Шумерская цивилизация, существовавшая несколько тысяч лет назад в довольно специфических климатических условиях, имела не слишком много шансов на сохранность своего культурного достояния. Например, Древний Египет был в более выгодном положении: сухой пустынный климат и песок в качестве хорошего «консервирующего» материала способствовали тому, что многие произведения египетского искусства сохранились до наших дней. Многое же из шумерского искусства (например, настенная живопись) не были столь долговечны. Однако всё же мы немало знаем об искусстве шумеров благодаря и дошедшим образцам.

Искусство как отражение религии и практики

Исследователи отмечают черты шумерского искусства, которые в значительной мере повлияли на искусство последующих цивилизаций Междуречья, на Древний Египет и даже в определённой степени на искусство античного мира (а через него, следовательно, в определённой мере и на современную западную цивилизацию). Прежде всего это, конечно, существенный религиозный характер шумерского искусства – так как наиболее выдающиеся произведения различных видов искусства были предназначены для прославления божеств, для совершения религиозных ритуалов, жертвоприношений и тому подобного. Так что шумеры не знали искусства как такового, как отдельной части своей жизни, как сферы для творческого самовыражения. Искусство должно было обслуживать вполне конкретные практические цели.

В этом состоит причина того, что категория «прекрасного» для шумеров была не эстетической, а рациональной - так они называли не какие-либо особенно красивые, утончённые или талантливые произведения, а те, которые наилучшим образом выполняли свои функции. Но при этом функции искусства не ограничивались религиозной сферой: произведения имели также прагматический и мемориальный характер. С точки зрения рациональной пользы искусство присутствовало, например, в изготовлении цилиндрических печатей или предметов обихода для царской семьи. Что касается мемориальной направленности искусства, то именно стремление царей или жрецов увековечить некие события или решения приводили к появлению скульптурных композиций, наглядно изображавших смысл передаваемого следующим поколениям сообщения.

От горшков до украшений

Первые скульптурные изображения шумеров были найдены во время археологических раскопок Джемдет-Насра на территории современного Ирака. Это небольшие статуэтки, изображающие странных диковинных существ, с вытянутыми головами и огромными глазами.

Исследователи до сих пор не определились с назначением этих статуэток, вряд ли они изображали реальных людей. Большинство ученых связывает их с культовыми обрядами воспроизводства и плодородия. К тому же времени относятся небольшие скульптуры животных, очень красочно и выразительно отображающие натуру.

Подлинный расцвет шумерский скульптуры начинается после разгрома Аккадского царства. До наших времен дошло множество хорошо сохранивших монументальных изображений правителя Лагаша Гудеа, выполненных главным образом их диорита.

Это скульптурное изображение сидящего человека, руки которого молитвенно сложены. На его коленях лежит архитектурный план здания. Смысл скульптурной композиции поясняют надписи, идущие по низу статуи. Гудеа, исполняя волю бога Лагаша Нингирсу, реконструирует главный храм города. Надписи также поясняют, что Гудеа прославился многочисленными деяниями, призванными приумножить богатство и могущество лагашских богов. За это он удостоен вечного поминовения и заботы, для чего и устанавливаются эти статуи во всех храмах Шумера в местах поминовения усопших. В скульптуре того периода можно выделить два ведущих направления – так называемую «шумерскую» и «аккадскую» скульптуру.

Шумерские изображения стилизованы и формальны. Их главная задача – передать внутреннюю сущность композиции. Передача внутреннего замысла важнее отображения формы, она разработана лишь настолько, насколько требуется, чтобы сделать понятным внутреннее содержание скульптурного изображения. Шумерские мастера не пытались добиться сходства скульптурного изображения с оригиналом. Аккадское искусство с самого начала в основу ставит именно разработку формы, умение воплотить в камне любой сюжет.

Четко прослеживается отличие этих двух подходов в сохранившихся до наших дней статуях правителя Лагаша Гудеа. Один тип статуй – приземистая укороченная фигура, пропорции которой плохо соблюдены, и второй тип - фигура более тонкая и изящная, детали изображения вырезаны более тщательно.

Часть исследователей шумерского творчества высказывают иную гипотезу о причинах существования двух типов скульптур. По их мнению, аккадцы обладали большим мастерством в работе с камни, поэтому точнее прорисовывают пропорции тела, шумерское же изображение схематично и условно из-за неумения обрабатывать привозной камень и точно отобразить объект.

«Голосувалка» в прошлом посте как-то не очень всех вдохновила, отвечали вяленько, поэтому на этот раз я придумала другую «заманушку». Задам я вам вопросы-«викторинки», для самоконтроля, будете сами себе отвечать. А правильные ответы почитаете в конце этого поста.

Знаете ли вы,

1. 1. Что значат эти слова? - Чавин, Сант-Августин, Паракас, Тиауанако, Уари, Тайрон, Мочика, Чибча, Чиму.

2. 2. Что такое «этнопсихология»?

3. 3. Кто такие хананеи?

Если вы видите такое, смело восклицайте: "Шумер!". Это цилиндрические каменные печати (слева), а справа - современные глиняные "ленты", на которых оставлен отпечаток. Полюбуйтесь, какое утонченное мастерство резчика!

Ужас-ужас! Опять проблема - с чего начать?! Как осветить искусство почти 2000 летней цивилизации, чтобы и самое главное сказать, и в кучу подробностей не удариться (а их много интересных), и самой не заснуть, и чтоб вы не разбежались?!

Мы с вами уже договорились, что в эпоху раннего Бронзового века наиболее значимыми цивилизациями Евразии были Шумерская, Хараппская и Египетская. Хараппскую мы разобрали, теперь идем дальше.

