(где по какому-то недоразумению не оказалось смешанных кружков компьютерного моделирования) заставил вспомнить о том, что в российских школах до сих пор распространено разделение школьных уроков труда на женские и мужские. Оно кажется устоявшимся и незыблемым: девочкам - кройка и шитьё, мальчикам - строгание рубанком и резка металла под присмотром сурового трудовика. Выясняем, откуда взялись уроки труда, какие вредные стереотипы они развивают в детях и как наконец привести их в соответствие с современной жизнью.

Включить в школьную программу ручной труд придумал педагог Уно Сигнеус. В начале 1860-х годов «слойд» (швед. Slöjd - «ремёсла») как дисциплина появился в финских школах, вскоре распространился в Скандинавии, а уже оттуда перекочевал во многие страны мира. Идея слойда прижилась не везде (в США она вышла из моды в начале XX века), но в России её оценили высоко и в 1895 году ручной труд сделали общеобразовательным предметом. Слойд включал в себя деревообработку (что объясняет повальную одержимость скандинавов мебелью), вязание и вышивание - таким образом, за полтора века уроки труда и рукоделия принципиально не изменились.

Из имперской системы образования ручной труд перебрался в советскую, где разделение его на мужской и женский оформилось окончательно в середине пятидесятых: в 1943-м на время войны в школы вернули раздельное обучение, в 1954-м женские и мужские классы соединили обратно, но для труда было сделано исключение. При этом очевидцы вспоминают, что при желании девочки могли работать рубанком, а мальчики - вышивать болгарским крестом. Школьные уроки труда были, помимо прочего, ещё и подготовкой к поступлению в техучилище: к синим воротничкам в СССР было принято относиться с уважением (по крайней мере, на уровне идеологии) и клеймо «пэтэушников» появилось сильно позднее.

В начале 90-х уроки труда исключили из обязательной программы и попробовали осовременить, введя образовательную область «технология», но не сказать чтобы ребрендинг возымел эффект. Те, кого официально именуют учителями технологии, в народе так и остались «трудовиками», а внятную замену деревообработке и домоводству в большинстве общеобразовательных школ или не придумали, или не смогли осуществить из-за нехватки денег. Точно так же, по инерции, сохранилось и гендерное разделение, начинающееся с пятого класса: мальчикам - столярное дело и работа на станках, девочкам - готовка, кройка и шитьё.

От рубанка к робототехнике

Критики уроков труда чаще всего указывают на то, что в своём нынешнем, слойдовском варианте они, во-первых, скучны, а во-вторых, бесполезны. «Я тоже шила фартук и пекла печенье для мальчиков, которые в это время работали рубанком. Эти уроки и тогда выглядели, и сейчас выглядят бессмысленными, потому что нет ничего более далёкого от жизни, - вспоминает Настя Красильникова, журналистка и автор телеграм-каналов «дочь разбойника» и «вашу мать!». - Это бесполезная практика, потому что совершенно неясно, понадобится ли кому бы то ни было рукодельничать и готовить. Не говоря уже о том, чтобы орудовать рубанком. Поэтому уроки труда мне кажутся странными».

Есть и те, кто предлагает вернуть «труд» в школы в качестве обязательного предмета. Эти призывы (озвученные , например, в Общественной палате в 2015 году) отчасти можно списать на ностальгию по советскому прошлому (на тематических сайтах, посвящённых исчезнувшему государству, уроки труда воспевают с особой нежностью), отчасти - на расхожую обеспокоенность тем, что без умения вбить гвоздь или вкрутить лампочку человек в современном мире не проживёт.

«Я помню, как мне самой, ещё когда я была девочкой, казалось, что тратить время на кулинарию и, особенно, вышивание фартука очень обидно. Мне это было не интересно - на этих уроках нечего было почерпнуть, и я уже тогда воспринимала это болезненно»

И если в самом по себе развитии физических навыков, безусловно, ничего плохого нет, то набор предлагаемых умений и сложившееся разделение труда на «женский» и «мужской» в 2018 году давно перестали быть актуальными. «Обидно за детей. Я помню, как мне самой, ещё когда я была девочкой, казалось, что тратить время на кулинарию и, особенно, вышивание фартука очень обидно. Мне это было не интересно - на этих уроках нечего было почерпнуть, и я уже тогда воспринимала это болезненно. И тем более я не хочу, чтобы в этом участвовал мой ребёнок», - говорит Красильникова.

