Сергей Рахманинов (творчество и биография которого изучаются во всех музыкальных учебных заведениях не только нашей страны, но и мира) - это великий русский композитор, а также пианист и дирижёр. Он является автором огромного количества произведений различных жанров - от этюдов до опер. Музыка С. Рахманинова пропитана романтикой, энергией, лирикой и свободой.

Вкратце о композиторе

Сергей Васильевич Рахманинов, биография, фото которого представлены в данной статье, был выдающимся композитором. Сам Пётр Ильич Чайковский, когда впервые услышал студента консерватории С. Рахманинова, предсказал ему великое будущее. Композитор обладал необычайно прекрасным слухом и отменной музыкальной памятью. Первая опера, написанная С. Рахманиновым, «Алеко» была поставлена в Большом театре, когда автору было всего лишь 20 лет. С 1894 года С.В. Рахманинов начал педагогическую деятельность. В годы Революции эмигрировал из страны и оставшуюся жизнь прожил за границей, где очень тосковал по родине, но вернуться ему было не суждено.

Детство и юность

Биография Рахманинова интересна начиная с его детских лет. Родился композитор 1 апреля 1873 года. Место рождения точно не установлено. Но всё своё детство Сергей Васильевич провёл в имении под названием Онег под Новгородом, которое принадлежало его матери. Хотя в некоторых источниках можно встретить утверждение, что родился он в Старорусском уезде, в усадьбе Семёново. Сергей Васильевич был не единственным ребёнком в семье. Всего у его родителей было шестеро детей. У него было два брата - Аркадий и Владимир, и три сестры - Варвара, София и Елена. Музыкой С. Рахманинов занимался с 5 лет.

Биография Рахманинова С.В. связана с такими именами, как В.В. Демянский, Николай Зверев и С.И. Танеев. Это три великих педагога, у которых обучался Сергей Васильевич. Высшее музыкальное образование композитор начал получать в Санкт-Петербурге. Но через 3 года обучения он переехал в Москву. Далее обучался уже в столичной консерватории на двух отделениях: композиции и фортепиано. Окончил Сергей Васильевич консерваторию с золотой медалью. Концертировать С. Рахманинов начал ещё в студенческие годы. Пётр Ильич Чайковский присутствовал на экзамене у Сергея Васильевича и поставил ему пять с тремя плюсами.

Родители композитора

В семье военного и пианистки родился композитор Сергей Рахманинов. Биография его матери Любови Бутаковой известна не слишком хорошо. Она была дочерью генерала. Родилась в 1853 году, скончалась в 1929 г. Она окончила консерваторию по классу фортепиано. Её педагогом был Антон Рубинштейн. У неё было богатое приданое - пять имений с большими участками земли. Одно имение было родовым, остальные же были получены её отцом в качестве награды за службу.

Биография Рахманинова Василия Аркадьевича - отца великого композитора - связана с армией и музыкой. Родился он 1841 году и умер в возрасте 75 лет. Он был офицером, гусаром, при этом был одарённым музыкально. Поступил на службу в возрасте 16 лет в чине унтер-офицера. Через год стал юнкером, а ещё через год - прапорщиком. Потом побывал в чинах: подпоручика, корнета, старшего адъютанта, штабс-ротмистра, поручика. Несколько раз уходил в отставку по семейным обстоятельствам и снова возвращался в ряды военных.

Окончательно был уволен со службы по состоянию здоровья в 1872 году. После чего был назначен при нескольких уездах Новгородской губернии посредником земельного размежевания. За годы военной службы был награждён: крестом за покорение Кавказа, Серебряной медалью за покорение Чечни и Дагестана, медалью за усмирение Польского мятежа и серебряной медалью за покорение Западного Кавказа.

Супруга Сергея Васильевича

Биография Рахманинова С.В. была бы не совсем полной без рассказа о его любимой супруге. В личной жизни композитора произошли изменения в 1902 году. Со своей будущей женой Натальей Сатиной он провёл практически все свои подростковые годы, они были очень дружны. Композитор посвятил ей свой знаменитый романс «Не пой, красавица, при мне».

29 апреля 1902 года состоялось венчание влюблённой пары в маленькой церквушке на окраине Москвы, после которого молодожёны сразу же уехали на вокзал и отправились в путешествие. В Россию они вернулись только через несколько месяцев.

Вскоре родилась их старшая дочь Ирина. Сергей и Наталья были родственниками - двоюродными братом и сестрой. В то время было запрещено вступать в брак близким родственникам, для этого нужно было получить разрешение от самого императора, а давал он такие разрешения только в особо исключительных случаях. Сергей Рахманинов подал прошение царю, но поженились влюблённые, не дожидаясь от него ответа. Всё обошлось. Через несколько лет у них родилась вторая дочь.

