Галиева Суфия Мансуровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кунгерская СОШ"
Населённый пункт: Атнинский район Республики Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Литературный тест по сказкам А.С. Пушкина для 3-4 классов"
Дата публикации: 20.12.2015
Раздел: начальное образование


Литературный тест по сказкам А.С. Пушкина для 3-4 классов.
1. Каким фруктом отравился царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? А) Яблоко Б) Груша В) Лимон 2.В какой сказке Пушкина «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?» А) Сказка о Царе и Салтане Б) Руслан и Людмила В) Сказка о рыбаке и рыбке 3.Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? А) Соколко Б) Шарик В) Орел 4.Какая сказка заканчивается словами «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? А) Сказка о Царе и Салтане Б) Сказка о золотом петушке В) Сказка о рыбаке и рыбке 5. В кого превращала Лебедь князя Гвидона? А) Комар, муха, шмель Б) Комар, бабочка, пчела В) Муха, бабочка, пчела 6. Где встретились поп и Балда? А) На базаре Б) На улице В) На поле 7. Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? А) 20 лет и 2 года Б) 40 лет и 4 года В) 30 лет и 3 года
8. Сколько раз закидывал старик невод в море? А) 4 раза Б) 3 раза В) 5 раз 9. Чем угрожала злая царица Чернавке? А) Палкой Б) Рогаткой В) Ножом 10 Верный сторож царя Дадона. А) Петушок Б) Гусь В) Утёнок ОТВЕТЫ Литературный тест по сказкам А.С. Пушкина 1. Каким фруктом отравился царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
А) Яблоко
Б) Груша В) Лимон 2.В какой сказке Пушкина «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?»
А) Сказка о Царе и Салтане
Б) Руслан и Людмила В) Сказка о рыбаке и рыбке 3.Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей?
А) Соколко
Б) Шарик В) Орел 4.Какая сказка заканчивается словами «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? А) Сказка о Царе и Салтане
Б) Сказка о золотом петушке
В) Сказка о рыбаке и рыбке
5. В кого превращала Лебедь князя Гвидона?
А) Комар, муха, шмель
Б) Комар, бабочка, пчела В) Муха, бабочка, пчела 6. Где встретились поп и Балда?
А) На базаре
Б) На улице В) На поле 7. Сколько лет жили в ветхой землянке старик со старухой? А) 20 лет и 2 года Б) 40 лет и 4 года
В) 30 лет и 3 года
8. Сколько раз закидывал старик невод в море? А) 4 раза
Б) 3 раза
В) 5 раз 9. Чем угрожала злая царица Чернавке? А) Палкой
Б) Рогаткой
В) Ножом 10 Верный сторож царя Дадона.
А) Петушок
Б) Гусь В) Утёнок Составила:Учительница начальных классов МБОУ «Кунгерская СОШ» Галиева Суфия Мансуровна.

ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 1

1.Укажи значение слова «светлица».

Открытая веранда - светлая парадная комната в доме - спальня

2. Что хотела сделать первая девица, если бы стала царицей?

3. Что хотела сделать вторая девица, если бы стала царицей?

На весь мир наткать полотна - во всём слушаться царя

Помогать царю управлять страной - родить богатыря

Устроить пир на весь крещёный мир

4. Что хотела сделать третья девица, если бы стала царицей?

На весь мир наткать полотна - во всём слушаться царя

Помогать царю управлять страной - родить богатыря

Устроить пир на весь крещёный мир

5. Кем царь Салтан сделал старшую сестру?

6. Кем царь Салтан сделал среднюю сестру?

Царицей - поварихой - ткачихой - нянькой

7. Кем царь Салтан сделал младшую сестру?

Царицей - поварихой - ткачихой - нянькой

8. Кто кому стал завидовать?

Старшая и средняя сестра – младшей - младшая и средняя – старшей

Младшая – старшей и средней - старшая – младшей и средней

9.Куда уехал царь Салтан?

На охоту - в путешествие - на войну

10. Укажи значение слова «аршин».

