Ответ оставил Гость

Россия – огромная страна, у которой есть выход к морю. Многие километры российских границ походят по береговой линии. Именно поэтому в нашей стране построено множество морских портов и военно-морских баз.
В настоящее время российский флот насчитывает множество гражданских и военных судов, обеспечивающих безопасность и торговые связи внутри страны и за ее пределами.
Как в России появился флот?
Первые корабли были построены в российском государстве еще в 9 веке, однако тогда они еще не были сильным и организованным флотом. Они использовали в основном для торговли или разовых военных операций.
В последующие годы на северных и южных границах страны начинают строить все более совершенные корабли, которые уже способны противостоять неприятелю на море и участвовать в военных конфликтах с Швецией и Турцией.
Первый настоящий военный корабль, соответствующий европейским стандартам, был построен на реке Оке в 1668 году на реке Оке и получил гордое имя «Орел».
Активное развитие флота началось в конце 17 века, когда страной правил Петр I. Именно он принял решение о создании флотилии из современных кораблей, которая могла бы обеспечить безопасность границ и стать гордостью государства.
Российский император увлекался мореплаванием с детских лет. Еще будучи совсем юным Петр ходил под парусом на небольшой шестиметровой лодке, ранее принадлежавшей его отцу. Задавшись идеей сделать Россию великой морской державой, император отправился в Европу, где в течение полутора лет изучал теорию и практику кораблестроения. После возвращения на родину за 15 лет Петру I удалось построить больше 2 сотен кораблей, ставших основой российского регулярного военно-морского флота.
В самом начале 18 века Петр строит новые верфи и открывает военно-морское училище, где готовя специалистов по постройке и управлению военными кораблями. Деятельность неутомимого императора дала свои плоды – его государство все сильнее укреплялось на море, одерживая одну за другой несколько внушительных побед.
К середине столетия в распоряжении страны была уже огромная флотилия, состоящая из нескольких сот судов разного размера и назначения.
После смерти Петра I флот стал постепенно утрачивать свое величие и боеспособность, а качество подготовки экипажей кораблей оставляло желать лучшего. Правители, руководившие страной после Петра, в большинстве своем не разделяли его любви к кораблестроению. Спустя годы в России началась работа по возрождению военно-морского флота: спускали на воду новые современные суда, корабельные специалисты отправлялись на практику зарубеж.
Несмотря на все трудности, за 300 лет существования флота наша страна одержала немало военных побед на море.
Современный военно-морской флот
Сегодня российский флот состоит из множества судов, базирующихся не только в нашей стране, но и за рубежом.
В состав флота входит боевая техника различного вида и назначения. Помимо крупных военных крейсеров Россия обладает атомными подводными лодками, авианосцами, самолетами морской авиации и десантными судами.
В задачи флота входит защита морских границ государства и обеспечение безопасности в территориальных водах России.

История российского Военно-морского флота.

Познавательная беседа в подготовительной группе

Цели и задачи . Познакомить с историей отечественного Военно-Морского Флота. Воспитывать чувство гордости за родной край, пробудить интерес к его истории. Расширять знания и представления о военных профессиях; формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы; воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Материалы: карта России, фотографии города, царя Петра1, парусные корабли, современные корабли.

Военная одежда: бескозырка, гюйс, тельняшка

Словарная работа: долг, присяга, устав, судостроительная верфь, капитан, боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Ход беседы.

У каждого человека есть Родина! Наша Родина –это Россия. Родину надо любить, беречь и защищать. Посмотрите на карту. Границы нашей страны проходят через леса, поля, горы, моря и океаны. И защищают их войска сухопутные и морские.

Наша Родина - великая морская держава. На западе и востоке, на севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства. Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными захватчиками, героическими подвигами во имя изучения Мирового океана.

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они и составляют военно-морской флот.

Но были времена когда Россия не имела флота. И враги притесняли нашу страну то с севера, то с юга. Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I.В конце XVII века небольшой городок в центре Руси был разбужен стуком топоров, невиданным ранее многолюдством. Здесь, на берегу Воронеж-реки, волею Петра 1 было положено начало отечественному флоту.

Именно наш город Воронеж избрал Петр центральным местом постройки Азовского флота, окрестности которого были богаты хорошим судостроительным лесом, а построенные здесь суда могли быть спущены на Дон.

К началу мая 1696 г. новопостроенный морской флот состоял из 2 кораблей, 23 галер, 4 брандеров и из вспомогательной транспортной флотилии в составе стругов, лодок и плотов. Первый корабль Азовского флота назывался «Апостол Петр». Он был спущен на воду в Воронеже 26 апреля 1696 г. Длина его была 34,5 метра, ширина–7,6 метр». На корабле было установлено 36 пушек.

фрегат, парусник «Апостол Петр».

