Смерть - логическое завершение жизненного цикла, естественный процесс. После того как человек умирает, у родственников возникает множество проблем как эмоциональных, так и материальных. С эмоциональными всё понятно - время лечит, а вот с материальными придется напрячься. Ведь как места для захоронения, так и дела, связанные с погребением и поминками, отнюдь не являются бесплатными.

Кремировать или нет

Итак, места на кладбищах и услуги похоронных агентств дорожают каждым годом, а оформление всех требующихся документов может занять несколько недель. Кремирование намного дешевле и быстрее.

По этой причине как на Западе, так и у нас всё больше стало распространяться кремирование. Но многие задаются вопросом, не противоречит ли эта процедура канонам православной церкви, ведь никто не хочет оскорбить душу умерших родственников, согрешить и пойти против религиозных правил.

Как это происходит

Кремирование - это сожжение тела умершего в специальной печи. После этого прах человека помещается в специальную урну, заранее подготовленную родственниками, далее следует захоронение различными способами: можно предать прах земле, хранить урну на камине в лучших американских традициях, или даже развеять его, где пожелал умерший.

Интересно, что впервые о кремировании было упомянуто ещё в Древнем Риме и Древней Греции. С приходом христианства эта процедура стала считаться варварской, поэтому о ней забыли вплоть до 18 века.

Население городов росло, кладбища не справлялись со своей функцией, тогда власти решили устроить братские могилы прямо в городе, что повлекло за собой антисанитарию и страшную эпидемию. Ничего не оставалось, кроме строительства крематориев.

В современном мире вопрос о кремации решается близкими родственниками или последней волей умершего. Некоторые конфессии, такие как католичество и протестантство, принимают сожжение тел как нормальное явление. Некоторые не понимают, зачем кремируются тела, более того, они думают, что этого делать нельзя.

Кремировать христианина - значит совершить грех. Этот вопрос поставлен некорректно, современная православная церковь не относится к процедуре благосклонно, однако никто не откажет в проведении отпевания крещеного перед сжиганием тела. При желании отпевать Христиана можно даже дома или за дополнительную плату в РПЦ.

Новый Завет повествует, что после смерти должна быть прочитана молитва «Об Усопшем», однако там нет конкретных указаний, как правильно следует хоронить человека.

Противоречия по поводу этой процедуры связаны с вопросами о смерти и предназначении человеческого тела.

Церковь может ответить положительно на вопрос о кремации если:

  • Человек умер своей смертью (не самоубийство).
  • Были проведены все необходимые обряды.

Однако существуют следующие толкования этой проблемы:

  • Тело с помощью сжигания возносится в небесный мир.
  • Сожжение трупов - дань язычеству.

Игумен Федор протестует против кремирования, так как это противоречит всем традициям русского народа. Он делает ссылку на прошлое и заявляет, что первые крематории в России появились только при Большевиках, все культурные люди восприняли это нововведение как дикость и оскорбление памяти умерших.

В СССР кремация была очень распространена, однако после падения супердержавы эта процедура продолжает стремительно набирать популярность. Чтобы узнать, как православная церковь относится к кремации, спросили у некоторых духовных лиц .

Принципиальная разница состоит в том, что восточные религии относятся к телу как к тюрьме, в которой заключена душа и от которой надо поскорее избавиться. В православии тело - храм, оберегающий душу человека, и отношение к нему должно быть соответствующее.

Игумен Федор

Сжигая тела умерших, мы символически отказываемся от веры в воскрешение мертвых, которое проповедовал Христос. Но это только символы, в земле тело также становится прахом, а Господь может восстановить прах из мельчайших молекул, ведь он создал мир из пустоты.

Патриарх Всея Руси Кирилл

Несомненно, предание тела земле более человечно и насыщено библейской символикой, это может утешить скорбящих близких. Кремация не есть ударение в грех.

Профессор Духовной Академии протодиакон Андрей

А также кремация может проходить по причине определенных обстоятельств . Самый распространенный из них - сложная финансовая ситуация в семье усопшего или отсутствие кладбища рядом с местом жительства умершего.

Ещё случается, что кремирование проводится по санитарным причинам или по причине подзахоронения одного родственника к другому.

Может случиться, что умирающий, не желая обременять своих родных на большие траты, завещал его кремировать. К последней воле человека надо отнестись с пониманием и исполнить её. Но если человек сделал этот выбор из-за противоречия с религией, то это очень плохо. В этом случае церковь разрешает нарушить последнюю волю и провести похороны по всем христианским традициям, так будет лучше для души усопшего .

