Одна из наиболее почитаемых и великих святынь православного мира — Иверская Божьей Матери. Является также одним из самых распространенных изображений Пречистой Девы в православии.

К этому святому образу вот уже много веков верующие прибегают в самых трудных ситуациях своей жизни и получают помощь. Лик Богоматери спасает всех – даже тех, кто не относится к православной вере, настолько велика благодать чудотворного образа.

Оригинал этой иконы вот уже более тысячи лет находится на Святой горе Афон, в прославленном Иверском монастыре. Иверия – это древнее название Грузии, и свое название святое место получило потому, что обитель была основана именно выходцами из Грузии.

История иконы

История этого древнего образа удивительна и прекрасна. Считается, что лик Божьей Матери запечатлел сам евангелист Лука, еще в дни земной жизни Пречистой девы .

Дальнейшие события связаны с тяжелым и опасным для христиан временем – иконоборчеством, когда возникла идея о том, что поклонение иконам противоречит духу церкви.

В конце 13 века древний образ хранился в домовой церкви одной набожной богатой вдовы, проживавшей на территории Византии (нынешняя Турция). Иконоборцы пришли в ее дом и хотели уничтожить чудесный образ. Однако их больше интересовала нажива, и они отступились после того, как вдова пообещала им много денег за то, что они до утра не тронут святую икону.

Один из солдат ударил образ копьем, и из лика Богородицы потекла кровь. Несмотря на то, что данное чудо поразило еретиков, риск потерять святыню был слишком велик. Потому вдова ночью долго молилась, прося Господа помочь ей в спасении лика Пречистой Девы.

Женщина получила знак свыше и сделала так, как ей сказал Господь: опустила бесценный образ в волны Средиземного моря, надеясь на чудо. И оно произошло: не утонула и не затерялась в воде. Образ располагался в воде не плашмя, а держался вертикально, и от него в ночное небо шел столп света. Это чудо убедило вдову в том, что образ находится в безопасности.

После долгого пути чудотворная икона приплыла к берегам Афона, и ее увидели монахи Иверского монастыря. Они заметили ее по световому столбу, который поднимался в небо над образом.

Весьма обрадованные, иноки хотели достать образ Царицы Небесной из воды, но поначалу у них это не получалось. Образ смог извлечь из моря отшельник Гавриил Святогорец (грузин по национальности): Матерь Божья явилась ему во сне и велела достать свой чудотворный образ из волн морских. При этом инок должен был пойти по водам, не боясь ничего.

И все произошло именно так, как ему сказала : святой Гавриил Святогорец пошел по морской глади, и икона сама подплыла к нему . Под благодарственные молитвы отшельник вынес образ на берег. В течение трех суток монахи служили благодарственную службу, а по истечении этого времени обнаружилось, что иконы в храме нет – иноки нашли ее над монастырскими вратами.

Монахи попробовали перенести образ обратно во храм. Но каждый раз он удивительным образом оказывался все там же – над вратами. Пречистая снова явилась во сне Гавриилу и пояснила, что желает оставить свой образ именно в этом месте. Иноки согласились и оставили икону там, где пожелала сама Богоматерь. С тех пор образ стали называть Вратарницей (по-гречески это звучит – Портаитисса).

Отсюда, с избранного ею места, Матерь Божия охраняет монастырь и весь святой Афон. Благодаря чудотворному образу, Иверский монастырь прославился и вырос. В настоящее время он является одним из наиболее известных и любимых паломниками обителей на всей святой земле Афона.

Иверский образ предупреждает о беде

Иверский образ сегодня находится в небольшом храме, расположенном во дворе обители. Храм этот возведен специально для сохранения . Образ украшает богатый оклад с сияющими драгоценными камнями. Лампада, расположенная перед ликом Пресвятой девы, имеет свойство предупреждать иноков обители о предстоящих бедах.

Если лампада сама по себе раскачивается – значит, произойдет какое-то недоброе событие , и Богоматерь предупреждает монахов о нем. Так, иноки рассказывают, что лампада сообщает об эпидемиях опасных заболеваний, тяжелых землетрясениях, войнах. Такое было перед вторжением турок на о.Кипр, перед началом Иракской войны, накануне трагического Спитакского землетрясения.

О чем молятся чудотворному образу?

Иверская икона дает помощь и святое прощение всем раскаявшимся грешникам. Она особо милостива к тем, кто прибегает к ее помощи и верует в заступничество. Тот, кто обрел силы раскаяться и пройти покаяние, обретает благодаря чудесному образу исцеление от недугов и печалей, чувствует радость и близость к Пречистой Деве.

