(11 голосов : 4.5 из 5 )

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее чтение за Божественной литургией является очень сложным чтением с точки зрения православного учения о спасении. Мы читаем Евангелие от гл. с 11 стиха и ниже. «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самарией и Галилеей. И когда входил он в одно селение, встретили его десять человек прокаженных…»

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее чтение за Божественной литургией является очень сложным чтением с точки зрения православного учения о спасении. Мы читаем Евангелие от гл. с 11 стиха и ниже. «Идя в Иерусалим, Он проходил между Самарией и Галилеей. И когда входил он в одно селение, встретили его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус, Наставник, помилуй нас».

Надо сказать, что Самария считалась в то время нечистым местом, потому что там жили самаритяне, которые считались сектантами и еретиками, да и к с самой Галилее было сложное отношение, потому что там жило много греков-язычников, и иудеи старались не проходить между Самарией и Галилеей, но так как Господь наш пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных, мы видим его в этом месте. Его встречают десять прокаженных. Какую информацию нам сообщает число этих прокаженных? Десять в иудейской традиции того времени означало - миньян. Миньян, это то количество мужчин, десять человек, которые могут совершать общественную молитву. Если меньше десяти, то они не могли совершать общественную молитву, они молились дома, а когда десять, это считалось достаточное число для совершения общественной молитвы.

И здесь мы видим, что эти прокаженные мужчины остановились вдали. Какая информация содержится в этом уточнении, что они остановились вдали? Они действовали в соответствии с Божиим законом, который запрещал прокаженным подходить близко к людям, они должны были по закону Бога стоять вдали от людей и даже кричать: «прокаженный!, прокаженный!», или «не чист!, не чист!», и они носили специальные черные одежды, чтобы можно было визуально отличить прокаженного от не прокаженного, и чтобы ночью с ними никто не столкнулся, у них к этим одеждам привязывали бубенцы и по звуку люди определяли, что это нечистые идут и от них удалялись.

Но здесь мы видим, что всем этим миньянам они громкими голосами говорили: Иисус Наставник, помилуй нас! Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священнику, Казалось бы, если сам Сын Божий встречается с людьми, которые нуждаются в его помощи, зачем здесь еще какие-то священники? Но Христос тоже действует по отношению к этим прокаженным в соответствии с законом Божиим. По закону Бога, если у человека проказа, его надо было послать к священнику, чтобы священник осмотрел, какая это проказа, именно священник устанавливал чист человек или не чист. А как мы знаем, Сын Божий пришел в этот мир не для того, чтобы нарушить Закон, но для того, чтобы его исполнить. Таким образом мы видим прокаженных, которые действуют в соответствии с законом и видим Сына Божия, который тоже действует в соответствии с законом, когда говорит им: пойдите, покажитесь священнику. И когда они шли - очистились. Происходит чудо! Избавление этих людей от проказы, которое, по отношению к ним, конечно, сотворил сын Божий.

Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога. Мы видим, что только один из десяти, возвышая голос в прославлении Бога, возвращается к Господу Иисусу Христу, чтобы отблагодарить Его. Но, что мы видим? Этот один не был правоверным иудеем. Он был еретик и сектант, и мы читаем далее, как он действует: «и пал ниц к ногам Его, т.е. к ногам Иисуса, благодаря Его», - евангелист Лука, даже как бы с некой досадой пишет: «и этот был самарянин». Было тогда общее положение, что иудеи с самарянами не сообщаются. Самаряне - это классическая секта внутри иудаизма, они молились не в Иерусалиме, на горе Мариам, а на горе Гаризим, вдали от Иерусалима, они имели свое священство, не признавали как бы священство еврейское, у них был свой текст пятикнижия, который имел до шести тысяч разночтений с еврейским, известное самарянское пятикнижие, т.е. это классическая секта внутри иудаизма. И сложность сегодняшнего евангельского чтения заключается в том, что к Господу приходит с благодарным чувством только сектант - самарянин, а правоверные девять человек, девять исцеленных, вернувшиеся к нормальной жизни, они не благодарят Господа Иисуса за дар очищения. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди - вера твоя спасла тебя! Вот здесь как раз проблема: как его вера, этого еретика и сектанта могла его спасти? Конечно не могла. Потому что когда самарянка спрашивала Господа Иисуса, она говорила Ему: мы поклоняемся на горе Гаризим, вы в Иерусалиме, где более правильно поклоняться? Христос прямо ей сказал: вы не знаете чему кланяться, мы знаем - спасение от иудеев; т.е. он отожествил себя с ветхозаветною церковью и засвидетельствовал о том, что самаряне не участвуют в истинном поклонению Богу.

Но в этом случае самарянин ведет себя немножко странно. Во-первых, он идет вместе с другими прокаженными к священникам иудейским. У самарян были свои священники. Потом вместе с десятью прокаженными он обращался за помощью к Иисусу Христу, которого считали в то время цадиком, т.е. праведником и раввином, т.е. учителем, и получив исцеление, он не бежит в свое святилище на горе Гаризим, а отправляется к Господу Иисусу и благодарит Его.

Иногда люди других вер проявляют удивительное благоразумие и смирение, особенно в благодарении Богу. Вот комплекс наших зданий находился в первой половине 19-го века под патронажем человека, которого звали доктор Гааз. Доктор Гааз был римо-католик, который прибыл в Россию и посвятил всю свою жизнь русским каторжанам. Он занимал пост главного куратора тюрем в Москве и богаделен. И доктор Гааз не имел семьи, он не создавал себе богатств, он жил для русских каторжан. Он хлопотал, чтобы кандалы были облегчены в весе и добивался, он хлопотал, чтобы в лютые морозы кандалы обшивались бы кожей, чтобы металл не соприкасался с телом, не обжигал ноги и руки, и вся его жизнь, как жизнь доброго самарянина, доброго иноверного, она складывалась как служение православным каторжанам, падшим православным людям, которые оступились, совершив те или иные преступления. И каторжане так любили доктора Гааза, что, когда их гнали через Москву этапом в Сибирь, они всегда утешали себя мыслию, что можно подлечиться у доктора Гааза, что он осматривает всех таких людей по возможности и оказывает им помощь. Чтобы доказать министерству по наказаниям, что ходить в кандалах без кожи очень сложно, доктор Гааз одел такие кандалы себе на ноги и в своем кабинете ходил вокруг стола в течении очень длительного времени. Там присутствовали его друзья, которые фиксировали, как эти кандалы до крови могут поранить ноги русских каторжан, и потом они на основании этого тяжелейшего эксперимента - он целый день шел - подали на имя Государя Императора и генерала-губернатора Москвы прошение о том, чтобы обшивали кожей эти кандалы и чтобы уменьшили в весе. Когда доктор Гааз был при смерти, заболел, он был прихожанином храма римо-католической церкви Непорочного Зачатия в Москве, то святитель митрополит приказал, чтобы во всех православных храмах служили молебны о его исцелении. Настолько вот авторитет этого, казалось бы, иноверного, нравственный авторитет был велик. Он умер, его похоронили на немецком кладбище, которое находится здесь недалеко, и это место, оно почитается разными людьми, разных вер.

