В Староконюшенном переулке имеется непримечательный особняк, словно вышедший из русской сказки об избушке на курьих ножках. Этот дом не слишком выделяется среди остальных построений, но это не мешает ему являться ценным культурным объектом федерального значения. Это незатейливое построение - особняк Пороховщиковых, побывавший местом жительства и работы многих талантливых и творческих людей. Рядом с ним располагается другой дом, более вычурный по своему внешнему облику. Он тоже принадлежал Александру Пороховщикову - известному меценату и общественному деятелю - и являлся помещением, где принимались великие решения и претворялись в жизнь невероятные идеи.

Местоположение особняка

Последний дом Пороховщиковых находится в самом центре Москвы, по адресу: переулок Староконюшенный, дом 36. На сегодняшний день он является объектом культурного наследия России и туристической достопримечательностью. Фото дома Пороховщикова имеется ниже.

Особняк был построен рядом с уже существующим доходным домом на Арбате, на тот момент переданным Русскому обществу врачей. Только новый дом был обращен фасадом на переулок Староконюшенный. Старый особняк тоже сохранился, но уже не принадлежал своему владельцу.

Внешний облик дома

Дом Пороховщиковых в Староконюшенном соединяет в своем облике две крайности: живописный архитектурный вид и достаточно габаритные размеры. Здание было построено на древнем фундаменте из дерева в 19 веке, который и до современного времени не стали реставрировать, оставив в первозданном виде. Сам особняк состоит из массивных бревен, сложенных друг на друга.

На фото дома Пороховщиковых на Арбате видно, что здание выглядит более вычурно по сравнению с соседним. Он выполнен в готическом стиле, имеет три этажа, возвышаясь над остальными особняками.

Доходные дома Пороховщиковых имеют богатое культурное наследие. В свое время здесь проживали и работали многие известные люди. Поэтому на сегодняшний день дом Пороховщиковых является местом экскурсий для многих любителей культурных ценностей.

Архитектура особняка

Дом на Староконюшенном был построен на древнем деревянном фундаменте, который сохранился в первозданном виде и по сегодняшний день. Сверху фундамента сложены крупные бревна, формирующие образчик русской архитектуры того времени. Кроме того, весь внешний вид особняка выполнен в национальном стиле. На стенах имеются украшения - резные карнизы, узорные наличники и подзоры.

Несмотря на довольно неброский внешний облик, дом Пороховщиковых в Староконюшенном снискал известность по всему миру благодаря традиционной архитектуре. Он был представлен на Всемирной выставке в Вене в 1873 году в качестве конкурсанта. И даже выиграл один из главных призов в области архитектуры.

Особняк был спроектирован архитекторами Д. В. Люшиным и А. Л. Гуном. Дом Александра Пороховщикова - общественного деятеля и мецената - был создан по его личному заказу. Он был построен в 1871 году, а позже известный резчик по дереву Колпаков создал для особняка завершенный вид, украсив его узорами. Построение является собственной интерпретацией архитекторов и строителей русского народного искусства. Внешний вид дома не копирует элементы традиционной архитектуры, а создает их преобразованный облик.

Создатель проекта особняка

Гун Андрей Леонтьевич - главный автор проекта дома Пороховщиковых - родился в 1841 году. Он получил образование в Императорской академии искусств в области архитектуры. С 1907 года стал его действительным членом, принимал активное участие в разработке многих проектов зданий Санкт-Петербурга. Там он был преподавателем в училище гражданских инженеров. Наряду с этим участвовал в совершенствовании внешнего облика родного города.

Тем не менее некоторые проекты А. Л. Гуна встречаются и в Москве. Одной из его самых известных работ является конструирование части здания ресторана «Славянский базар» по улице Никольской. Там Андрей Гун производил отделку концертного зала, создавая его самобытный интерьер. К сожалению, на сегодняшний день эта работа не сохранилась. Поэтому дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке является самым наглядным примером автора стиля архитектуры в Москве.

Место для дома внаем

Александр Пороховщиков наметил проект по созданию своего доходного дома на месте уже существующего построения - старого особняка статского советника и общественного деятеля Николая Грибоедова. Это был близкий родственник известного классика, чей дом также был исторически важным местом. Его посещали великие люди, здесь жили известные личности.

