Показатель План Факт
Товарооборот, тыс. руб.
Валовый доход, тыс. руб.
Издержки обращения, тыс. руб.
Валовая прибыль, тыс. руб.
Чистая прибыль, тыс. руб.
Среднегодовая сумма активов, тыс. руб. 1620,5
Среднегодовая сумма собственного капитала, тыс. руб. 160,5
Показатели рентабельности
Рентабельность продукции 0,060 0,037
Рентабельность оборота 0,009 0,006
Рентабельность активов 0,06 0,05
Рентабельность собственного капитала 0,34 0,50
Период окупаемости капитала 2,97 2,01

Рассчитаны значения рентабельности по показателю «Чистая прибыль», которые показывают общее ухудшение экономического состояния аптечной организации. Рост издержек обращения способствовал снижению рентабельности продукции и оборота, сокращение активов привело к снижению их рентабельности.

На заключительном этапе анализа прибыли аптечной организации определяются источники резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности (рис. 8.4).

Рис. 8.4. Источники резервов увеличения прибыли

Основными источниками резервов увеличения прибыли являются резервы увеличения товарооборота, экономии издержек обращения, а также факторы, связанные с увеличением валового дохода (совершенствование структуры ассортимента, эффективная ценовая политика, сокращение затрат на закупку товаров аптечного ассортимента). Кроме того, резервом увеличения прибыли является снижение операционных и внереализационных расходов.

Основным источником резервов повышения рентабельности является увеличение суммы прибыли от реализации товаров аптечного ассортимента.

Пример 8.8

Выявление резервов увеличения прибыли.

В нашем примере сокращение валовой прибыли произошло за счет роста издержек обращения. Поэтому основным источником увеличения прибыли будет режим экономии затрат.

Кроме того, хотя в целом валовый доход аптечной организации увеличился, отрицательное влияние на его рост оказали рост оптовых цен и изменение структуры товарооборота, что в свою очередь отразилось на размере прибыли аптеки. Поэтому включение в ассортимент товаров с коротким периодом обращения, сокращение посредников в каналах товародвижения также будет способствовать увеличению прибыли аптечной организации. Также в данной аптечной организации значительный резерв роста прибыли заключается в снижении расходов от прочих видов деятельности.



Планирование прибыли аптечной организации

В современных условиях планирование прибыли занимает центральное место в стратегическом управлении любым коммерческим предприятием. При этом плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются каждым хозяйствующим субъектом самостоятельно и включают определение плановой суммы прибыли на год и распределение ее по кварталам.

Для планирования прибыли аптечной организации могут быть использованы следующие методы:

Методы прямого счета;

Нормативный метод;

Метод целевого планирования;

Метод воздействия операционного рычага;

Метод определения запаса финансовой прочности.

Метод прямого счета является достаточно простым методом планирования прибыли и основан на расчетах плановых сумм валового дохода, издержек обращения, а также прочих доходов и расходов.

Определение плановой суммы валового дохода аптечной организации начинается с относительного показателя – планового уровня валового дохода (торговой маржи). Для этого: (1) анализируется уровень валового дохода за ряд лет, выявляется тенденция его изменения в динамике, которая переносится на планируемый период, или (2) на планируемый год определяется такой уровень валового дохода, который покрывал бы все издержки и давал определенный % прибыли от реализации.

Затем на основе плана товарооборота определяется плановая сумма валового дохода:

И проводится ее распределение по кварталам. При распределении суммы валового дохода по кварталам используют данные о прогнозе товарооборота на каждый квартал и плановом уровне валового дохода на год. Так, валовый доход в 1 квартале планируемого года будет рассчитываться по формуле:

Подробней методика прогнозирования валового дохода рассмотрена в примере 8.9.

Пример 8.9

Планирование валового дохода аптечной организации

У ВД = 2350 / 12701 * 100% = 18,5%

2. провести анализ уровня валового дохода в динамике:

Плановый У ВД = (18,3 + 20,0 + 16,5 + 17,1 + 18,5) / 5 = 18,1%

3. определить плановую сумму валового дохода:

ВД (план) = (15564 * 18,1%) / 100% = 2817 тыс.руб.

4. распределить запланированную сумму валового дохода по кварталам:

1 квартал: (3579,7 тыс.руб. * 18,1%) / 100% = 647,9 тыс.руб.

2 квартал: (3735,4 тыс.руб. * 18,1%) / 100% = 676,1 тыс.руб.

3квартал: (4046,6 тыс.руб. * 18,1%) / 100% = 732,4 тыс.руб.

4 квартал: (4202,3 тыс.руб. * 18,1%) / 100% = 760,6 тыс.руб.

Расчет плановой суммы валовой прибыли также включает определение плановой величины из­держек обращения (см. главу 7).

Предполагаемая сумма прочих доходов определяется исходя из достигнутых их размеров по каждому виду деятельности в отчетном периоде и намечаемых в планируемом году изменений, как по составу, так и по объему. Аналогичным образом рассчитываются и возмож­ные в планируемом году прочие расходы и потери.

С учетом изложенного, плановая сумма валовой прибыли аптечной организации будет равна:

А плановая сумма чистой прибыли:

ВП план –

ВД план – плановая сумма валового дохода, руб.;

ИО план – плановая сумма издержек обращения, руб.;

П пр(план) – плановая сумма прибыли от прочих видов деятельности, руб.;

ЧП план –

НП план – плановая сумма налога на прибыль, руб.

На основании данных о плановых суммах валовой, чистой прибыли и товарооборота определяются относительные показатели – уровни валовой и чистой прибыли, а затем проводится распределение полученных величин по кварталам (методика аналогична методике распределения валового дохода).


Пример8.10

Определение плановой суммы валовой и чистой прибыли аптечной организации

1. Плановая сумма валовой прибыли:

ВП план = 2817 – 2490 – 72 = 255 тыс. руб.

2. Плановая сумма чистой прибыли:

ЧП план = 255 – 61,2 (24% от 255) = 193,8 тыс. руб.

3. Плановый уровень валовой прибыли

У ВП(план) = 255 / 15564 * 100% = 1,6%

4. Плановый уровень чистой прибыли (рентабельность продаж):

У ЧП(план) = 193,8 / 15564 * 100% = 1,2%

5. Распределение плановой суммы валовой и чистой прибыли по кварталам:

А) распределение валовой прибыли

1 квартал: (3579,7 тыс.руб. * 1,6%) / 100% = 57,3 тыс.руб.

2 квартал: (3735,4 тыс.руб. * 1,6%) / 100% = 59,8 тыс.руб.

3квартал: (4046,6 тыс.руб. * 1,6%) / 100% = 64,7 тыс.руб.

4 квартал: (4202,3 тыс.руб. * 1,6%) / 100% = 67,2 тыс.руб.

Б) распределение чистой прибыли

1 квартал: (3579,7 тыс.руб. * 1,2%) / 100% = 43,0 тыс.руб.

2 квартал: (3735,4 тыс.руб. * 1,2%) / 100% = 44,8 тыс.руб.

3квартал: (4046,6 тыс.руб. * 1,2%) / 100% = 48,6 тыс.руб.

4 квартал: (4202,3 тыс.руб. * 1,2%) / 100% = 50,4 тыс.руб.

Рассмотренный метод прямого счета позволяет получить доста­точно точные результаты плановой суммы валовой и чистой прибыли, поэтому он широко используется в плановой деятельности аптечных организаций.

Кроме метода прямого счета при планировании прибыли могут использоваться методы, ориенти­рованные на достижение целевых (нормативных) показателей уровня чистой прибыли.

Нормативный метод планирования прибыли основан на наличии в аптечной организации различных экономических нормативов, например, норма прибыли на единицу товарооборота или норма прибыли на соб­ственный капитал.

Согласно данному методу планируемая сумма чистой прибыли аптечной организации будет исчисляться по формуле:

, где

R п(норматив) – нормативная рентабельность продаж, % к товарообороту;

R к(норматив) – нормативная рентабельность капитала, %;

СК план – средняя сумма собственного капитала в плановом периоде, руб.

В качестве нормативной рентабельности продаж и нормативной рентабельности капитала могут быть использованы их фактические значения, достигнутые в отчетном периоде, либо средние значения с учетом динамики за несколько лет.

Нормативный метод планового расчета суммы чистой прибыли может быть использован для открывае­мых аптечных организаций. Его недостатком является то, что он практичес­ки не увязан с другими показателями деятельности аптеки.

Метод целевого планирования прибыли позволяет обеспечить увяз­ку ее размеров с целями развития аптечной организации. Основой этого ме­тода является определение минимально необхо­димой суммы прибыли, достаточной для уплаты налога на при­быль, погашения долгосрочных кредитов и процентов по ним, удов­летворения потребностей предприятия в средствах для выплаты дивидендов, осуществления социальных выплат работникам, а также для накопления средств, необходимых предприятию для производ­ственного развития. Расчет ведется по каждому элементу этих по­требностей и охватывает основные направления использования прибыли.

