30.06/13.07. - Собор славных и всехвальных 12 Апостолов

Собор 12 Апостолов

Собор святых славных и всехвальных 12 Апостолов Христовых – древний праздник. Святая Церковь, чествуя каждого из 12 первых апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после .

Греческое слово "апостол" означает "посланник, слуга", то есть апостолы были посланниками, слугами Христа. Еще они назывались учениками Христовыми, потому что были ближе всех к Нему и более всех слушали Его святое учение. Спаситель избрал их на служение людям, когда Сам выступил на служение роду человеческому – за три года до Своей крестной смерти. Чтобы открыть міру Свое всемогущество Христос избрал и наделил чудесною силою почти всех апостолов из бедных, незнатных родов. Будучи призваны к апостольству, они оставили своих родных, свои дома и занятия и неотлучно следовали за Учителем. По Его повелению они проповедовали по городам и странам, охотно разделяя с Ним все лишения и страдания.

Имена 12 апостолов в Евангелиях перечислены в рассказе об их избрании и послании на проповедь (в Деян 1:13–26 этот список повторяется, за исключением имени Иуды Искариота, который заменяется жребием на Матфия).

Однако выделение учеников из числа постоянно окружавшего Христа народа происходило достаточно длительное время. Первыми к апостольству были призваны , Иаков, Симон (нареченный ), и Нафанаил (Ин. 1:35–49), из которых по крайней мере Андрей и Иоанн прежде были учениками (Ин. 1:35–40). Хотя пребывание со Христом уже пробудило в них веру в Него (Ин. 2:11), после первой встречи с Учителем они еще на некоторое время возвращаются к своим привычным делам. Продолжая заниматься рыболовством, будущие апостолы, как и прочие ученики, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь (Лк. 4:31–5:1). Переломным событием, после которого рыбаки превратились в «ловцов человеков», явился чудесный улов рыбы (Лк. 5:2–12). Они решили «оставить всё» и следовать за Учителем. Из множества учеников Господь позже пополнил число Своих первых апостолов до двенадцати, которые вплоть до ареста Христа уже не отлучались от Господа, от Которого обучались и готовились к последующему выходу на проповедь.

Окончательное избрание апостолов произошло, когда устами ап. Петра (Мф. 16:16) была исповедана их общая вера в Христа как Сына Божия. Однако и после этого Спаситель должен был укреплять их веру. В Евангелиях описаны примеры маловерия апостолов (Мф. 14:25–31; 16:8; 17:20; Мр. 4:37–40), непонимания ими слов и дел Христа (Мф. 15:15–16; 26:7-13; Лк. 9:45; 18:34; Ин. 12:16). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве Израиля (Мр. 10:32–37), они ставят вопрос о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом (Мф. 20:20–24; Мр. 9:33; Лк. 9:46). Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию (Мф. 26:56; Ин. 16:32), а Петр трижды отрекается от Него (Мф. 26:69–75). Один из двенадцати даже стал предателем. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются (Мф. 28:17), продолжают по земному понимать учение о Царствии (Деян 1:6). И эти указания Священного Писания на несовершенства и человеческую слабость даже избранных учеников Господа говорят о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога .

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот. Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, – проткнут копьями. Один лишь святой скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

1. Петр Первоверховный – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. В 67 г. в Риме распят вниз головой. Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.
2. Андрей Первозванный , брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х. Часть главы в Амальфи. Память 30 ноября.
3. Иаков Заведеев , брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.
4. Иоанн Богослов , евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.
5. Филипп проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.
6. Варфоломей проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей в Риме. Память 11 июня и 25 авг.
7. Фома проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями. Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.
8. Матфей (бывш. мытарь Левий), перв. евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии. В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами. Память 16 ноября.
9. Иаков Алфеев , брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.
10 Иуда Иаковлев , или Фаддей, – брат Господень по плоти. Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.
11 Симон Зилот проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.
12 Матфий избран в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее , Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

Выше шла речь о первых 12 апостолах, которым посвящен сегодняшний праздник. Евангелист Лука сообщает также о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда сам хотел идти» (Лк. 10:1). Причина появления этого круга избранных учеников приводится в следующем стихе: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Лк. 10:2). Церковь чествует их 4/17 января как .

Еще позже, через несколько лет после , Им был призван на служение Савл, ставший . Но несмотря на столь позднее призвание и на исключительность обстоятельств, при которых он стал благовестником, апостол Павел вместе с Петром именуется Церковью как первоверховный.

Не так уж много было в первое время учеников Христовых (два "взвода" в армейском понимании), но, при помощи Божией, они своим учением победили весь мір и утвердили основанную Господом Церковь. «Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их». Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовествовали святые апостолы (а позже их преемники). Палестина, Сирия, Месопотамия, Италия, Греция, Армения, Индия, Персия, Британия, Египет, Эфиопия и многие другие страны были оглашены их учением, подкрепляемым чудесами. В этом ряду стоит и Русская земля, которую посетил и благословил апостол Андрей Первозванный, особо чтимый за это Русской Церковью. В этом можно видеть и особый Божественный знак будущего особого призвания России.

Вспоминая близость апостолов ко Господу, их великие труды и страдания во славу Божию ради нашей святой веры, многие святые последователи старались подражать им, если не в просветительской апостольской деятельности, которая не для всех была доступна, то, во всяком случае, в жертвенном служении Богу. Особо мы чтим святых, которых Церковь величает равноапостольными – в их числе св. равноапостольного Владиміра, Крестителя Руси.

Кто из апостолов "больший"?

Особо коснемся в этот праздник вопроса об иерархии почитания апостолов Церковью. Священное Писание на формально-иерархические различия среди апостолов нигде не указывает. Наоборот: во время Тайной вечери, когда апостолы затеяли спор о том, «» (то было одно из проявлений их человеческого несовершенства), Христос «сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий » (Лк. 22:24-26).

Этому не противоречат рассказы евангелистов о том, что Петра, Иоанна и Иакова Спаситель неоднократно выделял, делая их свидетелями важнейших событий: Преображения на горе Фавор (Мф. 17:1; Мр. 9:2; Лк. 9:28), ночной молитвы в Гефсиманском саду накануне взятия под стражу (Мф. 26:37; Мр. 14:33) и др.

Католики (то есть западные христиане) выделили из всех апостолов Петра по причине своей гордыни первенства его Римского престола (первой имперской столицы) в споре с восточными епископами, и особенно в связи с учреждением новой столицы православной Империи в Константинополе. Унаследованная от Петра Римская кафедра должна была придавать им больший авторитет в политических и богословских спорах.

