Приходится - в Италии - на начало XIV века (повсеместно в Европе - с XV-XVI веков) - последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре , происходит её «возрождение» - так и появился термин.

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов , например, у Джорджо Вазари . В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле . В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Раннее Возрождение (рус.) История средних веков.

    ✪ Мунтян - Крусейд / Разрушение наведенного проклятия / Владимир Мунтян / Возрождение

    ✪ Возрождение Галанчожского района

    ✪ Каролингское Возрождение

    Субтитры

Общая характеристика

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях : мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности , видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Периоды эпохи Возрождения

Возрождение делят на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век)
  2. Раннее Возрождение (начало XV - конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI - 1590-е годы)

Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно и появился в Позднем средневековье, с византийскими , романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение - собор Санта Мария дель Фьоре , автором был Арнольфо ди Камбио , затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора .

Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано , Арнольфо ди Камбио , Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо , Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто . Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с по 1500 года . В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием всё сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп , а также в Испании , Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится приблизительно до середины следующего века.

Высокое Возрождение

Третий период Возрождения - время самого пышного развития его стиля - принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с по 1527 год . В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II - человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла : в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это - Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет , что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация , которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий - маньеризм . В Парму , где работал Корреджо , маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х годов там работали Тициан и Палладио , чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до г. После г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко .

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение» .

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Возрождение в Англии

Английское Возрождение берет свое начало с шестнадцатого века. Оно связано с творчеством писателей Уильяма Шекспира , Кристофера Марло, Эдмунда Спенсера, Томаса Мора, Фрэнсиса Бэкона, сэра Филиппа Сидни; художников и архитекторов (таких как Иниго Джонс); композиторов, таких как Томас Таллис, Джон Тавернер и Уильям Бёрда.

Возрождение в России

Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.

Наука

В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации .

Философия

Философы эпохи Возрождения

Литература

Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321), который истинно раскрыл сущность людей того времени в своем произведении под названием «Комедия», которое впоследствии будет названо «Божественной комедией» . Этим названием потомки явили своё восхищение грандиозным созданием Данте. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет - лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо , «Дон Кихоте» Сервантеса , и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле . С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания)

Изобразительное искусство

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Художники Возрождения, работая над картинами традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

Архитектура

Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии , пропорции , геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн , пилястр и притолок , на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки , полусфера купола , ниши , эдикулы . Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:

Музыка

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova » («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах - английской (XV в.), нидерландской (XV-XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).

Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал , возникший в Италии (Лука Маренцио , Якоб Аркадельт , Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (Клеман Жанекен , Клод Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку - у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре , Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (Андреа и Джованни Габриели).

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Пясецкий В. Н. Архитектурные формы раннего возрождения в Италии. Обзор архитектурных форм раннего Возрождения вместе с историческими сведениями о них с указанием причин их появления в итальянском искусстве. Описание различных деталей памятников итальянского зодчества XV века с чертежами и рисунками. С 142 чертежами на десяти отдельных листах и 10 рисунками в тексте. - С.-Петербург: Издание редакции журнала "Строитель". Типография Е. Евдокимова. Троицкая ул., №18. 1897. - 106 с.
  • Абрамсон Мэри Лазаревна. От

Под термином «Ренессанс» обычно понимают период, начавшийся в XIV и за-вершившийся примерно в XVII столетии, — что-то вроде моста между европей-ской культурой Средневековья и Нового времени. Хотя термин сегодня воспри-нимается как нечто само собой разумеющееся, самоназванием эпохи он не был. Историк и художник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знамени-тых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550) термином rinascita (дословно «воз-рождение») противопоставлял новое искусство, идущее от Джотто к Брунел-лески, Альберти, Леонардо, Рафаэлю, Микеланджело и прочим мастерам, «вар-варскому» готическому стилю. При этом он имел в виду художественный про-рыв, а отнюдь не возвращение к античным истокам. Зато Франческо Петрарка, которого традиционно считают первым ренессансным литератором, призывал прежде всего воскресить античный канон, а главное — классическую латынь, очистить язык от наслоений варварских Средних веков. Несложно увидеть, что два этих автора под «ренессансом» имели в виду принципиально разные вещи.

В середине XIX века, после выхода книги Жюля Мишле «История Франции в XVI веке: Ренессанс», историки начали называть на французский манер весь период с XIV по XVI век. Термин прижился: уже через пять лет вышел хресто-матийный труд Якоба Буркхардта «Die Kultur der Renaissance in Italien» («Куль-тура Италии в эпоху Возрождения»). Постепенно слово «ренессанс», или «воз-рождение», стали при-менять более широко, имея в виду любой интерес к воз-обновлению утрачен-ного знания. Например, расцвет литературы, теологии, юриспруденции и про-чих знаний при Карле Великом и его потомках (VIII-IX века) нередко описыва-ется как Каролингское возрождение, а Возрождением XII века называют взлет науки, философии и поэзии в Европе, связанный с переводом на латынь множества прежде неиз-вестных текстов — не только с греческого, но и с арабского языка.