Старинная русская мера длины, равная 71 см

Старинная русская мера длины, равная 107 см

Старинная русская мера веса, равная 3 кг 450 г

Старинная русская мера веса, равная 4 кг 273 г

11. О чём хотела царица сообщить мужу в своём послании?

Что у неё всё по-прежнему - что она родила богатыря

Что она родила неведому зверюшку - что её обижают сёстры

12. Каким посланием было заменено её письмо?

Что царица болеет - что царица родила неведому зверюшку

Что у царицы всё хорошо - что царица злая и неблагодарная

13. Укажи значение слова «грамота» (в этом тексте).

Письмо - официальный документ - ложное, обманное письмо

14. Укажи значение слова «указ».

Приказ - письмо, где указано, как надо действовать

Постановление верховного органа власти, имеющее силу закона

15. Какой ответ отправил царь Салтан?

Бросить царицу и ребёнка в воду - ждать его возвращения

Наказать ткачиху и повариху

16. Что произошло с царским посланием?

Оно было заменено на другое - оно было доставлено по назначению

Вообще не было доставлено никакого послания

17. Кто посадил царицу и ребёнка в бочку и бросил в воду?

Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха - царь - бояре - витязи

18. Куда вынесла волна царицу и сына?

На берег соседней страны - принесла обратно

На необитаемый остров - на остров, где был большой город

19. Какое оружие сделал себе царевич?

Копьё - томагавк - бумеранг - дубину - лук

20. Укажи значение слова «лук» (в этом тексте).

Старинное колющее или метательное оружие на древке

Оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой

Ударное метательное оружие у индейцев Северной Америки

21. Укажи значение слова «зыбь».

Лёгкая волна - высокая волна - воздушный поток

22. Кого юноша увидел на острове?

Чайку и ворона - лебедя и ястреба - лебедя и коршуна

Утку и селезня - утку и орла

23. Что он сделал?

Убил ястреба - убил коршуна - убил ворона

Убил орла - убил селезня

24. Укажи значение слова «клёв».

Гортанный крик - коготь - клюв

25. Укажи значение слова «чародей».

Злой человек - колдун - главный колдун - царь, умеющий колдовать

26. Что сказала царевичу лебедь?

Зря ты это сделал - ты убил чародея и спас девицу

Ты убил очень злую птицу

27. Укажи значение слова «маковка» (церкви).

Купол церкви - колокольня - крест на куполе церкви

28. Укажи значение слова «град».

Город - крепость - монастырь

29. Что увидели царица с сыном на следующее утро?

Роскошный завтрак - россыпь драгоценных камней

Прекрасный город - тридцать трёх богатырей

30. Кем стал царевич?

Царём - князем - королём - принцем

31. Укажи значение слова «колымага».

Большая телега - небольшая крытая повозка - большая старинная карета

32. Укажи значение слова «двор» (в этом тексте).

Придворные, ближайшие к царю или князю люди

Площадь вокруг царских или княжеских палат - царские или княжеские палаты

Фамилия, имя ______________________________________________

ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 2

1. Кто прибыл к царевичу в гости?

Другие царевичи - странствующие рыцари - купцы - крестьяне

2. Чему юноша опечалился?

Его обидели гости - он не был доволен своим городом

Он хотел видеть отца - он хотел видеть всех своих родственников

3. В кого в первый раз превратился Гвидон?

4. Укажи значение слова «престол».

Трон царя или князя - большое красивое кресло

Возвышение со ступеньками в большом помещении

5. Объясни значение выражения «привальный остров».

Остров, на котором живут люди

Остров, к которому можно пристать кораблю

Остров, мимо которого опасно проплывать

6. Укажи значение слова «терем».

Высокая укреплённая башня - княжеский дворец

В Древней Руси: жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни

7. Укажи значение слова «изумруд».

Слиток золота - украшение - драгоценный камень

8. О чём рассказывали царю корабельщики?

О белке с золотыми орешками - об острове Гвидона

О своих приключениях - о коне златогривом

9. Чего захотел царь?

