала грязью своего финансового покровителя, мецената барона Ж.-А. Броуэнер.

Больше всего мне понравилась работа «За завтраком». 1914 (ГТГ, приобретена в 1955 из собрания Л.А. Руслановой) . Тут есть все: безумно красивый синий цвет, и сочетание желтого Ван Гога (вся картина - разнообразие синего цвета с краплением яичного желтого кувшина, супа, булочек, держателей салфеток, печной задвижки). Яркотемные, пронзительные глаза детей словно с икон. Много можно увидеть бытового: характер сына Евгения (будущего архитектора и реставратора) изображённого меланхоличным на заднем плане, подчеркнуто похожим на отца.

Большим открытием для меня стало, что портреты близких и автопортреты носят характер достаточно далекий от реальности. В сторону идеализации. Что касается изображения себя, то тут стоит только взять фотографии и все становится очевидно. Как сказала моя любимая, Зинаида Евгеньевна себя не обижала… Это касается и друзей. Например, автор первого исследования о творчестве Серебряковой, её друг - Сергей Ростиславович Эрнст, превратился из пухлого краснощёкого вологодского юноши в худощавого аристократа с резкими угловатыми чертами лица . Описание внешности Эрнста встречается у многих деятелей Серебряного века, я же взял у основателя , члена Кружка любителей изящных изданий Вейнера П.П.

Удивлён был увидеть целый цикл, посвященный балету. Некоторые вещи очень созвучны Дега (забыл отметить в ранних малорусских пейзажах мне были видны яркие следы импрессионистов). Запомнились: нежная работа: «Девочки-сильфиды. Балет „Шопениана“» и ярко-голубой портрет величайшего артиста театра и библиофила Сержа Лифаря .

Этюды к оформлению ресторана Казанского вокзала в Москве переносят нас в сказочный мир Востока. Напоминают работы Кузнецова Павла Варфоломеевича (1878–1968), входящего в «Мир искусства».

«Крестьянский цикл» произвел впечатление. Его яркие, пронзительные цвета заставляют вспомнить и Ренессанс, и иконопись. Я был знаком с этой стороной творчества Серебряковой только по серии открыток «Типы крестьян Курской губернии», изданной Общиной Святой Евгении. Вспомнились работы Питера Брейгеля Старшего.

Для многих полотен позировал плотник Игнат Дмитриевич Голубев , работающий в усадьбе в Нескучном. Вот так и вошел в историю простой мужичек, перещеголяв количеством портретов знаменитых современников Серебряковой. А женские образы писались с Пелагеи Гречкиной.

Отдельно хотел выделить пристрастие Серебряковой к синему цвету. Бесконечность оттенков синего можно увидеть в работах только смотря в живую.

Половина работ Зинаиды Евгеньевны на одну четвертую недописанны, на холстах осталось незаполненное красками или темперой место. Во многих портретах фон прописан только в области головы для придачи объема и лучшей цветопередачи. В некоторых работах это придает эффект незаконченности, недосказанности.

Завершу свою заметку, продолжив аналогию с поездом. В Париже, где прожила большую часть жизни наша героиня есть Лионский вокзал, на который пребывает знаменитый «Голубой экспресс» (Le Train Bleu). Скоростной железнодорожный состав глубокого синего цвета, состоящий из 12 роскошных вагонов и перевозящий аристократов от Лазурного Берега до Ла-Манша по Южноафриканской железной дороге. В начале XX века он стал символом роскоши и дал название знаменитому ресторану на этом вокзале. Интерьер любимого ресторана К. Шанель и Л. Бессона полон золота, прекрасных живописных пейзажей и синего цвета. Но несмотря на величие и аристократизм, он остается рестораном при вокзале, и тут дамы в дорогих вечерних нарядах соседствуют с забежавшими в спортивных костюмах темнокожими жителями бывших французских колоний. Так и творчестве Серебряковой простые крестьяне вдруг случайно оказываются на фоне глубокого синего Ренессанса, великое сочетается с малым, русская душа с африканской жарой…

Размещая здесь электронные репринты полотен Серебряковой, - я руководствовался не хронологией и чем-либо ещё, а исключительно своими пристрастиями. В конце заметки: предисловие к выставке и в виде отдельной заметки хроника жизни и творчества Зинаиды Серебряковой (не уместилось:)).

