Автопортрет

Русский и советский художник, академик императорской Академии живописи, признанный мастер жанровой живописи и портретист.

Художник Иван Семёнович Куликов родился в апреле 1875 года в городе Муроме. Его родители (Семён Логинович Куликов и Александра Семёновна Савинова) приехали в город из деревни Афанасово Муромского уезда в поисках лучшей жизни. Отец будущего художника был специалистом в малярном деле и хорошим кровельщиком, очень скоро создал и возглавил небольшую артель по строительству и ремонту жилых домов, церквей, административных зданий.

В 1893 году Ваня Куликов, по рекомендации своего учителя рисования и черчения, познакомился с художником А.И. Морозовым, который иногда приезжал в Муром на лето. Именно Морозов настоятельно порекомендовал родителям Ивана отправить молодого человека Петербург, в школу Общества поощрения художеств при императорской Академии.

Осенью Иван Куликов едет в столицу и становится помощником и учеником у А.И. Морозова, который готовит ученика к поступлению в школу Общества поощрений художеств.

С 1894 года Иван Семёнович становится учеником Общества поощрения художеств, а два года спустя поступает вольнослушателем в Академию художеств. В 1898 году, по ходатайству И.Е. Репина, Куликов становится полноправным учеником Академии, и принимает активное участие в работе И.Е. Репина и Б.М. Кустодиева над картиной «Заседание Государственного совета», пишет иллюстрации к произведениям Максима Горького.

В 1902 году Иван Семёнович заканчивает Академию и представляет свою конкурсную работу «Чаепитие в крестьянской избе». За эту картину молодой художник получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку за государственный счет.

С 1903 по 1905 годы Куликов живет и работает в Европе, посещает Италию и Францию.

В 1915 году за серию картин о родном городе Муроме художник куликов был удостоен звания академика.

После революции художник поселился в Муроме, работал в местном музее, с большим энтузиазмом собирал по брошенным усадьбам и домам картины, скульптуру, предметы прикладного искусства, книги, документы. Именно благодаря стараниям Ивана Семёновича Куликова нашей культуре удалось сохранить огромное количество настоящих культурных реликвий.

Умер художник в декабре 1941 года, похоронен на кладбище родного города.

Картины художника Ивана Семёновича Куликова


С праздником (Зарделась) (1911)
Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме (1909)
В боярском тереме (1906-1907) Сбор невесты (1907)
Зимним вечером (1907) «Возвращение из города (1914) Девушка с туесом (1912)
Муромские монастыри (1914)
Ярмарка в Муроме (1910-1912)
Ярмарка (1910)
Базар с баранками (1910)
Базар в Муроме (1907) Три девицы (1907)
Кормление кур (1907) В праздничный день (1906) Портрет моей матери (1903) Итальянки (1905)
В крестьянской избе (1902)
Портрет Е.Н. Чирикова (1904) Портрет матери (1896) Плотник (Егор Терешкин) (1916) Портрет старообрядца (Старик за чтением) (1911) В русском наряде (1916) «Портрет Андрианова» (1929) «Международный Юношеский день» (1929) Портрет Т.И. Куликовой (1938) Петушиный бой (1938) Павловский кустарь (1937) Юнгштурм (1929) Продавец павловских товаров (собенщик) (1936) Физкультурница (1929)
Семья за столом (1938)

Предлагаю вниманию любителей русского изобразительного искусства небольшую подборку картин, к сожалению, не слишком известного в наше время, но, безусловно, талантливого художника Ивана Семёновича КУЛИКОВА (1875 - 1941) с моими комментариями к ним.

Автопортрет (1939 г.):

Родившийся в провинциальном Муроме, в крестьянской семье, И. С. Куликов, ставший учеником И. Е. Репина, закончил Академию художеств СПб. Он стал известен своими портретами и бытовыми сценами из крестьянской жизни России конца XIX - начала ХХ в.

Впрочем, к его картинам есть вопросы .

Вот, например, картина, просмотр которой натолкнул меня на написание этого поста:

Она называется "Зимним вечером" .