При этом, по мнению сооснователя образовательного проекта «Кружок» Александра Патлуха, уроки технологии могут приносить пользу. «Современный мир насыщен информационным производством. Подобные уроки создают баланс виртуального и материального, умственного и физического. Это благотворно влияет на общее развитие ребёнка и подростка. С другой стороны, этот вопрос можно было бы закрыть другими средствами, например, больше внедряя геймификацию в образование с упором на баланс физической и умственной активности».

Он убеждён, что модернизацию «технологии» как предмета тормозит сегодня именно необходимость переоборудования школ: «Оба подхода означают инновации в школах - нужно переучивать учителей, менять оснащение школ. Мы придём к этому, но, посещая регионы, я всё чаще убеждаюсь, что придём не очень скоро». Одно из возможных решений - организацию выездных уроков в специально оборудованных для этого учреждениях - предложил московский департамент образования. Но этот эксперимент начался лишь недавно, и ясно, что далеко не все регионы могут позволить его себе.

Уроки укрепляют предрассудки
о «предназначении» гендеров. В будущем это может приводить и к проблемам
в отношениях: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти
в неразрешимый конфликт

Другой вариант: полностью перевести уроки труда в область дополнительного образования - то есть, по сути, тех же кружков, - как это сделано в японской и американской системах образования, где школьные клубы и «букацу» соревнуются между собой за учеников, стараясь заинтересовать их своей программой. Таким образом из неприятной обязаловки уроки труда могли бы превратиться в действительно привлекательные дисциплины.


Основа стереотипов

Собственно, гендерное деление в школах и факультативных кружках не начинается и не заканчивается. Поделённые на группы в розовом и голубом, дети с малых лет начинают усваивать вредные шаблоны как нечто незыблемое и то, что само собой разумеется. «Такое разделение однозначно закладывает стереотипы на будущее, - считает Красильникова. - Взять хотя бы рынок игрушек. Изучив его, я выяснила, что на огромных сайтах - агрегаторах магазинов все игрушки разделены на „игрушки для мальчиков“ и „игрушки для девочек“. Мало того, на одном из них игрушки поделены на профессии. Профессиями девочек были повар, врач, учительница и домохозяйка, потому им предлагались игрушечная плита, набор овощей, набор кухонной утвари, набор игрушечной косметики. Для мальчиков было огромное разнообразие того, в кого они могут играть, а у девочек всё очень конкретно. Девочкам предлагается много игрушечных швабр. То есть уже с двух-трех лет ты метёшь пол шваброй - „знай своё место!“».

Устаревшие уроки труда для средних классов попросту продолжают укреплять предрассудки о «предназначении» гендеров, основа которых закладывается ещё в дошкольные годы. Что в будущем, по мнению психолога Инны Пасечник, может приводить и к проблемам в отношениях и взаимному непониманию: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти в неразрешимый конфликт.

Вероятно, напильнику и вязальным спицам в школе скоро найдут замену. Но во что бы ни превратились школьные уроки технологии, разведение их на два потока по гендерному признаку в любом случае кажется диким атавизмом. «Любое образование, а особенно государственное, должно обеспечивать беспрепятственный доступ к получению любых знаний и навыков независимо от пола, национальности и т. д. То же самое написано у нас в Конституции и Законе об образовании, - напоминает Патлух. - Условно, у девочки должен быть доступ к рубанку, а у мальчика - к иголке с нитками для вышивания, если есть такое желание. Именно на этих основах стоит выстраивать коммуникацию внутри школ, родительского и учительского сообществ, а также культивировать подобные взгляды среди детей». «Стереотипы о „мужских“ и „женских“ профессиях создаются не самими школьными предметами „труд“ или „рукоделие“, а людьми, принимающими участие в образовательном процессе».

Если вы уверены, что уроки технологии - это непонятная трата бесценного школьного времени, скорее всего, вам просто не встретился учитель, который смог бы доказать обратное. Сейчас мы это исправим.

Знакомьтесь - Татьяна Евгеньевна Галатонова, преподаватель предмета «Технология» в лицее №87 Нижнего Новгорода.

Дети на уроках Татьяны Евгеньевны чертят, строгают, выпиливают лобзиком - но вовсе не для того, чтобы просто собрать очередную табуретку по заготовленной схеме. Эти навыки нужны им для решения инженерных задач весьма широкого диапазона: от создания механических игрушек до проектирования гидравлических стапелей.

Стапель для сборки стабилизатора с гидроприводами. Собран юным техником Тимофеем Павловым под руководством Татьяны Евгеньевны.