Католики основывают первенство кафедры св. апостола Петра на ряде мест Священного Писания, где показано первенствующее положение Петра среди других учеников. Не только в общих списках апостолов он называется первым, но также среди троих избранных (Лк. 8:51; Мф. 17:1; Мр. 14:33 и др.). Выражение «Петр же и бывши с ним» (Лк. 9:32), несколько раз встречающееся в Евангелии, также подтверждает его авторитет среди др. учеников. Господь особым образом выделял и дом Петра (Мф. 8:14; Мр. 1:29-30; Лк. 4:38). Христос совершает чудо, чтобы заплатить за Себя и Петра подать на храм (Мф. 17:25–27). Деяния рассказывают о его руководящей роли в избрании двенадцатого апостола вместо Иуды (Деян. 1:15–26), в день Пятидесятницы (Деян. 2:14–36) и др. случаях.

Главное же, на что указывают католики: от имени двенадцати апостолов именно Петр первым исповедовал Иисуса Сыном Божиим, на что Спаситель сказал ему знаменитые слова: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:16-19).

Однако тут же, когда Петр по-человечески не понял слов Христа о грядущих страданиях и пытался Его остановить, Господь резко «сказал Петру: отойди от Меня, сатана ! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16. 23). И именно Петр из всех апостолов трижды отрекся от Христа . Об этом повествуется в той же главе, где Христос в споре апостолов о том, «кто из них должен почитаться большим », утверждает равенство между ними, он предупреждает Петра, фактически ставя его ниже других: «говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22:34). В день Своего воскресения Христос повелевает Марии Магдалине и другим мироносицам: «Идите и скажите ученикам Его и Петру...» (Мр. 16:7), – то есть отделяет его, павшего, от других учеников.

После глубокого раскаяния Петра Христос восстановил его в апостольском лике (Ин. 21:15–19). Но все это вместе взятое не дает никаких оснований считать Петра иерархически более высоким в сравнении с другими. Даже если в приведенных выше примерах Петру принадлежала, действительно, наиболее деятельная роль среди двенадцати апостолов, «это был примат не власти, а авторитета, старшинства, который притом принадлежал ему в соединении со всеми, но не без всех и не помимо всех», – отмечают православные богословы.

Разумеется, православное богословие решительно стоит и на том, что особо уважительное место Петра среди апостолов не дает ни малейшего основания для утверждения примата римской кафедры. (Можно указать и на то, что не менее, а скорее более всех Христос, пожалуй, выделил апостола Иоанна, поручив ему попечение о Своей Матери. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се сын твой. И потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе ». – Ин. 19:26-27. К тому же за апостолом Иоанном не было отступничества, на иконе Тайной вечери он изображен как наиболее близкий ко Христу, его земное служение продлилось дольше всех и именно ему были открыты Господом в Апокалипсисе грядущие судьбы міра.)

Именно гордое и рациональное наследие могучего первого Рима стало тем уязвимым местом западной церкви, которое дало возможность антихристианским силам ввести римских епископов (пап) в соблазн борьбы за первенство, а затем и за земную политическую власть ("вязать и "решить на земле"), увлекая христианский Запад на путь апостасии – отступления от истинного христианства.

Это было заметно уже в принятии папами языческого титула "понтифик" (Pontifex Maximus – верховный жрец, ведавший также строительством мостов), который носили дохристианские императоры. Выражением этой властной гордыни папства стала и незаконная коронация папой в 800 году собственного "римского императора" (при существовавшем законном в восточной части Римской империи), и "отлучение Римом от церкви" Константинопольского Патриарха в 1054 году из желания папы самому утвердиться в качестве единоличного первоиерарха. Такова была подлинная причина тогдашнего церковного раскола: властно-политическая, а не богословская.

Этими земными целями были продиктованы и папистские искажения вероучения, нарушившие постановления Вселенских Соборов (якобы Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и "от Сына", Богочеловека; якобы не только Иисус Христос, но и Божия Матерь была зачата Ее родителями вне первородного греха). Понимание природы греховности земного мiра здесь явно искажается. Помимо гордыни первенства, якобы дающего римским папам право подобных самовольных вероучительных нововведений, почти все они имели приземляющий общий знаменатель: вытеснение небесной цели спасения человека – "христианизацией" земли для власти над ней. Отсюда и стремление высшего католического духовенства, в нарушение принципа симфонии властей, подменить собою государственную власть (с параллельной чиновничьей иерархией в виде кардиналов, легатов, нунциев; Ватикан считает себя государством), и превращение Церкви в дисциплинированную армию по "христианизации", и "приспособительная" мораль иезуитов ("святая цель оправдывает любые средства").

Из потребностей такого политического властвования гордыня политического первенства римской кафедры в дальнейшем развилась в католичестве в совершенно несуразный догмат "непогрешимости" Римских пап в делах веры как "наместников Христа" на земле, чья власть превосходит решения Соборов. Этот догмат был веден еще в ХI веке папой Григорием VII именно в связи с отколом западной церкви от Православия (1054 г.) и официально утвержден в 1870 году уже как обоснование безпрекословного подчинения всех епископов Ватикану.

В Православной же Церкви «епископам всякаго народа подобает знати перваго из них и признавати его как главу и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения; творити же каждому только то, что касается до его епархии... но и первый [первоиерарх] ничего не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие...» (Апостольское правило 34).

К статье преосвященного епископа Александра следует добавить, что Апостольские правила предусматривают извержение из сана и отлучение от Церкви духовенство, как недостойное апостольской преемственности, за целый ряд канонических нарушений и преступлений. В частности, из наиболее актуальных сегодня правил следует напомнить (курсив наш): «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен... » (прав. 45). То же, если кто «в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священного извержен, и отлучен» (прав. 65). «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их ...: да будет извержен. Аще же мiрянин: да будет отлучен» (прав. 70). Новостильников прямо касается извержение из сана за недопустимое празднование Пасхи: «аще кто... с иудеями праздновати будет» (прав. 7).
Извержение из сана предусматривается за развод, блуд и прелюбодеяние, содомский грех, клятвопреступление, воровство и многие другие грехи, а также за сребролюбие: участие в процентных финансовых операциях (см.: 17 правило I Вселенского Собора; 10 правило VI Вселенского Собора; 4 правило Лаодикийского Собора и др.). 23 правило VI Вселенского Собора запрещает требовать деньги за таинства : «Ибо благодать не продаваема: и мы не за деньги преподаем освящение Духа... Аще же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен...». С деньгами связано и такое важное правило: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется... » (прав. 29). Очень актуально с советских времен и поныне также правило 30: «Аще который епископ, мiрских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним ».

