1. Возникновение Древнееврейского государства относится к:

а) XX в. До н. э.;

б) XV в. До н. э.;

в) XII в. До н. э.

Правильный ответ: в)

2.Государственное устройство древних евреев называется теократией. Да или нет?

Правильный ответ: да.

3.Договор между еврейским народом и Богом, согласно Библии, был заключен у горы Синай. Да или нет?

Правильный ответ: да.

4. Наибольшую роль в управлении еврейским народом первоначально играли:

б) советы родовой знати;

в) народные собрания.

Правильный ответ: а).

5. Первым царем Израиля был избран Соломон. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

6. Формирование сильной государственной власти в Израиле произошло в Х в. До н. э. Да или нет?

Правильный ответ: да.

7. Распад единого Древнееврейского государства на Израильское и Иудейское царства произошел в 928 г. До н. э. Да или нет?

Правильный ответ: да.

8. Понятием «вавилонский плен» обозначается:

а) захват территории Иудеи Вавилоном;

б) выселение еврейского народа со своих территорий;

в) пленение иудейского царя.

Правильный ответ: б).

9. Окончательная утеря государственной независимости Палестины была связана с:

а) персами;

б) македонцами;

в) римлянами.

Правильный ответ: в)

10. Законодательство Древнееврейского государства носило светский характер. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

11. Согласно Библии, Бог даровал еврейскому народу основные законы через пророка Моисея. Да или нет?

Правильный ответ: да.

12. Характерной особенностью еврейского законодательства является то, что:

а) оно появилось раньше возникновения государства;

б) оно составилось на основе старинных обычаев;

в) его составили первые правители.

Правильный ответ: а).

13. Особенностью древнееврейского имущественного права являлись огромные права собственников. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

14. По Законам Моисея земля принадлежит:

б) правителю;

в) частным лицам.

Правильный ответ: а).

15. Под понятием «левиты» в Израиле подразумевались священнослужители. Да или нет?

Правильный ответ: да.

16. Закон о субботнем годе покоя предусматривал обязательное прекращение всех внутренних и внешних войн. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

17. Согласно древнееврейским законам, существовал запрет на вечную продажу земли, но разрешалось ее временное отчуждение. Да или нет?

Правильный ответ: да.

18. Навсегда могли быть проданы, согласно еврейским законам:

а) земельные участки должников;

б) недвижимость в деревнях;


в) дома купцов и торговцев в городах.

Правильный ответ: в).

19. Особенностью древнееврейского наследственного права является широкая завещательная свобода. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

20. Согласно еврейским законам, правом первоочередного наследства пользовались:

б) сыновья;

в) дети обоего пола.

Правильный ответ: б).

21. В древнееврейском государстве существовала общая воинская повинность. Да или нет?

Правильный ответ: да.

22. Какой вид наказания отсутствовал в уголовном праве древних евреев?

а) смертная казнь;

б) штрафы;

Правильный ответ: в).

23. Наиболее тяжкими преступлениями в древнееврейском праве считались:

а) государственные;

б) религиозные;

в) против личности.

Правильный ответ: б)

24. Древнееврейское право не знало кровной мести. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

25. Древнееврейскому праву было известно понятие «города – убежища». Какой цели они служили?

а) для защиты населения во время войны;

б) для защиты беглых рабов;

в) для защиты невольных убийц от кровной мести.

Правильный ответ: в).

26. По Законам Моисея воровство не считалось уголовным преступлением и наказывалось штрафом. Да или нет?

Правильный ответ: да.

27. Согласно древнееврейским законам многоженство не допускалось. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

28. Правом на развод, по еврейским законам, обладали:

в) оба супруга.

Правильный ответ: в).

29. По древнееврейским законам обращение в рабство за долги не допускалось. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

30. Древнееврейское право приравнивало рабов к бесправным домашним животным. Да или нет?

Правильный ответ: нет.

Начало древнееврейского права относится ко времени полулегендарного пророка Моисея (XIII в. до н. э.), с именем которого связывается начало освоения евреями Палестины, составление религиозных заповедей и первых законов. Реально большинство приписанных Моисею правовых предписаний, вошедших в ветхозаветные книги Библии «Исход» и «Левит», появляются в Иудейском царстве в IX – VII вв. до н. э. Около 622 г. до н. э. в связи с народными волнениями в Иудее создается новый свод, повторяющий и развивающий Моисеевы законы, – «Второзаконие». К этому же времени относится составление так называемых «свертков синагог» в 5 книгах – сборников обычного древнееврейского права, признанного таковым священнослужителями (основные судьи у евреев). После возвращения из вавилонского плена, как бы в наставление и в воспоминание о прежних временах был составлен сборник древних юридических обычаев – Галахом; хранителем древнего закона и обычая провозглашался высший религиозный и судебный совет – синедрион.

Несмотря на священно-религиозное отношение к древним законам и обычаям, еврейская традиция не запрещала истолковывать старое право – так к началу I в. н. э. у евреев стали возникать юридические школы и направления. Причем в отношении к древнему праву эти школы придерживались разных позиций. Одно направление, связываемое с именем раввина Галлела , председателя синедриона в 30–10 гг. до н. э., ставило на первое место идею правовой справедливости, тогда как последователи раввина Шамаи выражали позиции «строгого права», точного следования букве древних законов. С учетом нараставших толкований, во II в. раввин Егуда Танасси составил сборник обычного еврейского права – Мишна в 6 книгах, – позднее получивший новую редакцию. Наряду с этим, собственной традиции истолкования древнего права придерживались и те иудеи, которые не ушли из Вавилона после окончания плена. Их юристы и учителя составили особый свод нововведений к праву под названием Гемара («Восполнение»), посвященный главным образом имущественным и семейным отношениям. Позднее из этих двух сводов – Мишны и Гемары – составили единый памятник под названием Талмуд . Талмуд – это не чисто правовой, но более религиозный, наставительный свод разного рода поучений и толкований, и в силу этого по содержанию посвященный многим правовым вопросам; но это не кодекс и не свод чисто правовых норм . Опираясь на разные традиции обычного права, оформились и разные редакции Талмуда в IV – V вв.: иерусалимская и вавилонская. Талмуд, наряду с книгами Ветхого завета, стал важнейшим источником древнееврейского права.