Татьяна Галатонова

учитель технологии Лицея №87 им. Л.И. Новиковой, Нижний Новгород

Я по образованию инженер-механик, 12 лет работала инженером-конструктором самолётной оснастки на Нижегородском авиационном заводе «Сокол». Мои собственные дети привели меня в школу. Два года я совмещала работу инженера и педагога дополнительного образования, затем ушла в школу насовсем - руководителем технического кружка. А через несколько лет стала вести уроки технологии (технического труда).

Педагоги и реактивные вертушки. Мастер-класс по научной игрушке для педагогов области.

Вдохновившись видео и фотографиями с детьми и взрослыми, которые своими руками создают занимательные механизмы из подручных средств, Newtonew решил узнать у Татьяны Галатоновой её мнение по поводу того, что происходит в школе с уроками технологии, когда 3D-принтеры и робототехника захватывают умы.

Какое место уроки технологии занимают в «экосистеме» школьных предметов?

Татьяна Галатонова: Уроки технологии тесно связаны с основами всех наук: химией (свойства конструкционных материалов), физикой (опять же свойства материалов, принципы работы машин и механизмов, физические законы, лежащие в основе их работы). Можно найти множество точек пересечения с математикой, биологией, ИЗО, ОБЖ, историей, а также с русским и иностранным языками. Один предмет всегда дополняет другой.

Есть скептики, которые считают, что предмет технология изжил себя, что его следует трансформировать в ИКТ или робототехнику. Кому это нужно: строгать, пилить, забивать гвозди? А ответ-то прост - это нужно самому ребёнку.

Как правило, дома мама не позволяет пилить, строгать, одним словом - мусорить. А ведь любой мальчишка хочет сам почувствовать инструмент, обработать материал.

Значит, нужно дать ребёнку такую возможность: пилить, строгать и мусорить, пока он хочет!

Видели бы вы восторженные глаза пятиклассника, когда он от разметки переходит к обработке материала. Как учится держать ножовку, рубанок, напильник. Он напоминает младенца, который на ощупь изучает мир.

Что будет, если количество часов уроков технологии в школе сократится? Дети ещё меньше будут работать руками.

Что происходит сейчас с уроками технологии, после введения нового ФГОС для средней школы?

Сегодня, согласно требованиям ФГОС, дети на уроках технологии должны научиться ориентироваться в современном производстве и обработке различных материалов, машиностроении, а также в информационной среде. Выпускники должны уметь влиться в быстро развивающееся общество. Каким должен быть урок технологии в 2035 году? Пришивать пуговицы и пилить/строгать или собирать роботов и программировать? Этот вопрос вызывает жаркие споры, в результате которых одних записали в «партию борща и напильников», а других в «партию новаторов». Но все сошлись в одном: урок труда уже сейчас нуждается в реформах.

Я отношу себя к партии «борща и напильников».

Почему? Да потому, что я нахожусь там, куда планируется внедрять все эти инновации, в школе, и на практике вижу, как нынче живет школьный предмет «Технология».

Те, кто за «борщи и напильники», работают не просто в школах, а в школах региональных. И они знают, что нет оборудования, что нет материалов, что предмет технология - это предмет не главный в школе. Поэтому вместо него можно провести уборку территории, что-то перетащить, с него взять детей на прививку, медосмотр… «Ну не с физики же и математики», - говорят все. У школы нет денег на приобретение материала на уроки технологии. Или эта статья расходов не является важной в школьном бюджете.

А «новаторы» в школе не работают. Они теоретики. И с нуждами практиков просто никогда не сталкивались.

Я хочу овладеть всеми современными технологиями, которые планируют внедрять. Но как это сделать во время учебного процесса и с отсутствием оборудования для этих современных технологий? Не знаю…

Марсоход-шагоход Степана Рыбина

А может ли урок быть современным без нанотехнологий, робототехники и 3D-принтеров? Что его делает современным?

Чтобы сегодня сделать уроки труда более современными, нужна база, оборудование, материалы и творческий учитель. Как правило, в обычной школе нет и половины этого.

Например, мы используем на уроках доски от разбитых строительных поддонов. И станочная база в школе - один токарный станок и один сверлильный.

С другой стороны, это не мешает делать упор на развитие инженерного мышления: ставить технические задачи с поиском возможных вариантов решений, проектировать механизмы, которые можно изготовить из различных материалов.