Потомки великого композитора

Любящим отцом был Сергей Рахманинов. Биография его потомков тоже связана с музыкой. У композитора было две замечательных дочери, которые очень любили своего отца и трепетно хранили память о нём. Ирина училась в США, в совершенстве владела двумя языками - английским и французским. Долгое время жила в Париже. Была женой князя П. Волконского. Брак продлился всего лишь 1 год, супруг скончался, хотя ему было всего 28 лет. Вторая дочь С.В. Рахманинова, Татьяна, также училась в Америке. В 30-е годы 20 века переехала в Париж. Её мужем был Борис Конюс - сын скрипача, композитора и педагога, который учился в консерватории на одном курсе с её отцом - С. Рахманиновым.

Александр Рахманинов-Конюс — сын дочери композитора Татьяны. Он единственный внук Сергея Васильевича. Он унаследовал письма деда, его архив и автографы. Александр занимался организацией конкурсов имени своего великого деда, а также проводил торжества, посвящённые С.В. Рахманинову в Швейцарии.

Самые знаменитые опусы

Огромнее количество произведений написал Сергей Рахманинов. Биография и творчество этого великого русского композитора значимы для нашей страны. Он оставил огромное наследие для потомков.

Произведения Сергея Рахманинова:

  • Оперы: «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Алеко».
  • Соната для виолончели и фортепиано.
  • Концерты для фортепиано с оркестром.
  • Вокализ для голоса в сопровождении фортепиано (посвящение солистке оперы А. Неждановой).
  • Симфонии.
  • Рапсодия на тему Паганини.
  • Поэмы: «Остров мёртвых», «Колокола» и «Князь Ростислав».
  • Сюита «Симфонические танцы».
  • Кантата «Весна».
  • Фантазия «Утёс».
  • Пьесы-фантазии для фортепиано.
  • Сонаты для фортепиано.
  • Каприччио на цыганские темы.
  • Пьесы для виолончели и фортепиано.
  • Произведения для хора a-capella: «Всенощное бдение» и «Литургия Иоанна Златоуста».
  • Русские песни для хора с оркестром.
  • Пьесы для фортепиано в 4 руки.

А также большое количество романсов, прелюдии, русские песни, этюды и многое другое.

Дирижёрская деятельность

Композитор Рахманинов, биография которого не ограничивается только исполнительской и сочинительской деятельностью, с 1897 года начал дирижёрством. Он занимал пост капельмейстера в оперном театре известного мецената Саввы Мамонтова. Здесь Сергей Васильевич познакомился с Фёдором Шаляпиным, с которым был всю свою жизнь в дружеских отношениях. В 1898 году Сергей Рахманинов был на гастролях в Крыму с оперным театром, там произошло его знакомство с Антоном Павловичем Чеховым. Через год дирижёр С. Рахманинов впервые выехал на гастроли за рубеж - в Англию.

Эмиграция

Во время революции 1917 года Сергей Васильевич Рахманинов уехал на гастроли за границу. В Россию композитор больше не вернулся. Сначала семья поселилась в Дании, а через год переехала в Америку. Там Сергей Васильевич и прожил до самой своей смерти. Он очень тосковал по родине и мечтал вернуться. Долгое время, живя в эмиграции, он не писал новых произведений. Только через 10 лет муза вновь посетила его, он продолжил композиторскую деятельность, но как дирижёр выступал крайне редко. Большинство произведений, написанных Сергеем Васильевичем за границей, пропитаны тоской о родной стране. В Америке С. Рахманинов имел огромный успех. Скончался композитор 28 марта 1943 года. Похоронен под Нью-Йорком.

В данной статье дана полная биография Рахманинова - от детских лет и до последних дней жизни.

Человеком увлечённым, честным, требовательным к другим и к себе был С. Рахманинов. Биография, интересные факты из которой об этом свидетельствует, была нами рассмотрена в данной статье. Но мало кто знает о том, что:

  • в детстве Сергей Васильевич очень любил бывать со своей бабушкой в монастырях и слушать звон колоколов;
  • дедушка композитора был пианистом-любителем, брал уроки у Джона Фильда, писал музыку и несколько его произведений были изданы;
  • в 4 года Сергей Васильевич уже умел играть в четыре руки в дуэте с дедом;
  • первой любовью композитора была Вера Скалон, она тоже влюбилась в юного С. Рахманинова, он посвятил ей романс «В молчанье ночи тайной» и ещё несколько произведений, писал ей трогательные письма;
  • Сергей Васильевич был очень пунктуальным;
  • когда композитор злился, то лицо его становилось страшным;
  • у С.Рахманинова был очень тихий голос;
  • композитор не любил фотографироваться;
  • предпочитал русскую кухню;
  • любимые развлечения С. Рахманинова - верховая езда, коньки, плаванье, автомобили и моторные лодки, сельское хозяйство.

Сергей Рахманинов (творчество и биография которого изучаются во всех музыкальных учебных заведениях не только нашей страны, но и мира) - это великий русский композитор, а также пианист и дирижёр. Он является автором огромного количества произведений различных жанров - от этюдов до опер. Музыка С. Рахманинова пропитана романтикой, энергией, лирикой и свободой.

