Она зародилась еще среди доисторических людей, изображавших на стенах пещер сцены охоты и Со временем, разумеется, в ней появлялись все новые и новые сюжеты. Но различать различные жанры живописи начали сравнительно недавно. Это началось в 17 веке.

Традиционно выделяют следующие жанры в живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой жанр, анималистика, фантастическая живопись, религиозная живопись.

Портрет предполагает, что центральным объектом в картине является человек. Причем, вопреки распространенному мнению, это не обязательно должно быть изображение лица во весь холст. Бывают картины, на которых центральное лицо стоит в стороне, или даже такие, где человек вообще с трудом угадывается. Но основной задачей портрета, в любом случае, остается изображение индивидуальности и передача характера.

Изначально, при включении пейзажа в жанры живописи, предполагалось, что он должен изображать природу. В наше время это понятие стало шире, и теперь различают городской пейзаж, индустриальный пейзаж, морской пейзаж (марина), пейзаж неба и так далее. Но большинство художников все же предпочитают изображать классические просторы полей, лесов, лугов и озер, утверждая красоту и величие окружающего мира.

Натюрморт - это изображение постановочной композиции из элементов Как и пейзаж, натюрморт иногда подразделяют на поджанры в зависимости от тематики, но, как правило, это не принято.

Исторический жанр живописи, как и следует из его названия, изображает знаковые сцены из истории: коронации, битвы (батальный жанр) и т.д. или важных деятелей.

В бытовом жанре центральное место занимают из повседневной жизни людей. Прием пищи, встреча на улице, порванная рубашка - все это может стать объектом для такой картины.

Художники-анималисты создают изображения животных. Причем к последним относят абсолютно всех представителей живой природы от клопов до китов. Они, как правило, изображаются естественно, без каких-либо метаморфоз.

Фантастическая живопись - это изображение каких-либо сверхъестественных существ или событий. К этому жанру также относят фэнтези и сюрреализм. Сцены фантастической живописи могут происходить в космосе, мире будущего, альтернативных вселенных и прочих неестественных местах. А персонажи могут быть как обычными людьми, так и выдуманными существами.

К религиозной живописи относят иконы, фрески и картины, изображающие религиозные сюжеты. Наиболее широкое распространение этот жанр получил в эпоху Возрождения, когда в Европе господствовала христианская идеология, вдохновляя таких мастеров, как Рафаэль, Ботичелли, да Винчи.

Несмотря на свое разнообразие, все жанры живописи служат одной цели - воспеванию красоты, внешней или внутренней, и демонстрации взгляда художника на мир. Ведь раз уж человек берется за кисть, значит, ему есть что рассказать людям. А жанры живописи - лишь различные языки, из которых он может выбрать любой, наиболее подходящий для выражения своих мыслей.

Ирина Колотева
НОД по ознакомлению детей с искусством «Натюрморт, портрет, пейзаж»

Цель. Продолжать учить детей анализировать произведения искусства ,отображать

на листе бумаги задуманное,делать контурный рисунок простым карандашом, рассказывать о своем действии употребляя глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени,отвечать на один и тот же вопрос по- разному;

закреплять у детей знания о пейзаже ,натюрморте ,портрете ,умение располагать

изображение на всем листе бумаги,совершенствовать умение рисовать акварельными красками, пользоваться палитрой (для смешивания красок) ;

развивать связную речь,ориентировку на листе бумаги,глазомер, чувство цвета, формы;

воспитывать любовь к живописи и предметам искусства ,эстетический вкус

Словарная работа : Портрет ,портретист ,пейзаж ,пейзажист ,натюрморт ,натура,контур,

палитра,фон,свет,тень,живопись,жанр.

Предварительная работа : Знакомство с пейзажем , натюрмортом , портретом ,рассматривание репродукций картин : И. Левитан "Золотая осень", И. Э. Грабарь "Калинки",О. А. Кипренский "Портрет О . А. Рюминой", "Портрет А . С. Пушкина",Нестеров "Портрет скульптора В . Мухиной",Машков "Московская снедь",Г. Попов "Щедрая земля",Крылов "Колокольчики",рисование по теме портрет ,натюрморт ,пейзаж .