Мы проектируем самые разные механизмы: кривошипные, фрикционные, рычажные. Очень интересны для нас с мальчишками механизмы с гидроприводами: они дёшевы, но дают огромный простор для творчества. Много работаем с различными конструкторами. Это электротехнические, гидропневматические, «Альтернативные источники энергии». В дело идут плашки из магазина IKEA, крупногабаритный конструктор Smiva и многие другие конструкторы, которые есть в моей игротеке. Там нет дорогих робототехнических конструкторов. Зато там огромный выбор совершенно разнообразных по виду и материалу.

Как можно сейчас увлечь детей идеей «уметь делать всё», когда труд становится автоматизированным и появляется множество сервисов, которые избавляют нас от бытовой рутины?

Думаю, что только творчество может превратить рутинный труд в интересное дело.

Сначала я ставлю перед ребятами задачу - придумать. Именно она и является самой сложной для современных детей.

Постепенно процесс придумывания начинает доставлять им удовольствие. А уж продумать процесс изготовления и изготовить - это дело времени и навыков работы. Их мы и приобретаем на уроках технологии.

Я считаю, что должна научить ребёнка работать руками и головой. Научить азам работы различными инструментами, на станках, которые есть в нашей столярной мастерской. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Главное, что потом мальчишки не боятся взяться за починку школьного стула, парты, велосипеда на школьной парковке, заменить замок на дверке школьного ящика.

Как вы относитесь к тому, что на уроках технологии часто сохраняется деление по гендерному принципу?

В нашей школе классы большие, по 28-30 человек, поэтому приходится делиться на группы. Мне кажется, гендерный принцип сохраняется по старинке: надо же как-то делить. Хотя, на мой взгляд, это неверно. Программа должна быть универсальной и для тех, и для других, и группы должны быть смешанными. Мальчикам, считаю, необходимо умение готовить, обрабатывать текстильный материал хотя бы на элементарном уровне, а девочкам тоже интересно приобрести навыки работы не только с текстильным материалом, но и с древесиной. Вообще, темы по ведению домашнего хозяйства являются универсальными.

У меня есть примеры совместных проектов, когда группы мальчиков и девочек объединяются. Однажды мы готовились к городской технической олимпиаде, а капитан команды пятиклассников перенёс операцию на ноге. У него должна была проходить реабилитация в плавательном бассейне, и команда для своего капитана решила изготовить реабилитационный тренажёр. Этот тренажёр и стал тем самым проектом для олимпиады. Мальчики на уроках изготовили большую ласту на обе ноги, а девочки сшили плавательный жилет для спины. На защите проекта команда демонстрировала видеозапись с занятий в бассейне.

Могли бы вы рассказать о своих любимых проектах?

Я могу сказать, что самым необычным проектом был инкубатор из обыкновенной картонной коробки. Он дал жизнь шести перепелам и одной чёрной курочке. Выполнил его Тима Павлов, учившийся тогда в 3 классе. Сейчас Тимофей уже в пятом. На его счету ещё автомобиль-подъёмник, стапель для сборки киля самолёта и мобильный складной мост.

Очень люблю наши механизмы с гидравлическими приводами. Каждый из них - огромная работа мысли и рук.

Но вообще я люблю каждый наш проект. Это всегда Открытие для ребёнка. Он выполняется один-единственный раз, и модель тоже не повторяется никогда.

Гидравлические приводы в действии. Испытание механизма подъёма стрелы у автомобиля.

Какова роль родителей ваших учеников в реализации этих проектов? Вряд ли у них получается «стоять в стороне».

Конечно, наше увлечение техникой невольно затягивает и родителей. Я очень дружу с семьями своих юных исследователей и изобретателей. Без их активной поддержки мы бы не смогли сделать ни один свой проект: ни проверить работу инкубатора, ни разобраться, почему же хомяки такие разные, ни выяснить, почему вода не хочет подниматься на последний этаж…

В целом я очень активно привлекаю родителей к занятиям проектной и исследовательской деятельностью. С 1 класса веду кружок «ЭксперименТаниум». Это игровая наука, или научная игра. На этих занятиях дети в игровой форме знакомятся с различными физическими законами и воплощают их в простейших поделках. Но кроме этого, на занятиях происходит введение в исследовательскую деятельность.

И уже к новому году любой первоклассник сможет научить своего родителя тому, как выполнить исследовательскую работу: найти проблемный вопрос, выдвинуть гипотезы, провести опыты, проанализировать и обобщить полученные результаты. Не родитель будет учить этому ребёнка, а, наоборот, ребёнок родителя.

Познавая законы этого мира, ребёнок готовится стать взрослым. Все выводы, полученные в результате исследования - не просто часть работы, а траектория движения ребёнка от теории к практике.

