Здание построено в 1890–92 гг. (архитектор Д. Н. Чичагов).
Объект культурного наследия федерального значения.

До постройки краснокирпичного здания в неорусском стиле здесь стоял дом Губернских присутственных мест, возведённый в 1820 г. архитектором Евгением Паскалем. Колонный портик и лаконичные стены без украшений можно увидеть ещё на московских фотографиях 1880-х гг. Во дворе присутственных мест находилась долговая тюрьма, получившая в народе название «Яма».

В конце XIX в. полномочия Городской думы, размещавшейся в доме Шереметева на Воздвиженке (дом 6), сильно расширились. Для думы было решено возводить собственное большое здание, для чего и приобрели участок старых присутственных мест. Был объявлен конкурс, главным условием которого было то, что «фасады должны быть обработаны в стиле памятников зодчества XVI–XVIII вв.», а само здание быть достойно старой столицы Российской империи и соответствовать построенному ранее Историческому музею. На конкурс было представлено 38 проектов с девизами. Победил проект под девизом «Cedo majori» («Уступаю старшему») архитектора Д. Н. Чичагова.

Освящение состоялось 1 мая 1892 года.
Первый этаж занимали отделы Городской думы, на втором располагался большой двусветный зал для торжественных собраний. Зал украшала статуя Екатерины Великой, выполненная М. Антокольским (сейчас она находится в Царицынском дворце).
На втором этаже располагался также кабинет городского головы. В 1890-е гг. эту должность занимал Н. А. Алексеев. 9 марта 1893 г. он был убит в своём кабинете душевнобольным, ворвавшимся в здание. Последними словами Алексеева были: «Я умираю, но счастлив, что со мною случилось это на службе и что я верен данной присяге служить до последней возможности». Москва потеряла прекрасного государственного деятеля. По иронии судьбы, именно он хлопотал о строительстве в Москве специальной клиники для душевнобольных.

Центральный кокошник над главным входом в Городскую думу украшал образ Георгия Победоносца, убивающего змея. Сегодня на его месте медальон с рабочим и крестьянином в порыве революционной борьбы (скульптор Г. Д. Алексеев). Медальон появился в 1918 г., когда в Москве проходила программа монументальной пропаганды и улицы украшались барельефами и цитатами, призывающими к борьбе, а в скверах ставили памятники революционерам и борцам за свободу. На фасаде Городской думы тогда появилась надпись: «Революция – вихрь, отбрасывающий назад всех ему сопротивляющихся», а со стороны Исторического музея: «Религия – опиум для народа», обращённая, скорее всего, к людям, пришедшим в Иверскую часовню.

После революции в здании размещались отделы Московского совета: финансовый, статистический, налоговое управление и др.
В 1936 г. в здании думы открылся Центральный музей В. И. Ленина. 13 000 экспонатов, связанных с жизнью и работой Ленина, заполняли залы бывшей Городской думы.
С 1993 г. - филиал Государственного Исторического музея.

В настоящее время здание используется как фондохранилище (более 75 тыс. единиц хранения), включающее:
- предметы, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина;
- личные вещи и подарки В. И. Ленину и И. В. Сталину;
- коллекция знамён;
- коллекция политического плаката советского периода;
- коллекция декоративно-прикладного искусства;
- коллекции филателии, филокартии, фалеристики советской и ленинской тематики;
- фонд фотографий советского периода.

Д митрий Чичагов - русский архитектор, мастер эклектики и псевдорусского стиля. Он был председателем строительной комиссии Политехнической выставки и состоял в Комиссии по сохранению памятников Императорского Московского археологического общества. По проектам Чичагова были построены Московская городская дума, Тургеневская читальня, Алексеевская школа, часовня Святого Александра Невского и многие другие здания Москвы.

Мастер исторической эклектики

Дмитрий Чичагов родился в 1835 году в Москве. Его отец, Николай Чичагов, был известным московским архитектором - построил храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец . Он мечтал, чтобы сын продолжил профессиональную династию, и в 1850 году Дмитрий Чичагов поступил в Московское дворцовое архитектурное училище.

В 1859 году юноша закончил училище и остался здесь преподавать. Чичагов работал в альма-матер шесть лет и совмещал педагогическую деятельность с проектированием. В 1866 году он перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь у него стажировались Федор Шехтель и Иван Машков, которые позже стали знаменитыми московскими архитекторами.

