I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:

б) Б.М. Кедрова;

2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:

а) И. Гербарт

3. Психология как самостоятельная наука оформилась:

б) в 80-х гг. XIX в.;

4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:

в) Аристотелем;

5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:

а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

6. Термин «психология» в научный оборот ввел:

в) X. Вольф;

7. Психология как наука о сознании возникла:

в) в XVII в.;

8. Психология как наука о поведении возникла:

г) в XX в.

9. Определение психологии как науки о душе было дано:

б) более двух тысяч лет тому назад;

10. Первые представления о психике были связаны:

в) с анимизмом;

11. Определение эмпирической психологии принадлежит:

в) X. Вольфу;

12. Термин «эмпирическая психология» был введен:

в) в XVIII в.;

13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:

б) Дж.Ст. Милль;

14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:

а) психофизиологическая;

15. Психическое отражение:

б) носит избирательный характер;

16. Согласно идеалистическим представлениям психика -это:

г) образ бесплотной сущности.

17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:

г) регуляции вегетативных изменений.

18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественно­ научную основу является:

в) бихевиоризм;

19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:

а) психологии души;

20. Психология -это наука о функциях сознания согласно:

а) функционализму;

21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:

б) к эндопсихике;

23. Психическим явлением является:

в) интерес;

24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:

а) ощущение;

25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:

в) П.Я. Гальперин;

26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представ­ления или идеи называется:

г) воображением.

27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:

в) темперамента;

28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

в) возрастная;

29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотноше­ния с людьми изучает психология:

б) социальная; 30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное про­никновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развити­ем прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

б) педологией;

31. Основоположником российской педологии является:

а) А.П. Нечаев;

32. Педология возникла:

г) на рубеже XIX-XX вв.

33. Основателем зарубежной педологии считается:

а) С. Холл;

34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в на­шей стране:

в) в 1936 г.;

35. В. Франкл известен как основоположник:

а) Я. Морено;

Методология психологии

1. Методология:

б) определяет способы достижения и построения знания;

2. Критерием научной теории в психологии не является(ются):

г) материальная целенаправленная деятельность людей по преобра­зованию природных и социальных объектов.

3. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследова­ний общим(ми) является(ются):

г) постановка целей и задач исследования.

4. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объясни­тельного сформировался принцип:

г) системности.

5. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

в) детерминизма;

6. С идеалистической точки зрения свойства человеческой психики не рассматривал:

г) Аристотель.

7. С материалистической точки зрения психические явления рассматривал

в) Т. Гоббс;

8. Принцип, требующий рассматривать психические явления в пocтоянном изменении, движении, называется принципом:

б) развития; \

9. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении зна­ний, называется:

в) рационализмом;

10. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:

б) биологического;

11. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей опреде­ленные функции, называется:

в) структурно-функциональным;

12. Структурно-функциональный подход относится к уровню:

б) общенаучной методологии;

13. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:

а) философской методологии;

14. Отличительная черта отечественной психологии -использование кате­гории:

а) деятельности;

15. Необходимость выявления противоречий как источника развития и са­моразвития психики означает принцип:

в) единства и борьбы противоположностей;

16. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:

г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культур­но-исторического развития человека.

17. При определении деятельности как объекта психологического исследо­вания был вычленен такой «аспект изучения психики, как:

а) процессуальный;

18. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:

в) детерминизма;

19. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:

а) С.Л. Рубинштейн;

20. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:

а) детерминизма;

21. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовал­ся принцип:

а) детерминизма;

22. Методологической основой бихевиоризма является:

б) позитивизм;

23. Методология бихевиоризма тесно связана:

б) с механистическим пониманием поведения;

24. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:

б) развития;

25. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:

г) рационализм.

26. Философской основой гуманистической психологии является:

б) экзистенциализм;

Методы исследования.

12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

в) наблюдением;

13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же лю­дей, позволяющее анализировать психическое развитие на различныхэтапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:

б) лонгитюдным;

14. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

в) интроспекция;

15. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:

б) для гештальтпсихологии;

16. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результа­те которого делается попытка оценить тот или иной психический про­цесс или личность в целом, -это:

в) тестирование;

17. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним -это:

г) самонаблюдение.

18. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта на­зывается:

г) экспериментом.

19. Основным для современных психогенетических исследований не являет­ся метод:

г) интроспекции.

22. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) У. Джемсом;

б) Г. Эббингаузом;

в) В. Вундтом;

г) X. Вольфом.

23. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:

в) в 1879 г.;

24. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России из­вестна:

в) с 1885 г.;

25. Первая педологическая лаборатория была создана:

б) С. Холлом в 1889 г.;

26. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:

в) В.М. Бехтерев;

27. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

б) эксперимента;

42. Эффект плацебо был открыт:

в) медиками;

43. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте на­зывается эффектом:

в) социальной фасилитации;

44. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в иссле­дованиях:

в) психологии личности и социальной психологии;

НАУЧЕНИЕ

1. Научение не является:

г) врожденным рефлексом.

2. Понятие «научение» возникло в отрасли психологии:

а) зоопсихологии;

3. Теорию научения разработал:

б) Э. Торндайк;

4. Термин «социальное научение» возник:

в) в бихевиоризме;

5. Четырехступенчатую модель научения и воспроизведения предложил:

а) А. Бандура;

а) теории социального научения;

7. Аккомодация и ассимиляция как две составляющие адаптации были вы­делены:

а) Ж. Пиаже;

8. Адаптация может не осуществляться на уровне:

г) аффективном.

9. Самый простой вид научения -это:

а) привыкание;

10. Вид научения, характерный для человека и редко или почти не встреча­ющийся у других живых существ, - это:

б) викарное научение;

11. Специфическая форма научения, процесс фиксации информации в па­мяти называется:

б) заиечатлением;

12. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобрете­ния индивидуального опыта биологической системой, является:

в) научение;

13. В общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения проявляется:

г) таксис.

14. Часто термин «инстинкт» не является синонимом понятия:

г) внешне обусловленное.

15. Для инстинктов не характерна:

г) опосредованность.

16. Инстинктивное поведение достигает максимума:

б) у насекомых;

17. Рефлексы:

г) простейшие сенсомоторные акты.

18. Термин «условный рефлекс» предложен:

б) И.П. Павловым;

19. Систему условно-рефлекторных реакций, обеспечивающих устойчивую и целесообразную связь организма с внешней средой в данных относительно устойчивых условиях, при повторяющихся факторах принято называть:

в) динамическим стереотипом;

20. Когда ранее приобретенный индивидуальный опыт влияет на последую­щее его формирование, мы говорим:

в) о переносе;

21. Формирование нового поведения путем воспроизводства чужих действий принято называть:

в) имитацией;

22. У низших животных наблюдаются очень примитивные формы поведе­ния, известные под названием:

а) таксисов;

23. Присущее некоторым видам животных неизгладимое запечатление пер­вой встреченной после рождения информации называется:

б) импринтингом;

24. Сенсорное научение является разновидностью научения:

а) ассоциативно-рефлекторного;

25.Обнаружение у предмета новых свойств, имеющих значение для его жиз­недеятельности, и их усвоение -это:

г) научение знаниям.

