«Формирование личностных качеств обучающихся в процессе освоения программы «Бисерное разноцветие»

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором обучающиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

В творческом объединении «Бисероплетение» реализуется образовательная программа Шикуновой Елены Владимировны «Бисерное разноцветие», рассчитанная на возраст детей 7-11 лет (младший школьный возраст).

В творческом объединении происходит социализация младших школьников - это процесс приобретения опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей. Проблема приобщения к социальному миру была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Целью социализации в процессе образовательной деятельности является развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении (в группах занимаются разновозрастные дети), осознание самоценности собственной личности и других людей, умение выражать чувства и отношение к детскому коллективу, педагогу в соответствии с культурными традициями общества.

Специфическим для младших школьников является то, что включение их в учение и трудовую деятельность формирует осознание своих общественных обязанностей, выполнение поставленной педагогом цели, качественная подготовка к занятию, расширение кругозора за счет самостоятельной познавательной деятельности в сети Интернет, изучения литературы, формирование интереса и стремления к участию в жизни творческого объединения.

Социальная деятельность расширяет представление ребенка об обществе, приводит к развитию социальной компетенции и, как следствие, формированию личностных качеств обучающихся. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Его отношение с окружающими людьми тоже начинает соотноситься с этими требованиями - ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Поэтому, развитие социальной компетентности младших школьников должно стать одним из важнейших направлений работы.

Социальная компетенция – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна, город) и узким (семья, школа, творческое объединение) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Работа по сплочению детского коллектива, привлечение детей к выработке правил взаимодействия, обсуждение с детьми различных ситуаций взаимодействия и поведения хорошо вплетается в канву занятий бисероплетением. Для этого организуется работа в парах, в микрогруппах, где предоставляется возможность самовыразиться каждому ребенку, лучше узнать друг друга, выстроить конструктивные отношения. Ежегодные посещения выставочных залов, экскурсии, выходы в музей, совместные праздники «Рождественские посиделки», «Святая Пасха», «День Матери» способствуют установлению теплых, дружеских отношений в моем творческом объединении. При этом формируются такие личностные качества, как толерантность, эмпатия, дружелюбие. Ознакомление со способами и правилами поведения осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения, информирования, разбора конкретных ситуаций на занятиях и т. д.

Социальная умелость не может состояться без сформированности у ребенка личностных образований, способствующих социальной адаптации.

Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально – значимой деятельности. Нужно дать понять ребенку, что конечный результат его деятельности, готовый продукт важен и нужен обществу (подарок, предметы быта, аксессуары, игрушки), то есть чем окружающие могут воспользоваться. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально младший школьник ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. Мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия ребенка направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения социальной компетентности. Ожидание негативных последствий (порицания, насмешки, неудачно выполненной работы) становится определяющим в его поведении. Еще ничего не сделав, ребенок боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха. С этой целью на занятиях используются задания разного уровня сложности. Ребятам, быстрее других выполняющих задание, предлагаются более сложные схемы, тем же, кто затрудняется в процессе занятия, предоставляются задания простые. Таким способом достигается желаемый результат каждого ребенка.

Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учиться управлять ими. Это развивает способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции.

В-третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к самому себе и к окружающим, он становиться способным к адекватной самооценке. Самооценка относиться к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной адаптации личности, является регулятором поведения деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для младшего школьника потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его адаптации более способствует высокая самооценка, чем низкая. Удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.

Осуществляется диагностика учебно-воспитательного процесса: анкетирование, опросы, тестирование, анализ творческих работ. В результате тестирования выявлено, что 80 % детей относятся к занятиям положительно, 17 % испытывают тревожность (это дети с синдромом гиперактивности, повышенной эмоциональной возбудимостью, при работе с ними возникает необходимость сначала успокоить ребят при помощи дыхательных упражнений, психологических расслабляющих тренингов), 3 % настроены негативно. Это учащиеся группы продленного дня, которым не нравится заниматься бисероплетением. Таким ребятам предлагаются варианты работ из других материалов: фетра, бумаги, фоамирана.

В-четвертых, на протяжении младшего школьного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо-хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. Научаясь отличать свое мнение от мнения других людей, младшие школьники познают возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия. Он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях. На моих занятиях этому способствуют психофизические игры: «Подари тепло другу», «Волшебная сила улыбки», «Необычный сундучок».

Следовательно, в младшем школьном возрасте формируются такие личностные качества как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, (умение определять эмоциональные состояния других людей), способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях, (умение конструктивного разрешения конфликтных ситуаций).

Формирование личностных качеств всегда предполагает адаптацию к социуму (приспособление себя к окружающим условиям, обстоятельствам) и самоопределение в социуме (это активная позиция, предполагающая оценку происходящего вокруг). Социальный опыт ребёнка младшего школьного возраста – это многоуровневое единство познавательного, ценностного, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности.

Младшие школьники ещё не способны самостоятельно участвовать в реальной жизни общества. Понятия «учебный опыт» и «социальный опыт» различный Учебный опыт складывается непосредственно в учебной деятельности, он похож у детей одного класса. Социальный опыт отражает развитие личностных качеств конкретного ребёнка: присвоение им способов деятельности и общения, освоение социальных ролей, принятие нормативных ценностей, наличие представлений о себе как личности. Этот опыт влияет на формирование его желаний и интересов, направляет и сдерживает его активность. Если у ребёнка нет опыта творческих усилий в своей жизни, он не сможет раскрыться в общении, познании, практической деятельности.

Процесс воспитания в образовании непрерывен, но потенциал дополнительного образования очень высок. Именно дополнительное образование в силу своих сущностных и видовых особенностей обладает необходимым потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими результатами по организации образовательной деятельности в направлении персонификации образования, создания условий для свободного индивидуального выбора, развития мотивации.

Современные дети почти всю информацию о жизни получают посредством телевизора или компьютера, а не из событий и реальных встреч. В таком общении с жизнью нет собственного выбора, волевого усилия, мало оценки и почти полностью отсутствует сопереживание. В этих условиях нужно специально создавать ситуации, которые ребёнок воспринимал бы как яркое запоминающееся событие. Скромная по форме беседа может стать событием из-за переживания неповторимости момента единения с другими людьми, с их творчеством, с природой. Нравственное развитие младших школьников отличается своеобразием. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. Для развития нравственного сознания ребят и обогащения их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения используется коллективно-творческая деятельность: создание совместных панно «Дерево Дружбы», «Кто живет на лужайке?», которое позволяет детям почувствовать ответственность за своего товарища, оказать или попросить помощи, порадоваться результату совместных усилий.

Младший школьный возраст – особый этап в жизни ребёнка, связанный с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении. Уровнем социального развития школьника могут служить качества, характеризующие меру его готовности к жизни в обществе: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость. дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному. Потенциал бисероплетения для такого развития неисчерпаем.

Радость, которую испытывает ребенок, научившийся создавать прекрасное своими руками, способствует формированию духовного мира и эстетического вкуса. Занятия бисероплетением помогают детям раскрыться, сделать увлекательным их досуг, объединить одним интересным делом и развивать свою индивидуальность.

Факультет психологии

Кафедра общей и экспериментальной психологии


Курсовая работа

На тему: «Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)»


Москва 2010


Введение

Глава 1 Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении

Глава 2 Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности

Глава 3 Формирование личностных качеств в бихевиоризме

Глава 4 Происхождение личностных качеств с позиции теории личностных конструктов Дж. Келли

Глава 5 Личностные качества в гуманистическом направлении психологии

Глава 6 Происхождение личностных качеств с позиции феноменологического подхода Карла Роджерса

Заключение

Список литературы

Введение


В настоящее время психология не может однозначно ответить на вопрос: что представляет собой личность? Несмотря на то, что понятие личности является основополагающим для множества известных направлений психологии, единого понимания его не разработано до настоящего времени. Темой курсовой работы выбрано «Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)». Понимание того, как формируются и откуда берутся личностные качества, позволит нам в некоторой степени понять саму природу личности. Данная проблема является актуальной для всей мировой психологии, и до тех пор, пока не существует единого мнения о том, что есть личность, и что ее определяет, психологическая наука будет разрозненной. В данной курсовой работе мы не ставим задачу разработки единого подхода к пониманию личности. Целью работы является анализ и обобщение наиболее известных из существующих подходов к вопросу происхождения личностных качеств, а также многосторонне раскрытие понятия личностных качеств, опираясь на различные теории.