Вы ничего странного в ней не находите? Присмотритесь внимательнее.
Если в крестьянской избе зимний вечер, то почему из окна бьет якрий, явно дневной свет, делающий совершенно не нужным никакое внутреннее искусственное освещение?
И, действительно, мы здесь не видим ни керосиновой лампы, ни лучины, не говоря уже о "лампочке Ильича". Да в них и нужды нет. Свет из окна настолько ярок, что огонька лампадки под иконами совершенно не видно, зато женщины в праздничных нарядах (мальчик тоже в красной рубахе, явно не ежедневной) занимаются рукоделием.
Объясните мне, тупому, каким образом зимним вечером в России может быть так светло на улице.
Или, может быть, дело происходит не в России, а на картине изображена семья эмигрантов куда-нибудь в Аргентину, Австралию или Новую Зеландию, где зима - это наше лето? Кстати, не подскажете, бывают ли на юге Австралии или в Патагонии белые ночи (ведь, напомню, что на картине изображен зимний вечер)? Или этой русской семье пришлось поселиться где-нибудь на Огненной Земле?

Вот на этом полотне ("В крестьянской избе" , 1902 г.) все более или менее понятно. Но и к ней есть вопросы.


Опять дневной свет из окна, крестьянская изба, в которой явно отмечается какой-то праздник (красные рубахи все-таки по будням не надевали); женщины пьют чай, а мужики, как видно, кое-что покрепче.
Семья, изображенная на картине, к бедным не относится. Такой самовар (смотрите в правом нижнем углу картины) стоил немалых денег и далеко не любым крестьянам был по карману. Об этом же говорит и керосиновая лампа, висящая над столом.
Но и здесь зима! Посмотрете на окно, внешняя рама которого покрыта снегом.
Какой же праздник отмечают персонажи картины И. С Куликова зимним днем (керосиновая лампа не горит, да и за окном светло)? Явно не Рождество и не Крещение (это все вечером), вряд ли Пасху (должна быть весна). Может быть, помолвку? А что? Похоже. Почему бы тогда художнику так и не назвать свою картину?

Несмотря на то, что картина "Старинный обряд благославления невесты в городе Муроме" , была написана И. С. Куликовым спустя 7 лет после "В крестьянской избе", а именно, в 1909 году, возникает такое впечатление, что мы видим на ней некоторых тех же самых персонажей, и она является продолжением предыдущего полотна:


И снова из окна яркий свет. Ну никак не может без этой детали обойтись художник!

Здесь никакого окна с дневным светом уже нет, но опять-таки, картина "Семья лесника" , написанная в том же 1909 году, представляет нам, если я не ошибаюсь, все-тех же персонажей:


Молодые супруги или сбежали из деревни, или отправились на заработки в город, оставив двух малолетних детей на воспитание своим родителям? Не прихватили ли они с собой в город самовар с керосиновой лампой? А также всё, что можно было прихватить. Обратите внимание на безысходность взглядов лесника и его жены.
А всё потому-что не нужно было потакать молодоженам!

Бородач, на этой картине И. С. Куликова "С праздником (Зарделась)" , написанной в 1911 году, не похож на "снохача", скорее он смотрит на неё с осуждением.


А вот девушка со штофом и кружкой, очень похожей на те, что раздавали на Ходынском поле при торжествах в честь коронации Николая II 1896 года (всем известно, чем закончившихся), явно имеет какие-то "задние" мысли (возможно и в отношении своего тестя).

И вот последняя картина: "Семья за столом" :

Нет уже никаких крестьянских девушек, красных рубах, икон и лампадок. Излюбленное художником окно с дневным светом тоже отсутствует. Вместо керосиновой лампы над потолком электрическая люстра.
Самовар - есть, хотя, тоже наверняка электрический.
Вот только это чаепитие какое-то печальное.
Глава семейства (уж не сам ли автор картины? еще один автопортрет?) читает журнал, но мысли его явно далеко от прочитанных статей об успехах второй пятилетки. Супруга его тоже думает о своем, и радостной ее никак назвать нельзя.
Не то что на этом портрете 1916 года :

Ссутулившаяся над письмом (?) их дочь (?) вряд ли рада известиям, полученного ею письма...
А что там на картине, закрывающей окно, в котором больше нет дневного света? Неужто монах в рубище на фоне храма?
Кот, похожий на кляксу в нижнем правом углу картины делает её окончательно депрессивной.
И дата - 1938 год.