Однажды доктор Гааз шел по улице и у него сняли шубу с него. Напали бандиты, сняли шубу. Он вернулся домой и вскоре бандитский мир Москвы узнал, что шубу сняли с самого доктора Гааза! Который лучший друг русских каторжан. Этих грабителей бандиты сами нашли, заставили их принести шубу, потом никто не видел этих бандитов, потому что даже падшие люди с величайшим уважением относились к этому человеку.

Мы знаем из житийной литературы о том, что Бог через святителей православных исцелял иноверных. Так святитель Алексий, митрополит московский Всея Руси, ездил в золотую орду и исцелил мать хана золотой орды, которая ослепла и не могла ничего видеть. Над ней совершили соборование, хотя она была язычница и она получила исцеление. Известен случай, когда один цесаревич татарский прибыл в Москву и его друзья, которые были православные, рассказывали ему, что у православных христиан во время литургии хлеб становится телом Сына Божия, а вино кровью. И этот татарчонок решил войти в храм и посмотреть, и было причастие. Этот царевич татарский подошел, на мыски поднялся, заглянул в чашу и увидел: младенец плавает в крови и у него руки и ноги кровоточат. То есть Господь устраивает свои отношения с самыми разными людьми: разных вер, разного национального происхождения.

Господь заботится не только о всех людях, о верующих и о не верующих. Он заботится о птицах небесных, о зверях полевых. И то, что этот самарянин, еретик, он проявил благодарность Богу, Господь Иисус не отталкивает его, а, напротив, спрашивает: а где девять? А почему эти не пришли, несмотря на то, что они правоверные? Конечно, это Евангельское чтение очень сложное с точки зрения православного учения о спасении, но оно свидетельствует о том, что Бог не ограничен в своих действиях никакими законами, никакими представлениями о религии, потому, что Господь является самовластный Владыко над всем творением. Скорее всего мы можем предположить, что Господь Иисус Христос зажег пламя истиной веры в сердце этого самарянина, но здесь обращает на себя слова, когда Христос говорит: «как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника»? Иноплеменник в те времена, это означало человек чужой, человек не духовный, человек земли - чернь. Такое значение имело это слово. Поистине, как сказано в Евангелиях, Дух Божий дышит где хочет, и глас Его слышишь, откуда приходит и куда уходит не знаешь. И то, что Бог иногда проявляет свое милосердие по отношению к чужим к истинной вере, это свидетельство о любви Божией. И это призыв к нам, правоверным, более усердно благодарить Бога, чтобы люди других вер, не истинных вер, не опережали бы нас в своих добрых делах. Как Господь и говорит: «и так да светит свет ваш перед людьми с тем, что бы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного».

Итак, сегодняшнее Евангельское чтение - это призыв к совести правоверных опережать в своих делах, своем благодарении, людей инославных, и если происходит наоборот, то это не совсем правильно и даже очень печально, когда православный человек не опережает в благочестии других людей. Даже Святым апостолам Христос сказал: «если ваша праведность не превзойдет праведность книжников и фарисеев, вы не войдете в царствие небесное». А что значит превзойти праведность книжников и фарисеев? Достигнуть ее и подняться еще выше.

Спаси вас Господь!

Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы слышали евангельское повествование об исцелении десяти прокаженных. Проказа - это такая болезнь, когда человек полностью покрывается гнойными ранами. В те времена не было лекарства, чтобы исцелить эту болезнь, и она считалась наказанием Божиим за грехи. Прокаженные не могли находиться рядом с людьми, они изгонялись из общества и жили за пределами города. И вот подходя к одному селению, прокаженные, увидев Христа, начали кричать:" - Иисусе, Наставниче, помилуй нас". Христос, видя их страдания, сказал им: " Пойдите и покажитесь священнику", тем самым исполняя закон. Потому что только священник должен был осмотреть прокаженного и определить, проказа это или нет. Христос скрывается от славы, чтобы люди эти исцелившись, тем самым пришли к познанию Бога. И прокаженные, идя по дороге к священнику, чтобы показать свои раны, исцелились. Один из десяти исцелившихся, вернулся и благодаря, припал к ногам Его. Тогда Христос спросил: "Не десять ли исцелилось, где-же девять?" И тот, который пришел, был самарянин. Самаряне - это были люди, отверженные иудейским обществом; они поклонялись Богу по - своему.
Это Евангелие учит нас прежде всего тому, что мы должны, во всех случаях нашей жизни, благодарить Бога. Потому что современный человек больше просит у Бога, и как ему кажется, не получает ничего, и тогда ропщет. Мы привыкли роптать, унывать. Для нас это считается нормой. За что Господа благодарить нам непонятно: денег нет, болезни, проблемы, дети и т.д. Тем самым, мы не видим тех благ, которые нам посылает Бог. Как говорит апостол Павел: наша вера - это безумие для современного человеческого сознания. Если правильно рассмотреть наше мировоззрение, философию нашей религии, то мы увидим, что наша вера - совершенно противоположна тому, чему учит нас современная мысль. Через средства массовой информации, родителей, школу, нам постоянно твердят об одном - бери от жизни все, научись жить долго и счастливо. Сейчас человечество стремится к счастливой жизни, чтобы быть красивым, здоровым и благополучным. Но когда человек начинает изучать нашу религию, не просто поверхностно читая Евангелие или святых отцов, а своей жизнью, то постепенно он начинает приходить к другому выводу. Оказывается, что скорби, болезни, разочарования и различные искушения - нужны нам, и без этих искушений ничего невозможно достичь в этой жизни и прийти к истинному смыслу своего бытия.
Грех - это как раковые клетки в организме. Они нашу душу уничтожают и ничем нельзя их остановить. Только скорбями. Многие могут сказать, что это жестоко. Но мы настолько сейчас расслаблены, настолько ленивы, что не можем молиться, поститься, не можем

О благодарных и неблагодарных (исцеление десяти прокажённых). Неделя 30-я по Пятидесятнице

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 12-19).