Оборудование : Игры : "Составь портрет (натюрморт ,пейзаж , альбомный лист, простой карандаш,кисточки №4,№8, ластик,акварельные краски,баночки с водой,салфетки,палитра,репродукции картин : Б. Кустодиев "Портрет Ирины Кустодиевой с собачкой Шумкой",И. Е. Репин "Портрет П . М. Третьякова",К. Ф. Юон "Зимнее солнце",И. И. Шишкин "Перед грозой",И. К. Айвазовский "Лунная ночь",Ф. П. Толстой "Букет цветов,бабочка и птичка",Е. Волошинов"Лук",Г. Попов "Щедрая земля",О. Саврасов "Грачи прилетели"

Ход НОД

I. Дети садятся за столы. Входит Незнайка (в руках у него рисунки пейзажа , натюрморта ,портрета бурчит : "Подумаешь,забыл,перепутал,тоже мне умник!"

Восп. Незнайка,чем ты так расстроен?

Незнайка. Сижу рисую. Подходит Знайка и спрашивает : "Что ты,Незнайка рисуешь?

А я говорю : "Пейзаж " (показывает рисунок,на котором нарисован натюрморт ) . А он мне : "нет,это не пейзаж натюрморт ".Натюрморт я уже рисовал (показывает пейзаж ) .А он смеется и говорит,что я все перепутал,и наверно был не внимателен на занятиях у Карандаша. Ну подумаешь,засмотрелся на птичку".

Восп. Незнайка, на занятиях нужно быть очень внимательным,ни на что не отвлекаться. Я думаю,что мы сможем тебе помочь. Сегодня как раз мы хотели поговорить о жанрах живописи. Садись,Незнайка,слушай внимательно и запоминай.

Ребята,вы наверно уже обратили внимание на выставку картин?Все они разные по содержанию,но есть картины,которые относятся к определенному жанру живописи. И нам нужно определить к какому жанру можно отнести ту или иную картину. Послушайте загадку :

Если видишь : на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется. (пейзаж )

Покажите картины,которые относятся к жанру пейзажа (дети по очереди выходят

и показывают картины на которых изображен пейзаж , рассказывают какие краски использовал художник). Что же такое пейзаж ?Как называется художник рисующий пейзаж ? (пейзажист )

А теперь послушайте другую загадку :

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу,или торт,

Или все предметы сразу

Знай,что это. (натюрморт )

Покажите,на каких картинах изображен натюрморт . Что изображается в натюрморте ? (предметы которые нас окружают)

Что показывает художник в натюрморте ? (красоту предметов)

Как показано главное на картине?Предлагаю составить натюрморт .

А сейчас,Незнайка,загадка для тебя (ребенок загадывает загадку)

Если видишь,что с картины

Смотрит кто- нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька,твой сосед,

Обязательно картина называется. (портрет )

Дети выходят,показывают картины,на которых изображен портрет ,отвечают на вопросы :Кто изображен? Какое настроение у этого человека?Какие краски использовал художник?Как называется художник пишущий портрет ?Если художник

рисует себя,как называется картина? (автопортрет ) .А если несколько человек? (групповой портрет )

II. Игра "Составь натюрморт ,пейзаж ,портрет "

Дети делятся на три команды,составляют натюрморт ,портрет ,пейзаж ,а потом рассказывают, что составили и из чего.

III.А сейчас вы станете художниками. Может кто-нибудь из вас станет пейзажистом , кто-то портретистом ,а кто- то нарисует натюрморт который мы уже составили. Прежде,чем приступить к рисованию, хорошо подумайте и выберите какой жанр вы будете рисовать , с чего начнете,какие цвета используете. Где будете смешивать краски ? (на палитре)

IV.Работа детей .

Вопросы :Что ты будешь рисовать?

С чего начнешь рисовать?

Что уже нарисовал?

Что осталось нарисовать?

Как получил тот или иной цвет? и т. д.

V.Физминутка :

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем,

Снова рисовать начнем.

VI.Анализ работ (дети рассказывают о том, что они нарисовали)

Класс: 6

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

  1. Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.
  2. Дать определение понятиям: жанр, натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр, бытовой и исторический жанры.
  3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству.

Оборудование: репродукции картин разных жанров, презентация по теме урока, карточки-задания.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок – начинается урок.

Проверка готовности к уроку.

– Порядок на столе,
Порядок в голове,
К уроку мы готовы ВСЕ!

II. Введение в тему урока. (Слайд 1).

– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем много нового и интересного.

– Вы уже знакомы с понятием “виды” изобразительного искусства. Перечислите их. (Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ.)
– А сегодня нам предстоит узнать что такое “жанр” и, какие виды жанров существуют в изобразительном искусстве.

III. Изучение нового материала.

(Слайд 3. Понятие “жанр”.)

Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

Доступные живописи широта и полнота охвата реальной действительности определяют многообразие присущих ей жанров.

