Сумма всех побудителей поведения, эмоциональных, рациональных,внешних либо внутренних - есть мотивация человека.
Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих определяющую активность индивида, т.е. система факторов детерминирующих поведение;
- процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса.
Любая форма поведения может быть объяснена следующими причинами:
- внутренними: психологическими свойствами субъекта поведения (мотивы, потребности, намерения, желания, интересы)
- внешними: условиями и обстоятельствами его деятельности.
Внутренняя и внешняя мотивации взаимосвязаны. Внутренняя мотивация может актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных мотивов, потребностей приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание становится избирательным, субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривается как двояко детерминированное: внутренне и внешне. Сиюминутное поведение человека нужно рассматривать как результат непрерывного взаимодействия его психологических свойств и ситуации.
Таким образом, мотивация человека – это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является наблюдаемое поведение, т.е. мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и приятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребность – состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или объектах.
Побуждающим к деятельности фактором является цель. Цель – осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, удовлетворяющее потребность. Психологически цель есть мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Характеристики мотивационной сферы:
- гибкость (выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более высокого уровня может быть использовано больше разнообразных мотивов более низкого уровня;
- иерархизированность мотивов (одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже);
- широта (качественное разнообразие мотивационных факторов, потребностей и целей, способных служить средством удовлетворения потребностей).

Психологические теории мотивации
1 этап. Человек – рациональное разумное существо, обладающее сознанием и волей. Животное – лишено разума, действующий по биологическим законам организм. Противопоставление поведения человека и животного.
Первые психологические теории мотивации возникли в 17-18 в.:
- теория принятия решений (теория связана с использованием математических знаний при объяснении поведения человека, она рассматривала проблемы выбора человека в экономике, впоследствии положения данной теории были перенесены на понимание человеческих поступков в целом).
- теория автоматов (теория возникла благодаря успехам механики, центральный момент данной теории - учение о рефлексе, причем рефлекс – это автоматический, врожденный ответ живого организма на внешние воздействия).
2 этап. После появления эволюционной теории Ч. Дарвина, принципиальные отличия человека от животного старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное. Появление теорий инстинктов:
Зигмунд Фрейд - инстинкт жизни, инстинкт смерти, инстинкт агрессивности
У. Макдугалл – инстинкты: изобретательства, строительства, любопытства, репродуктивности, стадности и др.
И т.д.
3 этап. Появление теорий мотивации, относимых только к человеку.
К. Левин в своей "теории поля" рассматривает только ситуативное проявление мотивации. Он считает, что деятельность и поведение человека определяется его внутрипсихологическими потребностями и мотивами.
Мотивационная концепция Г. Мюррея: наряду с выделенным Макдугаллом перечнем органических или первичных потребностей, он выделил вторичные (психогенные) потребности, возникающие на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения (потребности достижения успехов, доминирования, избегания неудач и др.).
Концепция мотивации поведения А. Маслоу: у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и в любви, потребности в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации.
Во 2-й половине 20 в. Появились мотивационные концепции Макклелланда, Аткинсона, Келли, Роттера. Они в определенной мере близки друг другу и имеют ряд общих положений. В качестве специфических понятий, отражающих особенности человеческой мотивации использовались: «социальные потребности, мотивы» (Макклелланд, Аткинсон), «жизненные цели» (Роджерс, Мей), «когнитивные факторы» (Роттер, Келли).
Закономерности развития мотивационной сферы.
В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы рассматривается в рамках теории деятельности А.Н. Леонтьева. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов – механизм превращения цели в мотив, т.е. в процессе деятельности цель, к которой стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т.е. мотивом. Центральный момент данной теории: мотив, из-за которого человек стремится к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которую он стремился достичь, может превратиться в насущную потребность. Таким образом, механизмом развития мотивационной сферы человека является расширение количества потребностей, причем расширение количества потребностей происходит в процессе его деятельности.
В отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования познавательных интересов человека как основных причин, побуждающих его к развитию деятельности.
Первые проявления интереса наблюдаются у детей уже на первом году жизни. Характерная черта этих интересов – крайняя неустойчивость и прикованность к наличному восприятию. Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент.
По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше проявляется интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает. Овладевая более сложными действиями, он также проявляет интерес к многократному их выполнению.
С развитием речи и общения с окружающими, с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяются его познавательные интересы – яркое проявление этого появление разнообразных вопросов.
Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуется возникновением интереса к игре. Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте и стоит в центре его интересов; сама интересует его и, в свою очередь, отражает все другие интересы ребенка.
Познавательные интересы дошкольников весьма широки, однако его все также интересует все яркое, красочное, звучное, динамичное, движущееся.
Конец дошкольного периода и начало школьного возраста характеризуются появлением новых интересов у ребенка – интереса к учению, к школе. Как правило, его интересует сам процесс учения, возможность новой деятельности, но этот интерес к школе носит еще недифференцированный характер, его привлекают все виды работ в школе.
С течением времени интерес к школе все более дифференцируется: все более выделяются отдельные учебные предметы. Наряду с учебными интересами возникают внешкольные интересы.
В ходе взросления интерес к играм уже не занимает ведущего положения, но он все же остается, видоизменяясь: больше всего школьника привлекают «настольные» игры или динамичные, подвижные с соревновательными моментами. Коллекционирование является характерным интересом для младшего школьного возраста.
В подростковом возрасте происходит дальнейшее изменение интересов школьников. Расширяются и углубляются интересы социально-политического плана. Ребенок начинает интересоваться текущими событиями, своим будущим, положением, которое он займет в обществе. Это приводит к расширению круга познавательных интересов, причем они обусловлены планами на будущую деятельность.
Подростки различаются познавательными интересами, которые становятся все более дифференцированными.
Юношеский возраст также характеризуется дальнейшим развитием познавательных интересов. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.
В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов, как правило, не прекращается. Однако этот процесс носит осознанный характер, поскольку эти интересы связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, увлечениями, которые не были реализованы в юношеском возрасте.
Говоря о проблеме формирования и развития мотивационной сферы человека, следует обратить внимание, на то, что цели, к которым стремится человек, со временем могут стать его мотивами. А, став мотивами, в свою очередь, могут трансформироваться в личностные характеристики и свойства (например, мотив власти).
В.А.Жмуров в своём "Большом толковом словаре терпинов психиатрии" пишет, что: "Ныне исследования мотивации распадаются на три широких направления:
1) физиологическое, которое ставит своей целью анализ неврологических и биохимических оснований, таких как голод, жажда, секс, поддержание температуры, избегание боли и т.д.. словом, всё, что имеет органическую основу;
2) поведенческое, которое занимается в основном разработкой и усовершенствованием теории влечения и теории научения; это направление перекликается с предыдущим;
3) психологическое, которое ориентируется на объяснение усвоенных человеческих моделей поведения
Мотивационные состояния:
установки, влечения, интересы, желания, стремления

