Галилей перед судом инквизиции. Картина Жозефа-Николя Робер-Флёри. 1847 год Wikimedia Commons

О том, как Святая инквизиция превратилась в Конгрегацию доктрины веры

Конгрегация доктрины веры — одно из ведомств Римской курии (или одна из дикастерий Святого престола) — является наследницей Святой инквизиции, но, конечно, очень сильно от нее отличается.

Оба учреждения являются детищами своего времени. Инквизиция родилась в Средние века, когда Католическая церковь имела огромное политическое влияние, большое папское государство и собственную армию. В те времена инквизиция была трибуналом, который наказывал еретиков, отлучал от церкви христиан, не выполнявших решений папы, преследовал евреев и имел право применять смертную казнь.

В 1542 году для более эффективной борьбы с лютеранством папа Павел III преобразовал инквизицию в Верховную священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, а в 1908 году при папе Пие X она стала называться Верховной священной конгрегацией Святой канцелярии. Ее власть была по-прежнему велика, а функции оставались в первую очередь карательными, но смертную казнь она уже не применяла. Одной из задач Конгрегации в то время было составление «Индекса запрещенных книг» (Index librorum prohibitorum) — то есть книг, которые объявлялись опасными во всех католических государствах (в список включили, например, книги, написанные либеральными католическими учеными в XIX веке, во времена Рисорджименто, движения за объединение Италии). «Индекс запрещенных книг» был упразднен в 1966 году.

Современная дикастерия была создана папой Павлом VI в 1965 году. К этому времени Святой престол потерял значительную часть своей политической власти, а II Ватиканский собор 1962-1965 годов обновил католическую церковь — сделал ее более современной, открыл к диалогу с разными христианскими конфессиями и другими религиями. Сегодня Конгрегация доктрины веры — главная дикастерия Ватикана, отвечающая за ортодоксальность католической церкви и ее продвижение (но в менее репрессивной форме, чем это делала Святая инквизиция). Как сформулировал в 1988 году Иоанн Павел II в Pastor Bonus «Добрый пастырь» — апостольская конституция, инициировавшая реформы в управлении Святым престолом. , она должна «повсюду в католическом мире продвигать и охранять доктрину веры и морали; по этой причине все, что любым способом касается вопросов веры, находится в пределах ее компетенции».

Основное отличие Конгрегации от Святой инквизиции заключается в том, что ее власть — исключительно догматическая — распространяется на католические университеты, монашеские ордена, католических политиков и на случаи отлучения от церкви, а не на все общество, как это было раньше.


Папа Бенедикт XVI с Владимиром Путиным в Ватикане в 2007 году Wikimedia Commons

О том, чем занимается Конгрегация доктрины веры

Дикастерия имеет три отделения: теологическую комиссию, библейскую комиссию и особую комиссию по трактовке вопросов, касающихся семейной жизни (это своего рода суд последней инстанции). Ее юрисдикция достаточно широка: она курирует теологическую работу католических университетов всего мира, и если возникают сомнения в чьей-то ортодоксальности, может провести своего рода «процесс» над подозреваемым теологом и даже наложить на него санкции (это может быть предупреждение, временный запрет на публикации или временный запрет на преподавание в католическом университете). За время правления Кароля Войтылы (папы Иоанна Павла II) и Йозефа Ратцингера (папы Бенедикта XVI) подобным наказаниям были подвергнуты семь богословов. Интересно, что четверо из них были иезуитами — как и избранный после Ратцингера папа Франциск Хорхе Марио Бергольо , избранный папой в 2013 году, является первым в истории папой-иезуитом и первым папой-монахом со времен Григория XVI. .

Кроме того, Конгрегация высказывает свое мнение о том, может ли тот или иной подвижник быть причислен к лику святых, проверяет сообщения о чудесах, решает вопросы о допуске в католическое духовенство людей, перешедших из других конфессий, а также отлучает от церкви или снимает экскоммуникацию. Например, именно Конгрегация доктрины веры приняла решение о том, каким образом реинтегрировать участников ультраконсервативного движения Марселя Лефевра Марсель Лефевр — католический архиепископ, в 1970 году основавший Священническое братство св. Пия X, в которое вошли католики, отказавшиеся принять решения II Ватиканского собора и последовавшие за ними реформы. В 1988 году он рукоположил четырех епископов без согласия папы и был отлучен от церкви вместе с рукоположенными. — они были отлучены при папе Иоанне Павле II, а снято отлучение было при Бенедикте XVI.

Еще одна задача Конгрегации — рассмотрение «преступлений против веры, нравственности и таинств». Сюда, помимо прочего, относятся расследования сексуальных преступлений священников в отношении несовершеннолетних, поскольку в прошлом подобные злоупотребления часто случались во время исповедей (об этом пишет Джон Корнуэлл в книге «Темная камера: Тайная история исповеди»).


Папа Франциск на инаугурации Mazur/catholicnews.org.uk

О том, как папы влияют на Конгрегацию доктрины веры

Йозеф Ратцингер постоянно увеличивал роль Конгрегации в расследовании сексуальных преступлений священнослужителей — сначала в качестве префекта Конгрегации доктрины веры (он занимал этот пост при Иоанне Павле II), а затем и в качестве Римского Папы. Папа Франциск продолжил вести эту линию и еще больше расширил полномочия Конгрегации в этих вопросах: он разрешил суду Ватикана открывать уголовные дела против своих сотрудников (недавно так произошло с бывшим папским нунцием в Доминиканской Республике архиепископом Юзефом Веселовским).

