Первые звезды недолго украшали башни Московского Кремля. Уже через год под воздействием атмосферных осадков потускнели уральские самоцветы. Теперь звезды хорошо просматривались только в непосредственной близости от стен Кремля. К тому же они не в полной мере вписались в архитектурный ансамбль Кремля из-за больших размеров. Поэтому в мае 1937 года Советским правительством было решено установить новые звезды, светящиеся, рубиновые, причем уже не на четырех, а на пяти башнях Кремля - Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной.

В создании новых кремлевских звезд принимали непосредственное участие видные ученые, художники, архитекторы, инженеры, рабочие многих специальностей. В изготовлении деталей и материалов участвовало свыше 20 предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительной, электротехнической и стекольной промышленности, научно-исследовательские и проектные институты.

Народный художник СССР Ф. Ф. Федоровский заново определил форму и рисунок звезд, а также их размеры в зависимости от архитектуры и высоты каждой башни. Он же предложил рубиновый цвет стекла. На этот раз пропорции и размеры были выбраны настолько удачно, что новые звезды, несмотря на то что их установили на башнях различной высоты, кажутся с земли одинаковыми. Достичь этого удалось благодаря различной величине самих звезд. Самая маленькая звезда горит ныне на Водовзводной башне, расположенной в низине: расстояние между концами ее лучей 3 метра. На Боровицкой и Троицкой звезды крупнее - соответственно 3,2 и 3,5 метра. Самые большие звезды установлены на Спасской и Никольской башнях, расположенных на возвышенности: размах их 3,75 метра.

Одному из московских научно-исследовательских институтов было поручено разработать конструктивные элементы кремлевских рубиновых звезд и вентиляционные устройства к ним.

По новому проекту основной несущей конструкцией звезды являлся объемный пятиконечный каркас, опирающийся у основания на трубу, в которой размещались подшипники для ее вращения. Каждый луч представлял собой многогранную пирамиду: у звезды Никольской башни двенадцатигранную, у остальных звезд - восьмигранную. Основания этих пирамид были сварены между собой в центре звезды. Все конструктивные элементы звезды выполнялись из высококачественной нержавеющей стали, специально сваренной на подмосковном заводе "Электросталь".

Большая работа при создании рубиновых звезд была проделана коллективом специалистов светотехнической лаборатории Всесоюзного электротехнического института под руководством профессора С. О. Майзеля и кандидатов технических наук Н. В. Горбачева и Е. С. Ратнера. Перед авторами проекта стояли сложные задачи. Как добиться, чтобы ярко и равномерно была освещена вся поверхность звезды, от центра до острия лучей? Разместить внутри звезд десятки световых точек? Но тогда то и дело придется менять перегоревшие лампы. Установить в середине одну мощную? Но сколь мощную лампу ни поставь, ее свет в конце лучей будет гораздо слабее, чем в центре звезды. И еще: ночью рубиновые звезды будут красивы, а под солнцем их густо-красное стекло покажется почти черным. Остановились все же на одной лампе.

С этой целью на Московском электроламповом заводе были разработаны и изготовлены специальные лампы накаливания мощностью в 5 тысяч ватт для звезд Спасской, Никольской и Троицкой башен и в 3700 ватт для звезд Боровицкой и Водовзводной башен.

Эти лампы и поныне являются уникальными. Создателем их был главный инженер завода Р. А. Нелендер.

Для более надежной работы ламп в каждой из них смонтированы две нити (спирали) накаливания, включенные параллельно. Если одна из них перегорает, то лампа продолжает светиться с уменьшенной яркостью, а автоматическое устройство сигнализирует на пульт управления о неисправности. По размеру лампы сравнительно невелики: они напоминают цилиндрическую стеклянную колбу с металлическим цоколем. Благодаря тому что нити накаливания расположены в виде шатра, лампы обладают чрезвычайно высокой световой отдачей. Температура нити накаливания достигает 2800°, поэтому колбы изготовляются из теплостойкого молибденового стекла.

Для того чтобы световой поток равномерно распределялся по всей внутренней поверхности звезды, и особенно в концах лучей, лампу заключили в рефрактор (объемную пустотелую пятнадцатигранную фигуру). Назначение рефрактора, грани которого собраны из призматических теплостойких стекол,- равномерно рассредоточивать световой поток лампы по всей поверхности звезды.

Серьезная задача была поставлена перед стекольной промышленностью: сварить специальное рубиновое стекло для кремлевских звезд. До этого в нашей стране такого стекла в больших объемах не варили. Задание поручили выполнить Константиновскому стекольному заводу в Донбассе.

Сложность изготовления стекла заключалась в том, что оно должно было иметь разную плотность и пропускать только красные лучи определенной длины волн. Вместе с тем стекло должно было быть устойчивым к резким переменам температуры, механически прочным, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации.

Рецепт для варки стекла был составлен известным московским специалистом-стекольщиком Никанором Илларионовичем Курочкиным - человеком удивительного таланта и необыкновенного мастерства. Еще деревенским парнишкой Курочкин увлекся стекловарением и благодаря своему пытливому уму и прирожденному дару познал "душу" стекла. Он первым в нашей стране стал изготовлять гнутые стекла различной формы и размеров: для прожекторов, самолетов, речных и морских судов, автомобилей.

Под непосредственным руководством и при участии Н. И. Курочкина проводились варка и обработка рубинового стекла для кремлевских звезд. За высокие достижения в области стекольного производства этот выдающийся мастер был удостоен Государственной премии.

Каждая кремлевская звезда имела двойное остекление: внутреннее, из молочного стекла, толщиной 2 миллиметра, и наружное, из рубинового стекла, толщиной 6-7 миллиметров. Между ними предусматривался воздушный зазор в 1-2 миллиметра. Двойное остекление звезд было вызвано особенностями рубинового стекла. Дело в том, что оно имеет приятный цвет только при подсвечивании с противоположной стороны, однако при этом отчетливо просматриваются контуры источника света. Без подсвечивания рубиновое стекло выглядит темным даже в яркие солнечные дни. Благодаря внутреннему остеклению звезд молочным стеклом свет лампы хорошо рассеивался и нити накаливания становились незаметными. А рубиновое стекло при этом высвечивалось наиболее ярко.

Звезды решено было освещать изнутри лампой как в дневное, так и в ночное время. Однако для сохранения сочного рубинового цвета днем их требовалось освещать более интенсивно, чем ночью.

Поверхность остекления каждой звезды Спасской, Никольской и Троицкой башен составила около 9 квадратных метров, а Боровицкой и Водовзводной - около 8 метров. В центре звезды, где световой поток лампы самый большой, рубиновое стекло имело большую плотность окраски, а в концах лучей, там, где поток слабее, меньшую. Так было достигнуто равномерное просвечивание рубинового стекла на всей поверхности звезды.

Внешний контур и художественный узор каждой звезды были обрамлены деталями, изготовленными из красной листовой меди, позолоченной гальваническим способом. Толщина золотого покрытия составила 40 микрон. На золочение всех обрамляющих деталей звезд было израсходовано почти 11 килограммов золота. В целях экономного расходования этого ценного металла обрамляющие детали звезд подвергались золочению только с лицевой стороны.

Для того чтобы звезды не перегревались от тепла, выделяемого мощными лампами, их требовалось непрерывно охлаждать. Работники одного из научно-исследовательских институтов Москвы в короткий срок создали специальную вентиляционную систему. Она состоит из фильтра для очистки воздуха от пыли и двух вентиляторов охлаждения, один из которых является резервным. Всасываемый вентилятором воздух сначала очищается в фильтре и через шпиль башни (который является опорой звезды и одновременно каналом для подъема лампы) подается внутрь звезды. Здесь воздух охлаждает и лампу и рефрактор.