Даже самым тяжким грешникам Матерь Божия через свой образ может даровать успокоение и духовную чистоту. Часто к иконе обращаются те, кто страдает от дурных наклонностей и привычек. Искренняя молитва всегда находит ответ: и люди, годами страдавшие от алкоголизма или других привычек, не способные найти в себе силы для того чтобы расстаться с ними, обретают удивительную решимость и с лёгкостью начинают новую жизнь.

Также перед Иверским образом Богородицы молятся о вразумлении тех, кто отступился или забыл о вере. И по молитвам близких люди, давно не посещавшие храма, возвращаются к вере, начинают молиться, посещать церковь, совершать таинство Причастия.

Такова сила Владычицы Небесной, явленная нам в ее чудотворном образе. Рассказывают, что уже в наши дни одна мать, потерявшая ребенка, в отчаянии хотела совершить самоубийство. Молитва перед святым образом дала ей не только вразумление и силы для борьбы с депрессией, но и понимание необходимости дальнейшей жизни.

Кроме того, образ приходит на помощь тем, кто страдает от духовных недугов и болезней тела. И Матерь Божия приходит на помощь тем, кто искренне верует. Проходят самые тяжелые недуги, исцеляются давние хронические заболевания. Возвращаются к жизни те, кому врачи подписали приговор: есть свидетельства, что молитвы перед Иверским образом помогли при самых тяжелых заболеваниях, таких как лейкоз, паралич. При этом исцеления совершались не только в древние времена, но и в наши дни – об этом существует масса свидетельств.

Поскольку образ называется Вратарница, то он оберегает дом от , грабежа и прочих бед . Поэтому Иверской Богоматери молятся, когда хотят сохранить свой дом в безопасности, защитить его от разгневанной стихии во время бедствий.

Маленькую иконку или фото образа можно расположить в квартире или доме недалеко от входа – Вратарница позаботится о том, чтобы через него не смог перешагнуть ни один недобрый человек. Иверскую Богоматерь просят уберечь от пожара. А если случилась эта беда, то икона может помочь справиться с ней.

Чудесный образ помогает и тем, кто просит о достатке в доме, благополучии и защите от колдовства. Спасает от врагов и клеветы, избавляет от преследований.

Кроме того, чудотворной иконе молятся о нерушимости границ родной страны. Известно, что образ Пречистой Девы имеет такое сильное значение, что ему молятся даже католики и протестанты. После этого некоторые принимали Православие.

Текст молитвы к Иверской иконе Божьей Матери

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.

Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы обретения первообраза в море у Афонской горы

Икона Иверской Божией Матери («Вратарница») одна из самых почитаемых в мире, и самых недоступных. Начнем с того, что последняя женщина, которая ее видела, жила более 1200 лет назад. По преданию, это была вдова из Никеи, хранившая образ у себя в доме и во времена иконоборчества пустившая икону плыть по морским волнам, чтобы не допустить ее поругания.

В X веке икону увидели стоящей на море монахи афонского монастыря Ивирон (Иверского, Грузинского). Подвижник высокой жизни Гавриил смог пройти по водам и взять икону. С тех пор она пребывает в Ивироне и почитается главной святыней Святой Горы.

Многие афонские реликвии и чудотворные иконы выносятся на «большую землю» для поклонения. Достаточно вспомнить принесение в прошлом году в Москву из монастыря Ватопед пояса Пресвятой Богородицы. В настоящее время десятки тысяч людей приезжают в Салоники поклониться принесенной туда из столицы Афона Кареи иконе Божией Матери «Достойно Есть».

В отличие от них «Иверская» никогда Афон не покидала. Напротив, существует предание, что перед концом света икона таинственно исчезнет. А до тех пор монахи-афониты справляются друг у друга, на месте ли «Вратарница», по-прежднему ли она в небольшом бело-красном храме у старых ворот Ивирона.

Тем не менее, «Иверская» стала одной из самых известных богородичных икон. Достаточно перечислить названия ее списков, чтобы понять это всемирное почитание: Московская, Парижская, Монреальская, Моздокская. Даже Гавайская…

Иверская икона достаточно большая - 137x87 см. У нее два оклада, которые меняют один на другой. Более древний, чеканный, изготовлен грузинскими мастерами в XVI в. Внизу находится надпись на грузинском языке: «Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили, а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов. И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь». На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» - сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.


Более поздний оклад на первообразе «Вратарницы». На полях иконы помещены эмалевые изображения апостолов. На старом окладе они поясные, а на новом - в рост. Как и многие чудотворные иконы, Иверская украшена многочисленными пожертвованиями: крестами и монетами. Существует афонское сказание, согласно которому, однажды иверские монахи испытывали недостаток продуктов, и привратник стал требовать от путников деньги за хлеб. Одному из паломников явилась Божия Матерь и передала ему монету. В тот момент, когда привратник взял ее в уплату за пищу, весь хлеб в монастыре зачервивел. Монету рассмотрел игумен и узнал в ней древнюю византийскую номисму, подвешенную к окладу Иверской.