Йозеф Ратцингер вообще известен своей консервативностью. Когда он возглавлял Конгрегацию, она вынесла осуждение масонству (и каждому католику, имеющему к нему отношение) и латиноамериканской теологии освобождения (причем дважды, поскольку школа считалась слишком близкой к марксизму) Теология освобождения — течение в римско-католической церкви, получившее широкое распространение в Латинской Америке. Сформировалось после II Ватиканского собора, в 1950-1960-е годы. Одной из задач церкви видит защиту бедных и избавление развивающихся стран от экономической, социальной и политической несправедливости. , критиковала легализацию однополых браков, выступала против рукоположения женщин в священники и признания крещения мормонской церковью, выпустила документ, в котором утверждалось, что спасение возможно только для католиков, и документ, указывающий политикам-католикам, как следует себя вести, обсуждая законы, касающиеся таких вопросов, как семейные ценности и аборты.

Будучи кардиналом, Ратцингер пытался преследовать серийного насильника Марсиаля Масиеля, мексиканского священника и основателя ордена Легионеров Христа. Иоанн Павел II не стал возбуждать против него дело, и Масиель был осужден только после того, как Ратцингер был избран папой. Но интересно, что были и обратные случаи, когда Ратцингер, будучи префектом Конгрегации доктрины веры, не стремился осуждать еретических богословов, а Иоанн Павел II решил, что они все же должны быть наказаны.

Сегодняшний папа Франциск очень ортодоксален. Еще когда он был архиепископом в Буэнос-Айресе, его обвиняли в излишнем консерватизме. Особенно он выделялся там на фоне теологов освобождения. Но он епископ, а не богослов, и при этом иезуит. А иезуиты традиционно занимаются тем, что приближают католическую доктрину к жизни людей, в том числе людей из других культур, равнодушных к Богу и враждебных Церкви. То есть главная задача папы Франциска — приближение не католической доктрины, а Церкви к людям, которые в этом нуждаются, даже если это приводит к возникновению противоречий. Поэтому, с его точки зрения, Конгрегация доктрины веры, хоть и должна способствовать католической ортодоксии, но без наказания «народа Божьего». Он как-то сказал на частной встрече с латиноамериканскими религиозными деятелями (встреча была закрытой, но слова папы тем не менее попали в прессу): «Люди будут делать ошибки, они будут оступаться, но это пройдет! Может быть, даже вам однажды придет письмо из Конгрегации доктрины, в котором будет написано, что вы сказали что-то не так. Но не волнуйтесь. Объясните, что можете объяснить, и двигайтесь вперед». Поэтому, по сравнению с Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI, у Франциска несколько другое представление о том, что должна представлять собой Конгрегация доктрины веры. Он постоянно напоминает, что «доктринальная конгрегация Ватикана больше не является верховной».

О конфликте между папой Франциском и префектом Конгрегации доктрины веры


Кардинал Герхард Людвиг Мюллер Wikimedia Commons

Cаму Конгрегацию доктрины веры сейчас возглавляет немецкий теолог Герхард Людвиг Мюллер. Они с папой очень сильно расходятся во многих вопросах. Например, папа Франциск созвал два собора (один из них состоялся в октябре 2014 года, другой пройдет в октябре 2015-го), чтобы обновить католическое отношение к семье. На этих соборах должно быть принято решение, следует ли допускать к причастию разведенных и вновь вступивших в брак людей. Сейчас католическое учение об этом ничего не говорит. Сам папа Франциск никогда публично по этому поводу не высказывался, но он назначил кардинала Вальтера Каспера представлять его на встрече кардиналов всего мира, а мнение Каспера на этот счет известно. Он считает, что после покаяния эти люди могут быть допущены к причастию — так же, как в православии. Мюллер же говорит, что это невозможно, потому что в Евангелии сказано, что брак нерасторжим. Это два совершенно разных подхода: более доктринальный, негибкий подход Мюллера и более мягкий и милосердный подход папы, который говорит, что Церковь должна играть роль «полевого госпиталя» для «раненых».

Так же как и глава любой другой Римской курии, префект Конгрегации доктрины веры назначается папой: Святой престол вообще очень похож на монархическую власть, и именно папа в итоге решает все, что касается назначений, отставок и официальных документов конгрегаций. Так что, конечно, папа может отстранить Герхарда Людвига Мюллера, как и любого другого из глав дикастерий Ватикана или любого епископа в любой точке мира. Однако для этого должны быть веские причины. Кроме того, хотя Мюллер и Бергольо очень разные люди (немецкий теолог крайне осторожен, а аргентинский пастор, наоборот, очень самоуверен), у них есть неожиданные точки соприкосновения. Герхард Людвиг Мюллер очень близок с Ратцингером: они земляки, оба родом из Регенсбурга. А Бергольо очень уважает Ратцингера. Думаю, это дополнительная, неофициальная причина, почему Мюллер сохранит свой пост.

Якопо Скарамуцци последние десять лет работает в итальянском информационном агентстве Askanews, и восемь из них в основном пишет о Ватикане. Кроме того, он работает на сайте Vatican Insider, созданном газетой La Stampa, и в католическом журнале Jesus. В качестве эксперта по вопросам Римской курии давал комментарии каналам BBC, CBS, RAI, Ard и Al Jazeera, газетам Libération и Le Monde и информационным агентствам Associated Press и Agence France-Presse.

Священная Конгрегация Церемониала (лат. Congregatio pro caeremoniis ) — конгрегация Римской Курии, которой было поручено руководство всех папских церемоний, также как и церемониалом кардиналов, при папском дворе.



История и функции


Неизвестно, кто создал эту конгрегацию. Многие приписывают её учреждение папе римскому Сиксту V, однако другие, приписывают учреждение его непосредственному предшественнику, папе римскому Григорию XIII. Некоторые историки размышляют, что последнее мнение более доказано, чтобы быть правильным непосредственными отчетами конгрегации. Если дело обстоит так, ошибка некоторых авторов очевидна, когда они полагают, что эта конгрегация будет немного больше чем часть Священной Конгрегации Обрядов или получило свое существование из последней.