Еврейское право не прекратило своего существования с падением Древней еврейской государственности. До начала V в. римляне, даже завоевав Иудею, разрешали применение там древнего права и собственную юстицию синедриона. В последующие века еврейское право сохранялось в разбросанных по всему миру еврейских общинах. И обращение к древнему праву было тем строже, чем жестче главы общин и раввинат стремились сохранить узконациональную традицию и собственную правовую культуру . Для того чтобы совместить требования времени с традицией древних правил, в средневековой еврейской культуре продолжилась работа по комментированию и новому толкованию памятников права. Самым известным из таких комментариев был свод примечаний, составленный знаменитым философом и правоведом Моисеем Маймонидом (XII в.) Своей систематикой и общими принципами анализа права он даже оказал влияние на формирование нового европейского права.

Комментарии юристов, своды истолкований и поучений были новыми по типу для древневосточного права источниками. Но главнейшими оставались прежние законы Ветхого завета, восходящие к священным заповедям Моисея.

Законодательство Моисея

Древние правила, приписанные в Библии пророку Моисею, устанавливали организацию древнееврейского общества на строго и узконациональном начале. Еврейская община формировалась как замкнутый социальный организм, связанный общими традициями, религиозными правилами и, главное, особыми отношениями с Богом, недоступными другим народам. Согласно завету, еврейский народ заключил своего рода политический договор с Богом, по которому народ обязывался хранить переданные через Моисея правила и законы, но и Господь должен был соблюдать свое особое благоволение к народу: «Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их – и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить»*. Такой условный договор внес в политическую организацию и основы правовой жизни древних иудеев весомый теократический элемент: правящий слой составляли так называемые левиты, исполнявшие одновременно священные и судебно-административные обязанности. Религиозный характер сохранял и высший орган народа – собрание 70 старейшин (по 6 от каждого племени – клана).

* Левит. 20-22.

Основой – и исторической, и принципиальной – всего древнееврейского права стали так называемые Десять заповедей, согласно Библии, переданные через Моисея еврейскому народу откровением. Заповеди стали принципиально новым словом в истории права: впервые оформились не казусные, но общие правила правового поведения , хотя и в значительной степени религиозные по содержанию. Заповеди содержали три, условно, группы предписаний. Первая – главные требования древнееврейской религии: единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идолопоклонство. Вторая – постановления религиозно-житейского характера, требования к образу жизни: соблюдение субботнего, выходного от всех дел дня, почитание родителей. Третья непосредственно касалась общих правовых отношений и запретов такого поведения, которое, завету, теперь преступно не только в человеческом, но и в религиозном смысле: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй на ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни рабы его, ни вола его, ни всего, что есть у него*.

* См.: Исход. 20. 2-17; Второзак. 5. 7-21.

Семейно-брачное право

В религиозно-правовой традиции древних евреев семья занимала значительно большее место в общем укладе, чем это было привычно для других народов Ближнего Востока. Хранение семейных устоев предопределяло другие правовые начала – и в имущественных отношениях , и в уголовном праве. Оставаясь патриархальной, древнееврейская семья в большей степени ограничивалась кровнородственными связями, дополняемыми безусловным религиозным родством.

Брак для евреев признавался не только желательным, но и прямо обязательным для всех старше 13 лет; освобождались только «изучающие закон», хотя и для священников брак не был запрещен. Формально браки могли быть и разноплеменными, но священный характер им придавало только религиозное единство. Заключался брак от имени отцов жениха и невесты. Отец или брат выступали также в роли жреца при его заключении. Самой процедуре предшествовало обязательное обручение, а свадьба свершалась через 7 дней. Заключался брак или письменным договором, или узаконением сожительства.

Положение мужа и жены в браке существенно разнилось. При первом вступлении в брак женщина обязана была засвидетельствовать свою непорочность: оказавшуюся недевственницей в первую брачную ночь не запрещалось и убить перед домом отца. Для мужа в принципе допускалось многоженство ради деторождения (единоженство представлялось идеалом, от которого возможны отступления); однако иметь более трех жен считалось нарушением заповеди. (Только в XI в. было постановлено, что следует иметь только одну жену, запрещался брак не по вере, символический смысл стала играть покупка жены.)

Весьма подробно в законах регулировались взаимные обязанности мужа и жены. Муж должен был давать пропитание жене, одевать ее и иметь с нею сожительство. Жена обязывалась в безусловной верности и послушании мужу; все свои имущественные приобретения должна была передавать ему. Развод признавался возможным по инициативе и мужа и жены. Однако женщина могла развестись, не выдвигая никаких к тому причин, только если ей не было в замужестве 12 лет (т. е. когда сам брак мог быть сочтен недействительным). В остальных случаях необходимо было обосновать нарушение мужем своих супружеских обязанностей. Запрещалось возобновлять единожды расторгнутый брак.

Наиболее своеобразным институтом древнееврейского брачного права был обычай левирата. В этом обычае как бы отразилось древнепатриархальное родовое представление о семье и вместе с тем раннее стремление еврейских колен-племен к нарочитой замкнутости. После смерти мужа, вдову обязан был взять замуж его брат либо старший родственник. Отказ рассматривался как грубое нарушение обычая и оскорбление : вдова, сняв свои башмаки, плевала в лицо отказчику. По-видимому, правило левирата должно было способствовать в том числе и накоплению имущества в небогатых семьях древнееврейского общества.

Родовому началу подчинялось и наследственное право. Правоположения о наследстве в еврейском праве были в большей степени продолжением семейных, чем имущественных отношений. Хотя глава семьи считался безусловным собственником домашнего имущества, право на завещание (которое бы свидетельствовало о сложившемся представлении о частной собственности) не признавалось. Завещательное распоряжение можно было сделать только во время и на время болезни: после выздоровления завещание теряло силу. Наследование осуществлялось по закону, учитывая право старшинства в семье: старший сын должен был в любом случае получить половину имущества. При отсутствии сыновей, могли наследовать и дочери, за неимением их, вступали в свои права братья, дядья по отцу. Вдова имела право на возврат приданого и на выдел специальной части прежнего имущества.

В канонах Библии отцу принадлежала почти неограниченная власть над детьми, включая право продажи детей в рабство (но не право жизни и смерти). Родительская власть была позднее существенно ограничена по Талмуду. Талмудические толкования вообще сделали семейное право более современным своей эпохе. Согласно Мишне, жена могла иметь свое состояние, в семье могли иметь место взаимные дарения имущества (подобно вавилонскому праву).