В свое время особняк Грибоедова был домом для Дениса Давыдова - поэта, которого называл своим наставником сам Пушкин. Александр Сергеевич говорил, что «быть оригинальным и не стать ничьим подражателем научил его сам Денис Давыдов». Будучи еще лицеистом, поэт часто захаживал в дом на Арбате, пораженный твердыми принципами и мировоззрением его хозяина. Давыдов - генерал, командир партизанского движения - с радостью принимал у себя юного Пушкина, давая ему ценные советы и жизненные уроки.

Процесс построения

В 1869 году Пороховщиков покупает участок земли на Арбате и по проекту архитектора Роберта Гедике возводит там новый дом, столь непривычный для обитателей улицы. Это было здание в готическом стиле, украшенное шпилями и резными заборами, выполненное с привычным для мецената размахом. На фото дома Пороховщиковых на Арбате видно, что особняк состоит из трех этажей, имеет окна разной формы и выглядит неуместно среди остальных строений - представителей стиля классицизм.

Рядом с этим участком Пороховщиков строит другой дом внаем, тоже отличный от окружающих по архитектуре. Это будет традиционная русская избушка, спроектированная А. Г. Гуном. Только в отличие от первого этот особняк остался в полной собственности владельца до конца его жизни.

История особняков Пороховщиковых

История дома Пороховщикова богата известными именами и знаменательными датами. Особняк на Арбате изначально строился в качестве жилья внаем. Долгое время здесь работали русские врачи, занимая большую часть площади. Через какое-то время меценат Александр Пороховщиков отдал здание работникам медицины в частное пользование, оставив себе только особняк в Староконюшенном.

Изначально построение, внешне очень похожее на избушку, предназначалось для проживания членов семьи Пороховщиковых. Но какое-то время спустя тоже превратилось в подобие доходного дома, дав приют многим известным общественным деятелям.

Доходный дом

Дом Пороховщикова в Староконюшенном внешне казался маленьким. Но на деле в разное время там умещались агентство по продаже швейных машин Чиколева, редакция известной газеты, общество воспитательниц со школой при нем и многие другие организации. Позже в доме долгое время проживал философ Сергей Трубецкой. В советское время здесь находились общественная библиотека имени Добролюбова и музей славы имени 77-й дивизии.

Дом на Арбате же "приютил" у себя Общество русских врачей, которые принимали здесь пациентов и проводили операции.

Общество русских врачей

В середине 19 века в одном из зданий на Арбате обосновалось Общество русских врачей. Там располагалась одна из центральных аптек, а также общественная лечебница, где доктора ставили диагнозы пациентам. Но вскоре работники медицины были вынуждены покинуть насиженное место ввиду возникших разногласий с хозяином арендуемого помещения. Поэтому им пришлось искать новое место для лечебницы, и причем поблизости, чтобы потом не возникло разногласий с конкурентами. Этим местом и стал доходный дом Пороховщиковых на Арбате.

Создание Общества русских врачей было ответом существованию Общества немецких врачей, пожелавших монополизировать медицину в Москве с целью увеличения заработка. Московские доктора же брали за прием пациента около 20 копеек, что было символической суммой. Если у пациента и вовсе не было денег, то его лечили бесплатно. Аптека при лечебнице тоже передавала лекарства пациентам на безвозмездной основе.

Общество русских врачей стало местом, где начали свою деятельность многие известные ученые в области медицины. Федор Иноземцев, основатель общества, впервые провел хирургическое вмешательство под общим эфирным наркозом. Здесь начинали свою практику известный онколог Петр Герцен, а также создатель целебной воды Смирнов. В лечебнице был оборудован первый кабинет физиопроцедур.

Уроки рисования

Врачи из русского общества, обосновавшиеся на Арбате, не только лечили больных, но и издавали газеты, читали курсы лекций. В начале 20 века Арбат был населен медиками и докторами, а не людьми искусства, как это принято считать. При этом художники и писатели соседствовали с врачами и создавали свои произведения, находясь в соседнем помещении. Так, «Классы рисования и живописи» тоже располагались в доме Пороховщиковых на Арбате и здесь же претворяли свои планы в жизнь. Второй этаж особняка был занят творческими людьми, работавшими под руководством Юона и Дудина.

Живописцам, кроме того, не была чужда политика. И когда в 1905 году многочисленные члены общества «Классов рисования и живописи» вышли на баррикады, чтобы отстоять свои взгляды, общество чуть не подверглось закрытию.

На третьем этаже дома на Арбате находились меблированные комнаты. Здесь в свое время проживал известный математик Лузин, автор-основатель школы самостоятельного мышления.

