В 1996 году специальным указом о введении профессиональных праздников создан день Черноморского флота. Его отмечают каждый год 13 мая, так как именно в этот день первые боевые корабли заняли место в одной из бухт Чёрного моря. В 2017 году флоту исполнится 234 года. Сегодняшняя флотилия включает в себя самые современные корабли, оборудованные по последнему слову техники, а некоторые из них не имеют аналогов в мире.

История праздника

Поводом к созданию Черноморского флота послужила Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Императрица Екатерина II решила, что необходимо иметь собственные военные силы на Чёрном море. В это время Российскую империю с южной стороны защищала лишь Азовская флотилия, но она включала в себя маломерные суда, которые значительно уступали по мощи турецким кораблям. По этой причине в конце 1775 года вышел указ об основных направлениях создания боевой флотилии, предназначенной для черноморских акваторий.

Согласно указу, он должен был включать в себя 20 крупных кораблей. Строительство первых 8 судов осуществлялось на побережье Азовского моря. Остальные боевые единицы были построены на Днепре, на месте будущего Херсона. Именно здесь заложили линкор «Святая Екатерина», который имел на своем борту 60 пушек. А уже в 1783 году Екатерина Великая объявила о том, что Крым присоединен к составу России.

13 мая (по новому стилю) первые корабли основались в Ахтиарской бухте, которая оказалась наиболее удобным местом дислокации военных сил. Позже на этом месте был выстроен Севастополь. А когда в 90-х годах XX века встал вопрос об учреждении профессионального праздника для моряков, служащих на Черном море, именно день вхождения кораблей в бухту выбрали в качестве памятной даты.

13 мая — День Черноморского флота. В этот день (2 мая по старому стилю) 1783 года в Ахтиарскую бухту (недалеко от татарского села Ахтиар) вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева. Позднее сюда же прибыли 17 кораблей Днепровской флотилии. Так было сформировано ядро нового флота. С этого события начинается история регулярного Черноморского флота и его главной базы — Севастополя.

Удивительная и порою трагичная судьба выпала на долю Черноморского флота. Его корабли и эскадры мужественно сражались во многих морях и с разными противниками, но никогда не знали поражения в бою. Однако волею политических обстоятельств флот несколько раз оказывался в состоянии полного разорения и упадка. Пройдя через эти тяжелейшие испытания, он возрождался вновь, восстанавливал свои боевые традиции, обретал новую славу и новых героев.

Выход к Черному морю и создание флота

Создание Черноморского флота венчает многовековую историю движения Руси к Черному морю. «Еще в 865 году стая русских лодок неожиданно появилась под стенами Царьграда, и с тех пор наш народ стал всем известен под именем русского. Таким образом, история России начинается с морского набега, за которым последовало много других. Походы русских в Черное море повторялись так часто и производили столь сильное впечатление на прибрежных жителей, что его стали называть Русским морем. Морская сила служила для нашего объединения, обогащения и защиты от врагов. Так было в прошлом…» пишет известный историк российского флота Е.И. Аренс.

Последующие исторические события на много веков отделили русский народ от Черного моря, но необходимость возврата к нему понимали все наши великие самодержцы. Большой вклад в решение этой проблемы внес Петр I, но окончательно решить ее удалось Екатерине II. В 1768 году она утвердила план борьбы за выход России к Черному морю. Начинать было решено с завоевания крепостей Азова и Таганрога, со строительства на донских верфях кораблей для Азовской флотилии. Эта комплексная система мер получила условное название «Донская экспедиция», а возглавлять ее Екатерина II доверила контр-адмиралу Алексею Наумовичу Сенявину, сыну Наума Сенявина, сподвижника императора Петра Великого.



Художник Коваленко В.К.

Флотилия успешно действовала в Азовском море, а затем стала выходить и в Черное. Встал вопрос о преобразовании ее в полноценный флот. И 1 января 1783 года Екатерина II подписала указ о назначении вице-адмирала Ф.А. Клокачева командующим «флотом, заводимым на Черном и Азовском морях». Одновременно в Херсоне была построена верфь и создан кадетский корпус, который начал готовить для флота офицерские кадры. С 1787 г. Херсонская верфь стала ежегодно спускать на воду по два линейных корабля.

