Биографический словарь, т. 1-4
(3.12.1877, с. Преслав Бердянского у. Таврической губ. - 26.2.1953, Ленинград), славяновед, обществ. деятель, акад. АН СССР, в ПБ 1924-31, зам. дир. ПБ в 1924-28.
Родился в семье учителя. В 1896 с зол. медалью окончил симферопол. гимназию и поступил в Петерб. ист.-филол. ин-т. Со второго курса перевелся в Нежинский Ист.-филол. ин-т кн. Безбородко, где учился с 1897 по 1900. Учась на 3-м курсе, опубликовал в 1898 свою первую науч. работу "Очерки быта южно-русских болгар". По окончании ин-та преподавал рус. яз. и лит. в батум. гимназии (1900-04). Продолжал заниматься науч. изысканиями, помещая в журн. ст. ист.-лит. и этногр. характера. В 1903 АН командировала Д. в Турцию и Болгарию. Тогда же он был избран чл.-кор. Рус. археол. ин-та в Константинополе. В Болгарии работал в б-ках Софии. С 1904 по 1907 преподавал рус. яз. и лит. в 1-й тифлис. гимназии. В 1905 возглавил О-во нар. ун-тов в Тифлисе, основал 12 школ грамотности для мест. населения.
В 1907 переселился в Петербург. Сдал магистер. экзамены по славяноведению при Петерб. ун-те. В 1909-10 повторно командировался от АН в Болгарию и Бессарабию.
В 1912-17 - приват-доц. Петерб. (Петрогр.) ун-та. В 1916 защитил магистер. дис. "Болгарские колонии в России". Продолжал преподавать в гимназиях (11-й, 6-й и др.) рус. яз. и словесность, был ред. журн. гимназистов 6-й гимназии "Весенние воды". Свой опыт преп., мастера-методиста Д. обобщил в опубл. в 1917 кн. "Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе". В 1917 избран проф. по каф. славяноведения ун-та.
После Окт. революции Д. активно работал по укреплению сред. и высшей школы. Заведовал одной из труд. школ Петрограда, возглавил ряд отд. и комис. Политпросвета Петрогр. губ., являлся активным пропагандистом новой орфографии. В мае 1922 Наркомпрос назначил Д. первым сов. ректором Петрогр. ун-та, каковым он был до мая 1925. Одновременно возглавлял реорганизов. по его инициативе ИЛЯЗВ. Опубликовал ряд ценных работ по разнообразным вопросам филологии в печат. органе Ин-та "Язык и литература". В эти же годы Д. продолжал работать и по истории рус. лит. Им написано немало ст. об А. С. Пушкине, В. Г. Короленко, Н. В. Гоголе, А. И. Герцене, М. Ю. Лермонтове, М. В. Ломоносове и др. Под его ред. вышли в сер. "Материалы по истории русской науки, литературы и общественности" тр.: "Из переписки деятелей Академии наук" (1925), "Письма русских писателей к А. С. Суворину" (1927). Наряду с науч. и пед. работой Д. занимался и обществ. деятельностью. С 1922 по 1928 был депутатом Ленсовета, пред. КУБУ (1923-25), чл. губ. Правления профсоюза работников просвещения (1924-29), Центр. Совета СНР (1925-31), Ленингр. бюро СНР.
После смерти второго зам. дир. РПБ А. И. Браудо (см. т. 1) по представлению дир. Н. Я. Марра Главнаукой 18 дек. 1924 Д. утвержден вторым зам. дир. В его функции входило руководство адм.-хоз. и фин. деятельностью Б-ки. Ему были поручены и чисто библ. вопросы: участие в комплектовании иностр. периодики, выделение краеведч. фондов, наблюдение за славян. фондами, руководство изд. деятельностью Б-ки, руководство производств. совещ., определение статуса Ин-та книговедения после его присоединения к ПБ и др. По необходимости временно замещал дир. Обосновал необходимость орг-ции Отд-ния "Славика", где предлагал собрать изд. на западнославян. и южнославян. яз., напечат. рус. гражд., кирилловским и лат. шрифтами. Правление Б-ки в сент. 1928 поручило Д. организовать это отд-ние; оно было организовано в нач. 1929 во главе с Д. Ввиду сложности работы по орг-ции и зав. Отд-нием с 1 янв. 1929 он освобожден от обязанностей зам. дир. 13 сент. 1930 на основании постановления Комис. по чистке аппарата ПБ Отд-ние "Славика" было ликвидировано. Д. остался работать консультантом ПБ. 18 июля 1931 ввиду предложения АН СССР организовать Ин-т славяноведения подал заявление об освобождении от обязанностей консультанта, но просил оставить право и впредь свободно пользоваться каталогами и доступом в книгохранилище. Освобожден от работы в ПБ с 16 июля 1931.