Литература:
1. Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов психиатрии. Элиста: ЗАОр "НПП "Джангар", 2010.


Если вы занимаете руководящую должность, то вас наверняка интересует то, как можно вдохновить работников на свершения. Чем отличается стимуляция от мотивации? Мотивация и стимуляция труда – что же это? Будем разбираться.

Мотивация персонала

Мотивация – это внутренние или внешние мотивы человека, которые заставляют его двигаться вперёд и достигать успеха.

Внутренняя мотивация работника – слава, деньги, почёт, признание. Внешняя мотивация – соперничество с теми, кто успешнее.

Хороший и грамотный руководитель должен выявить настоящую мотивацию, потребность, и выбрать наиболее подходящий для того или иного сотрудника мотив для работы. Так, например, мотивами могут служить повышение, увеличение зарплаты, появление на доске почёта, премии и так далее. При этом вы, как руководитель, должны чётко понимать, что одного общего критерия нет – для всех людей они разные.

Мотивация труда – это многоплановый процесс, который можно рассматривать с разных сторон и граней. Здесь важно учитывать как внутренние, так и внешние потребности сотрудника. Далеко не всем удаётся сделать это грамотно и правильно, ведь для этого необходимо быть не только хорошим управленцем, но и отличным психологом. Здесь на помощь руководителям приходит стимуляция труда.

Стимулирование персонала

Стимуляция – это процесс, который не требует глубокого знания психологии и тщательного изучения своих сотрудников. Таким образом, в данном случае воздействие на работника происходит с помощью внешнего воздействия. Что такое стимулирование?