Слева - череп с украшениями, найденный в Уре - захоронение "Царицы Па-Аби", ок. 2600 днэ. Справа - реставрированные украшения

Хоть Шумерская цивилизация и почти ровесница Хараппской, но артефактов осталось побольше, хранятся они в самых приличных музеях мира, и даже в некоторых неприличных (типа Бостонского, на сайте которого нельзя тырить картинки). Творения древних мастеров (в основном - гончаров и скульпторов) можно увидеть в Лувре, в Берлинских музеях, в Британском, во многих американских, и, конечно, в Багдадском (если вы туда попадете). Довольно много фигурок, печатей, осколков, бусин, горшков и флаконов - без ста грамм не разберешься, как обычно: «Ой, пойдем лучше картины смотреть!» (см. опрос в предыдущем посте).


Это - не реставрация, а фотография. Так до сих пор живут "болотные арабы" в Ираке. Примерно так же выглядели первые поселения шумеров в болотистой местности Междуречья.

Вот что вы, лично вы, представляете, услышав слово «Шумер»?У меня, до того, конечно, как я произвела это скромное исследование, в мыслях появлялось что-то вроде: «Ы-ы-ы-ы… Что-то древне. Очень-очень древнее. Что-то в теплых странах». И еще: «Да-а-а!!! Они были крутые! От них все, вроде бы, пошло. Или не от них?». А потом: «Ну, и бог с ними!».

Керамика Убейдской культуры (4500-5500 днэ). Этих коренных жителей Месопотамии потеснили шумеры, придя откуда-то с гор

А может, познакомимся поближе? Зачем это нам? А мы таким образом проследим, как эта цивилизация Бронзового века повлияла на дальнейшие культуры Междуречья, и как те, в свою, очередь повлияли на более близкую нам Грецию.

Начать я решила с картинок. Надергаю, думаю, их из Сети, а там разберемся. Оказалось, многие картинки подписаны примерно так: «Статуя жреца. Шумер». Или того «лучше»: «Древняя статуэтка. Месопотамия». Весьма информативно! Месопотамия-то небольшая относительно, но ведь это же котел древних цивилизаций! Просто многослойный пирог археологических культур!А что значит Месопотамия, вы знаете? Что значит «Что за идиотский вопрос?», я вот не знала, что Двуречье, Междуречье и Месопотамия - одно и то же. Просто «месо-потамия» - это и есть «междуречье» на греческом и латинском языках. Реки даже я знаю - Тигр и Евфрат.


Карта древнего Междуречья (3500-2500 д.н.э.). Я выделила основные города Шумера и Аккада и нанесла изображения самых ярких находок . Чем глубже в древность, тем изолированее и независемее друг от друга существовали шумерские города.

Чтобы вы поняли, о чем я говорю, когда ругаюсь насчет «обтекаемых» подписей к фотографиям, посмотрите на табличку, которую я составила. Это основные цивилизации и культуры, населявшие Междуречье в древности. Мне так легче соображать, кто кому кто, да и вам понятнее.

А ведь это еще не все! Были еще и неолитические культуры.Убейд, например. Раньше убейдских поселений в Месопотамии ничего не нашли - может, и не было их, некоторые ученые предполагают, что здесь вообще плескались воды Персидского залива, а может, их просто занесло многометровыми наслоениями ила от частых паводков. Четвертое, а может и пятое тысячелетие до нашей эры, вы можете себе это представить?!Нет еще ни Китайской стены, ни Московского Кремля, ни египетских пирамид! Таинственные племена-аборигены создавали удивительную для такой древности керамику! Причем, мастерство проявлялось и в росписях, и в форме изделий. Убейдская культура - первая цивилизация Месопотамии. Только потом откуда-то на их голову свалились шумеры и вытеснили их с насиженных мест. Или смешались с ними?


Еще одна табличка - основные города Шумера. Интенсивность окраски означает рассцвет. Границы возникновения и угасания города на самом деле размыты, ориентироваться приходится на последние упоминания и т.п. Все, больше табличками вас не мучаю!

Вообще на рубеже 4-3 тысячелетия в Междречье вполне мирно уживались три этнические группы:шумеры, пришедшие откуда-то с Северо-Востока и жившие в Нижней Месопотамии, представители Убейдской культуры и племена семитов, селившихся где-то посерединке. Потом шумеры прогнали убейдцев, а позже их самих завоевали семиты, которые к тому времени назывались красиво - царство Аккад, вот и стали они Шумеро-Аккадом.

Находки, сделанные в Уре (прим. середина 3000 днэ) . Золотые, каменные, серебряные сосуды, золотой шлем, пластинка с козлами из раковины, полуфигурка богини, каменная голова женщины, золотое оружие.

Шумеры сами не принадлежали к семитской семье, они были индо-европейцами, причем, предположительно, средиземноморского типа (говорят, такие люди сейчас иногда встречаются в Ираке) - это подтвердили антропологические исследования человеческих останков.Невысокие, смуглые, с прямыми носами, черноволосые, с густой растительностью на теле, которую тщательно удаляли - чтобы вшей не кормить. Даже лицо брили, но некоторые социальные группы носили и бороды. Во многих найденных мною статьях говориться, что у них были большие глаза и уши; авторы, видимо, ориентируются на скульптурные изображения. Однако это всего лишь стилизация. Представьте, что наши потомки через две тысячи лет раскопают храм и найдут икону. И ученые того времени будут писать: «У жителей Восточной Европы были продолговатые лица, большие глаза и очень тонкие длинные носы. И все время печальное выражение лица».


Иракские дети. Может быть, шумеры выглядели так.
Чудовищно, но я еле нашла в Сети фотографии обычных деток из Ирака - на большинстве снимков они изувечены, с оторванными конечностями, залиты кровью, с обженными лицами и т.п.. Люди, что вы делаете?!

Конечно, художники и скульпторы того времени были скорее ремесленниками, чем творцами. Свои произведения они делали на заказ: для украшения помещений, для прославления богов, для увековечивания памяти правителей и их подвигов. Техническое мастерство со временем шлифовалось, а вот выразительность и «темперамент» изображений в боле развитого шумерского искусства утерялся по сравнению с более древними формами. Фигуры стали более статичными.

