Становление мировоззрения

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Юность -- решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззрение -- это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение -- не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Первый момент - это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Акцентуации и выбор профессии

Развитие личности и формирование мировоззрения - очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций...

Биография Зигмунда Фрейда

Осенью 1873 года Зигмунд Фрейд, в возрасте семнадцати лет, поступил на медицинский факультет Венского университета...

Влияние мировоззрения на уровень притязаний личности

Гендерные особенности антикриминального мировоззрения учащихся профильных классов

Итак, в нашем опросе принимали участие учащиеся 10 классов: 1. Класс гуманитарного направления ("А") Анкеты заполнили 11 девушек и 5 юношей. 2. Класс технического направления ("Б") Анкеты заполнили 10 девушек и 10 юношей...

Зрелый возраст

Под профессиональным становлением понимается индивидуальный личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор. Основоположник научно - психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф...

История развития и становления психодиагностики в России

История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем...

Мировоззренческие установки у людей с различными стилями питания

Во многих культурах мира термин «мировоззрение» имеет общее лингвистическое значение, является составленным из двух слов «мир» и «зрение» или «взгляд». В немецком языке это «weltanschaunung»...

Мировоззренческие установки у людей с различными стилями питания

Рассматривая понятие «мировоззрения» в научно-психологическом контексте, можно рассмотреть понятия, являющиеся связанными, родовыми, чтобы более точно и определенно понять смысл первого. Так, Д.А. Леонтьев считает, что понятие «образ мира»...

Особенности эмоциональной сферы личности киберспортсменов

Взрывы, летящие снаряды из ракетной установки, протянутые из стороны в сторону, словно линии высоковольтных передач, дуги лучевого ружья, слепящие молнии и громовые раскаты после них, когда электро-пушка в действии. Это не третья мировая война...

Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе

Как уже отмечалось работы З.Фрейда имеют первостепенное значение с точки зрения понимания возникновения религии. В данной главе мы попробуем сделать обзор и систематизировать встречающиеся в разных работах мысли З...

Завоевание средствами массовой коммуникации все более широкой аудитории для источников информации представляет один из важнейших практических результатов информационной и идеологической деятельности государства...

Связь акцентуации характера с выбором будущей профессии старшими школьниками

Развитие личности и формирование мировоззрения -- очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций...

Я-концепция и воспитание

Ананьев выделяет основные стадии в формировании самосознания в связи с развитием предметных действий и общения. На 1-й стадии ребенок отделяет свои действия от предметов своих действий. Это происходит в конце 1-го года жизни...

Задачей развития подросткового и юношеского возраста является формирование мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Самоопределение, осуществление жизненных выборов в профессиональной и идеологической сферах, становление идентичности личности основаны на ориентировке юноши в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека . Ценности и ценностные ориентации определяют направленность и содержание активности личности, сознательное отношение человека к миру и обществу, к самому себе и окружающим людям, порождая смысл и направление деятельности и поведения, позиции личности, ее выборам и поступкам. Большое значение приобретает иерархичность ценностей и ценностных ориентаций. Содержание и структура системы ценностных ориентаций являются сугубо индивидуальной характеристикой личности, однако источник этой системы - общественное сознание и человеческая культура.

Система ценностей проходит длительный путь своего становления и развития в ходе усвоения и присвоения культурно-исторических образцов ценностей в соответствии с потребностями и интересами личности. Содержание ценностной сферы, формирующееся у подростка, может быть очень разнообразным. Трансляция культурного опыта предполагает интериоризацию и присвоение ценностей, их персонализацию и формирование ценностной ориентации личности. Трансляция ценностей может осуществляться на различных уровнях взаимосвязанных социокультурных контекстов: микросистемы, мезосистемы, экзосистемы и макросистемы .

Значительное влияние на формирование ценностной сферы личности оказывают социокультурные детерминанты: идеология, религия, культурные идеалы и нормы, обычаи, традиции, типы хозяйствования и организации производственной общественной деятельности, ментальность.

Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих социальное и моральное поведение человека, служит базой для постановки и решения познавательных, практических и личностных задач. Присвоение культурного опыта происходит не спонтанно, а требует специально организованной деятельности. М. Бахтин отмечал, что культурные ценности являются самоценностями, и "живое сознание" должно приспособиться к ним, утвердить их для себя. Только в таком случае "живое сознание" становится культурным, а культурное становится частью живого

Э. Дюркгейм утверждал, что степень организованности общества может быть определена через уровень "консенсуса ценностей" внутри данного сообщества. Общие ценности определяют стабильность регуляции межличностных отношений и структурируют желания и потребности членов группы. Быстрые нормативные изменения в обществе ведут к разрушению общего "чувства ценностей" и нарушению привычного хода жизни, тем самым создавая индивидуальные формы дезориентации. Внезапное и широкомасштабное разрушение образа жизни приводит к возникновению дисбаланса в обществе и нарушению существующих систем социальной стратификации (Д. Локвуд). С точки зрения Э. Дюркгейма, подобные явления возможны в ситуации идеологической, институциональной и экономической нестабильности, вследствие чего снижается уровень "консенсуса ценностей", нарушается общественное согласие относительно принципа справедливого распределения, развивается "деинституционализация" .