В повседневной жизни человек постоянно обращается к своей личности, взаимодействует с другими людьми через личность, сталкивается с различными личностными проявлениями. Даже работа практического психолога, как и любая коммуникация между людьми, в различной степени затрагивает личности субъектов общения. При всем этом понятие личности и личностных качеств остается туманным и неопределенным, что создает большое поле для научных исследований. Одним из главных вопросов мировой психологии является вопрос понимания и определения личности. На данный момент по различным источникам существует более сотни различных определений личности, при этом нельзя с полной уверенностью сказать, что все они ошибочны. Именно поэтому имеет смысл проводить обобщения различных подходов для раскрытия понятия личности.

Глава 1. Взгляд на природу личностных качеств в психодинамическом направлении


Ссылаясь на книгу «Теории личности» Хьелла и Зиглера, в рамках психодинамического направления мы будем рассматривать теории Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга. Основателем данного направления является З. Фрейд. Для раскрытия происхождения личностных качеств обратимся к структуре личности, предложенной Фрейдом, в которой выделяется три компонента личности: я, сверх-я и оно (ego,super ego, id). «Оно» включает в себя примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые являются полностью бессознательными. «Я» отвечает за принятие решений. «Сверх-Я» представляет собой систему ценностей и моральных норм. Анализируя развитие личности в данной системе взглядов, можно сделать вывод о том, что личностные качества формируются у человека в возрасте до пяти лет. В этом возрастном периоде личность человека проходит несколько стадий своего развития, после чего, по словам Фрейда, основа личности уже не поддается каким-либо изменениям. В психоанализе говорится о том, что характер стадии развития определяется тем, каким образом находит выход жизненная энергия «либидо». Т.е. на каждой психосексуальной стадии энергия «либидо» имеет свой способ выражения. В критические моменты жизненная энергия ищет выход, тем способом, который присущ соответствующей стадии развития, в результате чего у ребенка возникает какая-либо потребность. Характер потребности зависит от того, на какой психосексуальной стадии находится ребенок. В зависимости от того, как удовлетворяется данная потребность, и удовлетворяется ли она вообще, могут происходить различные изменения личности. Мы можем говорить о том, что именно в эти моменты формируются личностные качества.

Например, возьмем первую психосексуальную стадию – оральную. Зоной сосредоточения «либидо» на данной стадии является рот, в следствии чего у ребенка возникают потребности, связанные с этой зоной, т.е. сосание, кусание, жевание и т.п. Если данные потребности будут удовлетворяться недостаточно, то это, согласно теории Фрейда, приведет к фиксации на оральной стадии, что будет выражаться в дальнейшем в поведении человека, которое будет определяться личностными качествами. Если же, данные потребности будут удовлетворяться чрезмерно, то в таком случае, тоже возникнет фиксация на оральной стадии, но другого рода, что также вызовет формирование определенных качеств личности, и определенного поведения.

В процессе прохождения всех стадий развития, к пяти годам у ребенка уже будет сформированная система личностных качеств, которые в дальнейшем приобретут более детализированный характер.

Таким образом, можно сказать, что личностные качества человека формируются на базе удовлетворения или неудовлетворения инстинктов, возникающих на различных стадиях психосексуального развития, и определяются характером выхода жизненной энергии «либидо».

Проводя сравнение концепции стадий психосексуального развития с теорией В.Д. Шадрикова, можно указать на определенное сходство, которое заключается в том, что согласно В.Д. Шадрикову, удовлетворение или не удовлетворение потребностей ребенка взывает положительные или отрицательные эмоции. Согласно принципу единства потребностей, знаний и переживаний, у человека закрепляются те или иные мотивации, в результате удовлетворения или не удовлетворения потребностей. Закрепленные мотивации определяют в дальнейшем личностные качества человека.

Далее обратимся к индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Основным положением данной теории является суждение о том, что человек представляет собой единый, самосогласующийся организм. Адлер говорит о том, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а только в соотношении с личностью в целом. Основным механизмом, определяющим развитие тех или иных личностных качеств, является субъективное чувство неполноценности. Адлер считал, что при рождении у всех людей органы тела развиты не в одинаковой степени, и в последствии страдает именно тот орган, который изначально был слабее, чем остальные. Именно это приводит к возникновению чувства неполноценности. Согласно Адлеру, все поведение человека в дальнейшем направлено на преодоление этого чувства неполноценности, поскольку еще одним принципом концепции Адлера является стремление личности к совершенству. Здесь можно провести аналогию с теорией способностей В.Д. Шадрикова. Согласно данной теории, с рождения все люди обладают одинаковым набором способностей, но развитыми в различной степени, можно предположить, что те способности, которые развиты у ребенка в меньшей степени, послужат формированию чувства неполноценности. В попытках преодоления чувства собственной неполноценности, у человека формируются личностные качества, которые в дальнейшем отражаются в стиле жизни. Как и Фрейд, Адлер считал, что способы преодоления чувства неполноценности закрепляются у ребенка в возрасте до пяти лет.

Стиль жизни по Адлеру включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. То есть, стиль жизни является выражением способов преодоления чувства неполноценности или выражением его личностных качеств. В дальнейшем Адлер сформулировал несколько личностных типов, которые являются обобщением личностных качеств человека.

Таким образом, мы можем говорить о том, что личностные качества, согласно теории А. Адлера происходят из закрепленных способов преодоления чувства неполноценности. Также стоит сказать о том, что, по мнению Адлера, то, какие способы преодоления чувства неполноценности закрепляются, зависит еще и от степени опеки со стороны родителей.

Следующим подходом, который мы рассмотрим, является аналитическая психология К.Г. Юнга. В отличие от теорий, рассмотренных ранее, в аналитической психологии считается, что личность развивается в течение всей жизни человека. Личностные качества в теории Юнга определяются многими характеристиками, в частности, эго – направленностью и ведущими психологическими функциями. Также на личностные качества, в данной концепции, оказывают влияние бессознательные образы, архетипы, конфликты и воспоминания человека. В процессе своего развития личность накапливает опыт, на основе которого формируется эго-направленность, и некоторые психологические функции выходят на передний план. Сочетанием эго-направленности и ведущих психологических функций, которых по Юнгу четыре: мышление, ощущение, чувство и интуиция, определяются личностные качества, проявляющиеся у человека, примеры которых Юнг описывает в своей работе «Психологические типы». Таким образом, можно говорить, что в подходе Юнга личностные качества человека определяются как накопленным опытом, так и содержанием бессознательного.

Подводя итог анализа происхождения личностных качеств в психодинамическом направлении, можно сформулировать некоторые общие положения. Источником энергии, которая необходима для формирования личностных качеств является содержание бессознательного. В зависимости от того, каким образом эта энергия реализуется, формируются те, или иные личностные качества. Немалое влияние на формирование личностных качеств оказывают родители, удовлетворяющие потребности ребенка в раннем детстве, а также социум в последствии.


Глава 2. Личностные качества в диспозициональном направлении психологии личности


Диспозициональная теория личности была предложена Гордоном Олпортом. Проводя синтез определений личности, существовавших на тот момент, Олпорт приходит к выводу о том, что «человек – это объективная реальность», и то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума, есть личность. Согласно Олпорту, личность представляет собой динамическую организацию психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерные для него поведение и мышление. С точки зрения данного подхода, не существует двух совершенно одинаковых людей, то есть, каждый человек представляет собой индивидуальность.