Дом на Староконюшенном

Первым съемщиков особняка Пороховщикова на Староконюшенном был Чиколев, устроивший здесь агентство по продажам шейных машин. После него в здании обосновались издательства «Газеты Гатцука» и газеты «Календарь».

В конце 19 века здесь также находилась школа «Общества воспитательниц и учительниц», где преподавались уроки по математике, естествознанию и пению. Позже особняк переоборудовали под съемное жилье для обеспеченных людей, где долгое время проживал и творил философ Трубецкой.

В советское время в дома на Староконюшенном располагалась библиотека имени Добролюбова и 77-й стрелковой дивизии. Существует много легенд о том, что в этот период в подвале здания располагался секретный объект советских властей. Здесь производились пытки над людьми, обладающими ценной для правительства информацией. Но правдивость этих историй остается недоказанной.

В конце 20 века дом на Староконюшенном пришел в негодность. Здесь больше не размещались культурные объекты и не проживали известные люди. Он и по сей день находится в аварийном состоянии, требует большого количества материальных затрат на реставрацию.

Дом в современную эпоху

Дом Пороховщиковых на Арбате, в свое время переданный Обществу русских врачей, стал ценным культурным объектом. Здесь размещается музей телесных наказаний, где помещены экспонаты, показывающие технику умерщвления людей в разные эпохи и времена. Таким образом, здание до сих пор является ценным объектом для города Москвы. Ради богатой истории его часто посещают туристы и гости города.

Дом на Староконюшенном в 1995 году переходит в собственность прямого наследника семейства - известного актера Александра Шалвовича Пороховщикова. При жизни он хотел обустроить в нем музей по истории детской игрушки, но это требовало больших затрат. Особняк находился в плачевном состоянии и требовал большого количества финансов на починку и реставрацию. Для того чтобы заработать эту сумму, актер обустроил помещение рядом с домом для сдачи жилья в аренду. Но к сожалению, он не успел завершить свою цель: в 2012 году Александр Пороховщиков скончался, оставив судьбу дома в неизвестном состоянии.

Очень я была удивлена, когда в самом центре Москвы нашла в преуспевающем состоянии дом купца Пороховщикова (архитектор Гун). Нельзя сказать, чтобы в целости и невредимости - заплатки видны, а по поводу наличников и деревянных панно с птицами, так и вовсе возникают подозрения, что это рубеж веков, только не 19-го и 20-го, а 20-го и 21-го. Ещё более я была удивлена, когда окинув его первым же взглядом, я поняла, что кое-что весьма и весьма похожее я уже видела в Ногинске(Богородске). Вот как! Не в Ногинске подумала, что в Москве уже видела, а именно наоборот! Но похожее, а не идентичное. Итак, первый наличник:

А теперь всё по порядку.

Фасад со стороны Староконюшенного переулка. Композиция его сходна с ногинским домом, три островерхих наличника посредине объединены общей линией наверший, а по бокам - по одному наличнику с горизонтальной линией навершия(технологические скаты не рассматриваем, в систему декора они не входят):

Центральная группа трёх окон:

У окон уличного фасада, расположенных по бокам от центральной группы, наличники такие:

Чуть крупнее верхняя часть:

Нижняя часть:

Вот этот наличник вместе со всей секцией дома:

Из информационной таблички узнаём:
"Памятник архитектуры
Деревянный жилой дом последней трети XIX века
(А.А.Пороховщикова)
1871г.
архитектор А.Л.Гун (нрзб)
Охраняется государством"
Странноватой немножко кажется дата. Как-то плохо верится, что в 1871 году создавались ТАКИЕ рисунки. Лет эдак на 25-30 позже - это было бы естественно и понятно. Но может быть в 1871 году был построен дом, а декор - всё-таки рубежа веков? Впрочем, кто знает, тот пусть и уточняет. Возможно, придётся пересматривать своё устоявшееся мнение ввиду неоспоримых фактов.
Однако вернёмся к последней фотографии. По бокам от окна мы видим удивительный декор. Сходство с ногинским домом потрясающее! Ногинская версия(она справа) - явное упрощение-уплощение-удешевление версии московской(слева):

Посмотрим на окошко сбоку. Объёмы значительны:

Доска с птицами прикреплена как-то странновато - какие-то нестыковки и технологические недодуманности:

Единственный кадр приплюснутого чердачка (светёлкой эту нашлёпочку не назовёшь):

Теперь крыльцо уличного фасада:

Декор козырька:

Посмотрим на фотографии торцов брёвен крыльца и (якобы) самого дома. Пишу "якобы", потому как в сомнениях. Похоже, что это всего лишь декор, имитирующий торцы конструктивно безальтернативных брёвен. Что-то не очень стыкуется ряд этих кругляшек с уровнями поперечных брёвен. Может быть и поперечные брёвна не брёвна вовсе, а декорация??? В самом деле, в традиционном русском бревенчатом доме брёвна выглядят более "круглыми". Поясню. Чтобы положить бревно на бревно и получить такую малую кривизну, как на доме Пороховщикова, следовало бы соприкасающиеся поверхности верхнего и нижнего бревна весьма значительно стесать или как-то ещё подубрать объём в этой части. Вся в каких-то подозрениях о ненатуральности, смотрю на фотографии:

Написала про малую кривизну и задумалась. Потом посмотрела на другие дома. Оказывается, далеко не на всех брёвна имеют бОльшую кривизну, чем у дома Пороховщикова. Вот пример безыскусного мещанского домика в Боровске:

Тоже кривизна малая. Да оно, наверное, иначе и нельзя, что же брёвна по касательной что ли только соприкасаются? Как же оно тогда тепло бы держало? Вспомнила, как читала где-то, что при сушке брёвен делали такой провоцирующий к растрескиванию надрез на бревне, чтобы оно трескалось в одном месте, а не хаотично в нескольких местах. Зато потом брёвна друг на дружку клали, как шапки надевали. Тепло в этом случае держалось хорошо, в отличие от дома из неправильно высушенных брёвен.
Так что малая кривизна вполне нормальна.

"Подзоры" беру в кавычки. Подзоры должны быть ажурные, лёгкие. Эти подзоры скорее не подзоры, а сложносоставленный слоёный фриз:

Посмотрим на дом с левого угла (правый угол не слишком презентабелен):

И перейдём к рассмотрению бокового фасада. Мы видим тут единичное окно с другим наличником:

Верхняя часть наличника. В кадр попадают острые-преострые пики забора. Здорово заточены, однако. Интересно, а изначально какой был забор, да и был ли он здесь вообще во времена царской России? Воспринять эту холоднооружейную эстетику как элемент декора не удаётся, как не прищуривайся. Классовое оружие певцов социального мира. Это даже не то, чтобы неприлично. Это война. И вид этих заточенных пик говорит об истинном моральном облике платных певцов толерантности гораздо больше, чем сказали бы слова:

Нижняя доска наличника:

Боковая "пилястра", соответственно нижняя и верхняя части:

Фрагмент навершия вместе с узорным стенным фризом:

Есть на этом фасаде и весьма разнообразно декорированное высокое крыльцо:

Козырёк ближе:

Самые верхние фризы:

Фризов так много, что я уже в них подзапуталась. Кажется, этот фриз относится к плоскому козырьку, который мы видим слева от нарядного навершия бокового крыльца. Правда я уже не могу понять, откуда там взялся подпирающий столбик. Может быть в кадр не попал? Ну да ладно, потом выяснится:

И с этим фризом не всё ясно. Такой же точно идёт понизу. Но здесь он снят в каком-то непонятном месте. Думаю, и это позже прояснится:

1. Ссылки по дому Пороховщикова:
http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1995_Rus_Dom.htm
http://www.ogoniok.com/archive/2003/4822/43-27-29/
http://www.allrus.info/APL.php?h=/data/pressa/15/nz171198/nz8bh010.txt