Вместе с другими архитекторами Дмитрий Чичагов учредил Московское архитектурное общество - творческое объединение московских архитекторов и инженеров-строителей. Они изучали древнерусское зодчество, организовывали съезды архитекторов, устраивали конкурсы и выставки профессиональных достижений. Несколько лет спустя после создания общества Чичагов стал его председателем. Его современник Василий Маклаков вспоминал: «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению ».

Первый успех к Дмитрию Чичагову пришел в 1879 году, когда он построил двухэтажный особняк для промышленника Викулы Морозова. Фасад здания в стиле необарокко напоминал расписной пряник. Интерьеры были исполнены в разных исторических стилях: одни комнаты были пестро отделаны мрамором и редкими сортами дерева, другие инкрустированы драгоценными камнями и украшены зеркальными плафонами. Эта работа принесла архитектору славу как мастеру исторической эклектики.

В 1871 году Дмитрий Чичагов стал председателем строительной комиссии Политехнической выставки в Москве, на которой участники представили достижения Российской империи в области сельского хозяйства, промышленности, военного дела, науки и культуры. Чичагов был главным архитектором выставки и создал для нее большую часть построек. Во многом благодаря этим сооружениям русский стиль, применявшийся в то время преимущественно в церковном и загородном зодчестве, вошел в гражданскую архитектуру. Позже многие экспонаты стали основой коллекций Политехнического и Исторического музеев .

Строительство Московской городской думы

Городская Дума, Москва. Старая дореволюционная почтовая открытка. Фотография: Юрий Кобзев / фотобанк «Лори»

Дмитрий Чичагов. Фотография: um.mos.ru

Городская Дума, Москва. Современное здание. Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

В 1876 году Дмитрий Чичагов устроился в Комиссию по сохранению памятников Императорского Московского археологического общества. Работая здесь, зодчий провел подробную съемку настенных росписей и древней алтарной преграды, которые сохранились в московском Успенском соборе. Также Чичагов создал резной мраморный иконостас в русско-византийском стиле для церкви Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря.

В начале 1880-х годов архитектор построил особняк для московского городского головы Николая Алексеева, а несколько лет спустя - небольшой двухэтажный дом для его матери. По проекту Чичагова здание, флигели и хозяйственные постройки образовали каре - замкнутый прямоугольник. Торец украшал овал из затейливого орнамента с большим фамильным вензелем Алексеевых.

В 1888 году в Москве был объявлен конкурс на лучший план здания Московской городской думы. По условиям конкурса архитекторы должны были выполнить фасады в стиле памятников зодчества XVI–XVIII веков, чтобы они соответствовали построенному ранее Историческому музею, а само здание было достойным старой столицы Российской империи. Всего было представлено 38 работ, среди которых был и проект Дмитрия Чичагова. Именно его план здания в псевдорусском стиле признали лучшим. Когда началось строительство, обнаружились проблемы с фундаментом бывших Присутственных мест, где предполагалось возвести здание. В результате был объявлен второй конкурс, и Дмитрий Чичагов снова выиграл. Здание Московской городской думы стало первым зданием в Москве, специально построенным для органов местного самоуправления.

В новом проекте Чичагов расширил проезд к Красной площади и укрепил перекрытие: заменил деревянные своды на бетонные по металлическим балкам. В отделке архитектор использовал многочисленные мотивы русского узорочья, однако декор фасадов оставил лаконичным и строгим. Особенно ярко он выделил лишь несколько деталей: огромные арочные окна третьего этажа, широкий верхний фриз и преувеличенно массивный центральный подъезд. Изначально зодчий планировал покрасить здание в светло-серый цвет, но затем сделал красным. Таким образом эклектичное здание он удачно вписал в ансамбль окружающих зданий, построенных в разные эпохи.

Храмы, усадьбы и доходные дома Дмитрия Чичагова

Детская музыкальная школа имени Н.А. Алексеева. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

Здание библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева. Фотография: mmsk.ru

Фасад гимназии №1520 им.Капцовых. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

В 1893 году зодчий построил здание гимназии имени Капцова. Здание напоминало скандинавский замок с островерхой крышей и башенками. Крышу венчали несколько высоких фигурных фронтонов. Вся постройка была выполнена в двух традиционно скандинавских цветах - красном и белом.