Панорама монастыря Ивирон, рисунок русского паломника В.Г. Григоровича-Барского, 1744 г.


Икона находится не в соборе монастыря, а в храме слева от ворот обители. После обретения монахи сначала поместили икону в алтаре собора, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею... Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют». Поэтому Иверская икона и называется иначе «Портаитиссой» («Вратарницей»). Храм Пресвятой Богородицы Портаитиссы был построен в конце XVII в., предположительно на месте средневекового храма. Фото: www.agionoros.ru


Акафист перед иконой «Вратарницы» читает митрополит Волоколамский Иларион, Афон, монастырь Ивирон, 26 октября 2010 г. Фото: служба коммуникаций ОВЦС МП


Первый список Иверской иконы был привезен на Русь в середине XVII века. В 1647 году архимандрит афонского Иверского монастыря Пахомий приехал в Москву собирать пожертвования и познакомился с наместником столичного Новоспасского монастыря Никоном, будущим патриархом, на которого произвел настолько большое впечатление рассказ о монастыре и о чудотворной иконе, что он попросил изготовить для него список Иверской иконы «мера в меру». образ был написан иконописцем "киром Иамвлихом Романовым". Итак, осенью 1648 года икону торжественно встречали в Москве, у Воскресенских ворот. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь Иверской иконы 13(26 сентября).


Афонскую Иверскую икону ударил копьем воин иконоборец. Из поврежденного места потекла кровь. Поэтому на многих списках лик Божией Матери изображается с кровоточащей раной


В мае 2012 году древнейший список Иверской иконы был передан Церкви и возвращен в Новодевичий монастырь. Фото: .


25 мая 2012 года перед иконой был совершен молебен на Васильевском спуске. Его возглавили Патриарх Москоский и всея Руси Кирилл и архепископ Афинский и всея Эллады Иероним II. Фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси .


Иверская часовня у Воскресенских ворот, фото начала XX века. В часовне хранилась икона написанная царскими иконописцами в XVII в., т.н. Московская Иверская. Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал: «Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения». Образ из часовни часто выносили для поклонения и обхода домов, особенно во время эпидемий. На время ее отсутствия в часовне выставлялись для поклонения замещающие ее иконы.


Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною...» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы: «Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской... Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».


Иверская икона Божией Матери, Москва, последняя четверть XVII в., Государственная Третьяковская Галерея, храм свт. Николая в Толмачах. В последнее время все больше историков и искусствоведов склоняются к тому, что эта икона и есть Московская Иверская.


В храме Воскресения Христова в Сокольниках хранится образ из Иверской часовни. Остается открытым вопрос, является ли эта икона Московской Иверской или замещающим образом


Другой замещающий образ из Иверской часовни находится в Париже. Он был вывезен во Францию в 1812 году офицером отступавшей армии Наполеона и неожиданно обнаружен в антикварной лавке русским эмигрантом в 1930 году и выкуплен в 1932 году огромными усилиями эмиграции, в частности известного подвижника епископа Вениамина (Федченкова, впоследствии митрополита). Многие жертвовали на выкуп иконы свои последние средства. Парижская Иверская икона хранится на Трехсвятительском подворье (рю Петель, 5), где перед ней читается акафист по средам. Чтимые Иверские иконы есть и в других известных приходах русской эмиграции первой волны. Например, в храме свт. Николая на виа Палестра, 69 в Риме.


В 1995 году Иверская часовня была восстановлена и торжественно освящена Патриархом Алексием II.


Для восстановленной часовни иеромонахом Лукой из афонского монастыря Ксенофонт был написан список «Вратарницы». Перед образом ежедневно читается акафист московскими священниками в порядке очереди.


Список Иверской иконы из Николо-Перервинского монастыря. Часовня у Воскресенских ворот была приписана к монастырю еще в 1659 году. Молебны в ней служили перервинские иеромонахи. Фото: В.Ходаков, И. Лазута, пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси .


Иверская икона из Валдайского Иверского монастыря. Обитель была основана патриархом Никоном, который попросил Ивирон прислать ему еще один список иконы «Вратарницы», что и было исполнено около 1655 года. Икону встречали на Валдае 12 февраля 1656 года. Отсюда и пошла традиция второго русского праздника в честь Иверской иконы - 12 (25) февраля. После революции список исчез и до сих пор не найден. Представленная на фото икона более поздняя.