2. Ещё по одной ссылке (http://www.stroyinform.ru/ourarticlepage.aspx?y=2004&n=5&id=339) нашла вот такую информацию:
"В 1871 г. архитектор Л.С. Каменский... построил деревянный дом в Староконюшенном переулке. К его отделке и внутреннему убранству приложил руку другой архитектор, А.Л. Гун.". Получается, в табличке написано не совсем то? Или всё-таки то?
По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:"деревянный дом в Староконюшенном переулке (архитекторы Д.Люшин, А.Гун) стал настоящим событием в русской архитектуре". опять что-то новенькое.
Припоминаю, как однажды случилось мне в беседе с главным хранителем одного из российских музеев выразить некоторое сомнение в том, ЧТО я прочла в приэкспонатной табличке. Он дал мне очень полезный совет: "Умоляю вас, не смотрите на таблички!". Похоже, совет универсальный.
По ссылке: http://testan.rusgor.ru/moscow/book/pereulok/mosper14_17.html читаем: "Ближе к Арбату - одноэтажный, весь резной деревянный дом, "жемчужина Староконюшенного", как его назвали в одной из статей, ему посвященных. Дом этот был построен на участке, принадлежавшем известному в то время московскому предпринимателю А. А. Пороховщикову.
Он задумал создать в центре Москвы деревянный дом в характере русских народных построек, что тогда было очень модно (рисунок его экспонировался в русском отделе Венской всемирной выставки 1873 г.). Сначала Пороховщиков передает заказ известному архитектору А. С. Каминскому, но окончательно дом строится по проекту А. Л. Гуна. Строительство его началось в мае 1871 г. (резчиком был И. А. Колпаков) и закончилось в октябре того же года. Историю этого дома подробно исследовал известный московский краевед В. В. Сорокин.
"
3. По ссылке http://www.babylon-realty.ru/info/k3d130_2.htm читаем:
"..."изба" Пороховщикова вызвала многочисленные подражания. С легкой его руки по всей России начали вырастать деревянные и каменные особняки, доходные дома, больницы, вокзалы в русском стиле."
Конечно, не от одного дома Пороховщикова пошёл "русский стиль",это смешно, но фраза про многочисленные подражания уже получила фактическое подтверждение(Ногинск, Калуга).

x HTML-код

Памяти Александра Пороховщикова. После операции актер пришел в сознание, но все равно был очень слаб. Врачи не стали сообщать Пороховщикову о том, что его любимая жена Ирина, узнав о его тяжелом состоянии, наложила на себя рукиРуслан РАХМАНГУЛОВ

Изменить размер текста: A A

На днях "Комсомолка" разговаривала с двоюродной сестрой Александра Шалвовича, Аллой Алексеевной Дмитриевой , его ближайшей родственницей. Тот разговор вселял оптимизм. Пороховщиков был в неплохом состоянии. Из серьезных проблем, казалось, только воспаление легких. И вдруг в Пасхальную ночь пришла трагическая новость - Александр Пороховщиков скончался на 74-м году жизни.

У него начался сепсис, - рассказала нам Алла Алексеевна. - При таком сахарном диабете, как был у Саши, страдает весь организма, в том числе и иммунная система. Хотя врачи Научного центра неврологии РАМТ делали все, чтобы его спасти, но возможности организма исчерпались.

Саша умер в результате тотального заражения крови. Его не стало в первый час Пасхи. Это очень символично для людей верующих.

- Кто из родных приедет на похороны?

Так получилось, что самые близкие Сашины родственники - это мы с моей дочерью, его племянницей. Наши мамы - Галина Александровна Пороховщикова и моя мама Людмила Александровна - родные сестры. Приедете еще один родственник из Петербурга . Не знаю, будут ли сестры от второго брака его отца - Шалвы Барабадзе - из Грузии . Это те родственники, которых Саша видел один или два раза в жизни. Дело в том, что у него были сложные отношения с отцом.

Тот не принимал участие в Сашином воспитании, особенно после того, как нашего деда - Александра Пороховщикова - арестовали в 1937 году. Семья жила очень бедно. Тетя Галя пострадала больше, ее не брали на работу, как члена семьи «врага народа». Моя мама жила в лучших условиях. Она вышла замуж за сына легендарной актрисы МХАТа Аллы Тарасовой . Алла Константиновна - родная бабушка, в честь которой меня и назвали.

Шурик был маленький, когда к ним домой пришли с обыском, описали все имущество. Они остались ни с чем. Потом тете Гале дали работу, она шила белье солдатам на фронт. А до этого жили тем, что им приносили люди.

А как же имущество вашего легендарного предка - архитектора Пороховщикова? Семья была родовитая и богатая...

Наш прадед действительно был архитектор. Русофил. Поэтому и дом (тот самый знаменитый дом в Староконюшенном переулке, где повесилась жена Александра Пороховщикова - Ирина - ред.) спроектировал как образец русского зодчества. Он его делал для всемирной выставки в Париж , куда дом разобрали и отвезли. Кстати, это был не единственный дом, который принадлежал Пороховщикову. Потом прадедушка проиграл этот дом в карты. Такова семейная легенда, которую рассказывала моя мама. Из наших близких в этом доме никто не жил. Но Саша обратился к Юрию Лужкову с просьбой передать дом Пороховщикова в аренду сроком на 49 лет. Так что дом семье не принадлежит. Саша собирался организовать там выставку, посвященную людям, репрессированным в 30-ые годы, в том числе нашему деду, Сикорскому , Туполеву .