В 1948 написал предисл. и выступил ред. изд. Б-ки "Болгарская литература: Библиогр. указ." (А. Д. Умикян , В. Шор).
Одновременно с работой в Б-ке Д. с 1925 по 1928 - декан ЯМФАК при Ленингр. ун-те, с 1925 по 1949 - зав. каф. рус. и славян. яз. В 1929 был делегатом Конгресса славян. филологов в Праге. По представлению Н. Я. Марра был избран в 1931 д. чл. АН СССР.
С 1931 по 1934 возглавлял Ин-т славяноведения АН СССР, написал 4 т. "Истории Болгарии" - с древнейших времен до нач. XIX в.
В дни Великой Отеч. войны написал работы по вопросам этнографии славян, молдаван, румын и албанцев. Владел в совершенстве болг. яз. Читал на фр., нем., польск., чеш. и серб. яз. Выступал с лекциями, докл., ст., брошюрами, посв. борьбе с фашизмом. С 1941 по 1949 читал лекции в Моск. ун-те, являясь проф. и зав. каф. славяноведения на филол. фак. В 1942 избран в чл. Президиума АН СССР и Всеславян. к-та. С 1942-49 - пред. Антифашист. к-та сов. ученых.
В 1944 Софийский ун-т присвоил Д. степень д-ра "honoris causa", в 1946 избран почет. чл. Болг. АН, ряда болг. науч. о-в и ин-тов. Города Свиштов и Пловдив избрали его своим почет. гражданином, одна из улиц болг. столицы названа именем акад. Н. С. Державина.
Д.- авт. более 500 работ по истории, археологии, этнографии, палеографии и языкознанию. Большое место занимают работы о рус. яз.
Награжден орденами Станислава 2-й степени, двумя орденами В. И. Ленина, болгарским орденом св. Александра 2-й степени. В 1948 удостоен Сталинской премии 1-й степени за работы "Происхождение русского народа", "Славяне в древности", "Христо Ботев, поэт-революционер".
Похоронен на Литераторских мостках в Петербурге.
Соч.: Расширение Публичной библиотеки // КГ. 1926. 12 нояб. (вечер. вып.); The State public library in Leningrad // Libr. World. 1928. Vol. 30, № 351; La bibliothèque publique de Leningrad // Papyrus. 1928. № 96; Тр. Второй Всерос. конф. науч. б-к: Стеногр. отчет. Л., 1929; Сборник статей и исследований в области славянской филологии. М.; Л., 1941; Племенные и культурные связи болгарского и русского народов. М.; Л., 1944; Происхождение русского народа (великорусского, украинского, белорусского). М., 1944; Славяне в древности: Культ.-ист. очерк. М., 1945; История Болгарии: В 4 т. М.; Л., 1945-48; Христо Ботев, поэт-революционер, 1847-1876. М.; Л., 1948.
Библиогр.: Марр Н. Я. Записки об ученых трудах действительных членов АН СССР по отделению общественных наук, избранных в 1931-1932 годах. Л., 1932; Список статей и исследований по болгароведению // Современник. 1945. № 10; Николай Севастьянович Державин / Сост. Н. М. Асафова; Вступ. ст. П. Н. Беркова. М.; Л., 1949; Библиография трудов Н. С. Державина // Крат. сообщ. Ин-та славяноведения АН СССР. М., 1953. Вып. 2.
Справ.: БСЭ; Булахов.