Вкратце о композиторе

Сергей Васильевич Рахманинов, биография, фото которого представлены в данной статье, был выдающимся композитором. Сам Пётр Ильич Чайковский, когда впервые услышал студента консерватории С. Рахманинова, предсказал ему великое будущее. Композитор обладал необычайно прекрасным слухом и отменной музыкальной памятью. Первая опера, написанная С. Рахманиновым, «Алеко» была поставлена в Большом театре, когда автору было всего лишь 20 лет. С 1894 года С.В. Рахманинов начал педагогическую деятельность. В годы Революции эмигрировал из страны и оставшуюся жизнь прожил за границей, где очень тосковал по родине, но вернуться ему было не суждено.

Детство и юность

Биография Рахманинова интересна начиная с его детских лет. Родился композитор 1 апреля 1873 года. Место рождения точно не установлено. Но всё своё детство Сергей Васильевич провёл в имении под названием Онег под Новгородом, которое принадлежало его матери. Хотя в некоторых источниках можно встретить утверждение, что родился он в Старорусском уезде, в усадьбе Семёново. Сергей Васильевич был не единственным ребёнком в семье. Всего у его родителей было шестеро детей. У него было два брата - Аркадий и Владимир, и три сестры - Варвара, София и Елена. Музыкой С. Рахманинов занимался с 5 лет.

Биография Рахманинова С.В. связана с такими именами, как В.В. Демянский, Николай Зверев и С.И. Танеев. Это три великих педагога, у которых обучался Сергей Васильевич. Высшее музыкальное образование композитор начал получать в Санкт-Петербурге. Но через 3 года обучения он переехал в Москву. Далее обучался уже в столичной консерватории на двух отделениях: композиции и фортепиано. Окончил Сергей Васильевич консерваторию с золотой медалью. Концертировать С. Рахманинов начал ещё в студенческие годы. Пётр Ильич Чайковский присутствовал на экзамене у Сергея Васильевича и поставил ему пять с тремя плюсами.

Родители композитора

В семье военного и пианистки родился композитор Сергей Рахманинов. Биография его матери Любови Бутаковой известна не слишком хорошо. Она была дочерью генерала. Родилась в 1853 году, скончалась в 1929 г. Она окончила консерваторию по классу фортепиано. Её педагогом был Антон Рубинштейн. У неё было богатое приданое - пять имений с большими участками земли. Одно имение было родовым, остальные же были получены её отцом в качестве награды за службу.

Биография Рахманинова Василия Аркадьевича - отца великого композитора - связана с армией и музыкой. Родился он 1841 году и умер в возрасте 75 лет. Он был офицером, гусаром, при этом был одарённым музыкально. Поступил на службу в возрасте 16 лет в чине унтер-офицера. Через год стал юнкером, а ещё через год - прапорщиком. Потом побывал в чинах: подпоручика, корнета, старшего адъютанта, штабс-ротмистра, поручика. Несколько раз уходил в отставку по семейным обстоятельствам и снова возвращался в ряды военных.

Окончательно был уволен со службы по состоянию здоровья в 1872 году. После чего был назначен при нескольких уездах Новгородской губернии посредником земельного размежевания. За годы военной службы был награждён: крестом за покорение Кавказа, Серебряной медалью за покорение Чечни и Дагестана, медалью за усмирение Польского мятежа и серебряной медалью за покорение Западного Кавказа.

Супруга Сергея Васильевича

Биография Рахманинова С.В. была бы не совсем полной без рассказа о его любимой супруге. В личной жизни композитора произошли изменения в 1902 году. Со своей будущей женой Натальей Сатиной он провёл практически все свои подростковые годы, они были очень дружны. Композитор посвятил ей свой знаменитый романс «Не пой, красавица, при мне».

29 апреля 1902 года состоялось венчание влюблённой пары в маленькой церквушке на окраине Москвы, после которого молодожёны сразу же уехали на вокзал и отправились в путешествие. В Россию они вернулись только через несколько месяцев.

Вскоре родилась их старшая дочь Ирина. Сергей и Наталья были родственниками - двоюродными братом и сестрой. В то время было запрещено вступать в брак близким родственникам, для этого нужно было получить разрешение от самого императора, а давал он такие разрешения только в особо исключительных случаях. Сергей Рахманинов подал прошение царю, но поженились влюблённые, не дожидаясь от него ответа. Всё обошлось. Через несколько лет у них родилась вторая дочь.

Потомки великого композитора

Любящим отцом был Сергей Рахманинов. Биография его потомков тоже связана с музыкой. У композитора было две замечательных дочери, которые очень любили своего отца и трепетно хранили память о нём. Ирина училась в США, в совершенстве владела двумя языками - английским и французским. Долгое время жила в Париже. Была женой князя П. Волконского. Брак продлился всего лишь 1 год, супруг скончался, хотя ему было всего 28 лет. Вторая дочь С.В. Рахманинова, Татьяна, также училась в Америке. В 30-е годы 20 века переехала в Париж. Её мужем был Борис Конюс - сын скрипача, композитора и педагога, который учился в консерватории на одном курсе с её отцом - С. Рахманиновым.