Огромное уважение вызывает деятельность И. С. Куликова по спасению исторических реликвий из дворянских усадеб Владимирской области, обреченных на уничтожение во время Гражданской войны и годов богоборчества. За что честь ему и хвала!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Куликов Иван Семенович (1875 - 1941), русский художник.

Ива́н Семёнович Кулико́в (1 (13) апреля 1875, Муром — 15 декабря 1941, Муром) — русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.

Автопортрет. 1896

Куликов родился в городе Муроме в семье крестьян - выходцев из д. Афанасово Муромского уезда Семёна Логиновича Куликова и Савиновой Александры Семёновны. Отец художника был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Во главе небольшой артели он принимал участие в строительстве и ремонте многих зданий, церквей и жилых домов города Мурома.

Летом 1893 года по рекомендации своего бывшего учителя черчения и рисования уездной школы Н. А. Товцева Куликов знакомится с художником А. И. Морозовым, который иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.

Куликов. Портрет моей матери (1903)

В сентябре 1893 года Куликов впервые едет в Москву, посещает Третьяковскую галерею, Румянцевский музей, знакомится с храмом Христа Спасителя. В ноябре 1893 года он едет в Петербург, становится помощником в мастерской А. И. Морозова, который в то время преподавал рисунок в Петербургском училище правоведения, выполняя одновременно небольшие заказы по иллюстрациям, иконам, портретам. В 1894 году Куликова принимают в школу Общества поощрения художеств. Под руководством преподавателей Н. И. Макарова, А. Ф. Афанасьева, Э. К. Липгарта он осваивает основы графики, живописи, построения перспективы и композиции.

Осенью 1896 года Куликов становится вольнослушателем Академии художеств при мастерской художника В. Е. Маковского. Однако менее чем через месяц он перешёл к И. Е. Репину.

Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов становится учеником Академии художеств. B 1901—1902 годах он принимал участие в работе над картиной И. Е. Репина «Заседание Государственного совета» вместе с Б. М. Кустодиевым. Куликов сделал 17 натурных портретных зарисовок, едва ли не основную их часть. В 1900—1901 годах Куликовым было сделано около 20 иллюстраций к произведениям Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна», которые находятся в Музее-квартире А. М. Горького и Муромском историко-художественном музее.


Куликов. В крестьянской избе (вариант)

C 1903 по 1905 год — на правах пенсионера Академии художеств Куликов предпринимает поездки в Италию и Францию.

В 1905 году на Всемирной выставке в Льеже за «Портрет матери» (1903) Куликов награждается Большой Серебряной медалью, а за картины «В праздничный день» (1906) и «С фонарями в саду» (1906) удостаивается премии Куинджи. В 1915 году за цикл картин о Муроме Куликов удостаивается звания академика живописи.

С 1919 года Куликов работал в Муромском музее, ныне одном из значительных во Владимирской области. Долгое время Куликов руководил художественным отделом. Иван Семёнович энергично собирал из брошенных, обречённых на разграбление и уничтожение дворцов и дворянских усадеб картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии. Именно ему наша культура обязана спасением уникальных коллекций графов Уваровых в Карачарове.


Куликов. Ярмарка в Муроме (1910—1912)

В разные годы, помимо прочих работ, Куликовым были написаны портреты: лётчика В. П. Чкалова (1940), писателя Максима Горького (1939), артиста А. Л. Дурова (1911), археолога А. С. Уварова.

В 1947 году в доме, построенном отцом Куликова, где его семья жила с 1885 года, открылся мемориальный Дом-музей художника. В 2007 году по решению местных властей музей был закрыт, все экспонаты перевезены в Муромский историко-художественный музей. Дом находится в частной собственности потомков художника.