Получить белку с золотыми орешками - посетить остров Гвидона

Познакомиться с тридцатью тремя богатырями - пуститься в странствие

Получить коня златогривого

10. О чём рассказала повариха?

О белке с золотыми орешками - о Сивке-бурке - о Красной Шапочке

11. Зачем?

12. Что сделал князь Гвидон?

Укусил повариху в нос - укусил повариху в глаз - укусил царя в бровь

13. Объясни значение выражения «в свой удел».

В свой срок - в свои владения - на свою беду

14. Почему он снова опечалился?

Захотел помириться с отцом

15. Кого привела князю лебедь в первый раз?

16. Укажи значение слова «дьяк».

Стражник в Древней Руси - чиновник в Древней Руси

Вельможа в Древней Руси

17. Кто прибыл в гости к князю во второй раз?

Другие царевичи - царь Салтан - царь Дадон - купцы

18. В кого во второй раз превратился Гвидон?

В муху - в шмеля - в комара - в пчелу - в осу

19. Укажи значение слова «булат».

Сталь, меч из этой стали - дорогая ткань, одежда из этой ткани

Драгоценный камень, украшение из этого камня

20. О чём рассказали корабельщики царю?

О коне златогривом - о тридцати трёх богатырях

21. Чего захотел царь?

22. О чём рассказала ткачиха?

О прекрасной царевне - о тридцати трёх богатырях

О белке с золотыми орешками - о Сивке-бурке - о сестрице Алёнушке

23. Зачем?

Чтобы потешить царя - чтобы он не отправился путешествовать

Чтобы он не поехал к Гвидону - чтобы он прогнал гостей

24. Что сделал князь Гвидон?

Укусил ткачиху в нос - укусил ткачиху в глаз - укусил царя в бровь

25. Укажи значение слова «восвояси».

Прочь - домой, к себе - как можно дальше

26. Почему он снова опечалился?

Захотел получить белку с золотыми орешками

Захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря

Захотел получить в жёны прекрасную царевну

Захотел помириться с отцом

Захотел побывать в дальних странах

Захотел увеличить свои владения

27. Кого привела князю лебедь во второй раз?

Коня златогривого - серого волка - белку

Тридцать трёх богатырей - прекрасную царевну

28. Укажи значение слова «витязь».

Воин - богатырь - стражник - волшебник

29. Укажи значение слова «четами».

Небольшими группами - парами - по-трое

30. Объясни значение выражения «обходить дозором».

Сторожить - производить разведку - рассматривать, любоваться

Фамилия, имя ______________________________________________

ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 3

1. Укажи значение слова «холят».

Ухаживают, окружают заботой - вкусно кормят - стерегут

2. Укажи значение слова «унимает».

Ругает - наказывает - успокаивает, усмиряет - прогоняет

3. Укажи значение слова «ретивый».

Нежный, чувствительный - храбрый - буйный

4. Кто прибыл в гости к князю в третий раз?

Царь Салтан - царь Мафусаил - царь Дадон - купцы

5. В кого в третий раз превратился Гвидон?

В муху - в шмеля - в комара - в пчелу - в осу

6. О чём рассказали корабельщики царю?

О коне златогривом - о Кощее Бессмертном

Об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками

О своих приключениях - о молодильных яблоках

7. Укажи значение слова «пеняет».

Ругает кого-нибудь - хвалит кого-нибудь

Укоряет кого-нибудь - поучает кого-нибудь

8. Чего захотел царь?

Получить белку с золотыми орешками

Чтобы тридцать три богатыря ему служили

Посетить остров Гвидона - пуститься в странствия

Получить златогривого коня - съесть молодильные яблоки

9. Укажи значение слова «бает».

Говорит - лает - ругает - спорит

10. О чём рассказала Бабариха?

О прекрасной царевне

О тридцати трёх богатырях

О белке с золотыми орешками

О молочной реке с кисельными берегами

О золотом острове с алмазными скалами

11. Зачем?

Чтобы потешить царя - чтобы он не отправился путешествовать

Чтобы он не поехал к Гвидону - чтобы он прогнал гостей

Чтобы выманить царя из дома

12. Что сделал князь Гвидон?