Капитализируемая прибыль, т.е. прибыль, необходимая для реализации инвестиционных возможностей организации, определяется по следующим элементам: отчисления в резервный фонд, сумма прибыли, направляемая на погашение долгосрочных кре­дитов, сумма прибыли, направляемая на прирост основных средств.

Плановая сумма чистой прибыли аптечной организации, предназначенная для потребления, включает выплату дивидендов и иных доходов от участия в предприятии. Конкретная методика определения суммы выплат доходов соб­ственникам предприятия определяется в учредительных докумен­тах и решением собрания учредителей.

Выплаты доходов из прибыли рассчитываются по отдельным направ­лениям выплат (премии по результатам работы предприятия; по­ощрение за выполнение разовых заданий; дополнительные надбав­ки и доплаты; прочие выплаты).

Таким образом, плановая сумма чистой прибыли при использовании метода целевого планирования определяется как сумма капитализируемой прибыли и прибыли, направляемой на потребление.

Сумма валовой прибыли, необходимой аптечной организации для удов­летворения собственных потребностей и выполнения обязательств перед бюджетом по уплате налога на прибыль, определяется по формуле:

, где

ВП план – плановая сумма валовой прибыли, руб.;

ЧП план – плановая сумма чистой прибыли, руб.;

НП (ставка) – ставка налога на прибыль (выраженная десятичной дробью).

Планирование прибыли от продаж можно производить как традиционными методами, исходя из плановых показателей товарооборота и издержек, так и используя методы, основанные на элементах финансового менеджмента.

К таким методам планирования прибыли относятся: метод воздействия операционного рычага и метод определения запаса финансовой прочности .

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации (или другого экономического показателя, например, валового дохода, издержек) приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага.

Иными словами, при планировании прироста или снижения выручки от продаж использование показателя операционного рычага позволяет одновременно определить прирост или уменьшение прибыли. И наоборот, если в плановом периоде аптечной организации необходима определенная величина прибыли от продаж, с помощью операционного левериджа можно установить, какая выручка от продаж обеспечит нужную прибыль.

В практических расчетах чаще всего определяется сила воздействия на прибыль валовой маржи, которая представляет собой разницу между валовым доходом (маржинальной прибылью) и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается также как сумма покрытия.

Пример 8.11

Планирование прибыли аптечной организации на основе операционного рычага

При возможном увеличении валового дохода на 1%, прибыль от реализации возрастет на 11,55%, а валовая прибыль – на 19,48% и наоборот. В нашем примере величина валового дохода, рассчитанная традиционным способом, в плановом периоде увеличится на 20% по сравнению с текущим. Следовательно, с учетом операционного рычага, прибыль от реализации потенциально может возрасти на 231%, а валовая прибыль – на 389%.

Аналогично определяется влияние на прибыль и других факторов: товарооборота (выручки), цены, постоянных и переменных издержек. Таким образом, применение операционного левериджа для планирования финансового результата от продаж позволяет определить возможное изменение прибыли в плановом периоде по сравнению с ее величиной в базисном в зависимости от изменения различных экономических показателей.

Метод определения запаса финансовой прочности основан на определении безубыточности деятельности организации, т.е. определении минимально возможных значений валового дохода, покрывающего все затраты. При этом в аптеке нет ни прибыли, ни убытков.

В основе данного метода лежит деление затрат на постоянные и переменные. Данный метод включает расчет следующих взаимосвязанных показателей: порог рентабельности, точка безубыточности, запас финансовой прочности, запас торговой надбавки.

Порог рентабельности показывает сумму валового дохода, которая обеспечивает покрытие всех издержек аптеки, но при этом прибыль равна нулю, т.е. это состояние безубыточности аптечной организации. Порог рентабельности определяется по формуле:

Для того, чтобы определить при каком количестве обращений в аптеку будет достигнута безубыточность необходимо рассчитать точку безубыточности (точку критического объема продаж):

Точка безубыточности показывает такой объем продаж (число обращений), при котором величина валового дохода равна затратам, а прибыль равна нулю.

Для того, чтобы оценить, насколько фактический валовый доход превышает доход, обеспечивающий безубыточность, необходимо рассчитать запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности – это разница между валовым доходом и порогом рентабельности, которая показывает, на какую величину можно снизить валовый доход, оставаясь в состоянии безубыточности:

Еще одним важным показателем является запас торговой надбавки, который характеризует возможности снижения данного показателя:

Провести анализ безубыточности можно не только аналитически, но и графическим способом. Впервые он был предложен в 1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности (рис. 8.5).

График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности организации при изменении условий на рынке.

При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.

При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства (продаж, число обращений) в единицах, а по вертикальной - затраты на производство (реализацию) и доход. Затраты откладываются с подразделением на постоянные и переменные (или валовые). Также на графике отображается выручка от реализации продукции (или валовый доход).

Рис. 8.5. График безубыточности

Точка пересечения линий выручки (дохода) и валовых затрат представляет собой точку безубыточности (К). В этой точке при соответствующем ей объеме производства (или продаж) у организации нет ни прибыли, ни убытков. Объем производства, соответствующий точке безубыточности, носит название критического. При объеме производства (продаж) меньше критического организация своей выручкой (доходом) не может покрыть затраты и, следовательно, результатом ее деятельности являются убытки. Если объем производства (продаж) превышает критический, организация получает прибыль.

При помощи анализа безубыточности можно не только рассчитать критический объем производства, но и объем, при котором может быть получена запланированная (целевая) прибыль. Этот метод позволяет выбрать лучший вариант при сравнении нескольких технологий и т.д.

Пример 8.12

Планирование прибыли на основе безубыточности аптечной организации

1) определение порога рентабельности текущего года:

тыс. руб.

Если на планируемый период все показатели останутся на прежнем уровне, то минимально возможный валовый доход, необходимый для покрытия всех издержек должен быть 2146,6 тыс.руб.

2) расчет запаса финансовой прочности:

ЗФП (текущий год) = 2350 – 2146,6 = 203,4 тыс. руб.

Запас финансовой прочности показывает, что валовый доход может снижаться в пределах 203,4 тыс. руб. При этом аптека будет находиться в состоянии безубыточности.

3) определение запаса торговой надбавки:

Средняя торговая надбавка не должна быть ниже 20,7%, т.е. в данных условиях средняя торговая надбавка может снизиться не больше, чем на 2% (22,7 – 20,7).

4) определение точки безубыточности

В планируемом периоде число обращений в аптеку не должно быть меньше 116 тысяч, иначе деятельность аптеки будет убыточна.

5) построение графика безубыточности

Отложить на оси Y значение постоянных издержек (1868 тыс.руб.) и провести линию.

Построить точку безубыточности (ее координаты: на оси X - количество обращений, соответствующее точке безубыточности (116 тыс. обращений); на оси Y - величина дохода в точке безубыточности (2146,6 тыс.руб.).

Провести линию дохода через начало координат и точку безубыточности.

Провести линию валовых издержек через точку 1868 (на оси Y) и точку безубыточности.

Сравнивая полученные данные безубыточности с запланированными традиционным способом показателями можно сделать вывод о положительной динамике развития деятельности аптечной организации.

Проект плановых показателей прибыли аптечной организации выглядит следующим образом (табл. 8.4):

Таблица 8.4

План основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности аптечной организации (товарооборот, издержки, прибыль)

№ п/п Показатель текущий год Планируемый год
всего в том числе по кварталам
I II III IV
Товарооборот, тыс. руб. 3579,7 3735,4 4046,6 4202,3
Издержки обращения, всего тыс. руб. 572,75 597,66 647,46 672,37
Уровень издержек обращения, % 17,1
Постоянные издержки, тыс. руб. 2116,5
Переменные издержки, тыс. руб. 373,5
Валовый доход, тыс. руб. 647,9 676,1 732,4 760,6
Уровень валового дохода, % 18,5 18,1
Прибыль от реализации, тыс. руб.
Валовая прибыль, тыс. руб. 57,3 59,8 64,7 67,2
Уровень валовой прибыли, % 0,8 1,6
Чистая прибыль, тыс. руб. 80,0 193,8 43,0 44,8 48,6 50,4
Уровень чистой прибыли, % 0,6 1,2

Необходимо еще раз подчеркнуть, что прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности аптечных организаций, так как в ней обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития аптечной организации, роста ее имущества, собственного капитала и др. Только прибыльная аптечная организация может выполнять свою основную социальную задачу – обеспечивать население и различные организации лекарственными препаратами и другими товарами аптечного ассортимента.

