Автор: учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ №5
х.Восточный» Ж.А.Базыльская

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

…открытые тематические направления для
итогового сочинения 2016/17 учебного года:
«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и поражение»
«Опыт и ошибки»
«Дружба и вражда»

Александр Евгеньевич Гаврюшкин «Чувства и разум»

Нет чувств без разума, и разума без
чувств.
Как много здесь цветов, тонов, оттенков.
«Я Вас люблю» - срывается из уст,
А разум с чувствами идут стена на
стенку.
Они враги, друзья, антитела?
Что их роднит, и что их различает?
Для разума важней всего дела,
А чувства о любви лишь помышляют…
Когда они едины – это взрыв.
Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
А, если врозь - болезненный нарыв,
Который, воспаляясь, жить мешает.
Все знания без чувств, увы, мертвы.
На знаниях нам счастье не построить.
.
Что толку в том, что так разумны мы?
Наш разум без любви, так мало стоит!
Нам чувства шепчут: «Всё отдай
любви…»,
А разум говорит: «На самом деле
Ошибку совершаешь, не спеши!
Немного подожди, хотя б неделю…»
Так что главней? Всевышний, подскажи…
Возможно разум, чудеса творящий,
Иль наши чувства, ведь без них, увы,
Любви мы не познаем настоящей?
Нет чувств без разума и разума без чувств.
Цвет белый помогает видеть чёрный.
Мир без любви, так неуютно пуст,
В нём одинок наш разум непокорный

Краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических изме

Краткий комментарий к открытым тематическим
направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ
«Федеральный институт педагогических измерений»
«Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве
как двух важнейших составляющих внутреннего мира
человека, которые влияют на его устремления и поступки.
Разум и чувство могут быть рассмотрены как в
гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве,
составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума
и чувства интересна для писателей разных культур и эпох:
герои литературных произведений нередко оказываются
перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Толкование понятий по словарю Ожегова

Разум
Высшая ступень познавательной деятельности человека,
способность логически и творчески мыслить, обобщать
результаты познания.
Чувство
1.Состояние, в котором человек способен сознавать,
воспринимать окружающее.
2.Эмоция, переживание.

Словарь Ушакова

Разум
- способность
логически мыслить, постигая
смысл (значения для себя,
кого-то или чего-то) и связь
явлений,
уяснять
законы
развития мира, общества и
сознательно
находить
целесообразные способы их
преобразования. || Сознание
чего-н., взгляды, как результат
определенного
миропонимания."
"Чувства
- способность
воспринимать
внешние
впечатления, ощущать, испытывать
что-н. зрения, слуха, обоняния,
осязания, вкуса. || Состояние, в кром человек способен сознавать
окружающее,
владеет
своими
душевными
и
умственными
способностями. || Внутреннее,
психическое состояние человека,
то, что входит в содержание его
душевной
жизни"
Можно
попроще:
"Чувства
это то
переживаемые в различной форме
отношения человека к предметам и
явлениям действительности.

Крылатые фразы о разуме

Разум всегда является жертвой обмана сердца. (Ф. Ларошфуко)
Разум – это всадник, которого легко высадить из седла. (Дж. Свифт)
Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно. (Г.
Гегель)
Никогда не действовать в пылу страсти – все сделаешь не так. Кто
не в себе, тот и не отвечает за себя, страсть изгоняет разум.
Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от
разума, – она‑то достойна личности. (Бальтасар Грасиан-иМоралес).
Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова
должна воспитывать сердце. (И.Ф.Шиллер)
Человек не только может, но и должен связать удовольствие с
долгом: он должен радостно повиноваться своему разуму.
Цель мира в том, чтобы царствовал разум. (И.Ф.Шиллер)
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум,
охлаждающий движение чувств." М. Пришвин

Крылатые выражения о чувстве

Иногда то, что мы знаем, бессильно перед тем, что мы чувствуем. (Стивен Кинг)
Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав
Флобер)
Великие мысли происходят от великого чувства. (Ф. де Ларошфуко)
Можно закрыть глаза на то, что видишь. Но нельзя закрыть сердце на то, что ты
чувствуешь. (Ф. Ницше)
Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут
чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. (Ремарк)
Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться
нашими чувствами. (П. Коэльо)
Думай головой, живи сердцем. (Неизвестный автор)
Страсти пагубны, потому что они ослепляют человека. (Эзоп)
Владей своими страстями - или они овладеют тобою. (Эпиктет)
Чувства людей гораздо интереснее их мыслей. (Оскар Уайльд)
Мысль обычно - судья, а чувство - обвиняемый. (Неизв. автор)
Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные
свойства, которые расширили бы круг его жизни. (О. де Бальзак)