Конгрегация Церемониала, напротив, более старая чем последняя названная конгрегация, и имела дело непосредственно с самым высоким разделением Литургии, рассматривая персонажей, кого это касается. Для этой конгрегации поручено руководство всех папских церемоний, также как и церемониала кардиналов, при папском дворе (aula ) или капелле. Разумно, чтобы специальная конгрегация имела при ее церемониях августейшие и торжественные заботы, так как она обладает самой высокой важностью, что, когда верховный глава Церкви участвует в церковных функциях, сопровождаемых наиболее прославленными сановниками Церкви. Все должны быть в сохранении с этим этикетом, который приличествует их характеру и тому характеру службы, которую они проводят. Как и при всех дворах есть должность обер-церемониймейстера, которому поручено руководство действий суверена в государственных случаях, так что для него должно быть необходимо при папском дворе полномочия, чтобы осуществлять контроль над такими функциями. Это требование поручено Конгрегации Церемониала, которой, помимо руководства литургических функций, поручено руководство церемониала папского двора, для приема государей или послов.


Конгрегация также поддержавала связь, давала инструкции легатам Святого Престола для обслуживания должного этикета в проводящеих делах их миссий. Эта конгрегация также инструктировала членов Дворянской гвардии и аблегата, которые были посланы, чтобы передать новым кардиналам, живущим в католических государствах вне Рима, новости относительно их возведения в сан, вместе с кардинальской шапкой и красной биреттой. Она инструктировала недавно назначенных кардиналов, также, по этикету который сопровождает соответственно с их новым достоинством. Наконец, она решает вопросы старшинства и положения, которые возникают среди кардиналов или среди послов при Святом Престоле.


Конгрегация была упразднена в 1968 во время куриальных реформ Павлом VI.



Префекты Конгрегации Церемониала с 1884


  • Карло Саккони (28 марта 1884—25 февраля 1889);

  • Раффаэле Монако Ла Валлетта (1 марта 1889—14 июля 1896);

В трудах путешественников и учёных, в сочинениях потомков и произведениях искусства.

Урок №31.

Тема: Кубанская тематика в исторических документах, в трудах путешественников и ученых

Цели:

Формирование общего представления о пребывании известных учёных, путешественников на Кубанских землях; ознакомление с документами , отражающими Кубанскую тематику.

Продолжить формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации.

Воспитаниебережного отношения к богатейшему историческому и культурному наследию родного края.

Исторические личности: Афанасий Мезенцов, Джованни да Лукка, И.А. Гильденштедт, С.Г. Гмелин, П. Паллас

Образовательные ресурсы:

Б. А. Трёхбратов, Ю.М. Бодяев, И. А. Терская, А. Н. Криштопа, К. П. Казарян, С. А. Лукьянов, Кубановедение 7 класс: учебник. - Краснодар, 2010;

Источники информации по выбору учителя(см. приложение);

Электронное пособие/презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.


  1. Фаза урока ВЫЗОВ.
1 шаг.

Актуализация опорных знаний учащихся/проверка домашнего задания.

Оценка лучших творческих работ учащихся.

Инициация учащихся.

Возможны 2 варианта проведения инициации, формирования ожиданий учащихся:


  1. Вариант.
Интерактивная беседа по вопросам.

Актуализация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу из курса истории , географии, литературы – активизация учащихся.

Примерные вопросы для беседы:

- вспомните из курса истории 6 класса, в трудах каких европейских авторов нашла отражение кавказская тематика?
- из каких источников мы , территориально –административном устройстве родного края в данный период?

-вспомните из курса 6 класса, какое отражение кубанская тематика нашла в произведениях древнерусской литературы?

- предположите, исходя из темы урока , о чём пойдёт речь на учебном занятии?

2 Вариант.

Использование приёма технологии РКМ – заполнение таблицы «ЗХУ» (знаю – хочу – узнаю).

Учащиеся заполняют графы таблицы.

II. Фаза урока ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ).

Учитель. Территория, на которой мы с Вами проживаем, не раз описывалась в трудах древнегреческих и древнеримских учёных, упоминалась в древнерусских летописях , затрагивалась в ряде литературных памятников. Сегодня мы познакомимся с некоторыми историческими документами и трудами путешественников и учёных, в которых нашла своё отражение кубанская тематика.

Проработка содержания текста учебника на стр.118-122

При работе с текстом параграфа возможен вариант использования приёма РКМ «Комментируемое чтение с остановками».

Задание № 1

Ответить на вопрос на стр. 121 учебника:

- Почему в 60--70-х годах XVIII столетия русские учёные не имели возможности исследовать территорию Кубани?

III. Фаза урока РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Задание № 2

Дописать недостающую информацию, заполнив пустые графы таблицы:

ФИ исследователя/

учёного


Название

научного труда


Как отражена кубанская

тематика


Афанасий Мезенцев

«Большой чертёж»

«Отчёт святой конгрегации»

Изучена традиционная культура черкесов. Составлено «Описание перекопских и ногайских татар»

В. Я. Шишков

Рисунки, изображающие черкесов , принадлежащих к разным сословиям. Издание нескольких этнографических альбомов.

«Атлас Чёрного моря»

Задание № 3


  1. Выбрать правильный вариант ответа и дать аргументированное обоснование своего выбора.

  1. Могли ли пересекаться при исследовании Кавказа русские исследователи С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт и П.С. Паллас?

Д А НЕТ
Обоснование:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________ . Ответ: НЕТ, т.к. С. Г. Гмелин, И. А. Гильденштедт проводили свои исследования на Кавказе в 60-70-е годы XVIII века, а П. С. Паллас в1793-1795 году.