Темы для повторения

1. Основные функции прибыли и их характеристика.

2. Валовый доход, как основной источник прибыли аптечной организации. Факторы, влияющие на валовый доход.

3. Показатели прибыли и порядок их расчета.

5. Основные задачи и источники данных для анализа прибыли.

6. Методика расчета влияния факторов на изменение суммы валового дохода.

7. Способы определения влияния факторов на изменение валовой прибыли.

8. Показатели использования чистой прибыли и способы их расчета.

9. Показатели рентабельности и методы их расчета.

10. Методы планирования прибыли аптечной организации.

  • Как открыть свою аптеку с минимальными вложениями?
  • Изучаем аптечный бизнес изнутри: тонкости, различия и неочевидные стороны
  • Необходимые условия для открытия аптечного пункта
  • Какие документы требуются для начала работы аптечного пункта?
  • Актуальный расчетный план для начала работы аптеки на 2018 год
  • Резюме проекта и его концепция
  • Описание отрасли аптечного бизнеса в России на 2018 г
  • Производственный план аптечного пункта
  • Финансовый план
  • Сколько денег нужно, чтобы открыть свою аптеку?
  • Сколько прибыли приносит аптечный бизнес?
  • Рентабельность вложений
  • Заключение

Как открыть свой аптечный пункт и не прогореть? Те, кому близка фармацевтическая сфера, задумываются о своем небольшом, но прибыльном деле. Среди же действующих сотрудников аптек хотят попробовать себя в собственном бизнесе каждый третий сотрудник. Останавливает и тех, и других от решающего шага - страх, неуверенность в собственных силах и, возможно, отсутствие опыта в бизнес-планировании. Итак, постараемся просчитать необходимые вложения, возможную прибыль и рентабельность открытия своего аптечного пункта.

Как открыть свою аптеку с минимальными вложениями?

Наверняка, каждый замечал, что аптеки в его городе - буквально на каждом углу. Наряду с крупными аптечными сетями открываются и успешно работают маленькие пункты и киоски. Это самый однозначный признак того, что ниша розничной торговли фарм.препаратами практически неисчерпаема. Люди ходят в аптеки, как в супермаркеты, и потому средний чек здесь достаточно высокий.

Емкий рынок, постоянный спрос и стабильная выручка - не единственные факторы, которые привлекают предпринимателей в этот бизнес.

Войти в аптечную индустрию можно даже индивидуальному предпринимателю, не обязательно регистрировать юр.лицо в форме ООО.

Что же нужно для того, чтобы открыть свою аптеку, и какие минимальные вложения для этого понадобятся?

Изучаем аптечный бизнес изнутри: тонкости, различия и неочевидные стороны

Самые быстроокупаемые – это пункты по продаже широкого спектра необходимых лекарств. Подробнее остановимся на том, что представляют собой аптечные пункты, а также какие типы аптечных организаций в принципе существуют на сегодня в нашей стране.

Все фармацевтические торговые точки можно разбить по характеру работы на несколько типов:

аптеки, изготавливающие рецептурные медикаменты;

аптеки, не продающие рецептурные медикаменты и реализующие исключительно готовые препараты;

ветеринарные аптеки .

Фарм.организации согласно их лицензиям разделяют на следующие типы:

  • аптеки;
  • пункты;
  • киоски;
  • магазины.

Аптечный пункт, который по своей сути является филиалом аптеки, должен располагаться на минимальной площади в 70 кв.м. Зато аптечному пункту не обязательно выделять кабинет для администрации.

Аптека обязана иметь, помимо торгового зала и склада, еще и помещения для приемки товара, хозяйственных нужд, кабинет руководителя, комнату отдыха персонала и сан.узел. Соответственно, площадь аптеки должна быть никак не меньше 90 кв.м.

Различие аптечного пункта и аптеки еще и в структуре их ассортимента. Вот список того, что запрещено к продаже через аптечные пункты:

  • сильнодействующие лекарства;
  • косметика, биологически-активные добавки (БАД);
  • бутилированная лечебная минеральная вода;
  • оптика;
  • предметы по уходу за детьми;
  • аптечки первой медицинской помощи;
  • диагностические средства;
  • послеоперационное, ортопедическое белье.

Напротив, аптеки имеют полное право реализовывать данные виды продукции, а значит, их ассортимент более широкий.

На этом, пожалуй, и заканчиваются различия аптек от аптечных пунктов. Главное, что их объединяет - это требования закона к персоналу аптечных организаций. Далее в статье мы еще вернемся к кадровому вопросу и дадим рекомендации по оптимальному количеству сотрудников для аптечного пункта.

Необходимые условия для открытия аптечного пункта

Для открытия фармацевтической точки требуется в самом начале определиться с юридической формой лица: частный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью.

Если фармацевтическую точку продаж открывает ИП , то для него есть ряд минимальных условий:

  • у предпринимателя должно имеется специализированное фармацевтическое образование;
  • бизнесмен как частное лицо может открыть на свое имя одну точку;
  • предприниматель отвечает по обязательствам своего предприятия личным имуществом.

В наше время, в основном, аптеки открывают путем создания общества с ограниченной ответственностью. В данном случае есть один неоспоримый плюс. Бизнес в форме ООО всегда можно оперативно продать, сменить учредителей, сохранив все действующие лицензии.

После выбора юридической формы бизнеса, необходимо определиться с его месторасположением. Удачная дислокация аптечного пункта наполовину определяет скорость окупаемости вложенных в бизнес финансовых ресурсов. Обычно срок окупаемости этого проекта составляет около двух лет. Как рассчитать рентабельность аптеки - читайте в нашей статье.

Какие документы требуются для начала работы аптечного пункта?

Открытие аптеки и аптечного пункта требует получения лицензии на фармацевтическую деятельность, соответствующей Постановлению №1081 от 22.12.2011 г. «О лицензировании фармацевтической деятельности» .

Для получения лицензии необходимо представить следующие документы:

  1. Заявление.
  2. Приказы о назначении главного бухгалтера и управляющего аптечной организацией.
  3. Договор аренды или документ, подтверждающий право собственности на помещение.
  4. Квитанция об оплате государственной пошлины.
  5. Сертификат руководителя.
  6. Документы о соответствующем образовании сотрудников.
  7. Трудовые книжки сотрудников.
  8. Документы на оборудование.
  9. Заключение пожарной и санитарно-эпидемиологической служб.
  10. План и характеристику объекта.

Помимо этих документов юридические лица предоставляют:

  • Устав предприятия и учредительный договор;
  • Свидетельство о госрегистрации юридического лица (лист записи ЕГРЮЛ);
  • Выписку из ЕГРЮЛ;

Индивидуальные предприниматели должны предоставить:

  • Свидетельство о госрегистрации (лист записи ЕГРИП);
  • Выписку из ЕГРИП;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговой и присвоении ИНН.

Чтобы получить положительное заключении СЭС, необходимо предоставить в эту организацию:

  • Запрос.
  • Удостоверяющий документ (для ИП - паспорт).
  • ИНН.
  • Лист записи о внесении в ЕГРЮЛ в качестве ООО или ЕГРИП для ИП.
  • Справка из росреестра или договор аренды помещения.
  • Договоры оказания специализированных услуг по вывозу ТБО, уборке, дератизации и дезинфекции помещения, медицинскому осмотру сотрудников.
  • Медицинские книжки на всех работников.
  • Программы санитарно-производственного контроля (ППК).
  • Санитарный паспорт на начало работы аптечного пункта и разрешением на дислокацию объекта с соответствием комнаты виду предполагаемой работы.

Минимальный список справок при получении разрешения от государственной службы по пожарному надзору:

  • Правоустанавливающие документы;
  • Бумаги, подтверждающие наличие исправной системы противопожарной защиты, сигнализации;
  • Регламент пожарной безопасности на предприятии с подписями ответственных лиц.

В законе о лицензировании определенных видов деятельности и в документе о лицензировании фармацевтического бизнеса прописаны исчерпывающие правила получения лицензии.

Актуальный расчетный план для начала работы аптеки на 2018 год

Фармацевтический бизнес – не очень трудоемкий для организации и ведения в нашей стране. При грамотном подходе любой рационально мыслящий человек вполне способен справиться с ним. Перейдем к бизнес плану аптеки, в котором тщательно подсчитаем, как выгодно и успешно начать свое собственное дело.

План состоит из трех основополагающих разделов: общая, главная и финансовая часть. Чтобы не прогадать, требуется изучить, что надо для открытия аптеки, и подробно рассмотреть каждую из трех глав плана.

Резюме проекта и его концепция

Цель проекта – открытие аптечного пункта в центре небольшого областного города с численностью от 300 тысяч человек. Организационно-правовая форма аптеки – ИП, форма собственности – частная.

