Инструкция

На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые за лето прочитал ребенок. Для максимального комфорта пронумеруйте страницы.

При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку:

Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора. Кроме того вы можете указать биографию автора.

Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)

Затем опишите один из понравившихся эпизодов в книге.

В заключении вы можете указать дополнительную информацию о книге (найденную учеником в других источниках), «литературный багаж» (какие другие произведения этого автора уже читал ученик), написать общие личные впечатления о книге.

Сегодня в школах учителя все чаще обращаются к родителям с просьбой помочь ребенку составить дневник читателя и следить за его заполнением. Существуют готовые формы, предлагаемые различными издательствами, но они есть не в каждом магазине. Поэтому проще всего сделать такой дневник самостоятельно и вместе с ребенком начать его оформление. Это может оказаться достаточно увлекательным занятием.

Вам понадобится

  • - тетрадь.

Инструкция

Подберите общую тетрадь, оформление которой будет соответствовать предполагаемому содержанию. Эта тетрадь не требует соблюдения строгой формы, поэтому можно позволить ребенку выбрать тетрадь с любым понравившимся ему рисунком. Количество листов следует выбирать исходя из возраста ребенка и периода, на который рассчитан этот дневник. Уточните это у учителя. Одни преподаватели просят завести дневник на один год, а другие считают, что он будет использоваться в течение более длительного времени.

Первую страницу оформите как аналог титульного листа. Здесь напишите фамилию и имя ребенка, в котором он учится, номер школы.Укажите название "Дневник читателя". Кроме того, здесь уместно будет поставить и дату начала его заполнения - так легче вести учет времени, затраченного на прочтение книг.

Разлиновку начните с разворота. На левой странице разместите три графы. Самая тонкая, в несколько клеток, традиционно отводится под указание порядкового номера. Следующая будет содержать название произведения и автора. Здесь ребенок может указывать отдельные номера глав, их названия. Последняя графа "Главные герои" назовет действующие лица.

Во время каникул школьникам приходится много работать с книгами. Заданные произведения необходимо не только прочитать, но и запомнить главные нюансы, героев, события, выписать цитаты, чтобы применить их в сочинениях. Для таких целей целесообразно завести читательский дневник.

Как оформить читательский дневник?

В магазинах продаются уже готовые читательские дневники, где по порядку надо заполнить пункты: название книги, автор, дата чтения, главные герои, краткий сюжет, что понравилось в книге, незнакомые слова и т.д. Чтобы сэкономить, можно из обычной тетради или блокнота сделать читательский дневник. В интернете существуют уже готовые шаблоны читательского дневника для распечатки. Некоторым ученикам нравится вести читательский дневник в электронном виде.

Начало читательского дневника

В самом начале вашей тетради выпишите полный список книг, которые вам следует прочитать за каникулы. После прочтения каждого произведения, поставьте галочку напротив или оценку. Так вы в конце сможете составить собственный рейтинг книг. Учительница наверняка поинтересуется, какая книга вам понравилась больше всего и почему. Так вы не растеряетесь и будете готовы дать четкий и структурированный ответ.


Зарисовки в читательском дневнике

Некоторым детям легче запоминать информацию через рисунки. Не ограничивайте себя только текстом. Сделайте небольшие зарисовки наиболее понравившихся моментов в книге. Можно нарисовать героев книги, какими вы их видите.


Сравнение книг в читательском дневнике

Для “продвинутых” читателей можно в отдельной колонке записать, какую другую книгу вам напомнило прочитанное произведение, и провести свое маленькое расследование. Это расширяет кругозор, развивает логику и способствует лучшему усвоению материала.


Цитаты в читательском дневнике

Особое внимание уделите цитатам из книги. Выпишите их отдельно. Подчеркните или выделите красным цветом те цитаты, которые на ваш взгляд самые “сильные” в произведении. Цитаты также можно украсить рисунками, набросками или вырезками из журналов. Проявите немного фантазии.


Существует ли читательский дневник для взрослых?

В глубине души все мы дети. Поэтому при огромном желании любой взрослый, любящий читать, может завести себе читательский дневник. Невозможно удержать в голове все произведения, прочитанные за год. Поэтому читательский дневник может завести любой взрослый лично для себя.


Читательский дневник – это очень полезная вещь как для детей, так и для взрослых. Он помогает быстро вспомнить сюжет книги. Некоторые школьники, вдохновившись ведением такого дневника, начинают вести свой блог в интернете, где делятся со всем миром своими впечатлениями о различных произведениях. Кто-то использует цитаты из читательского дневника для создания открыток, картин, написания личных писем и пожеланий.

По окончании учебного года многие преподаватели выдают ученикам списки литературы, которую необходимо изучить в период каникул. Однако книги требуется не просто прочесть. Педагоги требуют, чтобы изученный материал был занесен в читательский дневник. К сожалению, многие дети не справляются с этим заданием, поскольку не знают, как правильно вести читательский дневник и что он вообще собой представляет.

Кому нужен читательский дневник

Некоторые родители негативно относятся к ведению ЧД. Очень часто можно услышать фразу: "Как вести читательский дневник ребенку, если даже я иногда не помню имя автора или героев прочитанного произведения? Понравилось - запомнила, не понравилось - зачем хранить это в памяти! Да и вообще, он у меня и так из-под палки читает". К сожалению, такие высказывания можно услышать довольно часто. Исходя из этого, можно сделать вывод, что читаем мы только ради минутного развлечения. Однако это не совсем так.