Стимуляция труда помогает в организации работы. Например, если вам необходимо, чтобы работник остался сверхурочно или отправился в командировку, то вы можете предложить дополнительные приятные бонусы: доплату, ещё один выходной и тому подобное.

Вам стоит понять, что, если сотруднику неинтересна работа, он сделает всё, чтобы её избежать и не делать. Особенно, если ему не хватает внутренней и внешней мотивации. Именно здесь вам необходима стимуляция труда – она поможет начальнику вовлечь работника в рабочий процесс, сделав его более увлекательным и привлекательным.

Если вы ставите сотруднику определённую цель – допустим, ему необходимо выполнить какую-то работу, уложившись в данный ему срок, то это тоже можно и нужно поощрять. Стоит отметить, что поощрение может быть не только материальным: так, вы можете пообещать повесить портрет работника на доску почёта, сделать его лучшим сотрудником месяца или вручить почётный знак. Вариант поощрения выбирайте, исходя из приоритетов и направления вашей компании.

Также вы можете стимулировать работу персонала, выплатив им заранее премию или аванс. Однако, стоит учитывать, что подобный шаг может не сработать – ведь некоторые люди могут расслабиться и вовсе ничего не делать.

Почему стимуляция не работает?

Порой стимуляция не действует – в чём может быть проблема? К сожалению или к счастью, но мотивация и стимуляция труда – это два процесса, которые связаны между собой. По каким причинам может не сработать стимуляция трудового процесса?

Во-первых, из-за отсутствия у работника внутренних и/или внешних мотивов, которые могут побудить его к работе.

Во-вторых, стимуляция могла не сработать, так как стимул, который вы, как начальник, предложили, диаметрально противоположен тем мотивам, которым следует сотрудник при выполнении того или иного задания. Так, например, сотрудник не хотел оказаться на доске почёта – его гораздо больше интересует денежная премия.

Кроме того, вам стоит уделить особое внимание системе распределения премий и денежных поощрений: вполне вероятно, что вы не совсем справедливы в этом. Сотрудник может недоумевать, почему у него такая же премия, как у его коллеги, который работает гораздо меньше часов, либо выполняет свою работу недобросовестно.

Помимо прочего, стоит отметить, что стимулирование к работе имеет краткосрочный эффект, ведь совсем скоро работники могут привыкнуть к поощрениям и выполнять свою работу с меньшим рвением. Ваша задача в момент стимулирования – понять внутренние и внешние мотивы ваших сотрудников, чтобы в дальнейшем мотивация и стимуляция труда были совмещены и представляли собой общий слаженный процесс.

Стимулировать работу персонала – задача не из лёгких. Однако, вам стоит изучить психологию человека, в частности, - своих подчинённых, чтобы иметь представление о том, что поможет наладить рабочий процесс и как это лучше сделать. Если вы сможете найти грамотный и правильный подход к своим сотрудникам, очень скоро вы увидите, что эффективность труда повысилась, а результаты вас радуют.

Каждый человек сталкивается с таким явлением как успех. Как добиться его и достигнуть высоких результатов в кратчайшие сроки? В этом поможет мотивация и стимулирование.

Лишь заинтересованность в деле и уверенность в своём успехе помогут достигнуть желаемой цели. Некоторые работодатели применяют исключительно принуждение. Но через время они добьются обратного эффекта. Мотивация и стимулирование имеют ряд существенных отличий, несмотря на видимую схожесть. Понимая разницу, вы сможете решать задачи более эффективно.

Что это за понятия?

В первую очередь необходимо разобраться со значениями этих понятий. Что такое ? Вы сами ощущаете желание, энтузиазм и азарт достичь поставленных целей и задач. Это внутреннее стремление, возникающее при полном его осознании человеком.

Что лежит в основе? Вы испытываете физиологическую или психологическую потребность. Как только вы её удовлетворите, импульс начинает стремительно угасать.

Стимулирование исходит не из внутри, а снаружи. Вы получаете внешнюю поддержку, которая активизирует ваш энтузиазм.

Задачей является ускорение процессов управления. По характеру оно бывает позитивным (к примеру, выдача премий или иного денежного вознаграждения) и негативным (угроза увольнения или применение штрафов).