На воронежской судостроительной верфи в течение трех месяцев были собраны и оснащены 26 судов.

Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 г. взять турецкую крепость Азов. Россия тем самым получила выход к Азовскому и Черному морям

.


20 (30) октября 1696 г. царь Петр 1 "указал", а Дума "приговорила": "Морским судам быть" - государственный акт, официально положивший начало созданию регулярного флота. С тех пор эта дата отмечается как день рождения Российского военного флота.

Созданный усилиями всего народа русский боевой флот в многочисленных сражениях полностью оправдал свое назначение. Россия вышла к морю и стала великой морской державой.

Эту центральную площадь Воронежа знает каждый житель города(фото).Адмиралтейская площадь, на которой располагались петровские верфи, была торжественно открыта 7 сентября 1996 года, когда весь город праздновал 300-летие российского военного флота.

Площадь оформлена по проекту архитектора А. И. Ан и расположена на Петровской набережной. Главным ориентиром площади является Успенская Адмиралтейская церковь, построенная в XVII веке. Успенская церковь превратилась в Адмиралтейскую и стала местом торжественных церемоний при спуске на воду парусников. Богослужения в ней совершал и первый епископ воронежский Митрофан, часто бывал сам Петр, который по легенде даже пел на клиросе. В центре площади установлена ростральная колонна. Эта стела - память о начале строительства флота.

Сегодня Адмиралтейская площадь - место массовых праздничных гуляний воронежцев и гостей города.

И этот памятник хорошо вам известен. Памятник Петру 1 в Петровском сквере от благодарных потомков.

Отгадайте загадку

Чьи на море корабли?

Из какой они страны?

Чтобы это знать могли

Капитаны, боцманы,

Эти разные квадраты

Прицепляют на канаты

И на мачтах поднимают.

Семь ветров их раздувают.

История Андреевского флага

Военно-морской (Андреевский) флаг

Андреевский флаг - главное корабельное знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.

Символика Андреевского флага имеет глубокие древние корни. Апостол Андрей - родной брат апостола Петра, покровителя Петра I. Оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели отношение к морскому промыслу. Андрей был первым призван Христом в ученики и поэтому прозван Первозваным. Апостол Андрей обошел земли, заселенные славянами. Он был в Киеве, где поставил крест, а затем дошел до Новгорода и вблизи него, на берегу Волхова, тоже водрузил крест (ныне - это село Грузино, где построен Андреевский храм). Апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник-проповедник христианства. Его жизнь была увенчана мученической смертью - распятием на косом кресте

Апостол Андрей всегда очень почитался в России. В честь этого почитаемого святого, погибшего мученической смертью за веру, Петр Первый и дал Андреевский флаг своему любимому детищу - российскому флоту. «Флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". И до сих пор российские военные корабли ходят под Андреевским флагом.

Матроса мы с вами заметим из далека и не с кем не перепутаем, благодаря морской форме.

Формой называют одинаковую по цвету и покрою одежду. Но не всегда привычная и любимая всеми нами морская форма имела современный практичный и щеголеватый вид.

С созданием в России Петром Великим регулярного флота (1696 г) для нижних чинов и матросов был введен костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды - широкополой шляпы, коротких штанов зеленого цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зеленого цвета.10 февраля 1706 года эта форма была утверждена официально. Матросам вменялось беречь свою форму - в противном случае виновника ждало суровое наказание. Согласно Морскому уставу от 1720 года: "…если кто свой мундир проиграет…оный имеет первый и другой раз быть жестоко наказан, а в третий - расстрелян или на галеру сослан…". Впоследствии форма моряков - цвет, покрой, сроки ношения - постоянно менялись.

Современная морская форма для рядового и офицерского состава окончательно утвердилась в 1951 году.

Украшением матросской фланелевой рубахи является большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах. Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как волна с белой пеной - без него и форма не форма. Есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года - как "…повседневный, будничный головной убор". А вот ленточки на них появились позже - в 1857 году. Ленточки достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы. Во время шторма или сильного ветра шляпы подвязывались шарфами. Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты Они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки.

Со временем шляпы превратились в бескозырки, а шарфы - в ленточки. В ноябре 1872 года приказом генерал - адмирала (начальника всего флота и Морского ведомства) был точно определен тип надписей, размеры букв и форма якорей на лентах, а также их длина - 140 сантиметров.

Тельняшка – трикотажная нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота. Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется. 19 августа 1874 года тельняшка была официально объявлена обязательным элементом морской формы "для нижних чинов". Прошло немало лет, на флоте многое изменилось, но этот вид морской одежды "остался на плаву". Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле. И не случайно второе, неформальное название этого, поистине всенародно любимого элемента морской экипировки, звучит гордо и значительно - "морская душа"!

