Интересно заметить, что Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60-90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г.
Итак, действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге. Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка‑помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут‑то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело. Его рассказчик называет «гением».
Интересен факт того, что эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет - он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой‑нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.
Кстати, повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая. И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.
Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность. В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.
На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.

Справочный материал для школьника:

Лесков Николай Семенович - известный русский писатель.
Годы жизни: 1831-1895.
Наиболее известные труды и произведения:
Левша
Запечатленный ангел
Очарованный странник
Несмертельный Голован
Поповская чехарда и приходская прихоть
Старый гений

Краткое содержание рассказа «Старый гений»:

Гений лет не имеет — он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы. (Ларошфуко)
Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки»
Старушка приехала в Петербург так как великосветский франт отказывается возвращать ей деньги, а срок закладной истекает.
Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку.
По приезду помещица обходит все места, в которых ей могли бы помочь. И вначале все было хорошо, все старушку поняли и обещались ей помочь, «но как дело дошло до исполнения - тут и пошла закорюка…». Дело в том что в.франт никогда не возвращает того, что берет взаймы, да и дома у него своего нет, живет он сейчас у своей жены. Старушка не знает, что делать, ей известно лишь то, что в.франту надо вручить некую расписку, а этого никто не может и не хочет делать. Старушка в отчаяние. Однажды она встречает одного мужчину по имени Иван Иваныч, который обещается ей помочь, если она заплатит ему пятьсот рублей. Помещица сначала не верит ему, но после она узнает что в.франт собирается с дамою своего сердца за границу «…где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».» Тогда старушка одалживает у рассказчика истории эти полтораста рублей и отдает их И. Иванычу. Тот убеждает своего знакомого (сербский сражатель) воплотить в жизнь его замысел, за это И. Иваныч платит ему триста рублей. Все проходит гладко и в.франт подписывает ту самую расписку.

## Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно‑художественного содержания ##

Начнём с того, что в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.
Очевиден тот факт, что эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть.
Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. К примеру: «бал прекрасный» - «что неестественно», «музыканты знаменитые» - «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» - «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» - «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов.
На мой взгляд, контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» - и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, в случае если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
Интересно заметить, что эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Справочный материал для школьника:

Толстой Лев Николаевич - один из наиболее уважаемых и заслуженных русских писателей во всём мире. Его произведения переведены множество иностранных языков. Л.Н. Толстой - автор признанного литературного шедевра «Война и мир».
Годы жизни: 1828 - 1910.
Наиболее известные произведения:
Война и мир
Воскресение
Анна Каренина
После бала.

Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”. Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века.
“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б... Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна. Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна. На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки. Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец. Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью. Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило... счастья”. Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка. Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались. “Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”. Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым. Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на балу. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били. Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника. Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее. Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.


Лекция, реферат. Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Содержание
История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
Образы животных в баснях И. А. Крылова
История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Маша Миронова – воплощение русского национального характера
Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?
Почему не удался побег Мцыри?
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение
Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие III, явление VI)
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)
Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни
«Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)
Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася»
Кто виноват в страданиях героини? По рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Осень в лирике русских поэтов по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
Весна в лирике русских поэтов по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»
Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш»
Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»
Челкаш и Гаврила по рассказу М. Горького «Челкаш»
«Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока
Стихотворение А. А. Блока «Россия»
Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина
Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина
Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»

«Жизнь прожить — не поле перейти», — гласит народная мудрость. Ровных, прямых путей не бывает. Люди сталкиваются со множеством проблем, требующих нетривиального решения. Но действительность тем и хороша, что всегда находятся те, кто готов прийти на помощь слабым, протянуть им свою надёжную руку. О хитрости и смекалке «пассажного гения», который восстанавливает справедливость, повествует Н. С. Лесков

В 1884 году в юмористическом журнале «Осколки» было напечатано произведение «Старый гений». Николая Семёновича не покидало ощущение «глухого тупика», когда вокруг умирало все благородное и честное. Стремительно шли в гору и занимали руководящие должности те, кто заслуживал исключительно презрения и порицания.

Писатель безмерно любил родину и ощущал душевную взволнованность за её будущее. В рассказе автор подчёркивает, что не готов мириться с бюрократическим произволом и будет обличать нарушение законности в различных его проявлениях.