Примерные темы сочинения

"Человек, как парусник, летящий по велению ветра»
Только существо, обладающее разумом, может быть
неразумным. (Ойзерман)
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного
чувства родины.(И.П.Павлов)
Разум представляет собой сумму лучших наших чувств. (П.Шелли)
Чувство - огонь, мысль - масло.(Белинский В. Г.)
"Борьба чувства и долга в литературном произведении"
Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие

Прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь
мешает ощутить мировую гармонию. (Л.Н.Толстой)
Человеческая жизнь невыносима и скучна без переживаний.

10. Размышление по противоборствующим понятиям «разум и чувства»

С давних времен в человеке разум и чувства играют
совсем разные роли. Хотя они идут рука об руку, но разум
предупреждает человека, в отличие от чувства. Чувства ведут
человека несмотря ни на что, не важно, что за этой стеной...
А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что
чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же, как
без разума, так и без чувств, человек просто превратился бы
в животное.
Противоречия между разумом и чувством как были так и
будут. Почему? Объясняется очень просто. Человеку, как бы
он ни хотел, не удастся управлять своими чувствами, если
они искренни. А разум, как обычно, если его не затмят
чувства, будет противоречить чувствам.

11. Примерное начало сочинения

С давних времен в человеке разум и чувства
играют совсем разные роли. Хотя они идут рука об
руку, но разум предупреждает человека, в отличие от
чувства. Чувства ведут человека несмотря ни на что, не
важно, что за этой стеной... А разум взвешивает все за
и против. Но это не значит, что чувства нас всегда
обманывают, далеко не так. Так же, как без разума, так
и без чувств, человек просто превратился бы в
животное. Чтобы разобраться в этом, обратимся к
литературным произведениям.

12. Примерное начало сочинения

Противоречия между разумом и чувством как
были, так и будут. Почему? Объясняется очень просто.
Человеку, как бы он ни хотел, не удастся управлять
своими чувствами, если они искренни. А разум, как
обычно, если его не затмят чувства, будет
противоречить чувствам. Именно в литературных
произведениях авторы ведут размышление по этому
поводу.
Обратимся к …

13. Примерное начало сочинения

Один неизвестный автор сказал: «Думай головой, живи
сердцем». Эта фраза о двух противоборствующих понятиях:
разуме и чувствах. Разум помогает человеку принять то или
иное решение. Чувства же ведут человека несмотря ни на
что, не важно, что за этой стеной... Как всё-таки правильнее
жить человеку? Что важнее: разум или чувства? Лично мне
помогает разобраться в этом книга.
Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

14. Литературные произведения

1. Л.Н.Толстой «Война и мир»
Сравнить разумную Соню и живущую чувствами Наташу.
Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки,
но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но
ее сердце всегда подсказ ывало ей дорогу.
2. Л.Н.Толстой «Война и мир»
Народ и его чувства, бесчувственные герои (Анатоль, Элен,
Наполеон)

15. Литературные произведения

1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
«Резкий, охлажденный ум» и неспособность к
сильным чувствам Онегина. Онегин - холодный,
рассудочный человек. Татьяна Ларина с тонкой
чувствительной душой. Эта душевная дисгармония
и стала причиной драмы несостоявшейся любви.
2. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Разум и чувство любви
к Родине бедного Мцыри)

16. Литературные произведения

1. И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Разум и чувства Евгения Базарова.
2. А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и
разум, и чувства);
3. Ф. Искандер «Сон о боге и дьяволе»
"Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум
сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума.
Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум,
не омытый совестью, становится злокачественным.
Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль
Искандер "Сон о боге и дьяволе")
4. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(бесчувственный Григорий Печорин и человеколюбивый
Максим Максимыч)

17. Вывод

В заключение хочу добавить: тема разума и чувства
интересна для писателей разных культур и эпох: герои
литературных произведений нередко оказываются перед
выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Впрочем, так происходит и в жизни.
Таким образом, мировая литература дает богатейший
материал для рассуждения на тему чувств и разума. Можно
бесконечно говорить об этом. Хочу добавить: в человеке
должны быть и разум, и чувства. Ведь жизнь людей скучна
без переживаний.