В своей концепции Олпорт разрабатывает понятие психологической черты. Он определяет личностную черту как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Можно сказать, что личностная черта – «это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.» Я думаю, что мы можем поставить знак равенства между личностной чертой и личностным качеством в теории Олпорта..

Олпорт выделяет общие и индивидуальные личностные черты. Общие личностные черты присущи всем людям, но выражены в разной степени. Индивидуальные черты присущи только конкретному человеку. По словам Олпорта, для адекватного описания личности человека необходимо рассматривать как общие, так и индивидуальные личностные черты. В последствии Олпорт назвал индивидуальные личностные черты индивидуальными диспозициями личности, так как такой вариант терминологии не вызывал путаницы между понятиями. Индивидуальные диспозиции, в свою очередь, разделялись Олпортом на кардинальные, центральные и вторичные, в зависимости от степени влияния на поведение человека. То есть от степени обобщенности и выраженности. Стоит отметить, что Олпорт не считал личность совокупностью индивидуальных диспозиций, не сводил её к набору черт. Все поведение человека и организация личности подвержено влиянию центрального, структурирующего и определяющего закона функционирования личности, который Олпорт называл проприум.

В развитии личности Олпорт выделяет семь стадий, которые необходимо рассмотреть для понимания происхождения личностных качеств.

На первой стадии происходит осознание личностью своих телесных ощущений, то есть, по словам Олпорта, формируется телесное Я. Олпорт считал, что телесное Я является опорой для самосознания человека в течение всей его жизни.

На второй стадии, по Олпорту, происходит формирование самотождественности, которое может быть названо, как психическое Я. Это формирование может длиться в течение всей жизни.

При дальнейшем развитии у человека формируется чувство самоуважения. Данная стадия связана с формированием самостоятельности. В зависимости от того, как удовлетворяется потребность ребенка в самостоятельности, будут формироваться те или иные личностные черты.

Следующей стадией развития является расширение ребенком границ себя, что выражается в отнесении к своему Я предметов и объектов окружающей действительности.

Пятая стадия характеризуется формированием у ребенка образа себя. Этот образ формируется в зависимости от того, чего ожидает от ребенка окружение. Ребенок начинает оценивать себя относительно других, при этом формируя свои личностные диспозиции.

На следующей стадии у ребенка формируется рациональное управление собой. Возникает рефлексивное мышление, притом, что мнение окружения остается для ребенка догматичным, не подверженным критике.

Завершающей стадией является личное стремление. Оно характеризуется автономным поведением, полным осознанием и принятием себя. Формируется стремление к самосовершенствованию. Олпорт говорит о том, что личное стремление завершает свое формирование только в зрелости.

Данные стадии являются не только этапами развития личности, но и ее формами, существующими единовременно. Происхождение личностных черт может быть охарактеризовано через эти формы. То есть, мы можем говорить о том, что основой для формирования личностных качеств являются телесные ощущения человека. В дальнейшем эти ощущения дополняются ощущениями самотождественности. После этого на формирование личностных качеств начинает влиять социальное окружение, от которого зависит удовлетворение стремлений ребенка к самостоятельности. Социальное окружение также закладывает моральные нормы и принципы, с которыми ребенок начинает себя соотносить. Также оказывает влияние на формирование личностных качеств то, как ребенок себя понимает, и то, как он рационально пытается себя вести.

Олпорт считает, что личность является динамичной системой и находится в постоянном развитии. То есть, другими словами, согласно Олпорту, личность формируется в течение всей жизни человека.

Стоит отметить, что Олпорт выделял еще одну форму функционирования личности или проприума, которая заключается в познании личностью самой себя. По его мнению, познание себя представляет собой субъективную сторону Я, которая сознает объективное Я.

Таким образом, говоря о теории Г.Олпорта можно говорить о том, что личностные качества берут свое начало во врожденных характеристиках индивида, и в дальнейшем формируются под воздействием социума и собственных рефлексивных механизмов, а также механизмов рационализации.

Еще одной диспозициональной теорией личности является теория черт личности Рэймонда Кеттелла. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Специфическая ответная реакция, по Кеттеллу, есть некоторая неопределенная функция от стимулирующей ситуации в конкретный момент времени и от структуры личности. Свою теорию Кеттелл строил для того, чтобы предсказать поведение человека в конкретной ситуации. Для верного предсказания необходимо учитывать не только личностные особенности человека, но также его настроение в данный момент времени и социальные роли, требуемые конкретной ситуацией. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Здесь мы видим сходство в понимании черт личности Кеттелом и Олпортом. Черты личности в теории Кеттелла обладают устойчивостью и предсказуемостью.

Кеттелл разделял черты личности на поверхностные и исходные. Исходные черты представляют собой более глубокие и основополагающие структуры личности, в то время как поверхностные черты являются более конкретным выражением исходных черт. В своих исследованиях Кеттелл изучал различные личностные черты, и в итоге, после применения факторного анализа, ему удалось выделить шестнадцать исходных черт, больше известных как шестнадцать личностных факторов.

В происхождении личностных черт Кеттелл выделял два основных момента. Ряд черт, называемых конституциональными, развиваются из физиологических и биологических данных индивидуума, то есть формируются на основе врожденных характеристик. Либо приобретенных физиологических нарушений. Остальные черты Кеттелл считал сформированными под влиянием окружающей среды, куда он относил как социальные, так и физические влияния. Такие черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением.

«Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация – вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям.»

Подобно тому, как Олпорт предлагает понятие индивидуальных личностных диспозиций, Кеттелл вводит понятие уникальных личностных черт. «Общая черта – это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты – это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок.»

Кеттел делает попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью он предлагает статистическую процедуру – многопрофильный абстрактный вариантный анализ, позволяющий оценить не только наличие или отсутствие генетического влияния, но также и степень обусловленности черт генетическим влиянием или воздействием окружающей среды. Эта процедура предполагает сбор данных о различных проявлениях сходства между монозиготными близнецами, выросшими в одной семье; между братьями и сестрами, выросшими в одной семье; монозиготными близнецами, воспитанными в разных семьях и родными братьями и сестрами, выросшими врозь. Результаты применения данной техники, основанной на использовании личностных тестов для оценки той или иной черты личности, показывают то, что значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, данные указывают на то, что около 65-70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть – наследственностью.

Помимо влияния окружающей среды и наследственности, Кеттелл говорит о том, что влияет на формирование личностных качеств социальные группы, в которых происходит развитие личности. Как и Олпорт, Кеттелл полагает, что личность развивается в течение всей жизни человека. Кеттелл считал, что посредством черт личности можно описать не только сами личности, но и те социальные группы, членами которых они являются.

Таким образом, личностные качества в теории Кеттелла формируются на основе конституциональных особенностей индивида, под влиянием окружающей среды и наследственных факторов в соотношении два к одному, и, в зависимости от тех социальных групп, к которым причисляет себя человек, и в которых находится.

Теперь рассмотрим формирование личностных качеств в концепции Ганса Айзенка. Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. Айзенк говорит о том, что все многообразие личностных черт может быть подвергнуто обобщению. Более конкретные личностные качества обобщаются в личностные черты, те, в свою очередь, могут быть обобщены до суперчерт, и наиболее общей структурой личностных качеств Айзенк называет личностный тип. Стоит отметить, что в концепции Айзенка личностные черты представлены в виде некоего континуума, то есть для каждой личностной черты существует два полюса крайней выраженности, и, помимо этого, между этими двумя полюсами также существует степень некая степень выраженности личностной черты. Все личностные черты Айзенк сводит к трем суперчертам: экстраверсия, нейротизм и психотизм.

В своих исследованиях Айзенк делает попытку «установить нейрофизиологическую основу для для кадой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела до верхнего. Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.»

