Литературное чтение.

Цели урока:

1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;

2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.

1.Орг. момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из животных. А о ком, вы узнаете, разгадав загадку.

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая… (лисица).

Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.

3.Проверка домашнего задания.

Какие сказки о лисе мы с вами прочитали?

- «Лисичка-сестричка и волк» и «Хитрая лиса».

Какой изображена лиса в этих сказках?

Хитрой, находчивой, эгоистичной и т. п.

Назовите персонажей сказок.

Лиса, волк, дед, бабы. Лиса, чайки, тюлени, моржи, киты, сороки, лесные звери.

Как лиса обхитрила волка в первой сказке?

Прочитайте диалог волка и лисы.

(чтение по ролям).

Кого обхитрила лиса во второй сказке?

Тюленей, моржей, китов, волков, медведей.

Каким образом?

Вам было дано задание, найти сравнения. Прочтите их.

Плывет, будто в лодке, лапы, как весла, хвост, как руль, бежит по спинам, как по мосту.

4. Беседа по сказкам о лисе.

А какие сказки о лисе читали вы? (Ответы детей)

    Лиса и заяц.

    Лиса и журавль.

    Лиса и тетерев.

    Лиса и дрозд.

    Лиса и рак.

    Лиса и козёл.

    Кот, петух и лиса.

    Лисичка со скалочкой.

    Девочка и лиса.

    Лисичка-сестричка и волк.

    Петушок – золотой гребешок.

Догадайтесь, к каким сказкам эти иллюстрации.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.

Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные . И будем внимательно выслушивать тех и других.

5. Этап решения учебной задачи.

На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.

Характеристика лисы.

Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт. (Слайд).

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?.........

На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, грубая, завистливая, льстивая.

Запишите характеристики лисы в тетрадь.

- Как вы понимаете эти слова?

- А как еще называют лису?

- Кумушка, Лисичка-сестричка, Лисавета.

У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.

Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Прочитает её сказочник…

Роль лисьего хвоста.

Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

А он ей чаще помогает или мешает?

У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен. ( На доске появляется вторая пословица.) Слайд

А для чего?

Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

Что говорится в сказках о жилище лисы?

Какое оно?

Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Зайчик:

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Лиса:

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

ФИЗМИНУТКА

Ой, ты, лисонька-лиса,

Пройдись по лесу, краса,

Ты зверушкам улыбнись,

Низко в пояс поклонись.

С зайцами попрыгай вместе,

С волком покружись на месте,

С белкой спрячь ты урожай,

Никого не обижай!

6. Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильный порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

    Зайчик встретился с медведем.

    Петушок выгнал лису.

    Лиса выгнала зайца.

    Зайчик живёт с петушком.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске) Слайд

Интересно, что же такое ест лиса?

Давайте перескажем сказку “Лиса и журавль”.

А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном! Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух.

7. Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего исследования.

Узнали ли вы новые сказки о лисе?

Вам они понравились?

Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

Вам это было интересно? А полезно?

Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

Что бы вы еще хотели узнать про лису?

8 . Домашнее задание.

Найти загадки, стихи о лисе.

МОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по чтению 2 класс.

Тема: «Образ лисы в народных сказках».

УМК «Перспектива».

подготовила учитель

начальных классов

Ваулина Алеся Олеговна

с. Перемышль, 2014 г.

Вообще-то зоологи не применяют к животным такие человеческие характеристики, как «хитрый». А вот что точно можно сказать про обыкновенную лисицу, так что это зверь, обладающий довольно сложным поведением. Лисица относится к отряду псовых, но на охоте порой проявляет кошачьи повадки и ведет себя как хищник-засадник: выслеживает и подкарауливает добычу. Так бывает, когда лисица мышкует. Хотя может и преследовать добычу совершенно по-собачьи - гнаться за ней. Способы охоты у лисы разнообразны. В экологии это называется широкой специализацией. И это понятно: лисы распространены очень широко - от тундры до пустыни.