Нарушения ценностного единства общества находят отражение в особенностях ценностного сознания личности в первую очередь в подростковом и юношеском возрастах как наиболее сензитивных к развитию ценностной сферы.

Культурные, социально-экономические и политические особенности общества в значительной степени определяют процесс социализации подростков и формирования ценностно-морального сознания. Влияние таких институтов социализации, как семья, школа, группы сверстников, опосредуется культурными традициями общества. В сравнительном исследовании особенностей личностного развития подростков США и СССР, проведенном в 1970-е гг., У. Бронфенбреннер обнаружил, что система ценностей американских подростков значительно отличается от системы ценностей, принятой в обществе взрослых, в то время как у советских подростков такого разрыва не наблюдается. Общество сверстников скорее обеспечивает усвоение требований и норм взрослых, чем противоречит им .

Однако современное российское общество демонстрирует разрозненность и разобщенность в вопросах ценностей. Г. М. Андреева выделила следующие особенности массового сознания в современном трансформирующемся российском обществе: разрушение прежних устойчивых социально-психологических стереотипов, изменение иерархии ценностей, перестройка образа мира . В силу изменившегося способа общественного производства и образа жизни в массовом сознании произошел отказ от безусловного приоритета коллективистических ценностей, а нередко и их обесценивание в пользу индивидуалистических. Противоречивость состоит в том, что, хотя коллективистические ценности уже перестали быть ведущими, индивидуалистические ценности, противоречащие "коллективистической" природе российского сознания, не были приняты большинством .

Более того, нередко идеи свободы и прав человека приобретают искаженное значение и понимаются как вседозволенность, резко падает уровень правосознания и законопослушности личности. Для российского общества индивидуалистические ценности нередко воспринимаются как ценности, исключающие бескорыстную любовь и заботу, проявления альтруизма .

Это находит отражение в системе ценностей современных подростков.

Исследования структуры ценностей современных подростков достаточно широко представлены в психологии. Ограничения результатов подобных исследований в том, что подросткам предлагается оценить личную значимость ценностей, задаваемых как эталонные, при этом существует риск "оставить за бортом" другие значимые для этого возраста ценности. Приведем примеры исследований ценностей подростков.

В рамках предложенного подхода ценности рассматриваются как убеждения или понятия, связанные с внеситуативным желаемым конечным состоянием или поведением человека, выполняющие функции управления выбором или оценкой линии поведения. В концепции С. Шварца в основе любой ценностной ориентации лежат желаемые внеситуативные цели, различающиеся по степени значимости и побуждающие человека к действию. Система таких целей составляет определенный мотивационный тип. На основании философского и культурологического анализа, результатов психологических исследований ценностной сферы личности, литературы автор выделяет 10 типов ценностной ориентации или мотивационных типов, образующих иерархию в зависимости от личностной значимости. С. Шварцем были выделены следующие ценностные ориентации (мотивационные типы):

  • 1) власть - главной мотивирующей целью является достижение высокого социального статуса, престижа. Стремление к контролю или доминированию над другими людьми и ресурсами в рамках социальной системы;
  • 2) достижение - стремление достигнуть личного успеха в конкретной деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением;
  • 3) гедонизм - в основании данного мотивационного типа лежит чувственная направленность на себя и стремление получить как можно больше удовольствий для себя. Жизнь рассматривается как цепочка наслаждений;
  • 4) стимулирование (полнота жизненных переживаний) - главной целью является наличие новых впечатлений и изменений в жизни. Перемены, частые жизненные выборы обеспечивают необходимое ощущение новизны и возбужденности;
  • 5) саморегуляция (самонаправленность) - данный мотивационный тип предполагает автономность и независимость мыслей и поведения, направленность на создание нового, исследовательский интерес;
  • 6) универсализм - выражает стремление к пониманию и признанию всех других людей, терпимому отношению к ним и заботе об их благополучии. Значимым является не только мир людей, но и мир природы;
  • 7) благосклонность (заботливость) - главной целью является взаимодействие со значимыми для тебя людьми и забота об их благополучии. Контакты осуществляются в первую очередь с теми людьми, с кем человек поддерживает хорошие отношения или находится в постоянном контакте;
  • 8) традиции - мотивационный тип: уважение, принятие, подчинение и поддержка существующих традиций и общих идей в рамках социокультурной и религиозной группы как основа успешного функционирования группы;
  • 9) конформность - главной целью является ограничение действий, импульсов и намерений, причиняющих вред другим или отклоняющихся от социально принятых норм и ожиданий;
  • 10) безопасность - основой данного мотивационного типа является стремление сохранить гармонию и стабильность в обществе, необходимость безопасности человека, семьи и общества.