Также обращаю Ваше внимание на замечательные обзоры данной выставки моих друзей по ЖЖ: galik-123 и pro100-mica

Дом семейства Лансере в Нескучном. 1904. Бумага, акварель, графитный карандаш. 24,1х33,5 (ГРМ)

В мастерской О.Э. Браза. 1904. Бумага, гуашь, графитный и угольный карандаши. 43,5 х 31,5. ГТГ

...Вы спрашиваете о моих занятиях в мастерской О.Э. Браза? Собственно, системы преподавания у него не было - все рисовали или писали как кто хотел, модель была всегда женская -было больше учениц, чем учеников. Осип Эммануилович появлялся довольно редко сам в мастерской, занятый своими собственными заказами (он писал, например, в соседней мастерской портрет Марии Николаевны Кузнецовой, артистки, певицы Мариинского театра). Да, вспомнила о ценном совете Браза всем его ученикам - видеть «общее» при рисовании, а не рисовать по «частям».

З.Е. Серебрякова - А.Н. Савинову. Париж, 08.01.1965 // Серебрякова. Письма. С. 207

Пахота. Нескучное. 1908 Бумага, темпера. 42 х 56. Графитный карандаш. Частное собрание, Лондон

Дом в селе Нескучном. 1919. Бумага, гуашь, темпера. 49,8х64 ГТГ

Кипарисы в Крыму. 1911. Бумага, темпера. 43,3 х 43,5 ГТГ.

Автопортрет. 1906. Холст, масло. 69,5 х 6. Частное собрание, Москва

За туалетом. Автопортрет. 1909. Холст на картоне, масло. 75 х 65. ГТГ

Этюд девушки. Автопортрет. 1911. Холст, масло. 72х58,5. ГРМ. СПб.

За завтраком. 1914. Холст, масло. 88,5х107 (ГТГ, приобретена в 1955. Ранее была в собрании Л.А. Руслановой)

Портрет Е.Е. Лансере в папахе. 1915. Бумага, темпера. 33 х 22. Частное собрание, Москва

Изображен Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946), старший брат З.Е. Серебряковой, график и живописец, мастер монументальной живописи.

Был членом «Мира искусства» и активным участником выставок объединения. Работал над иллюстрациями к повестям Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки». Неоднократно путешествовал по Европе, посетил Сибирь, Маньчжурию и Японию. В 1914 находился на Кавказском фронте в качестве военного корреспондента. Работал в Дагестане, Чечне (1912–1919).

В 1922-1929 путешествовал по Грузии, Армении, Азербайджану и нагорному Дагестану, работал в Зангезуре, Сванетии, Дагестане. Посетил Турцию. В 1927 по заданию Наркомпроса Грузии был командирован в Париж. Жил в Тбилиси (1920-1934), преподавал в Академии художеств в Грузии. С 1934 жил в Москве. Исполнил росписи зала ресторана Казанского вокзала в Москве . Руководитель монументальной мастерской Всероссийской Академии художеств, профессор. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, народный художник РСФСР.

Купальщица. 1911. [Портрет сестры - Екатерины Зеленкова]. Хост, масло. 103,5х89,5. ГРМ. СПб.

Дети на лугу (Женя и Шура). 1909. Бумага, темпера. 39х48 Частное собрание, Москва

Шура спит под лоскутным одеялом. 1908. Бумага, темпера. 23 х 33,5 Частное собрание, Москва

Семейный портрет. (В доме Бенуа). 1914 Бумага, темпера, гуашь, белила. 34.3 х 46,3. Собрание KGallery, Санкт-Петербург

Крестьянка с квасником. (Пелагея Гречкина). 1914. Холст, масло. 87х73. Нижегородский ГХМ

Портрет И.Д. Голубева. 1914. ГРМ

Серебряковых плотником работал Игнат Дмитриевич Голубев. Он изображен на картине «Крестьяне», 1914. Когда мама впервые увидела открытку с этой работы, воскликнула: «Да это же мой отец!». И говорила нам, что он очень похож. У Серебряковых дедушка работал не только плотником - он был «мастером на все руки», послушным, исполнительным. Его очень ценили, относились к нему хорошо, бил шутку, был умным, талантливым...

Федоренко Е.Г. Семья З.Е. Серебряковой // Серебрякова. Письма. С. 232.