В состав семьи-общины включались и рабы. Рабство в Иудее сохраняло древний патриархальный характер. Попасть в рабы можно было или по договору, или в наказание , или пленением, или рождением от рабов. Рабство в отношении соплеменников-евреев могло быть только срочным: не более чем на 6 лет или до наступления особого, «юбилейного» года. Строго запрещалось плохое отношение к рабам, искалеченный раб автоматически получал свободу. Рабы сохраняли частичный правовой статус: они могли жениться и уходили на свободу вместе с семьей (если жена не дадена прежним хозяином), рабыни могли идти замуж на условиях их последующего выкупа мужем.

Имущество и обязательства в праве

В связи со значительным влиянием на право религиозно-патриархальных начал имущественные собственнические отношения были развиты слабо. Земельные владения евреев были не вполне законченной семейной собственностью: считалось, что евреи владеют землей как бы на условиях наследственного держания от Бога за обязанность исполнять его законы. На особом положении была земельная собственность священнослужителей-левитов (или храмовая), которая практически была в их неограниченном распоряжении. Земли делились в роде по семьям на 49 лет, в 50-й, «юбилейный» год производился полный передел земель, прощались все долги, отпускались на волю рабы. Переделы собственности производились и в каждый 7-й, «субботний» год. Тем самым право пыталось сохранить условно патриархальное равенство семей. Собственности левитов и храмов это не касалось. Каждый еврей старше 20 лет обязан был нести с предоставленного семье владения военную службу . (Тем, кто только что женился, предоставлялась отсрочка от «призыва» на 1 год.)

В древнем праве слабо были развиты и обязательственные отношения. Договоры должны были заключаться публично – при свидетелях, в особой символической форме или перед судом. В отдельных видах договоров исполнение обеспечивалось оформлением заклада на имущество должника, остальные – письменными обязательствами , которые должны были точно следовать установленным на тот или другой случай правилами. Строгое соблюдение подзаконности договоров было важной чертой обязательственного права древних евреев. В частности, например, запрещалось брать проценты по договору денежного займа с единоверцев. При оформлении заклада на имущество нельзя было брать то, чем обеспечивалось прокормление семьи: хлебные жернова и т.п.

Конкретные виды договоров ограничивались обменными отношениями: имущество на имущество или имущество на услуги . Известны были соглашения о поклаже, займе, найме личном и имущественном. Продажа, по сути, приравнивалась к закладу (если иметь в виду периодические переделы). Исполнение обязательства могло быть и принудительным: суд мог вынести постановление об аресте имущества. Однако кредитору запрещалось входить в дом должника для исполнения решения.

Значительное обновление древнего права произошло по правилам Мишны. Сформировалось представление о том, что сделки , совершенные к значительному ущербу одной из сторон (конкретно, более 5/6), можно признать недействительными. В случае правонарушений , причинения материального ущерба взысканию подлежит любой, прямой и косвенный убыток. На оценку прямого ущерба влияла неосмотрительность нарушителя: от тех или иных обстоятельств зависело, вполовину или полностью он будет взыскан. Более развитыми стали и договоры, связанные с недвижимостью : теперь владение землей рассматривалось практически как частная собственность.

Уголовное право и суд

На принципы древнееврейского уголовного права в наибольшей степени повлияли требования и предписания религии и ветхозаветных заповедей. Многие – и все важнейшие – преступления древнего права наказывались именно потому, что были нарушениями этих заповедей. Наказуемым было ранее всего греховное действие, и степень важности греха предопределяла степень возможного наказания.

(1) Прямые нарушения заповедей, т. е. намеренно противное законам поведение, рассматривались как тягчайшие преступления. К таким были отнесены возведение богов-кумиров, злословие в адрес родственников, нарушение полевой межи, превратный суд, прелюбодейство с родными, скотоложство и греховные сексуальные действия, тайное убийство и наемное убийство. Все эти виды преступных действий (конкретные преступления могли быть более различными) однозначно предписывалось карать смертью. Оценка именно этих преступлений как наиболее тяжких связывалась с особой охраной семейно-родовых ценностей еврейского общества, а не только религиозных: почти все эти виды так или иначе посягали на клановые устои и общинный уклад.

Следующим по важности преступлением было (2) убийство. Древнееврейское право изначально различало убийство по злому умыслу, которое наказывалось также смертью, и убийство ненамеренное – в драке, случайное и т. п. Такому убийце закон предоставлял возможность укрыться в убежище до суда (были специально перечислены шесть городов, где можно было укрываться от преследования родственников убитого). Суд определял наказание или освобождал от него, примирив убийцу с родственниками потерпевшего.

Древнейшие постановления устанавливали для евреев право кровной мести – не только за убийство, но и за другие (3) преступления против личности : членовредительство , оскорбление семьи, рабов. Но уже по правилам Второзакония месть ограничивалась, ее заменил уже известный по вавилонскому праву талион: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб»*. В большинстве случаев, вероятно, и здесь действовали правила выкупа преступления по особой таксе, также почерпнутой из законов.

* Исход. 22.

К менее тяжким имущественным преступлениям относилась (4) кража . За кражу полагалось возмещение украденного: от 2-х до 5-тикратного. Но злонамеренная, ночная кража оценивалась наряду с самыми тяжкими грехами – за нее можно было самолично расправиться с преступником. Тот же штраф налагался и в случае невозврата взятого на хранение – тем самым кража еще не вполне отделилась в праве от обычного имущественного причинения ущерба, не связанного с уголовным наказанием.

Еще одной особенностью древнееврейского уголовного права было отсутствие собственно системы наказаний : в рамках законов, очень широких, суд никак не был связан назначением конкретного вида наказания . Помимо судебного решения, в целом ряде случаев предусматривалась возможность и даже целесообразность моментального общественного наказания преступника, обличенного и не нуждающегося в оправдании по тяжести преступления. За непослушание отцу, подстрекательство к служению другим богам и некоторые другие преступника предписывалось побить камнями, как бы выразив общинный обезличенный приговор ему. А в целом упоминаемые в Библии и применявшиеся в еврейском праве наказания были весьма разнообразны. Наиболее тяжкие преступления карались смертью, и виды смертной казни были самыми разными, как почерпнутыми из общей ближневосточной практики, так и специфическими для еврейского права: сожжение, повешение, обезглавливание, убийство стрелами, камнями, удавление, под пыткой, распиливание, четвертование, сбрасывание в море, со скалы, раздавливание колесницей, кузнечными механизмами, растерзание зверями. Наименее тяжким видом считалось повешение, его применяли во всех случаях, когда законы просто указывали смерть. Практиковались членовредительные наказания: отсечение ног, рук (например, если женщина непристойно вмешивалась в драку мужчин). За преступления общественно-религиозного содержания: осквернение мудреца, удар должностному лицу, насмешки над церковной доктриной – полагалось отлучение от церкви и от возможности совершать обряды. Были телесные наказания: битье палками или кнутом, но не более 39 ударов. За повторно совершенное такое же преступление могло быть назначено 79 ударов, но не более. Практика порки была распространенной: в Писании упоминается 168 случаев телесных наказаний; позорным оно не считалось, а было как бы «отеческим» для своих. Наконец, применялось и заключение в тюрьму. Это считалось уже позорным, своего рода бедствием: сидевшие в тюрьме отпускали волосы; в тюрьмах применялись цепи, связывание, колодки. Различий в наказании мужчин и женщин, взрослых и детей не было. Вместе с тем законы и обычаи требовали взвешенного отношения к назначению наказания , с тем чтобы, преследуя тяжкий грех, не проявлять к своему народу излишней жестокости. По заключению Талмуда, «суд, который в течение семи лет произнес хотя бы один смертный приговор, следует назвать кровожадным».