(А) В 60-70-х годах XVIII века территория Кубани по военно – политическим причинам не стала объектом изучения исследователей. (Б) Возможно причиной этому послужило то , что «…над округами, лежащими вне Кабарды, присваивают себе некую власть турки…(В) Лишь после переселения черноморских казаков на Кубань и окончательного закрепления новых земель за Россией стало возможным проведение здесь картографических работ и геологических изысканий.

Определить, какие положения текста:


  1. отражают факты

  2. выражают мнения
Записать под номером положения цифру. Обозначающую её характер. Получившуюся последовательность цифр перенести в таблицу.

А

Б

В

Ответ: А -1; Б -2; В -1

VI. Подведение итогов.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (по выбору учителя).

V. Домашнее задание

Доминиканский миссионер Джиованни да Лукка был послан в Черкесию для пропаганды католичества и находился там с 18 сентября по 28 декабря 1629 года. По возвращении в Италию он отчитался в своей деятельности в Черкесии, которая была одобрена отцами конгрегации. «Отчет святой конгрегации» Дж. да Лукки был опубликован итальянским ученым С. Чампи в 1839 г.

Главное, что можно сказать о Черкесии, так это то, что черкесы внутри страны не имеют ни истинных обрядов, ни письма, но имеют свои обычаи и экстравагантный образ жизни, который трудно переносится католическими священниками в этих краях. Скажу, однако, что после успехов, достигнутых мною, в Черкесии можно направить на путь истинный много душ, которые решились познать жизнь Иисуса Христа.

После того, как отец Эмиддио вернулся из Константинополя, а отец Реджинальдо из Сервии, я и отец Констанцо да Лукка (брат Дж. да Лукки.- В. А.) отбыли в Черкесию 18 сентября 1629 года и прибыли в Темрюк, который является одним из главных городов Черкесии. Куда не взглянешь - всюду фрукты, которыми торгуют почти одни только турки; из них некоторые являются христианами, которые крещены греческим священником, проживающим в Киерии; к нему приходят из близлежащих местностей люди, являющиеся данниками татар и турков; это по большей части черкесы по языку, но не по обычаям и не по духу, как те, кто живет во внутренних областях Черкесии; их князя зовут Шабан-Оглы.

Нас было двое братьев, и я представлю здесь некоторые разговоры, которые мы вели с князем. Нас спросили, куда мы намерены отправиться; я ответил, что хочу поехать в Черкесию, а именно в Жанна и Болеттекой (т. е. к жанеевцам и темиргойцам - В. А.), а при возможности - еще дальше вглубь страны. Он (князь) спросил, что я намерен делать там; я ответил, что мы направлены святым папой проповедовать закон Иисуса Христа. Он сказал мне, что это безумие, и что если я хочу проехать по этой стране, мне необходимо иметь две головы: одну чтобы проехать в ту сторону, а другую - обратно, так как те, кто ушел туда, обратно не вернулись, и что нас продадут там как свиней, и что эти люди не знают ни Христа, ни Магомета. Проводник же, которого мы взяли с собой и которого звали Жанбек, сказал нам, что бояться не нужно, и сказал мне, что у него есть одежда для продажи, и что меня будет сопровождать купец-черкес, знающий турецкий язык, и что я сам смогу смотреть и слушать во время торговли платьями, которые они носят во время работы, и что они не причинят мне никакого вреда, так что мне можно было отослать назад отца Констанцо и переводчика, и я сделал как мне посоветовал князь, тем более, что к стыду нашему уже 5 лет мы не имеем истинного знания об этом народе; поэтому я купил некоторые безделушки - пуговицы, хлопчатобумажную ткань, ножи, зеркала, иголки и наперстки и отправился в путешествие.

По распоряжению князя меня сопровождал черкесский жрец, небольшого роста, проданный князю турками; князь поручил ему покупку рабов в Черкесии. Нас сопровождал также раб-поляк, по имени Якоб, захваченный некогда в Польше; он знал немного черкесский язык и латынь и оказался для меня ангелом небесным.

Наконец 1 октября 1629 г. мы на 60 небольших лодках тронулись в путь и, идя по озерам и рекам, за 8 дней дошли до Болеттекоя, имеющего множество деревушек. Здесь мы нанесли визит князю и подарили ему некоторые безделушки. Он спросил нас, кто мы такие и чем торгуем. Я ответил через переводчика, что я латинский священник, отправленный к ним великим Папой обучать их нашей вере и письму, и что мой товар предназначен к познанию пути Христова, каковым является путь на небо. Он сразу поцеловал мне руку и сказал: «Добро пожаловать, да будет благословенна душа вашего святого Папы, который так заботится о нас, поскольку мы уже давно желаем знать, что нужно делать для спасения своей души». Затем он снова обнял меня, приглашая поселиться в его жилище, в то время как жрец и Якоб были поселены в другом.

Настало время обеда и мы пообедали, причем с такой великой обходительност

С итальянского языка
Annuario Pontificio-1979 г.,

Священные конгрегации .

В течение длительного времени дела Вселенской Церкви решались Апостолической канцелярией. Но увеличивающееся число и сложность вопросов, подлежащих обсуждению, породили необходимость создать особые комиссии кардиналов для приемлемого распределения административных вопросов.

Первой такой стабильной комиссией была Св. Конгрегация инквизиции, учрежденная Павлом III конституцией "Лицет" от 21.7.1542 г. Затем возникли другие, учрежденные Пием IV, Григорием XIII, Павлом V. Но только Сикст V конституцией "Имманенса" от 22.1.1588 г. впервые органически распределил дикастерии Римской Курии. Распределение Сикста V, реорганизованное Климентом VIII, Григорием XV, Урбаном VIII, Климентом IX и Пием VII, в сущности, осталась в силе вплоть до наших дней. Созданные некогда для решения административных вопросов, конгрегации, в сущности, определяли решение вопросов юридическим порядком. Для точного определения границ юрисдикций и администраций и для определения характерных черт каждой конгрегации Св. Пий IX 29.6.1908 г. обнародовал конституцию "Сапиенти консилио" и дополнением "Подлежащий сохранению порядок в Свв. конгрегациях, трибуналах и службах Римской Курии". Эти нормы частично вошли в Кодекс канонического права и частично остались в силе по сей день (кан. 243 § 1) как особые законодательные меры, если они не опровергаются кодексом или особыми указаниями.