Блаженный Феофилакт Болгарский

О десяти прокаженных

(«Толкование на Святое Евангелие»)



…И отсюда всякий может познать, что никому ничто не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение . Вот десять человек прокаженных встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Числ. 1, 1. 3). Они остановились «вдали» , как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его во истине (Псал. 144, 18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса наставником, то есть господином, попечителем, надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом. Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Левит, гл. 13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказою, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой поведено в законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Посему и сказано, что они, идучи дорогою, очистились. Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), дабы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился. - Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобою, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога . Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости видеть, что никто не участвует в благости. По сему-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусивши смерть за всякого человека, однако ж иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтоб дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо плоть и крест суть слава Божия. Итак, они воплощенного и распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верою, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.

Святитель Филарет Московский

Слово в неделю двадцать девятую по пятдесятнице

(«Слова и речи, том 5»)



Един же от них, видев, яко изцеле, возвратися, со гласом велиим славя Бога (Лук. XVII. 15)

Слова сии принадлежат Евангельскому повествованию об одном из человеколюбивых деяний Христа Спасителя, – об исцелении десяти прокаженных. Мы часто слышим сие повествование на молебных пениях: ныне также представляется оно нашему благоговейному вниманию, а следственно и назидательному размышлению.

Христос Спаситель даровал здравие десяти больным проказою. Проказа была болезнь тяжкая, часто заразительная, нечистая. По закону Моисееву, прикоснувшийся к больному проказою признаваем был нечистым, и подвергался обрядам очищения. Может быть, сей закон постановлен был, как средство против заразы: а может быть, он указывал и на происхождение проказы от нравственной нечистоты. В самом деле, мы видим в священных повествованиях, что Мариамь за мятеж против Моисея, Гиезий за корыстный обман от имени Пророка, Озия за святотатственное вторжение в священническую должность, мгновенно поражены были проказою. Прокаженные были люди отверженные от общества и сопребывания других людей: Почему Евангельские десять прокаженных и встретили Господа не в доме, не в селении, но пред вступлением Его в селение, входящу Иисусови в некую весь, и не смея приближиться, сташа издалеча. Вот каким людям не отказал Он в благотворении!

Взирай на сие, христианин, и учись у твоего Божественнаго Наставника, не отвращаться беднаго или бедствующаго потому, что его бедность или бедствие бывают иногда очень не благообразны, и не стеснять отверзающагося к состраданию сердца мыслию, что бедствующий, может быть, сам виною своего бедствия .

Требует размышления и образ исцеления дарованнаго десяти прокаженным. Когда они воплем: Иисусе наставниче, помилуй ны , очевидно просили себе исцеления: Он не отказал им в оном, но и не обещал онаго, а только сказал: шедше покажитеся священником . Что ж это значило? – Это было примечание к Моисееву закону, который повелевал прокаженному являться к священнику, для определения действительности болезни и действительнаго выздоровления, и принесения за выздоровевшаго от проказы жертвы очистительной и благодарственной. Итак Христос Спаситель, отсылая прокаженных к священникам и в церковь, чрез сие хотел, во-первых, уклониться от славы человеческой, потому что исцеление в сем случае должно было последовать не при многолюдстве в виду целаго селения, но в уединении на пути, во-вторых, побудить их к исполнению обязанностей церковных и богослужебных, в-третьих, возвести умы и сердца их к Богу, дабы в Нем видели источник всякаго блага и благодеяния, и Ему за все воздавали славу.

Внимай сему, христианин, и поучайся у твоего Божественнаго Наставника, в благотворении любить сокровенность, а не гласность, искать не своей, а Божией славы . Когда дело твоего человеколюбия и щедрости умягчает пред тобою сердце облагодетельствованнаго: пользуйся сим случаем сделать ему еще большее благодеяние, – возбудить или усилить в нем чувствования веры и благочестия, возвысить его к благодарению, любви и прославлению верховнаго благодетеля Бога.

В числе десяти прокаженных удостоен был чудеснаго изцеления самарянин. Сим наименованием означались люди, отпадшие от православия ветхозаветной Церкви, совершавшие Богослужение не в благословенном Иерусалимском, а в ином не благословенном храме, отвергавшие большую часть пророческих писаний, хвалившиеся, как будто священною древностию, колодезем, из котораго пил патриарх Иаков и скоти его. Господь обличает их в незнании истинной веры: вы кланяетеся, егоже не весте . Но и чуждаго Церкви не отчуждил Глава Церкви от благодеяния телеснаго: и последствия показывают, что благодеяние не потеряно. Самарянин, конечно, не остался самарянином, когда, по исцелении, к Обличителю самарян возвратился, со гласом велиим славя Бога, и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая .

Познай из сего, христианин, что область человеколюбивой благотворительности простирается не только до пределов Церкви, но и далее . Учись у Апостола делать доброе ко всем, паче же присным в вере (Гал. VI. 10): учись у Христа и не присных в вере привлекать к ней благотворением. Самое привлекательное выражение правой веры есть добродетель. Доброжелательное сердце убедительнее проповедует истину заблуждающему, нежели любопретельный ум .

Из числа десяти прокаженных, получивших исцеление, оказалось девять неблагодарных. Всеведущий целитель видел неблагодарность прежде, нежели совершил исцеление: однако не удержался от совершения благотворения, и по совершении не раскаявался. Кротко изъявил Он удивление, не о том, что не благодарят видимаго благодетеля, но о том, что не дают славы Богу. Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу ?

Неблагодарность есть нечувствие души не естественное. В природе, не только человека, но и безсловесных, насаждено расположение к благодарности . Лев, котораго преподобный Герасим избавил от болезненнаго страдания, вынув у него из лапы занозу, ощутил к своему благодетелю такую привязанность, что служил ему во всю остальную жизнь его, и по его смерти, от печали по нем, умер на его могиле. – Но что ж? Если другой поступает не по природе: неужели посему, ты сын благодати, решишься поступать не по благодати? Неужели удержишь руку твою от благотворения потому, что испытал или предвидишь неблагодарность? Вспомни твоего Спасителя, Который хотя видел пред Собою девять неблагодарных, против одного благодарнаго, не удержался от благотворения всем. Не унижай достоинства благотворения желанием благодарности, как платы; не уменьшай радости благотворения мыслию о неблагодарности, которая не причиняет ущерба благотворению .