Александр Рахманинов-Конюс — сын дочери композитора Татьяны. Он единственный внук Сергея Васильевича. Он унаследовал письма деда, его архив и автографы. Александр занимался организацией конкурсов имени своего великого деда, а также проводил торжества, посвящённые С.В. Рахманинову в Швейцарии.

Самые знаменитые опусы

Огромнее количество произведений написал Сергей Рахманинов. Биография и творчество этого великого русского композитора значимы для нашей страны. Он оставил огромное наследие для потомков.

Произведения Сергея Рахманинова:

  • Оперы: «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Алеко».
  • Соната для виолончели и фортепиано.
  • Концерты для фортепиано с оркестром.
  • Вокализ для голоса в сопровождении фортепиано (посвящение солистке оперы А. Неждановой).
  • Симфонии.
  • Рапсодия на тему Паганини.
  • Поэмы: «Остров мёртвых», «Колокола» и «Князь Ростислав».
  • Сюита «Симфонические танцы».
  • Кантата «Весна».
  • Фантазия «Утёс».
  • Пьесы-фантазии для фортепиано.
  • Сонаты для фортепиано.
  • Каприччио на цыганские темы.
  • Пьесы для виолончели и фортепиано.
  • Произведения для хора a-capella: «Всенощное бдение» и «Литургия Иоанна Златоуста».
  • Русские песни для хора с оркестром.
  • Пьесы для фортепиано в 4 руки.

А также большое количество романсов, прелюдии, русские песни, этюды и многое другое.

Дирижёрская деятельность

Композитор Рахманинов, биография которого не ограничивается только исполнительской и сочинительской деятельностью, с 1897 года начал дирижёрством. Он занимал пост капельмейстера в оперном театре известного мецената Саввы Мамонтова. Здесь Сергей Васильевич познакомился с Фёдором Шаляпиным, с которым был всю свою жизнь в дружеских отношениях. В 1898 году Сергей Рахманинов был на гастролях в Крыму с оперным театром, там произошло его знакомство с Антоном Павловичем Чеховым. Через год дирижёр С. Рахманинов впервые выехал на гастроли за рубеж - в Англию.

Эмиграция

Во время революции 1917 года Сергей Васильевич Рахманинов уехал на гастроли за границу. В Россию композитор больше не вернулся. Сначала семья поселилась в Дании, а через год переехала в Америку. Там Сергей Васильевич и прожил до самой своей смерти. Он очень тосковал по родине и мечтал вернуться. Долгое время, живя в эмиграции, он не писал новых произведений. Только через 10 лет муза вновь посетила его, он продолжил композиторскую деятельность, но как дирижёр выступал крайне редко. Большинство произведений, написанных Сергеем Васильевичем за границей, пропитаны тоской о родной стране. В Америке С. Рахманинов имел огромный успех. Скончался композитор 28 марта 1943 года. Похоронен под Нью-Йорком.

В данной статье дана полная биография Рахманинова - от детских лет и до последних дней жизни.

Человеком увлечённым, честным, требовательным к другим и к себе был С. Рахманинов. Биография, интересные факты из которой об этом свидетельствует, была нами рассмотрена в данной статье. Но мало кто знает о том, что:

  • в детстве Сергей Васильевич очень любил бывать со своей бабушкой в монастырях и слушать звон колоколов;
  • дедушка композитора был пианистом-любителем, брал уроки у Джона Фильда, писал музыку и несколько его произведений были изданы;
  • в 4 года Сергей Васильевич уже умел играть в четыре руки в дуэте с дедом;
  • первой любовью композитора была Вера Скалон, она тоже влюбилась в юного С. Рахманинова, он посвятил ей романс «В молчанье ночи тайной» и ещё несколько произведений, писал ей трогательные письма;
  • Сергей Васильевич был очень пунктуальным;
  • когда композитор злился, то лицо его становилось страшным;
  • у С.Рахманинова был очень тихий голос;
  • композитор не любил фотографироваться;
  • предпочитал русскую кухню;
  • любимые развлечения С. Рахманинова - верховая езда, коньки, плаванье, автомобили и моторные лодки, сельское хозяйство.

Происхождение и образование Рахманинова

Род Рахманиновых - старинный, уходящий своими корнями в далекий XIV век. Семья жила недалеко от Новгорода в фамильном имении Онег. Сергей был четвертым ребенком и воспитывался в семье, где умело играли на различных музыкальных инструментах (дата появления на свет 2 апреля 1873 года). Талант Сережи был замечен рано. Мама Любовь Петровна стала первым педагогом мальчика.