Отгадайте загадку

Он водил вокруг Земли

И суда, и корабли,

Повидал он много стран,

Мой знакомый...

Ответ: Капитан

Правильно. Командир корабля – капитан, он отвечает не только за корабль, но и за всех людей, которые находятся на корабле. На кораблях капитану подчиняются все. На кораблях есть много и других должностей и профессий: боцман, радист, кок, матрос, штурман.

Штурман - это тот специалист, без которого не может обойтись ни один корабль.Говорят так: выйти в море может любой моряк, а вот привести корабль обратно в порт - только штурман. Недаром необходимость таких специалистов была признана еще в петровские времена. 310 лет назад по указу Петра I в России была создана школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа). С тех пор 25 января считается официальной датой основания Штурманской службы Российского флота. Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов.Ведь именно штурман должен определить и установить меры безопасности, чтобы ничто не помешало кораблю в море выполнить все поставленные задачи.

Сегодня мы с вами познакомились с историей российского Военно-морского флота. Узнали про двух главных людей на корабле: капитане и штурмане. Но и каждый член экипажа играет важную роль на корабле как в песне поется « Экипаж - одна семья», автор текста (слов): ПогорельскийЮ.; композитор(музыка) : Плешак В.

Нам нужны для службы якоря и грозы,
Нужен нам устав, что помнят все матросы.
Нужен флаг, что реет над волною синей,
А всего нужнее Родина- Россия.

И тогда вода нам как земля.
И тогда нам экипаж семья.
И тогда любой из нас не против-
Хоть всю жизнь служить в военном флоте.

Даже при беглом взгляде на карту России нетрудно заметить, что большая часть её границ (почти 63 %) приходится на моря и океаны. Поэтому неудивительно, что наши предки издавна были мореходами, однако подлинная история российского флота насчитывает немногим более трёх столетий и связана с именем Петра I.

У истоков российского мореплавания

Справедливости ради следует отметить, что начало истории возникновения российского флота относится к временам основателя династии Романовых ─ государя Михаила Фёдоровича. При нём в стране появилось первое крупное трёхмачтовое судно «Фредерик», созданное по западному образцу. Однако во время похода в Персию оно село на мель в прибрежных водах Каспия, а затем было вытащено на берег и погибло, разграбленное местными жителями. После столь бесславного дебюта российские моряки провели несколько весьма успешных военных операций, но побеждали исключительно за счёт личной отваги, поскольку выходить в море им приходилось ещё на дедовских галерах.

Строительство же судов, отвечавших требованиям той давней эпохи, связано с именем Петра Первого. В истории российского флота он по праву считается одной из ключевых фигур. Сразу после Второго Азовского похода, в котором российские сухопутные войска поддерживались двумя линейными кораблями, четырьмя брандерами (корабль, предназначенный для поджога вражеских судов), а также большим количеством галер и стругов, государь приступил к созданию регулярного флота.

Принято считать, что история российского флота начинается 20 (30) октября 1696 года, когда боярская дума, обсудив рапорт, поданный Петром I, постановила начать строительство судов на Воронежской корабельной верфи. Эта дата стала его официальным днём рождения.

Война за выход к Балтийскому морю

Мощным стимулом для создания отечественных военных судов стало участие России в Северной войне (1700-1721) со Швецией. В этот период стал активно развиваться Балтийский флот. В начале войны суда строились главным образом на верфях, созданных в устьях рек Луги, Олонки и Сяси. Но затем центр российского судостроения переместился в Санкт-Петербург. Там же была создана главная военно-морская база Балтийского флота. Несколько позже суда стали размещать у причалов Кронштадта, Выборга, Гельсинфорса, Або и Ревеля.

В годы Северной войны история российского морского флота связана с созданием парусных кораблей различного типа. Предназначались они как для защиты отвоёванных у шведов побережий, так и для совершения длительных плаваний, связанных с атаками на морские пути сообщения противника.

Однако для выполнения столь широкого спектра боевых задач судов отечественного производства не хватало, и их приходилось покупать за рубежом. Для решения проблемы государевым указом были созданы новые верфи, работа на которых производилась под руководством иностранных специалистов, специально выписанных для этого в Россию.

Итоги деятельности Петра I по созданию флота

В последний год царствования Петра I (1725) российский флот уже представлял собой грозную силу. Достаточно сказать, что в его состав входили 130 боевых парусных кораблей различного типа, а также 77 вспомогательных судов. Такой мощный потенциал ставил Россию в один ряд с ведущими морскими державами мира.

В этот же период был создан и окончательно оформился новый и во многом передовой слой российских дворян, ставших морскими офицерами. Это были весьма грамотные люди, многие из которых проходили обучение за границей, откуда возвращались квалифицированными специалистами. В число изучаемых ими дисциплин входили: навигация, судовождение, математика, физика, астрономия, а также теория и практика ведения морских сражений.