Доброе творяще, да не стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще (Гал. VI. 9). Аминь.

Святитель Феофан Затворник

О благодарных

(«Мысли на каждый день года»)



Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один. Не такова ли пропорция благодарных, в общей сложности, людей, благодетельствуемых Господом ? Кто не получал благ или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: «зачем Бог дал бытие? Лучше бы нам не быть». Бог дал тебе бытие для того, чтоб ты вечно блаженствовал; Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства; за тобою дело: стоит только немножко потрудиться ради того. Говоришь: «да у меня все горести, бедность, болезни, напасти». Что же, и это в числе способов к стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось пострадать, и то ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Не смотри на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, и попекись сделать себя достойным того, и тогда горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием вечных утешений, и благодарность не будет умолкать в устах твоих .

Митрополит Антоний Сурожский

Неделя 29-я по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных

(«Воскресные проповеди»)



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сколько радости и сколько живой благодарности было вокруг Христа! Когда мы читаем Евангелие, мы на каждой странице, в каждой строчке видим, как изливаются на наш грешный, холодный, измученный мир Божия ласка, Божия любовь, Божия милость; как Бог, Христом, взыскует всех, у кого отяжелела душа, потемнела душа от греха, тех, которые не могут уже нести тяжести своей жизни – по болезни или по другой причине. Как только Христос входит в жизнь людей, эта жизнь начинает искриться радостью, новой надеждой, верой не только в Бога, а в самого себя, в человека, в жизнь . И как мы искажаем евангельскую проповедь и евангельское слово, когда мы превращаем свою жизнь в постоянное искание в себе самого темного, греховного, недостойного ни нас, ни людей, ни Бога, под предлогом, что этим мы стараемся стать достойными нашего Наставника и Спасителя...

Радость была печатью евангельской христианской общины, радость и благодарность, ликование о том, что Бог так возлюбил мир, что не только создал этот мир, но послал в этот мир Сына Своего Единородного – не судить , а спасти мир! Мы спасены, мир спасен любовью Божией.

И это спасение мы должны сделать своим собственным достоянием через благодарность, которая бы выражалась не только в слове, не только в живом чувстве умиления, не только в слезах радости, но в такой жизни , которая могла бы – если можно так выразиться – утешить Отца о том, что Он предал Своего Сына на смерть ради нас, обрадовать Спасителя о том, что не напрасно Он жил, не напрасно учил, не напрасно страдал и не напрасно умер: что Его любовь пролилась в нашу жизнь, и что она составляет нашу надежду, и нашу радость, и наше ликование, и нашу уверенность в спасении...

Поэтому, подходя теперь к празднику Воплощения, Рождества Спасителя, будем учиться этой радости; взглянем на нашу жизнь по-новому ; вспомним, сколько Господь излил в эту нашу жизнь милости, ласки, любви, сколько радости Он нам дал: телесной, душевной; сколько у нас друзей, вспомним тех, кто нас любит, родителей, которые нас хранят, если даже они покинули этот мир. Сколько нам дано земного, и как небесное вливается в нашу жизнь и делает землю уже началом неба, делает время уже началом вечности, делает нашу теперешнюю жизнь начатком жизни вечной... Научимся этой радости, потому что через очень короткое время мы будем стоять перед яслями, в которых лежит Господь ; мы увидим, что такое Божия любовь – хрупкая, беззащитная, уязвимая, отдающая себя без границ, без сопротивления – только бы мы ее приняли и началась бы для нас новая жизнь, новая радость... Подумаем о любви Божией и о том, что никакая сила не может ее победить. Не напрасно говорил апостол Павел, что ничто не может нас вырвать из руки Божией, исторгнуть нас из Божественной любви. Научимся радоваться, и из глубин этой радости строить жизнь, которая была бы сплошной благодарностью, если нужно – крестной, но ликующей радостью . Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Неделя 29-я по Пятидесятнице

(«Евангелие дня»)



Сегодняшнее Евангелие говорит нам о тайне благодарения . Десять прокаженных исцелились. И один из них возвращается воздать славу Богу и принести Ему благодарение. Почему же не все возвратились ко Христу, благодаря Бога за это чудо? Почему не девять из десяти? Где остальные?

Разве не тысячи людей получают исцеление каждый день - а в храме за молитвой стоят только несколько десятков. Разве не для всех дает Бог солнечный свет - а только несколько сот приходят с благодарением. Разве любовь и земной успех, и богатство, и мудрость, и веселье, и друзей, и детей имеют не многие? Где они? Один только из десяти благодарит Бога за всё .

Это общая духовная проказа - неблагодарность Богу и людям. И, очевидно, эта болезнь является причиной всех внешних бедствий, в том числе смерти . Но, может быть, эта общая беда может объединить всех? Между прочим, мы ничего не знаем о десяти прокаженных, а Евангелие говорит нам, что один из них был самарянин. Мы помним, что самаряне, по убеждению иудеев, были людьми, которым невозможно спастись, - отверженные, которых иудеи старались всячески избегать. И оттого что один из десяти, как подчеркивает Евангелие, был самарянин, остальные девять, по всей вероятности, были иудеи. Преграда, которая отделяла иудеев от этого презренного самарянина, исчезла, потому что их всех поразила общая беда. Не имеет уже значения, кто какой национальности, кто какое положение занимает в обществе, если все приговорены к смерти. Страшная болезнь соединила всех прокаженных вместе.

Промысл Божий так ведёт человечество, так ведёт наш народ, чтобы, посещая его бедствиями, всех соединить в одно. Так, чтобы все стали вместе, и из общей своей беды возвысили свой голос ко Господу: «Иисусе Наставниче, помилуй нас!» Однако этот единый вопль о помиловании может родиться из единой веры в Того, Кто имеет власть исцелять от любой смертельной язвы.