Вентиляторы сблокированы не только между собой, но и с лампой, установленной в звезде. При остановке по каким-либо причинам одного вентилятора автоматически включается резервный. В случае остановки и резервного горящая лампа сразу же выключается. Иначе нельзя: ведь температура на поверхности звезд может достигать более 100°. И пока вентилятор не заработает, пока не будут поступать сильные охлаждающие струи воздуха, лампа не загорится. Специалисты всесоюзной конторы Стальпроммеханизация предложили оригинальные устройства, позволившие производить замену перегоревших ламп в звездах всего за 20-30 минут.

Дистанционное управление сложным оборудованием рубиновых звезд было сосредоточено на местных пультах в каждой башне и на центральном пульте управления, где на больших мраморных щитах разместилось множество аппаратуры: рубильники, амперметры, переключатели, предупреждающая сигнализация. На центральном пульте управления сосредоточен автоматический контроль за работой всех звезд. Отсюда дежурный персонал может производить любые операции по включению и отключению ламп, вентиляторов и другого оборудования каждой звезды, задавать необходимое напряжение и т. д.

Проектирование уникального электрооборудования и разработка сложных электрических схем управления звездами были выполнены специалистами Электропрома.

Одна из первых несветящихся звезд, снятая со Спасской башни, но без серпа и молота, увенчала позже шпиль Химкинского вокзала. Ею и поныне любуются тысячи людей, прибывающих в столицу по каналу Москва - Волга.

После включения кремлевских рубиновых звезд для специалистов, обеспечивавших их бесперебойную работу, наступила ответственная пора. Первое время на каждой башне у пультов управления круглосуточно находились дежурные. Но после того как убедились в надежности работы вентиляционных систем и электротехнического оборудования, круглосуточное дежурство было сосредоточено только на центральном пульте управления.

Теперь вместе с кремлевскими курантами на вечную вахту встали и пятиконечные рубиновые звезды. Но эта вахта была прервана Великой Отечественной войной.

Сразу же после начала войны Кремль, как и вся Москва, изменил свой облик. Чтобы облегчить охрану исторических памятников, пришлось прибегнуть к средствам камуфляжа. Кремлевские стены, а также все здания, площади и скверы Кремля были замаскированы. Закрашены были золотые блестящие купола церквей и соборов, крест колокольни Ивана Великого.

Потухли, оделись в защитные чехлы и кремлевские звезды. Непросто было зачехлить их. Когда проводили эту работу, дули сильные ветры. Верхолазы поднялись сначала к звезде Спасской башни, начали надевать на верхний луч чехол, а он надулся ветром, как парус, рванулся и потянул за собой людей вниз с огромной высоты. Спасли предохранительные ремни. Чехол потом нашли на крыше ГУМа... В защитную "военную" форму оделись вскоре звезды и остальных башен Кремля.

Фашистская авиация всякий раз, как только ей удавалось прорваться в небо Москвы, пыталась бомбить Кремль, но зенитная артиллерия противовоздушной обороны столицы открывала мощный заградительный огонь. Осколки снарядов попадали иногда в рубиновые звезды, нанося им повреждения.

Четыре года были укрыты защитными чехлами звезды Кремля. Но вот пришел май 1945 года. Советский народ отпраздновал победу над фашистской Германией. И уже на второй день после окончания Великой Отечественной войны комендант Московского Кремля Н. К. Спиридонов дал указание эксплуатационникам подготовить рубиновые звезды к включению.

Верхолазы приступили к подъему ремонтных люлек на Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной башнях. Они сняли со звезд маскировочные чехлы и с огорчением увидели на рубиновых стеклах трещины и пробоины от осколков снарядов зенитной артиллерии. Работая в течение трех дней с рассвета и до позднего вечера, эксплуатационники промыли стекла, начистили до блеска обрамляющие позолоченные детали, привели в порядок механизмы и оборудование.

И вот одновременно на всех пяти башнях Кремля вновь вспыхнули рубиновые звезды. Это было радостное событие. В тот майский вечер на Красную площадь пришли многие жители и гости столицы, чтобы полюбоваться мирным светом кремлевских звезд.

Однако через несколько месяцев, 27 августа 1945 года, было принято решение провести капитальный ремонт и реконструкцию кремлевских звезд. Дело в том, что большое число осколочных пробоин и трещин в стеклах звезд ухудшило их внешний вид, затруднило эксплуатацию.

Уже около восьми лет рубиновые звезды венчали кремлевские башни, и за этот период выявился ряд недостатков, требующих устранения. Во-первых, быстро тускнели и покрывались темными пятнами обрамляющие позолоченные детали звезд. Приходилось дважды в год, обычно весной и осенью, поднимать ремонтные люльки, чтобы вновь и вновь начищать детали до блеска. А работа эта на большой высоте - не из легких. Следовательно, необходимо было улучшить качество золочения художественных деталей звезд.

Кроме того, концы лучей, особенно верхних, затенялись внутренними конструктивными элементами звезд и плохо освещались в вечернее и ночное время. Лучи словно обрывались, и тем самым нарушалась целостность впечатления. А остекление молочным стеклом оказалось недостаточно прочным. От высокой температуры стекло внутри звезды почти все растрескалось, а в некоторых местах совсем разрушилось. Через вентиляционные щели и пробоины от осколков внутрь звезды проникали пыль, копоть, дождь, снег. Все это осаждалось на стеклах рефрактора и на внутренней поверхности молочного остекления, отчего звезды теряли свою яркость и просвечивались как бы пятнами. В конструкции звезд выявился и еще один существенный недостаток - они не имели смотровых люков, без которых нельзя было производить внутрений осмотр, проверять исправность оптической системы, удалять скопившуюся грязь.

Реконструкция кремлевских звезд проводилась с 7 сентября 1945 года по 7 февраля 1946 года. Первой сняли звезду с Троицкой башни, последней ремонтировали звезду, снятую со Спасской башни.

Во время реконструкции были выполнены большие и сложные работы, значительно улучшившие эксплуатационные качества звезд. На этот раз обрамляющие детали, изготовленные из листов красной меди, позолотили с обеих сторон гальваническим способом. Толщина золотого покрытия теперь составила 50 микрон. На золочение всех звезд было израсходовано более 27 килограммов золота. Наиболее трудоемким процессом золочения являлась полировка деталей. Эту сложную и кропотливую работу выполняли лучшие московские мастера-ювелиры.

Совершенно по-новому на этот раз остеклили звезды. По специальному рецепту, разработанному Н. С. Шпиговым, было изготовлено трехслойное рубиновое стекло. Оно варилось на стекольном заводе "Красный Май" в Вышнем Волочке.

Интересна технология изготовления трехслойного стекла. Стеклодув выдувал из расплавленного рубинового стекла колбу больших размеров, обволакивал ее расплавленным хрусталем, а затем молочным стеклом. Сваренный таким образом "слоеный" цилиндр разрезался в горячем состоянии и выправлялся в листы. Хрустальный слой выполняет в звезде важную функцию: при растрескивании молочного стекла он не дает разрушаться рубиновому, и, наоборот, при растрескивании рубинового стекла не дает разрушаться молочному.