У кремированных людей можно проводить отпевание на равных правах с остальными, хотя в последнее время говорят, что это невозможно. Но это всё нелепости, раздутые людьми, непонятно почему, - подтверждает священник, развеивая этот околорелигиозный миф. В целом отношение православной церкви к кремации тела умершего двоякое. Но важно осознать, что такое погребение верующего христианина - не грех.

Выбор правильного способа захоронения зависит от финансовых возможностей, желания родственников и последней воли умирающего. Но необходимо осознавать, что важнее всего память, которая будет храниться в сердцах близких.





Перед кремацией в зале, украшенном траурным убранством, происходит прощание с умершим. Церемонию прощания организует лицо, ответственное за организацию погребальных мероприятий. Довольно часто эта функция возлагается на агента ритуальной службы. Длительность процедуры – порядка тридцати минут.

Церемония кремации

В зале на катафалке размещают гроб с телом. Вокруг умершего должны быть ритуальные атрибуты. Звучит траурная музыка – это может быть исполнение оркестра в зале или хора. В зал заходят близкие и родные, они становятся по правую сторону от покойного. После этого в помещение входят иные участники церемонии. Церемонию прощания, проводимую в крематории, открывают и проводят так же, как захоронение на кладбище. Вначале организатор мероприятия говорит вступительную речь, затем свои чувства могут выразить родственники, друзья, коллеги умершего. После речей все могут подойти к гробу, чтобы пройти обряд целования и попрощаться с покойным. Покрывалом закрывают лицо покойного, опускают на гроб крышку – церемония завершена. Гроб с телом перемещают в лифт или на транспортер, чтобы доставить его к месту, где будет проводиться кремация.

О кремации

Умершего помещают в гроб, изготовленный из горючего материала. Есть крематории, где при помещении гроба в печь разрешают присутствовать родственникам. Наиболее распространенные услуги:

  • Осуществление кремации в присутствии близких – прах им выдают сразу после окончания процедуры;
  • Классический ритуал прощания с близким человеком непосредственно перед процедурой кремации;
  • Традиционное прощание с покойным до кремации и прощание уже после кремации.

Как происходит кремация с прощанием?

Первоначальный этап прощания с умершим подобен проведению типичных похорон. Родственники подбирают гроб (традиционно берут из дерева, избегают приобретать из синтетических составляющих), затем они должны организовать доставку покойного непосредственно к месту проведения кремации. Лицу, организующему похороны, предъявляют счет-заказ. Он должен показать данный документ в день проведения кремации.

После отпевания или прощания тело нужно передать в крематорий. Родственникам при этом нет нужды находиться. Отметим, что лишь некоторые крематории выдают прах моментально после сжигания, да и родственники при этом не любят присутствовать, поэтому это не очень распространено в отечественной практике. Укажем, что лишь пару крематориев оказывают подобные услуги.

В определенный день урна с прахом переходит к ответственному лицу, который должен организовать процесс захоронения. Иногда в мегаполисах можно до трех дней ожидать получения урны.

Лишь предъявив нижеперечисленные документы можно иметь право на получение урны с прахом:

  • Свидетельство о смерти, которое должно быть заверено гербовой печатью;
  • Паспорт лица, ответственного за проведение похорон;
  • Квитанцию, которая подтверждает оплату услуг колумбария (места захоронения на кладбище) – этот документ можно заменить заявлением о том, что есть необходимость произвести захоронение в другом населенном пункте.

В случае, когда в урну с прахом в назначенный день не забирают – она подлежит хранению в спецхранилище, созданном при крематории. Сроки хранения могут различаться, усредненное знание – год. Когда год проходит – урну размещают в общем захоронении, расположенном при крематории. Обязательно в письменном виде уведомляют лицо, которое несет ответственность за проведение похорон.

Можно ли отпевать усопшего при кремации?

Сейчас священнослужители отпевают умерших прямо в здании крематория.

Поминки после кремации

Поминают умершего на девятый и на сороковой день. В церковь относят панихиду и обедают с близкими. Поминки после кремации такие же, как после традиционных похорон – поминальный обед. Можно заказать поминки в кафе, где представлен широкий список поминальных блюд.

Традиция прощания с умершим

Перед тем, как отдать урну с прахом близкого человека, есть определенная традиция, которой следует придерживаться – нужно всем положить руки на урну. Когда процесс кремации будет завершен – прах запаяют в капсулу или поместят в пластиковый контейнер. По желанию близких можно изготовить урну, где будет сберегаться прах покойного.

Это схоже с символичным бросанием горстки земли на гроб при традиционном захоронении.

Кремация - современный экологически чистый вид погребения умерших. Мировая практика уже больше столетия широко использует высококультурную традицию прощания с покойным - кремацию как способ захоронения, являющейся современным направлением в экологии и экономике похорон.