Жанр – в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие “жанр” появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие “высоких” и “низких” жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К “высокому” жанру относили исторический и мифологический жанры, к “низким” – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

– А теперь познакомимся более подробно с некоторыми из жанров изобразительного искусства.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть “обманкой”, которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV–XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов – в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества – традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения – а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Натюрморт (франц. nature morte , буквально – мёртвая природа; англ. still life – неподвижная жизнь) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ – насекомых, птиц, зверей, даже людей – может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.

Представители: Кустодиев Борис Михайлович, Коровин Константин Алексеевич, Перов Василий Григорьевич, Грабарь Иван и др.

Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства. Виды портрета – парадный, камерный, одиночный, групповой, погрудный, поясной, парный, в рост, автопортрет.

Портрет(фр. portrait , от cтарофранц. portraire – “воспроизводить что-либо черта в черту”) – изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства (живописи, гравюры, скульптуры, фотографии), а также (в переносном смысле) словесное описание (в частности, в литературе).

Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками, способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и мастерство.

Представители: Боровиковский Владимир Лукич, Брюллов Карл Павлович, Гау Владимир Иванович, Кипренский Орест Адамович, Крамской Иван Николаевич и др.

Пейзаж – изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурный, индустриальный пейзаж, городской, деревенский, марину (изображает море), исторический и фантастический (футурологический) пейзаж.

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

  1. Земная поверхность,
  2. Растительность,
  3. Человеческие постройки,
  4. Перспектива вида.

Картина также может включать:

  1. Водоёмы (озера, моря, реки),
  2. Фауну,
  3. Людей.
  4. Свет.
  5. Метереологические образования (облака, дождь).

Представители: Алексеев Фёдор Яковлевич, Горбатов Константин Иванович, Клодт Михаил Константинович, Куинджи Архип Иванович, Левитан Исаак Ильич, Саврасав Алексей Кондратьевич, Шишкин Иван Иванович и др.; художники-моренисты – Айвазовский Иван Константинович, Беггров Александр Карлович, Боголюбов Алесей Петрович и др.

Анималистический – связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий животных. Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

Представители: Серов Валентин Александрович, Василий Ватагин, Михаил Кукунов и др.

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Исторический жанр. Один из ведущих жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, значительным явлениям в истории той или иной страны. Обращенный в основном к прошлому (порою и к глубокой древности), исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Основные виды произведений этого жанра – исторические картины, росписи, рельефы и круглая скульптура, графика. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым (историко-бытовые изображения); портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем (так называемый исторический пейзаж); особенно тесно смыкается с ним батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. В историческом жанре часто находили художественное выражение драматические столкновения реальных исторических персонажей, события у классовой и национально-освободительной борьбы. Исторический жанр в его современном виде сформировался полностью лишь в XVIII– XIX вв., но многие его особенности сложились значительно раньше. Зачатки этого жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племен соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.

Представители: Бронников Фёдор Андреевич, Васнецов Виктор Михайлович, Верещагин Василий Васильевич, Лебедев Клавдий Васильевич и др.

(Слайд 10).

Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта.

Бытовой жанр может отображать частную жизнь обитателей и царского дворца, и крестьянской избы, и дворянского поместья, и городской квартиры; различные житейские ситуации могут быть представлены и на фоне природы, и в общественном месте, и на городской улице. Таким образом, бытовой жанр очень тесно переплетается с другими жанрами – историческим, портретным, пейзажным, батальным. Изображая будничную жизнь людей, художники стремятся показать их духовный мир. Изображения бытовых сцен известны с глубокой древности, но как самостоятельный жанр искусства бытовая живопись сложилась сначала на Востоке – к Х в., а позднее в Европе – в XVI в., когда на смену религиозной живописи пришла светская. В России активный интерес к бытовому жанру начинается во второй половине XVIII в.

Представители: Архипов Абрам Ефимович, Богданов-Бельский Николай Петрович, Журавлёв Фирс Сергеевич, Маковский Владимир Егорович и др.

IV. Закрепление нового материала.

(Слайд 11).

– Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.

Работа по карточкам-заданиям в парах.

– Соотнесите произведение искусства и жанр. (Для слабых детей.)
– Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения? (Для сильных детей.)

V. Обобщение изученного материала.

(Слайд 12).

1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.

2. Продолжите определение:

  • жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – … (натюрморт).
  • жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).
  • изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).

3. Кого изображают художники-анималисты?

4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?

5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось, запомнилось?

VII. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о каком-либо жанре изобразительного искусства.

