Выдающийся итальянский композитор, талантливый скрипач, дирижер, педагог – таким был известный музыкант эпохи барокко. Этот талантливый итальянец сумел ещё при жизни получить признание и покорить всю Европу. Давайте познакомимся поближе со столь выдающейся личностью.

Антонио Лучо Вивальди родился в 1678г., 4 марта. Его отец был скрипачом при соборе Сан-Марко в Венеции. И первые музыкальные уроки будущий композитор получил именно у отца, который привлёк Антонио к работе в соборе. Многолетняя деятельность отца в капелле стала тем основополагающим фактором, который повлиял на выбор карьеры священника молодого Антонио. В 1693 году, в пятнадцатилетнем возрасте Вивальди был пострижен в монахи. Спустя ещё семь лет он становится дьяконом. А уже в 1703г., отказавшись от всех мирских притязаний, получает сан священника и право служить обедню. Но прослужил в церкви он совсем незначительное время. По словам самого Вивальди, здоровье не позволяло ему проводить долгие церковные службы. Но причина была вовсе не в этом.

Ещё во время получения духовного образования юноша страстно увлекается музыкой, отдавая этому занятию всё свое свободное время. И результат не заставил себя долго ждать. Уже в 1703г., практически сразу после принятия сана священника, он даёт свои первые уроки скрипки. Его приглашают в качестве педагога в знаменитый в то время благотворительный сиротский приют для девочек в Венеции Оспедале дела Пиета (Ospedale della Pietas).И с этого момента перед будущим знаменитым композитором открываются безграничные возможности, позволяющие ему осуществлять любые свои творческие замыслы. Ведь та среда, в которой он оказался в консерватории, отличалась блестящими музыкальными традициями.

Вся деятельность Вивальди в этом приюте (его ещё именовали консерваторией) была очень насыщенной и многогранной. Как и все музыкальные педагоги того времени, он обязан был для своих учениц сочинять различную музыку (светскую, духовную). Это были разнообразные оратории, концерты, сонаты и многие другие произведения. Также Вивальди как педагог обучал своих воспитанниц игре на скрипке, следил за сохранностью инструментов. Именно благодаря сильной увлечённости своей работой, его консерватория в недолгом времени стала заметно выделяться на фоне подобных заведений.

В 1705г. он публикует свои первые 12 сонат, а уже спустя три года вышел в свет его первый сборник сонат для скрипки. Вивальди приобретает всё большую популярность у себя на родине. Его произведения отличаются простотой и ясностью, выразительным раскрытием одной мелодии. Композитор стал настоящим открытием для современников, гением, сумевшим найти новый подход в инструментальной музыке. Но успешный композитор не остановился на одном жанре. Он всерьёз заинтересовался оперой. И в 1713 г., став главным композитором «Пиеты», занимается постановкой своей первой оперы «Оттон» (Ottone in villa). После этой оперы следует ряд удачных постановок, принесших известность композитору.

После столь головокружительных успехов Вивальди решает совершить турне по Италии и Европе. В 1718г. он жил в Мантуе и творил для герцогского двора. 1723-1724гг. знаменательны тем, что композитор смог представить свою музыку папе Римскому и произвести на него хорошее впечатление. Самым известным произведением, принесшим европейскую славу Вивальди, стал его сборник сочинений «Времена года», выпущенный в 1725г. Но уже в 30-х годах его слава пошла на убыль. Сказалось длительное отсутствие в Венеции из-за путешествий. В 1737г. оперы композитора были запрещены под предлогом аморальной связи с оперной певицей. Был разорван контракт с консерваторией. И в 1741г., 28 июля, преданный забвению и нищий, Антонио Вивальди умирает.

Для знакомства воспитателей с биографией и наиболее известными произведениями композиторов. Полученные сведения они могут использовать для закрепления с детьми материала музыкального занятия или при использовании музыкальных произведений на своих занятиях.

(1678-1741)- итальянский композитор, скрипач, дирижёр, педагог.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 в Венеции в семье профессионального скрипача: его отец играл в соборе Св. Марка, а также принимал участие в оперных постановках. «Prete rosso» («Рыжий священник») — такое прозвище получил Антонио Вивальди в мемуарах Карло Гольдони. И действительно, он был и рыжим («Рыжий» — было прозвище и его отца), и священником.

Антонио получил церковное образование и готовился стать священником. Но вскоре после того, как он был посвящен в священники (1703), что давало ему право самостоятельно служить мессу, он отказался от этого, сославшись на плохое состояние здоровья (он страдал астмой, явившейся следствием перенесенный при рождении травмы грудной клетки). В 1703 он числился учителем игры на скрипке в Оспедале делле Пиета. Это один из венецианских приютов для девочек-сирот. С перерывом в два года Вивальди занимал этот пост до 1716 года. Позже, находясь уже далеко от Венеции, он сохранил свои связи с Пиета (одно время он каждый месяц посылал туда два своих новых концерта).

Репутация Вивальди начала быстро расти с его первыми публикациями: они, содержа некоторые из его самых прекрасных концертов, были изданы в Амстердаме и широко распространились в северной Европе; это заставило музыкантов, посещавших Венецию, разыскивать там Вивальди, а в ряде случаев заказывать у него новые, произведения. Баху так понравились концерты Вивальди, что пять концертов он переложил для клавесина, а еще ряд концертов — для органа.