18. Домашнее задание

1. Чувство - огонь, мысль - масло.(В.Г.Белинский)
2. Прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум
лишь мешает ощутить мировую гармонию. (Л.Н.Толстой)
3. Человеческая жизнь невыносима и скучна без
переживаний.
4. Только пустые люди не испытывают прекрасного и
возвышенного чувства родины.(И.П.Павлов)
5. Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие
сущность человека.(Л.Н.Толстой)
6. Думай головой, живи сердцем.

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Философские проблемы в романе Толстого "Война и мир".

"Война и мир" была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия и Запад, исторические судьбы России и ее народа - это были самые злободневные вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть утопическим путем воздвигнуть идеальный социальный строй. "Война и мир" - одно из самых замечательных произведений литературы. Годы работы над романом - это время напряженнейшего труда писателя.

Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского народа и всего строя его жизни. В романе поставлены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме, о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве, в романе действуют свыше двухсот исторических лиц.

Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой говорит, что он деспот не только по положению но и по убеждению. Он развенчивает его величие. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды", - писал Толстой. В "Войне и мире", этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени, их духовные устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов и Андрей Волконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба неустанно стремятся дойти до правды. В конечном итоге они доходят до обращения к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями "образованного меньшинства". Внутренний мир человека, исследование души - вот одна из философских проблем, волнующих Толстого. У Толстого свой собственный взгляд на историю. Философские рассуждения в его романе - это его мысли, его думы, его мировоззрение, его понятие жизни. Одна из важных проблем "Войны и мира" - это соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой отрицал роль личности в истории.

Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было "идею", а также желания или власть отдельных, пусть даже и "великих" исторических деятелей. Он говорил, что все решает "дух войска", утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны людям. Одна из философских проблем романа - это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого в том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. В своих философско-исторических взглядах Толстой был близок Герцену. Роман назван "Война и мир".

Смысл названия: мир отрицает войну. Мир - это труд и счастье, война - это разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Тема сочинения очень трудная, скорее она годится для выпускников института филологического факультета или аспирантов, которые занимаются исследованиями в-творчестве Толстого. Я недостаточно полно отразила в своем сочинении все философские проблемы 4-х томного романа "Война и мир", да это и понятно: нельзя на двух листах уместить все мысли Толстого, он же гений, но главные я все же отразила. Можно было бы еще добавить о том, как решает Толстой вопрос о роли женщины в обществе. Он отрицательно относился к эмансипации женщины, если Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой считает, что для женщины место - домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова просто мать и жена в конце романа. А жаль! Она.ведь была не просто девушкой, а одаренным человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела. В этой позиции я с Толстым не могу согласиться, потому что умной женщине мало быть просто домашней "гусыней", ей все равно хочется большего. И если у Наташи был богатый духовный мир, то куда же он делся, ушел в домашний быт? В этом Толстой-консерватор. Мало он написал и о тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько страниц на всю громадную эпопею. Сцена богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого плана. Я думаю, это отразилось бы в его другом романе "Декабристы".


Оправдана ли жестокость военным временем?

Пролистывая историческую литературу, можно заметить события, которые происходили и происходят, чуть ли не постоянно, и отзываются в сердцах миллионов людей страхом и грустью. Эти события мы привыкли называть войнами. Страшно даже представить, сколько людей страдало, и сколько погибло вследствие защиты чужих и личных интересов. Так оправдана ли жестокость военным временем? Трудно дать однозначный ответ. Я считаю, что никакие цели и идеалы не стоят смертоубийства и кровопролития, какими бы благими они небыли. Для доказательства обратимся к примерам из классической литературы.

О том, какой бывает жестокость в военное время можно узнать из произведения А. Закруткина «Матерь человеческая». Наступила Великая Отечественная Война. Мария, как и все соседи, и не думала, что «черная полоса» невзгод дотянется и до их маленького, состоящего из, немногим более, тридцати домов, хутора.

Однако бедствие настигло и их. Фашисты разгромили хутор, использовали хуторян в качестве рабов, даже мужа и маленького сына Марии повесели на яблочном дереве. И вот героиня, сбежавшая из родного дома, охваченного огнем, видит, как немцы уводят родных ей хуторян, среди, которых была бывшая семиклассница Санечка. Переполненная ненавистью девочка, выкрикивает оскорбления на фашистов за, что платит смертельным ранением, которое не смогла залечить, приложившая все усилия для этого, Мария. Автор показывает нам ужасающий пример неоправданной жестокости, который является лишь малой каплей в океане бесчеловечности Великой Отечественной Войны.