В 1881 году в довольно нелегкое время в Петербург приезжает семья штаб ротмистра в отставке Василия Аркадьевича Рахманинова. Переезд был связан с необходимостью дать детям образование. С 1882 Сергей занимается в течение нескольких лет в начальных классах Петербуржской консерватории. Как только все дети получили места в казенных учебных заведениях, отец Василий Рахманинов уходит из семьи. Родственник хлопочет о судьбе талантливого ребенка и увозит его в частный пансион в класс Н.С. Зверева. В этой школе была строгая дисциплина. Жизнь у «зверят» была напряженной. В школе произошла первая встреча с П. Чайковским. В дальнейшем его педагогами станут Танеев, Аренский.

Раннее творчество

В 1890 году влюбленный в Наталью Скалон юноша едет В Петербург, где жила семья девушки. Но генеральскую дочь посчитали не парой бедному музыканту Рахманинову. В 1892 году закончилась учеба маэстро в консерватории Москвы. В девятнадцатилетнем возрасте за свою выпускную работу «Алеко» по мотивам А. Пушкина «Цыгане» молодому композитору вручили большую золотую медаль. Опера была написана за 17 дней. Ее Сергей посвятил любимой женщине - цыганке Анне Ладыжинской. Любовь была безответна. Анна уже была замужем. Вскоре опера прозвучала на сцене Имперского оперного театра. Наставник Зверев даже подарил своему ученику золотые часы. После хвалебных отзывов музыкальных критиков о композиторе и пианисте заговорили почти сразу во многих городах, в том числе в среде творческой элиты Москвы и Петербурга.

О руках пианиста слагали легенды, будто он даже в летнее время носит перчатки, а на своих концертах руками гипнотизируют публику.
В 1897 году долгожданная премьера симфонии. Но она провалилась, после чего автор сжег ее. Композитор так переживал душевные муки, что заболел. Сестры Скалон первое время ухаживали за больным юношей. Целых три года Сергей Васильевич не притрагивается к инструменту. За помощью талантливый и в то же время непонятый автор обратился к психотерапевту Н. Далю. Лечение вернуло композитору любовь к музыке. И появился Второй фортепианный концерт из двух частей.

Неизвестный молодой юноша с музыкальными талантами, из-за нехватки денег, обучал музыке девиц в Мариинском училище. Неожиданно Сергей согласился на место второго дирижера в русской опере предпринимателя Саввы Мамонтова. Там в усадьбе мецената начинается дружба Рахманинова с певцом Федором Шаляпиным. Первый солидный дирижерский опыт оказывается успешным. Работа не прекращалась. Сергей Васильевич создает спектакли «Пан воевода», «Русалка», «Орфей», «Кармен». Уже во время концертов в Крыму общается с творческой элитой Н. Буниным, А. Чеховым. Начало двадцатого века - рассвет творчества Рахманинова: «Утес» (1893), «Весна» (1902).

Личная жизнь

Весной 1902 года Сергей Рахманинов тайно обвенчался с Наташей Сатиной. Она была влюблена с юности в пианиста и до последнего вздоха осталась его верной подругой. Медовый месяц молодожены провели в швейцарском городе Люцерне. Поселились в гостинице на горе с чудесным видом на озеро. Через 30 лет недалеко от этого места Рахманинов построит себе виллу, которую вместе с женой назовут «СеНаР». В браке родились дочери Ирина и Татьяна.

По наблюдениям родных и знакомых в профессиональной жизни Сергей Васильевич являлся для коллег человеком замкнутым, суровым, холодным и несколько отстраненным. Одновременно с этим очень дисциплинированный и ответственный человек.Обладал феноменальной памятью. Всегда начинал свой рабочий день в 7 утра и продолжал работу до 12. Трудолюбивого музыканта заметили и пригласили работать дирижёром в Большом театре в Москве. Там взор музыкального гения был обращен к опере. Зрителям полюбились работы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (1904). Многие отмечали, что даже Чайковскому не удавалась так виртуозно дирижировать своими операми.

Революции - в стране и в творчестве

События 1905 года захлестнули и композитора. Не задумываясь, он выступает за права артистов Большого театра. Бури революции испугали знаменитого пианиста. Людям в России было не до музыки. Целых три года жизни проводит в тихом и спокойном Дрездене. Там появилась симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909). Совершенствуется в концертной деятельности. Предвестниками кризиса в русской классической музыке Рахманинова стала поэма «Колокола» (1913).

После событий 1917 года пианист уезжает с близкими в гастрольный тур в скандинавские страны и больше в России не появляется. Вопрос об отъезде было предрешен заранее. Предвестниками кризиса в музыке Рахманинова и всей русской музыкальной классике стали симфоническая поэма «Остров мертвых», написанная в 1909 году, чуть позднее поэма «Колокола» для хора с оркестром. Людям в России было не до музыки.

Иммиграция Рахманиновых

1 января 1918 года из Норвегии семья композитора отплыла в Нью-Йорк. В Америке ему предлагают место главного дирижера сразу в двух городах. Но он отказывается от дирижерской карьеры. Продолжительное время Сергей Васильевич ничего не сочиняет.

