Женами-мироносицами в Православной Церкви называют женщин, которые после погребения Христа пришли ко гробу, чтобы по иудейскому обычаю помазать Его тело благовониями (миром). Точное число мироносиц неизвестно, однако евангелисты упоминают, что среди них были Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова из числа семидесяти апостолов), Саломия и Иоанна. Церковное Предание также называет имена Марфы и Марии, Марии Клеоповой и Сусанны.
О Марии Магдалине существуют различные сведения. Иногда ее считали за блудницу, спасенную Христом от побиения камнями. Встречается также мнение, что она была простой еврейкой, исцеленной Христом от бесноватости. После Воскресения Господа Мария Магдалина начала проповедовать, несмотря на то, что в иудейском обществе женщина не имела права на проповедь. Благодаря этому она называется равноапостольной, как потрудившаяся наравне с другими апостолами.
Марфа и Мария были сестрами Лазаря, воскрешенного Господом, о чем повествует в своем Евангелии апостол Иоанн Богослов. Позже они перебрались из Иерусалима на Кипр, где Лазарь был епископом.
О мироносице Иоанне известно, что она была женой Хузы, чиновника при дворе Ирода Антипы. Поскольку это была достаточно богатая женщина, то она помогала своими средствами апостольской общине. Возможно, что сын царедворца, исцеленный Спасителем, был ее ребенком, и после совершения чуда Иоанна уверовала и пожелала служить Христу. О других женах-мироносицах до нас не дошло никаких достоверных сведений.
Память жен-мироносиц совершается в третье воскресенье после Пасхи и считается днем, в который можно поздравлять всех православных женщин.

Евангельский рассказ о женах-мироносицах
О приходе жен-мироносиц повествуют все четыре евангелиста, однако в их рассказах встречаются различия в именах женщин и времени их прихода ко гробу Господню. Это дает возможность предположить, что в утро Воскресения не все жены пришли ко гробу одновременно, а было несколько приходов. Однако всем явился воскресший Христос, послав их сообщить радостную весть апостолам, но ученики не сразу смогли поверить в свершившееся чудо.
Евангельское повествование о мироносицах, которые первыми удостоились явления воскресшего Христа, может являться свидетельством подлинности события Воскресения. Следует помнить, что Евангелия писались в те времена, когда роль женщины в обществе была приниженной, и свидетельство женщины в древнем мире не считалось достойным внимания. Если бы апостолы хотели убедить иудейский и языческий мир в придуманных ими событиях, то они никогда не стали бы упоминать о том, что воскресший Господь явился в первую очередь именно женщинам, поскольку людям того времени этот факт мог послужить лишь поводом для насмешки. Однако евангелисты пишут в своих книгах лишь правду, свидетельствуя тем самым об истинности христианского учения.
В настоящее время часто можно слышать упреки в том, что Церковь, отрицая женское духовенство, тем самым унижает и ущемляет права женщин. Однако Православная Церковь, приводя в пример жен-мироносиц и прославляя их веру и мужество, тем самым высоко ставит женщину.

Святитель Феофан Затворник о женах-мироносицах
В одной из своих проповедей на неделю жен-мироносиц святитель Феофан Затворник, восхваляя их мужество и веру, говорит о том, что действия мироносиц и апостолов сходны с разными сторонами человеческой жизни. Сердца жен-мироносиц открыты навстречу воскресшему Господу, но апостолам требуется какое-то время, чтобы осознать и осмыслить случившееся. Таким образом, святитель Феофан сравнивает мироносиц с чувством, а апостолов с рассудком человека. Как без чувства жизнь безрадостна и бедна, так и без рассуждения человек может пойти неверным путем, потому необходимо сочетать в себе и то, и другое. Как жены-мироносицы пошли впереди апостолов, так и живое чувство веры должно идти вперед, сопровождаемое рассуждением.
Пример решимости, неотступности следования за Господом и великой любви к Спасителю, явленный святыми женами-мироносицами заслуживает переосмысления и подражания не только со стороны женщин, но и людей мужского пола.

Тропари, глас 2 (на Неделю жен-мироносиц):
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества; / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся Силы Небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.
Слава: Благообразный Иосиф, / с Древа снем Пречистое Тело Твое, / плащаницею чистою обвив, и благоуханьми, / во гробе нове, покрыв, положи, / но тридневен воскресл еси, Господи, / подаяй мирови велию милость.
И ныне: Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: / мира мертвым суть прилична, / Христос же истления явися чуждь. / Но возопийте: воскресе Господь, / подаяй мирови велию милость.

Кондак, глас 2:
Радоватися мироносицам повелел еси, / плачь праматере Евы утолил еси / Воскресением Твоим, Христе Боже, / апостолом же Твоим проповедати повелел еси: / Спас воскресе от гроба.

Величание:
Величаем вас / святыя мироносицы, / и чтим святую память вашу: / вы бо молите о нас / Христа Бога нашего.

Молитва:
О святыя Марфо и Марие и прочии святыя жены-мироносицы! Умолите Возлюбленнаго вами и вас возлюбившего Сладчайшаго Иисуса, Егоже вы исповедали есте Христа, Сына Божия, да даст и нам, грешным рабам Божиим (имена), грехов оставление, в вере правей нелицемерное и твердое стояние. Вселите в сердца наша дух страха Божия, смиреннаго на Бога упования, терпения и ко ближним милосердия. Избавите нас молитвами вашими от искушений житейских, бед и напастей, да тихое и мирное житие поживше зде, с помыслы непорочными и сердцем чистым, предстанем на оный Страшный суд, и добрый ответ на нем воздавше, радости неизреченныя во Царствии Небеснем сподобимся во веки веков.

14.05.2016

Наступает один из череды дивных пасхальных праздников – неделя жен-мироносиц. День учениц Христа Спасителя. Нередко приходится слышать, что женщина в Церкви унижена, что ее место незаслуженно мало́. На самом деле это не так: именно в Церкви, в Богочеловеческом Теле Христа Бога, женщина не унижена, как и никакой мужчина – в общине Христовой просто нельзя быть униженным, ибо Сам Бог – Глава этой общины, и Он совершенен.

Умаление роли женщины и недооценивание ее человеческого достоинства можно встретить в различных культурах, в каких-то сообществах, в личных взглядах разных людей, нередко даже христиан, и даже самих женщин (чаще всего от недостатка образования и духовной опытности) – но только не благодаря, а вопреки божественному Учению Спасителя, Учению Его Святой Церкви.