Антонио Вивальди писал оперы для театров Венеции (участвовал в их постановке). Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и др. странах. Последние годы провёл в Вене. Умер 28 июля 1741, здесь же в Вене.

«Времена года»

Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима — конец пути — старость.

История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются — «Времена года». Это цикл концертов Вивальди, оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес П. И. Чайковского (1876), балет А. К. Глазунова (1899).

«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя «Вивальди» является синонимом «Времен года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений). Каждому из концертов композитор предпослал сонет — своего рода литературную программу. Во «Временах года» мы имеем дело действительно с самой настоящей программой: музыка точно следует за образами стихов. Сонеты так хорошо соответствуют музыкальной форме концертов, невольно возникает подозрение, не сочинены ли, наоборот, сонеты к уже написанной музыке? Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая часть — третье четверостишие, а финал — последнее. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Итак…

Мы послушаем маленький отрывок концерта, который называется «Весна», и вы услышите, как точно, красочно музыкальный язык передает нам радостное ощущение прихода весны, когда просыпается природа, ликующе кричат птицы, звенят ручьи, гремит первый гром. Это произведение написал композитор Вивальди. Он же написал и стихи к этой музыке, чтобы люди, мало знакомые с музыкальным языком, смогли распознать в музыке все краски весны. Вот эти стихи.

«Весна» (La Primavera)

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом. – Первая часть

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес. – Вторая часть

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами. – Третья часть

— А теперь внимательно прислушаемся к музыкальной картине весны. (Первое прослушивание)

— Как же удалось композитору так точно нарисовать нам весеннюю природу? В этом ему помогло разное звучание инструментов(весь оркестр – громкое радостное ликование от прихода весны, очень высокое пение скрипок – пение птиц, раскаты грома – стремительно и грозно несутся вперед звуки всего оркестра). Мы послушаем этот муз. отрывок еще раз, а вы попробуете нарисовать то, что услышали, представить музыку в цвете. (Второе прослушивание)

Можно начать сразу с прослушивания музыки (после знакомства с композитором), обязательно озвучив ее название. В этом случае стихи прочтем перед вторым прослушиванием, а рисовать будем вместе с третьим прослушиванием музыки)

Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядет!»; играет весь оркестр (tutti).

Музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь «пение птиц» (дословный перевод строки сонета: «радостно приветствуют ее (весну. — А.М.) птицы своим пением»). Как чудесно это передано звучанием скрипок!

Вивальди в высшей степени изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех солистов скрипачей.

И вновь — в следующем эпизоде — поют птицы («Потом он (гром. — А. М.) отгремел, и птицы начали снова свое прекрасное пение»). Это отнюдь не повторение первого эпизода — здесь другое пение птиц.

Вторая часть («Сон крестьянина») . Образец поразительного остроумия Вивальди. Мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Pianissimo sempre (итал. — «все время очень тихо») в мягком пунктирном ритме играют все скрипки оркестра, рисуя шелест листвы. Альтам же Вивальди поручил изображать лай (или тявканье) собаки, охраняющей сон хозяина. Все эти детали литературной программы необходимо знать самим исполнителям, в первую очередь, и — во вторую — слушателям. Тогда удастся найти интересную краску и характер звучания, и в альтах будет слышаться резковатое «гав-гав», забавно контрастирующее с мелодией солирующей скрипки в стиле bel canto, а не сладкозвучное «бай-бай»

Третья часть («Танец-пастораль») . В ней Вивальди на небольшом звуковом пространстве удается передать столько оттенков радости, вплоть до своеобразной радости грустной (в минорном эпизоде)!

Карикатура на Вивальди «Рыжий священник»

Получивший из-за яркого цвета волос прозвище «Рыжий священник», был талантливым скрипачом и одним из великих композиторов эпохи барокко.

Известны его инструментальные концерты, главным образом для скрипки, святые хоралы, а также более 40 опер. Один из его лучших концертов – «Времена года» – пережил множество перерождений, а отдельные его части используются повсеместно. Обратимся к биографии мастера.

Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отец был скрипачом в соборе Святого Марка . Скорее всего, именно родитель дал Антонио первое музыкальное образование. Вивальди прошел обучение как священнослужитель и, отказавшись от мирских претензий, был рукоположен в 1703 году. Бытует мнение, что он имел намерение подстраховаться от финансовых трудностей, получить бесплатное образование, а также иметь возможность сосредоточиться на музыкальной карьере. Сиротский приют для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио

Ходил анекдот о том, что Вивальди сказывался больным, оставлял алтарь и скрывался в ризнице для сочинения очередного произведения. Как бы то ни было, но так начался путь композитора к славе. Умения скрипача и хорошие организаторские способности сделали инструментальный ансамбль сиротского приюта для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио, настолько популярным, что на воскресный концерт в церкви Ла Пьета стекались многолюдные сборища.

Становление Вивальди как композитора

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности

К 1705 году репутация композитора позволила опубликовать серию из 12 трио-сонат, а три года спустя - сборник сонат для скрипки. Веницианцы начали понимать, что их соотечественник является музыкальным гением, который довел до совершенства концертную форму в стиле барокко, и одновременно нашел новый подход к развитию выразительности в инструментальной музыке. Очень важной в этом плане была публикация сборника 12 концертов «L’Estro Armonico». Эта коллекция стала эталоном организации музыкального материала в единой форме, что открыло огромные возможности для новых исследований.