«Айзенк предполагает, что индивидуальные различия по нейротизму отражают силу реакции автономной нервной системы на стимулы. В особенности он связывает этот аспект с лимбической системой, которая оказывает влияние на мотивацию и эмоциональное поведение. Люди с высоким уровнем нейротизма обычно реагируют на болезненные, непривычные, вызывающие беспокойство и иные стимулы быстрее, чем более стабильные личности. У таких лиц обнаруживаются также более длительные реакции, продолжающиеся даже после исчезновения стимулов, чем у лиц с высоким уровнем стабильности.

В порядке рабочей гипотезы Айзенк связывает основы психотизма с системой, продуцирующей химические вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые при попадании в кровь регулируют развитие и сохранение мужских половых признаков.

Нейрофизиологическая интерпретация аспектов поведения личности, предложенная Айзенком, тесно связана с его теорией психопатологии. В частности, различные виды симптомов или расстройств могут быть отнесены на счет комбинированного влияния черт личности и функционирования нервной системы. Например, у человека с высокой степенью интроверсии и нейротизма очень высок риск развития болезненных состояний тревоги, таких как обсессивно-компульсивные расстройства, а также фобии. И наоборот, человек с высоким уровнем экстраверсии и нейротизма подвержен риску психопатических расстройств. Однако Айзенк спешит добавить, что психические расстройства не являются автоматически результатом генетической предрасположенности.» Айзенк считает, что генетически наследуется склонность человека вести себя определенным образом в различных ситуациях.

Таким образом, Айзенк отмечает то, что личностные качества происходят из наследственных факторов, и обусловлены в большой степени физиологическими особенностями организма, но также он говорит о большой роли влияния окружающей среды на развитие личностных качеств. Здесь стоит отметить сходство взглядов Айзенка и Кеттелла на факторы, обуславливающие происхождение и развитие личностных качеств.


Глава 3. Формирование личностных качеств в бихевиоризме


В поведенческом направлении практически не используется понятие личности. В большей степени бихевиористы обращаются к понятию поведение. При рождении человек обладает определенным набором безусловных рефлексов. На основе этих рефлексов в последствии происходит формирование условных рефлексов, в ходе научения.

Основным положением поведенческой психологии Скиннера является то, поведение человека является ответом на возникающие стимулы. Критика этого направления заключается в том, что одни и те же стимулы могут вызывать у одного и того же человека разные реакции, и также, различные стимулы могут вызывать одинаковые реакции. Несмотря на это, мы можем попытаться рассмотреть личностные качества. Как, сформированные в процессе научения, способы реагирования, то есть, как условный рефлекс, или как совокупность условных рефлексов.

В таком случае мы можем говорить о том, что личностные качества происходят из условных рефлексов, выработанных в ходе развития человека. Здесь возникает сходство с диспозициональным направлением, которое говорит о том, что личностные качества или черты – это наиболее сходные способы поведения человека в различных ситуациях.

Таким образом, для многостороннего описания происхождения личностных черт стоит отметить то, что одним из факторов формирования может являться научение по механизму условных рефлексов.


Глава 4. Происхождение личностных качеств с позиции теории личностных конструктов Дж. Келли


Джордж «Келли придавал большое значение тому, как люди сознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория личностных конструктов сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Здесь имеется в виду не то, что каждый человек буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Келли предполагает, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска. Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является выжимкой тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки – предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого – уменьшить неопределенность.» И все люди, с точки зрения Келли, имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

Такой взгляд на личность человека приводит Келли к двум следствиям. Первое следствие заключается в том, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности. Это делается с той целью, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое, по словам Келли.

Второе следствие заключается в том, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Келли описывает жизнь как постоянную борьбу за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта. Именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. То есть, поведение человека не контролируется настоящими событиями, как например, считает Скиннер, или прошлыми, как предлагает Фрейд, а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

Келли говорит о том, что ученые создают теоретические конструкты для объяснения и предсказания явлений действительности. Подобно этому человек использует личностные конструкты для объяснения и предсказания окружающего мира и себя самого.

Ключевым понятием теории Келли является личностный конструкт. Под личностными конструктами Келли понимает понятийные системы, или модели, которые человек создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Когда человек предполагает, что с помощью конкретного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, он начинает проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, сохраняет его, чтобы использовать и дальше. Если же прогноз не подтверждается, то конструкт, на основании которого он был сделан, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Келли описывает личностные конструкты как биполярные и дихотомичные.

По мнению Келли, поведение человека полностью реактивно, то есть зависит от внешних и внутренних стимулов. Личность, как и личностные качества, понимаются в теории личностных конструктов как бесполезные абстракции. Что мы увидим, если рассмотреть конкретное личностное качество с точки зрения теории личностных конструктов? Если понимать личностное качество как склонность вести себя определенным образом в различных ситуациях, то применив к этому положению теорию личностных конструктов, мы получим следующее. Ситуация представляет собой некий стимул, внешний либо внутренний, который побуждает человека к действию. А действие человека, в свою очередь будет зависеть от того, правильно ли человек сможет предсказать окружающую действительность. Для предсказания и определения окружающей обстановки человек использует личностный конструкт, после чего совершает действие. В том случае, если конструкт позволил человеку правильно предсказать окружающую действительность, личностный конструкт сохраняется, и в следующей ситуации человек снова будет его использовать, что возможно, будет выражаться в сходном способе поведения человека. Это мы и будем расценивать как личностное качество.

Таким образом, в концепции Келли, личностное качество является абстрактным понятием, которое описывает сходные способы поведения человека, в результате использования им одних и тех же личностных конструктов.


Глава 5. Личностные качества в гуманистическом направлении психологии


В качестве яркого представителя гуманистического направления мы возьмем теорию Абрахама Маслоу. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека необходимо изучать как единое, уникальное, организованное целое. Организм и личность, по мнению Маслоу, не сводится к набору дифференцированных характеристик, а представляет собой единое целое, то есть функционирует как система, не сводимая к совокупности ее элементов.

Разрушительные силы, по мнению Маслоу, в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Можно найти некоторое сходство данных положений с идеями В.Д. Шадрикова, согласно которым от природы во всех людях от рождения заложены одинаковые способности, которые в дальнейшем зависят от того, будет человек их развивать или нет. Личностные качества формируются на основе того, как удовлетворялись, либо не удовлетворялись потребности человека в процессе созревания личности, поскольку это вызывает положительные, либо отрицательные эмоции. В зависимости от того, как удовлетворялись, или не удовлетворялись потребности, у человека закрепляются те или иные мотивации, формировавшиеся на основе этих потребностей.

А. Маслоу также отталкивается в своей теории от понятия мотивации. Он полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной.

Все потребности, по мнению Маслоу, являются врожденными, и упорядочены в иерархическую структуру. На нижних уровнях располагаются физиологические потребности, или витальные. По мере возрастания у потребностей степени духовности, они располагаются выше в иерархии.

Все поступки и действия человека подчинены данной иерархии. Мотивация поведения человека основывается на том, какие из потребностей являются неудовлетворенными. Стоит отметить, что, по мнению Маслоу, потребности более высоких уровней не начинают удовлетворяться до тех пор, пока не удовлетворены потребности более низких уровней. Но, в то же время, Маслоу допускал, что в особых случаях более духовные потребности могут начать удовлетворяться, несмотря на неудовлетворенность потребностей уровней, расположенных в иерархической структуре ниже. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация. К тому же потребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не просто удовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частично удовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, что неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Можно предположить, что личностные качества, согласно концепции Маслоу, обусловлены особенностями самих потребностей человека, и также особенностями способов удовлетворения этих потребностей. Также Маслоу уделяет внимание степени осознания человеком своих потребностей и принятых в обществе нравственных норм, что оказывает влияние на формирование тех или иных мотиваций.