А в Церкви у каждой женщины (как и у каждого мужчины) есть свое неотъемлемое и удивительное место: начиная от Преблагословенной Девы Марии, Царицы Небесной, продолжая ученицами и сопутницами земной жизни Богочеловека – и, в конечном счете, каждой из нас...

Кто же они, эти удивительные женщины, о которых упоминает Евангелие? Постараемся дать краткое описание характера и жизни некоторых из них.

Мать пророка

Одна из первых женщин, упоминаемых в Евангелии, – праведная Елисавета (ивр. אלישבע – букв. «почитающая Бога», «заклинающая Богом», греч. Ελισβετ ).

Праведная Елизавета – мать пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, жена священника Захарии. Согласно апостолу Луке, она двоюродная сестра девы Марии и происходила из рода Ааронова. Это женщина удивительной судьбы: до преклонных лет бесплодная, она не отчаивалась, вместе с мужем просила Бога о ребенке, и была услышана. Причем из Евангелия следует, что она проявила более доверия Богу, чем ее супруг, который усомнился в Божественном даре и был поражен немотой до самого рождения сына.


В Евангелии мы читаем о встрече Пресвятой Девы Марии и праведной Елисаветы: Мария приходит навестить свою беременную кузину, и Елисавета, первая из людей, приветствует Ее как Мать Господа (Лк. 1. 39-56). Торжественное и полное радости взаимное приветствие Пресвятой Девы и праведной жены навечно стало одной из основ церковной гимнографии – об этом поется за богослужениями в храме.

Но это еще не конец истории жизненных испытаний Елисаветы. Вскоре после рождения Христа безумный царь Ирод повелел истребить всех младенцев в Вифлееме, надеясь уничтожить «будущего конкурента» – Царя Христа, о приходе в мир Которого узнал от волхвов. По преданию, во время избиения младенцев Елисавета укрывалась в пустыне, где скала чудесным образом укрыла их от преследования царских воинов. Священник Захария отказался отвечать, где спрятались его жена с маленьким сыном, и был убит прямо в храме.


Праведная Елисавета с сыном оставалась в пустыне, там и умерла. Греческие синаксари сообщают, что она скончалась через 40 дней после бегства, а Иоанна питал ангел до времени его выхода на проповедь; в коптских синаксарях сообщается, что Елисавета бежала в Синайскую пустыню и умерла там через семь лет. Ее сына Сам Христос назвал «величайшим из рожденных женщинами».

Пророчица

Анна Пророчица (ивр. חַנָּה, греч. λδβλθυοτε Ἄννα ) – еще одна из женщин Нового Завета, упоминается в рассказе о принесении Младенца Иисуса в Иерусалимский храм.

Согласно Евангелию от Луки, Анна была благочестивой вдовой из Иерусалима: «Дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет» (Лк. 2. 36).


В тот день, когда Младенца Иисуса его родители принесли в Иерусалимский храм, чтобы совершить жертву за родившегося первенца мужского пола, как это предписывает иудейский закон, там была Анна, достигшая к тому времени 84 лет. Она «не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2. 37). После того, как Симеон Богоприимец произнес свои пророческие слова, Анна также «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2. 38).


Анна – единственная женщина, названная в Новом Завете пророчицей. Постоянное присутствие ее в храме объясняется существованием особого чина вдовиц, которые имели свое служение (в том числе, молитвенное) при иерусалимском храме. Проповедь и пророческое служение Анны прообразует одно из служений, которые по обетованию Господа получат уверовавшие женщины: в Пятидесятницу, когда Святой Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери уверовавших будут пророчествовать (см. Деян., гл. 2).

Честнейшая херувим

Дева Мария (арам., др.-евр. מרים – «Мирьям», обычно переводится как сильная, прекрасная, а также как Госпожа и надежда ). Пресвятая Госпожа Богородица, высшая всех Небесных Сил, Мать Господа Иисуса Христа.

О Ней сказано столько, что трудно прибавить еще что-то. Обратим внимание на удивительное сочетание черт ее характера: силы воли, мужества и удивительной скромности.


Будучи посвященной Богу с детства, Она жила при Иерусалимском храме с другими девицами. В этом ничего необычного, казалось бы, нет... Необычайное начинается с того, что Мария дала обет девства, посвятила Себя Богу, хотя до Нее никто из женщин такого не совершал.

Девство как образ жизни не было известно ветхозаветному сознанию. Оно было чуждо древнееврейскому народу, поскольку идея деторождения имела в нем глубокие корни: девство отождествлялось с бесплодием, считавшимся позором, поношением. Оставшаяся в девах скорбела своем девстве, так как она лишалась награды от Бога. Дочь Иеффая, которая по обету отца осталась навсегда девственницей, оплакивает свое девство. Отрицание девства доходило почти до органического отвращения. Так, Сарра, дочь Рагуила, обращается к Богу с молитвой взять ее от земли, чтобы не слышать больше укоризны, ибо для нее лучше умереть, чем остаться девой (см. Девство. Православная энциклопедия. Т. 14, С. 284-293).


Предание повествует о том, что Богородица прожила при храме до двенадцати лет. Наступило время, когда Ей надлежало оставить храм и вступить в брак, но Она объявила первосвященнику и священникам, что дала обет девства перед Богом. Тогда, из уважения к Ее обету и чтобы юная Дева не оставалась без покровительства и попечения (к тому времени почили Ее родители), Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида.

Юная девушка приносит неслыханный ранее обет девства и твердо намеревается блюсти его – так, что даже священники храма признают это и вынуждены искать для Марии опекуна, обручника, который принял бы Ее в дом, когда Она по закону уже не могла жить при храме, и оберегал бы Ее девство. Какая сила воли требуется для этого, какое понимание – впервые в истории – самой сути девства, сколь глубокая, сильная любовь к Богу, желание принадлежать только Ему Одному!


Какое мужество показала Пречистая Дева, приняв Благую весть! Ведь прежде, чем обрести славу и почет, Ей придется перенести и подозрения самых близких, и одиночество с ребенком на руках (престарелый Иосиф Обручник, по преданию, скончался, когда Иисус достиг еще малых лет), и невыразимые муки при казни Спасителя – о чем Она не знала в подробностях, но, несомненно, предчувствовала Своим сердцем.

