Рассказ "Чистый понедельник" удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства-любви. Но ведь любовь - это не только радость, это огромное мучение, на фоне которого кажутся незаметными многие проблемы и неприятности. В рассказе было описано, как именно встретились мужчина и женщина. Но начинается повествование с того момента, на который их отношения уже продолжались достаточно давно. Бунин обращает внимание на мельчайшие подробности, на то, как "темнел московский серый зимний день", или на то, куда ездили обедать влюбленные - "в "Прагу", в "Эрмитаж", в "Метрополь".

Трагедия расставания предчувствуется уже в самом начале рассказа Главный герой не знает, к чему приведут их отношения.

Об этом он предпочитает просто не задумываться: "Чем это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно - так же, как и говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем". Почему героиня отвергает разговоры о будущем?

Она не заинтересована в продолжении отношений любимым человеком? Или же она уже имеет какое-то представление относительно своего будущего? удя по тому, как описывает Бунин главную героиню, она предстает совершенно особой женщиной, не похожей на многих вокруг. Она учится на курсах, не сознавая, впрочем, зачем ей нужна учеба. На вопрос, зачем она учится, девушка отвечала: "А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?".

Девушка любит окружать себя красивыми вещами, она образованна, утонченна, умна. Но вместе с тем она кажется какой-то удивительно отстраненной от всего, что....

Направление «Любовь»

«Любовь» 1.Любовь – огромная страна 2. Родители и дети 3. Любовь – высшее начало 4. Муж и жена 5. Любовь к работе (делу, увлечению) 6. Любовь к животным 7. Сила любви А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка», «Медный всадник» А.И. Куприн "Гранатовый браслет",Олеся" И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар" И.С. Тургенев "Отцы и дети" А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" М. Горький "Старуха Изергиль" С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") Л.Н. Толстой "Война и мир" М.А. Шолохов "Тихий Дон" Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" А.Н. Островский "Гроза" Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" В. Шекспир "Ромео и Джульетта" Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" В. Гюго "Собор Парижской богоматери", Человек,который смеется" Колин Маккалоу "Поющие в терновнике" «Повесть о Петре и Февронии Муромских», Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо» О. Генри «Дары волхвов» Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё ж она у тебя остаётся (Л.Н.Толстой). Любить – это значит видеть человека таким, каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский). На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса (Ж. Лабрюйер) Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев).

Образцы сочинений по направлению «Любовь»