Франческо Петрарка. Гравюра Франческо Аллегрини. 1761 год Rijksmuseum, Amsterdam

Некоторые современные историки считают, что эпоху от Петрарки до XVII века честнее называть ранним Новым временем (early modern period). Во-первых, такой термин вбирает в себя реалии, затронувшие все слои населения (низшие сословия вряд ли читали греческих авторов или изучали древние архитектур-ные ордеры). Во-вторых, представление о Средневековье как о временном про-вале в тьму, после которого вновь воссиял свет классической культуры, давно устарело. Впрочем, термин «раннее Новое время» не вытеснил «Ренессанс». Подтверждением тому служит, к примеру, Ренессансное общество Америки — ассоциация, в которую входит около четырех тысяч специалистов по культуре, истории, науке Ренессанса, проводящая ежегодные конференции с сотнями участников. Можно смело заключить, что релевантны оба термина: один боль-ше относится к социальной и экономической истории, второй — к истории культуры.

2. Когда был Ренессанс

Точно обозначить границы эпохи невозможно; дебаты по этому поводу ведутся десятилетиями и вряд ли когда-нибудь завершатся. За символическую началь-ную точку чаще всего принимают 1341 год, когда Франческо Петрарка был ко-ронован лавровым венком на Капитолии. В античные времена венок по-лагался победителю поэтических состязаний, но в XIV веке Петрарка оказался вне кон-куренции: он был по праву признан бесспорным триумфатором, на-следником античной словесности, призванным возродить чистую латынь. 1341 год — дата более чем условная, однако в науке существует консенсус, что Ренессанс начался в Италии XIV века, а его первым и главным центром была Флоренция. Когда наступил конец — вопрос еще более спорный. Финальным аккордом Ренессанса можно считать и открытие Америки (1492), и начало Ре-формации (1517), и казнь философа Джордано Бруно (1600), и конец Тридцати-летней войны (1648). Последней даты, в частности, придерживается автор «Ци-вилиза-ции Возрождения» Жан Делюмо, и с ним, пожалуй, можно согласиться: подпи-сание Вестфальского мира обозначило собой принципиально новый этап в ис-тории европейских государств. Международные отношения утратили стро-гую иерархичность: короли, курфюрсты, князья и ландграфы Европы переста-ли считать императоров Священной Римской империи богом данными сюзере-на-ми. Возникла и утвердилась идея суверенных государств и невмешательства в их внутренние дела, появилось представление о веротерпимости. Новые нормы означали наступление новой эпохи.

3. Ренессанс и Средневековье

Согласно распространенным представлениям, Ренессанс отбросил средневеко-вые суеверия в пользу науки и обратился вместо Бога к человеку. Принято счи-тать, что первым делом Возрождение отказалось от схоластики, то есть систе-мы строгих философских доказательств существования Бога, на которой стро-илась работа первых университетов (schola ). Теперь это слово считается чуть ли не ругательством, но изначально схоластика была одним из величайших дости-жений европейской интеллектуальной культуры. Именно она научила европей-ского человека логически мыслить; немалую роль в этом процессе сыграли со-чинения Аристотеля, которые в XII веке вернулись в научный оборот в перево-дах с арабского.

Если схоластика опиралась на Аристотеля, то ренессансная философская систе-ма во главу угла возводила другого античного автора — Платона. Его сочине-ния впервые перевел на латынь флорентиец Марсилио Фичино. Это была боль-шая европейская сенсация: в конце XV века греческого почти никто не знал, тексты считались утерянными и восстанавливались по отрывочным цитатам.

В действительности Ренессанс никогда не порывал с традицией , Ансельма Кентерберийского и других великих теологов-схоластов. Но-вые, оригинальные и интересные, комментарии на переводы Аристотеля продолжали писаться и издаваться до XVII века. Кроме того, Средние века ни-когда не пренебрегали человеком и его местом в структуре мироздания, а ре-нессансные авторы не отказывались от Бога. Наоборот, именно богословие они считали главным делом своей жизни. Тот же Марсилио Фичино стремился подчинить идеи Платона христианской доктрине. Его младший современник Джованни Пико делла Мирандола в своих богословских трактатах и философ-ских сочинениях стремился доказать общность всех учений мира и свести их в единую христианскую систему.