Шумерские статуэтки

Что вдохновляло художника того времени? То же, что и современного: окружающая природа, религия, другие общественные идеи, страхи, почтение к власти, непочтение к врагам. Материалы использовались те, что были наиболее доступны: в основном, глина, ее было очень много. Камня в Междуречье мало, дерева почти совсем нет. Металлы привозились из других стран, как и слоновая кость. Вообще, это была суровая земля - между горами и соленым морем, пустыня чередуется с болотами, засуха сменяет наводнения. Условия для жизни, а тем более для процветания, не самые лучшие.

Ранняя шумерская керамика

Видимо, шумеры были действительно уникальным народом, который проявлял необыкновенную смекалку и фантазию в постоянной борьбе с недружелюбной природой. Еще в додинастический период они освоили систему дренажа и ирригации, научились строить каналы. Дома они возводили из кирпича: поначалу - из высушенного на солнце, позже - из обожженного. У богатых людей жилище имело 2-3 этажа, до 12 комнат. Как и у хараппцев, была канализация, туалетные комнаты. Ели за столами, не на полу!Несмотря на острый дефицит дерева, столяры, по-видимому, было очень искусны! Из дерева в богатых домах изготавливали мебель, музыкальные инструменты.

Поздняя шумерская керамика

Если вы немного внимательнее рассмотрите шумерские древности, вы не только «наметаете глаз», но и получите немалое удовольствие. Рассматривая все эти таблички и статуэтки, я понимаю, почему любители оживления мифологии приписывают шумерам инопланетное и даже чуть ли не божественное происхождение, пытаются связать их с происхождением всех народов мира и т.д. Во всех этих фигурках вождей, божеств и жрецов сквозит какая-та (не побоюсь использовать парадокс!) первобытная свежесть, незамутненное любопытство и жажда жизни!

Находки из Урука. А уважительно относились к бычкам, да?

Очень необычно при наших традиционных представлениях о древности! В конце концов, это просто красиво! Когда вы рассматриваете предмет искусства, чтобы понять, насколько он красив (ну, противоречивые он у вас вызывает чувства при первичном восприятии!), представьте, что ЭТО будет всегда стоять у вас на комоде или висеть на стене и долгие месяцы «мозолить глаза». На стену из шумерских штуковин вешать не чего - живопись если и была, то вы знаете ее пренеприятное свойство - под слоями песка и ила она быстро приходит в негодность, а вот статуэтки - пожалуйста! Любую - добро пожаловать на мою полочку у компьютера! Будем перемигиваться и даже тихонько беседовать украдкой от близких.


Принц Гудеа из Лагаша (22 век д.н.э.). Видимо, этот правитель был весьма энергичен и пользовался немалым уважением - столько его изображений сохранилось! Или культ личности?

Лупоглазая компания фигурок из Эшнуны, наверное, самая типичная и самая подходящая для понимания шумерского искусства. Статуэтки, несомненно, культовые. Но в них нет ни угрозы, ни величия, ни безжизненной статичности, хоть все герои запечатлены в одинаковых строго симметричных позах. Все они разные, все - отдельный характер и статус. Хочется по-детски бросить все, схватить их, спрятаться за копировальную машину в копи-руме и поиграть в «дочки-матери» или «солдатики» (какой там у вас гендер, я не знаю!). Почему такое детское узнавание? Почему к ним непроизвольно тянется рука?


Статуэтки из Эшнуны (2900-2600 днэ)

Может, просто мастерство древнего скульптора было наивным и несовершенным, и поэтому «в доску своим»? Возможно, он хотел сделать нечто значительное и духовное, а получилась компания пучеглазых чудиков. А может быть, эта дружелюбная простота и наивное очарование зеркально отражают жизненную философию и мировоззрение древних шумеров. Надежные жилища, высокие, как для древности, технологии, огромные храмы, цветущая цивилизация между болотами и пустыней, «немилитаристское» изобразительное искусство, масса поэтических образцов, запечатленных на глиняных табличках и вот эти очаровательные фигурки - весьма симпатичный след в истории оставили загадочные шумеры.


Стела Нарамсина (Шумеро-Аккад, 2300). После завоевания Шумера Аккадом, в искусстве наметилась тенденция к милитаризации

Ведь не зря некоторые исследователи (гораздо более глубокие и вдумчивые, чем я) сравнивают предполагаемую философию шумеров с идеями Платона!

А украшения! Это нечто!!! Особенно богатый «урожай» находок был обнаружен в Уре Леонардом Вулли в 1927-28 годах. Он раскопал 16 не разграбленных царских захоронений 2700-2600 днэ, в которых обнаружили прекрасно сохранившиеся предметы искусства - украшения, богато инкрустированные музыкальныеинструменты, золотой шлем и многое другое.

Драгоценности, найденные в Уре при раскопках царских захоронений

После исследований было установлено, что после смерти царицы, например, ее приближенные следовали за ней, принимая яд. Знаменитая арфа с головою быка была обнаружена в руках арфиста, который, похоже, музицировал до последнего мгновения жизни. Эта находка по своей ценности ничуть не уступает знаменитому «троянскому» кладу Шлимана или открытию погребения Тутанхомона, но, почему-то, гораздо менее известна.


Еще драгоценности

Я просто сбилась с ног (или с пальцев), молотя по клавиатуре и рыская по сайтам, в поисках шумерской керамической посуды - нашла буквально пару изображений!Я думаю, они есть, описаний керамики в Интернете предостаточно, но вот изображений почему-то нет. Зато множество керамики убейдского периода, дошумерской. Пишут, что ранняя шумерская керамика была на нее очень похожа - на светлом фоне несложные орнаменты красного, оранжевого и коричневого цветов. Такие уж тогда были краски. Синюю и зеленую придумали гораздо позже. Со временем, когда шумерская цивилизация развивалась и шла вперед, керамика изменилась - она стала рельефной. Сосуды украшали выпуклыми орнаментами и головами животных. А вот глиняных табличек и фигурок очень много - как-никак, глины с речных берегов здесь было просто завались!