№ п/п Абзацы сочинения количество слов Примечания
Вступление к сочинению .
Любовь – высокое, чистое и прекрасное чувство, облагораживающее и возвышающее человека. Ни посчитать, ни вычислить любовь нельзя. Любовь - вечная тема мировой художественной литературы. Сегодня мы можем обратиться ко многим произведениям, чтобы осмыслить, что же такое любовь. Можно больше слов - от 60 до 80.
Первый литературный аргумент (анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»).
Хочется вспомнить замечательное произведение Куприна «Гранатовый браслет». В основу рассказа положен сюжет, произошедший с матерью Куприна, которая была в такой же ситуации, в какой оказалась героиня «Гранатового браслета». Вера Николаевна Шеина на день рождения получает подарки от близких. В этот же день её тайный лет вздыхатель Желтков присылает ей письмо и гранатовый браслет. Это молодой человек, тридцати - тридцати пяти, мелкий чиновник. Его чувство к Вере Николаевне длится восемь лет. Автор показывает безответную любовь. Герой собирает вещи, которые принадлежали его возлюбленной, они ему очень дороги. Любовь Желткова порывистая, страстная, очень сильная. Он никак не может с собой ничего поделать, никак не может выкинуть из головы Веру Николаевну. Единственный выход из ситуации - только смерть. После смерти Желткова душа Веры Николаевны пробудилась, она ощутила, что это тот самый человек, который был ей нужен. Символизирует любовь героя соната Бетховена. Любовь так же, как и музыка, непредсказуема и увлекательна Какова же концепция любви у Куприна? Какую любовь он показывает в «Гранатовом браслете»? Автора интересует такая любовь, ради,которой можно совершить подвиг, даже отдать жизнь за неё. Муж Веры Николаевны, увидев своего соперника, говорит: «разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь?» Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали Желткова уязвимым, беззащитным. А.И. Куприн благоговейно и целомудренно прикасается к теме любви. Сам автор п лакал над рукописью своего рассказа.
Таинственная и загадочная любовь в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». Второй литературный аргумент (анализ рассказа).
И. А. Бунин написал много произведений о любви. Среди них - рассказ «Чистый понедельник» из сборника «Тёмные аллеи», в котором тридцать восемь произведений. А. П. Чехов писал: «Какое это огромное счастье - любить и быть любимым». Любовь подарила герою Бунина мгновения ликующей радости, дала возможность понять, что значит быть счастливым. Он навсегда запомнил, как «закрывал глаза от счастья, целовал мокрый мех её воротника и в какой восторженности летел к Красным воротам. И завтра, и послезавтра будет...всё та же мука и всё то же счастье...» Герой и героиня молоды, здоровы, богаты. Настолько хороши собой, что все в ресторане и на концертах их провожают взглядами. Главное психологическое состояние героя - ослепительная влюблённость. Но он не пытается и не хочет понять возлюбленную, не хочет увидеть, какая внутренняя борьба происходит в женской душе». Он старался не думать и не додумывать». Герой не понимает характер и натуру любимой. Она не верит в возможность счастья и брака. В чистый понедельник героиня принимает решение, очень важное для себя - отойти от мирской жизни и стать монахиней. Какова концепция любви у Бунина в этом рассказе? В любви должно быть полное взаимопонимание, влюблённые должны тонко чувствовать друг друга и полностью доверять друг другу.
Заключение по теме сочинения
А.П. Чехов правильно заметил: «Всякая любовь - великое счастье». И правильно утверждал А. С. Пушкин: «Любви все возрасты покорны». Поэтому очень хочется верить в то, среди наших современников - старых и малых и молодых будет больше влюблённых и счастливых людей»

Сочинение

Тема любви в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник»

Тема любви - вечная тема. К ней обращались по­эты и писатели разных времен, и каждый пытался по-своему истолковать это многогранное чувство.

Свое видение темы дает в цикле рассказов «Темные аллеи» И. А Бунин. В сборник входит тридцать восемь рассказов, все они о любви, но ни один из них не создает ощущения повтора, а после прочтения всех произведений цикла не возникает чувства исчерпан­ности темы.

В центре рассказа «Чистый понедельник» - исто­рия любви загадочной и таинственной. Его герои - молодая пара влюбленных. Оба они «богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах» окружающие провожали их взгляда­ми. А вот внутренний мир героев не отличается такой схожестью.

Он - ослеплен своей любовью. Каждую субботу во­зит своей избраннице цветы, то и дело балует ее короб­ками шоколада, старается обрадовать новыми приве­зенными книгами, каждый вечер приглашает ее то в ресторан, то в театр, то на какую-нибудь вечеринку. Всецело поглощенный чувством обожания, он не мо­жет и не очень-то пытается понять, какой многослож­ный внутренний мир кроется за красивой внешно­стью той, которую он полюбил. Неоднократно он заду­мывается о необычности, странности их отношений, но ни разу не ставит точки в этих размышлениях. «Странная любовь!» - замечает он. В другой раз гово­рит: «Да, все-таки это не любовь, не любовь...». Он удивляется тому, почему она «раз и навсегда отвела разговоры об их будущем», удивляется тому, как она воспринимает его подарки, как ведет себя в минуты сближения. Все в ней для него - загадка.

Образ героя лишен той психологической глубины, которой наделена героиня. В ее поступках нет ника­кой логической мотивированности. Ежедневно посе­щая те заведения, куда ее приглашает молодой влюб­ленный, она однажды замечает, что хочет в Новодеви­чий монастырь, потому что «все кабаки да кабаки». Герою невдомек, откуда такие мысли, к чему они, что вдруг стало с его избранницей. А чуть позже она заявляет, что удивляться тут нечему, что он просто ее не знает. Оказывается, она часто посещает кремлевские соборы, а случается это, когда возлюбленный «не тас­кает » ее по ресторанам. Там, а не в увеселительных за­ведениях обретает она ощущение гармонии и душев­ного равновесия. Она любит «русское летописное, русские сказания» и рассказы ее об этом исполнены глубины. Она говорит, что не годится в жены. Раз­мышляя о счастье, цитирует Платона Каратаева. Но герой так и не может понять, что творится в ее душе, он «несказанно счастлив каждым часом, проведен­ным возле нее» и все.

