Оперы

«Груди Тирезия», опера-буфф по фарсу Г. Аполлинера (1944)
«Диалоги кармелиток», по драме Ж. Бернаноса (1956)
«Человеческий голос», музыкальная трагедия по монодраме Ж. Кокто (1958)
«Дама из Монте-Карло», монолог для сопрано с оркестром, слова Ж. Кокто (1961)

Балеты

«Новобрачные на Эйфелевой башне» (совместно с Д. Мийо и др.), сценарий Ж. Кокто (1921)
«Лани», балет с пением (1923)
«Утренняя серенада», хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов (1929)
«Примерные животные», по Ж. Лафонтену (1941)

Симфонические произведения

Сельский концерт для клавесина (или фортепиано) с оркестром (1927)
Концерт для двух фортепиано с оркестром (1932)
Концерт для органа, струнного оркестра и литавр (1938)
Симфониетта (1947)
Концерт для фортепиано с оркестром (1949)

Кантатно-ораториальные произведения

«Бал-маскарад», светская кантата для баритона и камерного оркестра на слова М.Жакоба (1932)
Литании к Черной Рокамадурской Богоматери для женского или детского хора и органа или струнного оркестра (1936)
«Засуха», кантата для хора и оркестра на слова Э. Джеймса (1937)
«Stabat Mater» для сопрано, хора и оркестра (1950)
«Gloria» для сопрано, хора и оркестра (1959)
«Семь слов на кресте» для сопрано (детский голос), детского и мужского хоров и оркестра (1961)

Инструментальные ансамбли

Трио для фортепиано, гобоя и фагота (1926)
Струнный квартет (1946)
Секстет для фортепиано, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (1940)
Французская сюита для девяти духовых инструментов, барабана, клавесина и арфы (или фортепиано) на темы К. Жервеза (1935; есть версия для фортепиано)
Сонаты для двух кларнетов (1918), кларнета и фагота (1922), валторны, трубы и тромбона (1923), скрипки и фортепиано (1943), флейты и фортепиано (1957), виолончели и фортепиано (1958), гобоя и фортепиано (1962), кларнета и фортепиано (1962)
Пьесы для различных инструментов с фортепиано

Фортепианные произведения

«Вечные движения» (1918)
Пять экспромтов (1921)
«Прогулки» (1921)
«Памяти Альбера Русселя» (1929)
Восемь ноктюрнов (1929-1938)
Шестнадцать импровизаций (1932-1960)
2 сонаты для двух фортепиано (1918, 1953)

Произведения для хора или вокального ансамбля a cappella

Застольные песни для четырех мужских голосов на анонимные тексты XVII века (1922)
Семь песен для смешанного хора на слова Г. Аполлинера и П. Элюара (1936)
Mecca G-dur для смешанного хора (1937)
«Лик человеческий», кантата для двойного смешанного хора на слова П. Элюара (1943)
«В снежный вечер», маленькая камерная кантата для шести голосов или хора на слова П. Элюара (1944)
Восемь французских песен для смешанного и для мужского хора на старинные народные тексты (1945)
Четыре рождественских мотета для смешанного хора (1952)
Лауды святого Антония Падуанского для мужского хора (1959)

Произведения для голоса и камерного ансамбля

Негритянская рапсодия на слова из «Поэм Макоко-Кенгуру» (1917)
«Бестиарий, или Кортеж Орфея», шесть песен на слова Г. Аполлинера (1919; есть версия для голоса и фортепиано)
«Кокарды», три песни на слова Ж. Кокто (1919; есть версия для голоса и фортепиано)
Сельские песни на слова М. Фомбсра (1942; есть версия для голоса и фортепиано)

Произведения для голоса и фортепиано

Озорные песни на анонимные тексты XVIII века (1926)
«Тот день, та ночь», цикл песен на слова П. Элюара (1937)
«Банальности», цикл песен на слова Г. Аполлинера (1940)
«Каллиграммы», цикл песен на слова Г. Аполлинера (1948)
«Лед и пламень», цикл песен на слова П. Элюара (1950)
Циклы и отдельные произведения на слова Л. Арагона, Р. Десноса, М. Жакоба, Ф. Гарсиа Лорки, Ж. Мореаса, Ж. Расина, П. Ронсара, Шарля Орлеанского, П. Элюара и других поэтов

Музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам

Литературные произведения

«Беседы с Клодом Ростаном» (1954)
«Эмануэль Шабрие» (1961)
«Я и мои друзья» (1964)
« » (1964)

Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести». Л., 1964.
Медведева И. . М., 1969.
Пуленк Ф. Письма. Л.; М„ 1970.
Пуленк Ф. . Л., 1977.
Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. Л., 1983.