Рубиновым стеклам на звездах Спасской, Троицкой и Боровицкой башен придали выпуклую форму. Это сделало звезды более объемными и нарядными, так как выпуклость стекла усиливает эффект рубинового отражения. Во время реконструкции удалось также улучшить освещенность кремлевских звезд. В частности, некоторые конструктивные элементы, затеняющие лучи, были утоньшены, а кое-где и совсем удалены.

Во всех пяти лучах каждой звезды были сделаны смотровые люки. Теперь при необходимости эксплуатационники могли вскрывать звезду, проверять состояние остекления, оптической системы и конструктивных элементов, удалять проникшую внутрь пыль.

Рабочие и инженерно-технические работники, принимавшие участие в реконструкции кремлевских рубиновых звезд, проявили большое старание и много выдумки. В результате сложная и кропотливая работа была выполнена в предельно сжатые сроки. В этом большая заслуга принадлежала также главному инженеру завода, на котором велась реконструкция звезд.

В начале 1946 года обновленные рубиновые звезды, еще более красивые и нарядные, загорелись вновь - ярче и праздничнее прежнего. С тех пор они, словно маяки, несут бессменную вахту в московском небе.

Для обслуживания звезд в верхней части башенных шатров есть специальные люки, к которым верхолазы добираются по крутой винтовой лестнице, расположенной внутри башни. Через люк рабочий выходит на открытую площадку, возвышающуюся над землей более чем на 50 метров. А дальше верхолаз поднимается по незаметной для глаз металлической лестнице, прижатой к кровле шатра. У шпиля башни он укрепляет консоли с блоками, через них пропускает тросы, к которым на земле крепится ремонтная люлька. Ее поднимают лебедками с большой осторожностью, чтобы не повредить архитектурные украшения башни. Верхолаз перебирается на люльку, а оттуда по металлической лестнице поднимается уже к самой звезде.

Смотровые люки звезды, как правило, открывают два человека: один вскрывает обрамление люка, снимает стекло, другой помогает ему. Вскрытие люка - это, пожалуй, одна из самых сложных операций, требующая высокого мастерства. При осмотре звезды приходится не только очищать ее от пыли, но порой и менять дефектное рубиновое стекло. А это тоже нелегко. Стекло нужно вырезать по шаблону и тщательно подогнать его к проему. Там, наверху, приходится иногда производить и сварочные работы.

Много пришлось потрудиться персоналу, обслуживающему рубиновые звезды, в 1974 году, когда в широком объеме велись работы по ремонту и реставрации Красной площади и сооружений Московского Кремля.

Как известно, с мая по ноябрь 1974 года Красная площадь представляла собой рабочую площадку. На высоту кремлевских башен взметнулись стрелы подъемных кранов, сами башни оделись в строительные леса. На главную площадь страны пришли искусствоведы и реставраторы, каменщики и гранитчики, отделочники, кровельщики, механики. В течение пяти месяцев здесь, в центре Москвы, круглосуточно трудилось более тысячи высококвалифицированных специалистов.

На Красной площади строители перемостили в отдельных местах брусчатку, перестроили гостевые трибуны, облицевав их светло-серым гранитом. Была реставрирована кремлевская стена между Никольской и Спасской башнями. Специальный кирпич для восстановления древней стены изготовлял завод в городе Загорске. А высококачественная глина для изготовления такого кирпича поставлялась с карьера одного из латвийских заводов.

Реставрационные работы велись также на Спасской, Никольской, Сенатской и Набатной башнях Кремля. Белоснежный камень для реставрации цоколей, декоративных орнаментов и скульптур на кремлевских башнях добывался в карьерах Крымской области, неподалеку от Бахчисарая.

В этот же период в течение трех месяцев не действовали знаменитые кремлевские куранты. Работники научно-исследовательского института часовой промышленности полностью реставрировали их уникальный механизм.

Работы, проведенные в 1974 году, явились лишь началом претворения в жизнь комплексного плана реставрации и реконструкции Красной площади и ценнейших историко-архитектурных памятников Кремля - его дворцов, соборов, церквей. Этот комплексный план предусматривал также и капитальный ремонт кремлевских рубиновых звезд. За долгие годы бесперебойной работы, минувшие со времени последней реконструкции звезд, возникли неизбежные дефекты в остеклении: на некоторых рубиновых стеклах появились трещины и коррозия. Несколько ослабла также отражательная способность рефракторов, запылились стекла оптической системы, что в конечном итоге снижало освещенность звезд.

Все эти дефекты были полностью устранены во время капитального ремонта звезд на Спасской и Никольской башнях в октябре 1974 года.

После окончания капитального ремонта звезд, венчающих Спасскую и Никольскую башни, была проведена многократная проверка работы их механизмов.

В 1977 году все основные работы по реставрации кремлевских звезд были закончены.

Нидриг работал на стекольной фабрике с самого детства, и сколько себя помнил, занимался одним и тем же, - он насыпал в огромный котел отборный песок, а затем подкладывал дрова, и спустя несколько часов в котле уже булькала вязкая смесь – будущее стекло. Потом начиналась смена стеклодувов, которые делали посуду, а Нидриг уходил домой. И так каждый день.
Работать на стекольной фабрике у богатого хозяина считалось в те времена престижным делом у простого люда. Изделия из стекла, а они были не прозрачно белыми, как сейчас, а мутно зелеными, ведь песок был не лучшего качества, ценились дороже серебряных, и купить их могли только самые богатые люди. Но наибольшей ценностью считалось цветное стекло, получить которое было очень непросто. Стекольщики тайно сотрудничали с алхимиками, чтобы добиться стекла редкого цвета, и научились делать матовое стекло, которое можно было получить, добавляя в песок кости животных. Используя песок другого качества, можно было получать более зеленое стекло. А других цветов в ту пору не знали, как алхимики ни старались.

Нидриг шел на работу сквозь дремучий лес по проложенной им же тропинке. Стекольная фабрика находилась в лесу, ведь для того, чтобы нагреть котел с песком до высокой температуры необходимо было очень много дров, а самый выгодный способ был строить фабрику прямо в чаще леса. Утренние сумерки позволяли видеть дорогу, но даже если бы была глубокая ночь, Нидриг бы не заблудился. Он помнил здесь каждое дерево.
Когда он поравнялся со старым раскидистым дубом, из-за ствола вышла нищая старуха с котомкой на плече.
- Подай монетку, добрый человек! – скрипучим голосом обратилась она к юноше.
- Не самое удачное место, чтобы просить милостыню, - сказал Нидриг, доставая из кармана единственную монетку, что была у него. – Иди лучше в город, на главную площадь. Там много богатеев прогуливается, они подадут тебе лучше, чем я.
Он протянул монету старухе.
Нищая повертела ее, разглядывая с разных сторон, и с сожалением произнесла:
- Да, мало ты дал мне, Нидриг!
- Когда бедняк отдает последнее, это больше, чем подношения богатеев, разве не так? – Нидриг чуть было не обиделся, но спохватился, - Откуда ты знаешь меня?
Старуха хрипло засмеялась.
- Как же мне не знать самого богатого человека в нашем городе!
- Ты что-то напутала, я далеко не богат! - теперь уже смеялся Нидриг.
- Ты скоро будешь очень богат, мой мальчик, - зашептала старуха. - И, надеюсь, тогда ты одаришь меня щедрее.
Она схватила его за руку, и внимательно всмотрелась в его ладонь.
- Да, все правильно! Но прежде, ты встретишь свою любовь!
- Какую еще любовь! – Нидриг выдернул руку. – Спасибо за приятное гадание, но мне нужно спешить, иначе хозяин выгонит меня с работы, и мы будем просить милостыню вместе.
Он поспешил от старухи прочь.
- Верь мне! – крикнула ему вслед старуха. – Только будь решительнее, мальчик. Борись за свое счастье!