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности, избегая напыщенности и сосредотачиваясь на выразительном раскрытии одной мелодии, сопровождая ее безупречной прозрачной гармонией. Эти концерты стали откровением для современников, перечеркнув все, что было ранее написано в этом жанре. Они же стали вызовом для остальных , которые стремились превзойти Антонио, но мало кто смог приблизиться к такому сочетанию страсти, воображения, изящества и гармонии.

Поэтому не случайно молодой , ознакомившись с «L’Estro Armonico», использовал его в качестве образца для собственных сочинений.

Его биограф Николаус Форкель так прокомментировал этот факт: «Он часто слушал их, с большим вниманием, и, наконец, решил транскрибировать их для своего клавира. Таким образом, он познал логику музыкальных идей, структуру, правильную последовательность модуляций и многое другое…, он научился музыкальному мышлению … брать свои музыкальные идеи не из пальцев, а из воображения».

Обращение Вивальди к вокальным жанрам музыки


Опера «Ottone in villa» ознаменовала собой новый этап в жизни композитора

Вивальди, между тем, не стал почивать на лаврах, заинтересовавшись оперой. Дебют «Ottone in villa» в 1713 году знаменовал собой новый этап в жизни композитора, который стал все больше времени уделять на сочинение, поиск финансирования и руководство постановками опер. Другим важным и переломным моментом был перевод в 1714 году его начальника Гаспарини в Рим. Вследствие этого события Антонио пришлось создавать материал для хора Пьета, в дополнение к работе над своими инструментальными и оперными произведениями.

Уже в конце следующего года Вивальди представил мессу, ораторию, вечерню и более 30 песнопений. До этого, в 1714 году, он успел опубликовать очередную успешную работу в концертном жанре - «La stravanganza». Раз за разом аудитория благодарно принимала его произведения, в которых происходило развитие музыкальных форм, как сольных инструментальных концертов, так и ансамблево-оркестровых концертов – кончерто гроссо (concerto grosso). В 1714 году Вивальди опубликовал очередную успешную работу в концертном жанре - «La stravanganza»

Годы странствий

После серии побед, Вивальди решается взять продолжительный отпуск, путешествует по Италии и Европе. Был период времени, когда он находился на службе у губернатора Мантуи, Филиппа фон Гессен-Гомбургского. Находясь там, Антонио встретил певицу Анну Жиро, которая позднее выступала в качестве сопрано в его операх. Их отношения были довольно близкими, Анна со своей сестрой часто были спутницами композитора в его поездках.

Проживая в Риме, в 1723-1724 годах, композитор получил возможность представить свою музыку Папе, где произвел хорошее впечатление на него.

В Амстердаме он продолжает публиковать концерты. Венцом творчества стал набор из 8 концертов, опубликованный в 1725 году. Сборник, получивший название «Il cimento dell’ armonia e dell’ inventione», включал получившие всемирное признание концерты, названные «Времена года». Они сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки, которые Вивальди постарался повторить в своей музыке. Другие работы в этом сборнике, например, скрипичные концерты «Буря на море» и «Охота», были не менее живописны.
Концерты, названные «Времена года» Вивальди сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки

Следующий, последний из опубликованных, цикл концертов «La Cetra» увидел свет в 1727 году. Этот сборник был посвящен австрийскому императору Чарльзу VI, с которым Вивальди познакомился в Вене в начале 20-х годов. Император, будучи композитором-любителем, оказался под впечатлением от произведений Антонио.

Это подтверждено в докладе об их встрече в 1728 году: «Император в течение длительного времени беседовал с Вивальди о музыке, они говорят, что за 15 дней он проговорил наедине с ним больше, чем говорил со своими министрами за два года»

Любопытно, что под названием «La Cetra» существует второй цикл из 12 концертов, также посвященный императору, но содержит только одну общую композицию. Музыка в этом сборнике не менее интересна, чем более ранняя коллекция, при таком же высоком качестве.

Возвращение на Родину и период упадка


С начала 30-х годов А. Вивальди переживает период длительного упадка

С начала 30-х годов слава Антонио Вивальди перешла в период длительного упадка. Новые композиторы и новые стили музыки захватили внимание публики. Его длительное отсутствие в Венеции сделало свое дело, и он уже не смог вернуться к прежней деятельности в Пьете.

Смерть Антонио Вивальди

В 1737 году его оперы были запрещены под предлогом того, что из-за связи с Анной Жиро он больше не может являться священником. Это же привело к разрыву контракта с Пьетой. В конце 1740 года, уставший от длительной изоляции, Вивальди направился в Вену, но его друг, император Карл VI, умер незадолго до приезда композитора, а Австрия погрузилась в войну за королевское наследство. В итоге, не найдя поддержки на закате жизни, Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года, и был похоронен как нищий.

4 марта 1678 года в семье скрипача венецианского собора родился мальчик, получивший имя Антонио Лучио Вивальди. Ребенок появился на свет на два месяца раньше срока, и все ожидали, что он вскорости умрет. Именно поэтому младенец был крещен сразу после своего рождения. Позже в семье Вивальди родились еще три дочери и два сына, однако ни один из детей, кроме Антонио, музыкантом не стал.