Общее руководство освоением южных областей страны Екатерина II поручила своему фавориту, наместнику Новороссийского края, генерал-губернатору Г.А. Потемкину. Он питал страсть к флоту, любил его, и именно по его инициативе появился новый тип корабля — линейный фрегат. Первым из них стал «Святой Георгий Победоносец», построенный в июле 1785 года. Документы свидетельствуют, что светлейший князь, уделяя исключительное внимание проблемам строительства флота, проявил ум, размах и масштабность государственного деятеля, административную энергию и трудолюбие.



Коллаж

Результаты трудов Г.А. Потемкина по преобразованию края и созданию Черноморского флота Екатерина II увидела лично во время своего путешествия по Крыму в 1787 году. Наибольшее впечатление на нее произвел Севастополь. Здесь она присутствовала при подъеме кайзер-флага на флагмане Черноморского флота — линейном 66-пушечном корабле «Слава Екатерины». Затем Потемкин дал великолепный обед в Инкермане. По сигналу князя отодвинули занавес, и гости с балкона увидели необыкновенную картину. В виду царской столовой, выстроился в боевом порядке грозный флот, построенный, вооруженный и совершенно снаряженный в два года. Государыню приветствовали залпом из пушек.

В боях и сражениях крепла боевая мощь Черноморского флота

Молодому флоту сразу же пришлось столкнуться с активным противодействием Турции, которая запрещала российским военным судам плавание по Черному морю, а в случае неповиновения угрожала уничтожить их силами турецкого флота. Но нам ли бояться чьих-то угроз. В сентябре 1778 года всего 28 русских кораблей под командованием Ф.A. Клокачева, даже не успев сделать ни одного выстрела, а только решительным маневром, сорвали высадку крупного турецкого десанта в Феодосию. Более 170 турецких кораблей и судов уклонились от боя и ушли к своим берегам.


Корабль «Слава Екатерины»

Позднее, Светлейший князь с гордостью сообщал в Санкт-Петербург о том, что «его моряки успешно действуют не только в Черном, но и в Средиземном морях. Русский флот решительно отбил нападение превосходившего его турецкого флота. Вице-адмирал А.Н. Сенявин с пятью кораблями навел страх на население берега Малой Азии, а 2 августа 1789 года 18 русских кораблей атаковали 50 турецких и обратили их в бегство». Боевые действия Черноморского флота стали еще более активными и эффективными с 1790 г., когда его возглавил контр-адмирал Федор Федорович Ушаков.

Несмотря на численное превосходство турецкого флота, черноморцы нанесли ему крупные поражения в сражениях у Фидониси (1788), у Керченского пролива (1790), у Тендры (1790) и у мыса Калиакрия (1791). В эти годы ярко проявилось флотоводческое искусство адмирала Ф.Ф. Ушакова. О значении его побед читайте в статье о . Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий», одержавший победу в бою с 2 турецкими линейными кораблями. К середине XIX века Черноморский флот был лучшим парусным флотом в мире.

Тяжелые времена и большие утраты

Во время Крымской войны черноморская эскадра разгромила турецкий флот в Синопском сражении (подробности читайте в статье ). Во время обороны Севастополя моряки во главе с Нахимовым и Корниловым (подробнее о нем читайте ) героически сражались на суше. Часть кораблей была затоплена, другие оказывали артиллерийскую поддержку сухопутным войскам. Однако политики и дипломаты не выдержали давления западных держав и подписали Парижский мирный договор 1856 года. Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море.

В 1871 году этот запрет был снят, и Россия начала создавать паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в первой мировой войне. Он вел боевые действия на море, поддерживал войска Кавказского фронта на приморских направлениях, нарушал коммуникации противника (подробнее читайте статью о бое русских броненосцев с ). Личный состав флота приняли активное участие в революционных событиях 1917 года и в гражданской войне.

В июне 1918 года часть кораблей пришлось затопить в Новороссийске, а корабли находившиеся в Севастополе были захвачены сначала германскими войсками, а затем белогвардейцами. В конце 1920 года при эвакуации белогвардейских войск из Крыма около 150 кораблей и судов были уведены в Бизерту (Тунис). Черноморский флот второй раз пережил тяжелейший удар.