4. Ренессансный гуманизм


Беноццо Гоццоли. Прибытие волхвов в Вифлеем. Роспись в капелле палаццо Медичи — Риккарди. Флоренция, 1459-1460 годы В образе волхвов и участников процессии изображены члены семьи Медичи и их современники. Getty Images

Чуть ли не единственным направлением ренессансной мысли считается гума-низм, который даже не был полноценной философской системой. Ученые-гуманисты Колуччо Салютати, Леонардо Бруни, Никколо Никколи только предложили новую образовательную программу — studia humanitatis, то есть, по словам Бру-ни, «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и совершенст-вуют и украшают человека» Цит. по: Л. М. Баткин. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995. . Программа концентрировалась вокруг изучения древних языков — латыни, древнегреческого, а чуть позже и древнееврейского.

Формального центра у гуманистов также не было: платоновская академия в Каре-джи, скорее всего, позднейший миф. Козимо Медичи действительно подарил Марсилио Фичино виллу в холмах Кареджи, но жаждущие знаний юноши не стекались туда на регулярные занятия. Академия была не учебным заведением, а скорее виртуальным понятием — вольным объединением едино-мышленников и собеседников, почитателей и комментаторов Платона. В ранг фактически государственной институции ее возвели уже в XVI веке. Зато ди-настия Медичи успела сполна воспользоваться тем, что Платон впервые был переве-ден в их городе — Флоренция стала считаться культурной столицей Ренессанса.

5. Наука и магия в эпоху Ренессанса

Обычно в суевериях обвиняют Средневековье, тогда как Ренессанс считается временем победы разума над предрассудками. Однако магия играла важней-шую роль и в ренессансной картине мира, и в трудах отцов так называемой «научной революции». Изобретатель карданного вала Джироламо Кардано и физик Галилео Галилей составляли гороскопы; астроном и математик Иоганн Кеплер пытался одновременно реформировать астрологию; астроном Тихо Браге, помимо астрологии, увлекался алхимией, так же как и Исаак Ньютон. Разве что Николай Коперник магией не интересовался — зато астрологией профессио-нально занимался его единственный ученик Иоганн Ретик.

6. Революция в искусстве

Искусство Ренессанса произвело настоящую революцию, но начали ее не хре-стоматийные Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Одним из важнейших художественных нововведений эпохи стала масляная живопись. Со времен Вазари принято было считать, что изобрел ее нидерландский мастер Ян ван Эйк (1390-1441). На самом деле в Афганистане разведенные в расти-тельном масле пигменты использовались в VI веке (археологи обнаружили это уже в наши дни, когда стали исследовать пещеры, открывшиеся за спинами взорванных талибами бамианских Будд), а до Северной Европы масляная живо-пись дошла к XII веку (она упоминается в трактате пресвитера Теофила «О раз-личных искусствах»). Однако именно ван Эйк довел эту технику до вир-туозного со-вершенства.

В Италию масляная живопись проникла как заморская мода: фер-рарец Козимо Тура изучал ее по работам фламандца Рогира ван дер Вейдена из собрания своего патрона, герцога Лионелло д’Эсте, а Антонелло да Мессина осваивал азы при неаполитанском дворе, куда Альфонсо Арагонский свез мастеров со всех концов Европы, в том числе и из Нидерландов. Вместе с маслом оттуда в Ита-лию пришли многие композиционные новинки, которыми мы теперь лю-буемся на полотнах Беллини, Карпаччо и других известных мастеров, — опти-ческие и световые эффекты, скрытый символизм, обыгрывание интерьеров, утверждение светского портрета как самостоятельного жанра.

Мазаччо. Троица. Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, около 1427 года Wikimedia Commons

Законы перспек-тивы первым применил Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, вошедший в историю под прозвищем Мазаччо. Самый известный при-мер — «Троица» из флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (1425-1427), но эксперимен-тировать Мазаччо начал уже в первой своей работе — «Триптих Сан-Джовена-ле». Считается, что науку перспективы Мазаччо осваивал под руководством Филиппо Брунеллески — человека, впервые с античных времен замахнувшегося на сооружение купола (техника эта была полностью утеряна). Флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре, завершенный Брунеллески, стал одним из главных строений эпохи.

7. Что изобрели в эпоху Ренессанса

Страница Библии, напечатанной Гутенбергом. 1454-1456 годы Wurttemberg State Library

Помимо печатного станка (Иоганн Гутенберг, 1440-е), телескопа (Галилео Га-лилей, 1609), микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель — конец XVI ве-ка) и устойчивого к качке магнитного компаса, Ренессанс дал миру еще одно важнейшее устройство, определившее судьбы человечества, — унитаз со смыв-ным бачком. Изобретателем механизма был придворный поэт Елиза-веты I, переводчик Ариосто сэр Джон Харингтон: свое творение он окрестил «Аяксом», а из руководства по сборке умудрился сделать политическую сатиру. Один из первых экземпляров (1596) был презентован королеве, но та не оценила ни подарок, ни оригинальную форму его описания — автор на несколько лет был изгнан со двора.