Иверская-Монреальская икона Божией Матери была написана на Афоне в 1981 году. Мироточила почти непрерывно с 1982 года в течение 15 лет. Икона объехала практически весь мир - образ перевозил из храма в храм его хранитель, обратившийся в Православие чилиец Иосиф Хосе Муньос Кортес. Ватки со святым миром хранятся во многих приходах. В ночь с 30 на 31 октября брат Иосиф был убит при до сих пор не выясненных обстоятельствах, а икона исчезла. Мироточат и списки с Монреальской иконы. Так с 2007 года миро источает ее небольшая бумажная копия, находящаяся в приходе РПЦЗ на Гавайях.


По легенде, список с афонской Иверской иконы был передан осетинам св. царицей Тамарой. В 1768 г., по указу Екатерины II, осетины аула Марьям-Kay должны были переселиться на новое место. Они взяли с собой и чтимый образ. Путники заночевали на берегу Терека, у города Моздока. Ночью от иконы лился свет. Утром же волы отказались двигаться с места и везти телегу, на которую был водружена икона. Одному осетину во сне явилась Божия Матерь и приказала оставить икону на этом месте. Известие дошло до архиерея, и образ был перенесен в собор. Моздокская Иверская икона почитается по всему Северному Кавказу и на Дону.


Список Иверской иконы из Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы (Сиони) в Тбилиси. Написана на Афоне по просьбе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и принесена в Тбилиси в 1989 году. Патриарх Илия ΙΙ и сам пишет иконы. Одна из них, чтимый образ Иверской, находится в новом кафедральном соборе Пресвятой Троицы (Цминда Самеба).


Список Иверской иконы из Роженовского монастыря, Болгария, конец XVIII в.


Иверская икона Божией Матери, Кострома, конец XVII-начало XVIII в.


Распространенная иконография рубежа XIX-XX вв. Как правило, такие иконы тиражировались в мастерских Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне

Подготовил Арсений ЗАГУЛЯЕВ

К первым изображениям Богородицы, написанным еще евангелистом Лукой, относится Иверская икона Божьей Матери: где находится сегодня святой образ, исполняя свое высшее предназначение? Он был благословлен самой Приснодевой, с тех пор вовеки пребудет с ними сила и благодать Всевышнего. История образа чудесна и удивительна.

Обретение Иверской иконы Богородицы

В IX веке правление Византией императором Феофилом (813-843 годы) стало жестоким временем испытаний для молодой христианской веры, периодом угнетения и уничтожения святых икон. Божественные образы забирали из монашеских обителей, из домов христиан, а затем разжигали на улицах костры, бросали реликвии в огонь. Изображение Богоматери как святыню хранила у себя дома благочестивая вдова, жившая неподалеку от города Никеи. Однажды к ней также пришли воины императора-иконоборца. Один из жестокосердых ударил богородичную икону мечом, и все увидели, как из повреждения на доске потекла кровь. В ужасе наемники отступили, а ударивший пал на колени. Когда растерянные воины покинули дом, женщина решила надежно скрыть икону, чтобы спасти ее от других варваров.

Благочестивая женщина пошла к морю и опустила на воду святой лик. Икона не утонула, а удивительно поплыла по волнам в вертикальном положении. Сын вдовы видел это, после он отправился на Афон, где посвятил себя иночеству. Благодаря его рассказам и свидетельствам предание о чудесной иконе Божией Матери сохранилось.

Прошло много лет, одного дня (1004 года) святой образ Богоматери, окруженный «столпом огненным», появился на море недалеко от Иверской монашеской обители, что на горе Афон. Тогда в Иверском монастыре проживал старец-подвижник по имени Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). Дни и ночи он посвящал изучению святых книг, а питался ключевой водой и горными травами. К нему во сне пришла Пречистая, повелела сказать братии и настоятелям, что дает обители свою святую икону для заступничества и помощи. Далее Богородица велела старцу без страха и опаски пойти прямо по воде к иконе. Гавриил выполнил наказ. С молитвой, верой он прошел, ступая просто по поверхности водной глади, взял чудесную икону, а затем вынес ее на сушу.

Пришедшие крестным ходом монахи внесли образ в обитель и поместили его в алтарь. Но утром следующего дня иконы на месте не оказалось. После безрезультатных поисков святой лик, к всеобщему удивлению, был обнаружен на стене выше монастырских ворот. Его вернули, но наутро все повторилось. И вновь явилась преподобному Гавриилу Пресвятая Богородица. Сказала передать монахам и игумену, что не им хранить Матерь Божию, а она сама явилась, чтобы быть хранительницей. А еще, пока святая икона с обителью, а монахи будут трудолюбивы и добродетельны, не оскудеет для них милость Господа.