Что такое натюрморт:

Натюрморт (фр. nature morte - букв. «мертвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества - традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения - а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Натюрморт (франц. nature morte , буквально - мёртвая природа; англ. still life - неподвижная жизнь) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ - насекомых, птиц, зверей, даже людей - может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта - так называемых «обманок» (trompe l’œil ). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за ее пределами

Что такое портрет:

Портрет - жанр изобразительного искусства, отражающий внешний и внутренний облик человека или группы людей. Портрет - один из древнейших жанров изобразительного искусства.

Портре́т (фр. portrait , от cтарофранц. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту») - изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства (живописи, гравюры, скульптуры, фотографии), а также (в переносном смысле) словесное описание (в частности, в литературе).

Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отобразить визуальные характеристики модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».

Данная статья посвящена рассмотрению портрета в изобразительном искусстве

На развитие портретного жанра влияют две тенденции:

Отличие портрета от фотографии

Юрий Лотман пишет: «Бытовое представление склонно отождествлять функцию портрета и фотографии: предметами обоих является отражение человеческого лица, причем отражение это в основе своей механическое… Портрет представляется наиболее „естественным“ и не нуждающимся в теоретическом обосновании жанром живописи. Кажется, что если мы скажем нечто вроде: Портрет - живопись, которая выполняла функцию фотографии тогда, когда фотография еще не была изобретена , то мы исчерпаем основные вопросы, невольно возникающие у нас, когда мы начинаем размышлять об этом жанре живописи. Слова о „загадочности“ и „непонятности“ функции портрета в культуре кажутся надуманными. Между тем, не убоявшись возражений этого рода, осмелимся утверждать, что портрет вполне подтверждает общую истину: чем понятней, тем непонятней… У фотографии нет прошлого и будущего, она всегда в настоящем времени. Время портрета - динамично, его „настоящее“ всегда полно памяти о предшествующем и предсказанием будущего…Портрет постоянно колеблется на грани художественного удвоения и мистического отражения реальности». Портретист XVIII века Латур в одном из своих писем делился эмоциями: «Сколько нужно сосредоточенности, умения комбинировать, сколько тягостных поисков, чтобы суметь сохранить единство движения, несмотря на изменения, которые происходят в лице, во всех формах от колебания мыслей, от чувств души; а ведь каждое изменение создает новый портрет, не говоря о свете, который постоянно меняется и заставляет изменяться тона цветов в соответствии с движением солнца и времени».

Сходство в портрете

Изображение внешности персонажа - единственное средство построения художественного образа человека в изобразительном искусстве. (Все эти и нижеследующие требования по большей части не соблюдаются в портрете ХХ века, приближающемся к нефигуративному искусству, см.: История портрета).

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками, способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и мастерство.

Сходство в портрете - результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи, национальности, социальной среды. Однако вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью портретом часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или по крайней мере главной темой художественного произведения.

Что такое пейзаж:

Пейза́ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).Пейзаж (франц. paysage , от pays - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, зданий.

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виды и жанры живописи. Женский портрет ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Педагогический факультет Портрет, пейзаж, натюрморт. ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» Педагогический факультет Плотникова С.Н. Преподаватель – доцент Боровская Е.Р. 2009/2010 уч.г.

Методические комментарий Класс: 5 Предмет «Искусство» Тема 1. У каждого искусства свой язык. Урок 5. Женский портрет (искусство живописи). (можно также использовать в 4 классе по теме 4 Искусство объединяет народы) Презентация: по щелчку. Планирование по предмету «Искусство» составлено на основе программ: «Мировая художественная культура» (программа Л.А.Рапацкой) «Изобразительное искусство и художественный труд» (программа Б.М.Неменского). Учебники: - Горява Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство и художественный труд / под ред. Неменского Б.М./, 5 класс, М.: Просвещение, 2006; -С D ROM «Мировая художественная культура: от наскальных рисунков до киноискусства» - мультимедийное учебное пособие по курсу МХК для учащихся общеобразовательных школ. Автор: д.п.н. профессор Л.А.Рапацкая. -Использованы материалы Интернет. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства сайт

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, учебная доска -зрительный ряд: презентация на CD ROM ; репродукции картин с изображением портретов разных эпох. -литературный ряд: стихотворения Л. Татьяничевой, Д. Кедрина и др. авторов; -музыкальный ряд: Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Женский портрет Цели: -по содержанию: знать один из основных жанров живописи: портрет; знать об изображении женского портрета в искусстве разных эпох, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. -по способу работы: уметь изображать основные пропорции лица человека. Планируемый результат: -уметь рисовать женский портрет (портрет мамы). Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства фильм

Послушайте стихотворение к портрету графини Струйской Ф. Рокотова. Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Картины, где изображены личности, - портреты, не оставляют спокойными наши сердца. Что называется портретом? Что главное пытаются отразить в портретах художники?

Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие критерии красоты Чувство прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение человека. Каноны красоты - это, скорее, совокупность правил, пропорций. Ах, красота! Тут есть над чем подумать. Как это сложно. Гармония, красота. Они всегда ускользают от нас. Они всегда остаются тайной. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Портрет - это изображение человека или группы людей в произведениях живописи. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Портрет – жанр живописи. Какие жанры живописи Вы еще можете назвать?

Основные жанры живописи. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства … Пейзаж, натюрморт, анималистический, батальный, бытовая картина.

Виды портрета История портрета- это практически история живописи. Портрет может быть: -индивидуальным; -групповым; -автопортрет; -сатирическим. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Сегодня мы будем учиться портретному искусству. Но прежде, чем рисовать, ответим на вопросы: Какие бывают портреты? Какие бывают лица? Какое лицо можно назвать красивым? Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

«Джоконда» Леонардо да Винчи Портрет Моны Лизы очень популярен. Картина - действительно загадка. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Рембрант «Портрет старушки» 1654 г. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Женщины сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди. Художник блестяще показывал не только внешние черты, но и духовный облик человека.

У русских женщин есть такие лица: К ним надо приглядеться не спеша, Чтоб в их чертах могла тебе открыться Красивая и гордая душа. Л.Татьяничева Портрет Марии Алексеевны Дьяковой, в замужестве Львовой Д.Г. Левицкий, 1781 г. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства галерея

Насколько разные чувства мы видим на лицах женщин, девушек. Назовите их… Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Портрет М.И.Лопухиной Боровиковского Портрет Л.К. Маковской Тропинина Кружевница Тропинина Женщина в покрывале Рафаэля Дама под вуалью Рослина

Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Изображение портрета матери, женского портрета. Практическая работа

Послушайте стихотворение Д.Кедрина «СЕРДЦЕ» и ответьте на вопросы: Девчину пытает казак у плетня: «Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня? Девчина в ответ, заплетая косу. «Про то мне ворожка гадала в лесу. Пророчит она: мне полюбится тот, Кто матери сердце мне в дар принесет. В пути у него помутилось в глазах, Всходя на крылечко, споткнулся казак. И матери сердце, упав на порог, Спросило его: «Не ушибся, сынок?» Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Каковы чувства матери в этом стихотворении? Существует ли связь между внутренними качествами человека и внешним обликом? 3. В чем отличительные особенности лица Вашей мамы? 4. Каковы ее внутренние черты?

Последовательность работы: Намечаем горизонтальные и вертикальные линии. Находим расположение глаз, носа, рта.

Последовательно прорисовываем линии глаз, век, зрачков, а также брови

Переходим к изображению носа.

Осталось нарисовать рот и уши.

А теперь дело за красками или графическими материалами.

Итоги урока: 1 . Выставка работ учащихся (исходя из времени урока работы сделаны пастелью, пробовали работать с новым материалом, закрепляя тему «Графика») . 2. Подведение итогов урока. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному, передать характеры изображенных женщин. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Работы учащихся Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Дорофеев Костя Шапошниченко Дарья Могущая Злата Ковалев Костя

Работы учащихся Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Покровская Даша Царевский Алеша Абрамова Мария Гурьянова Ольга

Послушайте стихотворение. Подберите к нему заголовок. Объясните, о каком «следе» говорит поэт. Говорят: талант от Бога Этим дан, а этим нет... Всем зато дана дорога – Кто какой оставит след? С. Викулов А какой свой след вы хотели бы оставить на земле? Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Домашнее задание: Подобрать иллюстрации с изображением различных образов человека, попытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете. Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства Песня о маме

Используемые источники: Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского / О.В.Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2006. http://artclassic.edu.ru/ http://rusportrait.narod.ru/ http://taralex.da.ru/ http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/430 http://worldleonard.h1.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C http://rembr.ru/ Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства

Об авторе: Плотникова Светлана Николаевна ГОУ СОШ № 854 г. Зеленограда (603-а) Тел. 499-736-75-15 Выбрана тема «Женский портрет», т.к. вызывает интерес у учащихся и учителя, очень люблю еще рисовать цветы. [email protected] Плотникова Светлана Николаевна, учитель ИЗО-искусства


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png