8. Что открыли в эпоху Ренессанса


Америго Веспуччи открывает Америку. Гравюра Теодора Галле по оригиналу Страдануса. XVI век Rijksmuseum, Amsterdam

Прежде всего, конечно, Америку. Старый Свет внезапно осознал, что он ста-рый, а за морями есть еще новый, который предстоит разведать, покорить, поделить и как следует исследовать. Помимо золота, в порты Португалии, Италии, Испании и Англии хлынули экзотические сокровища: одушевленные трюфели (известные нам как картошка), декоративные плоды любви (так поэт сэр Уолтер Рэли презентовал королеве Елизавете помидоры), а заодно по-пугаи, подсолнух, индейки, какао, кукуруза и морские свинки. А без карто-феля, к примеру, радикальный прирост населения Европы в XVII-XVIII веках вряд ли стал бы возможен. Но Великие географические открытия на этом не закончились: пор-тугальцы высадились в Китае (1513), голландцы — в Австралии (1606), Тасма-нии и Новой Зеландии (1642); они же исследовали Арктику (Виллем Баренц, 1594-1597) и вывели принципы современной карто-графии (Герард Меркатор в 1540-е научил весь мир применять равноугольную цилиндрическую проек-цию — так карты обрели свой привычный вид, с парал-лельными линиями долготы и широты). Тем временем еще один уроженец Нидерландов, Андреас Везалий, досконально разобрался во внутренностях человека: он установил, что у мужчин и женщин одинаковое число ребер и зубов (до Везалия врачи были уверены, что мужчинам положено 32 зуба, а женщинам — 28), и выяснил, как устроены скелет, мышцы и сосудистая система. Кстати, иллюстрации к анато-мическим атласам Везалия рисовал ученик Тициана — Ян Юст ван Калкар.

  • Hankins J. Plato in the Renaissance.

    Leiden, NY, 1990.

  • Kristeller P. O. Renaissance Thought and Its Sources.
  • Westman R. The Copernican Question. Prognostication, Skepticism, and Celestial Order.

    Berkeley, Los Angeles, 2011.

  • Witt R. In the Footsteps of the Ancients: the Origins of Humanism from Lovato to Bruni.

    Итальянской культуры в период 1200-х — 1300-х годов . Иногда — этап общеевропейской культуры 1100-х — 1200-х годов. В этот период закладываются основные черты Ренессанса.

    Раннее Возрождение

    Раннее Возрождение, которое характеризуется зарождением ре-нессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисцип-лин, охватывает XIV и большую часть XV в., то есть хронологиче-ски относится ещё к Средним векам.

    Высокое Возрож-дение

    Высокое Возрождение — это период в истории искусства Италии конца XV — первой трети XVI вв., отмеченный небывалым взлетом живописи, архитектуры, литературы. Самые яркие представители — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

    Высокое Возрож-дение стало н аиболее ярким и плодотвор-ным периодом, когда ренессансная мысль и изобразительное искусство достигли наивысшего расцвета. В этот момент Возрожде-ние вышло за пределы Италии, превратившись в общеевропейский феномен. Именно тогда современники этого культурного переворо-та явственно ощутили наступление новых времён , а в обиход обра-зованных людей вошло само понятие «Возрождение».

    Позднее Возрождение

    Позднее Возрождение (последние десятилетия XVI в.) совпало по времени с началом и первыми успехами религиозной Реформации в Европе. Культура Позднего Возрождения поэтому в той же мере является и культурой эпохи Реформации, результатом сложного взаимодей-ствия двух этих исторических процессов. В этот период Европа окончательно вступила в Новое время.

    В эпоху Возрождения мировоззрением, ле-жащим в основе всего культурного развития, стал гуманизм . Для него характерно восхищение реальным че-ловеком, верой в его творческие возможности, при-знание важности земного существования. Гуманисты считали себя последователями античных мыслите-лей, Античность для них была идеалом и эталоном. Однако в культуре Возрождения элементы, сформи-рованные в Средние века, оказались не менее важны, чем элементы античной культуры . Культура Возрож-дения стала синтезом средневековой и античной культуры и была подготовлена всем многовековым процессом европейского культурного развития.

    Гуманистические идеи произвели настоящую рево-люцию в искусстве. Произведения искусства стано-вятся более реалистичны, в них прослеживается вос-хищение уже не только красотой человеческой души , но и совершенством человеческого тела. Художники и скульпторы стремятся передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, связанных в том числе и с земными радостями и заботами.

    Великое переломное значение эпохи Возрождения, определившей пути даль-нейшего развития мировой культуры, яр-че всего проявилось в изобразительном искусстве. Материал с сайта

    Литература Возрождения

    Основоположником итальянского Возрождения считается Франческо Петрарка (1804-1374), в твор-честве которого звучат мотивы земной человеческой любви. Гуманистические традиции в итальянской ли-тературе развивал младший современник Петрарки Джованни Боккаччо (1313-1375), получивший все-мирную известность благодаря сборнику новелл, на-званному «Декамерон».