Стартовый капитал составит 1 744 150 руб.

Прогнозируемая прибыль в первый год - 2 125 000 руб.

Окупаемость 12 мес.

Рентабельность проекта 22%.

Описание отрасли аптечного бизнеса в России на 2018 г

Вот такая картина сейчас складывается в отрасли аптечного бизнеса.

По итогам мая 2018 года объем фармацевтического рынка достиг 110 млрд руб. (445 млн упаковок). Важно понимать, что цены здесь берутся уже конечные, те, которые платит потребитель.

Темп прироста торгового оборота этой отрасли к маю 2017 года составил 18%. Неплохо!

Это очень хорошо видно на следующем рисунке:

Средняя цена на лекарственные средства с июня 2017г. по май 2018г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилась и составила 218 руб. Но, как мы понимаем, средняя величина не учитывает ценовой разброс - ведь на витринах аптечных пунктов выложены как копеечные препараты, так и весьма дорогие.

Давайте теперь оценим число конкурирующих торговых точек. По итогам мая 2018 года количество аптечных учреждений в нашей стране превысило 64,9 тысяч. Прирост к маю 2017г. составил 6%. На графике ниже красной линией отмечено количество торговых точек, открытых в 2018 году, а серой линией показана статистика 2017 года.


Теперь посмотрим на объем выручки аптечных сетей. За май 2018г. она достигла 96,7 млрд. руб., что выше прошлого года на 7%. Средняя выручка на одну аптеку составила 1 492 тыс. руб.

На рисунке ниже красной линией изображен тренд 2018 года, темно-серой - 2017 г., а светло-серая линия отражает динамику 2016г.
Несмотря на сезонные колебания выручки, в текущем году мы можем наблюдать прирост торговых оборотов всех аптечных организаций России.

Возможно заинтересует: Открываем салон красоты для животных: что для этого нужно и сколько будет стоить

Теперь посмотрим на ситуацию в регионах - где в нашей стране самая высокая плотность аптечных учреждений. Согласно исследованию фарм.рынка, проведенному компанией «Альфа Ресерч и Маркетинг», наибольшая доля аптек приходится на Центральный федеральный округ (29%). На втором месте Приволжский федеральный округ (21%).

В табличке ниже приведено количество торговых фарм.учреждений, актуальных на май 2018 год.


Безусловным лидером по количеству торговых точек аптечная сеть из Краснодара.

Вот так выглядит положение дел в аптечной отрасли на первую половину 2018 года. Какой вывод можно сделать из нашего анализа? Однозначно, мы имеем дело с высококонкурентным, но - главное - растущим рынком, и это здорово!

Производственный план аптечного пункта

В этом разделе перечислим основные шаги, без которых открыть аптечный пункт не получится. Важно соблюдать последовательность этапов и не форсировать их:

Шаг 1. Выбор места расположения аптеки.

Шаг 2. Приобретение оборудования и инвентаря.

Шаг 3. Подбор персонала.

Шаг 4. Выбор ассортимента медикаментов.

Шаг 5. Оформление пространства аптеки и расположение медикаментов.

Шаг 6. Согласование помещения.

Шаг 7. Маркетинг и организация стабильного сбыта.

Выбираем место расположения аптеки

Выгодное местоположение аптечного пункта занимает центральное место в успехе его деятельности. Определяться с дислокацией бизнеса нужно тщательно и не спеша. Как правило, люди посещают аптеки, расположенные в непосредственной близости к дому. Но если есть необходимость приобрести редкий препарат, то люди могут обойти все аптечные пункты, находящиеся неподалеку.

Трафик - основной критерий для удачной торговой деятельности в аптеке. Он также определяет основной набор препаратов.

Мы опишем открытие фармацевтического пункта в спальном районе эконом класса. В пункте должна быть представлена вся основная продукция. И еще требуется разработать программу предоставления бонусов для постоянных клиентов.

Когда лучше открывать аптечный пункт: летом или зимой? Летом реализация медикаментов и сопутствующих товаров снижается, но с конца сентября до начала мая идет повышающийся темп продаж медикаментов из-за сезонных заболеваний.

Для открытия пунктов лучше арендовать помещение, приобретать здания для такого бизнеса нерентабельно.

Итак, критериев при выборе помещения под аптечный пункт несколько:

  • удобное расположение для покупателей;
  • возможность долгосрочной аренды помещения;
  • наличие ремонта в помещении;
  • оборудование системами вентиляции и кондиционирования;
  • близость транспортных развязок, жилых домов, центров торговли.

Не забудьте согласовать данное помещение с Роспотребназдором и Госпожнадзором!

Подбираем оборудование и инвентарь для своей аптеки

Приведем минимальный список необходимого оборудования для аптечного пункта, модели и стоимость в рублях по ценам 2018 года:

Перечень оборудования Модель Количество Цена, руб. Сумма,
Холодильное оборудование ХФ-250 4 22 900 91 600
Кассовое оборудование Атол 90-Ф

Ярус М2100Ф

1 13 500

31 000

13 500

31 000

Витрины и стеллажи Витрина-трансформер 6 30 000 180 000
Компьютеры ASUS Х540-NV 3 25 600 76 800
Комплект видеонаблюдения (с затратами на монтаж) Falkon 1 14 800 14 800
Наружная вывеска 1 6 000 6 000
ИТОГО 413 700

В таблице приведены минимальные затраты на оборудование. По желанию и финансовым возможностям их можно увеличить, докупив то, что хочется.

Какой персонал нужен: требования к квалификации

Приведем список сотрудников, обеспечивающих бесперебойную работу аптечного пункта семь дней в неделю с 9 утра до 21 часа вечером:

Главный провизор аптеки или заведующий пунктом (один человек). Должен иметь высшее или среднее профильное образование. Если у сотрудника все-таки только среднее образование, то он должен три года минимум проработать фармацевтом перед тем, как занять руководящую должность в аптеке.

Фармацевты (три человека). Они должны иметь или высшее, или среднее профильное образование. Их основная задача – реализовывать медикаменты. График работы: два дня работают, день отдыхают.

Санитарка (один человек). Может не иметь фармацевтического образования.

Таким образом, потребность в персонале составит 5 человек.

Как выбрать ассортимент медикаментов для аптечного пункта

Грамотно продуманный выбор товаров в аптечном пункте отражается на повышении объема прибыли, влияет на продуктивности работы собственного предприятия, позволяет сформировать сегмент лояльных покупателей, увеличивает интерес к данной розничной точки с их стороны.

Как формировать и поддерживать оптимальный выбор лекарств в аптечном пункте?

Аптечный пункт не может себе позволить экспериментировать с ассортиментом. Потому требуется выбрать оптимальный перечень наименований продукции. Такой, какой позволил бы выстоять на рынке и продолжить развиваться.

Имейте в виду, что ассортимент вашего аптечного пункта должен включать минимум 2 000 наименований товаров.

При этом необходимо постоянно следить за сроками годности товара, их остатком.

Также следует продумать шаги работ с ассортиментом. Для этого нужно определить следующее:

  • портрет своего клиента в исходя из типа аптеки;
  • классификацию товаров;
  • объем минимально требуемого запаса;
  • выбрать нужные товарные позиции и внести их в матрицу ассортимента.

Предпочтения покупателей, которые будут приходить в аптеку чаще всего, и будут основным фактором влияния на ассортимент. Как правило, портрет целевого клиента почти полностью зависит от дислокации торговой точки.

Если наш аптечный пункт находится в жилом квартале, то в сравнении с прочими фармацевтическими точками, в ассортименте главный упор должен делаться на следующие категории медикаментов:

  • Лекарства от сезонных заболеваний, болезней, имеющих хронический характер.
  • Дешевые обезболивающие медикаменты.
  • Товары для детей.

В спальных кварталах областного города проживают люди с небольшим достатком, и это определяет ассортимент торговой точки:

  • Присутствие в ассортименте большой доли препаратов от болезней, имеющих хронический характер. Это объясняется значительным количеством людей пенсионного возраста.
  • Присутствие в аптеке товаров для детей. Это объясняется большим количеством семей с маленькими детьми в спальных кварталах.

Классификация товаров – основа грамотного ассортимента аптеки. Однако одной из лучших классификаций, придуманных на сегодня, является АТХ.

Анатомо-терапевтическо-химическая классификация - международная система классификации лекарственных средств .

Кроме основных групп из АТХ, ряд товаров может содержать прочие категории: изделия медицинского назначения, БАДы, товары детского спроса, медицинскую косметику, питьевые воды, технику медицинского назначения. Только после определения классификации, структуры ассортимента можно приступать к созданию матрицы, предусматривающую специфику вашей аптеки.

