Право собственности общественных и религиозных объединений (организаций), благотворительных организаций, объединений юридических лиц.

Круг субъектов права собственности общественных объединений (организаций) достаточно широк: это общественные организации, общественные движения, общественные фонды, политические партии, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности. Общественные объединения существуют как в виде простых, однозвенных структур, так и в виде многозвенных (профсоюзы, политические партии, спортивные организации). Как уже отмечалось выше, для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации уполномоченным регистрирующим органом путем внесения сведений о нем в единый государственный реестр юридических лиц. Решение о государственной регистрации принимает Министерство юстиции РФ или его территориальный орган. В качестве субъектов права собственности могут выступать лишь общественные объединения, обладающие правами юридического лица. Это положение закреплено в виде общего правила в п. 4 ст. 213 ГК РФ и конкретизировано применительно к общественным объединениям в ст. 3, 21, 32 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Применительно к многозвенным общественным организациям вопрос о субъекте права собственности решен в ст. 32 указанного Закона, согласно которой в общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.

Именно юридические лица, а не их руководящие органы являются субъектами права собственности и в общественных объединениях, не имеющих членства, таких как общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности.

Основаниями приобретения права собственности общественных объединений являются вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, поступления от лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, от сделок по купле-продаже, мене, дарению, от предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом источников . В частности, наложен запрет на пожертвования политической партии от иностранных государств, юридических лиц и граждан, международных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, военных организаций, правоохранительных органов и некоторых иных лиц. Вместе с тем допускаются иные формы государственной поддержки общественных объединений. Так, предусмотрено право политических партий на государственное финансирование за счет средств федерального бюджета, осуществляемое по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий (ст. 30, 33 Федерального закона «О политических партиях»).

Объектами права собственности общественного объединения могут быть лишь те виды имущества, которые необходимы ему для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе. Это земельные участки, издательства, средства массовой информации, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, отвечающее характеру уставных задач общественного объединения.

Содержание и осуществление права собственности общественных объединений. Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом общественные объединения вправе использовать только для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (п. 4 ст. 213 ГК РФ). Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Причем предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания такой организации (например, спортивное общество оказывает населению услуги по ремонту спортивного инвентаря), приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг, иного имущества, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика 1 .

Использование имущества при ликвидации общественного объединения. Поскольку общественные объединения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их участники не имеют имущественных прав (п. 3 ст. 48 ГК РФ), при ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества в соответствии с учредительными документами организации не представляется возможным, оно, если иное не предусмотрено законом, обращается в доход государства .

Правовой режим имущества благотворительных организаций определен Законом о благотворительной деятельности. Благотворительные организации, являясь неправительственными (негосударственными и немуниципальными), создаются в формах общественных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных федеральным законом.

Среди источников формирования имущества благотворительных организаций следует отметить взносы учредителей, благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), поступления из государственного и местного бюджетов, доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности. Имущественную базу такой организации составляет имущество, необходимое для материального обеспечения благотворительной деятельности, которое может находиться у благотворительной организации как в собственности, так и на ином вещном праве.

В силу какого права имущество принадлежит благотворительной организации, зависит от того, в какой организационноправовой форме она создана. Так, если она образована в форме учреждения, то имущество может находиться у нее и в оперативном управлении, и в самостоятельном распоряжении; если в форме общественной организации, - то на праве собственности.

Благотворительные организации вправе использовать имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, а также для благотворительной деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Законом о благотворительной деятельности. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний (п. 4, 5 ст. 12 названного Закона).

Право собственности религиозных организаций. Законодатель, учитывая присущий России религиозный плюрализм, предоставил религиозным объединениям (подобно общественным объединениям) право регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица (религиозные организации) либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (религиозные группы) . Субъектами же права собственности могут быть лишь религиозные объединения в форме религиозных организаций, обладающие правами юридического лица (религиозное общество, приход, монастырь, братство и др.). Согласно п. 4 ст. 213 ГК РФ религиозные организации (объединения), признаваемые юридическими лицами, являются собственниками приобретенного ими имущества. Учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации.

Объекты права собственности религиозной организации составляет имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в учредительных документах такой организации. Это могут быть здания, объекты производственного, социального, культурно-просветительного и иного назначения, предметы культа, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, иное имущество.

Основаниями приобретения права собственности религиозных организаций являются: приобретение имущества по гражданско-правовым сделкам, пожертвования граждан, организаций, предпринимательская деятельность и другие не запрещенные законом источники. Важным фактором формирования собственности является активное содействие государства путем передачи относящихся к государственной и муниципальной собственности культовых зданий, строений и иного движимого и недвижимого имущества религиозного назначения 1 . Религиозные организации могут использовать приобретенное ими имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их уставом (п. 4 ст. 213 ГК РФ). В этих целях они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать издательские, полиграфические, реставрационно-строительные и другие производственные организации; производить и распространять предметы культа, религиозную литературу и иные информационные материалы религиозного содержания. При этом особой защитой со стороны государства пользуется право собственности религиозных организаций на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. На это имущество не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ в статье 1 определяет благотворительную деятельность как добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Религиозная организация может выступать как субъектом, так и объектом благотворительной деятельности. В первом качестве она может оказывать благотворительную помощь юридическим лицам (другим религиозным организациям, школам, больницам, детским домам) и физическим лицам. Во втором качестве она может получать благотворительную помощь от физических и юридических лиц. В некоторых случаях религиозная организация может выступать чем-то вроде «промежуточного звена», организующего распределение благотворительной помощи. Речь идет о ситуациях, когда религиозная организация получает имущество, денежные средства в качестве целевых пожертвований на оказание помощи нуждающимся. В терминах Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» субъект благотворительной деятельности (лицо, осуществляющее благотворительные пожертвования) именуется благотворителем; объект благотворительной деятельности - благополучателем.