Достоверных сведений о детстве Антонио Вивальди нет. Известно лишь то, что музыкальный дар мальчик проявил очень рано. Музыке его учил отец, Джованни Батиста Вивальди, известный в Венеции скрипач, и, едва достигнув десятилетнего возраста, Антонио вполне полноценно замещал отца в оркестре, игравшем в соборе Святого Марка. А происходило это достаточно часто, так как Вивальди-старший был востребованным музыкантом и вне пределов Венеции. Кроме того, считается, что Антонио занимался композицией у Легренци. Одно из самых ранних своих музыкальных произведений Вивальди сочинил в 1691 году, этот музыкальный этюд ему приписывают именно из-за характерных особенностей произведения.

Но сначала Антонио Вивальди избрал для себя карьеру не музыкальную, а духовную, и 18 сентября 1693 года пятнадцатилетний мальчик получает тонзуру и низшую степень духовного звания – «вратарь», служитель, открывающий ворота храма. Тем не менее, музыка остается его основным увлечением. Через десять лет, осенью 1703 года Антонио принимает сан священника. Но еще ранее он приобрел славу выдающегося музыканта, скрипача-виртуоза, а потому его приглашают в венецианскую консерваторию «Оспедалле де ла Пиета» на место преподавателя.

По канонам преподавания восемнадцатого века Вивальди, как педагог, обязан был писать для своих учеников и разучивать с ними довольно значительное количество светской и духовной музыки – сонаты, концерты, кантаты, оратории и прочее. Но Антонио, помимо того, успевал еще и заниматься с хористами, и проводить репетиции с оркестром. Во многом благодаря деятельности Вивальди консерватория, в которой он преподавал, стала выделяться на фоне других подобных заведений Венеции. Следует отметить, что Венеция, как и север Италии, в то время была местом рождения многих великих инструменталистов, а потому выделиться в их среде было большой честью. В 1705 году издательство в Венеции публикует двенадцать сонат Вивальди, обозначенные, как опус № 1. Позже Вивальди часто обращался к этому жанру, и всего известно около восьмидесяти его сонат.

В 1711 году Антонио Вивальди получает довольно высокий и постоянный годовой оклад и становится руководителем концертов своей консерватории. В этот период музыка Вивальди становится популярной во всей Европе, и практически все благоприятствует его успеху. Многие знатные иностранцы, посещавшие Венецию, считали обязательным для себя посещение концертов Вивальди, ведь в 1709 году одним из слушателей этих концертов стал Фридрих IV, король Дании, и Вивальди посвятил ему скрипичные сонаты. В 1712 году в Амстердаме публикуются ставшие знаменитыми двенадцать концертов Вивальди для скрипок с сопровождением. Концерты из этого опуса являются наиболее востребованными и часто исполняемыми до сих пор.

В 1713 году Вивальди официально назначают на пост главного композитора венецианской «Оспедалле дела Пиета». Одновременно с этим назначением он увлекся новым для него жанром – оперой. В том же году ему предоставляется месячный отпуск специально для участия в постановке «Отгон на вилле», первой его оперы. Опера получает высокую оценку зрителей, и вдохновленный композитор через год представляет свою вторую оперу – «Роланд, притворяющийся безумцем». После этого в Венеции были поставлены восемь опер Вивальди всего за пять лет. Несмотря на успех опер и огромное количество заманчивых предложений композитор остается верен своей консерватории и после постановок и репетиций неизменно возвращается в «Оспедалле де ла Пиета». Гениальный композитор успевал все и, занимаясь написанием опер, создал две великолепные оратории по латинским текстам. Первая была исполнена в 1714 году – «Моисей, бог фараона». Вторая, «Юдифь торжествующая», – в 1716 году. Партитура оратории Вивальди «Моисей, бог фараона», к сожалению, утрачена – в Риме сохранился лишь текст, где указаны имена исполнителей. Анализ этого текста показал, что практически все партии оратории, в том числе и мужские, исполнялись исключительно девушками, воспитанницами консерватории.

Знаменитый итальянский виртуоз, как магнит, притягивал музыкантов со всей Европы, и они почитали бы за честь учиться пол его руководством, но Вивальди всему предпочитал интенсивную работу в театре. К тому же он получил новый заказ и к карнавалу 1716 года написал для театральной труппы «Сант-Анджело» двенадцать основных арий оперы «Нерон, сделанный цезарем». На том же карнавале театром «Сан-Анджело» была показана опера «Коронация Дария», а театром «Сан-Мойзе» – опера «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью». Как успевал все это великий композитор, остается настоящей тайной.

Были у Вивальди и неприятности. В 1720 году в разгар карнавального сезона некий аноним опубликовал памфлет, едко и остроумно осмеявший одну из опер Вивальди. Автор метко и талантливо подметил множество театральных штампов и развенчал их. Авторство памфлета стало известно много позже – успешный композитор Бенедетто Марчелло потерпел неудачу в жанре оперы, и это, вероятно, подвигло его на создание ядовитого произведения. Вивальди с честью перенес этот сильнейший удар – не устраивая склок, он около четырех лет не ставил новые оперы и подверг пересмотру практически все свое творчество.