Во времена древних Израиля и Иудеи суд происходил около городских ворот в одинаковой форме по уголовным и имущественным искам. Доставка обвиняемого или ответчика в суд лежала на истце или родственниках потерпевшего; как правило, суд должен был состояться в день преступления или обвинения. Главным доказательством считалось собственное признание. Наиболее распространенными были принесение клятвы и свидетельские показания. Считалось, что одного свидетеля недостаточно для суда (но достаточно для иска): закон требовал 2-3. Письменные доказательства применяются только в праве Талмуда. Простые дела иногда решались жребием. В особых обвинениях (в прелюбодействе жены, в нарушении ею супружеских обязанностей) применялся Божий суд – испытание на покровительство Бога путем ордалий: бросание в реку, питье клятвенных вод и т. п. Если ордалии очищали обвиняемую, то обвинение снималось, и она могла спокойно возвратиться в семью.

Ориентация правоприменения на семейные, в значительной степени общинные ценности и начала сделала в итоге древнееврейское право узконациональным. Это обеспечило ему долгую жизнь и применение в своей среде даже в странах, официальные доктрины которых негативно относились к иудаизму. Но с этим особенностями права связано и его незначительное распространение, помимо огромного литературного влияния через Библию и ее истолкования.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999

Израиль, Иудея… Кое-кто еще может вспомнить Хазарию. Таков будет стандартный ответ на вопрос об иудейских государствах прошлого. В наше время иудаизм воспринимается преимущественно как национальная религия евреев. Однако тысячу – полторы тысячи лет назад иудаизм являлся мировой религией, которая соперничала с христианством, а затем с исламом. Ее исповедовали не только евреи, но и другие народы. За пределами Израиля, завоеванного в 70 году нашей эры римлянами, возникали иудейские государства. Одним из них было суждено короткое существование, другие держались столетиями. Вычеркнуть их из всемирной истории было бы неправильно.

Иудеи на юге Аравии

Йеменская иудейка. Фото 1946 года. Предоставлено фондом wikimedia

В наше время Аравийский полуостров принято связывать с возникновением и распространением ислама. Но до рождения и начала деятельности пророка Мухаммеда здесь сосуществовали самые разные религии.
Большую часть Аравийского полуострова занимают безводные пустыни с редкими оазисами. Лишь на крайнем юге в горах Йемена природные условия позволяют вести постоянный оседлый образ жизни и заниматься земледелием. Именно здесь в области Химьяр за несколько столетий до нашей эры сложились государственные образования. Их правители накапливали богатства не только благодаря труду подданных, но и торговле. В те времена через Красное море и Аденский залив проходил торговый путь из Римской империи в Индию. У химьяритов имелся собственный дорогой товар – ароматические смолы, из которых изготавливали благовония. Их применяли в быту, но чаще в религиозной практике. Был и более дешевый, но ходкий товар — квасцы, которые использовали для обработки кожи и тканей.
Химьяритские монархи поклонялись разным местным божествам. Главную роль в их культах играл бог солнца. Судя по всему, они были веротерпимыми. Во всяком случае, после начала нашей эры в Химьяре существовали христианская и иудейская общины. Иудеи могли попасть в Химьяр в качестве беженцев из Палестины после подавления восстаний I – II веков либо позже в качестве купцов. Известно, что иудейские общины были и в других областях Аравии. Например, в Ясрибе, ныне известном как Медина, втором по значимости городе в истории ислама.
Во II веке нашей эры химьяритские государства были объединены под властью одной династии. Однако химьяритам приходилось отстаивать свою независимость, поскольку их, казалось бы, удаленными землями интересовались могущественная Римская империя, лежащий на другом берегу Красного моря Аксум, а позднее – Иран, пытавшийся повернуть торговые пути из Индии на север. Римляне, затем византийцы и аксумцы исповедовали христианство. Это откладывало свой негативный отпечаток на восприятие химьяритскими монархами христианской религии.
В 390 — 420 годах Химьяром и окружающими землями правил воинственный Тубба Абу Караб. Тубба – это не имя, а, скорее титул, означавший следовавшего тенью за солнцем. Абу Караб значило «отец силы». Именно этот правитель неожиданно отрекся от старых языческих верований и принял иудаизм. Согласно легендам, это произошло во время военной компании на север. Его армия осадила город Ясриб. Среди осажденных были иудеи. Так получилось, что Абу Караб заболел и был излечен пришедшими из осажденного Ясриба иудейскими лекарями. Счастливое излечение правителя – обычный прием христианской мифологии, объясняющий, почему гонители христианства меняли свои взгляды и принимали новую религию. Вполне возможно, что миф о болезни Абу Караба также был придуман христианами. Дело в том, что большинство сведений об этом времени пришли к нам из христианских или мусульманских письменных источников. Причем, мусульманские авторы скорее цитировали христианских.
Так или иначе, Абу Караб и его потомки преобразовали старые языческие храмы в синагоги. Из Палестины в Аравию прибывали вероучителя. Археологи обнаруживают на древних строениях Химьяритского государства посвящения единому отцу неба, богу Израиля и слова еврейского происхождения «шалом» и «аминь».
Согласно христианским легендам, химьяритские иудеи жестоко преследовали христиан. Это послужило поводом для войны, которую развязал христианский Аксум против своего аравийского соседа.
В 525 году Химьяр был завоеван. Лишь высоко в горах сохранились остатки иудейского государства. Оно пало в эпоху мусульманских завоеваний. Однако йеменская иудейская община благополучно просуществовала до середины XX века.