Портрет С.Р. Эрнста. 1921. Холст, масло. 81х72. Нижегородский ГХМ

Портрет С.Р. Эрнста. 1922 Бумага, темпера. 64 х 47,5. Карандаш. ГРМ

Портрет художника Бушена в маскарадном костюме. 1922. Бумага, пастель. 64х45. ГТГ

Изображен Дмитрий Дмитриевич Бушен (1893–1993) , живописец, график, сценограф. Потомок гугенотов, обосновавшихся в России в царствование Екатерины II. Родился во Франции, где мать лечилась от туберкулеза. После ранней смерти матери (1895) был перевезен в Санкт-Петербург и воспитывался в семье тетки - Е.Д. Кузьминой-Караваевой (урожд. Бушен). В 1912 окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию. Уехал в Париж, посещал Академию Рансона и познакомился с М. Дени и А. Матиссом. В 1913 поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В годы учебы встретил будущего искусствоведа С.Р. Эрнста, который до конца дней был его ближайшим другом. Познакомился с художниками общества «Мир искусства». Был дружен с А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилёвым. Одновременно с учебой в университете занимался в Рисовальной школе ОПХ, где привлек внимание директора школы Н.К. Рериха.

В 1915-1917 работал помощником хранителя Музея ОПХ.

В 1918-1925 работал младшим хранителем ГЭ в отделении фарфора и драгоценностей.

В годы революции ему покровительствовал А.Н. Бенуа. Вместе с С.Р. Эрнстом занимал комнату в квартире Серебряковых в фамильном доме Бенуа. Исполнял экслибрисы, оформил книги для издательства «Аквилон»: «Три рассказа» А. де Ренье (1922), «Венецианское стекло» А.Н. Кубе (1923) и «О бронзе» П.П. Вейнера (1923). В 1925 поселился в Париже. Все последующие годы писал пастелью и гуашью небольшие по формату картины: цветы, натюрморты, пейзажи Франции, городов Италии, особенно Венеции, сцены из жизни театра и цирка. В конце 1920-х разрабатывал рисунки тканей и модели одежды для французских модных домов Пату. Риччи Ланван и Лелонг. Создал эскизы костюмов для Анны Павловой и Иды Рубинштейн. С середины 1930-х главное внимание уделял работе в театре. В 1977 иллюстрировал французское издание «Поэмы без героя» А.А. Ахматовой .

Не удержался: фото совместной могилы Дмитрий Бушена и Сергея Эрнста. Надпись внизу: «КАКАЯ РАДОСТЬ ТЫ ПРИШЕЛЪ». Кладбище Монпарнас. .

Евгений Исидорович Золотаревский (1908-1967), художник-декоратор, сын скульптора Исидора Самойловича Золотаревского (1885-1961) и Фанни Соломоновны (урожд. Бронштейн, двоюродной сестры Л.Д. Троцкого).

И.С. Золотаревский, известный посмертной маской С.А. Есенина, изобрел технику факсимильного воспроизведения скульптуры и выступал с идеей создания музейных «станций» по всей стране, которые, подобно электрическому свету, «будут рассеивать тьму невежества в широких народных массах». Эту идею он воплотил в жизнь, создав в свой квартире, мастерскую по изготовлению копий и распространяя их по различным областям страны.

И.С. Золотаревский был близок художникам «Мира искусства», его портрет в 1922 написал Б.М. Кустодиев (ГРМ). Его квартира из 14 комнат на Большой Морской с большим количеством антикварных коллекций напоминала палаццо, по словам А.А. Осмеркина, посетившего его в 1927 году. В этой обстановке и был написан З.Е. Серебряковой портрет его сына Евгения, образ которого напоминает изображения юношей итальянского Возрождения.

Портрет М.А. Тройницкой. 1924. Холст, масло. 75 х 65. ГРМ

Марфа Андреевна Тройницкая (урожд. Панченко, 1889–1942?), первым браком замужем за художником С.П. Яремичем, по второму браку - жена С.Н. Тройницкого, искусствоведа, директора ГЭ (1918–1927).

Девочки у рояля. 1922. Холст, масло. 96х68. Частное собрание. Москва

Голубые балерины. 1922. Бумага, пастель. 63х48. ГРМ

Девочки-сильфиды. Балет «Шопениана». 1924 Холст, масло. 82,5 х 103 ГТГ

Париж. Вид набережной. Середина 1920-х Бумага, гуашь. 45 х 58 Частное собрание, Париж

Александр Александрович Попов (1880-1964) , кадровый офицер русской императорской армии, эмигрировал во Францию в 1919. В 1920 открыл в Париже антикварную галерею Попов и К° (Galerie Popoff & Сіе). Крупнейший коллекционер русского искусства во Франции, обладатель одного из самых значительных собраний русского фарфора, находящихся за пределами России, знаток русской акварели пушкинского времени. Начиная с 1930-х, его клиентами были члены британской королевской семьи, а также Дж. Аньелли, М.Л. Ростропович и Л. Бернстайн. Попов тесно общался с представителями русской эмиграции, среди которых были З.Е. Серебрякова, К.А. Коровин, Ю.П. Анненков, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов и другие. Работы этих художников выставлялись в его галерее.