В дополнение к своей теории иерархической структуры потребностей, Маслоу формулирует два вида мотиваций человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Дефицитные мотивы направлены на изменение условий, в соответствии с возникающими потребностями и согласно их иерархии. Мотивы роста направлены на отдаленные цели, связанные со стремлением человека воплотить свои возможности в действительность. Основой для мотивов роста, по мнению Маслоу, являются метапотребности, это такие потребности, которые должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Маслоу предполагает, что метапотребности важны в равной степени и не располагаются иерархически, подобно дефицитным потребностям. Также он выдвигает гипотезу о том, что метапотребности имеют под собой инстинктивную и биологическую основу.

Таким образом, личностные качества, с позиции Маслоу, являются результатом того, как человек осознает свои потребности, какую отводит роль их удовлетворению и какой личностной значимостью их наделяет.


Глава 6. Происхождение личностных качеств с позиции феноменологического подхода Карла Роджерса


Для раскрытия вопроса происхождения личностных качеств в данном направлении, необходимо рассмотреть взгляд на личность в целом, с позиции К. Роджерса. Позиция Роджерса относительно природы человека сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений он пришел к выводу, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал, что человек является активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Основным моментом данной теории является положение о том, что все люди естественно развиваются к конструктивному осуществлению свойственных им врожденных возможностей.

Личность и поведение, по мнению Роджерса, являются в большей степени функцией уникального восприятия человеком окружения. Регуляция поведения происходит под влиянием руководящего мотива в жизни, который Роджерс называл самоактуализацией. Все остальные мотивы, возникающие у человека, являются только специфическим выражением господствующего мотива, лежащего в основе существования. Стремление человека к достижениям является способом воплощения своих внутренних возможностей. Тенденция к самоактуализации представляет собой процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями.

По словам Роджерса, субъективное восприятие и переживания человека являются основой для всех его действий. То есть, с позиции данной теории, мы можем рассмотреть личностные качества как способ реализации господствующего мотива, основывающийся на субъективном восприятии человеком окружающего мира и на переживаниях этого человека. Роджерс говорил, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий, из чего следует вывод о том, что каждый человек уникален и обладает уникальным внутренним миром, основанным на его переживаниях и субъективном опыте. В данном случае можно указать на сходство взглядов К. Роджерса и В.Д. Шадрикова на внутренний мир человека. По словам В.Д. Шадрикова, основу внутреннего мира формируют переживания человека и субъективный опыт удовлетворения своих потребностей, и также выдвигается положение о том, что каждый человек уникален и интерпретирует окружающий мир посредством своего внутреннего мира.

Определяющим понятием в подходе К. Роджерса является Я – концепция, которая представляет собой часть поля восприятия человека, направленную на него самого и на собственные ценности. Другими словами, Я – концепция является представлением человека о себе, в том числе и относительно ролей, присутствующих в человеческих отношениях. Одним из компонентов Я – концепции является Я – идеальное, то есть представление человека о том, каким он хотел бы быть в идеале. Я – концепция выполняет регулирующую функцию в поведении человека, поэтому мы не можем не сказать о ней, рассматривая вопрос происхождения личностных качеств.

Таким образом, личностные качества, с позиции феноменологического подхода К. Роджерса, берут свое начало в уникальном внутреннем мире человека, и являются способами реализации господствующего мотива, основанными на субъективном опыте и переживаниях человека, а также, зависящие от Я – концепции.


Заключение


Подводя итог анализу происхождения личностных качеств, можно сказать следующее. В большинстве подходов личностные качества понимаются как устойчивые способы поведения, свойственные человеку в различных ситуациях. Несмотря на то, что в большинстве подходов взгляды на происхождение личностных качеств различаются, можно выделить несколько общих положений. Истоком личностных качеств, по мнению большинства авторов, являются потребности, которые служат основой для мотивов. Личностные качества происходят из закрепленных способов реализации данных мотивов.

Многие авторы отмечают большую роль условий окружающей среды в формировании личностных качеств. Воспитание, внешние и внутренние условия оказывают влияние на развитие личностных качеств у человека. К внутренним условиям можно отнести представление человека о себе, особенности его потребностей, субъективное восприятие и переживания. К внешним условиям можно отнести влияние родителей, социальное окружение человека, роли, которые человек себе приписывает, а также принадлежность к той или иной социальной группе.

В зависимости от того, как удовлетворяются потребности человека в процессе созревания его личности, формируются различные качества личности. Если принимать во внимание уникальность внутреннего мира каждого человека, его субъективной картины мира, переживаний и жизненного опыта, то можно говорить о практически бесконечном разнообразии качеств личности.

В ходе данной работы мы проанализировали наиболее известные подходы к пониманию личности, рассмотрели различные взгляды на происхождение личностных качеств. Данная теоретическая основа может быть использована при проведении экспериментальных исследовании личностных качеств и их происхождения. Проблема изучения личностных качеств актуальна в психологии уже достаточно долгое время, и данной работой мы можем внести вклад в изучение и понимание механизмов формирования качеств личности.

Список литературы


1. Психологический словарь под редакцией В.В. Давыдова, В.П. Зинченко и др. - М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.

2. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП+, 1997 г.;

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб.: Питер Пресс, 1997.

4. Шадриков В.Д. Метальное развитие человека. – М.: Аспект Пресс, 2007.

5. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. – М.: Университетская книга, Логос, 2006.

6. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М.: Логос, 1999.

7. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: Прогресс – универс, 1995.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Определенным набором личностных качеств каждый из нас наделяется с самого раннего детства но, подобно тому, как атрофируются мышцы при отсутствии постоянных физических нагрузок, атрофируются и индивидуальные качества, если над ними не работать. О том, как развить личностные качества и выработать в своем характере те или иные черты и пойдет речь в данной статье.

Как развить личностные качества в себе

В первую очередь, трезво оцените свои сильные и слабые стороны, определите, какими достоинствами и недостатками вы обладаете и выделите одно, конкретное личностное качество или черту характера, над развитием которой вы хотели бы поработать.

Четко сформулируйте для себя, из каких составляющих, с вашей точки зрения, складывается желаемое качество, разбейте его на максимальное количество простых составных элементов.

Составьте план действий по постепенному овладению этими элементами, двигайтесь от простого к сложному, не пытайтесь с первого дня приступать к решению самых сложных задач.

Выработайте мотивацию для достижения поставленных целей. Для этого постарайтесь четко уяснить, какие конкретные преимущества вы получите, если справитесь с той или иной поставленной задачей.

Установите четкие и конкретные сроки для решения поставленных вами перед самим собой задач. Наличие сроков будет дисциплинировать вас и не позволять вам опускать руки даже в самых трудных и, казалось бы, неразрешимых ситуациях.

Запаситесь терпением, так как развить личностные качества – не просто. На вашем пути будут постоянно встречаться различные препятствия, побуждающие вас отказаться от своей затеи: смело перешагивайте их и не бросайте борьбу даже тогда, когда вам кажется, что продолжать ее дальше нет смысла.

Найдите в своем окружении людей, обладающих желанными личностными качествами, и наблюдайте за ними. Ведите себя похожим образом, анализируйте, как они добиваются своих целей, как применяют свои качества на практике, перенимайте от них полезные навыки и черты.

Развивать свои личные качества – это не только важно, но и выгодно по многим параметрам. Во-первых, развив необходимую черту, вы начнете комфортнее и увереннее чувствовать себя по жизни. Во-вторых, имея в своем «арсенале» более совершенное оружие, вы сможете добиться большего. В-третьих, добиваясь тех или иных повседневных целей, вы сможете действовать гораздо эффективнее и динамичнее.


Личностные качества – не что иное, как составляющие характера, его особенности. Развитие личностных качеств способствует наполнению человека, делая его разносторонним. Личностные качества позволяют правильно реагировать на внешние раздражители и вопреки всему преуспевать в своей деятельности. Это способ эффективного использования внутренних ресурсов.

