15 мая (2 мая по старому стилю) Православная Церковь отмечает память перенесения 1115 году мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба в новую церковь усыпальницу.

Борис и Глеб были первыми русскими святыми , канонизованными Русской и Византийской Церквами в лике мучеников страстотерпцев.

Русские князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) были младшими сыновьями Киевского великого князя Владимира Святославовича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти князя Владимира, они были убиты старшим братом Святополком Окаянным.

Из сказаний о Борисе и Глебе известно, что они были воспитаны в христианском благочестии. Борис получил хорошее образование, любил читать Священное Писание и, особенно, жития святых. Глеб разделял стремление брата посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца.

Еще при жизни отца Борис получил в удел Ростов, а Глеб - город Муром.

Вскоре после смерти князя Владимира старший его сын Святополк объявил себя великим князем Киевским и, стремясь оградить себя от возможного соперничества брата Бориса, на стороне которого были симпатии народа и войска, подослал к нему убийц. 24 июля 1015 года князь Борис был убит на реке Альте. Его тело тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк также вероломно убил и второго брата - Глеба, вызвав его из его удела Мурома. Глеб был убит 5 сентября 1015 года в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I.

Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие четыре года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.

Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.

Мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории.

2 мая 1069 года в Киев вошел великий князь Изяслав, изгнанный в сентябре 1068 года с княжения в результате восстания киевлян. В благодарность за содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый. 2 мая 1072 года мощи святых были перенесены во вновь сооруженную князем Изяславом церковь.

В 1011 году князь Олег Святославич построил на свои деньги каменную церковь, в которую при Владимире Мономахе были перенесены мощи святых.

Перенесение мощей в новую, выстроенную во имя Бориса и Глеба церковь в Вышгороде, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), произошло 2 мая (15 по новому стилю) 1115 года.

И с тех пор этот день памяти перенесения мощей стал широко праздноваться на Руси.

Церковь также отмечает память первых русских святых в день убиения Бориса 24 июля (6 августа и в день убиения Глеба 5 (18) сентября.

Центром почитания Бориса и Глеба в домонгольский период стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде в 1115 году. В ней кроме мощей хранились и другие реликвии, связанные с братьями, среди которых был меч Бориса, вывезенный в 1155 году во Владимир князем Андреем Боголюбским. Церковь была разрушена во время нашествия Батыя на Киев в 1240 году. При этом были утрачены мощи святых братьев и попытки их обрести вновь, предпринимавшиеся в 1743, 1814 и 1816 годах, не дали результата.

Первоначально Бориса и Глеба почитали как целителей, но очень скоро они стали покровителями всех русских князей, помощниками в битвах. В сказании о братьях они именуются "небесными человеками и земными ангелами", молитва к которым способна отогнать "бранный меч и междоусобие".

Об особом почитании на Руси святых мучеников Бориса и Глеба свидетельствуют многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах в рукописных и печатных книгах XII XIX веков. История братьев мучеников не раз вдохновляла летописцев. Древнейшие и наиболее полные варианты сказаний, принадлежащие к числу лучших образцов древнерусской литературы, приписываются Нестору и черноризцу Иакову.

По всей Руси им было посвящено множество храмов и монастырей, в которых хранятся многочисленные фрески и иконы святых братьев страстотерпцев Бориса и Глеба.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Благоверные Борис и Глеб вместе с равноапостольными княгиней Ольгой и князем Владимиром стали первыми святыми на Руси. Удалось ли за тысячу лет сохранить их мощи и где они сейчас находятся?

Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб - мощи утрачены

Святые князья Борис и Глеб — младшие сыновья святого равноапостольного киевского князя Владимира Святославича, крестившего Русь. Святые погибли в междусобице, возникшей после смерти их отца, от руки своего старшего брата Святополка. Князья Борис и Глеб (†1015) — первые по времени канонизации русские святые. Мощи святых были утрачены во время нашествия Батыя в 1240 г.
На илл.: Борис и Глеб на конях. XIV в.