В 1935 галерея была награждена первым почетным Гран-при Парижа за высочайшее качество выставляемых работ.

После смерти Попова его галерея была приобретена семьей потомственных французских антикваров Барюш, которые сохранили завоевавшее известность прежнее название галереи и продолжали собирать, изучать и показывать русское искусство. Значительная часть коллекции - акварели и рисунки художников пушкинской эпохи - была представлена в 1999 в ГМИН на выставке «Современники Пушкина. 100 акварельных портретов из парижского собрания В 2008 вышел каталог «Шедевры русского фарфора ХVIIIвека из собрания галереи «Попов и К°». В 2009 аукционный дом Christie"s провел торги русской коллекции: галереи Попов и К°.

Портрет С.М. Лифаря. 1961 Бумага, масло. 71,8 х 58. Собрание А.Н. Володчинкого, Москва

Последнее время у меня было несколько «сеансов»: сделала 2 наброска с Сергея Михайловича Лифаря, любезно согласившегося позировать мне. Нарисовала его маслом на бумаге. Он занимательный человек, много видевший, много пропутешествовавший по всему свету... <...> Больше всего мы с ним говорили о Пушкине - у него ведь в собранье подлинные письма Пушкина к Наталье Н. Гончаровой! Он издал сам книгу с полным текстом этих писем, устраивал здесь выставку в 1937 году Пушкинскую, а затем Лермонтовскую...

З.Е. Серебрякова - Т.Б. Серебряковой. Париж, 23.12.1961 // Серебрякова. Письма. С. 175.

Ментона. Пляж. 1931. Бумага, темпера, лак. 43х59. ГТГ

Вид на порт. Коллиур. 1930 Бумага, гуашь. 43х60. Частное собрание, Париж

Лежащая одалиска в голубом покрывале. 1932 Бумага, пастель. 48х63. Fondation Serebriakoff, Париж

Юриспруденция. 1936-1937 Холст, масло. 165х100. Часть панно для бельгийской виллы Мануар дю Реле в Помрейле. Заказчик: барон Ж.-А. Броуэнер. Галерея «Триумф», Москва

Сан-Джиминьяно. 1937 Бумага, гуашь. 40 х 60. Частное собрание, Париж

Ассизи. 1932 Бумага, гуашь. 44 х 60. Частное собрание, Париж

Сад Боболи. Флоренция. 1932 Бумага, темпера. 42 х 57. Частное собрание, Париж

О выставке (текст кураторов)

В 2017 году исполняется 50 лет со дня смерти Зинаиды Серебряковой (1884–1967) и отмечается столетие революционных событий 1917 года - времени, когда судьба Серебряковой, как и многих и многих людей, трагически переменилась. Этим датам посвящена выставка произведений художницы в Третьяковской галерее и сопровождающее ее издание.

Первая большая монографическая выставка Серебряковой была подготовлена Третьяковской галереей в 1986 году. В 2013-м в Галерее прошла выставка парижского наследия Зинаиды Евгеньевны, а также произведений ее детей - Александра и Екатерины, полностью составленная из работ, хранящихся во французских собраниях. Нынешняя ретроспектива - наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет, в котором делается акцент на самом ярком, русском периоде ее творчества.

Настоящее выставка включает более 220 произведений живописи и графики из музейных и частных собраний. Представлены самые ранние, почти детские произведения Серебряковой, исполненные в доме Бенуа, в заграничных путешествиях, в студии О.Э. Браза и парижской Академии де ла Гранд Шомьер, которые помогают проследить формирование и развитие таланта представительницы художественной семьи Бенуа - Лансере.

Особое место отведено портретам - главному жанру в творчестве Серебряковой. Эти произведения, изображающие близких родственников и друзей, созданы не по заказу и сохраняют в себе теплоту домашней обстановки. Отдельно представлены детские портреты, а также сцены семейной жизни. Исполненные темперой и пастелью, эти беглые зарисовки живо передают атмосферу дома Серебряковых.

Значительное место среди работ русского периода отведено пейзажу. В изображениях Нескучного, написанных преимущественно темперой, художница стремится к картинной законченности и эпическому звучанию образов. Те же черты присущи пейзажам Крыма и Царского Села.

Крестьянская тема представлена портретными зарисовками, этюдами, эскизами и картинами «Баня», «Жатва», «Беление холста».

В особые разделы выделены эскизы монументальных росписей к Казанскому вокзалу в Москве и серия картин, раскрывающих закулисный мир Мариинского театра.