В этот же день празднуется память прп. Петра, Ростовского чудотворца (†1290). Он был царевичем Ордынским, племянником хана Золотой Орды Берке. Под влиянием бесед с епископом ростовским Кириллом, приезжавшим в Орду, в 1257 г. тайно ушел в Ростов и там крестился. Основал на берегу озера Неро Петровский монастырь. Прп. Петр отличался любовью к молчанию, богомыслию и молитве. Прожил долгую жизнь и почил в глубокой старости.

В этот день Святая Церковь Христова празднует Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов и наша Церковь называется Апостольской, потому что именно апостолы передали нам знания и учения, которые принёс Христос.

Благодаря их проповедническим трудам и подвигам люди, жившие далеко от тех мест, где учил Сын Божий, смогли узнать, что свершилось великое событие – искупление первородного греха, от которого произошли все человеческие страдания. А благодаря тому что некоторые из апостолов взяли на себя труд оставить письменные свидетельства о Христе, узнать о событиях, которые произошли в Иерусалиме, можем и мы спустя почти 2000 лет со времен Христовой проповеди.

4 Евангелия, 21 послание, «Откровение», «Деяния апостольские» – все тексты, из которых мы черпаем информацию о нашей вере, написаны апостолами. С греческого языка слово «апостол» можно перевести как «посланник», в данном случае – «посланник Божий».

У Христа было много последователей, целые толпы народа слушали Его проповеди, однако Спаситель избрал только 12 из них, которые вошли в круг «ближайших учеников»: Андрей, первый среди апостолов пришел к Христу (по источникам-бывший ученик Иоанна Крестителя) .
Пётр, он же Симон Ионин (сын Ионы) , также называемый Кифа, Брат Апостола Андрея
Иоанн Богослов, евангелист, брат Иакова, (сын Зеведея)
Иаков Зеведеев, брат Иоанна, (сын Зеведея)
Филипп из Вифсаиды
Варфоломей, он же Нафанаил из Каны Галилейской (объединение условно)
Матфей мытарь, евангелист, он же Левий Алфеев (объединение на основании параллелизма Мф. 9:9 и Мк. 2:14)
Фома, называемый Близнец
Иаков Алфеев, брат апостола и Евангелиста Матфея.
Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат Иакова) или Леввей
Симон Кананит, он же Симон Зилот, сын Клеопы (св. Ипполит Римский считает, что он также носил имя Иуда)
Матфий - заменил Иуду Искариота после его самоубийства (Мф. 27:5, Деян. 1:26)

Почему только 12? Много это или мало?

12 – число символическое. Год поделен на 12 месяцев, циферблат часов – на 12 частей… Народы издревле отмечали это число. Как можно понять, оно очень важно в христианстве, не случайно ведь после предательства Иуды на его место был избран другой апостол – Матфий. Значит, апостолов должно было быть именно 12. Почему?

Христос пришел на Землю как «новый Адам», чтобы заключить с людьми Новый Завет вместо Ветхого. Христиане называются «новым Израилем», значит, существуют некие параллели между ними и «старым Израилем».

Как известно, «народ Завета» произошел от 12 сыновей патриарха Иакова. Так вот, для христиан 12 апостолов – то же, что для иудеев – сыновья Иакова. По преданию, в День Страшного Суда они воссядут на 12 престолов и будут судить всех людей. Примечательно, что сообщается и о более дальнем круге учеников – 70 (72).

Страшный суд.

Нельзя не вспомнить о библейском перечне «языков», в котором насчитывается как раз 70 народов. Если построить в уме симметричную схему, получится, что на каждого апостола из 12 придется по 6 из этих 70, которые «ответственны» перед Христом за все земные народы. Получается интересная иерархическая структура, согласно которой у каждого народа есть свой небесный покровитель.

Выбор призванных учеников был своеобразным уроком миру. Как сказано в «1-м послании Коринфянам» апостола Павла, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное… для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Потому что «немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков».

12 апостолов, которые изначально были простыми, необразованными людьми, должны были напомнить миру о том, что люди отошли от Бога, заменили духовные ценности материальными, подчинили все желаниям плоти, которые происходят от греха, и что по вере людям дастся гораздо больше, чем они могут достигнуть своими силами и только в союзе с Господом человек может обрести счастье.

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы в виде огненных языков дар Святаго Духа, Который «научил их всему» (Ин. 4:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.

Можно только предполагать, сколько тягот и лишений претерпели апостолы во время проповеди. Их гнали, не понимали, не хотели слушать, называли безумными, гнали, мучили. Святой Андрей Первозванный, проповедовавший Евангелие нашим предкам, был распят на кресте, также как и Петр, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев и Симон Зилот.

Святые апостолы Павел и Иаков Зеведеев были обезглавлены, Фома – проткнут копьями. Один лишь святой Иоанн Богослов скончался мирно, хотя и он при жизни претерпел множество страданий: его бросали в кипящее масло, томили в заключении. Теперь они удостоены высокой чести на небе – окружают престол Божий, а на страшном суде Христовом, восседая на двенадцати престолах, будут вместе с Господом судить всех людей, живых и мертвых.

Апостолы – это и пример чистой, бескорыстной, искренней веры. Они служат образцом истинных христиан, нравственной нормой. С какой же благодарностью!, братья и сестры, мы должны относиться к их трудам, благодаря которым узнали о пришествии в мир Спасителя!

МОЛИТВА СВЯТЫМ АПОСТОЛАМ:

Владыко всемогущий, Господи Боже наш, избравый возлюбленныя Своя ученики и Апостолы на проповедь спасения всему миру, давый им власть отпущати грехи, приими ходатайства их о роде человеческом, егоже и судити с ними имаши, тех самых, яко другов Твоих, нам зело честных, дерзаем, недостойнии, в предстательство к Тебе, многопоспешествующее ко спасению душ наших, приводити, молящи их усердно. Святии первоверховнии Апостоли Петре и Павле, евангелисти Христовы Иоанне Богослове и Матфее, первозванный учениче Андрее, водружением Креста Россию благословивый, апостоли святии Иакове, брате Господень, со другим Иаковом, Филиппе, Варфоломее, Фомо, Симоне, Иудо и Матфие!