Нидриг сломя голову спешил на работу. Он так боялся опоздать, что пришел даже несколько раньше. Он сразу же приступил к делу, лихорадочно колол дрова, насыпал песок в огромный котел, но мысли сами собой возвращались к утренней встрече. «Быть богатым, это хорошо», - думал он, – «Любовь встретить – еще лучше. Но старуха, скорее всего, была просто сумасшедшей».

Смена Нидрига подходила к концу, раскаленное стекло уже булькало в котле, и стеклодувы тут же взялись за дело. В этот момент нельзя было медлить, ведь жидкое стекло могло остыть или же перегреться. В первом случае ничего бы не получилось, к тому же пришлось бы менять котел, ведь отскрести затвердевшее стекло было бы уже невозможно, а во втором случае, изделие вышло бы излишне хрупким и ломким.

Хозяин идет! – крикнул кто-то из рабочих, и стеклодувы утроили свои усилия. Нидриг тоже старательно засуетился у своего котла. В общем-то, его работа уже закончилась, но нужно же было показать хозяину, что он прилежный работник.
Хозяин посещал свою фабрику несколько раз в неделю. Он строго следил за работой своих подчиненных, и если ему казалось, что кто-то ненадлежащим образом выполняет свою работу, нерадивый работник тут же рисковал быть уволенным. Благо, желающих получить работу хватало.
В этот раз он пришел не один, а в сопровождении красивой девушки. Нидриг не заметил хозяина, потому что все его внимание было сконцентрировано на прекрасной спутнице фабриканта.
- Кто она? – шепотом спросил Нидриг одного из рабочих.
- Ты что, Нидриг? – удивился тот. – Это ведь Иниталь, дочь хозяина. Как же ты мог забыть ее, ведь когда вы были детьми, вы были так дружны! Хотя, честно говоря, с тех пор она очень изменилась, настоящая красавица!
Нидриг изумленно смотрел на девушку. Неужели эта утонченная красавица и есть та самая озорная девчонка, которую он так любил дергать за косы! А она носилась за ним, и посыпала его песком.
- Она вряд ли помнит меня, - думал Нидриг. – А если и помнит, то даже здороваться не будет. Ведь она богата, а я беден! А ведь в детстве мы совсем не думали, что нас разделяет такая глубокая пропасть.

Когда Нидриг был ребенком, он часто бывал на стекольной фабрике, где работал его отец. Хозяин приходил со своей дочерью, и не обращал внимания на то, как она веселится с Нидригом. Прошло время, девочку отдали в школу при монастыре, и она перестала приходить на фабрику. Нидриг же, повзрослев, занял место своего отца, который к тому времени уже не в состоянии был работать, и стал единственным кормильцем в семье. Денег хватало едва, чтобы прокормить семью, но на большее он и не мог рассчитывать.

Здравствуй, Нидриг, услышал он мелодичный голос Иниталь, и поднял глаза на девушку. – Ты помнишь меня?
- Я не забывал о тебе ни на минуту, - сказал Нидриг, и это была сущая правда. – Ты стала еще прекраснее.
- Спасибо, - она улыбнулась. – Тебя тоже не узнать, - ты просто видный жених теперь!
- Мне некогда думать о невестах, главное работа, - буркнул Нидриг.
- Что за болтовня на рабочем месте! – сурово окрикнул юношу хозяин.
- Отец, это же Нидриг! – вмешалась Иниталь. - Помнишь, я так весело играла с ним, когда мы были детьми?
- Но сейчас вы давно уже не дети, - хмуро сказал хозяин фабрики. – Теперь у вас ничего нет общего, кроме воспоминаний, и давно уже пора позабыть детские глупости. Не отвлекай его от работы.
Он развернулся и пошел прочь, показывая, что разговор закончен.
- Я еще приду! – шепнула Иниталь юноше, и поспешила за отцом.

Последний час своей смены Нидриг провел как во сне. Перед глазами все время стоял образ Иниталь, прекрасной гордой девушки, то вдруг захлестывали воспоминания детства, и Нидриг видел перед собой озорную девчонку, с торчащими в разные сторонами косичками. Как-то он признался ей в любви, и неумело поцеловал в нежную щеку, а она обозвала его глупым, и влепила затрещину. Нидриг тихо рассмеялся, вспоминая, что чувствовал себя тогда полным идиотом. Ведь ему казалось, что все было настолько серьезно! Он обиделся на Иниталь, и даже не разговаривал с ней два дня, а потом, все как-то забылось.
Рабочий день закончился, и Нидриг поспешил домой. Засыпал он с мыслями об Иниталь.

На следующий день девушка пришла на фабрику без отца. Нидриг усердно растапливал котел, стараясь скрыть охватившее его смущение, а Иниталь заворожено глядела, как булькает в котле раскаленное стекло.
- А помнишь, - сказала она, - мы вот так же сидели и смотрели на стекло, а твой отец, точно как ты сейчас, подкладывал дрова в огонь и рассказывал нам интересные истории.
- Я все помню, - сказал Нидриг. – Он говорил, что расплавленное стекло подобно нашей кипящей жизни, а затвердевший бокал – это память о нас. И когда он разбивается, нас забывают. Но все больше и больше появляется новых бокалов. Жаль, что простые люди не могут купить себе посуду из стекла, только лишь глиняную.
- Твой отец говорил, что придет время, и каждый человек на земле будет иметь стеклянную посуду, и стоить она будет совсем недорого. Он говорил, что для этого и работает.
- Да, - вздохнул Нидриг, - он не жалел себя. А ты, правда, веришь, что даже бедняк когда-нибудь сможет купить себе чашку из настоящего стекла?
Девушка пожала плечами.
- Кто знает! Я всегда верила твоему отцу.
- А ты помнишь, как сыпала мне песок за шиворот? – лукаво спросил Нидриг.
- А ты весело фыркал, пытаясь отряхнуться, - рассмеялась Иниталь.
Она зачерпнула песок из огромного ящика в свою ладонь, и он золотой лентой заструился сквозь ее тонкие пальцы обратно в ящик.
- Твой отец говорил, что людей на свете столько же, сколько песчинок в этой куче, - задумчиво произнесла она, разглядывая песчинки. – Неужели так много?
Она резко отряхнула руки.
- Я уж подумал, ты снова осыплешь меня песком! – весело сказал Нидриг.
- Нет уж! Ты снова будешь дергать меня за косы, а ты теперь вон какой сильный!
Они рассмеялись.
- А ты помнишь, как поцеловал меня? – неожиданно спросила Иниталь.
- Я бы и сейчас повторил это, - сказал Нидриг, поражаясь невесть откуда взявшейся смелости.
Иниталь покраснела и убежала.
“Я полный идиот!” – вынес себе приговор Нидриг. – “Я обидел ее, она больше не придет”.