Краснознаменный Черноморский флот

В 1921 году советское правительство приняло решение о восстановлении Черноморского флота. В основном оно было закончено к 1928 году. В 1929 - 1937 годах флот получил свыше 500 новых боевых кораблей. Были созданы ВВС, береговая оборона, система ПВО. К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был уже хорошо оснащенный по тому времени флот. Наличие таких сил в сочетании с высокой боевой выучкой личного состава позволило Черноморскому флоту внести достойный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков.

В ходе войны черноморские корабли эффективно поддерживали приморский фланг нашей армии, обороняли свои базы, действовали на коммуникациях противника, наносили удары по его береговым объектам. Героическими страницами в истории Черноморского флота стали Новороссийские десанты в феврале 1943, оборона «Малой земли», Новороссийско-Таманская операция 1943, Керченско-Эльтигенская десантная операция 1943 года и многие другие. Корабли и части Черноморского флота участвовали в освобождении Крыма и Одессы, а Дунайская военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, с боями дошла до Вены.

Черноморский флот на новом подъеме

В современной истории Черноморский флот пережил сложный период раздела кораблей и баз между Россией и Украиной, но с возвращением Крыма в состав России он вновь получил свою историческую главную базу – Севастополь. Начинается новый этап возрождения флота. Черноморцы достойно продолжают и приумножают свои боевые традиции дальними походами и напряженной боевой подготовкой. Наш флот на постоянной основе вернулся в Средиземное море, решает задачи в океанской зоне, участвует в международных учениях. Флот живет и развивается так, как того требуют современные условия.


Сторожевой корабль «Пытливый» Черноморского флота
Фото А. Бричевского

В настоящее время Крым, Севастополь и Черноморский флот находятся в центре внимания всего многомиллионного народа нашей страны. Мы радуемся произошедшим переменам и надеемся, что они дадут новый импульс в развитии Черноморского флота. А как Вы, уважаемый читатель, думаете, сможет ли Черноморский флот восстановить свое былое могущество на уровне современных требований и как быстро это может произойти.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

(ЧФ) Военно-морского флота (ВМФ) России. День Черноморского флота был установлен приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала флота Феликса Громова «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» от 15 июля 1996 г.

В Севастополе в День Черноморского флота проходит торжественное возложение венков и цветов к памятнику Екатерине II и молебен во Владимирском соборе — усыпальнице русских адмиралов.

Флоту России — Слава!

История флота

Флот был основан по указу императрицы Екатерины II после присоединения Крыма к России. Его ядро составили корабли Азовской и Днепровской речных флотилий. 13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 г. 11 кораблей Азовской флотилии вошли в бухту у села Ахтиар (впоследствии Севастополь, военный порт и главная база флота), вскоре к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии.

Документом, формально закрепившим образование ЧФ, стал указ императрицы от 24 (13) августа 1785 г. «О распоряжениях по заведению и управлению Черноморского флота и Адмиралтейства». Указом был утвержден штата флота в составе 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 судов и 8 транспортов, с общей численностью личного состава 13 тыс. 504 человека.

Первым главнокомандующим флотом стал генерал-губернатор Таврической области и Екатеринославского наместничества — генерал-фельдмаршал князь Григорий Потемкин.

В XVIII-XIX вв. флот принимал участие в русско-турецких войнах. В 1799 г. Севастопольская эскадра ЧФ под командованием адмирала Федора Ушакова совершила поход в Средиземное море, во время которого были взяты 16 городов и крепостей, в том числе греческая крепость Корфу.

В октябре 1827 г. в Наваринском сражении линейный корабль «Азов» уничтожил 6 турецких кораблей. Командовал «Азовом» будущий главный командир флота и портов Черного моря Михаил Лазарев. Участники сражения — лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов, гардемарин Владимир Истомин — в будущем стали героями обороны Севастополя 1854-1855 гг.

После поражения в Крымской войне по Парижскому мирному договору 1856 г. Россия лишилась права иметь военный флот на Черном море. Эти ограничения были отменены Лондонской конвенцией 1871 г. После этого Россия начала создавать на Черном море паровой броненосный флот, который впоследствии принял активное участие в Первой мировой войне. К осени 1917 г. ЧФ насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.