Конгрегации являются постоянными комиссиями кардиналов для управления церковными дедами. Всякая Конгрегация состоит из кардиналов, один из которых является префектом Конгрегации. Особые черты Конгрегации определяются разными административными отраслями в той мере, в какой в Церкви нет четкого распределения между законодательством и администрацией. Как правило, Конгрегации не ограничены территорией: Конгрегация по делам епископов, Конгрегация по таинствам, Конгрегация по делам духовенства, Конгрегация по делам монашествующих и светских учреждений, и Конгрегация по католическому образованию, которые в том, что касается верующих восточных обрядов и миссионерских территорий, ограничиваются конгрегациями Восточных Церквей и Евангелизации народов.

Священная Конгрегация вероучения.

(Congregatio pro Doctrina Fidei )

Под названием Св. Конгрегации вселенской инквизиции она была основана Павлом III конституцией "Лицет аб иницио"(21.7.1542 г.) для защиты Церкви от ересей. Сикст V реорганизовал, всю Римскую Курию конституцией "Имменса этерни Деи"(23.1.1588 г.) и утвердил, организацию и компетенцию этой конгрегации. При реорганизации Св. Пия Х конституцией "Сапиенти консилио" (от 28.6.1908 г.) название изменилось: Св. Конгрегация Св. Канцелярии (такой термин уже употреблялся в предшествующие столетия) и присоединил к ней секцию индульгенций. Венедикт XV моту проприо "Аллоквентес" от 25.3.1917 г. передал апостолической пенитенциарии секцию индульгенций, присоединив к Св. Канцелярии на правах особой секции упраздненную конгрегацию индексов. Кан. 242 СIС определил компетенцию Св. Канцелярии. Наконец, Павел VI моту проприо "Интегре сервандо" от 7.12.1965 г. реорганизовал Св. Конгрегацию Св. Канцелярии, изменив название и методы, как это указывается в самом моту проприо: "Для защиты веры сегодня представляется лучшим развивать вероучение".

Компетенция определяется в параграфах 3-8 упомянутого моту проприо, а именно: все вопросы вероучения и обрядов, или связанные с верой; изучение новых учений и развитие изучения и конгрессов по этим учениям, упразднение тех, что представляются противоречащими принципам веры; изучение и возможное осуждение книг; "привилегии веры", суждение о проступках против веры.

В случае необходимости эта конгрегация может выступать в качестве трибунала (№ 11). По проступкам против веры процесс имеет место согласно обычным нормам права; при защите таинства покаяния соблюдаются особые нормы, согласно большой деликатности предмета. В любой процедуре предоставляется самая широкая возможность защиты. В своих работах и исследованиях конгрегация пользуется помощью ряда своих консультантов, избираемых среди известных личностей со всего католического мира. Собрания консультантов имеют место регулярно раз в неделю (как правило, в понедельник). После изучения документов и предлагаемых исследований, они голосуют, но это имеет лишь консультативное значение.

Вопросы вместе с подготовленными исследованиями и мнением консультантов, обсуждаются на обычном заседании Конгрегации Высокопреосвященнейших кардиналов, которое имеет место еженедельно (как правило, в среду). Кардиналы, решают совещательным голосованием, и их решение представляется Св. Отцу для санкционирования.

Международная богословская комиссия.

Претворяя предложение I-го Синода Епископов, Павел VI 11.4.1969 г. учредил при Св. Конгрегации Вероучения Международную богословскую комиссию и в качестве эксперимента утвердил ее устав, назначив затем ее членов.

В обязанности комиссии входит оказание помощи Св. Престолу и прежде всего Св. Конгрегации по вероучению в изучении самых важных вероучительных вопросов.

Председателем комиссии, является кардинал-префект ("временно") Св. Конгрегации Вероучения.

Комиссия состоит из богословов разных школ и наций, известных своими знаниями и верностью вероучительной власти Церкви. Члены (их не более 30) назначаются Св. Отцом на 5 лет по предложению кардинала-префекта Св. Конгрегации после консультаций с епископскими конференциями.

Комиссия собирается на пленарное заседание, по крайней мере, раз в год,
но может осуществлять свою деятельность посредством субкомиссий. Результаты исследований представляются Св. Отцу для возможного использования Св. Конгрегацией Вероучения (ААС,41,1969 г., № 8, стр. 540)

Священная Конгрегация по делам епископов.

(Congregatio pro Episcopis)

Этот древний дикастерий был учрежден Сикстом V конституцией "Имменса" от 22.1.1588 г. под названием: Конгрегация по созиданию церквей и консисториальным мерам; затем название было изменено: "Св. Консисториальная конгрегация. Св. Пий Х конституцией "Сапиенти консидио" от 29.6.1908 г. изменил характер конгрегации и придал ей компетенцию избрания епископов, учреждения епархий и капитулов каноников, наблюдения за управлением епархиями, режима, дисциплины и управления обучением в семинариях, что в прошлом относилось к другим конгрегациям (епископов и монашествующих, Собора и Св. Канцелярии) и упраздненным комиссиям.

Он также придал ей обязанность упразднять сомнения относительно компетенции Свв. Конгрегаций. Префектом являлся сам Св. Отец. СIС в 1917 г. утвердил важнейшую часть указанных черт.