В проектных работах подход к практикоориентированности иной. Все детские изобретения субъективны, они являются открытиями только для самих детей. Изобрести что-то новое в возрасте 10-12 лет сложно, поэтому практической ориентированностью обладает сам ход подготовки проекта: составление конструкторской и технологической документации, изготовление и испытание модели, овладение новыми инструментами, приспособлениями, расширение границ применения обычных вещей (например, гидравлических приводов из обычных медицинских шприцов). Именно в таком смысле и исследовательские, и проектные работы отталкиваются от практики и к практике приходят.

На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.

Уроки проходят в различных кабинетах. У каждой группы свой учитель. Как правило, преподаватель у мальчиков - мужчина, а у девочек - женщина.

Технология для девочек

Домоводством принято называть уроки технологии , еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой и женщине.

Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.

В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.

Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.

Технология для мальчиков

Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.

С 5 по мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.

Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.

К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.

Урок подготовила учитель начальных классов: Найдёнова Н.Л.

Урок труда: 3 «Б» класс

Тема : «Подушечка для игл»

Цели урока:

Образовательные цели:

  1. Формирование у учащихся знаний и умений по труду обработки подушечки для игл.

2. Способствовать запоминанию основной терминологии.

3. Формирование представления о творческой работе.

4. Способствовать пониманию качества готового изделия.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Коррекция и развитие связной устной речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса).

2. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (установление логических и причинно - следственных связей, планирующая функция мышления).

3. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений).

4. Коррекция и развитие сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

5. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

Воспитательные цели:

1. Воспитывать интерес к учебе, предмету.

2. Воспитывать интерес к народному творчеству.

3. Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к школьному имуществу, трудолюбие, взаимопомощь).

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

Инструменты : игла, ножницы; наперсток

Материалы : деталь подушечки и для игл, нитки, тесьма, синтепон

Дидактическое обеспечение:

Инструкционные карты;

Образец подушечки для игл;

Методы обучения:

Словесные (беседа, объяснения);

Наглядные (показ объектов труда, приемов работы,

Практические (самостоятельная практическая работа учащихся).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Словарная работа: игольница, подушечка для игл, тесьма, синтепон, стежок «вперёд иголка».

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: математика, русский язык

Ход урока

п/п №

Этапы

Ход урока

Примечание

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся.

Сообщение темы.

Постановка цели.

Закрепление знаний учащихся

Заключительный инструктаж учителя

Физкультминутка

Практическая работа

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока учителем

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не простой урок. К нам на урок пришли гости.

Давайте повернёмся к ним и поприветствуем их, к

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу.

На прошлом уроке мы уже начали разговор и изготовление изделия-игольницы.

Игольницы могут различаться по форме, виду отделки.

Вопросы учителя:

Для чего предназначены представленные предметы? - (для хранения игл и булавок)

Как называются эти предметы? - (игольницы)

(Открыть на доске слово «игольница»)

Как вы видите, игольницы имеют различную форму и размер

Как вы считаете, какая игольница самая удобная для работы на уроке? - (подушечка)

Тема нашего урока

« ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ»

Прежде, чем приступить к окончательной работе по изготовлению подушечки, мы определим план работы

На прошлом уроке мы начали изготовление подушечки. Наполовину она уже готова.

Какой формы будет наша подушечка для игл? - (квадратной).

Набивать подушечку будем ватой или синтепоном.

(Открыть на доске слова «вата», «синтепон»)

При пошиве изделий применяют швейные нитки.

Инструменты и приспособления

Какие инструменты и приспособления мы выберем для работы?

Послушайте загадку:

На пальце одном
Ведерко вверх дном.

(наперсток)

Для чего нужен наперсток?

Следующая загадка.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

(ножницы)

Прежде чем начать работать с ножницами необходимо, вспомнить « Правила безопасной работы»

3. Передавать в закрытом виде и кольцами вперед; 4.Работать на своем рабочем месте;

Угадайте, что это?:

Стальная девица
На ткань ложится.
Снова встаёт,
Строчку ведёт.
(Игла). - Что такое игла?

Игла – заострённый стержень для шитья с ушком на конце.

Прежде чем работать необходимо, вспомнить правила ТБ.

1.Хранить булавки и иголки в определенном месте(подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

Украшена подушечка будет - тесьмой

- У вас на столе лежит карточка с этапом изготовления подушечки.

Соблюдая технологическую последовательность у вас получится красивое изделие, подушечка для игл.

1.Набить подушечку синтепоном.

2.Зашить отверстие.