Флот в советское время

После Октябрьской революции 1917 г. при отходе белогвардейских войск генерала Врангеля из Крыма свыше 130 кораблей и судов были уведены за границу. Х съезд Российской коммунистической партии (большевиков), РКП(б), в 1921 г. принял решение о восстановлении Черноморского флота. За 1929-1937 гг. ЧФ получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы ВВС, береговая оборона и система противовоздушной обороны (ПВО) флота.


Корабли Черноморского флота уже в первые дни Великой Отечественной войны совершили рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.

За годы войны ЧФ провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 моряков-черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 54 766 — награждены орденами и медалями. 7 мая 1965 г. Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» — головной корабль проекта 1164 «Атлант», в советское время носивший имя «Слава». Является флагманом Черноморского флота

После распада СССР в 1991 г. Черноморский флот стал объектом спора между Россией и Украиной. Встал вопрос о его разделе. 3 августа 1992 г. в Ялте президенты двух стран Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали соглашение о поэтапном урегулировании проблемы.

9 июня 1995 г. в Сочи президенты РФ и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма заключили соглашение о раздельном базировании российского Черноморского флота России и Военно-морских сил Украины. За Севастополем был закреплен статус главной базы российского флота. Корабли и суда предполагалось разделить в пропорции 81,7% — России, 18,3% — Украине.

На начало 1997 г. в составе ЧФ было 525 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов. 28 мая 1997 г. в Киеве были подписаны три соглашения между Украиной и Россией: о параметрах раздела Черноморского флота, о статусе и условиях его пребывания на территории Украины и о взаиморасчетах. Документы вступили в силу 12 июля 1999 г.

Большой десантный корабль «Цезарь Куников»

России отошли 388 кораблей и вспомогательных судов. Украина получила 30 боевых кораблей и катеров, одну субмарину, 90 боевых самолетов, 6 кораблей специального назначения и 100 вспомогательных судов. На кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг. Согласно документам, срок использования российским флотом земли, акваторий, бухт и объектов инфраструктуры в Крыму составлял 20 лет с момента подписания.

21 апреля 2010 г. президенты РФ и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали в Харькове Соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Срок пребывания российской базы в Черном море был продлен на 25 лет (до 2042 г.).

После вхождения Крыма и Севастополя в состав России президент РФ Владимир Путин 2 апреля 2014 г. подписал закон о прекращении действия четырех российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту от 1997 г. и 2010 г.

Текущее состояние

Современный Черноморский флот является оперативно-стратегическим объединением ВМФ РФ на Черном море. По состоянию на май 2017 г. в состав флота входят 283 корабля и судна (из них боевых кораблей — 51), личный состав — не менее 25 тыс. военнослужащих. До 2020 г. на флот должны поступить порядка 50 новых кораблей и судов обеспечения.

Флагман ЧФ — гвардейский ракетный крейсер «Москва» (до 15 мая 1995 г. носил имя «Слава») проекта 1164 «Атлант». 11 марта 2016 г. в состав флота вошел «Адмирал Григорович» — первый из шести фрегатов проекта 11356, которые строятся для ЧФ в Калининграде.

По информации командования флота, в 2016 г. корабли и суда обеспечения ЧФ прошли в общей сложности почти 340 тыс. морских миль (около 630 тыс. км), увеличив наплаванность на 45% по сравнению с 2015 г., а продолжительность выполнения задач в море — почти в 2 раза. Моряки флота суммарно провели в море около 3,8 тыс. суток, участвовали в 80 походах (основные задачи выполнялись в составе межфлотской группировки ВМФ России в Средиземном море).

Всего за 2016 г. в акваториях Черного и Средиземного морей было проведено порядка 100 артиллерийских и более 20 ракетных стрельб, свыше 100 глубинных бомбометаний, 30 противоминных упражнений и др. В ноябре 2016 г. боевую стрельбу по инфраструктуре террористических группировок в Сирии комплексом крылатых ракет морского базирования «Калибр» выполнил экипаж фрегата «Адмирал Григорович». Суммарный налет экипажей морской авиации ЧФ превысил 5,5 тыс. часов, было выполнено более 3,6 тыс. боевых упражнений.

Весной 2017 г. фрегат «Адмирал Григорович», морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668 и патрульный катер типа «Раптор» участвовали в двухстороннем военно-морском учении PASSEX совместно с ВМС Турции. В текущем году к месту службы на Черном море должны прибыть фрегат «Адмирал Эссен» проекта 11356Р и новые подводные лодки проекта 06363.