Иудейское королевство в Африке

Деревенская синагога в Эфиопии. Картинка фонда wikimedia

О королевстве африканских иудеев европейцы знали давно. О нем писали арабские авторы, Марко Поло, Лев Африканский и португальские дипломаты XVI века. Оно существовало более тысячи лет, пока не было завоевано соперничающей христианской империей, известной нам как Эфиопия. Современные авторы чаще именуют африканское иудейское королевство Сымен по названию горной цепи к северу от Эфиопского нагорья (см. на карте), где располагался политический центр иудейских монархов. На самом деле, Сымен означает просто север. Арабские географы называли его царством Ха-Дани, так как считали, что эфиопские иудеи происходят от колена Данова, части древних евреев, бежавших из Египта. Эфиопские иудеи называют сами себя и свою историческую державу Бета Исраэл, то есть Дом Израилев.
В первом тысячелетии на территории современных государств Эфиопия и Эритрея сложилась мощная и богатая империя Аксум (). В 325 году аксумский правитель Эзана принял христианство. Но это вызвало сопротивление аксумской иудейской общины, которая объединилась вокруг Финея, потомка древнего израильского первосвященника Садока. Он вместе со своими сторонниками ушел в горы Сымен, где основал независимую монархию.
«Эй, стоп! – воскликнет читатель. – Откуда в Черной Африке взялись иудеи?». Для средневековых эфиопских писателей ответ на этот вопрос был прост. Они считали, что все эфиопы происходят от евреев. Эфиопские иудеи рассказывают разные легенды. Одни повторяют арабскую версию о колене Дановом, другие говорят, что евреи бежали от римлян вдоль побережья Красного моря. В XX веке была выдвинута наиболее правдоподобная версия о том, что аксумские иудеи – потомки выходцев из Йемена. Между Аксумом и иудейским государством Химьяр было чуть более 60 км водного пространства. Естественно, между ними велась торговля, представители одного государства переезжали жить в другое. Но данную версию портит тот факт, что иудейское королевство в горах Сымен возникло раньше, чем химьяритские правители приняли иудаизм.
В 2002 – 2005 годах вышла серия работ генетиков, изучавших современных эфиопских иудеев «фалаша». Исследования показали, что потомки бежавших в Сымен ничем особо не отличаются от других эфиопов и не имеют никакого отношения к йеменцам или ближневосточным евреям. Выходит, иудеи Аксума были местными жителями, принявшими иудаизм под влиянием неизвестных миссионеров. Эти миссионеры могли прибыть либо из Египта, либо непосредственно из Палестины по морскому торговому пути, что существовал между Римской империей и Индией. Они обратили часть африканцев, но собственных потомков не оставили.
Христианский Аксум и горное иудейское королевство жили как кошка с собакой, устраивая постоянные войны. В VIII веке у них появился общий враг – мусульмане, которые завоевали побережье Красного моря и стремились перейти через горы Сымен в Эфиопское нагорье. Казалось бы, христианское и иудейское государства должны были объединиться. Но нет! В середине IX века Аксум попытался завоевать Сымен. Король Гидеон IV был убит. Однако его дочь Юдифь заключила военный союз с племенем агау и совместными силами сокрушила Аксум. Она основала династию Загве (буквально «из агау»), которая правила Эфиопией до 1270 года. Центром владений Загве был город Лалибела, ныне известный высеченными в скалах церквями.
В конце XIII века эфиопским христианам удалось восстановить свою государственность. Более того, правившие в Эфиопии императоры называли себя потомками Соломона, как это делали императоры Аксума. Иудейское государство в горах Сымен также продолжило свое существование, а его правители считали себя потомками Садока. В XV веке императору Исааку I удалось ненадолго захватить земли Бета Исраэл, но после его смерти иудейское королевство обрело независимость. Возможно, христианское и иудейское государства Эфиопии могли бы еще долго воевать друг с другом, причем с переменным успехом. Однако в следующем столетии в историю Эфиопии вмешались внешние могущественные силы.
В 1529 году глава прибрежных мусульман, имам Ахмад заручился поддержкой Османской Порты и начал завоевание Эфиопии. Он наголову разгромил христианского императора. В 1540 году столица христиан находилась в осаде, а наследник престола был в плену у мусульман. Войска имама Ахмада вторглись в иудейское королевство, разрушая крепости и сжигая поля. В таких случаях помогает только чудо. Чудом для эфиопов стал отряд португальских мушкетеров во главе Кристово да Гамы, родственника знаменитого мореплавателя Васко да Гамы. 21 февраля 1543 года португальцы убили в бою имама Ахмада, и его армия покинула почти завоеванную страну.
Изгнав мусульман, христианские императоры продолжили войну. На этот раз против старых соперников-иудеев. Благодаря помощи португальцев, привезенному ими огнестрельному оружию и знаниям о новых методах ведения войны в 1627 году христиане окончательно покорили горное королевство. Согласно легенде, последние защитники иудейского государства покончили жизнь самоубийством, чтобы не сдаваться в плен. Оставшиеся в живых были лишены права на землю и превратились в странников «фалаша».
Португальцы поплатились за помощь христианским союзникам. В 1633 году они сами были изгнаны из Эфиопии. Что касается эфиопских иудеев, то их злоключения продолжались до конца XX века пока большинство потомков жителей Сыменского королевства не переселились в Израиль. Ныне в Израиле эфиопских иудеев больше, чем в самой Эфиопии.