26. Моторное и ассоциативное научение соотносятся как:

в) род-вид;

27. Положение необихевиоризма о том, что новая двигательная реакция за­крепляется благодаря освобождению организма от потребности, нару­шившей его равновесие, основывается на принципе:

в) гомеостаза;

28. Решение проблемы путем озарения противопоставила методу проб и ошибок психология:

б) гештальтпсихология;

29. Широко использовался в бихевиоризме для объяснения научения как ве­роятностного процесса метод:

б) проб и ошибок;

30. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются по так называе­мому методу проб и ошибок, известно как:

в) оперантное научение;

31. Усвоение человеком связей, существующих между конкретными объек­тами, свойствами, действиями, психическми состояниями и т. п., состав­ляет сущность теорий научения:

а) ассоциативных;

32. Обнаружение и использование существенных отношений реальности, их отображение в понятиях и закрепление в словах составляют содержание теорий научения:

в) знаковых;

33. Научение как изменение поведения, внешних реакций на меняющиеся стимулы в зарубежной психологии анализировал:

в) Б. Скиннер;

34. Сущность научения как усвоения человеком связей, существующих меж­ду конкретными объектами, свойствами, действиями, психическими со­стояниями, трактуется в теориях научения:

а) ассоциативных;

35. Проблемы усвоения социального опыта как процесса, происходящего между стимулом и реакцией, исследуются в рамках подхода:

б) когнитивного;

36. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматри­вается в рамках:

в) гештальтпсихологии;

38. Способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автома­тизированным, называется:

в) навыком;

39. Умения и навыки не обусловливают способности человека:

г) к аффективному поведению.

40. Исследование навыков началось с таких из них, как:

а) двигательные;

41. Отрицательное, взаиморазрушающее действие несовместимых друг с другом навыков называется:

г) интерференцией.

42. Возможность использования сформированного навыка в сходных или новых условиях интерпретируется как:

а) перенос;

43. Тенденция быстрого совершенствования навыка при первых повторени­ях и более медленного при последних называется законом:

г) изменения скорости развития навыка.

46. Усиление/ослабление приобретаемых навыков под влиянием уже сфор­мированных называется:

б) интерференцией;

52. Междисциплинарный подход к анализу учения осуществил:

б) И. Лингарт;

54. Учение как адаптационный процесс с точки зрения наследственности, среды, приспособления, регуляции исследуется:

в) в биологии;

55. Учение как фактор социализации и условие связи индивидуального и об­щественного сознания рассматривается:

б) в социологии;

56. Система специальных действий, необходимых для прохождения основ­ных этапов процесса усвоения, называется:

в) преподаванием;

57. В отечественной науке Д.Б. Эльконин и В.В.Давыдов трактовали уче­ние как:

в) специфический вид учебной деятельности;

58. П.Я. Гальперин обосновывает учение как:

б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование )

1. Развитие организма человека называется:

а) онтогенезом;

2. Развитие человека как вида называется:

г) антропогенезом.

3. Термин «онтогенез» был введен:

в) У. Джемсом;

4. Психическая закономерность - это связи и отношения (как правило, ве­роятностные), в рамках которых развивается и функционирует психика людей. Такие связи и отношения являются:

г) устойчивыми;

5. Научное положение о закономерном проявлении филогенеза в онтогене­зе принято называть законом:

а) биогенетическим;

6. Биогенетический закон обосновал:

б) Э. Геккель;

7. С точки зрения материализма из биогенетического закона вытекает:

а) признание предопределенности хода психического развития ре­бенка;

8. Концепцию стадийного развития личности не принимал:

г) Б. Скиннер.

9. Понятие «зона ближайшего развития» введено:

в) Л.С. Выготским;

10. Расхождение в уровнях трудности задач, решаемых ребенком самостоя­тельно и под руководством взрослого, называется:

б) зоной ближайшего развития;"

11. Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:

в) ведущей

12. В подростковом возрасте ведущей является деятельность:

б) интимно-личностная;

13. В младшем школьном возрасте ведущей является деятельность:

г) учебная.

14. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

в) А.Н.Леонтьевым;

15. При изучении в плане формирования общественно ценных психических новообразований к проблеме ведущей деятельности обычно подчеркива­ется подход:

г) педагогический.

16. Временной диапазон, наиболее чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека, принято называть периодом:

а) сенситивным;

17. Возрастной кризис относится к процессам:

б) нормативным;

19. Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:

в) Д.Б. Эльконин;

21. Процесс перехода от внешней предметной деятельности к ее внутренне­му (идеальному) плану называется:

а) интериоризацией;

22. Процесс превращения результатов внутренних (психических) действий в их материальный продукт называется:

б) экстериоризацией;

23. Процесс накопления опыта личностью путем переноса внешних элемен­тов предметной деятельности и общения во внутренний план называется:

в) интериоризацией;

24. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внут­ренней) составляет суть:

г) комплексный.

28. Ценным в педологии является стремление изучать развитие ребенка в ус­ловиях:

а) комплексного подхода;

29. Рассмотрение ребенка как целостного существа в различных его прояв­лениях по отношению к окружающему миру -основное требование та­кого подхода к изучению развития личности, как:

в) системный;

30. Психическая активность человека имеет несколько измерений, размер­ностей, аспектов, уровней, инстанций и т. п. согласно такому подходу исследования личности, как:

г) интегральный.

32. Адаптацию в качестве одного из главных процессов интеллектуального развития ребенка рассматривает:

в) Ж. Пиаже;

33. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже отражает такой подход кразвитию личности, как:

а) когнитивный;

34. По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций характерна для возраста:

в) от 7 до 11 лет;

35. По Ж. Пиаже, то, что дети учатся мысленно совершать действия, кото­рые раньше они выполняли только руками, характерно для стадии:

в) конкретных операций;

36. 3. Фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека сокра­щенно повторяет ход развития всего человечества, опираясь на закон:

в) биогенетический;

38. Согласно психосексуальной концепции развития 3. Фрейда для возраста от 4 до 5 лет характерна стадия:

б) фаллическая;

39. По 3. Фрейду, то, что либидо не концентрируется на какой-то определен­ной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в со­стоянии бездействия, покоя, характерно для такой стадии психосексу­ального развития, как:

в) латентная;

41. Э. Эриксон считал, что конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствую­щих данному полу, характерен для возраста:

в) 12-18 лет;

43. По Э. Эриксону, стадия средней взрослости охватывает возраст:

в) от 40-45 до 60 лет;

44. По Э. Эриксону, стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям наиболее характерны для стадии:

б) ранней взрослости;

45. Согласно периодизации возрастного развития Э. Эриксона четвертый кризис развития:

б) переживается в младшем школьном возрасте;

46. Л.Кольберг называет уровень нравственного развития, на основании ко­торого люди приспосабливаются к правилам и принципам, выработан­ным другими, уровнем:

б) конвенциональным;

47. По Л. Кольбергу, конвенциональный уровень нравственного развития характерен для возраста:

б) от 10 до 13 лет;

48. По Л. Кольбергу, личность, сообразующая свои поступки с одобрением другими людьми, находится:

б) на конвенциональном уровне развития;

49. По Л. Кольбергу, большинство взрослых людей не достигают:

в) постконвенционального уровня развития;

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование )

1. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

в) сознанием;

2. Психологической характеристикой сознания не является:

г) реактивность.