Упадок и новый подъём российского флота

Однако столь успешный период в истории российского морского флота завершился со смертью Петра I. Если в 1726 году, благодаря прежней инерции, ещё было заложено одно судно, то в последующие 4 года никаких работ не производилось. Построенные же ранее корабли ветшали и приходили в негодность. В результате к 1730 году, когда на российский престол взошла Анна Иоанновна, некогда мощный отечественный флот насчитывал всего 50 судов, из которых лишь треть была способна выйти в море.

При всех негативных сторонах правления Анны Иоанновны исследователи отмечают её значительный вклад в историю создания российского флота. Едва освоившись в роли правительницы одного из обширнейших государств мира, она озаботилась возрождением его военно-морских сил. В 1732 году по её указу была создана Комиссия для разработки и проведения в жизнь морской реформы. В её состав вошли лучшие флотоводцы того времени.

Параллельно с этим проводились работы по реконструкции старых и созданию новых судостроительных верфей. В итоге за десятилетний период царствования Анны Иоанновны было спущено на воду около 150 кораблей, из которых почти сотню построили в Архангельске ─ городе, получившем статус ведущего центра отечественного судостроения.

Становление Черноморского флота

Новая страница в истории российского флота открылась во второй половине XVIII века, и толчком к этому послужила политика Екатерины II, целью которой было установление господства на Чёрном море. За годы её правления Россия стала участницей двух русско-турецких войн (1768-1774 и 1787-1791) в ходе которых значительная нагрузка легла на военных моряков. К этому же периоду относится первая в российской истории победа русского флота, одержанная вдали от родных берегов.

В июне 1770 года эскадра под командованием адмирала Спиридонова одержала победу над турецким флотом в Чесменском сражении, чем обеспечила себе приоритет в Эгейском море. В результате совместных действий кораблей Азовской и Черноморской эскадры Россия одержала ряд побед над флотом Османской империи, и получила контроль над побережьем Азовского моря и значительным участком черноморской прибрежной полосы. Их следствием стало присоединение к России Крыма, осуществлённое в 1783 году войсками князя Потёмкина при поддержке сил военно-морского флота.

На рубеже веков

На рубеже XVIII и XIX веков российский военный флот по своей величине и мощи занимал третье место в мире, лишь немногим уступая морским силам Великобритании и Франции. В этот период в его состав входили: Балтийский и Черноморский флот, а также три самостоятельные флотилии ─ Каспийская, Охотская и Беломорская. Важным событием в истории российского флота стало создание в 1802 году Министерства морских сил, взявшего на себя его централизованное управление.

Проблемы флота в первой половине XIX века

Отрицательную роль в дальнейшем развитии флота России сыграло её существенное экономическое отставание от западноевропейских стран, наблюдавшееся в первой половине XIX века. Это со всей очевидностью проявилось в период Крымской войны (1853-1856).

Несмотря на многочисленность личного состава - 91 тыс. человек, что по тем временам было очень высоким показателем, - российские морские силы не могли обеспечить безопасность берегов Родины, поскольку вся материально-техническая база флота требовала модернизации. Мировой прогресс неумолимо двигался вперёд, и на морских просторах парусный флот вытеснялся судами, оснащёнными паровыми двигателями ─ броненосцами, мониторами и плавучими батареями.

Однако даже при всех негативных факторах российские моряки одержали в ходе Крымской войны ряд блистательных побед. Это, прежде всего, Синопское сражение в ноябре 1853 года, а также многочисленные боевые операции по отражению сил противника при обороне Севастополя.

Меры по модернизации российского флота

Восшедший на Российский престол в 1855 году государь Александр II, сознавая всю необходимость коренной перестройки отечественного флота, приложил максимум усилий для его модернизации и приведения в соответствие с требованием времени. В истории российского военного флота его царствование отмечено созданием большого количества первоклассных боевых кораблей, не уступавших в техническом отношении лучшим зарубежным образцам.

Эта была целая серия судов, предназначенных как для выполнения задач в прибрежных акваториях, так и в отдалённых частях мирового океана. Большинство из них было оснащено толстой бронёй и мощным артиллерийским вооружением. Наиболее известным из них стал броненосец «Пётр Великий», экипаж которого покрыл себя славой во многих морских сражениях.

Трагедия русско-японской войны

Трагической страницей в истории флота стала печально-памятная русско-японская война (1904-1905). Несмотря на героизм российских моряков, проявленный при обороне Порт-Артура и попытках прорыва его блокады, значительный перевес сил был на стороне противника. Крупной неудачей закончилось и Цусимское морское сражение, в котором эскадра Тихоокеанского флота под командованием адмирала Рожественского потерпела поражение и была почти полностью уничтожена морскими силами Японии.