    Живопись Возрождения

    Подлинными мастерами Раннего Возрождения в итальянской живописи можно назвать Джотто и Сандро Боттичелли , а в италь-янской скульптуре — Бернардо, Антонио Росселино, Донателло — создателя первой обнажённой скульптуры.

    Эпоха Возрождения, которая началась в Италии в первой четверти XV века, перевернула средневековый мир, изменив его навсегда. В переводе с французского или итальянского "ренессанс" - это «рожденный заново», что связано с возрождением в искусстве античных традиций. Эпоха Возрождения - великолепный прорыв человечества, в этом не может быть никаких сомнений. В тот период были созданы замечательные произведения живописи, скульптуры, архитектуры. Написаны (и изданы) великие книги. Творения человеческого гения, созданные знаменитыми мастерами прошлого, продолжают восхищать до сих пор и никогда не утратят своего очарования.

    Страшное Средневековье

    Считается общеизвестным тот факт, что эпоха Ренессанса пришла на смену Средним векам, которые были, как водится, темными, безусловно, суровыми, и характеризовались разнообразными религиозными зверствами - об инквизиции наслышаны все. Есть источники, которые прямо заявляют, что из-за происков коварной католической церкви Ренессанс и пришел в упадок.

    Отчасти такой взгляд на вещи имеет право на существование, но вряд ли заслуги духовенства в этом процессе столь велики. Просто человеческое общество развивается циклично, за каждой революцией следует реакция, и эпоха Ренессанса стала жертвой вполне закономерных процессов, тем более что многие ее идеи были чужды невежественному, терпящему многочисленные эпидемии обществу тех времен. Очень трудно внушить человеку его божественную сущность, когда он нищ, зависим и пребывает в постоянном страхе.

    Церковь как оплот цивилизации

    Некоторые историки прямо обвиняют Средневековье в разнообразных преступлениях против человечества даже там, где это не соответствует действительности. К примеру, некоторые источники берут на себя смелость утверждать, что в Средние века не развивалась наука. Тем не менее множество современных европейских университетов появились именно на месте бывших монастырей (Оксфорд) или стараниями духовных лиц (Сорбонна).

    Нет смысла отрицать, что практически все образование древности было церковным (и продолжало таковым оставаться еще много десятилетий). Это легко объясняется: наиболее высокий процент элементарно грамотных людей сосредоточился в духовенстве, а раз так - то кому же и обучать «неразумных своих собратьев», как не монахам и прочим духовным лицам?

    Развитие цивилизации непрерывно. Пусть иногда человечеству приходилось делать шаг назад, но культура Ренессанса никогда не состоялась бы в том виде, в котором мы ее знаем, если бы не прошла свой тернистый путь во мраке Средневековья. Так, великие литературные произведения не появились бы на свет, если бы им не предшествовала многовековая работа многочисленных самородков (творчество которых мы называем фольклором лишь потому, что имена их остались неизвестными). Если бы не существовала средневековая рыцарская поэтика, вряд ли состоялись бы и «Божественная комедия» Данте Алигьери, и сонеты Петрарки.

    Семена должны упасть на благодатную почву

    Противопоставлять предыдущую эпоху последующей - не слишком корректно. Вольтер утверждал, что история - это миф, с которым все согласились. Нельзя не признать правдивости этого остроумного высказывания. История Ренессанса, явления сложного и разнопланового, не может трактоваться однозначно. Существует огромное количество версий, объясняющих это грандиозное событие в летописи человечества, многие из которых имеют право на существование.

    Вынесенная из школы уверенность в том, что художники Ренессанса внезапно открыли для себя и дружно принялись ей подражать, должна быть признана схематичной. Ведь образцы творчества греко-римского искусства никуда не девалась, значимые труды древних авторов переводились в начиная с VIII века, однако никакого Возрождения не приключалось еще восемь веков.

    Разумеется, падение Второго Рима (Константинополя) в когда напуганные мусульманской ордой деятели культуры (и не только) бросились на Запад, увозя с собой библиотеки, иконы и (главное) свои знания и опыт, сыграло огромную роль. В конце концов, влияние Византии на искусство Ренессанса несомненно. Пусть Римская церковь отвергла иконопись, но она произросла на другой ниве. Икона Божьей Матери и знаменитая «Сикстинская мадонна» Микеланджело при всех различиях - как в технике, так и в наполнении - являют собой изображение одной и той же женщины с одним и тем же младенцем.

    Стечение благоприятных обстоятельств

    Возрождение стало возможным благодаря стечению многих факторов и причин, одна из которых и вправду заключается в том, что Ренессанс - это своеобразный ответ католической церкви, влияние которой в те времена было колоссальным, богатства - неисчислимыми, а стремление к власти - ненасытным. Такое положение дел рождало в обществе мощный протест: редко кому нравятся суровые догмы и предписываемый во всех сферах жизни аскетизм. Человек должен был постоянно чувствовать на собой вышнюю (причем враждебную) силу, которая в каждый момент могла обрушиться на него, карая за грехи. Требования святой церкви противоречили самой человеческой природе.