В общеобразовательную школьную программу входят произведения, которые учат детей доброте, взаимопониманию, отношениям и прочим необходимым качествам интеллектуально развитого человека. К тому же цель читательского дневника вовсе не в том, чтобы развить в малыше любовь к чтению. Как правило, дети читают любое произведение (даже сказку) для того, чтобы узнать что-то интересное, о чем раньше они не слышали. Помимо этого, во многих проводятся конкурсы, викторины или марафоны, на которых детям предстоит вспомнить когда-то прочитанное. Например, рассказать сказку, загадку, ответить на вопрос о каком-то герое. И как же они смогут это сделать, если прочитанный материал давным-давно вылетел из памяти? Если же малыш будет знать, как вести читательский дневник и пользоваться этими знаниями, то информация будет ему доступна в любое время.

Для чего нужен читательский дневник

Читательский дневник - это своего рода шпаргалка, которая поможет ребенку вспомнить весь прочитанный когда-либо материал. Помимо этого, ЧД учит детей делать анализ произведения, краткие выводы из прочитанного. Ведь именно это ученикам младшей школы дается наиболее трудно. Изучая произведения, записывая краткое содержание в ЧД, ребенок тренирует и навыки письма. Также тренируется память, ведь записывая имена главных героев и автора, различные даты, содержание текста, ребенок лучше запоминает их. Помимо прочего, родители, контролируя ведение ЧД, могут понять, какой жанр больше интересует ребенка и на что следует обратить внимание. Теперь следует разобраться в том, как вести читательский дневник.

Ведение читательского дневника

В принципе, ЧД - это обычная тетрадь, в которую ученик записывает свои мысли, некоторые цитаты из произведения, краткое содержание, имена автора и главных героев. Наиболее простая модель - это когда лист делят на две колонки, в одной из которых пишут название произведения, в другой - свои выводы. Однако это схема более понятна старшему поколению, для малышей она не подходит. Как вести читательский дневник для детей? В принципе, и в этом нет ничего сложного. Однако самому ребенку будет сложно оформить такую модель. Лучше делать это вместе с родителями. Итак, берут простую ученическую тетрадь (лучше не очень тонкую) и расчерчивают ее на несколько колонок:


Занимаясь этим регулярно, ребенок закрепляет прочитанный материал и в будущем с легкостью сможет ответить на любой вопрос по произведению.

Как вести читательский дневник - образец

Читательский дневник для ученика младших классов может выглядеть подобным образом.

Читательский дневник (образец)

Как использовать

Заполнять ЧД желательно сразу после прочтения произведения или на следующий день, имея под рукой текст, чтобы вспоминать наиболее важные моменты. Время от времени нужно просматривать заполненные страницы, чтобы освежить память и закрепить впечатление о произведении. В конце ЧД следует сделать страницу-содержание, куда будут вноситься названия прочитанных книг и номер страницы с их описанием. Таким образом, ориентироваться в ЧД будет намного легче.

Структура читательского дневника школьника. Рекомендации по составлению, советы.

Читательский дневник ученика . Для чего нужен читательский дневник? Многие люди любят читать книги. Чтобы лучше осмыслить произведение и сохранить впечатление о прочитанном, часто заводят так называемые читательские дневники. Смысл читательского дневника в том, чтобы по прошествии времени человек смог вспомнить, какие книги он читал, каков их сюжет, главные герои и что человек переживал, когда читал книгу.
Для школьника читательский дневник становится своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках литературы ученик с помощью дневника может вспомнить, какие книги он прочитал, кто главные герои книги и в чем основная мысль произведения.
В начальных классах читательский дневник помогает развивать память ребенка, учит обдумывать и анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли. На первых порах родители должны помогать ребенку разобраться, где в произведении главные герои и какую основную мысль хочет донести автор. Для этого необходимо в мельчайших подробностях обсудить книгу. Это поможет школьнику не только быстро и правильно заполнить дневник, но и научит четко и ясно излагать свои мысли.

Каким будет читательский дневник?

Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. Но все же приятно, если он будет красочным, ярким и эмоциональным. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. Ученики постарше могут оформить обложку в виде скрабукинга, или применить технику рисования зентагл и дудлинг.

Титульный лист

Читательский дневник начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя ученика, номер школы, класс. У тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием». Титульный лист (обложку) дневника можно красиво оформить.

Разворот дневника

Начиная со 2-3 страницы можно продумать общее оформление - рамки колонок, шрифты заголовков, логотип. Отзывы о книгах пишут синей пастой, а заголовки и подчёркивания можно цветной.

Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились: «Моя золотая коллекция», «Рекомендую прочитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.

Пример оформления колонок читательского дневника

Памятка по ведению читательского дневника

1. Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге.

2. Время от времени нужно обязательно просматривать дневник - тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.

3. Если произведение большое или ребёнок пока плоховато читает, тогда в графе "Дата" пишите дату начала и окончания чтения книги.

4. В конце отзыва должно быть место для личного мнения ребёнка о произведении, отношения к прочитанному.

6. Отличным помощником для сохранения в памяти прочитанного является иллюстрация. Как ее сделать? Можно ребенку нарисовать самому картинку, можно чтобы взрослый помог нарисовать. Не умеете рисовать? Тогда скопируйте картинку из книги и раскрасьте ее. Но лучше, чтобы ребенок сам нарисовал, тогда будет задействована и зрительная, и мышечная память. Иллюстрацию можно поместить в графе "Название произведения" под самим названием, или в графе "Основная мысль произведения", иллюстрируя запомнившиеся моменты.

7.ВАЖНО! Нельзя писать отзывы на сокращенные варианты книг из учебников. Вы должны полностью прочитать произведение, прочувствовать его и оставить себе память о нем в читательском дневнике.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png