3. Понятия «мозг» и «материальное» находятся в таком же соотношении, как «сознание» и:

в) идеальное;

4. Основателем функционалистского подхода к изучению сознания явля­ется:

в) У. Джемс;

5. При исследовании сознания в контексте структуралистского подхода ис­пользовался метод:

а) интроспекции;

6. Порождение, функционирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной де­ятельности субъекта в теории:

б) А.Н. Леонтьева;

7. Первичное и рефлексивное сознание предложил различать:

в) Г. В. Фартинг;

8. Для нормального состояния сознания характерно(а):

г) легкое переключение внимания.

9. Психическое состояние как характеристика индивидуального акта созна­ния не детерминировано:

г) непланируемой ситуацией.

10. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется уровнем психической активности:

б) средним;

11. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:

г) объективностью.

12. По отношению к функционированию (состоянию) человека, его психи­ке сознание не является особым(ой):

г) автоматизмом.

18. Впервые в достаточно развернутом виде концепция бессознательного психического была представлена:

б) Г. Лейбницем;

19. Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции:

а) 3. Фрейда;

20. В концепции психоанализа 3. Фрейда во взаимоотношениях сознатель­ного и бессознательного на первом плане стоят параметры:

в) энергетические;

21. А. Адлером бессознательное трактуется как:

а) мотивационные ожидания;

24. Самосознание можно определить как:

г) образ себя.

25. Первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат:

г) У. Джемсу.

26. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле психологии:

а) гуманистической;

27. Я-концепция сформулирована:

б) в 1950-е гг.;

28. Возникновение самосознания не связано:

г) с увеличением непроизвольности.

29. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, исследовал:

б) Л.С. Выготский;

30. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению:

в) И.М. Сеченова;

31. По С.Л. Рубинштейну, самосознание:

б) является этапом в развитии сознания;

32. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:

а) биологических потребностей;

33. Психологическим механизмом самосознания выступает:

б) рефлексия;

34. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и ме­ста в системе межличностных отношений называется:

а) самооценкой;

35. Образы сознания, не предстающие перед субъектом в его внутреннем плане, выполняют функцию:

г) самообразования.

36. Способность принять позицию исследователя, чтобы понять самого себя, свои поступки, мысли и чувства, составляет сущность рефлексии:

а) интеллектуальной;

37. Рефлексия в области мышления получила название:

а) интеллектуальной;

II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Структура познавательной деятельности

1.Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают процессы:

а) познавательные;

2.Общей чертой значительного числа современных структурных теорий познавательных процессов не является пред-ставление о существовании:

г)информационных фильтров.

3.Проблема операционного состава и структуры стала центральной в контексте исследования познавательных процессов:

в) в 60-е гг. XX в.;

в) образа;

5. Целостность образа не детерминирована:

г) кибернетически.

6. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

7. Когнитивный стиль по отношению к познавательной деятельности является:

а) способом;

12 Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведениюв проблемных ситуациях, -это:

б) интеллект;

13.Сквозным психическим процессом считается:

б) внимание;

14. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

г) внимание.

15. Серьезные разногласия в психологической науке вызывают природа и сущность:

г) внимания.

16.Отражение актуальной реальности и обеспечение адаптации к ней осуществляет:

б) восприятие;

17.Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем осуществляет:

б) память;

18. Одну из первых моделей интеллекта предложил:

а) Ч. Спирмен;

19.В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как адаптации к наличным обстоятельствам жизни;

а) биопсихической;.

20.Интеллект в ряде психологических концепций не отождествляется:

г) с перцепцией.

33.Шкалы интеллекта IQ соответствуют измерению на уровне:

в) интервальном;

34.Критерием оценки развития интеллекта не является(ются):

г) скорость протекания нервных процессов.

35.Идея количественного определения интеллектуального развития детей с

помощью тестов принадлежит:

г) А. Бине.

36.Термин «коэффициент интеллектуальности» ввел:

в) В. Штерн;

37.Попытка изучения продуктивных творческих составляющих интеллекта была предпринята представителями психологии:

в) гештальтпсихологии;

Ощущение.

1.Одним из основоположников психофизики является:

в) Г. Фехнер;

2. Особую остроту психофизическая проблема приобрела:

б) в XVII в.;

3. Принцип специфической энергии органов чувств выделил:

в) И. Мюллер;

б) теории местоположения;

7. Философско-психологический смысл гипотезы А.Н.Леонтьева состоит в том, что в ней сделана попытка такого понимания природы ощущений, как:

б) объективистский;

16. Предел чувствительности каждого органа чувств, за которым не может произойти их возбуждение, называется порогом:

б) физиологическим;

18. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется:

б) дифференциальной чувствительностью;

19. Интервал времени от момента подачи сигнала до момента его возникновения называется:

г) латентным периодом реакции.

20. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,-это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

21. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватнс

воспринимать анализатор, называется порогом ощущений:

г) верхним абсолютным.

22. Минимальное значение изменения интенсивности сигнала, вызывающее ощущение, - это:

б) дифференциальный порог;

23. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется:

б) порогом различения;

24. Ощущения, возникающие вследствие резкого возрастания их нижних абсолютных порогов, оказываются более или менее ослабленными:

б) при гипостезии;

25. Более или менее элементарные кожные ощущения, возникающие без всякого внешнего раздражителя, - это:

г) перестазия.

26. То, что величина разностного порога чувствительности относительна, доказал:

а) Э. Вебер;

31. Сенсорная недостаточность, которая может привести к потере ориентации, известна как:

а) депривация;

32. В условиях сенсорной депривации;

г) активизируется процесс воображения.

33. Психофизиологическая закономерность ощущений, не приводящая к изменению чувствительности, - это:

г) монотонность.

34. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

в) адаптация;

35. Дезадаптация может проявиться как:

г) явное понижение чувствительности под влиянием слабого раздражителя.

36. Сенсибилизация не может быть вызвана:

г) привыканием.

37. Совокупность научных взглядов на качественно разнородное влияние одних и тех же раздражителей на различные органы чувств и в то же время на вызов различными, разнокачественными раздражителями сходных, однотипных ощущений в одних и тех же органах чувств называется:

а) концепцией специфической энергии органов чувств;

38. Сенсорная депривация не характеризуется таким показателем изменения чувствительности, как:

г) равномерность.

39. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:

б) сенсибилизация;

40. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др.), известна как:

г) модальность.