К чему приводит жестокость в военное время рассказывает М. Шолохов в своем произведении «Судьба человека». Жизнь Андрея Соколова была действительно труда. Его семья померла с голоду, сам он ушел на фронт, когда в семье его было трое детей, побывал в плену, оказался на волосок от смерти. Однако самое страшное его ждало потом. Будучи шофером-рабом немецкого майора, он предпринял попытку бегства и пересек «ничейное» поле. На радостях, он отравляет письмо домой к жене и детям, рассказывая, как соскучился по ним. Казалось бы, что может ещё случиться плохого, после всего им пережитого? Оказывается может, спустя две недели приходит ответная телеграмма от его соседа, в которой говорится, что в дом Соколовых попала бомба, и жена с двумя дочерьми погибли. Более того, через некоторое время убивают и сына Андрея, который отыскался не так давно. Чем заслужил Соколов такое горе? Автор дает ответ – ничем. Война не имеет сострадания и ей неведома человечность. Поэтому и судьба Андрея для неё - ничто.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что война – это ужасающее и хладнокровное событие. Для неё жестокость стоит в порядке вещей, так же, как для нас иметь способность ходить. Но разве можно оправдать множественные человеческие жертвы, муки, страдания, потери, какими то благими намереньями, будто достигнув их человек сможет восполнить утрату того, что ему было дорого? Мой ответ - нет.


История создания романа "Война и мир".

К "Войне и миру" Толстой шел трудно - впрочем, легких путей в его жизни не было.

Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью - начальной частью автобиографической трилогии "Детство" (1852). "Севастопольские рассказы" (1855) упрочили успех. Молодого писателя, вчерашнего армейского офицера, радостно приветствовали петербургские литераторы - особенно из числа авторов и сотрудников "Современника" (Некрасов первый прочел рукопись "Детство", высоко оценил ее и напечатал в журнале). Однако общность взглядов и интересов Толстого и столичных писателей нельзя переоценить. Толстой очень скоро стал отдаляться от собратьев по перу, более того - всячески подчеркивал, что ему чужд самый дух литературных салонов.

В Петербург, где ему раскрывала объятия "передовая писательская общественность", Толстой прибыл из Севастополя. На войне, среди крови, страха и боли, было не до развлечений, как и не до интеллектуальных бесед. В столице он спешит наверстать упущенное - делит время между кутежами с цыганами и беседами с Тургеневым, Дружининым, Боткиным, Аксаковыми. Однако если цыгане не обманули ожиданий, то "беседы с умными людьми" уже через две недели перестали занимать Толстого. В письмах к сестре и брату он зло острил, что "умная беседа" с писателями ему нравится, но он "слишком уж отстал от них", в их обществе "хочется развалиться, снять штаны и сморкаться в руку, а в умной беседе хочется соврать глупость". И дело не в том, что кто-то из петербургских литераторов был лично неприятен Толстому. Он не принимает самой атмосферы литературных кружков и партий, всей этой окололитературной суеты. Писательское ремесло - дело одинокое: один на один с листом бумаги, со своей душой и совестью. Никакие привходящие кружковые интересы не должны влиять на написанное, определять позицию автора. И в мае 1856 года Толстой "бежит" в Ясную Поляну. С этого момента он лишь ненадолго покидал се, никогда не стремясь вернуться в свет. Из Ясной Поляны путь был только один - к еще большей простоте: к аскетизму странника.

Дела литературные сочетаются с простыми и ясными занятиями: устройство дома, хозяйства, крестьянские труды. В этот момент проявляется одна из важнейших черт Толстого: писательство кажется ему неким уходом от настоящего дела, подменой. Оно не дает права со спокойной совестью есть выращенный крестьянами хлеб. Это мучает, угнетает писателя, заставляет его все больше времени проводить вдали от письменного стола. И вот в июле 1857 года он находит занятие, позволяющее постоянно трудиться и видеть реальные плоды этого труда: Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Не к элементарному ликбезу направлены усилия Толстого-учителя. Он стремится пробудить в ребятах творческие силы, активизировать и развить их духовный и интеллектуальный потенциал.

Работая в школе, Толстой все глубже вживался в крестьянский мир, постигал его законы, психологические и нравственные устои. Этот мир простых и ясных человеческих взаимоотношений он противопоставлял миру дворянскому, миру образованному, цивилизацией уведенному от вековечных устоев. И противопоставление это было не в пользу людей его круга.