Иудейские царства на краю Сахары
На стыке границ современных государств Алжир, Тунис и Ливия расположен обширный оазис , удивляющий случайных путешественников зелеными рощами финиковых пальм и многоэтажными глиняными постройками. Сегодня он удален от крупных городских центров, но в древности здесь проходили торговые пути через пустыню, и римляне после завоевания Карфагена решили построить для их охраны крепость Гадамес. С тех пор оазис носит название римской крепости.
Коренными жителями Гадамеса издавна были берберы – потомки древнейших жителей Сахары. Если верить Геродоту, в античные времена они поклонялись Луне и Солнцу. Благодаря археологическим раскопкам, мы также знаем о сложных заупокойных культах, возможно заимствованных у древних египтян. В начале нашей эры берберы приняли христианство. Гадамес даже был центром самостоятельной епископии. Однако вместе с христианством среди них распространялся и иудаизм. Его принесли с собой пленные израильтяне, высланные на север Африки в 70 году будущим римским императором Титом.
В 435 году южное побережье Средиземного моря было захвачено германским племенем вандалов. Это вызвало бегство местных жителей на юг. Они смешались с берберами и создали ряд римско-берберских государств. Иудеи Гадамеса были крестьянами, ремесленниками и торговцами. Они вели активную деятельность и, перейдя вместе с караванами пустыню Сахару, принесли иудаизм дальше в земли Черной Африки.
В 665 году у христиан и евреев северной окраины Сахары появился опасный противник – арабы-мусульмане. Они победили Цецилия, христианского правителя берберов, и захватили север современного Туниса. Борьбу жителей Гадамеса возглавила правительница Кахья, известная по арабским источникам как аль-Кахина. Мы знаем о ее жизни почти исключительно по легендам. Она происходила из племени кочевников «джарава», исповедовавших иудаизм. В молодости Кахья хитростью захватила власть: вышла замуж за злого правителя, а затем убила его. Друзей и врагов правительница-иудейка впечатляла очень длинными волосами и умением предсказывать будущее по поведению птиц. Историк ибн Халдун писал, что у нее было трое детей, причем третьим являлся захваченный в плен арабский юноша.
В 698 году арабский полководец Хасан аль-Нуман вторгся в области, что находились под контролем Кахьи. Она приняла вызов и привела под Мескиану (теперь это северо-запад Алжира) значительную армию. Хасан аль-Нуман был разбит, бежал на побережье и был вынужден несколько лет прятаться в крепости. Кахья пыталась выманить противника, организуя против него партизанские рейды. В 703 году Хасан аль-Нуман наконец-то решился на новый поход. Кахья погибла в бою с ним. Одни легенды говорят, что гадамесская правительница умерла с мечом в руке. Другие, — что она покончила жизнь самоубийством, чтобы не попасть в плен.
Но что произошло с иудеями, которые оказались южнее Сахары? В тогда крупном торговом центре Кукия () на восточном берегу реки Нигер власть перешла в руки иудейского рода Зува. Его основателем был Зува Алаймени, выходец из Йемена. Династия Зува контролировала обширные земли, населенные преимущественно чернокожими племенами. В XI веке пятнадцатый правитель Зува Кусой все-таки принял ислам. В состав империи Мали также входило государственное образование Бени-Исраиил с центром в крепости Тиндирма . Под его управлением находился длинный торговый путь от Нигера на север. В войске Бени-Исраиил служило около полторы тысячи воинов.
В конце концов, все иудейские государства Сахары были подчинены империей Мали, правители которой приняли ислам. Отношения между мусульманами и иудеями в этой части света складывались по-разному. С одной стороны, в Марокко, Алжире и Тимбукту продолжали существовать влиятельные еврейские общины. С другой, мусульманские правители накладывали на них различные запреты. Иудейская община фактически перестала существовать лишь в ходе противоречивых трансформаций второй половины XX века. Но говорят, в Сахаре до сих пор можно найти остатки иудейских племен.

Хазарский каганат

Символы иудаизма на хазарском памятнике. Картинка фонда wikimedia

История Хазарии интересна потому, что непосредственно связана с прошлым восточных славян. Если верить «Повести временных лет», часть славянских племен платила дань хазарам от «дыма по мечу», «по серебряной монете и белке с дыма», «по серебряной монете с сохи». Итиль, главный центр Хазарского государства, располагался в дельте Волги. Учитывая возможность контроля столь обширных территорий, стоит признать, что хазарские каганы имели право считать себя одними из наиболее влиятельных правителей средневековой Европы.
Хазары – тюркский народ, пришедший в первом тысячелетии в Восточную Европу из южной Сибири. После освобождения от более могущественного Тюркского каганата и победы над другим тюркским племенем булгар, они основали в VII веке собственное государство. В период расцвета его границы могли достигать низовьев Дуная на западе и Аральского моря на востоке. Хазары вели успешную дипломатическую политику по отношению Византии, фактически самой развитой и богатой европейской страны того времени, сдерживали натиск кочевников с востока и арабов-мусульман с юга.
Успех хазарской державы был предопределен тем, что она контролировала важные торговые пути. Обычно, когда речь идет о средневековом транзите товаров в Восточной Европе, мы вспоминаем о пути «из варяг в греки», то есть из Балтийского в Черное море. Однако эта была не единственная и долгое время не самая важная международная магистраль. Еще один важный торговый путь лежал из Каспийского моря вверх по Волге и дальше на запад. Он связывал Иран и арабские страны с севером, славянскими землями и Западной Европой. По этому пути в X веке путешествовал знаменитый арабский писатель и дипломат Ахмад ибн Фадлан.
Главной валютой на всем протяжении пути из Каспия была восточная серебряная монета – дирхам. Исчезновение Хазарского каганата в конце X века привело к резкому сокращению серебряных монет в славянских землях, что отрицательно сказалось на денежном обращении. Любопытно, что местные умельцы пытались чеканить собственные монеты, копируя иранские. Византийские и даже западноевропейские монеты так и не смогли в полной мере заменить приток дирхамов. В результате в XII веке начался безмонетный период. Таким образом, Хазарский каганат не просто взимал дань с местного населения, а обеспечивал прочные торговые и финансовые связи.
Во главе хазарского государства стоял каган. Этот титул был заимствован из Тюркского каганата. Со временем каган превратился в номинального правителя, тогда как главную роль стали играть военные лидеры – беки. О традиционной религии хазар мы знаем мало. Считается, что они, подобно другим тюркским народам, поклонялись небу. Немногочисленные письменные источники, рассказывающие о религии хазар, очень противоречивы, основаны на представлениях, заимствованных из древней иранской мифологии. Судя по сообщениям из армянских и арабских источников, хазары были хорошо знакомы с христианством и исламом и даже принимали их. Правда, без последствий. То есть эти религии не приобрели официальный характер.
Оставаться языческим государством, имея дело с партнерами, относившимися к язычеству как к очень большому минусу, становилось все сложнее. Тогда хазары приняли религию, связанную с единобожием. Но это были не христианство или ислам, а иудаизм. Иосиф, хазарский монарх X века, рассказывал в письме испанскому еврею Хасдаю об обращении своего народа следующим образом. К правившему в VIII веке царю Булану во сне стал являться ангел, который обещал умножение царства взамен на принятие верозакония и строительство храма. Булан прислушался к нему, изгнал идолопоклонников и гадателей, организовал поход на Иран для захвата сокровищ и поместил их в храм, который организовал в шатре. Один из следующих царей Обадия провел реформы, приняв талмудическую форму иудаизма, открыл школы и синагоги.
Для многих принятие иудаизма хазарами кажется удивительным и даже исключительным делом. Однако пример йеменцев и африканцев, принимавших иудаизм, показывает, что ничего исключительного в этом не было. Хазарам приходилось иметь дело с враждующими между собой христианами и мусульманами, и они решили не принимать ни одну из сторон. Гонения евреев в Византии и Арабском халифате способствовали притоку в Хазарию образованных и предприимчивых беженцев. Они приносили с собой новые знания, связи и оставались преданными близким им по религии бекам и каганам.
Любопытно, что хазары вовсе не пытались выдать себя за потерянное колено Израилево или по-другому объявить себя потомками древних евреев. «Я происхожу от сынов Иафета, из потомства Тогармы», — честно сообщал Иосиф Хасдаю. Согласно библейской мифологии, Иафет был сыном Ноя, прародителем многих народов, но прародителем евреев считался другой его сын Сим.