Крематорий (от латинского "cremo" - сжигать) - представляет собой ритуальное здание, предназначенное для предания тел (останков) умерших (погибших) огню (кремации). Кремация в 100 раз уменьшает территорию для погребения, а срок минерализации останков сокращается с 50 лет до 1 часа. В современных условиях администрации городов, не имеющих крематориев, постоянно сталкиваются с проблемой расширения кладбищ. Сама по себе покупка земли для кладбищ требует значительных затрат из городских бюджетов, помимо этого значительные суммы тратятся на благоустройство кладбищ. Решить проблемы нехватки земель больших городов могла бы кремация как самый современный и экологически чистый вид погребения.


На Западе, где плотность населения гораздо выше, кремация, как средство «сохранения здоровья и земли для живых людей» (цитата из декларации Международной медицинской конференции 1869 года), стала широко использоваться со второй половины XIX века. В России первые крематории появились незадолго до революции 1917 года, а в годы советской власти распространение кремации стало государственной задачей. Так, в принятой Советом Министров СССР программе развития похоронного дела предусматривалось строительства крематориев во всех крупных городах Советского Союза.

После распада Советского Союза насущные проблемы российских городов вновь поставили в перечень самых важных государственных проблем задачу распространения кремации. В резолюции Государственной думы от ноября 2003 года Правительству РФ предложено разработать комплексную программу строительства крематориев в России. Однако в Комплексную программу развития жилищно-коммунального комплекса страны строительство крематориев в качестве отдельного раздела опять включено не было. Таким образом, на данный момент строительство и оснащение крематориев в Российской Федерации может осуществляться муниципалитетами городов с привлечением средств из своих бюджетов, а также средств кредитных и частных коммерческих организаций.


Процесс кремации

Процесс кремации представляет собой горение тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков газа, раскалённого до высоких температур (870—980 °C). Для эффективной дезинтеграции в современных печах внедрен ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела), а также подвижные горелки, создающие нужную температуру равномерно во всей печи. Основные виды топлива для печей в настоящее время - дизельное топливо, природный газ, реже электричество. До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс.

Современные печи автоматизированы и контролируются микропроцессорными устройствами, снабжены устройствами для обеспечения безопасного использования (например, загрузочная дверь печи блокируется, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура; гроб подаётся в печь максимально быстро во избежание потерь тепла с помощью специализированных тележек или транспортеров).

Для кремации умерший должен быть помещен в гроб из горючего материала. В некоторых крематориях допускается присутствие родственников при помещении гроба в печь.

В процессе кремации температура внутри печи достигает от 872 до 1092 градуса по Цельсию и под ее воздействием тело разрушается на мелкие фрагменты. В зависимости от модели кремационной печи для кремирования тела взрослого человека средней комплекции требуется от 80 до 120 минут. Вопреки распространенному мнению в процессе кремации не образуется "пепел". Прах представляет собой смесь сгоревших останков костей, материала гроба и металлических предметов (гвоздей, протезов). После остывания металлические предметы изымаются из праха с помощью магнита. костные останки помещаются в шаровую мельницу (кремулятор), где в течение нескольких минут прах превращается в серовато-белый порошок однородной консистенции. Органические вещества в прахе полностью отсутствуют, поэтому прах совершенно безопасен в инфекционном смысле. Объем праха после кремации взрослого человека - в среднем 4-4,5 литра.

После завершения кремации и остывания останков они помещаются во временный контейнер и хранятся там до тех пор, пока родственники не примут решение об их дальнейшей судьбе. В дальнейшем производится захоронение праха одним из разрешенных законом способов - захоронение в колумбарии, в могиле в земле, или развеивание праха на специально отведенной площадке.


История кремации

Кремация как вид погребения использовалась еще в доисторические времена. Древние люди воспринимали огонь как божество и считали, что предание огню тела умершего родственника обеспечит его защиту в загробном мире.

На Европейском континенте кремацию впервые стали широко применять в Древней Греции. Греки считали, что сжигание умершего очищает его душу и освобождает ее от земного тела. Затем, вместе со многими обычаями и ритуалами перенятыми римлянами у Древней Эллады, кремация как вид погребения получила широкое распространение в Древнем Риме. Именно во времена Древнего Рима появился обычай хранить кремированные останки в украшенных урнах в особых местах – колумбариях. К 400 г.н.э. с принятием большинством народов Европы христианства кремация была повсеместно заменена погребением в землю.