Чистота помыслов, свежесть и точность восприятия его босоногих учеников, их способность к усвоению знаний и творчеству заставила Толстого написать резко полемическую статью о природе художественного творчества с шокирующим названием: "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?"

Вопрос народности литературы всегда был одним из важнейших для Толстого. И обратившись к педагогике, он еще глубже проникал в суть и законы художественного творчества, искал и обретал прочные "точки опоры" своего писательского "самостоянья".

Расставание с Петербургом и обществом столичных литераторов, поиски своего направления в творчестве и резкий отказ от участия в общественной жизни, как се понимали революционные демократы, занятия педагогикой - все это черты первого кризиса в творческой биографии Толстого. Блистательное начало осталось в прошлом: все, написанное Толстым во второй половине 50-х годов ("Люцерн", "Альберт"), успеха не имеет; в романе "Семейное счастье" разочаровывается сам автор, он бросает работу неоконченной. Переживая этот кризис, Толстой стремится полностью переосмыслить свое миропонимание, чтобы жить и писать иначе.

Начало нового периода знаменует переработанная и завершенная повесть "Казаки" (1862). И вот в феврале 1863 года Толстой приступает к работе над романом, который впоследствии обретет название "Война и мир".

"Так начиналась книга, на которую будет потрачено семь лет непрестанного и исключительного труда при наилучших условиях жизни." Книга, в которую вместились годы исторических разысканий ("целая библиотека книг") и семейные предания, трагический опыт севастопольских бастионов и мелочи Яснополянского быта, проблемы, затронутые в "Детстве" и "Люцерне", "Севастопольских рассказах" и "Казаках" (Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике: Сб. статей. - Л., изд-во Ленингр. ун-та, 1989).

Начатый роман становится сплавом высших достижений раннего толстовского творчества: психологического анализа "Детства", правдоискательства и деромантизации войны "Севастопольских рассказов", философского осмысления мира "Люцерна", народности "Казаков". На этой сложной основе формировался замысел романа нравственно-психологического и историко-философского, романа-эпопеи, в котором автор стремился воссоздать истинную историческую картину трех эпох русской истории и проанализировать их моральные уроки, постичь и провозгласить самые законы истории.

Первые замыслы нового романа возникают у Толстого в конце 50-х годов: роман о декабристе, возвратившемся с семьей из Сибири в 1856 году: тогда главных героев звали Пьер и Наташа Лобазовы. Но этот замысел был оставлен - и вот в 1863 году писатель вернулся к нему. "По мере движения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, "Три поры", вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна "пора" - 1812 года. Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале "Русский вестник" под заглавием "1805 год". В 1866 году возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: "Все хорошо, что хорошо кончается". И, наконец, в 1867 году - еще одно заглавие, где историческое и философское образовали некое равновесие, - "Война и мир".

В чем суть этого последовательно развивавшегося замысла, почему, начав с 1856 года, Толстой пришел к 1805? В чем суть этой временной цепочки: 1856 - 1825 -1812 -1805?

1856 год для 1863, когда начата работа над романом, - современность, начало новой эпохи в истории России. В 1855 году умер Николай I. Его преемник на престоле - Александр II - амнистировал декабристов, позволил им вернуться в центральную Россию. Новый государь готовил реформы, которые должны были коренным образом преобразовать жизнь страны (главная из них - отмена крепостного права). Итак, задумывается роман о современности, о 1856 годе. Но это современность в историческом аспекте, ибо декабризм возвращает нас к 1825 году, к восстанию на Сенатской площади в день принесения присяги Николаю I. Более 30-ти лет прошло с того дня - и вот чаяния декабристов, хотя и частично, но начинают сбываться, дело их, за которое три десятилетия они провели в тюрьмах, "каторжных норах" и на поселениях - живо. Какими глазами увидит обновляющееся Отечество декабрист, на тридцать с лишним лет с ним расставшийся, выведенный из активной общественной жизни, знавший реальную жизнь России николаевской лишь издали? Кем покажутся ему нынешние реформаторы - сыновьями? последователями? чужаками?

Любые исторические произведения - если это не элементарная иллюстрация и не стремление безнаказанно фантазировать на историческом материале - пишутся, для того чтобы глубже понять современность, отыскать и осознать истоки дня сегодняшнего. Именно поэтому Толстой, вдумываясь в суть происходящих на его глазах перемен, в будущее, ищет их истоки, ибо понимает, что воистину эти новые времена начались не вчера, но много раньше.