41. Сенсорная адаптация состоит в таких характеристиках восприимчивости рецепторов, подвергающихся длительному раздражению, как:

б) уменьшение;

42. Психическое явление, заключающееся в том, что амплитуда изменения ощущения, вызванного раздражителем полярного воздействия на противоположное, кажется большей, чем его физическая основа, называется эффектом:

б) контраста

43. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных и других разновидностей ощущений является:

б) модальность раздражителя;

45. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:

а) экстерорецептивными;

46. Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются:

б) интерорецепторами;

47. К экстерорецептивным относятся ощущения:

а) зрительные;

48. Термин «интерорецепторы» предложен:

б) Ч. Шеррингтоном;

49. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, -это:

а) синестезия;

50. Такие качественные характеристики ощущений, как цвет в зрении, тон и тембр в слухе и т. п., относятся к характеристикам:

а) модальностиым;

51. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется:

б) интенсивность ощущений;

52. К основным свойствам ощущений не относится:

Восприятие

(В этом разделе тестовые вопросы выделенные курсивом не будут выноситься на тестирование)

I. Восприятие часто принято называть:

в) перцепцией;

2. Последовательное применение принципа деятельности в изучении вос

приятия характерно для исследований:

в) А. В. Запорожца;

3. Впервые понятие перцептивных действий было выдвинуто в психологии:

г) Дж. Гибсон.

5. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта:

а) при его непосредственном взаимодействии с этим объектом;

6. По отношению к образам ощущения и восприятия образы представлений:

б) вторичны;

7. Процесс восприятия представляет собой быструю смену менее конкретного, более общего восприятия предмета, явления более частным, конкретным, дифференцированным согласно закону:

в) перцепции;

8. Совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия,-это:

б) перцептивная система;

9. Произвольное внимание:

а) опосредовано социально выработанными способами поведения;

10. Основным критерием классификации восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает:

в) форма существования материи;

11. Основанием классификации восприятия на восприятие художественное, математическое, техническое, музыкальное и др. является:

г) вид деятельности.

12. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит:

г) целенаправленность характера деятельности субъекта.

13. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, - это:

г) осязание.

14. Субсенсорное восприятие -это одно из проявлений:

а) бессознательного;

15. Бинокулярное зрение составляет основу видения окружающего мира:

в) стереоскопического;

16. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются:

в) иллюзией;

17. Иллюзии восприятия не обусловлены:

г) темпераментом воспринимающего.

18. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:

а) Шарпантье;

19. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два чело

веческих профиля, иллюстрирует закон:

б) фигуры и фона;

20. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на

органы чувств, называются:

б) галлюцинациями;

21. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:

в) не проецируются вовне;

22. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:

в) апперцепцией;

23. Термин «апперцепция» предложил:

в) Г. Лейбниц;

24. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:

б) константность;

25. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:

б) осмысленностью;

26. Константность восприятия -это свойство:

б) приобретенное;

27. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

а) целостность;

28. Концентрация внимания предопределяется:

а) функционированием доминанты;

29. Структурные единицы процесса восприятия у человека, обеспечивающие сознательное выделение и преобразова-ние сенсорной информации, что приводит к построению адекватного предметному миру и задачам деятельности образа,- это:

г) перцептивные действия.

30. Реакция внимания не связана со стимулом (событием, объектом), с точки зрения его:

г) однообразности.

31. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит:

г) от задатков.

32. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует:

в) наблюдательность;

33. Априорное наличие в психике человека установки придавать воспринимаемым предметам, явлениям законченную, «хорошую» форму постулирует закон:

в) прегнантности;

34. Психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение согласно закону:

а) транспозиции;

35. Стимул или объект привлекает тем большее внимание, чем он.

англ. empirical psychology) - термин, введенный нем. философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, которая описывает и изучает конкретные явления психической жизни (в отличие от рациональной психологии, занимающейся "бессмертной" душой). Задачей Э. п. считалось наблюдение за отдельными психическими фактами, их классификация, установление проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Такая установка была присуща с древнейших времен многим исследователям поведения человека.

В учениях древнегреч. философов содержались не только общие положения о природе души и ее месте в мироздании, но также и многочисленные сведения о конкретных психических проявлениях. В средние века важность эмпирико-психологиче-ского подхода обосновывали арабоязычные мыслители (в особенности Ибн Сина), а также такие прогрессивные философы, как Ф. Бэкон, У. Оккам и др. В эпоху Возрождения горячим приверженцем Э. п. выступал испанский врач X. Л. Вивес, книга которого "О душе и жизни" (1538) оказала большое влияние на психологические теории Нового времени. Вивес доказывал, что не метафизическая сущность души, а реальные ее проявления должны стать объектом анализа, что индивидуальный метод есть единственно надежный путь приобретения такого знания о людях, которое м. б. использовано для усовершенствования их природы. Идея о том, что психологическое познание должно базироваться на опыте, стала краеугольным камнем учения Дж. Лок-ж, который разделял опыт на внешний и внутренний. Если внешний опыт рассматривался как продукт воздействия реального мира на органы чувств, то внутренний - выступал в виде производимых душой операций. Это стало предпосылкой расщепления Э. п. на 2 направления - материалистическое и идеалистическое.

Ряд идеалистов (Дж. Беркли, Д. Юм), отвергнув разделение опыта на внешний и внутренний, стали понимать под "опытом" чувственные впечатления субъекта, имеющие основания только в нем самом, но ни в чем внешнем. На принципиально иных позициях стояли фр. материалисты XVIII в. Выступая сторонниками Э. п., они понимали под ней естественнонаучное изучение психических свойств телесной организации человека.

Сложившаяся в середине XIX в. "опытная школа" в психологии несла печать двойственности, поскольку соединила установку на наблюдение, конкретный анализ и индуктивное познание психических явлений с учением об особой сущности этих явлений, постигаемых только посредством самонаблюдения. Исследования "опытной школы" подготовили переход от умозрительной трактовки психики к ее экспериментальному изучению. В дальнейшем многозначность термина "опыт" привела к размежеванию между сторонниками естественнонаучного подхода, понимаемого как познание с помощью наблюдения и эксперимента процессов сознания и поведения, и сторонниками чистого опыта, сводимого ими к субъективным феноменам.

3.2 Становление эмпирической психологии

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.

Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.

Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, «кроме материальных тел, которые движутся по законам механики». Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций.

Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм. (от лат. “empirio” – опыт)” .

В разработке этого направления видная роль принадлежала Д. Локку (1632 – 1704).

Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Исходя из этого он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей.

Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. По Локку, ассоциации – это неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея”. Примерами являются все наши симпатии и антипатии. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания в том, чтобы предупредить у детей образование нежелательных связей сознания.

После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развилась ассоциативная психология” .

Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа–идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716).

Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.

Полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания. Она вскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта – его индивидуальный характер.