В отличие от пожертвования, которое, как разновидность дарения, сопровождается переходом права собственности на жертвуемое имущество от жертвователя одаряемому, благотворительная деятельность может осуществляться также путем предоставления благополучателю имущества в безвозмездное пользование или в форме безвозмездного труда добровольцев для оказания помощи благополучателю.

Отметим также, что в отличие от пожертвования, которое, согласно требованиям ст. 572 ГК РФ, должно быть абсолютно безвозмедным, благотворительная деятельность допускает и некоторую возмездность оказываемой помощи. Например, не только бесплатная раздача, но и продажа продуктов нуждающимся по льготной цене также может подпадать под понятие благотворительной деятельности.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливает в статье 2, что благотворительная деятельность осуществляется в целях:

  • «социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охраны окружающей природной среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения».

Соответственно, деятельность, преследующая иные цели, не перечисленные в Законе, не может быть признана благотворительной деятельностью.

Закон специально оговаривает в той же ст. 2, что направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются. Проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума запрещается.

В то же время законодательство никак не регулирует проблему совместимости благотворительной деятельности с миссионерской работой, т. е. с попытками обращать получателей благотворительной помощи в свою веру. В СССР благотворительная деятельность религиозных организаций была запрещена, среди прочего, и по той причине, чтобы она не использовалась как средство привлечения новых верующих. На наш взгляд, в современной России невозможно и нецелесообразно требовать от религиозных организаций, чтобы их благотворительная деятельность была лишена всякой религиозной окраски, ибо оказание духовной помощи есть для них конечный, высший смысл всякой благотворительности. Определение уместных форм духовнопросветительной работы, проведение грани между проповедью и агрессивным прозелитизмом с использованием бедственного положения людей есть скорее вопрос этический, чем подлежащий нормативно-правовому регулированию.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций. Как установлено в ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,

«благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц».

Цели благотворительной деятельности были перечислены в ст. 2 названного Закона. В то же время, в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозное объединение создается в целях совместного исповедания и распространения веры. Таким образом, одно и то же юридическое лицо не может одновременно иметь статус религиозного объединения и благотворительной организации - они создаются в разных целях. Это, разумеется, не препятствует религиозной организации заниматься в том числе и благотворительной деятельностью, а благотворительной организации, например, сопровождать свою деятельность религиозными обрядами. Но воспользоваться специальными правами и льготами, установленными только для благотворительных или только для религиозных организаций, возможно в зависимости от того, зарегистрирована организация как религиозная или как благотворительная.

Поэтому в зависимости от конкретных обстоятельств религиозная организация вправе выбрать оптимальный для нее вариант - вести благотворительную деятельность непосредственно или же учредить благотворительную организацию. Последнее может быть целесообразно при необходимости использовать те налоговые льготы, которые предусмотрены исключительно при осуществлении благотворительной деятельности благотворительными организациями. Прежде всего это связано с проблемой налогообложения благополучателей налогом на доходы физических лиц (см. далее).

Формы благотворительных организаций:

Статья 16 ФЗ «О благотворительной деятельности…» установила, что благотворительной организации могут принадлежать на праве собственности или на ином вещном праве: здания, сооружения, оборудование, денежные средства, ценные бумаги, информационные ресурсы, другое имущество, если иное не предусмотрено Федеральными законами; результаты интеллектуальной деятельности.

Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Религиозные организации и учрежденные ими благотворительные организации должны руководствоваться нормами Гражданского Кодекса РФ о пожертвовании и дарении.

Согласно статье 582 ГК РФ, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Под общеполезными целями следует понимать такие, которые приносят пользу обществу в целом или некоторой его части. Пожертвование на создание публичной библиотеки приносит пользу неопределенно широкому кругу граждан, пожертвование на нужды духовного образовательного учреждения - обучающимся и работающим в нем.

Может ли считаться пожертвование сделанным в общеполезных целях, если одаряемым является конкретный человек, получающий в дар одежду, продукты питания? Казалось бы, пользу в этом случае извлекает только он сам. Но если пожертвование служит удовлетворению таких потребностей конкретного человека, неудовлетворенность которых является общественным злом (голод, бездомность, нищета, болезни), то оно приносит пользу и обществу в целом. Поэтому, когда религиозная организация дарит нуждающемуся еду, одежду, медикаменты, денежные средства на удовлетворение необходимых жизненных потребностей (учеба, лечение и т. д.), это правомерно рассматривается как пожертвование.

Дарение же физическому лицу от имени религиозной или благотворительной организации предметов роскоши (автомобиля, дорогих часов, ювелирных украшений) не может рассматриваться как пожертвование . Это простое дарение, причем, если дарителем является юридическое лицо, одаряемый должен заплатить налог на доходы физических лиц в размере 13% от общей стоимости подарков, полученных в течение года, превысившей 4 000 рублей . (Данное правило не распространяется на подарки, которые физические лица делают физическим лицам, о чем см. далее в этой главе.)

Статья 582 ГК РФ указывает, что пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвованное имущество используется религиозной (благотворительной) организацией в соответствии с назначением имущества и в соответствии с уставными целями.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Если использование пожертвованного имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, оно может быть использовано по другому назначению лишь с согласия жертвователя, а в случае смерти гражданина-жертвователя или ликвидации юридического лица - жертвователя по решению суда.

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования. Учитывая, что ГК РФ относит пожертвования к разновидности дарения, при приеме и передаче пожертвований следует соблюдать общие правила, установленные для осуществления дарения статьей 574 ГК РФ:

«1. Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи (вручение ключей и т. п.) либо вручения правоустанавливающих документов.

2. Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда:

дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда;

договор содержит обещание дарения в будущем.

В случаях, предусмотренных в настоящем пункте, договор дарения, совершенный устно, ничтожен.

3. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации».

Налоговым законодательством предусмотрен ряд льгот, связанных с благотворительной деятельностью.

Налог на доходы физических лиц - благополучателей благотворительной деятельности

При осуществлении благотворительной деятельности следует принимать во внимание, что благополучатели далеко не всегда освобождены от обязанности уплаты налога на доход, который получен ими в виде благотворительной помощи. Налогом на доходы физических лиц могут облагаться не только денежные суммы, полученные благополучателем, но также имущество и оказанные ему услуги (доходы в натуральной форме) . Если человек получил бесплатное имущество, туристическую путевку и т. п., у него при этом возникает натуральный доход в размере стоимости полученного имущества или услуги, который может подлежать обложению НДФЛ. Налоговый Кодекс специально оговаривает, в каких случаях получение денежных выплат, продуктов, одежды, медикаментов, оплата лечения, учебы и т. д. освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц.

В соответствии со статьей 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), в частности, следующие виды доходов физических лиц:

«…8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой… налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации. (Обратим внимание, что эта льгота распространяется только на помощь, полученную от благотворительных организаций. Если помощь исходит от религиозной, а не от благотворительной организации, доход подпадает под обложение НДФЛ. По указанной причине в случае оказания благотворительной помощи в крупных размерах может быть целесообразным ее распределение именно через благотворительную организацию. - М.Ш. );

9) суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 16 лет детей, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемые:

за счет средств религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций, одной из целей деятельности которых в соответствии с учредительными документами является деятельность по социальной поддержке и защите граждан, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

10) суммы, уплаченные религиозными организациями, а также благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является в соответствии с учредительными документами содействие охране здоровья граждан, за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов, религиозными организациями, а также благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является в соответствии с учредительными документами содействие охране здоровья граждан, медицинским организациям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках;

11) стипендии… слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями;

…26) доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций;

…28) доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей».

Не имеют прямого отношения к благотворительной деятельности религиозных организаций ситуации, когда пожертвование (дарение) по религиозным мотивам производится физическим лицом физическому лицу. К этой категории относятся и подаяние нищему, и подарок священнослужителю. Должен ли облагаться НДФЛ такой подарок?

Согласно ст. 217 НК РФ, пункт 18.1), освобождены от налогообложения

«доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами)».

Ввиду нечеткости формулировки существовали разногласия в толковании этой нормы. Бытовала точка зрения, что любые подарки, полученные от физических лиц, не являющихся членами семьи и близкими родственниками, подлежат налогообложению. Двусмысленность была устранена только с появлением Письма Федеральной налоговой службы от 10 июля 2012 г. № ЕД-4–3/11325@:

«В целях устранения неоднозначных толкований положений пункта 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Федеральная налоговая служба сообщает следующее. (…) … необходимо учитывать, что абзац 2 рассматриваемого пункта Кодекса относится только к тем случаям, когда предметом договора дарения является недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи.

Доходы в виде иного имущества и имущественных прав, не относящихся к указанному списку, полученные по договору дарения, не подлежат налогообложению в целях главы 23 Кодекса независимо от того, являются ли даритель и одаряемый членами семьи и (или) близкими родственниками».

Налог на прибыль

Согласно статье 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Для обеспечения возможности оказания государственной поддержки приносящей пользу обществу деятельности некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций и созданных ими благотворительных, культурно-просветительных организаций, в 2010 году в российское законодательство были введены нормы о социально ориентированных некоммерческих организациях.

Статья 2, пункт 2.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» установила, что

«социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона».

Согласно статье 31.1. ФЗ «О некоммерческих организациях»:

«1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

2. Для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

3. Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”;

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными пунктом 3 настоящей статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

5. Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению».

Отметим, что указанные положения ФЗ «О некоммерческих организациях» наделяют органы власти правами самостоятельно принимать решение, какая религиозная организация признается ими социально ориентированной. При этом религиозная организация не может потребовать от органов власти признать ее в качестве социально ориентированной на основании формального соответствия ее деятельности установленным критериям. Это, на наш взгляд, создает потенциальную опасность административного произвола при присвоении статуса социально ориентированных НКО, равно как при определении характера и размера получаемой ими поддержки.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ определяет, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психологопедагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Религиозные организации могут осуществлять социальное обслуживание путем создания учреждений и предприятий социального обслуживания. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. Благотворительная деятельность и социальное обслуживание имеют между собой как сходства, так и различие. Благотворительная деятельность - это бескорыстная деятельность на пользу общества; социальное обслуживание направлено на решение важных социальных проблем, но оно может быть как бескорыстным (что типично для религиозных организаций), так и осуществляющимся на платной, коммерческой основе.

Соответствие деятельности учреждений социального обслуживания, объемов, качества социальных услуг, порядка и условий их оказания требованиям, установленным государственными стандартами социального обслуживания, является предметом государственного контроля. Контроль осуществляется должностными лицами Росздравнадзора (Управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации).

1. Объединение указанных субъектов в одну классификационную группу объясняется тем, что в правовом режиме их имущества очень много общего. Прежде всего следует отметить, что законодатель в Гражданском кодексе РФ (в отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР о собственности в РСФСР) более не выделяет собственность общественных и религиозных организаций (объединений), благотво­рительных и иных фондов в качестве самостоятельной разновидности формы собственности, рассматривая ее (подобно собственности объ­единений юридических лиц) как частную форму собственности. Затем, перечисленные юридические лица ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к таким, на имущество кᴏᴛᴏᴩых их учредители (участники) не имеют ни вещных, ни обяза­тельственных прав. Права на имущество, переданное учредителями (участниками) в собственность такой организации, утрачиваются ими (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК) Далее, они созданы для удовлетворения нематериальных потребностей граждан и (или) юридических лиц и могут использовать приобретенное ими имущество исключительно для достиже­ния целей, предусмотренных в их учредительных документах.