Лит.:
Торопцев И., Матвеенко В. Н. С. Державин: К 40-летию науч. и пед. деятельности // Ленингр. ун-т. 1939. 8 окт.; Берков П. Н. Акад. Н. С. Державин: К 70-летию со дня рождения и 50-летию науч. деятельности // Вест. Ленингр. ун-та. 1947. № 12; Его же. 70-летие со дня рождения и 50-летие научной деятельности академика Н. С. Державина // Славяне. 1947. № 12; Бернштейн С. Б. Акад. Н. С. Державин: (К 70-летию со дня рождения) // Докл. и сообщ. филол. фак. Моск. ун-та. 1948. Вып. 6; Чествование акад. Н. С. Державина // Вест. АН СССР. 1948. № 4; Разумовская Л. Полвека научной деятельности: Юбилей акад. Н. С. Державина // Ленингр. ун-т. 1948. 14 янв.; Семья замечательных // Б-рь. 1964. № 1; Тищенко М. Н. Ленинградские библиотекари в Институте книговедения (1920-1933 гг.) // Библиотеки Петербурга-Петрограда-Ленинграда. СПб., 1993.
История ПБ; ПБ в печати. 1988, 1996.
Арх.: ОР РНБ. Ф. 1028 (совм.); ПФА РАН. Ф. 827; Арх. РНБ. Пр. и расп. 1924-31; ЦГАЛИ СПб. Ф. 97, оп. 1, д. 251, 332.
Иконогр.: Николай Севастьянович Державин / Сост. Н. М. Асафова.
Родился я 15 мая 1962 года в семье священника, и вся моя жизнь, с самого раннего детства до сегодняшнего дня связана с Церковью.Мой отец, будучи рукоположен в священники, был направлен в самую глубинку России на один из сельских приходов Самарской епархии. Мама, коренная ленинградка, разумеется поехала с ним. У них родилось одиннадцать детей. Отец 40 лет прослужил на различных деревенских приходах. Я и мои старшие брат и сестра появились на свет в доме, где не было даже света и воды. Так что жизнь российской деревни мне известна не понаслышке. [Все дети в последствии связали свою жизнь с Православной Церковью. Братья Николая Ивановича стали священниками, сёстры - матушками].
В то время на Церковь оказывалось сильное административное давление - закрывались семинарии, храмы, монастыри. Папу часто вызывали в школу на собеседования: за то, что родители воспитывали детей в церковном духе, власти угрожали им лишением родительских прав. Тем не менее, мы выстояли.
Все дети, с самого раннего возраста регулярно ходили в храм и принимали участие в богослужении: мальчики помогали папе в алтаре, девочки пели в церковном хоре. И это служение, начавшееся чуть ли не с рождения, продолжается и сейчас - все мои братья приняли священнический сан и служат в различных епархиях России; все сестры замужем за священниками.
После смерти моего папы, протоиерея Иоанна, мама приняла монашеский постриг и продолжает свое церковное служение. Сейчас наше большое семейство, состоящее из 79 человек ближайших родственников, возглавляет бабушка. Ей 92 года. Пережив блокаду, она продолжает жить в Санкт-Петербурге. У нее трое детей, 16 внуков, 39 правнуков и 3 праправнука.
Сам я, после школы и Педагогического училища в г. Тольятти (художественно-графическое отделение), окончил Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) Духовную Семинарию, а затем и Академию. Там же защитил диссертацию и стал кандидатом богословия. Был оставлен в Академии профессорским стипендиатом, а через год назначен преподавателем в семинарии.
Еще учась в Академии, я стал помощником тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. Когда в 1990 году Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал его патриархом, он предложил мне стать его референтом, и я с благодарностью принял предложение.
В 1991 году начал работать на телевидении. На Рождество должна была состояться первая в нашей стране прямая трансляция богослужения из Богоявленского кафедрального собора Москвы. Патриарх благословил меня принять участие в этом новом деле. С тех пор, вот уже 12 лет я комментирую все трансляции патриарших богослужений.
[С 1991 года - президент информационного Православного телевизионного агентства (ИПТА). Сейчас Николай Державин - ведущий еженедельной телепрограммы "Православная энциклопедия", ведущий фильмов нового цикла "Ставропигиальные монастыри", которые рассказывают об истории, святынях, подвижниках и святых четырнадцати ставропигиальных монастырей].
Моя жена по образованию музыкант, работает музыкальным редактором в программе "Православная энциклопедия". Дочь заканчивает Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.