Поход на хазар в 965 году. Миниатюра Радзивилловской хроники. Заимствовано у фонда wikimedia

Исследователи отмечают, что даже после реформ Булана и Обадии многие хазары продолжали оставаться язычниками. Об этом говорят археологические раскопки захоронений. Ничего удивительного в этом нет. Ведь после принятия христианства представители европейских народов веками также сохраняли языческие обряды. Можно даже предположить, что в Хазарии сосуществовали различные ветви иудаизма. Одни признавали только Пятикнижие, другие – Тору.
Во второй половине X века ситуация на границе Восточной Европы и Азии вышла из-под контроля хазар. Нашествия руссов и кочевников-торков вынудили их искать помощь у среднеазиатского Хорезма. Взамен хорезмийцы потребовали принять ислам. Хазары, за исключением их царя, так и сделали. Однако хазарам это не помогло. Точная дата исчезновения государства Хазария не установлена. Под 1064 годом сообщается, что остатки хазар переселились в один из кавказских городов. К тому времени на их землях уже правили бал кочевники-кипчаки, более известные среди восточных славян как половцы. Судя по исчезновению восточных дирхамов и других предметов привычного торга, крах Хазарии наступил гораздо раньше – в последние 10 – 15 лет X века.

Понравился материал? Поделитесь им в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

Палестина - Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство

Название Палестины - исторической области, расположенной в южной части Восточного Средиземноморья, происходит от древнееврейского «пемиитим» (букв, «те, кто вторглись») - филистимляне. Впервые слово «Палестина» встречается в сочинениях Геродота (V до н. э.). В 3-м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В XII в. до н.э. побережье Палестины было завоевано филистимлянами. В XV-XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковы. В северной части страны, в долине реки Иордан, имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, и здесь занимались скотоводством. Уже в древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычаю левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Саул и Давид.

Худ. Ю. Кронберг. 1885

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю и мог ее только купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель, захваченных в ходе войн.

В XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные еврейские государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом (ивр. букв, одолженный у Бога), который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское с центром в Хеброне образовал в 1004 г. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим. В Иерусалиме находилась крепость Сион. Укрепив эту крепость, царь Давид сделал ее своей резиденцией - «городом Давида».

Давид укрепил государство. Вместо народного ополчения он создал постоянное войско. Им был создан государственный аппарат управления, состоящий из казначея, писцов, судей, сборщиков налогов. В этот же период складываются первые части Ветхого Завета, содержащие сведения об истории Израиля.

Уже в 3-м тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Было развито зерновое хозяйство - здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Развито было и садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге - финиковые пальмы.

Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекций из дикой маслины выведены современные сорта, богатые маслом. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта, а также для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и виноградных гроздьев было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

С древнейших времен Иудея славилась культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют

Иудейский царь и воины

найденные в пещере Нахал Хе- мера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Несмотря на жаркий климат, благодаря хорошо продуманной системе орошения в этом регионе земледельцы выращивали влаголюбивые культуры, такие, как лен. Так, в пустыне Негев обнаружены остатки такой системы I в. до н.э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Палестина не имела сколько- нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во 2-м тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтногалерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве отдельных видов продукции.

Например, ткацкими центра- Царь Соломон на троне

ми были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Уже в 3-м тыс. до н.э. в Палестине были построены печи для выплавки стекла и произошел переход от литья малых изделий к выдуванию. Первые изделия из дутого стекла, относящиеся к 50 г. до н.э., изготовлены в Иерусалиме.

В VII в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Торговое судно царя Соломона (реконструкция)

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами Палестина уже в 3-м тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К 7-му

Храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)

тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город- крепость с населением 2 тыс. человек. Город был обнесен каменной стеной шириной в 9 м. В центре крепости возвышалась башня из камня с винтовой лестницей внутри. С 3-го тыс. до н.э. существует город Лахиш, древнейшие города также Мегидо и Бет-Шан.

Экономического расцвета Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне (964-926 до н.э.). В это время не велись войны, были проведены административные реформы, страна для удобства управления была разделена на 12 округов соответственно племенным территориям, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За пределы страны вывозили зерно и масло.

Накопление в стране богатства позволило вести значительные строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, сооружены крепости, в том числе в Иерусалиме, Мегидо, Гезере.

Царь Соломон проводил активную международную политику. Заключив союз с царем Тира, он вел успешную борьбу с арамейским государством Дамаск. Укреплению международного положения еврейского государства способствовал его союз с Египтом, скрепленный династическим браком. Выданная замуж за Соломона египетская царевна не только обеспечила ему поддержку Египта, но и принесла в виде свадебного приданого город Гезер.

Время Соломона вошло в историю страны как период расцвета искусств. При дворе царя поощрялась поэзия, музыка, танцы. В это время был записан первый сборник эпических народных песен. Сам Соломон написал более тысячи лирических произведений. Ему приписывают свыше трех тысяч изречений. В мировую историю и искусство царь Соломон вошел как мудрый правитель, судья, поэт. Выражения «соломонов суд», «соломоново решение» стали нарицательными и обозначают высшую мудрость.

Описанное в Библии древнееврейское царство существовало в XI-X вв. до н. э. К этому периоду относят правление царей Саула, Давида и Соломона. При них еврейский народ жил в едином мощном

Эпоха судей

История Палестины тех далеких времен связана с множеством мифов и легенд, о правдивости которых продолжают спорить историки и исследователи античных источников. Древнееврейское царство больше всего известно благодаря Ветхому Завету, в котором описаны события упомянутой эпохи.