2. Право собственности общественных организаций (объединений) Круг субъектов права собственности общественных организаций (объ­единений) достаточно широк: ϶ᴛᴏ общественные организации, общест­венные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности2. Общественные объединения существуют в виде как простых, однозвенных структур, так и много­звенных (профсоюзы, политические партии, спортивные организа­ции) Общественные объединения вправе регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функциониро-

^ См. также: Пункт 1 ст. 18 Закона РФ «О сельскохозяйственной кооперации», н. 7 ст. 22 Закона РФ «О производственных кооперативах».

2 См.: Статья 7 Закона РФ «Об общественных объединениях» (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст.1930)

вать без государственной регистрации и приобретения прав юридичес­кого лица. Субъектами же права собственности могут выступать исключительно общественные объединения, обладающие правами юридического лица". Это положение закреплено в виде общего правила в п. 4 ст. 213 ГК и конкретизировано применительно к общественным объединени­ям в ст. 3, 21, 32 Закона РФ «Об общественных объединениях».

При этом, Гражданский кодекс РФ, признавая что общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, являющиеся юридическими лицами, выступают собственника­ми приобретенного ими имущества, не решил вопрос о субъекте права собственности многозвенных организаций. Применительно к много­звенным общественным организациям вопрос о субъекте права собст­венности решен в ст. 32 Закона РФ «Об общественных объединениях». Согласно названной правовой норме в общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоя­тельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, будет союз (ассоциация) Отметим, что тер­риториальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, будут собственниками при­надлежащего им имущества. Названное положение означает, что все звенья таких общественных организаций, признаваемые юридически­ми лицами, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к субъектам права собственности в отношении имущества, переданного им в качестве взносов и приобретенного ими по иным основаниям. В общественных организациях, имеющих струк­турные подразделения, осуществляющие ϲʙᴏю деятельность на базе единого устава данной организации, собственниками имущества явля­ются общественные организации в целом.

Именно юридические лица, а не их руководящие органы, будут субъектами права собственности и в общественных объединениях, не имеющих членства, таких как: общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности2.

В случае если же общественное объединение образовано в форме обществен­ного учреждения, то имущество может поступать к нему в оперативное управление и в самостоятельное распоряжение. По общему правилу общественные учреждения в отношении закрепленного за ними иму­щества осуществляют право оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК)

^ Вместе с тем не всякое общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет обособленное имущество и собственности. Так, общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником, в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем, осуществляют вещное право оперативного управления, а не право собственности (ст. 35 Закона РФ «Об общественных объединениях»)

" " См.: Статья 33-35 Закона РФ «Об общественных объединениях».

При этом, если в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с учредительными документами общест­венным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет данных доходов имущество поступают в самостоя­тельное распоряжение общественных учреждений (п. 2 ст. 298 ГК)".

Основаниями приобретения права собственности общественных объединений будут: вступительные и членские взносы, доброволь­ные взносы и пожертвования, поступления от лекций, выставок, лоте­рей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, от сделок по купле-продаже, мене, дарению, от предпринимательской деятельности и дру­гих не запрещенных законом источников2.

Стоит сказать - политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы кᴏᴛᴏᴩых предусматривают участие в выборах (на­пример, профсоюзы), не вправе получать финансовую и иную матери­альную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов.

В качестве объекта права собственности общественного объедине­ния выступает исключительно имущество, необходимое для материального обес­печения деятельности, указанной в его уставе. Стоит сказать - положение о целевом характере имущества, принадлежащего общественным объединениям на праве собственности, закреплено в виде общего правила в ст. 30 Закона «Об общественных объединениях»^. Согласно данной норме права ϶ᴛᴏ могут быть земельные участки, здания, сооружения, стро­ения, жилищный фонд, транспорт, имущество культурно-просвети­тельного и оздоровительного назначения, денежные средства, ценные бумаги и иное имущество. Федеральным законом могут устанавливать­ся виды имущества, кᴏᴛᴏᴩые по соображениям государственной и об­щественной безопасности либо в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с международными до­говорами не могут находиться в собственности общественного объеди­нения. Прежде всего ϶ᴛᴏ объекты, изъятые из оборота или ограничен­ные в обороте.

Имущество, не отвечающее характеру уставных задач общественно-

1 Вместе с тем следует отметить, что в ст. 35 Закона РФ «Об общественных объеди­нениях» кроме названных нрав предусмотрено право общественных учреждении «быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества». Стоит сказать - полагаем, что данное правило не подлежит применению как противореча­щее ст. 120, 296,298 ГК, согласно кᴏᴛᴏᴩым не предусматривается образование у учрежде­ний имущества на нраве собственности. Более того, названное правило принято также вопреки и. 2 ст. 2 ГК, исходя из кᴏᴛᴏᴩого федеральные законы, ᴏᴛʜᴏϲᴙщиеся к граждан­скому законодательству, должны приниматься в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Гражданским кодексом, а нормы гражданского права, соде|)жащиеся в других законах, должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать Кодексу.

2 См.: Статья 31 Закона РФ «Об общественных объединениях», а также ст. 26 Закона РФ «О некоммерческих организациях» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145) "" См. также: Пункт 5 ст. 24 Закона РФ «О профессиональных союзах».

го объединения, но поступившее в его собственность по основаниям, допускаемым законом (например, в силу завещания), подлежит отчуж­дению в порядке, предусмотренном ст. 238 ГК.