С медицинской точки зрения положение десяти прокаженных было абсолютно безнадёжным. Только чудесное вмешательство могло исцелить их и возвратить к общению со здоровыми людьми. Не было никого на свете, кто мог бы дать им хоть какую-то надежду. Всякий, кто испытал страх смерти, ужас абсолютной изоляции, отчаяния, оставленности всеми людьми, знает, что крик о милости может исходить порой из слепой надежды: кто-то где-то непонятно почему и каким образом скажет одно чудесное слово, и внезапно откроется просвет в беспросветном бесконечном человеческом горе. Десять прокаженных повернулись ко Христу, их вопль был услышан.

Господь сказал им пойти и показаться священникам. И они поверили слову Христову. Но исцеление произошло только тогда, когда они были на пути к храму. Когда они шли, они очистились, говорит Евангелие. О, если бы наш народ осознал сегодня, что все существующие человеческие средства для его спасения уже исчерпаны, и уже буквально, как нищий, встал бы перед Христом Богом, прося Его только о милости! Если бы, преодолевая диавольский мрак неверия и отчаяния, все потекли бы в храмы Божии показаться священникам, тогда уже по дороге совершилось бы чудо: всё бы изменилось на нашей земле , как непрестанно говорит об этом преподобный Силуан Афонский.

Но чудо не помогло бы, если бы девять из десяти приняли исцеление подобно Евангельским прокаженным - как нечто должное, с мыслью о том, что в конце концов рано или поздно Бог, если Он существует, должен был дать им избавление. Разве они справедливо страдали? Они не заслужили этого страдания. Если существует в мире высшая справедливость, это исцеление должно было произойти. И вот оно произошло. Они счастливы, что получили просимое. Но им и в голову не приходит принести хвалу Подателю этого блага. Только один, отверженный самарянин, остановился в изумлении перед чудесным, исцеляющим, спасающим Богом, и устремился воздать хвалу Ему. Девять из десяти обрели исцеление и утратили Исцелителя.

Кажется, Он послужил им для достижения их земных целей, а теперь зачем Он им нужен? Благо нам, если мы сегодня, дойдя до последней черты, уповаем только на чудо Божие. Но горе нам, если мы ищем только исцеление от наших внешних скорбей, избавление только от той беды, в которой мы оказались, а не ищем единственное чудо - Самого Христа , без Которого жизнь одинаково нечудесна - одинаково тусклая, на глазах загнивающая. Не имеет значения в благополучии мы или в несчастье.

Много чудес дает нам Господь и Сам, и через бесчисленных святых Своих. И особенно в последние времена столько чудес было дано нашей Церкви, в особенности через Царственных мучеников, через всех новых мучеников и исповедников Российских. И в каждом чуде милость Бога Живого, Того, Кто рождается ради нас, облекается в нашу плоть, берёт на Себя тяжесть нашей вины и греха, всей обезображенной нашей жизни, и возносит на Свой Крест, чтобы дать нам не временное облегчение от наших страданий, а новую жизнь Своего Воскресения.

Бог ищет нашего благодарения Ему не потому, что Он в этом нуждается, а потому что в этом нуждаемся мы, потому что через благодарение мы можем подлинно приобщиться Ему и всему, что есть у Него . Может быть, мы больше всего нуждаемся сегодня в том, чтобы научиться в ответ на крестную Христову любовь славить Бога за все, и прежде всего за великие скорби и болезни, которыми Он ныне нас посещает, потому что благодаря им мы не в состоянии остановиться ни на чем земном. И благодаря им мы лучше начинаем понимать, что просто не существует другого адекватного ответа на милость Божию, кроме принесения нас себя Ему в благодарении .

| | | | .

ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В конце сегодняшнего евангельского чтения, которое все посвящено благодарности, есть короткие слова Христовы: Исцелилось десять прокаженных - а где же девять? Как не нашли они в себе теплоты сердечной, благодарности, чтобы воздать славу Богу? Как это так, что единственный, кто вернулся ко Христу прославить Бога и поблагодарить Его, это иноплеменник, чужой человек?

Нам кажется это таким странным - а вместе с этим, разве не это происходит все время, все время и в нашей личной, и общественной, и церковной жизни? Как редко мы умеем благодарить… О, просить мы умеем, ожидать помощи, внимания, ласки - умеем! Жаловаться на то, что она нам не дана тогда, когда нам хочется ее иметь - мы умеем. Но когда Бог или человек окажет нам внимание, мы это принимаем, как должное; когда Бог или человек окажет нам милость, мы на нее радуемся, мы ее берем, иногда ненадолго бережем - но благодарить забываем: разве не на то Бог существует, чтобы о нас заботиться? Разве не на то мой ближний существует, чтобы он меня не забыл?.. Нет - не на то! И мы проходим мимо каждого случая, от которого наша душа могла бы загореться радостью, стать счастливой, благодарной.

Бывает и другое, то именно, о чем говорит Христос: свои не благодарят, свои все принимают, как должное; благодарят трепетно, с изумлением, чужие... В данном случае, вероятно, это был самарянин, один из тех людей, который не только был прокаженный, больной, отверженный людьми, страхом для людей из-за своей заразной болезни, но такой человек, который и по рождению своему был для всякого израильтянина чужим: к нему не прикасались, от него отворачивались. И для него то, что Христос оказал ему милость, было не только чудом исцеления, - это было чудом и другого рода. Он вдруг обнаружил, что для Бога чужих нет, что хоть люди могут от него отвернуться, его не признавать за своего - Богу он свой, родной, никакие границы, никакие пределы и преграды не стоят между ним и Богом. И он вернулся; он вернулся в своей радости и благодарности, потому что он не только был исцелен: для него это было откровение любви, откровение о Боге.

Как часто бывает так и в нашей среде. Человек, который себя чувствует и считает еще чужим, не своим в нашей среде, получает какие-то знаки внимания, теплоты, ласки - и как он радуется тому! Он радуется, что ему блеснуло мгновение молитвы, что человек ему улыбнулся, что его поздравили с причащением, что его заметили - и все для него чудо. Самая малая милость, человеческая или Божеская, для него - чудо, радость и случай благодарить чуть ли не со слезами, трепетно, потрясенно. А потом человек делается «своим», он входит в наше общество, и тогда - как жутко видеть, что вместо того, чтобы радоваться на каждую мелочь, считать, что каждая крупица любви, молитвы, внимания, благодати - это чудо и ликование, человек все начинает принимать за должное и уже начинает считать и Бога, и людей своими должниками. Благодарить - нет! ему все мало. То, что когда-то было так дивно, редко, неслыханно, теперь стало для него обычным, на это он имеет право, это его собственное - а ему нужно новое, другое, еще, и еще; и разгорается жадность, духовная жадность, душевная жадность. И благодарение гаснет, как гаснет радость, как гаснет изумление о том, что бывают такие чудеса, что меня кто-то заметит, что меня заметит Бог, что вдруг оказывается, что я ни Богу, ни людям не чужой, а свой.