Апостолической конституцией "Регимини Экклезие универсе" от 15.8.1967 г. Павел VI вновь изменил название конгрегации: "Св. Конгрегация по делам епископов" и придал ей следующую компетенцию: "В странах, не подчиняющихся Свв. Конгрегациям Восточных Церквей и Евангелизации народов - учреждать, разделять и объединять епархии, провинции и церковные регионы и пересматривать их границы; точно так же создавать военные викариаты и прелатуры для особой пастырской деятельности в разных районах и для особых разрядов людей, подготавливать все, что касается назначения епископов, апостолических администраторов, коадъюторов и ауксилиариев епископов, военных викариев и иных викариев и прелатов с личной юрисдикцией". В случае необходимости дипломатического вмешательства, указанные меры осуществляются вместе с Советом по Общественным делам Церкви. Св. Конгрегация также обязана информировать и наблюдать за всем, что касается личности и служения епископов, за состоянием епархий, изучать 5-летние доклады, организовывать апостолические визиты; изучать все, что касается частных соборов и епископских конференций и изучать их протоколы; изучать нормы, которыми посредством епископских конференций можно ответить на самые насущные нужды верующих и по согласованию с другими дикастериями участвовать в редактировании генеральной направленности для пользования епископов. Кроме того, она заботится о примасах, митрополитах, о предоставлении св. паллиума и подготавливает вопросы для обсуждения в консистории.

Моту проприо "Апостолице каритатис" Павла VI от 19.3.1970 г. была учреждена зависящая от Св. Конгрегации по делам епископов Папская комиссия по пастырству среди мигрантов и туристов , для помощи мигрантам, и апостолата на море, в воздухе, среди кочевников и туристов.

Наконец, в июле 69 г. в ту же конгрегацию была включена Папская
комиссия по Латинской Америке (КАЛ).

Учрежденная Пием XII 19.4.1958 г. для изучения в целом проблем католической жизни в Латинской Америке в тесном сотрудничестве со свв. дикастериями Римской Курии, которые интересуются этими проблемами,в настоящее время КАЛ имел целью следить за работой латиноамериканского Епископского Совета (СЕЛАМ) и органов епископов в рамках наций, оказывая помощь персоналом, экономическими средствами Церкви в Латинской Америке.
Учрежденный Павлом У1 30.11.1963 г. Генеральный Совет по Латинской Америке включает КАЛ вместе с представителями Национальных епископских органов в Европе и Сев. Америке для Латинской Америки, международных союзов настоятелей и генеральных настоятелей, КЛАР, в целях координирования работ и инициатив. Он изучает особо интересные темы для лучшего сотрудничества в пользу Латиноамериканского континента. Он располалает собственным комитетом изучений с 2-мя секциями: помощи персоналом и помощи экономическими средствами.

Священная Конгрегация Восточных Церквей.

(Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus)

Была создана Пием IX конституцией "Романи понтифицес" 6.1.1862 г. в рамках Конгрегации Пропаганды, но Венедикт XV моту проприо "Деи провидентис" от 1.5.1917 г. сделал ее автономной. Ее компеденция была уточнена Пием XI моту проприо "Санкта Деи Эккдезиа" от 25.3.1938 г. По вопросам епархий, епископов, духовенства, монашествующих и верующих восточного обряда. Она располагает всей компетенцией Конгрегаций по дедам епископов, по делам духовенства, по делам монашествующих и светских учреждений и по католическому образованию в отношении епархий, епископов, духовенства, монашествующих и верующих латинского обряда (кан. 257, №№ 1,3); кроме того, она обладает исключительной властью в следующих районах: Египет и Синайский п-ов, Эритрея и Сев. Эфиопия, Юж. Албания, Болгария, Кипр, Греция, Иран, Ирак, Ливан, Палестина, Сирия, Иордания, Турция и Фракийская Турция (моту проприо, цит.) и Афганистан (с 7.8.1950 г.).

Священная Конгрегация по таинствам и богослужению.

(Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum)
(в настоящее время разделена на две: Таинств и Богослужений)


Учреждена апостолической конституцией "Констанс нобис" от 1975 г. вместо Св. Конгрегации Таинствам и Св. Конгрегации Богослужения, которые были упразднены той же конституцией.

Новая конгрегация имеет две секции: по таинствам и по богослужению, которые обладают соответственно компетенцией двух предыдущих Конгрегаций.

Компетенция секции по таинствам описаны в конституции "Регимини Экклезие" (15.8.1967 г., гл. IV, ст.54-57). Она изучает все, что касается дисциплины 7 таинств, не затрагивая компетенции Св. Конгрегации Вероучения, которая охватывает вероучение, апостолической сигнатуры, в том, что касается брачных дел или обязанности наблюдать за юстицией или создавать региональные и межрегиональные трибуналы; и Св. Римской Роты по делам аннулирования браков.

Эта секция занимается всем тем, что декретировано или уступлено в совершении таинств и в совершении Евхаристии. Кроме того, она может давать отпущения грехов через голову епископов и освобождать от евхаристического поста верующих или, - если это сочтет необходимым Св. Конгрегация Вероучения, - священников, которые совершают обедни.

Она и только она, кроме того, изучает дела, не свершившегося брака между католиком и крещеным не католиком, между крещеными не католиками, между крещеными и некрещеными, как латинского, так и восточного обряда. Она изучает вопросы о предоставлении «разрешений» и всего того, что связано с этими дедами.

В случаях не свершившегося брака супругов восточного обряда, она подготавливает то, что надо изучить, посредством группы экспертов по восточным проблемам.

Таким же образом она должна изучать вопросы рукоположения и изучать вопросы действительности рукоположения, или же передавать их в компетентный трибунал, если это сочтет необходимым Св. Конгрегация Вероучения?