Работы парижского периода отобраны во французских коллекциях. Ни одна из них не повторяет предыдущего показа на выставке 2013 года. Эти произведения выставляются в России впервые. Также впервые московскому зрителю представлены декоративные панно виллы Ж.-А. де Броуэра, долгое время считавшиеся погибшими в годы Второй мировой войны. Обнаруженные в 1990-е годы, они были привезены в Россию, отреставрированы и показаны на выставке в Государственном Русском музее в 2007 году.

Работы сгруппированы по тематико-хронологическому принципу и соотнесены с этапами жизни художницы. Каждый раздел сопровождается фрагментами искусствоведческих текстов и мемуарных свидетельств людей, близко соприкасавшихся с искусством Серебряковой и сохранивших живые воспоминания о ее личности. Эти цитаты позволяют сопоставить нынешнее восприятие работ Серебряковой с восприятием современников, помогают глубже понять ее мировоззрение, выявить художественные пристрастия и черты характера. Выставка ставит задачу показать искусство художницы сквозь призму окружавшей ее жизни, утверждая тем самым значимость натуры в ее художественном развитии. «У меня не было ни тогда (ни теперь) «определенных идейных исканий», и Вы правы, что пребыванье в Нескучном позволило мне увидеть взволновавшую меня тему - рисовать крестьян и увлекаться их образами...» - писала Серебрякова.

Родилась в 1884 году, в семье известного скульптора, мать происхождением из знаменитой династии Бенуа. После гибели отца впоследствии семья проживала в Санкт-Петербурге у Николая Леонтьевича Бенуа или в имении Нескучном. В семье всегда много говорили об искусстве и намерение Зиночки стать художником, естественно, никого не удивило.

Обучалась рисованию Зинаида очень мало. В 17 лет она брала уроки у Ильи Репина, а затем у Осипа Эммануиловича Браза, а затем в течение двух лет путешествовала по Италии, изучала картины великих живописцев эпохи Возрождения, любовалась прекрасными творениями известных итальянских зодчих, восхищалась великолепными пейзажами. Все это конечно очень повлияло на творчество будущего художника.

Вернувшись на родину, девушка вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова.

Еще в молодости художница всегда выражала в своих этюдах любовь к России. Ее картина «Сад в цвету» и некоторые другие ясно говорят об очаровании российских бескрайних просторов, луговых цветов, полей…

Картины, которые появились в экспозициях выставок 1909 – 1910 гг., выражают своеобразный и неповторимый стиль. Наибольший восторг у зрителей вызвал автопортрет «За туалетом». Женщина, живущая в небольшой деревушке, в один из коротких зимних вечеров, смотрясь в зеркало, улыбается своему отражению, словно играя с гребнем. В этом произведении молодой художницы, как и она сама, все дышит свежестью. Нет никакого модернизма; уголок комнаты, словно освещенный молодостью, предстает перед зрителем во всей своей прелести и радости.

Наибольший пик творчества художницы приходится на предреволюционные годы. Это картины о крестьянах и прекрасных российских пейзажах а также и бытовые жанры например, картина За завтраком, балерины в уборной, Одним из значительных произведений в эти годы является картина «Беление холста», написанная в 1916 г, где Серебрякова выступает как художник-монументалист. Фигуры деревенских женщин на лугу возле речки выглядят величественно, из-за изображения низкого горизонта. Ранним утром они расстилают только что сотканные холсты и оставляют их на день под яркими лучами солнышка.

Композиция строится в красных, зеленых и коричневых тонах, что и придает небольшому холсту свойства монументально-декоративного полотна. Это своего рода гимн тяжелому труду крестьян. Фигуры выполнены в разных цветовых и ритмических ключах, что создает единую пластическую мелодию, замкнутую внутри композиции. Все это единый величественный аккорд, который прославляет красоту и силу русской женщины. Крестьянки изображены на берегу небольшой речки, от которой ввысь вздымается предутренний туман. Красноватые лучи солнышка придают особое очарование женским лицам. Беление холста напоминает древние фрески. Художница трактует эту работу как ритуальное действо, показывая красоту людей и мира, при помощи живописного и линейного ритма картины. К сожалению, это последняя большая работа Зинаиды Серебряковой.

В этом же году Бенуа заказывают украсить росписью Казанский вокзал и он приглашает для работы свою племянницу. Художница решает по-своему создать восточную тему. Представить Индию, Японию, Турцию и Сиам как красивых женщин Востока.