В течение 1926–1927 годов появляются такие произведения как 4-й концерт и несколько русских песен. Со всего мира посыпались предложения выступить с концертами. Это дало возможность сочинять. Таких предложений было много. Усердно гастролируя, Рахманинов становится первым пианистом мира. В Париже он возглавляет русскую консерваторию, куда приглашает русских педагогов.

За рубежом Сергей Рахманинов еще больше увлекается автомобилями. Покупал он много разных машин. В тысяча девятьсот сорок первом году было создано финальное сочинение «Симфонические танцы». Рахманинов заболел, но продолжил поездки с концертами. Великий композитор XX века скончался 28 марта в возрасте 69 лет. Захоронен вблизи города Нью-Йорка.

1 апреля (20 марта) 1873, имение Онег, ныне Новгородской области - 28 марта 1943, Беверли Хиллз, Калифорния, США. Похоронен в Волхолле, близ Нью-Йорка.
Русский композитор, пианист, дирижёр.

В 1904-1906 годах - дирижёр Большого театра. С декабря 1917 года жил за рубежом (с 1918 года в США). В творчестве Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания - с ритмической энергией. 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы.

Годы учебы
Рахманинов родился в дворянской семье с давними музыкальными традициями (его дед Аркадий Александрович Рахманинов, 1808-1881, был известен как автор салонных романсов). Начал систематически учиться музыке в пятилетнем возрасте. В 1882 поступил в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался вначале у известного пианиста-педагога Н. С. Зверева (чьим учеником был также Скрябин), а с 1888 - у А. И. Зилоти(фортепиано), А. С. Аренского(композиция, инструментовка, гармония), С. И. Танеева (контрапункт строгого письма). Среди произведений, написанных в годы учебы, - Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1891, 2 редакция, 1917), юношеская симфония (1891), симфоническая поэма «Князь Ростислав» (по А. К. Толстому, 1991). В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с большой золотой медалью как пианист, а в 1892 - как композитор. Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы» (1892, поставлена в Большом театре в 1893).

Высокого мнения о даровании Рахманинова был Чайковский, под чьим сильнейшим влиянием проходило творческое становление молодого композитора. На смерть Чайковского Рахманинов откликнулся Элегическим трио «Памяти великого художника» для фортепиано, скрипки и виолончели (1893). Среди других произведений 1890-х гг. выделяются симфоническая фантазия «Утес» (1893), Музыкальные моменты для фортепиано (6 пьес, 1896) и ряд романсов, в числе которых такие жемчужины русской вокальной лирики, как «В молчаньи ночи тайной» на слова Фета, «Не пой, красавица, при мне» на слова Пушкина, «Весенние воды» на слова Тютчева. Со дня своего первого исполнения вплоть до нашего времени исключительной популярностью пользуется Прелюдия до-диез минор для фортепиано (1893) - хронологически самая ранняя из 24 пьес Рахманинова в этом жанре.

В 1895 Рахманинов сочинил Первую симфонию, премьера которой, состоявшаяся два года спустя под управлением А. К. Глазунова, обернулась крупным провалом. По свидетельству современников, из-за крайне небрежного исполнения симфония не была оценена должным образом; тем не менее Рахманинов воспринял происшедшее как доказательство его собственной творческой несостоятельности и на несколько лет отошел от сочинения музыки, сосредоточившись на исполнительской деятельности. В сезоне 1897/98 Рахманинов дирижировал спектаклями Московской частной русской оперыС. И. Мамонтова; тогда же началась его международная исполнительская карьера (первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899). В 1898-1900 Рахманинов неоднократно выступал в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным.

1900-е годы
К началу 1900-х гг. Рахманинову удалось преодолеть творческий кризис. Последовавшие за этим полтора десятилетия стали самыми плодотворным в его биографии. Стиль Рахманинова глубоко укоренен в традиции русской музыки 19 в., особенно московского направления, признанным лидером которого был Чайковский. Этот стиль композитора находит яркое выражение в первых же крупных произведениях этого периода - популярнейшем Втором концерте для фортепиано с оркестром и Сонате для виолончели и фортепиано (оба - 1901).

Радостным, поистине весенним мироощущением проникнута кантата «Весна» на стихи Некрасова (1902). Другие крупные инструментальные опусы 1900-х гг. - Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909), - при всей свой драматической насыщенности, также завершаются безусловно «позитивным» эмоциональным итогом. На этом фоне своим мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца А. Беклина.

В 1904-06 Рахманинов работал дирижером Большого театра, где его «специальностью» были оперы русских композиторов 19 в. Тогда же он написал две одноактные оперы, которые в отличие от «Алеко» не получили широкого признания: «Франческа да Римини» на либретто М. И. Чайковского по Данте и «Скупой рыцарь» по Пушкину. Обе оперы увидели свет рампы в 1906 в Большом театре под управлением автора. Третья опера этого периода, «Монна Ванна» (по одноименной пьесе М. Метерлинка) осталась неоконченной.