И, наконец, при Ее удивительной роли в истории всего мира, в истории спасения, при том, что Она источник многих записанных Евангелистами рассказов о жизни Христа, особенно о Его рождении и детстве – при этом всем как мало упоминаний о Ней, как Она скромна и не ищет никакого прославления! Первохристианская община превознесла бы Ее, если бы только Она дала такую возможность.


Вот что пишет святой Дионисий Ареопагит апостолу Павлу, своему учителю, после встречи с Пресвятой Девой: «...Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом» .

Ученицы Христа

Святые жены-мироносицы – это женщины, уверовавшие во Христа, последовавшие за Ним и служившие Ему своим имением. Согласно преданию, они разделяют проповедническое служение апостолов и потому именуются равноапостольными. Более того, они не покинули Христа во время Его страданий, эти женщины остались преданными Ему до конца, и потому они первыми узнали о Воскресении Христовом и были направлены с вестью о том к самим апостолам.


Вот как говорит об этом святитель Димитрий Ростовский:

«Здесь светлейшая черта всего дивного служения Марии Магдалины Церкви Христовой. В утро Воскресения Христова она удостоена была видеть Господа воскресшего первая из всех учеников и учениц Его (Мк. 16. 9; Ин. 20. 14–17) и первая же по непосредственному повелению Господа сделана вестницею, проповедницею для них Воскресения Его. Апостолы проповедовали Воскресение Христово всему миру: Мария Магдалина проповедовала Воскресение Христово самим апостолам – она была апостолом для апостолов!.. Святые отцы Церкви провидят в этом обстоятельстве особенную тайну и премудрость провидения Божия. ...Малая горсть искренно преданных Христу Спасителю учеников и учениц, из коих самою ревностнейшею была святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина, восторжествовали над надменным суемудрием язычества, владели целыми царствами с их царями и Божественное учение Христово пронесли из края в край – во всю вселенную земли (Деян. 1. 8), повторяя торжественные слова первого благовестия святой Марии Магдалины: "Христос Воскрес! Воистину воскрес!"».

Равноапостольная мироносица (ивр. מרים המגדלית, др.-греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, лат. Maria Magdalena, т.е. уроженка города Мигдал-Эль, ср. евр. migdal, арам. Magdala, «башня» ). Согласно евангельскому повествованию, была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8. 2). После этого она следовала за Христом, служила Ему, присутствовала на Голгофе при Его кончине (Мф. 27. 56 и др.) и была свидетельницей Его погребения. По всем упоминаниям о ней видно, что она была решительной и отважной женщиной, бесконечно преданной Спасителю. Ее не терзают сомнения, как Луку и Клеопу, она распятого и погребенного Христа называет Господом («взяли Господа моего и не знаю, где положили Его»), вопреки всем внешним обстоятельствам веруя в Него.


По преданию, Мария Магдалина помогала в проповеди апостолам Иоанну Богослову (стоит отметить, что больше всего сведений о Магдалине из четырех евангелистов сообщает именно он) и Павлу (который благодарит ее в своем послании к Римлянам). Традиция отождествлять равноапостольную Магдалину с раскаявшейся блудницей неизвестна Древней Церкви и возникла довольно поздно в католицизме. Это отождествление прямо отрицается святыми отцами, например, святителем Димитрием Ростовским.

Мария Клеопова мироносица (греч. Μαρία ἡ τοῦ Κλωπᾶ ) – одна из жен-мироносиц, которая упоминается у Евангелиста Иоанна (Ин. 19. 25). Жена Клеопы или Алфея, младшего брата Иосифа Обручника. Она вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при Кресте во время Его страданий, стала свидетельницей погребения Христа, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово и здесь в первый раз вместе с другими услышала радостную весть от ангелов о Воскресении Господа. О многих мироносицах нам, к сожалению, не известно ничего, кроме имени и того, что они были преданными ученицами и служительницами Господа (а это, конечно, самое главное): Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от семидесяти), Саломия (мать сынов Зеведевых – апостолов Иакова и Иоанна), Сусанна ...


Иоанна мироносица, жена Хузы . Об Иоанне дважды сообщает Евангелие от Луки. Первый раз она упоминается в числе учениц Господа Иисуса Христа, которые следовали за Ним в Галилее: «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8. 3). Второй раз она названа в числе женщин, пришедших ко Гробу Господню помазать тело Иисуса благовониями: «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними» (Лк. 24. 10). Иоанна стала свидетельницей явления ангела, возвестившего о Воскресении Иисуса Христа, и рассказала об этом апостолам.

Обращает на себя внимание общая для всей группы учениц Христовых черта: решительность и преданность Господу. Будучи женой Хузы, домоправителя царя Ирода, она оставляет все и начинает служить Сыну Человеческому, Который «не имеет, где приклонить голову». Придворная, вельможная дама служит странствующему нищему проповеднику, в Котором узнала Спасителя мира!

Некоторые толкователи Писания предполагают, что Христос исцелил сына Иоанны (чудо исцеления сына царедворца в Кане – Ин. 4. 46-54), и поэтому, уверовав, Иоанна стала следовать за Христом.


Предание также связывает Иоанну с судьбой мощей Предтечи Господня. После казни тело Иоанна Крестителя было тайно погребено его учениками, а отрубленную голову Иродиада спрятала в своем дворце в тайном месте. Лишь только жена царского придворного Хузы по имени Иоанна знала то место. Она, скорбя сердцем об убиении великого святого пророка и о поругании над его честной главой, взяла эту главу тайно ночью, положила ее в глиняный сосуд и погребла на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода, где эту главу впоследствии и обрели.

Марфа и Мария, сестры Лазаря Четверодневного . Эта удивительная семья – две сестры и брат – была, как видно из Евангелий, особенно близка Спасителю. Две сестры имели очень разные характеры: Марфа была деятельной по хозяйственной части, заботилась и пеклась о многом, по оценке Самого Христа. А Мария, не менее решительная и самостоятельная, направляла все внимание на то, чтобы вникнуть в Божественное учение Христово, сидела у Его ног.