Всего по проекту Дмитрия Чичагова возведено 33 здания. Архитектор спроектировал интерьеры и иконостас церкви Троицы Живоначальной и руководил капитальным ремонтом московского Успенского собора . Также по его плану была построена часовня Святого Александра Невского в память об освобождении славян от турецкого ига. На его счету несколько перестроенных городских усадеб, многоквартирные доходные дома - среди московской знати он был известен и востребован. Многие из его построек были уничтожены в советское время: так, в 1972 году было снесено здание старейшей в Москве бесплатной Библиотеки-читальни имени Ивана Тургенева . Среди сохранившихся построек Чичагова - Алексеевская школа, Капцовское училище, здание Городской думы.

Дмитрий Чичагов умер в 1894 году на даче в Новом Кунцеве под Москвой. В газете «Московские ведомости» напечатали некролог: «Из целого ряда построек, произведенных Д.Н. Чичаговым, мы укажем на новое здание Московской городской думы, построенное по его проекту и под его наблюдением. Покойный состоял членом Строительного совета при Городской управе и архитектором при Главном архиве Министерства иностранных дел. Кончина Д.Н. Чичагова является большой потерей для Московского архитектурного общества, которое занято в настоящее время организацией второго съезда русских зодчих в Москве» .

Похоронили зодчего на Ваганьковском кладбище, на могиле установили памятник по его собственному проекту.

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова, родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В 1850-1859 обучался в московском дворцовом архитектурном училище. В 1871-1872 - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок, 21).

В 1888 выиграл первый конкурс проектов здания Московской городской Думы на Воскресенской площади (всего было представлено 38 проектов). После того, как итоги были подведены, вскрылись проблемы с фундаментами б. Присутственных мест, на которые планировалось поставить здание, и необходимость расширить проезд к Красной площади. Поэтому Дума устроила второй конкурс среди авторов лучших работ первого тура, и Чичагов опять победил. В новом проекте деревянные перекрытия были заменены на бетонные своды по железным балкам. Внешне, Чичагов планировал окрасить здание в светло-серый цвет, а красный цвет был выбран уже при завершении постройки (1890-1892). Помимо здания Думы, в период правления городского головы Н. А. Алексеева (совпавший по времени с последним десятилетием жизни архитектора) Чичагов строил много общественных зданий в Москве, в том числе уничтоженную в 1970-е Тургеневскую читальню у Мясницких ворот и сохранившуюся Алексеевскую школу на Николоямской улице (ныне музыкальная школа имени Н. А. Алексеева). Проектировал общественные здания и храмы для провинциальных городов - всего в послужном списке Чичагова 33 завершённых проекта.

Д. Н. Чичагов - один из учредителей Московского Архитектурного общества, в последний год жизни - председатель МАО. У Чичагова стажировались такие ставшие впоследствие знаменитыми архитекторы, как Ф. О. Шехтель и И. П. Машков. «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению» - В. А. Маклаков, воспоминания, гл.3.

Был женат дважды (первая жена, Лидия Михайловна - дочь М. Д. Быковского, родная сестра К. М. Быковского. Как и все мужчины в роду Чичаговых, умер относительно рано, оставив после себя одиннадцать детей. Из них пятеро стали известными художниками - продолжателями династии Чичаговых:

Чичагов, Алексей Дмитриевич (1875-1921), архитектор

Чичагов, Константин Дмитриевич (1867-1919), историк-искусствовед

Чичагова-Россинская, Елена Дмитриевна (1874-1971), художница

Чичагова, Галина Дмитриевна (1891-1966), художница

Лучшие дня

Подготовка к собственным похоронам, или история весом 222 кг
Посетило:162

Д митрий Чичагов - русский архитектор, мастер эклектики и псевдорусского стиля. Он был председателем строительной комиссии Политехнической выставки и состоял в Комиссии по сохранению памятников Императорского Московского археологического общества. По проектам Чичагова были построены Московская городская дума, Тургеневская читальня, Алексеевская школа, часовня Святого Александра Невского и многие другие здания Москвы.

Мастер исторической эклектики

Дмитрий Чичагов родился в 1835 году в Москве. Его отец, Николай Чичагов, был известным московским архитектором - построил храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец . Он мечтал, чтобы сын продолжил профессиональную династию, и в 1850 году Дмитрий Чичагов поступил в Московское дворцовое архитектурное училище.

В 1859 году юноша закончил училище и остался здесь преподавать. Чичагов работал в альма-матер шесть лет и совмещал педагогическую деятельность с проектированием. В 1866 году он перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь у него стажировались Федор Шехтель и Иван Машков, которые позже стали знаменитыми московскими архитекторами.