Итак, от 1856 года к 1825. Но ведь восстание 14 декабря 1825 года тоже не начало: это лишь исход - и трагический исход! - декабризма. Как известно, образование первой организации декабристов, "Союза Спасения", относится к 1816 году. Для того чтобы создать тайное общество, будущим его членам необходимо было выносить и сформулировать общие "протесты и надежды", увидеть цель и осознать, что достичь ее можно, лишь объединившись. Следовательно, и 1816 год - не исток. И тогда все концентрируется на 1812 годе - начале Отечественной войны.

Общепринятая точка зрения на истоки декабризма известна: победив "непобедимого Наполеона", пройдя пол-Европы в освободительном походе, познав военное братство, которое превыше чинов и сословных перегородок, русское общество вернулось к той же лживой, извращенной государственной и социальной системе, что была и до войны. И лучшие, наиболее совестливые, смириться с этим не смогли. Этот взгляд на истоки декабризма поддерживает и известное высказывание одного из декабристов: "Мы были дети двенадцатого года..."

Однако и этот взгляд на восстание декабристов из 1812 года не кажется Толстому исчерпывающим. Слишком элементарна, подозрительно проста для него эта логика: победили Наполеона - осознали свою силу - увидели свободную Европу - вернулись в Россию и ощутили необходимость перемен. Не явной исторической последовательности событий ищет Толстой, а философского осмысления истории, познания ее законов. И тогда начало действия романа переносится в 1805 год - в эпоху "восхождения" Наполеона и проникновения в русские умы "наполеоновской идеи". Это и становится для автора той точкой отсчета, в которой сконцентрированы все противоречия декабристской идеи, на многие десятилетия определившей ход российской истории.

Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум - это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.

Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.

Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.

Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.

Материал для написания вступления или вывода.

Разум и чувство.

Человек обретет гармонию с природой, с другими людьми и с самим собой только в том случае, если будет помнить, что очень важно удерживать баланс между такими категориями, как "разум" и "чувства".

Без разума человеку не обойтись: тогда он будет сродни животному, которого ведет по жизни один лишь инстинкт. Многого можно лишиться, многое можно потерять, совершив неверный расчет. Важно не учиться на ошибках других, важно понимать, какое действие будет являться ошибочным именно для вас.

Без чувств человек словно мертвое стекло, ему не услышать ни зов собственного сердца, ни тихих подсказок окружающего мира. Так и будет слоняться он, выбирая должные пути и направления, иногда забывая о том, что разуму свойственно ошибаться.

Как говорил Лис из "Маленького Принца": "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь"

Несмотря на свою животную сущность, человек наделён высоким уровнем интеллекта, который призван контролировать проявления самых разных чувств и эмоций. Отсутствие разума привело бы его к полному подчинению собственным инстинктам, а неспособность чувствовать превратило бы его в холодный и равнодушный механизм, унылый и несчастный... Лев Николаевич Толстой говорит о том, что обе категории - и разум, и чувство - это две стороны одной медали, которые определяют личность человека, дают ему право называться "человеком". В сочинении можно рассказать о том, что бывает, если чувства начинают преобладать над способностью размышлять. Либо, наоборот, описать ситуацию, когда холодному рассудку удаётся задушить зарождающееся чувство. В каком случае человек ощущает себя счастливым? Что делать, чтобы научиться подчинять свои чувства рассудку, при этом не подавляя их? На эти вопросы нужно постараться ответить в сочинении.

Посмотрите на себя: как вы живете, разумом или чувствами? Когда человек руководствуется только умом, он часто поступает слишком разумно, пытается во всем найти логику, он бывает сух и холоден, его лицо не выдает его чувства. Когда человек живет только чувствами, он бывает излишне эмоционален и вспыльчив, ему сложно принять правильное решение, потому что он в плену эмоций, и такой человек способен на импульсивные поступки.