Компетенция секции по богослужению описана в конституции"Сакра Ритум конгрегацио" от 8.5.1969 г. и связана с вопросами богослужения,- литургического и экстралитургического, в пастырском и ритуальном аспектах, с утверждением календарей, с пересмотром и подготовкой литургический текстов и обрядов, с толкованием норм и рубрик литургических книг. Кроме того, секция поддерживает контакты с Епископскими конференциями в утверждении протоколов, в упорядочении и в том, что касается экстралитургического культа. Она интересуется литургическим апостолатом во всех его выражениях с тесном контакте с национальными литургическими комиссиями, с комиссиями по музыке и священному искусству и с литургическими и пастырскими институтами.

Секция по богослужению, как и по таинствам, пользуется в своих трудах деятельностью международной группы экспертов.

По указанным вопросам вся Латинская Церковь подчинена этой конгрегации, включая в то, что касается не свершившегося брака территорию Св. Конгрегации по Евангелизации народов.

Священная Конгрегация по делам духовенства.

(Congregatio pro Clericis)

Конгрегация по делам духовенства, - это новое, данное Павлом VI навание Св. Соборной конгрегации на основании конституции "Регимини Экклезие универсе" от 15.8.1967 г. История этой конгрегации восходит к "Толкованию Тридентского собора кардиналов": она была учреждена Пием IV апостолической конституцией "Алиас нос" 2.8.1564 г. для соблюдения точного толкования и практики норм, санкционированных Тридентским собором. Григорий XIII расширил ее компетенцию, а Сикст V поручил ей пересмотр актов провинциальных соборов и в целом претворение реформ Тридентского собора. Позже обязанность толковать каноны великого собора прекратилась и компетенция этого дикастерия перешла между тем к другим конгрегациям, но дикастерий сохранил свое историческое название Соборной Конгрегации до 31.12.1967 г. До получения нового названия и новой компетенции, приданной Павлом VI апостолической конституцией, функции конгрегации были указаны в кан. 250 Кодекса канонического права.

Нынешняя компетенция Св. Конгрегации по делам духовенства указана в №№ 65-70 апостолической конституции "Регимини Экклезие универсе" и распределяется по трем канцеляриям:

1) 1-ая Канцелярия собирает, рекомендует и развивает инициативы, касающиеся святости и интеллектуального упорядочения пастырства духовенства (епархиальные священники и диаконы), наблюдает за кафедральными капитулами, пастырскими советами, пресвитерскими советами, настоятелями и священниками, которые занимаются пастырским служением и др., через особый Совет, и соответственно распределяет духовенство по всему миру;

2) 2-ая Канцелярия заботится о проповеди Слова Божия, об апостольстве и организации катехизации, развивает и утверждает пастырские и катехизические декреты, национальные и международные катехизические конгрессы, указывает нормы для религиозного наставления молодежи, детей и взрослых.

3) 3-ая Канцелярия занимается сохранением и управлением светской собственности Церкви, наблюдает за благотворительными фондами, завещаниями, храмами, святынями, художественной собственностью, недвижимостью, налогами, вкладами, благотворительными поступлениями, и кроме того, заботится о соответствующем возмещении труда духовенства, о помощи по болезни и старости, о здравоохранении и др.

При Св. Конгрегации по делам духовенства имеется студия, учрежденная
Венедиктом XV 28.Х.1919 г. для того, чтобы молодые священники могли получать практику в обычном и регулярном обращении с церковными делами и в применении канонического законодательства к вопросам управления.

По разрешению Павла VI письмом от 7.6.1973 г. Конгрегации придан Международный катехизический Совет для содействия обмену опытом, изучения важных катехизических тем в служении апостольского Престола и Епископских конференций, и для предложений и рекомендаций.

Священная Конгрегация монашествующих и светских учреждений.

(Congregatio pro Institutis Vitae Consecratae et Societatibus Vitae Apostolicae )

Основанная Сикстом V 20.5.1586 г. под названием "Св. Конгрегация по консультированию монашествующих" и утвержденная конституцией "Имменса" 22.1.1588 г., она в 1601 г. была объединена со Св. Конгрегацией по консультированию епископов, и иных прелатов. Св. Пий Х конституцией "Сариенти консилио" от 29.6.1908 г. вновь разделил оба учреждения и подчинил епископов Консисториальной конгрегации, так что конгрегация монашествующих стала автономной. Она занимается, прежде всего, всем тем, что касается монашеских орденов и конгрегаций (мужских и женских) и Обществ предполагающих совместную жизнь (режим, дисциплина, исследования, состояние права, привилегии - кан. 251 § 1). Компетенция распространяется на все аспекты жизни монашествующих: христианская жизнь, монашеская жизнь, религиозная жизнь; имеет личный характер, не имеет территориальных границ; некоторые определенные вопросы монашествующих могут быть переданы компетенции других конгрегаций (кан. 251, §2). Она освобождает от общего права тех, кто ей подчинен (кан. 251, § 3). Наконец, она обладает компетенцией над Третьими светскими орденами (кан. 251, § 1) и светскими учреждениями (конституция "Провида Матер" от 2.2.1947 г. моту проприо "Примо фелицитер" от 12.3.1948 г.). Изучение разных вопросов поручено разным комиссиям (по конституциям, по визитам, по изучению генеральных капитулов, по обращениям, по отпущениям, по формированию монашествующих и др.).

С 23.X.1951 г. при Конгрегации имеется Практическая Школа права монашествующих.

Конституцией "Регимини Экклезие универсе" от 15.8.1967 г. Павел VI назвал Конгрегацию монашествующих Св. Конгрегацией по делам монашествующих и светских учреждений.