Опыт действительно является единственным источником развития человеческой психики, если его не ограничивать рамками личной истории индивида. Опыт – это вся социокультурная система представлений о мире, которая усваивается человеком и определяет его поведение.

3.3 Становление ассоциативной психологии

В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.

Исследуя психику, Гартли (1705 – 1757) дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, Гартли объяснял, считая что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом, мышление к процессу образования понятий), а в основе воли – ассоциация слов и движения.

“Исходя из представления о прижизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым в XX веке” .

По–иному истолковывали принцип ассоциации два других английских мыслителя - Д. Беркли (1685 – 1753) и Д. Юм (1711 – 1776). Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт.

Согласно Беркли – опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные и осязательные.

Английский мыслитель Д. Юм занял иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своих трудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.


4. Зарождение психологии как науки

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний.

Английский историк и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует.

А. Бэн в своих главных трудах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое внимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам.

Английский философ и психолог Г. Спенсер (1820 – 1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология.

Пересматривая предмет психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциациями между ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторам (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени, он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству. Таким образом, сознание не чистый лист, оно полно предуготовленных ассоциаций. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европеоида и мозгом дикаря.

Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на экспериментальную психологию.

В теории немецкого психолога и педагога И. Гербарта (1776 – 1841) соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии – активности души, роли бессознательного.

В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.

Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все живое, которому не удалось справиться с трудностями среды. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжить, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться.

Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобы обеспечить активность своего поведения.

Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологии исследования –дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Начала эмпирический психологии связано с идеями Бэкона, Гоббса, Локка в том, что явления сознания и есть та область, которая должна придти на смену понятия о душе. Локк сформулировал представления о внутреннем опыте как о новом предмете психологического исследования. Возникает новое направление исследования, в котором единственным предметом изучения признаются явления сознания. Вся психология как самостоятельная наука развивалась на базе этого представления (особенное развитие эта линия получила во французском материализме). В философском плане основные понятия этого направления связаны с именами Локка, Гоббса, Декарта и Бэкона. С середины 19 в. выделение психологии как самостоятельной науки (как эмпирической науки о сознании), связано с именами Вундта, Тичнера, Джеймса, Брентано, Челпанова.

Основные вопросы этого направления:

  • 1. Представление об опытных, а не врожденных источниках сознания. Тезис Локка о душе как о tabula rasa применим исключительно к явлениям сознания. Содержание, которое мы приобретаем с помощью нашего сознания, складывается при жизни, поэтому в душе нет никаких опыта, знаний вне полученного опыта. Опыт понимается как индивидуальный, пассивный (воздействие внешнего мира). Объяснение явлений сознания происходит из самого сознания, то есть из более простых образований сознания объясняются более сложные. Сознание замкнуто в самом себе и его описание и объяснение не выходят за рамки самого сознания. Здесь встает вопрос о механизмах работы сознания, решаемые у Локка:
  • 1. механизм ассоциации (собственный механизм сознания, некоторым образом отражающий внешние по отношению к человеку связи, которые в силу повторения становятся фактами сознания субъекта;
  • 2. собственные акты ума (акт обобщения, например).

В такой замкнутой структуре возникает проблема механизмов, законов, которые действуют при возникновении таких связей (особенно у Вундта). Единственным, адекватным методом получения научного знания о сознании является интроспекция (позже дополненная Вундтом методом эксперимента, а также исследованием явлений развития человеческого духа - речи, мифов, обычаев и т.п.). Таким образом, складывается эмпирическая психология, как опытное знание, о явлениях сознания (включающее изучение процессов ассоциации и т.д.). Сразу же возникает принципиальные трудности в подходе эмпирической психологии указанные еще Лейбницем: невозможность представления души как «чистой доски». В душе уже от рождения существуют какие-то ростки, задатки знания, то есть, нечто врожденное, что уже после рождения получает развитие. Это критика базового понятия эмпирического подхода. Также Лейбниц признавая важность опыта как образующего сознание, протестовал против пассивности сознания, а требует апперцепции (активности, благодаря которой внешние явления становятся фактами нашего сознания; того, что присоединяется к перцепции). Также он не соглашался с положением о тождественности всех психических явлений сознанию (если только явления сознания представляют из себя предмет исследования, то вся психика сводится к сознательному, что и подчеркивал Локк, и в несогласии с этим величие Фрейда). Лейбниц был первым, который ввел понятие бессознательного (начало 18 в. «Новый опыт о человеческом разумении») на основе общего закона о непрерывности, который Лейбниц распространял на всю Вселенную.

С одной стороны эмпирическая психология являлось основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в 18 в. в философии Х.Вольфа), но она развивалась раздираемая противоречиями (сознание - несознание и т.д.).

У Выготского в «кризисе» сказано, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории. Но эмпирическая психология это теория, это определенная концепция, в основе которой лежит представление Локка и Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания.

Одновременно с эмпирическим подходом возникла психофизическая проблема.

Естественно - научная и культурно-историческая ориентация в психологии (зарубежной и отечественной).

Ланге раньше Выготского описал кризис в психологии в «Борьбе воззрений в современной психологии», где говорит о двух ликах психологии - один, обращенный к естествознанию, физиологии (наука о причинностях психической жизни, преимущественно познавательная и интеллектуальная, ищет общие законы), другой - к наукам о духе, истории и социологии (наука о ценностях, волюнтарная, интересуется индивидуальными, историческими переживаниями).

Виндельбанд (неокантианство) противополагает науки естественные (и психологию в том числе) или причинно-объяснительные наукам историческим или описательным. Таим образом в конце 19 в. обращается к методологии (во времена расцвета работы Вундта). Риккет есть область природы и область истории, включающее понятие ценности. Т. Липпс в пределах психической жизни различает объективные содержания (данные мне ощущения, восприятия) и субъективные (мои - акты, стремления, чувствования). Лосский построил свою волюнтаристическую психологию на этом различении. Таким образом, КИ и ЕН являются двумя фундаментальными установками в психологии отражающие результат всего ее развития.

Предшественниками ЕН являются: Гартли, сформулировавший первую ассоцианистическую концепцию в психологии указывал на источник своей концепции - физическую теорию Ньютона (по оценке современников Гартли - проводилась аналогия между объяснением мира Ньютоном и Гартли в области физического и психического соответственно) и сам закон ассоциации описывался по аналогии с законами Ньютона (притяжение, распространение возбуждения участков мозга результирует в объединение представлений по законам ассоциаций). Дж. Милль в «Системе логики» разрабатывал единую методологию для естественной и моральных наук, суть которой была естественная. Сама «наука - естественная наука» и других пониманий быть не может.