Есть ли разница?

Оба этих понятия воздействуют на нашу личность, формулируя определённые модели поведения. Разница между ними есть. Стимулирование является внешним явлением, в то время как мотивация – внутреннее и осознанное побуждение человека.

Разница между ними разительна для многих наук, в особенности маркетинга и психологии. Если стимулирование можно причислить к простому побуждению и воздействию (к примеру, оказание скидки покупателю), то для мотивации этого недостаточно. Она должна обращаться к душе. Такими приёмами часто пользуются маркетологи.

Мировые бренды создают особую атмосферу и мировоззрение, побуждая покупать именно их коллекцию. К примеру, благодаря Стиву Джобсу мы узнали о знаменитых айфонах. С каждым годом число почитателей и сторонников этой продукции растет, хоть выпуск новых моделей практически не отличается от старых.

Мотивация – это прежде всего не массовость, а индивидуальность. Вы не избавитесь от неё до тех пор, пока достигнете желаемой цели. Либо она закончится в том случае, когда вы пересмотрите свои потребности и замените их на какие-либо другие.

Стимулирование больше рассчитано на массовость, что делает его эффективным в рабочей среде. Сотрудники будут работать намного активнее и с большим интересом, если выделить дополнительные поощрения, будь то премия или оплачиваемый отпуск.

5 основных отличий

Выделим основные отличия, что позволит вам лучше разбираться в этих понятиях:

  1. Направление. Помните, что мотивация ориентирована на конкретного человека, вызывая у него внутренний интерес. Стимулирование обращено на массовый круг и относится к внешнему воздействию.
  2. Мотивация носит исключительно позитивный характер. В ином случае она попросту не сработает. Для стимулирования главным является действие, которое может быть не только позитивным, но и негативным.
  3. Продолжительность. Сколько существует мотивация? Она не исчезнет до тех пор, пока вы не реализуете своих целей. Стимулирование будет использоваться столько времени, сколько потребуется, пока работодатель его не отменит.
  4. Разница целей. Если с помощью мотивации вы удовлетворяете свои потребности, то стимулирование является верным помощником при воздействии на коллектив.
  5. Принадлежность. Мотивацию нельзя применить к большому количеству людей, ведь важен индивидуальный подход.

Чем можно стимулировать работников?

Специалисты выделяют несколько потребностей у сотрудников, которые можно разделить на 3 группы:

  1. Социальные потребности. Предлагаем такие варианты:
  • Улучшайте коммуникацию между подчиненными. Представьте такую работу, где требуется коллективный труд и общение.
  • Важность командного духа. Постарайтесь создать его на рабочем месте и поддерживать время от времени.
  • Поддерживайте контакт. Не стоит игнорировать своих сотрудников. Успешные бизнесмены прислушиваются к мнению своих подчиненных, выслушивают новые идеи и регулярно проводят коллективные совещания.
  • Неформальные группы. Если вы заметили наличие неформальных групп в своём коллективе, не следует их разрушать. Вы можете вмешаться лишь в том случае, когда вам или компании угрожает реальный ущерб.
  • Создайте такие условия и возможности, чтобы ваши сотрудники имели возможность общаться вне рабочего времени и хотели этого.

  1. Потребности в уважении. Важно и то, чтобы по отношению к вам прониклись уважением. Так на вас будут равняться и считать примером.
  • Акцент на более содержательной работе. Предложите эту возможность своим подчинённым.
  • Если имеется такая возможность, сделайте так, чтоб не только вы, но и работник пожинал плоды своих трудов.
  • Поощрения. Обращайте внимание на любые достижения ваших сотрудников. Помимо одобряющих слов применяйте денежное вознаграждение.
  • Позволяйте своим людям высказываться, вырабатывать собственное мнение. Привлеките их к решению сложной задачи, где ценится мысль и идеи каждого.
  • Делегируйте свои права. Тем самым сотрудники оценят ваше доверие, а вы сэкономите драгоценное время.
  • Отмечайте рост своих работников. Если вы заметили, что они хорошо себя проявляют в деле, вносят правильные идеи и повышают вашу прибыль, поощрите их новым служебным званием. Это даст стимул совершенствоваться ещё больше.
  • Регулярно устраиваете тренинги и консультации. Вы должны обучать и побуждать людей постоянно повышать свою квалификацию.
  1. Потребность самовыражения. Вашим подчинённым комфортно в социуме, и они уважают вас как начальника. Но этого недостаточно, ведь важно ещё и самовыражение.
  • Максимально раскройте их потенциал. Для этого предоставляйте возможность обучения и реализации своих талантов.
  • Не давайте сотрудникам элементарной или рутинной работы. Предоставьте возможность заниматься сложными задачами, которые требуют предельной сосредоточенности и самоотдачи.
  • Возможность творчества. Важно, чтобы ваши люди не только раскрывались в работе, но и реализовывали творческие способности.