После бесславного завершения русско-японской войны отечественный флот во многом утратил былую мощь, и в последующие годы шёл процесс его возрождения, который, несмотря на все усилия военного ведомства, не был завершён к началу Первой мировой войны.

Флот России в годы Первой мировой войны

После начала Россией активных боевых действий в составе Антанты её главным противником на Балтике стала Германия, флот которой был более мощным как по своему количеству, так и по техническому оснащению. Ввиду этого российские моряки были вынуждены ограничить свои действия обороной береговой линии и отдельными операциями по перехвату транспортных судов противника.

На Чёрном море в период Первой мировой войны Россия вновь встретилась со своим давним противником ─ флотом Османской империи. Планируя боевые операции, турецкий адмирал Сушон делал основную ставку на два своих самых совершенных крейсера немецкого производства ─ «Бреслау» и «Гебен». Однако оба они, получив в ходе столкновения с российской эскадрой серьёзные повреждения, были вынуждены отступить в Босфор. В результате к декабрю 1915 года Россия контролировала всю акваторию Чёрного моря.

Период Гражданской войны был отмечен легендарным Ледовым походом кораблей Балтийского флота из Финляндии, где они оказались блокированы после подписания позорного для России Брестского мира, в Кронштадт. Осуществлён он был в марте ─ апреле 1918 года, когда ещё Финский залив был покрыт льдом, и позволил сохранить для страны 235 кораблей, а также большое количество военной техники.

История великих побед российской армии и флота в годы Великой Отечественной войны была широко освещена в советской печати и является предметом пристального внимания общественности в наши дни. И это не случайно. Достаточно сказать, что только среди моряков Балтийского флота свыше 100 тыс. человек были награждены орденами и медалями, а 138 удостоены звания Героя Советского Союза, многие из которых ─ посмертно. Именно поэтому одним из наиболее массовых праздников является сегодня День флота российского. История военно-морских сил страны продолжается и с наступлением в ней эпохи демократических преобразований и выходит на новый уровень.

Конспект занятия

«История русского флота»

Цель урока: Познакомить детей с историей возникновения русского флота.

Задачи урока:

Образовательные

– дать понятие о важных событиях истории русского флота, о линейном корабле, фрегате, галере. А также познакомить с понятием адмирал и рассказать о том, как непросто заслужить чин адмирала на примере Павле Степановиче Нахимова.

Развивающие

– развивать умение слушать, память, внимание, быстроту реакции.

Воспитательные

– воспитывать умение сопереживать, чувство патриотизма, гордости за людей, защищающих нашу страну.

Методы:

Рассказ, беседа, игры.

Дорогие коллеги, надеюсь, что моя разработка будет Вам полезна.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное морское путешествие по «океану незнания». Нам предстоит преодолеть много трудностей, но мы надеемся, что вместе мы сможем справиться.

А теперь устраивайтесь поудобнее. Итак, в нашем путешествии участвуют экипажи кораблей (по колонкам).

I – фрегат

II – галера

III – линейный корабль

В ходе путешествия, мы узнаем, что это за корабли. Мы отправляемся бороздить просторы океана незнания (на доске висит карта, путь кораблей отмечен пунктиром, моделькой корабля мы движемся по пунктиру к первому острову).

А вот и первая наша остановка, мы причаливаем к острову «история».

Первый азовский поход 1695 года кончился бесславно. Пётр тяжело переживал неудачу, ходил мрачный, не с кем не разговаривал, но об отступлении не думал. «Без военного флота приморскую крепость не взять», - резко сказал он, когда генералы собрались на военный совет. «Ишь понаставили у нашей земли» - думал Пётр, - «А у меня что? Шутейные кораблики при потёмном дворце.… Нет, господа иноземцы, будет у нас флот настоящим!»

Со всей России начали сгонять в Воронеж тысячи «работных людей». Надо было строить верфи, заготавливать и перевозить лес, крутить канаты и лить пушки.

Выстроили верфи, амбары, бараки. К весне всё было готово.

В мае на новой 34 вёсельной галере «Принципиум» Пётр появился под Азовом во главе целой флотилии, а сухопутные войска пополненные и отдохнувшие снова обложили крепость с суши и построили в устье Дона батареи. На сей раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно, но ведь турецкие корабли ничего не могли подвести к осажденному Азову – мешал русский флот. И когда кончились боеприпасы и продовольствие, туркам пришлось сдаться. Впервые в истории России была одержана блестящая победа с помощью флота. Вскоре, после взятия Азова Боярская Дума по предложению Петра принимает постановление: «Морским судам быть». Этот день считается днём рождения Военно-морского Флота (20 октября 1696).