Как правильно оформить пространство аптеки и расположить медикаменты

Принимая в расчет постоянно растущую конкуренцию в современном мире, нужно следовать правилам мерчендайзинга. Чтобы выкладка и оформление аптеки действительно приносили пользу бизнесу, предпринимателям необходимо следовать достаточно простым, но эффективным рекомендациям, описанным ниже:

Правильно зонируйте пространство:

  • Интерьер должен вызывать позитивные эмоции при входе в аптеку, поэтому особое внимание необходимо уделить оформлению точки продаж.
  • Старайтесь закупать светлое оборудование.
  • Распределить основные отделы точки и товарные группы так, чтобы они порождали положительные эмоции.
  • Старайтесь сделать навигационную систему и систему зонирования понятной и удобной.
  • Поставьте яркие навигационные указатели над всеми зонами, группами лекарств в торговом зале.
  • Если вашу аптеку часто посещают работающие люди, приобретающие безрецептурные препараты, стоит выделить секцию с лекарственными средствами для снятия стресса и поднятия настроения (чаи, настойки).

Вот еще несколько советов по расположению медикаментов на витринах аптеки:

  • Средства по уходу можно размещать по-разному, в зависимости от производителей, наценок и стоимости.
  • В аптеке не следует строго придерживаться правил выкладки по цене: дорогая продукция выше уровня глаз, дешевая – ниже.
  • При открытой выкладке ценники не стоит закреплять на упаковке – им положено находиться на полосе специального держателя, так же как и в супермаркете.
  • В аптеках с открытой выкладкой также не стоит выкладывать товары одной фирмы в один ряд.
  • Если вам позволяет размер торгового зала, используйте правило дублирования – размещения единиц одного и того же товара рядом. Если же площадь вашей аптеке невелика, это правило можно опустить.
  • Если в аптеке имеются средства, содержащие надписи на упаковках и коробках только на иностранном языке, требуется позаботиться о том, чтобы покупателю было понятно, на какую именно продукцию он смотрит.
  • Сезонную выкладку должно быть видно сразу после входа.

Внимание! Важно! Существует перечень препаратов, которые должны быть в каждой аптеке, а также в каждом аптечном киоске.

Минимальные условия для согласования помещения

Главное требование - наличие минимального количества комнат. Для фармацевтического пункта нужна одна комната, для аптеки – минимум две. В обязательном порядке в аптеках должны быть:

  • отопительная система,
  • снабжение водой,
  • вытяжная вентиляция,
  • канализация,
  • противопожарная и охранная сигнализация.

Помещение должно быть оборудовано видеонаблюдением круглые сутки.

Внимание! Важно! В помещениях, где располагаются медикаменты, должны быть установлены приборы для контроля состояния воздуха (температура, влажность).

Существуют особые минимальные параметры для внутреннего обустройства помещений аптеки. Покраска поверхности стен должна позволять делать влажную уборку каждый день с применением специальных химических средств из-за постоянного наплыва болеющих клиентов.

Маркетинг: описываем потребителей, организовываем сбыт и рекламу

Основные способы привлечение покупателей, увеличения потока в аптечный пункт:

  • реклама в виртуальных аккаунтах;
  • реклама в транспорте;
  • промо-акции.

В разработке кампании продвижения собственного дела важно подобрать запоминающийся образ. Высший пилотаж в том, чтобы потенциальные клиенты были привязаны именно к вашей аптеке, обстановке, манере обслуживания, доставке товара, а не к расположению конкретного аптечного пункта. Образ помогает вызвать доверие у клиента, развить в нем лояльность к аптеке.

Еще одним действенным маркетинговым приемом может стать предложение бонусной карты всем новым клиентам. Это позволит вам удержать клиентов, вернуть их и сделать постоянными.

При открытии аптеки или аптечного пункта имеет смысл разместить в торговом зале медикаменты, активно продвигающиеся дистрибьютором или производителем. Такие товары, пока длится акция, имеют мощную рекламную кампанию, а значит, будут лучше продаваться.

Требуется сделать открытую выкладку товаров, отпускаемых без рецепта - это также увеличит продажи.

Ну, и самое главное - придумайте оригинальное название вашей аптеке! Думаем, вам будет интересно узнать, как выбрать хорошее название для своей фирмы.

Финансовый план

В финансовой части бизнес плана необходимо расписать затраты и спрогнозировать выручку. Что мы и сделаем.

Это позволит не открывать аптеку вслепую, а понять, о каких расходах и прибыли идет речь, а также какие источники финансирования будут задействованы.

Сколько денег нужно, чтобы открыть свою аптеку?

Создание небольшой аптеки обойдется в среднем от 1,5 - 2 миллиона рублей, а окупиться она может, спустя год работы. Пусть вас не пугают такие объемы вложений, ведь аптечный бизнес актуален всегда, спрос на медикаменты столь же стабилен, как и спрос на еду и одежду. Узнайте, как взять кредит Возможно заинтересует: Готовый бизнес-план открытия парикмахерской

Затраты на оплату труда составят:

Должность Количество, чел. Оклад, руб. Сумма, руб.
Главный провизор аптеки или заведующий пунктом 1 45 000 45 000
Фармацевт 3 30 000 90 000
Санитарка 1 15 000 15 000
Итого 5 - 150 000

На сумму заработной платы начисляются страховые отчисления во внебюджетные фонды по ставке 30% и сбор по травматизму (0,3%).

Распишем ежемесячные затраты:

Перечень затрат Сумма, руб.
Закуп партии товаров (медикаменты, перевязочные материалы, БАДы, сопутствующие товары) 800 000
Аренда торгового зала, включая эл.энергию, интернет 50 000
Охрана 5 000
Реклама 5 000
Оплата труда 150 000
Страховые отчисления 45 450
Удаленная бухгалтерия 3 000
ИТОГО 1 058 450

В расчетах использовались средние цены, актуальные для 2018 года. Также, в зависимости от региона, величина тех или иных затрат может незначительно изменяться.

Сколько прибыли приносит аптечный бизнес?

План товарооборота строится, исходя из среднего количества клиентов - 80 человек в день в первый месяц. Предположим, что поток людей будет постепенно увеличиваться на 10% ежемесячно в первый год и на 3% во второй год.

Среднего чек в наших расчетах принят равным 400 рублей. Так как анализ всей аптечной отрасли демонстрирует рост, то предполагается постепенное повышение объёмов товарооборота нашей аптеки в первые два года реализации бизнес-проекта.

Предложенный план является реальным, проект обладает потенциальной возможностью увеличения объемов товарооборота.

Период, месяц работы аптеки 1 2 3 4 5 6
Средний чек, руб. 400
Количество клиентов в день 80 88 96 106 117 129
Выручка, тыс. руб. 960 1 056 1 152 1 272 1 404 1 548

Выручка = Средний чек*Количество клиентов*30, где 30 - среднее количество дней в месяце.

Общая предполагаемая выручка за первые полгода работы - 7,392 млн. руб.

Рентабельность вложений

Результат за первые два года работы представлен ниже в таблице.

*Выручка = Средний чек*Количество клиентов*30*12,

где количество клиентов корректируется с учетом постепенного увеличения числа покупателей на 10% ежемесячно в первый год и на 3% во второй год,

30 - среднее количество дней в году,

12 - количество месяцев в году.

Рентабельность аптеки: 22%

Согласно нашим прогнозам, аптека окупится спустя 12 месяцев с момента открытия.

Заключение

Фармацевтический бизнес является одним из самых удачно реализуемых проектов в России. Потребность в медикаментах стабильно растет. В данном бизнес-плане мы продемонстрировали открытие аптечного пункта в центре небольшого областного города.

Фармацевтический бизнес подразумевает существенные первоначальные вложения, однако имеет высокую рентабельность. Если вы инициативны, предприимчивы, ответственны и умеете организовать работу других людей, то реализация данного проекта будет весьма успешной. Также предлагаем вам ознакомиться с другими перспективными идеями для бизнеса в 2018 году.

Российский рынок лекарств ежегодно растет на 20-25%. Однако новичкам закрепиться на нем непросто

Свой аптечный бизнес: Европу мы догнали

По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», объем российского лекарственного рынка в розничных ценах в 2004 году составлял $6,3 млрд. Итоги 2005 года официально еще не подведены, но специалисты центра считают, что в прошедшем году объемы российского рынка поднялись до $7,9 млрд.

Активнее всего торговля лекарствами идет в Москве - доля столицы в структуре общероссийского рынка составляет около 25%. Это связано с тем, что в Москве аптечный бизнес начал развиваться раньше, чем в других городах. Вместе с тем, за последние три года темпы роста столичного рынка несколько замедлились и сейчас составляют 18% в год. Для сравнения: в крупных российских городах этот показатель равен 20-25% в год.