3.Украсить подушечку тесьмой.

Итак, нам понадобятся…Необходимо помнить правила ТБ при работе с ними и последовательность изготовления изделия.

Начинаем работать

Дежурный проводит физкультминутку, показывая упражнения.

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

(Ученикам, кот орые уже завершили работу, даю задание продолжить пословицы, которые говорят о важности труда.)

  1. Труд человека кормит…(а лень портит)
  2. От скуки…(бери дело в руки)
  3. Терпение и труд…(все перетрут)
  4. Глаза страшатся… (а руки делают)

Сообщение учителя о достижении целей урока;

Оценка результатов труда учащихся на уроке;

Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

Демонстрация различных видов игольниц.

игольница

на доске тема

«Подушечка для игл»

Выставляются слова:

Синтепон, вата

швейные нитки

напёрсток

ножницы

на доске Правила безопасной работы»

Слово на доске

игла

На доске

Техника безопасности при работе с иглой

На доске

Тесьма

Технологическая карта (лежит на парте)

На доске принадлежности

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая Карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3. Зашить отверстие.

Техника безопасности при работе с иглой

1.Хранить булавки и иголки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

2.Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, так как они легко ломаются.

3.Ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

4.Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду и случайные предметы.

5.Шить иголками только с наперстком, чтобы избежать укола пальца.

6.Не откусывать нити зубами, а отрезать их ножницами.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1.Когда режешь ножницами, направлять их надо концами от себя;

2.Не держите ножницы концами вверх;

3. Передавать в закрытом виде и кольцами вперед; 4.Работать на своем рабочем месте;

5.Нельзя оставлять в раскрытом виде.

Предварительный просмотр:

Сценарий выступления команды «Зелёный огонёк»

Дети выходят на сцену под мелодию «Вместе весело шагать»

1 уч.: Здравствуйте!

2 уч .: Вас приветствует команда 3 «Б» класса

Хором: «Зелёный огонёк»

3 уч. - Наш девиз:

Хором:

«Наш зелёный огонёк»,

Друг, помощник верный,

Безопасным сделать путь

Сможет непременно!»

1 уч. Светофор-это самый главный дорожный знак. Он родился в Лондоне в 1868 году. В переводе с греческого языка слово светофор означает «несущий свет».

2 уч. Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь-

Зеленый, желтый, красный.

3 уч . Наш домик - светофор,

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

2 уч. Ты переходишь улицу-

Остановись на миг.

Стой тихо и спокойно,

Сигналов жди моих.

1 уч.

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз горит в упор.

Вид он грозный напускает,

2 уч.

Желтый, вспыхнул вслед за ним-

Постоим, повременим.

Жёлтый свет-предупрежденье

Жди сигналов для движенья!

3 уч.

А за ним зелёный глаз

Вспыхнул впереди.

Скажет он: препятствий нет,

Смело в путь иди!

4 уч.

Пусть другие люди ждут,

Пока зелёный свет дадут.

Я не буду ждать напрасно-

Проскачу-ка я на красный!

Раздаётся визг тормозов. Пешеход падает, встает, хватается за голову.

1 уч.

Он на красный свет бежал

И в аварию попал.

Хорошо, что жив остался.

4 уч.- Лишь зубов не досчитался.

2 уч.

Пешеходу надо знать,

Где ходить и где гулять,

А водитель должен ездить,

Так чтоб людям не мешать.

4 уч.

А кто подскажет им в пути,

Где проехать, где пройти?

Где опасную дорогу

Безопасно перейти?

3 уч.

На дороге что и как

Объяснит дорожный знак.

Надо знать их непременно,

Чтобы не попасть впросак.

1 уч.

Встретишь синий знак – квадрат,

Будешь знаку очень рад.

Человек идёт по «зебре»

Без опаски, без преград,

Знает этот знак народ-

ХОРОМ: « Пешеходный переход».

2 уч.

А вот если знак другой-

Белый с красною каймой,

Значит что-то запрещает

Не спеши идти, постой!

Человек, велосипед-

Им сюда дороги нет,

Если красною чертою

Перечёркнут силуэт.

3 уч.

Там где школа, детский сад

Треугольники висят,

А внутри бегут детишки.

Знаки взрослым говорят:

«Здесь к дороге близко дети!

Здесь машины тормозят!»

Называется знак «Дети!»

Только он не для ребят.

1 уч.

Мы сегодня пешеходы,

Завтра мы – водители

Будем дети осторожны

ХОРОМ: Будем супербдительны!

4 уч.