Другие находки Ура - штандарт "Война и мир" (вверху), фигурка "Козел в огороде в кустах", Царская арфа, настольная игра, серебранная арфа. А еще они там нашли что-то вроде салазок!

Камень был редок, как я уже говорила, но самые прекрасные и виртуозные скульптурные изображения Шумера,дошедшие до нас, выполнены именно из камня. Довольно много - из стеатита или «мыльного камня». Характерная особенность шумерской скульптуры - «большеглазость». Все культовые фигурки из Эшнуны стоят в одинаковой позе и глаза у них буквально вылуплены от изумления!Длинные юбки, нередко -с фестончатыми краями - как у мужчин, так и у женщин. Руки практически всегда на особый манер сложены перед грудью. Бросаются в глаза мудреные прически и бороды на некоторых мужских статуях - словно накрученные раскаленными щипцами. Такие же мы позже будем видеть и на Вавилонских изображениях.


Лодка Тура Хейердала "Тигрис". На таких жители Междуречья переплывали Персидский залив и достигали Красного моря

Особо узнаваемый атрибут шумеров - огромные постройки культового назначения -зиккураты. Традицию возведения подобных построек потом переняли ассирийцы и вавилоняне. Ученые считают, что легендарная Вавилонская башня как раз и была зиккуратом. Это было что-то вроде ступенчатых пирамид, взгроможденных одна на другую. Они имели столь необычный вид, что нынешние любители пофантазировать приписывают им внеземное происхождение. Предполагают, что зиккураты шумеры возводили, тоскуя по своей древней родине - они, как считается, спустились где-то с гор, на вершинах которых они молились богу Неба. За последние сто лет раскопано несколько зиккуратов. К сожалению, все они лежат в зонах боевых конфликтов, вдали от туристических маршрутов. Знаменитый зиккурат в Уре, лихо подновленный по приказу Хусейна, находится неподалеку от американской военной базы. Лучше всех сохранился без всяких перестроек зиккурат неподалеку от Суз (Шуш в Иране).

Порт в Эриду и тростниковая ладья (реконструкция)

Главные государства древнего мира в третьем втором тысячелетии до нашей эры не разделялись такими расстояниями, как нынешний мир. И хотя транспорт в те времена был попроще, но все-таки жители главных государств того времени - Хараппской цивилизации, Шумера и Египта - умудрялись поддерживать отношения. В Египте, в археологических слоях 3200-3500 днэ при раскопках были обнаружены предметы роскоши, привезенные из Шумера. В египетских и шумерских находках одного периода - 3-го тысячелетия днэ- часто присутствует один и тот же мотив - мифологические животные с длинными переплетенными шеями. И т.д.


Шумерский город (кажется, реконструкция из журнала "Вокруг Света")

С хараппцами шумеры тожеобщались, скорее всего. И вообще онибыли чужды ксенофобии. Активно контактировали с окружающими народами, путешествовали и торговали с дальними странами. Может быть, поэтому их искусство такое разнообразное и полиморфное - художники шумера с готовностью впитывали культуру других народов, рождая новые, оригинальные и самобытные формы. Помните, был такой классный норвежец Тур Хейердал? Друг нашего Юрия Сенкевича. Когда-то я читала книги о его путешествиях «На «Ра» через Атлантику» и «Экспедиция «Тигрис»». Так вот Тигрис - это была тростниковая лодка, на которой Хейердал выплыл из Ирака, пересек Персидский залив, достиг Пакистана (Хараппская цивилизация) и затем в Красное море (Египет).



Зиккурат в Уре, восстановленный по приказу Саддама Хусейна

Этим он доказал, что жители Месопотамии вполне могли путешествовать на таких лодках в весьма отдаленные регионы. Глиняные печати, в большом количестве обнаруженные в Пакистане и на территориях Шумера, весьма сходны. Только хараппцы чаще использовали плоские, а у шумеров больше находят цилиндрические. По всей видимости, контактировали шумеры и с эламитами (нынешний Иран), некоторые «перепевы» наблюдаются в произведениях искусства двух государств. Некоторый воинственный, агрессивный мотив привнесла аккадская культура - после объединения двух царств слияние культур, пусть частичное, однозначно наблюдалось. Шумеро-аккадские мотивы мы, несомненно, наблюдаем в более поздних артефактах Вавилонии и Ассирии.


Зиккурат. Реконструкция


Питер Брейгель "Вавилонская башня"

Куда делся Шумер? А по всей видимости, никуда. Он был завоеван ипоглощен Вавилонской империей в середине второго тысячелетья днэ , а потом попросту растворился в ней.

А еще шумеры придумали четыре времени года, минуту из 60 секунд, знаки зодиака. Похоже, именно у них была первая письменность - клинописная, на которой они много писали, причем не только амбарно-торговые записи, но и поэмы. И врачевание у них было (кажется, даже первыми воду заговаривали), и первые школы.

С ними связывают чуть ли не все европейские и половину азиатских культур. Влияние их мифологии присутствуют в библии. Их изучают представители практически всех наук, а особенно усердно - уфологи. И если правда, что все мы произошли от одной матери-Евы, какой-то мутировавшей обезьяны из центральной Африки, то тогда в каждом из нас есть парочка генов от древних шумеров. Прислушайтесь к себе - не хочется ли вам взглянуть на небо, задуматься, а потом вылепить из глины что-нибудь чудесное?

Ну, и правильные ответы «самовикторины».

1. Подсказываю, добавляя еще два - инки и ацтеки. Я перечислила древние культуры американского континента. Самые старые из них берут начало во втором тысячелетии до нашей эры. Представляете - и там тоже кипела жизнь! Мы их пока изучать не будем, я даже плохо представляю, где это. Это вообще на Земле?