Общественные объединения вправе использовать приобретенное ими имущество исключительно для достижения целей, предусмотренных их уч­редительными документами (п. 4 ст. 213 ГК) Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями также исключительно постольку, поскольку ϶ᴛᴏ служит достижению уставных целей, ради кᴏᴛᴏᴩых они созданы. Стоит заметить, что она должна ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать данным целям. Предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отве­чающих целям создания такой организации, приобретение и реализа­ция имущественных и неимущественных прав, ценных бумаг, иного имущества, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика".

Поскольку общественные объединения ᴏᴛʜᴏϲᴙтся к юридическим лицам, на имущество кᴏᴛᴏᴩых их участники не имеют имущественных прав, то в случае ликвидации такой организации ее имущество, остав­шееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на цели, в интересах кᴏᴛᴏᴩых она была создана и (или) на благотворитель­ные цели. В случае, если использование имущества в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с учредительными документами организации не представляется воз­можным, оно обращается в доход государства (п. 4 ст. 213 ГК, ст. 20 Закона РФ «О некоммерческих организациях»)2.

3. Правовой режим имущества благотворительных организаций оп­ределен Законом РФ «О благотворительной деятельности и благотво­рительных организациях». Благотворительные организации, являясь неправительственными (негосударственными и немуниципальными), создаются в формах общественных организаций (объединений) и иных формах, предусмотренных федеральным законом.

Среди источников формирования имущества благотворительных организаций следует отметить взносы учредителей, благотворитель­ные пожертвования, в т.ч. носящие целевой характер (благотво-

1 См.: Статья 37 Закона РФ «Об общественных объединениях», и. 2 ст. 24 Закона РФ «О некоммерческих организациях».

" См. также: Статья 26 Закона РФ «Об общественных объединениях».

рительные гранты), поступления из государственного и местного бюд­жетов, доходы от разрешенной законом предпринимательской деятель­ности. Имущественную базу такой организации составляет имущество, необходимое для материального обеспечения благотворительной дея­тельности, кᴏᴛᴏᴩое может находиться у благотворительной организа­ции как в собственности, так и на ином вещном праве. На каком именно праве находится имущество у благотворительной организации зависит оттого, в какой организационно-правовой форме она создана. Так, если она образована в фюрме учреждения, то имущество может находиться у нее и в оперативном управлении, и в самостоятельном распоряжении. Благотворительные организации вправе использовать имущество исключительно для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, а также для благотворительной деятельности, направ­ленной на достижение целей, предусмотренных Законом «О благотво­рительной деятельности»". При осуществлении благотворительными организациями предпринимательской деятельности не допускается их участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Исключая выше сказанное, благотворительная организация не вправе расходовать ϲʙᴏи средства и использовать ϲʙᴏе имущество для поддержки полити­ческих партий, движений, групп и компаний (п. 4, 5 ст. 12 Закона РФ «О благотворительной деятельности»)

4. Имущественное положение религиозной организации (религиозно­го общества, монастыря, братства, миссионерского общества) принци­пиально не отличается от ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего статуса общественных ор­ганизаций (объединений)

Согласно п. 4 ст. 213 ГК религиозные организации (объединения), признаваемые юридическими лицами, будут собственниками при­обретенного ими имущества. Учредители данных организаций утрачива­ют права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации. В качестве объектов права собственности таких организа­ций выступает имущество, необходимое для материального обеспече­ния деятельности, указанной в учредительных документах религиоз­ной организации. Это могут быть: здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения и иное имущество.

Не стоит забывать, что важным фактором формирования собственности религиозных ор­ганизаций в настоящее время будет активное содействие государст­ва путем передачи ᴏᴛʜᴏϲᴙщихся к государственной и муниципальной собственности культовых зданий, строений и иного движимого и не­движимого имущества религиозного назначения, в т.ч. памятни-

1 См.: Пункт 4 ст. 213 ГК, и. 1 ст. 12 Закона РФ «О благотворительной деятельное -

ков истории и культуры". Религиозные организации (объединения) могут использовать приобретенное ими имущество исключительно для достиже­ния целей, предусмотренных их уставом (п. 4 ст. 213 ГК) Стоит заметить, что они вправе создавать издательские, полиграфические, реставрационно-строитель-ные и другие производственные организации; производить и распро­странять предметы культа, религиозную литературу и иные информа­ционные материалы религиозного содержания2.

5. Право собственности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с п. 1 и 2 ст. 121 ГК ассоциации и союзы будут некоммерческими организациями и могут создаваться как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Вопросы о субъектах, объектах, особенностях приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им решаются на основании положений п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 212, ст. 213 ГК, а также правовых норм Закона РФ «О некоммерческих организациях». Согласно названному законодательству ассоциации, союзы будут собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их уч­редителями (участниками), а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям. Участники таких объединений утрачивают право собственности на имущество, переданное ими в собственность объеди­нению, и не приобретают в отношении имущества ϶ᴛᴏго юридического лица иного имущественного права.