Супругой художника была Куликова Елизавета Аркадьевна, урождённая Соколова. Супругой брата её матери была племянница известного изобретателя в области телевидения В. К. Зворыкина. Семьи много общались, вели активную переписку. Образ жены запечатлён Куликовым на полотнах «В русском наряде», «У околицы», «Портрет Е. А. Куликовой» и др.

Куликов. В русском наряде (1916)

Единственная дочь художника, Татьяна, учитель русского языка и литературы, вышла замуж за Н. А. Беспалова, архитектора, художника-акварелиста, заслуженного архитектора РСФСР. Образ Тани также нашёл отражение в картинах художника: «Портрет дочери» и др. Примечательно, что карандашный портрет своего будущего свата, токаря Беспалова Андрея Николаевича, он сделал ещё в 1934 году.

Базар в Муроме. 1907

Базар с баранками. 1910

Базар у карусели. 1908

В боярском тереме. 1906-1907

С праздником (Зарделась). 1911

Семья лесника. 1909

Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. 1909

Убор невесты. 1907

Старик. 1898

Весна. 1912

Возвращение из города. 1914

Девочки. 1918

Девушка с туесом. 1912

Деревенские портные. 1897

Жатва. 1930

За роялем. 1938

Задумалась. 1906

Зимним вечером. 1907

Итальянки. 1905

Кормление кур. 1907

Крестьянка с блюдцем. 1899

В праздничный день, 1906

Русская девочка

Полевые цветы 1913

Крестьянка с граблями. 1909

Купеческий бал. 1899

Черемуха. 1912

Лужок. 1911

Маляр М.И.Шамилин. 1929

Портрет матери. 1896

Портрет отца, 1898

Международный Юношеский день. 1929

Пионеры. 1929

Надя Калинина. 1909

Портрет Т.И.Куликовой. 1938

Детский портрет, 1927

Мечтательница

Муромские монастыри. 1914

Николо-Зарядская церковь. 1916

Улица старого Мурома

Ночная скупка. 1938

Павловский кустарь. 1937

Старуха Дарья из Прудищ. 1908

Старушка из Нежиловки. 1898

Таня с кошкой. 1927

Три девицы. 1907

Пастух. 1909

Пастушок. 1909

Плотник (Егор Терешкин). 1916

Подболотня. 1930

Портрет Андрианова. 1929

Портрет архитектора В.А.Щуко. 1902

Портрет Б.М.Кустодиева. 1899

Портрет Л.В.Попова. 1900

Портрет М.О.Меньшикова. 1914

Персики. 1938

Петушиный бой. 1938

Школьник. 1897

Юнгштурм. 1929

Архивист А.С Уваров, 1916

Артист А.Л. Дуров, 1911

Портрет С.И.Сенькова. 1908

Портрет старообрядца (Старик за чтением). 1911

Портрет художника В.В.Беляшина. 1900

Рабочий-ударник Судаков. 1931

Физкультурница. 1929

Летчик М.М. Матвеев. 1930

Н.Н. Печкин, 1938

В.П. Чкалов, 1940

Е.Н. Чирков, 1904

М. Горький, 1939

Портрет Е.А.Курковой, 1925

Портрет Александра III

(1875-1941)

Наследие Ивана Куликова несправедливо забыто в истории русского искусства. Ученик Ильи Репина, один из его главных помощников в создании широко известного полотна «Заседание Государственного Совета», талантливый жанрист, превосходный живописец, он был очень популярен и известен в предреволюционные десятилетия и в России, и за рубежом.

В эпоху перемен и грозных событий после семнадцатого года он был оттеснен на обочину художественной жизни, тихо и спокойно жил и работал в древнем Муроме, в котором сейчас открыт Дом-музей художника, а его уникальное собрание произведений является украшением Муромского историко-художественного музея.

Для столичных критиков – что авангардистов, что пролетарских, занятых громкими именами, увлеченных участием в художественной бучу, Иван Куликов значил мало, он не вписывался в одобренные или исподволь проводимые концепции.

Как некое чудо, сохранилось в своей истинно русской красоте и яркости красок его могучее искусство. Ведь еще сам Репин о его картине «У околицы» выразился с восторгом: «Вот прекрасная талантливая вещь! Да, Куликов – большой мастер, ничуть не уступает Серову».