Вси святии Богоизбрании апостоли, изряднейшии угодницы Христовы, безбожия искоренителие и веры истинныя насадители, помозите нам мощным вашим пред Господом ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо сохраняти преданную вам веру православную, в нейже вашим предстательством ни ранами, не прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, единаго в Троице славимаго и покланяемего Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь глас 4

Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати/ и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов глас 2

Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

На Двенадцать апостолов крестьяне чествовали лето, которое вступало в самую жаркую свою пору. Собираясь на покос, люди одевались в лучшие платья, а после работы веселились до позднего вечера.

В некоторых губерниях полагалось делать из соломы куклу, наряжать ее в сарафан и украшать бусами. Эту куклу с песнями носили по селу, а после раздевали и бросали в реку.

Как и на Пасху, в этот день было принято красить яйца в желтый цвет и обмениваться ими друг с другом.

Также из яиц готовили разнообразные блюда - в первую очередь, разные виды яичницы: с сыром, с зеленым луком, с хлебом, с ветчиной. Популярной была яичница с селедкой.

Для этого дня существовали специальные приметы:

Если кукушка продолжала куковать после Петрова дня, то это означало, что лето будет хорошим и долгим, а снег выпадет поздно. Начинали готовиться к жатве, замечали: «На Петра овес до половины дорос».

ИС Р15-505-0258


Использован материал книги: Жития святых славных и всехвальных апостолов / Сост. Л.В. Филимонова. М.: Сибирская Благозвонница, 2014. ИС Р14-415-1407.

Святые апостолы

Тропарь и кондак Собору святых апостолов


Тропарь, глас 4

Апо́столов пер во престо́льницы и вселе́нныя учи́телие, Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.


Кондак, глас 2

Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло, ученико́в преизря́дна, и с Па́влом весь дванадесяточи́сленный собо́р днесь, и́хже па́мять соверша́юще ве́рно, сих Просла́вльшаго прославля́ем.



Слово «апостол» переводится с греческого языка как «посланник» или «вестник» (греч.άπóστολος; от глагола άποστέλλω) – «посылать»). Так называются ученики Господа нашего Иисуса Христа, которые были посланы Им для проповеди Евангелия всему миру. Господь поручил им пасти словесное стадо, быть исполнителями Его Божественной воли и устроителями Церкви Христовой на земле. Ближайшие ученики Господа Иисуса Христа: Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, Симон Зилот и Матфий – равны по своему апостольскому достоинству, однако святой апостол Петр называется первоверховным как потрудившийся больше всех в благовестии. То же почетное наименование присваивает Церковь и апостолу Павлу, который формально не входит в число двенадцати учеников Спасителя, однако своими трудами и всей своей жизнью засвидетельствовал свое апостольское достоинство и честь именоваться первоверховным апостолом Христовым.

Общую память святых двенадцати апостолов Христовых – Собор святых апостолов – Святая Церковь установила совершать на следующий день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 30 июня (13 июля по и. ст.).

Святой первоверховный апостол Петр

Тропарь и кондак святым апостолам Петру и Павлу


Тропарь, глас 4

Апо́столов первопресто́льницы и вселе́нныя учи́телие, Влады́ку всех моли́те мир вселе́нней дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.


Кондак, глас 2

Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели, верх апо́столов Твои́х, Го́споди, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й: боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия, Еди́не, све́дый серде́чная.



Святой апостол Петр, до своего призвания носивший имя Симон, происходил из колена Симеонова и был старшим сыном рыбака Ионы. Его братом был святой апостол Андрей Первозванный. Они оба жили в Палестине, в небольшом городке Вифсаида на берегу Галилейского моря. Симон был женат. По преданию, его женой была дочь Аристовула, брата апостола Варнавы; от нее апостол Петр имел сына и дочь. Вместе с отцом будущий первоверховный апостол занимался рыбной ловлей; когда состарился отец, он продолжал рыбачить один и тем содержал жену, детей, престарелого отца и тещу. Святитель Иоанн Златоуст именует Симона простым по характеру, некнижным, бедным и богобоязненным человеком.

Ко Христу апостола Петра привел брат, апостол Андрей, который был учеником Иоанна Крестителя. Однажды Иоанн Предтеча стоял недалеко от Иордана с двумя учениками, одним из которых был Андрей, а вторым, не названным в Евангелии по имени, по преданию, Иоанн Богослов. Увидев проходящего мимо Христа, Предтеча, указав на Него, сказал: Вот Агнец Божий (Ин. 1, 29). Немедленно оба ученика, оставив своего учителя, пошли вслед за Христом. Они пробыли у Него весь тот день, а наутро Андрей поспешил к своему брату с великой вестью: Мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41). С радостью повел он его ко Господу, став таким образом апостолом для будущего первоверховного ученика. Христос взглянул на Симона и, провидя твердость и силу его веры, сказал: Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) (Ин. 1, 42). Во время этой первой встречи Петр возгорелся любовью к Господу и сделался Его ревностным учеником. Однако еще некоторое время после этого он продолжал заниматься своим привычным делом – рыболовством.

Уже после заключения в темницу пророка Божиего Иоанна Предтечи, когда Господь встретил братьев Андрея и Петра, закидывающих сети в воды Галилейского моря, Он сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19). Чудесное уловление множества рыб, которое произошло перед этим, было прообразом духовной апостольской ловитвы, ибо словом Божиим, словом евангельским, как мрежей, были уловлены во спасение многие народы.

Вскоре после этого Господь посетил дом Петра и прикосновением руки исцелил его тещу от горячки. Переночевав в доме Симона, наутро Христос сказал ему: Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел (Мк. 1, 38), – и Петр тотчас же оставляет дом свой и всех домашних и идет вслед за Христом.

Святой апостол Петр был постоянным свидетелем великих чудес Христа и всех важнейших событий Его земной жизни. Это зрение дел Христовых укрепляло его духовно и делало его веру прочной как скала, оправдывая то имя, которое дал Господь Своему ученику. На страницах Евангелия встречается множество свидетельств об этой особенно сильной вере первоверховного ученика, которая порой проявлялась тогда, когда прочие ученики изнемогали и даже отпадали от своего Божественного Учителя. Воистину он действительно служил прочным камнем, поддерживавшим веру своих соапостолов. Так, когда Христос учил о таинстве Тела Своего, то многие ученики, соблазнившись, оставили своего Божественного Учителя. Учение о Евхаристии казалось им странным и непонятным: Какие странные слова! кто может это слушать? – недоумевали они (Ии. 6, 60). Петр же от лица двенадцати учеников исповедал свою веру Божественному Учителю, говоря: Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго (Ин. 6, 68).