Виды мотивации персонала

Существует множество теорий , но наиболее известны и зарекомендованы лишь три.

Теория Тейлора

Согласно этой теории, работниками движут исключительно физиологические потребности и инстинкты. Как повысить производительность труда в данном случае?

  1. Оплата работы по каждому часу.
  2. Принуждения с руководящей стороны.
  3. Чёткие инструкции и правила, в которых говорится о нормах и порядке поведения на рабочем месте.

Теория Абрахама Маслоу

Учёный руководствовался иерархией потребностей человека. Работник движется по этой пирамиде от низшего к высшему. Маслоу выделял следующие ступени:

  • Физиологические. Они являются базисными и представляют собой потребности в пище, воде и жилье.
  • Безопасность. Человеку важно чувствовать себя в безопасности и ощущать стабильность в жизни и на работе.
  • Любовь. Принятие общества играет большую роль.
  • Признание. Человек стремится к одобрению его действий со стороны других людей.
  • Самореализация, что является вершиной иерархии потребностей.

Теория Герцберга

Согласно данной теории, поведение сотрудников напрямую зависит от внешних условий (это может быть денежное поощрение) и от содержания труда (чувства удовлетворения от проделанных дел). Герцберг утверждал, что это и есть самые эффективные .

Делая вывод, можно сказать, что существует 2 вида мотиваций:

  1. Материальная (всё, что связано с обогащением сотрудника, будь то комиссионные или премии).
  2. Нематериальная. Сюда можно отнести личный транспорт, бесплатные обеды, различные статусные элементы.

В этой публикации я хочу начать рассмотрение такой важной темы как мотивация и стимулирование персонала . Эта тема должна быть интересна, прежде всего, двум категориям людей:

1. Бизнесменам и предпринимателям, которые используют в своем бизнесе наемный труд;

2. Наемным работникам, занимающим руководящие должности, в подчинении которых находятся другие работники.

К тому же, думаю, что и самим подчиненным не лишним будет знать, как правильно должна проводиться мотивация персонала, чтобы сравнить это с тем, что происходит на их работе, и сделать из этого свои выводы.

Прочитав эту статью, вы узнаете, чем отличается мотивация от стимулирования персонала, для чего это вообще нужно, какому из этих методов следует уделять больше внимания и почему.

Многие люди, в числе которых, к сожалению, и руководители, считают, что мотивация и стимулирование персонала – это одно и то же. Это большое заблуждение. Оба этих метода, конечно, направлены на повышение эффективности работы сотрудников, но они в корне отличаются друг от друга, а поэтому могут привести к разным последствиям. Рассмотрим, чем же отличается мотивация от стимулирования.

Мотивация персонала (от слова “мотив”, в психологии – внутренний процесс, управляющий поведением человека ) – это создание у сотрудников внутренних побуждений к качественному выполнению своей работы и повышению производительности труда.

Стимулирование персонала (от слова “стимул” (лат. – stimulus – острый металлический наконечник, которым погоняли скот), в психологии – внешний фактор, воздействующий на поведение человека ) – использование внешних факторов воздействия, заставляющих сотрудника работать более эффективно и повышать свою производительность труда.

Наверняка все вы знаете, что в народном обиходе есть такие выражения как “метод кнута” и “метод пряника”. Так вот, мотивация персонала – это как раз и есть научное название “метода пряника”, а стимулирование – “метода кнута”.