В декабре 2003 г. выдвигался в Госдуму от Народной партии РФ. Не прошел в Думу, поскольку Народная партия не сумела преодолеть 5-ти процентный барьер.
См.: http://www.derzhavin.ru/about/biography.php, http://www.tvc.ru/about/derjavin.html,
http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=13509
19.10.2003, Фото: nagradanaroda.ru
Николай Державин известен широкой аудитории как бессменный ведущий программы "Православная энциклопедия", "Ставропигиальные монастыри России", а также ранее существовавших официозных православных программ и передач на ТВ.
Родился в Самарской области в многодетной семье священника, имел 10 родных братьев и сестер. Все братья Николая Ивановича стали священниками, а сёстры - жёнами священнослужителей.
После окончания средней школы Н. Державин поступил в Педагогическое училище, на художественно-географическое отделение. Поступать во советское время в высшие учебные заведения поповские дети не смели. Среднее специальное образование было удобной нишей для того, чтобы скоротать время перед поступлением в духовную семинарию. После поступления в Ленинградскую духовную семинарию церковный рост Державина выглядит вполне благополучно: академия, защита диссертации и присвоение степени кандидата богословия, профессорская стипендия и, наконец, должность преподавателя в семинарии – высшее признание "профпригодности".
Годы учёбы в академии стали для Н. Державина временем знакомства и начала работы с нынешним Патриархом Алексием, в то время – митрополитом Ленинградским и Новгородским, предопределив жизненный путь Державина.
После избрания на патриарший престол в 1990 г. Алексий предложил Державину стать его референтом, перебраться в Москву, вскоре поручил ему комментировать первую трансляцию патриаршего богослужения по ТВ.
Н. Державин известен близкими связями с генеральным продюсером телеканала "Московия" Андреем Писаревым и Владимиром Желонкиным – генеральным деректором ЗАО "Московия". В апреле 2001 года возник скандал в связи с проникновением в прессу информации о том, что двое вышеупомянутых деятелей вкупе с Державиным занимались реализацией "благословений" Патриарха на коммерческой основе. Они якобы брались за изготовление благословенных грамот, а также любых писем от имени Патриарха Московского и всея Руси. В зависимости от характера и содержания "документов" цены колебались от $ 1000 до $ 25 000.
Желонкин, Писарев и Державин сыграли специфическую роль в судьбе Православного информационного телевизионного агентства (ПИТА) – дочернего предприятия Московской патриархии. На протяжении 1996-99 гг. ПИТА, руководителями которой были Державин, Писарев и Желонкин, брало деньги с телеканалов и коммерческих структур за съёмки пасхальных и рождественских богослужений с участием Патриарха. Расценки на услуги агентства поражали воображение: только в 1998 году неформальная прибыль ПИТА составила $ 750 000. Не бедствовали и отцы-основатели православного телевидения: достаточно сказать, что бурная деятельность агентства позволила скромному референту Патриарха Державину приобрести квартиру на Донской улице в Москве стоимостью $ 150 000, а г-ну Писареву – квартиру стоимостью $ 200 000 в Потаповском переулке.
Тем не менее, в 1999 году Православное информационное телевизионное агентство фактически было объявлено банкротом – одни лишь долги ПИТА по зарплате составили почти $ 180 000. Погашать задолженность Желонкин, Писарев и Державин отказались: одной из сотрудниц ПИТА, которая перенесла голодный обморок, новоявленный генпродюсер "Московии", как ревностный христианин, саркастично заметил: "А кому сейчас легко?" В результате, несколько десятков сотрудников Православного агентства подали в суд иски о взыскании долгов по зарплате, и чтобы не погашать их, православные информаторы зарегистрировали новую, альтернативную структуру – Информационное агентство Русской Православной Церкви (ИА РПЦ), каковое возглавляли с марта 1999 г. и до самого пришествия на "Московию".
Следует заметить, что отношения создателей ПИТА с иерархами РПЦ МП также временами оставляли желать лучшего: Желонкин и его коллеги приложили немало усилий к дискредитации главы Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополита Кирилла, который считается одним из потенциальных преемников Патриарха Алексия II. А Андрей Писарев был уличён Церковью в том, что регулярно пользовался услугами колдунов и экстрасенсов некоего ООО "Мирослава", что категорически запрещено православным христианам.