2. Наука такая, конечно же. Изучает психологию народов, этносов. Молодая наука, возникшая на стыке других. Так, согласно этой науке, люди, живущие на равнинах, более склонны к сплоченности, к преодолению трудностей совместными усилиями, однако при этом на них нехорошо влияет однообразный «плоский» пейзаж, и они особо уязвимы для печали и депрессий.

3. Так народы Палестины в библейские времена называли финикийцев. Это был торговый народ мореплавателей, селившийся на побережье Средиземного моря (Левант), основавший такие города, как Тир и Карфаген. Недавно британский ученый-генетик Спенсер Уэлс взял ДНК материал из зубов в древних захоронениях и сравнили ее с ДНК жителей современного Ливана. После этого можно с уверенностью сказать, что современные ливанцы - прямые потомки хананеев (финикийцев).

Кто прочитал - молодец!
До новых встреч!

Просмотры: 9 352

Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)

В начале 3 тысячелетия до н.э. рост классовых противоречий привел к образованию в Двуречье первых небольших рабовладельческих государств, в которых были еще очень сильны пережитки первобытно-общинного строя. Первоначально такими государствами стали отдельные города (с прилегающими сельскими поселениями), обычно расположенные в местах древних храмовых центров. Между ними шли непрекращавшиеся войны за обладание главными ирригационными каналами, за захват лучших земель, рабов и скота.

Раньше других на юге Двуречья возникли шумерийские города-государства Ур, Урук, Лагаш и др. В дальнейшем экономические причины вызвали тенденцию к объединению в более крупные государственные образования, что обычно совершалось при помощи военной силы. Во второй половине 3 тысячелетия на севере возвысился Аккад, правитель которого, Саргон I, объединил под своей властью большую часть Двуречья, создав единое и могущественное Шумеро-Аккадское царство. Царская власть, представлявшая интересы рабовладельческой верхушки, в особенности со времени Аккада, стала деспотической. Жречество, являвшееся одной из опор древневосточной деспотии, разработало сложный культ богов, обожествило власть царя. Большую роль в религии народов Двуречья играло поклонение силам природы и пережитки культа животных. Боги изображались в виде людей, зверей и фантастических существ сверхъестественной силы: крылатых львов, быков и т. п.

В этот период закрепляются основные черты, характерные для искусства Двуречья раннерабовладельческой эпохи. Ведущую роль играла архитектура дворцовых построек и храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами.

Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведенных платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием. Жилые дома иногда были и двухэтажными, с глухими стенами на улицу, как это часто бывает и поныне в восточных городах.

О древнем храмовом зодчестве шумерийских городов 3 тысячелетия до н.э. дают представление развалины храма в Эль-Обейде (2600 г. до н.э.); посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. Согласно реконструкции (впрочем, не бесспорной), храм стоял на высокой платформе (площадью 32×25 м), сложенной из плотно утрамбованной глины. Стены платформы и святилища в соответствии с древнешумерийской традицией были расчленены вертикальными выступами, но, кроме того, подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части черным битумом, а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Создавался ритм вертикальных и горизонтальных сечений, повторявшийся и на стенах святилища, но в несколько иной интерпретации. Здесь вертикальное членение стены прорезывалось по горизонтали лентами фризов.

Впервые в украшении здания были применены круглая скульптура и рельеф. Статуи львов по бокам входа (древнейшая привратная скульптура) были выполнены, как и все другие скульптурные украшения Эль-Обейда, из дерева, покрытого по слою битума медными прочеканенными листами. Инкрустированные глаза и высунутые языки, сделанные из цветных камней, придавали этим изваяниям яркий красочный облик.

Статуэтка быка из Эль-0бейда. Медь. Около 2600 г. до н. э. Филадельфия. Музей .

Вдоль стены, в нишах между выступами стояли очень выразительные медные фигурки идущих быков. Выше поверхность стены украшали три фриза, находившиеся на некотором расстоянии один от другого: горельефный с выполненными из меди изображениями лежащих бычков и два с плоским мозаичным рельефом, выложенным из белого перламутра на черных шиферных пластинках. Таким образом создавалась цветовая гамма, перекликавшаяся с окраской платформ. На одном из фризов были довольно наглядно изображены сцены хозяйственной жизни, возможно, имевшие культовое значение, на другом — шествующие вереницей священные птицы и животные.

Техника инкрустации была применена и при выполнении колонок на фасаде. Одни из них были

Часть фриза храма из Эль-Обейда со сценами сельской жизни. Мозаика из шифера и известняка на медном листе. Около 2600 г. до н. э. Багдад. Иракский музей.

украшены цветными камнями, перламутром и раковинами, другие — металлическими пластинками, прикрепленными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками.

С несомненным мастерством исполнен помещенный над входом в святилище медный горельеф, переходящий местами в круглую скульптуру; на нем изображен львиноголовый орел, когтящий оленей. Эта композиция, повторяющаяся с небольшими вариантами на целом ряде памятников середины 3 тысячелетия до н.э. (на серебряной вазе правителя Энтемены, вотивных пластинках из камня и битума и др.), была, видимо, эмблемой бога Нин-Гирсу. Особенностью рельефа является вполне четкая, симметрическая геральдическая композиция, которая в дальнейшем стала одним из характерных признаков переднеазиатского рельефа.

Шумерийцами был создан зиккурат - своеобразный тип культовых построек, в течение тысячелетий занимавший видное место в архитектуре городов Передней Азии. Зиккурат возводился при храме главного местного божества и представлял высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца; на вершине зиккурата помещалось небольшое сооружение, венчавшее здание, — так называемое «жилище бога».