Иноки поняли, что чудодейственный образ сам выбрал себе место. Икону разместили в киоте над входом, а вскоре соорудили специально для нее небольшой храм возле врат. Здесь святыня пребывает до сегодняшнего дня. Имя иконе дали по названию обители – Иверская, а также упомянули ее особенность, место пребывания, назвав «Вратарницей» (что на греческом языке звучит как «Портаитисса») .

Иверский монастырь: обитель образа Богородицы

Иверская обитель расположена в чудесном месте – на северо-восточном побережье Святой Горы. Северо-западная сторона монастыря окружена горами с густым лесом. Монастырь получил имя Иверского из-за грузинского происхождения его первых монахов, основателей. Латиняне причинили много бед святой обители, разорили ее (1259 год). С 1285 до 1306 года следовали нападения латинян и каталонцев. Монастырь был в упадке до конца XVI века.

XVII столетие ознаменовалось возрождением Иверского монастыря. К XIX веку политические перевороты изменили расстановку сил, грузин на востоке становилось все меньше. Управлять обителью стали исключительно греки.

Оригинал Иверской иконы Богородицы ни разу не вывозили из обители, святой лик всегда находится на Афоне, в Иверском монастыре. Но по обращениям, молитвам монахи-изографы пишут списки и предоставляют их храмам, монастырям, мирянам. Только три раза каждый год «Вратарницу» выносят из храма:

  1. Перед Христовым Рождеством (после 21.00) монахи с почетом переносят образ в собор и оставляют там до первого понедельника после празднования Собора Иоанна Крестителя.
  2. В день вторника Пасхальной недели иноки совершают крестный ход внутри монастыря.
  3. На празднование Успения Пресвятой Божией Матери.

Афонское предание гласит, что перед Вторым Пришествием Иверский образ Приснодевы покинет обитель на Афоне. Об этом поведал преподобный Нил (Мироточивый), который являлся монаху Феофану (1813-1819 годы).

Почитание Иверской иконы Богородицы на Руси

История старинной реликвии на Руси начинается с посещения Москвы игуменом Иверской обители архимандритом Пахомием. Монах прибыл в столицу, собирая пожертвования. Узнав о чудесной иконе, царь Алексей Михайлович (Романов) пригласил (середина XVII века) иверских иноков посетить Россию, а архимандрит Никон просил о даровании извода святыни.

Готовя копию русскому царю, иверский иконограф иеромонах, имя которого Ямвлих Романов, соблюдал строгий пост, а другие иноки усердно молились. Список иконы был выполнен идентично оригинальному изображению, соблюдены все размеры. Прибыв в Москву 13 октября 1648 года, иверские монахи (экклисиарх Пахомий, иеродиакон Дамаскин, келарь Игнатий) подарили царю, вышедшему с торжественной процессией навстречу, копию образа Иверской Божьей Матери. В ответ на молитвы чудотворная святыня помогла излечить царскую дочь. Желая отблагодарить Царицу Небесную и Иверских иноков за чудо, русский царь выделил им обитель Святого Николая, расположенную в центре Москвы.

Сначала Вратарницу с почетом вручили Успенскому собору Кремля. Затем передали церкви при доме царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году, отправляясь в военный поход, государь взял икону с собой. Сражение под Вязьмой завершилось разгромом вражеских польских войск. В благодарность за одержанную победу Алексей Михайлович поставил Иверский богородичный образ в Смоленском соборе на территории Новодевичьего монастыря. В XVI-XVII веках храм являлся местом «царского богомолья».

Слава об Иверской иконе быстро разошлась по Руси. Появились новые списки:

  • В 1656 году благодаря деятельности Патриарха Никона доставили второй афонский извод Вратарницы для обустройства Валдайской Иверской обители.
  • В 1669 году возвели еще одну московскую (Иверскую) часовню. Место для нее выбрали у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь разместили список Иверской иконы Богоматери, написанный в Москве с афонского образа (Новодевичьего монастыря). Новое изображение имело немного больший размер. Сейчас его можно увидеть в Воскресенском храме, что в Сокольниках.
  • Также копия святого образа есть в Третьяковской галерее. Ранее икона находилась в Иверской часовне. Ее брали для молебнов на дому тяжелобольных. Чтобы богородичный лик удобно было транспортировать, внизу сделаны петли.


Днями празднования святой Иверской иконы Богоматери являются:

  • 12 февраля (по старому стилю 25 февраля), во вторник Пасхальной недели в честь явления святыни на Афоне.
  • 13 октября (по старому стилю 26 октября) появление в Москве (1648 год) чудотворного афонского списка образа, дара царю Алексею Михайловичу.