Что касается сказочного пристрастия лисы к «петушатинке», то в этом есть большая доля истины. Лисица может подкараулить и поймать птицу, вполне справляется со взрослым петухом. Она даже с зайцем может справиться, а заяц гораздо крупнее петуха. И лиса действительно утаскивает пойманную птицу - не ест ее на месте. Так что и жалобная песенка пойманного петушка «Несет меня лиса за темные леса», и сюжет, в котором лиса подкарауливала уточку по имени Серая шейка, имеют под собой реальные основания.

Хотя с точки зрения биологической целесообразности, охота на зайца или птицу не совсем подходит лисе. Челюсти у нее устроены по принципу ножниц, а не клещей, как, скажем, у хорька. В такой пасти трудно удержать добычу. Но лиса этот недостаток зубного аппарата прекрасно компенсирует поведением - видимо, это и дает основания наделять ее человеческой характеристикой «хитрая». Еще лиса ест рыбу, что в сказках тоже отмечено. Правда, в природе лиса рыбу обычно не ловит, а ищет по берегам - вдруг какую-то рыбину выбросило на берег?

Но гастрономические интересы лисы не ограничиваются мясом и рыбой. Лиса, как и ее родственница собака, любит сладкое и с удовольствием ест растительную пищу: к примеру, чернику. Не просто лакомится, а именно ест, когда черники много. В черничниках летом можно наткнуться на лисий помет. И он такой черный-черный - потому что лиса ела чернику. Вообще, лисы любят ягоды, в том числе и виноград - так что басня «Лиса и виноград» возникла не на пустом месте. Баснописец Эзоп, как известно, жил в Греции, где было много виноградников. А в Библии, в книге Песнь песней, сказано: «Ловите нам лисиц, лисинят, которые портят виноградники…». Лисы древнего Израиля, подобно лисам древнегреческим, тоже интересовались виноградом, и современные лисы вкус к винограду не утратили.

Возможно, дети с интересом отнесутся и к такой подробности: в природе лисы действительно не едят незрелых ягод и прекрасно разбираются, когда ягоды оказываются сочными и спелыми.

Кто в детстве не слушал из уст мамы сказок, в которых главным действующим лицом была лиса? Таких людей просто, наверное, не существует.

Во всех сказках лису описывают, как хитрую рыжую красавицу, которая невероятным образом может обмануть и съесть свою жертву. И эти сказки на самом деле недалеки от истины. Дикие животные лиса, а именно о них сейчас пойдет речь, имеют просто шикарную рыжую шубку, которая зимой становится густой и пышной.

Окрас шерсти меняется, зависимо от среды обитания животного, от ярко рыжего до более бледного. Хвост всегда темнее, а его кончик окрашен в белый цвет. Такой окрас шубки у диких .

На фото дикая лиса

Те, которых выращивают специально на фермах чаще всего платинового или серебристо-черного (черно-бурого) цвета. Такие животные очень ценятся в пушной промышленности. Размеры лисы небольшие.

На фото лиса чернобурка

Она стройна и подвижна. Длина ее тела приблизительно 90 см, весит она от 6 до 10 кг. Она гибкая и осанистая. Благодаря сравнительно коротким ногам животному легко подкрадываться ползком к жертве и незаметно нападать на нее.

Но, несмотря на то, что ноги короткие, они очень сильные и мускулистые, что помогает внезапно и далеко прыгать в длину. Мордочка лисы удлиненная, с изящным, тонким носом. Уши немаленькие, всегда настороженные.

Про животное лису нельзя сказать, что она сильная, как , или имеет клыки острые, как у волка, или когти крепкие, как у диких кошек, но своей жизнеспособностью она не уступает этим хищным животным, ни в чем.

Особенности и среда обитания лисы

Животные леса лиса обитают практически на всей планете, кроме арктических тундр и островов. Существует около 11 видов и 15 подвидов этого животного.