Лучше других сохранился много раз перестраивавшийся зиккурат в Уре воздвигнутый в 22 — 21 веках до н.э. (реконструкция). Он состоял из трех массивных башен, сооруженных одна над другой и образующих широкие, возможно, озелененные

террасы, соединявшиеся лестницами. Нижняя часть имела прямоугольное основание 65×43 м, стены доходили до 13м высоты. Общая высота здания достигала в свое время 21 м (что равняется пятиэтажному зданию наших дней). Внутреннего пространства в зиккурате обычно не было или оно было сведено к минимуму, к одной небольшой комнате. Башни зиккурата Ура были разных цветов: нижняя — черная, обмазанная битумом, средняя — красная (естественного цвета обожженного кирпича), верхняя - белая. На верхней террасе, где помещалось «жилище бога», происходили религиозные мистерии; оно же, возможно, служило одновременно обсерваторией жрецам-звездочетам. Монументальность, которая достигалась массивностью, простотой форм и объемов, а также ясностью пропорций, создавала впечатление величия и мощи и являлась отличительной чертой архитектуры зиккурата. Своей монументальностью зиккурат напоминает пирамиды Египта.

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным образом культового назначения; исполнение ее еще достаточно примитивно.

Несмотря на довольно значительное разнообразие, которое представляют собой памятники скульптуры различных местных центров Древнего Шумера, можно выделить две основные группы — одну, связанную с югом, другую — с севером страны.

Для крайнего юга Двуречья (города Ур, Лагаш и др.) характерна почти полная нерасчлененность каменного блока и очень суммарная трактовка деталей. Преобладают приземистые фигуры с почти отсутствующей шеей, с клювообразным носом и большими глазами. Пропорции тела не соблюдены. Скульптурные памятники северной части южного Двуречья (города Ашнунак, Хафадж и др.) отличаются более вытянутыми пропорциями, большей проработкой деталей, стремлением к натуралистически точной передаче внешних особенностей модели, хотя и с сильно преувеличенными глазными впадинами и непомерно большими носами.

Шумерийская скульптура по-своему выразительна. Особенно наглядно она передает униженное раболепие или умиленное благочестие, столь свойственное главным образом статуям молящихся, которые знатные шумерийцы посвящали своим богам. Существовали определенные, установившиеся с глубокой древности позы и жесты, которые постоянно можно видеть и в рельефах и в круглой скульптуре.

Большим совершенством в Древнем Шумере отличалась металлопластика я другие виды художественного ремесла. Об этом свидетельствует хорошо сохранившийся погребальный инвентарь так называемых «царских гробниц» 27 — 26 вв. до н.э., открытых в Уре. Находки в гробницах говорят о классовой дифференциации в Уре этой поры и о развитом культе мертвых, связанном с обычаем человеческих жертвоприношений, имевших здесь массовый характер. Роскошная утварь гробниц мастерски выполнена из драгоценных металлов (золота и серебра) и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.). Среди находок «царских гробниц» выделяются золотой шлем тончайшей работы из гробницы правителя Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически. Очень хорош золотой кинжал с ножнами тонкой филигранной работы из той же гробницы и другие предметы, поражающие разнообразием форм и изяществом отделки. Особенной высоты достигает искусство золотых дел мастеров в изображении животных, о чем можно судить по прекрасно выполненной голове быка, украшавшей, видимо, деку арфы. Обобщенно, но очень верно передал художник мощную, полную

Голова быка с арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. 26 в. до н. э. Филадельфия. Университет.

жизни голову быка; хорошо подчеркнуты раздутые, как бы трепещущие ноздри животного. Голова инкрустирована: глаза, борода и шерсть на темени сделаны из ляпис-лазури, белки глаз из раковин. Изображение, повидимому, связано с культом животных и с образом бога Наннара, которого представляли, судя по описаниям клинописных текстов, в виде «сильного быка с лазурной бородой».

В гробницах Ура найдены также образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так называемый «штандарт» (как его назвали археологи): две продолговатые прямоугольные пластинки, укрепленные в наклонном положении наподобие крутой двускатной крыши, сделанные из дерева, покрытого слоем асфальта с кусочками ляпис-лазури (фон) и раковинами (фигуры). Эта мозаика из ляпис-лазури, раковин и сердолика образует красочный орнамент. Разделенные на ярусы согласно уже сложившейся к этому времени

традиции в шумерийских рельефных композициях, эти пластинки передают картины битв и сражений, повествуют о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, о ликовании победителей. Тематика этого «штандарта», призванного прославить военную деятельность правителей, отражает военный характер государства.

Лучшим образцом скульптурного рельефа Шумера является стела Эаннатума, получившая название «Стелы Коршунов». Памятник выполнен в честь победы Эаннатума правителя города Лагаша (25 в. до н.э.) над соседним городом Уммой. Стела сохранилась в обломках, однако они дают возможность определить

основные принципы древнего шумерийского монументального рельефа. Изображение разделено горизонтальными линиями на пояса, по которым и строится композиция. Отдельные, часто разновременные эпизоды развертываются в этих поясах и создают наглядное повествование о событиях. Обычно головы всех изображенных находятся на одном уровне. Исключением являются изображения царя и бога, фигуры которых делались всегда в значительно большем масштабе. Таким приемом подчеркивалась разница в социальном положении изображенных и выделялась ведущая фигура композиции. Человеческие фигуры - все совершенно одинаковы, они статичны, их разворот на плоскости условен: голова и ноги повернуты в профиль, в то время как глаза и плечи даны в фас. Возможно, что такая трактовка объясняется (как и в египетских изображениях) стремлением показать человеческую фигуру так, чтобы она воспринималась особенно наглядно. На лицевой стороне «Стелы Коршунов» изображена большая фигура верховного бога города Лагаша, держащего сеть, в которую пойманы враги Эаннатума На обороте стелы Эаннатума изображен во главе своего грозного войска, шествующего по трупам поверженных врагов. На одном из обломков стелы летящие коршуны уносят отрубленные головы вражеских воинов. Надпись на стеле раскрывает содержание изображений, описывая победу лагашского войска и сообщая, что побежденные жители Уммы обязались платить дань богам Лагаша.