Несмотря на единодушие и взаимную любовь, у сестер иногда случались недопонимания. Из Евангелия мы знаем о трогательном и таком близком каждому эпизоде их жизни: когда обиженная неучастием в хлопотах Марфа обратилась ко Господу (понимая, что только Его послушается сестра, ибо никто иной не способен оторвать ее от слушания проповеди Спасителя), прося, чтобы Иисус Христос повелел Марии заняться, наконец, делами по дому и помочь сестре, Он, к удивлению обиженной Марфы, похвалил Марию за ее выбор и ласково упрекнул саму Марфу за суету – навечно поставив Марию в пример того, что именно есть первостепенное и единое на потребу. Господь подчеркнул, что важнейшее для женщины – не суета по хозяйству, а вникновение в Его учение.

Святые сестры Марфа и Мария были бесконечно преданы Христу и хорошо усваивали Его учение. Когда их брат Лазарь умер от болезни, Марфа (а потом и Мария!) сказала пришедшему позднее Господу: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И далее говорит: «я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир». Это одно из немногих, до смерти и воскресения Спасителя, таких прямых исповеданий веры в Него!

После убиения святого архидиакона Стефана, начала гонений на Церковь Иерусалимскую и изгнания праведного Лазаря из Иерусалима сестры помогали своему святому брату в проповеди Евангелия по разным странам. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Светлана (Фотина) самарянка , «женщина у колодца» – та, с которой Христос разговаривал, пока Его ученики ходили за пищей. В этом рассказе поразительно все, от первого до последнего слова!

Начать с того, что иудеи (а к их числу принадлежал по плоти Иисус) не общались с самарянами, и уж тем более с женщинами – это почти ритуальный запрет. Однако Христос разговаривает с нею, обращается к ней Сам, первым. Ей, чужеродной и неправоверной, женщине, Спаситель впервые прямо говорит, кто Он такой. Никак не упрекая ее при этом за не вполне, прямо скажем, благочестивый образ жизни – пять мужей поменяла, и еще кого-то нашла!


Но какая удивительная это женщина, вдумайтесь! Жара... пыль... тяжеленные кувшины-водоносы, да еще с водой. Тащить их далеко, и не по одному разу. Женщина устала, и по хозяйству столько забот... Она не прочь избавиться от этой тяжелой необходимости, как повествует Евангелие. И вот мы видим, что вырывается из ее души, о чем она спрашивает, едва понимает, что перед нею пророк: как правильно молиться? когда придет Христос?! И получив ответ на свой самый заветный вопрос, она бросает все, бежит обратно в город, проповедуя: я нашла Христа! Мессию! Спасителя! Женщина удивительной чистоты сердца, искренности и веры, пример цельной личности, не сгибаемой никакими обстоятельствами.


Фотина стала христианкой и приняла мученическую смерть в Риме в 66 году. Вместе с ней пострадали ее сыновья Иосия и Виктор, а также сестры Анастасия, Параскева, Кириакия, Фото и Фотида.

Ее воспоминанию посвящена пятая неделя после Пасхи.

Клавдия Прокула . Еще одна удивительная женщина из Евангельской истории – это... жена Понтия Пилата!

В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Господом Иисусом супруга Пилата, не называемая по имени, послала к нему слугу сказать: «Не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27. 19).


По древнейшему церковному преданию, жена Пилата впоследствии стала христианкой и приняла мученическую кончину за Христа. Об этом упоминают уже ранние отцы Церкви. Слова из второго послания к Тимофею (4. 21) «приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братья» связываются с женой Понтия Пилата. Согласно историку Церкви епископу Евсевию, мать Клавдии Прокулы (жены Понтия Пилата) была супругой императора Тиберия, а бабушка – императора Августа.


Любопытно, что в древневосточной Коптской Церкви искони считается, что впоследствии ко Господу Христу обратился и претерпел мученическую кончину за Него и сам Понтий Пилат. У коптов он почитается как святой вместе со своей супругой Прокулой.

В Православной Церкви Клавдия Прокула почитается как святая мученица греками, день ее памяти – 9 ноября.

В Евангельской истории можно увидеть упоминания еще о многих женщинах: о грешнице, взятой в прелюбодеянии, которую Господь простил и избавил от смерти, обратившись к толпе со словами: «Кто без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8. 7); о женщине-язычнице, которая просила за свою больную дочь и чья вера, по слову Господа Сердцеведца, была больше веры любого израильтянина; о женщине-блуднице, помазавшей ноги Христа миром и омывшей слезами, которую Спаситель очистил и простил, и оценил ее любовь к Нему как великую: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7. 47).

Завершить рассказать хочется словами святых. Во-первых, великого отца Церкви святителя Иоанна Златоуста из его толкования на послание к Римлянам:

«Что это? Опять венчается и восхваляется женщина, а мы, мужчины, опять пристыжены, или лучше сказать, не только пристыжены, но и почтены, – почтены тем, что у нас есть такие женщины, а пристыжены тем, что мы, мужчины, далеко отстаем от них. Но если постараемся узнать, чем украшаются эти женщины, то и мы вскоре уподобимся им. Чем же они украшаются? Пусть слышат это мужчины и женщины: не перстнями, не ожерельями, не евнухами, не служанками, не златоткаными одеждами, но трудами за истину.

Неделя святых Жен-мироносиц. Жены-мироносицы – последовательницы Иисуса Христа, пришедшие первыми к погребальной пещере, где накануне было положено тело Спасителя. Женщины пришли для того, чтобы, согласно иудейскому погребальному обряду, помазать Его тело специальными благовонными смесями, которые ослабили бы на время процесс разложения.

Жены-мироносицы представлены у евангелистов по-разному. К примеру, в Евангелии от Матфея фигурируют только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф. 28:1). В Евангелии от Марка – Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Мк. 15:40) и Саломия (Мк. 16:1). В Евангелии от Луки – «Магдалина Мария), и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24.10). Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, что из жен-мироносиц в то утро дважды ко гробу приходила только Мария Магдалина. Таким образом, имя Марии Магдалины упоминается во всех четырех канонических Евангелиях. У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют также Саломия и Иоанна.

Согласно Священному Преданию, когда Иуда предал Христа первосвященникам, все Его ученики бежали. Апостол Петр следовал за Спасителем до двора первосвященника, где трижды отрекся от Него, обличаемый как Его ученик. Весь народ иудейский кричал тогда Пилату: «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин. 19:15). Когда же Спаситель был распят, вся проходящая мимо публика насмехалась над Ним и только Его Мать с учеником Иоанна стояла у Креста и женщины, последовавшие за Ним и Его учениками. Это были Мария Магдалина, Иоанна, Мария, Мать Иакова, Саломия, и другие, получившие в последствие наименование жен-мироносиц.