- Кому теперь достанется знаменитый дом Пороховщикова в Староконюшенном переулке?

Я думаю, что договор аренды будет расторгнут. Во всяком случае, мы с дочерью не потянем его содержание. Он совершенно нам не нужен, были в нем всего-то пару раз. Хотя дом и был построен нашим с Сашей прадедушкой.


- А квартиры на Проспекте мира и Комсомольском проспекте, что будет с ними?

Это имущество, которое принадлежало Саше и Ирине. Но я не задумывалась над тем, кому оно перейдет по наследству...

Прощание с Александром Пороховщиковым пройдет в среду, 18 апреля, с 10.30 до 13.00 на сцене театра им.Пушкина . Актера похоронят за городом в деревне Рождествено (недалеко от Икши по Дмитровскому шоссе), где похоронена его мать - Галина Александровна Пороховщикова. Там же в церкви Рождества Богородицы пройдет отпевание актера. Кстати в подклети этого храма помещён мраморный саркофаг отца фельдмаршала Александра Суворова . А саму церковь ХVII века восстановил офтальмолог Святослав Федоров .


А В ЭТО ВРЕМЯ:

Дом кино отказался проводить поминки по Пороховщикову из-за фестиваля «Святая Анна»

Поскольку Александр Пороховщиков в равной степени принадлежал кино и театру, было решено провести поминки в Доме кино. Но в последний момент Дом кино пошел в отказ. Дело в том, что в среду там будет проходить ежегодный фестиваль студенческих работ «Святая Анна». Поминки могут испортить атмосферу фестиваля.

Вначале Дом кино был готов предоставить помещение для поминок, - сказал нам адвокат Пороховщикова Сергей Жорин. - Но неожиданно отказался. Это не только нарушение договоренности, но и проявление неуважения к великому актеру.

ЧТО ГОВОРЯТ ДРУЗЬЯ

Ирэн ФЕДОРОВА, вдова офтальмолога Святослава Федорова, близкая подруга семьи Пороховщиковых: «Саша так и не успел поставить памятник на могиле у мамы...»

Мама у Саши была властной женщиной, толковой.Свекровь всегда считает сына своей собственностью. Но Саша умудрялся и любимую при себе держать, и маму не обижать. Когда мамы не стало (в 1997 году), Саша сразу решил, что она будет покоиться на кладбище в селе Рождествено. А вот памятник ей поставить у него то денег, то времени не было. Он никогда не был богатым. Когда мы только начинали дружить, он приезжал к нам на дачу на раздолбанном «жигуленке». Ездил без глушителя. За пару километров мы уже слышали, что в гости едет Пороховщиков. Тогда Святослав Николаевич с друзьями собрались и подарили ему хороший автомобиль. Последние годы он снимался в сериалах, какие-то деньги появились. Но родовой особняк отнимал много финансов. Потом они с Ирочкой привели в порядок дачу в Звенигороде . У них никогда не было серьезных заначек. Деньги текли сквозь пальцы.

- Александр Шалвович не делился, каким бы хотел видеть памятник?

В этом смысле Саша был большим выдумщиком. Загорелся идеей сделать склеп. Но на деревенском кладбище это невозможно!

- А как же Ирина?

Саша смешно так объяснял, почему именно она стала его женщиной. Мол, он часто задавал вопрос подругам: «Если меня будут арестовывать, а я буду отстреливаться, что ты будешь делать?» Все отвечали: «А за что тебя будут арестовывать?» Ирочка единственная сказала: «Я буду подавать тебе патроны!» О том, где будет покоиться Ирина, речь никогда не заходила. Ведь все понимали, что она уйдет из жизни гораздо позже Саши. И будет ездить на его могилу... Теперь за могилой Саши будут следить его родственники, я буду ходить. Памятник на следующий год поставим. Наверное, совместный. Для Саши и для его любимой мамы.

Александр Пороховщиков так и не узнал, что его жена Ирина покончила с собой.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Адвокат и друг семьи Пороховщиковых Сергей ЖОРИН: «Жена Ирина предсказала смерть мужа задолго до трагедии»

Актер скончался, так и не узнав, почему Ирина перестала приходить к нему в больницу...