В 1910-х гг. Рахманинов уделяет значительное внимание крупным хоровым формам. Огромное значение для духовной русской музыки имеют его великолепные богослужебные композиции - Литургия св. Иоанна Златоуста (1910) и Всенощное бдение (1915). В 1913 была написана монументальная поэма «Колокола» на стихи Э. По для солистов, хора и оркестра; по своему стилю это произведение ассоциируется не столько с русскими образцами кантатно-ораториального жанра (Чайковский, Танеев), сколько с вокально-симфоническими фресками позднего Листа.

Богато и разнообразно представлены в творчестве 1900-10-х гг. и малые формы: романсы (в том числе знаменитые «Сирень» на слова Е. А. Бекетовой и «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной, 1902, «Маргаритки» на слова И. Северянина, 1916, и многие другие), пьесы для фортепиано (в том числе 2 тетради прелюдий, 1903, 1910, и 2 тетради «Этюдов-картин», 1911, 1916-17). В отличие от большинства других композиторов-пианистов Рахманинов не придавал особого значения жанру фортепианной сонаты: ни одно из двух его произведений в этом жанре (1907, 1913) не принадлежит к числу крупных художественных удач.

Эмиграция

В декабре 1917 Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, откуда в Россию уже не вернулся. В 1918 он вместе с семьей поселился в США. Последние 25 лет Рахманинов вел жизнь странствующего пианиста-виртуоза. Слава Рахманинова-пианиста, которая и до 1917 была достаточно велика, вскоре стала поистине легендарной. Особым успехом пользовались его интерпретации собственной музыки и произведений композиторов-романтиков - Шопена, Шумана, Листа. Граммофонные записи рахманиновской игры дают представление о его феноменальной технике, чувстве формы, исключительно ответственном отношении к деталям. Пианизм Рахманинова оказал влияние на таких выдающихся мастеров фортепианного исполнительства, как В. В. Софроницкий, В. С. Горовиц, С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс.

Многочисленные концертные выступления не оставляли Рахманинову сил и времени для сочинения музыки; свою роль в снижении творческой активности сыграл и многолетний отрыв композитора от Родины. В течение первых девяти лет эмиграции Рахманинов не написал ни одного нового произведения; затем появились Концерт №4 для фортепиано с оркестром (начатый в России в середине 1910-х гг., он был завершен в 1926), «Три русские песни» для хора и оркестра (1926), Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934), Симфония №3 (1935-36) и «Симфонические танцы» для оркестра (1940). В последних двух произведениях с особой силой звучит тема тоски по утраченной России.

Введение

рахманинов вокальный романс поэзия

Романсы Рахманинова относятся к самым замечательным страницам не только творчества этого композитора, но и всей русской музыки конца XIX -- начала XX века. В это время романс был едва ли не самой распространенной и любимой формой музыкально-поэтического общения. Как жанр, предназначенный для выражения интимных переживаний, он оказался идеальной формой для выражений самых разных образов. Любовная трагедия и упоение радостью бытия, светлая пейзажная лирика -- вот только несколько тем романсов Рахманинова.

В настоящее время камерно-вокальному творчеству Рахманинова посвящено немало музыковедческой литературы. Список исследований на данную тему продолжает пополняться, что свидетельствует о постоянном осмыслении этой великой и поистине неисчерпаемой музыки. В данной работе мы ограничимся лишь краткой характеристикой камерно-вокального творчества Рахманинова и подробнее остановимся на раннем романсе «О, не грусти» ор. 14 №8 на слова А. Апухтина, написанном в 1896 году.

Камерно-вокальное творчество Рахманинова: общая характеристика

Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают, пожалуй, лишь с его фортепианными произведениями. В течение жизни композитором написано около 80 романсов, большинство из которых сочинено на тексты русских поэтов- второй половины XIX - начала XX веков. Гораздо меньшую долю (всего лишь немногим более десятка) занимают романсы на стихи поэтов первой половины XIX века: Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе и других.

К разряду общеизвестных фактов относятся свидетельства о пристальном внимании Рахманинова к текстам своих сочинений. На эту тему написано немало воспоминаний друзей, родных, учеников, сохранилось множество писем. Постоянный поиск текстов был общим состоянием окружения композитора; сам Рахманинов думал об этом непрестанно. Особый интерес в этом ключе представляет переписка с Мариэттой Шагинян; по её совету он написал целый ряд романсов, среди которых романсы на стихи поэтов-символистов: В. Брюсова, Ф. Сологуба.

Рахманинов был восприимчив к поэзии необычайно. Для романсного творчества Рахманинова крайне важным моментом было начало романса. Нередко именно оно определяло и формировало всю композицию музыкального целого. Зачастую начальная фраза максимально вбирала в себя все напряжение душевных токов. Вспомним некоторые строфы, открывающие романсы Рахманинова, которые в обозначенном аспекте представляются весьма показательными:

«О нет, молю, не уходи!»