Дата рождения: 7 января 1899
Место рождения: Париж
Страна: Франция
Дата смерти: 30 января 1963

Франсис Жан Марсель Пуленк (Francis Jean Marcel Poulenc) - французский композитор, пианист, был членом французской группы композиторов "Шестёрка" (Les Six). Он сочинял музыку во всех основных жанрах, в том числе: камерная музыка, оратория, опера, балетная музыка, оркестровая музыка и авторская песня.

Франсис Пуленк родился в известной и состоятельной семье французских фабрикантов в Париже в 1899 г. Первые уроки музыки и игры на фортепиано он получил от своей матери, которая была пианистом-любителем, музыка являлась частью семейной жизни. И хотя впоследствии (в 1921 г.) он учился у Шарля Кёклена (французский композитор и педагог) и других композиторов, всё равно его считали композитором-самоучкой.

Его называют музыкантом спонтанности. Его яркая творческая личность формируется в годы Первой мировой войны, когда Европа, не смотря на тяготы войны, стремилась к новой эстетике, и Париж являлся центром, где рождались новые идеи. В 1917 г. Пуленк входит в группу молодых композиторов, получившую известность благодаря музыкальному критику Анри Колле под названием "Шестерка". Члены группы объединяют свои поиски в создании нового стиля музыки, используя достижения прошлого и свежесть американского джаза, бразильских танцев и французского водевиля. При значительном влияниии новаторства Эрика Сати и гения Игоря Стравинского Пуленк создал свой индивидуальный художественный стиль, который легко узнаваем своими яркими цветами, ясным и четким ритмом и очень красивой диатонической гармонией. Свои произведения он наполнил мелодией - самая сильная сторона его творчества. Его музыка возможно менее интеллектуальна, чем у Стравинского, но более тонкая и страстная, чем у Сати. В сущности, сочинения Пуленка настолько индивидуальны, что трудно представить, что кто-то может быть его учителем.

Самыми известными его сценическими произведениями являются комическая опера "Груди Тирезия" по тексту Гийома Аполлинера (французский поэт), написанная в последние дни Второй мировой войны и представленная в Париже в 1947 г. и трагическая опера "Диалоги кармелиток" (1957 г.) на либретто Жоржа Бернаноса (французский писатель) по роману "Последняя на эшафоте" немецкой писательницы Гертруды фон Ле Форт, рассказывающая о казни монахини-кармелитки во время Французской революции, вошедшие в репертуар мировой оперы. Одна из интереснейших работ Пуленка - наполненая гуманизмом моноопера "Человеческий голос" (1959 г.) на либретто Жана Кокто, трагическое действие о расставании женщины со своим любимым, эмоциональная вокальная партия, в которой мелодия гибко передает чувства и душевные переживания героини, ее тоску по счастью. Балет Франсиса Пуленка "Les Biches" в русском переводе "Лани" (1923 г.) занял первое место на конкурсе в Монте-Карло в 1924 г.

Кроме оперы и балета многие другие его работы вошли в мировой фонд музыки, он внес значительный вклад в искусство французского сольного и хорового пения, сочинял песни и музыку к кинофильмам. В концертных работах он создал концерт-балет для фортепиано и 18 инструментов (1929 г.), концерт для 2 фортепиано и оркестра (1932 г.), концерт для органа и струнного оркестра (1938 г.).

Один из немногих композиторов ХХ века, показавший навыки в использовании духовых инструментов. Эта способность ярко выражена в крупной серии произведений для духовых инструментов и фортепиано. Особенно любил деревянные духовые инструменты и планировал создать сонаты для всех них, но успел завершить только для четырёх: флейты, гобоя, кларнета и элегию для валторны и фортепиано, к которым можно добавить и трио для гобоя, фагота и фортепиано.