Подумаем над этим. Это ужас, перед которым я стою все время! Чужой человек - всему рад, свой - ничем не удовлетворен. Как это страшно!.. Когда это относится к нам, людям, то можно сказать: Да - мы не долюбили, мы не проявили достаточно внимания, тепла, ласки, понимания. Но когда это к Богу относится - разве это не уродство! Подумаем об этом и научимся благодарить. И если только мы научимся каждую самую малую долю радости принять в сердце, сделать ее предметом благодарения и ликования, тогда наша жизнь станет действительно вся искриться радостью, станет прекрасной. Каждый из нас станет для другого источником радости и причиной благодарения. И тогда мы не будем жаловаться на то, что все, все, все нам мало: каждое слово, взгляд, движение, от Бога или от человека будет для нас явлением, признаком того, что мы свои, а большей радости чем эта - нет. Аминь.

Протоиерей Алексей УМИНСКИЙ (род. 1960) - настоятель храма Святой Троице в Хохлах, член редакционного совета журнала "Альфа и Омега", духовник Свято-Владимирской православной гимназии. Ведущий телепередачи "Православная энциклопедия": | | | | | | | | | | .

ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ [ Лк 17:11-19 ]

Во имя Отца и сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие говорит об исцелении. Обычно оно читается во время благодарственного молебна и как бы определяет роль человека в его благодарении Богу. Давайте посмотрим на это сегодняшнее Евангельское чтение.

Господь входит в селение, и Его встречают десять прокаженных, которые в это селение зайти не могут: из-за своей болезни они отвержены от мира, от людей, от общества, от всего того, что делает их участниками земной жизни. По закону они не могли входить ни в какое селение, не могли ни к кому прикасаться, и должны были особыми одеждами и колокольчиками предупреждать о своем появлении, чтобы все люди от них отстранялись, чтобы никто эту заразу на себя не смог от них перенести. Они и рады бы вместе со всеми жить, как полагается, и пользоваться всеми благами жизни земной, но не могут. Поэтому они остановились вдалеке и с глубочайшим смирением стали взывать: «Иисусе, Наставниче, спаси нас». И Господь им сказал: «Идите и покажитесь священнику». Вот в этих словах уже заключена победа Христа над их болезнью, это означало: вы уже исцелены, потому что по закону Моисееву следовало показываться священнику только тогда, когда болезнь твоя прошла, и священник свидетельствовал о том, что человек действительно исцелен и может быть принят в селение, как полноправный член общества.

И вот они пошли и по дороге поняли, что очистились. Но только один человек вернулся, чтобы Бога благодарить, потому что все остальные девять, увидев свою чистоту, пошли дальше устраивать свою жизнь.

Они, конечно, были благодарны Иисусу за то, что он их исцелил, и внутри себя благодарили: «Слава тебе, Иисус. Как хорошо, что ты нас исцелил. Теперь мы можем жить полноценной жизнью, мы можем заниматься своими делами, теперь мы вхожи в это общество, все для нас открыто, и мы можем себя реализовать в этой земной жизни. Теперь можно делать то, что нам было нельзя… Как хорошо, спасибо Тебе». В некотором смысле это была определенная благодарность.

А вот настоящая благодарность была у того самарянина, который не пошел вместе с ними, а пошел путем другим, пошел ко Христу и в ноги Ему упал. Христос сказал: «Не десять ли очистились? А где же девять? Почему они не вернулись благодарить?» Это значит, что надо благодарить Его не пустыми словами, не просто радоваться о том, что получил желаемое, а дар исцеления употребить во славу Божью, чтобы вся жизнь стала благодарением Богу.

Мы сегодня слышали в апостольском чтении, как надо Бога благодарить за то, что Он нас привел в этот чудный мир, ради человека сотворил все, что мы видим вокруг: и ангельский мир, и мир видимый, и мир невидимый - все ради человека, для того, чтобы человек жил, благодаря Бога, чтобы вся жизнь его стала таким благодарением, стала бы Богослужением, как наше Богослужение, на котором мы сейчас присутствуем. Оно так и называется - Евхаристия, что в переводе с греческого значит «Благодарение». Наша жизнь в литургической службе, в общении с Богом, в причащении Святых Христовых Таин, становится вот таким отданием себя Богу и тем самым благодарением Ему.

Так поступил самарянин: дар исцеления, который Господь ему даровал, он принес Богу, и это было настоящее благодарение. Когда мы благодарим Бога за что-то, мы должны очень хорошо понимать, что благой дар, который нам подает Господь, тогда становится для нас благим, когда мы его можем Ему обратно принести, чтобы употребить на служение. Вот какое настоящее благодарение: когда мы, получая благой дар, благодарим, служа Ему непрестанно этим самым даром, возвращая Ему этот дар. А в нас тем самым умножаются все духовные дарования, все что в нас прокаженно, искаженно, мерзко, что не может принадлежать к духовному, - исцеляется, потому что исцелить нас может только Господь.

Мы должны очень хорошо понимать цену нашей молитвы, цену помощи Божьей, Его благих даров. Вместе с ними мы получаем огромную ответственность, всякий дар Божий для человека - это суд ему. Вот в другой притче, вы помните, как Господь вызвал к Себе трех человек и каждому дал таланты, одному пять, другому три, и третьему один талант. Для этих людей это был суд определенный, потому что они получили благие дары. В ком-то они умножились, а в ком-то исчезли. И каждого Господь потом по этим благим дарам осудил. Кто их умножил, в том они умножились, а у того, кто себе присвоил, и сказал: «Это мое. Я не хочу никому это показывать, не хочу ни с кем это делить, а то вдруг что случится. Употреблю это для себя», - к такому человеку будет совершенно другое отношение.