В самом расцвете творчества художницу постигает огромное горе. Заболев тифом, за короткое время от этой страшной болезни сгорает муж, и на руках Серебряковой остаются мать и четверо детей. В 1920 г. всей семьей они перебираются в Петроград. Дочь Таня поступает в балет и Серебрякова несколько лет развивает театральную тему, изображая балерин. Но работа не приносит истинного удовлетворения. Семья испытывает острую нужду буквально во всем. Запасы, что были в имении полностью разграблены. Нет красок, и художница пишет углем и карандашом свой «Карточный Домик», в котором изображает своих детей. Серебрякова отвечает категорическим отказом освоить стиль футуризма и находит работу в археологическом музее Харькова, делая карандашом эскизы экспонатов.

Любители искусства почти даром, за еду или старые вещи приобретают ее картины. В связи с тяжелым финансовым положением Зинаида Евгеньевна в 1924 г. уезжает в Париж, куда она была приглашена для работы над декоративной росписью. Закончив работу, она собирается возвратиться, но по некоторым объективным обстоятельствам останется в Париже навсегда.

Серебрякова путешествует по африканским странам. Экзотические пейзажи удивляют ее, она пишет Атласские горы, портреты женщин-африканок, создает цикл этюдов о рыбаках Бретани.

С 1947 года Серебрякова становится гражданкой Франции. Долгие сорок с лишним лет за границей, вдали от России, не приносят ей творческого удовлетворения; она часто испытывает тоску по родным местам. Даже ее зарисовки безмолвно говорят о том, что Серебрякова осталась верна теме русского народа и реализму. Художница и во время своих многочисленных путешествий писала картины, главными героями которых были крестьяне, рыбаки, люди из народа.

В 1966 году в столице СССР в Москве и некоторых крупных городах были открыты выставки работ Серебряковой, многие из картин приобретены российскими музеями.

Прекрасная русская художница Зинаида Серебрякова скончалась не на родине, в Париже в 1967 г. в преклонном возрасте 82 лет.

27.08.2018 /


Девушка со свечой. Автопортрет (фрагмент)

На долю Зинаиды Евгеньевны Серебряковой выпала непростая судьба, в которой была и большая любовь, и счастье материнства, и радость творить, и многолетняя разлука с детьми, и тоска по покинутой Родине.

Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь и творчество

Будущий художник Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве Лансере) родилась 10 декабря 1884 года в имении Нескучном под Харьковом, в семье известного скульптора Евгения Лансере и Екатерины Лансере (в девичестве Бенуа).

В 1886 году скоропостижно скончался папа художницы и большая семья поселилась в квартире дедушки Николая Бенуа, знаменитого архитектора.

Мама Зинаиды в молодости была художником-графиком. А ещё были два знаменитых дяди: архитектор Леонтий Бенуа и художник Александр Бенуа.

В семье Евгения и Екатерины Лансере, кроме Зинаиды, росло ещё два ребенка: Николай (в последующем знамений архитектор) и Евгений (в последующем известный художник).

Росла Зина… болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом.

Из воспоминаний Александра Бенуа

Детство и юность будущей художницы прошли в Петербурге, и в любимом имении «Нескучном». Девочка рано начала рисовать и с талантливой племянницей много занимался дядя Александр Бенуа.

Одна из первых картин Зинаиды Серебряковой – «Яблоня». Эта картина была написана в 1900 году в «Нескучном». Молодое крепкое задорное деревце изгибает свои ветки под тяжестью румяных плодов. Много лет спустя искусствоведы скажут, что юная Зинаида, подсознательно, изобразила символ плодородия, свободной жизни в единении с природой. И этот символ определил весь творческий путь художника на всю оставшуюся жизнь.

Яблоня

…У нас в имении Нескучном где все, и природа, и окружавшая меня крестьянская жизнь, своей живописностью волновали и восхищали меня, и я вообще жила в каком-то «чаду энтузиазма»…

Зинаида Евгеньевна окончила, в 1900 году, женскую гимназию и без особых усилий поступила Петербургскую Академию живописи. Однако, учёба в Академии девушке не нравилась, и очень скоро будущая художница оставила стены академии и поступила в художественную школу княгини М.К. Тенишевой, а некоторое время спустя начала брать уроки живописи у знаменитого портретиста Осипа Браза.

В 1902 году девушку отправляют в Италию для лечения и изучения итальянской живописи.

Сейчас сложно сказать, насколько была больна Зинаида Евгеньевна… Всё дело в том, что у будущей знаменитой художницы был двоюродный брат Борис Серебряков. Молодые люди долго дружили, дружили и влюбились друг в друга. Родственники знали о этой связи, в конце концов смирились с неизбежным и перестали препятствовать влюблённым.