Свидетельницы воскресения
Жены-мироносицы остались верными Спасителю до конца. При этом они не имели никакой возможности что-либо изменить и не имели права голоса – а лишь молчаливо стояли у Креста, пребывая со своим Учителем до последней минуты.

Жены-мироносицы первыми узнали о Воскресении Христовом и увидели Его воскресшим.

Когда женщины шли к месту погребения Спасителя, они рассуждали, кто сможет отвалить камень от погребальной пещеры. Но перед их приходом снизошел Ангел, после чего случилось землетрясение, которое отвалило камень и испугало стражу. Ангел свидетельствовал женам-мироносицам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. В Евангелие от Иоанна особенным образом подчеркивается, что первой ко гробу пришла Мария Магдалина, после чего она вернулась к апостолам Петру и Иоанну и сообщила, что «не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2), увидев, что тела нет во гробнице.

Мария Магдалина плакала и думала, что тело Спасителя похитили. В это время ей явился Христос, Которого она сначала приняла за садовника. Он сказал ей, чтобы она не прикасалась к Нему до того, как Он не восшел к Отцу, и попросил сообщить Его ученикам о Его воскресении. Мария Магдалина, возвращаясь к ученикам, встречает другую Марию – и Христос является второй раз, вновь повелевая сообщить о Своем воскресении ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Спасителя, не поверили в это.

Однако существует также предание, что первой Иисус явился не Марии Магдалине, а Своей Матери – Марии. А в Евангелии от Матфея Иисус является сразу всем женам-мироносицам (Мф. 28:9-10).

«В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лук.24:13-25).

Мария Магдалина

Мария Магдалина – святая равноапостольная, почитаемая Православной Церковью как одна из жен-мироносиц. В Новом Завете имя Марии Магдалины упоминается лишь в шести эпизодах:

1. Когда она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк. 8:2; Мк. 16:9);
2. После этого она последовала за Христом, служа Ему (Мк. 15:40-41, Лк. 8:3);
3. Она присутствовала на Голгофе во время крестной смерти Христа (Мф. 27:56);
4. Стала свидетельницей Его погребения (Мф. 27:61);
5. Стала одной из жен-мироносиц (10), которым Ангел возвестил о Его воскресении (Мф. 28:1, Мк. 16:1-8);
6. Она первой увидела воскресшего Спасителя, приняв Его за садовника. (Ин. 20:11-18).

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала (откуда, по некоторому ряду мнений и происходит ее прозвание – «Магдалина», ивр. «уроженка города Мигдал-Эль»), в Галилее, в северной части Святой Земли, на берегу Геннисаретского озера, неподалеку от того места, где крестил Иоанн Креститель.

Что касается первой части жизни святой равноапостольной Марии Магдалины, то известно, что она была подвержена неизлечимому недугу, была одержима, согласно Евангелию от Луки, «семью бесами» (Лк. 8:2). Не уточняются причины и обстоятельства произошедшего с ней. Считается, что Мария Магдалина была одержима не вследствие своей греховности, а потому, что Провидение Божие допустило это для того, чтобы Господь Иисус Христос явил дело Славы Божией – чудо исцеления Марии Магдалины, просветления ее ума и привлечение ее к вере во Христа Спасителя и к вечному спасению.

Однажды Мария Магдалина услышала о Чудотворце, «исцеляющем всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф.9:35). Она начинает искать Его, видит, что «многих исцелил Он от болезней и недугов, и от злых духов, и глухих, и слепых, и хромых, и прокаженных, и мертвых воскресил» (Лк.7:21,22; Мф.11:5 и проч.). Мария Магдалина пламенно верит в Его всемогущество, прибегает к Его Божественной силе, просит себе исцеления и получает просимое: мучительная сила злых духов оставляет ее, она освобождается от порабощения бесам и жизнь ее освящается Божественным сиянием ее Исцелителя.

В византийской литературе повествуется о том, что после крестной смерти Спасителя, Мария Магдалина отправилась в Эфес вместе с Пресвятой Богородицей к св. апостолу Иоанну Богослову и помогала ему в своих трудах. Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме (Рим. 16:6). Скончалась она также в Эфесе.

Кто еще был среди жен мироносиц?

Святая Саломия
Дочь Иосифа, обручника святой Девы Марии, рожденная от первого брака. Св. Саломия была замужем за Зеведеем и имела от этого брака двух сыновей, ап. Иоанна Богослова и Иакова. Вместе с другими женами-мироносицами Саломия служила Христу, когда Он находился в Галилее. Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф. 27, 55-56). В числе других жен-мироносиц (13) она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении и повелении сообщить ученикам, что Он воскрес из мертвых и «предваряет вас в Галилее: там Его узрите» (Мк. 16, 7).

Святая Иоанна
Святая Иоанна – жена Хузы, домоправителя Иродова. Когда была отсечена глава Иоанна Крестителя, то убийцы не хотели положить главы Предтечи вместе с телом его, боясь, как бы он не воскрес; ученики похоронили тело Предтечи в Севастии, а главу враги скрыли во дворце Иродовом. Об этом узнала Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, которая была тайной последовательницей Христа. Она тайно взяла честную главу и, положив ее в сосуд, с благоговением погребла ее в поместье Ирода, на горе Елеонской. Святой евангелист Лука в своем Евангелии, говоря о прохождении Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, замечает, что за Ним следовали и некоторые женщины, в числе коих говорит и об Иоанне, жене Хузы, домоправителя Ирода, которые служили Ему имением своим (Лк. 8, 1-3). Кроме того, св. евангелист Лука говорит, что эти жены последовали за Христом из Галилеи в Иерусалим и при распятии Господа стояли вдали и смотрели на распятие, на гроб и как полагали тело Господа.

Святая Мария Клеопова
Мария Клеопова – дочь Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. Она была выдана замуж за меньшего брата Иосифа - Клеопу. Она была еще девицей, когда Пресвятая Дева, обрученная Иосифу, вошла к нему в дом и жила вместе с этой дочерью Иосифа в нежной любви, как родные сестры. На основании этой нежной любви св. евангелист Иоанн называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (Ин. 19, 25). Она удостоилась присутствовать при кресте Спасителя и слышать Божественное усыновление Господом любимого ученика своего Пресвятой Богородице. О дальнейшей жизни и кончине Марии Клеоповой мы не имеем ничего в церковных преданиях.