В 2014 г. распоряжением президента России Владимира Путина в Севастополе вновь образовано Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (действовало в 1937-1992 гг.), которое обеспечивает военно-специальную подготовку флотских офицеров и старшин.

  • Главная база флота — Севастополь, пункты базирования — Феодосия и Донузлав (Республика Крым), Новороссийск (Краснодарский край).
  • Командующий ЧФ — адмирал Александр Витко (с 15 апреля 2013 г.).

Как Россия отстояла Черноморский флот

Сегодня, 13 мая, отмечается день рождения Черноморского флота России. Дата хоть и не круглая, но этот год и для ЧФ РФ, и для Крыма, и для России особенный, потому что состоялось воссоединение Крымского полуострова и Российской Федерации. Для Черноморского флота России с марта началась новая история - история нового возрождения и усиления.

13 мая 1783 года, после присоединения Крыма к России, в Ахтиарскую бухту Крыма вошли 11 кораблей Азовской флотилии, затем императрица Екатерина II подписала указ об основании Черноморского флота - эта дата с 1996 года и считается днем его рождения. Именно этот флот может считаться самым, так сказать, «историческим» - наиболее яркие страницы русской морской славы именно в его боевой биографии. Но одна из самых ярких страниц была написана, между прочим, всего лишь чуть более 20 лет назад.

Сегодня, в День Черноморского флота, есть святой повод вспомнить те воистину исторические события, которые произошли и пару десятков лет, и всего лишь пару месяцев назад! Не каждое поколение, прямо скажем, может похвастаться тем, что было живым свидетелем событий, которые войдут не только в российскую, но и, по большому счету, мировую историю. Нам повезло.

Кстати, автор этих строк тоже как бы немного черноморец - все-таки пять лет еще во времена СССР учился в Военно-морском училище в Севастополе. Там же, в городе русской славы, живет множество друзей, сослуживцев. До сих пор считаю и ЧФ как бы своим, хотя служил на подлодках Северного флота.

Наверное, нет смысла приводить историю Черноморского флота подробно - она и без того хорошо расписана в разных источниках. Однако некоторые основные ее моменты вспомнить все-таки необходимо.

Так что начнем. 13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту, расположенную в юго-западной части Крымского полуострова Черного моря, вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф. А. Клокачева. Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии, эти первые 28 кораблей и стали боевым ядром зарождающегося флота.

Первый штат Черноморского флота был утвержден в 1785 году. На 13 с половиной тысяч человек личного состава приходилось: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных суда. Управление флотом осуществляло Черноморское адмиралтейство, созданное в Херсоне. В 1784 году по указу Екатерины II городу Ахтиару было присвоено название Севастополь. В переводе с греческого языка слово «севастополь» означает «величественный». Вскоре город и порт Севастополь стал главной базой российского флота на Черном море. Историю флота прославили выдающиеся русские флотоводцы: Федор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Истомин, Владимир Корнилов.

Моряки Черноморского флота прославились во многих сражениях, защищая рубежи Родины и успешно выполняя поставленные перед ними задачи, - в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов, в Крымской войне 1853-1856 годов, в Первой мировой войне. И, конечно же, в годы Великой Отечественной - свыше 200 черноморцев были удостоены звания Героя Советского Союза, 54766 были награждены орденами и медалями. За боевые заслуги Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.

Сегодня Черноморский флот ВМФ России - оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота РФ. Как составная часть ВМФ страны, он является средством обеспечения военной безопасности России на юге.

И вот почему я заговорил, что мы живем в то время, которое обязательно будет описано в будущих учебниках истории для наших потомков. Самым серьезным ударом по Черноморскому флоту стал распад СССР и последовавший период общей политической и экономической неразберихи. Это было хуже, чем даже война - корабли гибли без боя…

С августа 1992 года Черноморский флот существовал как объединенный флот РФ и Украины, для кораблей и судов которого был предусмотрен Военно-морской флаг Черноморского флота. Лишь 12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был поднят исторический Андреевский флаг.