Понял я теперь, ребята,

Буду правила учить.

Буду я теперь дорогу

Правильно переходить!

Дети поют песню на мелодию «Чунга – Чанга»

Чтобы в жизни не было беды,

Соблюдать мы правила должны.

Чтоб спокойно жили, без тревог,

Заучить их надо на зубок.

Детям надо, без сомненья,

Помнить правила движенья,

Помнить правила движенья,

Без сомненья.

На дороге, на дороге

Есть порядок очень строгий

Есть порядок очень строгий

На дороге.

2 уч.

Мы программу показали,

Но прощаться не хотим.

Всех, кто слушал нас сегодня

От души благодарим.

3 уч.

Правил дорожных на свете немало.

Все бы нам выучить их не мешало.

1 уч.

Но основное из правил движенья-

Хором: Знать как таблицу должны умноженья!

4 уч.

- Сумейте вовремя сказать себе «Стоп» (хором), и ваше здоровье и жизнь будут в безопасности!

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТАСС, 15 ноября. Внедрение новой концепции урока технологии, которую предложили Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Союз «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), потребует оснастить школы новым оборудованием и провести переподготовку педагогов, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Проект был презентован в начале ноября на полях чемпионата WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге. Он предполагает модернизацию методик преподавания предмета и освоение учащимися современных концепций. Эксперты отмечают, что изменение подходов улучшит раннюю профориентацию за счет появления новых направлений, однако необходимо взвешенно подходить к нововведению, учитывая не только высокие технологии, но и традиционные навыки ведения быта, а также национальные традиции ряда регионов.

Эксперимент в Москве: уроки в технопарках

Согласно концепции, новый урок технологии будет направлен на реализацию проектов в научно-техническом творчестве, рассказала ТАСС генеральный директор АСИ Светлана Чупшева . «Урок технологии, который мы предлагаем, это как раз навыки, которые пригодятся ребенку в его профессиональной, либо в обычной жизни. Она (инициатива - прим. ТАСС) уже поддержана, подготовлены и одобрены Министерством образования методические рекомендации, которые будут транслированы в школах, для того чтобы уроки технологии были максимально эффективными с точки зрения формирования таких навыков у детей», - отметила она.

По ее словам, в этом году в Москве уроки технологии уже проходили по новой программе. «Важно, что они проходили не внутри общеобразовательных учреждений, а в технопарке. Детям было очень интересно в течение трех месяцев реализовывать проекты в пяти ключевых направлениях: это и промышленный дизайн, и среда „умный дом“, и робототехника, и беспилотники. Мы надеемся, что уроки технологии постепенно будут внедрены во всех школах», - сказала Чупшева.

Директор центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник» Елена Тихонова сообщила ТАСС, что корпорация готова к разработке новой линии учебно-методических комплектов с учетом актуальных изменений и концепции технологического образования.

"Современный учебник технологии может быть построен по модульному принципу. Этот позволит обеспечить получение базовых технологических знаний и, в зависимости от запроса региона, возможностей образовательной организации, предпочтения обучающихся выбрать дополнительный модуль, например, агротехнологический, робототехника, технологии сервиса. В новые учебники необходимо вводить большее количество различных заданий развивающего характера, знакомить с разработкой и реализацией различных проектов, необходимо знакомить учащихся с постоянно обновляющимися видами технологий", - уточнила Тихонова.

Готовы не все Сразу несколько экспертов отметили, что для внедрения новой концепции преподавания школы необходимо будет дополнительно оснастить современным оборудованием. По мнению начальника отдела дополнительного образования Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Галины Павленко, занятия должны строиться как освоение современных технологий, и одним из перспективных методов их проведения будет игровой или имитационный.

"Школы в Приморском крае в подавляющем большинстве к реализации новой концепции не готовы: у них нет соответствующей материальной базы и достаточного количества готовых к работе в условиях новой концепции педагогов. Подготовка учителей труда в вузах на Дальнем Востоке вообще не ведется. При изменении подхода к преподаванию необходимо обеспечить подготовку кадров к реализации новой концепции, на базе педагогических вузов. При этом вузы нуждаются в дополнительных материально-технических условиях для подготовки учителей технологии", - отметила она.

Того же мнения придерживается и начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Липецкой области Наталья Юшкова. «Конечно, в школах нет такого оборудования, потому что оно не предусмотрено по полномочиям, например, сварочные аппараты высокого уровня. Но показать свои базы и предложить попробовать поработать на своем оборудовании могут средние профессиональные технические учебные учреждения», - добавила собеседница агентства.