Но, спустя день, Иниталь пришла снова, и приходила каждый день. Они говорили о самых разных вещах, то вспоминали снова детство, то принимались фантазировать о том, каким будет будущее, или просто молчали, глядя как плавится стекло в котле и потрескивает огонь. Им было просто хорошо вместе.
Нидриг с каждым днем ловил себя на мысли, что с нетерпением ждет прихода девушки. Очень скоро у него пропал аппетит, началась бессонница, а мысли в голове сами собой стали слагаться в рифмы. Нидриг понял, что по-настоящему влюбился. “В одном старуха точно была права”, думал он. “Любовь я встретил”.
Он стоял у своего котла, и в перерывах между работой, когда никто не видел, писал на клочке бумаги стихи для своей Иниталь.
“Она самая прекрасная девушка на всей земле!” – думал он. “Но что ей нужно здесь, на фабрике? Она живет в роскоши, у нее много богатых кавалеров. Почему же она приходит сюда? Неужели ей так интересен процесс варки стекла?”
- Глупый, она к тебе приходит!
Нидриг вздрогнул и покраснел, услышав за спиной голос одного из рабочих. Бедный юноша не заметил, как начал рассуждать вслух.
- Еще чего! – недовольно буркнул смущенный Нидриг. – И нечего подслушивать, в конце концов!
- Работать, а не болтать! – осадил всех вошедший в цех хозяин.
Дочери с ним не было.
- Это что такое? – хозяин бесцеремонно выдернул из кармана Нидрига сложенный лист бумаги.
- Отдайте! – крикнул Нидриг.
Хозяин не обратил на него внимания, и стал читать:

Когда города устают,
И улицы тихо пустеют,
Я слышу как гимны поют
Во славу моей королевы.
Неслышимые голоса,
Невидимые почитатели:
То звезды, луна, небеса,
Крупицы от лика Создателя.

Это ты для моей дочери стишки пишешь, нищий?!
Нидриг стоял ни жив, ни мертв, не в силах ответить что-либо.
- С чего вы взяли, ваша милость! – вступился за парня тот самый рабочий. – Он посвятил стихи жене нашего славного монарха. Или ваша дочь за короля уже замуж вышла? Извините, не знал. Примите поздравления!
Стекольщики засмеялись.
- Молчать! – рявкнул на них фабрикант.
Он подошел к Нидригу вплотную и гневно произнес:
- Мне не нравится, что моя дочь проводит здесь слишком много времени!
- А я здесь причем? – обретя дар речи спросил Нидриг.
- А при том, что лишишься работы, если это повторится! С дочерью я уже поговорил. Я не для того отдавал ее обучаться в элитный пансион, чтобы чтобы она потом общалась с необразованным рабочим! Пора осознать свое место, парень. Где ты, а где она! Тебе никогда не стать равным моей дочери, запомни это. Никогда! С завтрашнего дня ты будешь работать в ночную смену, так будет лучше.
Хозяин резко развернулся и вышел. Нидриг стоял не шелохнувшись и тупо глядел на закрывшуюся за фабрикантом дверь. Он чувствовал себя совершенно разбитым и втоптанным в грязь.
- Эй, парень, не бери в голову! – сказал рабочий, и дружески хлопнул его по плечу. – Ты еще покажешь себя, я уверен. А девицу эту забудь, так будет лучше и для нее, и для тебя.
- Посмотрим, - тихо сказал Нидриг.

С тех пор Нидриг стал работать по ночам. Нельзя сказать, будто бы это было тяжело для него, он привык отсыпаться днем. Гораздо сложнее он переживал разлуку с Иниталь. Через несколько дней тоска настолько захлестнула Нидрига, что он решился на отчаянный шаг.
Ранним утром после работы он отправился в город, где без труда нашел роскошный особняк своего хозяина. Он пробрался в сад, и к своей величайшей радости увидил Иниталь. Она поливала цветы и пела грустную песню.

То был июль. Жара и зной.
В пустом саду совсем одна
Роза цвела.
Ее печальной красотой
Пленялись солнце и луна,
Белым бела.
В честь ее аромата
Ветер пел серенады,
Бабочки и стрекозы,
Ласточки и скворцы.
День все длиннее,
Зной все сильнее.
Роза поникла,
Слишком уж сильно
Солнце палило. В такой жаркий день
Розе нужна благодатная тень,
Дождь чтоб ее лепестки оросил.
Роза лишалась сил.

То был июль. Жара и зной.
Смертельный зной
Для розы той.

Нидриг так заслушался, что чуть было не упустил ее, - девушка направилась к дому.
- Иниталь! – окликнул ее Нидриг.
Девушка вздрогнула и обернулась.
- Нидриг?
- Я очень хотел увидеть тебя, - Нидриг вышел из кустов, скрывавших его.
- Я так рада, что ты здесь! – сказала Иниталь. – Я очень скучала по тебе. Отец запретил видеться с тобой, пригрозив, что иначе прогонит тебя с работы.
- Зачем мне работа, если… - Нидриг замолчал.
Он взял девушку за руку, и заглянув в ее глаза, спросил:
- Ты помнишь, когда мы были детьми, я сказал, что люблю тебя?
- Я все помню, - сказала Иниталь, опустив глаза.
- Я люблю тебя.
- Я тоже, - прошептала девушка.
Нидриг глубоко вздохнул, пытаясь сдержать охватившее его ликование. Он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете.
- Я пришел просить твоей руки, - сказал он.
- Но отец никогда не выдаст меня за тебя, - вздохнула Иниталь. – Он прогонит тебя, лучше уходи! Будем встречаться втайне от него.
- Но я не хочу тайны! – воскликнул Нидриг. – Я хочу, чтобы все знали, как сильно я люблю тебя! Я скажу твоему отцу, что буду хорошо работать. Вдруг он все же согласится?
Он решительно направился к дому.
- Ты сошел с ума! – крикнула ему вдогонку Иниталь.

Как и следовало ожидать, хозяин стекольной фабрики был вне себя от бешенства.
- Ты так ничего и не понял? Ты не ровня моей дочери! Тебе даже в этом доме находиться не пристало! Ты чернь, голытьба! Ступай вон! И можешь готовиться к увольнению, пока я не подыщу тебе замену.
- Я так и знала, - печально прошептала Иниталь.
- Если ты, правда, любишь меня, - сказал Нидриг, когда хозяин не мог его слышать, - приходи сегодня ночью к церкви. Мы обвенчаемся тайно.
- Я люблю тебя. Я приду, - серьезно ответила девушка.

На все свои сбережения, скопленные за долгие годы работы, юноша купил два обручальных кольца из чистого золота, и поздней ночью, вдали от посторонних глаз, Нидриг и Иниталь обвенчались.
А потом он привел ее на стекольную фабрику. Котел со стеклом еще не успел остыть, и Нидриг подбросил новых дров в огонь. Стекло забурлило.
- Пусть никто, кроме нас двоих, никогда не узнает, что наша любовь скреплена священными узами, - торжественно сказал Нидриг. – Эту тайну мы доверим только стеклу.
И они сняли свои обручальные кольца, которые были на их руках всего около часа, и бросили их в кипящую смесь, которая с жадностью поглотила их.
- Я буду любить тебя всю жизнь! – сказала Иниталь.
- Я буду любить тебя вечность! – сказал Нидриг, и поцеловал ее.
- Мне пора! – спохватилась девушка. – Отец может заметить мое исчезновение. Прощай!
- Я провожу тебя, - сказал Нидриг. – Ночью лес может быть опасен.