Жанр, направление

Лесков – представитель реалистического направления в литературе. Мотив обличения чиновничьей вакханалии, происходящей на всех уровнях, красной нитью проходит через рассказ.

Приёмы иронии и сарказма используются мастером с целью заострить внимание читателей на реалиях того времени.

Суть

Добрая старушка, заложив свой домик, занимает великосветскому франту большую сумму денег. Когда подходит срок возвращения долга, молодой человек исчезает, оставляя помещицу в бедственном положении: неуплата кредита грозит ей вместе с внучкой и недвижимой дочерью тем, что вся семья окажется на улице.

Старушка едет в Петербург «искать справедливости», но исполнительные органы власти, выражая ей сочувствие, ничем помочь не могут. Иван Иваныч – чиновник, считающий, что нет ничего невозможного, — предлагает свои услуги. На следующий же день «проворачивает» дело таким образом, что полицейский лично вручает обманщику его расписку о возврате денег. Это позволяет сдвинуть ситуацию с мёртвой точки и вынуждает «афериста» полностью погасить задолженность.

Главные герои и их характеристика

  1. Важное качество старушки-помещицы — «прекрасная честность». Она великодушна, не отказывает в помощи тем, кто к ней обращается, заботится о близких. Неурядицы, периодически возникающие в ее судьбе, заставляют действовать решительно, а не опускать руки. Несмотря на то, что она «обожглась», ее сердце все равно сохраняет веру в человеческую искренность и порядочность.
  2. Иван Иваныч – делец, обладающий замечательным умом и отменной логикой. Ему доставляет удовольствие искать выход из трудных положений. Не в его правилах наживаться на чужих несчастиях (он берёт незначительные суммы за свои услуги), важнее всего – оказание помощи. Порядочность, обязательность, мягкосердечие и гуманность – основные черты характера, вызывающие к нему доверие. Он человек слова и чести, что, прежде всего, располагает других «открыть» ему свои тайны.
  3. Великосветский франт – эгоист, живущий за счет других. Он принадлежит к одной из тех фамилий, перед которой открываются блестящие перспективы. Ежемесячно ему выплачивают высокое жалование по службе, он получает огромные доходы с имений. Казалось бы, есть все, чтобы прожить достойно. Но лицемерное использование людей для увеличения собственного капитала становится его неискоренимой привычкой.
  4. «Сербский сражатель » – помощник Ивана Иваныча, практический исполнитель его идей. Уверен, что все может устроить, только сначала нужно выпить для храбрости. Носит военный костюм, имеет неопрятный вид. Нет постоянного жилья.
  5. Рассказчик второстепенный персонаж, имеющий свое видение происходящих событий. Он выступает в роли наблюдателя, который искренне сочувствует помещице, но не верит в торжество справедливости.
  6. Темы

    Лесков продолжает в литературе тему незащищённости «маленького человека», которая тесно переплетается с главной темой его творчества – праведности.

    Иван Иваныч появляется в повествовании неслучайно. Он — праведник, помогающий нуждающемуся. Старая женщина перепробовала всевозможные варианты, чтобы «приструнить» наглеца, но ничего не получилось. Её охватило отчаяние. Тогда этот загадочный ангел-хранитель словно спустился на бренную землю и помог беззащитной душе. Справедливость восторжествовала.

    Как бы ни изворачивались власть имущие, каких бы «покровителей» себе ни выбирали, путь лжи и унижения себе подобных никогда не принесёт успеха. Правда всегда займёт подобающее ей место.

    Проблемы

    1. Проблема бесправия . Сколько в России судеб, пострадавших от бюрократического аппарата? Бесправна ли личность в нашей необъятной стране? – эти главные вопросы глубоко волнуют автора. Где властвует страх, там владычествует ничтожество. Лесков хотел, чтобы читатели поняли эту мрачную истину.
    2. Проблема безответственности и безнаказанности. Великосветский франт – нахлебник чистой воды. Он живёт на всем готовеньком, привык к безнаказанности. Почему появляются в обществе нахлебники, бессердечно отбирающие последние деньги у обычных людей? Наверняка, они прекратили бы свою «грязную» деятельность, если бы органы исполнения и наказания привлекали бы их к ответственности. В повествовании же ни приставы, ни полиция не смеют наглому обманщику даже слова лишнего сказать, так как очень боятся его влиятельного родственника.
    3. Блат и кумовство. Одна из проблем рассказа – покровительство «родному человечку». Существует в России определённый слой населения, по отношению к которому власть имущие не могут, да и не хотят «принимать меры», кабы себе хуже не было. Бедная старушка как только ни добивалась правды у «высших», но все оказалось тщетно. Молодой бездельник имел некое могущественное родство, что не позволяло его поймать.
    4. Проблема сострадания . Насколько должно окаменеть сердце у человека, лишившего старушку, ребенка и его больную мать дома? Бездушие и бессердечие молодого франта поражают.
    5. Главная мысль