Этот дикий хищник любит тундру, тайгу, горы, пустыни, степь. Везде может приспособиться и устроить себе родной дом. Чем ближе она живет к Северу, тем размеры ее больше, а цвет шерсти ярче и насыщеннее.

И наоборот, в южных регионах лиса помельче, а ее окрас по- бледнее. Они никогда не привязываются к какому-нибудь определенному месту жительства.

Благодаря своему поразительному умению приспосабливаться могут жить за тысячу километров от своей настоящей родины.

Характер и образ жизни лисы

Лиса чаще всего предпочитает добывать себе пищу днем. Но у нее есть абсолютно все необходимые навыки для ночной охоты, чем она иногда и занимается. Ее органы чувств очень высокоразвиты, им позавидовать могут многие хищники.

Зрение лисы находится на таком высоком уровне, что она все видит даже во время довольно плохой видимости. Ее ушки, которые постоянно двигаются, улавливают малейшее шуршание, это помогает лисе заметить грызунов.

При малейшем намеке на то, что рядом находится , лиса полностью замирает и пытается в таком положении вычислить, где и как сидит грызун.

После этого она делает мощный прыжок и приземляется как раз на жертве, плотно прижимая ее к земле. У каждой хищницы есть своя помеченная экскрементами территория. Многие фермеры считают это животное, как вредителя для сельского хозяйства. Этот вопрос можно рассматривать с двух сторон, полностью противоположных друг другу.

Да, эти хищницы считаются, как угроза домашней птице, они могут пробираться в курятник и воровать ее. Но было замечено, что лиса выбирает самых слабых и неприспособленных к жизни . С другой стороны «рыжая бестия» уничтожает на полях и рядом с амбарами грызунов, что помогает сберечь и удвоить урожай.

На фото лиса охотится на мышь

Для лис очень опасна встреча с , пумой и человеком. Кроме того, что люди охотятся на животное из-за его красивого ценного меха, издавна на животное открыта пафосная охота, во время которой конные люди с окружают лису и загоняют ее до смерти.

Именно этот вид охоты с 2004 года был запрещен, но все остальные ее виды так и остаются легальными. В это животное почитают. Лиса для них – это Бог дождя и посланница Бога риса. По словам японцев, лиса защищает человека от зла и является символом долголетия.

Коренные американцы разошлись в своем мнении об этом животном. Те индейцы, которые живут ближе к Северу, твердят, что она мудрая и благородная посланница с небес. Племена, живущие на равнинах, утверждают, что лиса хитрая и подлая хищница, которая может в считанные секунды заманить человека в смертельные объятия.

Для нас лиса – это мудрое, решительное, с невероятным стремлением к действиям животное. В мире животных лисы – это звери с огромными внутренними качествами и потенциалом.

Питание лисы

Животный мир лис устроен так, что эти хищницы и в добыче себе еды умеют поразительно приспосабливаться и находить удобный момент для этого. Их основной едой являются грызуны, различные мелкие животные. Не откажутся они в голод и от падали, насекомых и ягод.

Интересно то, что прежде, чем поймать свою добычу лиса полностью изучает ее повадки. Например, чтобы полакомиться ежом, к которому она не может добраться из-за колючек, она может резко толкнуть его в водоем.

В воде разворачивается и лиса молниеносно хватает его за брюшко. Диких лисам приходится ловить в паре. Одна отвлекает, другая подкрадывается и внезапно нападает.

Грызуны же не могут спрятаться от лис и под снегом. Невероятный слух вычисляет их любое шуршание. Лиса вид животного , которое ни при каких сложных погодных условиях не останется без еды.

На фото белая лиса

Лиса хитрое животное. И именно эта черта является ее основной и отличительной чертой. Она помогает животному выжить в любой критической ситуации и найти выход из нее.

Белая лиса животное – это не мифическое существо. На самом деле эти животные существуют. Они очень похожи на своих сородичей с рыжей шерстью. Встретить их можно в тундре, на Скандинавском Кольском полуострове, в Полярной Евразии и Северной Америке, на юге Прибайкалья, в Японии.