В Западной Европе кремирование возобновилось во второй половине XVIII века. В 1869 году Международная медицинская конференция, проходившая во Флоренции, Италия, приняла резолюцию, в которой призывала к широкому распространению кремации, как способствующей "сохранению здоровья и земли для живых людей". Призыв медиков получил поддержку общественности во многих странах Европы, Америки и в Австралии.

В 1873, профессор Бруно Брунетти разработал первую в мире кремационную печь, которая была продемонстрирована на Международной выставке в Вене. В следующем году сэр Генри Томпсон, личный врач королевы Виктории, основал Английскую ассоциацию крематоров. А в 1878 году в английском городе Уокинг и немецком городе Гота были построены первые в Европе крематории.

Хотя первая документально подтвержденная кремация в США состоялась в 1792 году, первый крематорий был построен доктором Дж.Ле Мойном в районе Вашингтона только в 1876 году. Второй американский крематорий открылся восемь лет спустя, в 1884 году в городе Ланкастер, штат Пенсильвания. В период с 1881 по1885 годы в США было создано несколько ассоциаций крематоров. Постепенно, с ростом спроса на этот вид услуг росло и количество крематориев в стране. В 1913 году в Северной Америке работали 52 крематория, которые провели более 10.000 кремаций. В этом же году доктор Х.Эриксен основал Американскую ассоциацию крематоров, которая сейчас известна как Ассоциация крематоров Северной Америки (Cremation Association of North America (CANA).

Кремация в России

Кремация по санитарно-медицинским соображениям проводилась в России и до 1917 года. Например, «чумной» Форт «Император Александр I» был оборудован крематорием для сжигания погибших от чумы лабораторных животных. Но в нём также пришлось кремировать и заразившихся в процессе исследований лёгочной чумой погибших докторов В. И. Турчинович-Выжникевича (1905) и М. И. Шрейбера (1907). Первый гражданский крематорий был построен также до 1917 года, во Владивостоке, с использованием печи японского производства, вероятно, для кремации граждан Японской империи (во Владивостоке в те годы проживало немало выходцев из Нагасаки).


Однако кремация в России не получила широкого распространения, в основном, вследствие приверженности народа к веками сложившимся православным традициям погребения, предписывающим предавать тело земле. Лишь в начале XX века, по мере роста революционных настроений и влияния атеистических идей, появились первые кружки приверженцев кремации. Во время Гражданской войны началось строительство первого крематория в Петрограде, завершённое в 1920 году. Крематорий был открыт в котельном помещении бывших бань на Васильевском острове, 14-я линия, дом 95-97. Основу его составляла регенеративная кремационная печь "Металлург" конструкции профессора Горного института В. Н. Липина. Крематорий использовался исключительно для сжигания невостребованных и неопознанных тел. Сохранился акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома Б. Г. Каплуном и другими лицами, присутствовавшими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано:


"14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория - В. О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причём температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда…"


Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 по 21 февраля 1921 года, и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 - по желанию родных или согласно завещанию.


В 1927 году был построен второй на территории России, но первый в СССР крематорий - Донской - в храме преподобного Серафима Саровского Донского монастыря. Он и был долгое время единственным активно действующим крематорием в стране. Именно в нём кремировали многих деятелей КПСС для последующего захоронения в колумбарии, построенном на территории монастыря, или в Кремлёвской стене.


В начале 1942 года в блокадном Ленинграде в связи с резким возрастанием смертности городского населения похоронные службы оказались физически не в состоянии справиться с ежедневным захоронением на кладбищах города тысяч умерших. Положение дел было существенно облегчено организацией крематория. Первая, экспериментальная установка была запущена в г. Колпино 10 февраля 1942 года на термическом участке цеха № 3 Ижорского завода. Было кремировано семь трупов, после чего специальная комиссия, «с гигиенической точки зрения», сочла «необходимым рекомендовать и развивать сжигание как средство реальное и необходимое в данной обстановке». 27 февраля 1942 года Ленгорисполком решением № 140-с постановил: «Разрешить исполкому Колпинского райсовета депутатов трудящихся и дирекции ордена Ленина Ижорского завода производить сжигание трупов в термических печах завода». Крематорий в Колпине действовал 4 месяца (с февраля по май), и за это время в нём были кремированы останки 5524 человек. Большинством из них были бойцы Красной Армии, павшие на колпинских рубежах. Их прах был захоронен в братской могиле у цеха № 2.