Предположительно у Александра Шалвовича остановилось сердце. Но у него был целый комплекс серьезнейших заболеваний: диабет в запущенной форме, проблемы с сердцем, инсульт, пневмония и вот в последнее время у него были проблемы с печенью, почками. Такое ощущение, что организм разваливался постепенно, - говорит адвокат и друг семьи Пороховщиковых Сергей Жорин. Последний месяц в палату к актеру не пускали практически никого, кроме медицинских работников, чтобы он случайно не узнал о самоубийстве любимой жены Ирины. То, что между супругами существовала какая-то необъяснимая связь, - неоспоримый факт. Даже смерть мужа Ирина предсказала за несколько месяцев до трагедии.

На следующий день после операции по удалению части стопы Александр был весел, постоянно шутил. А Ирина почему-то постоянно плакала. Когда мы вышли с ней из палаты, - говорит Сергей Жорин, - она прошептала: «Знаешь, Сереж, а он никогда не выйдет отсюда».

Во многом обострение болезни Пороховщикова и госпитализация были спровоцированы его долгими и тяжелейшими судебными процессами с родными из-за имущества. Адвокат уговаривал актера не ходить на процессы, но Александр Шалвович был не из тех, кто мог спокойно сидеть дома и ждать результата. Тем более что речь шла о его единственной недвижимости - квартире, доставшейся ему от родителей.

Семья Фарсиян (дочь отчима актера. - Ред.) буквально загнала Пороховщикова в могилу, - говорит адвокат. Кому теперь достанется недвижимость, не ясно. Завещания Пороховщиков не оставил. И сказать ничего не мог: несмотря на то что до последних часов оставался в сознании, он был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких...

Всеволод ЕРЕМИН

В конце одной из самых старых улиц Москвы, в доме № 55 по Арбату расположена мемориальная квартира Андрея Белого. Здесь, 14 октября 1880 года, родился Борис Николаевич Бугаев, один из отцов русского символизма, поэт, прозаик, критик, мемуарист и исследователь литературы.

История самого дома старше поэта больше чем на век: старый усадебный дом, лежащий в основе усадьбы, перестроенной в конце 1870-х годов по проекту архитектора Митрофана Александровича Арсеньева, был построен еще до пожара 1812 года. Квартиры в доходном доме сдавались преподавателям Московского университета, одну из которых (№ 7) и получил математик Николай Васильевич Бугаев – отец поэта.

Борис Бугаев проводит в квартире школьные годы, заканчивает Московский университет. Судьбоносным для будущего символиста становится соседство Бугаевых с семьей Михаила Сергеевича Соловьева, внука известного историка и родного брата философа Владимира Соловьева. Частые гости Соловьевых – Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, «старшие символисты», дружба с которыми, зародившаяся здесь, в доме № 55 по улице Арбат, определила дальнейшую творческую судьбу поэта. Здесь же родился его псевдоним – «Андрей Белый».

В 1906 году Белый покинет дом на Арбате уже ведущим московским символистом, пережив смерть отца и первую «мистическую влюбленность» в Маргариту Кирилловну Морозову. Семья Соловьевых в 1902 году помогла поэту издать его первую книгу – «Симфония (2-я, драматическая)».

Надстроив четвертый этаж, в 1930-х годах дом отдадут под коммунальные квартиры, еще полвека в нем будет существовать Министерство иностранных дел. С 1987 года квартира № 7 поступает в распоряжение государственного литературного музея им. А. С. Пушкина, и уже в 2000 году там открылся музей Андрея Белого.

В квартире, занимающей половину третьего этажа пять комнат. Сейчас в детской размещена часть экспозиции, связанная с юношескими годами поэта. Здесь же можно найти все черновики и записи, посвященные эпопее «Моя жизнь», в которую вошли повести «Котик Летаев» и «Крещеный китаец», главный герой которых, юный Летаев, наделен многими автобиографическими чертами. Часть экспозиции, посвященная матери поэта, расположена в спальне родителей. Экспонаты рассказывают, что именно Александра Дмитриевна Бугаева привила интерес юному Боре не только к поэзии, но и к музыке и живописи. Отдельное место в комнате занимают экспонаты, рассказывающие о музах поэта: Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок и Маргарите Кирилловне Морозовой.

Все литературное наследие Белого: рукописи, черновики, письма, книги и фотографии – расположено в бывшей столовой. А гостиной возвращена ее историческая функция. В ней сегодня, как и при семье Бугаевых, проводятся творческие встречи и музыкальные вечера.

Сегодня в фондах музея уже более 1000 единиц рукописей, машинописей и документов, среди которых можно найти автографы В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, И. Северянина и, благодаря частным коллекциям, они постоянно пополняются.