Размножение и продолжительность жизни лисы

Весеннее время является периодом рождения маленьких лисят. Перед рождением лисы-мамы роют большую яму, а могут обхитрить какого-нибудь и занять его территорию.

Время беременности приблизительно 44-58 дня. Обычно рождается от 4 до 6 малышей. 45 дней заботливая мама кормит своих детей молоком, потом постепенно приучает к твердой пище. После исполнения им двух лет они становятся полностью взрослыми и самостоятельными, способными размножаться и добывать себе еду.

В природе лисы живут около семи лет, в домашних условиях их продолжительность жизни может достигнуть 20-25 лет. Лисы как домашние животные – это все вполне реально и возможно. Только прежде нужно лучше узнать, как за ними необходимо правильно ухаживать и соблюдать некоторые меры предосторожности.

Самое первое – не в каждой стране разрешено держать лису у себя дома, поэтому необходимо узнать у компетентных людей, как обстоят дела именно в вашей стране. Вторым и тоже немаловажным фактором является наличие знакомого ветеринара, который в любой момент сможет осмотреть животное, оказать ему ветеринарную помощь, сделать необходимые прививки.

У питомца должно быть обязательно свое пространство. Лису необходимо обеспечить логовом, в которое она может в любой момент спрятаться, песком для горшка, на который ее очень быстро можно приучить ходить.

Чем больше человек времени проводит с лисой, тем теснее возникает связь между ними. Домашние лисы мало чем отличаются от и . С ними можно так же играться и водить на прогулку на поводке. Лисы купить животное можно в зоомагазине или найти объявление о продаже экзотических животных.


1. Роль плута в мировой культурной традиции.
2. Лисьи плутни.
3. Таланты и добродетели Лисы.

«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи.
Я, а себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай — не круги во дворце мирозданья,
Ад и рай — это две половины души.
О. Хайям

В культурной традиции существует несколько образов, встречающихся в литературе многих народов. Психолог К. Г. Юнг назвал их архетипами — универсальными образами, живущими в сознании людей. Самыми известными, пожалуй, можно назвать архетипы Героя и Врага — персонифицированных Добра и Зла. Однако дурное и хорошее не так уж часто существует в чистом виде: гораздо чаще отрицательные и положительные характеристики сочетаются в человеке, предмете, явлении. Порой бывает и так, что этическая оценка оказывается в зависимости от конкретных обстоятельств. Нет ничего удивительного в том, что подобное смешение хорошего и плохого, их взаимное перетекание породили соответствующий архетип трикстера — плута, проныры, нарушителя существующих традиций и предписаний. Однако трикстер отнюдь не классический злодей: деятельность трикстера может быть полезной окружающим, но может и наносить им ущерб.

В фольклоре многих народов в роли трикстера нередко выступает Лиса. Этот персонаж наделен разнообразными качествами: хитростью, предприимчивостью, ловкостью, а порой и подлинной мудростью. Как правило, Лиса хорошо знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, чтобы получить желаемый результат. При этом она редко обременяет себя рассуждениями на тему, допустимо ли идти к цели, используя обман. Цинизм Лисы, ее умение играть на мелких слабостях окружающих всегда проявляется целенаправленно и продуманно. Однако Лиса вовсе не лишена эмоций: она способна на преданную дружбу и верную любовь. Тот, кто удостоился симпатии этого очаровательного плутоватого существа, может не переживать о будущем: с редкой последовательностью Лиса проявит в интересах своего подопечного все свои таланты, как она обычно делает это в личных целях.