– В Москве и Московской области уже работает около 700 стационарных частных и 600 муниципальных аптек, не считая многочисленных киосков и аптечных пунктов, – говорит руководитель отдела маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. – Одна аптека обслуживает от 2,5 тыс. до 6 тыс. человек, что сопоставимо с соответствующими показателями в развитых западных странах.

По широте ассортимента универсальные российские аптеки скорее можно назвать магазинами разнообразных товаров для здоровья – они торгуют не только лекарствами, но и лечебной косметикой, БАД, средствами гигиены, товарами для мам и детей.

Свой аптечный бизнес: Все опутано сетями

Крупные аптечные сети контролируют 40% столичного рынка – под брэндом той или иной сети в Москве работает более 500 аптек. Больше всего аптек у компаний «36,6», «Ригла», «Доктор Столетов», «ОЗ», «Старый лекарь», «Биотэк», «Фармир», «ЗЕМ фарм» и «Самсон-Фарма».

В Московском метрополитене развивает сеть аптечных киосков компания «Итэк». Осенью 2004 года, когда Правительство Москвы запретило торговлю в метро, сделав исключение только для газетных киосков и распространителей театральных билетов, из 35 аптечных киосков «Итэк» уцелели только 10, и объем продаж сети упал на 60%. Но в начале 2005 года городские власти разрешили «Итэк» иметь в каждом вестибюле метро по одному киоску, и сейчас сеть возрождается.

Еще одной сети – «Народная аптека М» – принадлежат аптеки «на колесах».

– У мобильных аптек есть свои постоянные покупатели, – отмечает Давид Мелик-Гусейнов, – однако в последнее время большинство людей предпочитают покупать лекарства в стационарных аптеках: у «автолавок» очень ограничен ассортимент.

Согласно постановлению Правительства Москвы от 31 декабря 2004 года 233 государственных аптечных предприятия с филиалами должны объединиться в ГУП «Столичные аптеки», чтобы работать под единым брэндом. Снабжением «Столичных аптек» будут заниматься собственные дистрибьюторские подразделения сети. По оценкам ЦМИ «Фармэксперт», вновь образованная сеть будет контролировать около 25% московского розничного рынка. Не исключено, что в скором времени многие убыточные муниципальные аптеки будут признаны банкротами и их перепродадут коммерческим организациям.

Объединяются в сети и государственные аптеки в других регионах: например, в Нижнем Новгороде это «Нижегородская аптечная сеть», в Красноярске – «Губернские аптеки». А в Перми городскую государственную сеть «Пермские аптеки» уже купила московская сеть «36,6».

Свой аптечный бизнес: Входной билет стоит дорого

– Чтобы войти на аптечный рынок и закрепиться на нем, нужны большие инвестиции, – говорит Давид Мелик-Гусейнов. – Для открытия одной аптеки в Москве необходимо от $40 тыс. до $85 тыс. Эти деньги уходят на аренду помещения сроком на 3 месяца, его ремонт, закупку мебели и оборудования, получение необходимых лицензий и справок. Но для того чтобы аптека стала приносить доход, требуется время, в течение которого приходится тратить средства на закупку товаров, оплату труда персонала. Так что для закрепления на рынке может потребоваться до $500 тыс.

– При этом, вопреки распространенным стереотипам, сверхприбыль в этом бизнесе заработать невозможно, – говорит директор по развитию сети «ЗЕМ фарм» Сергей Панкратов. – Товарооборот одной средней аптечной розничной точки составляет примерно $25-30 тыс. в месяц, что на порядок меньше, чем в западных странах.

Частная аптека с торговлей через прилавок в осенне-зимний период приносит не более $5 тыс. прибыли в месяц. У сетевых аптек с открытой формой торговли этот показатель чуть выше – $6-7 тыс. в месяц.

Зарабатывать больше аптеки не могут потому, что цены на многие лекарства регулируются государством. Например, в Москве нельзя «накручивать» более 23% к оптовой цене – это предельная торговая надбавка. В среднем по России розничная наценка составляет 25-30%. Поэтому цены в аптеках – как сетевых, так и независимых – находятся в одном диапазоне.

Свой аптечный бизнес: Можно ли выжить в одиночку?

Несмотря на все эти обстоятельства, на аптечный рынок постоянно выходят новые компании. Какую стратегию лучше избрать, чтобы бизнес был успешным?

Открывать собственную универсальную аптеку с широким ассортиментом лекарств и сопутствующих товаров – дело малоперспективное, так как конкурировать с сетевыми аптеками, большинство из которых работают в том же «универсальном» формате, очень сложно. Проще стать членом какой-либо аптечной сети. Крупные игроки испытывают серьезные трудности с подбором помещений для новых аптек и поэтому рады принять в свои ряды инвестора, располагающего деньгами и приемлемым помещением. Некоторые аптечные сети – в частности, «Ригла», «ОЗ», «Старый лекарь» – предлагают партнерам сотрудничество по франчайзингу.

– В нашей компании все управление, в том числе и бизнесом франчайзи, ведется централизованно, – говорит Алексей Скрыпников, исполнительный директор компании «Витим и Ко», которой принадлежит сеть «Старый лекарь». – Для франчайзи в этом есть свои плюсы. Во-первых, ему легче пройти этап становления нового бизнеса. А во-вторых, сокращается срок возврата инвестиций. Мы опекаем своих партнеров на всех этапах открытия аптеки. Но и они, со своей стороны, должны соблюдать корпоративные стандарты нашей сети.

Другой вариант ведения бизнеса под «сетевой крышей» – вступление в некоммерческие ассоциации «СоюзФарма» или «Фармир», организованные мощными фармацевтическими дистрибьюторскими структурами – Центром внедрения «Протек» и «СИА Интернешнл». Алгоритм действий инвестора в этом случае несколько иной: сначала он должен самостоятельно открыть аптеку, а затем может стать членом ассоциации и работать под ее брэндом. Сделав это, индивидуальные частные аптеки не теряют своей юридической самостоятельности, могут формировать ассортимент и устанавливать цены по своему усмотрению. Им гарантированы поставки фармацевтических товаров через основателей ассоциаций, но при желании они могут выбрать себе и другого поставщика.

– Быть членом сети выгодно, – считает Давид Мелик-Гусейнов. – Ведь производители лекарств не работают напрямую с аптеками – все поставки ведутся только через дистрибьюторов. Сети же предоставляют своим аптекам услуги уполномоченного дистрибьютора, у которого лекарства закупаются по льготным ценам.

Кроме того, у сетевых аптек шире нелекарственный ассортимент, что очень нравится покупателям, во многих из них оборудованы справочно-консультационные уголки, установлены банкоматы. А в некоторых аптеках покупатели могут даже оплачивать услуги операторов мобильной связи.

Свой аптечный бизнес: Аптеки не для всех

Если инвестору важно сохранить свою независимость, он может поискать на фармацевтическом рынке относительно свободные ниши и открыть специализированную торговую точку. Многие так и делают, налаживая торговлю редкими или дорогостоящими лекарствами – гомеопатическими препаратами, товарами для диабетиков, детей и т. д.

– Такая стратегия позволяет добиться успеха на рынке, – свидетельствует Давид Мелик-Гусейнов. – Например, у аптечной сети «Самсон-фарма» в Москве всего 6 аптек. Но ее годовой оборот больше, чем, например, у региональной сети «Курган-фармация», имеющей 225 аптек. Секрет в том, что «Самсон-фарма» выбрала узкую нишу: она продает дорогостоящие лекарственные препараты для онкологических больных.

Недавно появившиеся на фармацевтическом рынке социальные частные аптеки также предпочитают узкую специализацию. Например, компания «Протек» открывает сейчас в Подмосковье и Северо-Западном регионе страны сеть аптек при поликлиниках. Они будут работать по государственной программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и снабжать больных лекарствами по льготным рецептам. На препараты устанавливается 25-процентная розничная наценка, которую оплачивает государство. Ее делят между собой дистрибьютор и аптека.

Пока коммерческие аптеки в программах ДЛО практически не участвуют. Но по мере развития государственной программы положение может измениться, и для ее реализации потребуется активное участие аптек из частного сектора. Уже в 2006 году программа ДЛО станет самым стабильным рынком сбыта лекарственных препаратов для компаний, вошедших в нее: из средств федерального бюджета в этом году планируется потратить на реализацию ДЛО около $1 млрд.

Свой аптечный бизнес: В моде – открытая торговля

– Как правило, объемы продаж в аптеках с открытой формой торговли на 20-30% больше, чем при торговле через прилавок, – говорит Антон Парканский, исполнительный директор аптечной сети «36,6», которая первой в России стала предлагать лекарства в открытом доступе. – Кроме того, при открытой выкладке в аптеке можно разместить больше товаров, и такая форма торговли удобнее для покупателей.