Как и в остальных рассказах цикла «Темные аллеи», Бунин не показывает в «Чистом понедельнике» любви, перерастающей в состояние прочного земного счастья. Любовь здесь так же не заканчивается счастливым бра­ком, и образа женщины-матери мы здесь не находим. Героиня, вступив с любимым в физически близкие от­ношения, молча уходит, моля его ни о чем не спраши­вать, а потом письмом извещает его о своем уходе в мо­настырь. Она долго металась между сиюминутным и вечным и, в ночь на Чистый понедельник, отдавшись ге­рою, сделала свой окончательный выбор. В Чистый по­недельник, первый день поста, человек начинает очи­щаться от всего дурного. Этот праздник стал перелом­ным моментом и во взаимоотношениях героев.

Любовь в «Чистом понедельнике» - это счастье и мука, великая тайна, непостижимая загадка. Этот рассказ - одна из жемчужин бунинского творчества, покоряющая читателя редкостным очарованием и глубиной.

«Чистый понедельник» И.А. Бунин считал лучшим своим произведением. Во многом из-за его смысловой глубины и неоднозначности интерпретации. Рассказ занимает важное место в цикле «Тёмные аллеи». Временем его написания считается май 1944 года. В этот период своей жизни Бунин находился во Франции вдали от родины, где шла Великая Отечественная война.

В таком свете маловероятно, что 73-летний писатель посвятил своё произведение только теме любви. Правильнее сказать, что через описание отношений между двумя людьми, их взглядов и мировоззрений перед читателем открывается правда современной жизни, её трагическая подоплёка и насущность многих нравственных проблем.

В центре рассказа история отношений вполне состоятельных мужчины и женщины, между которыми появляются чувства друг к другу. Они интересно и приятно проводят время, посещая рестораны, театры, трактиры и мн. др. Рассказчика и главного героя в одном лице тянет к ней, но возможность брака сразу исключается – девушка однозначно считает, что не годится для семейной жизни.

Однажды накануне Чистого понедельника в Прощёное воскресенье, она просит заехать за ней немного раньше. После чего они отправляются в Новодевичий монастырь, посещают местное кладбище, гуляют среди могил и вспоминают похороны архиепископа. Героиня понимает, как сильно её любит рассказчик, а сам мужчина подмечает большую религиозность своей спутницы. Женщина рассуждает про жизнь в монастыре и сама грозится отправиться в самый глухой из них. Правда, рассказчик не придаёт её словам особой важности.

На следующий день уже вечером по просьбе девушки они отправляются на театральный капустник. Достаточно странный выбор места – особенно учитывая то, что героиня не любит и не признаёт подобных сборищ. Там она пьёт шампанское, танцует и весело проводит время. После чего уже ночью рассказчик привозит её домой. Героиня просит подняться мужчину к ней. Они сближаются окончательно.

Наутро девушка сообщает, что уезжает ненадолго в Тверь. Спустя 2 недели от неё приходит письмо, в котором она прощается с рассказчиком, просит не искать её, так как «в Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг».

Мужчина выполняет её просьбу. Однако не брезгует времяпрепровождением в грязных кабаках и трактирах, предаваясь равнодушному существованию – «спивался, всячески опускаясь, все больше и больше». Затем долго приходит в себя, а через два года и вовсе решается на поездку во все те места, которые вместе с любимой они посетили в то Прощёное воскресенье. В какой-то момент героя охватывает некое безнадёжное смирение. Подъехав к Марфо-Марьинской обители, он узнаёт, что там идёт служба и даже проходит внутрь. Здесь в последний раз герой видит свою возлюбленную, которая участвует в службе вместе с другими монахинями. При этом девушка не видит мужчину, но взгляд её как раз направлен в темноту, где и стоит рассказчик. После чего он тихо покидает церковь.

Композиция рассказа
Композиция рассказа основывается на трёх частях. Первая служит для представления героев, описания их взаимоотношений и времяпрепровождения. Вторая часть посвящается событиям Прощёного воскресенья и Чистого понедельника. Самая короткая, но важная в смысловом плане третья часть завершает композицию.