    Вторым фактором, безусловно, является стремительное становление государства. Светская власть, приобретая стройную иерархию и значительные средства, чтобы руководить своими подданными, вовсе не горела желанием уступать пальму первенства власти духовной. Примеры жестоких схваток между церковью и могущественными монархами - вовсе не редкость в истории. Одной из них эпоха Возрождения обязана своей гибелью.

    Третьей причиной, вероятно, является тот факт, что Ренессанс - это время, когда культурная жизнь с радостью покидала монастыри, где была заперта много лет, и сосредотачивалась в быстро растущих и богатеющих городах. Суровые догмы, предписывавшие художникам писать только так и никак иначе, ограничения в тематике и т. д. не могли вызвать восторга в людях действительно талантливых. Они стремились к свободе, они ее получили.

    Четвертым, немаловажным условием зарождения эпохи Возрождения, были деньги, как бы цинично это ни звучало. Неслучайно же именно богатейшей в те времена Италии благодарные потомки обязаны тем, что появился этот замечательный стиль. Ренессанс родился отнюдь не в нищете. Догма о том, что художник должен быть голодным, несостоятельна. Вся эпоха Ренессанса - тому доказательство. Творец тоже должен есть - а значит, он нуждается в заказах, в средствах и пространстве для применения своего таланта.

    Благословенная Флоренция

    Все это нашлось во Флоренции, и не в последнюю очередь благодаря правителю города - Лоренцо Великолепному. Двор вельможи был блистателен. Самые талантливые живописцы, скульпторы и архитекторы обрели в Лоренцо надежного покровителя. В городе строились многочисленные дворцы, храмы, часовни и другие архитектурные произведения. Живописцы получали многочисленные заказы.

    Как правило, принято разделять три периода эпохи Возрождения, но некоторые исследователи включают еще один - так называемый Проторенессанс, все еще тесно связанный со Средневековьем, но уже обретающий новые, пронизанные светом черты. Одним из самых заметных событий того времени является строительство Флорентийского собора (XIII век) - великолепного сооружения с чудесным внутренним убранством.

    Раннее Возрождение

    После «предварительной подготовки» на сцену выступил Ранний Ренессанс: годы начала и конца этого периода историки называют довольно единодушно - с 1420 по 1500. Восемьдесят лет понадобилось, чтобы освободиться от строгих канонов, диктуемых церковью, и обратиться к наследию славных предков. В этот период подражание античным образцам становится массовым. Изображения обнаженного человеческого тела с любовным отражением мельчайших мускулов и жилок характеризуют новый, неведомый для католической Европы стиль. Ренессанс становился настоящим гимном земной красоте, которая воспевалась порой в таких откровенных формах, которые ужаснули бы зрителей каких-нибудь сто пятьдесят лет назад.

    Нельзя сказать, что подобные веяния нашли понимание у всех современников: находились пламенные борцы с Возрождением, которые благодаря своей деятельности достигли на ниве мракобесия сомнительной вечной славы. Ярчайшим примером может служить глава флорентийского доминиканского монастыря - Савонарола. Он был неиссякаемым критиком гуманистического «непотребства» и не гнушался сжигать произведения, так его возмущавшие. Среди безвозвратных потерь - несколько полотен известных мастеров эпохи, в том числе Сандро Ботичелли. Его кисти принадлежат такие Ренессанса, как «Рождение Венеры», «Весна», «Христос в терновом венце». Надо сказать, что практически все сохранившиеся полотна автора посвящены библейской тематике, и современному человеку трудно понять, что в них могло возмущать сурового доминиканца.

    Впрочем, процесс был запущен, и не в человеческих силах было его остановить. Савонарола умер в 1498 году, а Возрождение продолжило шагать по стране, завоевывая новые города - Рим, Венецию, Милан, Неаполь.

    Среди наиболее заметных и характерных представителей Раннего Возрождения называют скульптора Донателло, художников Джотто и Мазаччо. В данный период в живописи были впервые применены законы перспективы, открытые в XV веке. Это и позволило впоследствии создавать объемные, трехмерные картины Ренессанса - ранее такое было художникам недоступно.

    В архитектуре вектор дальнейшего развития задал Филиппо Брунеллески, создав великолепный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

    Высокое Возрождение

    Пиком развития эпохи стал третий период Ренессанса - Высокое Возрождение. Длилось оно всего 27 лет (1500-1527) и связывается в первую очередь с творчеством великих мастеров, имена которых знает каждый из нас: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

    В это время культурная столица Европы переносится из Флоренции в Рим. Новый папа Юлий II (вступил на престол в 1503 году) был человеком незаурядным, большим поклонником искусства и обладателем довольно широких взглядов. Если бы не духовного лица, люди не увидели бы многих произведений искусства, которые по праву считаются жемчужинами мирового культурного наследия.