В 1720 году Вивальди приглашают на службу к маркграфу Филиппу фон Гессен-Дармштадтскому, в то время возглавлявшему австрийские императорские войска в Мантуе. Здесь Вивальди познакомился с певицей оперы Анной Жиро, которая приходилась дочерью французскому парикмахеру. Гольдони в своих мемуарах утверждает, что Вивальди однажды представил ему Анну как свою ученицу. Самое любопытное, что Гольдони также писал о явной некрасивости Анны, хотя и признавал ее изящество и несомненный актерский талант, тут же указывая, что диапазон голоса певицы был весьма невелик. К тому времени здоровье Вивальди было уже подорвано, и заботу о нем полностью взяла на себя Паелина, сестра Анны. Обе женщины постоянно проживали в доме композитора и неизменно сопровождали его во всех путешествиях. Церковь не раз выражала отрицательное отношение к взаимоотношениям Вивальди и сестер Жиро, слишком тесным для человека духовного звания и дающим почву для многочисленных сплетен.

После трех лет службы у австрийского маркграфа в Мантуе композитор вернулся в Венецию. Анна Жиро приехала с ним, и это дало венецианцам возможность язвительно называть ее «подругой священника». Два следующих карнавальных сезона Вивальди проводит в Риме. Выступления в вечном городе всегда считались самым серьезным испытанием таланта композиторов, и Вивальди с честью выдержал его. В 1723 году в Риме прошла его опера «Геркулес на Термодонте», а в следующем году – «Юстин и Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью».

Наибольшей популярностью у современников Вивальди пользовались программные концерты композитора и в особенности – его великолепные «Времена года». Это название обрели четыре первых концерта для струнного оркестра и скрипки. В Париже так полюбили эту музыку, что она неизменно исполнялась с 1728 года, а партитура вышла отдельным изданием. Большим ценителем музыки Вивальди был Жан-Жак Руссо, работавший тогда в Венеции во французском посольстве. Руссо даже сам исполнял музыку любимого композитора на флейте.

Вероятно, апофеозом оперного творчества Вивальди выступает «Олимпиада» (либретто Метастазио), которую зрители увидели впервые в театре «Сант-Анджело» в 1734 году. Сюжет известного драматурга и поэта вдохновил Вивальди, и с учетом своих прошлых ошибок композитор создал высокохудожественное произведение, многоплановое и полное драматических коллизий и несравненной красоты музыки. Этот факт бесспорно признал А. Казелла, исследователь оперной музыки Вивальди.

Однако Вивальди ждал тяжкий удар судьбы. 16 ноября 1737 года ему недвусмысленно указали на нарушения обязательств перед церковью – венецианский нунций объявил Вивальди запрет на поездки в Феррару (Папская область) и сообщил о недовольстве кардинала Руфо поведением композитора. Сам Вивальди говорил об этом, что наверняка наказан за отказ служить обедни и за свое расположение к певице Жиро. Этот удар от римской церкви не только покрывал композитора позором и дискредитировал его как духовное лицо, но и наносил значительный материальный ущерб.

В консерватории «Оспедалле делла Пиета» 21 марта 1740 года был дан практически последний концерт композитора. Частые отлучки для постановок своих опер, а также недовольство церковников значительно подпортили отношения Вивальди и руководства консерватории. К тому же в Италии того времени появилось новое поколение скрипачей и композиторов, и на их фоне музыка Вивальди стала казаться обществу тусклой и устаревшей. В конце осени 1740 года Вивальди покидает консерваторию, славу которой он обеспечивал много лет. В документах «Оспедалле делла Пиета» композитора упоминают последний раз 29 августа 1740 года в связи с распродажей его концертов по цене один дукат за штуку. Столь малая стоимость, видимо, объясняется большими денежными затруднениями композитора, тем более что в это же время он готовился к путешествию. В шестьдесят два года Вивальди принял решение покинуть охладевшую к нему и его творчеству Венецию. По приглашению Карла VI он прибыл в Вену, но ему не повезло и здесь. Король умер, а с началом войны музыка отодвинулась на второй план.

Всеми покинутый и забытый, итальянский композитор Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года в Вене. В погребальном протоколе причиной смерти было указано общее внутреннее воспаление. Имущество композитора было распродано в счет долгов, тело предали земле на кладбище для бедных, и лишь месяц спустя сестры Вивальди узнали о его кончине.

Музыка Вивальди возродилась, когда Джентили, итальянский музыковед, в начале 1923 года совершенно случайно обнаружил уникальные манускрипты композитора. Коллекция содержала девятнадцать опер, более трехсот концертов, а также светские и духовные вокальные сочинения. Слава Вивальди вернулась к нему – но лишь спустя двести лет…

Антонио Лючио Вивальди (итал. Antonio Lucio Vivaldi ; 4 марта 1678, Венеция - 28 июля 1741, Вена) - итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор девяноста опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».