И вот, к сожалению, мы часто не понимаем этого. Мы думаем, что наши молитвы Богу, наше желание получить от Бога нечто необходимое для жизни, выращено нами и нам принадлежит. И мы можем взять то, что попросили у Бога, и сказать: «Как хорошо, теперь у меня это есть. Вот я был прокаженным, был плохим, а теперь я другой. Как хорошо, что это у меня есть, как приятно с этим жить». К сожалению, так безумно мы живем, но вдруг оказывается, что того, чему мы радовались, у нас уже нет. Был какой-то момент, который просветился Христовым просвещением, мы вот с этим светом пошли куда-то, и вдруг оказалось, что у нас его давно уже нет, что мы этим давно не владеем, все пропало, и мы стали еще хуже, чем до того, как встретились со Христом.

«Почему?» - спрашиваем мы себя. По той же самой причине: потому что мы не вернулись воздать своему Богу за удивительные дары, которые Господь нам дает: исцеление наших грехов, прощение нашей жизни… Мы их получаем даже и не понимая часто, какую великую милость оказывает нам Господь, мы не возвращаемся Его благодарить, служить Ему этим даром, а пытаемся жить с ним сами по себе, используя дары для устроения своей жизни. И оказывается, что мы лишаемся их.

Это евангельское чтение должно нас по-настоящему научить, что такое благодарность Богу, что такое служба Богу, что такое наше участие в Евхаристии, потому что именно здесь проявляется та глубокая благодарность Богу, когда мы себя Ему отдаем, тем самым принимая Его в себя и живя вместе с Ним. И тогда наша жизнь становится подобна жизни ангельской, которые живут исключительно благодарением Богу, исключительно славословием, и другим жить уже не могут, потому что Божественная красота настолько запечатлелась в мире духовном, что никакой иной ангельская жизнь быть не может. И поэтому человек, который запечатлел в себе эту славу Божию, не может жить никак иначе, как только постоянно благодаря Бога, то есть постоянно отдавая себя Богу до конца. Поэтому в нашей ектенье, на все наши прошения: «Подай, Господи» или «Господи, помилуй», слышим только одно: и весь живот наш так отдать Христу, чтобы настало Его благодарение. Аминь.

(Лк 17. 11-37)

Лк.17:11. Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею.

Лк.17:12. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

И отсюда всякий может познать, что никому ни что не препятствует богоугождать Богу, хотя бы он был из проклятого рода, но лишь только бы имел доброе произволение. Вот «десять человек прокаженных» встретили Иисуса, когда Он имел войти в один город. Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Лев. 13:46). Они остановились «вдали», как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости. По месту они стояли вдали, но по молитве стали вблизи. Ибо Господь близок ко всем призывающим Его в истине (Пс. 144:18). Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, Надзирателем, что очень близко к наименованию его Богом.

Лк.17:14. Увидев: их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

    Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Лев. 13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу. Да и тогда, когда кто заболел проказой, потом выздоровел, священники осматривали, и им приносили дар, какой повелено в Законе. Здесь же, когда прокаженные были непререкаемо таковы, какая была им нужда показаться священникам, если они не имели быть очищенными совершенно? Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились.

Лк.17:15. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

Лк.17:16. и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

    Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился.

Лк.17:17. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

Лк.17:18. как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?



Лк.17:19. И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

    Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога. Это самое отстояние вдали от Бога ходатайствовало о милости. Ибо для человеколюбивого и желающего всех спасти и облагодетельствовать Бога самое сильное побуждение к милости - видеть, что никто не участвует в благости. По этому-то самому Он преклонился уврачевать находящихся в таком положении. И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека, однако иудеи, несмотря на то, что со стороны Господа очищены от всех нечистот прокаженного греха, оказались неблагодарными и не обратились от суетного своего пути, чтобы дать славу Спасителю Богу, то есть поверить Ему, что Он, истинный Бог, благоволил претерпеть самые тяжкие страдания. Ибо Плоть и Крест суть слава Божия. Итак, они Воплощенного и Распятого не признали Господом славы. А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой, что Бог столько человеколюбив и силен, что ради нас принял на Себя крайнее бесчестие, что составляет дело человеколюбия, и, приняв оное, никакого вреда не потерпел в Своем естестве, что составляет дело могущества.

Лк.17:20. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие,

Господь часто в Своем учении упоминал о Царствии Божием. Но фарисеи, при слухе об оном, смеялись над Господом и поэтому приступили с вопросом, когда оно придет, в виде насмешки над Ним, как над чудаком, проповедующим о необычайном и странном предмете. Ибо никто из прежде бывших учителей и пророков не упоминал о нем (Царствии Божием). Или, быть может, имея в уме намерение свое по немногом времени убить Его, приступают к Нему с вопросом, чтоб им укольнуть Его и осмеять, как бы так говоря: Ты ведешь речи о Царствии, когда же настанет это Царствие Твое? Ибо на утро Ты предан будешь нами на смерть, воздет будешь на крест и много иного бесчестия примешь. Что же Христос?

отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

Лк.17:21. и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Он не отвечает безумным по их безрассудной мысли и безумию (Притч. 26:4), но оставляет их блуждать относительно подобно-именности Царствия, и не открывает им ни того, о каком Он Царствии говорит (ибо они и не приняли бы), ни того, что Царствие сие не похоже на царство мирское, но есть Царствие премирное (Ин. 18:36). Умолчав о сем, так как они по произвольной своей глухоте недостойны были слышать о сем, Господь о времени пришествия Царствия говорит, что оно неизвестно и не подлежит наблюдению; поскольку Царствие Божие не имеет определенного времени, но для желающего присуще во всякую пору. Ибо Царствие Божие, без сомнения, составляет жизнь и устроение себя по образу Ангелов. Тогда, говорится, поистине Бог царствует, когда в душах наших не находится ничего мирского, но когда мы во всем ведем себя выше мира. А такой образ жизни мы имеем внутри себя, то есть, когда захотим. Ибо для веры не нужно ни продолжительного времени, ни путешествий, но вера, и в след за верой - жизнь богоугодная, близки к нам. О сем самом апостол сказал: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем» (Рим. 10:8). Ибо, чтобы уверовать и, уверовав, ходить достойно звания, это внутри нас. Итак, фарисеи глумились над Господом за то, что Он проповедует Царствие, о котором никто не проповедовал. Но Господь объявляет, что они не понимают такого предмета, который находится внутри их и которого желающему очень удобно достигнуть. Ныне, когда Я нахожусь среди вас, вы, несомненно, можете получить Царствие Божие, если уверуете в Меня и решитесь жить по Моим заповедям.