Для меня один из самых запоминающихся эпизодов ставшего в какой-то мере культовым для подводников фильма «72 метра» стал тот, в котором построенный на пирсе в парадных мундирах экипаж черноморской подлодки призывают принять присягу Украины в начале 90-х. Кто смотрел фильм, тот помнит, чем все закончилось… Конечно, люди искусства имеют право на художественный вымысел. Но именно этот эпизод фильма как бы почти документален - примерно так оно и было тогда на бывшем советском флоте.

Застал я те события, конечно, не в Севастополе, а на другом конце страны, в крохотной базе подводников Оленья Губа на Кольском полуострове. И что вы думаете - хоть Заполярье от Украины далеко, но в 1992 году некий мандраж по поводу «новой присяги» охватил тогда еще не расформированные со времен СССР флотские политорганы. Представьте - около 40 процентов командиров стратегических атомных подводных ракетоносцев новой России тогда были выходцами с Украины! А ну как они чего «эдакое» замыслят, угонят атомоход в «рiдну неньку»… Зря боялись.

Лично знаю лишь одного человека, который ушел служить тогда на Черноморский флот Украины. Командир турбинного отсека нашей подлодки Сережа Олифиренко получил письмо от кума из Херсона - мол, айда, хлопец, к нам, я тут с кем надо договорился. Тот написал рапорт, перевелся (вы будете смеяться, но в 1992 году было такое возможно - просто перевестись с российского СФ на украинский ЧФ!), прослужил полгода в военной приемке на верфи в Николаеве - и был сокращен. Украина военных кораблей не строит до сих пор. Где он сейчас, не знаю.

Считаю, что лучший материал о том сложном, практически военном для Черноморского флота времени была именно в нашем издании. Тогда гостем «Клуба главного редактора» в видеостудии Pravda. Ru стал Игорь Касатонов, адмирал, командующий Черноморским флотом ВМФ России в 1991-1992 годах.

По воспоминаниям адмирала, 22 августа 1991 года Леонид Кравчук, будущий президент Украины, объявляет о независимости Украины. А 1 декабря подкрепил это заявление референдумом, согласно которому граждане Украины как бы вовсю ратуют за самостоятельность. Это несмотря на то, что в марте того же года свыше 70 процентов из голосовавших украинцев в ходе референдума по будущему Советского Союза высказались за сохранение республики в составе СССР.

11 декабря Леонид Кравчук собрал командующих тремя округами, пятью воздушными армиями и Черноморским флотом, дислоцированными на территории Украины, и объявил, что отныне он - верховный главнокомандующий и подчиняться следует только ему. И, соответственно, необходимо всем, от командующих до рядовых, принять украинскую присягу. «Помню, я тогда подумал, что нахожусь в каком-то доме умалишенных. Мы присягу давали Советскому Союзу, мощному государству… А тут - светит солнце, голубое небо, море - и вдруг какая-то комедия, мы должны присягать некоей неведомой стране», - вспоминает адмирал Касатонов.

Руцкой позвонил ему тогда и сказал: поддержим, квартиры дадим и прочая, прочая. Советовал: рубите концы, уходите в Новороссийск. Так это только и надо было украинцам, чтобы мы обрубили концы и ушли в Новороссийск. Это как все бросить? Весь же смысл был - там остаться, понимаете?

Для офицера - бесчестье принимать второй раз присягу. Они присягали Советскому Союзу, Россия - его правопреемница, потому второй раз не надо России давать присягу. Какая Украина, какая вторая присяга? И адмирал принял бой, вступил в необычную для него, моряка, информационную войну. Некоторые газеты его поддерживали, он выступал по телевидению, ездил в Одессу, Измаил, Керчь, привлек ветеранов войны… Ни в Киеве, ни в Москве не смогли его остановить. И для обеих столиц он стал на время как бы «оппозиционным».

По мнению Игоря Касатонова, все, что тогда было сделано по Севастополю и по флоту, представляет собой юридический казус и правовое несоответствие. Еще в 1992 году Верховный Совет России поднял вопрос о том, что акт присоединения к Украине 1954 года недействителен. А два года спустя Государственная дума определила, что Севастополь - это российский город. К концу января 1992 года 18 государственных структур Украины полностью блокировали финансирование Черноморского флота из России, блокировали подвоз продовольствия, грузов. И самое главное, что они запретили ввозить призывников из России. А пополнение решили поставлять с Западной Украины.