Факты из истории психологии, подтверждающие сильное влияние естественной ориентации в психологии:

1. Психология развивалась под сильным развитием естественных наук. Преобразование предметной области исследований (душа, явление сознание, поведение, деятельности) происходило в значительной степени под влиянием естественных наук. Например, Вундт, перешел от понятия психологии как науки о внутреннем опыте к пониманию психологии как науки о непосредственном опыте, так как усмотрел опасность противопоставления внутреннего и внешнего опыта и соответствующих наук в том, что психология изолирует себя из научного сообщества (которое изучает природу с помощью научных процедур, а не субъективных методов). «Нет двух форм опыта, а есть единый опыт нераздельного субъекта-объекта (позже у Рубинштейна)». Поэтому возможны две формы изучения: 1. абстракция от субъекта и изучение объекта в поле естествознания, 2. изучать объект, данный субъекту (что объект вызывает в субъекте - чувства, мысли и т.д.). Тогда есть науки о непосредственном опыте (психологии), и есть об опосредствованном (естественные). Но так как опыт один, то методы сложившиеся в других науках вполне адекватны полю психологии (эксперимент, наблюдение). Главная заслуга Вундта в том, что он ввел эксперимент (постулируя единство методов научного изучения опыта). Этот переход был связан с пониманием ситуации в естествознании.

Развитие ЕН парадигмы привело к созданию функционализма, бихевиоризма. Ориентация на историю, социологию поставило вопрос о специфике психологии, исключения ее из ЕН и включению только в КИ контекст.

С ориентацией на естествознание связано выделение психологии в самостоятельную науку (Вундт, Сеченов). О месте экспериментального метода в психологии.

С введением эксперимента психология превратилась в самостоятельную науку (личность - эксперименты Дембо по вызыванию гнева в школе Левина, творчество - Вертгеймер, психическое развитие - Лейпцигская школа (психология диффузных переживаний; психическое развитие как изменение изначально целостных образований, их преобразование и т.д.); 2. в КИ концепции Выготского исследовались ВПФ с точки зрения их образования в онтогенезе, в актуалгенезе). Таким образом, ЕН экспериментальная парадигма оказалась усвоенной психологией. Особое место здесь занимают эксперименты в гештальт психологии (преобразование эксперимента к психической реальности: если раньше изучались эффекты воздействия на объект, то у Левина ситуация преобразовалась во взаимодействие экспериментатора с испытуемым.).

КИ ориентация: описательная и понимающая психология Дильтея и Шпрангера, ведущая свое начало от французской социологической школы. Однако, необходимость не просто понимания существования субъекта в условиях культуры, а включение этого факта в сферу психологического исследования, привела к противопоставлению объяснения и описания. Возник вопрос о цели и значении объяснения (предвосхищение явлений, их формирование, искусственное получение и т.д.) и предложено было вернуться назад к феноменам.

Сюда же относится французская концепция, а гуманистическая психология или логотерапия Франкла ориентирована на КИ парадигму.

Деятельностный подход сочетает в себе и ЕН и КИ.

Итак по структуре вопроса: асссоцианизм, бихевиоризм (являющийся оборотной стороной ассоцианизма, так как там идет речь об установлении связей не между элементами сознания, а между поведенческими актами), рефлексология (идущая от Бехтерева).

Историческая оценка этих ориентаций.

В ассоцианизме ассоциация есть фундаментальное явление психической жизни как и реакция на стимул в бихевиоризме. Однако это не является полным описанием, но тем не менее оценить эти направления можно по смыканию психологии с практикой (еще в 18 в.)

Эмпирическая психология сознания. Эмпиризм и ассоцианизм


Введение

Глава IЭмпиризм

Глава IIАссоцианизм

Глава III Эмпирическая психология сознания

3.1 Эмпирическая психология и ее основные направления

3.2 Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка

Заключение

Список используемой литературы


Введение

XVIII век ознаменовался дальнейшим укреплением и развитием капиталистических отношений в передовых странах. Произошла индустриальная революция, превратившая Англию в могущественную державу. Глубокие экономические изменения привели в конце века к политической революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Социально-экономические сдвиги порождали идеологические формы, противостоявшие теологическому мировоззрению. В борьбе с ним расширялось движение, получившее название «Просвещение». Оно было направлено против всего, что препятствовало росту науки и научного мировоззрения. Укреплялась концепция «естественного человека», сложившаяся в XVII в. и воплотившая принцип формального буржуазного равенства. Сенсуализм и эмпиризм становятся в противовес рационализму и априоризму главными методологическими заповедями. В этой атмосфере и складывалась психологическая мысль.


Глава I . Эмпиризм

(Empiricism; Empiric) - в философии - направление в теории познания, признающее источником знания чувственный опыт и полагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к немуЭмпирический подход в психологии описывает и изучает конкретные явления психической жизни Юнг определял свою психологию как эмпирическую, подразумевая при этом, что в большей степени она основывается на конкретных исследованиях и эксперименте, нежели на теории«Он рассматривал это как противоположность умозрению или идеологии и считал, что эмпиризм обладает преимуществом в представлении фактов наиболее точным образом, хотя и ограничен недооценкой ценности идей Эмпирическое мышление не менее рационально, чем мышление идеологическое; Юнг обсуждал эти два подхода по отношению к интроверсии, которую рассматривал как выражение эмпиризма, в то время как экстраверсия оказывалась более присущей идеологическому типу (КСАП, с 167).

Слово «эмпирический» образовано от греческого слова «эмпейра», что означает «опыт».

Все истинные знания, заявлял Локк, проистекают из опыта, т.е. из восприятия окружающей действительности с помощью органов чувств. Но «душа» человека не может служить предметом такого восприятия. Сколько бы человек ни старался наблюдать свою «душу», он не в состоянии это сделать. Внутренний опыт дает знания только об отдельных психических состояниях или процессах. Отсюда Локк сделал вывод, что предметом психологии могут быть только психические процессы или состояния, а не «душа».

Все свои выводы эмпирическая психология стремилась строить на наблюдении и эксперименте. Эти методы опытного исследования были заимствованы эмпирической психологией из естественных наук, которые стали быстро развиваться в XVII в. Однако в эмпирической психологии эти методы утратили объективный характер (направленность на познание предметов и явлений внешнего мира, мира объектов), превратившись в методы самонаблюдения и субъективного эксперимента (направленность на познание внутренних, субъективных процессов человеческого сознания).