Выход в политику Державина выглядит не столь уж необычным: с некоторого времени он принимает на себя некоторые почетные представительские функции Патриарха - например, вручение церковных орденов или участие в открытии памятников.
Редакция ПРАВМИРа от всего сердца поздравляет Николая Ивановича Державина с юбилеем и в день его 50-летия желает ему сил, радости и помощи Божией во всех начинаниях!
С Николаем Ивановичем Державиным мы все знакомы заочно. Именно он – практически бессменно комментирует все трансляции рождественских и пасхальных богослужений. Благодаря его комментариям люди по всей стране и за рубежом смогли впервые открыть для себя богослужение Русской Православной Церкви. Недаром почти во всех статьях о нем говорят: «Известен в каждом доме».
Уникальная и его семья, где детей родилось одиннадцать человек, и все связали свою жизнь с Церковью.
Получить согласие Николая Ивановича на интервью оказалось делом непростым, но вот я .
Николай Иванович Державин Родился 15 мая 1962 г. в с. Мало–Ишуткино Исаклинского района Куйбышевской области. В 1988 г. окончил Ленинградскую духовную академию, в 2003 г. – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «правовое обеспечение государственного и муниципального управления».
С 1991 г. – продюсер и комментатор телевизионных трансляций Рождественских и Пасхальных богослужений, ведущий телепрограмм «Ортодокс» и «Православная энциклопедия» (ТВЦ), автор и ведущий телевизионного цикла «Монастыри Русской Православной Церкви».
Референт Святейшего Патриарха Алексия II.
Старший референт референтуры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
– Николай Иванович, расскажите о Вашем профессиональном пути. У вас удивительная семья, все пошли по духовной линии…
– Родился я в священнической семье в 1962 году, где было 11 детей. Современнику трудно понять, что это было за время. Родителям пришлось нелегко, но они не просто подарили нам жизнь, а еще и смогли воспитать всех детей в духе исконных традиций православия, с детских лет дали возможность напитаться церковной жизнью во всей полноте. Семейный уклад жизни был полностью подчинен православному церковному календарю: если совершалось богослужение, то все от мала до велика, даже грудные дети, были в храме. Эта жизнь была очень непростой, но насыщенной и содержательной. И если что-то в моей жизни есть ценного, то истоки этого – в Церкви и в семье.
Памятны папины именины: все идем на литургию, затем служим молебен и поем «Многая лета», потом возвращаемся домой и садимся за общий большой стол. Пасха, Рождество – это особые праздники, и уже само их ожидание было невероятно сильным детским переживанием. Были и трудности: мы жили во враждебно настроенном окружении, на нас смотрели как людей, которые мешают строить светлое будущее, как на непонятный пережиток прошлого, и это чувствовалось всегда.
Папа мой был человеком очень мужественным, горячо верующим, бескомпромиссным. По его благословению все дети участвовали в богослужении: пели на клиросе, мы со старшим братом помогали в алтаре: кадило подавать, со свечами выходить, а по законодательству это было запрещено. Отцу было непросто отстаивать право воспитывать нас в церковном духе. Со стороны власть предержащих порой даже звучали угрозы лишить папу и маму родительских прав, но они все равно считали, что дети должны быть воцерковленными.
Будучи сам человеком ревностным и преданным Церкви, папа и нам старался передать эти черты, воспитывая в готовности, если будет нужно, даже пострадать за веру. Мы видели пример искренней любви к Церкви и стояния за Правду Божию. Это нас закаляло и объединяло не только кровно, но и духовно, заложило фундамент взаимоотношений на всю последующую жизнь.
– Как воспринимали дети конфликт, который происходит между тем, что весь класс октябрята или пионеры, а вот ты почему-то нет? – Мне никогда не хотелось быть пионером, участвовать в такой идеологически окрашенной жизни. Мы понимали, что есть правда Божия, есть Церковь, есть Истина, а есть люди, которые, может быть не по своей вине, оказались сбиты с истинного пути. Их ведь так тоже воспитывали, целая система работала. Между прочим, другие дети тоже тянулись к Церкви, приходили на службу, а потом в школе их ругали и говорили: как же так?! Ну ладно, они – дети священника, а вы – пионеры, как вы могли пойти на службу?!