Опыт колпинцев через короткое время был использован и в масштабах всего Ленинграда. В марте 1942 года по решению городских властей был переоборудован в крематорий 1-й кирпично-пемзовый завод, находившийся на территории современного Московского парка Победы. 16 марта 1942 года состоялась первая кремация 150 трупов. После того как крематорий стал работать на двух печах и в три смены, его пропускная способность увеличилась. Так, например, 18 апреля было подвергнуто сжиганию 1425 останков, а всего к 1 января 1943 года кремировано 109 925 трупов. Благодаря работе крематория в Ленинграде значительно улучшилась эпидемиологическая ситуация, а с 1 июня 1942 года на городских кладбищах была прекращена практика массовых захоронений. Блокадный крематорий функционировал на протяжении почти трёх лет (по другим данным, уже 15 ноября 1943 года кирпичный завод приступил к выпуску своей обычной продукции). За это время в его печах, только по предварительным подсчётам, были сожжены тела более чем 100 тысяч жителей города и воинов. Их пепел был погребён в расположенных поблизости карьерах, где в наши дни располагаются парковые пруды.


В настоящее время в России имеется 15 крематориев в 12 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Носовихинский, Хованский), Санкт-Петербург, Артём, Владивосток, Екатеринбург, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Норильск, Ростов-на-Дону, Сургут (самый недавний из введённых в строй крематориев, открылся в 2008 году), Челябинск. В большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах выбирают родственники в среднем не более 15-20 % умерших). Наибольший процент - в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50-70 % всех умерших). Самый большой крематорий - Николо-Архангельский в Москве - оборудован 7 двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года. Он занимает площадь 210 га, и в нём имеется 6 нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах.

Как православная церковь относится к кремации?

Православная церковь понимает, что растущие города России не в состоянии эффективно содержать имеющиеся и постоянно выделять новые участки земли под кладбища. Эта проблема усугубляется тем, что каждое кладбище в современном виде по сути дела является экологической бомбой, активно загрязняющей в первую очередь источники питьевой воды городского населения. Исходя из этих причин, Православная церковь в лице Патриарха всея Руси Алексия II заявила, что кремация как способ погребения, не противоречит православным канонам, хотя и не приветствуется церковными иерархами. Подтверждением такой позиции РПЦ может служить тот факт, что в крематориях российских городов православным священникам официально разрешено проводить службы по отпеванию умерших.

Техник крематория из Великобритании рассказала о секретах своей работы и ответила на вопросы, которые люди хотели узнать о последнем пристанище человека. Многие домыслы о работе крематориев были развеяны, но появилось и много новых подробностей. Например, о том, какой тип людей горит быстрее, чем пахнет в помещении после кремации и действительно ли крематории приторговывают прахом.

Техник рассказала, что в среднем процедура кремации длится чуть дольше часа, в зависимости от материала, из которого изготовлен гроб. Тела сжигают при температуре от 800 до 1 000 градусов, пока не останется один пепел.

Раковые опухоли делают кремацию дольше, пожилые или хрупкие люди также растягивают время горения и сгорают медленнее, чем более крупные люди с большим количеством жира. У очень худых людей нет большого количества топлива, поэтому может потребоваться больше времени на их кремацию.

Сотрудница крематория рассказала, что после процедуры ничем особенным не пахнет. Пепел состоит только из пережжённых костей и гроба. Мышцы и ткани полностью уничтожаются во время горения.

Техник рассказала, что иногда в остатках после кремации всё же остаются частички костей, если в них было много кальция. Также часто попадается несгоревший пирсинг и кольца. Украшения, по её словам, во время кремации расплавляются в маленькие шарики. Их не снимают заранее с покойника, если об этом не просят родственники.

Однажды я сгребала пепел и после кремации сохранилась книга. Мы думаем, что это была Библия с очень плотно упакованными страницами. Много лет назад распорядители по похоронам использовали Библии в качестве подушек для покойного.

Специалист также развеяла слухи о том, что сотрудники крематориев приторговывают человеческим пеплом (непонятно, с какими целями).

Они (останки, которые выдают родным) абсолютно на 100 процентов из правильного пепла. Идентификационная карточка прикрепляется к останкам и остаётся с ними до тех пор, пока пепел не покинет наш крематорий.

Отвечая на вопрос, на что похож человеческий пепел, сотрудница крематория ответила, что в большинстве случаев на очень мелкий гравий, а не на пепел от сигарет, как считают многие.

Техник рассказала, что, несмотря на то, что крематории «достаточно широки», существует «предел» размера тела, который они могут обрабатывать - из-за ограничений по весу. Некоторых «чрезвычайно больших людей» проще захоронить «с помощью крана».

Бывают и форс-мажорные ситуации. Например, иногда могут взрываться кардиостимуляторы внутри человека. Эксперт также рассказала о предпочтении в гробах. Картонные и плетёные ей не нравятся, потому что они «слишком хлипкие» и «создают много пепла».