«Люблю тебя!» («Утро»)

«Я жду тебя!»

«Пора! Явись, пророк!»

«О, не грусти по мне!»

Принято считать, что тексты, к которым обращался Рахманинов, зачастую “далеки от шедевров”, и относятся к поэзии “второго плана”. Действительно, романсы на стихи Лермонтова, Тютчева, Фета, Бальмонта, Гейне соседствуют у Рахманинова с сочинениями на тексты малоизвестных поэтесс Е. Бекетовой, Г. Галиной, М. Давидовой или модного в конце XIX века С.Я. Надсона, которого уже в 1906 году В.Я. Брюсов критиковал за «невыработанный и пестрый язык, шаблонные эпитеты, скудный выбор образов, вялость и растянутость речи». Такой выбор композитора на первый взгляд может показаться парадоксальным, тем более если учитывать упомянутую выше необыкновенную. чуткость композитора к поэтическому тексту. Думается, Рахманинов просто иначе оценивал поэзию, ставя во главу угла музыкальность стиха. В результате то, что могло пройти незамеченным в поэтическом сборнике, словно “оживало” с музыкой Рахманинова, приобретало новые художественные качества.

Напомним, что Рахманинов трактовал романс как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений. В отличие от Даргомыжского или Мусоргского, эпические, жанрово-бытовые, комедийные или характеристические образы у него почти не встречаются.? В вокальных произведениях Рахманинова доминирует драматическая тематика. Роковые противоречия чаще всего живут в душе самого героя: горькое сознание невозможности счастья и, несмотря ни на что, неудержимое стремление к нему - основное настроение большинства драматических романсов Рахманинова. ? Особенно ярко это ощущается в opus"ах 21 и 26, написанных соответственно в 1902 и 1906 году и являющих собой примеры зрелого рахманиновского стиля. В поздних представителях жанра, например в цикле на слова русских поэтов-символистов ор.38 усложняется музыкальный язык, драматизм приобретает некоторую отстраненность («Крысолов»), тесно переплетается лирико-психологическое начало и образы опоэтизированной природы («Маргаритки»).

Совершенно особую группу составляют несколько романсов на духовные темы. Кроме известных сочинений «Из Евангелия от Иоанна» (1915), «Воскрешение Лазаря» (ор. 34 №6, стихи А.С. Хомякова) к этой группе относятся «Две духовные песни» (“Two Sacred Songs”), написанные на стихи К. Романова и Ф. Сологуба в 1916 году и посвященные Нине Кошиц. Эти сочинения были изданы в США и совсем недавно стали известны российским музыкантам Подробнее об этом: Гусева А.В. Неизвестные страницы вокального творчества Рахманинова. Две духовные песни (1916) //Грань веков. Рахманинов и его современники. Сб. статей. - СПб., 2003. С. 32 - 53.. Несмотря на непохожесть всех четырех романсов, каждый из них представляет собой горячую молитву «от первого лица». Лирическая сфера вновь остаётся главенствующей.

Среди многочисленных особенностей камерно-вокального стиля Рахманинова следует отметить исключительнe. роль фортепианного сопровождения. Рахманинов, будучи не только композитором, но и одним из лучших пианистов мира, в своих романсах в равной степени обращал внимание как на голос, так и на фортепиано. Пианист тут -- полноценный партнер вокалиста, и партия фортепиано в романсах требует не только ансамблевой тонкости, но и большого виртуозного мастерства.

Фортепианная партия романсов Рахманинова настолько выразительна и индивидуализирована, что невозможно назвать просто аккомпанементом. В этой связи интересно привести замечание композитора по поводу романса "Ночь печальна": "...собственно, не ему [т. е. певцу] нужно петь, а аккомпаниатору на рояле". И действительно, в этом романсе (как и во многих других) голос и рояль сливаются в вокально-инструментальный ансамбль-дуэт. Очень часто фортепианная партия образует полиритмическое соединение с мелодией (двоичный метр в мелодии - троичный в аккомпанементе), что придает фактуре некую зыбкость и вместе с тем ощущение пространства, живость и свободу. В романсах Рахманинова встречаются образцы концертно-виртуозной, декоративной и пышной фортепианной фактуры, наряду с прозрачным камерным изложением, требующим от пианиста исключительного звукового мастерства в передаче ритмических и полифонических деталей музыкальной ткани, тончайших регистровых и гармонических красок.

Присущее Рахманинову чувство формы ярко проявилось в выпуклой и напряженной динамике его романсов. Они отличаются особой драматической остротой, "взрывчатостью" кульминаций, в которых с необычайной силой раскрывается внутренняя психологическая коллизия, главная мысль произведения. Не менее типичны для вокальной лирики композитора и так называемые "тихие" кульминации - с использованием на нежнейшем pianissimo высоких звуков.

Такие кульминации, при всей внешней сдержанности, обладают огромной эмоциональной напряженностью и производят неизгладимое художественное впечатление, являясь выражением самых сокровенных мыслей и чувств автора.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png