Размышления по теме: «Победа и поражение»

o Победа. Каждому человеку свойственно желание испытать это опьяняющее чувство. Ещё ребёнком мы чувствовали себя победителем, когда получали первые пятёрки. Становясь старше, ощущали радость и удовлетворение от достижения поставленной цели, победы над своими слабостями - ленью, пессимизмом, может, даже равнодушием. Победа придаёт сил, делает человека настойчивее, активнее. Всё вокруг кажется таким прекрасным.

o Победить может каждый. Нужны сила воли, стремление к успеху, желание стать яркой, интересной личностью.

o Конечно, своеобразную победу испытывает и карьерист, получив очередное продвижение по службе, и эгоист, добившийся каких-то благ, принеся боль окружающим. А уж какую «победу» испытывает жадный до денег человек, когда слышит звон монет и шелест купюр! Что ж, каждый сам решает для себя, к чему он стремится, какие цели ставит, поэтому и «победы» могут быть совсем разными.

o Человек живёт среди людей, поэтому мнение окружающих для него не бывает безразличным, как бы ни хотели некоторые это скрыть. Победа, оценённая людьми, приятнее во много раз. Каждый хочет, чтобы его радость раздели окружающие.

o Победа над собой - это становится для некоторых способом выживания. Люди с ограниченными физическими возможностями каждый день совершают усилия над собой, стремятся добиться результатов ценой неимоверных усилий. Они - пример для остальных. Выступления спортсменов на паралимпийских играх поражают тем, как велика воля к победе у этих людей, как сильны они духом, как оптимистичны, несмотря ни на что.

o Цена победы, какова она? Верно ли то, что «победителей не судят»? Над этим тоже можно поразмышлять. Если победа досталась нечестным путём, то грош ей цена. Победа и ложь, жесткость, бессердечность - понятия, исключающие друг друга. Только честная игра, игра по правилам нравственности, порядочности, только такая приносит истинную победу.

o Одержать победу нелегко. Многое необходимо сделать, чтобы добиться её. А если вдруг поражение? Что тогда? Важно понимать, что в жизни много сложностей, преград на пути. Уметь преодолевать их, стремиться к победе даже после поражения - вот что отличает сильную личность. Страшно не упасть, а не встать потом, чтобы достойно идти дальше. Падать и вставать, ошибаться и учиться на своих ошибках, отступать и идти дальше - только так нужно стремиться жить на этой земле. Главное - идти вперёд, к своей цели, и тогда победа обязательно станет наградой.

o Победа народа в годы войны - это признак сплочённости нации, единства людей, имеющих общую судьбу, традиции, историю, единую родину.

o Сколько великих испытаний пришлось испытать нашему народу, с какими только врагами не пришлось бороться. Миллионы людей погибли в годы Великой Отечественной войны, отдав свои жизни за Победу. Её ждали, о ней мечтали, её приближали.

o Что давало силы выстоять? Конечно, любовь. Любовь к родине, близким и любимым людям.

o Первые месяцы войны - череда сплошных поражений. Как тяжело было осознавать, что враг продвигается по родной земле всё дальше, подходит к Москве. Поражения не делали людей беспомощными, растерянными. Наоборот, они сплачивали народ, помогали понять, как важно собрать все силы для отпора врагу.

o А как все вместе радовались первым победам, первому салюту, первым сводкам о разгроме врага! Победа стала единой для всех, каждый внёс в неё свою долю.

o Человек рождён побеждать! Даже сам факт его появления на свет - это уже победа. Нужно стремиться быть победителем, нужным человеком для своей страны, народа, близких и любимых людей.

Размышления по теме: « Разум и чувства»

o Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.

o Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.

o Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот - это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.

o Природа наградила людей величайшим богатством - разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.

o Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум - правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.

o Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом - это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств - всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.

«Честь и бесчестие». Именно так обозначено второе направление тем выпускного сочинения по литературе в 2017 году.

В основе нравственности человека лежат многие понятия. Честь – одно из них. В толковых словарях можно найти самые различные определения данного слова:

o Моральные качества, достойные уважения и гордости

o Честь – это сочетание таких качеств, как справедливость, верность, правдивость, достоинство и благородство.

o Это готовность отстаивать свои интересы, интересы близких, народа, государства.

o Это и способность пренебречь своим благом ради других, даже готовность отдать жизнь ради справедливости.

o Сохранение верности идеалам принципам

Размышление по теме: « Честь и бесчестие»

o Честь. Это слово близко такому понятию, как честность. Быть честным перед самим собой, другими, не поступаться принципами, жить по законам нравственности, просто быть порядочным человеком - всё это характеризует человека чести.

o Легко и надёжно, когда рядом такие люди. Они не предадут, не совершат подлый поступок, на них можно положиться. Люди чести - опора и отдельных людей, и всего общества в целом.

o Человеку свойственно практически всю жизнь стоять перед выбором: как поступить в том или ином случае - от рядовой бытовой ситуации до принятия решения, от которого зависит жизнь многих людей. Как поступить: по совести или ставя на первый план свои интересы? Остаться человеком чести или скатиться до бесчестия, низости, предательства. Выбор есть всегда, и делать его предстоит каждому из нас самостоятельно.