Выделенные мотивационные типы связаны с определенными формами поведения и, соответственно, находятся друг с другом в динамических отношениях, как противопоставления, так и соответствия. Были выделены две пары противоположных отношений между ценностными ориентациями: ценности сохранения и консерватизма (безопасность, конформность и традиции) противоположны ценностям изменений (саморегуляции и стимулирования); ценности ориентации на других людей и самопреодоления (благосклонность и универсализм) противоположны ценностям ориентации на себя и самовозвышения (гедонизм, достижения и власть).

Исследования, проведенные в,53 странах, включая Россию, обнаружили феномен консенсуса ценностей, подтверждающий панкультурный универсальный характер развития ценностных ориентаций у разных народов. Наиболее значимыми оказываются благосклонность, саморегуляция, универсализм, далее по значимости следуют безопасность, конформность и достижения. Группу менее значимых мотивационных типов составляют гедонизм, стимулирование, а на последнем месте - традиции и власть. Возрастная специфика иерархии ценностей находит отражение лишь в том, что для юношеского возраста (выборка студентов), по сравнению со зрелым возрастом, ценность достижений оказывается более значимой, чем безопасность и конформность (С. Шварц, Е. П. Белинская, В. С. Собкин).

В исследовании особенностей ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте в рамках концепции С. Шварца на материале российских подростков - учащихся московских школ была обнаружена следующая иерархия ценностных ориентаций (от наиболее значимых к наименее значимым): достижения, саморегуляция, благосклонность, безопасность, гедонизм, стимулирование, универсализм, конформность, власть, традиции . Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков и нанкультурного универсального характера развития ценностных ориентаций по Шварцу позволяет увидеть возрастно-психологическую специфику иерархии ценностей подростков. Для российских подростков и юношей наиболее значимой оказалась ценность достижений и социального успеха, далее ценности саморегуляции и благосклонности (заботы о благополучии других), в то время как благосклонность, по данным С. Шварца, оказывается наиболее значимой, а ценность достижений занимает лишь 4-е место в иерархии по результатам исследований, проведенных в 4,5 странах. Следующей по значимости для российских молодых людей оказывается ценность безопасности. Относительно низкое место по значимости в структуре ценностей занимают гедонизм, стимулирование, универсализм, конформность и, наконец, как и в исследованиях С. Шварца, наименее предпочитаемыми оказываются ценности власти и традиций. Таким образом, структура ценностных ориентаций подростковой и юношеской выборок отражает особенности социальных настроений, характерных для современного российского общества, где личный успех зачастую оказывается более значим, чем забота о благе других. Консенсус в отношении ценности саморегуляции, т.е. стремления молодых людей к автономии и независимости в мыслях, поведении, позиции, занимающей ведущее место в иерархии мотивационных типов, связан с решением важнейшей задачи развития этих возрастов - задачи преодоления зависимости и приобретения автономии.

Можно наблюдать определенную динамику изменения ценностных ориентаций от подросткового к юношескому возрасту: есть как сходство, так и различия в структуре ценностных ориентаций. Для обеих возрастных групп наиболее значимым является социальный успех и достижения, а наименее значимым - традиции и власть. Для юношеской группы большее значение имеет ценность саморегуляции: ценности самонаправленности и достижения автономии оказываются почти столь же значимыми, как социальный успех и достижения, а для школьников ценность саморегуляции и автономии занимает более низкую ступень в иерархии ценностей вместе с безопасностью, гедонизмом и стимулированием. Возрастание значимости автономии в юношеском возрасте свидетельствует о том, что личный успех и достижения начинают связываться в сознании юношей и девушек с собственной самостоятельностью, автономией и активностью. Также можно отметить, что с возрастом проявляется большая ориентированность на изменения в противовес ценностям сохранения. Отчасти это можно объяснить недостаточным уровнем развития самостоятельности и компетентности подростков и их тревогой перед социальной нестабильностью и непредсказуемостью мира, что на фоне стремления к новому и перестройки прежней системы отношений сохраняет высокий уровень потребности в безопасности и определенную приверженность консерватизму.