Уровень развития личностных качеств

Каждый человек рождается с определённым характером и набором личностных качеств, определяющих особенности поведения и жизненные приоритеты. На протяжении жизни, некоторые качества изменяются под влиянием разных факторов, некоторые остаются на всю жизнь.

Психологи утверждают, что основные этапы формирования характера происходят в первые пять лет жизни, далее они несколько корректируются, исходя из жизненных обстоятельств.

Главным показателям и критериям, которые формируют уровень развития личности относятся: способность к активной жизненной позиции, уровень ответственности, направленность способа жизни, уровень культурности и интеллекта, способность управлять эмоциями.

От личностных качеств зависят многие стороны жизни, начиная с выбора и заканчивая приоритетом деятельности для . Если человек осознаёт потребность в более качественном уровне жизни, он будет стараться достигнуть желаемого. В этом помогают как раз такие качества личности как , умение адекватно оценивать действительность и свои возможности. Даже при не самом высоком уровне врождённых особенностей человека, но при осознании своей индивидуальности, всегда есть возможность определиться с деятельностью, которая наиболее полно раскроет способности человека. Тем более, при желании всегда есть возможность развивать личностные качества.


Развитие ребёнка начинается с его рождения. Это многосторонний процесс взаимодействия родителей, общества и саморазвития. Главная ответственность, конечно, возложена на семью. Здесь начинается познание себя как отдельного индивидуума, познаёт разные варианты взаимодействия с другими людьми и варианты ответных реакций.

На сегодняшний день утвердилось мнение, что все проявления человеческого характера приобретаются в раннем детстве. В это время закладываются три ключевые группы качеств личности. В зависимости от периода жизни, происходит становление способов , стилей поведения и инструментов взаимодействия с другими людьми.

Факторы развития личностных качеств

Как только ребёнок начинает воспринимать себя как отдельную особь, начинает осознавать своё место в окружающем мире, начинается процесс развития основных качеств, в том числе на это влияет развитие чувственной сферы жизни. Существует несколько ключевых факторов, которые свидетельствуют о начале процесса:

  • активное и уместное применение личных местоимений;
  • владение навыками самообслуживания и самоконтроля;
  • способность описать свои переживания и объяснить мотивацию поступков.

Возраст начала становления личности

Исходя из вышесказанного, становиться понятен возраст начала становления личности. Психологи указывают возраст два – три года. Однако нельзя сказать, что до этого момента ничего не происходит. Активно идёт подготовка и формирование индивидуальных предпочтений, коммуникативных способностей, темперамента. К наступлению возраста пяти лет, ребёнок полностью воспринимает себя как отдельную личность с индивидуальными особенностями, находящейся в активном взаимоотношении с окружающей действительностью.

На человека влияет не только семья, но и общество, школа, друзья. Эта среда, безусловно, накладывает отпечаток на поведение и формирование ребёнка. Однако, основу, фундамент может заложить только близкие люди. Именно они устанавливают ориентиры, и показывают способы взаимодействия внутри семьи и с другими людьми. Так как ребёнок ещё не знаком с правилами поведения в обществе он ориентируется на родных и берёт с них пример. Поэтому очень часто находится много общих черт у детей с родителями. Часто ребёнок полностью копирует поведенческую модель родителей.

Это совокупность признаков, принципов, особенностей и способностей, определяющих уровень полезности системы и успешности ее взаимодействия в различных областях

Они являются частью характера человека, неким подмножеством особенностей, позволяющих наиболее эффективно реагировать на определенные воздействия, действовать и успешно достигать целей в определенной предметной области. Подробнее о характере и особенностях написано в методе Определение характера и темперамента .

Наличие определенных личных качеств является важнейшим признаком успешности, а их развитие – основным способом ее повышения. Рассмотрим подробнее основные качества успешного человека и методы их развития.

Интеллект

Это сложная модель поведения системы, использующая сознание, предсознание и подсознание для организации, управления, контроля и планирования деятельности , сохранения и использования воспринятой и синтезированной информации в памяти, личного развития и реализации предназначения , ограничиваясь совестью.

Позволяет определять действия и ресурсы на основе личного опыта и сгенерированных идей и объединять их в план для достижения целей.

При низком уровне развития интеллекта человек не способен заниматься полезной деятельностью, не может ее организовать, контролировать и управлять ею. Также не способен осознанно ставить цели, составлять план их достижения, преодолевать препятствия и действовать в их направлении.

При высоком уровне развития интеллекта человек полностью управляет своей жизнью, определяет оптимальные пути развития и достижения целей, осознает себя , занимается творчеством и непрерывно самореализуется.

Повышает успешность за счет определения оптимального пути достижения целей и наилучших способов преодоления препятствий.

Развивается с помощью накопления опыта и улучшения таких способностей как самосознание, постановка целей , планирование , воображение и т.п.

Подробнее это качество рассмотрено в методе Генерация полезных идей и .

Самодисциплина

Это способность начинать и завершать выполнение действий, получать ожидаемые результаты и достигать поставленных целей независимо от возникающих препятствий.

Препятствиями могут быть проблемы, потребности, вредные воздействия, лень, страх, отсутствие мотива или стимула и т.п. Причем подавляющее большинство из них являются внутренними.

Требует наличия воли для того, чтобы начать действовать, упорства для доведения дел до конца и целеустремленности для концентрации только на делах, приближающих к цели.

Воля

Это способность сознательно начинать выполнение действий, управлять ими и организовывать их для достижения целей.

Проявляется в начале выполнения действий для преодоления инертности и при возникновении препятствий.

Позволяет стать независимым от мнения и манипулирования других людей, а действовать только на основе личных решений, т.е. избавиться от реактивности при взаимодействии и стать более проактивным.

Быстрота принятия и реализации решений зависит от силы воли , на которую влияет самодисциплина, самостоятельность, решительность, самоуверенность и мужество. Чем лучше развиты эти качества, тем больше сила воли.

При низком уровне развития воли человек не начинает действовать самостоятельно, а только реагирует на внешние воздействия. Не может преодолевать препятствия, а просто прекращает достижение цели или переключается на другую цель.

При высоком уровне развития воли человек действует только на основе личного опыта и целей. Он мгновенно начинает действовать при принятии решения о достижении цели или при появлении препятствий на пути к ней.

Повышает успешность за счет преодоления все более трудных препятствий, выполнения все более сложных дел и достижения все более полезных целей.

Развивается аналогично самодисциплине – с помощью прогрессивного усложнения выполняемых действий и достигаемых целей.

Упорство

Это способность продолжать и завершать выполнение начатых действий для достижения поставленной цели независимо от возникающих препятствий.

Часто используется при поражениях, когда нужно «встать на ноги» и продолжать двигаться к цели.

Проявление упорства, завершение всех дел и успешное достижение целей повышает мотивацию и уверенность в себе.

При низком упорстве человек завершает мало дел, причем только те, при выполнении которых не было препятствий. Если будет хоть что-то мешать, то человек сразу откажется от его выполнения или переключится на другое дело.

При высоком упорстве человек завершает все дела, получает необходимые результаты и преодолевает с помощью воли любые препятствия на пути к цели.

Повышает успешность за счет завершения всех запланированных дел, получения ожидаемых результатов и достижения всех поставленных целей.

Развивается также с помощью пошагового усложнения выполняемых действий и достигаемых целей.

Целеустремленность

Это способность концентрироваться только на достижении текущей цели, не отвлекаясь на неважные дела, не поддаваясь лени и спонтанным желаниям.

При низкой целеустремленности человек часто отвлекается от текущего дела и целей, начинает выполнять другие дела, не связанные с текущей целью. Это значительно увеличивает срок и расходы на достижение цели.

При высокой целеустремленности человек выполняет только те дела, которые приближают к цели, и тратит личные ресурсы только на такие дела.