По мнению доцента кафедры профессионального образования Курского института образования Игоря Власова, введение новой концепции преподавания уроков технологии в школах Курска вызовет определенные сложности, прежде всего, из-за нехватки кадров и площадок.

Опыт регионов

Некоторые российские регионы уже сегодня самостоятельно организуют в рамках уроков технологии обучение высокотехнологичным компетенциям. Как сообщила ТАСС первый замминистра образования Карелии Татьяна Васильева, в республике имеется опыт по взаимодействию школ, колледжей и предприятий, чтобы дать возможность школьнику освоить различные навыки и помочь определиться с будущей профессией.

"Например, учащиеся школы № 39 Петрозаводска в рамках внеурочной деятельности получали теоретические знания в школе, далее в колледже или техникуме отрабатывали практические навыки по модулям «Поварское дело», «Машинист дорожных и строительных машин», «Сварщики» и другим. После этого ребята посещали предприятия, где можно применять эти навыки, знакомились с потенциальным местом работы", - сказала она.

Новые подходы к проведению уроков уже несколько лет применяют и в гимназии № 19 в Кургане. «К примеру, в восьмом классе мальчики в рамках урока технологии изучают основы робототехники. С помощью родителей и спонсоров мы закупили оборудование для этих уроков. Курс преподает молодой учитель, владеющий современными технологиями. В настоящее время мы думаем о приобретении 3D-принтера», - рассказала ТАСС директор образовательного учреждения Елена Смирнова .

А в Брянской области уже готовят педагогов, готовых обучать современным технологиям. «Все учителя технологии, которых мы готовим для работы в школе, способны дать ученикам знания о том, как можно на компьютере смоделировать 3D-изделие и сделать его на 3D-принтере. Также они могут дать детям знания в области робототехники, но пока такие анклавы прогрессивного преподавания продвинутых дисциплин сосредоточены не в школах, а детских технических центрах», - отметил собеседник агентства.

Взвешенный подход

В целом эксперты сошлись во мнении о том, что концепция преподавания технологии в современной школе нуждается в совершенствовании. Однако вопрос объединения мальчиков и девочек на уроках технологии, учитывая акцент на высокие технологии, вызвал неоднозначную реакцию.

Заместитель директора по научно-исследовательской работе Школы педагогики ДВФУ Григорий Капранов, считает, что школьников нужно готовить к жизни в высокотехнологичном мире, не забывая при этом о навыках, которые необходимы в повседневной жизни, например, в домашнем хозяйстве. «Прямолинейное изменение системы трудового обучения по игнорированию гендерного принципа… скорее навредит, чем будет полезным», - сказал он ТАСС.

Помощник министра образования Чечни Абдурахман Каимов также считает, что совместное обучение мальчиков и девочек на уроках технологии применимо не для всех регионов. «С точки зрения национального менталитета, в республике есть моменты, отличающиеся от других регионов. Это мое личное мнение, но совместное обучение по технологии в Чеченской Республике не обязательно. Есть такие дела, которые полагается делать мужчине или женщине, и пересекаться эти занятия не должны, хотя развитие общества и предполагает наличия общих навыков в некоторых вопросах», - сказал он.

Его позицию разделяет и глава комитета по образованию, культуре и связям с религиозными организациями Народного собрания Ингушетии Марьям Амриева. «Я понимаю, что есть тренд мирового развития и происходит стирание граней между женщинами и мужчинами. Однако девочку надо растить как воспитательницу детей и хранительницу очага, а мальчики должны воспитываться в духе защитника очага, страны и народа», - сказала собеседница агентства.

В то же время в Кабардино-Балкарии постепенно переходят на новые стандарты преподавания уроков труда. «Наши школы уже отошли от традиционных уроков труда, где мальчики отдельно от девочек занимаются. У нас во многих школах есть робототехника, там не только мальчики, но и девочки обучаются. Что касается учителей для таких занятий, то в некоторых школах их специально переучивают, в некоторых - набирают новых», - сообщили ТАСС в региональном министерстве образования, науки и по делам молодежи.

В Дагестане уроки технологии проходят в разных форматах. «Новые стандарты преподавания уроков технологии не предусматривают деление [по гендерному принципу] как таковое. Сейчас в Дагестане технология преподается по-разному, так как образовательные учреждения сами вправе решать, в большей части школ - объединенные уроки, где-то отдельные еще», - рассказала ТАСС начальник управления общего и профессионального образования Министерства образования и науки Дагестана Лариса Абрамова.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png