Говоря о личном отношении к своей работе, техник рассказала, что «когда понимает, что последней прикасается к гробу чьего-то любимого человека, то чувствует большую честь».

Но у меня нет никаких эмоций, поскольку я не знала этого человека. Мне печально видеть детей или людей моего возраста, но я сохраняю это в себе. Эта работа заставляет меня любить жизнь и жить в полную силу.

Недавно довольно экстравагантного «клиента» пришлось принимать сотрудникам крематория на Карибах. Там молодого миллионера, любившего красивую жизнь, провожали в последний путь очень пышно. В гроб , а сам гроб доставили в крематорий на спорткаре.

А иногда похороны могут превратиться в настоящее веселье, как бы цинично это ни звучало. О таком случае рассказал житель Австралии, недавно похоронивший бабушку. Они с отцом хотели красиво развеять пепел бабули над океаном, но внезапно .

– Ну что, старик, в крематорий пора?
– Пора, батюшка, – ответил швейцар, радостно улыбаясь, – в наш советский колумбарий.

(И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок)

"В детстве мы бегали смотреть, как в крематории сжигают покойников. Прокрадывались к маленькому окошку и смотрели на объятый пламенем гроб. Через пару минут домовина распадалась, и происходило страшное: труп начинал корчиться, шевелились руки, ноги, порой покойник приподнимался. Создавалось ощущение, что сжигают живого человека. Мы в ужасе убегали. Потом по ночам меня мучили кошмары. Но все равно нас как магнитом тянуло к окошку...". Этот отрывок из детских воспоминаний моей тетки я вспоминаю часто. Чаще, чем хотелось бы, ибо за последние годы мне не раз приходилось участвовать в церемонии проводов в последний путь. И нередко проводы эти происходили именно в здании крематория.

О крематориях, о том, что происходит в самом здании, куда доступ родственникам и друзьям умершего закрыт, ходит множество самых невероятных, леденящих душу рассказов. Где тут правда, а где вымысел, мы и попытаемся разобраться.

На территории Европы своих умерших сжигали этруски, затем этот обычай переняли греки и римляне. Христианство объявило кремацию язычеством. В 785 г. Карл Великий под угрозой смертной казни запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет. Но в XVI–XVII вв. города в Европе стали постепенно превращаться в метрополии, и возникла большая проблема с организаций кладбищ. На некоторых погостах покойников стали хоронить в больших общих могилах, которые были открыты на протяжении многих дней. Частенько кладбища располагались в среде обитания человека, что являлось причиной распространения болезней. Вновь возникла идея сжигания тел умерших. Начиная с XVI в. в Европе стали использовать погребальные костры в санитарно-гигиенических целях. Однако проблемой было создание подходящего способа сжигания – костры не годились. Такой способ был придуман лишь в конце XIX века. 9 октября 1874 г. в регенеративной печи, сконструированной немецким инженером Фридрихом Сименсом, была совершена первая кремация в струе раскаленного воздуха. А первый современный крематорий был построен в 1876 г. в Милане. В настоящее время в мире действуют более 14,3 тыс. крематориев

На территории России первый крематорий был построен не после 17-го года, как многие думают, а еще до октябрьского переворота, во Владивостоке, с использованием печи японского производства. Вероятно, для кремации граждан страны Восходящего солнца (во Владивостоке в то время проживало немало выходцев из Нагасаки). Сегодня в этом городе снова действует крематорий, уже для россиян.

Первый крематорий в РСФСР (печь "Металлург") был открыт в 1920 г. в здании бань, дом №95-97 по 14-й линии Васильевского острова в Петрограде. Сохранился даже акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного Крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома тов. Б.Г. Каплуном и другими лицами, присутствующими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано: "14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория – В.О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причем температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда" . Далее следуют подробности, которые я решил опустить, дабы не травмировать впечатлительных читателей.

Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 г. по 21 февраля 1921 г., и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 – по желанию родных или согласно завещанию.

Окончательно же и бесповоротно огненные похороны вошли в быт советских людей в 1927 году, когда в Москве, в Донском монастыре была открыта "кафедра безбожия", как называла тогда этот крематорий атеистическая пропаганда. Под крематорий была переделана монастырская церковь преподобного Серафима Саровского. Первыми клиентами заведения стали проверенные товарищи – "рыцари революции". В колумбарии, размещенном в храме, на кремационных урнах можно прочесть надписи, типа: "большевик-чекист", "член ВКП(б), стойкий большевик", "один из старейших деятелей большевистской партии". В общем, пламенным революционерам полагалось пламя и после смерти. Через 45 лет в городе был построен еще один – на этот раз крупнейший в Европе – крематорий на Николо-Архангельском кладбище, в 1985 г. – на Митинском, а спустя еще 3 года – на Хованском. Крематории есть также в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, во Владивостоке; 7 июля прошлого года открылся крематорий в Новосибирске.