– Все младшие Державины связали свою жизнь с церковью?
– Да, все – теперь уже многие мои племянники – служат в той или иной форме – в сане или мирянами.
– А что было главным, решающим моментом, который помог преодолеть, избежать подростковых кризисов веры?
– Ни у меня, ни у моих братьев или сестер не было такой проблемы вообще. Может быть, это связанно с тем, что мы с детства понимали, что за свою веру нужно бороться, ее нужно отстаивать. Настрой был боевой. У нас была заведена практика домашнего чтения: садились и вслух читали жития святых. Мы выросли на этих примерах.
В библиотеке, помимо классики, было немало творений святых отцов, литературы духовно-нравственного содержания, подшивка дореволюционного журнала «Нива», была и запрещенная литература, перепечатанная на машинке, мы даже сами кое-что перепечатывали и делились со своими близкими друзьями.
Под руководством мамы часто проводили спевки, разучивали новые церковные песнопения, канты и колядки, готовили Рождественские постановки, праздничные столы, выпускали стенгазету «Домашний вестник».
Папа ловил по радиоприемнику «вражьи голоса», несмотря на то, что они глушились, и мы по воскресеньям слушали из Лондона. Я помню его голос и характерную интонацию с детства. В Санкт-Петербурге, когда я уже учился в семинарии, Владыка был гостем духовных школ и я его, наконец, увидел. Подойдя к нему под благословение, не мог не сказать: «Владыка, большое спасибо, я вырос на ваших передачах».
– Как складывалась Ваша жизнь после школы?
После школы я учился в педагогическом училище на художественно-графическом отделении, а потом уже поступил в семинарию, затем – в академию, потом был оставлен профессорским стипендиатом при Академии, год преподавал «Историю Русской Православной Церкви» в Санкт-Петербургской семинарии, а потом оказался в Москве.
– В Москву вы приехали работать к Патриарху Алексию. А как вы с ним познакомились?
– В 1986 г. митрополит Алексий был назначен на Ленинградскую кафедру, я учился тогда в Академии на втором курсе. Первый раз я увидел его в 1985 г., когда он, председатель Учебного комитета, приезжал в Академию защищать докторскую – большую работу по истории православия в Эстонии. Защита была публичной, в актовом зале, его все слушали, затаив дыхание.
В 1986 г. владыка Алексий стал правящим архиереем Ленинградской митрополии, а меня тогда уже привлекали к работе по линии отдела внешних церковных связей. Помню очень хорошо праздник тысячелетия крещения Руси в 1988 г. – тогда же я закончил академию. Мне представилась возможность принять посильное участие в организации юбилейных торжеств, это было совершенно удивительно, все было впервые.
Трансляция интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Комментирует трансляцию Николай Державин
Сегодня накоплен большой опыт сотрудничества со светскими СМИ, достаточно продолжительный, и очень хорошо, что сейчас есть Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви, который, с одной стороны, формирует повестку дня, с другой – решает стратегические задачи. Патриарх Кирилл прекрасно понимает, что СМИ – это большие возможности, и очень эффективно их использует.
– А как вы относитесь к участию священника в ток-шоу?
– Мне кажется, важно понимать контекст. Ток-шоу ток-шоу рознь. Если есть возможность свидетельства о Церкви, о правде Божией, о Христе, то я бы отнесся положительно. Другое дело, скажем, есть такие ток-шоу, где, не то что церковные, обычные представления о такте попираются. Не секрет, что на некоторых ток-шоу вообще никого невозможно услышать. Это превращается в какой-то общий шум, всплеск эмоций и ругань. Выступление представителей Церкви по телевидению не всегда удачно. Либо формат не тот, либо контекст, либо не так монтируют.
Бывает, самое важное, что сказал священнослужитель – вырезается, а берется что-то второстепенное, и повлиять на это невозможно. В этом смысле лучше прямой эфир, чем программа в записи. Иногда из выступления остаются какие-то обрывки и кроме недоумения это ничего не вызывает. Человек не виноват в том, что в результате монтажа осталось что-то невнятное.