Святая Сусанна
О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8, 3), как служившую Христу от имений своих.

Святая Мария, мать Иакова меньшего и Иосии Об этой жене упоминают три евангелиста - Матфей при перечислении жен, стоявших при кресте, называет ее Марией, матерью Иакова и Иосии. Евангелист Марк упоминает о ней дважды: первый раз - при перечислении жен, смотревших издали на страдания и смерть Иисуса Христа. Он называет ее Марией, матерью Иакова меньшего и Иосии. В другой раз, перечисляя жен-мироносиц (14), купивших ароматы, он упоминает и о Марии Иаковлевой. Наконец, евангелист Лука, повествуя о возвратившихся от гроба воскресшего Спасителя к ученикам для благовестия о Воскресшем женах, упоминает и о Марии, матери Иакова (Мф. 27, 56; Мк. 15, 40, 16,1; Лк. 24,10).

Празднование
День памяти жен-мироносиц совершается в пятнадцатый день, начиная с Пасхи (третье воскресенье). В этот церковный женский праздник принято поздравлять своих близких женщин – супруг, матерей, сестер. Жены-мироносицы являют собой пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, православный Женский день - каждая женщина земли является прообразом одной из жен-мироносиц: она несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, рождает чада, является опорой мужу. Ряд православных высказываются за то, чтобы именно этот день стал альтернативой светскому Международному женскому дня, отмечаемому 8 марта.

От галилейских жен, от Магдалины
Весть дивную мы знаем. Их глазам
Под старым кедром в тишине долины,
В рассвета бледный час предстал Он Сам.

К. Р. «Царь Иудейский»

Многие слышали о женах-мироносицах и на вопрос о них без труда ответят, что так именуются в Евангелии женщины, последовательницы Иисуса Христа, которые первыми пришли к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа. По иудейскому обычаю, они собирались помазать Христа благовонными маслами и оплакать Его. Но почему Церковь так высоко чтит этих женщин? Неужели за то, что они принесли миро и намеревались совершить все то, что полагалось сделать?

Конечно же, нет! Церковь так почитает их за то, что Сам Спаситель избрал их апостолами для апостолов, как разъясняет это блаженный Григорий, патриарх Антиохийский в своем «Слове о женах мироносицах».

Вспомнить о том, кто были эти женщины и поразмыслить, почему они удостоились величайшей чести первыми видеть Воскресшего Господа, мы и предлагаем читателям и читательницам.

Среди жен-мироносиц первой принято называть Марию Магдалину, которой согласно евангелисту Иоанну Богослову, первой явился воскресший Спаситель. Но возникает закономерный и непраздный вопрос: где была в это время сама Матерь Божия и почему Евангелисты, повествуя о воскресении Господа, не упоминают о ней? В Синаксаре «Во Святую и Великую неделю Пасхи» говорится, что евангелисты, по всей видимости, не хотели упоминать Богородицу, как свидетельницу истинности Воскресения Христова, потому что многие не поверили бы таким словам подавленной горем Матери.

«И первее убо Воскресение Божии Матери познаваемо бывает прямо седящей гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей. Но да не сомнило бы ся Воскресение, заеже к Матери присвоения, евангелисти глаголют: первее является Магдалини Марии».

«И прежде всех узнает о воскресении Матерь Божия, сидевшая с Магдалиной против гроба, как говорит евангелист Матфей (Мф.27,61). Но чтобы не подвергалось оно сомнению из-за Иисусова родства с Матерью Его, то и сказано у евангелистов: Явился сперва Марии Магдалине (Мк.16,9)».

Выдающийся проповедник русского зарубежья архиепископ Аверкий (Таушев) считает этот аргумент действительно веским: «Ведь если евангелистам рассказы жен-мироносиц о виденном и слышанном ими у гроба и о явлении им Самого воскресшего Господа показались пустыми, они им не поверили (Лк. 24:11), то могли ли поверить посторонние люди свидетельству Матери?» .

Вероятно, поэтому в Евангельских повествованиях о Воскресении Христа нет прямого указания на Божию Матерь, но святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «другая Мария», о которой упоминает евангелист Матфей, как о спутнице Марии Магдалины, а также «Мария Иаковлева» в повествовании евангелиста Марка и есть Богородица. Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки указывает: «Под "Мариею, матерью Иакова", разумей Богородицу, ибо ее так называли, как мнимую мать Иакова, сына Иосифа, которого называли малым; я разумею брата Божия».

Святая Церковь издревле хранит предание о том, что прежде Марии Магдалины воскресший Господь явился Своей Пречистой Матери. Место этого явления принято указывать недалеко от кувуклии в Иерусалимском храме Воскресения. Об этом явлении Господа говорится и в церковных песнопениях:

«Бога, Егоже родила еси плотию, из мертвых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога, Пречистая, возвеличай».

«Увидев Бога, Которого по плоти носила Ты во чреве, Чистая, из мертвых восставшим, как сказал Он, ликуй, и как Бога, Непорочная, Его величай».

Изложенное в Синаксаре толкование евангельского повествования о явлении Спасителя женам мироносицам запечатлено в иконографии Воскресения Христова. На иконах нередко можно встретить изображение воскресшего Господа и коленопреклоненных Богородицу и Марию Магдалину.

Предание о том, что Христос в первую очередь явился своей Матери, чтобы утешить ее, нашло отражение в поэзии. Великий князь Константин Константинович, автор драмы «Царь Иудейский», повествование о явлении воскресшего Господа Его Пречистой Матери влагает в уста мироносицы Иоанны:

От Матери Его иду я к вам.
Вчера, как солнце за горы зашло,
От милого Ей гроба воротилась
К Себе Мария, в Иоаннов дом,
И в горнице Своей в ночи безгласной,
Одна о Сыне плакала Она.
Внезапно дивным светом озарилась
Вся горница; и видит пред Собой
Мария Сына Своего. Ей мнилось,
Что это сон иль чудное виденье,
Но перед Нею Сам Он во плоти,
Лишь просветленней смертных, светозарней,
И ароматом веет от Него
Смешенья мирры и алоя. Руки
К Нему в порыве счастья протянув,
Еще боясь увериться, Мария
И волосы, и плечи, и ланиты
Возлюбленного Сына осязает;
И дорогой, знакомый слышит голос:
— «Не плачь, не плачь, о, Матерь, надо Мною.
Из гроба Я восстал; прославлен Я,
И вознесу, прославлю и Тебя,
И всякого, кто с верой и любовью
Тебя отныне сердцем возвеличит».