До возникновения единого государства иудеи жили под руководством судей. Они избирались из числа самых авторитетных и мудрых членов общества, но при этом не обладали фактической властью, а только разрешали внутренние конфликты между жителями. В то же время евреи находились в постоянной опасности, исходившей от агрессивных соседей-кочевников. Главной угрозой были филистимляне.

Избрание царем Саула

Приблизительно в 1029 году до н. э. обеспокоенный народ потребовал от пророка Самуила (одного из судей) избрать царем самого достойного кандидата. Мудрец поначалу отговаривал своих соплеменников, убеждая их в том, что власть военного лидера обернется диктатурой и террором. Тем не менее простой люд стенал от нашествий врагов и продолжал настаивать на своем.

Наконец, согласно Библии, Самуил обратился за советом к Богу, который ответил, что царем должен стать юноша Саул из колена Вениамина. Это был самый незначительный из еврейских родов. Скоро пророк привел претендента к жаждущему народу. Тогда было решено чтобы подтвердить правильность выбора царя. Он действительно указал на Саула. Так появилось Древнееврейское царство.

Процветание Израиля

Первые годы правления Саула были временем облегчения для всего его народа. Военный лидер собрал и организовал армию, которая смогла защитить отечество от врагов. В ходе вооруженных конфликтов были побеждены царства Аммон, Моав и Идумея. Особенно ожесточенным было противостояние с филистимлянами.

Государь отличался религиозностью. Каждую свою победу он посвящал Богу, без которого, по его мнению, давно бы погибло Древнееврейское царство. История его войн против соседей детально описана в Библии. Там же раскрывается характер молодого Саула. Он был не только религиозным, но и очень скромным человеком. В свободное от власти время государь сам возделывал поле, показывая, что он ничем не отличается от жителей своей страны.

Конфликт царя и пророка

После одного из походов между Саулом и Самуилом произошла ссора. Ее причиной стал богохульный поступок царя. Накануне битвы с филистимлянами он сам совершил жертвоприношение, в то время как не имел на это права. Делать это могли только священнослужители, а точнее Самуил. Между царем и пророком произошел разрыв, ставший первым сигналом о наступлении непростых времен.

Самуил, покинувший двор, разочаровался в Сауле. Он решил, что посадил на трон неправильного человека. Бог (чьи реплики часто встречаются в Библии) был согласен со священнослужителем и предложил ему нового кандидата. Им стал юный Давид, которого Самуил тайно помазал на царствование.

Давид

Молодой человек обладал многими талантами и удивительными чертами. Он был превосходным воином и музыкантом. О его способностях стало известно при дворе царя. Саул в это время стал страдать приступами меланхолии. Жрецы посоветовали ему лечить этот недуг с помощью музыки. Так при дворе появился Давид, игравший правителю на гуслях.

Скоро приближенный царя прославил себя еще одним подвигом. Давид присоединился к израильскому войску, когда началась очередная война против филистимлян. В стане врага самым страшным ратником был Голиаф. Этот потомок великанов обладал гигантским ростом и силой. Давид вызвал его на личный поединок и одолел с помощью своей ловкости и пращи. В знак победы юноша отрезал поверженному гиганту голову. Этот эпизод является одним из самых известных и цитируемых во всей Библии.

Победа над Голиафом сделала Давида любимцем народа. Между ним и Саулом произошел конфликт, переросший в гражданскую войну, которая сотрясла Древнееврейское царство. В это же время в Палестине опять орудовали филистимляне. Они разбили войско Саула, а сам он покончил с собой, не желая оказаться во вражеском плену.

Новый царь

Так в 1005 году до н. э. царем стал Давид. Еще при дворе Саула он женился на его дочери, таким образом, став зятем монарха. Именно при Давиде столица Древнееврейского царства была перенесена в Иерусалим, который с тех пор стал сердцем всей народной жизни. Новый государь покровительствовал градостроительству и облагораживанию провинций.

Местоположение Древнееврейского царства того времени остается предметом дискуссии. Если ссылаться на Библию, то можно предположить, что границы Израиля пролегали от Газы до берегов Евфрата. Как и другие правители Древнееврейского царства, Давид вел удачные войны против соседей. Кочевники раз за разом отбрасывались от границ, когда они затевали очередной поход с грабежами и кровопролитием.

Однако не все правление Давида было безоблачным и спокойным. Стране вновь пришлось пережить гражданскую войну. На этот раз против центральной власти взбунтовался собственный сын Давида Авессалом. Он покусился на престол отца, хотя не имел на него права. В конце концов, его армия была разбита, а сам блудный сын - убит царскими слугами, что противоречило приказам царя.

Соломон

Когда Давид состарился и одряхлел, вновь остро встал вопрос о престолонаследии. Царь хотел передать власть одному из своих младших сыновей Соломону: тот отличался мудростью и способностями к государственному управлению. Выбор отца не понравился другому старшему отпрыску - Адонию. Он даже попытался организовать государственный переворот, назначив собственную коронацию при жизни недееспособного отца.

Однако попытка Адонии провалилась. Из-за своего малодушия он бежал в Скинию. Соломон простил брата после его раскаяния. В то же время другие участники заговора из числа чиновников и приближенных были казнены. Цари Древнееврейского царства надежно держали власть в своих руках.

Строительство Иерусалимского храма

После смерти Давида началось фактическое правление Соломона (965-928 гг. до н. э.). Это был период расцвета Древнееврейского царства. Страна надежно охранялась от внешних угроз и стабильно развивалась и богатела.

Главным деянием Соломона стало строительство Иерусалимского храма - главной святыни иудаизма. Это культовое сооружение символизировало объединение всего народа. Большую работу по подготовке материалов и созданию плана проделал еще Давид. Незадолго до смерти он передал все бумаги сыну.

Соломон приступил к строительству на четвертый год своего правления. Он обратился за помощью к царю Тира. Оттуда приехали знаменитые и талантливые зодчие, которые руководили непосредственной работой по сооружению храма. Главное религиозное здание евреев стало частью царского дворца. Оно располагалось на горе, получившей название Храмовой. В день освящения в 950 году до н. э. в здание была перенесена главная национальная реликвия - Ковчег Завета. Евреи праздновали окончание строительства на протяжении двух недель. Храм стал центром религиозной жизни, куда стекались паломники из всех иудейских провинций.

Смерть Соломона в 928 году до н. э. положила конец процветанию единого государства. Преемники государя разделили державу между собой. С тех пор существовало северное царство (Израиль) и южное царство (Иудея). Эпоха Саула, Давида и Соломона считается золотым веком всего еврейского народа.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png