И все же главными чертами Лисы остаются ее хитрость, коварство и целеустремленность. Например, в русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Лиса хитростью проникает в возок с рыбой, которую она затем выбрасывает на дорогу. Свои уловки Лиса держит в тайне. Волку она советует опустить хвост в прорубь, чтобы наловить рыбы, умалчивая о том, как она сама добыла пищу. Но встает вопрос: зачем Лиса обманывает Волка, ввергая его в крайне неприятную ситуацию? Можно, конечно, объяснить поступок Лисы ее пренебрежительным отношением к окружающим, ее чувством собственного превосходства. Подобное предположение едва ли проливает свет на сущность проблемы. У Лисы, как у плута, особая роль в сказочном «обществе». Конечно, Лиса-то преследует лишь собственные цели. Однако попутно она выступает в качестве своего рода наставника для тех, кто с ней общается. Лиса учит своих «жертв» не доверять никому слепо, не рассуждая, иными словами, она учит думать. В этом ее педагогическая роль сопоставима с влиянием на личность самой жизни. Пока урок не усвоен, ситуация будет повторяться. Ситуация обмана в случае с Волком действительно повторяется: Лиса едет на нем верхом, приговаривая: «Битый небитого везет».

Однако Лисе не чужды понятия благодарности, верности обещанию и даже бескорыстия. В сказках разных народов встречается сюжет, согласно которому Лиса (или Лис) помогает ребенку вернуться домой. В русской народной сказке «Снегурушка и лиса» Лиса приносит к бабушке и дедушке их потерявшуюся внучку, не требуя никакой награды. В немецкой сказке, обработанной братьями Гримм и озаглавленной «Странствия Мальчика-с-пальчик», Лис относит главного героя в дом его родителей за заранее оговоренное вознаграждение (всех кур со двора). Уже в этих сказках Лисы выступают в роли провожатого, чудесного помощника героя. В других сказках эта функция Лисы просматривается еще четче. Например, в русской народной сказке «Кузьма Скоробогатый» Лиса помогает герою стать богатым и жениться на царской дочери. Подобный сюжет встречается в фольклоре многих народов. Согласно другому сюжету, также весьма распространенному, две Лисы в числе прочих зверей-помощников сопровождают двух братьев, странствующих в поисках приключений.

А. де Сент-Экзюпери, автор сказки «Маленький принц», создал необычайно привлекательный и живой образ Лиса, в котором проявились самые лучшие черты этого персонажа. Лис, с которым повстречался Маленький принц, становится другом героя. В этой ипостаси Лиса наиболее полно проявляются его традиционные функции наставника, проводника и чудесного помощника. Действительно мудрый Лис подробно рассказывает Маленькому принцу, что означает приручить другое существо, как нужно это делать, и какое это имеет значение для обоих участников процесса приручения. Таким образом, Лис для Маленького принца становится своего рода проводником, который помогает герою перейти из состояния одиночества к дружбе. Очевидна и роль чудесного помощника: дружба с Лисом способствует тому, что герой начинает иначе видеть окружающую реальность, наконец-то осознает, что толкнуло его отправить в странствия, и в чем состоит его долг.

В сказке Экзюпери Лис предстает как тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в малейших движениях души. Вспомним, в фольклорной традиции Лисы обычно знают заранее, какова будет реакция окружающих в том или ином случае. Но Лис в «Маленьком принце» — личность несравненно более глубокая интеллектуально и духовно. Как любой нормальный сказочный Лис, он, естественно, ставит перед собой цель и достигает ее. Однако в чем заключается его цель? Лис сам признает, что он охотится за курами, но это не цель, а необходимость, которая не наполняет жизнь смыслом. Будучи личностью разумной и целеустремленной, Лис ищет этот смысл и видит его в дружбе, во взаимоотношениях, свободных от расчета и корысти. Этот плут оказывается способен на почти поэтические переживания, он искренне желает быть кому-то нужным и испытывать привязанность к другому существу: «...Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится... Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...».

И все же не следует забывать о двойственности в характере Лисы (или Лиса). В этом отношении весьма показательны традиции китайского фольклора, в котором Лиса (реже Лис) превращается в человека и живет среди людей. Лиса — идеальная возлюбленная для того, кто стал ей дорог и кто относится к ней с должным уважением, но горе тому, кто осмелится оскорбить это волшебное существо!