Сказав о Первой среди мироносиц — Богородице, назовем и других, упоминаемых евангелистами.

О присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины повествуют все четыре евангелиста. Имя ее, пожалуй, самое известное из имен женщин, упоминаемых в Евангелии. Евангелист Иоанн, указывает на то, что Магдалина приходила ко гробу дважды (Ин 20:1-2,11-18), свидетельствуя тем самым, что эта женщина была ревностнейшей среди мироносиц. Откуда же эта ревность, в чем причина?

Она родилась в местечке Магдалы, расположенном на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума, и с юного возраста жестоко страдала беснованием. Получив от Христа чудесное исцеление, Мария незамедлительно последовала за ним. Поскольку она происходила из состоятельного рода, то, как и многие другие жены, стала поддерживать Господа и его учеников материально, а также служить им в быту.

По воскресении Христа святая проповедовала Евангелие в Риме. Согласно исследованиям епископа Михаила (Грибановского), события ночи Воскресения Спасителя в своем Евангелии Иоанн Богослов описал с ее слов. Принято считать, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16: 6). В последние годы земной жизни святая вместе с апостолом Иоанном Богословом проповедовала Евангелие в Эфесе, где и скончалась. Память ее празднуется 22 июля/4 августа и в неделю жен-мироносиц.

В житии Марии Магдалины отмечается не только ее ревностное служение Христу, но и ее роль в распространении христианства. Она, добившись аудиенции у императора Тиберия, своим пламенным свидетельством о земной жизни, страданиях, смерти и воскресении Спасителя снискала благосклонность Римского правителя к христианам, что позволило окрепнуть первым христианским общинам. Ей мы обязаны появлением традиции пасхального приветствия «Христос Воскресе!» и трогательному обычаю дарить друг другу на Пасху крашеные яйца — символ гроба и Воскресения.

Мария Магдалина единственная в Евангелии женщина, упоминаемая не относительно кого-либо из мужчин как чья-то мать, жена или сестра, а именуемая по месту рождения. Подобное было совершенно немыслимо для того времени, не укладывалось в рамки ветхозаветного отношения к женщине. Возможно это, а также предвзятое толкование причины одержимости Марии Магдалины, сыграло роль в появлении искаженной трактовки образа этой мироносицы в католической традиции. Западные богословы связывали беснование Марии с ее прежней греховной жизнью , отождествляя ее с женщиной-блудницей, упоминаемой в Евангелии от Луки (Лк. 7:36-50). Из-за этого смешения евангельских героинь самым распространенным образом Марии Магдалины в западной культуре стала кающаяся блудница, какой она изображена на полотнах Эль Греко, Караваджо, Тициана и многих других. Этот образ прочно вошел в сознание европейского человека и привел к непозволительным искажениям трактовки Евангельских текстов в творениях как западно-европейских (P.M. Рильке «Пиета»), так и русских поэтов (М. Цветаева «Магдалина», Б. Пастернак «Магдалина»), Своего апогея эта кощунственная версия достигла в произведениях современной культуры, таких как рок-опера «Иисус Христос — супер звезда» и печально известный роман «Код да Винчи».

Восточно-христианская традиция при ответе на вопрос о причине ревностного служения Господу Марии Магдалины всегда придерживалась евангельских текстов, которые не дают оснований к отождествлению ее с кающейся грешницей, помазавшей миром ноги Спасителя в доме фарисея Симона. Отдельных объяснений причин болезни святой мироносицы православная традиция не дает. Некоторые мнения по этому поводу все же высказываются, однако они находятся строго в русле евангельского повествования. Так митрополит Владимир (Иким) считает, что в годы земной жизни Спасителя повсюду было много бесноватых, поскольку «диавол чувствовал, что приходит конец его безраздельного владычества и впал в особую ярость... Промысл Божий попустил вселение бесов в душу Марии Магдалины... чтобы на ней явились дела Божии». В Православии тот факт, что эта мироносица упоминается как одинокая женщина, понимается не как подтверждение ее некогда беспорядочной личной жизни, а как указание на то, что в христианстве женщина не вторична по отношению к мужчине, она лишь другая, но личность ее самоценна. Ведь именно в христианстве религиозное служение женщин — женское монашество — получило распространение не сравнимое по своим масштабам ни с одной другой религией мира. И образ святой равноапостольной Марии Магдалины является ярким тому подтверждением.

Другая мироносица, упоминаемая в Евангельском тексте, — святая Иоанна , супруга Хузы, домоправителя царя Ирода. Эта женщина занимала привилегированное положение, но духовными очами своего чуткого сердца она искала не временных земных благ, а истинного смысла жизни. Не допустив в свое сердце всю грязь дворцовых интриг, человеческой хитрости, алчности и борьбы за власть, она обрела Истину и не побоялась следовать за гонимым Христом до самой Голгофы. Церковь чтит ее память еще и за то, что она, узнав где Иродиада прячет усеченную главу святого Иоанна Предтечи, спасла великую святыню от поругания, тайно захоронив ее на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода. Святая Иоанна стала одной из жен, последовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди и служивших Ему «своими имениями». В утро воскресения она с другими мироносицами пришла ко гробу Иисуса (Лк 24:10), чтобы помазать миром Святое Тело, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном воскресении.

Среди поименованных евангелистами жен-мироносиц — две дочери святого праведного Иосифа Обручника. Первая — святая Саломия — супруга Зеведея, мать святых апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Она также была в числе святых жен, служивших Иисусу Христу. О ней упоминает евангелист Марк в своем повествовании о страдании и воскресении Спасителя (Мк. 15:40,16:1).