Традиции написания Иверского образа Божьей Матери

Иверская икона Богородицы является особым вариантом иконографического типа «Одигитрии». В византийском искусстве писания он получил название «Милостивая». Изображение наносят на доску вытянутой формы. При этом фигуры Богородицы и Богомладенца заполняют практически всю поверхность. Царица Небесная написана по пояс, ее голова слегка склонена в сторону Христа. Правая рука Девы Марии в молитвенном движении приподнята до уровня груди.

Богомладенец прямо и высоко расположен на левой руке Божьей Матери. Его голова немного откинута назад в повороте к Богородице. Правая рука Христа направлена к руке Матери в двуперстном благословляющем жесте. Левой рукой Иисус удерживает свиток, который вертикально опирается на колено.

Характерной чертой Иверской иконы представляется особое расположение рук Девы Марии, а также повторяющиеся полукруглые складки одежды Богоматери. Эти детали визуально создают определенное место для Божественного Младенца, напоминающее трон. Изображение полностью отвечает поэтической и богословской византийской трактовке образа Пресвятой Богородицы. Она есть вместилище, храм Невместимого. Эта черта четко наблюдается в произведениях искусства Византии периода XI-XII веков.

Прослеживается своеобразная иконопись в изображении святых ликов. У Богоматери и Иисуса массивные, крупные черты, миндалевидные широко раскрытые глаза; взгляд направлен вперед. Мать и Сын имеют сосредоточенное выражение лиц. Обязательной чертой Пречистой является изображение на правой щеке (ланите) раны, нанесенной рукой воина-иконоборца, из которой сочится кровь.

Копии, написанные монахами Иверского монастыря, не отличаются от оригинала ни размерами, ни изображением. На иконе мастер оставлял автограф на греческом языке. (Например, что эту икону писал Ямвлих Романов, который живет в Иверской келье. Лето 7156). Над головой Девы Марии между двумя ангелами слова «Вратарница Иверская», возле правого плеча – «Милующая». В начале XVI века для иконы из золота и серебра грузинские мастера изготовили драгоценный чеканный оклад. Он полностью покрывал образ, оставляя открытыми только лики Богородицы и Младенца Христа. Украшение точно повторяет иконографию древнего образа, но на полях накладка дополнена чеканными изображениями 12 апостолов.

В чем поможет Иверский лик Богоматери

К Иверской иконе Божией Матери люди приходят с проблемами, бедами, просят о помощи, разрешении дилемм, пр. Прежде всего, Богородица – Великая утешительница, она уменьшит скорби, направит на верный путь. Сельским жителям можно молиться о хорошем будущем урожае, о том, чтобы земля была плодородной.

Само название «Вратарница» говорит о том, что икона оберегает домашний очаг, дом, помогает защитить его от врагов, пожара, отвернет от дома недоброжелателей и напасти. Поэтому держать образ лучше у входа в дом, квартиру или офис.

Чудотворный образ, если нужно, способен вразумить и самих хозяев дома. Старая притча рассказывает историю о голодном путнике, который решил в монастыре поискать пристанища на одну ночь. Время для обители было нелегкое, и привратник решил взять плату с человека. Денег у него не было, поэтому остался путник без пищи и крова. Продолжая свой путь, он повстречал женщину, которая дала ему золотую монету. Бедняк обрадовался и вернулся к монахам, чтобы поесть за плату. Когда иноки взяли монету, поразились. Точно такими же был украшен оклад Иверской иконы. И поняли они – сама Богородица пожалела бедняка, пристыдив их.

Раскаялись иноки, захотели угостить путника, да только все их продукты испортились. С тех пор больше никогда монахи не брали денег за кров, хлеб и воду. Они радушно встречают своих гостей, угощая их ракией, фруктами, сладким лукумом.

Попадая в сложные жизненные ситуации, мы с надеждой уповаем на помощь Небес . Чаще всего обращаем свой взор на покровительницу всех людей и их заступницу перед Всевышним - Матерь Божью .

Её образ всегда найдём слева от царских врат в любой православной церкви. Особое место среди икон Пресвятой Богородицы занимает её Иверская икона. Это одна из наиболее распространённых, самых чтимых и знаменитых святынь православия.

Лик Пречистой Девы спасает даже тех, кто не принадлежит к православной вере, так велика его спасительная сила . Сила, которую он черпает из почти двухтысячелетней своей истории.

Вконтакте

Одноклассники

Иверская икона - истоки

Не в том ли источник этой силы , что икона родилась из-под кисти апостола и евангелиста Луки ещё при земной жизни Богородицы? То есть он творил её образ, как ныне говорят, с натуры. Предание приписывает ему создание до семидесяти икон Пречистой. Надо полагать, творения апостола пришлись по душе Пресвятой Деве, которая, созерцая их, сказала: родившегося от неё и милость её будут с этими иконами.