Читая произведения и переходя от одной части к другой, видно духовное взросление не только героини, но и самого рассказчика. В конце рассказа перед нами уже не легкомысленный человек, а мужчина, испытавший горечь расставания с любимой, способный переживать и осмысливать свои поступки прошлого.

Учитывая, что герой и рассказчик – одно лицо, увидеть изменения в нём можно даже с помощью самого текста. Мировоззрение героя после грустной истории любви кардинально меняется. Рассказывая о себе в 1912 году, повествователь прибегает к иронии, показывая свою ограниченность в восприятии любимой. Важна только физическая близость, а сам герой не пытается понять чувств женщины, её религиозность, взгляды на жизнь и мн. др.

В заключительной части произведения мы видим рассказчика и мужчину, который понимает значение переживаемого опыта. Свою жизнь он оценивает ретроспективно и меняется общая тональность написания рассказа, что говорит о внутренней зрелости самого повествователя. При прочтении третьей части складывается впечатление, что она написана совсем другим человеком.

По жанровым особенностям большинство исследователей относят «Чистый понедельник» к новелле, потому что в центре сюжета имеется переворотный момент, который заставляет по-другому интерпретировать произведение. Речь идёт об уходе героини в монастырь.

Новелла И.А. Бунина отличается сложной пространственно-временной организацией. Действие происходит в конце 1911 – начале 1912 годов. Это подтверждается упоминанием конкретных дат и текстовыми отсылками к реальным историческим лицам, которые были известны и узнаваемы в то время. Например, герои впервые встречаются на лекции Андрея Белого, а на театральном капустнике перед читателем появляется деятель искусств Сулержицкий, с которым как раз и танцует героиня.

Временной диапазон небольшого произведения достаточно широк. Существует три конкретные даты: 1912 год – время сюжетных событий, 1914 год – дата последней встречи героев, а также некое «сегодня» рассказчика. Весь текст наполнен дополнительными временными ориентирами и ссылками: «могилы Эртеля, Чехова», «дом, где жил Грибоедов», упоминается допетровская Русь, концерт Шаляпина, раскольничье Рогожское кладбище, князь Юрий Долгорукий и много другое. Получается, что события рассказа вписываются в общий исторический контекст, оказываются не просто конкретным описанием отношений между мужчиной и женщиной, а олицетворяют собой целую эпоху.

Неслучайно ряд исследователей призывают видеть в героини образ самой России, а её поступок трактовать как призыв автора идти не революционным путём, а искать покаяние и сделать всё, чтобы изменить жизнь целой страны. Отсюда и название новеллы «Чистый понедельник», который как первый день Великого поста должен стать отправной точкой на пути к лучшему.

Основных действующих лиц в рассказе «Чистый понедельник» всего два. Это героиня и сам рассказчик. Их имена читатель так и не узнаёт.

В центре произведения находится образ героиня, а герой показан уже через призму их отношений. Девушка умна. Часто говорит по-философски мудро: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».

В героине уживаются противоположные сущности, в её образе много противоречий. С одной стороны, её нравится роскошь, светская жизнь, посещение театров, ресторанов. Однако это не мешает внутренней тяги к иному, значительному, прекрасному, религиозному. Она увлекается литературным наследием, причём не только отечественным, но и европейским. Часто цитирует известные произведения мировой классики, житийную литературу рассказывает о старинных обрядах и похоронах.

Девушка категорически отрицает возможность брака, считает, что не годится в жены. Героиня ищет себя, зачастую пребывает в раздумьях. Она умна, красива и зажиточна, но рассказчик каждый день убеждался: «похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…» В этом мире она постоянно и до какой-то поры бессмысленно ищет себя. Её привлекает роскошная, весёлая жизнь, но вместе с тем она ей противна: «Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать». Правда, сама она и «обедала и ужинала с московским пониманием дела. Явной слабостью её была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…». Именно такой противоречивый образ героини создаёт И.А. Бунин в своём произведении.