- «Англичане да Голландцы не могли перенести, что у нас свои корабли завелись. Боялись, чтоб в их морской торговле никакой помехи не вышло. И они стали заступаться за турок, помогать им». И тогда Пётр решил, что нужно выходить на Балтику, со шведами силой помериться. Да и встать надо к Европе поближе. Будем новый город ставить на Ладоге. На Неве. Болото, кочки, леса, речки, ручьи, острова в дельте Невы.

Неважное было место да зато уж очень подходящее. И вот в мае 1703 года заложили на берегу Невы, на острове Янни – Саари, крепость в 6 бастионов. Имя её дали – Петропавловская.

Так начался Санкт-Петербург – новая столица России. И её надо было защищать от шведов.

Недалеко от устьев Невы лежал остров Котлин, заросший густым сосновым лесом. И лежал он в Финском заливе так, что только вблизи его можно было пройти к устью Невы, в других местах мешали отмели. И там началась стройка нового русского (флота) форта.

Вы знаете, что такое форт?

Это укрепление с мощным вооружением. Конечно, шведам всё это – и Петербург и новый русский форт Кроншлот, часть будущей морской крепости Кронштадт – особого удовольствия не доставило.

Уже через год начали они нападать на новую крепость. Хотя все нападения были отбиты, но без кораблей надёжно защитить Петербург было всё-таки невозможно. Снова застучали топоры, пилы завизжали. На берегах рек Сясь и Свирь, а затем Невы возникли верфи. Быстро рос молодой Балтийский флот. К концу 1705 года он насчитывал более 2 десятков кораблей, фрегатов и галер.

Да!

От каждого экипажа корабля нам потребуется 2 человека. Одному мы завяжем глаза, он будет кораблём. Второй будет направлять его командами: шаг вперёд, назад, вправо, влево. А стулья будут рифами. Задача пройти и не наткнуться на рифы.

Молодцы!

Страны, враждовавшие с Россией, теперь наши добрые соседи. А корабли, воевавшие в ту пору, сегодня увидишь только на картинках. Эти корабли делали из крепкого дерева. Днище и борта смолили смолой, чтобы не гнили в воде. На палубах ставили медные пушки. К высоким сосновым мачтам крепили паруса, и корабль, как огромная птица, скользящая по волнам.

Самые большие корабли – линейные. Поменьше – фрегаты. Ещё меньше – корветы, бриги, клиперы, шхуны.

На море и в океане не всегда бывает ветер. Там бывает и совсем тихо. О такой погоде моряки говорят «стоит штиль». Стоит штиль, и корабли стоят. Это теперь на кораблях машины, а тогда машин не было. Чтобы двинуться дальше, приходилось ждать ветра.

Однако, были корабли, которые ходили в тихую погоду. Это галеры и малые галеры. На галерах и малых галерах имелись кроме парусов вёсла.

У линейного корабля сотни пушек, у галеры их несколько. Линейный корабль высоко поднимается над водой и глубоко погружён в воду. В его трюме и порох, и чугунные ядра, и пресная вода в бочках, и мука для хлеба в мешках, запасные якоря, канаты – всего припасено на долгие месяцы плавания вдали от земли.

А у галеры борта невысокие, в воде она сидит неглубоко. Моряки галеры не берут с собой много запасов, потому что плавают вблизи у берегов.

Во много раз галера меньше фрегата и линейного корабля. Во много раз слабее. Но маленькие кораблики могут такое, чего не могут большие. Первое, о чём вы уже знаете, - галера может ходить в штиль, когда большой корабль не подвижен. Второе достоинство – она может плавать в шхерах. Представьте себе лес, затопленный водой. Из воды, насколько видит глаз, торчат остроконечные верхушки елей. Чтобы плыть среди такого затопленного леса, надо всё время лавировать, поворачивать, иначе можно наткнуться на верхушку дерева. В море бывают похожие места. Только из воды там торчат не вершины деревьев, а твёрдые скалы, камни, каменистые острова. Их великое множество. Это и есть шхеры. Большой корабль или застрянет в шхерах, или пропорет днище, налетев на скрытые в воде каменные глыбы.

Мы расхваливаем галеру, а линейный корабль и фрегат будто поругали. Нет, не ругали. У большого свои обязанности в бою, у маленького свои. А уж адмиралы должны подумать, кому какое дело поручить. Адмиралы самые главные на флоте. Они командуют кораблями в морских сражениях. И мы с вами отправляемся на остров «Адмиралы».

Ребята, справа по борту опасность, кажется, наши корабли хотят захватить пираты.

Пираты: Ага! Попались! От нас не уйдёте! (пробегает по классу и выбегает за дверь).

Ребята, пираты нас окружили. Капитаны экипажей собирайте команды. Сейчас мы вам дадим карты. Вы должны будете найти путь, по которому мы сможем уплыть от пиратов.

Командам выдаются карты – лабиринты.