Почитание святых Бориса и Глеба набрало силу примерно через сто лет после их смерти. Доходило даже до благочестивого соревнования между состоятельными людьми - кто лучше украсит ковчег со святыми мощами. Как сообщает календарь издательства Московской Патриархии, сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки. В свою очередь Владимир Мономах († 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но всех превзошел Олег (1115), знаменитый «Гориславич», упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Он «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1011 году.

Центром почитания Бориса и Глеба стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде. Кроме мощей в ней хранились и другие реликвии, связанные с братьями, в том числе меч святого князя Бориса. А в Новгороде в честь святых каменный храм, если верить новгородским летописям, построил былинный Садко, он же Сотко Сытинич.

Мощи святых Бориса и Глеба были утрачены во время нашествия хана Батыя в 1240 году, когда вышгородскй храм был разрушен. Вместе с мощами святых братьев во время нашествия были утрачены мощи и других древнейших святых русской земли - равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. По счастью, в XVII веке мощи были снова найдены.

Святая равноапостольная княгиня Ольга - в Москве, возможно, есть частичка мощей

Святая равноапостольная Ольга († 969) была супругой великого князя Киевского Игоря и взяла на себя руководство государством после смерти мужа в 945 году. Первая из русских правителей приняла христианство. При ней Церковь становится значительной силой в русском государстве. Бабушка равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь

Около 999 года святой Равноапостольный князь Владимир приказал перенести тело своей бабушки княгини Ольги в первый каменный храм древней Руси - храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Во время перенесения люди увидели, что мощи сохраняются нетленными, так произошло первое в русской истории обретение нетленных мощей. Святые мощи были положены в каменный гроб и установлены в успенском храме, называемом так же Десятинным. Название возможно связано с церковно-административной реформой князя Владимира, установившего церковную десятину. Случилось так, что мощи разделили судьбу храма, в котором находились.

Во время нашествия татар на Киев в 1240 году Десятинная церковь была разрушена, а мощи оказались сокрыты под спудом, вместе с мощами святого князя Владимира. В XVII веке, согласно церковному преданию, мощи были найдены киевским митрополитом Петром Могилой, проводившим раскопки Десятинной церкви. В начале XVIII века мощи вновь, по неизвестной причине, были окончательно утрачены. До недавнего времени.

В храме свт. Николая в Пыжах (Большая Ордынка д. 27а/8, ст. м. Третьяковская) хранится небольшая икона святой Ольги с частичкой мощей. Как рассказали нам в храме, икона была пожертвована одной из прихожанок. В семье этот образ с благоговением передавали из поколения в поколение. По семейному преданию, частичка мощей принадлежит св. равноап. княгине Ольге. По будням святыня выставлена в трапезной части храма, и к ней свободно можно приложиться.

Также несколько лет назад на Украине заявила о себе некоторая семья, называющая себя «потомками» равноапостольной княгини и якобы сохранившая мощи княгини Ольги. Семья, насколько можно судить по сообщениям в СМИ, планирует построить свой собственный храм.

Святой равноапостольный князь Владимир - мощи сохранились


Святой князь Владимир († около 1015) крестил Русь, изменив исторический путь страны на тысячелетие вперед.
Фото Геннадия Шишкина. РИА Новости

После нашествия татар, мощи святого князя Владимира, как и мощи святой княгини Ольги, оказались под развалинами Десятинной церкви. В 1635 году киевский митрополит Петр Могила обнаружил два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. «В воспоминание будущим родам» святитель достал из гроба главу (череп и нижнюю челюсть) и кисть правой руки, эти святыни хранились в Киеве до самой революции.

В советское время мощи оказались в лаврском Музее культов и быта. Перед войной скульптор-антрополог Михаил Герасимов увез мощи для воссоздания исторического облика князя Владимира в Ленинград, где они во время войны бесследно исчезли. Так бы все и закончилось, если бы митрополит Петр Могила в свое время не подарил часть главы (а именно - челюсть) царю Михаилу Федоровичу. Царь поместил святыню в Успенский собор Московского Кремля

После революции эта часть мощей хранилась в кремлевских в музеях. По случаю тысячелетия крещения Руси в 1989 году Церкви были переданы несколько мощевиков, один из них был с мощами святого князя. В 2005 году, по просьбе предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира, мощи крестителя Руси были возвращены в город, с которого все началось - Киев. В связи с празднованием 1025-летия Крещения Руси ковчег с мощами возят по городам, после чего он вернется обратно в Киево-Печерскую Лавру.