o Оступиться может каждый человек. Однако один делает выводы, пытается исправиться, а другой, избрав дорогу эгоизма, лжи, обмана, всё ниже катится в пропасть бесчестия, отгораживая себя тем самым от людей.

o Издавна в народе понятие чести было одним из важнейших среди моральных принципов. Сколько только пословиц создал народ по этому поводу: «Береги честь смолоду», «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке» (как верно подмечено: человек, лишённый понятия чести, идёт окольными, обходными путями, часто это путь преступления и предательства), «Честь потеряна - всё потеряно».

o Честь очень легко потерять, как легко потерять уважение, признание людей. Порой для этого достаточно одного неверного слова или высказывания, одного непродуманного поступка. На то человеку и дан разум, чтобы взвешивать свои действия, понимать, что придётся отвечать за всё - и перед людьми, и перед самим собой¸ своей совестью.

o Честь. А не устаревшее ли это понятие? Эти слова можно услышать в наш век, когда человек, стремясь достичь высот власти, благополучия, легко переходит через грань дозволенного. Сколько примеров запятнанной чести мы видим вокруг, сколько громких дел в стране по поводу коррупции, взяточничества, унижения человека, причём со стороны власть имущих. Где у них честь и совесть? Да, можно найти негативные примеры в нашей жизни.

o Но не эти люди делают историю. Потеряв честь, они потеряли и себя, своё достойное место в обществе. За всё в жизни приходится платить, и за бесчестье тоже.

o Жить по законам чести, справедливости, совести – именно таким должен быть основной нравственный жизненный принцип человека. Учить этому надо буквально с детства. Ведь уже в раннем возрасте человек учится отличать хорошее от плохого, белое от чёрного. А это уже шаг к честной, порядочной, а значит, счастливой жизни.

«Опыт и ошибки»

Примерные тезисы сочинения

o Человек всю свою жизнь ищет пути, делает выбор, стремится к чему -то, часто преодолевая препятствия. Такова жизнь, основа которой - движение.

o Как пройти свой жизненный путь, не допустив ни одной ошибки? Возможно ли это? Конечно, нет. Даже ребёнок, составляя картинку из пазлов, ошибается, пробует другой пазл, пока не дойдёт до своей, пусть небольшой, но цели.

o Ошибки бывают разные. Одни помогают набраться опыта, учат человека. Не зря народ сочинил столько пословиц на эту тему(«На ошибках учатся», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и др.)

o Учение – это вообще путь преодоления препятствий, дорога от незнания к знанию, на которой так легко допустить ошибки. Но человек потому-то и учится, чтобы познать мир, чтобы ошибок в его представлении о мире, обществе, самом себе было как можно меньше.

o Однако бывают ошибки, цена которых очень велика. Не к месту сказанное слово, непродуманный поступок, непросчитанные действия - всё может привести к трагедии, цена которых не только непонимание, потеря друга, уважения к человеку, а порой и смерть, когда уже исправить ошибки просто невозможно.

o Почему-то некоторые ошибочные поступки человек совершает так легко и чуть ли не ежедневно, не задумываясь, как ранит близких людей. Не поздравил с днём рождения друга, не позвонил маме, не поинтересовался здоровьем родственников. Разве незнакомы нам такие ситуации? Эти ошибки – результат душевной чёрствости, безразличия. Их, конечно, можно исправить. Однако кто-то думает, что нет ничего особенного в таких поступках. А это уже страшно.

o Ошибки на войне. Это уже трагедия. От непродуманных действий командиров зависит жизнь подчинённых ему солдат. Не случайно так высоки требования к офицерскому составу. Офицер должен видеть далеко вперёд, просчитывать каждый шаг не только своих солдат, но и врагов, чтобы победить и выжить.

o Последствия ошибок даже одного человека порой трудно предугадать. А если эти ошибки совершает человек, наделённый властью, от решений которого зависти судьба уже целой страны. Не случайно, давая оценку деятельности правителей, мы отмечаем такие его качества, как дальновидность, мудрость, наличие практического ума.

o Таким образом, ошибки в жизни человека случаются. Только преодолевая препятствия, падая и вставая, он приходит к истине и цели. Ошибки учат, помогают набраться опыта. Нужно научиться делать выводы из своих ошибок и не допускать ошибок непоправимых. Ведь на то и дан человеку разум, чтобы думать, прежде чем сказать что-то или совершить.

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png