Молодцы! Занимайте свои места, полный ход! Мы отправляемся дальше.

У нас великая морская держава. По всем морям и океанам ходят наши торговые суда и военные корабли. Нелёгкое дело – морская служба.

Моряки нашего времени берут пример с моряков Великой Отечественной войны, с моряков великой социалистической революции и первых российских мореходов. Российский флот – совершал кругосветные плавания, открывал неведомые земли и воевал, защищая страну от врагов. В морских сражениях было одержано много славных побед. Никогда не забудутся имена мужественных генералов, отважных матросов прежнего времени.

Об одном из них я вам сейчас расскажу. Об адмирале Нахимове. Адмиралами моряки становятся не сразу, как не появляется сразу большое дерево. Путь к высокому адмиральскому званию Павел Степанович Нахимов начал очень рано, одиннадцатилетним мальчиком. Увезенный из смоленского села в Петербург, в Морской кадетский корпус, мальчик подолгу не видел своих родных и своего дома. На игры и развлечения времени у него не было. Занятия длились ровно полусуток: 4 часа утром, 4 днём и 4 вечером. Будущие моряки изучали 20 наук. Павел Нахимов учился прилежно, ведь чтобы командовать кораблём, нужны знания. Первый офицерский чин мичмана – Нахимов добыл старательным учением. А новые чины добывались труднее. Лейтенантом Нахимов стал во время плавания на фрегате «Крейсер».

То было кругосветное плавание по многим морям и трём океанам: Атлантическому, Индийскому и Тихому. Плавание длилось 3 года с 1822 по 1825 год.

Множество испытаний выпало тогда на долю мореплавателей: страшные бури, ураганные ветры, ливни, снегопады, холод и голод.

Корабль мог разбиться об скалы, мог потонуть. Они побывали в Африке, Австралии, Северной Америке и с честью вернулись в родной порт Кронштадт на Балтийском море.

Ещё труднее добывал Павел Степанович, следующий военно-морской чин – капитан – лейтенанта. Он заслужил его в сражении с турецко-египетским флотом. За умение и знания, за храбрость в боях и плаваниях. Нахимова назначили командиром фрегата «Палада». Потом Нахимов строил линейный корабль и плавал на нём. После командовал отрядом кораблей, а потом целой эскадрой. Менялись и чины моряка. От капитан-лейтенанта до капитана II ранга, затем капитана I ранга, потом контр-адмиралу и наконец, адмиралу. До самого высокого военно-морского чина – адмирала – Нахимову оставался один шаг.

На Чёрном морем было неспокойно. Надвигалась новая волна Турции с Россией. Турция была гораздо слабее России. И султан не отважился на новую волну. Но султану советовали воевать Англия и Франция. Долгое время эти страны были хозяевами на морях. А теперь приходилось считаться с Россией, с её флотом. И эти страны решили сообща нанести России удар, который надолго ослабил бы её. Начать войну надо было Турции.

Русский царь Николай I, правивший в ту пору, охотно решился на войну с султаном. Он и представить не мог, какая опасность собирается над Россией. Утром 5 ноября 1853 года при штиле на эскадре Нахимова услышали далёкую орудийную стрельбу. Все встревожились. А через несколько дней наконец-то обнаружили турецкую эскадру. Чтобы турецкая эскадра не ушла из Синодской бухты, Нахимов загородил выход из неё тремя линейными кораблями. Утром 18 ноября русские корабли пошли в бухту под градом турецких ядер. Русские в полдень встали против турецких кораблей и сами начали быструю стрельбу из орудий. Горели корабли неприятеля. Не прошло и 3 часов, а турецкая эскадра (15 кораблей из 16) была уничтожена. Русские корабли все были целы. Но все они были повреждены. Севастополь торжественно встретил победителей. Все ликовали. Известие о морской победе разнеслось по России. Так победами на море и на суше закончился первый год войны. Самым славным героем этих побед все называли вице-адмирала Нахимова.

Англия и Франция увидели, какие грозные поражения потерпела Турция и сами вступили в войну с Россией. Началась героическая оборона Севастополя. Она продолжалась 340 дней и вошла в историю, как небывалый до того подвиг солдат и матросов, их командиров. На 3 году Крымской войны Нахимов получил чин адмирала, но матросы и простые солдаты задолго до царского указа считали его главным командиром Севастополя. Его распоряжения. Даже самые суровые и опасные, исполнялись беспрекословно. Матросы и солдаты видели, что Нахимову родина дороже собственной жизни. Вот видите, как непросто стать генералом. Итак, мы отправляемся дальше. На нашем пути опять рифы. Ребята, наши корабли не смогли уйти от опасности. У нас много повреждений. И мы не можем отправиться дальше, пока не устраним их. Справимся?

Да!

Мозаика «Собери корабль».