Желая найти для себя что-то иное, она посещает церкви, соборы. Девушке удаётся вырваться из привычного окружения, пусть и не благодаря любви, которая оказывается не настолько возвышенной и всемогущей. Найти себя ей помогает вера и уход от мирской жизни. Такой поступок подтверждает сильный и волевой характер героини. Именно так она отвечает на собственные размышления о смысле жизни, понимая бесполезность той, которую ведет в светском обществе. В монастыре главным для человека становится любовь к Богу, служение ему и людям, тогда как всё пошлое, низменное, недостойное и обыденное больше не станет беспокоить её.

Главная идея рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

В этом произведении Бунин выводит на первый план историю отношений между двумя людьми, но основные смыслы скрыты намного глубже. Однозначно интерпретировать этот рассказа не получится, так как он одновременно посвящён и любви, и нравственности, и философии, и истории. Однако основное направление мысли писателя сводится к вопросам судьбы самой России. По мнению автора, страна должна очиститься от своих грехов и возродиться духовно, как это сделала героиня произведения «Чистый понедельник».

В русской классической литературе тема любви всегда занимала одно из центральных мест. На фоне целомудренных произведений русских писателей бунинское изображение этого чувства выглядит смело и откровенно.

Русская литература 19 века – это, на мой взгляд, прежде всего литература «первой любви». По Бунину, любовь – это соединение духа и плоти. Писатель считает, что, не познав плоти, нельзя постигнуть дух. Любовь – земная радость, неимоверное влечение одного человека к другому. Все, что связано с этим чувством, у Бунина чисто и искренне, овеяно тайной и даже святостью.

В произведениях Бунина есть много моментов, связанных с описанием физической близости, физиологии, тела. Но при этом писателю удается сохранить ощущение прекрасного, божественного, святого. Такие мгновения Бунин описывает томно и взволнованно. Можно даже сказать, что в своем творчестве писатель защищает все плотское, телесное. Он считает, что человеческая мораль во многом условна, она не способна оценить и защитить истинные чувства.

Почти все рассказы Бунина о любви – это повествование о загадочной женской природе, о тайне женской души, которая стремится любить, но никогда не полюбит. Конец любви, по Бунину, всегда трагичен. Так, в повести «Митина любовь» героя преследует романс Рубинштейна на слова Гейне: «Я из рода бедных Азров, Полюбив, мы умираем…» По воспоминаниям жены писателя, В.И. Муромцевой-Буниной, Иван Алексеевич долгие годы находился под впечатлением от этого романса, который услышал в юношеском возрасте.

Цикл «Темные аллеи» является книгой, связанной единством замысла и стиля. «Все рассказы этой книги, - писал Бунин, - только о любви, о ее «темных» и чаще всего мрачных и жестоких аллеях». Именно в любви писатель видел смысл жизни, счастье, несмотря на неустойчивость этого чувства. Но ведь, по мнению Бунина, неустойчива и сама жизнь, несущая не только радость, но и горе, и утраты. Об этом говорят такие рассказы русского писателя, как «В Париже», «Холодная осень», «Генрих».

В своих произведениях Бунин уделяет огромное внимание внутреннему, психологическому состоянию героев. Часто они, в результате своей истории любви, делают вывод, что над любовью тяготеет рок, судьба, что это чувство обречено на печальный финал («Три рубля»).

Персонажи бунинских рассказов, вошедших в «Темные аллеи», внешне разнообразны, но все они – люди единой судьбы. Студенты, писатели, художники, армейские офицеры – все они одиноки. Их не интересует внешняя жизнь, они сосредоточены на внутреннем. Не во внешних обстоятельствах смысл жизни этих людей: все они объединены внутренней опустошенностью, отсутствием смысла, «цены» жизни. Герои ищут этот смысл в любви, в воспоминаниях о прошлом. Будущего у них нет, хотя внешне эти герои весьма благополучны.

«Темные аллеи» Бунина отличаются лиризмом и субъективным видением мира. Сюжет рассказов этого сборника обычно прост, несложен. Часто в развитие действия вклиниваются воспоминания героев о прошлом, которые имеют очень большое значение для понимания героев и рассказов в целом. Эти воспоминания окрашены, как правило, в безысходные, трагические тона. Можно сказать, что лиризм бунинских рассказов связан с темой памяти, обращением к прошлому, прошедшему. Герои «Темных аллей» неразрывно связаны со своими воспоминаниями, они живут в прошлом, которое нельзя вернуть. Отсюда – трагическое звучание рассказов писателя.