    Самые лучшие мастера, отмеченные печатью гениальности, получают многочисленные заказы. Город кипит от строительства. Архитекторы, скульпторы и живописцы работают плечом к плечу (а иногда и «совмещая должности»), творя свои бессмертные произведения. В это время проектируется и начинается строительство Собора Святого Петра - самого знаменитого и грандиозного храма католической веры.

    Роспись Сикстинской капеллы, выполненная Микеланджело собственноручно, воплощает в себе весь смысл, совершенство и красоту, которые подарили нам художники Ренессанса, избравшие центром своей Вселенной Человека (именно так, с большой буквы): богоподобное существо, творца, возможности которого практически безграничны.

    Всему приходит конец

    В 1523 году папой Римским стал Климент VII и тотчас ввязался в войну с императором Карлом V, создав так называемую Коньякскую лигу, в которую вошли Флоренция, Милан, Венеция, а также Франция. Понтифику не хотелось делиться могуществом с Габсбургами, а поплатиться за это пришлось Вечному городу. В 1527 году армия Карла V, долгое время не получавшая жалования (император поиздержался в ходе военных действий), вначале осадила, а потом ворвалась в Рим и разграбила его дворцы и храмы. Великий город обезлюдел, а Высокому Возрождению пришел конец.

    Британская энциклопедия утверждает, что как целостная историческая эпоха Ренессанс, век (1420-1527) правивший в благословенной Италии, закончился. Те, кто не согласен с составителями самого известного в мире справочника, называют период, который начался после 1530 года, Поздним Возрождением и до сих пор не могут прийти к единому мнению, когда же оно закончилось. Есть доводы и в пользу 1590-х, и 1620-х, и даже 1630-х годов, но вряд ли отдельные остаточные явления могут быть признаками целой эпохи.

    Эпоха Вырождения

    В это время культурные явления очень разнообразны, появляются течения, которые считаются проявлениями кризиса и вырождения в искусстве (например флорентийский маньеризм). Для него характерны некая вычурность, чрезмерность деталей, сосредоточение на «идее художника», доступной лишь узкому кругу знатоков. Скульптура, архитектура и живопись Ренессанса, пребывавшие в неустанном поиске гармонии, уступили место неестественным позам, бесконечным завитушкам и чудовищным краскам, свойственным новому веянию в мире искусства.

    Впрочем, пока говорить об окончательной гибели Возрождения рано. В некоторых городах Италии продолжают жить художники эпохи Ренессанса, которые остаются верны великим традициям. Так, великий Тициан, которого можно считать ярчайшим представителем Возрождения, работал в Венеции до 1576 года.

    Тем временем Италию и Европу постигли тяжелые времена. Вслед за немыслимыми в Средние века свободами, которые несла с собой эпоха Ренессанса, наступила тяжелая реакция. Реформированная святая инквизиция вновь взяла бразды правления в свои руки. На площадях запылали костры - огонь пожирал и еретиков, и их произведения.

    Уничтожены были практически все книги, внесенные новым папой Павлом IV в римский «Индекс запрещенных книг» (чуть ранее соответствующие списки были изданы в Нидерландах, Париже и Венеции). Труды инквизиторов были тяжкими, ведь именно в эпоху Возрождения появилось книгопечатание - в конце XV века Гуттенбергу удалось создать первую печатную Библию. Еретические воззвания гуманистов Ренессанса разлетались, разумеется, не миллионными тиражами, но святым отцам было чем заняться.

    Историки говорят о том, что религиозные преследования в Италии были самыми нещадными в Европе - жестокая расплата за век свободы и красоты.

    Северное Возрождение - одно из явлений Ренессанса

    Чаще всего, когда говорят о Возрождении, имеют в виду именно итальянский Ренессанс - это явление родилось и достигло наибольшего расцвета именно здесь. Сегодня в Италии целые города могут считаться памятниками архитектуры, живописи и скульптуры эпохи.

    Однако, разумеется, одними Апеннинами эпоха Возрождения не ограничилась. Так называемый Северный Ренессанс зародился в Европе ближе к середине XVI века и подарил миру множество прекрасных произведений. Характерной особенностью этого стиля было большее влияние средневекового готического искусства. Тут античному наследию уделялось не столь пристальное внимание, как в Италии, а к тонкостям анатомии проявляли большее равнодушие. К творцам эпохи Северного Возрождения относятся Дюрер, Ван Эйк, Кранах. В литературе это событие ознаменовалось творчеством Шекспира и Сервантеса.

    Влияние эпохи Возрождения на культуру невозможно переоценить: оно огромно. Переосмыслив и обогатив античную культуру, Ренессанс создал свою - и подарил человечеству огромное количество бессмертных произведений искусства, которые, безусловно, улучшили мир, в котором мы живем.