Когда он вернулся, уже начинал брезжить рассвет. Пришли стеклодувы, а вслед за ними и хозяин.
- Я нашел тебе замену. Завтра можешь не приходить, - сказал тот.
Нидриг не успел ответить, как раздался изумленный крик одного из стеклодувов:
- Стекло! Не может быть! Оно стало красным!
Все сбежались смотреть на чудо. Хозяин с трудом протиснулся сквозь толпу рабочих, и, взяв в руки только что отлитый бокал, посмотрел сквозь него на свет. Стекло отливало цветом драгоценного рубина.
- Делать только самые изысканные формы! – хозяин лихорадочно отдавал распоряжения. – Один сервиз я отправлю самому королю! Рубиновое стекло! Никто в мире не производит этот цвет! Я буду сказочно богат! Но как это получилось? А?
Все посмотрели на Нидрига, который залился краской, неотличимой от цвета только что полученного стекла.
- Что ты добавил в стекло? – неестественно ласково спросил его хозяин.
Нидриг пристально посмотрел на него и ответил:
- Это мой секрет!
- Я заплачу тебе. И не уволю, - сказал хозяин, теряя терпение. - Говори!
- Вот мои условия, - спокойно сказал юноша. - Я хочу 60 процентов от прибыли, полученной от продажи рубинового стекла. За это каждый раз я буду делать его для вас. Но секрета не открою.
- Шестьдесят процентов? – хозяин побагровел. - Да ты, парень, рехнулся! Или забыл, с кем разговариваешь?!
- Хорошо, - невозмутимо ответил Нидриг. – Я пойду работать на другую фабрику. Уверен, мне будут очень рады.
- Десять процентов! – крикнул хозяин.
- Мне было очень приятно у вас работать, - сказал Нидриг, собирая свои вещи.
- Тридцать восемь! – выдавил фабрикант.
- До свидания! – через плечо бросил Нидриг, и направился к выходу.
- Согласен! - быстро сказал хозяин, и нехотя протянул ему руку.
- Ну вот и хорошо, - Нидриг улыбнулся, и договор был скреплен крепким рукопожатием, а затем оформлен на бумаге.
Хозяин не скрывал своего ликования. Да, парень оказался не прост, каким казался, но тех сорока процентов, которые ему доставались, хватило бы, чтобы покрыть всю прибыль, получаемую от продажи обычного стекла! Ведь теперь его клиентами станут самые богатые лорды, каждый из которых непременно захочет приобрести редчайшие изделия из рубинового стекла.
Уже спустя пару месяцев Нидриг стал самым богатым человеком в городе.
- Хозяин, - сказал как-то Нидриг, который по привычке называл отца Иниталь хозяином, хотя они давно уже стали равнозначными партнерами, - вы помните наш разговор по поводу вашей дочери?
- Я уж думал, ты забыл, – смутился фабрикант.
- Так что?
- Я почту за честь, если ты возьмешь ее в жены! - честно признался тот.
- Вот и славно! – ответил счастливый Нидриг.
И они сыграли великолепную свадьбу, Иниталь и Нидриг снова обвенчались, на этот раз уже официально. Когда молодожены выходили из церкви, в толпе зевак Нидриг заметил ту самую старуху, которая нагадала ему любовь и богатство. Он отстегнул от пояса свой тугой кошелек, набитый золотом, и протянул его нищей:
- Прости, что усомнился в твоем гадании.
- А я не гадалка, мальчик. Просто хотела, чтобы тебе было приятно. Ты сам сотворил свое счастье, - старуха засмеялась, и исчезла в толпе.

Через год у Иниталь и Нидрига родился замечательный сын, а когда он достиг совершеннолетия, Нидриг передал ему секрет рубинового стекла.
С тех пор, чтобы получить рубиновый цвет, в стекло всегда добавляют немного золота.

Кремлевские звезды - бренд, известный во всем мире. Их рубиновый цвет вспоминается в десятках песен и стихов, а образ безошибочно ассоциируется с российской столицей. Москва и кремлевские звезды прочно связаны друг с другом в сознании каждого россиянина.Однако мало кто задается вопросом, насколько сложно в производстве изделие, достойное украшать сердце России. Сейчас технологией и возможностями изготовления кремлевской звезды владеет едва ли не единственное предприятие в стране.«Звезда» побеседовала с заместителем директора НПК «Стекло» ОНПП «Технология» имени Ромашина Вячеславом Самсоновым. Именно этот научно-производственный комплекс владеет секретами производства кремлевских звезд.Как делали звезды до войны Кремлевские звезды не всегда изготавливались из рубинового стекла, изначально создатели думали производить их из драгоценных и полудрагоценных материалов. В 30-е годы были сделаны опытные образцы таких изделий, однако позже от идеи пришлось отказаться, поскольку с высоты сделанные из драгоценных камней звезды выглядели совсем невзрачно, рассказал Самсонов.

«В 37-м году сделали уже из рубинового стекла, однако попытка была неудачной, так как осветительный элемент - лампа накаливания, которая стоит и подсвечивает эти звезды. Она была видна через стекло. То есть не было такого эффекта, чтобы звезда горела, была видна сама лампа изнутри», - отметил заместитель директора НПК «Стекло».
Учтя ошибки, создатели исправили проект, добавив внутренний слой молочного стекла на расстоянии в два миллиметра от рубинового. Молочное стекло рассеяло свет лампы, и именно тогда звезды обрели знаменитое на весь мир рубиновое сияние.Как делали звезды после войны С 37-го по 47-й год на Кремле стояли звезды, произведенные на предприятии «Автостекло» в украинской Константиновке. После войны звезды надо было ремонтировать, и следующий вариант был создан на заводе «Красный май» в Вышнем Волочке. Там проект доработали, добавив демпферный слой из хрусталя, и технология производства кремлевской звезды приобрела современный вид.
«В Вышнем Волочке сделали другой вариант, рабочий. Это накладное стекло. Что такое накладное стекло? Набирается рубиновое красное, выдувается цилиндр из красного стекла, и тут же из второй печи, которая рядом, на него набирается хрустальное стекло, бесцветное. И сверху еще третий слой, это уже опаловое, или молочное стекло. Вот такой сэндвич из трех слоев. Из него и сделали звезды, эти звезды себя хорошо зарекомендовали», - поделился Вячеслав Самсонов.
Созданные таким образом звезды стоят на Кремле уже около 70 лет. Они оказались очень прочными, демпферный слой и усовершенствованная технология сыграли свою роль. Однако время берет свое, и кремлевские звезды рано или поздно придется менять. В частности, уже сейчас требует замены звезда на Троицкой башне.Как делают звезды сейчас По словам Самсонова, сотрудники ФСО обращались к его предприятию по этому поводу. Предприятие занимается всеми видами стекла, нужного для производства кремлевской звезды, и обладает необходимыми компетенциями. Не хватает только многогоршковой печи, но о ней НПК «Стекло» уже договорилось со стекольным предприятием из Гусь-Хрустального. Сотрудники ФСО объехали всю страну, утверждает Самсонов, и только его НПК совместно с Гусь-Хрустальным сможет произвести настоящие кремлевские звезды.
Сложность производства не в последнюю очередь заключается в сложном химическом составе стекол. Самое сложное из них - рубиновое, оно содержит около десяти различных элементов.
«Получить их (рубиновые стекла - прим. ред.) сложно. Они содержат по составу порядка десяти элементов, кварцевый песок, сода, цинковые белила и борная кислота… в качестве красителя используется селен металлический и углекислый кадмий, которые в определенных пропорциях дают такую насыщенность цвета. Селеновые стекла варить очень тяжело, это очень летучий материал, если температурные режимы ушли, то он может потемнеть, стать светлым или вообще улетучиться», - рассказал Самсонов.
Несмотря на сложность производственного процесса, заместитель директора уверен, что созданные его НПК звезды смогут простоять не менее 50 лет. При составлении сметы сотрудники даже не закладывали прибылей, поскольку собрать на своем предприятии звезды, на которые еще 50 лет будет смотреть вся страна, само по себе стоит дорогого.