Пережив несколько трагических смертей своих близких друзей, Пуленк после гибели композитора Пьера Феро (Pierre-Octave Ferroud) в 1935 г. возвращается к католической вере своего детства и создаёт несколько ярких религиозных произведений, начиная с литании "? la vierge noire" (1936 г.) и мессы соль мажор для смешанного хора капеллы (1937 г.), после смерти художника Кристиана Берарда он сочинил гимн «Стояла мать [скорбящая]» ("Stabat Mater") (1950 г.), а также "Слава" ("Gloria") (1950 г.) для соло сопрано, хора и оркестра и последнюю кантату "Семь ответов из тени" ("Sept repons des tenebres") (1961 г.).

Франсис Жан Марсель Пуленк умер от сердечной недостаточности в Париже в 1963 г. и похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Франсис Пуленк - одна из наиболее значительных фигур среди французских музыкантов минувшего десятилетия. Он ушел из жизни совсем недавно, в 1963 году, и сейчас еще трудно в полной мере оценить его разностороннее и отмеченное ярко выраженным индивидуальным почерком творчество. В Советском Союзе интерес к вокально-симфоническим и фортепианным сочинениям композитора весьма велик; его музыку играют и приезжающие на гастроли зарубежные исполнители, и наши советские артисты.

Выдающийся советский пианист Э. Гилельс включил в свой репертуар «Сельский концерт» Пуленка. В исполнении ансамбля под управлением Р. Баршая прозвучала «Негритянская рапсодия». Весной 1966 года в Малом зале консерватории Адольф и Михаил Готлибы с успехом исполнили фортепианную сонату в четыре руки; осуществлена грамзапись концерта для двух фортепиано (играют Л. Брук и М. Тайманов); существует запись скрипичной и флейтовой сонат Пуленка. Звучали на советской сцене «Французская сюита» (дирижер Г. Рождественский) и «Утренняя серенада» (дирижер В. Кин, солист Л. Берман). Видное место сочинения Пуленка занимали в программах концертов в период французской выставки в Москве, в парке «Сокольники».

Но, пожалуй, более всего советскому слушателю полюбилась одноактная лирическая опера-трагедия Франсиса Пуленка «Голос человеческий» (В 1967 году московское издательство «Музыка» выпустило клавир оперы, назвав его «Человеческий голос»; под тем же названием опера шла и на сцене. Нам кажется правильнее называть оперу «Голос человеческий», что точнее передает эмоциональную окраску произведения.) прозвучавшая в концертном исполнении в сезоне 1965/66 года со сцен Колонного зала Дома союзов, Большого зала консерватории в исполнении Н. Юреневой и Г. Вишневской. Позднее эта опера была поставлена в Большом театре и продолжала идти в концертном исполнении. Ленинградская академическая капелла познакомила слушателей с кантатой для двойного хора a cappella «Лик человеческий» на слова Полл Элюара (партитура издана в СССР в 1965 году с русским текстом Вс. Рождественского). В сезоне 1967 года заслуженный артист РСФСР А. Лапаури и балетмейстер Большого театра СССР О. Тарасова по созданному ими либретто осуществили постановку одноактного балета «Я имя твое пишу...» в Одесском академическом театре оперы и балета. Основой балета послужила музыка Органного концерта Франсиса Пуленка и стихи Поля Элюара; этот спектакль посвящен борьбе французского народа против фашистских захватчиков. Часто исполняются в СССР и камерные вокальные произведения Пуленка.

Композитор жил и работал в нелегкое время. Пуленк - современник обеих мировых войн. В первой мировой войне он участвовал солдатом. Вторую мировую войну ему пришлось наблюдать глазами жителя оккупированного Парижа, глазами очевидца нацистских зверств. Один из любимых поэтов композитора, его друг Макс Жакоб, на слова которого Пуленк написал свыше пятнадцати песен, погиб в концентрационном лагере. Многие друзья Пуленка и его соавторы встали на бескомпромиссный путь борьбы. Поль Элюар, крупнейший поэт современной Франции, вступил в Коммунистическую партию и примкнул к движению Сопротивления. Пуленк не был столь решительным в своих поступках. Но и он не оставался лишь бездеятельным наблюдателем. Уже через месяц после того, как полковник Роль-Танги от имени борцов Сопротивления и генерал Леклерк от имени Правительства свободной Франции приняли в Париже немецкую капитуляцию, по радио прозвучала волнующая кантата Франсиса Пуленка «Лик человеческий» - торжественный гимн Свободе, который композитор втайне подготовил ко дню Освобождения. В творчестве Пуленка, как в капле воды, отразились события последнего полувека французской истории: на него наложили свой отпечаток и горести поражений, и радости побед. Творческое наследие композитора во многом неоднородно и противоречиво. Нам, например, трудно принять его религиозные тенденции и устремления, но мы восхищаемся свободолюбием Пуленка, жизнеутверждающим, бьющим через край оптимизмом и галльским искрометным юмором, мастерством мелодиста.