В конце концов, все родственники согласились на этот брак, но вот церковь была против венчания близких родственников. Вопрос решили при помощи «дара» в 300 рублей – священник обвенчал молодых и семья Серебряковых (Зинаида Евгеньевна взяла фамилию мужа) в 1905 году выехала в Париж.

В столице Франции Зинаида поступает в Академию де ла Гранд Шомьер и с большим увлечением учится, много рисует с натуры, пишет эскизы.

В 1906 году молодая семья возвращается в Петербург. Молодому супругу нужно заканчивать университет (он станет железнодорожным инженером), а молодой супруге приходит пора рожать первенца.

В 1906 году родился сын Евгений, а в 1907 году – сын Александр.

Семья живет в Нескучном, Зинаида занимается маленькими детьми и очень много пишет: этюды, пейзажи и портреты. И принимает решение выставить свои работы на 7-й выставке художников в Москве в 1910 году.

Автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» приобретает Третьяковская галерея. Это был несомненный и очень громкий успех.

За туалетом

Я решила остаться с детьми в Нескучном… Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом - наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале…

Из воспоминаний Зинаиды Серебряковой

Потом случился небольшой, но очень счастливый, перерыв в творческой деятельности: в 1912 году родилась дочь Татьяна, а через год – Екатерина.

С 1914 по 1917 годы создаёт целую серию картин о русской природе и русской деревне («Крестьяне», «Спящая крестьянка», знаменитая «Беление холста»), помогает своему брату Александру расписывать Казанский вокзал, пишет композиции по античным мифам и целую серию автопортретов.

Вот для меня всегда казалось, что быть любимой и быть влюбленной - это счастье, я была всегда как в чаду, не замечая жизни вокруг, и была счастлива, хотя и тогда знала и печаль и слезы… Вы так молоды, любимы, цените это время, драгоценный друг.

Письмо Зинаиды Серебряковой к Галине Тесленко. Петроград, 28 февраля 1922 года =

А потом грянула революция, а за революцией пришла и гражданская война. Зинаида Евгеньевна вместе с детьми перебирается в Харьков, где для неё нашлась работа в археологическом музее. Родовое имение под Харьковом «Нескучное» сгорело вместе со всеми картинами художницы. Муж отправился в Сибирь на заработки, заболел тифом и умер.

С больной матерью и четырьмя маленькими детьми на руках, без средств к существованию, без постоянного жилья. Именно в это время появляется одно из самых трагических полотен художницы «Карточный домик». Масляных красок просто нет и она пишет карандашом, и углём.

Карточный домик – это её счастье, которое вдруг разрушилось, её четверо осиротевших детей. И их несчастная, выбившаяся из сил мать.

В 1920 году семья Серебряковых возвращается в Петербург, в квартиру деда Николая Бенуа. Тут, в первый раз за последние годы, обездоленному семейству улыбнулась удача – в большую квартиру подселили «на уплотнение» МХАТовских артистов, а не советских работников.

Зинаида снова начинает писать. Она пишет несколько портретов покойного мужа (сейчас они хранятся в Третьяковской галерее и Новосибирской картинной галерее), пишет целую серию работ о театре. Случилась так, что дочь Зинаиды Евгеньевны начала заниматься балетом и художница вместе с дочерьми часто бывает в Мариинском театре.

Тяжелые голодные времена сменяются некоторым оживлением – возрождается выставочная деятельность. Серебрякова снова много работает и в 1924 году становится участником большой выставки русских художников в Америке. Всё её картины проданы, но полученных за картины 500 долларов катастрофически мало для жизни большой семьи в советской России и окрыленная Серебрякова решает ехать в Париж, устроить там персональную выставку и заработать побольше денег.

Это версия официальная. А может быть, она поверила в свой успех и захотела простого благополучия и международного признания? Это уже моя версия.

Однако, в Париже и без Серебряковой огромное количество русских художников, а Париж переменчив и избалован просто невероятным предложением живописи по очень необременительным ценам. К тому же у Зинаиды Евгеньевны напрочь отсутствовала коммерческая жилка.

Впоследствии Константин Сомов рассказывал:

Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все её обижают.

Первая выставка Серебряковой в Париже прошла только в 1927 году.

Все заработанные в Париже деньги Зинаида Евгеньевна отправляет в Петербург на содержание своей семьи. Сама же живет во Франции на птичьих правах (с паспортом беженца. Французское гражданство она получила только в 1947 году).

Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью - уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь.

Почему она не вернулась в Россию? Почему не перевезла семью во Францию? Сложные вопросы, на которые я точно не смогу ответить.