Укусил бабариху в нос - укусил бабариху в глаз - укусил царя в бровь

13. Почему он снова опечалился?

Захотел получить белку с золотыми орешками

Захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря

Захотел получить в жёны прекрасную царевну

Захотел помириться с отцом

Захотел побывать в дальних странах

14. О чём предупредила князя лебедь?

Что его ждут большие трудности - что жена не рукавица

Что ему надо опасаться врагов - что царевна может ему не понравиться

15. В чём князь стал её уверять?

Что он никого не боится - что он со всеми справится

Что он мечтает жениться на прекрасной царевне

Что он любит отца и готов его простить

16. Что ответила ему лебедь?

Что царь Салтан скоро приедет

Что князю предстоит решающая битва

Что царевна – это она и есть

17. Что произошло с ней после этого?

Превратилась в лягушку - растворилась в воздухе

Превратилась в прекрасную девицу

18. Что сделали князь и царевна?

Поссорились - обвенчались - отправились к Салтану

Решили подождать со свадьбой один год

19. Кто прибыл в гости к князю в четвёртый раз?

Царь Салтан - царь Берендей - царь Дадон - купцы - пираты

20. Объясни значение выражения «неуказанный товар».

Редкий товар - дорогой товар - запрещённый товар

21. Почему на этот раз князь Гвидон не отправился к царю Салтану?

Остался с женой - побоялся - постеснялся

Его не пустили - ему надоело

22. О чём рассказали корабельщики царю?

О коне златогривом

Об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками

Об острове Гвидона и о тридцати трёх богатырях

О своих приключениях - о молодильных яблоках

Об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками, о тридцати трёх богатырях и о прекрасной девице

23. Что сделал царь Салтан, услышав рассказ?

Решил немедленно ехать к Гвидону - решил идти войной на Гвидона - решил остаться дома - решил пуститься в дальние странствия

24. Как встретил князь Гвидон царя Салтана?

Сердито - молча - с радостным восклицанием

25. Узнал ли царь Салтан царицу?

Да, сразу - нет, так и не узнал - узнал, но не сразу

Узнал, когда она призналась, кто она такая

26. Объясни значение выражения «дух в нём занялся».

Ему стало трудно дышать от чего-нибудь

Он очень обрадовался - он очень испугался

27. Укажи значение слова «насилу».

Сердито, со злостью - с большим трудом - с большим удивлением

28. Чем закончилась сказка?

Наказанием царя Салтана - радостным пиром

Наказанием ткачихи, поварихи и Бабарихи

«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкинe удивляет напевностью и красотой стиха. Впервые она была издана в 1832 году. Сюжет сказки насыщен интересными событиями.

Викторина по «Сказке о царе Салтане» содержит 14 вопросов с вариантами ответов. Ответы приведены в конце викторины.

1. Сколько девиц сидело под окном поздно вечерком?
Две
Три
Пять

2. На каком плавательном средстве путешествовали по морю молодая царица и ее сын?
Корабль
Бочка
Плот

3. Какая птица атаковала лебедя на берегу моря?
Коршун
Орел
Ястреб

4. Как нарекли молодого царевича?
Граф Додон
Князь Гвидон
Барон Бурбон

5. Чем торговали корабельщики, посещавшие князя Гвидона?
Соболями
Горностаями
Серебристыми лисами

6. В кого превратила белая лебедь князя Гвидона?
В мотылька
В комара
В стрекозу

7. Что делала в сказке белка?
Танцевала польку
Пела песенки
Рассказывала сказки

8. Как звали дядьку, вместе с которым вышли из моря тридцать три богатыря?
Дуремар
Бэримор
Черномор

9. Сколько видящих глаз осталось у ткачихи с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой после того, как их покусал князь Гвидон в образе насекомых?
Три
Четыре
Пять

10. Что блестит под косой у царевны Лебедь?
Луна
Месяц
Звезда

11. Какого цвета была даль, в которой показался флот царя Салтана?
Изумрудная
Лазоревая
Золотая