На открытых стеллажах в торговом зале выставляются не только безрецептурные лекарства, но и средства гигиены, лечебная косметика, сопутствующие товары. А лекарства, отпускаемые по рецептам, покупатели получают через прилавок, из рук фармацевта. При умелом подборе товаров и соблюдении законов мерчандайзинга аптека самообслуживания способна увеличить свой оборот еще на 12-20%.

Неудивительно, что многие аптеки постепенно переходят на открытую форму торговли.

– Первые аптеки сети «Старый лекарь» появились более шести лет назад. В то время торговля через прилавок была более привычной, – говорит исполнительный директор компании «Витим и Ко» Алексей Скрыпников. – Однако в этом году мы планируем открывать под нашим брэндом аптеки, работающие по принципу самообслуживания.

Выбор формы торговли зависит от количества потребителей, проходящих ежедневно мимо аптеки. Если их 10-15 тыс. человек, то можно открывать аптеку самообслуживания. При меньшей интенсивности людского потока лучше подходит торговля через прилавок.

– Действовать методом проб и ошибок в аптечном деле нельзя, – говорит Давид Мелик-Гусейнов. – Прежде чем выбирать форму торговли, нужно оценить количество потенциальных покупателей, выяснить, каков товарооборот соседей-конкурентов, какие лечебно-профилактические учреждения расположены поблизости, как с ними можно сотрудничать и с какими врачами стоит подружиться, чтобы они направляли пациентов в вашу аптеку.

Выгоднее всего открывать аптеки в «спальных» районах. Высокая арендная плата в центре города «съедает» весьма значительную долю прибыли находящихся там аптек.

Свой аптечный бизнес: К врачу… в аптеку

– Количество продаваемых лекарств снижается, но при этом объем рынка в денежном выражении растет, – говорит Давид Мелик-Гусейнов. – Это означает, что потребители начинают покупать более дорогие препараты.

Удельный вес лекарств отечественного производства на российском рынке в натуральном выражении составляет примерно 65%, однако в денежном выражении на их долю приходится всего 30% – по мере роста доходов и под воздействием рекламы россияне начинают покупать все больше дорогостоящих импортных лекарств.

Растущий спрос на дорогие препараты непостижимым образом сочетается с традиционным невниманием россиян к своему здоровью и привычкой заниматься самолечением. Заболев, наши соотечественники чаще всего идут не к врачу, а сразу в аптеку, к провизорам и фармацевтам, надеясь именно от них получить советы по лечению. Согласно опросам, не имеющий рецепта клиент аптеки в 50% случаев консультируется насчет лечения с провизором. А более 40% посетителей аптек хотели бы посоветоваться с врачом прямо в аптеке. Поэтому организация консультационного центра в аптеке может стать важным конкурентным преимуществом.

Свой аптечный бизнес: Регионы: все только начинается

В Москве возможности для экстенсивного развития аптечных сетей почти исчерпаны. Поэтому крупные игроки рынка – «36,6», «О3», «Ригла» – начали экспансию в регионы.

– К 2008 году мы намерены занять 10-15% российского аптечного рынка и обеспечить присутствие нашей сети во всех городах с населением более 500 тыс. человек, – говорит Антон Парканский. – К 2008 году сеть «36,6» планирует достичь объема ежегодных продаж в $1 млрд.

По мнению специалистов ЦМИ «Фармэксперт», к 2008 году сети будут контролировать около 60% российского аптечного рынка.

– Я думаю, уже в этом году у нас появится две-три национальные сети, которые будут присутствовать во всех федеральных округах России и практически во всех субъектах Федерации, – уверен Давид Мелик-Гусейнов.

– При этом эффективно работающие единичные несетевые аптеки сохранятся, – говорит директор по развитию сети «ЗЕМ фарм» Сергей Панкратов. – Часть этих аптек выживет по причине удачного местоположения, другие выстоят в соревновании с сетями за счет высокого уровня индивидуального обслуживания покупателей или очень узкой специализации.

Интересно, что пока крупные игроки пытаются осваивать региональные рынки, провинциальные аптечные сети приходят в Москву. Например, питерская компания «Первая помощь», владеющая 70 аптеками в Северной столице, открыла в прошлом году в Москве несколько своих аптек. Ранее, в 2004 году, питерский ритейлер «Натур продукт» приобрел в Москве сеть «Народная аптека». Работает в столице и несколько аптек самарской сети «Имплозия».

Впрочем, Москва, как правило, встречает конкурентов из других городов неласково. Открыв в столице одну-две аптеки, многие региональные компании потом закрывают или продают их, не получив ожидаемой прибыли.

Зондируют московский и российский рынки и представители зарубежных фармацевтических сетей. В 2005 году не менее пяти крупнейших международных игроков мирового фармацевтического рынка исследовали различные сегменты товаропроводящих сетей розничного лекарственного рынка России.

СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ?

МОСКОВСКИЕ АПТЕКИ

Темпы роста

    В среднем – 18% в год.

Насыщенность рынка

    В Москве и Московской области работает около 1300 частных и государственных стационарных аптек.

Среднемесячная прибыль

    Аптечные пункты – $2-3 тыс.

    Частные аптеки с торговлей через прилавок – $4-5 тыс.

    Сетевые аптеки – $6-7 тыс.

Идеальная аптека*

*По запросам потенциальных инвесторов.

СБ #01-02 (42-43)

Аптечный бизнес – один из самых выгодных после бизнеса, связанного с продуктами питания, алкоголем и табаком. Спрос на медицинские препараты и сопутствующие товары неуклонно растет.

Отчасти это связано и с плохой экологией, и с высокой концентрацией вредных веществ в продуктах питания, и с более пристальным вниманием людей к своему здоровью. Средний аптечный чек вполне сопоставим со средним чеком из супермаркета.

На первый взгляд этот сегмент рынка кажется закрытым и довольно трудным для входа. На деле это совсем не так. Раньше действительно аптеки были сугубо семейным бизнесом, и административные барьеры на пути к аптечному делу были трудно преодолимыми.

Теперь если человек обладает достаточным начальным капиталом и необходимыми деловыми качествами, то он нередко начинает задаваться вопросом, как открыть аптеку с нуля и с чего начать.

Аптеки могут быть нескольких видов, а именно:

  • аптечный пункт;
  • аптечный магазин или киоск;
  • аптека готовых лекарств;
  • производственная аптека;
  • аптека с правом производства асептических препаратов.

Лучше выбирать из первых трех вариантов. И аптека готовых лекарств здесь обладает самым широким спектром функций, в том числе и возможностью продажи лекарств по рецептам.

Открыв аптеку, вы позаботитесь и о перспективах дальнейшего расширения бизнеса. К примеру, сможете открыть несколько аптечных пунктов, а аптека станет для них головным офисом.

Документы, необходимые для открытия аптеки

Для того, чтобы открыть аптеку, нужны следующие документы:

  • получить лицензию на торговлю лекарствами в розницу;
  • получить разрешение пожарной службы;
  • обратиться в СЭС и получить санитарный паспорт помещения и разрешение на его использование в качестве аптеки.

Даже если собирать документы с максимальной скоростью и с напряжением всех сил, на это потребуется минимум полтора месяца.

Форма организации торговли

Для начала нужно определиться, будет ли выкладка закрытой, когда товары лежат за стеклом витрины, или открытой, когда покупатели сами могут брать товар, как в супермаркете.

Конечно, закрытая выкладка более безопасная, зато открытая выкладка сразу же повышает продажи на 20-30% . Но эти цифры работают только для аптек, расположенных в оживленных многолюдных местах с проходимостью более 10 тысяч человек в день. Если проходимость меньше, то открытая выкладка к существенному росту прибыли не приведет.

Что нужно, чтобы открыть аптеку с нуля

Требования к помещению

Хотя многие стремятся открыть аптеку в центре города, возле метро или в большом торговом центре, большинство людей все-таки предпочитают посещать ближайшую к дому аптеку.

При этом чуть большие цены, чем у конкурентов, обычно в расчет не принимаются. Поэтому лучшим местом для открытия аптеки будет спальный район , достаточно оживленный и густонаселенный.

Минимальная площадь помещения должна составлять 75-80 квадратных метров, которые будут включать:

  • торговый зал;
  • место для хранения препаратов;
  • место для персонала.

Хорошо, если будут еще кабинет для руководителя и бухгалтера, архив, хозяйственный блок.

Выбирая отделочные материалы, следует помнить, что в аптеке будет регулярно производиться влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств. Пол аптек обычно либо отделывается плиткой, либо покрывается линолеумом со сварными швами.