В его творчестве наиболее последовательно сохранялись традиции передвижничества. Муромский крестьянин по рождению, он всем своим душевным устройством был связан с жизнью простых русских людей. Никакие другие темы для Куликова не были значимы и близки.

С самого начала обучения в ВХУ Академии Художеств у И. Репина и В. Маковского Иван Куликов проявил себя как незаурядный портретист и, в первую очередь, жанровый живописец.

Верность народной теме, решаемой в строго реалистическом ключе, Куликов сохранит навсегда – равно как и высокий уровень профессионализма, свободное владение техникой живописи, воспитанное академической школой.

На его картинах мы видим и яркие картины удалых гуляний, и знаменитые муромские базары, и деревенские праздники, и сцены тяжелого крестьянского труда. Особое место в творчестве Ивана Куликова занимают исторические полотна — художник был влюблен в старинный уклад, жизнь боярских теремов подается им как уютная, цветная, праздничная сказка.

На рубеже 1920-1930-х годов художник создал ряд произведений на темы нового советского уклада жизни, которые заряжают своей энергией, молодостью, яркостью красок. При этом столь революционные сюжеты решены с академической точностью и на высочайшем художественном уровне.

Иван Семёнович Куликов родился 1 (13) апреля 1875 года в городе Муром в крестьянской семье. Брал уроки рисования у А.И. Морозова (1891) в Муроме, учился в Рисовальной школе ОПХ (1893-1896) и в ВХУ (1896-1902) в мастерских В.Е. Маковского и И.Е. Репина.

В 1901-1903 вместе С Б.М. Кустодиевым по приглашению Ильи Репина участвовал в создании картины «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (ГРМ).

В 1902 получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу, посетил Германию, Францию, Италию. В 1905 за портрет матери был награжден большой серебряной медалью на Международной художественной выставке в Льеже.

После возвращения из-за границы с 1904 жил в Муроме, выезжая в С.-Петербург и Москву на выставки. В 1915 году Иван Куликов был удостоен звания академика.

Организовал Муромский музей местного края, куда передал коллекцию древнерусского костюма и произведений декоративно-прикладного искусства, а также собственные картины. В Муроме также открыт Дом-музей художника И.С. Куликова.

По оценкам юристов Московского союза художников, помещений для работы могут лишиться около 700 художников и скульпторов
  • 30.07.2019 Один из основателей Владимирской школы живописи ушёл из жизни 30 июля 2019 после продолжительной болезни в возрасте 88 лет
  • 30.07.2019 Скоро он сыграет в фильме о Луисе Уэйне - известном в Британии иллюстраторе детских книг, авторе графических персонажей с лицами кошек
  • 18.07.2019 Программа генерации живописи разработана в пекинском исследовательском центре Microsoft Search Technology Center Asia
  • 17.07.2019 Фантазия дизайнеров розовой ветки «забуксовала» в авангарде 1910–30-х годов. Три недели назад объявили, что соседняя станция «Нижегородская» будет в стиле супрематизма, а теперь вот «Стахановская» объявлена конструктивистской
    • 26.07.2019 27 июля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона собрано 155 лотов, от редких предметов первой половины XIX века до работ, созданных нашими современниками
    • 26.07.2019 Продано 55 % лотов. Покупатели - Москва и Санкт-Петербург
    • 23.07.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, четыре листа оригинальной и три - печатной графики и три работы в смешанной технике
    • 19.07.2019 Продано 50 % - 10 из 20 лотов
    • 18.07.2019 В ближайшую субботу, 20 июля, АртЛитфонд представит на Винзаводе очередной аукцион современного искусства, в каталог которого вошли свыше 200 работ художников 1980-х - 2010-х годов
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 04.06.2019 Не разобравшись еще с «миллениалами», профессионалы мирового арт-рынка принялись делить шкуру следующего поколения 7–22-летних - тех, кого коротко называют Gen Z. Зачем? На кону слишком большие деньги, чтобы перестать лезть к молодежи с советами
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

    • Next

      Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

      • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

        • Next

          В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

    • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
      https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png