Камерно-вокальное творчество композитора снискало ему славу «французского Шуберта». Поразительно мастерство, с которым Пуленк музыкальными средствами добивается предельной выразительности текста, оттеняет малейшие нюансы человеческой речи. Выбор либретто для крупных оперных произведений Пуленка на первый взгляд кажется парадоксальным; он выбирает настолько, казалось бы, неприемлемые для этой цели, сложные тексты, что порой представляется непостижимым, как их вообще можно положить на музыку. Это относится и к «Диалогам кармелиток», и к «Грудям Тирезия», и к «Голосу человеческому». На деле именно в этих операх яснее всего проявляется своеобразное дарование композитора. Весьма показательными в этом отношении выглядят слова Поля Элюара в стихотворении, посвященном Франсису Пуленку:

Я не умел прислушаться к себе, Франсис,-
Спасибо, Франсис, отныне я слышу свой голос..."

В творческой биографии Пуленка можно выделить несколько отличных друг от друга периодов. В двадцатые годы, во время существования «Шестерки» - группы молодых французских музыкантов, в которую входили Онеггер, Орик, Дюрей, Мийо, Тайфер и Пуленк, - композитор отдал дань модным течениям послевоенного времени. Он увлекается эксцентриадой, эстетикой мюзик-холла, идеями урбанизма. Горожанин до мозга костей, Пуленк и музыку свою почти целиком черпает из жизни города: произведения раннего Пуленка корнями уходят в шумную толчею улиц и безмятежную тишину переулков-лабиринтов Парижа. В тридцатые годы в творчестве Пуленка намечается ясно выраженный перелом. У него проявляется склонность к вокальному жанру. Произведения композитора становятся гораздо более серьезными и глубокими. Во второй половине тридцатых годов Пуленк пишет свои первые сочинения религиозного характера. В годы оккупации в его творчестве наиболее ярко выступают патриотические мотивы. Наконец, после второй мировой войны - перед нами вдумчивый серьезный мастер, с широким кругозором, способный передать глубокое человеческое горе и восторженную любовь. Произведения Пуленка приобретают черты критического реализма.

Франсис Пуленк пронес свою музыку через все испытания. Юношей он впитал лучшие традиции французской национальной музыки, зрелым мастером - приумножил и развил их. Пользуясь образным выражением французского поэта XVII века Теофиля де Вио, И. И. Соллертинский сказал однажды, что Гектор Берлиоз родился под «взбесившейся звездой». Трудно сказать, под какой звездой родился Пуленк, но одно можно констатировать с уверенностью: звезда его славы взошла рано и ярко освещала весь жизненный и творческий путь.

«Я восхищаюсь музыкантом и человеком, создающим естественную музыку, которая отличает тебя от других. В водовороте модных систем, догм, которые пытаются навязать сильные мира сего, ты остаешься самим собой - редкое мужество, достойное уважения» - эти слова Артура Онеггера могут служить ключом к пониманию творчества Франсиса Пуленка (Письмо Артура Онеггера Франсису Пуленку; цит. по книге: F. Poulenc. Correspondence, 1915-1963. Paris, 1967, p. 221.).

В настоящей работе предпринята попытка осветить основные этапы творческого пути композитора. Главы третья - седьмая посвящены разбору его наиболее значительных произведений. Особое внимание уделяется анализу таких крупных сочинений Пуленка, как вокальный цикл «И день, и ночь», балеты «Лани», «Утренняя серенада», кантаты «Засуха» и «Лик человеческий», оперы «Диалоги кармелиток» и «Голос человеческий».