Имущество ассоциаций и союзов используется ими исключительно для до­стижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники) объединения, однако, не вправе предусмот­реть в учредительных документах возможность ведения предпринима­тельской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
В случае если же по решению участников на ассоциа­цию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то она преобразуется в хозяйственное общество или товарищество, либо может учредить хозяйственное общество или войти в состав участников такого общества (п. 1 ст. 121 ГК)

В случае ликвидации объединения имущество используется на цели, в интересах кᴏᴛᴏᴩых была создана организация, и (или) на бла­готворительные цели, либо обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона РФ «О некоммерческих организациях»)

^ См.: Стоит сказать - положение о порядки передачи религиозным объединениям ᴏᴛʜᴏϲᴙщегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения. Утверждено иостанок-леиием Правительства РФ от 14 марта 1995 г. № 248 (СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1059)

2 См.: Статья 28 Закона РСФСР «О ϲʙᴏбоде иероисповедап ни» (ВВС РСФСР. 1990. №21. Ст. 240)

Дополнительная литература

Витрянский В.В., Герасименко С.А. Арбитражио-судебная практи­ка. Комментарий. М., 1993; Суханов Е.А. Российский закон о собствен­

ности: Научно-практический комментарии. М.. 1993. Гл. 2 пазд. раз/г. 3: Суханов Е.Л. Лекции о праве собственности. М., 1991: С) неко­торых вопросах практики разрешения споров, связанных с применени­ем законодательства о собственности. Постановление Пленума Высше­го Арбитражного Суда РФ от 17 сентября 1992 г. № 13 (ВВАС. 1993. № 1); О разрешении споров, связанных с применением законодатель­ства о собственности. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 1992 1. \"С-13/ОП-171 (ВВАС. 1992. № 1)

Право собственности общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных организаций, объединений юридических лиц

Объединение указанных субъектов в одну классификационную группу объясняется тем, что в правовом режиме их имущества очень много общего. Прежде всего следует отметить, что законодатель в Гражданском кодексе РФ (в отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР о собственности в РСФСР) более не выделяет собственность общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в качестве самостоятельной разновидности формы собственности, рассматривая ее (подобно собственности объединений юридических лиц) как частную форму собственности. Затем, перечисленные юридические лица относятся к таким, на имущество которых их учредители (участники) не имеют ни вещных, ни обязательственных прав. Права на имущество, переданное учредителями (участниками) в собственность такой организации, утрачиваются ими п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК.. Далее, они созданы для удовлетворения нематериальных потребностей граждан и (или) юридических лиц и могут использовать приобретенное ими имущество лишь для достижения целей, предусмотренных в их учредительных документах.

Круг субъектов права собственности общественных организаций (объединений) достаточно широк: это общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности2. Общественные объединения существуют в виде как простых, однозвенных структур, так и многозвенных (профсоюзы, политические партии, спортивные организации). Общественные объединения вправе регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица.

Однако, Гражданский кодекс РФ, признавая что общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, являющиеся юридическими лицами, выступают собственниками приобретенного ими имущества, не решил вопрос о субъекте права собственности многозвенных организаций. Применительно к многозвенным общественным организациям вопрос о субъекте права собственности решен в ст. 32 Закона РФ «Об общественных объединениях». Согласно названной правовой норме в общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества. Названное положение означает, что все звенья таких общественных организаций, признаваемые юридическими лицами, относятся к субъектам права собственности в отношении имущества, переданного им в качестве взносов и приобретенного ими по иным основаниям. В общественных организациях, имеющих структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на основе единого устава данной организации, собственниками имущества являются общественные организации в целом.

Именно юридические лица, а не их руководящие органы, являются субъектами права собственности и в общественных объединениях, не имеющих членства, таких как: общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности Статья 33--35 Закона РФ «Об общественных объединениях»..

Если же общественное объединение образовано в форме общественного учреждения, то имущество может поступать к нему в оперативное управление и в самостоятельное распоряжение. По общему правилу общественные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления п. 1 ст. 296 ГК..

Однако, если в соответствии с учредительными документами общественным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений п. 2 ст. 298 ГК..

Основаниями приобретения права собственности общественных объединений являются: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, поступления от лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, от сделок по купле-продаже, мене, дарению, от предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом источников.

Политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах (например, профсоюзы), не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов.

В качестве объекта права собственности общественного объединения выступает лишь имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе. Положение о целевом характере имущества, принадлежащего общественным объединениям на праве собственности, закреплено в виде общего правила в ст. 30 Закона «Об общественных объединениях». Согласно данной норме права это могут быть земельные участки, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, транспорт, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, ценные бумаги и иное имущество. Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами не могут находиться в собственности общественного объединения. Прежде всего это объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.

Религиозные организации стали полноправными участниками хозяйственной жизни. Они ведут деятельность, владеют движимым и недвижимым имуществом, землей. На них распространяются все требования действующего законодательства, предъявляемые к юридическим лицам.

Религиозные организации проводят обряды, церемонии, молитвенные собрания и прочую культовую деятельность. Они вправе создавать собственные предприятия (организации) и заниматься предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). В связи с этим обоснованно возникает ряд вопросов по налогообложению, связанных с деятельностью религиозных организаций.

Религиозные организации — это...

Религиозной организацией является добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Федерального закона от 26 января 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного специального порядка государственной регистрации религиозных организаций (ст. 11 Федерального закона № 125-ФЗ).

Религиозные организации подразделяются на два типа в зависимости от территориальной сферы деятельности:

  • местные, состоящие не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении;
  • централизованные, состоящие в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Льгота по НДС: огласите весь список...

Один из видов деятельности религиозной организации - реализация религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Эти операции (за исключением реализации подакцизных товаров и минерального сырья), включая передачу для собственных нужд, имеют льготу по НДС.

Налоговый кодекс гласит, что предметы религиозного значения и религиозной литературы освобождаются от налога на добавленную стоимость (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Но полного списка кодекс не раскрывает, ссылаясь на их перечень (он содержится в постановлении Правительства РФ от 31 марта 2001 г. № 251 «Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость»).