Поздравляем всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сегодня память российских князей Бориса и Глеба. Именины нашего диакона, отца Бориса, и очень многих из наших прихожан и сродников наших. И в этот день мы вспоминаем перенесение их святых мощей.

Связано это было с тем, что их брат, Ярослав, сын Владимира, по убиении Святополком святых братьев Бориса и Глеба, предпринял розыск их святых тел, их мест захоронения. И надо сказать, что этот розыск увенчался успехом: он нашел и то место, где был захоронен Борис, и где был Глеб и поместил их святые мощи в деревянную церковь. Тем самым он оказал должную честь своим братьям. Они были прославлены как святые страстотерпцы. Но сам Ярослав вступил в бой со Святополком и, молясь Господу о победе, он одержал победу над Святополком.

Святополк был представителем языческой партии, и потому (как раз это был период начала XI века), потому, собственно говоря, он умертвил своих братьев, не только как претендент на княжение, но и как представителей уже крещеной Руси, людей новой веры, христианской веры. Но, тем не менее, Ярослав, брат их, восстановил справедливость. Святополк был разгромлен, наказан, умер в безумии, на чужбине. И Ярослав, оказав должную честь братьям берег установившийся мир Киевской Руси.

Но случилось так, что в деревянной церкви, в которой покоились мощи святых братьев Бориса и Глеба, произошел пожар. И церковь очень обгорела, но странным образом, в основном горели стены снаружи, внутри утварь церковная и мощи святых в ковчежце не пострадали. Это расценил Ярослав и духовенство киевское как указание о том, что надо перестраивать храм и надо сделать большой каменный храм. Они постарались это намерение совершить и построили красивую каменную церковь, и туда поместили святые мощи.

Через какое-то время, когда Ярослав уже отходил от этой временной жизни, он разделил свое княжество своим детям, и Изяславу достался Киев. Но надо сказать, что противники Изяслава сделали возмущение в городе, и Изяслав был изгнан из него. Но он очень надеялся на помощь святых родственников своих, святых князей Бориса и Глеба, молился им о том, чтобы его доля княжения в Киеве вернулась к нему, и он как сын мудрого правителя и сам наследовал мудрость управления, и все нормализовалось в его княжестве.

Надо сказать, что помощь Божия последовала к Изяславу. Он вернулся в Киев, возвратил себе все княжение. В благодарность свои покровителям небесным, великим князьям Борису и Глебу, он совершил еще одно переустройство храма. Он создал огромный собор каменный в честь святых князей Бориса и Глеба. И память их получила уже всенародное почитание. Во многих местах, монастырях стали устраиваться престолы в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Мы знаем, что во многих местах, в частности, и в городе Дмитров есть целый монастырь, посвященный святым Борису и Глебу.

И Церковь сегодня воспоминает два таких переустройства два перенесения мощей - в 1072 и в 1115 году по перестроении храмов, и связанное с этим событие. И святых князей рассматривает как небесных покровителей устройства Земли Русской, как покровителей распространения веры христианской, как миротворцев и покровителей справедливости в Отечестве нашем.

Будем надеяться, что их молитвами Господь благословит всех нас и благословит наше Отечество, чтобы не расхищалось оно врагами внутренними и внешними. Молитвами святых Бориса и Глеба, Господь да помилует и утвердит границы Отечества нашего непоколебимыми.

Код для блогов / сайтов

Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида .

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015; память 24 июля) и († 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.

В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, "в верх один". На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.

Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод († 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.

Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах († 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (1115), знаменитый "Гориславич", упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Он "умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно". Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег "много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи". Святополк не хотел, "зане не он создал ту церковь".