Важно отметить, что любовь у Бунина никогда не заканчивается браком, она всегда подобна вспышке. Этот всплеск чувств настолько ярок, что герой может жить воспоминанием о нем всю оставшуюся жизнь. Счастливая любовь, по Бунину, рождает привычку, которая только оскверняет это святое чувство.

В рассказе «Холодная осень» героиня, повествующая о своей жизни, в начале первой мировой войны потеряла человека, которого горячо любила и с которым была обручена. Вспоминая много лет спустя последнюю встречу с ним, она приходит к выводу: «И это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон».

Хочется отметить, что в цикле рассказов «Темные аллеи» Бунин вовсе не рассказывает любовные истории. Все рассказы сливаются в единую картину, где каждое произведение – отдельное звено цепи, без которого невозможно понять целое, осознать авторский замысел. Любовь у Бунина является и наказанием, и испытанием, и наградой. Мне кажется, что бунинское понимание любви очень трагично и в тоже время очень тонко, психологически глубоко. Любовь, по Бунину, окрашена возвышенной грустью, она прекрасна и печальна одновременно.

Я думаю, что до И.А. Бунина в русской литературе еще никому не удавалось так возвышенно, печально и тонко передать психологическое состояние человека в момент переживания любовного чувства, создать такую интересную и самобытную философию любви.

1. Образы главных героев.
2. Нравственные искания героини.
3. Трагический финал произведения.

И. А. Бунин считал рассказ «Чистый понедельник» одним из лучших своих произведений. На самом деле нельзя отнестись к этому рассказу с равнодушием. Сюжет рассказа сравнительно прост. Речь идет о любви. Но история любви совершенно неординарная. Вообще в творчестве Бунина мы встречаем ее особое восприятие. Это прекрасное чувство чаще всего не приносит радости, не делает людей счастливыми, напротив, заставляет мучиться и страдать. Любовь становится испытанием судьбы и одновременно наказанием свыше. В рассказе «Чистый понедельник» мы встречаемся как раз с такой ситуацией, когда любовь не приносит счастья.

В рассказе много бытовых подробностей. Писатель достаточно подробно описывает жизнь главных героев. Они молоды, красивы, богаты. «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами».

Их можно назвать настоящими баловнями судьбы. Лишения и горести не знакомы им. Мы знаем, что влюбленные часто ездили обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь». Молодые люди могли бы просто наслаждаться каждым прожитым днем. Но все происходит совершенно иначе. Практически сразу, в самом начале рассказа мы начинаем предчувствовать трагическую развязку. Об этом не говорит напрямую автор. Он только дает читателям возможность обратить внимание на то, что недосказано, на то, что только лишь подразумевается. Очень важно, что главный герой не знает, к чему ведут их отношения с девушкой. Впрочем, молодой человек считает, что об этом лучше не думать. Он более прагматичен, предпочитает жить сегодняшним днем, получить от настоящего как можно больше радости. А девушка наотрез отказывается говорить о будущем. «Чем это должно кончиться, я не знал и старался не думать, не додумывать: было бесполезно — так же, как и говорить с ней об этом: она раз навсегда отвела разговоры о нашем будущем...», сообщает рассказчик.

Главная героиня рассказа с самого начала кажется странной, не похожей на других. Она учится на курсах. Но, по-видимому, четкого представления, ради чего это делает, не имеет. Не случайно она весьма расплывчато отвечает на вопрос, зачем учится. Девушка говорит: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» В таком ответе скрывается очень важный философский подтекст. Героиня пытается найти смысл жизни, но это ей не удается. Возможно, именно поэтому она решает найти спасение в религии, уходит в монастырь.

Главная героиня любит красивые вещи. Она кажется умной, способна поддержать разговор на любую тему. Но с другой стороны, она почти полностью погружена в свой внутренний мир. А мир внешний кажется ей менее интересным: «Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом...». Девушка ведет такой образ жизни, который, как кажется, принят в обществе. Но ей самой хочется чего-то иного. Главный герой не может не задумываться о том, насколько удивительны и непонятны их отношения. Девушка не думает о браке, не желает стать женой и матерью. Она честно говорит об этом. Главная героиня одновременно тянется к роскошной жизни и отрицает ее. Это противоречие ее натуры кажется странным и непонятным.