Петр первым из апостолов исповедал и Божество Иисуса Христа. Если некоторые ученики, по свидетельству евангелистов, почитали Сына Человеческого за Иоанна Крестителя или за одного из пророков, то Симон Петр исповедовал и почитал Его за Сына Божия: Ты – Христос, Сын Бога Живаго, – воскликнул он в ответ на вопрос Господа, обращенный к ближайшим ученикам: А вы за кого почитаете Меня? (Мф. 16, 15–16). За это Иисус назвал его блаженным, ибо не плоть и кровь, не мудрование человеческое открыли ему это, но Отец Небесный (см.: Мф. 16,17).

Такая вера действительно есть дар Божий. И блаженный ученик сподобился вместе с двумя другими ближайшими учениками Христовыми видеть великую славу Божию, слышать Отеческий глас, видеть очами веры силу и величие Иисуса Христа на горе Преображения. Удостоился он и удивительных слов Господа, восхваляющих его непоколебимую веру. В ответ на его исповедание Господь сказал Своему ученику: ИЯ говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). По толкованию святых отцов Церкви, подлинный смысл этого образного изречения Господня таков: «Ты – Петр, и на этом твоем твердом как скала исповедовании Меня Сыном Бога Живого Я создам Церковь Мою. Это исповедание твое будет основанием веры для общества, которое Я создам».

Однако на страницах Евангелия приводятся и жесткие обличительные слова Христа, обращенные к апостолу Петру. Однажды, когда Господь открывал ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть убитым и в третий день воскреснуть, пламенно любивший Христа Петр начал прекословить: Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16,22). Он жалел Господа по-человечески и хотел отвратить Его от смерти. Но Господь не принял этот порыв Своего ученика, ведь Он знал, что если Он не взойдет на Голгофу, то не будет искуплен грех Адамов, не будет чуда воскресения и спасения человека. Поэтому Господь сказал Петру жестокие и на первый взгляд несправедливые слова: Отойди от Меня, сатана! (Мф. 16, 23).

Процесс воспитания двенадцати учеников в апостолов продолжался, а вместе с ними возрастал в меру первоверховного апостола и Симон. Не всегда ученики поступали так, как это было угодно их Учителю. Когда Господь в Вифсаиде пятью хлебами напитал пять тысяч человек, то пораженные чудом апостолы вместе с народом ликовали: «Вот Он – царь Израилев, наш Мессия! Он даст нам хлеба, реки молока, вина, меда!» Они даже побежали за Христом, чтобы схватить Его и провозгласить царем Иудейским. Но Господь скрылся от них на гору один (Ии. 6,15). Не поняли тогда еще ученики проповедь Иисуса, что не земное царство пришел Он утверждать, а Небесное, что Его цель – обновить первозданного Адама и привести людей к обожению, а не сесть на царский престол в Иерусалиме.

Все ветхозаветные пророки говорили о Нем. Они писали, что Он родится от семени Жены, будет потомок Авраама, Исаака, Иакова, родится в Вифлееме, совершит великие чудеса, будет распят и в третий день воскреснет, сойдет во ад, откроет людям Царство Небесное, утвердит Церковь Новозаветную. Но тогда всего этого ученики не могли понять, потому что не имели еще Духа Святого, Который сошел на них в день Пятидесятницы.

И вот, чтобы научить Своих учеников правильному ведению, Господь понудил их, то есть заставил, войти в лодку и плыть без Него на другой берег озера (Мф. 14, 22). И ученики повиновались. А за то, что они проявили такую дерзость – хотели объявить Его царем земным, Христос послал сильнейшую бурю, так что лодка едва не переворачивалась и ученики уже в ужасе помышляли о смерти. Лишь в четвертую стражу ночи, то есть под утро, Господь пошел к ним по водам.

Отважный Петр просил у Христа дозволения идти к Нему по морю навстречу. Но, не имея до принятия Святого Духа совершенной твердости в вере, он, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих (Мф. 14,30–32). Наступила тишина. Ученики, пораженные этим чудом, со страхом произнесли то исповедание, которое до этого уже прозвучало из уст апостола Петра: Истинно Ты Мессия, воплотившийся Сын Божий (Мф. 14, 33).

Теперь они уже стали понимать, что Он – не земной царь и Царство Его – Царство чисто духовное, великое своей внутренней красотой и святостью. Он – Царь Небесный, Владыка неба и земли. Конечно, эту истину не может открыть плоть и кровь, как Христос сказал апостолу Петру, она в полной мере есть дар Божий, но человек для получения ее должен приложить свои собственные усилия, совершить свой личный подвиг. И апостолам эта вера далась не сразу. На пути к ней им предстояло много трудов и подвигов. Предстояли они и первоверховному апостолу. Чтобы ученики могли возрасти в меру просветителей всей вселенной светом Христовым, Господь укреплял их веру, делая их свидетелями Своих чудес.

Так, вместе с Иаковом и Иоанном апостол Петр удостоился видеть на Фаворе открытую им славу Преображения Господня и своими ушами слышал глас Бога Отца, свыше пришедший к Господу Иисусу. Об этом и сам апостол Петр свидетельствует в своем послании: Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв самовидцами Его величествия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором

Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2 Пет. 1, 16–18).

Этот глас слышали трое ближайших учеников. А свидетелем так называемого чуда со статиром, свидетельствовавшего о всеведении и всемогуществе Господа, был один первоверховный апостол. В Капернауме подошли к Петру сборщики церковной подати – собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Тогда по повелению Господа Петр на море бросил уду и у первой рыбы, попавшейся ему, открыв рот, нашел статир (четыре драхмы) и отдал сборщикам за Иисуса и за себя (Мф. 17,24–27).

Апостолы, последовав за Христом, оставили своих родных и свое имущество.

Они были людьми бедными и имели немногое – сети, лодки, простые дома, но для них это действительно составляло все, что они имели. Несомненно, какими бы чистыми сердцем ни были эти люди, и их иногда посещали сомнения и страх перед будут, им. Однажды апостол Петр, уста апостолов, озвучил этот вопрос, который, несомненно, так или иначе должен был волновать всех учеников, своему Божественному Учителю: Вот, мы поспавши все и последовали за Тобою , – сказал Петр, – что же будет нам? Господь ободрил Своих учеников неложным уверением: Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых( Мф. 19,27–28).

Воистину тверд как скала был апостол Петр в своей вере Божественному Учителю. Но и этот столп пошатнулся, когда Господь приблизился к Своим вольным страданиям. Тогда апостол Петр обнаружил свою ревность о Господе не только словом, сказав: Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти (Лк. 22, 33), но и делом, когда, извлекши меч, ударил им первосвященнического раба по имени Малх и отсек ему правое ухо. Затем апостол последовал до двора первосвященникова и там претерпел искушение, отрекся от Христа, сказав, что не знает Сего Человека. И лишь когда запел петух, вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И, выйдя вон, плакал горько (Мф. 26, 74–75).