Биография

Рождение и детство

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, являвшейся в ту пору столицей Венецианской республики. До середины XX века исследователями биографии Вивальди предполагались различные даты рождения композитора, встречались утверждения, что он родился в 1675 году, приводились и иные даты. Обнаруженные в январе 1963 года английским ученым Эриком Полом (Eric Paul) записи церковного прихода Святого Иоанна в Брагоре (предместье Венеции) позволили окончательно установить дату рождения композитора. Согласно этим записям, Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года и в тот же день был крещён в этом соборе. Крещение было срочно произведено акушеркой, так как мальчик родился хилым и был под угрозой смерти.

Далёкие предки Антонио были уважаемыми людьми в Брешии, где в 1655 году родился и отец композитора, Джованни Баттиста (1655-1736). В десять лет Джованни переехал с матерью в Венецию, где обучался парикмахерскому ремеслу. В то время в итальянских цирюльнях для занятия свободного времени клиентов, как правило, держали различные музыкальные инструменты. Джованни время от времени музицировал на скрипке и впоследствии полностью посвятил себя музыке.

В 1677 году Джованни женится на Камилле Каликкьо (1655-1728) и годом позже у них рождается сын - Антонио . Согласно церковным записям, у Антонио было три сестры - Маргарита Габриэла, Чечилия Мария и Дзанетта Анна, и два брата - Бонавентура Томасо и Франческо Гаэтано, которые продолжили дело отца и стали впоследствии цирюльниками.

В 1685 году имя Джованни Баттисты значилось в списке создателей музыкального сообщества «Sovvegno dei musicisti de Santa Secilia», директором которого был известный композитор, автор ряда опер Джованни Легренци. Впоследствии Джованни стал главным скрипачом в капелле собора Святого Марка. Примечательно, что в те годы его полное имя значилось, как Джованни Баттиста Росси. За непривычный для венецианцев рыжий цвет волос, который Антонио унаследовал от отца, его впоследствии называли «рыжим священником» (итал. il prette rosso). О юношеских годах композитора и его музыкальном образовании имеется мало сведений. Скорее всего, именно отец и стал первым музыкальным наставником Антонио , научив его игре на скрипке.

С десяти лет Антонио стал играть на скрипке, в 1689-1692 годах замещал отца в капелле собора Святого Марка ввиду его частых отлучек из Венеции. Согласно некоторым источникам, Антонио обучался теории музыки и композиции у Джованни Легренци, но учитывая, что Легренци умер в 1690 году, многими исследователями факт наставничества Легренци над юным Антонио ставится под сомнение. Виртуозная игра на скрипке и отголоски в ранних произведениях Антонио музыкального стиля известного римского скрипача Арканджело Корелли стали причиной предположений, что, возможно, Антонио обучался игре на скрипке у этого мастера. Однако на сегодняшний день нет явных свидетельств, подтверждающих это, и временна́я хронология дат церковной службы Антонио не совпадает с датой предполагаемого его обучения в 1703 году в Риме.

Юность

Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры юного Антонио . Он принял решение стать священнослужителем, и это вполне объяснимо, так как в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер. Вивальди рукоположен в сан священника. На следующий день отслужил первую самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин Олео. 1 сентября 1703 года поступил на службу преподавателем по классу скрипки (maestro di violino) в консерваторию церковного приюта «Пиета», которая славилась, как одна из лучших музыкальных школ для девочек. Позднее стал дирижёром оркестра и руководителем концертов (maestro de concerti), в обязанности Вивальди входило сочинение музыки для многочисленных светских и духовных концертов этой консерватории. Профессию музыканта он совмещал с духовным саном аббата-минорита, но затем был отрешён от сана священнослужителя за «недозволенное» поведение во время церковной службы - сам Антонио объяснял своё отрешение тем, что из-за мучивших его приступов астмы был вынужден часто прерывать ведение службы, однако вокруг этого отрешения родилось немало слухов и пересудов - Григорий Орлов, например, писал по этому поводу, что Вивальди позволял себе посреди службы вдруг убежать в ризницу, чтобы немедленно записать пришедшую ему в голову мелодию новой фуги.

В 1703 году Вивальди получил заказ от графини Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в церкви Святого Иоанна. 17 августа 1704 получил дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d’amore. Отслужив половину обетных заутреней, Вивальди отказался по состоянию здоровья от заказа Лукреции Тревизан. В 1705 году издательство Джузеппе Сала в Венеции опубликовало его 12 сонат, обозначенные опусом 1. В последующие годы Вивальди неоднократно обращался к жанру сонаты для одного и нескольких инструментов. Второй опус Вивальди , опубликованный в Венеции издательством Бортоли в 1709 году, включал 12 сонат для скрипки с сопровождением чембало (итальянское название клавесина). В 1706 году состоялось первое публичное выступление Вивальди во дворце французского посольства. Имена виртуозных скрипачей, отца и сына Вивальди , упоминается и в издании «Путеводителя по Венеции», подготовленного итальянским картографом Винченцо Коронелли. В этот период Вивальди переезжает с площади Брагора в новый, более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо. В 1711 году были опубликованы 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение»). В этом же году он получил твёрдый годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц, с 1713 года директором женской консерватории «Пиета» («Ospedale della Pietà»). В эти годы юный Вивальди усиленно трудится, совмещая преподавательскую и композиторскую деятельность. Его имя становится известным в родной Венеции, а учитывая то, что Венеция в ту пору посещалась большим количеством путешественников, популярность Вивальди распространяется за пределы Венеции. Так, в 1709 году во время представления оратории в «Пиета» Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому впоследствии посвятил 12 скрипичных сонат. В 1712 году, во время пребывания в Венеции, произошла встреча немецкого композитора, капельмейстера из Бреслау Готфрида Штёльцеля (Gottfried Heinrich Stölzel) с Антонио . Таким образом, Штёльцель был первым немецким музыкантом, лично контактировавшим с Вивальди .