Большую ценность для истории искусства народов Передней Азии имеют памятники глиптики, то есть резные камни - печати и амулеты. Они часто заполняют пробелы, вызванные отсутствием памятников монументального искусства, и позволяют полнее представить художественное развитие искусства Двуречья. Изображения на печатях-цилиндрах Передней Азии (Обычной формой печатей Передней Азии является цилиндрическая, на округлой поверхности которой художники легко размещали многофигурные композиции.). отличаются нередко большим мастерством исполнения. Выполненные из различных пород камней, более мягких для первой половины 3 тысячелетия до н.э. и более твердых (халцедон, сердолик, гематит и др.) для конца 3, а также 2 и 1 тысячелетий до н.э. чрезвычайно примитивными инструментами, эти маленькие произведения искусства являются иногда подлинными шедеврами.

Печати-цилиндры, относящиеся ко времени Шумера, весьма разнообразны. Излюбленными сюжетами являются мифологические, чаще всего связанные с очень популярным в Передней Азии эпосом о Гильгамеше — герое непобедимой силы и непревзойденной смелости. Встречаются печати с изображениями на темы мифа о потопе, о полете героя Этаны на орле к небу за «травой рождения» и др. Для печатей-цилиндров Шумера характерна условная, схематичная передача фигур людей и животных, орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживаются расположения фигур, при котором все головы помещаются на одном уровне, отчего животные часто представлены стоящими на задних лапах. Часто встречающийся на цилиндрах мотив борьбы Гильгамеша с хищными животными, наносившими вред домашнему скоту, отражает жизненные интересы древних скотоводов Двуречья. Тема борьбы героя с животными была очень распространена в глиптике Передней Азии и в последующее время.

Искусство Аккада (24 — 23 вв. до н.э.)

В 24 в. до н.э. возвысился семитский город Аккад, объединивший под своей властью большую часть Двуречья. Борьба за объединение страны всколыхнула широкие массы населения и имела исторически прогрессивное значение, позволив организовать общую ирригационную сеть, необходимую для развития хозяйства Двуречья.

В искусстве Аккадского царства (24 — 23 вв. до н.э.) получили развитие реалистические тенденции. Одним из лучших произведений этого времени является победная стела царя Нарамсина. Стела Нарамсина высотой 2 м выполнена из красного песчаника. Она повествует о победе Нарамсина над горными племенами. Новым качеством и важным стилистическим отличием этой стелы от более ранних памятников являются единство и ясность композиции, что особенно сильно чувствуется при сопоставлении этого памятника с рассмотренной выше, аналогичной по теме стелой Эаннатума. Нет больше «поясов», разделявших изображение. Удачно использовав прием диагонального построения, художник показывает восхождение войск на гору. Умелое расположение фигур по всему полю рельефа создает впечатление движения и пространства. Появился пейзаж, являющийся объединяющим мотивом композиции. Волнообразными линиями показаны скалы, несколько деревьев дают представление о лесистой местности.

Реалистические тенденции сказались и в трактовке человеческих фигур, причем в первую очередь это относится к Нарамсину. Короткая туника (являющаяся новым типом одежды) оставляет обнаженным свободно переданное сильное мускулистое тело.

Хорошо моделированы руки, ноги, плечи, пропорции тела - гораздо правильнее, чем в древних шумерийских изображениях. Умело противопоставлены в композиции молящее о пощаде спускающееся с горы разбитое войско неприятеля и полные энергии воины Нарамсина, поднимающиеся на гору. Очень верно передана поза смертельно раненного воина, опрокинувшегося навзничь от удара копья,

пронзившего ему шею. Ничего подобного искусство Двуречья раньше не знало. Новой чертой является и передача объема фигур в рельефе. Каноничными остаются, однако, разворот плеч при профильном изображении головы и ног, а также условная разномасштабность фигур царя и воинов.

Новые черты приобретает и круглая скульптура, примером которой является найденная в Ниневии скульптурная голова из меди, условно называемая головой Саргона I — основателя аккадской династии. Резкая, суровая реалистическая сила в передаче лица, которому приданы живые, выразительные черты, тщательно выполненный

богатый шлем, напоминающий «парик» Мескаламдуга, смелость и вместе с тем тонкость исполнения сближают это произведение с творчеством аккадских мастеров, создавших стелу Нарамсина.

В печатях времени Аккада одним из основных сюжетов остается Гильгамеш и его подвиги. Те же черты, которые отчетливо выступили в монументальном рельефе, определяют характер и этих миниатюрных рельефов. Не отказываясь от симметричного расположения фигур, мастера Аккада вносят большую четкость и ясность в композицию, стремятся естественнее передать движение. Тела людей и животных моделированы объемно, подчеркнута мускулатура. В композицию введены элементы пейзажа.

Искусство Шумера (23 — 21 вв. до н.э.)

Во второй половине 3 тысячелетия до н.э. (23 — 22 вв.) произошло нашествие в Двуречье горного племени гутиев, завоевавшего Аккадское государство. Власть царей гутиев продолжалась в Двуречье около столетия. Меньше других пострадали от завоевания южные города Шумера. Новый расцвет, основанный на расширении внешней торговли, переживают некоторые древние центры, особенно Лагаш, правитель которого, Гудеа, повидимому, сохранял некоторую самостоятельность. Общение с другими народами, знакомство с их культурой имели большое значение для развития искусства этой поры. Об этом свидетельствуют и памятники искусства и памятники письменности - клинописные тексты, являющиеся лучшими образцами литературного стиля древних шумерийцев. Гудеа особенно прославился своей строительной деятельностью и заботой о восстановлении древних сооружений. Однако архитектурных памятников от этого времени дошло до наших дней очень мало. О высоком уровне художественной культуры времени Гудеа лучше всего свидетельствует монументальная

скульптура. Сохранились статуи Гудеа, замечательные по технике исполнения. Большинство из них были посвящены божеству и стояли в храмах. Этим в значительной мере объясняются традиционная статичность и черты канонической условности. Вместе с тем в статуях Гудеа отчетливо видны большие изменения в шумерийском искусстве, которое восприняло многие прогрессивные черты искусства времени Аккада.