Подробно приведем этот перечень, который включает пять пунктов:

1. Предметы храмового пространства:

а) священные предметы, предметы религиозного поклонения, в том числе престолы, жертвенники, голгофы, звездицы, копия, лжицы, иконы, канонические изображения, плащаницы, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачения, покровы, иконные доски, ризы, рамки икон и т. п.;

б) предметы храмового убранства и архитектурные элементы храма, в том числе иконостасы, царские и диаконские врата, аналои, киоты, сени, столы панихидные, купола, шары и конусы к купольной религиозной символике, паникадила, ограждения алтарные и клиросные, стасидии, подсвечники, семисвечники, кандила, светильники, лампады, кресла - троны, раки, гробницы, доски именные храмовые, решетки оконные храмовые, шкафы алтарные, ящики для свечей и огарков, а также принадлежности и части, составляющие с этими предметами единое целое, в том числе облачения для аналоя, стаканчики и поплавки для лампад.

2. Предметы, необходимые для отправления богослужений, обрядов и церемоний:

а) предметы религиозной символики и атрибутики, в том числе кресты всех разновидностей, панагии, медальоны, ладанки, жезлы, посохи, памятные знаки, ордена и медали религиозных организаций, хоругви, штандарты, вертепы рождественские, салфетки под пасхальные куличи, пасочницы, художественные пасхальные яйца, пояса с молитвами, а также праздничные подарочные наборы, составляемые из предметов в соответствии с настоящим перечнем;

б) вещества и предметы, необходимые для совершения богослужений и религиозных обрядов, в том числе свечи, елей, миро, лампадное масло, ладан, кадила, печати для артоса и просфор, приборы для соборования, херувимы, фонари церковные, оклады на евангелие, апостол и чиновник; блюда, ковши, кувшины, иные сосуды; закладки в богослужебную литературу и т. п.;

в) одежда и головные уборы религиозного назначения:

богослужебные облачения, в том числе мантии архиерейские, стихари, фелони, епитрахили, пояса, поручи, набедренники, палицы, специализированная одежда и головные уборы, в том числе фартуки, нарукавники, используемые при освящении престола, косынки храмовые, форменная одежда студентов духовных учебных заведений и других учреждений религиозных организаций.

3. Специализированные вспомогательные предметы, необходимые для хранения, установки, функционирования и перемещения предметов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего перечня, в том числе подставки, кронштейны, вешалки, держатели, древки, колпаки, накидки, накладки, пакеты, мешочки, полки, футляры, цепи, ящики, шкафы, носилки.

4. Издательская продукция религиозного назначения:

а) богослужебная литература, в том числе Священное Писание, чинопоследования, указания, ноты, служебники, а также молитвословы, религиозные календари, помянники, святцы;

б) богословские, религиозно-образовательные и религиозно-просветительские книжные издания;

в) официальная бланковая и листовая продукция религиозных организаций, в том числе отдельные молитвы, канонические изображения, изречения, открытки и конверты религиозных организаций, патриаршие и архиерейские послания и адреса, грамоты, приглашения, дипломы духовных учебных заведений, свидетельства о совершении таинств и паломничества.

5. Аудио и видеоматериалы религиозного назначения, имеющие маркировку с полным официальным наименованием религиозной организации:

а) аудио и видеоматериалы, иллюстрирующие вероучение и соответствующую ему практику, в том числе богослужения, религиозные обряды, церемонии и паломничество;

б) аудио и видеоматериалы богословского и религиозно-образовательного содержания (кроме анимационных, игровых (художественных) фильмов), содержащие пособия по обучению религии и религиозному воспитанию.

Необходимо отметить, что серебряные кольца с молитвами, которые широко распространяются религиозными организациями, не подпадают под освобождение от уплаты налога. Это касается и паломнических услуг, связанных с поклонением святым местам (письмо УФНС России по г. Москве от 23 января 2009 г. № 19-11/004721).

Важно

Серебряные кольца с молитвами, которые широко распространяются религиозными организациями, не подпадают под освобождение от уплаты НДС. Это касается и паломнических услуг, связанных с поклонением святым местам (письмо УФНС России по г. Москве от 23 января 2009 г. № 19-11/004721).

Религиозные организации (объединения) могут применять льготу по НДС, предусмотренную при реализации предметов религиозного характера как собственного производства, так и приобретенных у других предприятий (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом не важно, у религиозных или не религиозных организаций приобретался товар (письма Минфина России от 11 апреля 2007 г. № 03-07-03/45, от 7 сентября 2007 г. № 03-07 07/28, УМНС России по г. Москве от 10 июня 2003 г. № 24-11/30729).

Освобождается от уплаты НДС реализация предметов религиозного назначения не только самой религиозной организацией, но и коммерческой организацией, уставный капитал которой полностью состоит из вклада религиозной организации.

Внимание

Освобождаются от НДС ремонтно-реставрационные работы храмов, являющихся памятниками истории и культуры, но при условии, что организация, выполняющая эти работы, имеет лицензию на реставрацию этих памятников (ст. 149 НК РФ).

Льготы на ввоз печатной продукции религиозного значения

В соответствии с Соглашением от 17 июня 1950 года «О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера» (совершено в Лейк-Саксессе, Нью-Йорк 22.11.1950 г. вместе с «Протоколом к Соглашению» от 26 ноября 1976 г.) и на основании постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 г. № 795 «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протокола к нему», постановления Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. № 709 «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 795» договаривающиеся стороны облагают ввозимые материалы внутренними налогами, взимаемыми на момент ввоза, при условии, что они не превышают налогов, которыми прямо или косвенно облагается подобная продукция отечественного производства.

Для применения норм Соглашения и Протокола в части невзимания НДС необходимо подтверждение компетентных органов, что ввозимые товары относятся к сфере образования, науки и культуры, с указанием назначения и объемов ввозимых товаров. В данном случае этим органом является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Например, на основании подтверждения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям от 9 февраля 2009 г. № 18/2-13-09/18-14689с ГУФТД ФТС России считает обоснованным применить льготы по уплате НДС в отношении печатной продукции религиозного назначения «Библия» (тираж 23 000 экземпляров), оформленной по ГТД № 10122070/140207/0000797.