12. Как поступил царь Салтан с ткачихой, с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, когда те повинились в содеянном?
Посадил в тюрьму
Посадил в бочку
Отпустил домой

13. Как звали жену царя Салтана?
Бабариха
Буяна
В сказке имя не упоминается

14. Что объединяет царя Салтана и князя Гвидона?
Старая дружба
Любовь к шахматам
Отец и сын

Ответы на вопросы викторины по «Сказке о царе Салтане»

1. Три
2. Бочка
3. Коршун
4. Князь Гвидон
5. Соболями
6. В комара
7. Пела песенки
8. Черномор
9. Четыре
10. Месяц
11. Лазоревая
12. Отпустил домой
13. В сказке имя не упоминается
14. Отец и сын

? с. 113 Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?

Почему они с сватьей бабой Бабарихой подменили гонца? В чём причина их ненависти к царице? Найди строчки, в которых об этом говорится.

Как ты думаешь, в сказке победит коварство и хитрость или добро и справедливость?

Ткачиха и повариха приходятся молодой царице родными (скорее всего, старшими) сёстрами. Тем не менее они испытывают к своей младшей сестре ненависть («А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Извести её хотят…»), по этой причине сёстры и подменили первого гонца, а затем вложили ложный указ в суму второго. Ненавидят они её из зависти к её положению и оттого, что, сами того не ведая, собственными словами определили себе такое будущее («Здравствуй, красная девица, – // Говорит он, – будь царица… // Вы ж, голубушки-сестрицы… // Будь одна из вас ткачиха, // А другая повариха»; «В кухне злится повариха, // Плачет у станка ткачиха»). Последний вопрос (победит ли в сказке зло или добро?) предназначен для того, чтобы заинтересовать в дальнейших событиях, побудить прочитать сказку целиком.

? с. 115 Как ты понимаешь выражение «растёт не по дням, а по часам»? Оно использовано в сказке в прямом или переносном смысле?

Выражение «расти не по дням, а по часам» означает расти очень быстро, однако имеет переносное, а не прямое значение. В этой же сказке автор использует его в прямом смысле: ребёнок только родился и брошен в бочку на произвол судьбы, но, вырастая «не по дням, а по часам», уже «волну торопит», обращаясь к ней с весьма красноречивой просьбой; уже «на ножки поднялся» и проявляет характер фольклорного богатыря, выполняющего любое дело легко и с прибауткой: «Понатужился немножко: // Как бы здесь на двор окошко // Нам проделать? – молвил он, // Вышиб дно и вышел вон».

? с. 117 — 120 Судя по этому отрывку, это волшебная сказка или сказка о животных?

Чтобы ответить на вопрос, является ли «Сказка о царе Салтане…» волшебной или сказкой о животных, мы должны подумать, в чём отличие этих сказок друг от друга. В сказках о животных рассказывается о том, почему у того или иного зверя именно такая внешность, повадки, отношения с другими зверьми (людьми). В волшебной сказке имеется волшебный мир и волшебный герой, который, совершая различные
деяния, постигает законы и правила поведения в волшебном мире, узнаёт его тайны. Очевидно, что этот отрывок – не сказка о животных, а волшебная сказка.

Перечисли все чудеса, которые происходят с царевичем и его матерью. Подтверди свой ответ строчками из текста.

С царевичем и его матерью происходит много чудес. Молодая девушка становится царицей самым чудесным образом; дитя её растет буквально «не по дням, а по часам»; юный царевич может повелевать силами природы («…волну торопит»); он – настоящий силач и добрый охотник. Царевич выручает из беды лебедя, который оказывается красной девицей; на второй день пребывания на чудо-острове мать с сыном видят большой город, жители которого радостно приветствуют их, а царевича «венчают княжей шапкой» и провозглашают правителем.

Кто является главным героем сказки?
А можно ли назвать князя Гвидона настоящим сказочным героем?

Главным героем этой сказки является «новорожденный» князь Гвидон. Гвидон – настоящий сказочный герой: он покидает родной дом, в пути он встречается с трудностями и препятствиями. Вполне можно предположить, что царевич Гвидон сумеет преодолеть все преграды и вернуться в отчий дом победителем, повзрослевшим и поумневшим.