Лучшая из дошедших до нас статуй Гудеа изображает его сидящим. В этой скульптуре очень ярко проявляется сочетание обычной для шумеро-аккад-ского искусства нерасчлененности каменного блока с новой особенностью — тонкой моделировкой обнаженного тела и первой, хотя и робкой попыткой наметить складки одежды. Нижняя часть фигуры образует с сиденьем единый каменный блок, и одежда, напоминающая гладкий футляр, под которым совершенно не чувствуется тела, является лишь хорошим полем для надписей. Совершенно отлична трактовка верхней части статуи. Хорошо моделированы крепкие

плечи, грудь и руки Гудеа. Мягкая ткань, переброшенная через плечо, чуть намечающимися складками ложится у локтя и у кисти руки, которая чувствуется под тканью. Передача обнаженного тела и складок одежды свидетельствует о гораздо более развитом пластическом чувстве, чем то было раньше, и о значительном мастерстве скульпторов.

Особенно замечательны головы статуй Гудеа. В трактовке лица появляется стремление к передаче портретных черт. Подчеркнуты выдающиеся скулы, густые брови, четырехугольный подбородок с ямочкой посередине. Однако в целом облик сильного и волевого лица молодого Гудеа передан обобщенно.

После изгнания гутиев в 2132 г. до н.э. владычество над Двуречьем переходит к городу. Уру, где в это

время правит III династия Ура. Ур выступает в роли нового, после Аккада, объединителя страны, образуя мощное Шумеро-аккадское государство, претендующее на мировое господство.

Вероятно, на рубеже правления Гудеа и времени правления III династии Ура было создано такое прекрасное произведение искусства, как женская головка из белого мрамора с глазами, инкрустированными ляпис-лазурью, где ясно видно стремление скульптора к изяществу, к пластичной и мягкой передаче форм, а также налицо и несомненные черты реализма в трактовке глаз и волос. Полное нежной прелести лицо с выразительным взглядом голубых глаз является первоклассным образцом шумерийского искусства. Наиболее многочисленные памятники времени III династии Ура - печати-цилиндры - показывают, как в связи с усилением деспотии, развитием иерархии и установлением строго определенного пантеона божеств вырабатываются общеобязательные каноны в искусстве, прославлявшем божественную власть царя. В дальнейшем (что найдет свое наиболее яркое выражение в вавилонской глиптике) происходит сужение тематики и ремесленное следование готовым образцам. В стандартных композициях повторяется один и тот же мотив - поклонение божеству.

Посмотреть

39. Стела Нарам-Суэна из Суз. Победа царя над луллубеями. Нарам-Суэн - царь Аккаде, Аккада и Шумера, «царь четырех стран света». (2237-2200 гг. до н.э.) наверху боги-покровители, Нарам-Син, повергщий врага и второй враг молит о пощаде, внизу - войско, поднимающееся по горам. В отличие от шумерских рельефов, здесь присутствют элементы пейзажа (дерево, гора), фигуры не выстроены в ряд, а расположены с учетом рельефа местности.

Молочное хозяйство храма – декоративный фриз храма Нинхурсаг в аль-Убайде с Имдугудом и оленями (Лондон, Британский музей)

Вконтакте

Наиболее характерным скульптурным изображением раннего шумерского периода является глубокий рельеф. Это особый вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым по отношению к плоской поверхности фона. У шумеров - это почти горельеф, в котором изображение высоко выдается над поверхностью фона.

Рельеф, изображающий голову богини Инанны Урукский, одно из наиболее ранних произведений подобного рода. Детали рельефа четко прорисованы – крупноватый нос, тонкие губы, огромные глазницы Особый акцент сделан на носогубных линиях, что придает богине выражение высокомерное и довольно мрачное. Инкрустированные глаза, которые раньше находились в глазницах, к сожалению, не сохранились. Размеры скульптурного изображения почти совпадают с реальными, задняя поверхность плоская. Высказывается предположение, что фигура богини была изображена на поверхности стены храма, а над ней, в направлении молящегося, крепилось выпуклое изображение головы богини. Это создавало эффект выхода богини в мир людей и служило для устрашения простых смертных.

Более поздние рельефы, относящиеся к середине III тысячелетия до н.э., сооружались в честь какого-либо важного события – строительства храма, победы на поле брани. Это были доски небольшого размера с рельефным изображением – палетки или плакетки. Их вытачивали из мягкого камня, хорошо поддающегося обработке. Вся плоскость палетки горизонтально делилась на регистры, последовательно повествующие о каком-либо важном событии. В центре этого своеобразного рассказа находился правитель или его приближенные. Причем размер изображения каждого конкретного персонажа определялся степенью значимости его общественного положения.


Еще один типичный пример шумерского рельефа – это стела царя Эанатума, воздвигнутая в Лагаше в честь победы над главным врагом городом Уммой. На одной стороне рассказ о походе царя Эанатума, состоящий из четырех частей – регистров. Первая часть печальная – скорбь о погибших, затем два регистра изображают Эанатума во главе войска, сначала легко- затем тяжеловооруженного. Окончание рассказа – пустое поле битвы, трупы врагов и коршуны, над ними - традиционные символы полного разгрома врага. К этому времени шумеры достигли значительного мастерства в искусстве рельефа – все фигуры занимают определенные место и подчинены плоскости, хорошо выдержана композиция скульптурного изображения. Возможно, шумеры для вытачивания изображения стали применять трафареты, об этом говорят практически одинаковые треугольники, изображающие лица воинов, горизонтальные ряды копий. Изображение бога Нингирсу, главного божества Лагаша, занимает всю вторую сторону стелы. В его руках сеть с плененными врагами.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png