Через несколько лет во Францию приезжает дочь Катя, а потом сын Александр. И прекращается иммиграция из Советского Союза. Свою дочь Татьяну Зинаида Евгеньевна увидит только через 36 лет с наступлением хрущевской оттепели.

В 1961 году в Париж приехали два советских художника – Д. Шмаринов и С, Герасимов. Именно они помогли организовать выставки картин Серебряковой в Москве, Ленинграде и Киеве в 1966 году. Альбомы с её работами расходятся миллионными тиражами по всему миру.

К ней, наконец, приходит такая желанная слава и пришла эта слава из покинутой России – после выставки в СССР за полотнами художника начинается настоящая охота по всему миру. Серебрякову сравнивают с Ренуаром и Боттичелли.

Она так и не успела обрести независимость и финансовое благополучие, которых добивалась всю свою жизнь.
А международная слава осталась.

Сегодня её картины продаются не просто «за дорого». В 2015 году картина «Спящая девочка» была продана на аукционе за 5,9 миллионов долларов.
Жизнь ужасно несправедлива. Или справедлива? У меня нет ответа.

Картины художника Зинаиды Серебряковой


Спящая крестьянка
Жатва
Беление холста
В балетной уборной («Большие балерины»)
Спящая натурщица
Баня
За завтраком
Аннеси
Портрет Б.А. Серебрякова
Баня
На пляже
Отдыхающая негритянка
Лежащая марокканка
Портрет Веры Фокиной
Спящая девочка
Обнаженная
Карточный домик
Зеленя осенью За туалетом. Автопортрет Освещенная солнцем Автопортрет в костюме Пьеро Портрет Ольги Константиновны Лансере Купальщица Девушка со свечой. Автопортрет Кормилица с ребенком Балетная уборная. Снежинки Автопортрет с дочерьми Катя с куклами Серебрякова Катя в голубом платье возле ёлки Катя с натюрмортом Портрет А.Д. Даниловой Портрет В.К. Ивановой в костюме испанки Сын Александр в карнавальном костюме

Зинаида Евгеньевна Серебрякова — известная русская художница. Являлась ярким представителем объединения художников « ». Также известна, как одна из первых женщин России, вошедших в историю русской живописи.

Зинаида Серебрякова (до замужества — Лансере) родилась 12 декабря 1884 года в селе Нескучное в Харьковской губернии. С самого детства она была окружена творчеством и искусством. Дело в том, что Зинаида Евгеньевна родилась в семье, которая была прославлена настоящими талантами в различных видах творчества. Её дедом был известный архитектор Николай Бенуа (1813-1898). Известным скульптором был и отец Зинаиды — (1848-1886). Также у Зинаиды была сестра Александра Бенуа, которая занималась графикой, брат Николай — архитектор, брат Евгений — график и живописец. Стоит отметить, что на Зинаиде Серебряковой род талантливых скульпторов и художников не закончился. Дочь Евгения стали архитектором и реставратором, сын Александр стал известным оформителем и художником, дочь Татьяна стала заслуженным художником РСФСР, дочь Екатерина стала художницей.

Зинаида Лансере окончила женскую гимназию и художественную школу. Была ученицей известного живописца Осипа Эммануиловича Браза (1873-1936). Также обучалась в парижской Академии де ла Гранд Шомьер. В 1905 году вышла замуж за железнодорожного инженера Бориса Серебрякова.

Искусство художницы, которая прославила русскую живопись, очень душевное и тёплое. При помощи своего творчества она пыталась передать зрителю красоту русской земли и русской культуры. Также много путешествовала. В 1924 году уехала в Париж и долгое время не могла видеться с детьми. Первый раз после разлуки она встретилась со своей дочерью только спустя 36 лет в 1960 году, когда наступила хрущёвская оттепель. Умерла в Париже 19 сентября 1967 года. В настоящее время её картины находятся в собраниях таких крупных музеев, как: Одесский художественный музей, Русский музей, Государственная Третьяковская галерея.

Хотите украсить свой дом предметом искусства или сделать красивый подарок? В Мастерской портретов вы сможете заказать портрет маслом от профессионального художника. Высокое качество и быстрые сроки исполнения.

Зинаида Серебрякова картины

Автопортрет в костюме Пьеро

Автопортрет Зинаиды Серебряковой в белой кофточке

Автопортрет с дочерьми

Балерины в уборной

Беление холста

Бретань. Городок Пон-л Аббе. Порт

Булочница с улицы Лепик

В гримерной

Девушка с черными косами

Девушка со свечой

Елена Браславская

За завтраком

За туалетом. Автопортрет

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png