Начало композиторской деятельности. Венеция (1713-1718)

В 1713 году Вивальди написал своё первое произведение, трехактную оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), премьера постановки которой произошла 17 мая того же года на сцене венецианского Театро делле Грацие (Teatro delle Grazie). Эта опера представляет собой характерный образец оперы-сериа с её растянутостью действия и запутанной сюжетной интригой. Написанная на либретто Доменико Лалли, с которым Вивальди впоследствии неоднократно сотрудничал, она воссоздает один из эпизодов римской истории. В соответствии с обычаем в качестве солистов, исполнявших и мужские и женские партии, выступали певцы-кастраты. Их исполнение сочетало силу и блеск мужских голосов с лёгкостью и подвижностью женских. По-видимому, постановка имела значительный успех, так как привлекла внимание венецианских импресарио. Вскоре Вивальди получил заказ (scrittura) на новую оперу от Модотто, владельца театра Сан-Анджело, с которым он поддерживал контакт вплоть до своей последней оперы «Фераспе» (1739). Год спустя, в 1714 году, он написал свою вторую оперу «Orlando finto pazzo» («Роланд, мнимый безумец»), написанную на либретто Грацио Браччьоли, представляющую собой свободную переработку известной поэмы «Неистовый Роланд» итальянского поэта Лудовико Ариосто. Вскоре композитор написал две оратории на латинские тексты, «Моисей, бог фараонов» в 1714 году и «Юдифь торжествующая» в 1716 году. Партитура его первой оратории «Моисей, бог фараонов» была впоследствии утеряна. В римской консерватории Святой Сессилии сохранился только текст оратории с указанием имен исполнителей, из которого видно, что все партии, включая мужские персонажи, исполнялись девушками - воспитанницами. Оратория «Юдифь торжествующая», отличающаяся свежестью мелодического вдохновения и тонкостью оркестрового колорита, относилась к лучшим созданиям Вивальди . С широким признанием таланта композитора и педагога увеличивалось и количество учеников Вивальди , однако ни новые ученики, ни обилие композиторской работы в консерватории «Пиета» не могли отвлечь Вивальди от интенсивной работы в театре. В 1715 году он получил заказ от театра Сан-Анджело - 12 главных арий в опере «Nerone fatto Cesare» («Нерон, ставший Цезарем»). В 1716 году Вивальди по заказу театра Сан-Анджело написал ещё одну оперу «L’incoronazione di Dario» («Коронация Дария»). В этом же году им была написана опера «La costanza trionfante degl’amori e de gl’odii» («Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью») для второго по значимости венецианского театра Сан-Мозе, с которым композитор был также тесно связан в последующие годы. Премьеры этих опер состоялись на карнавале 1716 года. О том, что Вивальди становится знаменитым не только в Венеции, но и за её пределами, свидетельствует и то, что в 1718 году его опера «Scanderbegh» («Скандербег») ставится на сцене флорентийского театра.

В целом, период с 1713 по 1718 год считается многими исследователями самым продуктивным этапом в творчестве композитора: за эти пять лет он написал в общей сложности восемь опер.

Жизнь в Мантуе (1719-1722)

О периоде жизни композитора с 1719 по 1722 год мало что известно. Судя по письму композитора от 1737 года и его аннотациям к операм, становится ясным, что Вивальди провёл эти годы в городе Мантуя и частично в Германии. На титульном листе либретто к опере «La Verita in Cimento» он называет себя Maestro di Capella di Camera il Principe Filippo Langravio d’Assia Darmstadt из чего следует вывод, что с 1720 года, предположительно по 1723 год, Вивальди служил у маркграфа Филиппа Гессен-Дармштадтского, возглавлявшего в то время войска австрийского императора Карла VI в Мантуе и Неаполе. В Мантуе Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро (Anna Giraud), дочерью французского парикмахера. Это знакомство оказало большое влияние на последующую судьбу Вивальди . В своих посланиях к драматургу Карло Гольдони Вивальди представляет ему Анну Жиро как свою «прилежную ученицу». По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы. Это вполне вероятно, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве знали секреты вокальной техники. Современники отзывались об Анне как об искусной и одухотворенной певице с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом. Карло Гольдони писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У неё был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование». Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, которая стала своего рода медицинской сестрой композитора и приняла на себя заботы о здоровье композитора, болевшего бронхиальной астмой. После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди вместе с Анной и Паолиной возвратился в Венецию , где Анну острые на язык венецианцы называли «подругой рыжего священника». В Венеции, обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Этому способствовало и появление огромного количества народных слухов и домыслов вокруг персоны Вивальди . Так, по одному из слухов Вивальди был евнухом. Нарушение норм поведения священника привело к тяжелым для Вивальди последствиям и обострению его отношений с церковной знатью Папской области. Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу ввиду грехопадения композитора. Несмотря на все это, он всегда с большой душевной твёрдостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением.