Священная Конгрегация Евангелизации Народов ( Propaganda FIDE ) (Congregatio pro Gentium Evangelizatione)

Этот дикастерий восходит к кардинальской комиссии, учрежденной Пием V и Григорием XIII для миссий в Ост- и Вест-Индии, среди итало-греков и по церковным вопросам в протестантских, территориях Европы (Германская Конгрегация). Климент VIII в 1599 г. учредил Конгрегацию "Пропаганда Фиде", которая прекратила свое существование, через несколько лет. Григорий XV конституцией "Инкрустабили" от 22.6.1622 г. вновь учредил ее в постоянной форме, созвав для предварительных работ 6 января того же года комиссию из 13 кардиналов и 2 прелатов. Ее функцией было распространение веры во всем мире с большим акцентом на территории, вновь открытые к тому времени. Теперь территории этой Св. Конгрегации включают некоторые районы Юго-Восточной Европы и обеих Америк, почти всю Африку, Дальний Восток, Новую Зеландию и Океанию, за исключением Австралии и Филиппинских о-вов.

Св. Конгрегация обладает исключительной юрисдикцией в этих территориях на основании канонов соборного декрета «О миссионерской деятельности», за исключением компетенции Свв. Конгрегаций Вероучения, По делам святых, Восточных Церквей, Католического образования в отношении университетов, и Конгрегации Таинств и богослужений в отношении аннулированных и не совершившихся браков и вопросов обрядов и литургических текстов. Кроме того, от этой конгрегации зависят все монашествующие как миссионеры, а также все мужские и женские учреждения полностью, которые занимаются миссионерской деятельностью. Конгрегация учреждает и разделяет миссионерские округа по мере необходимости; возглавляет управление миссиями и изучает все вопросы и сообщения орденов и епископских конференций, наблюдает за христианской жизнью верующих и клириков, за благотворительными организациями и «Католическим Действием», наблюдает за лучшим управлением католических школ и в особенности семинарий.

Конгрегация должна также регулировать, координировать и стимулировать во всем мире миссионерские действия и миссионерское сотрудничество, за исключением права Восточных Церквей ("Ад гентес", № 29). Эта последняя функция миссионерского сотрудничества и стимулирования в основном осуществляется Папским Миссионерским Действием, куда входят: Пропаганда Фиде, Св. Апостол Петр для туземного духовенства, Миссионерство среди детей. Миссионерский Союз.

Священная Конгрегация по канонизации святых.

(Congregatio de Causis Sanctorum )

Конституцией "Именса этерни Деи" от 22.1.1588 г. Сикст V создал Св. Конгрегацию обрядов и поручил ей регулировать богослужение и изучать дела святых. Эти компетенции были поручены одному и тому же дикастерию, поскольку дела святых заканчивались введением одного раба Божия в культ Церкви.

Идея разделения Св. Конгрегации обрядов на два дикастерия, уже обсуждавшаяся в лоне комиссии по реформе Курии, осуществленной Св. Пием X, была претворена Павлом VI Апостолической конституцией "Ритум конгрегацио" от 8.5.1969 г. (ААС 61,1969 г., стр. 297-305), которой были созданы две конгрегации: по богослужению (упразднена 11.7.1975 г. созданием новой Конгрегации по богослужению и таинствам) и по делам святых. Той же конституцией новая конгрегация по делам святых получила собственную структуру. Она состоит из 3 канцелярий: 1) юридической, 2) генерального промотора веры, 3) историко-агиографической, которая является продолжением исторической секции, учрежденной Пием XI 6.2.1930 г. (ААС 22,1930 г., с 87-88).

Конгрегация имеет собственную канцелярию во главе с канцелярским
нотариусом и два ряда консультантов (богословов и историков).

Священная Конгрегация по католическому образованию.

(Congregatio de Institutione Catholica de Seminariis atque Studiorum Institutis )

Конституцией "Имменса" от 22.1.1588 г. Сикст V учредил Конгрегацию Римских университетских исследований для возглавления обучения в университетах Рима и других городов (Болонья, Париж, Саламанка и др.). Лев ХII конституцией "Квод дивина сапиенциа" от 28.8. 1824 г. создал конгрегацию, исследований для школ папского государства. С 1870 г. компетенция распространилась на католические университеты. Реформа Св. Пия Х (конституция "Сапиенти консилио" от 29.6.1908 г.) утвердила эти функции. Венедикт XV моту проприо от 4.11.1915 г. создал в Конгрегации секцию семинарий, которые прежде входили в консисториальную Конгрегацию, и соединил ее с Конгрегацией исследований, которая получила название Конгрегация семинарий и университетских исследований. Апостолической конституцией "Регимини Экклезие универсе" от 1.8.1967 г. Павел VI утвердил название Св. Конгрегации по католическому обучению, добавив третью канцелярию по католическим школам.

При той же Св. Конгрегации было учреждено «Папское действие священнических призваний» (моту проприо Пия XII "Кум нобис" от 4.11.1947 г.) , деятельность которого получила импульс и отражена в Соборном декрете "Оптатам тотиус", № 2 (28.X.1965 г.).

Компетенция Св. Конгрегации по католическому образованию охватывает
три секции: 1) все семинарии (за исключением зависящих от Свв. Конгрегаций Восточных Церквей и Евангелизации Народов) и все образовательные учреждения монашествующих иди светских институтов, в том, что касается научной подготовки воспитанников; 2) все университеты, факультеты, институты и высшие шкоды церковных или гражданских исследований, которые физически или морально зависят от церковных личностей,а также институты и ассоциации научного направления; 3) все школы и институты (образовательные или воспитательные) любого до университетского уровня, зависящие от церковной власти и направленные на формирование светской молодежи, за исключением зависящих от Свв. Конгрегаций Восточных Церквей и Евангелизации народов.


Страница сгенерирована за 0.07 секунд!
Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png