Вместе с другими архитекторами Дмитрий Чичагов учредил Московское архитектурное общество - творческое объединение московских архитекторов и инженеров-строителей. Они изучали древнерусское зодчество, организовывали съезды архитекторов, устраивали конкурсы и выставки профессиональных достижений. Несколько лет спустя после создания общества Чичагов стал его председателем. Его современник Василий Маклаков вспоминал: «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению ».

Первый успех к Дмитрию Чичагову пришел в 1879 году, когда он построил двухэтажный особняк для промышленника Викулы Морозова. Фасад здания в стиле необарокко напоминал расписной пряник. Интерьеры были исполнены в разных исторических стилях: одни комнаты были пестро отделаны мрамором и редкими сортами дерева, другие инкрустированы драгоценными камнями и украшены зеркальными плафонами. Эта работа принесла архитектору славу как мастеру исторической эклектики.

В 1871 году Дмитрий Чичагов стал председателем строительной комиссии Политехнической выставки в Москве, на которой участники представили достижения Российской империи в области сельского хозяйства, промышленности, военного дела, науки и культуры. Чичагов был главным архитектором выставки и создал для нее большую часть построек. Во многом благодаря этим сооружениям русский стиль, применявшийся в то время преимущественно в церковном и загородном зодчестве, вошел в гражданскую архитектуру. Позже многие экспонаты стали основой коллекций Политехнического и Исторического музеев .

Строительство Московской городской думы

Городская Дума, Москва. Старая дореволюционная почтовая открытка. Фотография: Юрий Кобзев / фотобанк «Лори»

Дмитрий Чичагов. Фотография: um.mos.ru

Городская Дума, Москва. Современное здание. Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

В 1876 году Дмитрий Чичагов устроился в Комиссию по сохранению памятников Императорского Московского археологического общества. Работая здесь, зодчий провел подробную съемку настенных росписей и древней алтарной преграды, которые сохранились в московском Успенском соборе. Также Чичагов создал резной мраморный иконостас в русско-византийском стиле для церкви Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря.

В начале 1880-х годов архитектор построил особняк для московского городского головы Николая Алексеева, а несколько лет спустя - небольшой двухэтажный дом для его матери. По проекту Чичагова здание, флигели и хозяйственные постройки образовали каре - замкнутый прямоугольник. Торец украшал овал из затейливого орнамента с большим фамильным вензелем Алексеевых.

В 1888 году в Москве был объявлен конкурс на лучший план здания Московской городской думы. По условиям конкурса архитекторы должны были выполнить фасады в стиле памятников зодчества XVI–XVIII веков, чтобы они соответствовали построенному ранее Историческому музею, а само здание было достойным старой столицы Российской империи. Всего было представлено 38 работ, среди которых был и проект Дмитрия Чичагова. Именно его план здания в псевдорусском стиле признали лучшим. Когда началось строительство, обнаружились проблемы с фундаментом бывших Присутственных мест, где предполагалось возвести здание. В результате был объявлен второй конкурс, и Дмитрий Чичагов снова выиграл. Здание Московской городской думы стало первым зданием в Москве, специально построенным для органов местного самоуправления.

В новом проекте Чичагов расширил проезд к Красной площади и укрепил перекрытие: заменил деревянные своды на бетонные по металлическим балкам. В отделке архитектор использовал многочисленные мотивы русского узорочья, однако декор фасадов оставил лаконичным и строгим. Особенно ярко он выделил лишь несколько деталей: огромные арочные окна третьего этажа, широкий верхний фриз и преувеличенно массивный центральный подъезд. Изначально зодчий планировал покрасить здание в светло-серый цвет, но затем сделал красным. Таким образом эклектичное здание он удачно вписал в ансамбль окружающих зданий, построенных в разные эпохи.

Храмы, усадьбы и доходные дома Дмитрия Чичагова

Детская музыкальная школа имени Н.А. Алексеева. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

Здание библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева. Фотография: mmsk.ru

Фасад гимназии №1520 им.Капцовых. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

В 1893 году зодчий построил здание гимназии имени Капцова. Здание напоминало скандинавский замок с островерхой крышей и башенками. Крышу венчали несколько высоких фигурных фронтонов. Вся постройка была выполнена в двух традиционно скандинавских цветах - красном и белом.