Дом «для сдачи внаем» предприниматель и меценат Пороховщиков построил в 1870 году на месте другого жилого строения, принадлежащего статскому советнику и родственнику писателя Грибоедова Николаю Тинькову. Первое здание на Арбате, 25, тоже было знаменито – его стены видели самого Пушкина! Здесь жил генерал и поэт Денис Давыдов, к нему в гости по-дружески и приходил Александр Сергеевич. Гусар, участник восьми войн, командир партизанского движения в 1812 году, Денис Давыдов поразил юного Пушкина своей поэзией и своими принципами еще в лицейские годы. Будучи зрелым поэтом, на вопрос собеседника «Как вам удалось не стать подражателем Жуковского или Батюшкова?» Пушкин отвечал, что этим он обязан Денису Давыдову, который дал ему почувствовать «возможность быть оригинальным».

Александр Пороховщиков покупает участок на Арбате в 1869 году, и за год по проекту популярного в то время архитектора Роберта Гедике строится доходный дом – строится «с размахом», как любил Пороховщиков. Три этажа из кирпича с окнами разной формы и чугунными ограждениями балконов. Непривычный для Арбата модерн с готическими элементами – среди зданий-соседей в стиле классицизма. Рядом предприниматель возводит для себя деревянный дом-избушку с резными наличниками и подзорами – тоже «отличный от всех».

«Общество русских врачей»

Сразу же после постройки здание берет в аренду, а через некоторое время и выкупает широко известное в Москве «Общество русских врачей». Обосновавшись на Арбате в 1865 году, врачи открывают в доме №4 аптеку и общедоступную лечебницу, но разногласия с хозяином вынуждают искать другое помещение, причем поблизости, чтобы не навлечь гнев конкурентов.

Новым адресом и стал доходный дом Пороховщикова. Само создание общества было ответом «Обществу немецких врачей», которые пытались монополизировать «право лечить москвичей». Доктора из «Общества русских врачей» брали за прием, «за совет», символическую по сравнению с традиционными гонорарами лекарей плату – 20 копеек. Билет в театр тогда, к примеру, стоил 40 копеек. Если же больной и вовсе не имел средств, то его принимали бесплатно. Также и аптека отпускала бедным лекарства безвозмездно.

«Через науку служить человечеству!» - девиз «Общества русских врачей». У его истоков стоял хирург профессор Федор Иноземцев. Он первым провел операцию под эфирным наркозом. Вторым основателем общества называют бальнеолога Семена Смирнова, чье имя носит «Смирновская» целебная вода, открытая им в Железноводске. В Арбатской лечебнице впервые оборудовали кабинет «для лечения электричеством» - физиотерапии, как сказали бы сегодня. Здесь начинали свой путь в медицине ученый-патологоанатом академик Алексей Абрикосов и хирург, специалист по онкологии Петр Герцен.

«Классы рисования и живописи»

Кроме приема больных и аптеки, на Арбате, 25, врачи издавали газету, читали лекции, собирали единомышленников. В начале XX века Арбат был улицей врачей, а не поэтов и художников, как принято считать. По данным справочника «Вся Москва», в 1916 году здесь проживало 87 медиков, а художников – всего 15. Кстати, творили они буквально бок о бок друг с другом. «Общество русских врачей» соседствовало с «Классами рисования и живописи» Константина Юона и Ивана Дудина. И хотя художественная студия занимала лишь небольшое помещение на втором этаже, здесь тоже спорили, искали новые методы и способы самовыражения. В «Классах рисования» учились Владимир Фаворский и Вера Мухина, Василий Ватагин и Александр Куприн. Студенты не были чужды и политики: строили баррикады на Арбате в декабре 1905 года, за что курсы чуть было не закрыли.

На третьем этаже располагались меблированные квартиры. В восьмом номере до 1935 года жил и работал ученый-математик академик Николай Лузин, основатель математической школы школы самостоятельного мышления, которую ученики прозвали «Лузитания». Его судьба сложилась трагически: после серии «разоблачающих классового врага» публикаций в газете «Правда» он остался без работы, без любимого дела и, по сути, в изоляции.

Дом А.А. Пороховщикова сегодня

Сейчас на Арбате, 25, располагается одна из достопримечательностей современной Москвы – Музей истории телесных наказаний. Куда особо впечатлительным натурам вход заказан – способы и машины для «членовредительства и умерщвления» представлены здесь во всем многообразии.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png