Автор пользуется случаем выразить признательность сотрудникам кафедры Истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории, советами которых он имел возможность пользоваться на всем протяжении работы над книгой. Глубокую благодарность автор выражает И. В. Нестьеву и М. Д. Сабининой. За возможность ознакомиться с редкими нотами, книгами, фотографиями, неопубликованными материалами, записями некоторых произведений, а также за любезные консультации автор благодарит сестру Ф. Пуленка мадам Ж. Мансо, племянницу композитора мадам Ж. Серанж, президента Международного музыкального совета господина В. М. Федорова, французских музыковедов Р. Гофмана и Ж. Филип. За консультации при подготовке переводов французских текстов и подборе литературы автор признателен зав. кафедрой иностранных языков МОЛГК им. П. И. Чайковского Г. Б. Рабиновичу и зав. читальным залом Научной библиотеки им. Танеева И. А. Адамовой.

Моя музыка - это мой портрет.
Ф. Пуленк

Ф. Пуленк - один из самых обаятельных композиторов, которых дала миру Франция в XX столетии. Он вошел в историю музыки как участник творческого союза «Шести ». В «Шестерке» - самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия, - он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизменным юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. «Франсис Пуленк - это сама музыки», - писал о нем Д. Мийо, - «я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью».

Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать - прекрасная музыкантша - была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кеклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых - И. Стравинскому и Э. Сати. Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили.

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за «Негритянской рапсодией» создает вокальные циклы «Бестиарий» (на ст. Г. Аполлинера), «Кокарды» (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада»; балет с пением «Лани», поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева. Мийо откликнулся на эту постановку восторженной статьей: «Музыка „Ланей“ как раз такова, какую и можно ожидать от ее автора... Этот балет написан в виде танцевальной сюиты... с таким богатством оттенков, с такой элегантностью, нежностью, очарованием, с каким нас столь щедро одаривают лишь произведения Пуленка... Значение этой музыки непреходящее, время ее не тронет, и она навсегда сохранит свою юношескую свежесть и оригинальность».

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил «ясность... и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость - и конкретность изложения».

В 30-е годы расцветает лирический талант композитора. Он с увлечением работает в жанрах вокальной музыки: пишет песни, кантаты, хоровые циклы. В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, «Литании к черной Рокамадурской богоматери», Четыре мотета на время покаяния. Позднее - в 50-е годы будут созданы также «Stabat mater», «Gloria», Четыре рождественских мотета. Все сочинения - очень разноплановые по стилю, в них отразились традиции хоровой музыки Франции различных эпох - от Гийома де Машо до Г. Берлиоза.

Годы второй мировой войны Пуленк проводит в осажденном Париже и в своем загородном особняке в Нуазе, разделяя со своими соотечественниками все тяготы военной жизни, глубоко страдая за судьбу родины, своего народа, родных и друзей. Горестные мысли и чувства этого времени, но также и веру в победу, в свободу отразила кантата «Лик человеческий» для двойного хора a cappella на стихи П. Элюара. Поэт французского Сопротивления Элюар создавал свои стихи в глубоком подполье, откуда тайно под вымышленным именем переправил их Пуленку. Композитор также хранил в тайне работу над кантатой и ее издание. В самый разгар войны это было актом большого мужества. Не случайно в день освобождения Парижа и его предместий партитуру «Лика человеческого» Пуленк с гордостью выставил в окне своего дома рядом с национальным флагом. Выдающимся мастером-драматургом проявил себя композитор в оперном жанре. Первая опера «Груди Терезия» (1944 г., на текст фарса Г. Аполлинера) - веселая, легкая и фривольная опера-buffа - отразила склонность Пуленка к юмору, шутке, эксцентрике. 2 последующие оперы - в ином жанре. Это драмы с глубоким психологическим развитием.

«Диалоги кармелиток » (либр. Ж. Бернаноса, 1953) раскрывает мрачную историю гибели обитательниц кармелитского монастыря во времена Великой французской революции, их героическую жертвенную смерть во имя веры. «Человеческий голос » (по драме Ж. Кокто, 1958) - лирическая монодрама, в которой звучит живой и трепетный человеческий голос - голос тоски и одиночества, голос покинутой женщины. Из всех произведений Пуленка эта опера принесла ему наибольшую популярность в мире. В ней проявились самые яркие стороны дарования композитора. Это вдохновенное сочинение, проникнутое глубокой человечностью, тонким лиризмом. Все 3 оперы создавались в расчете на замечательный талант французской певицы и актрисы Д. Дюваль, которая стала первой исполнительницей в этих операх.