Осенью 1935 года было приказано долго жить последнему символу русской монархии - двуглавым орлам на кремлевских башнях. Вместо них были установлены пятиконечные звёзды.

Символика

Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, он знал, что звезда, пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов. Символом нового государства вполне могла стать и свастика, культ которой был очень силен в России начала XX века. Свастика была изображена на "керенках", свастики рисовала на стене Ипатьевского дома императрица Александра Фёдоровна перед расстрелом, но почти единоличным решением Троцкого большевики остановились на пятиконечной звезде. История XX века ещё покажет, что "звезда" сильнее "свастики"... Звёзды засияли и над Кремлем, сменив двуглавых орлов.

Техника

Водрузить тысячекиллограммовые звёзды на башни Кремля было делом непростым. Загвоздка была в том, что подходящей техники в 1935 году просто не было. Высота самой низкой башни, Боровицкой, 52 метра, самой высокой, Троицкой - 72. Башенных кранов такой высоты в стране не было, но для русских инженеров не существует слова "нет", существует слово "надо". Специалисты Стальпроммеханизации спроектировали и построили для каждой башни специальный кран, который мог устанавливаться на ее верхнем ярусе. У основания шатра через башенное окно монтировалось металлическое основание - консоль. На ней собирали подъемный кран. Так, в несколько этапов, проводился сначала демонтаж двуглавых орлов, а затем водружение звёзд.

Реконструкция башен

Вес каждой из звезд Кремля доходил до тонны. Учитывая высоту, на которой они должны были расположиться и парусную поверхность каждой звезды (6,3 кв.м.), существовала опасность того, что звёзды попросту вырвет вместе с верхушками башен. Башни решено было проверить на стойкость. Не зря: верхние перекрытия сводов башен и их шатры пришли в ветхое состояние. Строители усилили кирпичную кладку верхних этажей всех башен, в шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен дополнительно ввели металлические связи. Шатер Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось сооружать заново.

Такие разные и вертятся

Делать одинаковые звёзды не стали. Четыре звезды отличались друг от друга художественным оформлением. На гранях звезды Спасской башни были исходящие от центра лучи. На звезде Троицкой башни лучи были сделаны в виде колосьев. Звезда Боровицкой башни представляла собой два контура, вписанных один в другой, а лучи звезды Никольской башни рисунка не имели. Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра. Звёзды - это хорошо, но крутящиеся звёзды - вдвойне хорошо. Москва большая, людей много, всем надо видеть кремлевские звезды. В основание каждой звезды установили специальные подшипники, изготовленные на Первом подшипниковом заводе. Благодаря этому, несмотря на значительный вес, звезды могли легко вращаться, поворачиваясь "лицом" к ветру. По расположению звезд, таким образом, можно судить о том, откуда ветер дует.

Парк Горького

Установка кремлевских звезд стала для Москвы настоящим праздником. Звёзды не стали везти под покровом ночи на Красную площадь. За день до водружения на башни Кремля звёзды выставили на обозрение в Парке им. Горького. Вместе с простыми смертными на звезды приехали посмотреть секретари городского и районных ВКП(б), в свете прожекторов сверкали уральские самоцветы и искрились лучи звёзд. Орлов, снятых с башен, установили здесь же, наглядно демонстрируя ветхость "старого" и красоту "нового" мира.

Рубин

Кремлевские звёзды не всегда были рубиновыми. Первые звёзды, установленные в октябре 1935 года были из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, сверкали выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота. Драгоценные камни через год потускнели, да и звезды были слишком большими, и плохо вписывались в архитектурный ансамбль. В мае 1937 года было решено установить новые звезды - светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна - Водовзводная. Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология - «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен - это и дешевле, и цвет глубже.

Лампы

Кремлевские звёзды не только вертятся, но и светятся. Чтобы избегать перегрева и повреждения, через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час. Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех - на Спасской, Никольской и Троицкой башнях - 5000 ватт, и 3700 ватт - на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут. За всю историю звезды гасли два раза. Один раз - во время войны, второй - во время съемок "Сибирского цирюльника".

Такой замечательный рассказ о Кремлевских звездах, и заводе на котором они были изготовлены, их стеклянная часть, если точнее, написал Михаил Летуев - nord_traveller . Из-за небольшой неразберихи, и глюка в ЖЖ, авторство сначала было указано неправильно. Теперь исправляю. Вот ссылка на оригинальный пост - Часть 1. О звёздах кремлёвских замолвите слово . А есть еще продолжение, не менее интересное - Часть 2. Пока ещё не поздно нам сделать остановку? .

Тверская обл. г.Вышний Волочек пос. Красный май, Стекольный завод - где были сделаны Кремлёвские звёзды.


Наступивший год мог бы быть отмечен двумя датами – пусть не юбилейными, но по-своему знаменательными: 157-летием с момента основания под Вышним Волочком химического завода и 87-летием с того дня, как этот завод получил последнее своё имя, под которым его все знают – «Красный Май». Знали. Сегодня вместо уникального предприятия, известного когда-то своим хрусталём, одни руины. Впрочем, есть и круглая дата – ровно 70 лет назад над Московским Кремлём засияли звёзды из стекла, изготовленного на «Красном Мае». Когда-то завод был знаменит в масштабах всего СССР. Ещё бы! «Над всей страной сияют кремлёвские звёзды, сделанные руками красномайских мастеров», - читаю путеводитель 1988 года. Конечно, не целиком: рубиновые навершия шпилей башен – это сложное инженерное сооружение, над созданием которого трудились десятки предприятий и НИИ. Но изготовленное на «Красном Мае» многослойное стекло – далеко не последняя часть этого сооружения. Потому слова почти тридцатилетней давности, несмотря на пафос, близки к истине. А что осталось от той гордости? Разрушенные цеха, которые вряд ли уже когда отстроят. Да музей, что выживает на одном лишь честном слове. В нескольких километрах от Вышнего Волочка в сторону Петербурга находится посёлок Красномайский. Правда, местные жители его так не называют, данный топоним существует лишь в официальных документах. «Поеду на Красный Май», «Живу на Красном Мае», - говоря так, люди имеют в виду именно посёлок, а не завод. В середине XIX века здесь была деревня Ключино, где в 1859 году и возник будущий флагман стекольной промышленности. Сначала как химический. У первого его владельца – титулярного советника Самарина – на дальнейшее развитие производства не хватило средств, и спустя три года завод был выкуплен купцом второй гильдии Андреем Болотиным, который вскоре построил на его месте стекольный. Позже он основал ещё один завод на территории нынешнего Вышневолоцкого района – Борисовский (ныне – ОАО «Медстекло Борисовское»). Первая стекловаренная печь на Ключинском заводе была запущена купцом и основателем династии стеклоделов Болотиных в 1873 году. Также на средства владельцев завода был выстроен вполне благоустроенный по меркам того времени рабочий посёлок.