Можно выделить гендерные различия, в которых сочетаются как традиционные маскулинные и фемининные предпочтения ценностей, так и менее ожидаемые. Типичным для женской выборки можно считать большее предпочтение ценностей благосклонности (защита и забота о благополучии людей, с которыми находишься в частых личных контактах). Это обнаруживается в высокой значимости таких инструментальных ценностей, выступающих как характеристики личности (М. Рокич), как помогающий, честный, прощающий, лояльный, ответственный. Ценность безопасности - чувство защищенности, гармонии и стабильности общества, выступающей в высокой значимости защищенности семьи, высокой национальной безопасности, уверенности в социальном порядке, взаимной помощи и значимости людей друг для друга, также вполне предсказуемо оказалась выше у девушек. Интересно, что ценности саморегуляции у девушек оказались более значимы, чем у юношей. Это отражает факт более ранней автономизации личности в подростковом и юношеском возрасте в женской выборке. Возможно, это объясняется более ранним приобретением девушками взрослости в виде внешней и, возможно, интеллектуальной и моральной взрослости (по Д. Б. Эльконину), обусловленной более высокими стандартами и ожиданиями, предъявляемыми обществом к поведению и достижениям девушек. С этим предположением согласуется и большая значимость для девушек ценности стимулирования как стремления к новому, изменениям и переменам в жизни, поиску новых впечатлений. С другой стороны, изменение места женщины в обществе и пересмотр содержания гендерных ролей в пользу более активного участия женщины в производстве и социальной деятельности, изменение семьи как социального института могут рассматриваться как фактор изменения ценностной сферы женщины. Также девушки демонстрируют большую готовность к развитию и изменениям, чем юноши, и приоритетность целей самопреодоления как готовности к заботе и саморазвитию, по сравнению с юношами. Гендерные различия отражают сохранение женской выборкой предпочтения традиционно феминных приоритетов - благосклонности и безопасности наряду с выраженной тенденцией открытости новому опыту саморазвития, т.е. предпочтением саморегуляции и стимулирования.

Таким образом, структура ценностных ориентаций современных российских подростков и юношей отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости благосклонности (заботы о благополучии других людей и общества). Это расходится с моделью универсальной структуры ценностей, предложенной С. Шварцем . Изменение структуры ценностей отражает сдвиг социальных приоритетов в пользу собственного благополучия и индивидуализма против социального интереса (А. Адлер) и коллективизма. Выявленная тенденция обусловлена также недостаточностью опыта общественно-полезной деятельности и участия в социальных молодежных организациях у современных подростков. Таким образом, мы получили свидетельство того, что особенности социальной ситуации развития современных российских подростков обусловливают иерархию ценностных ориентаций личности.

Возрастные особенности ценностной сферы в подростковом и юношеском возрасте связаны с решением важнейшей задачи развития - преодолением зависимости и формированием автономии личности. Возрастание значимости ценности саморегуляции, мотивации изменения и саморазвития составляет характерную тенденцию развития ценностной сферы при переходе от подросткового к юношескому возрасту. Другая тенденция - усиление ценностных противоречий, где индивидуалистическая направленность на личные достижения вступает в противоречие с коллективистической заботой о социальном благополучии. Разрешение указанного

противоречия связано с развитием форм кооперации и сотрудничества личности с другими людьми в значимых видах деятельности.

В исследовании О. А. Тихомандрицкой было показано, что для современных российских подростков наиболее значимыми являются "общечеловеческие" ценности (свобода, здоровье, любовь, дружба) и ценности, связанные с достижением благополучия и осмысленностью собственного существования (насыщенность жизни, осмысленность существования, успех, профессионализм, целеустремленность и др.). Наименее значимыми оказались духовные ценности, ценности конформности и традиций (духовность, благочестие, религиозность, послушание, умеренность, смирение, традиции и др.), а также ценности "власти" (власть, социальная власть). В целом наиболее значимыми для современных старшеклассников являются ценности изменения личности и общества и индивидуалистические ценности, направленные на достижение личных интересов. Менее значимыми явились, соответственно, ценности "сохранения", направленные на стабильность и неизменность общества, и ценности, выражающие интересы группы, общества (коллективистические ценности). Особенности иерархии ценностей отражают, по мнению автора, как собственно возрастные задачи и новообразования ранней юности - самоопределение, становление мировоззрения, так и особенности современного общества - отсутствие стабильности, направленность на изменения, ориентация на и ндивидуализм . Другим примером изучения особенностей ценностной структуры подростков является исследование В. С. Собкина и Н. И. Кузнецовой .