Средиземноморский вояж

Следующее упоминание о нашей иконе появляется в пору иконоборчества, когда одна из заповедей Ветхого Завета - не сотворять себе кумира, а также отображения того, что наверху, - становится доминирующей в политике Византии. Её тогдашний правитель - император Феофил посылал свои отряды на истребление икон.

Один из них ворвался в дом зажиточной вдовы в малоазийском городе Никее, где (видимо, соседи доложили) сохранялся образ Богородицы. Хозяйка дома и её сын особо чтили икону, перед которой ежедневно били поклоны. Вдова упросила солдат оставить у неё икону до следующего утра. Один из них, покидая дом, злорадно швырнул копьё в святой лик, и случилось чудо: из пробитой остриём раны полилась кровь.

Шокированные стражники второпях покинули дом, а мать с сыном, получив знак свыше, отнесли свою святыню к берегу моря и пустили её на волю волн. Произошло удивительное: икона не легла плашмя на поверхности воды, а встала вертикально, и над нею поднялся столб света. Спасатели поняли: образ Богородицы в безопасности. О дальнейшей судьбе никейской женщины история умалчивает, а её сын якобы сбежал на гору Афон и стал иноком Иверского монастыря, куда позже прибудет после своего средиземноморского вояжа спасённый им образ Пресвятой Девы.

Обретение имён

Иверский монастырь вырос в конце Х века на Святой Горе средствами грузинского царского дома Багратионов. Поэтому и назван Иверским (Иверией называлась в те времена нынешняя Грузия). Именно послушникам этой обители посчастливилось в одну из апрельских ночей увидеть в море огненный столб. Приблизившись к нему, они заметили в его основании икону Богородицы. Но взять её из моря было невозможно: как только монахи подплывали к ней, она удалялась в море.

По преданию, в ночь на вторник Светлой седмицы к одному из монахов — святому Гавриилу явилась Царица Небесная и сообщила, что икона послана монастырю её милостью, и он должен пойти по волнам и принести образ в обитель. Так и было совершено после утренней молитвы. Получившую название Иверской, икону поместили в главном храме монастыря. Однако на следующее утро её там не оказалось. Нашли образ на воротах обители.

Так повторялось несколько дней, пока святому Гавриилу снова не явилась Богородица. Она объяснила, что ей не угодно, чтобы оберегали её, напротив - она сама желает быть хранительницей монастыря. Братия возвела надвратную церковь, в которой образ пребывает до наших дней. А икона получила второе имя - Портаитиссы, то есть Вратарницы.

Наша земля узнала о чудодейственной иконе в XII веке. Тогдашний предстоятель Новоспасского московского монастыря Тихон и будущий российский патриарх попросил руководство Иверской обители выполнить список Вратарницы для православных Руси. Точная копия иконы прибыла в Москву 26 октября (13 по старому стилю) 1648 года. Её торжественно встречали с молитвой царская семья, клир, сотни мирян.

Через двадцать лет образ поместили при Воскресенских воротах Китай-города под деревянным навесом, а позже возвели вместо него часовенку. После прихода к власти большевиков часовенку, а вместе с ней и ворота, снесли, чтобы не мешали движению военной техники на парады. Казалось, пропал и Иверский образ. Но по некоторым данным, он пережидал атеистическое безвременье в храме Воскресения Сокольников.

Оно произошло 25 октября 1995 года . В тот день греческий самолёт доставил в российскую столицу новый список, выполненный на Святой Горе по просьбе патриарха Алексия ІІ. И всё повторилось сначала: икона разместилась в заново отстроенной часовне у восстановленных Воскресенских ворот.

Сегодня образы Иверской Божьей матери хранятся во многих монастырях и церквях нашей страны и её соседей. В одной только Москве таких обителей более десяти. К наиболее почитаемым иконам, к которым приходят с молитвой просить помощи у Вратарницы наши соотечественники, принадлежат:

  • Список работы иконописца Иверского монастыря на горе Афон Ямвлиха (1648 год) - первая копия с оригинала, прибывшая в Россию;
  • Икона Валдайского Иверского монастыря (1656 год) - точный список с афонского первообраза;
  • Икона в часовне, получившей название Иверской, в Москве (XVII век);
  • Образ в Молчанской Софрониевой пустыни (XVII–XVIII столетия). Это Курская епархия;
  • Икона, хранящаяся в Ново-Иерусалимском монастыре в Подмосковье (XVII век);
  • Нижегородский список (1672 год);
  • Икона в Смоленском монастыре (XVII век);
  • Образ в московском храме на Ордынке (1792 год);
  • Моздокская икона. По свидетельству некоторых источников, подарена царицей Тамарою осетинам за преданность христианским ценностям;
  • Икона в Сухотинском женском монастыре в Тамбове (1855 год);
  • Копия в Киновии архиерейского дома в Саратове;
  • Образ в храме архиерейского дома в Кишинёве (1859 год).