      Непросто сложилась жизнь писателя. Несправедливость, лесть, лицемерие окружали его. Но вера в то, что еще не все потеряно, что всегда найдётся «хороший человек», незаметно творящий добро, помогала ему бороться за справедливость. Эта вера и есть основная идея произведения. Рядом с праведниками всегда тепло и спокойно. Именно такими людьми вдохновлялся мастер, связывая с ними самые светлые надежды на будущее.

      Смысл произведения заключается в том, что надо верить в лучшее, вопреки всему. Тогда непременно появится тот, кто сможет помочь и защитить от невзгод. Русский народ не бесправен. Он обладает смекалкой, добропорядочностью, широтой своей души. Находчивость и желание делать добро помогают человеку занять своё достойное место в жизни.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

На вопрос Анализ рассказа Николая Семеновича Лескова "Старый Гений" заданный автором шеврон лучший ответ это Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа « Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте» , «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.
Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел») , но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое-то могущественное родство или свойство». Поэтому что даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Рассказ «Старый гений» был написан Лесковым в 1984 г., напечатан в журнале «Осколки» за 1884 г. (№ 4 и 5) и перепечатан в сборнике «Святочные рассказы». Неожиданно благополучный исход дела и непосрамлённая доброта героини делают рассказ типичным рождественским.

Литературное направление и жанр

Лесков – писатель реалистического направления. Рассказ написан по канонам этого жанра. Автор выражает своё отношение к героям и событиям, происходящим в краткий период времени. В рассказе важна психология героев и социальные причины их поступков.

При этом рассказ динамичен, что свойственно новелле, состоит из 5 крошечных глав, хотя сам занимает 8 страниц. Концовка рассказа оптимистична, совершенно неожиданна и невероятна, что тоже сближает его с новеллой.

Тема и проблематика

Тема рассказа – как честный человек всё-таки может добиться справедливости в несправедливом государстве.

В рассказе поднимается проблема несовершенства российских законов и судебной системы, проблема лицемерия и изворотливости аристократов и чиновников, проблема «маленького человека».

Сюжет и композиция

Название рассказа иронично и многозначно. Эпиграф французского мыслителя-моралиста Ларошфуко настраивает читателя на рассказ о пожилом человеке, решившем какую-то проблему благодаря своей гениальности. Гений действительно пожилой, но не возраст его имеет значение. Эпитет «старый» употребляется скорее в значении «старый как мир», а слово «гений» также применимо к оборотистому господину, никогда не возвращающему долгов. Он – тот мудрец, на которого «довольно простоты». Но о заложенном в название смысле читатель узнаёт уже в конце рассказа.

Рассказ делится на 5 частей. В первой обманутая великосветским франтом старушка едет требовать у него долг в Петербург. Вторая раскрывает суть судебной системы России, её законов. Несмотря на скорое и благоприятное решение суда, никто «не смел» взыскать с должника, имеющего сильных покровителей. В третьей части старушка находит человека, утверждающего, что в «России невозможности нет» и берущегося за 500 рублей (деньги немалые, ведь весь долг составлял 15 тысяч) решить её проблему.

Четвёртая часть описывает колебания старушки, узнавшей, что её должник надолго уезжает за границу, и боящейся отдать 500 рублей неизвестному гению. Пятая часть – развязка, рассказ о хитроумном плане гения, позволившем заставить должника немедленно выписать чек. Образ сербского сражателя (то есть участника войны Сербии с Турцией) – символ той прямоты и простоты, которая побеждает лукавство и изворотливость.