Несмотря на усиленную пропаганду, граждане СССР к этому виду погребения относились с недоверием и страхом. Отчасти (но только отчасти) это объясняется отрицательным отношением к кремации традиционных религий, ибо в монотеистических религиях кремация запрещена или, как минимум, не приветствуется. Категорически запрещает кремировать тело иудаизм. Еврейская традиция рассматривает кремацию как оскорбительный обычай, восходящий к языческой практике сжигания мертвых на погребальных кострах. Сжигать тело человека недопустимо в исламе. В случае, если это произошло, грех ложится на совершивших сожжение. Православная церковь рассматривает кремацию как "чуждый обычай", "еретический способ захоронения". Греческая православная церковь упорно сопротивляется введению кремации. Как заявил официальный представитель Священного Синода, епископ Александруполиса Антимос, комментируя внесенный семью членами парламента законопроект, разрешающий этот обряд для членов неправославных (!) конгрегаций Греции: "Кремация – это акт насилия, оскорбление человечества, выражение нигилизма...". Категорически против огненного погребения и подавляющее большинство русских православных священников. "Сжигание умерших может оказаться нарушением учения Церкви о почитании останков святых мучеников и угодников и лишить православных христиан святых мощей, – говорит священник И. Рябко. – А что касается простых смертных, сжигание, кроме всего прочего, лишает верующих того духовного назидания и напоминания о смерти, которое они получают при погребении тел в земле. Отсюда следует, что, с чисто православной точки зрения, сжигание умерших признается чуждым и недопустимым в христианской вере нововведением". Официальную позицию РПЦ озвучил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Протоиерей Всеволод Чаплин: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом". Впрочем, есть в Русской Православной Церкви и лобби, которое ратует за то, чтобы не предавать крематории анафеме. Более того, поговаривают, что открытый в прошлом году крематорий в Новосибирске был освящен. И вообще, в последнее время упорно ходят слухи (которые представители РПЦ не подтверждают), что будто бы строительство крематориев при всех крупных городах давно согласовано с церковным начальством и от РПЦ есть благословение на самом высоком уровне. Вероятно, слухи возникли из-за того, что во всех крематориях России работают батюшки, которые отпевают усопших перед кремацией, а при некоторых крематориях есть часовни.

Несколько иначе смотрят на этот способ погребения другие ответвления христианства. Первыми одобрили кремацию лютеране и протестанты. А в 1963 г., правда с оговорками, кремацию разрешила католическая церковь.

Но, повторяю, причина прохладного (простите за каламбур) отношения к огненным похоронам – не только в религиозных убеждениях наших граждан. Главная причина – многочисленные страшилки, вот уже много лет предающиеся из уст в уста, об "ужасах", творящихся в крематориях. Мне, как и многим другим гражданам, неоднократно приходилось слышать, что покойников раздевают, золотые зубы и коронки вытаскивают, гробы пускают напрокат, а одежду, снятую с усопших, сдают в комиссионки. В свое время масла в огонь подлил рассказ Михаила Веллера "Крематорий", в котором описывается, как работники этого заведения в Ленинграде раздевали перед кремацией покойников, а одежду сдавали в неподалеку расположенный комиссионный магазин. Напомню вкратце, в чем суть истории: выиграл мужик в денежно-вещевую лотерею автомобиль, на радостях выпил, да и помер. Его кремировали (якобы вместе с билетом, который находился в кармане костюма). Через несколько дней пошла вдова покойного в комиссионку, где и увидела мужнин костюм. В кармане, разумеется, оказался тот самый билет... Кстати, как мне поведала моя мама, эту байку про костюм и билет (облигацию с крупным выигрышем) она слышала в детстве, когда Веллер еще и ручку в руках держать не умел.

Мне удалось побеседовать с работником одного из московских крематориев. Разумеется, я хотел узнать "всю правду" о том, что там творится. Была даже предпринята попытка подпоить Ивана (имя изменено по его просьбе, так как сотрудники сферы ритуальных услуг вообще предпочитают не афишировать место работы). Иван охотно со мной выпил, но никаких жутких тайн не поведал. А в ответ на вопрос об одежде, якобы снимаемой с трупов, рассмеялся: "Старик, как ты себе это представляешь? Чтобы покойника обрядить, костюмы на спине разрезают, разрезают и обувь. Для того, чтобы все это привести в товарный вид, надо бригаду швей-мотористок нанимать и сапожников. Так, что ли? В общем, чушь это полная". "А золото? – не унимался я. – Драгоценности-то с покойников наверняка снимаете? Не пропадать же добру..." Но Иван только рукой махнул – мол, отстань.