Ценность данного исследования связана с наличием двух замеров, которые проводились в 1991 и 1996 гг. Такая организация исследования позволяет изучить динамику структуры ценностей подростков в разных социокультурных условиях. В 1991 г. к высоко значимым жизненным ценностям подростки отнесли счастливую семейную жизнь (73% испытуемых), достижение материального благополучия (57%) и успешную профессиональную деятельность (49%). К ценностям средней степени значимости - полноценное общение с людьми (34%), развитие своих способностей (25%), воспитание детей (24%). В группе низкозначимых ценностей оказались познание себя (13%), полноценное приобщение к культуре (8%), успешная политическая карьера (3%). Отметим, что для девушек большее значение, чем для юношей, представляют ценности семейной жизни и воспитания детей. Сравнение результатов 1991 и 1996 гг. позволяет выявить динамику изменений представлений о жизненных ценностях: при сохранении общей иерархии ценностей наблюдается снижение частоты выбора многих ценностей. Так, ценность семейной жизни, оставаясь на 1-м месте по частоте выбора, теряет свою значимость с 73% в 1991 г. до 60% в 1996 г., успешная профессиональная деятельность - с 49 до 42%, полноценное общение с людьми - с 34 до 24%, развитие своих способностей - с 25 до 18%. Отметим, что значимость ценности материального благополучия оказывается достаточно стабильной (57% в 1991 г. и 53% в 1996 г.). Наблюдается резкое снижение значения семейной жизни для девушек (с 84% в 1991 г. до 66% в 1996 г.). Таким образом, можно говорить о том, что при сохранении общей иерархии ценностей наблюдается значительное "уплотнение" результатов - подросткам становится сложнее выбрать одну доминирующую ценность.

В рамках кросс-культурных исследований жизненных ценностей было показано, что московские и амстердамские подростки различаются приоритетной ориентацией московских подростков на достижение материального благополучия и семью (домашнее хозяйство и воспитание детей), а голландских подростков - на общение с людьми и выход за рамки внутрисемейного общения .

Различными оказались и ценностные оппозиции (противоречия): для московских подростков значимыми оказалось противопоставление ценностей "политическая карьера - приобщение к культуре" ("политика - культура"), для амстердамских - "социальное достижение - приобщение к духовным ценностям" ("социальность - духовность"), что, по мнению авторов, по сути представляется одним и тем же. Основное различие заключается в высокой значимости ценностной оппозиции "ориентация на саморазвитие - забота о другом" для голландских подростков при ее низкой значимости для российских подростков.

В сравнительном российско-финском исследовании, осуществленном сотрудниками кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, было показано, что наиболее значимыми для финских школьников и менее значимыми для российских являются следующие ценности: помощь страждущим, охрана природы, мир на земле, творчество, близкое общение. И, наоборот, более значимыми для московских и менее значимыми для хельсинских школьников оказались ценности активной, интересной и увлекательной жизни; материального благосостояния; социального одобрения, уважения и восхищения .

Кросс-культурные исследования позволяют выявить не только особенности иерархии ценностей, связанные со спецификой культурных условий, но и общие тенденции развития ценностей, связанные с закономерностями социального развития. Сравнительное исследование Р. Ингельхарта, проведенное им в 1970 и в 1989 гг. в шести европейских странах - Англии, Франции, Германии (ФРГ), Италии, Бельгии, Нидерландах и США, выявило сдвиг приоритетов от материалистических ценностей (физическая и экономическая безопасность, материальное благосостояние) в сторону предпочтения постматериалистических ценностей (самореализация, качество жизни и т.д.). Изменение приоритетов ценностей связывалось автором с ростом благосостояния и объективной экономической безопасностью во всех изучаемых странах.

Немалый интерес представляют данные о зависимости содержания системы ценностей подростков от уровня познавательного развития, в частности, показателей формального интеллекта. Подростки с высоким уровнем формального интеллекта выбирают ценности, ориентированные на долгосрочную перспективу, а также "вечные" ценности, оперирующие теоретическими конструктами, например справедливость, альтруизм. Подростки с низкими показателями формального интеллекта более ориентированы па ценности гедонистического характера, с очевидным общественным одобрением и быстрым вознаграждением .

Ценностные ориентации подростков находят отражение в идеалах, объективирующих эталоны и образцы для саморазвития и выступающих "идеальной формой" развития в данном возрасте, и в мировоззрении, обобщающем картину мира подростка в пристрастной оценочной форме, определяющем место и отношения человека с обществом и природой, предназначение и смысл бытия.

Идеалы в подростковом и юношеском возрасте играют большую роль в развитии самосознания и идентичности личности. Появление идеалов в подростковом возрасте связано с актуализацией проблемы самоопределения, развитием саморефлексии и формированием Я-концепции. Познание себя, своих способностей и возможностей происходит через сопоставление себя с другими. Этим "другим" чаще всего выступают сверстники. Однако и для адекватной самооценки, и для определения задач саморазвития и самовоспитания подросток нуждается в сравнении с образцом, воплощающим желаемые способности и личностные черты, функции которого и выполняет идеал. Часто идеалы подростков - это взрослые люди, равнение па которых позволяет подростку приблизиться к новому желаемому статусу взрослости и реализовать чувство взрослости, о котором писал Д. Б. Эльконин. Идеалом может выступать как конкретный человек или персонаж, так и система обобщенных качеств. Л. И. Божович писала о том, что идеал воплощает определенную систему требований подростка к себе, что оказывает влияние на его отношение к внешним требованиям. Соответствие внешних требований внутреннему идеалу способствует их соблюдению, расхождение требований и идеала снижает готовность подростка выполнять социальные требования . Можно говорить о смыслообразующем характере идеала для подростка, определяющем вектор его развития, деятельность и поведение .