Последний абзац рассказа разъясняет, что же автор вкладывал в понятие «старого гения».

Герои и образы

Главная героиня – старушка-помещица, качества которой – сердечная доброта и простота – стали причиной, по которой её обманул великосветский франт.

Старушка доверчива, судит о франте по тому, что он принадлежит к одной из лучших фамилий. Его ждёт блестящая карьера, у него большие доходы и хорошее жалование. Старушка поступает великодушно, заложив дом и отдав 15 тысяч для помощи петербургскому господину во имя старой приязни с её матерью.

Старушка – вдова чиновника 14 ранга (самого низкого в России). Она владела маленьким домом и у неё на руках были увечная дочь и внучка. Старушка решительна и настойчива, добивается благополучного решения суда и продолжает хлопоты.

Старушка ни секунды не сомневается в победе добра и справедливости и не удовлетворяется утешениями о том, что другим обманутым тоже не видать своих денег. Она простодушна в библейском смысле, желает, чтобы и ей, и всем другим хорошо было. Старушка долго не верит, что должник её, чьё состояние позволяет легко вернуть долг, просто не хочет платить, ведь «он замотался, но человек хороший».

Старушка по природе своей не склонна к авантюрам, но невольно оказывается втянутой в нехорошую историю, так что её даже привлекают к ответственности за нарушение порядка в общественном месте. И всё же героиня не так проста, как кажется. Она подкупает слуг в доме обидчика и знает обо всех его планах. Именно благодаря этому стало возможным происшествие на вокзале.

Героиня приступает к решительным действиям и доверяется гению только после того, как ситуация становится безнадёжной: дом старушки поступает в продажу, а должник с богатой дамой уезжает за границу, возможно, навсегда. Она доверяется гению и своей интуиции, не умея объяснить рассказчику, почему.

Возможно, старушка верит и франту, и гению потому, что саму её рассказчик характеризует как «женщину прекрасной честности» .

Великосветский франт – типичный представитель петербургской аристократии. Проиграть деньги и занять, не собираясь их отдавать – обычное дело для такого человека. Он недоступен для закона, потому что никто не решится взять у него расписку о вручении бумаги. Всему причиной родство или свойство этого господина.

Господин не отдаёт долг просто потому, что платить не привык. Так Лесков объясняет природу богатства российской аристократии. Но господин ещё и опасен для собственного благодетеля, потому что может сделать неприятность тому, кто будет ему очень докучать.

Господин ненавидим и властями, и заимодавцами, и собственной женой. Он живёт в страхе перед заимодавцами, «постоянно осматривается на всех». Он вынужден отдать долг старушке, «чтобы освободить себя от обязательств о невыезде» .

Старый гений – «старинный чиновник» , «отчаянный дока» , имеющий «чин из 14 овчин» , взявшийся за 500 рублей вручить бумагу должнику.

У него нет никаких рекомендаций, которыми он пренебрегает. Старушка обращается к его помощи от отчаяния. Тем не менее, гений знает себе цену, просит за «гениальные мысли в своём лбу» в 200 рублей, а 300 сулит «исполнительному герою» , который может за исполнение 3 месяца в тюрьме сидеть.

Старый гений берётся за дела только невозможные, его плата скромная (в сравнении с 3 тысячами, которые сулила старушка другим). Он любит своё дело и сам пристаёт к старушке.

В образе рассказчика отражается отношение автора к происходящим событиям. Рассказчик пытается быть объективным, повествуя об истории старушки. Он подвергает сомнению невозможность справедливого наказания для должника, что отражается в словах: «О силе и значении этих связей достоверно не знаю», «не умею тоже вам рассказать в точности» .

Рассказчик – человек мягкий и непрактичный. Сам он вести дел не умеет, поэтому и старушке дать совет не может, а только сочувствует. Он даёт ей недостающие полтораста рублей, даже не надеясь получить их обратно, думая только о помощи ближнему.

В рассказе не указывается, к каким властям обращалась старушка. Автор называет чиновников «вопрошаемые» . Они обвиняют саму же старушку: «Зачем с такими знались», «зачем вы ему деньги давали» . Российский закон оказывается на стороне пронырливого господина. Дом не его, а жены, Которая тоже жаловалась на него в суд. Власти в один голос утверждают, что не защищают его, что им его не жалко и они мечтают наказать хитреца.