Глава II . Ассоцианизм

АССОЦИАНИЗМ - ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как гл. объяснит. принцип всей психич. жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. Философская энциклопедия

Ассоцианизм - иначе ассоциативная психология теория, сводящая психические процессы, прежде всего мышление, к ассоциации представлений. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. ассоцианизм а, мн. нет, м. (… Словарь иностранных слов русского языка

Ассоцианизм (associationism) - Ассоц. идей это интуитивное представление о том, что идеи группируются вместе (ассоциируются) некоторым поддающимся толкованию способом. Напр., услышав слово «лошадь», мы, вероятно, подумаем о «животном», «наезднике» или «скачках», но не о… … Психологическая энциклопедия

Ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни; А. стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. В основу А. легло представление о том, что последовательность идей, возникающих в сознании, отражает порядок внешних воздействий на организм. Предполагалось, что поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по законам механики, то и связи идей возникают по этим же законам. Это положение, впервые выдвинутое английским философом Т. Гоббсом, было развито голландским философом Б. Спинозой, сформулировавшим закон ассоциации: «Если человеческое тело подвергалось однажды действию одновременно со стороны двух или нескольких тел, то душа, воображая впоследствии одно из них, тотчас будет вспоминать и о других» («Этика», в кн.: Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 423). Термин «ассоциация» употребил впервые английский философ Дж. Локк (в 1698), который, однако, обозначил им «… неверные и неестественные сочетания идей...» («Опыт о человеческом разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 400), противопоставив их связям на основе разума. В середине 18 в. английский философ Д. Гартли, опираясь на механику И. Ньютона, обосновал теорию о том, что все проявления психической жизни, включая разум и волю, подчиняются закону ассоциации - универсальному и неотвратимому, как закон всемирного тяготения. Влияние этой теории, полагавшей, что любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу, было исключительно велико. Оно распространялось не только на психологию, но и этику, эстетику, биологию, педагогику, логику. В противовес этому естественнонаучному направлению возник идеалистический А. английских философов Дж. Беркли, Д. Юма, утверждавших, что связь между психическими элементами дана внутри сознания и является чисто субъективной. Свойственный А. взгляд на сложные процессы сознания как продукт соединения элементов (ощущений, представлений) привёл в начале 19 в. к прямолинейной механистической концепции английского философа Дж. Милля, согласно которой всё здание психической жизни составлено из «кирпичей» - ощущений и связывающего их «цемента» - ассоциаций. Стремясь смягчить крайность этой концепции, английские философы Дж. С. Милль и А. Бэн модернизировали её, признав, что из ощущений могут возникать качественно новые психические единицы.

Принципы А. оплодотворили прогресс психологических исследований, в частности разработку новых методов изучения памяти [механической (Г. Эббингауз - Германия) и образной (Ф. Гальтон - Англия)], эмоций (Ч. Дарвин - Англия), мотивации (З. Фрейд - Австрия, К. Юнг - Швейцария). Происходит переориентация А. Взамен устаревших механистических объяснений выдвигаются биологические (Г. Спенсер - Англия, И. М. Сеченов - Россия). Концепция А. преобразуется на новой физиологической основе в учении об условных рефлексах и Бихевиоризме. Некоторые психологические школы (Вюрцбургская школа и гештальт-психология (См. Гештальтпсихология)) подвергли А. критике за механицизм, атомизм, неспособность объяснить целостность и активность сознания. С позиций марксистской психологии эта критика носила односторонний характер и, хотя и содержала рациональные моменты, игнорировала историческое значение А., его вклад в причинное объяснение психической деятельности.


Глава III . Эмпирическая психология сознания

3.1 Эмпирическая психология и ее основные направления

Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632-1704).

Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся методом научного исследования в естествознании, что в психологии возможно только внутреннее наблюдение, или интроспекция, в процессе которой человек может наблюдать только свои собственные психические переживания. Естественно, что метод самонаблюдения вследствие своего субъективного характера не мог обеспечить построение действительно научной психологии.

Эмпирическая психология рассматривала сознание как замкнутый в себе непосредственно данный человеку внутренний мир психических переживаний, управляемый своими собственными законами, познание которых возможно лишь путем внутреннего опыта или самонаблюдения.

Такое утверждение основывалось на идеалистическом понимании природы психики.

Эмпирическая психология стояла на позициях дуализма, т. е. идеалистического учения о том, что мир состоит из двух самостоятельных и не связанных друг с другом начал - духовного и материального.

Основным признаком материальных явлений представители дуализма считали протяженность. Психические явления такой протяженностью не отличаются: о мыслях, чувствах, желаниях нельзя сказать, что они имеют размеры, находятся справа или слева и т. п. Отличительным их признаком является то, что они даны только в сознании человека. Это и послужило для философов-дуалистов основанием к выделению этих явлений в особый духовный мир, существующий и развивающийся по своим собственным законам совершенно независимо от явлений протяженного материального мира.

Дуализм создал для эмпирической психологии непреодолимые трудности при разрешении так называемой психофизической проблемы.

Данные опыта показывают, что между телесными процессами в организме и внутренними психическими процессами существует определенная связь. Нарушение правильного течения физиологических процессов сейчас же приводит к соответствующим изменениям и в течении психических процессов. Например, в зависимости от физического состояния организма человек чувствует то усталость, то бодрость. Необходимость научно объяснить эту связь и составляет существо психофизической проблемы. Для решения этой проблемы в эмпирической психологии было предложено несколько теорий.

Теория психофизического взаимодействия утверждала, что между психическими явлениями и материальными процессами в организме существует взаимодействие: физиологические процессы воздействуют на психические и наоборот. Однако этот вывод противоречил основному принципу дуализма, согласно которому психическое, не отличаясь протяженностью, не может переходить в физическое, так же как физическое не может переходить в психическое. Стоя на позициях дуализма, нельзя было одновременно признавать истинность теории психофизического взаимодействия.

Теория психофизического параллелизма утверждала, что физиологические и психические процессы протекают лишь параллельно, будучи совершенно независимыми друг от друга. Например, когда во время ходьбы в теле человека совершаются определенные физиологические (нервные и мышечные) процессы, в его сознании одновременно, но совершенно независимо от первых, происходит некоторая смена психических переживаний (человек воспринимает свою ходьбу).

По этой теории нервно-мышечные процессы, с одной стороны, и двигательные ощущения - с другой, существуют одновременно, но только как параллельные и по существу никак не связанные друг с другом процессы: ряд материальных явлений в организме и независимо от него существующий ряд психических явлений в сознании человека совпадают друг с другом по времени так, что определенным изменениям в одном ряду соответствуют строго определенные, но полностью независимые от первых, изменения во втором ряду.

Чем же объясняется такой удивительный параллелизм?

Представители дуалистической философии, вслед за ее родоначальником Декартом, стоя на позициях идеализма, утверждали, что хотя мир и состоит из двух начал - материального и духовного, но все же в основе мира лежит и им управляет начало духовное (божественное). Наблюдаемое в опыте параллельное существование столь отличающихся по своей сущности материальных и духовных явлений есть результат «предустановленной гармонии». Такое объяснение показывает, что теория психофизического параллелизма ненаучна, а вместе с тем уничтожается и сколько-нибудь научная база эмпирической психологии.

Эмпирической психологии за время ее существования удалось собрать большой материал по субъективной характеристике отдельных психических процессов, например ощущений, памяти, внимания и др. Однако при всем этом она оказалась полностью несостоятельной и неспособной создать научную психологию, поскольку в понимании предмета психологии стояла на позициях идеализма.

В своем развитии эмпирическая психология породила много направлений, по-разному описывавших и объяснявших психические процессы, но согласных между собой в идеалистической трактовке их сущности.