И все-таки, куда деваются драгоценности? Вообще, агенты, когда оформляют документы на кремацию, предлагают заказчику снять с покойного ювелирные украшения. Но если родственники оставляют все как есть, то во время кремации происходит следующее. В кремационном оборудовании есть такая штука – кремулятор. Он предназначен для перемалывания остающихся после кремации костных останков. С помощью электрического магнита из праха удаляются все металлические включения: гвозди, ручки от гробов, металлические протезы и т.п. Когда в СССР только появились первые крематории, во избежание хищения оператором кремационной печи из станков золота от зубных протезов, обручальных колец и т.д., был установлен контроль над сдачей государству всех немагнитных металлов. Весь металл, который не взял огонь, специальная комиссия обязана была сдавать государству (эти правила и сегодня существуют). Однако, как оказалось, температура в печи столь высока, что золото, серебро и другие ценные металлы расплавляются и, соединяясь с останками, превращаются в дисперсионный прах, из которого что-либо ценное извлечь практически невозможно. Конечно, есть вероятность того, что обслуга крематория может изъять ценности еще до отправки покойника в печь. Однако до сих пор с момента существования крематориев не было ни одного подобного уголовного дела. В принципе, это можно объяснить круговой порукой работников крематория, но как-то слабо верится, чтобы сведения о преступлениях не просочились в правоохранительные органы.

Что же до гробов, которые якобы пускают "налево", то и мой новый знакомый Иван, и вполне официальные лица в один голос уверяют, что технологическая особенность современных печей такова, что они не могут работать без гроба. Вообще процесс кремации происходит следующим образом. После попадания заколоченного или закрытого на защелки гроба в накопитель на домовину приколачивают металлическую табличку с выгравированным номером, гроб опломбируется. Если он украшен металлическими, пластмассовыми крестами, ручками, их снимают, чтобы не загрязнять атмосферу вредными выбросами, а также для того, чтобы форсунки печи дольше служили. После окончания кремации вместе с останками номерная табличка изымается из праха и делается сверка номеров, чтобы исключить путаницу с выдачей чужого праха (один из распространенных страхов – что выдадут чужие останки). Кстати, в некоторых крематориях предусмотрена застекленная просмотровая комната для родственников и близких, откуда можно наблюдать, как гроб уходит в печь. Кремировать в печи одновременно можно только одного покойного, перед загрузкой следующего она тщательно зачищается. Еще интересная деталь – в современных крематориях для того, чтобы включить печь, нужно иметь ключ с шифром и знать специальный код.

В общем, слухи о безобразиях в крематориях, как говорится, сильно преувеличены. Однако крематорий, впрочем, как вся сфера ритуальных услуг, является неплохой кормушкой для тех, кто там работает. С плохо соображающих от горя родственников и близких усопшего всегда можно слупить дополнительные деньги. Так, например, сотрудники ритуального зала крематория – кажется, их называют церемониймейстерами – нередко просят дать "на свечечки", на "панихидку", на "помянуть дорого покойника"... И люди, разумеется, дают. Между прочим, одна из моих знакомых лелеяла мечту устроиться на работу в крематорий, так как слышала, что там хорошо зарабатывают. Но ей это не удалось. Оказалось, что попасть в это заведение без протекции так же сложно, как было в свое время поступить без взяток и блата в МГИМО. Сумма, которую она должна была заплатить за трудоустройство, оказалась для нее неподъемной.

Сегодня вновь идет, как и на заре советской власти, усиленная пропаганда огненного погребения. В пользу крематориев приводятся даже исторические примеры, которые показывают, что предание умерших огню было нормой у многих народов, в том числе и у древних славян. Также в пример ставятся страны, где кремация получила широкое распространение: США, Япония, Чехия, Великобритания, Дания... Кремация преподносится как наиболее гигиеничный и экологически чистый способ погребения. Но дело-то не в экологии (во всяком случае, не только в ней), а в земле. Города разрастаются и требуют новых территорий. Кремация же не позволяет кладбищам сильно разрастаться и "захватывать" бесценную землю. Но простых людей, конечно, волнует не все это, а затраты на похороны. Кремация обходится дешевле обычных похорон. Именно поэтому в последние десять лет традиция кремировать покойных среди небогатых жителей крупных российских городов (в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга) приобретает популярность. Люди более состоятельные могут позволить себе оплатить традиционные похороны и землю на кладбище, а тем, кто победнее, приходятся прибегать к огненному погребению.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png