Художественное своеобразие

Язык рассказа лаконичен и точен, даже тропы – не средство украшения речи, а средство точного выражения мысли. Например, старушка, получив от рассказчика 150 рублей, «поплыла к своему отчаянному дельцу». Рассказчик точно описывает движения решившейся женщины.

Речь героев и рассказчика изобилует пословицами и афоризмами: «Какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила»; «У кого много, тем никогда много не бывает, а всегда недостаточно»; «Он барин хороший, но только дурной платить»; «В России невозможности нет»; «Кто веры не имеет, с тем делать нечего»; «Сейчас 500 рублей на стол, а завтра же ваша душа на простор» .

  • выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью. Воспитание правильного отношения к порокам общества;
  • привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
  • совершенствование навыков пересказа, анализа текста.
  • пробудить познавательный интерес у учащихся;
  • способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
  • создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова, эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для сценки – стол, накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

– Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем занятии!

Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
И вместе проведём урок!

И начать нашу встречу мне бы хотелось вот с таких строк:

Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытие.
Его найдёт далёкий мой потомок
В творениях моих; как знать?
Душа моя
Окажется с душой его в соединенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.
Е.А. Боратынский

Эти строки Е.А. Боратынскогопосвящены каждому из нас. Так как свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей. И если спустя полтора столетия мы, потомки, обращаемся к творчеству этих людей, то, значит, они не просто писатели, они– «великие».

Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. М. Горький, определяя его место на литературном «олимпе», поставил его рядом с Толстым и Достоевским.

Однако художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, всё ещё не обрёл общенародной известности, подобной славе названных писателей – современников.

Да, несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но истинного представления о масштабах его творчества, как правило, не имеет. На слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство, художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся прикоснуться к творческому наследию Н.С.Лескова. Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество» по рассказу «Старый гений».

Вопрос классу:

– Как бы вы, ребята, определили задачу нашего урока? (Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор?)

Учитель: Ну, а сейчас мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми фактами, связанными с именем Лескова. (Индивидуальное задание)

Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы»... В 60 – е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова – публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом

Вопрос учителя: Во многом этот период истории (60–е годы 19 века) напоминает мне время, которое мы переживаем сейчас.

– Как вы думаете, что общего между этим периодом времени и современностью?

(Варианты ответов учеников : 60–е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу).

Учитель: Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.

Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России? (У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью).

Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.

II. Работа с эпиграфом урока

Учитель: Посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?

Значение слова «гений»

Высшая творческая способность.

Человек, обладающий такой способностью.

В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Учитель: Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. (Ларошфуко)

Вопрос: Как вы понимаете эпиграф к уроку? (Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)

III. Анализ произведения

Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург. (У маленькой старушки было «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул).

Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту? (Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.)

Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно? (Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все»)

Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?

«Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».

Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками? (Я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».

Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».

Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70–80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.

Учитель: Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).

Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Свой ответ свяжите с современностью. (Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей»).

Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».

Вопрос: Какой общей темой объединены эти плакаты? (Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические).

– Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».

Учитель: А сейчас перед вами эпизод, где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.

(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).

Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.

Ученик (читает ): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).

Учитель: Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя? (Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд).

IV. Чтение по ролям или прослушивание записи

– Как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).

Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ? (Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку).

Учитель: Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением? (Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением).

Учитель: Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

Учитель: Ребята, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе? (Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция).

Учитель: Вы должны были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.

В.В. Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».

«Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)

«Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)

«Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)

«Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)

V. Учитель: Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью. Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность. Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим.

И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н.Толстого: «…время Лескова ещё придёт. Лесков– писатель будущего»

Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера. Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев. Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.

Н. С. Лесков писатель нашего времени!!!

И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.

На этом я заканчиваю нашу встречу. Урока время истекло! Я благодарю вас за ваши ответы, за умные глаза и неравнодушные лица.Желаю всем добра и мира, и помните: «Душа по капле собирает свет!»

Домашнее задание

На партах у вас конверты с заданиями, выберите для себя одно из предложенных.

1. Устно. Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?

2. Письменно. Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Символическая оценка.

Взять жетон определенного цвета

Жёлтый – не в полной мере себя реализовал (1б).
Красный – в полной мере себя реализовал (2б).

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png