Доходило до того, что 10 тысяч призывников из России командующий Черноморским флотом Касатонов привез на боевых кораблях, как во время войны возили пополнение. В Севастополе надо было 800 метров идти от причала до учебного отряда. Там украинский ОМОН во всеоружии стоял, весьма агрессивный. Пришлось привезти роту морской пехоты. Она обеспечивала проход.

«Против меня возбудили три уголовных дела, - рассказал Игорь Касатонов в том историческом интервью Pravda. Ru - Я, во-первых, нарушил границу Украины суверенной, второе, незаконно перевез людей, которые являются незаконными вооруженными формированиями, потому что у нас статуса не было. Третье, провел силовые действия в отношении всего этого. То есть это все было выше моих полномочий командующего флотом…».

Далее у Украины был замысел Черноморский флот забрать через процедуру присяги, ведь российской армии де-юре, да и де-факто тогда еще не было. Ничего не было. И верные долгу офицеры придумали юридический казус - присягу СНГ. Только не украинскую…

А Москва молчала - там было вообще не до того. В итоге Украина поставила жесткий срок - 3 января 1992 года начать прием присяги. Это был тяжелый рубеж. 5 января адмирал Касатонов собрал в Севастополе расширенный военный совет и сделал официальное заявление средствам массовой информации, что Черноморский флот - российский флот, Россия - правопреемница Советского Союза, украинскую присягу флот не будет принимать, а будет решать свои боевые задачи, но готов взаимодействовать с вооруженными силами Украины.

Вообще-то, по всем канонам это был мятеж, который Игорь Касатонов с верными долгу офицерами поднял не только против Украины, но и против России - потому что «наверху» договорились, что все будет нормально с присягой и флотом. Тогда, напомню, министром иностранных дел России был Козырев, госсекретарем Бурбулис…

А 17 января, через шесть дней, такое же совещание провели в Большом Кремлевском дворце. Там присутствовал и Ельцин. Игорь Касатонов выступил там, сказал что флот остается по духу и логике российским. Ельцин покивал головой - мол, ну раз так уж вышло… Потом были овации, весь зал встал. Ситуация, по своему накалу напоминающая революцию. Впрочем это и была революция - офицеры практически сами отстояли Черноморский флот в период смуты, безвременья и пофигизма власти.

И поставили власть… нет, не к стенке. Поставили перед фактом существования российского Черноморского флота, от которого было уже никуда не деться! И остался с нами Севастополь, и остался флот…

Через некоторое время, когда Игоря Касатонова назначали первым заместителем главкома ВМФ, «большой» кремлевский кадровик сказал ему: «Вы должны были сдать Черноморский флот. Это было решение президентов, а вы не подчинились этому решению». Но служебное повышение все-таки состоялось!

Пару месяцев назад, когда в Крыму происходили известные события, именно эти воспоминания адмирала Игоря Касатонова приходили в голову. Если бы не нашлось на Черноморском флоте русских офицеров, которые не боятся брать на себя ответственность, то и самого флота-то бы не было!

Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота (ЧФ) РФ на Украине от 1995 года и 1997 года, на основе Черноморского флота бывшего СССР были созданы Черноморский флот РФ и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.

Истории боевого Черноморского флота более двухсот лет, он второй по возрасту в России. Но он же и самый молодой - ему, если разобраться, чуть больше 20…

Черноморский флот РФ до 2020 года получит на развитие более 86 миллиардов рублей. Флот уже в этом году пополнится подлодками и надводными кораблями нового поколения.

Как уже сообщала Pravda. Ru, в связи с последними событиями по вхождению в состав России Крыма и Севастополя возникла необходимость внесения изменений в программу развития флота.

Новая история старого боевого флота продолжается.

Павел Нахимов, адмирал от Бога

Украина мешает РФ перевооружить флот

Два присоединения Крыма - два Дня Черноморского флота

230 лет Черноморскому флоту

Старейший корабль Черноморского флота РФ

День Черноморского флота ВМФ России - ежегодный праздник,

День был учрежден в 1996 году.

Весной 1783 года, после присоединения Крыма к России, императрица Екатерина II подписала указ об основании Черноморского флота.