Транспортный налог

Согласно статье 357 Налогового кодекса, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. На данный налог льготы не предусмотрены. Таким образом, с транспортных средств, принадлежащих религиозным организациям, транспортный налог необходимо уплачивать.

Акцизы

В соответствии со статьей 181 Налогового кодекса к подакцизным товарам относятся спиртосодержащая и алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию, препараты ветеринарного назначения, парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл, автомобильный бензин и т. д. Необходимо помнить, что с 1 января 2003 года ювелирные изделия, в том числе и реализуемые религиозными организациями, подакцизным товаром не являются.

Налог на имущество

В соответствии со статьей 381 Налогового кодекса религиозные организации освобождаются от уплаты налога на имущество только в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности. Таким образом, все имущество религиозных организаций, не используемое в религиозных целях, подпадает под обложение налогом на имущество. Примером может служить здание братского корпуса или общежития.

Вместе с тем в соответствии со статьей 372 Налогового кодекса налог на имущество организаций является региональным налогом. И органы субъектов РФ имеют право установить на территории субъекта льготы для определенных некоммерческих организаций (п. 3 ст. 12 НК РФ). Как правило, ставка по налогу для религиозной организации устанавливается в размере «ноль» процентов.

Налог на землю

Религиозные организации освобождаются от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве собственности земельных участков, если на данных земельных участках расположены здания храмов, часовен, а также иные здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ). К объектам религиозного назначения относят здания (строения, сооружения), которые предназначены для:

  • богослужений (храмы, часовни и другие культовые постройки), молитвенных (дома причта, келейные корпуса, корпуса наместника и т. д.) и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний;
  • религиозных почитаний (паломничества). К ним относят паломнические центры и здания гостиниц, принадлежащие религиозным организациям;
  • профессиональных религиозных образований (духовные школы, семинарии, училища, а также общежитие для учащихся и т. п.);
  • иной религиозной деятельности.

А к объектам благотворительного назначения в первую очередь относят здания (строения, сооружения), которые используются в благотворительных целях, например, благотворительные столовые или больницы, православные детские дома, общеобразовательные учреждения, имеющие, согласно учредительным документам, статус благотворительных организаций (письмо Минфина России от 24 мая 2005 г. № 03-06-02-02/41).

Нередко встречаются такие ситуации, когда на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, помимо объектов религиозного и благотворительного назначения расположены иные постройки, не имеющие такого назначения. Налоговики, видя такую ситуацию, требуют уплаты земельного налога. Минфин России считает данное требование налоговиков неправомерным и дает разъяснения (письмо от 24 мая 2005 г № 03-06-02-02/41), что освобождению от обложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

Также на практике встречаются обстоятельства, когда на территории религиозной организации, а точнее, на ее земле расположены объекты религиозного или благотворительного назначения, не принадлежащие данной религиозной организации. И в этом случае религиозная организация подпадает под льготу по земельному налогу. Это также следует из пункта 4 статьи 395 Налогового кодекса.

А в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-05-04-02/31 сказано: если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

Налог на прибыль

Религиозные организация являются плательщиками налога на прибыль (п. 1 ст. 246 НК РФ).

Но при этом при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

1) в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (подп. 27 п. 1 ст. 251 НК РФ);

2) целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов (письмо Минфина России от 26 марта 2010 г. № 03-03-06/4/34). А также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц с условием, что указанные получатели будут использовать их по назначению (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Какие средства чаще всего поступают в религиозную организацию в виде целевых поступлений? Это:

  • целевые взносы и пожертвования;
  • имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
  • суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности религиозных организаций;
  • средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
  • использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  • имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности;
  • средства, полученные от физических лиц, некоммерческих организаций (в том числе иностранных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. № 485 «О перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов»).

Вышеперечисленные поступления должны быть использованы на достижение определенных целей и на осуществление уставной деятельности. Например, согласно типовому уставу Прихода Русской Православной Церкви, к уставным целям относятся: проведение богослужений, обрядов, миссионерская деятельность, паломничество и т. д.

Использованные по назначению целевые поступления должны отвечать требованиям:

  • они должны быть получены на содержание религиозной организации и осуществление ею уставной деятельности;
  • в религиозной организации должен быть организован раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • по окончании налогового периода религиозная организация должна представить в налоговый орган по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой Минфином (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если эти требования не выполняются, целевые поступления будут признаны внереализационными доходами организации. Моментом их признания будет дата, когда получатель фактически использовал полученные целевые средства не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они были предоставлены. Основание – подпункт 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса.

Религиозная организация имеет право самостоятельно устанавливать форму учета использования целевых средств. Как правило, такой учет ведется согласно ведомости прихода и расхода денежных средств с разбивкой по направлениям.

Это важно

Необходимо обратить внимание, что любые другие организации, осуществляющие целевые отчисления на уставную деятельность религиозных организаций, не смогут отнести данные отчисления к расходам, уменьшающим налоговую базу (п. 34 ст. 270 НК РФ). В этой связи можно сделать вывод, что глава 25 Налогового кодекса не предусматривает положений, поощряющих благотворительность.

В заключение хотелось бы отметить, что вопрос о налогообложении церквей и иных религиозных организаций нигде, кроме России, пока не ставился. Такое положение, как взимание с верующих граждан налога на содержание Церкви, в некоторых цивилизованных странах существует. Но там священнослужители получают зарплату от государства, а добровольные пожертвования используются на благо исключительно конкретного прихода и дел милосердия.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png