Горькими слезами раскаяния омыл Петр свое отречение от Христа и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего. Когда по воскресении Господь предстал на берегу озера и по Его слову ученики закинули сети и поймали 153 огромные рыбы, то Петр бросился в море, вплавь поспешил к своему Учителю и из Его святых рук принял хлеб и рыбу. Иисус трижды вопросил Петра: Любишь ли ты Меня? – и апостол трижды отвечал: Господи, Ты все знаешь; Ты знаешь, я люблю

Тебя (Ин. 21, 15–17), троекратным исповеданием своей любви исправляя свое троекратное отречение от Господа. Воскресший Господь даровал Своему первоверховному ученику прощение и утвердил его в апостольском лике, от которого Петр отпал в ту страшную ночь взятия Христа под стражу: Паси агнцев Моих… паси овец Моих, – услышал апостол Петр из уст своего Божественного Учителя (Ин. 21,15–17). Тогда же Господь предрек Своему ближайшему ученику мученическую крестную смерть, которой в будущем он засвидетельствует те слова любви, которые он изрек Спасителю: Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет тебя, куда не хочешь (Ин. 21,18).

В течение сорока дней, до самого Вознесения, Господь, пребывая на земле в Своем прославленном светоносном теле, являлся апостолам, беседовал с ними, поучая тайнам Царствия Божия, устроению Церкви и проповеди Евангелия. За свою пламенную ревность удостоился Петр вновь занимать место в лике апостольском, утраченное им при отречении, когда трижды пропел петух. Тогда апостол Петр вернул себе те ключи Царства Небесного и ту власть вязать и решить, которые, в лице апостола Петра, Спаситель вручил всем без исключения апостолам и через них всей Вселенской Церкви: И дам тебе ключи

Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16,19). Теперь Господь то же самое говорит и ко всем апостолам Своим: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ии. 20, 22–23). Так и раньше, и сейчас, и всегда Церковь связывает, Церковь разрешает, Церковь, стоящая на прочном основании, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2, 20).

Святой благоверный царь Константин Великий (306 - 337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке. Каждому из 12 апостолов установлены отдельные дни памяти, но православная церковь также совершает соборную память двенадцати апостолов, на следующий день после совершения памяти славных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Греческое слово «апостол» означает «посланник, слуга» , то есть апостолы были посланниками, слугами Господа, учениками Христовыми. Двенадцать апостолов были избраны, чтобы пребывать со Христом, проповедовать и свидетельствовать об исполнении во Христе древних пророчеств. Причем если во время земной жизни Господа им запрещается идти к язычникам, а их проповедь ограничивается «погибшими овцами дома Израилева», то после Воскресения эта задача коренным образом меняется: апостольское провозвестие должно охватить весь мир. Апостолы должны быть вестниками того, что с пришествием Христа началась окончательная победа Бога над сатаной (Лк 10:18). Данной им силой апостолы изгоняют бесов и исцеляют больных, им не может повредить никакое зло (Мк 16:18). Господь дает апостолам власть провозглашать мир либо суд (Мф 10:12-13; Лк 10:5-6), прощать либо удерживать грехи (Ин 20:23).

Неотложность миссии Апостолов как проповедников приблизившегося Царствия определяет особо строгие наставления, данные им Господом. «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания». Ничего не должно отвлекать их во время выполнения поручения, данного им Господом, поскольку они — «ловцы человеков» .

В Евангелиях описаны и примеры маловерия апостолов, непонимания ими слов и дел Христа, их волнуют и вопросы о человеческих привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом. Один из двенадцати избранных даже стал предателем. Слабость их веры доходит до того, что в момент ареста все они оставляют Мессию, а Петр трижды отрекается от Него. Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневаются, продолжают по земному понимать учение о Царствии. Все это лишний раз подтверждает несовершенство и человеческую слабость даже избранных учеников Господа, говорит о том, что только с Божией помощью и силою Духа Святаго человеку дано побеждать свою греховную природу и обретать истинное знание Бога.

Окончательно апостолы стали теми, кем Христос «уловил вселенную» (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы дар Св. Духа, Который «научил их всему» (Ин 14:26). Силою Его они и совершали дело своего служения до самой смерти. Подобно своему Божественному Учителю апостолы испытали множество бедствий и скорбей во время просвещения язычников – и устояли в этих испытаниях.

Стефан Лохнер. «Мученичество апостолов», 15 век. 1-й ряд: Петр, Павел, Фома, Филипп 2-й ряд: Андрей, Иоанн, Иаков Мл., Матфей 3-й ряд: Иаков Ст., Варфоломей, Симон, Иуда с Матфием

Почти все апостолы Христовы окончили свою страдальческую жизнь мученически.

Андрей Первозванный , брат Петра, проповедывал в Византии, Фракии, Македонии, Мал. Азии, Алании, Крыму, Причерноморье, на Руси. Ок. 62 г. в Патрах распят на кресте в виде буквы Х . Часть главы в Амальфи. По преданию апостол Андрей Первозванный, которого Господь первого призвал в свои ученики, дошел с Благой вестью до Днепра и до тех холмов, на которых впоследствии был построен Киев. Апостол, по утверждению летописца, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите эти горы? На них воссияет благодать Божия, здесь построят великий город и воздвигнут множество церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Память 30 ноября.

Петр Первоверховный , брат Андрея Первозванного, – первый епископ римский. Проповедывал в Никее, Сирии, Мал. Азии, Сицилии, Коринфе, Испании, Карфагене, Египете, Британии. Обладал удивительной силой проповеди, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хотя бы тень Петра осенила их. В 67 г. в Риме распят вниз головой . Св. мощи – в Риме. Память 29 июня.

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея. Также Иисус назвал их Воанергес («сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер.

, брат Иоанна Богослова, проповедывал в Испании. Святого Иакоав считают покровителем Испании. В честь апостола Иакова (исп. Santiago) названа также столица Чили — Сантьяго. Ок. 44 г. усечен мечом в Иерусалиме при царе Ироде Агриппе I. Память 30 апреля.

, евангелист, проповедывал в Мал. Азии, Иерусалиме, Ефесе, на о. Патмос. Он был любимым учеником Господа. Апостол любви — так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. Апостол обладал даром воскрешения мертвых. В нач. II в. (ок. 106 г.) мирно почил в Ефесе. Память 8 мая и 26 сент.