Лк.17:22. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

    То есть, и вам присуще Царствие Божие, доколе Я нахожусь с вами. Присуще оно вам не потому только, что вы уверовали в Меня и последовали Мне, но и потому, что вы живете теперь с совершенной беззаботливостью, так как Я пекусь и помышляю о вас. Но когда Я не буду с вами, придут такие дни, что вы преданы будете опасностям, ведены будете к владыкам и царям. Тогда вы, как Царствия Божия, пожелаете теперешней безопасной жизни, какую ведете при Мне, и многократно пожелаете получить хотя бы один из Моих дней, то есть дней Моего пребывания с вами, как дней безопаснейших. Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники. Сими словами Господь приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению и прежде сказывает им, чтоб они не соблазнялись (Ин. 16:1).

Лк.17:23. и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь,

Не слушайте - говорит, - ничьих убеждений, будто Я пришел здесь или там.

Лк.17:24. ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

Ибо второе Мое пришествие, блистательнейшее и славнейшее, не ограничится каким-нибудь местом, а как молния не скрывается, но является с одного края земли на другом краю, так светло и явно будет и второе Мое пришествие и ни для кого не будет сокрыто. Итак, не сдавайтесь на соблазны лжехристов. Прежде Я явился в яслях и тридцать лет был в уничижении, но тогда будет не так: Я приду во всей славе, в сопровождении ангельских воинств и в одно мгновение.

Лк.17:25. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Потом, поскольку предсказал им страшные бедствия, утешая их и убеждая переносить оные мужественно, выставляет им Себя в пример. Не дивитесь, - говорит, - если случатся с вами такие трудности, что заставят вас пожелать возвращения теперешнего Моего пребывания с вами. Ибо и Я Сам, имеющий явиться как молния, прежде должен много пострадать и быть отверженным, и потом прийти в этой славе. Пусть же это будет для вас убеждением к добродетели и ободрением к терпению, то есть смотрите на Меня и уповайте, что и вам за перенесение опасностей и за отвержение достанется в удел слава, подобно как и Мне.

Лк.17:26. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:

Лк.17:27. ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.

Лк.17:28. Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;

Лк.17:29. но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;

Лк.17:30. так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.

И здесь Господь указывает на внезапность и неожиданность Своего пришествия. Ибо как при Ное внезапно пришел потоп и погубил всех, так будет и пришествие Его. Примерами этими, то есть примером людей предпотопных и содомлян (пред пожаром), намекается и на то, что в пришествие антихриста между людьми умножатся все неприличные удовольствия, что люди будут распутны и преданы преступным удовольствиям, как и апостол сказал, что «в последние дни... люди будут... более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:1-2, 4). И неудивительно, что при царстве обольстителя процветет зло. Ибо он есть пристанище злобы всякого греха. Что же иное постарается он вселить в жалкое поколение тогдашних людей, как не свои свойства? Ибо от нечистого, что может сделаться чистым? Итак, люди погрязнут тогда во всяком чувственном наслаждении, подобно как при Ное, и не будут ожидать никакой неприятности, даже не поверят, если кто-нибудь заговорит им о приключении какой-либо беды, подобно людям, жившим в дни Ноевы и во дни Лотовы.

Лк.17:31. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их;

В тот день пришествия антихристова «кто будет на кровле», то есть на высоте добродетели, тот не сходи с оной, не спускайся за каким ни есть житейским предметом. Ибо все житейские предметы называются сосудами для человека, служащими иному к добродетели, а иному к злодеяниям. Итак, стоящий на высоте добродетели, не сходи ни за чем житейским и не спадай со своей высоты, но противься злобе и не ослабевай.

и кто будет на поле, также не обращайся назад.

Подобно и тот, «кто будет на поле», да не обращается назад. Ибо находящемуся в поле, то есть в мире сем возделывающему добродетель не должно обращаться назад, но должно простираться вперед, как и в другом месте сказано: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).

Лк.17:32. Вспоминайте жену Лотову.

Господь представляет в пример жену Лотову. Она, обратившись назад, стала соляным столпом (Быт. 19:26), то есть, не удалившись от злобы, осталась при ее солености, сделавшись совершенно злой, и, погрязнув и оставшись во зле, составляет памятник поражения, которое она потерпела.

Лк.17:33. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.

Потом Господь присовокупляет относящееся также к вышесказанному: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее». Никто, - говорит, - в гонение антихриста не старайся сберегать свою душу, ибо таковой погубит ее. А кто предаст себя на смерть и вообще на бедствия, тот спасется, не преклоняясь пред мучителем из любви к жизни. Выше Господь сказал, что стоящий на высоте добродетели не должен сходить с оной за житейскими предметами, не должен увлекаться ни приобретением, ни имуществом и из-за них ослабевать в борьбе. Подобно и теперь, простираясь далее, говорит: и что Я говорю, не сходи за сосудами? Нет, не оставляй добродетели и из-за внешних благ, ни даже из-за самого сбережения души не решайся преклониться пред обольстителем и гонителем.

Евангелист Матфей (Мф. 24) говорит, что все это Господь сказал о пленении Иерусалима, намекая на осаду от неприятелей и на то, что при нашествии римлян должно бежать от них без оглядки: находящимся на кровле не нужно сходить в дом, чтобы взять что-нибудь из житейского, но должно тотчас бежать, ибо тут не время спокойствия, чтобы собирать сосуды; равным образом, находящимся в поле не нужно возвращаться домой, а даже и тому, кто будет дома, нужно бежать. Ничего впрочем нет удивительного, если это сбылось при взятии Иерусалима и опять сбудется в пришествие антихриста, особенно же, если пред самым временем кончины (мира) имеет быть невыносимо тяжела скорбь.

Лк.17:34. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;

И отсюда мы научаемся тому, что пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что «двое... будут... на одной постели», показывает беззаботность людей. Равно и молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Итак, Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (Мф. 19:23-24). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен «в сретение Господу» (1 Сол. 4:17), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный.

Лк.17:35. две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;

Лк.17:36. двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем указывается на многотрудность жизни бедных.

Лк.17:37. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал: «где труп, там... и орлы»; то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, тогда как грешники тяжелы и потому остаются нанизу. Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце (Мф. 13:43).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png