Повышает успешность за счет постановки и успешного достижения все более сложных целей, концентрации только на самых важных из них и минимизации затрат и времени на дела, не относящихся к цели – поглотителей времени.

Развивается с помощью сознательной концентрации на запланированном деле и постепенном увеличении продолжительности этой концентрации. Например, сначала можно концентрироваться только на текущем деле в течение 10-ти минут, затем 15, 20, 25… А затем делается эффективный перерыв на 5-10 минут для быстрого восстановления сил.

При этом важно найти оптимальное соотношение между концентрацией на деле и отдыхом, чтобы сохранить максимальную эффективность, не переутомиться и не перегореть.

Интенсивность

Это способность в течение определенного периода концентрироваться на одной цели и прикладывать максимум усилий для ее скорейшего достижения.

Позволяет ускорить процесс достижения цели, но требует большей затраты ресурсов в единицу времени, что обычно является оправданной мерой для более быстрого получения результатов.

Предотвращает ведение деятельности в расслабленном, спокойном состоянии, ради получения удовольствия от процесса, которое значительно замедляет достижение целей и увеличивает затраты.

При низкой интенсивности человек может действовать очень медленно, часто делать перерывы, тратить ресурсы без пользы для текущих целей, что ухудшает состояние и значительно увеличивает срок достижения цели.

При высокой интенсивности человек выполняет действия на максимальной для себя скорости и с оптимальной тратой личных ресурсов. Делает минимум перерывов только для отдыха и восстановления сил, а не отвлекается на другие, бесполезные дела.

Повышает успешность за счет более быстрого достижения целей, хотя и с большими, но окупаемыми, затратами.

Развивается с помощью прогрессивного увеличения периода концентрации и максимального приложения усилий на одну цель.

Уверенность

Это состояние системы, в котором у нее есть знания о своей ответной реакции и реакции другой системы при оказании определенного воздействия.

Появляется при развитии и осознании как результат получения истинных знаний о себе, своих действиях и их последствиях. Минимизирует неопределенность, стресс, страхи и риски.

Необходима для понимания результатов, которые будут получены при выполнении определенных действий и оказании воздействия на себя или окружающую среду. Помогает сделать первый шаг к цели, снижает риск вредного воздействия и последствий, которые могут ухудшить состояние.

Уверенность в себе проявляется в речи, внешнем виде, одежде, походке, физическом состоянии.

При низкой уверенности человек может тратить много времени на определение безопасного и полезного воздействия, которое он может оказать на себя или другие системы, чтобы достичь определенной цели. При этом высока вероятность нанесения вреда, что может ухудшить состояния и отношения с другими системами.

При высокой уверенности человек может быстро определить необходимое воздействие, которое гарантированно приведет к необходимым последствиям и даст ожидаемые результаты. При этом риск нанесения вреда и ухудшения отношений будет минимальным.

Повышает успешность за счет точного определения, какое воздействие будет полезным, а какое вредным, что помогает воле сделать первый шаг к цели, который часто бывает самым трудным, т.к. нужно преодолеть свою инертность и внутренние препятствия.

Развивается с помощью осознания себя и окружающей среды, своих способностей, позитивного отношения к себе, веры, что при выполнении правильных действий обязательно достигнешь успеха.

Организованность

Это способность упорядочивать личную деятельность и определять важность целей и дел для повышения вероятности успеха и минимизации затрат.

Проявляется при появлении большого количества неупорядоченных, хаотичных дел, выполнение которых может быть неэффективным из-за траты ресурсов на менее важные дела. Такие дела подробно описываются, определяются связи между ними, определяется их важность и полезность для самореализации и достижения цели жизни .

Главными средствами для организации являются планирование и систематизация своей деятельности. Для этого можно применять различные системы списков, папок, категорий и т.п. Также можно делегировать выполнение важных дел более компетентным специалистам. Подробнее инструменты для организации описаны в методе Организация личных целей и дел . Также вы можете прямо сейчас начать пользоваться мощным, бесплатным онлайн органайзером .

При низкой организованности человек имеет много дел, полезность и зависимость которых ему неизвестна. Он принимает решения хаотично, обычно в зависимости от настроения и желания выполнить наиболее интересное, но не обязательно полезное дело.

При высокой организованности у человека все важные цели и дела подробно описаны, структурированы и организованы в единую систему. С ее помощью он может быстро находить нужную информацию и принимать правильные решения в зависимости от текущих условий и имеющихся ресурсов. Но эта система требует траты дополнительных ресурсов для ее создания и актуализации информации в ней.

Повышает успешность за счет ясного представления того, что нужно сделать для достижения цели, и быстрого получения необходимой информации для принятия решений и выполнения действий.

Развивается с помощью прогрессивного усложнения системы организации деятельности для самореализации и непрерывной актуализации информации в ней. Этому способствует развитие целеустремленности и самодисциплины.

Мужество

Это способность сохранять текущее состояние или улучшать его при возникновении опасности или страха, препятствующих выполнению действий и достижению поставленной цели.

Страх – хороший помощник для определения правильности принимаемого решения. Чем больше человек боится что-то сделать и это точно не принесет вреда, тем это дело полезнее для его самореализации. Тогда нужно мужественно сделать первый шаг, который обычно является самым трудным, а дальше все пойдет как «по маслу».

При низком мужестве человек может полностью прекращать действовать при возникновении страха, даже если его причина не нанесет вреда. При этом он может переключиться на другие, менее полезные цели, отказавшись от тех, которые вызывают страх, но способных принести больше пользы (организовать компанию, занять более высокую должность, построить дом и т.п.)

При высоком мужестве человек преодолевает любой страх, и при его возникновении начинает и завершает все дела для достижения цели. При этом, чем сильнее страх, тем больше энергии он дает для выполнения действий.

Повышает успешность за счет преодоления все более сильных страхов, возникающих при достижении все более сложных, великих и полезных целей.

Развивается с помощью осознания источников страха, определения их вредности, путей ее минимизации и пошагового увеличения сложности выполняемых действий и достигаемых целей, которые вызывают страх.

Решение проблем

Это способность приобретать недостающие ресурсы для выполнения определенных действий и преодолевать препятствия для достижения целей.

Воображение

Это способность создавать мысленные образы в сознании независимо от окружающей среды, комбинировать их с реальными объектами, моделировать их взаимодействие и определять возможные последствия.

Используется для генерации оригинальных идей, которые могут быть реализованы в виде материальных (новый дом, машина, инструмент...) или идеальных (знания, теории, процессы, методы...) объектов.

Применяется системой в творческой деятельности для создания новых, уникальных объектов, используемых ею самой или окружающей средой и улучшающих состояние системы, среды или надсистемы.

При низком воображении человек использует только ту информацию, которую воспринял извне: увидел, услышал, попробовал. Это позволяет использовать в своей деятельности только то, что уже существует.

При высоком воображении человек непрерывно формирует мысленные образы новых и существующих систем, соединяет их вместе, моделирует их взаимодействие и оценивает полезность последствий этого. Если образ оценивается как полезный, то человек может реализовать его в реальном мире, создав что-то новое, улучшив существующее или уничтожив вредное.

Повышает успешность за счет определения новых возможных состояний, оригинальных путей достижения целей и преодоления препятствий.

Развивается с помощью накопления знаний о существующих системах, расширения парадигмы и прогрессивном усложнении формируемых мысленных образов реальных и возможных систем.

Генерация идей

Это способность с помощью воображения формировать новые идеи на основе личного опыта и уже имеющихся идей.

При низкой способности генерировать идеи человек использует только шаблоны и проверенные способы для достижения целей. Может использовать технологии, которые кто-то изобрел, но плохо адаптирует их к своей деятельности, поэтому они приносят мало пользы.