проповедывал в Сирии, Мал. Азии с ап. Варфоломеем; Греции, Аравии, Эфиопии, Фригии. Распят вниз головой в Иераполе (Фригия) в I в. Св. мощи находятся в храме 12-ти Апостолов (Рим); рука – во Флоренции. Память 14 ноября.

проповедывал в Сирии, Мал. Азии (с ап. Филиппом); Индии, Вел. Армении. В I в. язычниками в Баку распят вниз головой (содрали кожу, отсекли голову). Часть св. мощей находятся в Риме. Память 11 июня и 25 авг.

проповедывал в Индии, Парфии, Мидии, Персии. В I в. мученически скончался в Индии, пронзенный 5-ю копьями . Св. мощи в Индии, в Эдессе, в Константинополе, рука – в Венгрии. Память 6 октября.

Матфей (бывш. мытарь Левий) , первый евангелист (41). Проповедывал в Македонии, Сирии, Персии, Парфии, Мидии, Эфиопии.В 60 г. в Африке распят на земле и сожжен людоедами . Память 16 ноября.

, брат ап. Матфея, проповедывал в Эдессе, Иудее, Газе, Южн. Палестине, Египте. В I в. распят на кресте в Египте. Память 9 октября.

проповедывал в Египте, Мавритании, Ливии, Нумидии, Киринии, Абхазии. В I в. в Абхазии распят на кресте. Память 10 мая.

Иуда Иаковлев, или Фаддей . Был в Иудее, Галилее, Самарии, Идумее, Аравии, Сирии, Месопотамии, Персии. В Армении ок. 86 г. распят на кресте, пронзен стрелами. Память 19 июня.

избран по жребию в число 12-ти вместо Иуды Искариота. Проповедывал в Иудее, Колхиде, Македонии. Ок. 63 г. побит камнями в Иудее. Глава в Риме, часть мощей в Трире, Павии. Память 9 августа.

Апостолы утверждали Церковь Христову словом и святостию жизни. Та благодать Святого Духа, которая была передана апостолам в виде огненных языков, и теперь сохраняется в таинствах нашей православной Церкви через апостольских преемников – епископов и священников.

Тропарь праздника, глас 4
Апостолов первопрестольницы / и вселенным учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак апостолов, глас 2
Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Подготовлено по материалам «Православной Энциклопедии» и сайтов www.azbyka.ru, www.pravoslavie.ru, www.pravmir.ru

Соборъ святыхъ апостоловъ.

(Краткія свѣдѣнія о святыхъ апостолахъ и уроки изъ ихъ жизни - подражаніе св. апостоламъ въ послѣдованіи за Христомъ).

I. Въ день собора святыхъ славныхъ и всехвальныхъ апостоловъ побесѣдуемъ о св. апостолахъ. Такъ какъ не всѣ достаточно знаютъ въ честь кого мы празднуемъ, то мы думаемъ предложить вамъ нынѣ краткую бесѣду о святыхъ апостолахъ вообще, и именно скажемъ: 1) кто были святые апостолы, 2) сколько ихъ было, 3) что они сдѣлали для святой нашей вѣры и для вѣрующихъ, 4) какъ они окончили святую жизну свою и 5) въ чемъ мы должны подражать имъ.

II. а) Кто же были святые апостолы? Названіе - апостолъ означаетъ посланника, слугу, - и святые апостолы были посланниками Іисуса Христа, Его слугами. Они назывались еще учениками Христовыми, потому что были ближе всѣхъ къ І. Христу и больше всѣхъ слушали Его святое ученіе. Спаситель нашъ избралъ ихъ на служеніе людямъ, когда Самъ выступилъ на общественное служеніе роду человѣческому, - за три года до Своей крестной смерти. Дабы открыть міру Свое всемогущество, Спаситель избралъ ихъ почти всѣхъ изъ бѣднаго и незнатнаго рода; по происхожденію, они были большею частью, то простые рыбари, то мытари (сборщики податей) - а нѣкоторые, хотя были и болѣе знатнаго рода, но потомъ предпочли бѣдность и безславіе мірскому богатству и суетной славѣ. Будучи призваны къ апостольству, они оставили своихъ родныхъ, свои дома и все свое имущество и неотлучно слѣдовали за І. Христомъ. По повелѣнію своего Божественнаго Учителя они проповѣдывали по городамъ и весямъ, охотно раздѣляя съ Нимъ всѣ лишенія и страданія. За то, какъ ближайшіе ученики Спасителя, они неоднократно удостоивались и особенныхъ бесѣдъ съ Нимъ о тайнахъ царствія Божія, до времени скрываемыхъ отъ народа; за то, какъ усердные слуги Христовы, они были удостоены отъ Него и особенной благодатной силы, которая почивала на нихъ преизобильно, - были удостоены чудотвореній. А по вознесеніи Господа на небо, въ Пятидесятницу, они пріяли въ видѣ огненныхъ языковъ Самого Духа Святаго, силою Котораго и совершали потомъ дѣло своего служенія до смерти. Теперь они удостоены высокой чести на небѣ, окружаютъ престолъ Божій, - а на страшномъ судѣ Христовомъ, возсѣдая на двѣнадцати престолахъ, будутъ вмѣстѣ со святыми судить насъ и всѣхъ людей. Вотъ кто были свв. апостолы!

б) Сколько же ихъ было? Изъ святого евангелія видно, что Спаситель нашъ сначала избралъ, по числу колѣнъ израилевыхъ, двѣнадцать апостоловъ, которыхъ посылалъ по два на проповѣдь; потомъ, видя, что жатва многа, а дѣлателей мало, Онъ избралъ еще 70 учениковъ и ихъ также посылалъ на проповѣдь (Лук. 10, 1, 2). Не передаетъ намъ святое евангеліе именъ всѣхъ этихъ 70 апостоловъ, но передаетъ имена избраннѣйшихъ 12 апостоловъ. Взыде Іисусъ на гору, замѣчаетъ св. евангелистъ Маркъ, и призва ихъ же хотяше Самъ: и пріидоша къ Нему. И сотвори дванадесяте, да будутъ съ Нимъ, и да посылаетъ ихъ проповѣдати, и имѣти власть цѣлити недуги, и пропрогоняти бѣсы и нарече Симону имя Петръ: и Іакова Зеведеова, и Іоанна брата Іакова: и нарече има имена Воанергесъ, еже есть сына громова: и Андреа, и Филиппа, и Варѳоломеа, и Матѳеа, и Ѳому, и Іакова Алфеова. и Ѳадеа, и Симона Кананита, и Іуду Искаріотскаго, иже и предаде Его (Мар. 3, 13, 20). На мѣсто Іуды предателя, по вознесеніи Господа на небо, апостолы, послѣ молитвы, избрали Матѳія, вергше жребій. Чрезъ нѣсколько времени, послѣ сошествія Св. Духа на апостоловъ, къ лику апостольскому былъ чудеснымъ образомъ призванъ Господомъ и великій изъ апостоловъ, апостолъ Павелъ.