Всего по проекту Дмитрия Чичагова возведено 33 здания. Архитектор спроектировал интерьеры и иконостас церкви Троицы Живоначальной и руководил капитальным ремонтом московского Успенского собора . Также по его плану была построена часовня Святого Александра Невского в память об освобождении славян от турецкого ига. На его счету несколько перестроенных городских усадеб, многоквартирные доходные дома - среди московской знати он был известен и востребован. Многие из его построек были уничтожены в советское время: так, в 1972 году было снесено здание старейшей в Москве бесплатной Библиотеки-читальни имени Ивана Тургенева . Среди сохранившихся построек Чичагова - Алексеевская школа, Капцовское училище, здание Городской думы.

Дмитрий Чичагов умер в 1894 году на даче в Новом Кунцеве под Москвой. В газете «Московские ведомости» напечатали некролог: «Из целого ряда построек, произведенных Д.Н. Чичаговым, мы укажем на новое здание Московской городской думы, построенное по его проекту и под его наблюдением. Покойный состоял членом Строительного совета при Городской управе и архитектором при Главном архиве Министерства иностранных дел. Кончина Д.Н. Чичагова является большой потерей для Московского архитектурного общества, которое занято в настоящее время организацией второго съезда русских зодчих в Москве» .

Похоронили зодчего на Ваганьковском кладбище, на могиле установили памятник по его собственному проекту.

Здание Московской городской думы соседствует с Историческим музеем и является частью прекрасного псевдорусского ансамбля. Это было первое здание, специально построенное в Москве для органов местного самоуправления. Назначение и предопределило его внешний вид и архитектуру. Согласитесь, здание городской думы очень представительно, однако декор фасадов несколько лаконичен и строг, что выдает стилистику эклектики. Но здесь есть несколько особенно ярких деталей: огромные арочные окна третьего этажа, широкий венчающий фриз и преувеличенно массивный центральный подъезд. Возможно, история этого дома поможет нам разобраться с особенностями его убранства.

Городская дума появилась в Москве в 1785 году указом императрицы Екатерины II. Тогда она называлась «шестигласной», потому что состояла из городского головы и шести гласных. В течение ста лет количество депутатов и функции думы менялись не один раз. В 1863 году Московскую городскую думу сформировали пять сословий. До революции 1917 года на законопроекты Москвы могли повлиять представители почти всех крупных сословий. Московская городская дума не раз меняла свой адрес. В екатерининские времена она занимала здание Губернских присутственных мест на Красной площади. После увеличения количества гласных она перебралась в дом Шереметевых на Воздвиженке.

В 1888 году по инициативе московского городского головы Николая Алексеева архитектор Дмитрий Чичагов разработал проект нового здания Московской городской думы. Строительство завершилось в 1892 году. Чичагов использовал фундамент и даже южную часть Монетного двора, который с XVIII века находился здесь. Использование фундамента предопределило симметрию парадного фасада, развернутого вдоль площади. Чичагов планировал окрасить здание в светло-серый цвет. Так что вполне возможно мы бы сейчас не видели столь привычные красные стены. Говорят, что на выбор цвета стен повлиял Николай Алексеев. Депутаты заседали в новом здании до 1917 года.

После революции Московская городская дума была упразднена. На здании Думы над главным входом вместо герба Москвы установили круглый рельеф с изображением рабочего и крестьянина. В 1930-е годы здание переоборудовали под музей Владимира Ленина. К сожалению, первоначальное убранство интерьеров было утрачено. Именно об этом музее писал знаменитый детский поэт Сергей Михалков в одном из своих стихотворений как о «большом, красивом красном доме, похожем на дворец». С 1990-х годов и бывшее здание Московской городской думы принадлежит Историческому музею. Во внутреннем дворе в 2012 году был открыт Музей Отечественной войны 1812 года.

Обратите внимание на это внушительное здание. При всей строгости и лаконичности оформления фасадов здесь есть к чему приглядеться. Чичагов применил многочисленные мотивы русского узорочья. Симметричность композиции выделена центральным крыльцом с красивыми висячими гирьками, которое размещено строго на главной оси здания. Высокие сложные формы крыши – это прямая связь со зданиями, построенными рядом в разные эпохи, но в схожей стилистике. Хорошо, что сейчас вокруг бывшей городской думы пешеходная зона, и здание можно обойти с разных сторон. Остается надеяться, что в скором времени и герб Москвы будет возвращен на прежнее место – над главным входом.

Денис Дроздов

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png