Вспомни все черты, которыми должен обладать настоящий герой сказки. Подумай, является ли князь Гвидон таким героем?

- Но князь Гвидон – не просто сказочный герой, – сказал Михаил Потапович. – Он герой волшебной сказки. Это значит, что в нём есть черты, характерные для героев волшебных сказок.
- Это какие-то особые черты? – поинтересовался Миша.
- Особые, – подтвердил Михаил Потапович. – Сейчас вы всё поймёте. Но сначала вам нужно ответить на несколько вопросов.

? Когда стало понятно, что маленький царевич необычный ребёнок? Подтверди своё мнение строчками из текста.
У кого царевич просит помощи, сидя внутри бочки? Найди нужные строчки.
Как ц
аревич ведёт себя на берегу: можно ли сказать, что он находчивый? Какими ещё качествами он обладает?
Теперь ты догадываешься, о каких особых чертах героя волшебной сказки говорил Михаил Потапович? Если затрудняешься, посмотри, что обнаружили Маша и Миша с помощью Главного Библиотекаря.

С самого рождения герой волшебной сказки отличается от других людей: он обладает чудесными способностями.

Герой волшебной сказки способен общаться с силами природы.

- Я могу назвать ещё две черты героя волшебной сказки, — сказал Костя Погодин, который уже прочитал эту сказку Александра Пушкина целиком.

Михаил Потапович указывает на то, что князь Гвидон – не только сказочный герой; он – герой волшебной сказки, обладающий особыми чертами. Определить эти черты помогут вопросы из учебника. Юный царевич – особенный с самого рождения: он растёт в бочке «не по дням, а по часам», «…волну торопит», и силы природы подчиняются ему («И послушалась волна»). На берегу царевич проявляет заботу о матери, находчивость и смекалку («Ломит он у дуба сук // И в тугой сгибает лук, // Со креста снурок шелковый // Натянул на лук дубовый, // Тонку тросточку сломил, // Стрелкой лёгкой завострил…»). Царевич проявляет благородство и доброту, заступаясь за слабого (спасая лебедя от когтей коршуна).

? Посмотри, какие черты героя волшебной сказки назвал Костя.

С таким героем могут происходить настоящие чудеса и превращения.

Такой герой в конце концов побеждает зло и несправедливость.

Костя Погодин называет ещё две черты, присущие герою волшебной сказки. Во-первых, с героем могут происходить настоящие чудеса и превращения; и во-вторых, он всегда побеждает зло и несправедливость.

Проверь, прав ли Костя.
Для этого возьми в библиотеке сборник сказок Александра Пушкина и прочитай «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» целиком.
После этого можно продолжить обсуждение сказки, ответить на вопросы и выполнить задания.

Найди в тексте строчки, из которых видно, что князь Гвидон скучает по отцу и хочет его увидеть.

Кто и почему препятствует встрече царя Салтана с князем? Подтверди свой ответ строчками из сказки.

Какие чудеса мечтает завести князь Гвидон заводит в своём городе? Сколько этих чудес? На что он надеется, заполучив эти чудеса? Оправдались ли надежды князя?

Как наказано зло в сказке?
Теперь ты можешь утверждать, что князь Гвидон является настоящим героем волшебной сказки? Обоснуй свой ответ.