Другая — святая Мария Клеопова — младшая дочь праведного Иосифа Обручника, выданная им замуж за своего младшего брата Клеопу. Муж ее был призван Христом на апостольское служение в числе 70-ти учеников, сын Симеон также стал апостолом от 70-ти и вторым епископом Иерусалимской Церкви. По свидетельству евангелиста Иоанна Богослова Мария Клеопова вместе с Богородицей и Марией Магдалиной стояла при кресте Господа (Ин. 19:25) и была среди тех женщин, которым первым явился Спаситель. Евангелисты указывают на то, что апостолы приняли с недоверием слова жен-мироносиц о том, что они видели воскресшего Господа: «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24:11). Не поверил и апостол Клеопа свидетельству своей жены, но позже, вспоминая явление Господа ему и его спутнику, апостолу Луке, на пути в Эммаус (Лк. 24:13-35), он, вероятно, вспомнил ее слова о воскресшем Христе!

Остальные жены-мироносицы не называются в Евангелии по именам, но апостол Лука ясно говорит, что были «и прочие с ними» (Лк. 24:10). В их числе церковное предание указывает Марфу и Марию, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, святую Сусанну, а также и многих других, «яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями».

Почему же Спаситель первым явился, не своим ученикам, а скромным женщинам, имена многих из которых так и остались неизвестными?

Самый очевидный и, на первый взгляд, самый справедливый ответ лежит на поверхности. Потому, что эти женщины остались верны Спасителю до конца, когда даже самые близкие ученики, сильные мужчины покинули Его или отреклись от Него. Эти женщины служили Господу тогда, когда Он в окружении восторженной толпы творил чудеса, они не покинули Его и тогда, когда Он, как казалось участникам тех событий, потерпел полное поражение и даже был убит! Опасность, угрожавшая всем последователям распятого Христа от ненависти первосвященников и от ярости озлобленной толпы, не победила их любви к Учителю и не заставила уйти от креста. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает: «Не нуждалось Тело Господа в благовонном мире мироносиц. Помазание миром оно предварило воскресением. Но святые жены благовременною покупкою мира, ранним шествием при первых лучах солнца к Живоносному Гробу, пренебрежением страха, который внушался злобою Синедриона и воинственною стражею, сторожившею гроб и Погребенного, явили и доказали опытно свой сердечный залог к Господу». Сторицей Спаситель вознаградил их преданные и верные души, сделав их из мироносиц благовестницами Его Воскресения и Славы.

Однако если мы обратимся к историческим реалиям времен крестной смерти Христа, то поймем, насколько невероятным было то, что именно женщины стали провозвестницами Воскресения. Ветхозаветный мир был сугубо патриархальным, например, согласно еврейским законам женщина не имела права давать показания в суде. Положение женщины в античном обществе на деле мало отличалось от рабского. Избрание Спасителем женщин вестницами Его Воскресения, казалось парадоксальным потому, что в те времена и в том обществе их свидетельство не могло быть воспринято всерьез. Но в действительности так миру была явлена Божественная истина, заключающаяся в том, что Христос страдал за всех, что пред Богом не значимо различие мужского и женского пола (Гал. 3: 28), но значима любовь, верность и горячность человеческого сердца!

Есть и другое объяснение того, почему именно женщины были избраны Господом, чтобы возвестить человечеству, что ему вновь открыты врата Рая. Свершился великий замысел Божественного домостроительства. Святитель Григорий Богослов учит об этом так: «Жена из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого Воскресшего Господа первая услышала радостную истину, дабы чья рука растворила смертное питье, та же самая подала и чашу жизни...».

Однако не стоит использовать этот факт для превозношения, как это делают феминистки. Предостерегая всех женщин от столь опасного заблуждения, приведем слова святителя Феофана Затворника: «...мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее... Мироносицы и апостолы — образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения — жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце».

Женское естество, обновленное Божественным учением Христа, дало столь обильный плод любви и верности, который принесли жены-мироносицы. Священномученик Серафим (Чичагов) так говорит об этом: «Они [жены-мироносицы] не отличались добродетелями, пока не знали Христа; Мария Магдалина была жилищем злого духа, Марфа была образцом житейских влечений и мирской суеты, но Божественное учение Спасителя, чудеса Сына Божия и благодать Христова совершенно их возродили». Это воз рождение, отложение «ветхого человека» под действием спасительной благодати Божией подвигает нас вместе со святителем Николаем Сербским восклицать: «Какая разница между этими женами и Евою! Они из любви спешат быть послушными и мертвому Господу, в то время как Ева не хотела быть послушной и живому. Они послушны на Голгофе, на месте преступления, крови и злобы, а Ева — непослушна в Раю!» Столь же значительна и разница между праздником святых жен-мироносиц и широко отмечаемым в наше время 8 марта!

Современное общественное сознание, проникнутое тендерными идеями, чествует женщину за ее принадлежность к женскому полу, в то время как Церковь всегда учит своих чад о том, что в человеке есть высшая заданность: и мужчина, и женщина призваны стать Божиим подобием, развивая в себе ростки благодати, заложенные Создателем.

Евангельское повествование о женах-мироносицах указывает на качества, которые были им присущи: любовь, ничего не требующая взамен, преданность до самопожертвования и пламенная вера. Ростки этих добродетелей есть в каждой из женщин, они созвучны женскому естеству, проистекают из замысла Создателя о женщине. И праздник жен-мироносиц — это напоминание о тех, кто смог правильно распорядиться этими дарами, призыв последовать их примеру.

А еще в эти дни Церковь напоминает своим дочерям о том праве, которое даровал нам воскресший Христос — о праве на достижение самого высокого человеческого достоинства, которое не может сравниться ни с какими, подчас столь вожделенными для женщин, политическими или гражданскими правами: «право на святость, на самую близкую дружбу с Господом Иисусом Христом!» .

Примечания

Блаженного Григория, Патриарха Антиохийского, Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гробе Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.//Проповеди святителя Софрония, Патриарха Иерусалимскаго./ Пер. и комм. Архим. Амвросия (Погодина). — Джорданвилъ: Типография преп. Иова Почаевскаго, Свято-Троицкий монастырь, 1988. — С. 160-170

Синаксарий во Святую и Великую неделю Пасхи./Яриодь цветная. М„ 1975. Л. Д об.

Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2010. С. 346.

О женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа.//Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста в 12 томах.т. VIII, кн. 2. М.,2002. C.810

Благовестник или толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Святое Евангелие в 4-х кн. Кн.З. Евангелие от Луки. — М.: Лепта-Пресс, 2005. С. 430. }

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png