Содержание идеалов подростка зависит от исторических социокультурных условий развития. На макроуровне каждая эпоха, ее время и среда определяет свой идеальный образ человека, выделяя наиболее значимые черты . На микроуровне особенности взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, родителями способствуют формированию идеалов. Содержательно идеальный образ человека для подростка включает в себя характеристики внешности, личностные черты, особенности моделей поведения. Идеальный образ человека может обладать разной степенью дифференцированности: одни характеристики могут быть очень четкими, иногда гипертрофированно выпуклыми, другие - расплывчатыми и колеблющимися. С учетом значимости интимно-личностного общения со сверстниками как ведущего типа деятельности в подростковом возрасте характеристики идеального образа, связанные с коммуникацией со сверстниками, приобретают особо важный характер.

Изменения, происходящие в обществе, приводят к изменению идеалов - на смену одним героям (революционерам, полководцам, путешественникам, первооткрывателям и т.д.) приходят другие (киноактеры, поп-звезды, топ-модели и т.д.) . Например, в 12-13 лет идеалом для подростков в 38% случаев являются зарубежные актеры и киногерои зарубежных фильмов и телесериалов, несколько реже, в 26% случаев, - для старших подростков. Отметим, что образ знаменитых людей прошлого является идеалом современных подростков крайне редко - лишь в 6% случаев . Интересным представляется трансформация образа идеального образа мужчины для молодых людей за последние 20 лет: от образцов ярко выраженной маскулинности (А. Шваценеггер, С. Сталлоне и другие герои боевиков) к образцам, обладающим выраженной феминностью (Шайа Лабаф). Конкретное содержание идеалов связано с многими факторами: социальным окружением, уровнем образования, образования и социоэкономического уровня родителей подростка, особенностями потребностной сферы подростка, его интеллектуальными способностями и т.д. Достаточно часто идеалы подростков, так или иначе, оказываются связаны с фигурами родителей.

В исследовании Б. В. Кайгородова показано, как в возрасте от 10 11 к 14-15 годам происходит трансформация идеала: переход от идеала - конкретного человека или героя к идеалу - обобщенному образу . С возрастом происходит изменение структуры идеала подростков. Первоначально идеал представлен в виде эмоционально окрашенного образа, выступает как пример для подражания, некоторый эталон для оценки других и самого себя. Здесь содержание идеала носит конкретный характер, часто связанный с определенным героем. Важно, что идеал может выполнять функцию приобщения себя к другим людям или социальным группам. В дальнейшем идеал становится регулятором поведения, позволяет оцепить мотивы деятельности, включаясь в устойчивую систему ценностей, интересов, установок личности. Затем идеал выступает интегрирующей основой жизненных отношений личности, ее общим смыслообразующим устремлением. На данной стадии преобладают идеалы обобщенного и конкретизированного типа (Б. В. Кайгородов, О. В. Романова).

Мировоззрение является ядром индивидуального образа мира, важным компонентом личности человека. Мировоззрение представляет собой систему структурированных представлений об окружающем мире, обществе и человеке, а также о закономерностях их сосуществования, где образ окружающего мира связан с внутренним миром человека, его самосознанием, самооценкой и образом "Я". Можно говорить о тесной связи мировоззрения и системы ценностей человека, формирования идеалов, жизненных приоритетов. Важно, что мировоззрение каждого последующего поколения обогащается опытом предыдущих поколений, а также учитывает конкретные общественно-исторические и социально-экономические реалии.

Формирование мировоззрения связано с наличием способности к рефлексии, формальной логике, критическому осмыслению действительности, понятийному мышлению. Это предопределяет позднее появление мировоззрения - в подростковом и юношеском возрасте. Развитие самосознания как одного из центральных новообразований подросткового возраста приводит к ревизии прошлых, зачастую мифологических, детских представлений о мире, воспринятых и усвоенных ранее без должного осознания и критичности.

Интересна модель процесса формирования мировоззрения, представленная в рамках концепции базисных убеждений С. Эпштейна и Р. Янофф-Бульман (1992). Авторы считают, что в ходе развития человека постепенно и по большей части без должного осознания складывается имплицитная система представлений о мире. Эта имплицитная система представлений о мире включает теорию собственного "Я" и теорию окружающего мира, а также представления об отношениях между "Я" и миром. Содержание имплицитной теории реальности определяется пятью базисными убеждениями, представляющими собой когнитивно-эмоциональные иерархически организованные представления и отвечающими основным потребностям человека. Базисные убеждения влияют не только на восприятие и интерпретацию подростком событий окружающего мира, но и являются основой сознательного формирования мировоззрения, целеполагания и принятия решений, осуществления личностных выборов и построения взаимоотношений, приобретая тем самым ключевое значение в развитии личности.