Князь Гвидон не обидчив и справедлив. Он не осуждает отца, но тоскует по нему и хочет обязательно с ним повидаться («Князь печально отвечает: // Грусть-тоска меня съедает, // Одолела молодца: // Видеть я б хотел отца»). Тут с Гвидоном и начинают происходить волшебные превращения: сначала, с помощью колдовства царевны Лебеди, он становится комаром, затем – мухой и шмелём. Встрече Гвидона с царём препятствуют злые сёстры царицы – ткачиха, повариха, а также сватья баба Бабариха: «А ткачиха с поварихой, // С сватьей бабой Бабарихой // Не хотят его пустить // Чудный остров навестить». «Уж диковинка, ну право…» начинают они отговаривать царя Салтана, а в пример настоящего чуда приводят (каждая в свою очередь) волшебную белку, богатырей с дядькой Черномором и красавицу-девицу. Князь Гвидон заводит в своём городе все те чудеса, о которых рассказывали злые бабы. Это, во-первых, белка, которая «песенки поёт // и орешки всё грызёт, // А орешки не простые, // Все скорлупки золотые, // Ядра – чистый изумруд»; во-вторых, выходящие дозором из вод морских «тридцать три богатыря, // Все красавцы удалые, // Великаны молодые, // Все равны, как на подбор, // С ними дядька Черномор»; и, в-третьих, царевна Лебедь, молодая жена Гвидона, такая красавица, что «днём свет божий затмевает, // Ночью землю освещает, // Месяц под косой блестит, // А во лбу звезда горит. // А сама-то величава, //Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит». Спросите у ребят, на что надеется Гвидон, заводя все эти чудеса? Может, он хочет, чтобы в его волшебном городе были все чудеса на свете? Или он надеется «уговорить» отца посетить свой остров и противостоять злодейкам? Благодаря упорству Гвидона и помощи царевны Лебеди надежды князя оправдались.

Викторина

Работу выполнила Щербакова О.Н., учитель начальных классов МБОУ СШ № 4 г. Вязьмы Смоленской области


Сколько девиц сидело под окном однажды поздним вечерком?

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.


Какую службу мечтала сослужить третья девица, если бы удалось ей стать царицей?

«Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя Родила богатыря».


На каком плавательном средстве были вынуждены путешествовать по морю молодая царица с сыном?

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.


Каким образом удалось выбраться матери с сыном из бочки?

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.


Какое оружие и с какой целью смастерил царевич, едва очутившись на берегу?

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук,

Со креста снурок шелковый

Натянул на лук дубовый,

Тонку тросточку сломил,

Стрелкой легкой завострил

И пошел на край долины

У моря искать дичины.


Какая птица атаковала лебедь в водах океана?

Смотрит - видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет...

Тот уж когти распустил,

Клёв кровавый навострил...


Чем одарила царевича лебедь-птица в благодарность за спасенную ей жизнь?

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.


Кто приносил весточки царю салтану от князя гвидона?

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый;

А теперь стоит на нем

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами,

А сидит в нем князь Гвидон;

Он прислал тебе поклон».


Лебедь князю: «Вот в чем горе!

Ну, послушай: хочешь в море

Полететь за кораблем?

Будь же, князь, ты комаром».

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился,

Комаром оборотился,

Полетел и запищал,

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль - и в щель забился.


Каким образом удавалось князю гвидону навещать отца?

Молит князь: душа-де просит,

Так и тянет и уносит...

Вот опять она его

Вмиг обрызгала всего:

В муху князь оборотился,

Полетел и опустился

Между моря и небес

На корабль - и в щель залез.


Каким образом удавалось князю гвидону навещать отца?

Князь опять: душа-де просит...

Так и тянет и уносит...

И опять она его

Вмиг обрызгала всего.

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму - и в щель забился.


Сколько здоровых глаз на троих осталось у ткачихи, поварихи и бабарихи после посещения их князем?

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят

Четырьмя все три глядят.


Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной -

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть;

Отдает ей войско честь;

Из скорлупок льют монету,

Да пускают в ход по свету;

Девки сыплют изумруд

В кладовые, да под спуд…


Каким чудесам на острове дивились гости?

Каждый день идет там диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в скором беге -

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить -

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.


Каким чудесам на острове дивились гости?

А у князя женка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.


Как поступил царь салтан с ткачихой, поварихой, сватьей бабой бабарихой, когда те повинились в содеянном?

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Разбежались по углам;

Их нашли насилу там.

Тут во всем они признались,

Повинились, разрыдались;

Царь для радости такой

Отпустил всех трех домой.


Как отпраздновали герои радостную встречу?

Царь слезами залился,

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу,

И садятся все за стол;

И веселый пир пошел.


Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png