Молодцы!

И с этой опасностью мы легко справились. Остался последний остров на нашем маршруте по океану «Незнания». Это остров «Морской флот в наши дни». Нынче наши корабли способны нести боевую службу в самых отдаленных районах Мирового океана. Кроме кораблей различного назначения наш флот имеет скоростную ракетную авиацию и морскую пехоту.

Современный боевой корабль – сочетание технических и энергетических устройств, радиоэлектронных систем, ракетно-артиллерийских комплексов. Гордостью российского кораблестроения являются атомные ракетные подводные лодки и крейсера. Не случайно в стране отмечается праздник «День ВМФ», потому что это наши защитники, герои, сильные и мужественные люди, отдающие свою жизнь Отечеству.

Елена Карамушко
Знакомство дошкольников с историей возникновения русского флота. Конспект НОД в старшей группе «Морской флот»

НОД в старшей группе на тему : «Морской флот » .

Цели : Дать представление о морском флоте ; познакомить с историей возникновения русского флота ; с профессиями на корабле; вызвать интерес к морякам; вызвать чувство восхищения и гордости за наш флот . На заключительном этапе провести коллективное рисование : «Морской флот » .

Оборудование : картины морских кораблей , атрибуты для игр, листы бумаги, краски, карандаши для рисования.

Ход занятия.

На центральной стене - изображения военных судов, морские волны , чайки, Российский флаг.

Воспитатель : Ребята, мы с вами живем в стране, которая называется Россия. Россия - это наше Отечество. В нашей стране есть армия, как и в других странах. В армии служат солдаты, моряки, летчики, пограничники. Их называют защитниками Отечества. Скоро наступит праздник нашей армии – День защитника Отечества. Он отмечается 23 февраля.

В армии есть различные рода войск - такая армия сильная : она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе. Сегодня мы поговорим о морском флоте .

Ребята, посмотрите на картины. Что на них изображено?

Дети : Корабли, моряки.

Воспитатель : Ребята, почему флот называется морским ? А кто самый главный на корабле? (капитан) . Кто еще есть на корабле кроме капитана?

Дети : матросы.

Воспитатель : Правильно. Но кроме матросов, ребята, на корабле есть боцман, штурман, механик, радист, военврач, кок, сигнальщик. Знаете, что делает каждый из них?

Дети : Кок – готовит еду. Врач – лечит. Механик проводит ремонтные работы.

Воспитатель : Радист передает сигналы по радио. Штурман стоит у штурвала. Сигнальщик передает сигналы флажками другим кораблям. Представляете, если кого-то не будет. Команда должна работать вместе и слаженно.

Воспитатель : Ребята, а знаете, как на Руси появился первый военный корабль? Его построил с помощью иностранных мастеров Петр Первый. Великий русский император . К концу царствования Петра Первого Россия стала одной из сильнейших морских держав Европы .

Выходят дети-«моряки»

1. Мы, ребята любим море.

По морям и по волнам

В боевом идем дозоре,

Нынче здесь, а завтра там.

2. Капитан прикажет строго

Дать машинам полный ход.

Здравствуй, синяя дорога!

Наш корабль идет в поход.

3. Бескозырка и тельняшка

И на лентах якоря,

На ремне большая пряжка

Моряку даны не зря!

Воспитатель : Вот какие у нас смелые моряки. А пословицы об армии вы знаете?

Дети :

Смелого враг не возьмет.

Смелый боец и в бою молодец.

Герой за Родину горой.

Жить – Родине служить.

Где смелость – там победа.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Со всеми заданиями,

Моряк должен справляться,

Быстро и ловко

В свою форму одеваться!

Игра : кто быстрее наденет рубашку, тельняшку и бескозырку.

Воспитатель : А теперь поиграем в игру «Один – много» .

Танкист – танкисты – много танкистов ; лётчик – лётчики – много лётчиков; моряк, солдат, воин, герой, ракета, шашка, пилотка, пехотинец, десантник, пограничник.

Воспитатель : Немножко отдохнем – отгадаем загадки.

1. Чтобы сильная волна

Корабль сдвинуть не смогла,

За борт быстро цепь бросаем,

В воду груз тот опускаем. (якорь)

2. Чтоб увидеть мне вдали,

Пароходы, корабли,

В него быстро погляжу.

Всей команде расскажу. (бинокль)

3. Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда. (компас)

Воспитатель :

Наша армия родная

Стережет покой страны,

Чтоб росли вы, бед не зная.

Чтобы не было войны!

А теперь нам всем пора

Крикнуть : «Армии – ура!»

Дети рисуют на тему : «Морской флот » .

Используемая литература.

Зацепина М. Б. Дни воинской славы : Патриотическое воспитание дошкольников : Для работы с детьми 5-7 лет. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112 с.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png