Девушке свойственен интерес к религии. Она посещает церкви, ее тянет в кремлевские соборы. Но вместе с тем ее нельзя назвать особенно набожной, ведь она ведет светский образ жизни, ни в чем себя не ограничивая. Однако совершенно неожиданно девушка уходит в монастырь. Она никому ничего не объясняет. Просто оставляет привычную жизнь и своего любимого. Поступок девушки оказался совершенно неожиданным для молодого человека. Он не может понять поведения своей любимой. И в очередной раз задумывается над ее поступком, не находя ему объяснения. Герои рассказа расстались на весьма длительный срок. Молодой человек увидел свою возлюбленную только спустя два года. О чем говорит нам название рассказа? Молодой человек узнал о религиозности девушки в канун чистого понедельника. Раньше он даже не задумывался о том, что его возлюбленная так интересуется религией. Этот поведение молодой девушки кажется нам читателям, удивительным открытием. Может быть, героиня считает свою жизнь греховной, и хочет найти в монастыре спасение для своей души. Ведь жизнь девушки была полна развлечений, она посещала театры, рестораны, много веселилась.

Героиня находит в себе силы отказаться от всего, что было ей привычно и дорого. Вместо веселья и радости она выбирает жизнь в монастырской обители. Впрочем, если вспомнить, что девушка с безразличием относилась к тому, что окружало ее, не придется удивляться ее поступку. Даже любовь не удержала девушку от пострига в монахини. Чем же была для нее любовь? Чем-то временным, неважным, суетным? Финал рассказа остается открытым.

«Чистый понедельник» трагичен по своей сути. Он особняком стоит в творчестве Бунина, потому что здесь влюбленные расстаются не по злой воле судьбы. Девушка сама выбирает свой путь. Никто и ничто не мешало молодым людям. Они могли бы быть счастливы, полностью растворяясь друг в друге. Но вышло по-другому. Может быть, главная героиня была не в состоянии понять и оценить столь прекрасное и возвышенное чувство? Или в ее душе не было место любви вообще, ведь героиня как бы живет в своем собственном мире. Что для нее является главным, мы не знаем, а можем только лишь предполагать.

На самом деле мало что известно о главной героини и с трудом понимаем ее. Можно воспринимать ее душевные терзания как свидетельство внутренней неудовлетворенности реальной жизнью. Но, может быть, наоборот, она давно определила, в чем смысл ее жизни. И постепенно шла к желаемому результату. Обычная жизнь не привлекала девушку, она ожидала чего-то большего. Религия для нее оказалась более важной, чем привычные дела и радости. И в этой связи любовь к мужчине показалась девушке менее важной, чем любовь к богу.

Конечно, только незаурядная натура может отказаться от привычных мирских радостей. Девушка, безусловно, является личностью сильной и неординарной. Она ищет свой собственный смысл жизни. И уход в монастырь кажется ей правильным решением, ведь теперь суета простой и пошлой жизни не будет иметь ровным счетом никакого значения.

Рассказ не может не вызвать чувства грусти у читателя. Но вместе с тем рассказ заставляет задуматься о том, насколько уникален, неповторим и непонятен может быть человек для окружающих. Именно таковой и является главная героиня. Она непохожа ни на кого. У нее — свой собственный выбор. И решение девушка принимает самостоятельно, не спрашивая ни у кого совета, не нуждаясь в одобрении окружающих. Однако нельзя не признать, что главная героиня не столь уж идеальна. Ведь ее поступок оказался жестоким ударом для молодого человека. Он страдает от разлуки со своей любимой. Удивительно, но мы узнаем, что девушка также испытывает муки от расставания. Ведь в письме она пишет: «Пусть бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку...». Так ради чего девушка выбрала свой путь? Ради чего она решилась сломать жизнь своего любимого? Можно сделать вывод, что она чувствовала себя несчастной. И решила порвать с миром, чтобы навсегда забыть обо всем, что с ним связано.

Рассказ Бунина «Чистый понедельник» рассказывает нам о сложности человеческой жизни. Роль этого произведения в русской литературе очень велика. Благодаря ему мы получили возможность узнать о том, насколько трагичен может быть финал истории любви.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png