Я возлагаю большие надежды на Синодальный информационный отдел РПЦ, и мне кажется, можно было бы сейчас многое сделать силами людей-профессионалов, по-настоящему воцерковленных.
Нам не следует тиражировать только православный лубок: юбки до пят, платочки, хороводы, куличи и яйца. Церковь же не этнографический музей. Нужно говорить о сути веры, о ее созидающей, жизнеутверждающей и преображающей силе. С другой стороны, необходимо использовать возможности, которые предоставляются обществом. И если есть интерес к мнению Церкви, то отвечать на него надо.
Конечно, я боюсь, чтобы участие священнослужителей не превратилось в такой дежурный набор ток-шоу – позвать и тех, и этих, и священников. Каждый раз нужно обговаривать, кто будет, что за тема передачи, какая цель.
Нужно свидетельствовать словом. Но какова мера ответственности за каждое слово! В Евангелии сказано: “За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда” (Мф. 12, 36). А здесь слово, сила которого увеличивается в миллионы раз. Как оно отзовется в сердцах телезрителей?
– Совсем отказаться от рассказа об обрядах?
– Нет, мы никогда не уйдем от обрядовой стороны. Обряд – это средство выражения религиозного чувства. Важно проникнутся тем, что обряжается. В чем суть веры, что это чувство дает человеку, как оно влияет на его образ жизни, на его мысли, на его мировосприятие, отношение к людям – вот что является главным. Гармонично сопрягая и то и другое, можно достичь результата и результата благодатного!
– Спасибо большое Вам за рассказ!
Творческий коллектив портала “Православие и мир” сердечно поздравляет Николая Державина с 50-летием. Многая и благая Вам лета, Николай Иванович!
__________________________________________
Некоторые фильмы и программы Н.И. Державина
Из цикла “Ставропигиальные Монастыри России ”
Известный советский ученый, талантливый историк и филолог, академик.
Николай Севастьянович Державин родился 3-го декабря 1877-го года в одном из селений Украины, в Запорожье. Местечко, где рос будущий академик, было населено болгарами-переселенцами. Неудивительно, что с самых ранних лет любознательный Николай интересовался особенностями болгарского языка и болгарской культуры.
В свое время Державин окончил симферопольскую гимназию, а после отправился в Петербург, где продолжил обучение. Через некоторое время Николай поступил в Институт Истории и Филологии в Нежине, учебу в котором завершил в 1900-ом году. Мысль о том, чтобы купить диплом о высшем образовании в то время никому в голову не приходила. Будущие деятели науки стремились к истинным знаниям. Их главными целями становились ВУЗы, аспирантура и дальнейшее – пожизненное – образование. Увы, в настоящее время дела обстоят иначе и для многих понятие «купить диплом» является обыденным.
Николай Державин оказался действительно талантливым. Он быстро достиг вершин, удостоившись в 1917-ом году профессорского звания. В начале двадцатых годов он возглавил Университет Петрограда, а в 1925-ом году стал руководителем филологической кафедры (славянского отделения).
В тридцатые годы Николай Державин работал в ИФЛИ города Ленинграда, а после Великой Отечественной войны вновь стал во главе кафедры славянской филологии Ленинградского Государственного Университета.
Изучение славянских языков, а также следование теории Н. Я. Марра, которая называлась «новым учением о языке», во все времена являлись для Державина основным родом деятельности. После ухода Марра из жизни Николай стал ярым его последователем, и даже умудрился снискать славу «одного из самых дремучих марристов». Несмотря ни на что, Державин страстно отстаивал собственные взгляды, поддерживал Марра и, в некоторой степени благодаря этому, значительно продвинулся по служебной лестнице – возглавил Институт славяноведения АН СССР.
В основе особо значимых трудов Николая Державина всегда оставалась болгаристика, которую академик изучал вплоть до самой смерти (26-го февраля 1953-го года). При жизни ученый был неоднократно награжден, в том числе Сталинской премией.
Несмотря на некоторые перегибы и, быть может, ошибки, вклад Державина в развитие славяноведения является существенным.
В настоящее время работам академика уделяется внимание и в ВУЗах, и в аспирантуре – на кафедрах славянской филологии.