Римский период (1723-1724)

После трёхгодичной службы в Мантуе Вивальди возвратился в Венецию. В 1723 году состоялась его первая поездка в Рим и постановка новой оперы «Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Термодонте»). Эта опера произвела большее впечатление на римлян. Известный флейтист, композитор и музыкальный теоретик Иоганн Иохим Кванц, прибывший в Рим через полгода после премьеры оперы, заметил, что «публике так понравился „ломбардский стиль“ Вивальди , что с тех пор не хотела слушать другой музыки». В феврале 1724 года Вивальди вновь посетил Рим для участия в премьере оперы «Giustino» («Джустино»). Третья опера, «La virtù trionfante dell’amore, e dell’odio, overo Il Tirane» («Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью»), написанная в 1724 году и представленная в том же году на римском карнавале, завершила триумфальный успех произведений композитора в Риме, выступление в котором считалось серьёзным испытанием для любого композитора. В этот же приезд состоялась его аудиенция у папы Бенедикта XIII, которому композитор исполнил отрывки из двух своих произведений. Хотя многие исследователи считают, что Вивальди был принят папой Бенедиктом XIII, по мнению немецкого исследователя Карла Хеллера (Karl Heller) это могла быть и аудиенция у его предшественника, Иннокентия XIII. Если предполагать что Вивальди был принят Бенедиктом XIII, то это означает, что он пробыл в Риме дольше, чем во время своего первого визита, так как Бенедикт XIII был избран папой лишь 29 мая 1724 года. В 1725 году в Амстердаме был издан цикл из 12 концертов «Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione» («Искус гармонии и инвенции» или «Спор Гармонии с Изобретением»), написанный им приблизительно в 1720 году. Всемирно известные, в России неточно именуемые «Времена года», четыре первые концерта этого цикла уже тогда произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством. Правильное название - «Четыре времени года» (Le quattro stagione), что прямо отсылает к многозначной символике цикла. Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан-Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди - «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».

В 1735 году вновь недолго был капельмейстером.

Последние годы жизни

Точная дата отъезда из Венеции неизвестна, но предположительно в середине мая 1740 года музыкант окончательно оставляет Венецию и направляется к своему покровителю, императору Карлу VI. Он прибыл в Вену в неудачное время, через несколько месяцев после его прибытия скончался Карл VI, и началась война за австрийское наследство. Вене было не до Вивальди, и композитор ненадолго выехал для поиска новой работы в Дрезден, Саксония, где вероятнее всего и заболел. Всеми забытый, больной и без средств к существованию он вернулся в Вену, где и скончался 28 июля 1741 года. Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио . 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.

Значение Вивальди в истории музыки

Вивальди - крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Все свои оперы Вивальди написал на сюжеты одного и того же драматурга - Карло Гольдони. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII-XIX веках, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди , не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717-1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди . Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, - оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди , что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах - его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта».

Значительный вклад в изучение творчества Вивальди внесли французский музыковед Марк Пеншерль (Mark Pincherle) и немецкий музыковед Вальтер Кольнедер (Walter Kolneder).

Сочинения

Антонио Вивальди - плодовитый композитор. Он является автором 90 опер, в том числе «Роланд Неистовый» (Orlando furioso), «Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), «Коронация Дария» (L’incoronazione di Dario, 1716, там же), «Обман, торжествующий в любви» (L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарнак» (1727, там же, позднее также под названием «Фарнак, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735, театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там же), «Тамерлан» (1735, Филармонический театр, Верона), «Оракул в Мессении» (1738, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же); оратории - «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), «Поклонение волхвов» (L’Adorazione delli tre Re Magi, 1722) и др.;
  • 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
  • 49 кончерти гросси;
  • 352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);
  • 38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин);
  • 32 концерта для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.
  • Автор свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.
Одно из самых известных произведений - первые 4 концерта из 8-го опуса, цикла из 12 скрипичных концертов - «Четыре времени года» - ранний образец программной симфонической музыки. Вивальди внёс существенный вклад в развитие инструментовки, он одним из первых применил гобои, валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.

Вивальди в искусстве

Сохранилось несколько произведений искусства, на которых изображен Вивальди. Так, в 1723 и 1725 годах портреты композитора были написаны французским художником Франсуа Морелон де ля Кавэ, однако наиболее известный цветной портрет - это лишь предполагаемый портрет Вивальди, так как подписи его фамилии на нём нет, а предположение, что на нём изображён величайший композитор, сделано лишь из-за того, что портрет обнаружен в Венеции и изображает скрипача (а Вивальди был скрипачом-виртуозом). Внешнее несходство этого портрета с остальными и отсутствие на нём инициалов композитора дают основания сомневаться в том, что цветной портрет действительно изображает Вивальди . Одна из картин хранится в Международном музее музыки (итал. Museo internazionale e biblioteca della musica) в Болонье. В 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци была нарисована карикатура на композитора - «Рыжий священник».

Память

  • Именем Антонио Вивальди названы:
  • кратер на планете Меркурий.
  • итальянский институт в Сиене, (возглавлял Франческо Малипьеро).
  • браузер Vivaldi, разрабатываемый бывшими сотрудниками Opera Software.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png