Сейчас для многих руководителей понятия мотивация и стимулирование персонала слились в единое целое, некоторые при этом считают, что грамотно проведенное стимулирование может вызвать мотивацию. Возможно, в какой-то степени это и так, но все же я бы настоятельно рекомендовал разделять эти понятия, поскольку, как вы видите, они происходят совсем от разных слов, имеющих разное значение.

Примеры мотивации персонала :

– 5 сотрудников, показавших лучшие результаты работы по итогам квартала, получат премию в размере оклада;

– Лучший сотрудник месяца будет вывешен на доску почета предприятия;

– Размер прибавки к зарплате будет составлять 1% от объема личных продаж сотрудника.

Примеры стимулирования персонала :

– Кто не выполнит план по итогам этого месяца – будет уволен;

– Вы не уйдете с работы до тех пор, пока проект не будет завершен;

– Кто не желает работать в таких условиях – никто не держит, за дверями стоит очередь таких же, как вы.

Фактически получается, что мотивация персонала подразумевает выработку у сотрудника внутреннего желания работать, а стимулирование – заставляет сотрудника выполнять работу при отсутствии желания. Какой из сотрудников, по-вашему, будет лучше выполнять работу: мотивированный или стимулированный?

Конечно же, стимулирование персонала в отдельных случаях тоже необходимо. К примеру, если сотрудник совсем “расслабился” и не выполняет своих прямых обязанностей. Но, как мне кажется, делать упор на стимулирование в любом случае не стоит. Именно так сейчас, к сожалению, строится работа в подавляющем большинстве организаций, и это является одной из причин, по которой большинство людей, как показывают многие опросы, просто ненавидят свою работу и работают исключительно потому, что им больше не на что жить.

Нынешний рынок труда сформирован таким образом, что спрос на рабочие места существенно превышает их предложение, поэтому работодатели привыкли ставить свои условия. Многие из них считают, что стимулирование персонала проводить проще, да и дешевле, чем мотивацию, поэтому и останавливаются на этом методе повышения эффективности труда. Однако, как мне кажется, это большое заблуждение, и вот почему.

Чрезмерное стимулирование персонала всегда приводит к постоянным у работников, а сотрудник, постоянно находящийся в состоянии стресса, просто не способен качественно и продуктивно выполнять свою работу. К тому же, при полном отсутствии мотивации, особенно – материальной, такие сотрудники будут быстро увольняться, что приведет к постоянной текучке кадров. Кто-то может подумать, что в этом нет ничего страшного, поскольку желающие прийти на их место всегда найдутся. Но на самом деле работник, долгое время работающий на предприятии, уже оттачивает свои действия до мелочей и может трудиться с гораздо большей производительностью, чем новый сотрудник, только пришедший на это место, которому только 1-2 месяца потребуется, чтобы привыкнуть ко всему и внедриться в рабочий процесс. А старый и проверенный работник с хорошей мотивацией – это просто идеальный вариант.

Таким образом, для максимальной эффективности работы сотрудников, необходимо умело сочетать мотивацию и стимулирование персонала, причем, мотивация должна преобладать над стимулированием. В этом случае у работодателя или начальника получится создать слаженный и лояльный рабочий коллектив со здоровой конкуренцией между сотрудниками, который будет трудиться с максимальной отдачей, а значит – поможет зарабатывать максимальную прибыль.

Я объяснил вам, чем отличаются мотивация и стимулирование персонала, какому из этих методов повышения результативности труда стоит отдавать предпочтение и почему. В дальнейших публикациях на я более подробно рассмотрю основные методы мотивации персонала и другие важные моменты, которые помогут повысить эффективность рабочих процессов. Оставайтесь с нами и следите за обновлениями.

Люди, которые в силу определенных внутренних сопротивлений, чаще всего лени, не способны выполнить свои обязанности, часто грешат на отсутствие мотивации. Но, говоря об отсутствии столь важного понятия, они имеют в виду стимул. Разве эти термины отличаются? И действительно ли необходим стимул, чтобы человек захотел выполнить что-либо? Настало время разоблачить некоторые мифы и заблуждения о мотивации.

Различия между стимуляцией и мотивацией
Большинство людей путают эти два термина. Чаще всего, под понятием мотивации они имеют в виду стимулирование. В данной дискуссии совершенно не важно, как назвать эти термины. Суть в том, что это два совершенно различных понятия, которые не следует путать.