К началу XX столетия Ключинский завод производил стеклянную аптекарскую, столовую и кондитерскую посуду, керосиновые лампы, плафоны, выполняя заказы едва ли не со всех концов империи. Вскоре грянула Октябрьская революция, завод был национализирован и в 1929 году получил название «Красный Май». Вокруг предприятия вырос посёлок на 5 тысяч жителей с больницей, школой, музыкальной школой, ПТУ, готовившем помимо специалистов-стеклоделов, трактористов и автослесарей. О «Красном Мае» много писали в областной и центральной прессе. Вспомним, о чём тогда рассказывали газеты и журналы и сравним всё это с нынешними остатками былого величия.«Когда смотришь на кремлёвские звёзды, кажется, будто они испокон века венчают остроконечные башни: до того органичен их пламень в единстве с прекрасным памятником русского зодчества, до того естественная в нашем сознании неразрывность двух символов – сердце Родины и пятиконечная звезда» («Правда», 1985 г.). Так уж повелось, что мы говорим «Красный Май», а подразумеваем пять рубиновых наверший. И наоборот. Поэтому и начать свой рассказ мне хочется именно с этой страницы. Тем более, что вышневолоцкие звёзды, и ныне украшающие Спасскую, Никольскую, Боровицкую, Троицкую и, Водовзводную башни Кремля, были не первыми.Впервые пятиконечные звёзды сменили символ самодержавной России – двуглавых орлов – осенью 1935 года. Они были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди, в центре каждой звезды был выложен позолоченный серп и молот. Однако первые звёзды недолго украшали кремлёвские башни. Во-первых, быстро потускнели под воздействием атмосферных осадков, во-вторых, в общей композиции Кремля смотрелись довольно нелепо и нарушали архитектурный ансамбль. Поэтому было принято решение установить рубиновые светящиеся звёзды.


Новые навершия появились 2 ноября 1937-го. Каждая из них могла вращаться наподобие флюгера и имела каркас в виде многогранной пирамиды. Заказ на изготовление рубинового стекла получил завод «Автостекло» в городе Константиновка на Донбассе. Оно должно было пропускать красные лучи определённой длины волн, быть механически прочным, устойчивым к резким перепадам температуры, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Остекленение звёзд было двойным: внутренний слой состоял из молочного (матового, глухого белого) стекла толщиной в 2 мм, благодаря которому свет от лампы рассеивался равномерно по всей поверхности, и наружный – из рубинового 6-7 мм. Вес каждой звезды составлял около тонны, площадь поверхности – от 8 до 9 квадратных метров.


Во время Великой Отечественной войны звёзды погасили и зачехлили. Когда уже после Победы их вновь открыли, на рубиновой поверхности обнаружились множественные трещины и следы от осколков снарядов. Необходима была реставрация. На это раз варить стекло поручили Вышневолоцкому заводу «Красный Май». Здешние мастера сделали его четырёхслойным: внизу прозрачный хрусталь, затем матовое стекло, снова хрустальное и, наконец, рубиновое. Это нужно, чтобы звезда и днём при солнечном свете, и ночью, подсвеченная изнутри, была одного цвета. «Рубиновые звёзды, изготовленные на Константиновском заводе, не выполнили задачу, которую поставили конструкторы. Двойной слой стекла – молочного и рубинового – не давал возможности сохранить яркий цвет звёзд. Между слоями набивалась пыль. А многослойное стекло к тому времени вырабатывали, по-моему, только на «Красном Мае» («Калининская правда», 1987 г.). «Думаю, что читателям будет интересно узнать, как делались опытные образцы звёздного стекла. На изготовление многослойного рубина только для одной звезды потребовалось 32 тонны высококачественного люберецкого песка, 3 тонны цинковых муфельных белил, 1.5 тонны борной кислоты, 16 тонн кальцинированной соды, 3 тонны поташа, 1.5 тонны калиевой селитры» («Юность», 1981 г.). Засияли обновлённые звёзды в 1946 году. И сияют до сих пор, несмотря на призывы некоторых общественников вновь заменить их орлами. Следующая реконструкция рубиновых «светил» была в 1974-м, и вновь в ней участвовали красномайские мастера. Несмотря на имеющийся опыт, технологию варки пришлось создавать, что называется, с нуля: архивные документы, по которым можно было восстановить «рецептуру», не сохранились.


Надо сказать, что в 2010 году про 75-летие первых Кремлёвских звёзд много писали в центральных СМИ, а про вклад «Красного Мая» ни разу нигде не упомянули. Ни в 1996-м, когда завод ещё худо-бедно, но работал, несмотря на то, что зарплату там стали уже выдавать вазами и фужерами. Ни в 2006-м – хотя бы вдогонку уже ушедшему поезду…


«Вчера с Вышневолоцкого завода «Красный Май» отправлена партия деталей из бесцветного и молочного стекла для осветительных приборов Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Нелегко было мастерам-стеклоделам повторять причудливые формы старинных люстр и бра, которые вот уже более ста лет освещают залы этого музыкального учебного заведения» (Калининская правда, 1983 г.). «Несколько лет назад мастера Вышневолоцкого стекольного завода «Красный Май» по просьбе болгарских друзей изготовили рубиновое стекло для мемориала дружбы, построенного на знаменитой Шипке. И вот новый заказ из Болгарии – сделать четырёхслойное стекло для звезды, которая будет венчать Дом партии в Софии. Исполнить экспортный заказ поручено бригадам мастеров Н. Ермакова, А. Кузнецова, Н. Насонова и А. Бобовникова» («Правда», 1986 г.). «Красивый посёлок-сад с асфальтированными дорогами, благоустроенными домами-коттеджами, клубом, школой и другими общественными зданиями, с заводом-садом в центре, откуда по всему миру расходятся изделия почти двух тысяч наименований» («Калининская правда», 1959 г.). «Вчера в ГПТУ-24 Вышневолоцкого завода «Красный Май» пришло из Москвы радостное сообщение. Постановлением Главвыставкома ВДНХ СССР за разработку и участие в изготовлении ваз «Юбилейная» и «Кубок», представленных на Всесоюзный смотр художественных работ профтехучилищ, бронзовыми медалями награждены мастера производственного обучения Т. Орлова и Т. Шамрина. А учащиеся Ирина Ярош и Эдуард Ведерников удостоены медали «Юный участник ВДНХ СССР» («Калининская правда», 1983 г.). Для сравнения. Посёлок-сад – обычный окраинный посёлок, каких тысячи. Вроде не заброшенный, но и на ухоженность тоже никакого намёка. Дома-коттеджи – это, видимо, деревянные двухэтажные бараки до сих пор с выгребными ямами. Завод-сад нынче – возвышающиеся над развалинами цехов трубы, ржавая доска почета, словно призрак из прошлого. На самой территории – какой-то мелкий бизнес: авторемонт, склады. В бывших заводских помещениях даже старой мебели не осталось, только кучи строительного мусора. Железнодорожная ветка, за исключением нескольких участков, практически полностью демонтирована. ГПТУ тоже идёт «в ногу со временем». Ещё в середине нулевых там закрыли специальность тракториста-машиниста – когда-то наиболее популярную среди подростков. Да и в жизни не самую бесперспективную. Неужели нет больше потребности в трактористах? Выдувальщиков и шлифовщиков стеклоизделий тоже, понятное дело, нет.«Несложное, казалось бы, изделие – стакан, но его изготовление требует большого мастерства. Таким мастерством в совершенстве владеют стеклоделы Вышневолоцкого завода «Красный Май». Выпускаемым здесь миллионными «тиражами» двум видам стаканов присвоен государственный Знак качества. Такой же высокой оценки удостоены ваза для ягод, розетка для варенья, пепельница из сульфидно-цинкового стекла» («Советская Россия», 1975 г.). В цехах завода, к слову сказать, третьего по величине после подобных в Гусь-Хрустальном и Дятьково, производились не только хрустальные изделия и рубиновые звёзды.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png