Смерть Святополка Изяславича (1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (1123). "Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились". Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: "и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство". За ним на других санях повезли святого Глеба: "с ним шел Давыд с епископами и духовенством". (Олег ждал всех в церкви.)

Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб - преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем "Поучении", говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.

Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман († 1079), Глеб (1078) Давыд († 1123), один из сыновей его носил имя Глеб († 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб († 1174), у Всеволода Большого Гнезда - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого († 1101) - полный набор "борисоглебских" имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте - в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба Святославича.

Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, "где было становище святого Бориса". В 1145 г. святой Ростислав Смоленский "заложи церковь каменну на Смядыни", в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035), что подтверждают записи в Минеях ХII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были мужчинами знатного происхождения, которые унаследовали титулы князей, веровали в Господа Бога и при жизни сделали много полезных деяний. Почитают их память торжественным богослужением. Праздничные дни в православном календаре: 15 (2) мая, 6 августа (24 июля) и 18 (5) сентября.

Святые пережили смутную эпоху христианских гонений и язычничества, а потому их мощи нашлись с трудом. Могилу убиенного князя Бориса нашли около города Вышгорода, находящегося близ Киева. А через некоторое время стало известно, где был погребён и благоверный Глеб. Его мощи нашли в нескольких километрах от Смоленска – в городке Смядыни. Получив разрешение от местного руководства на извлечение их мощей, архиепископы перевезли их по реке Днепр в Киев. Там, в честь князей, в 1026 году была основана и освящена пятиглавая церковь, куда и по сей день съезжаются верующие для молитвы святым. Прихожане верят в чудодейственную силу данного места, так как здесь было замечено большое количество исцелений и очищений грешных личностей. Сюда приводили огромное количество людей с вредными привычками или печальным прошлым. Они проводили несколько дней в окружении служителей Вышгородского Борисоглебского собора и ощущали значительное облегчение. Большая часть из них бросали курить или употреблять алкоголь, а разуверившиеся – ценить каждый миг жизни и верить в светлое будущее.

В историческом контексте Вышгородская церковь была довольно популярной среди семейства Ярославичей, которые ежегодно приходили на службу, посвященную памяти Бориса и Глеба. После объединения своих княжеств они приняли решение установить ежегодное празднование в честь святителей – 2 (15) мая. На первом богослужении присутствовали такое выдающиеся личности, как митрополит Георгий Киевский и Неофит Черниговский. Сюда же съехались епископы, игумены и духовенство с самых дальних уголков Киевской Руси. Интересно то, что Святослав Ярославич намеревался отреставрировать храм, соорудив вокруг него каменное обрамление. Когда начались работы, Святославу во сне явился архангел Гавриил, который строго запретил мужчине возводить вокруг церкви каменную кладку, но он не принял во внимание вещее виденье и продолжал свою работу. Через месяц он умер от неизвестной болезни, так и не закончив своё дело. В 1093 году князь Всеволод решил закончить кладку из камня, но достроил её, она обрушилась в ту же ночь.

Почитание страстотерпцев было наиболее развито во время правления внуков Ярослава, но не привело к позитивным последствиям, ведь являлось неким соревнованием между братьями. Каждый из них хотел всё больше угодить Богу и святым материальными благами, но мужчины забывали и о чистоте души, которая достигается посредством покаяния и молитв. К примеру, Святополк велел своим мастерам написать иконы в честь страстотерпцев, выполненные из серебра, а его брат на следующий день отдал приказ на изготовление золотых икон и образов Борису и Глебу.

Стоит отметить, что святые были одними из первых русских мужей, которых канонизировали как в России, так и в Византии. Священники византийских церквей вели ежегодную службу в их честь, а инициатором действа стал преподобный Иоанн I (митрополит 1008-1035 годов). Этот факт способны подтвердить летописи, находящиеся в городе Минея. Это свидетельствует об особом почитании и уважении страстотерпцев не только в Киевской Руси, но и в других государствах. Их мощи являются национальной гордостью и символом православной религии.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png