Мотивация у человека присутствует постоянно. Если говорить о стимуле, то это тот фактор, который человек создает для себя сам, стремясь достигнуть желаемого. Значит, разница есть. И она, к тому же, существенна.

Чтобы определить понятия более точнее, следует обратиться к примеру.

Мотивация – это естественный и разумный мотив действий индивидуума. Человек, решивший заниматься спортом, преследует цель оздоровить организм, развить в себе полезные качества. Это факторы, мотивирующие его на данные поступки.

Стимуляция – это создание определенного стимула, призванного снизить силу нашего сопротивления на тропе достижения цели. Стремясь поправить здоровье при помощи спорта, такой человек приходит к тренеру. Ведь именно он способен выполнить стимуляцию. Он станет звонить, если особа не явилась на тренировку, и будет подстегивать фразами типа: «давай… у тебя получится… ты можешь…».

Фотография Шварцнегера, повешенная на стенке и напоминающая о необходимости достигать результатов, это еще одно проявление стимуляции.

Мотивация – это естественное желание, стремление человека достигнуть какой-либо цели. А стимул создается искусственно. Он кратковременен и помогает не растратить желания достигать определенных задач. Ведь он специально создан, чтобы индивидуум постоянно стремился к своей цели. Стимуляция подстегивает, поощряет, заставляет постоянно о чем-то помнить.

Достаточно ясна разница между данными терминами. Мотивация отражает стремление, цель человека. А стимул является средством достижения этой задачи.

Если особу ставят в такие обстоятельства, когда у нее отсутствует выбор, то в этом случае речь идет опять о стимуле. Когда к виску приставлен пистолет, вряд ли кто-то откажется работать. Но это не желание самого индивидуума. Ему просто не оставили выбора. Зато, как только дуло будет убрано, большинство людей просто опустят руки.

Почему человеку сложно заставить себя выполнить то, чего он не желает делать?

К сожалению, наша мотивация – это долгосрочная цель, которая еще только появляется на горизонте. Ведь отличные мышцы, здоровье или деньги появятся не сейчас, а в будущем. Подпитываться дальней целью достаточно сложно. К тому же она немного теряется на фоне сегодняшних желаний: вкусно покушать, прогулять тренировку, поспать.

Это и есть глупость и мудрость организма. Человеческие инстинкты не отличаются «восприятием перспективы». Они способны понимать исключительно сиюминутные желания.

Мудрость заключается в оперативности и своевременности подачи сигналов о том, в чем нуждается тело. Глупость характеризуется слепыми инстинктами, которые без подключения разума не способны определить, что необходимо для данной особы, а что для нее вредно.

Именно поэтому человек создает себе самые различные стимулы, чтобы обойти такие преграды.

Необходим ли стимул, чтобы заставить себя что-либо сделать?

Большинство людей считают, что без определенного «подстегивания», они не способны достигнуть целей. Эти особы постоянно ищут для себя стимулы. И если такой «кнут» отсутствует, то они не видят в своем бездействии никакой вины.

Но стимул может исчезнуть в результате самых различных факторов. Например, деньги, отложенные на спорт с тренером, иссякли либо суровый вид вашего наставника перестал оказывать необходимое воздействие. Что происходит в этом случае?

У человека опускаются руки. Он бросает занятия спортом, игнорирует необходимость физической нагрузки. Какой важный вывод напрашивается? Это особа, полностью зависимая от стимулирования. Без специфического «подстегивания» такой человек не способен сделать ничего.

Каждый начальник, практически в совершенстве владеет техникой стимулирования. Это новые цели, премия, штрафные санкции. Но уважающие себя компании стараются обходить стороной таких сотрудников. Они ищут людей, обладающих мотивацией, которые заинтересованы в профессиональном развитии, карьерном росте.

В наше время быть человеком, зависимым от стимулов, просто невыгодно и глупо.

Никогда не следует гнаться за стимулами! Но это не значит, что подобных «подстегиваний» следует избегать. Стимулы периодически будут появляться. В этом нет ничего страшного. Однако не следует маниакально искать их, полностью от них зависеть, а тем более оправдывать свое бездействие их отсутствием!

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png