Медикаменты нуждаются в хранении в стерильно чистом помещении. Не нужно забывать, что разным препаратам нужны разные условия хранения. Одни лекарства боятся тепла, другие – света, третьим необходим определенный уровень влажности.

В помещении обязательно должны присутствовать сигнализация (охранная, пожарная, светозвуковая) и вентиляция. В месте хранения товара должны быть датчики, отслеживающие параметры воздуха.

И это только часть тех требований, которые нужно учитывать при открытии аптеки. Одно лишь приведение исходного помещения в надлежащий вид потребует как минимум десятка тысяч долларов.

Гораздо более выгодно арендовать помещение, чем приобретать его в собственность. Лучше заключить договор с фиксированной ежемесячной оплатой на 1-2 года. Это сохранит ваш бизнес от экономической нестабильности и прочих внешних факторов.

Требования к оборудованию

Минимальное оборудование для аптеки обойдется вам в 5-8 тысяч долларов. Для начала работы понадобятся:

Если этого оборудования не будет, вам просто не выдадут лицензию для открытия аптеки.

Требования к персоналу

Требования к персоналу будут достаточно простыми. У руководителя аптеки должно быть высшее фармацевтическое образование и стаж работы в этой сфере от 3 лет.

Это же касается и ИП. Индивидуальный предприниматель не сможет открыть аптеку без фармацевтического образования. Впрочем, отсутствие у себя фармацевтического образования предприниматель может компенсировать нанятым фармацевтом, стаж которого по специальности минимум 5 лет.

Подобные требования касаются и всего остального персонала, который работает с хранением, приемом, отпуском, изготовление и уничтожением медикаментов.

В принципе все сотрудники аптеки должны иметь высшее фармацевтическое образование. Исключение могут составить только уборщицы.

Раз в 5 лет все сотрудники обязаны проходить повышение квалификации.

В аптеку обращаются две категории людей. Одни приходят после назначения врача и четко знают, какое лекарство хотят купить. Другие ориентируются на имеющиеся симптомы. Следовательно, им нужна подробная профессиональная консультация.

Дружелюбный и грамотный персонал – во многом залог успеха. Если вы не можете подобрать подходящие кадры, можно обратиться в кадровое агентство.

Закупка и ассортимент

Для того, чтобы ассортимент быть максимально широким и богатым, стоит закупать препараты сразу у нескольких дистрибьюторов. Большая сеть аптек позволяет приобретать лекарства с существенными скидками.

Если планируется открыть только одну аптеку, то можно объединиться с другими аптеками-одиночками, чтобы создать закупочный кооператив и получать скидки.

Единичной аптеке лучше привлекать потенциальных клиентов не ценами (поскольку выбить у дистрибьюторов выгодные цены будет просто нереально), а работать в принципиально другом направлении – максимально расширять ассортимент и предлагать покупателям подробные профессиональные консультации.

Лучше не ограничиваться только продажей лекарств и элементарных медицинских приборов (градусников, грелок, тонометров и т.д.), а включить в ассортимент еще и косметику, средства гигиены, пищевые добавки, диетическое и детское питание и так далее.

Наценка на большинство медицинских препаратов обычно ограничена государством (на разные позиции она будет составлять 20-40%), а вот сопутствующие товары можно продавать по любой стоимости.

Программное обеспечение

Система электронного учета позволит сильно оптимизировать работу, поэтому к ее выбору следует подойти особенно внимательно. Существуют специальные фирмы, где можно купить готовые программные модули или же заказать индивидуальную программу с учетом конкретным пожеланий и нужд.

Для того, чтобы сделать такой заказ, нужно сначала четко определиться с теми функциями, которые должна выполнять система. К примеру, это могут быть создание электронных заказов для поставщиков, ведение экономической аналитики, отслеживание сроков годности товаров, их остатков на складе и так далее.

Сколько стоит открыть аптеку

Открытие аптеки среднего размера потребует начального капитала как минимум 1.5 -2 млн. рублей. Эти средства пойдут на покупку стеллажей, витрин, препаратов, мебели, холодильников, сейфа, компьютеров, на заключение договора аренды, оформление документов, рекламу.

Ориентировочная рентабельность

Прибыль будет зависеть от множества факторов, среди которых: место, где вы решили открыть аптеку, размер спального района или населенного пункта, наличие или отсутствие вблизи других аптек, размеры арендной платы, цены поставщиков.

При удачном стечении всех обстоятельств вложенные затраты окупятся через полгода-год. Однако даже если аптека окупается медленнее, она все равно стоит вложенных в нее денег, ведь на лекарства характерен стабильный спрос.

В России рентабельность аптек обычно составляет 10%. Это, конечно, немного. Но для опытных предпринимателей аптеки все-таки привлекательны. Дело в том, что по-настоящему высокую прибыль дают только аптечные сети, и именно они становятся целью проницательных бизнесменов.

На вопрос «Выгодно ли открыть аптеку в России?» в 99% случаев практики этого бизнеса ответят утвердительно.

Реклама аптеки

Если планируется открытие только одной аптеки, реклама не может оказать существенного влияния на размеры прибыли, даже если рекламная кампания будет проведена по всем каналам: телевидению, радио, Интернету, в газетах, при помощи рекламных афиш.

Если аптека располагается в спальном районе, то хорошие результаты даст реклама, ориентированная на местных жителей. К примеру, можно расположить вблизи указатели, ведущие к аптеке, или периодически распространять через почтовые ящики рекламные листовки.

Франшиза крупной аптечной сети вряд ли обогатит того, кто начинает этот бизнес с нуля. Но если у вас уже есть своя аптека, она вполне может пригодиться

Руководитель франчайзингового проекта «Риглы» Наталья Держаева (Фото: Олег Яковлев / РБК)

​Со второго захода

История сети аптек «Ригла» началась в 2001 году, когда крупный дистрибьютор фармацевтической продукции — компания «Протек» — решил развивать собственную розницу. В 2005 году открылись первые аптеки по франшизе — партнерство преимущественно заключалось в брендировании независимых аптек в цвета «Риглы». Такой подход был признан неудачным — франчайзинговая программа не развивалась. В 2013 году «Ригла» ее перезапустила: компания стала предлагать партнерам полный пакет: не только бренд, но технологии, обучение персонала и проч.

Аптечный рынок России слабо консолидирован — пять ведущих сетей​ контролируют всего 13,2% розничных продаж, поэтому развитие франчайзинговой программы для «Риглы» — возможность достаточно дешево закрепить свои позиции лидера рынка, а для «Протека» в целом — увеличить доходность бизнеса. Согласно отчетности группы по МСФО за 2014 год, на розницу пришлось всего 15% выручки «Протека» (24,2 млрд руб.), но 36% валовой прибыли. Правда, пока из 1325 аптек «Риглы» только 20 открыты по франшизе (преимущественно в московском регионе). К концу 2015 года «Ригла» планирует довести эту цифру до 50.

Цифры «Риглы»

24,2 млрд руб. составил объем продаж сети в 2014 году

1325 аптек насчитывала сеть в середине 2015 года

200 тыс. руб. — паушальный взнос (без учета НДС)

1,5% — роялти

30 кв. м — минимальная площадь аптеки

1,6 млн руб. выручки получает аптека сети «Ригла» в среднем за месяц

Источник: данные компании, опрос франчайзи

Взгляд франчайзера

По словам Натальи Держаевой, руководителя франчайзингового проекта «Риглы», многие предприниматели не подозревают о сложностях фармацевтического бизнеса, поэтому старт по франшизе — прекрасный способ избежать многих ошибок. За 200 тыс. руб. (паушальный взнос «Риглы» без учета НДС) предприниматель получит доступ к отработанным бизнес-процессам компании и возможность приобретать лекарства у «Протека» со скидками. Владелец франшизы готов обучить партнера, помочь ему набрать персонал, предоставить программное обеспечение, позволяющее контролировать продажи и складские остатки («еФарма 2 — Аптека», заключается отдельный сублицензионный договор), и по мере необходимости консультировать его.

Прежде чем заключить договор коммерческой концессии, предприниматель должен подобрать помещение для аптеки, рассказывает Держаева. Рекомендуемая площадь 30-60 кв. м, строго первый этаж. Требования к окружению аптеки достаточно стандартные: рядом должен быть жилой комплекс, офисные здания, рынок, остановка транспорта — то, что обеспечит постоянный поток клиентов. Все новые объекты обсуждаются с руководством головной компании. На эт​ой встрече менеджер по франчайзингу рассказывает о будущей аптеке: расчеты товарооборота и окупаемости, плотность конкурентной среды в районе и т.д. «Ригла» сама рассчитывает финансовую модель будущей аптеки, и если она показывает, что срок окупаемости вложений превышает три с половиной года, помещение забраковывают.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png