При высокой способности генерировать идеи человек легко придумывает и реализует новые, уникальные объекты, изобретает новые инструменты и методы. Разрабатывает новые и улучшает существующие технологии и внедряет их в свою деятельность, что позволяет успешнее и эффективнее достигать личных целей.

Повышает успешность за счет определения оригинальных путей к целям, использования новых технологий и создания уникальных объектов, которые могут дать преимущество или будут использованы как личные ресурсы.

Развивается с помощью накопления опыта, непрерывного поиска более подходящих способов выполнения действий и достижения целей, разработки и внедрения более сложных и полезных технологий, инструментов и методов. Этому способствует улучшение воображения.

Креативность

Это совокупность способностей системы, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные идеи и использовать ранее не применяемые средства для преодоления препятствий и достижения целей.

Позволяет находить оригинальные средства для выполнения определенных действий, которые еще никто не пробовал использовать.

Может привести как к понижению, так и к повышению затрат на достижение цели, но, как правило, скорость выполнения действий значительно увеличивается при применении оригинального средства.

Является основным средством для творческой деятельности, создания чего-то нового, уникального и улучшения окружающей среды.

При низкой креативности человек может выполнять действия только на основе известных решений, использует только проверенные технологии и никогда не применяет что-то новое.

При высокой креативности человек старается для каждого нового дела, новой цели найти более подходящий путь, чем тот, что известен. Он генерирует много идей для определения наилучших способов достижения успеха. Непрерывно ищет, создает и внедряет новые технологии в свою деятельность.

Повышает успешность за счет создания новых, уникальных систем, которые могут дать преимущества, достижения целей оригинальным, нешаблонным путем, который может быть менее затратным и более быстрым, чем известные.

Развивается с помощью постоянного поиска новых способов и средств выполнения действий и прогрессивного усложнения целей, достигаемых оригинальным способом, а не шаблонным. Этому способствует улучшение воображения и способности генерировать идеи.

Самосознание

Это способность анализировать и оценивать свое текущее состояние, мыслительные процессы в сознании и .

Позволяет сравнить текущее состояние с желаемым, определить разницу и с помощью интеллекта определить действия для перехода в него.

Также помогает определить внутренние мотивы, дающие энергию для начала и завершения выполнения действий.

При низком самосознании человек для принятия решения использует только внешнюю информацию. Он очень восприимчив к мнению других людей, не учитывает свои мысли и эмоции.

При высоком самосознании человек принимает решения только на основе личных мыслей, . Четко представляет, чего хочет, какой цели достичь и легко определяет то, чего ему для этого не хватает.

Повышает успешность за счет определения разницы между текущим и целевым состояниями, использования внутренних мотивов, мыслей и эмоций.

Развивается с помощью периодической концентрации на мыслях и эмоциях, определения их сути, причин и последствий и прогрессивном усложнении достигаемых целей, имеющих все большую разницу с текущим состоянием.

Это наиболее значимые качества успешного человека, развитие которых позволяет успешно достигать любых поставленных целей.

Причем многие из качеств связаны друг с другом и развитие одних улучшает другие. Например, воля, упорство и целеустремленность улучшают самодисциплину, а мужество и уверенность – решительность.

Развитие этих качеств и навыков позволяет подсознательно, автоматически взаимодействовать, быстро и адекватно реагировать на внешние воздействия и корректировать свою деятельность в зависимости от новых возможностей.

Рассмотрим более подробно, как можно развивать любое из качеств, чтобы оно как можно больше влияло на жизнь и помогало достигать успехов.

Метод развития личных качеств

Для успешной самореализации необходим достаточно высокий уровень развития личных качеств. Можно улучшать одновременно несколько качеств. А лучше выбирать те качества, которые наиболее полезны для достижения текущих целей, и концентрироваться только на их улучшении.

Все эти качества являются врожденными – они есть у каждого человека. Но изначально они находятся в пассивном состоянии и практически не влияют на деятельность. Для того чтобы они приносили больше пользы при достижении целей, их нужно непрерывно развивать.

Главное при развитии качеств – это понимание того, что они не могут мгновенно улучшиться. Их следует развивать прогрессивно и регулярно в зависимости от текущих целей. А при прекращении развития они будут ухудшаться, деградировать.

Улучшение любого качества основано на постепенном, пошаговом усложнении действий, которые выполняются с его применением. Для развития качеств можно применять следующий метод:

1. Нужно выбрать качество и узнать о нем, как можно больше, чтобы появилось его четкое понимание: его определение, как оно проявляется, что происходит с состоянием, как реагируешь на внешние воздействия, как влияешь на окружающую среду и т.п. Для этого можно воспользоваться их описанием в этой главе и поискать дополнительную информацию в Интернете.

Например, интенсивность - это способность концентрироваться на конкретной цели и прикладывать максимум усилий для ее скорейшего достижения. Позволяет ускорить процесс достижения цели, но требует больших затрат, что обычно является оправданной мерой за более быстрое получение результатов. Предотвращает ведение деятельности в расслабленном состоянии, ради получения удовольствия от процесса, которое значительно замедляет достижение целей и увеличивает затраты.

2. Описать идеальный уровень развития этого качества на 10 баллов из 10: каким может быть это качество лично для меня, каким будет мое поведение, в каких ситуациях его можно использовать…

Например, применять при выполнении любых дел. Действовать максимально быстро, не отвлекаться на посторонние дела. Иметь поддерживающую среду. Уделять немного времени на анализ дел, выяснять поможет ли оно достичь цели. Если появится намерение его выполнить, то решительно приступать к нему. Устанавливать сроки на выполнение дела. Заранее определять награду за его завершение в срок.

3. Определить текущий уровень развития этого качества по шкале от 1 до 10. Для этого достаточно спросить себя: «Насколько я доволен этим качеством в себе по шкале от 1 до 10» и прислушаться к возникающим эмоциям, они подскажут субъективный, но самый точный ответ.

Например, 4

4. Описать несколько простых шагов , действий, которые можно выполнить для развития этого качества на 1 балл. Описать, что конкретно можно делать, в каких ситуациях, что для этого использовать и т.п., чтобы качество немного улучшилось. При этом достаточно основываться на личном опыте и своем представлении об этом качестве в идеальном виде.

Например, перед началом выполнения дела определять его срок и награду. Организовывать поддерживающую среду, чтобы ничего не мешало его делать.

5. Затем описать шаги для развития качества еще на 1 балл, и еще на 1, и еще… И так дойти до таких шагов, которые улучшат качество до 10 баллов из 10, т.е. до идеального уровня.

Например, выполнять фактические действия с максимальной скоростью (быстро ходить, быстро печатать, быстро говорить и т.п.). Немного времени тратить на анализ дела, отвечать на вопрос «Зачем его делать?». Сразу выполнять дела, которые нужны для достижения целей и которые сам хочешь выполнить. Делегировать нужные дела, но которые не хочется выполнять. Решительно действовать, чтобы не упускать возможностей.

6. Выбрать шаги, с которых можно начать развитие качества в ближайшее время и начать выполнять эти шаги.

Например, устанавливать сроки и награды, организовывать поддерживающую среду и не отвлекаться на посторонние дела.

7. Периодически повторять этот метод и актуализировать свои ответы.


Этот метод нужно выполнить для каждого качества, которое полезно развивать в ближайшее время для текущих целей. Можно составить список качеств, нарисовать шкалу рядом и отметить на ней текущий уровень этого качества. Например, так:

Периодически, например, раз в неделю, можно актуализировать этот список, отмечать текущий уровень развития и анализировать динамику изменений. Можно выбирать то качество, которое стало самым приоритетным и выполнять те действия, которые помогут улучшить именно его.

Это поможет определить, каких качеств сейчас больше всего не хватает или какие нужно улучшить для достижения текущих целей.

Можно повесить этот список в нескольких видных местах, регулярно просматривать его, вспоминать те шаги, которые решено было выполнить первыми для их улучшения и выполнять их при подходящих условиях.

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png