13 мая 1783 года в Ахтиарскую бухту, расположенную в юго-западной части Крымского полуострова Черного моря, вошли 11 кораблей Азовской флотилии под командованием участника Чесменского сражения вице-адмирала Ф. А. Клокачева.

Позднее к ним присоединились 17 кораблей Днепровской флотилии, эти первые 28 кораблей и стали боевым ядром зарождающегося флота.

Первый штат Черноморского флота был утвержден в 1785 году. На 13 с половиной тысяч человек личного состава приходилось: 12 линейных кораблей, 20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судна. Управление флотом осуществляло Черноморское адмиралтейство, созданное в Херсоне.

В 1784 году по указу Екатерины II городу Ахтиару было присвоено название Севастополь. В переводе с греческого языка слово «севастополь» означает «величественный».

Вскоре город и порт Севастополь стал главной базой российского флота на Черном море. Историю флота прославили выдающиеся русские флотоводцы: Федор Ушаков, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Истомин, Владимир Корнилов. Моряки Черноморского флота прославились во многих сражениях, защищая рубежи Родины и успешно выполняя поставленные перед ними задачи, - в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов, в Крымской войне 1853-1856 годов, в Первой мировой войне и, конечно же, в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня Черноморский флот ВМФ России - оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота Российской Федерации на Черном море. Как составная часть Военно-Морского Флота страны, он является средством обеспечения военной безопасности России на юге.

Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своем составе подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.

В его корабельный состав входит более 2,5 тысяч различных судов - это парусные, линейные, большие ракетные, сторожевые, разведывательные, десантные, малые ракетные, минно-тральные корабли, эскадренные броненосцы и миноносцы, крейсеры, подводные лодки, морские охотники, канонерские лодки, катера, спасательные, вспомогательные, гидрографические суда и другие.

В истории государства Российского есть немало значимых дат. Одна из таких – 13 мая 1783 года, когда 11 морских судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту. Командовал ими вице-адмирал Клокачев Федот Алексеевич. Произошло это после присоединения Крымского полуострова к Российской империи, по указу императрицы Екатерины Второй о необходимости создания Черноморского флота. Позже к ним из Днепровской флотилии было добавлено еще 17 кораблей, и это стало началом истории флота на Черном море. Главнокомандующим был назначен князь Григорий Потемкин, наместник императрицы по югу России. День черноморского флота в РФ – тринадцатое мая. Это дата уже в наши дни, с 1996 года, стала праздноваться как день Черноморского флота.

13 мая День черноморского флота России в 2017 году

Годом позже Екатерина II еще одним указом переименовывает город Ахтиар в Севастополь. Город-порт начал активно развиваться и расстраиваться, становится главной военной базой на Черном море.

В 1787 г. Турцией предъявляется ультиматум по возврату Крымского полуострова, Россия отказывает и турки объявляют войну. Черноморскому флоту отводится первостепенная задача в боевых действиях, моряки-черноморцы принимают свое боевое крещение. Черноморский флот заслуженно гордится своими адмиралами, такими как Федор Ушаков, Павел Нахимов, Владимир Корнилов, имена эти вписаны золотыми буквами в историю России. Следует выделить Синопский бой, когда турецкий флот за несколько часов был разгромлен русской эскадрой под руководством адмирала Нахимова. Потери в живой силе русских составили менее сорока человек. Используя самые последние технические достижения того времени в кораблестроении, парусный флот России становится одним из лучших в Европе. 13 мая – число, когда празднуют день российского черноморского флота, стало одним из праздников.

Отдельной героической страницей истории Черноморского флота стала Вторая Мировая война. С 1929 по 1937 год идет активное вооружение и модернизация флота, построено более пяти сотен военных кораблей различного класса, укрепляется линия береговой обороны. С первых дней войны фашистским войскам стало понятно, что здесь их ждет серьезное сопротивление. За время боевых действий моряками ВМФ было проведено 24 десантных операций, уничтожено 835 военных и других кораблей противника, 539 выведено из строя. Оборону Одессы, Севастополя враг запомнил навсегда. Звание Героя Советского Союза было присвоено более 200 черноморцам, 54766 солдат и офицеров ЧМФ были отмечены медалями и орденами.

В наши дни Черноморский флот продолжает выполнять боевые задачи по охране рубежей Родины.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png