Какой же можно сделать вывод их всего вышесказанного? Лиса безжалостно издевается над дураками и неудачниками, не испытывая к ним снисхождения, наказывает тех, кто ее обидел, но, случается, и щедро вознаграждает тех, кто ей помог или просто завоевал ее симпатии. Не имея непоколебимых этических установок, Лиса нередко воспроизводит те формы поведения, которые она воспринимает как ведущие к успеху. Однако этот персонаж способен и на поступки, продиктованные высокими мотивами.

Технологическая карта урока

Предмет: Обучение грамоте.

Тема урока: Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.

Тип урока: Решение частных задач с элементами моделирования.

Методы обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).

Формы организации учебной деятельности:

  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная

Средства обучения: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Структура и содержание урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Форма деятельности
1. Организационный момент Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу. Приветствую учителя и гостей Фронтальная.
2. Актуализация знаний 1. Предлагает отгадать загадки о животных.

2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы.

Отгадывают загадки.

2. Предлагают свои варианты и называют признак

Фронтальная.
3. Постановка учебной задачи 1. Просит детей оценить знания на оценочной линейке.

2. Помогает сформулировать учебную задачу.

1. На оценочной линейке определяют уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как лесном звере.

2. Формулируют учебную задачу урока.

Фронтальная
4. Решение учебной задачи Организует работу с использованием пословиц, энциклопедического материала и по акцентному вычитыванию текстов сказок с моделированием на каждом этапе урока.

Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям,

выборочный пересказ, выразительное чтение.

1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом. Фронтальная,
парная работа,
групповая
5. Рефлексия. Помогает обобщить, сформулировать выводы, задавая вопросы. Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель. Подводят итоги.
6. Домашнее задание. Предлагает самим сформулировать различные виды домашнего задания. Высказывают свои мнения и предложения

Цели урока:

1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;

2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь:

На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.

Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы.

На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа.

Ребята, разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая…….

Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.

Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?

А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?

Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.

Уже в 3-4 года малыши, увидев на картинке лису, называют её и даже могут рассказать сказку, в которой одним из персонажей является лиса.

А какие сказки о лисе читали вы? (Ответы детей)

  • Лиса и заяц.
  • Лиса и журавль.
  • Лиса и тетерев.
  • Лиса и дрозд.
  • Лиса и рак.
  • Лиса и козёл.
  • Кот, петух и лиса.
  • Лисичка со скалочкой.
  • Девочка и лиса.
  • Лисичка-сестричка и волк.
  • Петушок – золотой гребешок.

Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.

Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.

3. Этап решения учебной задачи.

На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.

Характеристика лисы.

Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

Как удалось лисе заманить козла в колодец?

Как говорит она с ним в начале? А потом?

На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.

У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.

Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник…

Роль лисьего хвоста.

Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

А он ей чаще помогает или мешает?

У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)

А для чего?

- Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).

Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

Что говорится в сказках о жилище лисы?

Какое оно?

Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

  • Зайчик встретился с медведем.
  • Петушок выгнал лису.
  • У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.
  • Зайчик встретился с собакой.
  • Лиса выгнала зайца.
  • Зайчик живёт с петушком.
  • Зайчик встретил петушка.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске)

Интересно, что же такое ест лиса?

Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

1) Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!

2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.

3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.

Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего исследования.

Узнали ли вы новые сказки о лисе?

Вам они понравились?

Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

Отметим на оценочной линейке.

Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

Вам это было интересно? А полезно?

Отметим на оценочной линейке свои новые знания.

Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

Что бы вы еще хотели узнать про лису?

4. Творческое задание.

Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу

  • выполнить дома:
  • прочитать сказки,
  • прочитать в энциклопедии,
  • нарисовать рисунок,
  • составить ребус,
  • найти загадки, стихи о лисе.
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png