    Эпохальному периоду в истории мировой культуры, который предшествовал Новому времени и сменил дали название Ренессанс, или Возрождение. История эпохи берет свое начало на заре в Италии. Несколько столетий можно охарактеризовать как время становления новой, людской и земной картины мира, имеющей по своей сути светский характер. Прогрессивные идеи нашли свое воплощение в гуманизме.

    Годы эпохи Возрождения и понятие

    Поставить конкретные временные рамки для данного феномена в истории мировой культуры достаточно сложно. Объясняется это тем, что в эпоху Возрождения все страны Европы вступили в разные сроки. Одни раньше, другие позже, в связи с отставанием в социально-экономическом развитии. Примерными датами можно назвать начало 14 и конец 16 века. Годы эпохи Возрождения характеризуются проявлением светского характера культуры, ее гуманизацией, расцветом интереса к античности. С последним, кстати говоря, и связано название этого периода. Происходит возрождение ее внедрение в европейский мир.

    Общая характеристика эпохи Возрождения

    Данный виток в развитии культуры человечества произошел в результате изменения европейского общества и отношений в нем. Важную роль играет падение Византии, когда ее граждане массово бежали в Европу, принося с собой библиотеки, различные античные источники, неизвестные ранее. Увеличение количества городов привело к усилению влияния простых сословий ремесленников, купцов, банкиров. Активно стали появляться различные центры искусства и науки, деятельность которых церковь уже не контролировала.

    Первые годы эпохи Возрождения принято отсчитывать с ее наступлением в Италии, именно в этой стране началось данное движение. Начальные его признаки стали заметны в 13-14 веках, но твердые позиции оно заняло в 15 веке (20-е года), достигнув максимального расцвета к его окончанию. В эпохе Ренессанса (или Возрождения) выделяют четыре периода. Остановимся на них более подробно.

    Проторенессанс

    Данный период датируется приблизительно второй половиной 13-14 века. Стоит заметить, что все даты касаются Италии. По сути, данный период представляет собой подготовительный этап Возрождения. Его условно принято делить на два этапа: до и после смерти (1137 год) Джотто ди Бондоне (скульптура на фото), ключевой фигуры истории западного искусства, архитектора и художника.

    Последние годы эпохи Возрождения данного периода связаны с эпидемией чумы, которая обрушилась на Италию и всю Европу в целом. Проторенессанс тесно связан со средневековьем, готическими, романскими, византийскими традициями. Центральной фигурой принято считать Джотто, который наметил основные тенденции живописи, указал путь, по которому в дальнейшем пошло ее развитие.

    Период раннего Возрождения

    По времени он занял восемьдесят лет. Ранний годы которого характеризуются весьма двояко, пришелся на 1420-1500 гг. Искусство еще не отреклось окончательно от средневековых традиций, но активно добавляет элементы, позаимствованные у классической древности. Словно по нарастающей, год за годом под влиянием меняющихся условий социальной среды, происходит полный отказ художниками от старого и переход к античному искусству в качестве основной концепции.

    Период высокого Возрождения

    Это вершина, пик Ренессанса. На данном этапе эпоха Возрождения (года 1500-1527) достигла своего апогея, и центр влияния всего итальянского искусства переместился в Рим из Флоренции. Произошло это в связи со вступлением на папский престол Юлия II, который имел весьма прогрессивные, смелые взгляды, был человеком предприимчивым и честолюбивым. Он привлек в вечный город самых лучших художников и скульпторов со всей Италии. Именно в это время настоящие титаны эпохи Возрождения создают свои шедевры, которыми весь мир восхищается и поныне.

    Позднее Возрождение

    Охватывает временной отрезок с 1530 по 1590-1620 годы. Развитие культуры и искусства в данный период настолько неоднородно и разнообразно, что даже историки не сводят его к одному знаменателю. По мнению британских ученых эпоха Возрождения окончательно угасла в тот момент, когда произошло падение Рима, а именно в 1527 году. погрузилась в Контрреформацию, которая поставила «крест» на всяком свободомыслии, в том числе и воскрешении античных традиций.

    Кризис идей и противоречия в мировоззрении в итоге во Флоренции вылились в маньеризм. Стиль, который характеризуют дисгармонией и надуманностью, потерей равновесия между духовной и телесной составляющей, свойственного эпохе ренессанса. К примеру, у Венеции была своя собственная дорога развития, там до конца 1570-х годов работали такие мастера, как Тициан и Палладио. Их творчество осталось в стороне от кризисных явлений, характерных для искусства Рима и Флоренции. На фото полотно Тициана «Изабелла Португальская».

    Великие мастера эпохи Ренессанса

    Три великих итальянца - это титаны эпохи Возрождения, ее достойный венец:


    Все их произведения - это лучшие, отборные жемчужины мирового искусства, которые собрала эпоха Возрождения. Года идут, сменяются столетия, но творения великих мастеров - вне времени.

  • Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png