Завершают творческий путь Пуленка 2 сонаты - Соната для гобоя и фортепиано, посвященная С. Прокофьеву, и Соната для кларнета и фортепиано, посвященная А. Онеггеру. Внезапная смерть оборвала жизнь композитора в период большого творческого подъема, в разгар концертных гастролей.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка - оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.

Пуленк - один из наиболее значительных французских композиторов XX века. Его музыка отличается оптимистическим настроением, галльским юмором, богатством и красотой мелодий, за что он и снискал славу «французского Шуберта». Большое внимание композитор уделял и религиозной тематике. В его наследии - произведения различных жанров, в том числе балеты и оперы.

Франсис Пуленк родился в Париже 7 января 1899 года в семье богатого предпринимателя. Его мать была прекрасной пианисткой, в доме всегда звучала музыка, и занятия на фортепиано с мальчиком начались в четыре года, а когда ему исполнилось восемь, в доме появилась прекрасная преподавательница, племянница Сезара Франка мадемуазель Буте де Монвель. Наиболее сильными музыкальными впечатлениями детства стали произведения Дебюсси, Стравинского и «Зимний путь» Шуберта. В шестнадцать лет юноша решил избрать своей профессией фортепиано. Начались занятия с прекрасным пианистом Рикардо Виньесом, который познакомил Пуленка с Эриком Сати и Жоржем Ориком, ставшими позднее его ближайшими друзьями. Увлечение литературой привело его к знакомству с Гийомом Аполлинером, Полем Валери, Андре Жидом, Полем Элюаром.

Пуленку было пятнадцать, когда началась Первая мировая война. В начале 1916 года он был мобилизован. Служил в противовоздушном соединении, затем, вплоть до 1921 года, в Министерстве авиации. Свободное время он отдавал музыке. Появляются его первые произведения - фортепианные пьесы, песни на стихи Ж. Кокто,Г. Аполлинера, П. Элюара. В эти годы Пуленк сближается с Дариусом Мийо, Луи Дюреем, Артюром Онеггером и Жерменой Тайфер. Вместе с Ориком они составили «Шестерку», вдохновителем которой был поэт и художник Жан Кокто. После демобилизации в 1921 году Пуленк, которому было уже поздно поступать в консерваторию, начал заниматься контрапунктом у профессора Шарля Кёклена. В 1923 году было создано его первое крупное сочинение - балет «Лани» для дягилевской труппы. Среди других сочинений - хореографический концерт для фортепиано и 18 инструментов «Утренняя серенада», Сельский концерт для клавесина с малым оркестром, «Веселые песни» на анонимные тексты XVII века.

Наиболее ярко многогранный талант композитора проявился в 1930-е годы: им написаны кантаты «Бал-маскарад» и «Засуха», Литании к Черной Богоматери, хоры, фортепианная Французская сюита на темы композитора XVI века К. Жервеза. Балет «Примерные животные» по Лафонтену Пуленк писал уже после начала Второй мировой войны, «в самые темные дни лета 1940 года, когда хотел во что бы то ни стало отыскать надежду для судьбы своей родины». Образы басен символически представляли Францию. В это время композитор снова был призван в армию и служил в зенитном соединении. Ко дню освобождения страны он пишет кантату «Лик человеческий» на стихи П. Элюара. В последующие годы возникают опера-буффа «Груди Тирезия» (1944), трагедийная, сложная по построению опера «Диалоги кармелиток» (1953) и, наконец, одноактная моноопера «Человеческий голос» (1958). Все больше привлекает его духовная тематика. Пуленк пишет Четыре маленькие молитвы святому Франциску Ассизскому, Четыре рождественских мотета, Stabat Mater, Gloria, мотет Awe verum corpus, Лауды святого Антония Падуанского. Среди его последних произведений - фортепианная импровизация Памяти Эдит Пиаф, монолог для сопрано с оркестром «Дама из Монте-Карло», музыка к пьесе Кокто «Рено и Армида».

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png