Православные храмы, освящённые в честь Иверской иконы Богоматери, сегодня существуют в России, Китае, Литве, Таджикистане, Украине.

В чем помогает образ?

Волшебное влияние образа Вратарницы испытали на себе многие поколения насельников Святой Горы. Они аргументировано утверждают, что Дева Мария Иверская помогает:

  • исцелять больных;
  • преодолевать недуги тела и души;
  • восполнять запасы;
  • избавляться от вражеских набегов;
  • предостерегает о бедствиях.

Рассказывают, что неугасаемая лампада с маслом перед Ликом вдруг начинает раскачиваться без какого-либо воздействия извне. Обычно это знак приближения какого-то трагического события.

Когда в Х веке войска персидского царя Амира осадили монастырь, иноки стали просить Богородицу перед её образом о выручке. Вдруг налетела буря и уничтожила суда противника. Уцелел один только военачальник. Поражённый дивом божественного гнева, он раскаялся, попросил прощения за грехи, а затем стал одним из благотворителей монастыря.

Подобные чудеса происходят и в наши дни. К примеру, когда турецкие войска вторгались в 1974 году на Кипр, лампада раскачивалась так сильно, что из неё даже выливалось масло. Движения также были замечены перед Спитакским землетрясением в Армении в 1988 году, военной операцией США и стран-союзников против Ирака, предпринятой в 2003 году с целью свержения правительства Саддама Хусейна.

К светлому образу Вратарницы взывают :

  • для утешения в бедах;
  • при пожарах и иных напастях;
  • для умножения плодородия земли;
  • для преодоления пагубных желаний;
  • с просьбой о заступничестве за себя, своих близких и даже врагов.

Эта икона имеет большое значение для тех, кто оступился в жизни и согрешил. Она помогает им отыскать в себе мужество, чтобы искренне покаяться в содеянном, отказаться от пагубных желаний и вернуться к благочестивой жизни. Иверская Божья Матерь охраняет домашний очаг. Она слывёт покровительницей всех женщин, их подсобницей и ходатаем перед Всевышним.

Трагическая судьба Монреальской иконы

Загадочная история у так называемого Монреальского списка Иверской Божьей Матери. Его исполнили на Святой Горе в 1981 году и подарили канадскому знатоку в сфере иконописи - чилийцу по происхождению Иосифу Муньосу-Кортесу. Начиная с 24 ноября 1982 года икона мироточила в течение 15 лет. Миро источало аромат роз и имело сильную исцеляющую способность. Его рассылали на ватке по всему миру. Чудотворная влага помогала избавляться даже от самых тяжёлых заболеваний. Мироточили также некоторые фотографии иконы. Осенью 1997 года Иосиф Муньос-Кортес был убит на Афоне, а Монреальская икона пропала без вести.

Как обращаться к образу?

В молитве, читаемой на молебне перед Иверской иконой в её часовне, просят Богородицу защитить от оговора недобрых людей и нежданной смерти, подарить покаяние прежде кончины и радость вместо печали. Просят избавить от всяческих бед и несчастий, скорби и печалей, от всевозможного зла. Стоящие перед иконой надеются заслужить право стать по правую руку её сына Иисуса Христа и наследовать жизнь вечную в Царстве Небесном со всеми святыми.

В другой молитве прихожане просят Богородицу обратить на них внимание с её святой высоты, потому что нет для них иной помощи, иного заступничества и утешения, кроме неё. Они просят утолить им, немощным, их скорби, наставить на правый путь, исцелить их болезненные сердца, спасти безнадёжных, даровать им жизнь в мире и покаянии и христианскую кончину. Просят также стать их милосердной заступницей на Страшном суде.

Дни почитания иконы

Православная церковь установила дни, в которые мы особо поклоняемся Светлому Образу. Это:

  • Каждый год во вторник после Пасхи (переходящее празднование) - обретение первообраза в море у горы Афон;
  • 25 февраля - прибытие копии иконы в Валдайский монастырь в 1656 году;
  • 26 октября - торжества по поводу прибытия в Москву списка иконы с Афона 1648 год);
  • 6 мая - новое обретение древнейшего московского списка. В этот день 2012 года Исторический музей возвратил его РПЦ.

Храните в своём доме этот образ. Богородица убережёт его от грабителей, пожаров, потопов и прочих напастей. Если с чистым сердцем искренне просить, икона Иверской Божьей Матери обязательно поможет.

Вконтакте

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png