Структурная психология, как и все другие направления эмпирической психологии, отличаясь от них в деталях, рассматривала сущность психических процессов идеалистически, как обусловленную внутренними психическими закономерностями их структуры. Исходя из этого положения, гештальтисты пытались объяснить и поведение животных как обусловленное не взаимодействием организма со средой, а структурными особенностями совершаемых животными действий. Выдвинутую Кёлером гештальтистскую теорию поведения животных резкой критике подверг И.П.Павлов, вскрывший ее идеалистическую сущность.

Несостоятельность этих и других направлений эмпирической психологии объясняется не теми или другими недостатками, присущими каждому отдельному направлению, а общим для всех них идеалистическим пониманием сущности психических процессов.

Эмпирическая психология путем самонаблюдения и эксперимента смогла накопить известное количество знаний описательного характера о психических процессах. Однако она накопила эти знания вопреки своей идеалистической основе и дуалистическому пониманию природы человека. Поскольку объяснение психических процессов давалось эмпирической психологией, исходя из идеалистического понимания природы психики, она не могла дать действительно научного объяснения накопленным ею фактам.

Термин „эмпирическая психология“ был введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, в задачу которой входило изучение конкретных явлений психической жизни, в отличие от рациональной психологии, которая занималась вечной, бессмертной душой. Эмпирическая психология сознания получила свое развитие в трудах французских материалистов и просветителей Ж.Ламетри, К.Гельвеция, Э.Кондильяка. Представители французской эмпирической психологии больше внимания, чем английские ассоцианисты, обращали на активность субъекта в восприятии окружающего мира, рассматривая психику с естественнонаучных позиций.


3.2 Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка

эмпирический психофизический параллелизм познание

Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632- 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 1688 г. В 1690 г. вышло основное философское сочинение Джона Локка «Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии. В 1693 г. опубликован его педагогический труд «Мысли о воспитании».

Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Она направлена в основном против средневекового схоластического учения, которое признавало врожденность наиболее общих принципов и понятий, но также и против Декарта. «Я не утверждаю,- писал Декарт,- что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе не думают об этих истинах». Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний. Локк не отрицал природных наклонностей, задатков, конституциональных различий между людьми. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления». Опыт имеет два источника. Первый источник Локк назвал ощущением. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом - внешнее чувство (зрение, слух и т. п.); продуктом - идеи. «Таким путем мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами». Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) - деятельности (способности, по терминологии Локка) нашего ума (восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, желание и вся многообразная деятельность нашего ума); продуктом - идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих.

Все идеи происходят или из одного или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение - начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете ощущение является источником всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве» - этот сенсуалистический тезис, который высказывали еще Гоббс и Гассенди, защищает и материалистически разрабатывает Локк. Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция.

Идеи, по Локку, бывают простые и сложные. Простая идея содержит в себе только одно представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи. Это элементы знания. Они составляют материал всего знания и доставляются душе двумя указанными путями - через ощущение и рефлексию. С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него. В учении о простых и сложных идеях Локк рассматривает важные вопросы познания: соотношение идей и вещей, активность познания.

Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах. Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные, а также третичные, которые, по существу, сводятся к вторичным, так что основное различие производится между первичными и вторичными качествами. Первичные качества - это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Порождаемые ими простые идеи - плотности, протяженности, формы и др.- точно воспроизводят их. Вторичные качества - это цвета, звуки, запахи и т. д., на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных, а именно от объема, формы, строения и движения частиц. «Первичные качества есть подобия, вторичные считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются и не бывают ими». Деление качеств на первичные и вторичные содержит возможность идеалистического отрыва ощущения от объекта. Беркли и Дидро вышли из Локка. При восприятии простых идей разум по большей части пассивен, «разум также мало волен не принимать эти простые идеи, когда они представляются душе, изменять их, когда они запечатлелись, вычеркивать их и создавать новые, как мало может зеркало не принимать, или изменять, или стирать образы или идеи, которые вызывают в нем поставленные перед ним предметы». Хотя Локк не всегда последователен и при описании простых идей рефлексии, говорит о том, что ум часто бывает не вполне пассивным, все же в целом он верен тезису о пассивности познающего субъекта при восприятии простых идей: внешние воздействия влияют на сознание, минуя деятельность познающего субъекта. Здесь же проступает мысль о том, что активность в познании является причиной отхода от адекватного познания объекта. Современные исследования в области философии и психологии познания убедительно показали несостоятельность такого подхода. Установка на предметно-ориентированное познание оценивается как натуралистическая; для объяснения работы сознания привлекается механизм рефлексии.

В отличие от простых, сложные идеи суть их сочетания, соединенные вместе под одним общим именем. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Локк дал схему процесса обобщения, которое включает следующие операции. Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагированием). Затем абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую сложную общую идею, которая обозначается словом. Локкова теория восхождения от простых идей к сложным путем выделения того общего, что имеют между собой единичные вещи и факты, в течение долгого времени использовалась в практике научного исследования. «… Вследствие образования отвлеченных идей и закрепления их в уме, в слове люди становятся способны рассматривать вещи как бы целыми связками и соответственно говорить о них, стремясь к более легкому и быстрому совершенствованию и сообщению своего познания». Долгое время теория обобщения Локка выступала в качестве единственно возможной научной основы организации процесса обучения в школе. Однако этой теории свойственна ограниченность, упрощенная трактовка общего. Психологический анализ и критику эмпирической теории обобщения дал В.В. Давыдов и противопоставил ей теоретическое обобщение. По С.Л. Рубинштейну, на основе эмпирического обобщения невозможно теоретическое познание.

Одним из механизмов образования сложных идей Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось и раньше, еще в Античности). По Локку, ассоциация - это неверное, т. е. не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея...». Примерами являются все наши симпатии, антипатии, идеи домовых и т. п. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания заключается в том, чтобы предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания. Несмотря на то, что Локк ввел понятие ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.

Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений. «Невозможно, чтобы кто-нибудь воспринимал, не воспринимая, что он воспринимает». Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность. «Личность есть разумное мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя, как то же самое мыслящее существо, в разное время и в различных моментах только благодаря сознанию, которое неотделимо от мышления».


Заключение

В эмпирической концепции Локка задача психологии сводилась к изучению явлений сознания как продукта индивидуального опыта. Это была психология без души. «Я не стану утруждать себя исследованием, в чем состоит сущность души», - писал Локк. Вся методология исследования сознания строилась по аналогии с исследованиями явлений материального мира, вещей. Законы действий человека в материальном и идеальном мире одинаковы. «Так как материалы в том и другом случае таковы, что не во власти человека их создавать, все, что он может делать - это или соединять их вместе, или сопоставлять их друг с другом, или совершенно отделять их».

Список литературы

1. Ивановский В. Н., Ассоцианизм психологический -и гносеологический, Казань, 1909; его же. Учение об ассоциации идей, «Уч. зап. имп. Казанского университета», 1915, кн. 12; 1917-18, кн. 2, 7-9, 10-12;

2. Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника, М., 1959;

3. ЯрошевскийМ. Г., Историяпсихологии, М., 1966, гл. 6; Warren Н. С., A history of the association psychology, , 1921.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png