Можно представить позитивные полюса базисных убеждений, наличие которых определяет содержание мировоззрения человека:

  • 1) убеждение в доброжелательности, дружелюбии людей и безопасности окружающего мира. Идея о том, что человек по своей природе добр и в мире больше добра, чем зла; людям можно доверять;
  • 2) убеждение в справедливости окружающего мира, в том, что устройство мира воздает каждому по заслугам - хорошие и плохие события распределяются между людьми по принципу справедливости, награждая достойных и наказывая тех, кто это заслуживает своим поведением;
  • 3) убеждение в собственной значимости, самоценности, происходящее из уверенности в том, что человек достоин уважения и доброго отношения. Характеризуется позитивным самовосприятием и образом "Я" - преобладанием достоинств над недостатками и уверенностью человека в том, что окружающие уважают его и высоко оценивают;
  • 4) убеждение в возможности удачи у благоприятного поворота дел: люди с позитивным мировосприятием чаще, чем другие, считают, что им в жизни сопутствует везение, благосклонность удачи и судьбы, им свойственен оптимизм и чужда позиция жертвы;
  • 5) убеждение в том, что человек - творец своей жизни, что мир упорядочен и подчиняется определенным законам и в силу этого доступен контролю, что человек способен ставить цели и добиваться их достижения, контролировать происходящие с ним события, предотвращать неприятности и несчастья. Случайные события, хотя и возможны, но не играют решающей роли и не определяют жизненного пути человека.

Образ мира как целостное представление о действительности, природе и обществе и месте человека в нем в подростковом возрасте включает базовые компоненты - образ "Я", образ значимых Других, представления о семье, субъективную картину жизненного пути. Развитие образа мира в подростковом возрасте происходит в направлении большей содержательности и реалистичности, образ "Я" становится более содержательным и дифференцированным, расширяется субъективная жизненная перспектива за счет включения помимо личных, социальных планов и перспектив

.

В исследовании И. Буровихиной было обнаружено, что универсальной особенностью представлений о мире современных российских подростков является четкое выделение негативных сторон, устойчивого образа "зла", и позитивных сторон, составляющих "счастье". В ходе возрастного развития представления о мире и семье у подростков становятся более четкими, структурированными и содержательными. Выявлены возрастные особенности картины мира: для младших подростков - это прежде всего семья, в которой отношения определяются взаимной заботой и уважением, а для старших сверстников - дальние жизненные перспективы достижения социальной и личностной зрелости. В восприятии старших подростков, напротив, семья деидеализируется и связывается с отношениями давления, принуждения, зависимости и сплоченности, привязанности между родными людьми. Этот объясняется тем, что задача автономии и сепарации от родителей еще не стала актуальной задачей развития для младших подростков. Учение и общественно-полезная деятельность являются наиболее интересной и значимой деятельностью для младших подростков, а для старшеклассников - самопознание и формирование самостоятельной мировоззренческой позиции .

Развитие системы ценностей, идеалов и мировоззрения составляет необходимую предпосылку формирования гражданской идентичности личности. Формирование гражданской идентичности в подростковом возрасте представляет собой форму личностного самоопределения на основе развития самосознания. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения выделяет формирование гражданской идентичности как ключевую задачу современной образовательной системы . Гражданская идентичность рассматривается как базовая предпосылка развития государственности и гражданского общества. Гражданская идентичность представляет собой осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл . Структура гражданской идентичности включает четыре основных компонента: когнитивный, ценностный, эмоциональной и деятельностный. Когнитивный компонент выступает как знание о принадлежности к данной социальной общности: наличие историко-географического образа о территориях и границах России, истории развития страны; представление о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; сформированное™ социально-критического мышления и способности к ориентации в социальных взаимоотношениях, ориентация в системе моральных норм и ценностей, экологическое сознание и признание высокой ценности жизни во всех ее формах; представление об социально-политическом устройстве государства; знание Конституции России. Ценностный компонент определяет значимость и модальность (позитивное или негативное отношение) осознания личностью принадлежности к социальной общности. Эмоциональный компонент связан с принятием или непринятием гражданской общности в качестве группы членства, переживанием этого факта. Ценностный и эмоциональный аспекты проявляются в любви к Родине, чувстве гордости за страну, гражданском патриотизме; уважении к истории страны, ее культурным и историческим памятникам; эмоционально-позитивном принятии своей этнической идентичности; в уважении и принятии других народов Родины и мира; в готовности к равноправному сотрудничеству; в уважении чести и достоинства личности; доброжелательном отношении к окружающим; уважении ценностей семьи; в любви к природе, оптимизме в восприятии мира, в признании ценности своего здоровья и здоровья окружающих; сформированность потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании; сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Деятельностный компонент связан с выражением гражданской идентичности в форме участия в общественно-политической жизни страны, реализации гражданской позиции в деятельности и поведении. Это находит отражение в участии подростков и юношей в системе школьного самоуправления в пределах возрастных компетенций, в реализации норм, требований и возможностей школьной жизни с позиции ученика; умении вести диалог на основе равноправных отношений и взаимоуважения; в выполнении моральных норм в отношениях; участии в общественной жизни и общественно-полезной деятельности; в умении строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Отвечая самому себе на вопросы "Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?", молодой человек формирует:

1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.п. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции "повышенной подверженности (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) - влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура), даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы. Юношеский возраст представляет собой как бы "третий мир", существующий между детством и взрослостью, т.к. биологически физиологическое и половое созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении еще не самостоятельная взрослая личность. Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "Я". Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

1) открытие своего внутреннего мира;

2) появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, своем будущем, о своих целях.

3) Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические,



4) Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Потребность в душевном понимании и сексуальные желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого-сексолога, "юноша не любит женщину, к которой его сексуально физиологически влечет, и его не влечет сексуально к девушке, которую он любит, у него целомудренное отношение к девушке, вызывающей у него нежные чувства".

53)Новообразования в юношеском возрасте.

Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение (личностное самоопределение, выступает как потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать свое место в обществе, с понять себя и свои возможности).

Выбор профессии - это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л. С. Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональных намерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываются подгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущей профессии.

Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутренних побуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями и сознательно принятыми решениями. Из человека, подчиненного обстоятельствам, они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека, который часто сам создает среду и активно ее преобразует.



Ранняя юность - это период формирования жизненных планов.

Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

Период юности – это период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть, каким быть, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Подавляющее большинство юношей и девушек – это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем определенная часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека. Для ранней юности характерно формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план – это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И. С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены.

Одно из достижений этой ступени – новый уровень развития самосознания: 1) открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; 2) стремление к самопознанию; 3) формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; 4) самоуважение; 5) становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Юность - решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Первый момент – это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Ценностные ориентации

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования (“единицы”) морального сознания - основные его идеи, понятия, “ценностные блоки”, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества.

Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания.

Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью или долгом”.

Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие.

Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности - является существенной характеристикой формирующегося самоопределения. Ф. М. Достоевский писал: «...Множество, множество самых оригинальных русских мальчиков только и делают, что о вековечных вопросах говорят». Помимо того, что эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются - со сверстниками и теми взрослыми, которых они считают заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Р.Гинзбурга, свидетельствует об активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении. В. В. Зеньковский пишет о юности (5, C. 121) : «Это пора выбора пути жизни и составления планов, по преимуществу пора свободы и творческой независимости, пора грандиозных замыслов, ярких утопий, героических решений....

Как часто именно в эту... пору в живом и горячем порыве отдает себя юность на всю жизнь на какой-либо подвиг и остается свободно верной всю жизнь свою ему... В юности достигает полноты субъективного и объективного своего созревания дар свободы». Может быть, юноша приходит к необходимости жить для Бога, в этом случае его духовная жизнь приобретает силу и глубину. Однако существует возможность и другого выбора. По мнению Зеньковского (5, C. 123) : «Возможно даже, что юность в горении сердца и в чистом энтузиазме отдаст себя разрушению религии в мире...». Также может быть сделан выбор жизни, направленной на потребление и на материальную выгоду и т. д. Осуществление выбора таинственно в своей сути, и происходит в самой глубине сущности человека.

А.В. Мудрик писал, что в ранней юности «возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своей жизненной позиции».

Выбор собственного пути осуществляется юношей самостоятельно. В каком-то смысле это может показаться педагогическим фиаско: воспитывали, воспитывали, а он взял и выбрал совсем другое. Однако должное воспитание до юношеского кризиса не проходит бесследно. Юноша, имеющий опыт любви, милосердия, познавший радость ученичества легче выберет и в дальнейшем путь Добра, чем те, которые такой опыт не имеют. А.В. Мудрик писал (7, C. 259) : «Старшеклассник неизбежно сталкивается с вопросами: кто же я сам в этом мире? Каково мое место в нем? Как относится ко мне мир? Как я сам отношусь к миру? Ответ на эти вопросы и составляет существо процесса определения себя в мире. Этот процесс протекает под большим влиянием тех ценностных ориентаций, которые сложились у человека к ранней юности».

Сформулированная главная задача вполне соответствует тому, что ведущей деятельностью юности считается поиск своего места в жизни.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека.

Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяе

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png