в) Не много было учениковъ Христовыхъ: но, при помощи Божіей, они своимъ ученіемъ побѣдили весь міръ и утвердили основанную Христомъ церковь, послуживши для нея какъ бы основными камнями, сущу краеугольну Самому І. Христу. Во всю землю изыде вѣщаніе, по словамъ церкви, и въ концы вселенныя глаголы ихъ. Не было тогда ни одного народа, которому бы не благовѣствовалъ евангелія царствія какой-нибудь изъ апостоловъ. Страны: Палестина, Сирія, Месопотамія, Понтъ, Галатія, Каппадокія, Пергамъ, Виѳинія, Иллирія, Италія, Скиѳія, Ѳракія, Греція, Арменія, Индія, Мидія, Персія, Парѳія, Египетъ, Эѳіопія, Британія, и др. были оглашены ихъ ученіемъ, поддерживаемымъ чудесами.

Подобно своему Божественному Учителю, они много испытали нуждъ и бѣдствій во время своего благовѣствованія языческимъ народамъ; по словамъ св. апостола Павла, иніи изъ нихъ избіени быша, непріемше избавленія. Друзіи же руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами и темницею; каменіемъ побіени быша, претрени быша, искушени быша, убіиствомъ меча умроша: проидоша въ милотехъ и въ козіяхъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлобленіи. (Евр. 11, 36, 37). Съ такими страданіями распространяя ученіе Христово устно и письменно при жизни, они и до нынѣ учатъ міръ своими писаніями, которыя оставили намъ, какъ драгоцѣнное наслѣдство. Писанія эти заключены въ книгахъ, подъ именемъ книгъ новаго завѣта, или святого евангелія и апостола, чтенія изъ которыхъ вы почти каждый разъ слышите при богослуженіяхъ.

г) Св. богодухновенное ученіе апостоловъ было запечатлѣно ихъ святою кровію. Всѣ почти апостолы Христовы окончили страдальческую жизнь свою мученически. Св. апостолъ Андрей первозванный, проповѣдывавшій святое евангеліе и нашимъ предкамъ, былъ распятъ на крестѣ; Іаковъ Зеведеевъ былъ обезглавленъ; Варѳоломей, послѣ жесточайшихъ мученій, скончался отъ меча; Ѳома прободенъ копіемъ; Матѳей умеръ также мученически; Іаковъ Алфеевъ умеръ на крестѣ; Іуда Іаковлевъ былъ повѣшенъ на древѣ крестномъ и разстрѣлянъ; повѣшенъ былъ на крестѣ и Симонъ Кананитъ. Только одинъ святый евангелистъ Іоаннъ Богословъ скончался мирно, хотя при жизни и онъ испыталъ тяжкія страданія за Христа, напр., его мучили въ кипящемъ маслѣ, и кромѣ того, нѣкоторое время его томили въ заточеніи. Святые первоверховные апостолы - Петръ и Павелъ также, какъ мы знаемъ уже, окончили свою жизнь мученически: апостолъ Петръ былъ повѣшенъ на крестѣ стремглавъ, а ап. Павелъ былъ усѣченъ въ главу, какъ гражданинъ римскій.

III. Мы предложили нынѣ вамъ, братія мои, разсказъ о святыхъ апостолахъ Христовыхъ для того, чтобы вы, припоминая ихъ особенную близость ко Господу, великіе болѣзни и труды ихъ на пользу святой вѣры нашей и страдальческую ихъ кончину, всегда воспоминали о нихъ съ горячею любовію и съ святымъ благоговѣніемъ, и старались по мѣрѣ вашихъ силъ подражать имъ если не въ апостольской дѣятельности, которая не для всѣхъ назначена, то во всякомъ случаѣ въ послѣдованіи за Христомъ по примѣру свв. апостоловъ.

Апостолы, какъ мы знаемъ, оставивши для Христа свое занятіе, оставили и тѣ предметы, которые неразлучно были связаны съ этими занятіями. Вотъ въ этомъ-то и нужно намъ подражать апостоламъ. Есть и у васъ въ жизни многое такое, что съ свободнымъ служеніемъ Христу совмѣстить нельзя, что подавляетъ, стѣсняетъ духъ нашъ и на даетъ ему возноситься къ духовному и небесному. Что же это?

Это, во-первыхъ, излишняя попечительностъ житейская, когда люди въ мірскія заботы погружаются всѣмъ существомъ своимъ - до забвенія высшихъ потребностей души, до того, что ими заняты бываютъ день и ночь, отъ нихъ не могутъ освободиться и въ храмѣ, и во время молитвы.

Это, далѣе, страсть къ стяжаніямъ, когда пріобрѣтенія ставятъ цѣлію свой жизни, земные прибытки ставятъ выше всего, для корысти забываютъ обязанности христіанскія, считая ни во что нарушеніе праздниковъ, опущеніе богослуженія церковнаго и пренебреженіе къ молитвѣ домашней.

Это еще жажда удовольствій, когда не знаютъ ни мѣры, ни времени для нихъ, не разбираютъ свойства ихъ, когда объ удовольствіяхъ только и думаютъ и говорятъ, для нихъ однихъ желаютъ и жить, когда на нихъ употребляютъ большую половину достоянія своего. Вотъ что особенно опасно въ нынѣшнее время. Это-то болѣе другого опасное и должны мы оставить, подражая апостоламъ.

Они, оставивши сѣти и корабль, свободно стали слѣдовать за Христомъ. И мы свободно пойдемъ за Нимъ, если оставимъ всѣ земныя пристрастія. Корабль, освободившійся отъ тяжелаго груза, легко несется по волнамъ морскимъ. Птица, освободившаяся отъ сѣтей птицелова, легко взлетаетъ къ верху. Такъ-же легко къ самому престолу Вседержителя будетъ возлетать нашъ духъ, освободившійся отъ многопопечительности земной и отъ пристрастія къ грѣховнымъ удовольствіямъ. (Сост. по кн. прот. П. Троцкаго: «Поучит. чтенія на каждый день года», т. 1. 216-218 и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). - Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. - М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. - С. 496-498.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png